Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
  • Главная
  • Малыши
  • Кормление
  • Упражнения
  • Питание
  • Как научить
  • Уход
  • Советы психолога
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Семья никитиных: Опыт воспитания в семье Никитиных — Википедия – Дети Никитиных о себе | САЙТ СЕМЬИ НИКИТИНЫХ

Posted on 23.05.202007.02.2020

Содержание

  • Опыт воспитания в семье Никитиных — Википедия
    • Современная пресса о семье Никитиных[править | править код]
  • Кто такие Никитины? | САЙТ СЕМЬИ НИКИТИНЫХ
  • чего добились дети из знаменитой семьи, Раннее развитие детей – “Навигатор Образования”
    • В чем сущность «Методики Никитиных»
    • Чего добились и кем стали дети Бориса и Лены
      • Алексей, 58 лет, проживает в Лондоне, инженер-консультант по разработке электроники.
      • Антон, 57 лет, проживает в Подмосковье, зам. начальника производственного отделения.
      • Ольга, 55 лет, проживает в г. Королев, зам. руководителя юридической службы в крупной компании.
      • Анна, 53 года, проживает в г. Королев, логистик в международной транспортной компании.
      • Юлия, 51 год, проживает в Подмосковье, работает журналистом в пресс-службе крупного предприятия.
      • Иван, 48 лет, проживает в пос. Большево Московской обл., занимается операторской и режиссерской деятельностью на телевидении.
      • Любовь, 46 лет, проживает в г. Королев, домохозяйка.
    • Подведем итог
  • Что стало с детьми педагогов Никитиных?
  • Большая семья | САЙТ СЕМЬИ НИКИТИНЫХ
  • Последователи и ученики | САЙТ СЕМЬИ НИКИТИНЫХ
  • Любовь и система (2000 г.)

Опыт воспитания в семье Никитиных — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Опыт воспитания в семье Никитиных — взгляды, принципы и подходы к воспитанию детей педагогов Бориса Павловича Никитина и Лены Алексеевны Никитиной, выработанные ими в своей семье с семью детьми. Список книг, написанных Никитиными, смотрите в статье «Б. П. Никитин», там же приводится список развивающих игр, разработанных Никитиными[1][2]. Никитины сформулировали и практически подтвердили ряд гипотез, относящихся к условиям формирования творческих способностей человека.

Опыт активно популяризировался Б. П. Никитиным, вызвал большой общественный интерес в советском обществе 60-х — 80-х годов[3], а также в Германии (ФРГ), Японии и других странах. В дом Никитиных приходили сотни посетителей[4]. Книги Никитиных с 1963 по 2009 гг были выпущены общим тиражом более 7 млн экземпляров и переведены на 10 языков.

Воспитание «по Никитиным» связано с большой самоотдачей и сознательностью родителей. Сами Никитины считали, что оно опирается на три основных принципа

[5]:

  • создание благоприятных условий для физического и умственного развития детей (в том числе легкая одежда и спортивная обстановка в доме, множество развивающих пособий и игр),
  • свобода творчества детей в занятиях,
  • родительское неравнодушие.

Принципы Никитиных перекликаются с педагогикой сотрудничества, отчасти связаны с идеями А. С. Макаренко. Эти принципы — результаты осмысления Никитиными практики жизни с детьми в собственной семье.

Сами дети Никитиных считают, что подход к воспитанию, предложенный их родителями, значительно облегчает совместную жизнь взрослых и детей в семье, делает её полнее и интереснее, даёт детям отличный «старт» для дальнейшего роста[6][7].

Особенность раннего развития по Никитиным — начало развития младенца со времени вступления родителей в брак, зачатия, родов. Авторы утверждали: чем раньше начнётся активное развитие, тем лучше.

Никитиными были разработаны методики воспитания и развивающие игры[1][2]. Эти игры популяризируются до сих пор разными авторами[8][9][10]. Семья активно использовала спортивные тренажеры и весьма радикальную систему закаливания, якобы позволяющую свести к минимуму различные простудные заболевания у детей, а если дети заболевали — обходиться без лекарств[11][нет в источнике]. Борисом и Леной были написаны множество книг.

Б. П. Никитиным был введён термин НУВЭРС[12] (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей) — гипотеза, утверждающая, что с годами человек утрачивает способности к развитию (см. также: теория сензитивных периодов Монтессори[13], зона ближайшего развития Выготского). Эффективное развитие утрачивается безвозвратно. Существует определённое время и определённые условия для наиболее эффективного развития. У каждого человека они свои. Мерой НУВЭРС можно считать асинхронат — разрыв во времени между «моментом» созревания и началом развития. Согласно Никитину, основные способности закладываются в раннем дошкольном возрасте.

После выхода первой книги «Правы ли мы?» (1963 год) «методы Никитиных» были подвергнуты критике как отклонение от педагогических и медицинских норм[14]. Право Никитиных на свой подход в педагогике поддержал А. А. Ляпунов[3]. Положительную оценку дали Н. А. Амосов[15], И. А. Аршавский[16]. Регулярно проводимые медицинские исследования не обнаруживали отклонений от нормы в здоровье детей Никитиных[17].

Беседы с выросшими детьми Никитиных, состоявшиеся в 1988 году, были подробно описаны в книге немецкой журналистки Марианны Бутеншён[18]. Спустя 12 лет, уже после смерти Бориса Павловича Никитина, русский перевод этой книги был использован, в сильно искаженном виде, в публикации, представленной как свежее интервью 2000 года, без ссылки на первоисточник и реальные даты

[19]. В результате в сети стали появляться критические сообщения о семье Никитиных, ссылающиеся или опирающиеся на эту публикацию[11][20]. Однако серьезной критики опыта от специалистов так и не последовало. В 2011 году появился сайт семьи Никитиных, убеждающий в том, что дети Никитиных позитивно оценивают опыт своих родителей и активно развивают сложившиеся традиции в собственных семьях[6].

Уделяя большое внимание интеллектуальному развитию, Б. П. Никитин отдавал детей в школу сразу в старшие классы, или переводил из класса в класс с опережением. Все дети действительно почти не испытывали проблем с учебой как таковой, однако разница в возрасте (от 1 до 3 лет) создавала сильное психологическое напряжение и негативно сказывалась на общении с одноклассниками. Дополнительное давление создавала нараставшая слава семьи. Пятеро детей ушли в средние учебные заведения после 8 класса, двое — после 10 класса (пятеро закончили их с красными дипломами). В высших учебных заведениях дети учились уже со сверстниками. Из младших Никитиных никто своих детей не отправлял в школу раньше

[6].

  • «Правы ли мы?», 1965 г.
  • «Никитины», 1975 г.
  • «День в семье Никитиных»[21] 1969 г., 2 ч. (н-п). О воспитании детей в семье.
  • «Самый долгий экзамен», 1977 г.

Современная пресса о семье Никитиных[править | править код]

Библиографию см. в статье «Б. П. Никитин».

