Нарушения мышечного тонуса у младенцев
Нередко родители на приеме врача слышат о повышенном или пониженном тонусе у малыша. Что это такое и насколько опасно?
Начнем с того, что сам по себе тонус не является диагнозом или болезнью. Тонус – это небольшое постоянное преднапряжение мышцы, позволяющее ей в любой момент быть готовой к намеренному сокращению. Регуляция мышечного тонуса – это очень сложный нейрофизиологический процесс, тесно связанный с врожденными и приобретенными рефлексами, правильность которого зависит от многих факторов. Регуляция тонуса осуществляется на рефлекторном уровне с участием всех отделов головного мозга: ствола, подкорковых ядер и коры.
У новорожденного общий тонус всех мышц равномерно повышен по сравнению со взрослыми и более старшими детьми. Это придает его телу характерный внешний вид: ручки и ножки прижаты к туловищу, головка немного запрокинута, развести конечности полностью не получается. Все это абсолютно нормально и со временем проходит.
По мере того, как ребенок растет, тонус его мышц ослабевает, что дает малышу возможность начать активно двигаться. Он начинает двигать руками, ногами, брать предметы, поднимать головку. Важно, чтобы изменения тонуса происходили правильно и одновременно во всех мышцах. Если, к примеру, верхние конечности долго находятся в повышенном тонусе, ребенку будет сложнее ими пользоваться, и соответствующие навыки появятся у него позже. Длительный гипертонус нижних конечностей может вызвать проблемы с освоением ходьбы.
Примерно до 3-4 месяцев тонус мышц остается высоким, затем он начинает снижаться – сначала в мышцах-сгибателях (ручки и ножки при этом распрямляются), а к 5-6 месяцам равномерно расслабляются уже все мышцы, что дает ребенку возможность делать более сложные движения – садиться, вставать и ходить. К 18 месяцам мышечный тонус ребенка становится сравним со взрослым. Если малыш отстает в развитии от сверстников, причиной может быть нарушение тонуса мышц.
Каковы причины нарушения тонуса
Абсолютное большинство нарушений тонуса связано с травмами и гипоксией в родах. Чаще всего травмируется головка и шейный отдел позвоночника малыша, что приводит к нарушениям в работе нервной системы: коры головного мозга и подкорковых структур. Травма может произойти при стремительных и бурных родах, в результате неквалифицированных действий акушеров, применения приема Кристеллера (надавливание на живот во время родов – запрещен в большинстве стран, но в России периодически применяется), после стимуляции родов окситоцином, применения вакуума и щипцов.
Длительное кислородное голодание во время родов также приводит к повреждениям нервной системы и, в первую очередь, коры головного мозга. Чем сильнее травма или чем дольше была гипоксия, тем тяжелее проблемы у новорожденного. Самые тяжелые случаи относятся к проявлениям ДЦП – детского церебрального паралича, при котором ребенок практически лишен возможности нормально развиваться.
Как мама может заподозрить нарушения тонуса
Гипертонус у новорожденных до месяца является физиологическим, то есть нормальным. Нарушение можно заподозрить по чрезмерной зажатости и скованности малыша, не соответствующей возрасту. Если тонус повышен в верхних конечностях, малыш не тянется к игрушке, не разгибает ручки, кулачки его крепко сжаты большую часть времени, зачастую в виде «фиги». Гипертонус нижних конечностей можно заподозрить, если бедра ребенка не удается развести в стороны так, чтобы угол между ними был 90 градусов.
Низкий тонус проявляется вялостью, слабыми движениями ручек или ножек, свисанием конечностей (поза лягушки), вялыми движениями и поздним развитием возрастных навыков. Если тонус нарушен с одной стороны, это легко заметить по асимметрии, возникающей на конечностях одной и другой стороны, а также по асимметрии складок. Если вы заподозрили у своего малыша нарушение тонуса, то в первую очередь обратитесь к своему педиатру.
Как оценивает тонус врач
Педиатр может с высокой точностью определить, нарушен тонус у вашего малыша или нет. В сомнительных случаях он направит вас к детскому неврологу. Для проверки доктор осмотрит малыша внешне, проверит его позу на спине и животе, как он держит головку и двигает ручками и ножками. Затем врач проверит рефлексы малыша – обычно они повышаются одновременно с тонусом. Такие рефлексы, как ползательный, хватательный, сосательный – присутствуют у маленьких детей и проходят к возрасту 3 месяцев. Если они сохраняются слишком долго, это может указывать на проблему в нервной системе.
Далее врач прощупает руками конечности малыша, определив, насколько напряжены мышцы. Он попробует сгибать и разгибать ножки и ручки ребенка, а также проверит симметричность этих движений.
Норма – тонус мышц и рефлексы соответствуют возрасту, обе стороны развиты симметрично.
Гипотонус – пониженный тонус, мышцы расслаблены, не могут сократиться с нужной силой, ребенок вялый.
