Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Современные методики раннего развития детей: обзор 12 популярных методик с плюсами и минусами – 5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

Posted on 16.06.202007.02.2020

Содержание

  • Сравнительный обзор современных методик раннего развития
      • Раннее развитие: осознанный выбор родителя
      • Монтессори
      • Вальдорфская школа
      • Глен Доман
      • Николай Зайцев
      • Сесиль Лупан
      • Методика Никитиных
      • Тюленев
    • Другие подходы к раннему развитию
  • Современные методики раннего разития детей
    • Монтессори
    • Вальфдорская педагогика
    • Методика Зайцева
    • Глен Доман
    • Сесиль Лупан
    • Никитиных
    • Макато Шичида
    • Воскобовича
    • Гмошинской
    • Масару Ибука
    • Видео: раннее развитие – школа Комаровского
  • Современные методики и игры для раннего развития детей
    • Система Монтессори
      • Забавные прищепки
      • Разноцветные дорожки
      • Ткани в коробочке
      • Попробуй не просыпь
      • Магическое сито
    • Упражнения Сесиль Лупан
      • Угадай действие
      • Звуки природы
      • Семейный альбом
      • Следопыт
      • Поэзия
    • Игры Воскобовича
      • Волшебные крестики
      • Соты
      • Логоформочки
      • Шнур затейник
      • Геоконт
    • Песни Железновых
    • Методика Никитиных
      • Баскетбол
      • Пазлы
      • Затяни в круг
      • Настроение природы
      • Иди-беги
    • Система Глена Домана
      • Бокс
      • Бабочка
      • Высоко-высоко
      • Поймай комара
      • Бей в барабан
      • Жук
    • Методика Гмошинской
      • Познакомься с цветами
      • Покрась бумагу
      • Смешай краску
      • Сделай снег
      • Нарисуй ладошками
  • Чем плохи методики раннего развития
      • Методики раннего развития детей
      • Система Монтессори
      • Основные принципы
      • Побочные эффекты
      • Показания к применению
      • Кубики Зайцева
      • Основные принципы
      • Побочные эффекты
      • Показания к применению
      • Вальдорфская педагогика
      • Основные принципы
      • Побочные эффекты
      • Показания к применению
      • Методика раннего развития Глена Домана
      • Основные принципы
      • Побочные эффекты
      • Показания к применению
      • Система Никитиных
      • Основные принципы
      • Побочные эффекты
      • Показания к применению
  • 5 методик раннего развития детей — The Village
        • Наталья Алехина
        • Что такое раннее развитие
        • Действительно ли детям это нужно
      • Самые популярные методики 
        • Методика Гленна Домана
        • Методика Baby Sensory
        • Методика Макото Шичиды
        • Методика Марии Монтессори
        • Методика Никитиных
  • Методики раннего развития детей. Какую выбрать?
        • Выбираем лучшее в каждой методике раннего развития
  • Статья (младшая группа) по теме: Современные методики раннего развития: что выбрать

Сравнительный обзор современных методик раннего развития

С течением времени одни методики раннего развития уходят в прошлое, как устаревшие или менее эффективные, другие, зарекомендовавшие себя с положительной стороны, сохраняются по сей день, третьи возникли совсем недавно. Хотите разобраться, чем методика Монтессори отличается от системы Глена Домана? Читайте нашу обзорную статью.

Раннее развитие: осознанный выбор родителя

Что такое раннее развитие? Это и подготовка к детскому саду и школьному образовательному процессу, и создание условий для эффективного усвоения навыков и умений, гармоничного и всестороннего развития, тренировки метапредметных навыков (внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления).

Задача педагога развивающего центра или родителя — выбрать лучшую для ребенка методику, либо составить собственный «микс» из различных развивающих программ, наиболее полно отвечающий потребностям детей.

Монтессори

Основной принцип методики Марии Монтессори — помощь детям в самостоятельном изучении окружающего мира в специально созданных благоприятных условиях. Центральную область методики занимает сам ребенок, который должен без постороннего вмешательства работать с разным материалом, чтобы раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал.

Помещения для занятий по методике Монтессори зонируют. Выделяют сенсорную, математическую, речевую, практическую и космическую зоны. Каждая из них наполняется дидактическими материалами по возрасту ребенка (книги, конструкторы, ткани и так далее). Сами группы всегда разновозрастные, чтобы старшие дети помогали младшим, а те, в свою очередь, тянулись и брали пример со старших. Главная часть упражнений направлена на развитие логики, интеллекта и сенсорики.

Методика Монтессори очень благоприятно сказывается на развитии психических процессов малышей, совершенствует навыки самообслуживания и самодисциплины. Впрочем, многие занятия все равно требуют вмешательства педагогов и родителей. Воссоздать центр Монтессори в домашних условиях очень сложно, так как требуется огромное количество специальных материалов и пособий. Чаще всего данная методика применяется в усеченном виде, и разбавляется упражнениями из других развивающих и образовательных программ.

Вальдорфская школа

Методика вальдорфской школы предполагает начало обучения чтению только с третьего класса. Интеллектуальные упражнения ребенок получает после семи лет, а до этого играет с пособиями из натуральных материалов — шишек, дерева, соломы и так далее. На уроках ученики не получают отметок, не участвуют ни в каких соревнованиях. В каждом вальдорфском классе — не более двадцати детей.

Основное внимание на уроках уделяется театральной и художественной деятельности. Методика запрещает пользоваться мобильными телефонами, компьютерами, любыми гаджетами. Таким образом, у детей отлично развивается воображение, творческие способности, независимость суждений. Но наблюдается малое приспособление к современному школьному процессу.

Вальдорфская педагогика выросла из антропософского учения Питера Штайнера, чьи религиозные и мистические воззрения оказали влияние на формирование постулатов вальдорфской школы. Поэтому мы советуем родителям обратить внимание на конкретную школу или учителя, которого вы выберете для своих детей: будете ли вы согласны с идеологической составляющей преподавания?

Глен Доман

Методика американского ученого Глена Домана состоит из четырех главных частей: развитие физическое, обучение счету, обучение чтению, усвоение энциклопедических знаний. Глен Доман установил, что развивающие занятия эффективны в период самой большой активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до семи лет, но и до одного года малыш может заучивать и систематизировать самую разнообразную информацию.

«Карточки Домана» — это картонные карты со словами, математическими действиями, фотографиями птиц, растений, животных, известных людей и так далее. Эти карточки родитель или преподаватель показывает малышу в течение дня буквально на несколько секунд каждую, постепенно добавляя новые изображения. Большой информационный поток активизирует развитие ребенка, «натаскивает» его на определенные знания, иногда в ущерб творческому развитию и развитию мелкой моторики.

Николай Зайцев

Николай Зайцев - методика раннего развития

Уникальная развивающая программа петербургского педагога Николая Зайцева включает в себя комплект пособий по обучению ребенка чтению и письму, математическим навыкам и английскому языку. Главный постулат методики Зайцева — ребенок всему учится в процессе игры. Поэтому вся информация на уроках подается в игровой форме в максимально свободной, раскованной атмосфере. Впрочем, занятия не являются развлечением, но дают прочные знания.