  1. ↑ 1 2 Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. Архивировано 7 мая 2012 года.(6-е изд.) М.: Педагогика, 2009.
  2. ↑ 1 2 Информация об играх на сайте Никитиных
  3. ↑ 1 2 Ляпунов А. А., Ю. И. Соколовский Будет ли изучен опыт Никитиных // Литературная газета, 1970, 30 сентября; Ляпунов А. А.
    Педагогический эксперимент абсолютно необходим
    // За науку в Сибири, 1971, 20 января. — см. в сборнике Алексей Андреевич Ляпунов. Редакторы-составители Н. А. Ляпунова, Я. И. Фет, Новосибирск: НИЦ ОИГГМ СО РАН, 2001, стр. 205—212
  4. ↑ Сайт Никитиных/Про нас/Дом-аквариум
  5. ↑ Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. — М., 1989, стр. 146, глава «Что мы считаем важным»
  6. ↑ 1 2 3 Дети Никитиных о себе. 2011—2013 годы.
  7. ↑ [1] Ермакова Анна. Меня не тянуло на улицу. //Планета семья. № 6(14) (9 июня 2004)
  8. ↑ Лена Данилова. Новый взгляд на игры Никитиных. Нева. 2003. ISBN 5-7654-3137-2 (о книге)
  9. ↑ Развивающие игры на сайте Лены Даниловой
  10. ↑ Развивающие игры Никитиных выпускает фирма ветеранов Афганистана ОКСВА (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 марта 2013. Архивировано 16 марта 2013 года.
  11. ↑ 1 2 Ася Штейн Б. П. Никитин: Дон Кихот семейной педагогики // Интернет-магазин «Умный ребенок».
  12. ↑ Б. П. Никитин, «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей» // сб. «Социологические и экономические проблемы образования». Новосибирск, «Наука», 1969, с. 78-124
  13. ↑ Поиск литературы по теме «Сравнительная характеристика методик раннего развития детей до 3х лет: Никитины, Монтессори, Штайнер» Российская национальная библиотека, 2010-04-26
  14. ↑ Т. Снегирева. Осторожно, детство! // Литературная газета, 1970, 14 января.
  15. ↑ Амосов Н. М. Здоровье и счастье ребёнка // Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. — М.; Донецк, 2002
  16. ↑ Аршавский И. А. Ваш малыш может не болеть. — М.: Советский спорт, 1990.
  17. ↑ Работа медицинской комиссии показана на 9-10-й минутах фильма «Никитины», 1975 г.: «Врачи каждый раз говорят, что (здоровье) в пределах нормы»
  18. ↑ Nikitin/Butenschon: Die Nikitin-Kinder sind erwachsen. Ein russisches Erziehungsmodell auf dem Prufstand. Kiepenheuer & Witsch, Koln 1990
  19. ↑ С.Самоделова. Любовь и система. «Московский комсомолец» № 49 за 3 марта 2000 г. и реакция на статью
  20. ↑ «Журналисты о семье Никитиных» // Ребёнок 007 — введение, защищающее Никитиных от журналистской агрессии, заканчивается словами: «Как же можно оболгать целую семью читайте в оригинале статьи ниже …», далее приводится статья С. Самоделовой
  21. ↑ Архив фильмов семьи Никитиных: ещё был фильм «Один день в семье Никитиных» (фильм был отдан из архива семьи в студию Останкино и … боимся, что утерян, но надежда ещё не угасла)

Кто такие Никитины? | САЙТ СЕМЬИ НИКИТИНЫХ

Семья Никитиных и семья Хилтунен долгое время поддерживали самые дружеские отношения. Талантливый журналист, Хил, как его все называли, в 70-80-е гг много писал о Никитиных, благодаря чему в представлении читателей «Комсомольской правды» и других популярных изданий был сформирован очень привлекательный образ нашей семьи, а опыт Б.П. и Л.А. получил, что называется, «самое широкое распространение».

Борис Павлович был очень благодарен за это Хилтунену и «КП». Но мы, размещая сегодня статью 30-летней давности, должны сказать вот что. Валерий, как человек увлекающийся, все-таки создал из Никитиных некий «художественный образ» идеальной семьи будущего — который, безусловно, был близок и дорог ему еще и потому, что отвечал его собственным убеждениям. Например, по нашим воспоминаниям, именно Хил начал использовать словосочетание «система воспитания», хотя системы, в нашем понимании, никогда не было – был собственный образ жизни.

        В статьях Хилтунена о нашей семье, и в этом конкретном очерке нет неправды. Но из всей правды отобрано самое приятное, положительное, замечательное, обаятельное —  сухой остаток из плюсов. Такой образ семьи Никитиных долгое время и жил в представлении многих людей. Но жизнь гораздо богаче и разнообразнее любого художественного образа.

            Валерий Хилтунен    Культура и Жизнь 7/79 

        Кто такие Никитины?

Борис Павлович Никитин, глава этого знаменитого семейства, по образованию инженер. Между делом подсчитал: если года два назад число посетителей было около 500 в год, то в нынешнем (а он еще не закончился) порог никитинского дома переступило уже 832 человека.

Что же притягивает людей со всех концов страны сюда, в подмосковный поселок Болшево?

У  Никитиных семеро детей: три сына и четыре дочери. Это уже и само по себе интересно – ведь в среднем каждая советская семья имеет двух-трех ребят. Но Никитины интересны тем, что создали совершенно уникальную  систему воспитания детей в семье.

Споры вокруг этой семьи начались сразу же после того, как на полках магазинов появилась их первая книга «Правы  ли мы?». Всё в ней было странно:  и непривычные рекомендации, и фотографии – обнаженные, босые дети, бегающие по снегу. Ох уж эти босые ноги на снегу! – они стали притчей во языцех с  «легкой руки» тех  журналистов, которые не потрудившись разобраться в существе опыта Никитиных, просто выплеснули на читателей свое удивление. А удивляться в этой семье есть  чему.

Раннее утро. Вдруг в потолке открывается люк, и прямо по железному шесту из спальной комнаты вниз скользят Алексей, Антон, Оля, Аня, Юля, Ваня, Люба – все семеро. Вместо привычной гимнастической зарядки – настоящие акробатические упражнения (благо в доме есть все необходимые спортивные снаряды). И в разных концах дома их ждет работа. В большой комнате ребята постарше возятся с машинами. Правда, «возятся» — не совсем то слово. Стены увешаны таблицами, схемами, есть большая доска, на которой можно рисовать, писать мелом. Пианино всегда открыто, то и дело кто-нибудь из ребят подсаживается поиграть. Стоят пишущие машинки. В домашней химической лаборатории слышится какое-то шипение. А вот телевизор особой популярностью не пользуется. На семейном совете анализируется телепрограмма на ближайшую неделю,  красным карандашом подчеркиваются названия тех передач, которые стоит смотреть.

Мне посчастливилось присутствовать однажды на большом семейном совете, когда старший сын выбирал профессию. На это важное совещание были приглашены из разных городов друзья семьи – специалисты в самых разных областях знаний. Выбор шел отнюдь не по принципу «Какая профессия престижнее?» или «Где я больше буду получать?». Разговор вели о тех первоочередных проблемах, которые стоят перед человечеством, и о том, чем он, Алешка, мог бы быть наиболее полезным человечеству в решении этих проблем.

Здесь верят в возможности ребенка. Когда семилетний Иван отправился в школу, за ним увязалась и Люба, пятилетняя сестренка: «Я тоже хочу в школу!» — «Ну хочешь так хочешь. Попробуй». Попробовала. Теперь успешно учится в третьем классе,  на два года моложе одноклассников.

У Никитиных не делают трагедии из-за того, что ребенок вовремя не ложится спать. Никто не станет уговаривать за обедом: «Ну, скушай еще ложечку». Порой кажется, что родителям и вовсе дела нет до ребятишек. Да и то сказать – мать семерых детей никогда не бросала работы. Отец тоже постоянно занят. Петуха в доме нет, всех будит стук пишущей машинки Бориса Павловича.

В Советском Союзе немало семей, которые достигли интересных результатов в воспитании детей. Только ведь многие считают, что это все сугубо семейное дело. Не так  у Никитиных. Они полагают, что нечестно это – умолчать о том, что может существенно облегчить жизнь родителей, а детям помочь расти более крепкими, здоровыми. Вот строчки из рецензии на одну из новых книг Бориса Никитина: «… это – одна из лучших книг для родителей, которые мне приходилось держать в руках… Часть их методики доведена до такого состояния, что может быть перенята буквально всеми. Педагогика предоставления возможностей».

Надо сказать, что такое обнародование своих семейных секретов не всегда приносило Никитиным пироги и пышки. Иногда наоборот – они получали синяки да шишки, причем довольно увесистые. И ладно бы только соседи негодовали. Да и какой сердобольной мамаше не станет дурно, когда она увидит, как неразумный отец в холодный день поливает из лейки малышку или, и того лучше, взгромоздится верхом на шестилетнего сына, а тот катает его по улице. Правда, сам-то сын почему-то при этом улыбается.

