Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Скачки роста у детей после года таблица – 2 года 5 месяцев. Скачок ли развития? — запись пользователя Nessonta (id1697333) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Растем и развиваемся

Posted on 10.06.202024.01.2020

Содержание

  • Скачки роста у детей после года
  • Календарь кризисов ребенка до года и после: возрастные скачки развития (таблица)
    • Кризис новорожденности
    • Кризис раннего детства
    • Кризис трех лет
      • 7 ярко выраженных симптомов кризиса 3 лет
      • Ранний детский аутизм
    • Кризис 6-8 лет
      • Школьный невроз
    • Подростковый кризис
      • Психические расстройства в подростковый период
  • СКАЧКИ РОСТА И РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ. ТАБЛИЦА
  • Скачки роста у детей после года| “Счастливая мама»
  • Первые 10 кризисов — Parents.ru
    • Четвертый скачок роста – освоение пространства
    • Пятый скачок роста – мир взаимосвязей, понятие дистанции
    • Шестой скачок роста – мир категорий
    • Седьмой скачок роста – мир последовательностей
  • Что должен уметь ребенок в 1 год и как пережить скачок роста и развития
    • Что должен уметь делать ребенок в 1 год 
      • Навыки крупной моторики
      • Познавательная деятельность, игра
      • Общение и социально-эмоциональное развитие
      • Речь импрессивная и экспрессивная
      • Навыки самообслуживания
    • 55-я неделя: новые задачи — новый мир!
      • Признаки скачка 55-недели
      • Игры во время скачка 55-й недели
  • Скачки роста. Так ли оно на практике? — запись пользователя Lelya (olenkaantonova) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Разное

Скачки роста у детей после года

Вашему малышу исполнился годик! Из крохотного комочка он превратился в шустрого карапуза, который самостоятельно передвигается по дому и даже произносит свои первые слова. Именно в этом возрасте малыш проходит еще несколько скачков развития, которые подтолкнут его к новым открытиям.

Временные периоды

У детей в возрасте 1-1,5 лет происходит три скачка развития:

  • Скачок развития в 12 месяцев (8 скачок), продолжительность 3-6 недель. На 55-ой неделе кризис достигает своего максимума.

  • Скачок развития в 15 месяцев (9 скачок), его продолжительность составляет шесть недель, достигая своего пика на 64-ой неделе.

  • Скачок развития в 17 месяцев (10 скачок) , этот кризис длится около четырех недель, достигая максимума на 75-ой неделе.

Причины:

Как и прежде, кризисы роста у детей после года имеют ряд схожих причин:

  • Очень большой поток информации, с которым маленький организм порой не в силах справиться.
  • Появление новых возможностей для самостоятельного изучения мира.
  • Резкое изменение восприятия окружающих предметов оказывает ощутимое давление на психическое состояние ребенка.

Признаки

Наверное, каждая мама замечала резкие изменения в поведении своего малыша, когда обычное действие или ситуация вызывали нестандартную реакцию ребенка. Чаще всего это сигнализирует о том, что начинается очередной скачок развития.

Давайте рассмотрим подробнее общие признаки, которые характеризуют скачки роста у детей после года:

  • Малыш не хочет отпускать маму от себя, просится на руки, буквально повисает на ней. Карапузу необходимо периодически обнимать и прижиматься к ней, это дает чувство защищенности и успокоения.

  • Ухудшение аппетита. Ребенок отказывается от привычной еды, может кушать только то, что ему очень нравится.

  • «Моя мама!» Малыш сердится и ревнует маму к любому, кто пытается с ней контактировать.

  • Частые капризы и слезы без повода. Сюда же можно отнести и скачки настроения, когда веселый довольный малыш через несколько секунд беспричинно начинает хныкать.

  • Ребенок требует развлечений и игр со взрослыми.

  • Апатия. Может проявляться в «зависании» ребенка на одном предмете, а также в резкой задумчивости посреди игры.

  • Малыш может проявлять стеснение даже при знакомых ему людях.

  • Малыш проявляет своеволие — кричит, падает на пол, желая добиться своего.

Сон малыша

Как в любой кризис, качество сна в этот период заметно ухудшается. Малыш трудно засыпает, его сон становится поверхностным и беспокойным. Частые пробуждения ночью и сокращение дневного сна уменьшает его общую продолжительность. Таким образом, скачок развития часто приводит к недосыпу у ребенка.

Чтобы нивелировать негативные проявления кризиса, постарайтесь помочь ребенку успокоиться перед сном. Самым лучшим выходом будет заранее подготовить малыша к укладыванию, в том числе проверить внешние условия сна — температура, влажность, затемнённость спальни — и устранить недочеты.

Ваша помощь малышу

Для того, чтобы скачки развития у детей после года прошли как можно более комфортно, постарайтесь придерживаться некоторых правил:

  • Уделяйте внимание своему ребенку, когда это необходимо. Он может проситься на руки, ласкаться и бегать «хвостиком», это нормально. Таким образом малыш даёт понять, что ему нужна ваша поддержка и участие. Обнимашки и поцелуи в буквальном смысле помогут пережить очередной скачок роста вашего крохи.
  • Совместные игры. Здесь инструментом могут послужить не только игрушки малыша, но и простые бытовые предметы — маленькие помощники обожают подражать взрослым. Песни, потешки, кукольный театр, пальчиковые и ролевые игры — все это способствует развитию малыша, помогая преодолеть происходящие с ним изменения.
  • Свобода действий. Постарайтесь не ограничивать маленького исследователя в изучении окружающего пространства и предметов, когда это не угрожает его безопасности.
  • Чувства и эмоции. Как правило, годовалый малыш не всегда может правильно выразить свои эмоции, которые буквально переполняют его. Следствием этого становится плач и капризное поведение. Попробуйте научить его выражать свои чувства, показывайте мимикой удивление или сожаление, печаль или радость, когда это уместно.

Результаты скачков роста

Какие же перемены происходят в результате скачков роста у детей после года?

