Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Система монтессори плюсы и минусы – организация уроков, достоинства и недостатки системы, особенности детских садов и центров, принцип функциональных зон с разным назначением

Posted on 10.03.202020.01.2020

Содержание

  • плюсы и минусы раннего развития
  • Плюсы и минусы системы Монтессори
    • Плюсы методики Монтессори
    • Минусы методики Монтессори
      • Похожие записи
  • Раскрыты минусы методики Монтессори
    • Минусы методики Монтессори:
      • Взглянем на историю
      • Чем заинтересовывает методика?
      • Минусы методики Монтессори
        • Минусы методики Монтессори: видео
  • Методика развития Монтессори — это что такое? Плюсы и минусы :: SYL.ru
    • Монтессори
    • Система раннего развития
    • Активность и свобода
    • Подготовленная окружающая среда
    • Впитывающий разум ребенка
    • Стадии развития
    • Детский сад Монтессори
    • Материалы для обучения
    • Плюсы методики
    • Недостатки методики
    • Подведение итогов
  • Плюсы и минусы методики Монтессори / Малютка
    • Особенности методики Марии Монтессори
    • Плюсы системы Марии Монтессори
    • Минусы системы Марии Монтессори
  • Что такое методика Монтессори и стоит ли её пробовать
    • В чём суть методики Монтессори
    • Что такое сензитивные периоды
      • От 0 до 3 лет: период восприятия порядка
      • От 0 до 5,5 лет: период сенсорного развития
      • От 0 до 6 лет: период речевого развития
      • От 1 года до 4 лет: период развития движений и действий
      • От 1,5 до 5,5 года: период восприятия мелких предметов
      • От 2,5 до 6 лет: период развития социальных навыков
    • Как организована развивающая среда по методике Монтессори
      • Зона сенсорного воспитания
      • Зона практической жизни
      • Математическая зона
      • Зона речевого развития
      • Зона космоса (естествознания)
    • Зачем пробовать методику Монтессори
    • В чём недостатки системы Монтессори
    • Читайте также 👶🏻👪👨‍👩‍👧‍👦
  • Педагогика Монтессори — Википедия
      • Свобода и спонтанная активность ребёнка[править | править код]
      • Подготовленная среда[править | править код]
      • Роль взрослого в педагогике Монтессори[править | править код]
      • Впитывающий разум[править | править код]
      • Сензитивные периоды[править | править код]
      • Стадии развития ребёнка[править | править код]
      • Нормализация[править | править код]
    • Место методики в системе образования[править | править код]
      • В России[править | править код]
      • Собственные работы[править | править код]

плюсы и минусы раннего развития

Методика Марии Монтессори, одна из самых популярных и широко распространенных методик нашего времени, по которой, в последние годы, занимаются чуть ли ни в каждом развивающем центре и элитном детском саду. Давайте попробуем разобраться, такая любовь к данной системе воспитания — дань моде или способ вырастить маленького гения?

Мария Монтессори – выдающийся педагог, врач и ученый, впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания , изначально,  разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что, вскоре, ее стали использовать и для обучения здоровых детей.

Суть методики

Данная система воспитания основывается на принципе «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребёнка, свобода в разумных пределах.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок уникальная личность, которая естественным образом стремится к постоянному познанию, и сама чувствует — что ей в данный момент больше всего нужно для развития. Поэтому задача воспитателя в системе Монтессори, не учить ребенка, а мягко направлять к обучению. Когда малыш сделает свой самостоятельный выбор — с чем и как играть, педагог должен самоустраниться и просто наблюдать.

Монтессори среда

Главную роль в воспитании по этой системе играет так называемая «Монтессори среда»,  без которой система не может существовать. Данная среда дает возможность детям развивать независимость и самостоятельность, которые и являются ключом к успеху по философии Монтессори.

Важно, чтобы класс для занятий был светлым и просторным, оформленным в спокойные тона, не отвлекающие ребенка от игры.Мебель и оборудование в кабинете обязаны соответствовать росту ребенка, поскольку малыш должен иметь свободный доступ к любому предмету в помещении и возможность свободно перемещать их, как посчитает нужным. Также, каждый ученик может выбирать себе любое место для занятий, с единственным условием — чтобы не мешать никому из окружающих.

Ключевые характеристики метода:

  • Дети самостоятельно выбирают для себя занятие
  • Модель изучения – «Обучение через открытие», малыши узнают новое не через рассказ учителя, а через работу с материалами
  • В одной группе присутствуют ученики разного возраста
  • Для занятий предоставляется специальный учебный материал, который разработала сама Мария Монтессори
  • Занятия не прерываются и обычно длятся около 3х часов
  • Ученики могут свободно передвигаться по классу
  • Не смотря на внешне пассивную роль учителя, Монтессори-педагогом может быть только специально обученный человек

Как мы видим, в этой методике используется  весьма интересный и не совсем традиционный подход к обучению. В связи с чем, до сих пор не утихают споры относительно его эффективности, положительных и отрицательных сторон.

Плюсы системы Монтессори:

  • Малыш имеет возможность развиваться самостоятельно, без навязчивого вмешательства взрослых и в удобном лично для него темпе
  • Основным принципом методики является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит свободу окружающих людей
  • На занятиях запрещена критика и негативная оценка
  • Ребенок обучается через игру, он увлечен процессом и обучение дается легко
  • Большое внимание в методике уделяется сенсорному и сенсорно-моторному развитию учеников, что напрямую связано с умственным развитием
  • В одной группе могут находится дети от 1 года до 7 лет и от 7 до 12, поэтому подгруппы внутри коллектива учеников распределяются не по возрасту, а по интересам
  • Малыши имеют возможность учится у старших детей, что бывает гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых
  • Старшие ученики учатся заботиться о младших
  • У малышей, обучающихся в этой методике, как правило, хорошо развиты навыки самообслуживания
  • Дети учатся принимать собственные решения

В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся ребенку в обычной жизни:

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места, вытирай лужи и грязь.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Минусы методики Монтессори:

  • Данная система не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков, что и является ее главным недостатком
  • В методике недооценивается значение игровой деятельности в развитии ребенка. Монтессори считала, что игрушки только уводят малыша от реальной жизни и не дают никакой практической пользы. Но давно доказано, что это совсем не так, значение игры в развитии ребенка очень и очень велико
  • Также автор методики недооценила и значение сказок в педагогическом процессе, заменяя их довольно сухим описанием предметов, в то время как, сказки формируют у ребенка представления о жизни, отношениях, добре и зле
  • Педагог в системе Монтессори, зачастую, не имеет большого авторитета, который так привычен для нашей страны. В связи с чем, у ребенка могут возникнуть проблемы при дальнейшем обучении
  • Дети, воспитанные в этой системе, привыкают получать знания не прилагая больших усилий, что может привести к тому, что, в дальнейшем, они не захотят трудится, чтобы получить результат
  • Существует мнение, что, после обучения по методике Монтессори, детям сложно адаптироваться к школе, где требуется дисциплина и умение подчиняться

Как мы видим, методика Монтессори обладает весьма значительными плюсами и некоторыми весомыми минусами. Мое мнение, как психолога, относительно этой методики – все очень индивидуально и зависит от многих факторов. Для одних детей эта система может подойти идеально, других даже не заинтересует. Решение стоит принимать исходя из личных качеств вашего малыша, если не уверены в выборе, посетите пробное занятие, понаблюдайте.

Но, в любом случае, ограничиваться только этой методикой не стоит, если вам подошла данная система, не забывайте о вышеперечисленных недостатках и компенсируйте эти пробелы дома с помощью сказок, ролевых игр, общения в других коллективах.

Ирина Лозицкая, семейный психолог.