В каждом из ребят очень развито стремление анализировать результаты своей деятельности – в труде, спорте, учении – и совершенствовать их. И все они не перестают радоваться успехам друг друга, помогать. Без трогательной опеки старших ребят над малышами вряд ли что получилось бы. Никитины считают, что положение, когда детей окружают только ровесники – в детских садах, школах – неблагоприятно влияет на их развитие и даже противоестественно. Иное дело – свободное общение самых разных возрастов. Так в дружной семье Никитиных. В химической лаборатории и Антон, студент Московского государственного университета, и третьеклассник Иван. Обоим интересно.

О семье Никитиных знают не только многие в нашей стране, но и за рубежом. Например, выпущен сборник основных работ Никитиных в Кёльне. О них снято четыре документальных фильма, последний из них получил на всесоюзном фестивале первую премию.

Есть у Никитиных и противники, и восторженные сторонники. Некоторые идеи Никитиных получают широкое одобрение и реализацию, например, уже готов проект того спортивного комплекса снарядов, который можно установить даже в городской квартире.

По мнению известного советского академика Николая Амосова, у всех детей в семье Никитиных, основное качество интеллекта – не «натасканность»,  а «смышленость». Они не столько «эрудиты», сколько «решатели проблем». Они очень самостоятельны, уровень социализации высокий. Дети Никитиных почти избавились от простудных заболеваний – этой «чумы ХХ века». У ребятишек  стройные, спортивного склада фигуры, хорошее сердце и здоровые внутренние органы. Они ловки, выносливы, сильны физически (отрывают от земли груз, в два, а то и три раза превышающий их собственный вес). В школе почти все дети Никитиных обгоняли сверстников на два, три, четыре года. Антон закончил десять классов специальной математической школы, когда ему было всего 13 лет. Кстати, в эту школу он ездил, как говорится, за тридевять земель – программы более близких школ были для него слишком простыми. Дети Никитиных и интеллектуально развиты намного лучше сверстников. Уже с  7-9 лет  они выполняют упражнения для взрослых, показывая коэффициент интеллектуальности от 90 до 110 – результат, который едва набирает половина взрослых. А в 12-13 лет их коэффициент составляет 140 и даже 150. Они очень деятельны, любознательны, неутомимы и жизнерадостны. А если учесть, что эти дети росли в многодетной семье с довольно скромным достатком, где и отец и мать всегда работали и не имели какого-то дополнительного времени для занятий с детьми, тут уж и вовсе стоит  задуматься…

Даже сложный  период подросткового возраста проходит у них без особых трудностей и пресловутых конфликтов со взрослыми. Весь семейный уклад способствует этому. Дети удивительно самостоятельны. Их не одергивают: «Этого нельзя, туда не ходи…». В этом доме вроде бы можно всё. Можно привязать раскладушку к самому потолку и раскачиваться на ней, играя в космический полет. Можно устраивать взрывы в химической лаборатории. Но, как в старых крестьянских семьях, слово матери здесь закон для всех. И когда папа работает, ему не положено мешать.

Взрослые уважают  нравы детей, но и дети не садятся взрослым на голову. Быт организован очень демократично. Все покупки делаются по очереди. Значит, нужно рассчитать, что и сколько купить в магазине, благополучно донести до дому бидоны с молоком, хлеб, овощи. А это совсем непростая задача, если знать, что, кроме десяти постоянных обитателей ( мама, папа, дети, дедушка), этот хлебосольный дом привечает еще и множество гостей, которые живут здесь кто день, кто неделю, а кто и месяц. Приезжает мать с маленькой дочкой: «Не знаю, что и делать. Дочь все время болеет. Может быть, хоть вы чем-то поможете». Или родители умоляют взять на «перевоспитание» подростка – единственного их сына, который совершенно не умнеет общаться ни с ровесниками, ни со взрослыми.

Да и сами Никитины много думают над тем, как передать свой опыт в руки возможно большего числа родителей. Разработали портативный «Комплект развивающих игр», который       умещается в легком ящике размером 410Х320Х120 мм. В ящике восемь игр и 475 рисунков-заданий к играм. Игры эти очень разнообразны по содержанию и назначению. Они развивают зрительную память, математическое мышление, пространственное воображение, аналитико-синтетические, комбинаторские, конструктивные и другие способности. Они нужны для того, чтобы поднять интеллектуальные возможности каждого ребенка. Задача, согласитесь, первостепенной важности. Но Никитины только за такие и берутся.

В 1969 году была опубликована статья Бориса Никитина «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей». Именно там прозвучало необычное сокращение – НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей.

Издательство «Знание» выпустило книгу Никитиных «Ступеньки творчества, или развивающие игры». Она помогает мамам и папам лучше понять собственного ребенка, подготовить его к успешному обучению в школе, а главное, учит  доброй манере играть с малышом, делать общение с ним приятным и полезным занятием. Еще одна книга Никитиных – «Первый день, первый год» рассказала  читателям о том, что, оказывается, можно совершенно избежать болезней у самых маленьких.

Скоро выйдет новая книга Никитиных – «Мы и дети». Предисловие к ней написал академик Амосов.

Авторы уверены, что система раннего, а вернее, своевременного и разностороннего развития детей (укрепление их здоровья, повышение интеллектуальных возможностей) поможет преодолеть многие трудности воспитания в наш сложный век  урбанизации и научно-технической революции.

чего добились дети из знаменитой семьи, Раннее развитие детей – “Навигатор Образования”

Сегодня можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной Никитиными, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

Советские педагоги Борис и Лена Никитины стали известны благодаря тому, что своих семерых детей воспитывали по особой методике – «системе раннего разностороннего развития детей». В 60-80-е годы семья Никитиных вызывала интерес, как в советском обществе, так и за рубежом. Книги Бориса и Лены выпускались миллионными тиражами и переводились на многие языки, а их опыт перенимался другими семьями.

Педагогическое сообщество двояко относилось к их методике: одни выступали с критикой, говоря, что подход Никитиных неприемлем из-за отклонений от педагогических и медицинских норм; другие отмечали ряд положительных качеств, которые приобретают дети, воспитываемые таким образом.

Сегодня, спустя более 50-ти лет, можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

В чем сущность «Методики Никитиных»

В первую очередь «воспитание по Никитиным» требует от родителей максимальной самоотдачи и самосознания. Оно основывается на 3-х основных принципах:

  • создание максимально благоприятных условий для умственного и физического развития детей;
  • все занятия предполагают свободу творчества детей;
  • родительское неравнодушие.

»Раннее развитие по Никитиным» предполагает начало развития ребенка еще до его рождения. У Б. Никитина была гипотеза, что в каждом человеке с рождения заложены определенные способности к развитию, которые с возрастом утрачиваются безвозвратно. Поэтому родители должны способствовать активному всестороннему развитию ребенка с его ранних лет.

Совместно Борис и Лена разработали авторскую методику воспитания Никитиных и множество развивающих игр («Сложи узор», «Уникуб», «Обезьянка» и пр.), которые и сегодня популяризируются некоторыми педагогами. Кроме этих самодельных игр, развивающая среда включала в себя книги, карты, кубики, конструкторы и мастерскую. При этом воспитание и обучение не было навязчивым – дети были вольны в выборе занятий и последовательности их выполнения.

Раннее физическое развитие включало в себя раннее ползание, плавание, хождение и гимнастику. Маленькие Никитины обходились без манежей и ходунков, при этом всегда имели большую свободу передвижений. Члены семьи активно использовали спортивные тренажеры и прибегали к довольно радикальной системе закаливания, что должно было свести к минимуму возникновение у детей простудных заболеваний. Если все же кто-то заболевал, старались обходиться без лекарств.

Все это подкреплялось доброжелательной атмосферой в семье – обязательным компонентом методики раннего развития детей по Никитиным.

Чего добились и кем стали дети Бориса и Лены

Алексей, 58 лет, проживает в Лондоне, инженер-консультант по разработке электроники.

По образованию учитель физики и астрономии. Алексей отмечает, что на выбор профессии сильно повлияло наличие мастерской в доме.

Старший ребенок в семье Никитиных с ранних лет был самостоятельным, что всегда поощрялось родителями. Он отмечает, что очень благодарен за воспитание, которое дали ему родители. Благодаря этому имеет хорошее физическое здоровье и психологическую устойчивость.

