Методика Сесиль Лупан — Поверь в свое дитя
Содержание статьи:
Сесиль Лупан мама двоих детей из Франции, которая в 80-ые увлеклась темой развития ребенка, и в результате предложила собственный вариант методик. Она не является ни психологом, ни педагогом, по профессии она актриса театра. Но она обладает природной проницательностью и наблюдательностью.
Свой путешествие к специальным методикам детского развития, С. Лупан начинает с обучения плаванию. После проходит недельные курсы по методике Глена Домана. Некоторое время она была его последователем, но впоследствии (очень скоро) отказалась от его идей. Она полностью переворачивает его систему с ног на голову, как считает нужной. Некоторые люди считают, что Лупан продолжатель идей Домана, но это абсолютно не так — от сути методики Домана ничего не остается. Карточки полностью переделываются и становятся свободным для рассматривания и обсуждения с ребенком. Теперь они наполнены смыслом, который можно раскрыть при помощи общения с взрослым. В результате она
В основе ее методики лежит одна простая, но очень важная мысль:
«Занятия должны приносить удовольствие и ребенку, и родителю».
Главные принципы ее занятий:
- Если вы замечаете, что ваш ребенок стремится освоить новое, помогите ему;
- Не ограничивайте горизонт вашего ребенка;
- Обучение — это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
- Не надо проверять своего ребенка;
- Любознательность поддерживается быстротой и новизной.
Источником развития ребенка во всей методике, начиная с плавания и заканчивая изучением географии или счета — является мама ребенка. Именно мама приобщает ребенка к миру и вызывает у него доверие. Она самый лучший источник развития, который эффективнее всего может дать ребенку не только знания о мире, но и любовь, и вкус к жизни. Поэтому вне зависимости, от упражнений, которые вы выберете, их лучше всего проводить вам. Сама она говорила так:
«Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим?»
Сесиль Лупан отказывается от обязательной ежедневной программы занятий: «Каждый день занимаясь всем понемногу, жизнь крохи превращается в каторгу, а желание узнать больше и больше сходит на нет». Она предпочитает временной период — неделю. Для которого можно создать схематическое расписание занятий, которым нужно пользоваться свободно и не заставлять ребенка делать то, что он не хочет. Такое расписание должно служить не более чем ориентиром. Упражнения не должны быть уроками, они должны быть моментом полноценного проживания жизни и радости от общения с ребенком.
Она предлагает читателям ознакомиться с упражнениями, а не слепо следовать им. Применять лишь часть из них, некоторые отвергая, некоторые изменяя под себя. Она признает, что ее опыт создавался для ее детей и что подходило для первого ребенка, не подходило для второго.
И так переходим к самим упражнениям.
Первый год жизни
В течение первого года жизни процесс воспитания сосредоточивается на четырех основных задачах:
- Помочь ребенку обрести положительное осознание самого себя и своего окружения;
- Стимулировать все его пять чувств;
- Поощрять ребенка развивать свою двигательную активность;
- Заложить основы языка.
Сами методы развития, описанные для этого возраста, вполне полезны и перекликаются с методами развития Прогрессио.
Важны проявления чувств: поглаживание, ласковые прикосновения, поцелуи, колыбельные песенки и потешки. Ребенка нужно чаще брать на ручки, не боясь его избаловать. Контакт с мамой дает ребенку чувство защищенности и уверенности в себе. Разговаривать с малышом нужно с рождения, так он будет постигать язык. Общение не должно быть однообразным, нужно менять интонации и имитировать ребенка. Включать различные звуки и музыку.
Для стимуляции зрения можно вешать в поле зрения ребенка мобили, показывать крохе цветные картинки и черно-белые узоры, гримасничать (так как человеческое лицо очень интересует новорожденного) и брать его с собой. Для развития осязания необходимы кусочки ткани разной фактуры (бархат, атлас, мех, грубое полотно и др.) и другие всевозможные безопасные предметы. Для развития обоняния — можно знакомить ребенка с разными запахами. Сшить маленькие мешочки и наполнить их специями и пахучими.
Физическое развитие
Достаточно внимания уделено методам физического развития, с рождения до 6 лет. Представлены различные упражнения, игры и гимнастика для каждого возраста.
Подробно останавливаться не будем, так как данные упражнения хорошо известны и естественны для ребенка без книг. К ним относится: свободное перемещение по дому, прогулки, пробежки, прыжки, плавание (которому посвящена отдельная глава в ее книге).
Чтение и грамматика
Обучению чтению и грамматике в целом, автор методики предлагает с плавного погружения в мир букв и слов. Лупан не делает жестких возрастных рамок, когда и какой этап начинать. Что является правильным решением, способным оградить детей от сверхраннего обучения такой сложной мыслительной функции.
Начинать приобщение она предлагает с песенок про названия букв, используя мотивы подходящих детских песен. Все это делается чтобы малыш скорее запомнил алфавит. Затем поются «песенки согласных и гласных».
Возможно, такой подход и имеет какую-то пользу для ребенка, но подобные исследования нам не встречались.
Следующий метод — это совместное чтение и составление книжек:
«Я решаю перейти к следующей стадии: первой книжке, которую делаю сама. Я фотографирую Галю в разные моменты дня. Фотографии я наклеиваю на карточки размером 25*25 см. Пробиваю в карточках два отверстия и соединяю их кольцами. На оборотной стороне карточек пишу большими черными буквами фразы, например: «Галя стоит в своей кроватке», «Галя будит папу и маму», «Галя сама сосет свою бутылочку»… Я показываю Гале каждое слово, написанное черными буквами на отдельных карточках, причем делаю это так, чтобы она чувствовала, как из отдельных слов получается связная фраза. Затем я даю ей карточки с целыми группами слов, составляющими какую-нибудь фразу из книжки. Например: «Галя стоит» и «в своей кроватке». После этого я кладу карточки на пол друг на друга рядом со страничкой книжки, точно воспроизводящей карточку, только в более мелком масштабе. Потом я соединяю страницу текста и страницу с соответствующей фотографией полукруглыми кольцами. И каждый раз добавляю новую страницу. Гале только один год и пять месяцев, она еще не говорит целыми фразами. Поэтому я день за днем читаю ей эту книжку, показывая каждое слово».
Формату карточек в ее методике также находится применение:
«Приготовьте десяток картонных карточек и напишите на них названия находящихся в комнате предметов: шкаф, стол, кровать, ковер, дверь, окно и т.д. В отсутствие ребенка прикрепите эти надписи к предметам, которые они обозначают. Потом торжественно отведите его в комнату и покажите, что на каждом предмете появилось название. Регулярно обращайте внимание малыша на эти таблички и читайте, что на них написано. Ребенок, конечно, скоро запомнит, что такое-то слово означает «шкаф», но произойдет это потому, что табличка, на которой оно написано, прикреплена к шкафу, а не потому, что он сумеет прочесть это слово. Не надо смущаться, ведь в данном случае слова нужны не для того, чтобы он научился их читать, а для того, чтобы служить ему точкой отсчета и материалом для сравнения, когда он встретится с такими же буквами и звуками».
