Консультация (старшая группа) на тему: Старший возраст- какой он?
«Старший дошкольный возраст – какой он? »
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.
Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста, нельзя упускать эти возможности. Успехи ребёнка в подготовительной группе или школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.
Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.
Дети 6-го года жизни могут точно выполнять правила подвижной игры, более длительно рассматривать книги, рисовать, лепить. В связи с этими особенностями продолжительность образовательной деятельности теперь составляет не 18 минут, как в средней группе, а 25 минут.
У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Благодаря более богатому детскому опыту становится содержательным воображение. Всё это надо развивать как в детском саду, так и дома.
Очень важно заботиться о развитии мышления и речи детей, необходимо отвечать на детские вопросы, которые выражают интерес к причинно-следственным связям (почему? зачем, выслушивать их рассказы о замыслах и стремлениях (что и как будут делать, во что играть и т. д.) .
1. Жизнь детей этого возраста значительно эмоциональнее, богаче, чем на предыдущем этапе, их чувства более глубоки и продолжительны. Появляются зачатки интеллектуальных чувств. Эстетические переживания детей разнообразны – их радует красота в природе и обстановке, они испытывают удовольствие от хороших песен, картин, стремятся внести элементы красоты в свои рисунки, игры.
2. Особенное развитие получают нравственные чувства –Нравственное развитие дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает нравственные нормы и правила .
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость .
3. Часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Формируются основные черты характера ребенка, «Я»-позиция. Уже можно понять, каким будет ребенок в будущем.
4. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Родители являются примером для детей, поэтому, если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка .
5. Выделяем 5 основных принципов влияния родителей на ребенка .
1. Родители являются основным источником жизненного опыта.
2. Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания .
3. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения .
4. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка .
5. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе .
6. Причиной серьезных нарушений поведения детей являются:
Борьба за внимание
Борьба за самоуважение
Потеря веры в собственный успех
Ребенку не хватает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Дети часто обижены на родителей. Причины могут быть разными.
7. Уважаемые родители, посещая группу, участвуя в ее деятельности, вы имеете возможность больше узнать об интересах, пристрастиях, некоторых причинах поведения своего ребенка.
У ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, когда кто-то из членов его семьи принимает участие в жизни детского сада, даже если оно носит редкий и непродолжительный характер.
Осознавая ценность активного участия родителей в жизни группы, мы ждем вас в качестве партнеров, участников, содеятелей!
Итак, учитывая названные выше возрастные особенности детей 6-ого года жизни, необходимо осуществлять следующие задачи:
• развивать движения детей, добиваться большей их координации, точности, быстроты;
• воспитывать самостоятельность и быстроту движений при самообслуживании;
• расширять представления детей об общественной жизни, природе, труде взрослых, воспитывать правильное отношение к ним;
• воспитывать умение удерживать цель, следовать указаниям взрослого, сосредоточенность и целеустремлённость;
• формировать у детей отдельные понятия, развивать логическое мышление;
• развивать связную речь детей;
• совершенствовать художественные умения в рисовании, пении, танце, чтении стихов, пересказывании сказок, рассказов, обогащать эстетические восприятия и переживания;
• воспитывать у детей навыки коллективного труда
• развивать произвольное управление детей своим поведением.
Старшая группа детского сада — переходный период
Пройдя все подготовительные этапы, собрав неимоверную кучу поделок, если вам хватило терпения и фантазии все это аккуратно складировать, могу вас поздравить – теперь Вы в ожидании поступления в школу своего чада! Старшая группа детского сада – заключительный этап беззаботного детства* с поднадоевшими тихими часами и рвением в школьные стены – детям они кажутся чем-то таким большим и неприступным, близким к той далекой взрослой жизни, когда *можно делать то, что хочется* — особенно, ложиться позже всех – какое это счастье…
Возраст детей старшей группы детского сада
Совсем уже нешуточный возраст детей старшей группы детского сада – с 6-7-и лет, с собственным мнением и устоявшимся складом характера – эти дети только — только стоят у открытия дверей огромного мира! И хорошо, если эти дети впитали в себя все самое светлое, что попытались им привить воспитатели и родители дома в предыдущих группах
Программа старшей группы детского сада
Программа в старшей группе все больше направлена на образование ребят, тут уже начинается изучение английского языка, а к концу детского сада дети должны уметь выводить буквы и цифры, в первом классе, как бы то ни было – принимают уже умеющих читать и писать, так сказать, идет проверка знаний, а не их получение, как это было в прошлые года.

Обучение уже не то…
Дети должны уметь не только писать и читать, но и иметь основы знаний вычитания и сложения, более того – заучиванию небольших стихотворений, пересказыванию изложенного педагогом материала, четко излагать свои мысли и даже ориентироваться в социуме. Вот такие строгие требования к детям современного века.