Плюсы и минусы системы Монтессори

Плюсы и минусы системы Монтессори

Когда речь заходит о методах обучения, всегда сложно выбрать лучший для вашего ребенка, так как есть много информации о школах, методах, теориях и ученых. Вероятно, вы слышали о методе Монтессори, теории альтернативного образования с миллионами последователей по всему миру. Методика Монтессори — это уникальный образовательный подход, разработанный итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори.

Целью этого подхода является воспитание естественной склонности к обучению. В своей концепции М.Монтессори рекомендовала не учить ребенка, а пробуждать желание учиться и познавать, поддерживать его стремление получать знания в специально подготовленной среде. Этой средой является класс, оснащенный различными тематическими зонами и развивающими игрушками:

  1. Зона реальной (практической) жизни.
  2. Зона сенсорного развития.
  3. Зона арифметики.
  4. Зона лингвистическая.
  5. Зона космическая.

Класс Монтессори

Занятия происходят в игровой форме, в непринужденной и легкой атмосфере. Окружающая среда должна быть благоприятной, но достаточно сложной, учитывая возможности и потребности ребенка. В таких условиях учитель и ребенок будут строить отношения, основанные на доверии и уважении, что в конечном итоге повысит доверие и желание ребенка столкнуться с новыми знаниями. Мария Монтессори верила, что у детей есть так называемые “

сенситивные периоды” для обучения.

Сенситивный период — идеальный возраст эффективного развития какой-либо стороны психики, а так же обучения и воспитания. Сенситивные периоды длятся от рождения и 6 лет, поэтому Монтессори считала, что эти 6 лет являются основными в обучении и воспитании ребенка. Необходимо отметить, что сенситивные периоды проходят так же быстро как и приходят. Поэтому необходимо создать максимально комфортную атмосферу  для развития ребенка. Ни одна из методик раннего образования не совершенна, так и в методике Марии Монтессори имеются  свои достоинства и недостатки.

Плюсы методики Монтессори

  • Одна из наиболее распространенных жалоб на традиционную систему образования заключается в том, что она не учит детей независимым и самостоятельным решениям. Методика Монтессори дает возможность ребенку
    развиваться и обучаться самостоятельно
    , в собственном ритме и темпе. Преподаватель в школах Монтессори является наблюдателем, дети обучаются без давления со стороны преподавателя.
  • В школах Монтессори в одном классе обучаются дети разных возрастов. Такой подход благоприятно влияет на социальные навыки. У старших  детей есть возможность развивать социальные, эмоциональные, коммуникативные и лидерские навыки, работая с младшими детьми. Дети учатся товарищеской поддержке и взаимопомощи.
  • Самоконтроль и самооценка являются неотъемлемой частью подхода класса Монтессори. По мере взросления ученики учатся критически смотреть на свою работу и самостоятельно распознают и исправляют свои ошибки.
  • Один из важных пунктов метода Монтессори — приучение к самостоятельности
    и уходу за собой, порядку, эстетическому вкусу.
  • Огромное количество дидактических материалов. Большинство этих материалов были созданы самой М.Монтессори. Все материалы выполнены из натурального сырья и  предоставлены в единственном экземпляре. Дети могут выбирать любые материалы, которые они хотели бы использовать, и могут работать до тех пор, пока данный материал их интересует.

Учитель с учениками

Минусы методики Монтессори

  • Этот метод несколько односторонний: во-первых, он ориентирован на сенсорное развитие ребенка и способствует качеству, необходимому для восприятия и обработки информации из окружающей среды (для развития внимания и логики). Во-вторых, он не направлен на раскрытие эмоциональной сферы ребенка и его коммуникативных навыков, на стимулирование воображения. Метод Монтессори  не затрагивает развитие творческих способностей ребенка.
  • Так же игнорируются подвижные игры и чтение сказок. В группе Монтессори многим экстравертным детям обычно скучно, поскольку по характеру они больше ориентированы на взаимодействие не со «средой», а с другими детьми. Это один из главных недостатков педагогики Монтессори.
  • Этот метод может пользоваться успехом у детей дошкольного возраста, чем детей старшего возраста. Потому что освоение способа выливания воды из одной чашки в другую — это не то же самое, что курс алгебры. Он ориентирован в основном на краткосрочные интересы детей. В связи с этим число современных детских садов Монтессори в сотни раз больше, чем количество школ Монтессори.
  • Развитие образовательного метода Марии Монтессори характеризуется полным отсутствием понятия «конкуренция». Считается, что сравнение одного ребенка с другим не имеет смысла: каждый человек отличается и имеет свой собственный путь развития. Сравнение результатов, позволяет  понять в какой сфере ребенок может добиться успеха.
  • Привыкая к независимости на уроках, свободному перемещению ребенку  трудно адаптироваться в традиционных школах, где более строгий распорядок.
  • Учителя Монтессори не являются центром внимания в классе. Их роль заключается в подготовке и организации учебных материалов для удовлетворения потребностей и интересов детей Монтессори. Таким образом, детям не просто адаптироваться к правилам традиционного образования, где учитель является авторитетом.
  • Невозможно оценить прогресс обучения детей из-за отсутствия тестирования, оценок и домашних заданий.

Похожие записи

Раскрыты минусы методики Монтессори

Среди детских воспитателей и психологов многие предпочитают работать с так называемой методикой Монтессори. Попробуем разобраться, что это такое, каким детям подходят такие занятия и в чем минусы методики Монтессори.

Минусы методики Монтессори:

  1. Взглянем на историю.
  2. Чем заинтересовывает методика?
  3. Минусы методики Монтессори

 

Взглянем на историю

Взглянем на историю


Метод детского развития разработан итальянским врачом – Марией Монтессори. Она длительное время работала с группами проблемных детей, которые страдали отставанием в развитии, небольшими психическими отклонениями и отсутствием коммуникативных навыков.

Наблюдая за малышами, Мария разработала методику, которая не учит ребенка, а помогает ему учиться и развиваться самостоятельно. Она предложила проводить занятия в так называемой обучающей среде индивидуально или в небольшой группе. Малышам предлагались разнообразные упражнения в игровой форме, которые тренировали память, мышление, моторику, помогали самостоятельно развиваться, понимать, что такое хорошо и плохо, правильно и неправильно. Методика Монтессори совершенно не похожа на наш традиционный подход к дошкольному образованию, она не нависает догмой над ребенком, а учит его развиваться самостоятельно и проявлять индивидуальность и творчество.

Методика была разработана специально для детей, отстающих в развитии. Но позже, видя несомненные плюсы, врачи приспособили ее и для обычных малышей, внеся некоторые изменения. Сейчас такой тип воспитания очень популярен во многих странах мира.

Чем заинтересовывает методика?

Чем заинтересовывает методика?


Родителей часто подкупают позитивные аспекты такого способа детского развития. Это, в принципе, неудивительно. Методика Монтессори содержит в себе много плюсов:

• Развивает в детях самостоятельность. Малыши учатся сами принимать решения, искать ответы на важные вопросы, пути саморазвития и самообучения.

• Формирует личность. Она составлена таким образом, что воспитатель поддерживает любые начинания ребенка, позволяя ему искать пути самореализации и свободно выражать свое мнение по любому поводу. То есть ребенок с ранних лет учится иметь свое мнение, прислушиваться к себе и самовыражаться, то есть становится полноценной независимой личностью.

• Не травмирует самооценку. Мария Монтессори считала вредным оценивать ребенка. Она проповедовала истину, что все дети – хорошие, просто каждый по-своему. Поэтому если ваше чадо занимается в классе по такой методике, на него никогда не накричат, не осудят, не накажут.

• Ребенок учится в группе согласно своим интересам, в условиях, максимально способствующих приобретению новых знаний.

• Как правило, дети в таких группах отличаются ранним развитием и высоким уровнем творчества и фантазии.