У Алексея двое взрослых детей, также получивших высшее образование, и работающих в крупных лондонских компаниях. Главное, что перешло в его семью от родителей – взаимоуважение и дружелюбная атмосфера.

Антон, 57 лет, проживает в Подмосковье, зам. начальника производственного отделения.

В 1982 году окончил Химический факультет МГУ. После Антона позвали в аспирантуру, но работа над диссертацией у него не задалась, и он пошел работать на химический завод.

Антон считает, что ненавязчивость родительского воспитания позволила ему стать успешным химиком. Они поддержали его заинтересованность таблицей Менделеева, и к четырем годам Антон уже знал ее наизусть.

У него двое детей, при воспитании которых он часто обращался к опыту своих родителей, хотя кое-что все же пришлось пропустить, например, «перескакивание» нескольких классов в школе.

Ольга, 55 лет, проживает в г. Королев, зам. руководителя юридической службы в крупной компании.

С отличием окончила Московское педагогическое училище по направлению «Организация делопроизводства» и поступила на юрфак МГУ.

Общая атмосфера в доме и родительская «методика раннего развития«, по мнению самой Ольги, способствовали ее успехам в учебе, и в дальнейшей работе по специальности. Сюда относится умение быстро читать, хорошая память, превосходное восприятие действительности, а также стремление доводить начатое до конца.

Ольга тоже отмечает свое хорошее здоровье и умение ценить близких людей, чем она и обязана своим родителям.

При воспитании своих двух дочерей Ольга переняла многое из опыта Бориса и Лены. В частности, это здоровый образ жизни, чтение до школы и развивающие занятия. Ну и, конечно же, большое внимание она уделяла совместной работе по дому и поездкам за город.

Анна, 53 года, проживает в г. Королев, логистик в международной транспортной компании.

Обучалась в Московском медицинском училище № 3 по специальности «детская медсестра». Окончила его с красным дипломом. Работала в нескольких больницах и в школьном медицинском кабинете.

»Раннее развитие«, по мнению Анны, положительно отразилось на ее жизни. Она гордится своими многочисленными навыками и умениями: вязание, шитье, плетение бисером, стрижка волос, выпечка, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов и песен.

Анна – мать четверых детей. В свою семью она попыталась привнести все лучшее из опыта своих родителей: раннее самообслуживание и забота о других, совместные игры и походы, движение и спортивные игры, хождение босиком, участие детей в домашних делах, раннее обучение чтению и письму.

Юлия, 51 год, проживает в Подмосковье, работает журналистом в пресс-службе крупного предприятия.

Окончила Журналистский факультет Московского института культуры. Профессия журналиста была своеобразной детской мечтой – Юлия с детства любила писать и общаться с людьми.

Домашний багаж знаний позволил ей без труда обучаться в школе. Юлия не жалуется на здоровье и имеет хорошее физическое развитие. До института она без дополнительных тренировок принимала участие в соревнованиях по легкой атлетике.

У Юлии две дочери. Из опыта родителей переняла раннее прикладывание к груди, любовь к физкультуре (в доме имеются спортивные снаряды), закаливание, ходьбу босиком, раннее чтение и пр.

Иван, 48 лет, проживает в пос. Большево Московской обл., занимается операторской и режиссерской деятельностью на телевидении.

Обучался в Калининградском механическом техникуме (окончил с красным дипломом) и получил образование в сфере радио- и телевещания.

В детстве Иван много времени проводил в мастерской, интересовался техникой. Считает, что именно благодаря «раннему развитию» он обладает техническим творчеством.

У Ивана пятеро детей.

Любовь, 46 лет, проживает в г. Королев, домохозяйка.

Обучалась в Московском библиотечном техникуме, после чего несколько лет проработала в разных библиотеках. Вышла замуж и с тех пор занимается сугубо семьей.

Самое главное, что дали ей родители – крепкое здоровье и умение относиться к детям и всем домашним делам не как к каторге, а просто как к жизни, во всем ее многообразии.

Любовь – мать десятерых детей. Дома и во дворе у нее все ходят босиком, дети много двигаются, рано начали читать и все делают вместе.

Внуки Никитиных

Подведем итог

Все семеро детей из знаменитого семейства нашли свое место под солнцем. Каждый из них обзавелся собственной семьей, имеет детей, а некоторые – уже и внуков.

Почти все Никитины имеют высшее образование, и сегодня большинство из них обеспечены хорошей работой в крупных компаниях.

Подход своих родителей в собственных семьях они реализуют лишь отчасти. В особенности это касается ведения здорового образа жизни и сохранения хороших взаимоотношений в семье.

Единственное, от чего отказались абсолютно все дети Никитиных, это «перескакивание» через несколько классов в школе. Они хорошо помнят, как им было сложно в социальном и адаптационном плане, поэтому их дети проходили все образовательные ступени.

Источники изображений: via-midgard.info, domrebenok.ru, nikitiny.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Что стало с детьми педагогов Никитиных?