И это не говоря о самостоятельности и находчивости – ребенок в школе будет неожиданно удивлен, если резко останется без опеки взрослых – так что подготовить ребенка совсем нелишне. Мой сын, например, пошел в этом году в первый класс, и если по обучающей программе все более-менее успешно, то в плане собранности – у него полный крах(. Сыночек может потерять абсолютно все – от канцелярии (да Бог уж с ней, я почти смирилась), до школьных штанов, придя в спортивной форме домой. Посмотрим, что будет дальше и без чего он придет во втором классе))). Лишь бы голова была на месте, остается надеяться мне.

Очень редкое фото с сыном из самейного архива). Уже 7 лет…
Дидактическое пособие своими руками для детского сада старшей группы
Пособия для обучения – незаменимый материал в процессе подготовки к школе. Выполняя дидактические пособия своими руками – педагог не только вкладывает свою душу, но и создает оригинальную образовательную игру, которую невозможно повторить! Интересные пособия, выдуманные взрослым, помогут не только закрепить знания, но и развивают естественным образом интерес к творчеству и любовь к чужому труду.
Помните, какая у нас была довольно скучная программа обучения?( Сейчас же, имея простор и материалы для фантазии, когда можно варьировать между установленным образцом пособий – воспитатели умудряются из вполне скучного задания сделать увлекательную игру, способную на целый час занять детей).
Сценки для детей на праздник осени в детском саду
Как же скучно было бы в детском саду без различных проведений праздников!) Только дай повод вы4учить стихотворение и выдайте девочкам нарядные платьица – как веселый хоровод из счастливых детей вновь готов к осмотру родителями.
Традиционно, осенью проводятся осени балы или праздник осени – кому как больше нравится. Кто-то организует концерт для родителей, а кто-то выходит группой во двор дет сада и радуется осени там.
Сценки на праздник осени обычно содержат тематические стихотворения и театральные постановки, характеризующие повадки лесных животных, сбор урожая и подготовку к зиме. Зачастую воображение детей самостоятельно помогает воспитателю доработать сцены для праздника – в старшей группе это вполне допустимо.
Поделки осенние в детский садик
Как обычно, осенью проходит целый фестиваль поделок на осеннюю тему – родители и дети не стесняются в выборе материалов и создают шедевры из рубрики «кто на что горазд». Как и в любом творчестве – стоит только сесть создавать шедевр – как мысли сами найдут свой выход и успешно воплотятся в оригинальную идею.
Одну из осенних поделок и я с дочкой придумала за считанные минуты.
Оформление и интерьер старшей группы
Хоть и группа старшая в детском саду, не надо забывать, что все же в детском саду – дети!) И оформление группы должно соответствовать детскому воображению.
В спальне или ее зоне, если группа нераздельная, можно разместить изображения спящих животных или сказочных персонажей, с зоне обеда – декоративные панно с обеденными принадлежностями, а игровой зоне просто необходимы всевозможные органайзеры для игрушек, дабы воспитывать собранность и упорядоченность.
В оформлении интерьера старшей группы приветствуются разнообразные и фактурные материалы, в том числе и природные сезонные наглядные детали. Замечательно, если интерьер в группе будет видоизменяться, хотя бы немного). Эта забота лежит не только на плечах воспитателя, но и держится на инициативе родителей!

такими бывают детские сады)
Консультация (старшая группа) по теме: Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5-6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, что связано с возрастающей физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых.
Формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.
Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра, раньше-позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже и т.д.
Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах.
Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.
Продолжается совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р].
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.
Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.
Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.
Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.
Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.
Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает самооценку ребенка, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.
Статья на тему «Психолого-педагогическая характеристика старшей группы детского сада»
Психолого-педагогическая характеристика старшей группы детского сада
За время прохождения производственной практики все дети показали себя как добрые и неконфликтные. Почти у всех детей эмоциональные реакции адекватны; преобладающее настроение жизнерадостное. Дети добрые, веселые, дружелюбные. Большинство любят играть в малоподвижные, сюжетно-ролевые игры, помогать взрослым, девочек в группе меньше, чем мальчиков. Любят лепить, рисовать красками, строить из песка и строительного материала, конструировать, самостоятельно изготавливать из бросового материала себе атрибуты для игр.
У детей отмечается наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете, соответствующее их возрасту.
Дети активно взаимодействуют как со сверстниками, так и взрослыми. Некоторые дети, находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, быстро утомляются. Не умеют поддержать игру, принять роль.
У всех детей в группе привиты навыки самообслуживания могут самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться, пользоваться столовыми приборами.
Все дети развиты физически.