Мышечная дистония – одни мышцы находятся в гипертонусе, другие – в гипотонусе. Ребенок принимает неестественные позы, движения также затруднены.
Чем опасны нарушения тонуса
В основе всякого нарушения тонуса лежит проблема в нервной системе. Тонус – лишь одно из ее проявлений, первое и самое очевидное, что можно заметить у малыша, поскольку для него недоступен осмотр зрения, слуха и других более взрослых функций. Проблемы с тонусом всегда являются следствием нарушения базовых рефлексов, регулирующих движения тела. Это значит, что вместе с тонусом у таких детей будет нарушена координация, хуже будут развиваться возрастные навыки, они будут отставать в развитии от сверстников.
Позже из-за нарушения тонических рефлексов возникают отклонения в скелетно-мышечной системе: сколиоз, плоскостопие, косолапие и пр. Выраженность отставания в развитии и прочих нарушений зависит от степени повреждения головного мозга. Не всегда это пропорционально выраженности гипертонуса, вот почему ребенка необходимо показывать детскому неврологу.
Как лечить нарушения тонуса у ребенка
В большинстве случаев нарушения тонуса хорошо поддаются лечению. Чем раньше выявлена проблема, тем лучше удается с ней справиться, поэтому очень важно вовремя проходить плановые осмотры педиатра и невролога. Для исключения серьезной проблемы врач может назначить исследование головного мозга при помощи нейросонографии – для детального рассмотрения его структур.
Лечение при нарушениях тонуса должно назначаться врачом и быть согласовано с несколькими специалистами: педиатром, неврологом, ортопедом. Отсутствие лечения ни к чему хорошему не приведет, ребенок не «перерастет» эту проблему. Если нарушение тонуса не лечить, оно приведет к отставанию в развитии, проблемам с опорно-двигательным аппаратом.
Врач может назначить вашему малышу разнообразные способы лечения. Вот некоторые из них:
• Массаж – очень распространенный и зачастую эффективный способ улучшить состояние малыша при нарушениях тонуса. Он подходит как при гипер, так и при гипотонусе, но выполняется при этом по разным методикам. При гипертонусе назначается расслабляющий массаж, при гипотонусе – тонизирующий. Лучше, если массаж будет выполняться специалистом, но и сама мама может обучиться гигиеническому массажу. Ежедневное выполнение легкого массажа будет очень полезным дополнением к курсу у специалиста.
• Аквагимнастика – полезна при любых нарушениях тонуса. Теплая вода расслабляет мышцы, прохладная – стимулирует. Ребенок учится координации, владеть своим телом, в процессе участвуют все мышцы.
• Физиотерапия – под ней подразумевается воздействие теплом (парафиновые аппликации), электрофорез, магниты.
• Остеопатия – крайне эффективный метод работы с детьми после родовых травм, в том числе и с проявлениями гипертонуса. Позволяет привести в правильное положение кости черепа и шейного отдела новорожденного, смещенные во время родов. В результате форма черепа нормализуется, устраняются механические причины мозговых дисфункций, проходят патологические рефлексы. Остеопатия отличается мягким воздействием, может применяться у детей с рождения, не требует длительных курсов.
Поделиться
Твитнуть
Класс
Как укрепить мышцы рук ребенка ⋆ Школа детского массажа Елены Гореликовой
Упражнения на фитболе для грудничков 6-12 мес
Задержка моторного развития у детей
В этой статье я расскажу, как укрепить мышцы рук ребенка с помощью гимнастики и массажа. Мои рекомендации относятся к детям грудного возраста.
Для того чтобы выбрать те упражнения для рук, которые на данный момент необходимы вашему ребенку, определите, есть ли у него достаточная сила в мышцах и может ли он приобрести двигательные умения, нужные в его возрасте. Попробуйте протестировать мышцы-сгибатели (бицепсы) и мышцы-разгибатели (трицепсы) рук. Тест выполняется в положении ребенка лежа на спине, с немного приподнятой головой и плечами, под голову для страховки подложите тоненькую подушку. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните на себя, приподнимая туловище ребенка над поверхностью стола. Не торопитесь, подождите, пока ребенок согнет руки в локтевых суставах и одновременно приподнимет голову над столом. При отсутствии мышечной силы и мышечного тонуса руки ребенка останутся выпрямленными в локтевых суставах, а голова запрокинется назад. Трицепс, или трехглавая мышца плеча, занимает всю заднюю поверхность плеча. Осуществляет разгибание в локтевом и плечевом суставах. Тестирование можно делать с 3–4–месячного возраста, после нормализации физиологически повышенного тонуса мышц-сгибателей рук, которые противодействуют мышцам-разгибателям. Тест проводится, если у малыша, лежащего на животе, появилась уверенная опора рук на предплечья. Чтобы протестировать мышцы-разгибатели рук, подведите свою ладонь под грудную клетку ребенка и слегка приподнимите туловище малыша над поверхностью стола, дожидаясь его попытки выпрямить руки. При отрицательном результате руки ребенка не выпрямляются в локтевых суставах, он не удерживает туловище на прямых руках. Сделав выводы после тестирования попробуйте потренировать своего малыша, используя предложенные упражнения и дополняя гимнастику классическим детским массажем. Инструкция как укрепить мышцы рук ребенка с помощью упражнений приведена ниже.