Алексей, самый старший из семерых детей Никитиных, с детства отличался независимым характером. Собственно говоря, именно самостоятельности его сызмальства и учили папа с мамой. С полутора лет он сам себя обслуживал, надевал штанишки, подтирал за собой лужи всевозможного происхождения, ловко помогал матери накрывать на стол, не проливая при этом ни капли из чашек. Если ему хотелось попробовать на ощупь нож или на вкус кирпич, папа сохранял стоическое спокойствие — жизненный опыт дорого стоит. — Над старшим, мы, конечно, больше всего фокусничали, — доверительно рассказывает мне родоначальница большого и дружного семейства Лена Алексеевна Никитина. Мы уютно расположились за столом во дворе их деревянного дома в подмосковном Болшеве. Рядом, несмотря на вечернюю прохладу, носятся смешные босоногие и чумазые голопузики — внуки и внучки. Кое-кто посапывает в коляске. Комары! И пахнет сосной! — Алеша в четырнадцать лет ушел жить к бабушкам. По сути — он от нас удрал. Это мы уже пото-ом, когда набрались ума-разума, поняли с отцом, что совершили глупость, отпустив его, — продолжает Лена Алексеевна. — Алексей рано повзрослел, стал чужеватым в семье. В 18 лет он женился, а потом и вовсе уехал жить в Лондон. Отец очень гордился, что Алеша ТАМ и не пропадает. Он прекрасный электронщик. А я расстраивалась. Для меня непонятно, как это — уехать из России. Но это не значит, что я плохо отношусь к сыну или Алексей плохо относится к семье. «Мы не растили здоровячков. Мы просто жили» Когда я готовилась стать мамой, я, как и все ответственные будущие родители, изучила книжки Никитиных. Кое-что из их опыта взяла на вооружение. Например, потребовала ребенка к груди, как только он родился. И от чепчиков мы тоже отказались. Но пятками по сугробам стучать вместе с дитятком я так и не осмелилась. — Ты же берешь в руки снежки? И что? — подзадоривает меня, пытаясь объяснить свои детские ощущения, предпоследний ребенок Никитиных, теперь уже сам дважды папа, Иван. — Так и босиком по снегу ходить — дело привычки. Лена Алексеевна подхватывает: — Нам приписывают, что мы якобы открыли методику раннего разностороннего развития детей. Но мы ничего не открывали! Мы так жили. Наш папа до 80 лет выбирал самый длинный маршрут до станции, чтобы удовольствия ради пробежаться трусцой. Сам не мог пройти мимо перекладины — обязательно подтянется, и все наши дети и внуки с малых лет такие же. У всех народов в принципе была эта самая методика раннего развития. Монголы, например, ребенка, который еще и ходить-то не ходил, уже сажали на коня. А как было в русской крестьянской семье? Ребенок рождался, подрастал и уже в пять-шесть лет и пол в избе мел, и печку топил. Ребенок жил, наблюдая за взрослыми, за природой. А главная опасность нынешней моды на раннее образование (не развитие!) как раз в том, что в итоге получаются книжные, неумелые, неслышащие и невидящие настоящей жизни люди. Кто кем стал Второй сын Антон стал талантливым химиком. Окончил химфак МГУ, руководит лабораторией. Он был любимцем отца и его надеждой. И хоть всех детей Борис Павлович любил, но у всякой любви свой привкус… После Антона родились три девочки. Оля, старшая дочка, работает юристом, заведует отделом Московской регистрационной палаты. Другая дочка, Аня, — медсестра и мама четверых детишек. Ане много пришлось нянчиться с младшими. Бывало дедушка, отец Бориса Павловича, говорил: «Вот ей надоест возиться с маленькими, она своих не захочет». А вышло все наоборот. Юля — менеджер по туризму. Именно ей пришла однажды шаловливая мысль повесить объявление на станции, мол, кто хочет встретить Новый год в необычной обстановке, приходите по такому-то адресу… К полуночи к никитинскому дому подвалила веселая толпа незнакомых людей, человек девяносто, и все в масках! Лена Алексеевна всю ночь переживала — лишь бы дом не спалили… Предпоследний ребенок в семье — Иван. На нем меньше всего экспериментировали. Например, читать в три года его не учили. И, наверное, потому он единственный сейчас не носит очков. Иван — бизнесмен и отец двоих детей — трехлетнего Пали (Павлика) и двухмесячного Бориса. Я у него спросила, не стремится ли он тоже к большой семье. И услышала: — Дело не в количестве детей, а в том, насколько твой дух передался твоему сыну и твоим внукам. Если твой ребенок, так же, как ты когда-то, захотел иметь детей благодаря твоему отцу, значит, в твоей жизни был смысл. А вообще я не давал бы, как наши родители, детям слишком много свободы… Люба, самая младшая и сама многодетная, растит своих пятерых. Материнство — ее профессия и призвание. И почти все Никитины (теперь уже не только Никитины, а и невестки, зятья) живут в старом отцовском доме. Когда я спросила, сколько людей одновременно живет под крышей болшевского дома, никто точно не смог ответить… О порядочности Лена Алексеевна не думала, что когда-нибудь станет многодетной матерью. Посмеивается, мол, это мне с Борисом Павловичем повезло. С ним не страшно было иметь хоть десяток ребятишек. Довольна ли она тем, как все сложилось в ее судьбе и в судьбах ее детей? — У нас не было цели вырастить знаменитых людей, эрудитов. Все мои дети — нормальные здоровые люди. А знаменитостей сейчас и без них много. Зато порядочных людей мало. За своих я спокойна: никто из них никогда не сделает подлости и не въедет в рай за чужой счет. Знаете определение «порядочности» по В. Далю? Это «когда человек поступает так, как должно». Отрезанный ломоть Алексей, старший сын Никитиных, сейчас живет в Лондоне и с родными практически не общается Алексей Никитин, сославшись на суперзанятость, назначил мне встречу на Тоттенхэм корт роуд (улице, где наши соотечественники «отовариваются» техникой) — он там собирался подыскивать детали к компьютеру. Хотелось посмотреть на дом и семью старшего сына Никитиных, но на безрыбье… И вот мы в пабе. Худой, в очках, с бородкой. Поношенная курточка, рюкзачок на плече, видавшие виды кроссовки. Зажатый, нервно ерзает на стуле. Когда я спросил по телефону, жива ли его мать, Алексей пробормотал: «Вроде бы». Сейчас продолжаю разговор: — Твой отец умер два года назад. А с мамой, братьями и сестрами общаешься? — Практически нет. Алексей учился в Московском педагогическом. Потом преподавал в школе физику. У жены, которая старше на 10 лет, «есть английские корни», и с 1991 года супруги в Лондоне. Он сменил с десяток мест, где жил и трудился. На сегодняшний день — электронный дизайнер в небольшой компании. Ему 42 года. С деньгами напряг. — Зубы стали совсем никудышными, а лечить их не в состоянии, — жалуется он. — Что делать? Ждать, пока выпадут… Лишь на один вопрос Алексей отвечает ясно, как его воспитывали родители: — Еще с внутриутробного возраста они развивали в нас творческое начало. Никакого насильственного внедрения! Впрочем, у них на него не было времени: пойди управься с семерыми детьми! — У тебя двое детей. Ты воспитываешь детей по такой же схеме? — Старшая Наташа учится в Эссекском университете, ей 21 год. Александру — 16. А о схеме трудно сказать. — Почему? Вопрос остается без ответа. Алексей долго и явно заученными фразами рассуждал только на одну тему — о системе воспитания в его подмосковной семье. Вероятно, потому, что несколько раз пытался издать в Англии книги отца и тогда без устали агитировал за них. Теперь, правда, бросил это занятие. Во-первых, ничего не пристроил. А во-вторых, после смерти Никитина-старшего уже не получишь никакого вознаграждения, все авторские права на книги перешли к матери. Она же, насколько я понял, делиться с сыном не будет. Отрезанный ломоть? Похоже… Михаил ОЗЕРОВ. Лондон. ИЗ ДОСЬЕ «КП» КТО ТАКИЕ НИКИТИНЫ? Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины — педагоги и многодетные родители. В 60 — 70-е годы они прославились тем, что воспитывали своих семерых детей по необычной методике, которую специалисты окрестили «системой раннего и разностороннего развития детей» (РРР). Несколько изданий выдержали книги Никитиных-старших: «Правы ли мы?», «Мы и наши дети». Ребята у них бегали по дому (и по снегу) босиком и в одних трусиках, грудные малыши спали на террасе без всяких пеленок-распашонок — и болели раз в 10 меньше сверстников. Папа смастерил мини-«стадионы», дети качались на кольцах и турниках, лазали по канатам, прыгали на батуте, носились на «гигантских шагах»… Академик Н. М. Амосов в отзыве на доклад Никитиных в Академию педнаук написал об их детях: «Основное качество их интеллекта не натасканность, а смышленость. Они не столько эрудиты, сколько решатели проблем».

Большая семья | САЙТ СЕМЬИ НИКИТИНЫХ

Из семерых детей Никитиных трое, обзаведясь собственными семьями, стали многодетными (у остальных — по двое детей).  Большая семья – не каждому родителю по силам. Плотность жизни, событий, переживаний, необходимость принятия решений и самоотдача повышаются многократно.

Главное: любовь и доверие друг к другу – самый важный закон в любой семье, из двух человек она состоит, или из сорока двух.

У многодетных Никитиных второго поколения получилась «большая семья» в квадрате.  Сразу четыре семьи живут в двух больших домах в Болшево, неподалеку друг от друга. А кто не живет в Болшевских домах, частенько наезжает погостить – и конечно, не один, а со своими детьми. Так что в нашем случае большая семья – не только «многодетность», а плюс многочисленные двоюродные братья-сестры, тёти-дяди, бабушки-дедушки, племянники, внуки…

И с одной стороны, это здорово. Когда дети маленькие – это множество событий, творческая и веселая атмосфера в доме, это задействование всех сторон личностей взрослых на 200 процентов, это возможности что-то вместе создавать, творить, помогать друг другу. Идет постоянный обмен опытом, разнообразие отношений становится настоящим «тренингом», вынуждающим меняться – расти! – каждому. Попутно снимаются вопросы посещения яслей, детсада, иногда и школы, становятся ненужными больничные листы… А взрослые братья и сестры – это взаимопомощь и  поддержка, это родное плечо рядом, что бы ни случилось.  

С другой стороны, в большой семье резко возрастает необходимость в более четкой организации времени и пространства для каждого, даже самого маленького, члена семьи, а многие обычные проблемы встают куда острее. Решение этих проблем порой становится задачей на всю жизнь… Мы готовы узнавать о вашем опыте и делиться своим.

А объединяют и укрепляют семью, как мы считаем, в первую очередь семейные традиции, общие дела и праздники.

Нам бы  хотелось говорить на следующие темы:

 А еще здесь открываем «Бабушкин уголок».

Лена Алексеевна, наша бабушка Лена («сама Мудрость», как назвал ее один из внуков на своей свадьбе) будет делиться своими размышлениями, наблюдениями, предупреждениями, советами… Кстати, она считает пестование семьи наиглавнейшей – приоритетной! – государственной задачей.

