Слабый плечевой пояс у грудничка комаровский
Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?
Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день…Читать далее »
Родители, стремясь обеспечить драгоценное чадо всем необходимым, не скупятся на новшества. Одним из таких является анатомическая подушка для новорожденных.
А так ли уж она нужна в действительности, ведь предыдущие поколения прекрасно обходились без нее?
Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо понять, что же такое ортопедическая подушка, какие функции она выполняет и какие виды существуют.
Описание и виды
Подушки ортопедические для новорожденных – специальные приспособления, обеспечивающие правильное положение тела малыша во время отдыха и сна. Изготавливают их из натуральных или синтетических гипоаллергенных материалов. Наполнитель – материал, хорошо пропускающий воздух (бамбуковые волокна, гречиха). Для наволочки в большинстве случаев используют натуральный хлопок.
Выбор подушечной продукции сегодня разнообразен. Поэтому любящие родители без труда смогут подобрать анатомическую подушку для ребенка любого возраста.
К выбору изделия нужно подходить ответственно, ведь от этого будет зависеть, насколько правильно формируются отделы позвоночника и кости черепа малыша.
Наиболее распространенные модели:
- Подушка-бабочка.
- Фиксирующая (позиционер).
- Наклонная (подголовник).
- Подушка для купания.
- Противоудушливая детская подушка.
Подушка в форме бабочки
Изделие полностью повторяет анатомо-физиологические особенности строения шеи и затылка младенца, а главная его функция – обеспечение полноценного роста и развития шейных позвонков, головы грудничка.
Внешне модель похожа на бабочку – откуда и название. По центру расположено углубление для головки ребенка.
Такую подушку можно использовать с 4 недели жизни малыша вплоть до конца второго года жизни.
Специалисты считают, что модель нужна при:
- диагнозе кривошея;
- реабилитационном периоде после родовых травм;
- рахите, с целью предотвращения деформаций черепа.
Позиционные модели
Эти изделия предназначены для фиксации головы и внешне представляют собой тоненькую подушечку, с расположенными по бокам валиками для фиксации. Ширина и позиция валиков могут варьироваться по мере роста малыша.
Такое изделие больше подойдет детям до 1 года. Чем старше малыш, тем любопытнее он становится, и валики по бокам будут мешать малышу расширять свой кругозор.
Главные показания:
- Недоношенные и ослабленные младенцы с высоким риском развития отклонений опорно-двигательного аппарата.
- Мышечная дистония, нарушения тонуса.
Подушка обеспечивает анатомически правильное положение грудничка, уменьшает нагрузку на неокрепшие позвонки, предотвращая их деформацию.
Наклонные подушки
Слабый плечевой пояс у грудничка комаровский — Все о детях
ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ
Информация на заданный вопрос здесь полная, и вы можете получить ответы сразу на многие свои вопросы.
Это выдержки из книги , Детские церебральные параличи, авторы Бадалян, Журба, Тимонина. Эта книга одна из лучших, которая предназначается в помощь неврологам и врачам других специальностей, занимающихся проблемой детского церебрального паралича. Книга - библиографическая редкость.
Публикация для ознакомления не нарушает авторских прав.ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (до 1 мес)
НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Поза и мышечный тонус.
Тракция за руки. Голова свисает кзади, руки полусогнуты, ноги слегка согнуты и отведены.
На спине. Характерна флексорная симметричная поза, обусловленная повышенным мышечным тонусом в сгибателях. Руки согнуты во всех суставах, приведены к грудной клетке, кисти сжаты в кулак, большие пальцы приведены к ладони. Ноги также согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах. Голова иногда слегка разогнута. Спонтанная двигательная активность больше выражена в ногах. Движения импульсивные, массивные, некоординированные, толчкообразные. При пассивных движениях флексорная гипертония преодолевается без особого труда.
На животе. Нерезко выраженная флексорная поза. Руки под грудной клеткой. Ноги совершают попеременные альтернирующие движения (спонтанное ползание). Голова повернута в сторону (защитный рефлекс).
Горизонтальное и вертикальное подвешивание. Исследуют рефлекс Ландау: ребенка удерживают в области живота, лицом вниз. Голова свисает, временами новорожденный пытается се поднять, туловище и конечности в положении сгибания (рефлекс Ландау отрицательный). Если удерживать его под мышки вертикально (голова вверх), ноги совершают попеременные движения сгибания и разгибания, но чаще согнуты. Поставленный на опору, ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых во всех суставах ногах, опираясь на полную стопу. В вертикальном положении контроль головы слабый.Тонические шейные и лабиринтный рефлексы. В период новорожденности можно наблюдать только АШТ-рефлекс (15 % случаев), но он не оказывает выраженного влияния на позу и двигательную активность. Влияние АШТ-рефлекса проявляется лишь уменьшением сопротивления пассивному разгибанию лицевой руки при повороте головы в сторону. Выраженный АШТ-рефлекс рассматривается как физиологический у недоношенных детей, рожденных до 36—37-й недели гестации.
Безусловные рефлексы— поисковый, сосательный, хоботковый, ладонно-рото-головной рефлекс Бабкина, хватательный, Моро, опоры, автоматической ходьбы, защитный, ползания, Таланта, Переса — вызываются после кратковременного латентного периода, симметричны.
Реакции выпрямления и равновесия. К концу 3-й недели ребенок в положении на животе делает попытки поднять голову, установить ее по средней линии и удержать несколько секунд (лабиринтный установочный рефлекс на голову). В других положениях этот рефлекс отсутствует. Реакции равновесия еще не формируются.
Голосовые реакции. Ребенок издает отдельные гласные звуки: «а», «э»; крик громкий, с коротким вдохом и удлиненным выдохом, без интонационной выразительности.
Эмоциональные и психические реакции. Слуховое и зрительное сосредоточение, «ротовое внимание», прослеживание за движущимся предметом появляются к 3-й неделе жизни.ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Поза и мышечный тонус. У новорожденных с угрозой развития церебрального паралича можно отметить следующие нарушения.
На спине. Повышение мышечного тонуса выражается в общей скованности (поза эмбриона). Ребенок сохраняет флексорную позу при всех манипуляциях (пеленании, купании и др.). Руки согнуты и приведены к туловищу или разогнуты, пронированы в предплечьях. При пассивных движениях ощущается повышенное сопротивление разгибанию и сгибанию конечностей. Аддукторный спазм проявляется приведением бедер, тенденцией к перекресту па уровне голеней. Реже повышен экстензорный тонус.
При мышечной гипотонии ребенок лежит с разогнутыми во всех суставах конечностями. Выраженность этой позы зависит от степени гипотонии, которая может варьировать от умеренного снижения физиологического флексорного мышечного тонуса до атонии (поза лягушки). Уменьшено сопротивление пассивным движениям, их объем резко увеличен. Спонтанная двигательная активность при всех нарушениях мышечного тонуса снижена.В клинической практике крайние варианты нарушения мышечного тонуса и обусловленные ими изменения позы ребенка наблюдаются реже, чем промежуточные формы. В легких случаях можно отметить лишь тенденцию к мышечной гипер- или гипотонии.
Тракция за руки — голова запрокинута назад и не подтягивается вслед за руками и туловищем. При мышечной гипертонии сопротивление разгибанию рук ярко выражено, при гипотонии, наоборот, снижено. При гемипарезе пораженная рука может быть разогнута больше здоровой вследствие снижения мышечного тонуса в паретичных конечностях в первые месяцы жизни.
На животе. При повышении мышечного тонуса флексорная поза усилена, ребенку трудно повернуть голову в сторону (отрицательный защитный рефлекс), поэтому он протестует против этой позы (рис.77). При мышечной гипотонии конечности разогнуты (поза лягушки).
Горизонтальное и вертикальное подвешивание. При удержании новорожденного в воздухе лицом вниз из-за повышения флексорного тонуса отмечается выраженное сгибание рук и в меньшей степени ног. Голова опущена. При мышечной гипотонии голова, руки и ноги свисают, как плети, ребенок не удерживает позу.