Заниматься по методике Николая Зайцева можно и дома, и в детском саду или развивающем центре. Ребенок получает навыки грамотного письма, быстро учится читать. При домашнем обучении родителям придется сначала самим научиться всем нюансам зайцевской методики, прежде чем давать ее ребенку.

Деление слов на склады отличается от школьной практики деления слов на слоги, также цветовое обозначение гласных и согласных звуков имеет отличия, поэтому малышу при поступлении в первый класс обычной школы придется переучиваться. Однако игровые приемы данной методики делают уроки веселыми и непосредственными, закладывают фундамент позитивного отношения ребенка к учебе.

Сесиль Лупан

Бельгийская актриса Сесиль Лупан была недовольна системой Глена Домана, и на основе последней создала свою собственную методику. Эта программа учитывает особенности личности каждого ребенка, его интересы и склонности характера, но так же, как и система Глена Домана, рекомендует давать малышу большие объемы знаний. С первых дней ребенок должен получать общение и информацию от своих родителей, чтобы как можно раньше понять закономерности этого мира. Сесиль Лупан рекомендовала размещать карточки с крупными надписями названий предметов около самих предметов, которые часто видит малыш.

Методика Сесиль Лупан требует от родителей полной самоотдачи в общении с малышом и подходит для домашнего использования. Программа охватывает и интеллектуальную, и эмоциональную, и сенсорную сферу развития, стимулирует познавательный интерес ребенка. Также в состав методики входит обучение грудничковому плаванию.

Методика Никитиных

Методика Никитиных для раннего развития

Система супругов Никитиных подразумевает полный отказ от таких приспособлений, как манежи и коляски, которые, по мнению авторов методики, ограничивают экспериментаторскую натуру детей. Малыши должны заниматься тем, что им ближе, самостоятельно выбирая виды деятельности. А родители не должны, участвуя в детских играх, вставать в позицию надзирателя.

Методика Никитиных включает закаливание и специальные физические нагрузки, систему естественных тренажеров для ребенка. Никитины считали, что если не развить определенные способности вовремя, они не достигнут высокого уровня.

Систему Никитиных возможно применять с самого рождения до школы, она отлично развивает интеллект, логическое мышление, воображение. Впрочем, у малыша могут возникнуть проблемы с концентрацией на определенном занятии, потому что выбор самого занятия всегда за ним. Также опережающее развитие детей может негативно сказаться на интересе к учебе в школе.

Данная методика подходит для семей в сельской местности, где возможно соорудить соответствующие тренажеры, дать ребенку полную свободу в выборе деятельности, а также возможность для закаливания.

Тюленев

Система интеллектуального развития ребёнка педагога и социолога П. В. Тюленева учит ребенка читать и писать, считать, а также развивает музыкальные и спортивные способности. Автор программы советует развивать малыша с рождения, давая ему тактильные раздражители, чтобы кора больших полушарий мозга развивалась эффективней.

До 2 месяцев ребенку показывают геометрические фигуры, до 4 — изображения зверей, растений, букв и цифр, дают возможность сбрасывать с кроватки разные предметы, с 5 месяцев дают первые музыкальные инструменты, с 6 — начинают изучать магнитную азбуку, в 8 ребенок должен приносить нужную букву, в 10 месяцев — показать букву и назвать ее (или целое слово), с полутора лет малыш играет в шахматы, с двух лет пробует печатать на компьютере, а с трех лет — вести дневник.

Метод, несомненно, дает толчок к интеллектуальному развитию ребенка, хотя является спорным с точки зрения соответствия возрастным особенностям.

Другие подходы к раннему развитию

Книга автора из Японии Масару Ибука «После трех уже поздно» (суть подхода отражена в названии) в свое время наделала много шума, и до сих пор многие родители и преподаватели ссылаются на опыт этого заботливого отца.

Динамическая гимнастика М. Трунова и Л. Китаева состоит из древнерусских гимнастических упражнений, которые эффективно борются с повышенным или пониженным тонусом мышц, косолапостью и прочими проблемами физического развития.

По системе Гмошинской ребенка учат рисовать с младенческого возраста. Использовать для этого можно пальцы, ладони целиком, а также мягкие фломастеры.

По методике Виноградова детей учат понимать сложные классические произведения с года. Другая музыкальная система — Железновых — помогает малышам с помощью песен и потешек изучать алфавит, чтение и счет.

***

Наш перечень развивающих методик не полный, он дает возможность родителю ознакомиться с основными современными программами и системами раннего развития для малышей. Опытные педагоги детского центра «УмНяша» в Солнцево применяют наиболее эффективные методы, совмещая самые удачные элементы систем и программ раннего развития. Запишитесь к нам на пробное бесплатное занятие и убедитесь в этом сами!

Современные методики раннего разития детей

Краткое описание успешных методик раннего развития детей поможет сориентироваться родителям. Занятия с 6 месяцев быстро научат малыша…

[ads-for-wp ads-id=»9184″][ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

Психологи пока не пришли к единодушию по вопросу раннего развития детей. Одни настаивают: развивать способности малыша нужно чуть ли с внутриутробного периода, чтобы успеть до трех лет и предлагают свои методики раннего развития детей. Другие снисходительно говорят: дайте малышу расти спокойно и естественно, без всяких образовательных премудростей.

Пока ученые спорят, родители подыскивают наиболее эффективные, проверенные методики развития детей раннего возраста. Сегодня их десятки. Вот наиболее популярные.

Монтессори

Суть системы Марии Монтессори – создание особой образовательный среды, в которой дети взаимодействует с различными предметами самостоятельно, без активного участия взрослых, – суть системы. Среда эта состоит из пяти зон:

  • практической;
  • сенсорной;
  • математической;
  • языковой;
  • естественнонаучной.

Каждая заполнена развивающими предметами и материалами, формирующими разнообразные навыки и умения. Чем и сколько заниматься, выбирает ребенок. Задача педагога – не вести за собой, а следовать за малышом, подсказывая, поддерживая и помогая.

Вальфдорская педагогика

Развить индивидуальные способности детей максимально приближенными к естественной природной среде способами – задача этой методики. Педагог занят не развитием интеллекта малыша, и воспитанием его через народную культуру и практическую деятельность. Принципы методики:

  • запрет на масс-медиа;
  • максимальное погружение в народную культуру;
  • практические занятия ремеслом, рукоделием;
  • активное участие ребенка в домашнем труде.

Развитие и воспитание происходит через игру: проигрывание сказок, пальчиковые игры, групповые народные игры.

Методика Зайцева

Естественная для детей игра – суть обучения чтению по методике Зайцева. Вместо традиционного побуквенного и слогового овладения чтением автор вводит метод так называемого склада (буквенной пары), расположенного на одной из граней кубика. Дерево и железо, из которых выполнены дидактические материалы, позволяют научиться различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки.