Минусы методики Монтессори

На первый взгляд, минусов в ней нет и быть не может. Но на самом деле это далеко не так. Минусы методики Монтессори связаны как с тем, что изначально она была разработана для необычных детей, так и с особенностями человеческого социума.

• Она небезопасна. В группах дети часто выполняют упражнения для улучшения мелкой моторики, то есть работают с маленькими предметами. Соответственно, если воспитатель не уследит, малыш может проглотить небольшую вещь, затолкать ее в ноздрю себе или соседу.

• Она не учитывает реалий социума. В группе малыши находятся в закрытой системе, где их хвалят и помогают раскрыться способностям. Нет осуждения, критики, конкуренции. В реальном же мире последнее – обычное поведение большинства. То есть, попадая из группы, например, в обычный школьный класс или даже в песочницу во дворе, малыш может столкнуться с негативом, который станет для него шоком.

• Методика неудобна для непосед. Она разработана для спокойных детей, которые легко подолгу сидят на месте, любят исследовать, узнавать новое. Если же малыш не может посидеть спокойно и минуты, а после него в комнате наблюдается эффект урагана, такие занятия будут для него слишком скучными, а, соответственно, неэффективными.

Минусы методики Монтессори: видео


Методика развития Монтессори — это что такое? Плюсы и минусы :: SYL.ru

Сегодня существует большой выбор различных систем воспитания и развития ребенка. Много написано книг с разными методиками раннего развития. Открываются садики и школы, которые работают по авторской системе воспитания. Сложная задача стоит перед родителями, так как нужно из большого потока информации выбрать лучшее обучение для своего чада.

Монтессори — это система воспитания ребенка, которая была разработана итальянским педагогом Марией Монтессори в первой половине двадцатого века. Кто такая Мария Монтессори? Что это за методика? На каких принципах она основана? Какие нее достоинства и недостатки? Все это можно прочитать в данной статье.

Монтессори

Мария Монтессори — это итальянский врач, педагог, ученый, психолог, работала с «особыми» детьми. Родилась в 1870 году, а в 1952 году ушла из жизни. В 1900 году создала школу для детей с отклонениями в развитии. Ортофреническая школа была первой в Европе с особым уклоном. Программа занятий построена на специальных упражнениях и играх, а также на особых условиях в группах детей.

монтессори это

До двадцатого века «особых» людей не лечили, а просто изолировали от общества. Но Мария Монтессори считала, что окружающий мир и среда, в которой находится человек, влияют на развитие. Невозможно вылечить больного с помощью изоляции. Для выздоровления им нужен уход, забота и комфортная обстановка.

М. Монтессори разработала специальный комплекс тренировок, чтобы развить моторику пальчиков для деток, которые плохо говорили. Она знала, что именно на кончиках пальцев находятся нервные окончания, благодаря которым можно простимулировать нервный центр в коре головного мозга. Чтобы дети понимали обучение, были разработаны специальные материалы, по которым они могли самостоятельно узнавать и изучать мир.

Благодаря школе, многие детки раньше своих сверстников научились писать, читать и считать. Это были поразительные результаты. Уже в 1907 году М. Монтессори открывает еще одну школу, но уже для обычных детей. Школа «Дом ребенка» была построена в самом бедном районе Рима, но со временем стала известна на всю страну.

Система раннего развития

На чем же основана методика Монтессори? Основные принципы:

  1. Каждый малыш — это личность. В детстве у ребенка свои увлечения и интересы. Необходимо их подпитывать и развивать. У малыша есть большой выбор и полная свобода, но также их учат уважать свободу других.
  2. Учитель не учит ребенка в прямом понимании этого слова, а просто наблюдает за ним. Помогает разобраться в том предмете, который малыш сам выбрал.
  3. Создать нужную среду. Ребенок, как губка, все впитывает из окружающей среды. Он еще не может анализировать и решать, правильно это или нет. Поэтому учителя должны создать интересную и полезную среду, чтобы в ней было много развивающих материалов.
  4. Разный возраст. На занятиях присутствуют дети маленькие и постарше. Это положительно сказывается на них. Старшие проявляют заботу и опеку над младшими, а младшие учатся и перенимают опыт у старших.
  5. Отсутствие конкуренции. Каждый ученик занимается с определенным материалом столько, сколько ему необходимо.
детский сад монтессори

Активность и свобода

Как только рождается ребенок, он стремится стать независимым и свободным от родителей. Монтессори это описывает как главный биологический процесс человека. С ростом тела он получает свободу движения, благодаря движениям он развивается и становится автономным организмом. Именно в этот момент родители должны быть союзниками ребенка и создать ему среду по потребностям и стремлениям.

Система Монтессори утверждает, что родитель – это не строгий учитель или наставник, а всего лишь помощник. Взрослые должны помогать, а ребенок должен самостоятельно познать окружающий мир. Он сам себе учитель.

Так как у каждого малыша есть своя фаза чувствительности, обучение в школе для каждого индивидуальное. Преподаватели умеют определять подходящую фазу и способны подвести малыша к интересующей именно его деятельности.

Было замечено, что дети от трех до шести лет фокусируют свое внимание на деятельности, которая направлена на их развитие. В этот момент у них возникает спонтанная дисциплина, открывается способность сочувствовать, и они хотят помочь другим. Такое психологическое состояние М. Монтессори называет «нормализация».

Подготовленная окружающая среда

Педагогика Монтессори основана на главном элементе — подготовленной среде. Без этого компонента методика не работает. Только специальная и подготовленная окружающая среда дает возможность ребенку постепенно становиться независимым. Для этого все оборудование в школе или дома должно соответствовать возрасту малыша. Для них очень важно самостоятельно делать самые элементарные вещи: переставить стул, подвинуть стол и т. д.

школа монтессори

Методика Монтессори поясняет, что благодаря шумным передвижениям предметов развивается моторика. В такой ситуации ребенок учится бесшумно передвигать предметы, чтобы не нарушать спокойствие других.

Детский сад Монтессори оформлен элегантно и эстетично, здесь используется даже хрупкий фарфор. Ребенок должен осознавать ценность предметов и уверенно использовать (без страха) деликатные вещи.

Школа Монтессори отвечает критериям методики. Помещения не должны отвлекать от работы и развития самостоятельности. Комнаты должны быть студийного типа. Они должны быть светлыми, а цвета интерьера — спокойными. В доступности размещаются раковины с водой, а туалеты для ребенка оснащены подставками. В классе много растений, которые расположены на уровне роста ребенка. Это дает возможность малышу заботиться о них.

Чтобы призвать к действию, все материалы стоят в доступном месте, на уровне глаз. Методика развития Монтессори основана на обучении детей социальному поведению, учит учитывать мнение и потребности других детей. Поэтому все материалы в комнате находятся только в одном экземпляре. Здесь ребенок сам заботится о своем окружении и приобретает независимость.

Впитывающий разум ребенка

Монтессори — педагогика, которая объясняет возможность детей впитывать всю информацию окружающей среды без особых усилий. Эту бессознательную способность называют впитывающий разум. Именно ребенок может быстро выучить язык, культуру, перенять привычки и обычаи. Эти способности объясняются особой ментальностью и типом психики, которыми владеет ребенок.

м монтессори

Если взрослые осознано пытаются освоить знания, то ребенок это делает неосознано, впитывая их с впечатлениями из окружения. Такие возможности есть у детей до шести лет. Поэтому эти годы очень важны для формирования личности. Родители в этот период должны максимально обеспечить эффективным обучением и развитием ребенка, используя способности впитывающего разума.

На эту тему Мария Монтессори издала книгу «Впитывающий разум ребенка». В ней она не только рассказывает о данном феномене, но и показывает всю ответственность родителей, которые должны развивать образованность с самого рождения чада.