В состоянии вертикального подвешивания при гипертонусе преобладают сгибательная или разгибательная реакция ног. Поставленный на опору, ребенок резко разгибает ноги, иногда запрокидывает голову (положительная поддерживающая реакция). Если мышечный тонус снижен, в положении вертикального подвешивания ноги разогнуты, опорная реакция либо отсутствует, либо резко ослаблена.
Тонические шейные и лабиринтный рефлексы. При резком повышении мышечного тонуса, особенно экстензорного, уже в период новорожденности можно наблюдать АШТ-рефлекс. Он вызывает асимметрию мышечного тонуса и позы, однако такие состояния наблюдаются редко.Безусловные рефлексы чаще угнетены, в отдельных случаях могут быть усилены, особенно рефлекс Моро, который возникает «спонтанно» при различных манипуляциях, громком звуке.
Реакции выпрямления и равновесия. К концу первого месяца жизни у ребенка не формируется лабиринтный установочный рефлекс на голову.
Голосовые реакции. Крик тихий, слабый или, наоборот, пронзительный, болезненный, или отдельные вскрикивания, или вместо крика гримаса на лице.
Эмоциональные и психические реакции. К концу месяца нет зрительного и слухового сосредоточения, «ротового внимания». Выражение лица хмурое, недовольное. Дети не любят, когда их пеленают, осматривают. Нередко много беспричинно кричат или, наоборот, сонливы.ВТОРОЙ ПЕРИОД (1—3 мес)
НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Поза и мышечный тонус. На спине. Уменьшение мышечного тонуса в сгибателях. Флексорная поза еще сохраняется, но менее выражена, чем в период новорожденности. Развиваются экстензорные реакции, нарастает объем движений и конечностях, особенно активизируются руки. Ребенок выдвигает их вперед, отводит в стороны, подносит ко рту, к глазам; к концу второго периода направляет к объекту и удерживает вложенную в руку игрушку. В связи со снижением флексорного тонуса сопротивление пассивным движениям уменьшается. Снижается мышечный тонус и в проводящих мышцах бедра. К концу 3-го месяца жизни ребенок совершает активные повороты головы в сторону, особенно на стуковой и зрительный стимулы.
Тракция за руки. К концу периода ребенок сгибает голову и пытается подтянуться к рукам, ноги также слегка сгибаются, голова приближается к уровню плеч.
На животе. Умеренная флексорная поза. Голова поднята над поверхностью и активно поворачивается в стороны, ноги полусогнуты, совершают альтернирующие движения.
Горизонтальное и вертикальное подвешивание. В горизонтальном положении к концу периода ребенок устанавливает голову в срединном положении на уровне плеч (начинает формироваться верхний рефлекс Ландау). Руки слегка отведены от туловища, полусогнуты. На 2-м месяце ребенок уже некоторое время удерживает голову в вертикальном положении, но контроль ее еще недостаточный. Устойчивое удержание головы отмечается только к концу периода. После 1,5—2 мес. поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище, поднимает голову, однако опора на стопы уже не такая хорошая, как в период новорожденности.Топические шейные и лабиринтные рефлексы. После 2-го месяца жизни в связи с уменьшением флексорного тонуса эти рефлексы могут оказывать некоторое влияние на позу ребенка.
В положении на спине отмечается тенденция к разгибательному тонусу, на животе—к сгибательному (тонический лабиринтный рефлекс). Более ярким становится АШТ-рефлекс, что проявляется асимметричной позой при пассивных и активных поворотах головы: «лицевые» конечности разогнуты, «затылочные» согнуты (поза фехтовальщика). Однако такая поза держится в течение нескольких секунд и быстро исчезает. Тонические рефлекторные реакции не фиксируют ребенка в патологической позе и не оказывают патологического влияния па мышечный тонус; к концу периода они начинают ослабевать,
Безусловные рефлексы. В начале периода все безусловные рефлексы еще ярко выражены, за исключением реакции опоры и автоматической ходьбы, которые угасают к 1,5—2 мес. Ребенок, опиравшийся ранее на полную стопу, теперь становится на ее наружный край, подгибает пальцы. К концу 3-го месяца большинство безусловных рефлексов значительно ослабевают, что выражается в их непостоянстве, быстрой истощаемости. На фоне общего угасания безусловных рефлексов реакция Моро остается выраженной, особенно у возбудимых детей.
Реакции выпрямления и равновесия. Активизируются реакции выпрямления, особенно из положения на животе. В возрасте 2 мес. ребенок все чаще приподнимает голову и более длительно ее удерживает. К концу периода, разгибая голову, он выдвигает руки вперед и опирается на предплечья, при этом руки разогнуты в локтевых суставах под острым углом. При попытке пассивно опустить голову ощущается отчетливое сопротивление. Это свидетельствует о хорошем контроле головы. Во второй период начинают развиваться реакции выпрямления и в положении на спине. На 3-м месяце жизни ребенок поднимает голову. Вначале эта реакция возникает перед кормлением, когда ребенок, находясь под грудью матери, в поисках груди приподнимает голову, напрягая шейные мышцы. Затем она появляется вне кормления при виде яркой игрушки или лица матери.
Голосовые реакции. На 2-м месяце жизни у ребенка появляются звуки так называемого начального гуления (гуканье) на фоне положительного эмоционального состояния. Крик становится интонационно-выразительным (неудовольствие, протест). К концу периода возникает певучее гуление.
Эмоциональные и психические реакции. Во втором возрастном периоде начинают дифференцироваться эмоциональные реакции. Зрительное и слуховое сосредоточение уже отчетливо выражены. Ребенок по-разному реагирует на ласковый и сердитый голос. Поворачивает голову к источнику звука. На 3-м месяце жизни фиксирует взор на предмете, прослеживает его во всех направлениях. При общении со взрослыми закономерно возникает улыбка. Сочетание улыбки и начальных звуков гуления с общим мимическим оживлением и генерализованной двигательной активностью составляют «комплекс оживления». Он возникает при виде как знакомого, так и незнакомого лица.ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Поза и мышечный тонус.
На спине. Нарастает гипертония мышц флексоров или экстензоров, однако в этом возрасте преобладание того или иного типа мышечного тонуса отмечается редко. У одного и того же ребенка на протяжении исследования тонус может изменяться в зависимости от положения головы и фазы движения конечностей. Выраженное нарастание мышечного тонуса отмечается только в тяжелых случаях и определяет патологическую позу ребенка, которая может быть сгибательной (см. первый период) либо разгибательной. Повышение экстензорного тонуса проявляется запрокидыванием головы, периодическим разгибанием рук с пронаторной установкой предплечий и кистей, нарастанием тонуса в приводящих мышцах бедер. Крайнее повышение экстензорного мышечного тонуса выражается позой опистотонуса (см. рис.28).
Объем активных движений снижен, особенно в руках. Ребенок не выдвигает их вперед, не отводит в стороны, не поднимает выше горизонтального уровня, не открывает кисть. В легких случаях мышечную гипертонию можно обнаружить лишь по повышенному сопротивлению пассивным движениям и уменьшению их объема. Асимметричное положение конечностей при гемипарезе не всегда отчетливо выражено. Мышечная гипотония проявляется разгибательной позой различной степени, при этом конечности отведены, полусогнуты во всех суставах, стопы в тыльном сгибании, уменьшено сопротивление пассивным движениям и увеличен их объем. Крайним выражением мышечной гипотонии является «поза лягушки». В грудном возрасте мышечная гипотония может быть признаком первой стадии различных форм церебрального паралича, Она выражена в основном в тот период,
KOI (а Произвольная двигательная активность еще слаба и не развиты Ответные реакции на внешние стимулы, К концу второго периода ужи можно отметить признаки трансформации низкого мышечного тонуса:
1) на фоне гипотонии появляются дистонические атаки, свидетельствующие о формировании дистонической, а затем гиперкинетической формы церебрального паралича;
2) на фойе гипотонии нарастает спастичность, иногда в сочетании с дистоническими атаками, что свидетельствует о развитии спастических форм церебральных параличей (диплегии и двусторонней гемиплегии). Если гипотония остается неизменной, имеется угроза атактической или атонически-астатической форм.