Трехлетки начинают читать на первых уроках. Если заниматься с шестимесячными малышами, они начинают одновременно говорить и читать.

Глен Доман

Если развивать мозг с рождения, можно вырастить гения – вот главный постулат методики Глена Домана. Большая интеллектуальная нагрузка совершенно необходима, причем чем раньше, тем лучше. Успеть нужно до шести лет: после этого возраста интенсивный рост мозга прекращается.

С трехмесячного возраста малышу на одну-две секунды показывают специальные карточки с изображениями животных, предметов, цифр, букв. Все это помогает ему овладеть чтением, счетом, получить колоссальные знания об окружающем мире.

Сесиль Лупан

Стимуляция слуха, зрения, осязания, вкуса, обоняния на первом году жизни малыша помогает обучить его чтению, письму, языкам. Для развития интеллекта важно физическое воспитание, которое включает гимнастику, массаж, прогулки, плавание.

Родители должны не опекать малыша, а активно взаимодействовать с ним, стимулировать любознательность за счет совместной лепки, чтения, игры. Важные моменты системы обучения Сесиль Лупан: создание звуковых контрастов, использование зеркалец, кусочков ткани разных цветов и фактуры, карточек.

Никитиных

Богатая развивающая среда, формирующая разнообразные навыки и опережающие условия – основа методики. Нужны не специальные занятия, а постоянный доступ к спортивным снарядам, наличие творческих и интеллектуальных пособий. Родители должны принимать активное участие в этой жизни.

В числе основных принципов методики Никитиных: кормление младенцев по требованию, ранее закаливание и обучение гигиене, постоянные физические упражнения, свободное познание мира, формирование правильных бытовых навыков.

Макато Шичида

Суть методики Шичидо – активное развитие правого полушария мозга. Оно способно усваивать больше информации, поэтому малыш сможет легко научиться чтению, счету, иностранному языку, разовьет интуицию, проявить свои таланты.

Основа методики – флеш-карточки. Показывать их можно с трех месяцев. Карточки демонстрируются две секунды (правое полушарие – зрение), затем озвучиваются (левое полушарие — слух). Постепенно ежедневное количество карточек доводится до тысячи.

Воскобовича

Методика Воскобовича основана на многофункциональности и насыщенности игрового материла. Созданы особые герои (Малыш Гео, Девочка Долька, Крутик По и др.), постоянно действующие в различных игровых ситуациях. Игры развивают:

  • творческие и конструкторские способности;
  • логику и воображение;
  • навыки чтения;
  • математические способности.

Самые известные дидактические материалы этой оригинальной методики – дощечка с гвоздиками, так называемый «квадрат Воскобовича» (миллион вариантов сложения), конструктор букв, разнопалубный кораблик.

Гмошинской

Методика рисования пальчиками или всей ладошкой носит название грудничковой (младенческой). Занятия можно начинать с полугода, когда малыш начинает уверенно сидеть. Краска размазывается по основе или сжимается кулачком, причем ребенок не сразу начинает осознавать результаты своих движений.

Манипуляции пальчиками развивают психику, память и речь, формируют цветовосприятие, благотворно влияют на психику детей.

Масару Ибука

Пик умственных способностей ребенка приходится на три года, уверен автор, поэтому развивать малыша нужно до этого возраста: «после трех уже поздно». Мозг маленьких детей жадно впитывает информацию, его возможности безграничны. Поэтому малыша легко можно научить говорить на нескольких языках, играть на скрипке, рисовать картины маслом.

Формирование правильного вкуса, разнообразие «духовной пищи» и практических занятий, развитие тактильных ощущений, поощрение – основные принципы методики.

Современные развивающие методики направлены на активное развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка.

Видео: раннее развитие – школа Комаровского

Современные методики и игры для раннего развития детей

Раннее развитие — комплекс разнообразных упражнений и занятий, направленных на обучение детей младшего дошкольного возраста от 2 до 5 лет. Предлагаем познакомиться с наиболее популярными методами данного направления.

Система Монтессори

В основу методики Марии Монтессори входит развитие интеллектуальных способностей, усидчивости, сосредоточенности за счет правильного и грамотного создания окружающей и дидактической среды. Ребенку дается выбор принятия самостоятельного решения, а уже затем объясняется его правильность. Для проведения данных занятий используются различные подручные материалы, шаблоны и даже крупы.

Забавные прищепки

Обыкновенные бельевые прищепки станут великолепным тренажером для мелкой моторики рук. Приобретите набор из нескольких штук (лучше всего разноцветный). Подготовьте небольшой картонный прямоугольник, любой фигурный шаблон (в виде елочки, лягушки, бабочки) или широкую пластиковую линейку. Объясните малышу, как правильно крепить прищепки. Со временем можно усложнить занятие, цепляя зажимы к натянутой веревке.

прищепки тренируют моторику

Разноцветные дорожки

При помощи строительного скотча разметьте на столе или полу 3 дорожки шириной в 2-3 см. Подготовьте крупный бисер разных оттенков, рассыпав его по нескольким емкостям (лучше всего с узким горлышком). Попросите ребенка заполнить каждую тропинку определенным цветом на выбор, не выходя за контур.

Ткани в коробочке

В небольшую коробку поместите около 20 тканных кусочков, отличающихся по текстуре (к примеру, шелк, шерсть, хлопок, вельвет) и цвету. Малышу необходимо найти по паре одинаковых отрезов ткани, контрастирующих по фактуре, ощупывая их только руками. Для усложнения задания можно полностью завязать глаза.

Попробуй не просыпь

Насыпьте немного гречневой крупы в кувшин с широким горлышком. Рядом поставьте стандартный стеклянный стакан. Предложите ребенку пересыпать гречку, используя столовую ложку, не просыпав ни одного зернышка. На втором этапе можно попробовать перекладывать гречку руками — условия останутся прежними.

Магическое сито

Перемешайте в одной чашке рисовую и манную крупы. Дайте задание выбрать из плошки только рис. «Как же это сделать? Есть идея — на поможет волшебное сито». Объясните, как правильно это сделать. Малыш должен просеять манку в глубокую тарелку.

Упражнения Сесиль Лупан

Согласно образовательной системе Сесиль Лупан дети должны получать только радость от занятий, их нельзя заставлять, а лишь направлять и подсказывать. Также Лупан считает, что лучшими учителями для малыша являются только его родители, которые должны наравне с ребенком быть вовлечены в творческий процесс.

Угадай действие

Демонстрируйте различные действия и просите ребенка их охарактеризовать. Например: «Собачка бежит. Что она делает? Бежит». Еще пример: «Самолет полетел. Что он сделал? Полетел».

Звуки природы

Подготовьте несколько записей со звуками животных, птиц, природных явлений. Поочередно включайте каждый из них, попросив малыша дать подробное описание услышанному.