 Сказ об Иване, Помнящем Родство

Рубрику ведут Анна Мокшева и  Александра Коптева

Последователи и ученики | САЙТ СЕМЬИ НИКИТИНЫХ

 

           Название этой рубрики вызвало у создателей сайта серьезные споры. Б.П. любил и использовал эти слова, Л.А. ставит серьезность данных обозначений под сомнение, некоторым членам семьи оно кажется неточным. Так что, возможно, название рубрики поменяется 🙂

Здесь будут публиковаться архивные письма, написанные в адрес Никитиных; фотографии, подаренные семье Никитиных; материалы о семейных клубах и многодетных семьях, так или иначе связывающих свою жизнь и деятельность с опытом Никитиных. По понятным причинам мы не называем фамилии и не указываем адреса.

И очень просим откликнуться всех, кто бывал в доме Никитиных в 60-е, 70-е, 80-е годы и позже, приходил на встречи с Б.П. и Л.А, писал им и получал от них письма, следовал их примеру и рекомендациям.

Лене Алексеевне и нам очень важно узнать, как сложилась Ваша жизнь и жизнь Ваших детей, что принесло Вам увлечение опытом Никитиных – какие плюсы и какие минусы? Если Вы согласны на упоминание ваших фамилий и адресов, пожалуйста, сообщите нам об этом.

Пишите нам на адрес: [email protected]

«Воспитание ребёнка — это не тяжёлая ноша, а радостное время общесемейного творчества». От семьи Мироновых к 100-летнему юбилею Б.П. Никитина.

Для начала выкладываем одно из многочисленных писем, хранящихся в нашем архиве.

Письмо Светланы Г., Хабаровский край.

28.12.80 г. 

На фотографии Аля Г. (10 месяцев) со своим другом Дюком загорают на берегу Амура. Лето 1979.

Уважаемые Лена Алексеевна и Борис Павлович!

Мы давно получили вашу бандероль с кубиками и главой «Сложи узор».

Кое-как сами сделали кубики, к сожалению, даже без помощи папы. Когда кубики были готовы, в первое время старшая дочь (8 лет) с удовольствием занималась несколько дней. Сложила около 30 узоров и запнулась на одном из них. После этого интерес к ним утух на несколько месяцев.

Младшая дочь любит заниматься с кубиками, но пока ей еще трудно построить аккуратный поезд (не корявый) и подобрать ребра одного цвета. Но мне кажется, у них интерес более слабый к этим играм, во всяком случае я ожидала большего. Очевидно мне самой нужно было чаще участвовать в играх с ними. Теперь у меня большая надежда на декретный отпуск, когда мы будем больше бывать с ними.

Вашу главу и узоры-задания мы вам вышлем видимо только к весне. Они еще продолжают (к сожалению,  очень медленно) размножаться и копироваться по всевозможным родственникам, друзьям и знакомым, не только в нашем Красном.

Я думаю, вы нам простите такую длительную задержку. Во искупление своей вины, а также в качестве подарка к Новому году мы с детьми решили послать вам скромные сувениры. Книгу с повестями о любимом нами Дальнем Востоке. Особенно нам понравилась повесть А.Максимова «Чудаки с Улики» об очень интересной женщине. Советуем вам её прочесть. Сейчас даже в наших северных районах таких людей мало встречается.

Посылаем вам крохотные камни, нижнеамурские самоцветы. Посылаем, а сами опасаемся: вдруг кто-либо из ваших детей, а не дай Бог девочек, «заболеет» камнями… Один из них побольше – друза черного кварца – мориона; второй маленький кристаллик – аметист фиолетового цвета.

К сожалению, нет возможности послать большую посылку – у нас запрещен прием посылок, а то бы мы вам крупных камней послали, вы бы ахнули. Этими минералами-самоцветами занимается здесь Московская экспедиция «Дальнекварцсамоцветы».

Еще один маленький сувенир: у нас была небольшая гирлянда из японских журавликов, подарок японских детей. Посылаем вам. Посмотрите, может у вас такие получатся из цветной бумаги. Правда, пока наша бандероль дойдет, Новый год кончится. Но, может, на следующий год пригодится. Легенду об этих журавликах вы, конечно, знаете, писать не будем.

Еще хочется поблагодарить за вашу книгу. Мне очень помогли ваши советы по борьбе с диатезом, да и вообще с болезнями. Мои дети живут всю зиму при t +12-18  в квартире, почти не болеют. Жару в средней Азии переносили очень легко, и всё благодаря вашей брошюрке, которая случайно попалась мне перед рождением второй дочери. Посылаю вам фотографию младшей дочки – ей сейчас 2,5 года – ни разу не болела серьезными простудными заболеваниями. В прошлом году, правда, один раз разбила голову на улице. Сейчас мы ждем братика или сестричку и надеемся, благодаря вашему опыту, он будет ещё здоровее. Младшая с удовольствием бегает раздетая дома, старшую, к сожалению, «раздеть» труднее – она учится в школе и сейчас дома «мёрзнет» зимой. У нас очень холодная квартира. Я сама часто болею, несмотря на то, что много лет работала на «свежем воздухе» в горах и в тайге.

До свидания. Поздравляем вас с Новым годом. В большой надежде, что вы не забудете о нас, пришлете нам вашу следующую книгу, когда она будет издана.

 

Любовь и система (2000 г.)

Самоделова С. «Московский комсомолец» (март 2000 г.)

Ссылками на этот материал пестрит Интернет. 

 Это яркий пример работы желтой прессы. История появления статьи г-жи Самоделовой очень некрасива. Корреспонденту «МК» попал в руки русский перевод неопубликованной в России книги Марианны Бутеншён «Дети Никитиных выросли» (переводчица – Юлия Громакова). Книга, вышедшая в ФРГ в 1989 году, представляет собой запись общих бесед со всей семьей Никитиных весной 1988 года. Старшему Алексею в этот период — 29, младшей Любе — 16.
         Из прекрасной работы западного журналиста 12-летней давности был сделан свежий российский скандал: г-жа Самоделова умолчала про даты, обрезала и досочинила цитаты, подтасовала факты, «забыла» сослаться на первоисточник, наконец, просто обманула, пообещав показать статью перед публикацией. Все  используемые в публикации «МК» реальные высказывания грубейшим образом вырваны из контекста и перетасованы так, что смысл часто меняется на противоположный, — зато поданы как вчерашний разговор с корреспондентом «МК». Комментарии между цитатами – изуродованный авторский текст М. Бутеншён или фантазия автора. И, конечно, никакого разрешения на публикацию семья не давала.
          Нам было особенно больно, потому что после похорон Бориса Павловича прошел всего год, семья едва-едва оправилась от потери, а журналиста «МК» приняли в доме так, как всегда и всех принимал Борис Павлович – открыто и доверчиво.
         Мы оставляем всю эту историю на совести С. Самоделовой и редакции популярной газеты. Заметим, что «МК» не опубликовал ни один отклик и вообще не среагировал ни на одно письмо. Кстати, к моменту открытия нашего сайта (спустя 11 с лишним лет) статья удивительным образом исчезла с авторской странички С.Самоделовой на сайте «МК». Тем не менее, кому любопытно — даем одну из ссылок: http://www.2lib.ru/getbook/13710.html  

        Размещаем здесь несколько материалов, написанных в том же 2000 году после опубликования «Любви и системы» — с огромной благодарностью к их авторам.

          Юлия Громакова (переводчица книги М. Бутеншен на русский язык) и Валерия Бахтина подготовили прекрасную статью «Любовь вне системы». Тогда опубликовать ее в печати не удалось. Под многими положениями этой статьи мы готовы подписаться и сегодня, спустя почти 12 лет. Конструктивно продолжить тему предлагал писатель и социолог, давний друг семьи Юрий Рюриков – но его материал тоже не был опубликован в «МК». Наши друзья по собственной инициативе писали в «МК» ответные статьи и письма, которые редакция  также оставила без внимания.
         Урок, извлеченный семьей Никитиных из всей этой истории, был болезненным, но полезным. Спасибо всем, кто поддержал нас в это непростое время.