Также автор приводит еще множество различных упражнений. Но когда же по мнению автора стоит начинать подходить к чтению более серьезно?
«Маленький принц» А. Сент-Экзюпери и «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла — вот две прекрасные книги, которые можно читать в первый раз детям в возрасте трех-четырех лет».
Есть и перегибы в методике, например попытки увеличить словарный запас ребенка запоминанием различных терминов, которые часто не ясны даже взрослым. Автор предлагает учить ребенка различным научным терминам, например:
Орнитология — наука о птицах.
Ихтиология — наука о рыбах.
Энтомология — наука о насекомых.
Гельминтология — наука о паразитах.
Насколько полезно в реальной жизни знать ребенку такие термины? Такие знания очень сомнительны и мы не видим их актуальности для развития. Также, как и упражнение в виде искусственного разделения слов в 3-4 года по категориям: подлежащее, сказуемое.
Иностранный язык
Логика и счет
Автор не обходит развитие логики и счета. Она их объединяет вместе «в конечном итоге математика восходит к чистой логике». Начиная с элементарного познания чисел и отношений между объектами, и заканчивая изучением таблицы умножения и деления. Упражнения хорошо составлены и полезны, они не предполагают привязки к определенному возрасту (как и большинство методов в книге). Родителям самим нужно пробовать вводить их в жизнь ребенка и внимательно следить за тем, как ребенок реагирует — готов ли он уже выполнять такие действия, или еще слишком рано. И главное — интересно ли ему это.
Упражнения С. Лупан по обучению логике и арифметике во многом построены на методах известного профессора математики Зигфрида Энгельманна, который посвятил часть жизни созданию методик по обучению детей счету, чтению и развитию интеллекта в целом.
Несколько примеров упражнений: антонимы, родственные связи, классификация и т.п. Такие упражнения действительно интересны детям, и они хорошо развивают мышление. Интересен подход к изучению числа 0. Ребенку предлагается ряд шуточных вопросов: «Сколько коров у тебя в кармане? Сколько крокодилов у нас в ванной?»
Обучению как пишутся цифры, отводится последняя очередь. Ведь главное, чтобы ребенок понял смысл самих чисел и операций с ними, и именно на это направлена основная масса упражнений.
Искусство, история и география
Помимо развития таких обязательных знаний как счет, чтение или речь, в методике предусмотрено приобщение ребенка к миру людей со всем его культурным разнообразием. Живопись, география, музыка, литература, история — все это предлагает развивать в ребенке С. Лупан, что и делает ее методику в наших глазах уникальной.
История создает больше всего затруднений, ведь ребенок плохо ориентируется во времени. Что «сто лет назад», «что сто тысяч лет назад» значат для него примерно одно и то же. Понимая это, Сесиль Лупан приводит метод объяснения малышам таких сложных вещей. На первом этапе она предлагает изучать «прошлое ребенка», его собственную историю, располагая фотографии событий в хронологическом порядке (вот ты родился, вот научился сидеть, пошел и т.д.) Следующий этап – история родителей, а затем бабушек и дедушек. И лишь когда у малыша сформировано некоторое понятие времени, можно переходить к истории… динозавров. А уже после к мировой истории и истории Франции. Все обучение проходит через наглядные изображения, песни и красочные рассказы.
Изучение географии предлагается начать с практического изучения квартиры, чтобы ребенок сумел почувствовать пространство. Приводятся географические игры: составление планов комнат, увлекательное знакомство с картой, «путешествия» по странам и континентам, карты-паззлы и др. Для подобных игр конечно же понадобится много картинок, изображающих различные страны, горы, моря и другие географические объекты. Но в 21 веке это совсем не проблема.
Искусству уделена крупная часть книги, сюда входит: живопись, поэзия, песни, художественные произведения, музыка и игра на музыкальных инструментах (часть упражнений по методики Судзуки), история музыки и т.д. Пересказать все в рамках обзора методики просто невозможно, но если вы хотите прививать ребенку вкус к культурным ценностям и высокому искусству, то данная часть книги даст вам отличные упражнения и разумный подход. Музеи и оперы будут вам обеспечены.
Конечно, ряд упражнений направлен на составление энциклопедических знаний. Если ребенку интересны ваши рассказы, если упражнения проходят не во вред другим сферам развития, то энциклопедические знания полезны для ребенка и помогают развивать его мышление. Поэтому вы можете смело их применять, соблюдая баланс в развитии.
Какие есть ограничения у методики?
Во-первых, она не предусматривает общения с другими детьми, что является крайне важным для ребенка. За что уже можно назвать методику несбалансированной, ведь выпадает целый пласт развития ребенка, особенно важный в 21 веке. Видимо автор полагала, что все это приложится само собой, или ее дочкам было достаточно общения между собой.
Во-вторых, методика подразумевает раннее обучение чтению. Тогда как целенаправленное обучение ребенка до 5-6 лет чтению, считается преждевременным. Принимайте это во внимание. Если у ребенка нет желания этим заниматься, отложите это до подходящего возраста. Каждый ребенок уникален и идет по собственному пути развития. Но для некоторых детей обучение чтению в 3-4 года может быть внутренним желанием и посильным занятием, но только в формате игры, а не за партой.
Автор методики ни в коем случае не побуждает родителей заставлять детей заниматься ранним чтением против их воли и способностей. Если ребенку не нравиться это, не нужно этого и делать. Но если ребенок проявляет интерес, то часть упражнений С. Лупан могут вам подойти.
В-третьих, как мы уже упоминали, часть упражнений (особенно история музыки), это набор энциклопедических знаний, которые ребенку могут быть не столь интересны и могут вызвать отторжение к предметам изучения. Поэтому не применяйте никакое зазубривание, ведь для хранения информации есть интернет. Знания ребенка должны применятся им в жизни и быть полезны ему. Энциклопедические знания нужно объяснять ребенку в увлекательной для него форме, а не специально заучивать лишь ради их запоминания.
И помните, что говорил автор:
«Нужно всегда помнить, что малыш, который с интересом занимается каким-нибудь предметом, может внезапно утратить к нему интерес на недели, а иногда и на месяцы. К этому нужно быть готовым — надо приспосабливаться к новой ситуации, а не расстраиваться. Гораздо важнее стимулировать интерес ребенка, чем научить его чему-либо. И вы свободно можете распоряжаться тем, какие упражнения использовать, а какие нет».
Вы можете ознакомиться с обзором, который мы делали на книгу Поверь в свое дитя, С. Лупан, она отлично дополнит этот обзор. Так как книга больше н
Методики раннего развития от Глена Домана и Сесиль Лупан
Сегодня существует множество методик раннего развития детей, и родители могут выбрать из них ту, которая понравится им больше. Методики различаются подходом к малышу и основными принципами, но суть их в одном и том же – вырастить умного, здорового и всесторонне развитого ребенка. Я «Родитель» расскажет о двух методах раннего развития, которые немного похожи между собой.
