Таблица Зайцева
Сегодня существует огромное множество различных систем раннего развития детей, каждая из которых имеет свои преимущества. Одна из них была создана известным петербургским педагогом Н.А. Зайцевым.
Методика обучения малышей по системе Зайцева основана на использовании элементарных частей речи – складов. Склад может представлять собой:
- пару согласная буква + гласная буква;
- пару согласная буква + твердый или мягкий знак;
- одна буква.
Многим родителям уже известны кубики Зайцева, на гранях которых изображены речевые склады. С помощью этого пособия детки очень быстро учатся читать, составляя слова из элементарных частиц. Все кубики различаются по 46 признакам, благодаря которым малыш сможет получить полное представление об окружающих его звуках.
Между тем, методика Зайцева включает в себя не только кубики, но и таблицы по чтению, которые также очень удобно использовать для обучения детей звукам и слогам, начиная с самого раннего возраста.
Слоговые таблицы Зайцева для чтения
В таблицах Зайцева, предназначенных для обучения чтению, изображены все те же склады. Обыкновенно такие пособия располагают на стене в месте, где ребенок проводит максимальное количество времени. Слоги в таблице Зайцева № 1 располагаются по системе «звонкие-глухие» и «мягкие-твердые», благодаря чему малыш сразу же начинает понимать разницу между определенными звуками.
Слоговая таблица Зайцева № 2 представляет собой 5 алфавитных блоков, которые выполнены разными цветами. Здесь выводятся как изображения букв, так и их названия.
При использовании слоговых таблиц одновременно с кубиками, ребенок в возрасте 4-6 лет может научиться читать буквально за 3-4 занятия.
Кроме того, комплекс пособий Зайцева включает в себя и таблицы для обучения детей счету.
Методика счета с использованием таблиц Зайцева
Для детей с 3 лет предлагается таблица Зайцева в виде числовой ленты с разрезными карточками с изображением чисел от 0 до 99. Выучив простые цифры, дети переходят к обучению арифметическим действиям с числами первой сотни.
Кроме того, с помощью подобных таблиц малыш сможет научиться записывать трехзначные и многозначные числа, а также делить их и умножать.
Таблица Зайцева
Если ваше чадо не приемлет сидячий, скучный образ обучения, тогда методика Зайцева – это то, что вам нужно. С ее помощью обучить письму и чтению можно даже самых маленьких непосед. Как правило, специализированные занятия проводят в школах раннего развития, однако, постичь первые азы можно и дома. Для этого родителям следует приобрести пособие Зайцева, которое состоит из кубиков и слоговых таблиц для чтения.
Учитывая возрастные особенности развития самых маленьких учеников, Николай Александрович предложил начать обучение со знакомства с элементарной речевой единицей, то есть со складом. Именно пары из согласной и гласной букв изображены на кубиках и слоговых таблицах Зайцева. Кубики отличаются по размеру, весу, цвету и звучанию, такое разнообразие позволяет ребенку получить полное представление об окружающих его звуках. Одновременно с кубиками применяются таблицы Зайцева по чтению, на которых размещены все те же слоги (склады). По ним ребенок учится составлять слова и пропевать их.
Рекомендации по использованию слоговых таблиц для чтения Зайцева
На первый взгляд может показаться, что таблицы не так важны, как кубики. Но, как утверждает сам Зайцев Н.А., только комплексное использование таблицы со слогами (складами) и самих кубиков, даст быстрый и положительный результат. К примеру, малыши 4-6 лет учатся читать уже после 3-4 занятий. Если обучение проводят в группах, то таблицы вешают высоко, дабы избежать нарушений осанки и зрения. В домашних условиях для одного или двоих детей их лучше размещать в месте, где малыши проводят максимальное количество времени.
В таблицах размещены слоги по системе «звонкие-глухие» и «мягкие-твердые», а также знаки препинания, математических действий и цифры. Таким образом, методика подразумевает обучение не только письму и чтению, но и счету, дает представление о составе числа, операциях сложения и вычитания.
Подготовка к школе.Кубики Зайцева. Как устроены таблицы и для чего они нужны?