             Юлия Громакова, Валерия Бахтина              

Любовь ВНЕ СИСТЕМЫ 

 Не защите интересов Никитиных,
                а  достоверному освещению
                жизни их семьи посвящается

 
                «Эффект Кулешова» — кинематографическое явление,
                открытое Л.В Кулешовым в 1920-е годы и состоящее
                в зависимости смысла одного и того же кадра от кадра,
                следующего за ним (кадр «лицо актера» + кадр «тарелка
                супа» = голод, кадр «лицо актера» + кадр «гроб» = горе).

3 марта 2000 года в газете «МК» была напечатана статья Светланы Самоделовой «Любовь и Система», рассказывающая о небезызвестной в России и далеко за ее пределами многодетной семье Никитиных. В ней автор решил подвести итоги семейного эксперимента: ведь дети давно выросли, а значит, настало время «собирать урожай». Статья была построена на высказываниях членов семьи и приведении фактов из их жизни, описанных якобы ими самими. Но и факты, и высказывания были соединены таким образом, что в результате они приобрели новое значение, какого Никитины в них и не вкладывали, отчего статья оставила у читателей неприятный осадок и ощущение пренебрежительного отношения к людям. Попытка осмысления важной проблемы обернулась элементарным враньем.

 Начнем с того, что статья С. Самоделовой написана не по сохранившимся «записям родителей-Никитиных», а по книге Б.П.Никитина – М. Бутеншён «Дети Никитиных выросли», вышедшей в Германии в 1989 году и переведенной Ю. Громаковой на русский язык в 1997 году. Поэтому читать знакомые фразы, выдаваемые автором статьи за только что сказанные, было, по меньшей мере, странно.

Не будем обсуждать факт незаконного использования чужого текста – это, как говорится  в таких случаях, на совести автора статьи. Важно пояснить вот что: 

Книга Марианны Бутеншён, немецкой журналистки, написана в 1989 году специально для соотечественников, западногерманских немцев, среди которых уже тогда было большое количество друзей и поклонников Никитиных и их опыта. Эта книга должна была рассказать о «результатах одной русской модели воспитания» (таков подзаголовок книги). Именно из стремления понять и объяснить новую систему, родившуюся в рамках другой (не немецкой) культуры появляются некоторые специфические главы книги. Например, глава 5.2., в которой Лена Алексеевна и Борис Павлович рассказывают «об истории, реформе и будущем советской школы», глава 5.3. – «В. Хилтунен о семейных клубах в Советском Союзе». Глава «Никитины о «гласности» и «перестройке»» была необходима тогда Западу, как воздух. Есть в книге не столь развернутые, но важные для немцев, не имеющих представления о нашем быте, замечания. Например, предисловие к главе «Серьёзные разногласия у нас возникали редко», в котором автор объясняет причину столь большой роли родителей в жизни молодых семей: «В Советском Союзе молодые люди женятся часто не только на своих избранниках, но еще и на их родителях, с которыми молодая пара во многих случаях долгие годы живет вместе». Или ценовые эквиваленты русских товаров, данные в марках. Фраза «Никитины жили в условиях крайней нужды» — из этого же ряда. Более того, она принадлежит не С. Самоделовой, а М. Бутеншён, для которой подобный вывод был вполне естественным: вспомним разницу в благосостоянии населения в 70-е – начале 80-х (о том периоде говорилось в цитируемой главе) в СССР и Германии (ФРГ) – и понять этот вопль цивилизованной европейки, оказавшейся в стране тотального дефицита, будет нетрудно. В СССР же никто не считал такое материальное положение (если речь идет о кухне: отсутствие заморских деликатесов, картошка – как основное блюдо, и непритязательность в еде) крайней нуждой. Так жили многие, не только многодетные семьи. А то, что дети Никитиных не знали вкуса многих продуктов, шло даже не от стесненности в средствах, а было элементарным ограничением в пище детей, подверженных аллергии.

Обратим внимание еще раз:

Книга М. Бутеншён, настаивающей на соавторстве со всей большой семьей Никитиных и, конечно, с Б.П. Никитиным – главой семьи, была написана в 1989 году. Этот скромный факт объясняет многие из тех неточностей, передергиваний и ошибок, которые вольно или невольно допустила в своей статье С. Самоделова.
          Например, слово «сейчас» в реплике Любы «я и сейчас не умею находить контакта с окружающими» относится к тому, прошедшему 1989 году[1], а вовсе не к 2000 году, как станет думать любой, прочитавший эту статью.

Попутно отметим, что статья воспроизводит и композицию книги М. Бутеншён: предисловие-вопросы автора, блоки «В школе», «В поисках собственного пути» и др. Большая часть статьи посвящена жизни Алексея. А знаете почему? Да просто потому, что так же было и в цитируемой книге. К 1989 году именно он, старший из детей Никитиных, имел более или менее сложившуюся, оформившуюся биографию (учеба, работа, жена, дети). В то время как половина детей Никитиных не имела ни собственных детей, ни жен/мужей и вообще только училась в техникумах и институтах.

За прошедшие с того времени 12 лет многое изменилось, и судьба Алексея не может иллюстрировать, а тем более исчерпывать собой судьбы всех детей Никитиных. Она лишь одна из семи.

Но даже не это главное. За эти 12 лет все дети Никитиных действительно выросли и вошли в фазу зрелого возраста, оставив в прошлом юношеский гиперкритицизм и желание самоутвердиться, лишь отрицая чужой опыт. В книге (и в статье соответственно) есть фразы, которые вряд ли повторили бы ее герои в 2000 году, сами став родителями и имея возможность соотнести свой опыт с опытом Бориса Павловича и Лены Алексеевны. И это тоже надо учитывать: материал устаревает.

Итак, три факта: само существование книги, ее адресат и дата написания – не были сообщены читателю статьи. Может быть, это формальный момент? Тогда перейдем к сути.

Манипулируя текстом книги, автор статьи пытается нас убедить в том, что судьбы детей-Никитиных не сложились, не состоялись, а идеи родителей-Никитиных, в таком случае, беспомощны, бессмысленны и бесполезны.

Что ж, этот ход мысли очень распространен: многие считали теорию раннего развития пропуском в гениальность, а среди детей Никитиных хотели видеть эдисонов, менделеевых, … нобелевских лауреатов всех наук, чемпионов и т.п. И хотя Борис Павлович открыто гордился своими детьми, не помним, чтобы он когда-нибудь обещал нечто подобное. Вот как он сам говорил об этом: «Я совершенно не могу понять людей, которые мечтают, что из одного ребенка выйдет Бетховен, из другого – Ньютон, из третьего – Менделеев. Люди, которые так думают, вообще ничего не понимают в воспитании…» (глава 3.1.).

Но всё-таки, почему среди детей Никитиных нет известных, популярных, общепризнанных фигур?

Может быть, они устали от славы, сопровождавшей их и цветами и шипами на протяжении всего детства. Ведь семья Никитиных всегда была открыта и очень доступна и для простых посетителей, и для журналистов.

Возможно, их детские мечты претерпели изменения, впрочем, как и у многих из нас. Глупо обвинять человека в том, что он не стал космонавтом или продавцом мороженого, если об этом мечтал в детстве. Разве мы с самого начала идем одной определенной дорогой, никуда не сворачивая? Всегда знаем, что хотим? И ничто не меняет ход наших мыслей?

Раннее развитие, причем довольно разностороннее (техника, ремесла, прикладные искусства, спорт, литература) сделало для них возможным реализацию практически в любой профессиональной сфере:

«Аня: Действительно, если бы я пошла в другую профессию, то была бы хорошим специалистом и в ней, да и, практически, в любой…

Алеша: Я много профессий поменял, и нигде мне не приходилось особенно сложно. Профессия могла больше или меньше нравится – это другой вопрос, но хорошо работать я мог бы в очень многих местах» (глава 3.1.).