Методика Глена Домана
Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман разработал свою методику раннего детского развития еще в 40-х годах XX века. Его принципы основываются на собственных исследованиях, которые подтвердили, что основные интеллектуальные способности закладываются в человеке именно в первые три года жизни, поскольку в это время мозг наиболее восприимчив к новой информации.
Глен Доман работал с детьми, отстающими в физическом и интеллектуальном развитии, и его методика помогла этим малышам не только догнать, но и обогнать своих сверстников. Немного позже врач решил опробовать свою теорию на здоровых детях, и получил такие же блестящие результаты. С этого момента его методику взяли на вооружение многие родители, а в США даже был основан специальный Институт развития человеческого потенциала, в котором принципы Домана практикуются до сих пор.
Основы методики Домана
В основе метода американского врача лежит принцип «чем раньше, тем лучше». Он советует с самого рождения малыша начинать развивать его интеллект и укреплять физически, поскольку и та, и другая область являются важными. По словам Глена Домана, лучшими учителями для ребенка являются его родители, поскольку только они могут передать ему все то, что знают сами, с искренностью и радостью. Основы интеллектуального и физического развития, заложенные в первые три года жизни, станут крепким фундаментом для дальнейшей жизни малыша.
Как применять методику Домана?
Начинайте заниматься обучением ребенка как можно раньше, поскольку уже в три месяца малыш будет правильно воспринимать получаемую информацию.
С самого рождения малыша проводите с ним двигательные упражнения: поднимайте ручки и ножки, крутите, двигайте ребенка, переворачивайте его с боку на бок, чтобы он привык к физической активности. Когда он начнет ходить – потихоньку осваивайте гимнастику.
С трех-шести месяцев начинайте показывать ему специальные развивающие карточки. Первыми карточками должны быть просто написанные на бумаге или картоне слова – их нужно показывать ребенку и произносить написанное слово вслух, чтобы малыш научился ассоциировать буквы с их звучанием. Такие карточки применяются для обучения чтению.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее должны быть обучающие карточки. К полутора-двум годам можно начинать показывать ребенку словосочетания, а тогда, когда он будет готов к более сложной информации (у кого это происходит в 1,5 года, у кого-то ближе к 3-4 годам), можно начинать демонстрировать предложения, сначала простые, а через какое-то время сложные. Главное – ориентироваться на темп ребенка, следить, чтобы ему были интересны занятия.
Можно на обратной стороне карточек размещать изображение предмета, о котором идет речь, чтобы ребенок одновременно учился запоминать слова визуально. В оригинальной методике на карточках изображений нет, но многие родители замечали, что с картинками обучение проходит интереснее и быстрее.
Самое главное – показывайте карточки быстро, всего по несколько секунд. Так ребенок научится быстро запоминать информацию.
Группируйте карточки в занятиях по определенному принципу, например, в одном занятии слова, обозначающие части тела, в другом – одежду, в третьем – окружающие предметы и т.д.
Читайте ребенку вслух книги. Желательно, чтобы они были с большими буквами, чтобы малыш видел то, что вы проговариваете. Для занятий с детьми до двух лет можно использовать самодельные книги, где на одной странице будет написано слово, а на соседней картинка, его изображающая. Чем старше ребенок, тем сложнее должен быть материал.
Подробнее о методике Домана и графике занятий можно почитать в его книгах или на тематических форумах.
Методика Сесиль Лупан
Сесиль Лупан – бельгийская актриса и преподавательница актерского мастерства. Родив двух дочек, она начала заниматься с ними по методике Глена Домана, однако в процессе занятий она решила немного изменить оригинальную программу, адаптировав ее к собственным условиям.
Сесиль пришла к выводу, что Доман использует общий подход к детям, поскольку занимается не с одним ребенком, а с большим количеством. Сама же она постаралась найти к своим дочерям индивидуальный подход, поскольку, по ее словам, только мать может настолько тонко чувствовать своих детей, чтобы понимать, чем именно и в какой момент им хочется заниматься.
Свою методику она изложила в книге «Поверь в свое дитя», которая обрела популярность среди родителей по всему миру.
Основы методики Сесиль Лупан
Главное отличие методики Лупан от концепции Домана заключается в том, что она предлагает развивать детей с раннего возраста не с целью форсирования событий, а для того, чтобы раскрыть индивидуальный потенциал собственного ребенка и помочь ему сформироваться как личности. Обучение детей должно четко соотноситься с их желанием узнавать новое, поэтому принудительные занятия по четко распланированному графику Лупан отвергает. Она предлагает более мягкий подход к малышам, когда родители, видя интерес ребенка к определенной области, начинают заниматься с ним именно по этой конкретной теме. Для занятий не требуются какие-то специальные средства — использовать можно все, что есть под рукой.
Как применять методику Лупан?
Внимательно следите за желаниями своего ребенка. Если малыш потянулся к пушистому ковру – самое время показать ему различия между разными материалами, т.е. дать потрогать мех, шелк, бархат, пластмассу. Если ребенок завороженно смотрит на игрушечные планеты или нарисованные звезды, можно устроить увлекательные занятия по космической тематике. Если малыш интересуется различными звуками, постоянно теребит пищащего утенка или весело размахивает погремушкой – можно показать ему, как звучат разные инструменты и предметы (постучать кастрюлей, сыграть на игрушечном синтезаторе, похлопать в ладоши и т.д.). Нет никакого определенного порядка получения знаний – просто занимайтесь с ребенком тем, что вызывает у него интерес!
Для того, чтобы развить зрение ребенка, показывайте ему предметы разного цвета, карточки с изображениями животных, предметов, геометрических фигур и называйте, что на них изображено. Повесьте около кровати или на ее стенки яркие рисунки, чтобы они находились в пределах видимости малыша.
Чтобы познакомить ребенка с разными запахами, используйте предметы, которые имеют характерные ароматы – например, цветы, флакончик духов, кондитерское изделие, пучок укропа или другой зелени и т.д.
Для развития осязания можно использовать разные ткани или пришить по кусочку каждой из них на одеяло, чтобы ребенок мог потрогать их. Показывайте малышу, как прикасаться к предметам и рассказывайте, какие они вызывают ощущения, например, пластмасса будет гладкой и холодной, резина — мягкой, кусочек дерева — шершавым, одеяло – мягким и т.д.
Для того, чтобы малыш учился различать звуки, используйте любые подручные предметы: музыкальные инструменты и игрушки, посуду, монетки и все, что найдется под рукой.
Вкусовые ощущения малыш начнет различать тогда, когда ему начнут вводить прикорм. Когда вы начнете давать ребенку разную по вкусу еду, вместе с ним пробуйте ее и объясняйте, что значит сладкий, кислый, горький вкус.
После года уже можно обучать ребенка чтению. Для этого можно использовать различные слова, написанные на бумаге. Сопровождайте показ слова его произношением. Можете развесить листки с уже знакомыми малышу словами на стенах комнаты и просить его повторять, что там написано. Когда ребенок станет чуть постарше, можно прикрепить листочки с названием на те предметы, которым они соответствуют, чтобы ребенок запоминал, как называются вещи, которые его окружают. Можно самостоятельно изготовить развивающий альбом, в которой будут картинки и поясняющие подписи к ним, и вместе с ребенком рассматривать его и читать вслух.