Тракиия за руки. Голова запрокинута, сопротивление разгибанию рук усилено при спастичности и снижено при гипотонии. При гемипарезе па стороне поражения рука больше разогнута или согнута в зависимости от динамики мышечного тонуса.
На животе. Выражена флексорная поза, руки под грудью, ноги согнуты в бедрах и коленях, таз приподнят, реже ноги разогнуты и совершают попеременные ползающие движения (см. рис.32). В случае преобладания экстензорного тонуса лежащий на животе ребенок резко запрокидывает голову, разгибая руки (рис.78). При мышечной гипотонии ребенок распластан, ноги разогнуты, руки согнуты в локтях и расположены параллельно грудной клетке или разогнуты и отведены назад, опора на них отсутствует (рис.79).
Горизонтальное и вертикальное подвешивание. В горизонтальном положении лицом вниз при повышении флексорного тонуса руки согнуты, прижаты к туловищу, плечи отведены назад, голова опущена, ноги могут быть согнуты или разогнуты. При мышечной гипотонии голова опущена, руки и ноги свисают, нет попыток сохранить позу (рис.80). В вертикальном положении плохой контроль головы: в зависимости от преобладания флексорного или экстензорного мышечного тонуса голова опущена вперед или запрокинута назад (рис.81). У поставленного на опору ребенка возникает выраженная положительная поддерживающая реакция (разгибательная реакция ног, бедра приведены, иногда перекрест на уровне голеней). При мышечной гипотонии опорная реакция ног отсутствует или недостаточна, ребенок провисает.
Тонические шейные и лабиринтный рефлексы. Если мышечный тонус повышен с рождения или начинает нарастать, активируются тонические рефлексы, особенно АШТ-рефлекс. Он возникает как при пассивных, так и при активных поворотах головы и является причиной асимметричной позы. Постоянный поворот головы в одну сторону закрепляет ее в вынужденном положении. Влияние тонического лабиринтного рефлекса проявляется повышением экстензорного мышечного тонуса в положении на спине и флексорного на животе. Однако за исключением тяжелых форм патологии во второй возрастной период тонические рефлексы еще непостоянны, неярко выражены и не оказывают значительного влияния на мышечный тонус, а соответственно и на позу и двигательную активность ребенка.
Безусловные рефлексы, особенно рефлексы орального автоматизма, Бабкина, Моро, Таланта, хватательный, автоматическая ходьба не редуцируются (рис.82).Наличие к концу 3-го месяца жизни автоматической ходьбы с перекрестом ног свидетельствует о повышении мышечного тонуса и может быть одним из ранних признаков церебрального паралича. Если при рефлексе Моро одна рука хуже отводится, можно предположить гемипарез.
Активные Безусловные рефлексы к концу периода имеют диагностическое значение в том случае, если они сочетаются с другими патологическими признаками.
Реакции выпрямления и равновесия. Лабиринтный установочный рефлекс на голову отсутствует или развит недостаточно.
В положении на животе ребенок плохо поднимает голову, удерживает ее кратковременно. К концу второго периода не выдвигает руки вперед и не опирается на предплечья. В связи с затруднением приподнимания головы и поворотов в стороны ребенок не любит лежать на животе и выражает свой протест криком.
Голосовые реакции. Отсутствует начальное гуление (гуканье), голосовые реакции интонационно мало выразительны.
Эмоционально-психические реакции.Преобладают отрицательные эмоциональные реакции, отсутствует их выразительность и дифференцированность. Зрительные и слуховые ориентировочные реакции неполноценны или отсутствуют. Ребенок плохо фиксирует взор на предмете, реакция прослеживания фрагментарная, быстро истощается. Улыбка отсутствует или вызывается с трудом после повторной стимуляции и длительного латентного периода. При развитии тяжелых форм церебрального паралича комплекс оживления не сформирован. Нет реакции «глаза в глаза» со взрослым. Если в дальнейшем у детей развивается легкая спастическая диплегия или гиперкинетическая форма церебрального паралича, то эмоциональные и психические реакции во второй возрастной период могут быть в норме.
Таким образом, в этот возрастной период отмечается тенденция к вариабельности и непостоянству разнообразных отклонений, что часто дает повод рассматривать их как преходящие; не исключены, однако, и явно патологические симптомы.ТРЕТИЙ ПЕРИОД 3-6 месяцев
НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Поза и мышечный тонус. В этот возрастной период постепенно уравновешиваются функции мышц-антагонистов, поэтому поза ребенка все больше определяется развивающимися выпрямляющими реакциями туловища.
На спине. Конечности полусогнуты, кисти открыты. Поза зависит от двигательной активности ребенка. Он все чаще поворачивает голову в стороны, отводит руки, поднимает их вверх, складывает вместе, подносит ко рту, ощупывает пеленку, перебирает пальчиками, направляет руку к игрушке, захватывает ее. Захват предмета — это первое целенаправленное движение грудного ребенка. В начале третьего периода он захватывает предметы, расположенные над грудью, а к концу — над лицом и сбоку. Самым важным показателем развития этого периода в положении на спине являются движения рук. Если в начале третьего периода еще ощущается сопротивление пассивным движениям, то к концу оно уже выражено незначительно. Физиологическая гипертония сменяется нормотонией, в том числе и в приводящих мышцах бедер, в связи с чем исчезает ограничение объема движений в конечностях.
Тракция за руки. Сгибание голо1 вы и подтягивание за руками постепенно совершенствуется. На 5-м месяце жизни голова с туловищем располагаются по одной линии, ноги слегка согнуты. К 6 мес. голова сгибается еще больше и подбородок прикасается к груди, согнутые ноги приводятся к животу.
На животе. Постепенно исчезает флексорная поза, формируется разгибание головы и верхней части туловища, что способствует дальнейшему выпрямлению ног.
Горизонтальное и вертикальное подвешивание. Удерживая трех-четырехмесячного ребенка горизонтально, можно отметить, что он разгибает голову и верхнюю часть туловища (верхний рефлекс Ландау), периодически разгибает ноги. К концу третьего периода эта реакция выражена отчетливо. Вследствие длительного удерживания массы тела на вытянутых руках развивается оптическая реакция опоры (парашютная реакция). Она заключается в вытягивании рук вперед при приближении их к опоре, когда ребенка удерживают свободно в воздухе. В вертикальном положении совершенствуется контроль головы. К 6 мес наблюдаются изолированные движения головы в ответ на зрительные и звуковые стимулы. Взятый под мышки, ребенок активно сгибает ноги и притягивает их к животу. Поставленный на опору, выпрямляет голову и туловище. Опора на стопы постепенно улучшается и к 6 мес. становится удовлетворительной.
Тонические шейные и лабиринтный рефлексы, начиная с 4 мес., заторможены и не оказывают патологического влияния на состояние мышечного тонуса и, соответственно, на позу ребенка. Только во сне поза может быть асимметричной.
Безусловные рефлексы, за исключением рефлекса Моро и сосательного, уже не вызываются. Рефлекс Моро в виде отдельных его компонентов может сохраняться до 6 мес., особенно у недоношенных детей.
Реакции выпрямления и равновесия. Торможение тонических рефлексов после 4 мес. способствует дальнейшему становлению реакций выпрямления, которые, распространяясь в краниокаудальном направлении, достигают к 6 мес. тазового пояса и ног. В возрасте 4—5 мес. в положении на животе ребенок устойчиво удерживает голову по средней линии, опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, открывает кисть. К концу периода дети уже могут опираться на ладони вытянутых рук, приподнимая грудную клетку. Ноги принимают разгибательное положение. Опора на руки и удержание головы способствуют развитию ориентировочных реакций.