И это осложнило им выбор своего дела. Поначалу (и тому было много причин) они оказались занятыми в таких сферах, где творчество или не приветствовалось или вообще исключалось («инициатива наказуема» — в 70-80-е эта поговорка была особенно актуальна). Никитиным пришлось столкнуться с прагматичной реальностью, как и многим другим выпускникам советской школы, внушавшей, что выбирать профессию надо только по призванию, что работа должна доставлять одно удовольствие, а энтузиазм преодолеет все трудности. Всем нам прежде, чем мы стали профессионалами, довелось узнать, что всякий труд тяжек, что нет работы без рутины и неприятных мелочей. Так что мечты обернулись «рабским трудом» не только у детей Никитиных. Они, как и многие другие, часто меняли и место учебы, и место работы, пытаясь найти то, что им по душе. А поиск, как известно, удел личности.

Хорошо, но почему они не сделали блестящей карьеры, социально не преуспели?

Одна из причин, без сомненья, заключается в том, что Никитины-родители не привили своим детям честолюбия и карьеризма. Борис Павлович и Лена Алексеевна всю жизнь жили скромно, не считая богатством что-нибудь кроме детей. Борис Павлович никогда не отстаивал авторских прав на разработки развивающих игр, хотя у нас в стране они не раз нарушались. И их дети, как и любые другие, часто бессознательно повторяли путь своих родителей. «Мальчики» искали себя в областях технических, а «девочки» стали, прежде всего, мамами, а потом юристом, медсестрой, менеджером по туризму, библиотекарем.

Возможно, некоторой инертностью и пассивностью детей компенсировалась кипучая энергия Бориса Павловича.

Но есть другая и, может быть, более существенная причина. Дети Никитиных росли в то время, так называемое «застойное», когда личность могла сформировать себя, вырастить и воспитать достойно, лишь противостоя обществу, коллективу, массе. У них всегда был пример родителей, отважно и даже агрессивно отстаивающих свои взгляды. Начав сами бороться, Никитины вовлекли в эту борьбу детей. Они не воспитывали детей неженками: только сильная личность пробьется. Возможно, это стало привычкой, определило стиль всей жизни детей Никитиных: не стремиться быть удобным обществу и реализовываться только в формах, им для этого отведенных, уметь говорить обществу «нет». Вот чего общество не может простить Никитиным, особенным людям, живущим без оглядки на стереотипы и условности.

Никитины же враждебному окружению хотели противопоставить счастливый дом, свою главную ценность – семью. Поэтому многие из них рано женились и выходили замуж, создавая тот мир, в котором их личности раскрылись бы наиболее полно. Сейчас у всех семерых есть свои семьи и семьи крепкие, созданные на основе той любви, которую заложили их родители. И пусть не все из них в свою очередь стали многодетными мамами и папами или не такими многодетными, чему злорадно усмехаются обыватели. Не количество детей является показателем того, что дети Никитиных продолжают дело, начатое родителями. И даже не усиленные занятия по раннему развитию (в этих семьях раннее развитие существует как естественная потребность). Главное, что делали Никитины-родители, и без чего невозможна была бы их система  раннего развития, — они любили детей. Они любили детей так, что те не заметили своего переходного возраста, заполненного обычно конфликтами с родителями и взаимонепониманием. Никитины уважали своих детей, хотя были с ними строги, они всегда слышали их, были им лучшими друзьями во все нелегкие моменты их жизни.

«Алеша:  Для каждого из нас лично важней, разумеется, этот теплый климат в семье. Если бы мы не имели раннего развития, мы бы от этого, конечно, пострадали: мы бы меньше знали, меньше умели. Но людьми, тем не менее, мы бы стали. Это всегда самое главное» (глава 1.1.).

Самой большой радостью для тех и для других было – быть вместе.

«Юля: Для всех нас семья была единственным кругом общения, доставлявшим радость» (глава 1.1.).

Целая глава книги М.Бутеншён посвящена «совместному времяпрепровождению» Никитиных: игры, соревнования, походы и многое другое – «Папины игры всегда были чем-то особенным…» Всё это продолжают делать дети Никитиных вместе со своими спутниками. А то, что обе дочери, родившие по четыре внука своим маме с папой, и сын, у которого пока один мальчишка, живут вместе в одном доме, несмотря на трудности жизни большой семьёй – это ли не исполнение романтической мечты неженатых еще Бориса Павловича и Лены Алексеевны о детской коммуне?

Надо отметить, что все базовые идеи Никитиных, несмотря на их революционный пафос, основательно укоренены в традиции.

Во-первых, «меньше опеки» в одежде и еде. У нас, как правило, детей кутают даже летом и заставляют съедать первое, второе и третье через «не хочу».

Во-вторых, предоставление им большей самостоятельности в исследовании окружающего мира, в выборе занятий. Как выясняется сейчас в разговорах со старшими, многих детей раньше так и воспитывали: деревенские да и городские дети, не обремененные материальным достатком, бегали босиком с ранней весны до поздней осени и, выполнив наказы родителей по хозяйству, целые дни проводили на улице, то и дело, придумывая себе разные игры и занятия, после которых есть никого не надо было упрашивать.

Сейчас среди более радикально настроенных родителей популярны обливание холодной водой, бег босиком по снегу, различные системы закаливания, спортивные снаряды в детской, комплексы развивающих игр и т.д. и т.п. вплоть до обучения детей по нетрадиционным программам с раннего возраста: школы раннего развития, вальдорфская школа, системы Занкова, Эльконина и Давыдова и многое другое, в зависимости от степени вовлеченности родителей в проблему раннего развития. Стоит ли говорить о лечении болезней народными средствами?

Идеи Никитиных, обсуждаемые столь бурно и категорично, действительно мир не перевернули, но незаметно проросли и закрепились в нашем общественном сознании. И теперь они воплощаются во многих семьях, даже не подозревающих о существовании семьи Никитиных.

Так что, неуважаемая Светлана Самоделова! Вы, прочитав устаревшую книгу, в силу своего возраста, а может ранее сформированного у Вас отрицательного отношения к Никитиным или просто нежелания разобраться и вникнуть в суть проблемы, ложно осветили поднятую Вами тему. Чего стоит ударная фраза финала Вашей статьи. «Одна из Никитиных – Юля – поставила точку в нашем разговоре… «наша семья, на самом деле, выродочная»… Вот он, «эффект Кулешова»: следуя за Вашим комментарием «…реальная жизнь, не похожая на их замкнутый мирок, свела на нет благие начинания семьи», из уст дочери Никитиных она выглядит приговором семье, родителям, их устремлениям, всей жизни. А вот в каком смысловом окружении эта фраза существует в книге:

«Алеша: Мне кажется, заслуга наших родителей состоит в том, что они пробудили в людях интерес к вопросам воспитания…

Юля: Можно сказать? У меня недавно родилась очень интересная мысль, что наша семья, простите за грубое слово, на самом деле выродочная (грустный смех, шум). Она нетипичная, понимаете, в чем дело? И мне совсем неясно, хорошо это или плохо. Например, у нас не было так называемого трудного подросткового периода. То есть наши родители нам абсолютно доверяли, и мы им абсолютно – это идиотизм, такого в обществе быть не может. Это очень странно, так как мы чувствуем себя вне нашей семьи всегда несколько беспомощными, будто у нас еще не перерезана пуповина… В нашем психически ненормальном обществе это ненормально…»

Проблема была более 12 лет назад, есть и сейчас, что подтверждает статья С. Самоделовой в «МК». Но эта проблема не семьи Никитиных, других педагогов-новаторов, а проблема системы, общества – слабого, инертного и завистливого, которое на творческий порыв и преобразовательную энергию отвечает клеветой, старается подорвать веру в себя у тех, кто вознамерился жить не как все.

Такой банальный и неутешительный вывод. Мы задаем вопросы Никитиным, требуем от них социальной активности, реализации грандиозных способностей. Нет, мы не обязаны ими восхищаться, мы имеем право их не любить, но мы должны задавать вопросы себе: почему нам так неуютно рядом с особенными людьми, почему возникает желание уравнять их и свои возможности и способности, почему чужая неудача вызывает у нас сочувствие быстрее, чем чужая радость? Почему?

  
 

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»