Когда мне предложили вести занятия по кубикам Зайцева в центре развития дошкольников, мне для ознакомления вручили кассету «с попевками» по таблицам. На кассете мужской голос (сам Николай Александрович Зайцев — ?) пропевал «»ЗУ», «ЗО»,ЗА», ЗЭ»,»ЗЫ»,»З»,»ЗЮ», ЗЁ»,ЗЯ»,ЗЕ»,ЗИ»,»ЗЬ». Мои дочери, услышав это пение, дико хохотали. Это и вправду было довольно смешно. Но когда мы это пропеваем с детками, при этом показываем на нужный слог указкой и на последний слог или подпрыгиваем, или хлопаем в ладоши — это здорово! Это весело, это интересно, а главное — «попевки» действительно «работают», помогают дошкольникам запоминать, как читаются слоги!
Я уже рассказывала о том, что на золотых кубиках «живут» гласные буквы, на железных «живут» звонкие согласные, на деревянных глухие согласные . В таблице представлены «развёртки» кубиков — рядом располагаются «развёрнутые» большой и маленький кубик. То есть все возможные слоги согласной буквы — сначала те, где согласный звук твёрдый (ЛУ, ЛО,ЛА,ЛЭ,ЛЫ,Л), а потом те, где согласный звук мягкий (ЛЮ,ЛЁ,ЛЯ,ЛЕ,ЛИ,ЛЬ).
А теперь посмотрите на общий вид таблицы.Как вы видите, в верхней части расположены звонкие согласные, а глухие согласные — в нижней части. Очень важно, что парные по звонкости — глухости согласные (В-Ф, З-С,Б-П и т.д.) расположены друг под другом! Потому что эти пары помнить необходимо! А если выше или ниже столбиков с согласным нет его пары — это согласные непарные по звонкости — глухости. Всё наглядно! Пары нет у звонких согласных Й, Л, М, Н, Р и у глухих согласных Ч, Щ, Ц. Ещё в таблице, как вы видите, слева от согласных располагаются гласные. В первом столбике — гласные первого ряда (это гласные, которые НЕ смягчают стоящий перед ними согласный : МУ, МО,МА и т.д. , во втором столбике — гласные второго ряда (это гласные, которые смягчают стоящий перед ними согласный (МЯ,МЁ,МЮ и т.д.)).
Что ещё есть в таблице? Слоги вида «Бум, бом, бам …бюмь,бёмь, бямь… — в верхней части таблицы, слоги вида «Пуф, поф,паф… пюфь,пёфь,пяфь…» в нижней части таблицы , под ними — ягодки — клубника и земляника. Для чего они нужны? Они помогают ребёнку понять, насколько широко мы открываем рот, когда произносим слоги с гласными первого ряда или
Ещё имеется «Уголок» со знаками препинания.
Также в таблице есть «уголок» с цифрами, элемент математики на занятии
по обучению грамоте. Очень полезная вещь !
Теперь расскажу о таблице № 2.
Таблица № 2 объединяет парные согласные. Сверху вниз расположены согласные, парные по звонкости — глухости, слева и справа — пары согласных, парных по мягкости -твёрдости. Слева идут слоги с твёрдыми согласными, справа — с мягкими согласными. Сразу видно, что Ж,Ш,Ц не имеют мягкой пары. Значит, если вы уделите занятиям по таблицам достаточно внимания, ваш ребёнок, выполняя фонетический разбор слова (на дошкольной подготовке или в школе), вспомнит — эти согласные всегда твёрдые (обозначаются синим цветом — кружочек,треугольник, квадратик или подчёркивание — зависит от программы). А Й,Ч,Щ — не имеют твёрдой пары, они всегда мягкие (обозначаем зелёным цветом).
Зачем нужны таблицы к кубикам Зайцева? Их надо приклеить на стену (около двух метров в ширину). На первых порах, когда ребёнок только учит буквы и пытается объединять их в слоги, читать слоги, рекомендую вам «пропевать» таблицы. Заведите длинную указку (если вы купите её вместе с ребёнком, или украсите вместе с ребёнком палочку из леса, интерес вашего малыша к занятиям возрастёт). На своих занятиях мы с учениками называем её «Волшебная палочка » — потому что она поможет нам совершить волшебство — научиться читать и писать. И, показывая указкой на слоги, пойте их вместе с ребёнком. Сначала — сверху вниз ( лу-ло-ла-лэ-лы-л,л, лю-лё-ля-ле-ли-ль,ль) — для ритма последнюю букву повторяем два раза). Я пою «на мотив» распевки «до-ре-ми -фа -соль-соль». Позже можно пропевать отдельные группы слогов (например, все слоги с буквой «А», все слоги с буквой «О» и т.д.)