Во-первых

, малыш становится заметно более активным и самостоятельным. Годовалый малыш осваивает самостоятельное хождение, пытается кушать сам и подражает взрослым, интересуясь домашними делами. Теперь карапуз способен долгое время играть самостоятельно.

Во-вторых, малыш осознает, что может выбирать в какую сторону ему пойти, какую игрушку взять в ручки. Активно строит в голове логические цепочки, ставит цели и достигает их. Сам мыслительный процесс становится увлекательным для подросшего карапуза.

Темпы развития ребенка после года выражены не так ярко, как стремительный рост до годовалого возраста. Но все же каждый скачок роста преподносит немало занимательных открытий для малыша и его родителей.

Кроме того, скачки роста у детей до года можно рассчитать, используя следующую таблицу:

Календарь кризисов ребенка до года и после: возрастные скачки развития (таблица)

Как взрослые, так и дети на протяжении жизни проходят через разные возрастные кризисы. Согласно утверждениям психологов, основная масса кризисных скачков, связанных с возрастом, происходит в детстве и в период отрочества. Это легко объясняется тем, что именно в эти годы у человека наблюдается наиболее динамичное развитие, которое требует постоянных перемен.

Кризис у ребенкаКризис у ребенка Врачи выделяют несколько кризисных периодов детского возраста

Формирование общей и нервно-психической реактивности у детей идет неравномерно. Этому процессу свойственны периодические скачки. Такие достаточно резкие и бурные качественные взрывы сменяются периодами более спокойного развития. Кризисы детского возраста разделяются на 5 основных фаз:

  1. Кризис новорожденности. Длится эта фаза 6-8, иногда 9 недель после рождения.
  2. Кризис раннего детства. Он приходится на возраст 12 – 18, 19 месяцев (рекомендуем прочитать: ребенок в 18 месяцев: навыки и развитие).
  3. Кризис 3 лет. Может стартовать еще в 2 года и тянуться вплоть до 4.
  4. Кризис 6-8 лет (рекомендуем прочитать: кризис у ребенка семи лет).
  5. Кризис подросткового периода. Он бывает в 12, 13, 14 лет.

Кризис новорожденности

Среди специалистов принято рассматривать детский кризис, который переживает новорожденный, с физической и психологической стороны. С точки зрения физиологии подразумевается процесс адаптации крохи к новым условиям своего существования, которое кардинально отличается от внутриутробного периода. После рождения малышу, чтобы выжить, нужно самостоятельно делать многие вещи – например, дышать, согревать себя, добывать и усваивать пищу. Чтобы помочь ребенку адаптироваться и сделать протекание этого процесса как можно менее стрессовым, родителям следует выработать спокойный режим дня, обеспечить регулярный сон и полноценное питание, наладить процесс грудного вскармливания.

Кризис у ребенкаКризис у ребенка

На фазе психологической адаптации важнейшую роль играют действия и эмоции родителей ребенка. Грудничок, который только недавно появился на свет, еще не обладает основными навыками общения, поэтому ему требуется помощь и поддержка, особенно со стороны мамы.

Именно она способна на интуитивном уровне понять, в чем конкретно нуждается ее малыш. Однако очень сложно доверять исключительно себе и своему малышу, тем более если вокруг много бабушек, родственников и знакомых, которые постоянно что-нибудь советуют. Все, что нужно делать маме, это носить кроху на руках, прикладывать к груди, обнимать и защищать от ненужных переживаний, плюс иметь железную выдержку.

Кризис периода новорожденностиКризис периода новорожденности Маме новорожденного ребенка важно выстроить собственные отношения с малышом, наладить взаимопонимание

Данный кризис проходит к 6-8 неделе после рождения. О его завершении свидетельствует появление комплекса оживления. При виде маминого лица малыш начинает улыбаться или каким-то другим доступным ему способом показывать свою радость.

Кризис раннего детства

Время кризиса раннего возраста длится с 12 месяцев до полутора лет. В этот период малыш активно познает мир вокруг себя, учится ходить и говорить. Естественно, в таком возрасте речь ребенка еще не очень понятна. В то время как родители говорят о “собственном языке” крохи, психологи ей дали название автономной детской речи.

На данном этапе к грудничку, для которого мама является центром всего его бытия, приходит понимание того, что она обладает еще и собственными интересами и желаниями, а потому не может принадлежать только ему. Вместе с этим появляется страх быть потерянным или брошенным. Именно в нем кроется причина странного поведения грудничков, которые только научились ходить. Например, они могут не отходить от мамы ни на шаг или поступать по-другому – постоянно убегать, заставляя тем самым уделять себе внимание.

Ребенок учится ходитьРебенок учится ходить Умение самостоятельно ходить становится своеобразной вехой в развитии ребенка – он потихоньку начинает осознавать свою отдельность

Эта фаза отмечает начало проявления у ребенка собственной воли и принятия им первых самостоятельных решений. Наиболее доступный и понятный ему способ отстоять свое мнение – это протест, несогласие и противопоставление себя другим. Категорически нельзя пытаться бороться в эти моменты с ребенком. Во-первых, это не даст никаких результатов, а во-вторых, сейчас ему необходимо ощущать непоколебимую любовь со стороны родителей и иметь их физическую и эмоциональную поддержку.

Для родителей важно переключиться с мысли о том, что их чадо – беспомощное создание, дать ему возможность развиваться самому на этом этапе взросления. Понятно, что требуется оценка его возможностей и при надобности периодическое подталкивание крохи к чему-то или наоборот некоторое замедление его темпа.

Психологи смогли рассчитать по неделям и месяцам периодичность кризисов у детей в первые полтора года. Они создали для этого специальный календарь в виде таблицы по неделям. Те недели, когда у ребенка наблюдается кризисное состояние, закрашены более темным цветом. Желтым оттенком обозначается благоприятное время развития, а тучкой – самые сложные периоды.