Семейный альбом

Возьмите альбом с семейными фотографиями. Сядьте вместе со своим чадом, и листая страницы, рассказывайте о всех родственниках и событиях, изображенных на фото. Таким образом у ребенка будет формироваться представление о истории своей семьи, а также координация внимания. Через пару дней вновь откройте этот же альбом и уже попросите сына или дочка воспроизвести услышанное ранее.

Следопыт

Придумайте интересную историю какой-либо спрятанной вещи. Произнесите ее слух. Начните выдавать интересные, но слегка запутанные подсказки. Например, этот предмет был круглый, и он лежит на кровати. Малыш должен подойти к этому месту и попытаться отыскать пропажу. Если у него не получилось, то сделайте еще несколько описаний: «Эта вещица зеленая». Игра «Следопыт» прекрасно развивает эрудицию и внимательность.

Поэзия

Подберите сборник с интересными и поучительными баснями или стишками. Ежедневно читайте ребенку по нескольку штук в день, подробно объясняя их смысл, а также разбирая все ситуации, происходящие с главными героями.

Игры Воскобовича

Главной идеей данного метода является получение теоретических знаний путем практики. Игры Вячеслава Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности ребенка, учитывая его интересы и характер.

Волшебные крестики

В этой головоломке одновременно задействовано сразу несколько функций, помогающих сформировать начальные математические знания. Само задание сделано в виде рамки с несколькими крестообразными вкладышами, которые отличаются друг от друга цветом и формой. Геометрические фигурки необходимо собрать из отдельных кусочков и вставить в деревянный трафарет.

Соты

Шаблон-подставка выглядит, как пчелиные соты, различающиеся размером и расположением. Малыш должен правильно найти и вставить фигурку в соответствующую выемку. Такой необычный конструктор развивает мелкую моторику, зрение и логику.

Логоформочки

Поле этой игры состоит из квадратов размером 3х3 см, треугольника и круга. Внизу располагается двигающаяся перекладинка, которая моделирует любую геометрическую форму. Уже готовые формы предложены в инструкции.

Шнур затейник

Данное пособие создано по сюжету сказки «Филимон Коттерфильд». Оно выполнено в виде небольшой доски с 30-ю сквозными отверстиями. Также в комплекте предусмотрено 3 шнурка красного, синего и зеленого цветов. Основная задача — используя предоставленные схемы, продеть веревочки в нужную дырочку. В результате чего должен получиться определенный рисунок. У деток развивается память, усидчивость и внимательность.

шнуровка развивает руки, а значит, улучшает работу мозга и речь

Геоконт

Геоконт, или «Геометрический контур» — увлекательная головоломка, состоящая из деревянной доски, на которой расположено несколько пластиковых гвоздиков. Также в комплекте идут разноцветные резинки, которые необходимо цеплять к гвоздикам и создавать уникальные узоры, фигуры и паутинки, следуя готовым схемам. Детям предлагается пройти несколько интересных заданий. Уровень сложности рассчитан на разные возрастные группы. Во время выполнения данного задания развивается мелкая моторика, креативность и способность анализировать.

Песни Железновых

Супруги Екатерина и Сергей Железновы разработали уникальную методику раннего музыкального развития детей младшего дошкольного возраста. В их репертуаре имеются колыбельные, потешки, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, подражалки, сказки, аэробика, стихотворения и даже иностранные считалочки.

Методика Никитиных

Данный метод заключается в предоставлении ребенку права выбора на определенный род занятий. Сборник супругов Никитиных включает в себя несколько интересных и увлекательных игр.

Баскетбол

Повесьте на дверь небольшое баскетбольное кольцо так, чтобы малыш смог до него достать. Покажите, как можно забросить туда мяч. Чем лучше будет получаться, тем выше перемещайте спортивный снаряд. Такая мера необходима для укрепления результата.

Пазлы

Подберите простейшие пазлы, состоящие из 4-5 крупных элементов. Вначале покажите на собственном примере, как правильно собрать изображение. Затем разберите его и попросите малыша проделать тоже самое. Не подсказывайте, если только малыш вас об этом не попросит.

Затяни в круг

«Затяни в круг» — это уличная игра, предполагающая участие нескольких человек (минимум 3-4 игрока). Начертите на асфальте мелом круг. Вокруг него поставьте детей и попросите их взяться за руки. Включается музыка. Малыши начинают водить хоровод, стараясь не заходить контур. После того, как мелодия заканчивается, дети должны попытаться затащить соседа в центр круга, при этом оставаясь на линии.

Настроение природы

Посмотрите на погоду за окном. Подберите мелодию, соответствующую настоящему «настроению природы». Поочередно включайте различные музыкальные композиции, попросив ребенка назвать наиболее подходящую.

Иди-беги

Данная физическая игра развивает внимание и выносливость. Включите музыку, под которую нужно только идти, а затем мелодию для бега. До тех пор, пока не остановилась предыдущая композиция менять движение нельзя. Например, сейчас мы только ходим, а теперь можно бежать.

Система Глена Домана

Обучающая методика по Доману предполагает раннее физическое развитие малышей. Автор считает, чем раньше ребенок научиться бегать, прыгать, делать различные упражнения, тем быстрее он усвоит учебные программы.

Бокс

Дети должны поставить ноги на ширине плеч, согнуть руки на уровне грудной клетки и начать совершать поочередные движения вперед и назад, боксируя.

Бабочка

При выполнении упражнения «Бабочка» ребенок начинает отводить руки в стороны, слегка помахивая кистями (словно бабочка крылышками). Причем он может как стоять на месте, так и бегать по комнате.

Высоко-высоко

Малыши должны слегка расставить ноги и опустить руки, начав раскачивать расслабленные кисти вперед и назад. Причем с каждым движением они должны поднимать ручки все выше и выше, выпрямляя корпус.

Поймай комара

Детки становятся прямо, разводят ноги врозь и опускают руки, начиная похлопывая в ладошки прямо перед собой на уровне грудной клетки, а затем поднимая их к голове, словно ловят комариков.

Бей в барабан

Детки ходят по комнате, имитируя игру на барабане, согнув руки в локте. Для усложнения задания можно попросить малышей слегка подпрыгивать во время совершения предыдущего движения.

Жук

Ребята лежат на спине, производя хаотичные движения ручками и ножками, имитируя жучка, перевернувшегося на спинку.

Методика Гмошинской

Данный метод считается лучшей развивающей системой по освоению творческих и художественных навыков.

Познакомься с цветами

В процессе данного занятия юные художники знакомятся с красным, желтым, зеленым и синим оттенками. Для работы необходимо подготовить несколько карточек с изображениями предметов, выполненных в этих цветах. Педагог показывает определенную картинку и просит назвать его оттенок.

Покрась бумагу

Преподаватель предлагает несколько баночек с разноцветной гуашью и толстую широкую кисть. Ребенок должен раскрасить лист бумаги формата А4 в понравившийся ему оттенок, причем так, чтобы не осталось белых просветов.