Смысл в том, чтобы ритмично передвигать указку и называть нужный слог. Делайте так, как вам удобнее — возможно, вы будете петь каждое утро и перед сном, а если вы не ходите в садик, вы можете петь по настроению, когда вам захочется — главное, чтобы это нравилось вам и ребёнку, чтобы это было весело. Чем младше ребёнок, тем непосредственнее и веселее должны проходить ваши занятия!
Разговор о методике занятий по кубикам Зайцева мы продолжим. Желаю вам интересных и полезных занятий с вашими детишками!
Комплект пособий для обучения чтению.
Комплект пособий создала, опираясь на традиционную систему обучения чтению и на свой личный опыт работы с дошкольниками по обучению чтению.
Пособия созданы только для личного пользования. Всё это я применяю на занятиях с дошкольниками. Результаты хорошие.
Состав комплекта.
- Букварь+ рабочая тетрадь.
- Приложение к Букварю — слоговые таблицы и слова для отработки техники чтения.
- Карточки-картинки для выделения первого звука в слове (первого слога в слове).
- Карточки-буквы разрезные. Заглавные и строчные. Гласные обозначены красным цветом, согласные синим. Непарные мягкие согласные — зелёным.
- Карточки-картинки для упражнения «Запиши слово из 3-х букв, из 4-х букв, из 5-и букв» и шаблоны с окошками для письма слов.
Букварь и Приложение в формате pdf и Word (можно вносить изменения). Остальные пособия только в формате pdf
Но, если у вас нет возможности распечатать пособия, то можно использовать их и в электронном формате, демонстрировать на экране. Лично я пользуюсь только реальными пособиями, а компьютер на занятиях не применяю, принципиально.
Подробнее о букваре:
Порядок изучения букв в букваре (такой же, как у Н.С. Жуковой):
Каждая страница форматом А4. Первые буквы — Аа, Уу, Оо занимают по одной странице. Дальше на каждую букву отвела по две страницы.
На одной странице разместила картинки для выделения первого звука в слове. Ниже, буквы очень крупным шрифтом. На второй странице материал для чтения — слоги, слова, тексты. Сначала материал для чтения идёт крупным шрифтом, позднее шрифт уменьшается.
На каждую изучаемую букву есть страничка рабочей тетради. Здесь тоже картинки для выделения первого звука. Дальше поле в клетку. Размер клеточек стандартный, как в обычной школьной тетради. На этом поле в клетку учу писать изучаемую букву — печатную. Ещё здесь пишем слоги, слова.
Далее, на рабочей страничке или раскраска, или занимательное задание по теме.
СКАЧАТЬ БУКВАРЬ: https://yadi.sk/d/mTj8eIR1nmD9Bg
Очень прошу, не размещайте мои пособия на других сайтах. Я их отдаю ДАРОМ только для личного пользования.
Приложение к букварю.
Слоговые таблицы и слова для отработки техники чтения:
Приложение начинается с буквы «Х». Здесь слоговые таблицы, слова, тексты для отработки техники чтения. На каждую букву отведено сначала по одной странице, позднее по две страницы.
СКАЧАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ: https://yadi.sk/d/jG-Ma5bOyHuEvQ
Карточки-картинки для выделения первого звука
(позднее, первого слога) подобрала по несколько штук на каждый звук.
Образец карточек:
СКАЧАТЬ АРХИВ С КАРТОЧКАМИ: https://yadi.sk/d/oAlmbKCEcQplQg
Карточки-буквы.
Все буквы печатного русского алфавита, заглавные и строчные. Гласные обозначены красным цветом, согласные синим. Непарные мягкие согласные — зелёным цветом. В комплекте есть необходимые знаки препинания. Эти карточки я использую в первую очередь для письма слогов, слов и предложений. Учу писать с проговариванием, обязательно. Карандашом или ручкой много слов шестилетний ребёнок не напишет. А вот с помощью карточек-букв ребёнок на одном занятии легко записывает десяток слов и предложения.