Календарь кризисов по неделям Календарь кризисов по неделям Календарь кризисов развития малыша по неделям

Кризис трех лет

Так называемый кризис 3 лет может произойти не строго в 3 года. Он имеет достаточно широкие временные границы. Время его начала и завершения может колебаться от 2 до 4 лет – это связано с индивидуальными особенностями отдельного ребенка. Также этому периоду характерны острые скачки с проявлениями, которые мало поддаются корректировке. От родителей потребуется немалое терпение и выдержка. Не стоит очень резко реагировать на истерики и капризы малыша (рекомендуем прочитать: как правильно реагировать на истерики ребенка?). Достаточно эффективным является в таких ситуациях метод переключения внимания. При очередном истерическом всплеске нужно постараться отвлечь кроху, заняв его чем-то другим, более интересным.

7 ярко выраженных симптомов кризиса 3 лет

Самыми распространенными признаками данного кризисного скачка являются:

  1. Негативизм. Кроха начинает негативно относиться к одному из родителей или даже к нескольким родственникам сразу. Это выливается в его непослушание и отказ от общения и какого-либо взаимодействия с ними.
  2. Упрямство. Требуя что-либо, ребенок становится слишком настойчивым, но при этом не имеет ни малейшего желания выслушивать позицию родителей, пытающихся объяснить ему причины, по которым они не могут исполнить его просьбу. Кроха неспособен изменить свое изначальное желание и готов отстаивать его до конца.
  3. Строптивость. Она заключается в поступках, которые дети совершают наперекор. Например, если ребенка просят собрать вещи, он разбросает еще больше игрушек, если попросить его подойти, он убежит и спрячется. Такое поведение вызвано скорее протестом против правил, установленных норм и ограничений, нежели связано с конкретным человеком.
  4. Своеволие или стремление все делать самостоятельно без помощи взрослых. В 3 года крохе трудно сделать оценку собственного потенциала и сопоставить его со своими реальными возможностями. Это приводит к тому, что он часто совершает нецелесообразные действия, в результате сердится, потерпев неудачу.
  5. Бунтарство. Желая сделать так, чтобы с его мнением считались, малыш сознательно конфликтует с окружающими.
  6. Обесценивание. Ребенок перестает ценить все, что было раньше ему дорого. Это сводится к поломанным игрушкам, порванным книгам и неуважительному отношению к близким людям.
  7. Деспотизм. Кроха требует, чтобы родители выполняли все его капризы, тем самым он пробует подчинить их своей воле.

Ранний детский аутизм

Важно не исключать возможности того, что возрастные кризисы у детей могут сопровождаться психическими отклонениями. В этот период происходит гормональная перестройка. Ее причиной служит активизация ядер промежуточного мозга и гипофиза. У ребенка стремительно идет развитие процесса познания, именно это является почвой для выявления нервно-психических заболеваний.

На этой фазе развития ребенка может сформироваться ранний детский аутизм (рекомендуем прочитать: аутизм: что это за болезнь?). Это определенное отклонение в психическом развитии. Для болезни характерно резкое снижение потребности контактировать с окружающими. Ребенок не имеет желания беседовать, общаться, он не проявляет никаких эмоций на действия других людей, то есть смех, улыбка, испуг и другие реакции ему чужды. Крохе не интересны ни игрушки, ни животные, ни новые люди. Такие дети развлекаются, повторяя однообразные движения – например, раскачивая туловище, перебирая пальцами или вращая кисти рук перед глазами. Такие особенности в поведении требует обязательной консультации психоневролога. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успешный результат.

Кризис 6-8 лет

У данного кризисного периода можно выделить два главных аспекта:

  1. Физическое развитие. Это очень напряженное время для организма. В этом возрасте ребенок стремительно растет с точки зрения физических показателей, совершенствует тонкости моторики рук, у него развиваются определенные достаточно сложные нервно-психические функции.
  2. Социальные перемены. Дети начинают ходить в младшие классы, им предстоит непростой процесс адаптации к новым условиям, требованиям и окружению. Такие изменения могут спровоцировать формирование у ребенка комплекса отклонений в поведении, получившего общее название «школьный невроз».
Кризис 6-8 летКризис 6-8 лет “Школьный” кризис связан с повышением нагрузок и получением новой социальной роли учащегося

Школьный невроз

Ребенку при школьном неврозе свойственны различные поведенческие отклонения. У одних школьников это:

  • повышенная тревога;
  • боязнь опоздать на занятия или сделать что-нибудь не так;
  • нарушение аппетита, которое наблюдается особенно в утренние часы перед школой, а в некоторых случаях может сопровождаться тошнотой и даже рвотой.

В других случаях подобные отклонения проявляются как:

  • отсутствие желания вставать, одеваться и идти в школу;
  • неспособность привыкнуть к дисциплине;
  • невозможность запомнить задания и отвечать на поставленные вопросы учителей.

В большинстве случаев школьный невроз можно встретить у ослабленных деток, вышедших из дошкольного возраста, но из-за физических и психических данных отстающих от однолеток.

Кризис 6-8 летКризис 6-8 лет

Родителям необходимо хорошо все взвесить, прежде чем отдавать шестилетнего кроху в школу. Спешить с этим не стоит и в семь лет, если, по мнению детского врача, ребенок еще не готов к таким переменам.

Комаровский не рекомендует перегружать кроху, пока он полностью не приспособится к новому жизненному укладу. Лучше повременить с дополнительными секциями и кружками. Скрытые повреждения головного мозга, которые могли быть приобретены вследствие осложнений при родах или беременности, инфекции или травмах, полученных в дошкольном или младшем возрасте, могут проявиться в период адаптации к школе. Признаками этого выступают:

  • утомляемость;
  • двигательное беспокойство;
  • возобновление заикания, которое могло присутствовать в дошкольном возрасте;
  • недержание мочи.

Кроме обязательной помощи врача, надо создать дома спокойную атмосферу. Не ругать и не наказывать кроху, не ставить перед ним непосильных задач.

Подростковый кризис

Для возраста 12-15 характерны самые заметные изменения – как в физиологии, так и с психологической точки зрения. В подростковый период у мальчиков отмечается повышенная возбудимость и несдержанность, достаточно часто они могут даже проявлять агрессию. Девочкам в этом возрасте свойственно неустойчивое настроение. Кроме того, независимо от пола, детям-подросткам характерна повышенная чувствительность, безразличие, чрезмерная обидчивость и эгоизм, а некоторые начинают проявлять к окружающим черствость, граничащую с жестокостью, особенно это касается самых близких людей.