Для развития логического мышления используйте вырезанные из картона геометрические фигуры. Учите ребенка называть их, узнавать, какого они цвета, группировать по форме и цвету и т.д. Точно также можно обучать малыша и математике: группировать одинаковые предметы, считать их.
Обязательно знакомьте малыша с окружающим миром во время прогулок. Показывайте ему деревья, машины, кошек, собак, красивые листья и т.д. Пусть ребенок учит названия, называет их цвет, свойства, количество.
Методика Лупан также включает в себе и физическое развитие. Например, Сесиль делает акцент на ранних занятиях плаванием, однако, вы можете придумать и другие способы физического развития – танцы, прыжки, гимнастика. Главное, чтобы ребенок не сидел на месте.
Методика раннего развития от Сесиль Лупан
Методики раннего развития пользуются сегодня чрезвычайной популярностью. Одни родители утверждают, что это просто модная тенденция, другие — не верят в их результативность, третьи — доказывают их эффективность на примере своих детей. Каковы бы не были мнения, но популярность методик только растёт, и всё больше родителей стремятся развивать своих малышей с их помощью.
Одной из наиболее известных и применяемых во всем мире является методика Сесиль Лупан. Давайте рассмотрим, каковы её особенности, принципы и цели?
Два слова об авторе методики
Сесиль Лупан — бельгийская актриса, которая после рождения дочерей полностью посвятила себя их развитию. Знания, полученные от изучения чужих методов развития и воспитания детей, а также собственный опыт и наработки стали основой авторского практического руководства Сесиль под названием «Поверь в свое дитя», которое применяют на практике родители, няни, психологи и педагоги всего мира.
Начало занятий
Начинать занятия с ребенком, как советует С. Лупан, стоит с самого маленького возраста. Оптимально — с 3–6 месяцев. Тем не менее, даже если вашему малышу год, два или больше, это отнюдь не значит, что вы уже опоздали. Смело беритесь за дело!
Правильный настрой
Главный тезис, на котором строится методика Сесиль Лупан, заключается в том, что детям нужно внимание родителей, проявляющееся не столько в опеке и заботе, сколько в искреннем интересе. Уроки и учебный материал — дело второстепенное. Самое важное — отношение к ребенку и обращение с ним. В малыше нужно видеть Личность, которую следует не только любить и оберегать, но еще уважать и ценить.
Беремся за дело
Приступая непосредственно к занятиям, Сесиль Лупан рекомендует составить их расписание на неделю вперед, именно такой промежуток времени автор считает наиболее подходящим. Поскольку постоянные ежедневные занятия малыш может просто возненавидеть. Зная программу на ближайшую неделю, вы захотите ее придерживаться, а значит, занятия будут продуманнее и эффективнее. Конечно, всякое может случиться, особенно, если речь идет о маленьких непоседах. Не стоит превращать в трагедию пропущенные занятия — наверстаете их на следующей неделе. Но только при условии, что вы не будете силою заставлять малыша заниматься с вами уроками. Интерес должен быть обоюдным.
О занятиях
Главное правило проведения занятий по методике Сесиль Лупан — они просто обязаны быть занимательными и разнообразными. Это должна быть своеобразная игра, в которую можно играть без подготовки, в любое время и в любых, даже самых неожиданных, условиях.
Не менее важным условием для проведения занятий является атмосфера: забудьте о критике, плохом настроении и злости, возникающей из-за неудач малыша или ощущения собственной непригодности. Поверьте, ваш ребенок — самый лучший! Не ругайте его, не критикуйте, иначе у него не только пропадет интерес к занятиям, но и выработается комплекс неполноценности. Не зацикливайтесь на том, что вы должны проводить время только с пользой — чему-то учить своего малыша. Это не так. Простые объятия или совместный просмотр мультфильма могут дать куда больше результатов, чем просиживание над учебниками. Хвалите, подбадривайте своего ребенка! И наслаждайтесь плодами!
Примеры занятий
В качестве примеров С. Лупан приводит множество интересных занятий: рисование, письмо, чтение, зоология, история живописи и музыки. С малышом можно строить различные гримасы, лепить из теста, вырезать картинки, убирать в доме, нюхать мешочки с разными травами, менять голос. Главное — развивать все органы чувств.
Немаловажное значение автор методики придает движению. Массаж, гимнастика, прогулки на свежем воздухе, танцы, плавание, верховая езда — вот неполный перечень того, каким образом следует развивать двигательную активность детей.
Не меньшее внимание следует уделять развитию речи и воображения, придумывайте сказки и истории, изучайте географию, смотрите с малышом фотографии. Последние, кстати, помогут ему лучше ориентироваться во времени.
О занятиях без занятий
Стоит отметить, что методика Сесиль Лупан в качестве самого лучшего занятия определяет совместное времяпрепровождение малыша и его родителей, которые рассказывают ему обо всем. Информация, которую ребёнок получает из повседневной жизни, и есть главным развивающим фактором. Поэтому, не стесняясь, говорите с малышом на самые разносторонние темы. Это сейчас кажется что он ничего не понимает, а потом вы ещё будете удивляться, откуда он столько всего знает. И ещё, что очень важно, старайтесь всегда находить время, чтобы ответить на вопросы, которые задает вам ребенок. Игнорируя их, вы придушиваете любознательность и желание познать мир, присущие каждому малышу.
Советы от Сесиль
И напоследок несколько советов от Сесиль Лупан:
- Давайте ребёнку свободу.
- Заканчивайте игру-обучение раньше, чем она надоест малышу.
- Помогайте ребёнку осваивать новое.
- Не проверяйте малыша.
- Поддерживайте его любознательность.
Методика Сесиль Лупан
В наше время каждый из нас слышал о методиках раннего развития детей. Методик много, как и мнений о правильности и нужности их использования.
Методика Сесиль Лупан – это одна из методик раннего развития ребенка. Методика состоит из определенных принципов, взятых из методики Домана, а также практического опыта воспитания детей автора методики.
В данной статье будут описаны основные принципы данной методики развития, рассмотрены различия между методикой Лупан и методикой Глена Домана, показана история возникновения методики Лупан, а также описаны некоторые моменты книги «Поверь в свое дитя».
Содержание статьи
Как возникла данная методика и кто ее автор?
Сесиль Лупан родилась в Бельгии в 1955 году (девичья фамилия Бран). Несколько лет работала актрисой, однако после рождения своих двух дочерей (в 1982 и в 1983 году), решила заняться их ранним развитием. На данный момент Сесиль Лупан живет в Париже, до сих пор выступая с различными лекциями, участвуя в телепередачах. Лупан является автором книги “Поверь в свое дитя”.
Как же возникла методика раннего развития Сесиль Лупан?