СКАЧАТЬ КАРТОЧКИ-БУКВЫ: https://yadi.sk/d/6lVzs0e_ZL56TQ
Есть у меня ещё и карточки-слоги. Высота этих карточек такая же, как у карточек-букв. В комплекте открытые слоги с заглавной буквы и со строчной.
СКАЧАТЬ КАРТОЧКИ-СЛОГИ: https://yadi.sk/d/xoTDGgL6XwLiLw
Карточки-картинки для упражнения «Запиши слово из 3-х, 4-х, 5-и букв»
Образец карточек-слов (разрезных) для записи слов из 4-х букв:
К этому упражнению я дополнительно использую, первое время, шаблоны с окошками, чтобы ребёнок не пропускал буквы. На шаблоне окошки такого же размера, как и карточки-буквы разрезные.
СКАЧАТЬ ПОСОБИЕ: https://yadi.sk/d/ZgbnxMbhVJOMyg
Состав комплекта.
- Букварь+ рабочая тетрадь.
- Приложение к Букварю — слоговые таблицы и слова для отработки техники чтения.
- Карточки-картинки для выделения первого звука в слове (первого слога в слове).
- Карточки-буквы разрезные. Заглавные и строчные. Гласные обозначены красным цветом, согласные синим. Непарные мягкие согласные — зелёным.
- Карточки-картинки для упражнения «Запиши слово из 3-х букв, из 4-х букв, из 5-и букв» и шаблоны с окошками для письма слов.
Очень прошу, не размещайте мои пособия на других сайтах. Я их отдаю ДАРОМ только для личного пользования.
С уважением, Антонина Алексеевна.
Как я использую комплект пособий для обучения чтению
Пособия-карточки «Вставь пропущенную букву, слог»
Наше новое пособие — таблицы Зайцева для чтения (ссылка для скачивания) — запись пользователя Алина (kAlinka2011) в сообществе Игры с детьми в категории Школа дошколят (все о изучении букв, цифр, развитии логики, памяти, воображения, мышления)
таблицы к кубикам зайцева скачатьВсем доброго времени суток!!!
сегодня у нас на стене появилось новое пособие - ДОМА И СТЕНЫ УЧАТ! я уверена в этом)
таблицы эти лежали у меня в компе уже не 1 год и вот их час настал!!! я не помню источника, это давно было, но вы можете скачать их у меня.
играем мы с ними очень просто - либо Сережа стреляет в нужную букву из пистолетика, либо мы по очереди светим лазерной указкой и поем слоги. светить указкой Сереже очень нравится)
слоги запоминаются сами собой, как песня. кубиков Зайцева у нас нет, но одна замечательная мама Оля посоветовала купить вот такие КУБИКИ. бюджетно и неплохо. как они к нам приедут, я вам их покажу, если интересно.
Кубики-Азбука
После этого мы еще позанимались по тетрадкам KUMON о них надо рассказать отдельно, я их не покупала, а скачивала англоязычные.
а еще позанимались по книжке Земцовой Цвета и формы, как то Сережа ее хорошо воспринял, хотя наклейки как то разлюбил в последнее время.
а тут аж раскрасил машинки! и сделал задание от начала и до конца, очень сосредоточенно. раскрашивать он вообще не любит.
ЦВЕТА И ФОРМЫ 3-4
плакаты я приклеила на малярный скотч, но это плохой вариант и они отвалятся.
лучше взять вот такие штучки
или что то подобного плана. они многоразовые, не портят поверхность и держат плакаты, которые обычно тяжелые и отваливаются от стен.
и чуть не забыла ссылки для скачивания!!!
таблицы для распечатки
последовательность развешивания
хороших вам игр!!!
Обучение математике по методике Зайцева
Академик Зайцев Николай Александрович предлагает свою методику обучения математике малышей с 2-х, 3- летнего возраста. По предлагаемой методике трех-четырехлетки знакомятся сразу с первой сотней, находят любое число на числовой ленте, к пяти годам решают задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах не менее ста, знакомятся с умножением и делением, выучивают таблицу умножения, учатся прочитывать и записывать многозначные числа, знают названия геометрических фигур и, естественно, идут дальше.