Стремясь быть самостоятельными, не зависеть от взрослых и пытаясь самоутвердиться, подростки нередко совершают опасные и необдуманные поступки. Например, не сумев найти себя в учебе, спорте или творчестве, они начинают курить, приобщаются к алкоголю, пробуют наркотики или вступают в раннюю половую жизнь. Еще одним из способов самоутверждения у подростков является группирование, то есть времяпровождение и общение в группе сверстников.

Если сравнивать с первоклассником, то подростку требуется столько же внимания родителей, а иногда и намного больше. Однако воспринимать его необходимо как взрослого человека, а не как ребенка, и понимать, что сейчас его самолюбие особо уязвимо. Абсолютно бесполезно подростку навязывать собственное мнение. Для того чтобы добиться результата, стоит только направлять ребенка. Он должен считать, что решение принимает самостоятельно.

Подростковый кризисПодростковый кризис Подростки в период кризиса требуют едва ли не больше внимания, чем первоклассники

Психические расстройства в подростковый период

В подростковый период в некоторых случаях у детей наблюдаются определенные психические расстройства, которые достаточно сложно отличить от обычных особенностей кризисного состояния. На этом этапе развития, особенно в тех ситуациях, когда мальчик или девочка ускоренно созревают в физическом и половом плане, способна проявится скрытая до сих пор предрасположенность к серьезным заболеваниям, связанным с психикой. Совершенно не помешает и даже поможет консультация с психиатром, если в обычном поведении подростка наблюдаются следующие изменения:

  • резкие перемены в настроении;
  • странные увлечения;
  • замкнутость и холодность в отношении с близкими и сверстниками;
  • отрешенность от свойственных его возрасту занятий и интересов.

Все фазы естественного развития ребенка обладают закономерностью, но их течение может идти абсолютно по-разному. У одних детей это смена болезненных и острых скачков, у других мягкий и практически незаметный процесс. Физические и психические особенности каждого ребенка безусловно влияют на то, как он будет переживать кризисное состояние, однако немаловажную роль в этом играют условия, в которых кроха растет и воспитывается. Когда родители терпеливы и уравновешены, а атмосфера в семье спокойная и доброжелательная, кризисный период проходит достаточно тихо, без эксцессов.

Подростковый кризисПодростковый кризисКлинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Поделитесь с друьями!

СКАЧКИ РОСТА И РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ. ТАБЛИЦА

Но развитие ребенка не происходит равномерно. Все дети развиваются скачками. То кажется, что долгое время не происходит никаких перемен в развитии крохи, а потом вдруг неожиданно у ребенка появляется какой-то новый навык, происходит очередной скачок. На самом деле появлению каждого нового навыка у ребенка предшествует довольно долгий подготовительный период. Речь может идти примерно о неделе.

И эта неделя – настоящий кризис для малыша, а часто и для напуганных родителей ребенка.

Эти кризисы развития детей настолько заметны и закономерны, что создан даже специальный календарь кризисов ребенка.

Но не стоит пугаться – поскольку каждый такой кризис является следствием бурного развития ребенка, эти кризисные недели складываются скорее в календарь скачков развития ребенка. Каждый кризис – это скачок развития нервной системы, скачок роста мозга, появление новых способностей у ребенка. Для малыша это сравнимо с открытием нового, абсолютно неизвестного ребенку мира. И это пугает ребенка.

Кризисы развития заставляют ребенка чувствовать себя взволнованным. Происходящие с ним и окружающим его миром перемены слишком стремительны. Они непонятны ребенку, и он напуган.

Во время кризиса ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых. Наберитесь терпения. В ваших силах помочь своему малышу легче и быстрее пройти каждый кризис, каждый скачок роста.

Таблица скачков роста показывает, как распределены скачки развития по неделям жизни малыша. Недели, выделенные цветом, показывают кризис. Тучкой обозначено самое тяжелое время. За кризисом следует солнышко – это спокойный период для малыша, окончание кризиса, развитие ребенка благополучно пережило очередной скачок. До следующего скачка и соответствующего ему кризиса будет довольно спокойное время закрепления малышом своих новых навыков.

Скачки развития у детей происходят примерно в одном и том же возрасте. До 1,5 лет ребенок переживает 10 таких скачков. Поначалу каждый кризис короткий и они часто меняются. Постепенно интервалы между кризисными периодами у ребенка удлиняются, но и длительность каждого скачка тоже увеличиваются.

Если ребенок родился раньше срока, то смотрите календарь скачков роста начиная с даты, когда ребенок должен был родиться. Если же ребенок родился позже срока, то начинайте отсчет раньше. Каждый кризис обычно сопровождаются тревогами, капризами, ухудшениями сна, слезами.

Источник

 

 

Скачки роста у детей после года| “Счастливая мама»

Как помочь при кризисе развития

Что делать маме, когда наступил  скачок роста в 1 год? Дети после года нуждаются в особом подходе родителей, чтобы скачок развития прошел без сложностей. Важное значение имеют игры, которые призваны нивелировать воздействие кризиса на психику ребенка. Малышам будут интересны игры, где они могут принять на себя роль самостоятельного и взрослого человечка. Повышенный уровень развития крохи сделает подобные игры интересными и с точки зрения родителей. 