Стадии развития

По мнению Монтессори, дети делятся на четыре уровня развития. Первый уровень — это возраст от рождения до шести лет. В этот период происходят значительные физические и психологические изменения. В этот момент дети исследуют мир и выполняют работу над развитием себя, приобретают независимость.

С 6 до 12 лет — это второй уровень развития. В это период система Монтессори отмечает изменения в физиологии и психике маленького человека. У детей выпадают молочные зубы, становится равномерным рост туловища и ног. В этот момент просыпается необходимость в социализации. Поэтому школа Монтессори создает специальную среду для таких детей в классе, на уроке, снабжает материалами, которые соответствуют возрасту. Родители и преподаватели в этот период должны формировать у детей социальную организацию и интеллектуальную независимость.

система монтессори

С 12 до 18 лет — это третий уровень. Монтессори это развитие связывает с половым созреванием и изменениями в психике. В этом возрасте приходит психическая неуравновешенность и возникает трудность в концентрации. В этот период развивается чувство внутреннего достоинства и справедливости. Подросток стремится получить оценку окружающих, ищет свое место в обществе.

С 18 до 24 лет — это четвертый уровень. Для этого возраста Мария не разработала программу и очень мало написала про эту стадию развития. Она считала, что раннее развитие Монтессори на предыдущих уровнях дает возможность быть лидером в этом возрасте. Подросшие дети, юноши и девушки, уже готовы к изучению науки и культуры. Она считала, что с помощью работы за деньги в этом возрасте можно получить независимость.

Детский сад Монтессори

Все детские сады организованы по методике. Садик принимает детей от двух до семи лет. Группы формируются по интересам и склонностям, а не по возрасту. Преподаватели в обучении используют материалы М. Монтессори. Это способствует развитию мелкой моторики, координации движений, самостоятельности, кроме того, дети обучаются считать, писать и читать. Садик и школа Монтессори используют один важный метод — это не заставлять ребенка обучаться, он должен учиться без принуждения.

В каждой группе от пятнадцати до двадцати человек. Они формируются так, чтобы в каждой было поровну детей разных возрастов. Методика помогает стать самостоятельным и общаться с разными детками. Все пособия и материалы расположены так, чтобы ребенок сам смог воспользоваться ими, не прося помощи.

Все помещения детского сада поделены на пять уголков:

  • жизненная практика — это угол, где малыши учатся самостоятельно мыть руки, чистить зубы, стирать, одеваться и так далее;
  • сенсорное развитие — здесь происходит ознакомление с предметами и развитие органов чувств;
  • в математическом углу находятся материалы для счета;
  • в космическом углу детки получают первые сведения по: биологии, химии, географии, физике;
  • языковый угол для письма и чтения.

Дети сами выбирают угол, где они сейчас хотят заниматься.

методика монтессори

Материалы для обучения

Система Монтессори рассчитана на то, что дети будут играть с предметами и в такой форме обучаться. Чтобы это делать, не обязательно иметь какие-то специальные игрушки. В детских садах для игр и обучения используются обычные предметы и вещи: ложка, стаканчик, тазик, сито, вода, крупа и т. д. Но есть и особенные игрушки: коричневая лестница, розовая башня, формочки-вкладыши и так далее.

Дидактические материалы преследуют две цели:

  1. Прямую. Движение детей: одевание, застегивание, нахождение одинаковых фигур и так далее.
  2. Косвенную. Развитие координации движений, утончение слуха и обучение самостоятельности.

Все обучающие материалы разработаны так, что дети сами находят свои ошибки и сами исправляют их. Они учатся не только решать сложные ситуации, но и не совершать их.

Плюсы методики

Многие родители хотят отдать свое чадо именно в садик с методикой Монтессори. Ее достоинства:

  1. Детки развиваются самостоятельно со своим темпом, без постороннего вмешательства.
  2. Коллектив формируется по интересам.
  3. Обучение происходит через открытие.
  4. Система предоставляет максимальную свободу ребятам в группе. Формирует уважение к свободе других.
  5. Отсутствует негативная критика со стороны преподавателя.
  6. Развитие происходит через сенсорное восприятие. Тренируется моторика ребенка.
  7. Ребенок обучается не у взрослых людей, а у товарищей по группе. Здесь они учатся заботе о ближнем человеке.
  8. Система обучает с самого раненого возраста самостоятельно принимать решения, без помощи родителей.
  9. В садике дети обучаются навыкам самообслуживания.
  10. Дети учатся уважительно относиться к окружающим, быть терпеливыми, не шуметь, убирать после себя и так далее.

Недостатки методики

У всех методов есть не только достоинства, но и недостатки. Методика раннего развития Марии Монтессори тоже имеет свои нюансы:

  1. Развивает только интеллект и практические навыки.
  2. Отсутствуют ролевые и подвижные игры.
  3. Творчество считают препятствием для умственного развития.
  4. После обучения в таких школах и детских садиках детям трудно проходить обучение в обычных школах. Им тяжело быть дисциплинированными и выполнять указания преподавателей.
монтессори педагогика

Такая методика подойдет не всем детям. Например, активному ребенку будет скучно в такой группе. Мария Монтессори считала сказки не полезными, поэтому их нет в ее методике.

Несмотря на все недостатки, данная методика считается самой лояльной из всех существующих.

Подведение итогов

Школа Монтессори в Индии занесена в Книгу Гиннеса как самая многочисленная. В ней учатся около двадцати двух тысяч детей. Такую школу в Америке окончила дочка Билла Клинтона, а также внуки Льва Николаевича Толстого. В Нидерландах, Соединенных Штатах Америки, Финляндии школы и детские сады этой методики включены в реестр официальных учебных учреждений.

Сейчас школы и детские сады, в которых дети воспитываются по методике Марии Монтессори, в большом количестве функционируют в Китае, Японии, Гонконге, Соединенных Штатах. Существуют такие школы и России, но в малом количестве.

Мария Монтессори видела детей своими глазами. Это уникальные дети, наделенные безграничными возможностями и желанием познать весь мир. Умные родители должны уважать свое чадо и не мешать его развитию, создавая ему постоянно развивающую среду. Вот чего хотела психолог и ученый Мария Монтессори.

В 2006 году в США проводились исследования детей, которые обучались по данной методике. В исследовании принимали участие дети от трех до шести лет и от шести до двенадцати. В группах проводили познавательную, социальную, академическую оценку, а также итоги по освоению навыков. После проведения исследования было выявлено, что дети школы Монтессори лучше справились с заданиями, чем дети из обычных школ.

Плюсы и минусы методики Монтессори / Малютка

Методика Монтессори сегодня на слуху, многие детские центры и час практикуют эту систему воспитания.

Педагог и ученый Мария Монтессори начала заниматься с дошкольниками по уникальной программе более 100 лет назад. Изначально она предназначалась для малышей с проблемами развития, но система дала успешные результаты, потому ее начали использовать также применительно к здоровым детям. Прежде чем отдавать ребенка в частный детский садик подобного профиля, предлагаем основательно изучить плюсы и минусы Монтессори метода.

Особенности методики Марии Монтессори

Самый главный принцип системы Марии Монтессори – научить ребенка самостоятельно изучать окружающую среду, быть свободным и развиваться максимально естественно. В основе программы заложен тезис «Помоги мне это сделать самому!» Личность ребенка, согласно авторскому подходу, постоянно стремится к познанию и малыш сам может определять, что ему необходимо для обучения.
Основная идея обучения подразумевает контакт с различными материалами, а не через рассказ учителя. Воспитатель занимает пассивную позициюна занятиях, его обязанность – мягко направлять ученика. Когда ребенок выберет себе занятие или игрушку, педагог должен просто наблюдать за действиями малыша со стороны.
Занятия могут длиться непрерывно около трех часов. При этом ребята не привязаны к месту за партой и могут спокойно перемещаться по комнате. Также нет ограничений по возрасту – дети в группе могут иметь разницу в несколько лет.