Сесиль заинтересовалась методикой Глена Домана, побывала на его семинаре в Америке. Молодая мама начала применять увиденное и услышанное от Домана на практике, однако что-то получалось, а что-то нет. Тогда Лупан решила создать собственную методику раннего развития, которая бы учитывала временной интерес малыша к тем или иным предметам. В своей книги Лупан делится со всеми своими открытиями, дает примеры различных игр с ребенком.
Сесиль Лупан оставила из методики Домана только основные принципы:
- Родители – лучшие преподаватели и воспитатели для своего ребенка.
- Обучение как игра, которую нужно завершить перед тем, как ребенок устанет.
- Ребенку не нужны проверки знаний.
- Любознательность можно поддержать с помощью новизны и быстроты.
Отличия методики Лупан от методики Домана представлены в таблице:
Основные идеи и принципы методики раннего развития Сесиль Лупан
Обучение – это процесс, который должен приносить радость как малышу, так и родителям. Все дети разные, у каждого свои особенности, свои способности и свои склонности к тем или иным знаниям. Что применимо к одному ребенку, может оказаться безрезультатным к другому. Следует всегда помнить, что ребенок – это личность. Следует любить своего ребенка, уважать, помогать стать самостоятельным, но не ограничивать и не навязывать.
Поощряйте своего ребенка, радуйтесь его успехам!
В книге “Поверь в свое дитя” можно найти большое количество игр и упражнений на развитие слуха, зрения, обоняния, вкуса и осязания. С помощью таких игр вы поможете своему ребенку расширить понимание об окружающем его мире (как у Марии Монтессори). Также в данной книге можно найти специальные программы для обучения чтению, логике, счету, музыке, рисованию, письму, истории искусств, истории, географии, иностранным языкам. А также специальные упражнения для обучения плаванию и верховой езде. Из плюсов – данная книга написана простым языком, написана мамой, которая использовала подручные средства для развития детей в домашних условиях, минус – система обучения плаванию, которую редко кто решит применять в обучении и раннем развитии своего ребенка.
По данной методике следует:
- Поддерживать интерес ребенка.
- Петь песенки, разговаривать с малышом с рождения.
- Большое внимание уделять физическому развитию ребенка, особенно в первый год его жизни.
У данной методики раннего развития, как и у любой из методик, есть свои преимущества и недостатки. Основные из которых представлены в таблице ниже.
Книга «Поверь в свое дитя» может помочь родителям в развитии своего ребенка. Однако следует помнить, что книга носит рекомендательный характер. Что-то подойдет вашему ребенку, что-то его заинтересует, а что-то нет. Не нужно учить ребенка тому, чего вы сами не смогли добиться или тому о чем мечтали. Учитывайте индивидуальность вашего ребенка, его интересы и возможности. Любите своего малыша, ведь любовь ничего не заменит!
Занимались ли вы со своим ребенком по методике Сесиль Лупан?
С уважением, Ирина Гаврилик
Методики раннего развития детей
Методики раннего развития детей — методика Марии Монтессори.
Мари́я Монтессо́ри (итал. Maria Montessori; 31 августа 1870 — 6 мая 1952) — итальянский врач, педагог, учёный,философ, гуманистка, католичка.
Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко[2].
Родилась в Кьяравалле (Италия). Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук.
Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и, несмотря на критику в последующие годы, остаются популярными во многих странах мира.
Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии.
После того как работа Монтессори в римском доме ребёнка получила известность, на её метод обратили внимание вСеверной Америке (около 1913 г.), позднее этот интерес остыл.
Мария Монтессори, помимо Италии, долгие годы жила и работала в Каталонии и Нидерландах.
Из Нидерландов, где она находилась с 1936 года, Монтессори, по приглашению Теософского Общества, отправилась вИндию, где она читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале (англ. Kodaikanal[3]), которая работала во время Второй мировой войны. После Индии она поселилась до конца своей жизни в Нидерландах, где она умерла в 1952 г. (Ноордвейк-ан-Зе).
Международная Монтессори-Организация (AMI) была также основана в Нидерландах в 1929 году (действует по сей день). Сын Марии Монтессори Марио возглавлял эту организацию до своей смерти (1982).
Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.
Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.
Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.
Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.
Одна из значительных работ Марии Монтессори называется «Дети — другие». Уже в названии книги виден ее принципиальный взгляд на картину жизни ребенка. Ребенок другой! Что значит, что его психика, все его существо устроено иначе, чем у нас, взрослых.
Если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. Мы говорим: он запомнил название цветка. Но у маленького ребенка нет памяти, сначала ему надо ее построить. Ребенок переживает время иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свою жизнь, выделяя самые срочные и необходимые дела.
Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым — одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.
Принципиальной идеей дидактики М. Монтессори является идея спонтанного, опосредованного обучения. Ребенок учится легко, не замечая, что учится! Каждый дидактический материал, предлагаемый детям для упражнений, содержит две цели: прямую и косвенную. Прямая – это цель, которую ставит перед собой ребенок. Скажем, собрать из кубиков стройную Розовую башню. А косвенная – это цель профессионального взрослого, который придумал Розовую башню, чтобы ребенок, упражняясь с ней, незаметно развивал зрение, координировал движение, учился концентрировать внимание и готовился к изучению математики.
Методики раннего развития детей — методика Сесиль Лупан.
Методика Сесиль Лупан – довольно ненавязчивая, душевная теория, потому что видно, что создавала ее автор с любовью к своим дочерям, пройдя весь путь самостоятельно, испытав все нюансы на себе. Поэтому ей веришь!
Сесиль Лупан родилась в Монсе (Бельгия) в 1955 году. Получив в Брюсселе профессию актрисы, она в течение пяти лет выступала на бельгийской сцене, где имела большой успех. Как актриса известна под своей девичьей фамилией — Бран. В 1981 году С. Лупан отправляется в США, где преподает актерское мастерство. В этот же период она, молодая мать, открывает для себя завораживающий мир раннего «обучения» и развития детей, и с тех пор целиком посвящает себя этой деятельности. В настоящее время Сесиль Лупан живет в Париже, часто выступает с лекциями, участвует в теле- и радиопередачах, воспитывает детей…
Сесиль Браи-Лупан – это самоотверженная молодая мама, которая, воспитывая своих маленьких дочек, пытается наилучшим способом развить их интеллект, и вместе с тем, сделать их психологически здоровыми людьми. Узнав о методике Г. Домана, она апробировала ее на своих детях. Что-то у нее получилось, что-то – нет, и, исходя из основных мыслей Домана, она попыталась переделать эту методику так, как ей показалось наиболее разумным. В отличие от Глена Домана, который наблюдает сразу очень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир, Сесиль Лупан, наблюдая только двоих своих дочек, очень тонко чувствует их и пытается дать им именно те знания и именно в тот момент, когда им этого хочется.
Сесиль Лупан — автор книги «Поверь в свое дитя». Основная идея, которую предлагает нам автор, заключается в том, что дети требуют не внимания — опеки, а внимания — интереса, который им могут дать только их родители.