  • Сделай сам – дети любят играть с водой. Пусть малыш сам помоет свои игрушки в тазу с водой или помоет игрушечную посуду настоящей губкой и мыльной пеной. Можно также предложить ему уже помытые овощи, чтобы он их сам помыл. 
  • Помощник по дому – если вы начнете выполнять работу по дому на пару с ребенком, то это будет хорошая заявка на будущее подспорье. Ребенку будет в радость протереть пыль, подметать пол, убрать игрушки. Попробуйте накрыть вместе на стол, приготовьте еду, разберите покупки, развесьте постиранное белье. Такие совместные дела способствуют развитию малышей, они интересны и полезны для всей семьи. 
  • Откуда звон? Покажите ребенку какой-нибудь предмет, издающий звук, к примеру, телефон или плеер. Потом нужно спрятать его, чтобы малыш не увидел. Теперь он должен отыскать предмет. 
  • Изучаем последовательность – в этом деле очень поможет матрешка. Ребенку будет интересно, как матрешки прячутся одна в другую, он изучит понятия «больше/меньше». Кроме матрешек подойдут разнообразные вкладыши или сортеры. «Что в кастрюле?» — складывайте в кастрюльку разные продукты, овощи фрукты и называйте их. Малыш будет постепенно запоминать названия. 
  • Домашний театр – в годовалом возрасте ребенку будет интересно посмотреть короткое представление. Изготовьте сцену, на которой покажите ему историю о кукле, которая идет в магазин за новой одеждой, или про зайчика, который посадил в огороде морковку.

Сон во время кризиса

Качество сна в кризис ухудшается. Дети спят беспокойно, часто просыпаются, долго не могут заснуть. Многие дети с трудом укладываются на сон днем. Обычная норма сна может уменьшиться, а пробуждение с утра сместится на более раннее. 

Не забывайте, что накопленный недосып негативно влияет на общее развитие ребенка. Нужно создать максимально комфортные условия для сна, контролировать признаки усталости, больше внимания уделять подготовке ко сну. 

Особенности восьмого кризиса

К году ребенок уже готов освоить мир задач. Он уже может самостоятельно поставить себе цели, задачи и планировать их решение. Дети начинают понимать, что значит убирать в доме, одеваться, готовить и пробуют выполнить эти задачи. 


Завершение кризиса. Что изменилось. 

Когда закончится кризис развития, малыш станет спокойнее. Целый год активного роста малыша уже позади. Если раньше скачки развития сменялись буквально один за другим, то сейчас они проходят в более размеренном темпе, а вы воспринимаете их более спокойно. Ребенок многое приобрел, может быть, уже умеет сам есть, делает попытки ходить и осваивает новые игры.

Первые 10 кризисов — Parents.ru

Особенности поведения

Как обычно в такие периоды, он требует повышенного внимания. Малыш может стать или слишком вялым, апатичным, плохо есть или, напротив, закатывать истерики. Словом, его поведение должно резко измениться. Теперь он к тому же с подозрительностью относится к посторонним.

Что делать родителям?

Учите кроху брать предметы, располагая их на близком расстоянии, чтобы он без труда мог до них дотянуться. Развивайте тактильные ощущения ребенка. Давайте ему потрогать игрушки из разных материалов. Играйте с ним: сажайте на колени и раскачивайте, берите на руки, имитируйте полет самолета и «приземляйте». Придумайте свои развлечения. И говорите, говорите, говорите. Не молчите, думая, что пока он вас не понимает.

Совет психолога:

С 3 до 4 месяцев ребенок начинает переворачиваться, сначала непроизвольно, затем сознательно. И тут важно организовывать ему не слишком жесткую, но и не мягкую поверхность, чтобы малышу было комфортно лежать на спине. Родительская кровать – не лучшая площадка для экспериментов. Поверхность у нее бывает слишком пружинистая или рыхлая. Идеально, если вы приготовите мягкий гимнастический коврик, в меру упругий. И главное – давайте свободу малышу, чтобы он эти перевороты мог осуществлять. Сейчас в моде теория привязанностей – родители все время норовят носить ребенка на руках; контакт действительно очень важен, но не менее важно тренировать двигательные навыки крохи.

Четвертый скачок роста – освоение пространства

15–19-я недели

Лейтмотив: «Я понимаю как»

Что теперь умеет малыш:

  • может не просто взять игрушку и сжать ее руками, но и дотянуться до предмета, повертеть в руках, рассмотреть со всех сторон;
  • не просто гулит, а может впервые произнести «мама» или «папа»;
  • может начать ползать, его спектр возможностей по познанию мира существенно расширяется.

Особенности поведения

Карапуз понимает, что некоторые события могут происходить по его желанию – это удивляет и пугает его. Он норовит сползти вниз, находясь у вас на руках, во время плача стремится принять позу новорожденного.

Что делать родителям?

Имейте в виду: раньше крохе было достаточно, что его носят на руках, теперь, чтобы отвлечь его, нужно постоянно с ним чем-то заниматься, придумывать новые развлечения. Только телесного контакта становится мало.

Совет психолога:

Важно, как организована среда малыша: бывает, что при всем обилии игрушек у него нет удачных. Они слишком большие, слишком яркие, слишком громкие.

Случается, ребенок ударит погремушкой себя и перестает проявлять к ней интерес – пугается. Игрушки должны быть компактные, легкие, удобные для захвата. Большие и яркие дети оценят позже.

Пятый скачок роста – мир взаимосвязей, понятие дистанции

23–26-я недели

Лейтмотив: «Я двигаюсь»

Что теперь умеет малыш:

  • лучше координирует движение рук и ног, больше двигается;
  • начинает осознавать, что между вещами существуют расстояния.

Особенности поведения

Становится более стеснительным, с неохотой идет к окружающим на руки. Ему важно видеть маму в своем поле зрения. Прижимает к себе игрушки: они дают ему чувство защищенности.

Что делать родителям?

Малыш становится более активным, следить за ним приходится куда более внимательно, чем раньше. Ребенку необходима ваша постоянная поддержка, так он сможет научиться контролировать пространство вокруг себя и избавиться от страхов. Теперь он может успокоиться не только в объятиях мамы, но и переключиться на какую-то книжечку или игрушку.

Совет психолога:

Неподвижное существо становится подвижным. Малыш начинает отталкиваться от поверхности, раскачиваться. У него развиваются навыки, которые переходят в ползание и вставание с опорой.