Совершенствуются реакции выпрямления и в положении на спине. Ребенок все чаще делает попытки согнуть голову и к концу третьего периода уже приподнимает плечи, сгибает ноги, группируется. Четырехмесячный ребенок пытается повернуться на бок из положения на спине. При этом он сгибает голову, поворачивает ее в сторону, за головой следует туловище. Вначале поворот осуществляется «блоком», а к концу третьего периода осваиваются повороты со спины на живот с элементами ротации между плечевым поясом и тазом. Возможны повороты вокруг оси тела, начиная с нижней части туловища: поворот ног и таза ведет к последующему повороту плеч и головы. Развитие поворота со спины на живот совпадает по времени с направлением руки к объекту. Повороты туловища имеют важное значение для изменения положения тела, особенно освоения сидения, так как дети грудного возраста садятся через поворот. Ротация туловища в дальнейшем способствует развитию ползания и ходьбы.
Таким образом, к концу третьего — началу четвертого периода уже хорошо развиты общая экстензия в положении на животе и флексия в положении на спине против сил гравитации.
Голосовые реакции. Ребенок вначале издает протяжные гласные звуки, а в конце третьего периода произносит различные звукосочетания: «бааа, маа», «таа» (то истинное, или певучее, гуление).
Эмоциональные и психические реакции. Появляется выраженный интерес к игрушкам, окружающим предметам, совершенствуется общение со взрослыми. Прежде чем вступить в контакт, ребенок внимательно всматривается в лицо взрослого (ориентировочная реакция). Комплекс оживления в этот период становится ведущей формой деятельности. К 6 мес. он начинает дифференцироваться. Появляются новые эмоциональные реакции (радость при узнавании матери и крик из-за ее ухода). Изменяется реакция на новое: к 6-му месяцу познавательные элементы начинают доминировать над эмоциональными. Совершенствуется характер прослеживания. Развивается исследовательское зрительное поведение. Ребенок осматривает игрушку, переводит взгляд с предмета па предмет, с предмета па лицо взрослого и обратно, локализует звук в пространстве. На I м месяце жизни он начинает тянуться к игрушке и захватывает ее, развивается зрительно-моторная координация. В начале периода ребенок отдает предпочтение рассматриванию своих рук, но к концу — активно занимается игрушками, что отражается и на его эмоциональном состоянии.ПАГОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Поза и мышечный тонус.
На спине. И этот период при формировании спастических форм церебрального паралича уже можно отметить отчетливое нарастание мышечного тонуса и в связи с этим фиксацию ребенка в патологической позе. Последняя зависит от преобладающего типа спастичности, формы заболевания, тяжести поражения. Поза может быть сгибательной, разгибательной или асимметричной. Наблюдается выраженное сопротивление пассивным движениям и уменьшение их объема.
Однако при гемипарезе асимметричное положение конечностей еще может быть сомнительным, особенно в случаях легкого поражения. Патология позы и мышечного тонуса бывает отчетливой только при тяжелых двигательных нарушениях. В случаях средней тяжести и легких, когда клинические проявления развиваются медленно, исподволь, и особенно если руки поражены не резко, выявить патологические признаки, свидетельствующие о повышении мышечного тонуса и наличии тонических рефлексов, можно с помощью специальных проб, провоцирующих тот или иной тип спастичности (К. Bobat.i, В. Bobath, 1956).
Проба на разгибание головы и шеи. Врач кладет руку под голову лежащего на спине ребенка и пытается согнуть ее. В норме голова сгибается и руки выдвигаются вперед. При церебральных параличах ощущается сопротивление этому движению, и голова давит на руку исследователя (рис.83).
Проба на тракцию за руки. Врач берет ребенка за кисти или за грудную клетку и тянет на себя, голова при этом запрокидывается назад (рис.84).
Проба на АШТ-рефлекс. Голову ребенка поворачивают в сторону. Лицевая рука разгибается, затылочная сгибается. Если поражение тяжелое, реакция немедленная; в легких случаях латентный период удлиняется, АШТ-рефлекс кратковременный и ребенок его быстро гасит. Иногда изменение мышечного тонуса, возникшее под влиянием АШТ-рефлекса, может быть обнаружено только путем пробы на сопротивление сгибанию и разгибанию руки во время поворотов головы (рис.85).
При гемипарезе АШТ-рефлекс проявляется более выраженным флексорным ответом на стороне поражения, поскольку голова чаще повернута в здоровую сторону.
Проба на отсутствие шейной выпрямляющей реакции. В норме при повороте головы в сторону туловище следует за головой. При церебральных параличах движение вызывает АШТ-рефлекс и ребенок в состоянии повернуться на бок. В случаях поражения средней тяжести туловище следует за головой, а руки в движении не участвуют. Такие дети поворачиваются па бок с трудом, «блоком».
Пробы на флексорную спастичность рук. Руки ребенка отводят, перекрещивают или поднимают вверх, располагая параллельно голове. Отмечается сопротивление этим движениям (рис. 86, а, б, в).
Проба на экстензорную спастичность ног. Врач захватывает ноги ребенка под коленями, поднимает вверх и быстро сгибает к животу. Отмечается сопротивление этому движению (рис.87). Если ноги отпустить, то они разгибаются, приводятся, ротируются кнутри, иногда перекрещиваются.
Проба ни спазм приводящих мышц бедер. Врач берет ребенка за разогнутые ноги и быстрым движением отводит их в стороны. При аддукторном спазме ощущается сопротивление этому движению, степень которого зависит от выраженности мышечной гипертонии (рис.88).
Мышечная гипотония, появившаяся на предыдущих этапах, может сохраниться и в третий период. Она проявляется разгибательным положением конечностей, уменьшением сопротивления пассивным движениям, Выраженность мышечной гипотонии вариабельна.
В этот период более отчетливы признаки перехода гипотонии в дистоническую и спастическую фазы. Дистонические атаки возникают на 3-м месяце жизни, когда ребенок делает попытки к движениям, направляет руку к предмету. Появляются приступы беспокойства и повышения мышечного тонуса в разгибателях головы, туловища и конечностей.
У детей с тенденцией к нарастанию мышечного тонуса на предыдущем этапе наблюдается более отчетливая мышечная гипертония, особенно в приводящих мышцах бедер.
На животе. При спастических формах церебрального паралича в третий возрастной период уже отчетливо видно патологическое нарастание мышечного тонуса. В случае тяжелых двигательных нарушений ребенок находится в выраженной флексорной позе. Руки согнуты под грудью, их трудно отвести в стороны, выдвинуть вперед параллельно голове. Если руки удается разогнуть, то на очень короткое время, затем они возвращаются в исходное положение. Ноги согнуты в тазобедренных суставах, таз приподнят кверху. У детей с экстензорным типом мышечной гипертонии голова может быть запрокинута, туловище принимает опистотоническое положение. Эта поза неустойчива, и ребенок быстро падает на бок или на спину. При гемипарезе асимметрия конечностей не всегда четко выражена. Иногда паретичная нога находится в положении легкого сгибания.
Если поражение легкое и при клиническом осмотре у врача возникает лишь подозрение на аномалию мышечного тонуса, для выявления флексорной спастичности применяют специальные пробы.
Проба на защитный поворот головы. Здоровый ребенок, лежа на животе, поворачивает голову в сторону. Этот защитный рефлекс наблюдается с рождения. При флексорной спастичности ребенок повернуть голову в сторону не может.
Пробы на флексорную спастичность рук. В положении на животе руки ребенка согнуты и находятся под грудной клеткой. Врач захватывает кисти и поднимает руки вверх параллельно голове. При усилении флексорного тонуса возникает сопротивление этим движениям (рис.89,а). Если руки отпустить, они возвращаются в исходное положение.