Плюсы системы Марии Монтессори

1. Ребята в группах Монтессори могут развиваться без взрослого вмешательства и внешнего давления, в своем индивидуальном темпе.
2. На занятии могут присутствовать дети разных возрастов, коллектив формируется не с учетом возраста, а исходя из личных интересов детей.
3. Познание через открытие – главный способ обучения в авторской системе Монтессори.
4. Система стремится предоставить ребенку свободу, а также формирует уважение к соблюдению личной свободы других людей.
5. Вы не услышите на занятиях по программе Монтессори негативной критики ученика.

6. Умственные способности ребенка развиваются через сенсорное восприятие. Также происходит постоянная тренировка моторики.
7. Дети учатся не у взрослых, а у старших товарищей по коллективу, избегая сложных объяснений. Кроме того, дети учатся заботиться друг о друге.
8. Мария Монтессори стремилась так построить систему, чтобы научить детей с самых первых лет жизни самостоятельно принимать решения.
9. Дети, которые учатся в садике Монтессори, быстро приобретают навыки самообслуживания.
10. Методика учит важным правилам социального взаимодействия и самодисциплины: уважительно относиться друг к другу, не шуметь, быть терпеливыми, убирать после себя и т. д.

Минусы системы Марии Монтессори

1. Педагоги утверждают, что главный недостаток методики Монтессори в том, что она в недостаточной степени развивает фантазию, креативность и навыки коммуникации ребенка.
2. Игровая деятельность для ребенка – важнейшая сфера, которая помогает в развитии личности. Однако Мария Монтессори считала, что от игрушек нет практической пользы.
3. Ребенок не получает информации о жизненных ситуациях, противостоянии добра и зла, которая обычно заложена в сказках.
4. Поскольку педагог в группе Монтессори – просто наблюдатель, в дальнейшем обучении ребенку предстоит адаптироваться к традиционной школьной среде, где учитель наделен большим авторитетом.
5. Чтобы взаимодействовать с предметами, дети не прилагают больших усилий. В дальнейшем такой подход к получению знаний может привести к тому, что ребенку будет трудно себя пересилить и заставить себя активно работать ради достижения результата.
6. Иногда дети, пройдя подготовку по системе Марии Монтессори, не могут быстро адаптироваться к условиям школьной дисциплины.
Есть в методике раннего развития Монтессори как плюсы, так и минусы. Стоит ли заниматься по этой системе – вопрос индивидуальный. Одни дети с удовольствием посещабт такие занятия, другие же могут не заинтересоваться этим подходом к обучению. Если вы сделали выбор в пользу этой программы, учитывайте ее недостатки и попытайтесь восполнить пробелы, занимаясь с ребенком дополнительно, с помощью сказок и игр.

Что такое методика Монтессори и стоит ли её пробовать

Первая в Италии женщина‑врач и педагог Мария Монтессори создала методику обучения имени себя ещё в начале XX века. В основу легли наблюдения за детьми с задержками развития. Они же были главной целевой аудиторией Монтессори. Чуть позже систему адаптировали для обычных детей, и в таком виде она популярна до сих пор.

В чём суть методики Монтессори

Обучение по Монтессори проходит под девизом: «Помоги мне сделать это самому!» Считается, что, если поместить ребёнка в развивающую среду и предоставить ему свободу действий, он будет с удовольствием познавать мир самостоятельно.

Ребёнок может раскрыться нам только сам, свободно претворяя свой естественный план построения.

Мария Монтессори, педагог

Дети сами выбирают, чем и когда им заниматься. Задача взрослого — не мешать, не критиковать, не хвалить и не сравнивать ребёнка с другими. А только показывать, как пользоваться материалами, наблюдать и помогать в случае необходимости.

Что такое сензитивные периоды

Мария Монтессори считала возраст от 0 до 6 лет наиболее важным в жизни человека. Она выделяла шесть сензитивных периодов, благоприятных для формирования определённых навыков. Если начать обучение раньше или позже, то ребёнку будет скучно или тяжело.

От 0 до 3 лет: период восприятия порядка

Обучить ребёнка соблюдать чистоту и убирать за собой проще всего до 3 лет. В системе Монтессори порядок имеет ключевое значение. Детей с раннего возраста привлекают к уборке, показывают им, как раскладывать вещи, вытирать пыль, мыть посуду. Для работы детям предоставляют специальный инвентарь: удобные щёточки и совочки, маленькую швабру и веник.

От 0 до 5,5 лет: период сенсорного развития

Ребёнок изучает окружающий мир через ощущения, звуки и запахи. У него формируется представления о форме, цвете, размере.

От 0 до 6 лет: период речевого развития

Речь каждого ребёнка развивается индивидуально, и если кроха не умеет разговаривать в 2 года — ничего страшного. У него ещё есть запас времени. А помочь могут специальные карточки, книжки и наглядные материалы.

От 1 года до 4 лет: период развития движений и действий

Ребёнок изучает возможности своего тела, развивает координацию и укрепляет мышцы. Для этого ему нужна хорошо оборудованная детская площадка с горками, качелями и шведскими стенками.

От 1,5 до 5,5 года: период восприятия мелких предметов

Для развития мелкой моторики в системе Монтессори предлагается выполнять самые простые действия: нанизывать бусины на шнурки, перекладывать фасоль или горох, собирать пазлы.

От 2,5 до 6 лет: период развития социальных навыков

Ребёнок постепенно учится жить в обществе: здороваться, быть вежливым, внимательно относиться к потребностям других людей, помогать.

Как организована развивающая среда по методике Монтессори

В системе Монтессори дети условно делятся на возрастные категории: от 0 до 3, от 3 до 6, от 6 до 9 и от 9 до 12 лет. Как правило, к занятиям привлекают детей от 2 лет. А в группе одновременно обучаются разновозрастные дети из одной категории — например, трёхлетки постигают мир бок о бок с пятилетками и шестилетками. Самые младшие тянутся за старшими, а «взрослые», помогая другим, развивают лидерские навыки и учатся заботиться о слабых.

Комнаты в детсадах и школах Монтессори поделены на несколько зон, заполненных обучающими игрушками, материалами и пособиями.

Зона сенсорного воспитания

Тут собраны материалы для развития зрения, обоняния, слуха, вкуса и тактильных ощущений. Дети играют с шумовыми инструментами, складывают фигурки, пробуют на ощупь всевозможные поверхности, знакомятся с запахами, угадывают, какой фрукт они только что съели.

Зона практической жизни

Дети обучаются основным бытовым и социальным навыкам: уходу за собой и окружающей средой, этикету, правилам общения. Они чистят одежду и обувь, готовят еду, поливают цветы и убирают, пользуясь настоящими инструментами.

Математическая зона

Знакомство с цифрами и математическими операциями происходит с помощью игрушек, развивающих логику, навыки счёта, умение сравнивать, измерять и упорядочивать. Постепенно ребёнок проходит путь от элементарных действий к решению довольно сложных задач.

Зона речевого развития

Ребёнок расширяет словарный запас, развивает фонематических слух, постепенно учится читать, осваивает письмо.

Зона космоса (естествознания)

Здесь ребёнок получает представление об окружающем мире: географии, истории, ботанике, зоологии, естественных науках.

Зачем пробовать методику Монтессори

Главный плюс системы Монтессори в том, что дети обучаются всему в своём темпе, без принуждения и давления оценочных суждений. Они не скучают, поскольку сами выбирают себе занятие по вкусу, и не боятся совершить ошибку.

Кроме того, дети, обучающиеся по этой методике, уважают потребности других людей, рано становятся самостоятельными и легко справляются с бытовыми задачами: одеваются, убирают за собой, готовят несложные блюда.