Шестой скачок роста – мир категорий

34–37-я недели

Лейтмотив: «Я исследую»

Что теперь умеет малыш:

  • начинает объединять окружающие предметы по «полочкам»: игрушки, люди, вещи. Ищет и находит между ними сходство и различия, его поведение становится более осознанным;
  • понимает, что предметы отличаются по консистенции или цвету и вкусу –вот и собирает крошки с пола, пропускает пюре между пальцами, берет кашу руками и все пробует;
  • может еще не начать говорить, но ясно дает понять, что многое понимает.

Особенности поведения

Этот кризисный порог едва ли не самым трудный с психологической точки зрения. Малыш испытывает недоверие к окружающим. Становится беспокойным, капризным, требовательным, нетерпеливым. И опять стремится прижиматься к маме.

Что делать родителям?

Не запрещайте ребенку изучать предметы, которые кажутся вам опасными. Главное, пусть все происходит под вашим контролем. Позволяйте ему и поощряйте нажимать, включать – словом, экспериментировать. Просите его что-то выполнить, дать вам. Хвалите, если справляется.

Совет психолога:

Исследовательский орган ребенка в этот период – рот и руки. Все, что попадает в его поле зрения, он стремится попробовать, ощутить на вкус. Позволяйте ему, если это не может навредить.

Седьмой скачок роста – мир последовательностей

42–46-я недели

Лейтмотив: «Все одно за другим»

Что теперь умеет малыш:

  • впервые пытается складывать, конструировать;
  • учится совершать действия в определенной очередности;
  • ему нравится разрушать и разбрасывать вещи.

Особенности поведения

Малыш готов на все, лишь бы быть с вами. Хватается за маму, взбирается на нее. Требует, чтобы с ним постоянно занимались. Впервые проявляет ревность. Беспокоен, плохо засыпает и спит. Начинает баловаться.

Что делать родителям?

Привлекайте ребенка к своим домашним делам, поручите ему что-то. Объясните, чем вы заняты (готовите, убираете), дайте ему тряпку, кастрюлю, ложку. Предлагайте вам помочь, когда одеваете его, причесываете, чистите ему зубы. Разрешите малышу самостоятельно есть ложкой. Играйте в «ладушки», «сороку-ворону», прячьте игрушку и ищите вместе с ним.

Совет психолога:

Пока ребенку не исполнился год, самый важный уровень связи для него был телесный. Как говорят психологи, достижение первых 6 месяцев –безусловно, эмоциональное общение с матерью, а главный результат первого года жизни – доверие к миру. После года-полутора начинается новый этап развития связи мамы и малыша. Ребенок становится личностью, осваивает речь, обретает собственное мнение. Дальше все будет не так гладко и спокойно в их отношениях, они пройдут через непростые времена – кризис трех лет, семи, подростковый.

Что должен уметь ребенок в 1 год и как пережить скачок роста и развития

26 Сентября 2018

Многие молодые родители хотят знать, что должен уметь ребенок в 1 год, что является нормой развития, а что нет. Но опытные педиатры склоняются к мнению, что нормы вообще нужно отменить. Существует лишь приблизительный перечень вещей, который должен уметь малыш в том или ином возрасте. И то, нужно каждый раз помнить, что детки уникальны и делать приблизительный подсчет- плюс, минус месяц. Речь, конечно, не идет о серьезных нарушениях в развитии, которые к одному году уже должны быть диагностированы.

Что должен уметь делать ребенок в 1 год 

Навыки крупной моторики

К тому времени, когда малышу исполнится один год, он должен уметь следующее:

  • Делать первые шаги. При этом ноги широко расставлены, шаги неуверенные, руки подняты для сохранения равновесия
  • Ходить самостоятельно или с поддержкой взрослого
  • Отлично стоять без опоры
  • Ползать вверх и вниз по лестнице
  • Приседать и подниматься с поддержкой
  • Ползать 
  • Уметь залезать на диван или кровать
  • Идти и нести в руках игрушку 
  • Идти и тянуть за собой игрушку на верёвочке

Познавательная деятельность, игра

В играх немного другие требования к годовалому ребенку. В этом возрасте многое зависит от развития мелкой моторики

. Кто-то в 1 год умеет закручивать крышки на банках, а кто-то нет. В год ребенок может собирать пирамидку с помощью взрослого или хотя бы самые большие круги.

Ребенок в 1 год особенно любит играть с предметами быта. Мамы часто говорят, что любимая игрушка годовалого малыша – это кастрюля. Здесь нужно быть очень внимательными к тому, с чем ребенок играет. Он может проглотить мелкие детали, поэтому следить за ним, когда он разбирает домашние ящики, просто необходимо.

В ролевых играх годовалые дети могут уже проявлять подражание, то есть делать вид, что кормят игрушку, укладывают спать или расчесывают. Очень популярны в это время игрушки-каталки, малыши уже могут катить их перед собой, многие, таким образом, оттачивают навык хождения.

Начинает экспериментировать, используя метод проб, например, если кусочек пазла не подходит по форме в выемку, пробует положить его в другие выемки.

Появляются первые попытки «притворяться»: например, притворяется спящим, укрывшись одеялом и закрыв глаза.

Годовалый ребенок любит по много раз слушать одну и ту же сказку! С удовольствием рассматривает книжки с картинками и слушает простые истории.

Общение и социально-эмоциональное развитие

В эмоциональном плане годовалые дети уже многое умеют:

  • Они могут проявлять свои чувства, умеют целовать близких и обнимать их за шею. 
  • Узнают родных на фотографиях и радуются их приходу. 
  • При звучании любимой музыки они начинают танцевать, могут хлопать в ладоши, когда родители показывают, что это нужно сделать.
  • Улыбаются в ответ на улыбку взрослого.
  • Кивают в ответ.
  • Понимает как минимум 15 слов/жестов, — смотрит  или показывает  названного человека или объект. Может найти объект ответ на вопрос: «Где твои ботинки?»
  • Смеётся в предвкушении реакции или действия
  • Расстраивается, если ему мешают что-то сделать
  • Ждёт, пока собеседник закончит своё сообщение, с использованием слов и жестов,  и только затем отвечает ему

Речь импрессивная и экспрессивная

Существует много разных мнений. Кто-то считает, что год – это еще совсем мало для речи, но нормы все же есть. 