тренируем сгибание рук
1. Малыш лежит на столе на спине с головой и плечами, с помощью жесткой подушки приподнятыми под углом в 45 градусов. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните малыша за руки на себя, но не допускайте приподнимания головы над поверхностью. Необходимо добиться активного напряжения сгибателей рук с их дальнейшим сгибанием в локтевых суставах. Повторите упражнение 5–7 раз.

учим подтянуться и сгруппироваться
2. После того как у малыша появится активное сгибание рук при подтягивании, помогите ему поднять голову над поверхностью, подложив ладонь под затылок и плечи. Задержитесь в этом положении на 3–5 секунд, постепенно увеличивая продолжительность. Повторите упражнение 5–7 раз.
3. Если у малыша получается сгруппироваться, лежа на жесткой подушке, т.е. приподнять голову и согнуть руки в локтях, когда вы подтягиваете его за руки, то предыдущее упражнение следует повторить без подушки под головой до 5–7 раз.

учим подтянуться за одну руку
4. Если ребенок легко выполняет предыдущее упражнение, попробуйте повторить его для каждой руки по очереди. При этом одной своей рукой придерживайте ноги малыша в области бедер, чтобы они не приподнимались над поверхностью стола. Повторите упражнение 3–5 раз с каждой стороны. При этом малыш вначале может помогать себе свободной рукой, отталкиваясь ею от поверхности стола.
5. Если ваш малыш может кратковременно удерживать голову, лежа на животе, попробуйте согнуть его руки в локтевых суставах перед грудью и подержать в таком положении 4–5 секунд. Повторите упражнение 3–5 раз.
6. Если у ребенка начала самостоятельно появляться кратковременная опора на предплечья, захватите своими ладонями согнутые локтевые суставы и слегка приподнимите плечи над поверхностью стола. Удерживайте ребенка в этом положении 3–5 секунд. Повторите прием 5 раз.
7. Далее усложните предыдущее упражнение: в том же положении покачайте его в стороны, перенося вес тела с одного предплечья на другое на 4–6 секунд. Повторите прием 2–3 раза.

учим опираться на прямые руки
8. Если у ребенка появилась уверенная опора на предплечья лежа на животе, поучите его выпрямлять и опираться на вытянутые руки. Для этого возьмите малыша в области груди и таза, лицом вниз. Приподнимите его над столом парящим движением на себя, проводите его ладошками по поверхности. Остановитесь в конце каждого движения и ненадолго перенесите вес его тела на выпрямленные руки. Повторите упражнение 5–7 раз.
9. Дайте ребенку возможность удержаться на вытянутых руках самостоятельно. Простимулируйте его для этого, подталкивая ладонью грудную клетку вверх. Время, в течение которого малыш будет сохранять это положение, пусть определяется его желанием

тренировка ходьбы на руках
10. Следующее упражнение — ходьба на руках. Возьмите малыша на руки спиной к себе. Одной рукой держите его в области грудной клетки, другой в области таза. Переведите его в горизонтальное положение, чтобы он опирался руками о стол. В начале упражнения для выработки моторного навыка помогайте ему переставлять руки. Повторите упражнение 2–3 раза. При этом минимальная нагрузка на руки ребенка будет, если поддерживать его в области груди и таза. По мере увеличения мышечной силы в руках упражнение можно усложнить за счет поддержки ребенка только в области таза и ног.
Хорошим дополнением к упражнениям будет массаж рук. Его можно использовать до или после упражнений. Как укрепить мышцы рук ребенка с помощью массажа смотрите по ссылке массаж рук.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ В РАЗДЕЛАХ ФОРУМА
ЗАПИСЬ НА ОЧНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЧЕРЕЗ КОНТАКТНУЮ ФОРМУ САЙТА.
*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.
Слабые ручки у ребенка 5 месяцев
На чтение 8 мин.
Развитие ребенка в 4 месяца. Уже встаем на ножки! Подготовку начинаем когда будет 2 месяца малышу
Как укрепить руки и спину грудничку?
Да, возможно! Сразу хочется оговориться, что встать он все равно должен сам. То есть для того чтобы он сделал это сам, необходимо подготовить его мышцы, а не силком заставлять его вставать. Раннее развитие ребенка в 4 месяца возможно только при наличии терпения у родителей. Ведь начинать подготовку придется намного раньше
Я думаю, что уже многие знают, что сажать, ставить и помогать ребенку ходить нельзя. Даже специалист осмотрев ребенка не сможет вам сказать насколько его опорно-двигательный аппарат готов выдержать нагрузку при сидении и ходьбе. Оценкой подготовки к тому или иному действию является только желание вашего малыша.