В чём недостатки системы Монтессори

Критика методики Монтессори сводится к следующим пунктам.

  • В группах Монтессори дети мало общаются. Хотя и предполагается, что старшие помогают младшим, на этом взаимодействие практически заканчивается. Дети выполняют индивидуальные задачи, не играют вместе в ролевые и подвижные игры. В дальнейшем им может быть сложно работать в команде.
  • Недостаточно внимания уделяется творчеству. Система Монтессори была изначально направлена на обучение практическим навыкам. Поэтому творчество, наравне с играми, воспринималось как нечто отвлекающее от основных задач.
  • Ребёнку сложно адаптироваться к обычной системе обучения. В группах Монтессори детям не выставляют стандартные оценки. Педагог отмечает только выполнение задания: сделал или нет. При переходе в обычную школу с отметками, поощрительными наклейками и соревновательными моментами ребёнок может испытать стресс. Да и сидеть за партой, выполняя неинтересные задания, бывает очень непросто.
  • Переходить в обычную школу всё равно придётся. В мире существует всего несколько школ Монтессори с полным циклом обучения, до 18 лет. В большинстве случаев всё ограничивается садиком и элементарной ступенью образования — для детей 6–12 лет.

Читайте также 👶🏻👪👨‍👩‍👧‍👦

Педагогика Монтессори — Википедия

Подготовленная среда Монтессори-класса

Педагогика Монтессори, также система Монтессори или метод Монтессори — педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори. Система Монтессори основана на идеях сво­бод­но­го вос­пи­та­ния и находится в русле гуманистической педагогики, важное место уделено сенсорному воспитанию (развитию органов чувств) при помощи дидактических занятий и специально организованной среды.[1][2].

Основными принципами системы являются: самостоятельность ребёнка; свобода в установленных границах; естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка.

Выделяют следующие ключевые характеристики метода Монтессори:[3]

  • Разновозрастные группы, при этом наиболее распространены группы возраста от 3 до 6 лет.
  • Учащиеся самостоятельно выбирают занятие из имеющихся в среде вариантов.
  • Модель «обучение через открытия», где учащиеся изучают понятия путём работы с материалами, а не из объяснений учителя.
  • Свобода передвижений по классу.
  • Специализированные образовательные материалы, разработанные Марией Монтессори.
  • Непрерывные циклы работы, обычно длящиеся три часа.
  • Специально подготовленный Монтессори-педагог.

Для школ Монтессори характерно отсутствие экзаменов и оценок (некоторые современные средние школы Монтессори используют оценки), поощряется совместное обсуждение задач[4].

В системе Монтессори задачей педагога является опосредованное руководство, обучение должно осуществляется на основе автодидактизма (самообучения), для того чтобы взрослые не навязывали детям собственные установки и не тормозили этим их естественное развитие. В качестве базы рассматривается упражнение моторных навыков и активности ребенка; задача приобретения знаний является попутной.[5]

Свобода и спонтанная активность ребёнка[править | править код]

Активность ребёнка в Монтессори-классе

С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Поскольку каждый ребёнок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребёнка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребёнка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребёнку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.

Монтессори использовала несколько понятий, чтобы описать работу ребёнка, в том числе, впитывающее сознание, сензитивные периоды, нормализация.

Монтессори заметила у детей от трёх до шести лет психологическое состояние, которое она назвала «нормализация». Нормализация начинается с фокусирования внимания детей на какой-то деятельности, направленной на их развитие, и характеризуется способностью концентрироваться, а также «спонтанной дисциплиной, способностью продолжительно и радостно трудиться, стремлением помочь другим и способностью сочувствовать»[6].

Подготовленная среда[править | править код]

Подготовленная среда Монтессори-класса Счётные шнурки. Учебный материал системы Монтессори

Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым от него. Поэтому оборудование в доме или школе должно соответствовать росту, пропорциям и возрасту ребёнка.[7]

Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Дети должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в детских садах по методу Монтессори даже используется хрупкий фарфор: дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность.

Планировка Монтессори-класса должна отвечать определённым критериям. Основная цель — обеспечить условия для сосредоточенной работы и развития самостоятельности детей. Помещение должно быть просторным, светлым, выдержанным в спокойных цветах. В Монтессори-классе обязательно должен быть доступ к воде. Раковины должны быть в зоне доступа ребёнка, унитазы — на доступной для ребёнка высоте либо оснащены подставками. В классе Монтессори на доступной для ребёнка высоте всегда присутствуют комнатные растения, чтобы дети могли ухаживать за ними.[8]

Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своём окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Роль взрослого в педагогике Монтессори[править | править код]

Подготовленная среда Монтессори-класса Роль педагога в Монтессори-группе

В отношении того, что должен делать учитель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители — не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители — помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям. Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.

Впитывающий разум[править | править код]

Впитывающий разум (в терминологии педагогики Монтессори) — это способность детей без усилий впитывать своё непосредственное окружение: культуру, язык, привычки, обычаи, жизненные установки. Этот феномен, открытый в ходе многочисленных наблюдений, Монтессори объясняет особым типом психики и ментальности, присущим ребёнку.

Взрослые приобретают знания посредством сознательного обучения, в то время как ребёнок неосознанно впитывает знания вместе с впечатлениями из окружающей среды. Такой тип восприятия характерен для ребёнка вплоть до определённого возраста, с точки зрения Монтессори, до шести лет. Восприятие ребёнка отличается тем, что впечатления «не только проникают в сознание, но и формируют его»[7]. Через понятие впитывающего разума в методе Монтессори обосновывается важность первых лет жизни в развитии человека. Задача взрослых в этот период — создать специально подготовленную среду, во взаимодействии с которой ребёнок сможет эффективно развиваться и обучаться, используя возможности впитывающего разума, которым он обладает.

В книге «Впитывающий разум ребёнка»[6] М.Монтессори подробно рассмотрела вопрос об умственных способностях ребёнка, которые позволяют ему в течение всего нескольких лет без наставников, без помощи со стороны системы образования, более того, даже будучи оставленным без внимания, а зачастую и испытывающим противодействие со стороны окружающей среды, создать и упрочить в себе все характерные особенности, присущие личности человека. Эта книга была написана по материалам лекций Монтессори, прочитанных ею в Ахмадабаде (Индия) во время первого обучающего курса, посвящённого изложению положений её педагогической методики. В своей книге Монтессори не только описывает феномен впитывающего разума, но и указывает на ответственность, которую несут за него взрослые, раскрывает практическую важность «образования с рождения».

Сензитивные периоды[править | править код]

Сензитивный период — одно из фундаментальных понятий, лежащих в основе педагогической системы Монтессори. Понятие о сензитивных периодах гласит, что ребёнок в процессе своего развития, в отличие от взрослого, находится в состоянии постоянных, интенсивных преобразований.

Термин «сензитивный период» введён в обращение Хьюго де Фризом, голландским биологом, который описывал проведённые им исследования развития живых организмов. Смысл сензитивных периодов в том, что есть связь между тем, в какой среде находится организм в период своего бурного роста и развития, и конечным результатом этого развития. Очень хорошо объясняет это понятие пример жизни бабочки Porthesia, которая откладывает яйца на кору дерева. Личинки гусениц этой бабочки обладают одной особенностью: они очень чувствительны к свету. Именно поэтому они добираются до верхних ветвей дерева, где самые молодые и нежные листочки. Такая пища идеально подходит для молодых гусениц. Но когда гусеницы подрастают, они теряют такую особую чувствительность к свету и уже перемещаются по всему дереву, что благоприятно именно для этого этапа их развития, поскольку они уже могут использовать в пищу все листья дерева. Получается, что окончание этого сензитивного периода в жизни гусениц после того, как он отслужил своё, так же важно, как и его наличие в период более раннего развития.