Из целого ряда пособий, специально разработанных для обучения математике по системе Зайцева, основным является комплект методических пособий под названием «Тысяча. И ещё…». Таблиц из комплекта «Тысяча. И ещё…» достаточно, чтобы дома, в группе или классе к семи-восьми годам пройти программу начальной школы по математике без учебников.
Тысяча. И ещё…
По предлагаемой методике трех-четырехлетки знакомятся сразу с первой сотней, находят любое число на числовой ленте, к пяти годам решают задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах не менее ста, знакомятся с умножением и делением, выучивают таблицу умножения, учатся прочитывать и записывать многозначные числа, знают названия геометрических фигур, получают представление о многогранниках и, естественно, идут дальше.
С лентой Часики научимся время по часам определять, с дробями познакомимся, острыми, прямыми, тупыми углами и их градусными мерами.
Заказать учебные пособия для обучения детей математике по системе Зайцева из комплекта «Тысяча. И ещё…» можно на официальном сайте методики — http://www.metodikinz.ru. В данной статье, раздаточный и методический материал по методике представлен в ознакомительных целях.
Числовая лента. Числовой столб. Карточки

Числовой столб + числовая лента (квадратики)
Скачать (.docx 79Kb)
Инструкция по распечатке:
Самодельный числовой столб (квадратики). Числа изображены относительно сотни. Распечатывается в двух экземплярах на бумаге А4. Из одного склеивается плакат, второй разрезается на карточки.
Распечатанные карточки рекомендуется защитить с обеих сторон термоклеевой плёнкой и разрезать с помощью канцелярского ножа. Для это понадобятся железная линейка и доска. Все это можно найти в канцелярских магазинах
Числовой столб + числовая лента (треугольники) вар. №1
Скачать (.xlsx 190Kb)
Числовой столб + числовая лента (треугольники) вар. №2
Скачать (.xls 3,5Mb)
Инструкция по распечатки из xls (.docx 0,7Mb)
Карточки по программе «Тысяча плюс» от 0 до 100

Скачать (.doc 1,6Mb)
Карточки по программе «Тысяча плюс» от 1 до 12

Скачать (.docx 93Kb)
Таблица умножения на карточках формата A4

Скачать (.docx 14,5Kb)
Таблица сложения в формате A4

Скачать (.docx 12,6Kb)
Таблица сотни

Скачать (.xls 0,7Mb)
Лента Часы

Скачать (.doc 0,87Mb)
Шаблон Часы

Предлагается сделать часы-шаблон, на которых наглядно можно показывать ребенку всю ленту «часики». Для этого часы со страницы 1 распечатать в 2-х экземплярах, вырезать и наклеить на плотный картон с двух сторон.
Часы со страницы 2 распечатать в 1-м экземпляре, наклеить на картон (или просто заламинировать) и разрезать по линии на желтую (день) и черную (ночь) половинки.
Половинки соединить вместе по круглому краю скотчем, получится кармашек, в него вложить двусторонние часы со стр.1. Теперь, изменяя положение кармашка относительно часов, можем показывать все картинки из ленты «часики».
Скачать (.doc 75Kb)
Игра по пособию Зайцева Н.А. «Стосчёт»

Скачать (.doc 47Kb)
Методическое руководство обучения математике по Зайцеву
Скачать (.pdf 1,2Mb)
Видео по методике (Занятие проводит Н. А. Зайцев)
Материал по чтению (1 класс) по теме: Слоговые таблицы.
Буква С
Упражнение 1.
Задание:
- Прочитай последовательно первую, затем вторую строку таблицы, четко произнося согласный С.
- Прочитай выборочно столбики таблицы, четко произнося все гласные.
- Прочитайте выборочно строки таблицы с понижением голоса до шепотной речи, затем с повышением голоса.
- Найди среди элементов таблицы. Составь слова из двух элементов. Поясни значение этих слов.
Пояснения: Ус, соус, ас.
СА | СО | СУ | СЫ | СИ |
АС | ОС | УС | ЫС | ИС |
Упражнение 2.