Итак, подготовку к вставанию на ножки в 4,5 месяца лучше начинать с двух недель. Однако, это можно делать когда будет и 2 месяца малышу и 3 месяца. Разница лишь в том, что у новорожденного хватательный рефлекс лучше и со временем он его теряет, поэтому celebrity porn pictures чем позже начать, тем больше сил придется потратить на подготовку. Главное правило всех тренировок — не вызываем отрицательных эмоций у крохи.
Готовить будем мышцы рук, спины, живота и способность малыша ползать.
Это упражнение развивает хватательный рефлекс. Для этого вкладываем свои большие пальцы в ручки крохи и резким движением приподнимаем его к себе. Если делать это плавно, то рефлекс хватания не сработает. Конечно, делаем это на кровати или подушке, чтобы ребенку было удобнее и безопаснее обратно возвращаться в исходную позицию. Здесь стоит упомянуть что возвращаем его обратноплавно.
Может вы себе представили ужаснейшую картину тренировки малыша, но на самом деле это веселое занятие для обоих, т.к. ребенок любит общаться с мамой зрительным контактом и ему нравиться постоянно созерцать ее лицо. Поэтому выполняя упражнение одновременно разговаривайте с ним и почаще улыбайтесь. Поверьте здесь хватит положительных эмоций для обоих!
Если это упражнение выполнять по несколько раз на день (постоянно следим за настроением малыша, как только он подает сигналы плохого настроения, то упражнение прекращаем), то уже к месяцу ваш малыш сможет провисеть на ваших пальцах около 30 секунд.
Это упражнение необходимо для детей, которые по разным причинам не держат головку. Для этого выкладываем ребенка на живот, своим пальцем дотрагиваемся до его верхней губы и потихоньку поднимаем вверх палец. Ребенок будет двигаться за пальцем вверх, тренируя одновременно мышцы шеи. Здесь хочется упомянуть, что многие психологи против того, чтобы примерно до 4 месяцев ребенка выкладывали на живот. Объясняют они это тем, что малыш не знает еще, что у него есть спина, поэтому он теряется когда перед собой видит не маму, а какое-то полотно ткани и клеенки. Поэтому лично я за то, чтобы ребенка выкладывать на живот к матери, так ему будет намного спокойнее. Ведь тут запахи, тепло и звуки его родной мамочки!
Укрепляем спину и живот
Приступаем к данной тренировке, когда будет два месяца малышу. Также как и все упражнения это делаем под хорошее настроение малютки несколько раз в день. Для этого сами укладываемся спиной на диван так, чтобы ваша голова и плечи свисали с края дивана или кровати, в это же время кладем к себе на живот малыша и пододвигаем его так, чтобы свисала только голова. Одновременно придерживаем кроху руками за спину. Если есть кому помочь, то пусть он держит руками ребенка. С каждым днем на миллиметры пододвигаем малыша вперед, следя за тем, чтобы он не валился в пропасть, а напрягался и висел над ней. В два с половиной месяца можно еще подключить массаж: сгибаем ножки к животу, разминаем плечи.
Для следующего упражнения нам понадобиться специальная палочка. Здесь хорошо подойдет прут от детской кроватки. Кладем ребенка на спину и предлагаем схватится за палочку. Бывает такое, что ребенок очень хорошо хватается за прут и может даже повиснуть — этого допускать нельзя! В данном случае мы немного приподнимаем ребенка и кладем его обратно, и так несколько раз. Опять же ориентируемся на настроение ребенка. Через неделю можно попробовать делать это же упражнение из положения лежа на животе. Лучше будет принять такую позу: ребенок лежит на краю кроватки, а вы лежите на полу лицом к ребенку. Он смотрин вниз на вас, а вы смотрите вверх на него. Берете прутик в свои руки и вкладываете прутик в его руки и немного поднимаете вверх, тем самым ребенок тоже чуть-чуть тоже приподнимается вверх. Стараемся делать это мягко, чтобы малютка не падал, а плавно и радостно опускался вниз.
На подготовку к основному занятию у нас ушло от четырех до полутора месяцев. Теперь приступаем к основному упражнению. Параллельно матрасу кроватки, на ее боковую стенку привязываем нашу палачку в сантиметрах десяти от матраса, так чтобы она плотно прилегала к вертикальным прутьям и у малыша не застревал палец между горизонтальным и вертикальным прутьями.
Малыш лежит на животе, берем одну его ручку и кладем на прут, затем ее опускаем обратно и кладем на прут другую ручку. Повторяем несколько раз. Результатом будет то, когда ребенок сам возьмется за прут. После того как ребенок стал самостоятельно хвататься обоими ручками за палочку и отпускать ее, то мы усложняем ему задачу и чуть повыше вешаем другую палочку, а затем еще одну и так до тех пор пока он не встанет. Необходимо после установки второго прута обмотать первый поролоном, чтобы при случайном падении ребенку не было больно ударяться.