Врач кладет руку под подбородок и пытается поднять голову ребенка. В ответ здоровый ребенок в возрасте 4—5 мес. поднимает голову, разгибает руки и ставит кисти на опору. При выраженном флексорном тонусе выявляется сопротивление этому движению, подбородок давит на руку исследователя. Руки согнуты под грудной клеткой, опора отсутствует (рис.89,б).
Проба на защитную экстензию рук. Ребенка поднимают, удерживая горизонтально липом вниз, затем постепенно приближают к столу. В норме ребенок в возрасте 4—6 мес. вытягивает руки, пытаясь достичь опоры. При усилении флексорного тонуса эта реакция отсутствует (рис.90). В более легких случаях руки разгибаются лишь тогда, когда голова касается опоры. При гемипарезе наблюдается асимметричное положение рук.
При выраженной мышечной гипотонии отмечается плохой контроль головы, разгибательное положение конечностей, руки отведены назад или располагаются параллельно грудной клетке. Отсутствует или недостаточна опора на руки. Ребенок плохо удерживает позу на животе. Если мышечный тонус снижен не резко, аномальная поза не так отчетлива и выпрямляющие реакции в положении на животе частично развиты.
Горизонтальное и вертикальное подвешивание. При повышении мышечного тонуса ребенок, удерживаемый в воздухе горизонтально лицом вниз, сохраняет патологическую флексорную позу. Голову, верхнюю часть туловища и руки не разгибает (отсутствие верхнего рефлекса Ландау) или делает это недостаточно и аномально (асимметричное разгибание). Ноги могут быть разогнуты. При мышечной гипотонии голова и ноги свисают— поза «вялого ребенка» (см. рис.80).
В вертикальном положении ребенок с формирующимся церебральным параличом плохо удерживает голову, с трудом поворачивает ее в стороны или поворачивает преимущественно в одну сторону. Если руки поражены не резко, ребенок может удерживать голову в вертикальном положении. Дети с мышечной гипотонией не сохраняют позу в вертикальном положении, контроль головы плохой. На опоре при высоком мышечном тонусе выражена положительная поддерживающая реакция, особенно к концу третьего периода. В случае мышечной гипотонии опора на стопы плохая, ребенок подгибает ноги или сидит на согнутых ногах,
Тонические шейные и лабиринтный рефлексы. Если во втором возрастном периоде тонические рефлексы еще могут быть непостоянными, появляться мгновенно и быстро исчезать, то уже на 4—6-м месяце жизни при формирующемся спастическом церебральном параличе они выражены более отчетливо. Сочетаясь с повышенным мышечным тонусом, эти рефлексы затрудняют формирование возрастных двигательных навыков, произвольной целенаправленной активности рук. В случае мышечной гипотонии тонические рефлексы выражены лишь при повышении мышечного тонуса, наблюдаемом вследствие положительных или отрицательных эмоциональных реакций.
Безусловные рефлексы. Наличие ярких врожденных автоматизмов в возрасте 4—6 мес., особенно в сочетании с другими патологическими симптомами может быть признаком развития церебрального паралича.
Реакции выпрямления и равновесия. При отсутствии торможения тонических шейных и лабиринтного рефлексов задерживается развитие реакций выпрямления и равновесия. В положении на животе ребенок не может разогнуть голову или разгибает ее недостаточно, не опирается на предплечья, а тем более на вытянутые руки, кисти сжаты в кулак; не развивается разгибательная реакция туловища, таз приподнят над опорой, бедра полусогнуты. Такие дети не любят лежать на животе. В положении на спине ребенок даже к концу третьего периода не пытается согнуть голову и подтянуться. Дети не могут повернуться со спины на бок, некоторые к 6 мес. делают только первые попытки. При гемипарезе всегда поворачиваются через пораженную сторону. Движения рук замедлены, ограничены, некоординированы, разгибание и выдвижение их вперед сопровождается пронацией предплечий и кистей. При тяжелом поражении рук ребенок даже к 6 мес. не тянется к игрушке, в случаях средней тяжести эти движения неполноценны. Ребенок с гемипарезом тянется к игрушке здоровой рукой. Попытка направить руку к предмету у детей с мышечной гипотонией сопровождается излишними движениями с элементами дисметрии и тремора.
Реакции выпрямления и равновесия у больных этой группы находятся на начальных этапах развития.
Голосовые реакции. Голосовые реакции бедные, неполноценные, звукопроизношение имеет свои специфические способности. Отсутствует певучее гуление. Ребенок изредка произносит отдельные звуки без интонационной выразительности, самоподражание отсутствует.
Эмоциональные и психические реакции. Интерес к игрушкам и окружающим предметам снижен, недостаточно общение со взрослыми, ориентировочная реакция кратковременная, часто переходящая в реакцию страха. В реакции на новое эмоциональный компонент преобладает над познавательным. В новой обстановке ребенок начинает кричать, беспокоиться. Комплекс оживления из-за выраженных двигательных нарушений неполноценен и к концу периода не дифференцируется. Прослеживание за предметом фрагментарное, ребенок не изучает игрушку, не «ощупывает» ее взглядом и после некоторого сосредоточения теряет к ней интерес. Зрительно-моторная координация неполноценна или отсутствует. Дети предпочитают рассматривать свои руки, а не игрушки, не локализуют звук в пространстве.
Степень недоразвития эмоциональных и психических реакций различна. У некоторых детей с формирующимся церебральным параличом в третий возрастной период эти функции могут быть еще полноценными (легкие формы спастической диплегии, гемипарез, легкая атактическая форма) или нарушены незначительно.
гемиплегия это
Source: www.BabyBlog.ru
Читайте также
Слабый плечевой пояс у ребенка
Во время своего развития и роста малыш первого года жизни требует особого внимания, как от родителей, так и от врачей, ведь недавно появившийся на свет малыш познает мир, знакомится со всем новым и радует «новоиспеченных» родителей своими маленькими «подвигами». Однако, случается так, что время счастливого материнства несколько омрачается услышанным от врача диагнозом — слабый плечевой пояс у ребенка и тогда мама в панике и в страхе, безрассудно старается помочь ребенку, а иногда, не понимая сама этого, навредить. Давайте разберем, что это за диагноз, как он проявляется и что необходимо знать молодым родителям?
Гипотония мышц у детей – это проявление мышечной слабости, которая может наблюдаться в любой части тела. Чаще всего это состояние развивается у грудничков, проявляя себя неким ослабеванием мышечных волокон при ответной реакции на нервную стимуляцию. В ответ на некий раздражитель мышечные волокна медленно сокращаются и не обеспечивают ту степень мышечной реакции, как мышцы в нормальном состоянии. Слабость плечевого пояса – это одно из проявлений мышечного гипотонуса в верхней части туловища. Как правило, такое состояние является последствием неких патологий и заболеваний, в редких случаях, может существовать отдельно.
Причиной развития гипотонии в области плечевого пояса могут быть различные поражения и заболевания центральной нервной системы, а также генетическая отягощенность, врожденные заболевания или пороки развития мышц. Именно по этой причине, обнаружив на очередном патронаже такое состояние, врач-педиатр направляет этого малыша к невропатологу для решения вопроса о предполагаемом диагнозе и назначения лечения.
Слабость или гипотония мышц плечевого пояса проявляется у малыша следующим образом:
— кроха не может ползать, удерживая свое тело ручками;
— плохо удерживает игрушку в ручках;
— не может поднимать верхнюю часть туловища в положении лежа на животике, а если и поднимает, то сразу опускается;
— сложно переворачивается с живота на спинку и наоборот.
Т.е. получается, что при слабости плечевого пояса, мышцы этой области находятся в тонусе и не способны обеспечить адекватную мышечную реакцию.
Диагностика такой патологии проводится врачом педиатром и при осмотре малыша, а также контроля физиологических рефлексов, врач может заподозрить данную проблему. Иногда мамы обращаются самостоятельно к врачу с жалобой на то, что ее малыш отстает от сверстников: не поднимается в положении лежа на животе, не ползает и т.д.