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы.
- Прочитай последовательно строки таблицы.
- Прочитай первые три столбика таблицы, делая ударение на выделенных слогах.
- Прочитай заданное сочетание.
- Найди слова среди буквосочетаний.
Пояснения: Оса, оси, осы, усы.
АСА | АСО | ОСА | УСА | ИСА | ЫСА |
ОСО | АСУ | ОСУ | УСО | ИСО | ЫСО |
УСУ | АСИ | ОСИ | УСИ | ИСУ | ЫСУ |
ИСИ | АСЫ | ОСЫ | УСЫ | ИСЫ | ЫСИ |
СИСЫ | САСА | СОСО | СУСУ | СЫСЫ | СИСИ |
САСО | СОСА | СЫСИ | СИСЫ | СУСА | СОСЫ |
Ответь на вопросы:
1.Чем похожи все элементы таблицы? Чем они отличаются?
Пояснения: Все элементы таблицы содержат согласный С.
Все элементы таблицы состоят из двух слогов. Элементы 5 и 6 строки содержат по две согласных С. Отличаются элементы таблицы гласными.
Упражнение 3.
Задание:
- Прочитай выборочно столбики и строки таблицы, понижая, а затем повышая голос.
- Прочитай выборочно строки (столбики) таблицы на одном выдохе.
- Составь слова из элементов таблицы.
Пояснения: Сани, насосы, соус, носы, сыны, усни, Нина, Инна, Анна.
СА | СО | СУ | СИ | СЫ |
НА | НО | НУ | НИ | НЫ |
АС | ОС | УС | ИС | ЫС |
АН | ОН | УН | ИН | ЫН |
Упражнение 4.
Задание:
- Прочитай столбики таблицы, выделяя голосом согласный Н.
- Прочитай строки таблицы, четко произнося гласные звуки.
- Прочитай вторую строку таблицы с ударением на выделенных гласных.
НАН | НОН | НЫН | НИН | НУН |
НАНА | НОНО | НЫНЫ | НИНИ | НУНУ |
АННА | ОННО | ЫННЫ | ИННИ | УННУ |
АССА | ОССО | ЫССЫ | ИССИ | УССУ |
АНАН | ОНОН | ЫНЫН | ИНИН | УНУН |
АСАС | ОСОС | ЫСЫС | ИСИС | УСУС |
Ответь на вопросы:
- Что общего у элементов четвертой строки таблицы?
- Чем различаются элементы третьего столбика таблицы?
- Назови сочетание, в котором слышится мягкий согласный [Н`] дважды.
- Назови сочетания, в которых слышится твердый согласный [Н] дважды.
Пояснения: Все элементы четвертой строки содержат удвоенную букву С. Все элементы третьего столбика содержат гласную Ы, но различаются согласными. [ Н`] слышится дважды в сочетании НИНИ. [Н] слышится дважды в сочетании НЫНЫ, НАНА, НОНО, НУНУ, ЫНЫН, АНАН, ОНОН, НЫНЫ, УНУН.
Упражнение 5.
Задание 1: Найди в каждой строке таблицы элемент, соответсвующий выделенному в первом столбике.
Чем похожи все элементы таблицы?
Чем они отличаются?
ОСА | АСА | ОСА | ОСО | АСА |
ОСИ | ИСО | ОСО | ОСИ | ИСИ |
ОСЫ | ОСЫ | ЫСО | ЫСЫ | ОСО |
УСЫ | УСЫ | УСИ | УСО | УСА |
Пояснения: Все элементы таблицы состоят из двух слогов, так как включают две гласных. Среди элементов таблицы можно выделить слова (смотри первый столбик), каждое из них имеет свое значение, и сочетания букв (осо, ысо, ысы и др.), которые лексического значения не имеют.
Задание 2: Найди слово среди похожих сочетаний букв.
АННА | АНАН АНАН НАНА АННА |
НИНА | ИННА НАНИ НИНА АННИ |
САНИ | СИНА САНИ НАСИ САИН |
СОУС | СУОС СОСУ СОУС СУСО |
АНАНАС | АНАНАС АНСАНА НАСАНА САНАНАС |
НАСОС | НОСАС НСОСА НАСОС НАСАС |