Подготовленная среда Монтессори-класса Сензитивные периоды

Как установила доктор Монтессори, условия, которые являются исключительно благоприятными для развития в один период времени, могут быть ненужными и даже вредными в более поздний период. Ребенок, находясь в очередном сензитивном периоде, демонстрирует большую концентрацию внимания на определённом виде деятельности. Он становится очень терпеливым и трудолюбивым именно в этом деле и достигает в нём огромных успехов. В более позднее время такой концентрации уже не наблюдается.

Развивающие упражнения Монтессори были разработаны специально для того, чтобы соответствовать сензитивным периодам развития ребёнка.

В ранние годы ребёнок проходит сензитивный период изучения языка. Это самый лучший период для обучения речи, так как ребёнок может легко воспроизводить слышимые им слова на одном или двух языках одновременно. В пять — шесть с половиной лет ребёнок проходит ещё один период, в котором повышенный интерес у него вызывают именно написания слов.

За ним следует период, когда лучше всего изучать грамматику. Одним из самых интересных сензитивных периодов является сензитивный период порядка. В течение всего этого периода дети демонстрируют повышенный интерес к порядку вещей в пространстве и времени. Для детей особенно важно видеть вещи на привычных местах.

Существуют также периоды чувственного восприятия, когда ребёнок стремится узнать мир на ощупь, если возможно разобрать предмет, и период, связанный с религиозным развитием. Многие периоды накладываются друг на друга, одни длятся дольше других[9].

Стадии развития ребёнка[править | править код]

Подготовленная среда Монтессори-класса Стадии развития ребёнка: иллюстрация по книге Марии Монтессори «Дети другие»

Первый уровень развития детей, по мнению Марии Монтессори, длится от рождения до шести лет. В течение этого периода ребёнок проходит через значительные психологические и физические изменения. Во время этого периода ребёнка рассматривают как исследователя, который выполняет работу по развитию своей личности и приобретению независимости.

Второй уровень развития длится с 6 до 12 лет. В течение этого периода Монтессори отметила физические и психологические изменения у детей и разработала специальную среду в классе, уроки, и материалы, которые соответствовали бы этим новым изменениям. Среди физических изменений она отмечает потерю молочных зубов и равномерный рост ног и туловища. Среди психологических изменений наблюдается «стадный инстинкт», или иными словам тенденция работать и общаться в группах, а также развитие разума и воображения. По её мнению, главной задачей второго этапа является формирование у ребёнка интеллектуальной независимости и социальной организации.[10]

Третий уровень развития длится с 12 до 18 лет, включая подростковый возраст. Монтессори связывает третий уровень с половым созреванием, а также с некоторыми психологическими изменениями. Она отмечает психологическую нестабильность и трудности в концентрации этого возраста, а также творческие тенденции и развитие чувства справедливости и чувства собственного достоинства. Она использовала термин «валоризация», чтобы описать стремление подростков к получению внешней оценки. Монтессори считала, что основной задачей этого периода является поиск своего места в обществе.[7]

Четвёртый уровень развития длится с 18 до 24 лет. Монтессори написала сравнительно мало об этом периоде и не разработала специальную образовательную программу для этого возраста. Она считала, что дети, получившие Монтессори-образование на предыдущих уровнях развития, полностью готовы к изучению культуры и науки для того, чтобы стать лидерами. Монтессори также считала, что экономическая независимость в форме работы за деньги имеет решающее значение для этого возраста, и чувствовала, что ограничение обучения несколькими годами в университете бессмысленно, так как изучать культуру можно на протяжении всей жизни человека.

Нормализация[править | править код]

Подготовленная среда Монтессори-класса Нормализация поведения ребёнка

Процесс максимальной оптимизации развития ребёнка, в ходе которого в его развитии устраняются отклонения девиантного характера. Нормализация происходит, благодаря свободной работе в специально подготовленной среде. Нормализация конкретного ребёнка может быть определена по отсутствию отклонений в поведении и приобретением ряда качеств.

Став одной из первых в Италии женщин-врачей, Монтессори в качестве практики во время обучения занималась вопросами нервных болезней и умственной отсталости. В 1898 году на конференции в Турине она выступила с докладом, в котором доказывала, что проблема детей с нейропсихологической патологией является не столько медицинской, но образовательной проблемой.[11]

В 1899 году Мария Монтессори стала директором ортофренической школы Instituto Ortofrenico. Монтессори под влиянием идей психологов Итара и Сегена (англ.)русск. разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей; метод сразу же показал высокую эффективность.[12][4]

Во время проверки результатов обучения детей в ортофренической школе установили, что подопечные Монтессори превосходят здоровых детей в навыках письма, счета и чтения. Результатом стала постановка вопроса о неэффективности традиционного обучения здоровых детей, начало работы Марии Монтессори со здоровыми детьми и разработки обучающей методики для них.[11]

В 1904 Монтессори возглавила кафедру антропологии в Римском университете и занялась антропологическими исследованиями в области педагогики. Она разрабатывала методику обучения детей письму и чтению, принципиально отличавшуюся от уже существующих методик постановкой на первое место письма, а не чтения. Первый «Дом ребенка» (Casa dei Bambini) для дошкольников с воспитанием по принципам Монтессори был открыт в 1907 в римском квартале Сан-Лоренцо; основной принцип бы сформулирован как обращение ребенка к взрослому: «Помоги мне это сделать самому».[1]

Позднее методика Монтессори для дошкольников была доработана для использования в начальной и средней школе[4].

В 1929 М.Монтессори вместе со своим сыном организовала Международную Монтессори-Ассоциацию (Association Montessori International — AMI), действующую и в настоящее время более чем в двадцати странах мира[13].

Место методики в системе образования[править | править код]

После того как получила известность работа Монтессори в итальянском «Доме ребёнка», где она с 1907 года применяла разработанную методику воспитания и обучения здоровых детей, и выхода в 1909 году обобщающей накопленный опыт обучения детей книги «Metodo della Pedagogia», методика начала распространяться. Были основаны «Дома ребенка» в Милане, Женеве, Вене; на методику Монтессори перешли все дошкольные учреждения швейцарского кантона Тичино. К Монтессори приезжали педагоги из разных стран, были открыты курсы по Монтессори-педагогике. В 1910 на английском языке вышла книга «Метод Монтессори», которая была переведена на 20 языков мира. Несмотря на то, что «Дома ребёнка» и Монтессори-школы в Италии были закрыты в 30-х годах по распоряжению властей, новые Монтессори-школы были открыты после падения фашистского режима. В настоящее время педагогика Монтессори широко распространена во многих странах, как в частной, так и в государственной сфере, при этом «школы Монтессори», как правило, являются дошкольными учреждениями. Монтессори оказала особенно заметное влияние на общую и специализированную дошкольную педагогику. Дидактические материалы ее системы широко используются в детских садах всего мира, эти материалы и применяемые в педагогике Монтессори приемы послужили основой для создания других систем обучения и воспитания детей.[1][4][5][14][15][16]

В России[править | править код]

Методика Монтессори получила распространение и в России. В 1913 была переведена на русский язык и издана книга «Дом ребенка. Метод научной педагогики.»

В том же году Юлия Фаусек основала детский сад, работавший по новому методу; в 1916 она основала «Общество свободного воспитания».

С поддержкой А. В. Луначарского проводились эксперименты по внедрению принципов Монтессори в систему образования Советской России. В 1926 году рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа Монтессори, была закрыта в 1930 году.[1]

В настоящее время в России происходит возвращение интереса к системе Монтессори[5].