Как укрепить ребенку плечевой пояс и что необходимо предпринять? После того, как малышу установлен такой диагноз, следует незамедлительно начинать лечение, т.к. своевременность терапии – это залог успешного исцеления.
Если есть сопутствующая патология со стороны, например, нервной системы, то врач назначает комплексное консервативное лечение в комплексе с лечебным массажем. Если проявление слабости плечевого пояса является изолированным симптомом и ребенок при этом находится в состоянии полного здоровья, то укрепление плечевого пояса ребенку с помощью массажа и лечебной физкультуры – это оптимальное и, пожалуй, самое основное лечение.
Лучше всего, если такого рода массаж будет проводить специалист, который знает все особенности развития детей первого года жизни. Как и любой массаж у детей первого года жизни, начинать следует с поглаживающих движений, плавно переходящих в растирание, разминание, движения ручками и заканчивают процедуру также поглаживанием. Массаж плечевого пояса ребенку проводят с элементами общего массажа, чтобы были задействованы в некоторой степени все части тела, делают в разных положениях ребенка: лежа на животе, на спине, чтобы все места были вовлечены в процесс максимально.
Массажные упражнения для плечевого пояса для детей – это огромная польза не только для этой группы мышц, но и для нервной системы, что способствуют укреплению и благоприятному развитию во всех областях малыша.
Помните о том, что, как и при любом массаже, важно, чтобы ребенок был в хорошем расположении духа и не испытывал дискомфорт. Курс таких оздаравливающих процедур может составлять до 10 сеансов, которые время от времени, в зависимости от состояния здоровья малыша, следует повторять до достижения необходимого эффекта.
Прогноз при мышечной слабости плечевого пояса, как правило, благоприятный при своевременном обращении и выполнении всех рекомендаций. Если данное состояние малыша оставить без внимания, это грозит еще большим мышечным ослаблением и развитием серьезных нарушений со стороны позвоночника и опорно-двигательного аппарата. При прогрессировании слабости плечевого пояса страдает весь организм ребенка, малыш отстает в физическом развитии от своих сверстников, а самым опасным осложнением является мышечная дистрофия.
Будьте бдительны и своевременно обращайтесь за помощью к специалистам!
Слабый плечевой пояс у грудничка комаровский
Кривошея у новорожденных: признаки, причины, лечение и массаж
Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?
Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день…Читать далее »
Кривошея – одна из самых распространенных патологий, встречающихся у новорожденных детей. Особенность ее развития состоит в том, что изначально при выписке из роддома проблемы может быть не видно, а появляется она иногда и через несколько дней после появления малыша на свет.
Содержание:
- Причины кривошеи
- Симптомы и признаки кривошеи у новорожденных, фото
- Диагностирование Кривошеи у грудничка
- Лечение кривошеи у новорожденных
- Профилактические меры
- Массаж при кривошее
- Гимнастика и упражнения
- Выбор ортопедической подушки для новорожденных при кривошее
- Доктор Комаровский о заболевании «Кривошея у новорожденных»
Сегодня проблем с диагностикой кривошеи практически не бывает. Заболевание легко обнаруживается на ранних стадиях и подвергается лечению.
При кривошее поражается костно-мышечный аппарат шеи, что приводит к ее деформации и изменению положения головы. Если не заниматься коррекцией патологии, пустив все на самотек, можно столкнуться с искривлением позвоночника, деформацией верхней половины туловища и черепа.
НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!
Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…
Причины кривошеи
Кривошея — это патология, которая часто провоцируется воздействием целого спектра причин, а не чего-то определенного. Влияние на развитие болезни могут оказывать как наследственные факторы, так и приобретенные заболевания.
Врожденная кривошея | |
Миогенная или мышечная | Развивается в результате неправильного положения или развития грудинно-ключично-сосцевидной мышцы, отвечающей за спектр движений головы |
Костная | Развивается из-за разнообразных аномалий в развитии костной системы, таких как сращение позвонков, диспластический спондилолистез и др. |
Кожная | Развивается в том случае, если кожа не обладает достаточной эластичностью или повреждена большим количеством рубцовых изменений |
Приобретенная кривошея | |
Миогенная или мышечная | Развивается в результате воздействия на мышечную ткань воспалительного процесса, спровоцированного вирусным или микробным инфекционным процессом, при этом мышечный волокна заменяются соединительными, из-за чего мышца теряет подвижность |
Костная | Туберкулезное поражение позвоночника, остеомиелит или опухолевые процессы |
Нейрогенная | Патологическое изменение иннервации шеи и передачи нервных импульсов (иногда из-за родовой травмы) |
Кожная | Разнообразные травматические поражения кожи, спровоцировавшие потерю ее эластичности |
Вторичная | Развивающаяся из-за патологий челюсти, слюнных желез и др. |
Интересно, что приобретенный тип патологии в основном поражает только одну сторону. Если патология
Как укрепить спину грудному ребенку? Центр детского массажа
Как укрепить спину ребенку грудного возраста, это актуальный вопрос для мам, малышам которых 5-6 месяцев и старше. Ребенку не желательно сидеть с круглой спиной, особенно на первом году жизни. Если есть способы предотвратить негативные последствия слабой спины и даже их малейшую вероятность, то нужно их использовать. Роль родителей в физическом развитии ребенка на первом году жизни нисколько не меньше роли врачей, массажистов, инструкторов лфк, плавания и т.д. Постоянное пополнение знаний о жизни и развитии детей очень важно особенно для тех, у кого первый ребенок. Если нет возможности пригласить специалиста для занятий с ребенком, то нужно учиться заниматься с ним самой, благо есть интернет, хоть это будет не столь эффективно, но лучше чем «само пройдет». В остальных случаях надо искать специалистов, т.к. это будет эффективнее и быстрее, и сразу в нужном направлении. В любом ремесле множество нюансов и мелочей, которые мы не замечаем, но именно от них зависит качественный результат.
Для чего укреплять спину грудничку?
- Крепкая спина обеспечивает вертикальную позу, свободу и главное возможность многих движений.
- Дети с сильной спиной уверенно садятся и ползают, встают у опоры, начинают ходить.
- Сильные мышцы спины позволяют ребенку длительно удерживать себя сидя или стоя во время игр или другой деятельности.
- 4. Крепкие мышцы спины ребенка предотвращают статические деформации позвоночника.
- Сбалансированный и крепкий мышечный корсет ребенка позволяе правильно формироваться физиологическим изгибам позвоночника, лордозам и кифозам.
- Крепкий мышечный корсет туловища ребенка, где мышцы спины занимают большую часть, устроен и работает таким образом, что разгружает позвоночник от нагрузки, за счет равномерного ее распределения на всю спину.
Важна равномерность укрепленных мышц, чтобы не перегружались отдельные участки спины, т.к. это может привести к искривлению.
Основные функции мышц спины: удержание вертикальной позы, торможение при сгибании туловища, разгибание туловища, участие в боковых наклонах туловища, взаимодействие с ребрами, костями плечевого пояса, плечевой костью, тазовыми костями. Функций на самом деле больше, но это те, которые нас интересуют в первую очередь.