По мнению Сесиль Лупан, для того, чтобы приобщить ребенка к чтению целыми словами, в квартире необходимо везде развесить черно-красные таблички «ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ», «ШКАФ», «КРОВАТЬ» и т.д., красным цветом выделяются гласные. Карточки нужно периодически обновлять.
Сесиль Лупан предлагает родителям выпускать маленькие книжечки про самого ребенка и его любимые игрушки. Каждая страница — одна фотография и одно предложение-подпись.
Основные принципы согласно методики Сесиль Лупан:
— если вы замечаете, что ваш ребенок стремится освоить новое, помогите ему;
— не ограничивайте горизонт вашего ребенка;
— обучение — это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
— не надо проверять своего ребенка;
— любознательность поддерживается быстротой и новизной.
Фактически методика Лупан является обработкой методики Глена Домана.
Родители – лучшие учителя для своего малыша. Нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, приведенные в книге. Ваш ребенок – индивидуальность, неповторимая личность. Всегда помните об этом. Возможно, что-то подойдет вам в чистом виде, что-то вы переделаете, от чего-то откажетесь вовсе. Но советы Лупан непременно разбудят вашу фантазию и энтузиазм и вы, возможно, разработаете собственную систему развития и обучения вашего малыша.
Первый год жизни ребенка – очень важный этап в жизни человека. И то, о чем пишет Лупан, знают многие мамы. Но, часто, все это ими недооценивается, не считается важным и заслуживающим внимания.
Итак, стоит ли напоминать, что кроху нужно любить? Конечно, нет! А всегда ли вы демонстрируете свою любовь? Для малыша очень важны именно проявления чувств: поглаживания, ласковые прикосновения, поцелуи, колыбельные песенки и потешки. Кроху нужно как можно чаще брать на руки, не боясь его избаловать. Именно такой контакт с мамой дает малышу чувство защищенности и уверенности в себе. Следующий момент – общение. Разговаривать с крохой нужно с самого рождения и как можно больше. Не думайте о том, что малыш ничего не поймет. Он будет привыкать к родной речи, и не за горами тот день, когда бессмысленные звуки приобретут для него конкретный смысл. Общаясь с малышом, старайтесь менять интонации, повторять за ребенком его звуки. Для стимуляции слуха важно не создавать вокруг крохи постоянной тишины: пойте песенки и включайте музыку на кассетах или CD, звоните в колокольчик и стучите ложкой по различным предметам.
Вообще, стимуляция органов чувств очень важна в раннем возрасте, ведь именно так малыш получает сведения об окружающем мире. Для стимуляции зрения Лупан предлагает вешать в поле зрения ребенка кусочки ткани различных цветов, зеркальце, игрушки-мобили, показывать крохе цветные картинки и черно-белые узоры, гримасничать (так как человеческое лицо очень интересует новорожденного) и брать его с собой в другие комнаты, что бы он мог наблюдать за вашими движениями. Для развития осязания подойдет самодельное одеяльце из кусочков ткани разной фактуры (бархат, атлас, мех, грубое полотно и др.) Его можно дать малышу в качестве игрушки.
Хватательный рефлекс стимулируют яркие рукавички на ручках и носочки на ножках малыша.
Особое место уделяется двигательной активности.
Любое обучение малышей должно быть похоже на веселую игру. К такому серьезному процессу, как чтение, тоже можно подойти весело. Сесиль Лупан предлагает петь названия букв на мотив какой-нибудь подходящей детской песенки. И очень скоро малыш запомнит алфавит. Затем поются “песенки согласных и гласных”. Обучение чтению лучше начинать тогда, когда малыш заговорит. Лупан предлагает каждое новое осмысленное слово малыша писать на листах бумаги крупными буквами. Можно написать на карточках названия предметов и разместить их в комнате. Так, карточка со словом “диван” разместится там, где ей и положено быть по логике вещей – на спинке дивана, а слово “шкаф” — на дверце шкафа. Это покажет ребенку, что любое слово имеет графическое отображение. Д
Когда малыш уже умеет читать отдельные слова, большинство мам сталкиваются с проблемой: а что дальше? По словам Лупан, “привить ребенку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать, ведь чтение — это основа культуры. Поэтому нужно превратить его в увлекательное занятие, в котором ребенок играет активную роль”. Для этой цели изготавливаются самодельные книжки. И это действительно гениальная идея.
Во-первых, слова нужно писать очень крупно, во-вторых, чтение должно вызывать эмоциональный отклик у ребенка. И здесь на помощь приходят самодельные книжки с фотографиями малыша и его любимых игрушек. Сначала это простые подписи под соответствующими фотографиями: “Маша спит”, “Я играю машинкой” и др. Ну какой малыш откажется прочитать такую дивную книгу о себе любимом? Затем можно сделать книгу о походе в зоопарк или праздновании Дня рождения и даже придумать сказочную историю о крохе и его игрушках. Именно так и поступает Сесиль Лупан, сочинив сказку и сфотографировав кукол, которые выполняют какие-либо действия. Теперь клеим фотографии в альбом, пишем историю и – готово! Не сомневайтесь, такая книга надолго станет самой любимой для вашего малыша. Кроме самодельных книг, у Лупан есть масса других интересных идей, как разнообразить чтение. Это и записки-сюрпризы, и поочередное чтение, и различные игры в слова.
Сесиль Лупан убеждает родителей рассказывать малышу обо всем на свете не переживая, что кроха чего-то не понимает. Она уверена: знание предшествует пониманию. И чем раньше ребенок УЗНАЕТ, тем раньше ПОЙМЕТ. Это относится и к счету. Сначала малыша знакомят с первым десятком, пересчитывая вместе с ним любые подходящие предметы. Он быстро запомнит порядковый счет и очень скоро откроет для себя суть этого процесса. С числом “ноль” малыш знакомится, отвечая на шуточные вопросы: «Сколько коров у тебя в кармане? Сколько крокодилов у нас в ванной?» Дальше идут упражнения на обратный счет, объяснения в понятной форме, что такое отрицательные числа, деление и умножение, описываются занятные игры с часами. При обучении счету важно помнить главное правило: переходить к цифрам следует только тогда, когда малыш научился называть числа и считать. Главное, научить ребенка понимать, “чувствовать” число, а уж графические символы можно освоить гораздо позднее.
Большое внимание в своей книге Сесиль Лупан уделяет музыке, рисованию, истории искусств, иностранным языкам и, конечно, истории и географии. История, на мой взгляд, самый непростой для малышей раздел знаний. Дело в том, что кроха с трудом ориентируется во времени. Для него понятия “сто лет назад”, “во II веке до н.э.” и “вчера” значат примерно одно и то же. Понимая это, Сесиль Лупан разрабатывает свой метод объяснения малышам таких сложных вещей. На первом этапе она предлагает изучать “прошлое ребенка”, его собственную историю, располагая фотографии событий в хронологическом порядке (вот только родился, вот научился сидеть, пошел и т.д.) Следующий этап – история родителей, а затем бабушек и дедушек. А вот теперь, когда у малыша сформировано некоторое понятие времени, можно переходить к истории… динозавров. К слову сказать, Лупан очень верно говорит, что “диплодок” для малыша звучит не сложнее слова “бегемот”. Поэтому, не стоит бояться сложных названий и терминов. Главное, дать им правильное и понятное объяснение.