В своей книге «Основы педагогики» (1923) российский философ и педагог Сергей Иосифович Гессен подробно проанализировал метод Монтессори, критикуя его за механистичность, пренебрежение игрой и воображением, детским творческим началом, тогда как её немецкий предшественник в развитии детского воспитания Ф.Фрёбель ориентировался на рост личности ребенка, требующий все усложняющегося и разностороннего материала, который «обращался бы к его душе, как к целому»[17].

Гессен делает вывод о том, что «изолированность отдельных чувств, характеризующая систему Монтессори, по необходимости должна продолжаться и внутри детского общества, в отношениях детей друг к другу». Отвергая всякие наказания, Монтессори все же признается в том, что методы принуждения применять приходится — например, изолируя шалунов в углу, вдали от детской компании. «Понятие образования определяется ею всецело материалом, подлежащим воспитанию. Что должно воспитать? — вот вопрос, который она только и ставит, естественно отвечая на него: надо воспитать в человеке все, что только находит и нем физиология и психология! Поэтому она вполне последовательно включает в свою систему воспитания и воспитание, например, вкуса и обоняния, не задавая себе даже вопроса: для чего необходимо развитие этих чувств, какую цель может оно преследовать… Всесторонне развитой человек — это не тот, у которого развиты зрение, слух, осязание, обоняние, но прежде всего тот, кто приобщился ко всем ценностям культуры, то есть владеет методом научного мышления, понимает искусство, чувствует право, обладает хозяйственным складом деятельности. В этом отношении Фребель гораздо глубже понимал задачу образования ребенка»[17].

Гессен настаивает, что воспитание человека возможно только через правильно организованное принуждение. «Свободными — не рождаются, свободными — становятся!» — утверждал учёный.

В журнале Science в 2006 году были опубликованы результаты исследования, целью которого было провести оценку социального и академического влияния Монтессори-образования. В исследовании принимали участие дети последнего года обучения по двум уровням Монтессори-образования: дошкольное (от трёх до шести лет) и начальное (от шести до двенадцати лет). Исследования проводились в Монтессори-школе, расположенной в Милуоки, Висконсин, США. Авторы исследования, Анджелина Лиллард и Николь Ельз-Квест, в обеих группах проводили оценку познавательных, академических, социальных и поведенческих навыков и пришли к выводу: по нескольким показателям дети, посещавшие государственную Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. К окончанию детского сада Монтессори-дети лучше справились со стандартными тестами навыков чтения, математики, на игровой площадке были чаще вовлечены в позитивные взаимодействия, показали более высокие социальные познания, исполнительные функции. Монтессори-дети также больше озабочены вопросами честности и справедливости. К концу начальной школы Монтессори-дети писали более творческие эссе с использованием более сложной структуры предложений, выбирали более позитивные ответы на вопросы, содержащие социальные дилеммы, и, по собственным ощущениям, испытывали большее чувство общности в школе.[18][19] Методы проведения и оценки данного исследования впоследствии критиковались в опубликованных в журнале Science в 2007 году отзывах[20].

Существует множество исследований, посвященных оценкам эффективности как системы Монтессори в целом, так и отдельных ее принципов. Так, опубликованный в 2017 году обзор, насчитывает более двух десятков работ о педагогике Монтессори. Автор, проф. Chloë Marshall, приходит к выводу, что наиболее серьезны свидетельства эффективности отдельных принципов Монтессори, таких как методы раннего обучения грамоте и сенсорный базис математического образования; существуют некоторые свидетельства преимуществ в когнитивной и социальной сфере для оригинальной методики Монтессори, но относительно распространенных в настоящее время адаптированных систем, основанных на Педагогике Монтессори, не существует убедительных свидетельств сравнимой эффективности.[21]

Отношение к педагогической системе Монтессори неоднозначно. У многих родителей и педагогов вызывает неприятие отсутствие домашних заданий и экзаменов. В качестве недостатков системы рассматривается отрицание активной роли педагога, недооценка значения ролевых игр для развития ребенка, а также недостаточное внимание эстетическому воспитанию детей. Принцип, согласно которому ребенок сам решает, чем он хочет заниматься в данный момент, воспринимается противниками системы настороженно, как потенциально ведущий к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины. Помимо этого, при самостоятельном выборе предметов для изучения, школьники не будут изучать те области знания, которые их не заинтересовали, что может оцениваться, как недостаток системы. Среди отмечаемых достоинств системы — введение в практику дошкольного воспитания систематических и планомерных занятий, постановка вопроса о предоставлении ребенку свободы выбора занятий, индивидуальный подход к каждому ребенку. Сторонники метода утверждают, что результатом воспитания по системе Монтессори, является большая самостоятельность и ответственность детей, способность ставить цели и принимать решения, а главное такие дети — умеют и хотят быть свободными.[1][4][5][16]

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Монессори, Мария // Энциклопедия «Кругосвет».
  2. ↑ Монтессори // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. ↑ AMI School Standards, Association Montessori Internationale-USA (AMI-USA)
  4. ↑ 1 2 3 4 5 Montessori-schools (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  5. ↑ 1 2 3 4 Система Монессори // Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
  6. ↑ 1 2 Монтессори, Мария. Впитывающий разум ребенка (неопр.). — Издательство: Благотворительный фонд «Волонтеры», 2009. ISBN 978-5-903884-03-2, 2009.
  7. ↑ 1 2 3 Монтессори, Мария. Помоги мне сделать это самому (неопр.). — М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. — ISBN 5-8403-0100-0.
  8. ↑ Помещение класса Монтессори (неопр.). Монтессори.Дети. Дата обращения 30 октября 2015.
  9. ↑ Э. М. Стэдинг, М. Монтессори. Революция Монтессори в образовании. — ИПК «Береста», 2015. ISBN 978-5-906670-28-1
  10. ↑ Montessori, Maria. From Childhood to Adolescence (неопр.). — Oxford, England: ABC-Clio, 1994. — ISBN 1-85109-185-8.
  11. ↑ 1 2 Биография Марии Монтессори: семья и наука (неопр.) (недоступная ссылка). Монтессори.Дети. Дата обращения 19 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  12. ↑ Maria Montessori (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  13. ↑ International Montessori Association (неопр.). UNESCO. Дата обращения 10 сентября 2018.
  14. ↑ Children’s house (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  15. ↑ Дошкольные учреждения — статья из Большой советской энциклопедии. 
  16. ↑ 1 2 Монтессори // Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993
  17. ↑ 1 2 Гессен, Сергей Иосифович. Критика метода Монтессори. Из книги «Основы педагогики» (рус.). Психологос. www.psychologos.ru. Дата обращения 12 ноября 2019.
  18. ↑ Evaluating Montessori Education, Sceince (29 сентября 2006). Дата обращения 8 сентября 2018.
  19. ↑ Оценка Монтессори-образования: исследование, опубликованное в журнале Science (неопр.). Монтессори.Дети. Дата обращения 11 марта 2016.
  20. ↑ Studying Students in Montessori Schools, Sceince (2 февраля 2007). Дата обращения 8 сентября 2018.
  21. ↑ Chloë Marshall. Montessori education: a review of the evidence base, Science of Learning (Nature) (2017). Дата обращения 8 сентября 2018.

Собственные работы[править | править код]

  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. — М.: Задруга, 1913. — 339 c.
  • Монтессори М. Воображение в творчестве детей и великих художников. Пер.с итал. А. П. Выгодской // Русская школа. — Кн. 5—6. — 1915. — C. 72—91.
  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. Пер со 2-е изд., испр. и доп. по 2-му итал. изданию. — M.: Сотрудник школ, 1915. — 375 c.
  • Монтессори М. Дети — другие /Пер. с нем./ Вступ. и закл. статьи, коммент. К. Е. Сумнительный. — М.: Карапуз, 2004. — 336 с.
  • Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. /Пер. с англ./ — СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009. — 320 с.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»