Вот ваш малыш и встал возле кроватки. А вас удивило такое развитие ребенка в 4 месяца? Честно скажу, что сама я полностью эту систему не использовала, однако для укрепления мышц своей малышки некоторые элементы данной тренировки применяла. Еще рекомендую посмотреть статью на тему, когда ребенок начинает говорить. он как раз в 4 месяца уже некоторые слоги выговаривает.
Опубликовано с разрешения автора.
Слабые ручки.
а как вы поняли что они слабые?
это надо видеть 🙁
Ну вот закончили мы второй класс. так все равно дольше 5-7 минут ручку держать не можем. На ФК 4 года боролись за то, чтобы в основной позиции научиться держать ручки горизонтально. Обидно – ноги прыгают, а руки дольше 10 минут держать не можем: больно.
Боремся – массажи-уколы-таблетки-ванны – но прогресс оооочень медленный.
ППЦНС, парез правой стороны тела. парапарез верхних конечностей.
Да. Интересно, что мы прекрасно лежали на животе, подпирая себя руками, прекрасно хватали игрушки, пошли в 6 с хвостиком месяцев, мелкомоторные действия все хорошие были, на уровне, вообще развитие до года все замечательно и восхитительно. все стало очевидным года в два. Вот видно визуально, что ручки отстают. Мышечная масса не нарастает и все тут.Сообщение было изменено пользователем 09-08-2009 в 12:30
Декрет – та же работа, только начальник маленький
Нам 3 месяца, невролог тоже сказала что руки слабые, но прописала только массаж и парафин, мы еще и голову плохо держим :(. хотя делали массаж и электрофорез в 2 месяца, я тоже думаю, что с возрастом конечно все исправится, а подскажите какую нибудь гимнастику именно для укрепления ручек и что голову лучше держала?
какую нибудь гимнастику именно для укрепления ручек и что голову лучше держала?
1.Кладете ребенка на край стола на живот,чтобы головка свисала и немного постукиваете по спинке,рядом с позвоночником,ближе к шее.(как птички клюют)То же упражнение можно делать на мяче.
2.Подкладываете под грудь ребенка валик из пеленки или полотенца.
3.Носите ребенка на руках вниз животом.поддерживая его под грудь и второй рукой держите за лодыжки.
4.Для рук-поднимаете ребенка над поверхностью стола,держа его за лодыжки и под грудью,и добиваетесь опоры на руки.
5 переступание с руки на руку(держать,как в предыдущем упр.)добиваетесь,наклоняя ребенка из стороны в сторону.
6.Приподнимание ребенка за руки из положения на спине,но не тянуть его,а добиваться,чтобы ребенок сам согнул ручки в попытке подтянуться.
Не можешь изменить ситуацию,измени отношение к ней.
а добиваться,чтобы ребенок сам согнул ручки в попытке подтянуться.
наша так и не умеет
дочке уже 1,6 года. Миатония \%) пришла на смену гипертонусу в 6 месяцев \%)
ножки подкачали, когда начали по лесенкам ходит – а руки – никак – лазает еле-еле 🙁
>
Источники: http://mami.by/razvitie-rebenka-v-chetyre-mesyatsa/, http://dearfamily.ru/index.php/deti/malyshi/deti-do-goda/29-rebjonok-v-6-mesyatsev, http://www.u-mama.ru/forum/kids/0-1/148030/index.html
Избранные статьи
Повышенный билирубин ребенка 2 месяца
Норма билирубина у детей Билирубин является желчным далее…
Развитие ребенка 6 12 месяцев
Раннее развитие детей: 6-12 далее…
Компот сухофруктов грудничка 7 месяцев
Зимой и осенью, когда свежих далее…
Массаж 9 месячному ребенку на ножки
Массаж, гимнастика ребенка 9 месяцев В далее…
Популярные статьи
Овощной супчик для ребенка 7 месяцев (416)
Стих поздравление с 5 месяцев малышу (196)
Недоношенный ребенок 7 месяцев последствия (174)
9 Месяцев ребенку поздравления в стихах мальчику (170)
Ребенок родился 8 месячный последствия (136)
Простуда ребенка 5 месяцев (133)
Ребенок 2 месяца хрюкает носом и кашляет (124)
Как отучить ребенка спать с мамой комаровский (123)
Интересно
Памятка уход за новорожденным
Дом, семья и дети 7 советов по уходу за новорожденным для новоиспеченных родителей У молодых родителей созревает куча вопросов по уходу за новорожденным,…
Подкармливать грудничка 4 месяца
Cо скольки месяцев можно подкармливать грудничков От питания мамы и от генетических особенностей малыша зависит, все ли полезные вещества…
Циннаризин ребенку 8 месяцев
Циннаризин: можно ли давать ребенку Вопрос:Невролог из поликлиники нам прописал циннаризин по 1\\4 таб на ночь. Ребенку 4 мес. Можно давать…
Как оценить физическое развитие ребёнка от 0 до 3 месяцев? — Мама Лара — профессионально о рождении ребенка | Беременность | Роды
Материал этой и последующих статей, посвященных развитию ребенка первого года жизни, будет интересен тем родителям, которые хотят взять на себя ответственность за здоровье своего малыша.