Рассмотрим сначала, как и когда начинает работать спина у детей. У новорожденных первые видимые признаки работы мышц спины появляютс в 1,5 — 2 месяца, когда они начинают лежа на животе приподнимать голову. В этот момент частично задействуется верхняя часть спины и шея. В норме дети в 2 — 3 месяца сами начинают поднимать голову и вмешательств здесь не требуется. Но бывают и обращения в наш центр с проблемами слабости плечевого пояса, шеи, надплечий, когда ребенок не может поднимать голову лежа на животе. В таких случаях нужно немного укрепить спину новорожденному. Как укрепить мышцы спины ребенку в 2 — 3 месяца? На каждый возрастной период, даже по месяцам, есть свои особенности укрепления спины. У новорожденных детей в 2 — 3 месячном возрасте спину укрепляем в основном в положении ребенка лежа. В данном возрасте с шеей нужно быть повнимательнее, это легко ранимое место, очень нежелательны перегибы шейного отдела позвоночника. Я бы многие упражнения не рекомендовал родителям самим делать с ребенком в это возрасте, только самые простые в виде переворотов, фиксации на животе, пассивной гимнастики рук. Лучше вызывать опытного детского массажиста. В целом вот как проходит укрепление спинки новорожденным в 2 — 3 месяца: из укрепляющих воздействий исплользуем стимулирующий массаж спины, нейтральный не стимулирующий массаж шеи, укладки на животе с упором на локти или подложив валик под грудь, из гимнастики: рефлекторные упражнения, такие как рефлекс Голанта, ползание Бауэра (обязательно подложив мамину ладонь под лицо ребенка), перевороты со спины на живот, пассивная гимнастика верхних конечностей и для шеи.
Следующий возрастной период это 4 месяца. О слабости спины у ребенка в 4 месяца может говорить неспособность малыша лежа на животе держать голову опираясь на локти, либо просто не держать голову в этой позе, а также неумение поворачивать голову в стороны, следя за предметом например. Как укрепить спину грудничку в 4 месяца? Можно использовать те же упражнения, что и в 2-3 месяца, описанные выше. К этим упражнениям можно прибавить «парение» и толчки ногами ребенка от живота инструктора-массажиста, напоминающие ползание Бауэра, но в этом случае ребенок на руках у массажиста, так можно менять угол. Это упражнение для детских массажистов, мамам не имея опыта в детском массаже и гимнастике с грудничками, его лучше не делать.
Как укрепить спину ребенку в 5-6 месяцев?
Ближе к 5-6 месяцам ребенка уже можно вертикализировать на короткое время, но без опоры на ноги. Грудничка можно присаживать на несколько секунд, дольше держать на руках вертикально, в стульчике поднимать спинку повыше. Сама вертикальная поза для спины, уже своего рода укрепляющее упражнение. Первые попытки удержать себя сидя выглядят очень неуверенными, ребенка болтает в разные стороны, сидя он может сложиться вперед, но с каждым днем ребенок держит спину уверенней. Периодически держа ребенка верикально, занимаясь с ним упражнениями, мы приучаем его организм, позвоночник в частности, к нагрузке, что дает стимул для роста костей, их уплотнению, замене хряща на костную ткань. Мышечная система реагирует аналогично, испытывая новые нагрузки, мышцы становятся толще и крепче, т.е. растут. Главное, что на этом возрастном этапе происходит, это знакомство мозга и всей нервной системы с иным положением тела. Первая вертикализация ребенка во-первых дает сигнал мозгу о необходимости структурных изменений в скелете и мышцах, во-вторых мозг, вестибулярный аппарат, мышцы и периферические нервы учатся работать согласованно в одной цепи. Появляется необходимость удержания вертикальной позы для туловища, а это сложная и поэтапная задача для организма. Для того чтобы удержать себя сидя или стоя у ребенка происходит цепная реакция между вестибулярным аппаратом, нервной системой, мышцами.
Итак, далее рассмотрим практически, как укрепить ребенку спину в 5-6 месяцев, упражнения:
1. Тонизирующий массаж для спины.
2. Наклоны ребенка, зафиксировав его ноги. Наклоны в этом случае будут пассивно-активные, потому что ребенок скорее всего в 5 или 6 месяцев самостоятельно из положения наклона не сможет подниматься, хотя бывают и такие дети. Ноги фиксируются выше колена, но ниже тазобедренного сустава, ребенок повернут спиной к инструктору-массажисту (маме), стопы ребенка на весу, без опоры, одна рука взрослого поддерживает ребёнка под грудь, туловище наклоняется вперед. Это упражнение нежелательно после еды, или при повышенном внутричерепном давлении.
3. Удержание в вертикальной позе. Фиксируем ребенка, как в предыдущем упражнении, только не наклоняем, а держим вертикально. Когда ребенок начал хоть немного себя удерживать вертикально, надо этим пользоваться и развивать это умение. Развитие или укрепление спины ребенка здесь заключается в том, что мы начинаем из вертикальной позы младенца по чуть-чуть наклонять в вправо, влево, вперед. Точнее это будет попытка наклонить его нижнюю часть туловища, а верхнюю новорожденный будет рефлекторно стремиться удержать вертикально. Наша задача в момент такого наклона не переборщить с углом, иначе неокрепшие мышцы спины ребенка не выдержат и он резко наклонится вниз. Надо найти грань, после которй мышцы не могут удерживать туловище, и наклон всегда доводить до этой грани вплотную, при этом держа страховочную руку перед ребенком, но не касаясь его, иначе он на руку ляжет и напряжения спины не будет. С каждым днем эта грань будет все дальше и угол наклона все больше, т.к. мышцы будут крепнуть. Далее можно усложнять с углом и в том числе можно в состоянии наклона описывать окружность перед собой, чтобы работали мышцы разных групп по очереди.
4. Катаясь на фитболе мышцы спины ребенку укрепить можно прокатывая его вперед и давая ему взять игрушку. В этом упражнении игрушка или предмет должен находиться от ребенка на расстоянии вытянутой его руки и немного выше уровня глаз. Ребенку чтобы взять игрушку придется напрячь спину, чуть приподняв корпус и потянуться за предметом.
Как укрепить спину ребёнку в 7-8 месяцев?
В 7-8 месяцев дети обычно уже садятся самостоятельно и вопрос крепкой спины очень актуален для этого возраста. Но бывает, и довольно часто, что ребёнок только начинает делать какие-то попытки удерживать спину в этом возрасте. При правильном подходе укрепление спины в 7-8 месяцев пойдёт быстрее, чем 2-мя мы месяцами ранее. Из упражнений для укрепления спины ребёнку в 7-8 месяцев можно использовать вышеописанные и прибавить:
1. Можно использовать вышеописанные упражнения.
2. Присаживание ребёнка на короткий промежуток времени, с поддержкой его за руку, балансируя сидя.
3. Если при наклонах вперёд грудничок ещё не может себя поднимать самостоятельно, то в момент наклона должно быть хотя бы сопротивление наклону. Именно это сопротивление спины или можно назвать это попыткой удержаться вертикально, будет наиболее полезной «точкой», от которой можно отталкиваться и идти дальше в укреплении спины младенца. В этом случае просто повторяем наклоны, а это сопротивление очень скоро станет значительно сильнее и далее ребёнок уже сможет себя поднимать из положения наклона.
В 7-8 месяцев детям со слабой спиной вредны длительные статические вертикальные нагрузки, но кратковременные будут полезны, т.к. подают сигнал организму о необходимости дополнительной энергии и питательных веществ для наиболее загруженных участков тела в момент виртуализации. В общем-то укрепление так и происходит, с момента подачи сигнала организму, а далее ответная реакция в виде уплотнения, роста, утолщения костей, мышц, запаса питательных веществ в тканях и т.д. Но нужен сигнал организму, куда именно акцентировать своё “внимание», и в каком виде. Ни один ребёнок не сядет сразу не делая попыток, именно в момент попыток происходит самое ценное и важное, организм учится и крепнет. Если уже по возрасту пора что-то уметь делать, то ребёнку можно помочь этому научиться, ничего в этом плохого нет, наоборот, ребёнок освоит этот этап и “пойдет» дальше. Задать уточняющие вопросы, как укрепить спину ребёнку в 7-8 месяцев, вы можете мне по ватсап +79266057470. У нас есть инстаграм @happybabymassage.ru и ютуб канал happybabymassage, где есть видео по физическому развитию детей в разных возрастных.
Как укрепить спину ребёнку в 9-10 месяцев?