Смешай краску

На палитру выливается желтая и синяя гуашь. Малышу предлагается взять кисточку и размешать данные тона. В итоге должен получиться зеленый. В дальнейшем таким образом изучается получение других оттенков путем смешивания.

Сделай снег

Лист ватмана покрывается черной краской. Затем ребенок макает кисть в белую гуашь и совершает похлопывающие движения, имитируя снежинки. Таким образом необходимо заполнить всю поверхность.

Нарисуй ладошками

Малыш опускает ручки в краску и делает несколько отпечатков на бумаге. После высыхания «картины» можно добавить различные украшения и узоры.

Мы рассмотрели наиболее эффективные методики обучения детей в игровой форме. Уделяйте своему малышу достаточное количество времени, и тогда результат не заставит себя ждать.

Чем плохи методики раннего развития

Методики раннего развития детей

Система Монтессори

Основные принципы

Главная задача методики раннего развития Монтессори — создать благоприятные условия для саморазвития ребенка, девиз — «Помоги мне сделать это самому!». Педагог тут не учит, а только немного руководит самостоятельной деятельностью ученика. Особое внимание уделяется организации развивающей среды с помощью «Монтессори-материалов», которые находятся в разных «специальных зонах» помещения. Так, в «зоне реальной жизни» ребенок учится вырезать и раскрашивать, а в «зоне сенсорного развития» изучает форму и цвет предметов. При этом ребенок сам выбирает, чем ему заняться.

Побочные эффекты

Самый спорный тезис методики Монтессори — утверждение, что только сам ребенок точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Предоставьте наследника самому себе — и вы увидите, как он начнет совершенствовать вкусовое восприятие, поедая конфеты, и оттачивать зрение и слух с помощью телевизора. Другой тезис гласит: «До 6 лет ребенок строит свой разум, а после 6 активно осваивает культуру». Это утверждение противоречит современным данным о развитии детей: формирование интеллекта и впитывание культурных норм идут параллельно, а «строить свой разум» дети продолжают до 9−12 лет — возраста, когда завершается формирование представлений о пространстве. К тому же Монтессори указывает слишком позднюю возрастную границу для завершения сенсорного развития детей — 5,5 лет. На самом деле способность ребенка различать палитру зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений заканчивает свое формирование к 3 годам. Благодаря Монтессори в народ ушла идея о том, что совершенствование мелкой моторики способствует развитию речи. Однако игры на развитие мелкой моторики стимулируют лишь артикуляцию, но никак не влияют на формирование других компонентов речи: звукового анализа, грамматического оформления и смыслового наполнения. Метод не подойдет и гиперактивным малышам, которым сложно концентрировать внимание на одном занятии. А еще в системе Монтессори уделяется мало внимания творчеству, ролевым и спонтанным играм — то есть тому, на что имеет полное право каждый нормальный дошкольник.

Показания к применению

Самое ценное в системе Монтессори — это собственно Монтессори-материалы — отличные игрушки и пособия, закладывающие представления о форме, цвете, количестве и т. д. Непоседливым и тем более гиперактивным детям полезнее заниматься вместе с мамой или индивидуально с педагогом. А вот если ребенок ходит в сад, работающий по системе Монтессори, то в свободное время имеет смысл уделять больше времени ролевым играм и чтению сказок.

Кубики Зайцева

igrushkinadom.com

Основные принципы

Методика предназначена для обучения чтению с 2 лет. Материалами служат таблицы, разные виды кубиков и музыкальные записи, под которые ребенок пропевает «склады». «Склады», в отличие от слогов, — это части слов, наиболее приближенные к живой артикуляции; «ба-бу-ш-ка» вместо «ба-буш-ка». Таблица с написанными складами вешается на стену, а под ней располагается полка, на которой составляют слова из кубиков. Кубики различаются по цвету («золотые», «железные», «деревянные», «белые с зелеными знаками препинания»), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками) и звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Все эти особенности обеспечивают запоминание складов.

Побочные эффекты

По правилам, нижний край «зайцевской» таблицы должен располагаться на высоте 165−170 см от пола. Предполагается, что таким образом ребенок избежит нарушений осанки, если будет работать стоя, с поднятой головой — но для малыша это просто неудобно. Но самый важный вопрос — зачем учить читать так рано? То, что такой кроха освоит за год, пятилетний ребенок сможет выучить за месяц. В 2−3 года у ребенка особенно интенсивно развиваются височные отделы левого полушария головного мозга, «ответственные» за звуковой анализ речи. В таком возрасте приучать наследника ориентироваться на зрительную информацию при восприятии слов — значит нарушать естественный ход его развития.

Показания к применению

Кубики Зайцева дают возможность освоить чтение детям с задержкой психического развития (ЗПР), общим недоразвитием речи (ОНР), алалией, аутизмом и другими психо-неврологическим проблемами. Что же касается их здоровых сверстников, то им лучше использовать кубики Зайцева не для обучения чтению, а в качестве дополнительной развивающей игры. Частое пропевание «складов» сделает речь чище и отчетливее, а работа с кубиками расширит словарный запас, подстегнет поисковую активность и улучшит избирательность зрительного восприятия. Игры для развития детей

Вальдорфская педагогика

Основные принципы

В отличие от предыдущих методик, вальдорфская педагогика выступает против ранней интеллектуализации детей и ориентируется на воспитание воли и чувств малыша — так что от телевизора и компьютера придется отказаться, а играть очень простыми рукотворными игрушками — например, безглазыми лошадками, чтобы активнее задействовать фантазию. День воспитанника вальдорфской системы разделен на три части: духовную (свободная игра), душевную (музыка и «эвритмический» танец, где каждый жест соответствует звуку речи) и креативно-практическую (лепка, рисование, шитье и т. д.). При этом ребенка не обучают — он познает мир опытным путем, подражая окружающим взрослым и детям, а «настоящая» учеба начнется после 12 лет.

Побочные эффекты

Пребывая в обществе деревянных чурбачков и глиняных плошек, малыш лишается целого пласта современной детской культуры, в которой, наряду с минусами, есть много-много плюсов. За «эвритмические» танцы и стремление ритуализировать все сферы жизни ребенка противники вальдорофских садов и школ называют их сектами. Следование идеям вальдорфской педагогики накладывает определенный отпечаток на жизнь всей семьи. Это касается проведения досуга, питания, выбора круга общения. Хотя официально школы не требуют от первоклассников умения читать, считать и писать печатными буквами, на собеседовании больше всего внимания уделяется именно этим навыкам. Если ваш малыш виртуозно вырежет свистульку из деревянной палки, но при этом не сможет сложить буквы в слово, он вряд ли произведет нужное впечатление на учительницу.

Показания к применению

Приверженцы вальдорфской педагогики безусловно правы в том, что быт, окружающий современного ребенка, слишком автоматизирован и далек от природы. Погруженность в народное творчество действительно помогает детям научиться соотносить научные знания с практическим опытом. Также вальдорфская система позволяет развить музыкальные способности даже у тех детишек, на чьих ушах потопталось целое семейство медведей.