С того момента, как в вашей семье появится младенец, вы наверняка столкнетесь с мнением, что только специалисты (педиатры, детские неврологи и ортопеды) могут определить, насколько здоров и развит ваш ребенок, только профессиональный массажист сможет правильно делать массаж и гимнастику, только инструктор по плаванию сумеет заниматься с ним ранним плаванием.
Я же считаю, что в случае рождения здорового ребенка его маме достаточно иметь добротную информацию о детском развитии и о разных методиках занятий с новорожденным, а также желание самой овладеть ими и применить их на практике. Да и для малыша нет ничего лучше, чем мамины руки и голос, с любовью обращенный к нему. В случае рождения больного ребенка необходимо, разумеется, профессиональное лечение, но и активная включенность родителей в процесс оздоровления тоже необходима.
Данный материал посвящен развитию здорового младенца и тому, как родителям следует заниматься со своим малышом, чтобы помогать этому развитию.
Условия для занятий
Для начала обсудим те условия, в которых имеет смысл оценивать ребенка и с ним заниматься. Выбранное для этих целей помещение должно быть тихим, равномерно обогреваемым, с температурой примерно 26-29С. Малыш должен быть раздет и лежать на достаточно твердой поверхности (это может быть пеленальный столик или просто диван, покрытый ковриком из пенорезины). Наилучшее время – час-полтора после последнего кормления.
Как выглядит новорождённый?
Итак, перед нами новорожденный малыш – в первые 6 недель жизни. Рассмотрим, как он выглядит, лежа на спине, на животе и в вертикальном положении.
Положение на спине
Поза ребенка неравновесна, вы видите, что он хаотично двигает головой, ручками и ножками. Кисти при этом сжаты в кулачки, ручки согнуты в локтях, ножки разведены наружу. Голова малыша не задерживается в среднем положении, поворачиваясь без предпочтения то в левую, то в правую стороны. Если вы вложите в ручки младенца свои большие пальцы, он сожмет их. Придерживая руками его предплечья, невысоко приподнимите ребенка над поверхностью, вы увидите, что его головка запрокинется назад.
Положение на животе
Здоровый новорожденный поворачивает голову вбок (при одностороннем источнике света преимущественно в одну сторону) и может на одно мгновение приподнять ее боком. Ручки и ножки полностью согнуты, кисти рук сжаты в кулак, колени подтянуты под живот.
Если малыш не остается в положении покоя, то видны рефлективные ползательные движения. Такие движения взрослый сможет вызвать легким нажатием большого пальца на стопу. Это приводит к разгибанию ножек и к движению тела вперед. Попробуйте поочередно стимулировать то левую, то правую стопу и оцените одинаковость силы реакции с обеих сторон.
На этих фото хорошо видно как наши дети подросли и многому научились: они уверенно лежат на спине, движения рук и ног уже не хаотичны. Малыши начинают обучаться координированным движениям: рука-рот, рука-нога.
Вертикальное положение
Возьмите своего малыша обеими руками под мышки и расположите его вертикально, давая возможность ступнями соприкасаться с поверхностью. Голову при этом поддерживайте большими пальцами в среднем положении, спинку ребенка поверните к себе. Здоровый новорожденный в таком положении демонстрирует «примитивную реакцию опоры ног». Ножки вертикально удерживаемого младенца распрямляются, повышается тонус коленных суставов, в меньшей степени тазобедренных, возможны и распрямление всего тела, и короткое поднимание головы. Ножки всей стопой касаются поверхности, руки согнуты, ладони сжаты в кулак.
Если наклонить туловище ребенка слегка вперед, то можно пронаблюдать «автоматическое шаговое движение» – малыш будет попеременно выполнять своими ножками шаговые движения.
Так выглядит здоровый ребенок первых 6 недель жизни. В дальнейшем он будет развиваться благодаря программе, вложенной в него самой природой. Основная задача трех первых месяцев, если вы помните (если нет, загляните в статью Моторное развитие ребенка в первый год), – овладение новым окружением, категорически отличающимся от пространства матки, в которой малыш развивался предыдущие 9 месяцев. Каждый ребенок уникален, поэтому темпы достижения этой цели, естественно, будут разными. Однако учитывайте, что следующей ориентировочной временной точкой, когда стоит оценивать развитие своего чада, являются 3-3,5 месяца.
Как же выглядит здоровый малыш на 3-4 месяцах жизни?
Положение на спине
Ребенок лежит на спине прямо, достаточно уверенно. Голова, туловище и попа прижаты к поверхности. Ручки подняты, малыш играет с ними, держа перед лицом, рассматривает их и тянет в рот. Ноги, согнутые в бедрах и коленях, также подняты над туловищем, разведены в стороны, стопы подняты в воздух. Руки и ноги учатся хватать. Если вы вложите свои большие пальцы в ладони ребенка, а остальными обхватите концы его предплечий и попробуете медленно приподнять, то увидите, что он минимум 2 секунды удерживает голову, не запрокидывая ее назад.