Волевое начало в действиях детей проявляется в продуктивной деятельности. В большинстве работают внимательно, проявляют интерес. Доводят начатое дело до конца. Бывают случаи, когда не сразу воспринимают требования воспитателей. Некоторые воспитанники нуждаются в многократном повторении словесных указаний и контроля. Но в целом все выполняют правила распорядка жизни группы. Познавательно достаточно активны.
Затруднений в ответе на простые вопросы нет. Достаточно сформированы графические навыки. Неплохо развита мелкая моторика. На занятиях создается благоприятная эмоциональная обстановка. Объем знаний об окружающем мире достаточно высокий. Речь всех детей понятная, внятная, словарный запас довольно богат.
Большинство детей из благополучных семей. 3 ребенка из многодетных семей, 1 из неблагополучной.
Есть дети, которым в семье разрешается ничего не делать, где за ребенка всё делают взрослые и никаких требований к ребенку не предъявляют. Поэтому я испытывала трудности в формировании у таких детей культурно-гигиенических навыков, навыком самообслуживания и приобщения их к трудовой деятельности. В процессе обсуждения с родителями данного вопроса мы пришли к согласию, что необходимо предъявлять к ребенку одинаковые требования как со стороны сада, так и в семье для воспитания у него самостоятельности и чувства ответственности.
Есть гиперактивные дети и дети, имеющие заболевания ЦНС.
Могу отметить игры, в которые мы с детьми регулярно играли, и я смогла отследить результат через некоторое время. Это словесные игры, игры-небылицы, игры-нелепицы. Данные игры хороши тем, что развивают чувство юмора, связную монологическую речь, наблюдательность и аналитическое мышление. Ведь, чтобы понять, что бывает в жизни, а чего не бывает, как должно быть правильно, детям нужно проанализировать свой жизненный опыт, всё, что они видели, слышали, чувствовали, знают.
Игры на развитие слухового внимания «Узнай по голосу», «Испорченный телефон». Дети 6-7 лет хорошо определяли на слух голоса сверстников. Детям помладше это удавалось реже. Игра любима детьми многих поколений. В ходе игры мы с детьми научились говорить друг другу слова тихо, но внятно.
Особо хочется отметить игру «Русское лото», в которую мы играли в течение месяца. Если в начале практики у детей основными трудностями было правильно прочесть число, назвать его; внимательно следить за ходом игры, не отвлекаться, довести игру до конца, то теперь ребята способны длительно сосредотачивать свое внимание на игре и доводить ее до логического завершения. Дети называют числа с легкостью, играют с удовольствием, сами являются инициаторами данной игры.
Конструирование из крупногабаритных модулей и конструктора Лего вызвало у детей большой интерес. Дети конструировали с удовольствием, общались между собой в процессе строительства. Выполняли свои работы старательно, аккуратно, творчески подходили к составлению композиции, делились своими идеями с другими детьми, предлагали свою помощь отстающим детям, с удовольствием рассматривали работы сверстников, обсуждали работы, делились мнением. Основной трудностью был подбор необходимых по размеру деталей и способов соединения деталей.
Особенно хочется отметить игровую деятельность детей. Практически все ребята научились соблюдать правила подвижных, дидактических и прочих игр, не обижаться, если их поймали, требовать от других детей соблюдения правил в ходе игр, чередовать подвижные игры с менее активными, например, «Съедобное-несъедобное», «Светофор».
Во время игровой деятельности я обращала внимание детей на безопасность передвижения во время бега; предлагала максимально освободить пространство для игр от машинок и самокатов, которые могут стать препятствием на пути; рекомендовала соблюдать дистанцию между участниками игры, чтобы не сталкиваться; если произошел конфликт, решать его быстро и спокойно, без ссор и драк; своевременно обращаться к воспитателю за первой медицинской помощью в случае ушибов, ссадин, травм.
Обращала внимание детей на то, что во время игры нужно задействовать все игровое пространство, а не толпиться возле «домика», иначе лову будет трудно поймать игроков, и это будет нечестно; важно приходить друг к другу на выручку, что особенно характерно для игры «Чай-чай, выручай».
Объясняла детям, что играть в игры нужно всем вместе; что в роли водящего должен побывать каждый участник; что нельзя прекращать игру без согласия всех игроков; что некрасиво во время игры обзываться на других участников, даже если что-то не получается, тем более обижаться и выходить из игры по причине обиды. Рекомендовала детям следить за своим самочувствием и в случае переутомления, усталости, необходимости посетить туалет выйти из игры по определенным правилам, уведомив об этом всех игроков. Дети играли в игры с удовольствием и азартом. Бывали ссоры и обиды, падения и слезы. Но все ситуации удавалось разрешить мирным путем.