Обычно о слабости спины в этом возрасте говорит то, что ребёнок сидит с круглой спиной или не может сидеть долго, но бывают и такие, которые ещё вообще не садятся. Из укрепляющих упражнений для спины в 9-10 месяцев и старше я рекомендую применять приседания. Почему именно приседания? В момент подъёма ребёнка из положения сидя на корточках помимо укрепления ног, укрепляется подвздошно-поясничная мышца, она находится в тазу. Эта мышца крепится к поясничным позвонкам и является очень крупной позной мышцей, поддерживает физиологический поясничный лордоз. Кроме того в приседаниях ребёнок должен держать спину ровно, а это дополнительная изометрическая нагрузка для мышц спины. Конечно надо следить, чтобы ребёнок приседал с ровной спиной. Это основное, что можно добавить к вышеописанным упражнениям для укрепления спины ребёнку в 9-10 месяцев и старше.
Для детей после года укрепление спины может осуществляться за счёт гимнастики. Чем старше ребёнок тем сложнее могут быть упражнения. Одним массажем детям спину не укрепить, массаж как разогревающий мышцы метод применяется, и делается интенсивно. Корсеты тоже не укрепляют спину, наоборот в корсете спина не работает, его применяют для того, чтобы связочный аппарат приучить к определённой позе, а укрепление только за счёт гимнастики.
Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?
Поделиться!Слабость плечевого пояса, слабая опора: malyshi — LiveJournal
Имеется мальчик 3,5 месяцев.На осмотре невролога в месяц не понравилось то, что при подтягивании вверх за ручки ребенок не группируется, не подтягивает шею. Прописали массаж и элькар. На элькар забили, массаж сделали. После массажа малыш стал очень уверенно держать немаленькую щекастую башку, пытаться переворачиваться, в общем, прогресс был и я, если честно, успокоилась и была уверена, что все у нас хорошо.
Но вчера были на повторном приеме (ровно в 3 месяца не получилось, выбрались только вчера). Опять то же самое (формулировка — слабость плечевого пояса, возможно по причине травмированного в родах шейного отдела. Как таковой травмы не было, но кто его знает, что там в родах…) плюс врач говорит, что опора на ножки слабая. Назначения — еще один курс массажа и лфк, электрофорез, медотвод от прививок. И вот что-то меня совсем это расстроило, особенно отвод — мне казалось, что отвод дают, когда все серьезно, а я-то думала, что у нас все хорошо…
Чего, собственно, пишу.
Во-первых: укоготакоебыло?
Во-вторых: что можно про это почитать? Желательно статьи и/или книги. Если это курс неврологии для студентов медицинских вузов, подскажите авторов, я прочту 🙂
В-третьих: массаж мы повторим, у нас очень хорошая массажистка и сыну процесс прямо очень нравится, вреда не будет. Насчет фореза сомневаюсь, тем более, что конкретный препарат для фореза не указан, так что я пока не могу даже принять решение хотя бы на основе препарата — чем обычно делают? Эффект? Побочки? Где про это почитать? 🙂
В-четвертых, обратимся к остеопату на предмет возможной родовой травмы. Проблема в том, что мы в Краснодаре, и ситуация с остеопатами… странненькая. Тех, что очень хвалятся мамами на местном форуме, я не нашла в общероссийских реестрах, а про тех, кого нашла, нет ни слова на форумах 🙂 может, кто-то есть из Краснодара и может порекомендовать? И на что, по вашему мнению, стоит ориентироваться — отзывы или реестры/дипломы?
В-пятых, может, можно что-то делать для решения проблемы? Гимнастика, упражнения… Не знаю, что…
Контрольная явка у нас через месяц. В случае отсутствия положительной динамики будет предложено медикаментозное лечение. А я пока даже не понимаю, серьезна ли проблема, это ужас-ужас или нет, чем грозит… Помогите, в общем, люди добрые. Отдельно буду очень благодарна за отсылки на литературу по теме.
Зы: мальчик у нас в общем не маленький, 8 кило в свои 3,5 кг. Учитывая, что в месяц он весил куда меньше (5060) и проблем с опорой не было, я эту слабость опоры готова списать на вес и не сильно париться. Я права? Ну и слабость поечевого пояса все равно остается…
Слабые плечи в 5 мес: malyshi — LiveJournal
Девушки, требуется помощь коллективаА то нас тут в клинике врачи окончательно запутали
Да ещё и не в одной клинике
Про витамин Д я вообще молчу. Невролог после осмотра в 5 мес (доче как раз 5 + несколько дней) сказала: а почему вам дозу не увеличили, раз крупноватые? Где проба Сулковича? настаивает на гомеопатии (уколы)
Действительно….
Муж буквально потребовал, чтобы уже вместе с педиатром они пообщались, пришли к какому-то выводу. А в роддоме, где рожали, доктор вообще сказала (мы к ней ездили на консультацию) не париться ни на одну тему (слабые ручки, витамин Д). Что 1 степень рахита в нашем климате есть у всех, передоз еще хуже, что нормальный ребёнок
Голова кругом
Но пост не об этом
Нет таких диких признаков рахита, чтобы гипотонус мышц был с этим связан. Этим можно скорее объяснить наши частые насморки, вследствие которых толком ребятишку гимнастикой не утомляли….(прошли 2 курса массажа при этом)
Вообщем, сабж о плечах. И остеопатах.
Дано: слабый плечевой пояс, который не хочет откликаться даже на жесткий массаж (а мы эффект сразу заметили! невролог придирается??)
Имеют место быть посещения остеопата, который действует последовательно, не за 2-3 раза, эффект есть, хоть и в роддоме в это вообще не верят (о Боже! ну вот как тут не сойти с ума, если я сама вижу!)
И есть предложение от невролога посетить другого остеопата (записалась, ага, только там такая запись, аж с 24 октября, блин) плюс проколоть гомеопатию (церебрум композитум….) плюс массаж через месяц (записаться смогли только с начала октября, а не прям щас, как настаивает невролог)
из ее претензий (невролога) (20 будет еще ортопед, конечно…но я уже вся в ахтунге) — только то, что она перевернулась на живот, а сама не стремится (не лежит из-за слабых плечей), плюс плохо подтягивается из положения лежа (якобы) (в роддоме не сказали так) плюс стоит на ногах (опора), но не 2-3 минуты, а мало (опять же в роддоме сказали, что всё нормально будет)
короче, я решила сама за неё взяться, пока не наступит срок массажа очередного нашего до синяков, который невролог вроде как одобрил, раз эффект есть, а в роддоме грозились, шутя, отобрать ребёнка у нас за такое
или чё? сама я эти плечи не исправлю? не накачаю, так сказать, ей? раз кривошея?
к остеопату ходим раз в 3 недели
пойдём через 2 примерно
невролог пугает, что не поползёт и всё такое
с таким плечевым поясом
щас много лежим на животе (сколько пролежим)
моторика более чем
на боку валяется
на спине уже не может
целый день то на руках, то на боку, то на животе (с моей подачи)
скажите чёнить(((((((
а чёт очкую
неврологии нет, с витамином Д как-нить разберёмся, будем гулять побольше (у нас тут просто имел место быть колясочный бунт)
но вот эта тема с плечами…
полный капец
зы. маму долбала. у нас у всех плечи слабые, я НЕ ползала, но рано перевернулась и вертелась-только смотри
вот как тут логику найти
ушла гимнастику делать))))буду ждать ответов!!!!!!!!!!спасибо заранее!!!!
УПД. выражусь конкретнее
какие упражнения наиболее эффективны для плечевого пояса и чем чревато то, что ребёнок хочет встать на четвереньки, но не может, кроме вынесеных мозгов? (ибо он на руках-боках, спина почти не катит, живот тоже)
задержка какая-то будет?
вот об этом сабж
http://malyshi.livejournal.com/32810489.html#comments — здесь я уже всё уяснила для себя по массажу, просьба не путать) массаж будем делать именно такой. для нас он эффективен.