Положение на животе
Ребенок уверенно лежит на животе, опираясь на таз и поддерживая себя локтями, расставленными чуть в стороны на ширине плеч. Опираясь на предплечья, малыш может свободно держать голову прямо и поворачиваться то влево, то вправо. Ребенок уже на этом этапе развития пытается выпрямиться и подняться. Хотя живот еще полностью лежит на поверхности, грудь уже немного приподнята. Ноги ребенка расставлены в стороны, колени повернуты наружу, а голени слегка согнуты в коленных суставах. Стопы касаются друг друга в воздухе, и ребенок может ими играть.
Вертикальное положение
В этом положении, как ни странно, может показаться, что ваш малыш не только не продвинулся вперед, но даже и потерял навык опоры и шагания. Ведь всем понятно, что к году ребенок должен твердо стоять на ногах и пробовать ходить. Ваш же малыш в возрасте 3-4 месяцев не будет опираться на стопы, начнет поджимать ножки и перестанет выполнять шаги. Объясняется это просто. Новорожденный опирается на стопу и ходит лишь благодаря врожденным рефлексам «опоры» и «автоматической походки». Теперь же эти рефлексы, как и положено, угасли. Придет время, и малыш овладеет нужными навыками, пока же он демонстрирует их отсутствие, и это нормально.
Теперь остановимся на тех моментах, которые должны обратить на себя внимание и подвигнуть родителей обратиться за советом к специалисту при оценке ребенка в возрасте 3-4 месяцев:
- Малыш, лежа на животе, постоянно плачет или переворачивается на спину.
- Малыш в положении на животе или на спине явно не симметричен. Иными словами, линия, мысленно проведенная по центру его туловища, заметно смещается в какую-либо сторону или полностью искривлена.
- Малыш предпочитает спать постоянно на одной и той же стороне. В норме во время сна ребенок одинаково хорошо кладет голову на левую и правую стороны. Малыш не должен отдавать предпочтение какой-то одной стороне, поскольку это может привести к искривлению костей головы.
- Складки на обеих ножках малыша неодинаковые (несимметричные).
- Разведение бедер в разные стороны неодинаково.
На этой фотографии хорошо видно, что тело ребенка симметрично
Ягодичные складки и складки на ножках симметричные
Как проверить подвижность бедер?
Здесь стоит подробней описать, как проверить подвижность бедер. Положите вашего ребенка на живот. Одной рукой прижмите попу малыша, другой рукой возьмите его за правое колено, согните ногу в бедре и поверните колено в правую сторону. Такое сгибание должно быть проделано с легкостью, без ощущения сопротивления в тазобедренном суставе, попа при этом не должна двигаться вверх. Повторите сгибание и разведение бедра в левую сторону и сравните свои ощущения. Оба бедра должны двигаться одинаково хорошо.
Переверните ребенка на спинку и вновь разведите ему ножки в стороны. Обратите внимание, одинаково ли легко происходит такое разведение с обеих сторон.
В заключение хочется отметить, что если ваш малыш родился раньше срока или его рождение было сопряжено с какими-либо травмами, то его развитие с полным на то основанием может быть чуть замедленно. Именно поэтому специалисты дают таким детям фору в 1,5 месяца, а значит, и оценивать с пристрастием их нужно в возрасте 4,5-5 месяцев.
В следующей статье вы получите конкретные рекомендации на первые три месяца жизни ребенка, воспользовавшись которыми, сможете помочь ему успешно развиваться.
Популярные материалы по теме:О чем говорят ручки малыша?
Все движения ребёнка развиваются по своим правилам и в определенной последовательности. По положению кистей рук можно судить о состоянии здоровья ребёнка.
В норме у новорожденного большой палец при сжатии кисти в кулак должен покрывать остальные. Но вследствие гипоксии, перенесенной в родах, чаще бывает, что большой пальчик зажат остальными. Пальчики трудно разогнуть. Это обусловлено высоким тонусом мышц сгибателей.
У новорожденного выражен хватательный рефлекс — если вложить в кулачок свой палец, ребенок сожмет его, иногда настолько крепко, что его можно поднять.
При поражении головного мозга возможно снижение тонуса, которое проявляется отсутствием хватательного рефлекса и слабой, вялой раскрытой кистью.
К 3 месяцам тонус мышц потихоньку снижается, и ребёнок начинает самостоятельно раскрывать кулачок. Появляется способность сформировать «правильный» кулачок, когда большой палец лежит сверху.
Если ребенок продолжает сжимать кулачок, зажимает большой палец внутрь или складывает пальчиками «фигу», это проявление повышенного тонуса, является следствием родовой травмы.
К 4 месяцам постепенно угасает хватательный рефлекс. К концу 4 месяца малыш держит ладони преимущественно полураскрытыми, забавляется своими руками.