“Тот, кто с самого рождения своего младенца, смотрит на него как на уже сложившееся человеческое существо, а не как на личинку, много и четко разговаривает с ним, знакомит его с окружающим миром, объясняет все, что случайно проходит перед его взором; тот, кто относится к своему ребенку с уважением, поощряет его малейшее усилие, радуется самым незначительным успехам, побуждает малыша задавать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них — такой человек уже сделал главное.” Сесиль Лупан.
Методики раннего развития детей — Вальдорфская педагогика.
Вальдóрфское образовáние («штайнеровская» или «вальдорфско-штайнеровская педагогика») — альтернативная[1] педагогическая система, основанная на антропософских представлениях.
Вальдорфская педагогика основывается[1][2] на выделившемся из теософии[3] религиозно-мистическом[4][3][5][6]учении Рудольфа Штайнера — антропософии.
Вальдорфовские школы являются общеобразовательными[7] и принципиально отрицают идею массовой специализации в школьном возрасте[8][неавторитетный источник? 650 дней]. В вальдорфской школе отсутствуют оценки и преподавание ведётся преимущественно без учебников[9]
Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. В настоящее время (сентябрь, 2013) в мире насчитывается 1025 вальдорфских школ, находящихся в 60 странах[10], и более 2000 детских садов[11], признанных Международным форумом вальдорф/штайнеровских школ (Гаагским кругом), Педагогической секцией Свободной Высшей школы духовной науки Гётеанума и Друзьями вальдорфского образования[12]. Название «вальдорфская школа» является зарегистрированной международной торговой маркой, права на её использование принадлежат Союзу независимых вальдорфских школ (СНВШ)[источник не указан 646 дней](Германия)[13][14][15][16].
Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, в том числе финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения[17]. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ[18][19][20].
В программных документах Вальдофских школ и в СМИ утверждается, что антропософия, являющаяся прямой основой применяемых в них педагогических приёмов, содержания образования учеников, управления школой и образования учителей[2], не преподаётся детям ни отдельным предметом, ни как религиозное верование[21][22]. Критики считают эти утверждения неверными или, как минимум, вводящими в заблуждение[23][24][25]. Религиоведами[источник не указан 643 дня], а также некоторыми критиками[25] централизованное и направляемое Антропософским обществом движение вальдорфских школ рассматривается как часть нового религиозного движения(НРД) антропософии или как подобное НРД движение.[источник не указан 584 дня]
Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер. Вальдорфская педагогика направлена на развитие человека и его способностей.
Вальдорфская педагогика представляет собой единую систему «детский сад — школа». Атмосфера вальдорфских детских садиков и школ отличается отсутствием толкотни, ненормативной лексики, наличием спокойствия, приветливости, доброжелательности. Помещения отделаны природным материалом, стены окрашены в определенные цвета в зависимости от возраста детей.
Воспитатели в вальдорфском детском саду строго избегают любой нагрузки на память, а так же всего, идущего от школы, особенно обучения чтению и письму еще до первого класса. До семи лет предпочтение отдается физическому и творческому развитию, воспитание основано на подражании и примере.
Учебная программа и методика преподавания в вальдорфской школе очень отличается от традиционного обучения. Учебников нет, тетради большого формата и нелинованные, урок длится 1,5 — 2 часа, отметок нет. Образование основано на интересах ребенка, учебный процесс ориентируется на индивидуальный ход развития каждого ученика. В школе все предметы подаются художественно и поэтично. С первого по восьмой класс все предметы ведет один учитель.
Вальдорфская педагогика — это неторопливый темп обучения с щадящим голову содержанием, это совершенно иное понимание мира, в ней все точно продумано и определено, когда, чему и как надо учить детей.
Первая вальдорфская школа открылась в 1919 г. в Штутгарте (Германия) по просьбе владельца фабрики «Вальдорф-Астория» Эмиля Мольта для детей работников фабрики. Идея этого учебного заведения была абсолютно новой: школа ставила перед собой цель — воспитание свободного человека.
Основатель вальдорфской школы философ и педагог Рудольф Штайнер. Во всем мире школа известна как «вальдорфская» или «школа Рудольфа Штайнера». В центр педагогического процесса ставится ребенок со всеми присущими ему индивидуальными чертами и вытекающими из этого особенностями.
Задача вальдорфского педагога — максимально способствовать развитию ребенка, учитывая при этом исключительную особенность и неповторимость каждого ученика в классе. Все внешние особенности вальдорфской школы — работа только с натуральными материалами, насыщенность различными видами искусств (живопись, музыка, пение, игра на флейте, лепка, рукоделие), особая методика преподавания иностранных языков, отсутствие привычных оценок — это необходимые методические моменты в достижении главной цели: воспитать свободную личность, которая была бы социально адаптирована, адекватно действовала во всех жизненных ситуациях и имела прочные знания, необходимые для дальнейшего продолжения учебы или работы. Почти столетнее существование этих школ, их широкое распространение в развитых странах Европы говорит о том, что задачи, стоящие перед педагогами, выполняются.
Методики раннего развития детей — методика Масару Ибука.
Масару Ибука (яп. 井深大 Ибука Масару?, 11 апреля 1908, Никко, Япония — 19 декабря 1997, Токио, Япония) — японскийинженер и предприниматель, один из основателей корпорации Sony, создатель новаторских концепций по воспитанию иобучению детей раннего возраста, автор широко известной книги по раннему развитию детей «После трёх уже поздно».
Родился 11 апреля 1908 года в префектуре Тотиги в семье инженера.
В 1933 году окончил электротехнический факультет Университета Васэда (сокурсники прозвали его «гением-изобретателем»), дипломная работа получила приз на Парижской выставке. Во время войны служил офицером в японском военном флоте. Был членом комитета военно-морского флота по исследованиям. Разрабатывал авиационный магнитный датчик для обнаружения подводных лодок.
В 1946 году Ибука и Акио Морита совместно основали корпорацию Sony, которая первоначально называлась «Токийской телекоммуникационной инженерной корпорацией».
Согласно теории Масару Ибука, маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно!
Масару Ибука, считает, что то, что дети усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По мнению Масару Ибука, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда.
По мнению Масару Ибука, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей — это почти неосознанное усилие.
Чтобы наши дети, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке — и все это на высоком профессиональном уровне, — нужно, чтобы их любили, уважали и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить.
Представьте себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялась и развивалось.
Маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает! И задача родителей состоит в том, чтобы предоставить своему ребенку как можно больше информации для познания.
Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка.
Масару Ибука — автор новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего возраста, директор Ассоциации раннего развития и организации «Обучение талантов». Именно его теория, гласившая «После трех уже поздно», несколько десятилетий назад потрясла мир. Автор отмечал, что «согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70 — 80 процентов. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?» «Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».
Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное — развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.
Масару Ибука считает, что главное — это введение нового опыта вовремя. Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день (а обычно это мама), может распознать это вовремя. «Матери должны больше полагаться на себя и быть более последовательными в выборе системы воспитания. Уверенность в себе, твердость характера очень важны для воспитания ребенка. Вырабатывайте свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов».
Опыт Сесиль Лупан. Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет
Опыт Сесиль Лупан
В 80-х годах XX века француженка Сесиль Лупан, будучи молодой мамой, познакомилась с методикой Глена Домана, посетила его семинары в Филадельфии и даже пробовала обучать своих детей по его методике. Но, увы, ей не удалось следовать четким правилам, и она не получила таких результатов, которые демонстрировали дети в Институте Домана.
Лупан много раз обращалась к идеям о развитии и обучении маленьких детей, искала свои ошибки и недостатки в методике. Постепенно на основе метода Глена Домана Лупан создала свою так называемую систему раннего обучения и развития детей. Система Лупан частично построена на принципах Домана, но большая ее часть – это опыт и наблюдения самой мамы – Сесиль Лупан.
Сесиль Лупан не ставила экспериментов с детьми, не работала в садах и медучреждениях, а просто с любовью воспитывала двух своих дочерей, подвергала осмысленной критике существующие методики развития детей и адаптировала их для себя. Методика Сесиль Лупан не претендует на решение всех вопросов воспитания и не содержит рецептов «выращивания гениев». Ее цель – дать советы родителям, желающим открыть удивительный мир своему ребенку, начиная с рождения.
Лупан категорично отвергает взгляды тех, кто рассматривает ускоренное развитие младенцев лишь как форсирование его возможностей. Она предлагает свои методы, основанные на раскрытии потенциала ребенка и формировании его как личности.
Обучение по Сесиль Лупан – это процесс, при помощи которого ребенок приобретает новые знания.
Основная идея методики заключается в следующем: дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса. На искренний интерес способны только родители. Кроме того, для малышей они самые лучшие педагоги.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Методика раннего развития от Сесиль Лупан
Давайте ребёнку свободу.
Методики раннего развития пользуются сегодня чрезвычайной популярностью. Одни родители утверждают, что это просто модная тенденция, другие — не верят в их результативность, третьи — доказывают их эффективность на примере своих детей. Каковы бы не были мнения, но популярность методик только растёт, и всё больше родителей стремятся развивать своих малышей с их помощью.
Одной из наиболее известных и применяемых во всем мире является методика Сесиль Лупан. Давайте рассмотрим, каковы её особенности, принципы и цели?
Два слова об авторе методики
Сесиль Лупан — бельгийская актриса, которая после рождения дочерей полностью посвятила себя их развитию. Знания, полученные от изучения чужих методов развития и воспитания детей, а также собственный опыт и наработки стали основой авторского практического руководства Сесиль под названием «Поверь в свое дитя», которое применяют на практике родители, няни, психологи и педагоги всего мира.
Начало занятий
Начинать занятия с ребенком, как советует С. Лупан, стоит с самого маленького возраста. Оптимально — с 3–6 месяцев. Тем не менее, даже если вашему малышу год, два или больше, это отнюдь не значит, что вы уже опоздали. Смело беритесь за дело!
Правильный настрой
Главный тезис, на котором строится методика Сесиль Лупан, заключается в том, что детям нужно внимание родителей, проявляющееся не столько в опеке и заботе, сколько в искреннем интересе. Уроки и учебный материал — дело второстепенное. Самое важное — отношение к ребенку и обращение с ним. В малыше нужно видеть Личность, которую следует не только любить и оберегать, но еще уважать и ценить.
Беремся за дело
Приступая непосредственно к занятиям, Сесиль Лупан рекомендует составить их расписание на неделю вперед, именно такой промежуток времени автор считает наиболее подходящим. Поскольку постоянные ежедневные занятия малыш может просто возненавидеть. Зная программу на ближайшую неделю, вы захотите ее придерживаться, а значит, занятия будут продуманнее и эффективнее. Конечно, всякое может случиться, особенно, если речь идет о маленьких непоседах. Не стоит превращать в трагедию пропущенные занятия — наверстаете их на следующей неделе. Но только при условии, что вы не будете силою заставлять малыша заниматься с вами уроками. Интерес должен быть обоюдным.
О занятиях
Главное правило проведения занятий по методике Сесиль Лупан — они просто обязаны быть занимательными и разнообразными. Это должна быть своеобразная игра, в которую можно играть без подготовки, в любое время и в любых, даже самых неожиданных, условиях.
Не менее важным условием для проведения занятий является атмосфера: забудьте о критике, плохом настроении и злости, возникающей из-за неудач малыша или ощущения собственной непригодности. Поверьте, ваш ребенок — самый лучший! Не ругайте его, не критикуйте, иначе у него не только пропадет интерес к занятиям, но и выработается комплекс неполноценности. Не зацикливайтесь на том, что вы должны проводить время только с пользой — чему-то учить своего малыша. Это не так. Простые объятия или совместный просмотр мультфильма могут дать куда больше результатов, чем просиживание над учебниками. Хвалите, подбадривайте своего ребенка! И наслаждайтесь плодами!
Примеры занятий
В качестве примеров С. Лупан приводит множество интересных занятий: рисование, письмо, чтение, зоология, история живописи и музыки. С малышом можно строить различные гримасы, лепить из теста, вырезать картинки, убирать в доме, нюхать мешочки с разными травами, менять голос. Главное — развивать все органы чувств.
Немаловажное значение автор методики придает движению. Массаж, гимнастика, прогулки на свежем воздухе, танцы, плавание, верховая езда — вот неполный перечень того, каким образом следует развивать двигательную активность детей.
Не меньшее внимание следует уделять развитию речи и воображения, придумывайте сказки и истории, изучайте географию, смотрите с малышом фотографии. Последние, кстати, помогут ему лучше ориентироваться во времени.
О занятиях без занятий
Стоит отметить, что методика Сесиль Лупан в качестве самого лучшего занятия определяет совместное времяпрепровождение малыша и его родителей, которые рассказывают ему обо всем. Информация, которую ребёнок получает из повседневной жизни, и есть главным развивающим фактором. Поэтому, не стесняясь, говорите с малышом на самые разносторонние темы. Это сейчас кажется что он ничего не понимает, а потом вы ещё будете удивляться, откуда он столько всего знает. И ещё, что очень важно, старайтесь всегда находить время, чтобы ответить на вопросы, которые задает вам ребенок. Игнорируя их, вы придушиваете любознательность и желание познать мир, присущие каждому малышу.
Советы от Сесиль
И напоследок несколько советов от Сесиль Лупан:
- Давайте ребёнку свободу.
- Заканчивайте игру-обучение раньше, чем она надоест малышу.
- Помогайте ребёнку осваивать новое.
- Не проверяйте малыша.
- Поддерживайте его любознательность.
Источник