Методика раннего развития Глена Домана

Основные принципы

Врач-нейрохирург Доман разрабатывал свою систему для развития и реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. С помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, чтобы они взяли на себя функции поврежденных. В результате Доман сформулировал свой главный тезис: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает, так что ребенку нужно по определенной схеме показывать карточки-«биты информации» — с буквами, словами, изображениями предметов и историческими датами.

Побочные эффекты

Глен Доман сделал неверный вывод из своего главного закона. По его мнению, чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Случаи нервного перенапряжения из-за избытка информации опровергают это утверждение. Занятия по Доману требуют от родителей полной отдачи, на уровне «уволиться с работы, нанять помощницу по хозяйству и полностью посвятить себя изготовлению карточек». Предполагается, что ребенок спокойно сидит на месте и послушно внимает новым знаниям. Каждая карточка предъявляется на 1−2 секунды, Давать их карапузу в руки и отвечать на его вопросы нельзя. Малыш должен как бы «фотографирофировать» взглядом карточку, а потом — в состоянии покоя — переваривать полученную информацию. Такая теория противоречит всем современным представлениям о зрительном восприятии как об активном и длительном процессе: ребенок должен успеть сопоставить изображения между собой, определить, знает ли он вообще, что на них нарисовано, да еще и соотнести их со сферой своих интересов.

Показания к применению

Метод Домана лучше всего подходит для той цели, ради которой он, собственно, и был создан, — реабилитации малышей с тяжелыми поражениями ЦНС. Здоровым детям карточная система может пригодиться лишь в школе или в тех случаях, когда необходимо механически заучить большой объем информации: например, иностранные слова с переводом, даты исторических сражений и т. д.

Система Никитиных

Основные принципы

Пробежаться босиком по хрустящему утреннему снегу, сделать «подъем переворотом» на турнике домашнего спорткомплекса и, немного перекусив, приняться за решение головоломки. Активно применяются игры Никитиных — наборы задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов и деталей конструктора. Задания расположены в порядке возрастания сложности, при этом наследнику нельзя объяснять ни способ, ни порядок их решения. Если ученик не может справиться с головоломкой, нужно вернуться к более легким заданиям или временно отложить игру.

Побочные эффекты

Система Никитиных ориентирована, прежде всего, на семейное воспитание, отсюда и ее структура — чтобы рационально организовать время, лучше занять всех детей головоломками, чем работать с каждым индивидуально. Если ребенок не может выполнить задание, предполагается, что оно характеризует «потолок» его развития на сегодняшний день, и нужно просто подождать, когда этот самый «потолок» немного поднимется. Получается, что, если первоклассник вдруг не сможет написать правильную закорючку, это дело лучше отложить до второго класса — идея, может быть, и хорошая, но в условиях нашей школы, увы, совершенно невыполнимая. Как и во многих других системах раннего развития, рисованию, лепке, ролевым играм и чтению в методике Никитиных внимания практически не уделяется. А ведь именно эти занятия напрямую отвечают за развитие творческого мышления: они стимулируют работу правого полушария головного мозга, «ответственного» за принятие нестандартных решений, в то время как головоломки знакомят ребенка с различными типами алгоритмов.

Показания к применению

Из системы Никитиных полезно перенять их подход к спорту и закаливанию детей, опустив некоторые радикальные приемы вроде ходьбы по снегу или подниманию тяжестей. Что касается развивающих игр, то при их использовании лучше нарушать правила, установленные авторами, и все-таки помогать ребенку: вместе складывать узоры, показать, как конструкция из кубиков соотносится с чертежом. Поскольку большая часть «никитинских» игр направлена на развитие пространственного мышления, их необходимо дополнить заданиями на развитие речи.

Автор Мария Баулина, психолог

5 методик раннего развития детей — The Village

Многие родители начинают заниматься обучением ребенка с самого рождения: помимо развития моторики и речи, в ход идут иностранные языки, уроки живописи и математики. Правда, польза от таких занятий не подтверждается исследованиями ученых. Основательница сети детских центров и автор книги по воспитанию детей Наталья Алехина рассказала The Village, какой потенциал заложен в детях с рождения, как его развить и при этом не навредить. 

Наталья Алехина

сооснователь детских центров CityKids, автор книги «#Первые365» 


Что такое раннее развитие

Сам термин «раннее развитие» официально появился относительно недавно — в 1971 году. Его создатель, один из основателей корпорации Sony Масару Ибука, доказал необходимость осознанного, направленного подхода к развитию детей именно в раннем возрасте — до трех лет. Он противостоял общепринятой позиции невмешательства и уверенности в том, что в эти годы ребенок развивается сам по себе. Со временем произошла трансформация термина из «раннее развитие» в «опережающее развитие» и появилась мода на изучение иностранных языков чуть ли не с рождения, устного счета до ста к двум годам и профессионального спорта с трех лет.

Действительно ли детям это нужно

Иногда интенсивно обучающиеся дети действительно опережают школьную программу и обладают отличной памятью, но при этом с трудом понимают и выражают свои эмоции, не умеют играть в командные игры, практически лишены творческих навыков и в целом крайне не уверены в себе. Подобные результаты заставили психологов и методистов по всему миру обратиться к истокам и посмотреть на развитие детей с научной точки зрения.

В последние десятилетия ученые проводят различные исследования в области работы детского головного мозга. Так, исследования, проведенные британскими экспертами Baby Sensory, отметили интересную динамику развития нейронных связей в мозге, которые напрямую влияют на массу мозга. Нейронные связи формируются за счет приобретения какого-то опыта при взаимодействии нейронов между собой. В первые три года жизни масса мозга растет практически в геометрической прогрессии (0,5 килограмма у новорожденного, килограмм в год, полтора — в три года, тогда как вес мозга взрослого человека составляет около трех килограммов). При этом у ребенка на первом году жизни нейронов почти в два раза больше, чем у среднего взрослого.

Казалось бы, с такой динамикой процент людей с высоким IQ должен быть намного выше. Но здесь действует простой принцип use it or lose it (пользуйся, или утратишь). Нейроны, которым не удалось связаться с другими собратьями в нейронную связь, просто отмирают. Поэтому первые три года жизни, когда идет самый активный процесс формирования и укрепления нейронных связей, являются одним из самых важных периодов в жизни. Именно в это время закладывается фундамент будущего ребенка. А самый благоприятный период — первые шесть месяцев жизни, когда организму требуется меньше всего усилий для формирования этих полезных связей.

Эксперты отмечают, что не все области мозга одинаково восприимчивы к формированию нейронных связей в дальнейшем. Именно в первые три года эффективнее всего развивать органы чувств, эмоциональную сферу малыша, заботиться о развитии его речи, двигательных и социальных навыков.