  • Ребенок к году должен уметь произносить от двух до десяти слов и пытаться отвечать на вопрос, типа: «Кто это, что это?»
  • Выражает словами или жестами просьбу (например, «пить!», «дать!»)
  • Вступает со взрослыми в короткие диалоги, связанные с конкретной ситуацией
  • Лепеча на своём языке, использует множество разных согласных. Произносит первые лепетные слова, например, «би-би».
  • Ребенок может и должен уже в этом возрасте понимать значение элементарных просьб: «принеси, подай, положи».
  • Указывает на объекты, до которых не может дотянуться, как бы прося, чтобы ему их дали или назвали.
  • Понимать слово, которое обозначает запрет или отрицание.
  • Годовалые дети прекрасно знают свое имя и реагируют на него.
  • Самостоятельно машет ручкой на прощание

Навыки самообслуживания

Что касается еды, то тут тоже есть некоторые требования. 
  • Малыш уже может откусить кусочек от печенья, сухаря или хлеба. 
  • Может пить сок через трубочку, самостоятельно держать поильник. 
  • К этому времени многие уже имеют потребность сами кушать ложкой, но в этом случае все зависит от мамы. Если мама позволит малышу тренироваться с ложкой, пачкая все вокруг, то в ближайшее время малыш научиться быть более аккуратным, но многие мамы предпочитают чистоту детской самостоятельности, поэтому в этом возрасте многие детки сами не кушают.
  • Многие дети проявляют попытки помочь маме надевать на него одежду, протягивают ручки или ножки.

С горшком в этом возрасте дело обстоит сложнее. Многие уже начинают проситься на горшок, но некоторые даже не помышляют об этом. Не стоит об этом беспокоиться, родители сами должны понять, что они хотят от малыша. Если нужно быстрее научить ребенка проситься на горшок, то можно воспользоваться методом высаживаний, а, если проблема не стоит так остро, то можно подождать, пока малыш подрастет, и появятся новые возможности для совершенствования.

55-я неделя: новые задачи — новый мир!

Первый день рождения — одно из самых важных событий не только в жизни ребенка, но и родителей. Ведь это определенная черта, первые шаги, в прямом смысле слова, во взрослый мир. Не так давно начавшаяся вертикальная жизнь, а вместе с ней и свобода передвижения, дают куда больше возможностей для новых открытий. Однако долгожданный праздник может быть омрачен капризами — ведь именно в это время, в районе 55 недели, малыш переживает новый скачок развития.

Он начинает понимать, что для того чтобы добиться определенного результата не всегда нужно выполнять одну и ту же последовательность действий — для этого существуют разные пути. Таким образом малыш открывает для себя понятие «задачи» и способы их выполнения. Вместе с этим он осознает, что такое съесть обед, собрать пирамиду, убрать игрушки, сходить в магазин — все что взрослому кажется обычными повседневными делами. Конечно, на первом этапе задачи, которые понимает и выполняет ребенок, несколько примитивны, однако постепенно их круг расширяется.

Ведь это взрослому не нужно объяснять, что понятие «пропылесосить» может включать в себя совершенно разную последовательность действий, которая зависит от комнаты, окружающей обстановки и даже просто настроения. Ребенок же вдруг осознает это впервые. Теперь, когда мама говорит «пойдем погуляем» малыш понимает, что для этого нужно одеться, обуться, сесть в коляску. Кроме того, теперь он не просто живет рядом с вами, но и начинает «помогать», в некоторых случаях мысленно, в некоторых — на деле.

Для родителей этот период — один из самых сложных. Ведь ребенок становится непредсказуемым — часто непонятно, чего же он хочет добиться теми или иным действиями. Кроме того, вчерашний малыш начинает требовать самостоятельности, проявляет желание одеваться, есть, пить без посторонней помощи. Да и игры его становятся куда более сложными. В среднем этот скачок длится 4-5 недель, однако, как и другие, может сократиться до 3, а может растянуться и на 6. По завершении этого периода вы непременно поймете, что маленький человек медленно, но верно начинает взрослеть.

Признаки скачка 55-недели

Как и во время любого другого скачка, ребенок становится более беспокойным и проблемным чем обычно. Конечно, признаки у каждого индивидуальны, но, тем не менее, чаще всего о том, что малыш стоит на пороге новых открытий, свидетельствует один или несколько из приведенных ниже факторов.

  1. Ребенок ни отходит от мамы. Некоторые дети цепляются за ноги, другие постоянно хотят быть на руках, а кому-то достаточно просто быть неподалеку и «дозаправляться мамой», периодически прикасаясь к ней. В любом случае, вы почувствуете, что малыш испытывает потребность в телесном контакте.

  2. Недоверие по отношению к окружающим. На этом этапе это уже не просто стеснение, а именно недоверие по отношения не только к посторонним людям, но и родственникам. Хотя, надо заметить, есть дети, которые во время скачка 55-й недели хотят проводить больше времени не с мамой, как это было всегда, а с папой.

  3. Потребность в тесном контакте. В этот непростой период малыш хочет одновременно сохранить свою самостоятельность и, в то же время, быть в тесном контакте с мамой. Поэтому, сидя на руках, он лишь ненадолго прижимается, и дальше отправляется заниматься своими делами.

  4. Желание развлечений. Если малыш вдруг перестает играть самостоятельно и хочет, чтобы его не переставая развлекали — один из признаков очередного скачка развития.

  5. Проявление ревности. Дети-собственники на этом этапе могут устраивать настоящие скандалы из-за того что мама отвлеклась на кого-то или даже что-то. Капризами они требуют, чтобы все время было посвящено только им.

  6. Резкие перемены настроения. Безудержное веселье, неожиданно сменяющееся грустью и даже тоской — еще один признак скачка 55-й недели.

  7. Проблемы со сном. У некоторых детей во время скачка 55-й недели меняется режим сна и бодрствования, другие становятся беспокойнее, ворочаются в кровати, третьи и вовсе отказываются укладываться днем, а может быть и вечером.