К концу 5 месяца ребенок тянется рукой к игрушке и дотрагивается до нее. Если хватательный рефлекс все еще проявляется после 5 месяцев, то это признак повреждений в нервной системе.
К концу 6-го месяца малыш хватает игрушку всей ладонью и вытянутым большим пальцем. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Лёжа на животе, опирается на вытянутые руки и полностью открытые ладони.
К концу 10-го месяца ребенок может брать маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцем -«пинцетный захват», а к году подушечками пальцев.
Асимметрия движений также говорит о нарушениях в нервной системе, связанных с родовой травмой.
Внимательная мама всегда заметит странности в движениях рук ребенка и задаст вопрос специалисту.
Своевременное устранение родовой травмы позволит Вашему малышу развиваться гармонично.
Слабые ручки у ребенка в 5 месяцев.
По личному опыту могу сказать, что все будет хорошо! У нас тоже был мышечный гипотонус, теперь ребенок наверстывает упущенное, и минуты спокойно не сидит) ) Массаж до тех пор пока ребенок полностью не окрепнет, ЛФК, бассейн с шариками, фитбол…
может массажер какой-то развивающий поможет
положите дочку на спину, протяните свои ей пальцы, чтоб ухватилась за указательные или большие, и не придерживая за ручки поднимайте ее аккуратно. Делать надо на мягкой поверхности, чтоб если отцепится упала и не ударилась
Моя вообще переворачиваться не хотела ни в какую. Нормальный ребенок. Не накручивайте себя и не ищите тех болячек, которых нет. Все хорошо будет.
что делать, если рефлекс слабый или отсутствует

Чтобы новорожденный младенец мог адаптироваться к условиям жизни после родов, у него имеется ряд физиологичных безусловных рефлексов. Проверяя их, врачи убеждаются в том, что с малюткой все в порядке, либо выявляют разные проблемы со здоровьем у крохи. Некоторые из рефлексов очень важны для развития двигательных навыков по мере роста малютки. Одним из таких рефлексов можно назвать хватательный.

Что это
Это один из самых древних рефлексов человека, возникающий сразу после рождения. Его считают физиологичным в возрасте первых трех-четырех месяцев, после чего на базе такого рефлекса формируется навык произвольно захватывать предметы.
Чтобы вызвать данный рефлекс, нужно надавить на ладошку младенца. Кроха сразу же обхватит ваш палец, иногда настолько сильно, что малютку можно будет подтянуть вверх. Аналогичным действием можно вызвать проявление хватательного рефлекса на ногах – если надавить большим пальцем на стопу, пальчики будут сгибаться.
О хватательном рефлексе у новорожденных смотрите в видео.
Стадии развития условного рефлекса
Различают четыре этапа, во время которых формируется условный хватательный рефлекс:
- 1 этап – на первом-втором месяце жизни. На этой стадии малютка будет захватывать пальцы взрослого при нажатии на ладони рефлекторно и неосознанно.
- 2 этап – в трехмесячном возрасте. Малыш пока еще не научился осознанно хватать предметы, но оживляется, увидев игрушки, подвешенные над кроваткой. Стараясь завладеть ими, он совершенствует координацию движений рук.
- 3 этап – с четвертого по восьмой месяц жизни. В этот период младенец учится самостоятельно удерживать любые предметы и игрушки, которые его привлекли. К концу данной стадии кроха довольно хорошо их удерживает, но орудует ручками пока еще недостаточно ловко.
- 4 этап – с девятого месяца до года. На этой стадии ребенок отлично захватывает предметы, используя для этого обе руки. Нередко, чтобы отнять небезопасный предмет, родителям приходится приложить большие усилия, освобождая его их цепких и сильных ручек карапуза.

Выявление проблем по хватательному рефлексу
- Если у ребенка возник парез рук, хватательный рефлекс будет ослабленным или исчезнет.
- Ослабление данного рефлекса отмечают при заторможенности нервной системы, а при повышенной возбудимости реакция будет усиленной.
- Если физиологичный хватательный рефлекс вызывается в возрасте старше 4-5 месяцев, это может быть признаком проблем с нервной системой.

Что делать, если рефлекс слабый или отсутствует
Отсутствие или слишком слабое проявление хватательного рефлекса у младенца первых месяцев жизни должно стать поводом для более детального обследования крохи. Ребенка должен осмотреть невролог, проверяя и другие рефлексы, чтобы исключить неврологическую патологию.
Иногда на проявление хватательного рефлекса влияет пониженный тонус мышц малютки. Такая проблема решается курсами специального массажа.
Чтобы стимулировать развитие осознанного хватательного рефлекса, родителям следует придумывать больше игр, в которых младенец будет захватывать предметы руками. К примеру, можно положить рядом с малышом яркую игрушку и подождать, когда она очутится в руках карапуза.
Если ребенок к 9-месячному возрасту не научился осознанно захватывать предметы, это тоже должно стать поводом для обращения к врачу.