Что касается развития интеллекта, то соответствующие области головного мозга включаются у детей ближе к трем-четырем годам, поэтому довольно бессмысленно заставлять годовалого/двухлетнего ребенка учить иностранные языки и заучивать какую-либо информацию, он пока просто физически не приспособлен для этого: его организм в это время учится совсем другим вещам. А вот игры с мячом, которые задействуют одновременно обе руки от плеч до кистей, способствуют развитию речи, и на втором году жизни в мозжечке малыша образуются так называемые клетки Пуркинье, которые отвечают не только за координацию движений, но и за быстроту мыслительных реакций. 

Подобные выводы ученых привели к пересмотру образовательных систем на государственном уровне. Так, в Великобритании введены специальные стандарты в области развития детей от года до семи лет, где основными приоритетами являются социально-эмоциональное, личностное и физическое воспитание, а также развитие речи. Математика, грамматика, музыка и другие предметы являются там специализированными — их преподают уже после того, как освоены приоритетные направления. В некоторых странах Европы у детей трех лет есть специальная дисциплина small talk, где дети учатся завязывать и поддерживать беседу в любой ситуации. А американские родители активно развивают коммуникативные навыки детей — ведь именно от навыков общения и умения социализироваться зависит, возьмут ли ребенка в один из лучших детских садов.

В целом детские сады и в России, и за рубежом предлагают огромное количество самых разнообразных методик раннего развития — комплексные, общеразвивающие и специализированные, обучающие. Разобраться в них не всегда бывает просто, мы рассмотрели плюсы и минусы пяти самых популярных методик.

Самые популярные методики 

Методика Гленна Домана

Гленн Доман, американский врач-физиотерапевт, работал над целой системой раннего развития, однако наиболее известным и доступным ее элементом стали карточки Домана — таблички с изображением крупных слов (именно целых слов, а не букв) и множеств (а не отдельных цифр). 

Плюсы: Тренировка зрительной памяти.

Минусы: Ребенок воспринимает слова, а не отдельные буквы, что плохо сказывается на его дальнейшем логическом развитии и умении творчески подойти к решению той или иной задачи. Недостаточная социализация детей.

Методика Baby Sensory

Эта методика была разработана в Великобритании и быстро стала популярна во многих странах мира, в том числе в России. Развитием малыша начинают заниматься с рождения. Программа Baby Sensory уделяет внимание физическому, эмоциональному и речевому развитию ребенка. Классы формируются с учетом возраста, поэтому заниматься по Baby Sensory можно с первых дней жизни малыша. Дети получают сенсорный и социальный опыт, а мамы — полезную информацию для развития ребенка. Малыши активно проявляют интерес к другим детям, по-своему общаются и даже заводят друзей на первом году жизни.

Плюсы: Отличная социализация и развитие навыков общения уже с первых дней жизни ребенка. Всестороннее развитие малыша — творческое, логическое, физическое и эмоциональное.

Минусы: Недостаточная распространенность программы в России.

Методика Макото Шичиды

Японский профессор Макото Шичида считал крайне необходимым стимулировать развитие правого полушария ребенка — творчества и интуиции. В основе его методики — показ слайдов на различные темы в течение 30–45 минут. Макото Шичида был уверен, что подобная стимуляция головного мозга у детей помогает развить гениальные способности и таланты. Как признавались участники экспериментов, весь процесс требует очень большого вовлечения мамы — как на этапе подготовки презентаций со слайдами (порядка сотни слайдов в день), так и во время вовлечения ребенка. Просто заниматься с ребенком в свободной игровой форме здесь не получится.

Плюсы: Родители проводят огромное количество времени с малышом, что благоприятно на него влияет.

Минусы: Излишне большое вовлечение мамы в процесс подготовки презентаций. Мало внимания уделяется развитию левого полушария, а следовательно, логике, моторике и аналитическим способностям. В методике присутствуют неоднозначные эзотерические элементы.

Методика Марии Монтессори

Самая популярная методика в России — именно по ней работает большинство детских садов и развивающих центров. Основная цель методики — развитие чувств, речи и понимания порядка. Игровое пространство включает в себя различные по форме и текстуре игрушки, которые ребенок должен выбрать для игры.

Плюсы: Малыши учатся быть внимательными и дисциплинированными, обучаются тактильному восприятию вещей. Благодаря играм на развитие мелкой моторики у детей хорошо развивается левое полушарие мозга, что в дальнейшем повышает их аналитические способности и логику.

Минусы: Минимальное внимание творческим способностям детей и, как следствие, плохое развитие правого полушария мозга. Дети не развиваются физически — мало спортивных игр. Плохая социализация детей — индивидуальные игры предпочтительнее коллективных, малыши становятся закрытыми. Активным и творческим детям методика просто противопоказана.

Методика Никитиных

Авторы методики — многодетные родители, которые в первую очередь старались научить детей самостоятельности. В основе —простые вещи: труд, близость к природе, естественность и практичное творчество. Родитель только создает малышу условия для развития, тогда как ребенок вправе сам сделать выбор, сколько и чем ему заниматься. Система строится по принципу «от простого к сложному» и заключает в себе набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Очень большое внимание уделяется физической составляющей — обязательны ежедневные зарядки, спорт, закаливание с самого рождения. 

Плюсы: Совместное развитие мамы и ребенка. Умственное и физическое развитие детей.

Минусы: Это не методика, а скорее образ жизни, который невозможно поддерживать в городских условиях. Мало внимания уделяется развитию коммуникативных навыков. Творчество исключается в принципе. Жестокие методы закаливания: обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу.


Обложка: tverdohlib — stock.adobe.com

Методики раннего развития детей. Какую выбрать?

методики раннего развития детейКаждая методика раннего развития имеет свои преимущества и недостатки. Но самое главное, методики не рождаются на пустом месте. Им предшествуют десятилетия напряженного труда, анализа и исследований людей, которые их создают. Поэтому вполне естественно, что каждая существующая методика раннего развития несет в себе большую ценность.

Не смотря на это, не стоит преувеличивать значение конкретной методики среди всех остальных. Не может быть прав кто-то один. Просто каждый педагог (психолог, доктор наук и т.д.) исследует какую-то одну область наиболее глубоко. А все остальные остаются за гранью его физических способностей. Именно по этой причине мы наблюдаем в мире множество методик раннего развития, каждая из которых способна вызвать наш интерес и помочь нам в развитии наших детей.

Самый лучший способ не растеряться при выборе лучшей методики развития детей раннего возраста – это перестать выбирать лучшую методику. Как бы вам не хотелось в это верить, но идеальной методики просто не существует. Здесь нужно быть мудрым — если вы хотите обеспечить своему ребенку гармоничное развитие с самых ранних лет, то вы должны уметь выбирать из каждой существующей методики самое ценное и приемлемое конкретно для вас и вашего ребенка.