  8. Сложности с едой. Если малыш отказывается от некогда любимой еды, капризничает и проявляет недовольство — это один из первых признаков очередного скачка. Относиться к этому стоит с пониманием — ребенок вряд ли останется голодным, в таком возрасте он уже сам способен попросить поесть и попить, когда действительно захочет.

  9. Мечтательность. Если ребенок во время игры вдруг начинает смотреть в одну точку и словно задумывается о чем-то — не стоит его окликать и пытаться «вернуть к жизни». Это нормальное явление, он просто «берет паузу» для того чтобы осознать вновь открывающиеся явления.

  10. Еще один признак — малыш неожиданно может стать милым и покладистым. Он подходит к маме только для того чтобы ее обнять, поцеловать и вновь продолжает заниматься своими делами.

  11. Во время скачка 55-й недели малыш может выбрать для себя какой-нибудь мягкий и теплый предмет: игрушку, тапку, тряпочку, плед и не расставаться с ним практически никогда. Кроме того, он проявляет к нему теплые чувства: целует, обнимает и разговаривает.

  12. Непослушание и приступы ярости. Многие дети, переживая скачок 55-й недели, привлекают к себе внимание родителей непослушанием. Притом делают они это тогда, когда вы особенно заняты. У вспыльчивых малышей могут даже наступать приступы злости, когда что-то идет не по их плану и наперекор желаниям.

Игры во время скачка 55-й недели

  1. Если нравится тебе, то делай сам! В этом возрасте малышам особенно нравится, когда им поручают и доверяют взрослые дела. Главное, чтобы задача была посильной и не слишком сложной для выполнения.

  2. Помой посуду. Игры с водой в этом возрасте для малыша — самые любимые и привлекательные. Предложите ему помыть посуду. Однако прежде нужно создать безопасную среду: надежно поставить стул и проследить, чтобы он не был мокрым, подобрать небьющуюся посуду. Если в воду добавить немного пены, то ребенка это приведет в самый настоящий восторг.

  3. Искупай куклу/помой машину. Для этой игры достаточно налить в тазик или ванночку воды. Далее ребенок сам проявит инициативу и как следует «помоет» любимую игрушку.

  4. Помоги маме. После скачка 55-й недели у ребенка появляются любимые домашние дела. Позволяйте ему вместе с вами ездить за покупками, накрывать на стол, пылесосить. Со временем он сформирует свои предпочтения и сам определит для себя «круг обязанностей».

  5. Разбери продукты. Разбирать сумку с продуктами — одно из самых любимых занятий годовалого малыша. Вы можете давать ему задания: принеси то-то, поставь на полку и так далее, а можете просто пустить дело на самотек.

  6. Прятки. В этом возрасте прятки могут быть не такими простыми, как раньше. Главное чтобы задачи были посильными. Кроме того, можно предложить малышу искать источник звука — это наверняка привлечет его внимание.

Воспитание ребенка – это не способ подогнать его под стандарт возрастных изменений. Помните, что дети отлично развиваются естественным путем. Если они чего-то не хотят или что-то не получается, то лучше отложить обучение на некоторое время. Например, малышу исполнился год, но он не умеет собирать пирамидку, это не повод для паники. Он может начать интересоваться этим занятием уже через пару дней. В общем и целом, нужно понимать, что самое главное – это не то, во сколько ребенок начал делать что-то, а то, как он начал и как радовались этому его родители. Детство детей – это очень короткая пора, хотя, кажется, что подгузники и горшки будут вечны, наслаждайтесь каждым мгновением и радуйтесь маленьким победам вашего малыша! 

 По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой «Капризничает? Значит, развивается!»

    Скачки роста. Так ли оно на практике? — запись пользователя Lelya (olenkaantonova) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Разное

    У нас пока совпадает. Начался второй скачек. Днём пипец. Только ночью спят, ну понятно с перерывами .

    За первые полтора года жизни ребенок переживает колоссальные изменения. Больше никогда в жизни его развитие не будет настолько стремительным. Это настоящие скачки роста у детей! Рост, вес, физические и умственные возможности - темп развития ребенка поистине поразительный!

    Но развитие ребенка не происходит равномерно. Все дети развиваются скачками. То кажется, что долгое время не происходит никаких перемен в развитии крохи, а потом вдруг неожиданно у ребенка появляется какой-то новый навык, происходит очередной скачок. На самом деле появлению каждого нового навыка у ребенка предшествует довольно долгий подготовительный период. Речь может идти примерно о неделе. И эта неделя - настоящий кризис для малыша, а часто и для напуганных родителей ребенка.

    Эти кризисы развития детей настолько заметны и закономерны, что создан даже специальный календарь кризисов ребенка.

    Но не стоит пугаться - поскольку каждый такой кризис является следствием бурного развития ребенка, эти кризисные недели складываются скорее в календарь скачков развития ребенка. Каждый кризис - это скачок развития нервной системы, скачок роста мозга, появление новых способностей у ребенка. Для малыша это сравнимо с открытием нового, абсолютно неизвестного ребенку мира. И это пугает ребенка.

    Скачки развития у детей происходят примерно в одном и том же возрасте. До 1,5 лет ребенок переживает 10 таких скачков. Поначалу каждый кризис короткий и они часто меняются. Постепенно интервалы между кризисными периодами у ребенка удлиняются, но и длительность каждого скачка тоже увеличиваются.

    Если ребенок родился раньше срока, то смотрите календарь скачков роста начиная с даты, когда ребенок должен был родиться. Если же ребенок родился позже срока, то начинайте отсчет раньше. Каждый кризис обычно сопровождаются тревогами, капризами, ухудшениями сна, слезами.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Рубрики

    • Как научить
    • Как приучить
    • Кормлен
    • Кормление
    • Малыш
    • Малыши
    • Питан
    • Питание
    • Разное
    • Совет
    • Советы
    • Советы психолога
    • Упражнен
    • Упражнения
    • Уход
    © 2025 «МАМА - КМВ»