Выбираем лучшее в каждой методике раннего развития

К примеру, методика Марии Монтессори утверждает, что современное образование душит в детях все их способности и таланты. А для того, чтобы эти таланты пробуждать и развивать, необходимы школы другого типа, в которых дети сами решают, чем они хотят заниматься больше всего. Если глубоко изучить теорию этого великого педагога, то, несомненно, понимаешь, что она абсолютно права. К тому же, ее долгий опыт обучения умственно отсталых детей и потрясающие результаты, которые давали дети после обучения, говорят сами за себя. Если педагог смог превратить умственно отсталых детей в интеллектуально развитых личностей с гармоничным осознанием собственного «я», то что можно говорить о здоровых детях, которые обучались по ее системе? Конечно, не каждый из них становился гением, но процент гениальности среди них гораздо выше, чем у детей в обычных школах.

Итак, изучив методику Монтессори, вы пришли к выводу, что это именно то, что вам нужно. Но есть одна проблема — в вашем городе нет ни одной школы-Монтессори. К сожалению, во многих городах нет таких школ. И что же делать? Во-первых, начать заниматься с ребенком самостоятельно по книге Монтессори. И чем раньше, тем лучше – ведь школы Монтессори предназначены для детей с 1,5 лет! Подготовьте все необходимые обучающие материалы (у нас на сайте описаны все занятия Монтессори и материалы к ним) и занимайтесь с ребенком каждый день. Поверьте, при регулярных занятиях и правильном подходе (не заставляя ребенка, а предоставляя ему выбор) вас ждут очень хорошие результаты уже к началу школы. Среди своих сверстников ребенок будет заметно отличаться любознательностью, самостоятельностью и стремлением к получению новых знаний.

Запомните важную деталь – это не методика способствует развитию вашего ребенка, а сам ребенок как губка поглощает все, с чем вы его знакомите. Чем больше разнообразных обучающих материалов окружает ребенка, тем большее количество информации он получает. Если вы к материалам Монтессори добавите презентации Глена Домана и будете чередовать занятия, то это еще лучше скажется на общем развитии ребенка. Ведь обе эти системы рассчитаны на развитие малышей практически с пеленок. У каждой из них есть свои огромные плюсы. Если методика Монтессори сконцентрирована больше на практических навыках ребенка, то карточки Глена Домана ускоряют и совершенствуют процесс развития памяти. Кубики Зайцева помогают научиться читать с 3-х лет без особых усилий со стороны ребенка и его родителей. Методика Никитиных направлена на одновременное развитие физической и интеллектуальной активности малыша с первых дней его жизни. Этот список можно продолжать до бесконечности, но суть остается одна – каждая методика позволяет развивать детей с самого раннего возраста за счет тренировки конкретных особенностей развития детского организма.

Есть такая пословица «С миру по нитке – голому рубаха». То же самое можно сказать и про методики раннего развития. Если с каждой методики взять основную мысль и применять ее в развитии своего ребенка, то через несколько лет в мире появится еще один гений, родителем которого являетесь вы…

Статья (младшая группа) по теме: Современные методики раннего развития: что выбрать

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ:               ЧТО ВЫБРАТЬ

Практически сразу после рождения ребенка многие родители подбирают ту или иную методику развития для него. Мы подготовили обзор некоторых современных методик развития, который поможет вам с выбором.

Многие методики названы в честь их основателей, потому что известные педагоги посвятили их разработке всю свою жизнь.

Методика Монтессори

Мария Монтессори разработала педагогическую систему, состоящую из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель.

В основе этой системы — ребенок и его естественные желания. Вокруг него создается необходимая среда, в которой он самостоятельно живет и учится, а учитель наблюдает и помогает, когда это требуется.

Главное в методике Монтессори — помогать ребенку делать все самостоятельно. Развитие по этой системе широко распространено, а Марию называют настоящим реформатором педагогики.

Методика Глена Домана

Основа этой методики — преобладание зрительной памяти над всеми остальными способами познания мира. С рождения детям показывают серии карточек из разных отраслей жизни.

По мнению Домана, такое опережающее обучение стимулирует разностороннее развитие мозга и помогает ребенку опережать в развитии своих сверстников.

У системы немало и противников, ведь она крайне трудоемка и отнимает у ребенка очень много времени. Дети, занимающиеся по этой методике, пассивно запоминают информацию, не развивая при этом физические, творческие и исследовательские способности.

Методика Лазарева

Профессор Михаил Лазарев — автор идеи пренатального воспитания и создатель серии программ для развития детей от зачатия до 12 лет.

Суть метода — в согласовании телесного и умственного развития при помощи музыки. Исследования Лазарева доказали, что особое музыкальное воспитание позволяет ребенку задействовать все основные сферы организма и раскрыть врожденные способности.

Серьезную научную методику довольно сложно изучить самостоятельно, поэтому сразу после рождения можно начинать заниматься дома, подписавшись на готовую развивающую программу — коробочки Бимбаскет. Это специальная подписка на наборы с игрушками, музыкой и заданиями, разработанными профессором.  

Методика Никитиных

Борис и Елена Никитины — родители семерых детей, педагоги-новаторы, создатели эффективной системы развивающих игр.

Никитины считали, что использование развивающих игр с самого раннего возраста дает возможность развивать в ребенке природные способности, активно мыслить, самостоятельно решать постепенно усложняющиеся задачи. Обязательное условие успешного развития с помощью игр — непосредственное участие родителей.

Методики Зайцева

Николай Зайцев — создатель многочисленных развивающих пособий для детей. Наиболее известны Кубики Зайцева, основанные на потребности ребенка в игре, на системной подаче материала.

Это различные по цветам и размерам звучащие кубики, со всеми складами русского языка, помогающие ребенку научиться читать уже с первых занятий.

Вальдорфская методика

Вальдорфская методика вызывает немало споров и разногласий. В ее основе воспитание ребенка через наглядный пример и подражание взрослому, создание творческой атмосферы, совместные сюжетно-ролевые игры.

В развитии детей большая роль отводится культурным и народным традициям, развлечениям и праздникам. Последователи Вальдорфской методики начинают обучение и стимуляцию интеллекта с 7 лет, что не совпадает с принципами современного дошкольного образования.

Методика Ибука

Методика Ибука основана на раннем развитии детей. Ее основатель, Масару Ибука, автор нашумевшей книги «После трех уже поздно», придерживается теории раннего развития ребенка.

По мнению автора, именно до трех лет детский мозг наиболее восприимчив к новым знаниям. Дети впитывают новые материалы, как губка, и становятся более развитыми, чем их сверстники.

Программа развития для каждого ребенка выстраивается по индивидуальной схеме. При этом предлагаются для изучения и сложные даже для взрослых вещи, так как ребенку все-все кажется в новинку.

Как же выбрать методику, подходящую именно вашему малышу? Универсального ответа нет. На самом деле все дети разные и нет единой правильной методики по развитию ребенка.

Единственное, в чем сходятся все педагоги, — это мнение, что ребенком нужно заниматься. А начать довольно просто, скажем, с наборами Бимбаскет — это готовое решение для гармоничного развития ребенка с ежемесячной доставкой на дом.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»