Игрушки для развития сенсорики своими руками – наши тренажеры
Привет, мои дорогие читатели! Вас приветствует Татьяна Сухих – автор педагогического блога. Как и обещала, сегодня поговорим о том, как сделать игрушки для развития сенсорики своими руками. По каждому возрасту дошкольника я отдельно дам «рецепты» создания атрибутов, тренажеров для тренировки зрительного, слухового, тактильного восприятия ребенка. Постараюсь привести примеры самых нетрудоемких, но полезных изделий.
Содержание статьи:
Незатратные игрушки и тренажеры для сенсорного развития младшей группы
Детки в младшей группе учат основные цвета, определяют самые простые формы предметов и тренируют слуховой аппарат, расширяя свой опыт в плане ощущений. Дидактические забавы не должны быть сложными и длинными по времени, а атрибуты и тренажеры нужны яркие и интересные, но простые:
- Забавы с пуговицами, бусинами, бобовыми. Нет привычки копить пуговицы? Придется купить разного размера основных цветов по 10 штук примерно. С рассыпными пуговками играем таким образом: перекладываем из коробочки в коробочку, выкладываем дорожку, цветок, другие фигуры, при этом учим цвета и различаем понятия «один – много».
Простейший сенсорный коврик: просто нашиваем пуговки на плотную ткань. Детям нравится перебирать эти кружочки.
На основе сенсорного коврика делаем тренажер: изготавливаем какие-то детали с петельками и надеваем на пуговицы на коврике. Или шагаем дальше: создаем панно из ткани, где изображены деревья, например. На деревьях – пуговицы, а плоды у нас сшиты отдельно с петелькой. Вот и вешаем плоды на деревца.
Просто очаровательная идея для развития сенсорики: из пластиковой бутылки изготавливаем поросенка, обшив его тканью или разукрасив. В горлышко-ротик вкладываем «корм» – пуговицы, бусины, фасоль, горох и т.п.
- Сенсорные мешочки: шьем небольшие мешочки и зашиваем в них разные материалы – крупы разного размера, бобовые, шуршащие ткани. Для развития обоняния наполняем мешочки пряными травами, кофе и т.п. При этом несколько экспонатов нужно сделать с одинаковым наполнителем, чтобы малыш умел находить их и отличать от других.
- Дидактические кубики: дети этого возраста могут ставить их один на другой по 2-3-4, поэтому рисунок на кубиках должен составлять единый узор, чтобы малыш задействовал мышление. Либо для изучения цвета сделайте кубики основных цветов и предлагайте разные варианты игры. Хороши кубики из разных материалов: связанные из ниток, сшитые из ткани, изготовленные из гладкого и фактурного картона.
- Тренажеры-шнуровки, застежки, задвижки, змейки, прищепки и т.д. Как их сделать, можно найти в Интернете.
- Маракасы – делаем из пластиковых бутылок и наполняем сыпучими материалами – развиваем слух.
Налаживаем производство игрушек для средней группы
В средней группе продолжаем развивать чувствительность, начинаем обучать счету, более широкому спектру цветов, звуков, разным геометрическим фигурам. Подробней об этом можно прочесть в пособии«Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста: 16 дидактических карт».
Своими руками для этого возраста мы можем сделать многое:
- Для игр на счет уместно применять прищепки. Клеим на прищепку кружочек бумаги с цифрой (от 1-9). Далее заготавливаем разного вида дидактический материал: удобней использовать круги с радиусным делением на сектора, в которых нарисованы разные предметы числом от 1 до 9. Можно сделать это в виде рулетки, когда выпадает определенный сектор случайно.
Посчитали количество предметов в секторе, нашли прищепку с соответствующей цифрой и прикрепили к сектору.
- Крышечки от бутылок пластиковых можно использовать с большим успехом: если заранее просверлить или проткнуть раскаленной спицей отверстие по центру, то получим конструктор. Нанизывая крышечки на бечевку определенным образом, можно создавать не только бусы, но и фигурки.
Если потрудиться, то получим тренажер для разработки пальцев: берем коробку, проделываем в крышке отверстия по размеру горлышка обрезанных бутылок. Вставляем с обратной стороны крышки заготовки в отверстия, закрываем крышку коробки. Ребенок, завинчивая и отвинчивая крышечки, потренирует пальцы. Можно усложнять задание, придумав что-то по цвету, на счет и т.п.
Также крышки можно использовать как фишки для лото, шашки, наполнять ими самодельные маракасы, да что угодно.
- Сенсорная доска: на деревянную доску прибиваем кнопки с пластиковыми головками. С помощью резиночек создаем разные узоры, закрепляя их на кнопках.
- Из пластиковой решетки для раковины получится хорошая рамка для плетения из ленточек: она разделена на квадратные ячейки, удобно заниматься простым плетением.
- Как раз для этого возраста пора делать тренажер для завязывания шнурков: их плотного картона или фанерки вырезаем что-то вроде башмака и делаем отверстие для шнуровки.
Как справиться с развитием чувствительности деток 5-6 лет?
Старшей группе требуются более сложные сенсорные забавы, но атрибуты все равно можно сделать самостоятельно. Кстати, советую прочесть: «Сенсорное развитие детей 5-6 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей старшего возраста: 24 дидактические карты».
А для занятий с детками, имеющими проблемы со зрением, рекомендую такое пособие: «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры».
Итак, делаем атрибуты для занятий:
- Массажная дорожка – в принципе, эта вещь подходит для любого возраста без ограничений. Работа длительная, но простая: шьем нечто вроде подушечек, соединенных между собой в дорожку. В каждую подушку зашиваем разные наполнители, как сенсорные мешочки, которые я описывала выше. Очень полезно лежать, ползать, ходить по такой дорожке.
- Пора сделать счеты: берем рамку для фотографий, любым доступным способом крепим бечевки, на них нанизываем те же крышечки от бутылок, бусы, кольца от штор. Можно приспособить под счеты компактную сушилку для белья, используя прищепки для счета.
- Мне очень понравилась идея сенсорного лабиринта, он прекрасно будет смотреться в сенсорной комнате в детском саду (если таковая имеется). Суть в чем: берутся рамки, которые могут устойчиво стоять, штук 5-6, на верхнюю перекладину каждой крепятся разные препятствия для передвижения: воздушные шарики с песком, полоски резины, ткани, елочный «дождик»…
Как в автомойке. Кстати, и подписать можно, чтобы ребенок искал и по очереди пролезал через рамки: вода, чистка, сушка и т.п. Это отличная подвижная сенсорная игра!
- Для изучения счета и грамоты можно использовать старую клавиатуру от компьютера. Заклейте ненужные отвлекающие кнопки кусочками бумаги. Посмотрите, как быстро наши компьютерные детки усвоят буквы и цифры.
- Сенсорные доски: из фанеры или картона выпиливаем доску, наклеиваем сверху однотонный войлок. Заготавливаем разные фигурки, цифры, буквы, домики, деревья, машинки, на обратную сторону приклеиваем липучку. Дети прямо на доске создают картины, решают математические задания и т.п.
Подготовительная группа и сенсорные забавы
Детки этого возраста активно готовятся к школе, соответственно – делаем акцент на грамоте и счету, но не забываем о всестороннем онтогенезе (развитии) посредством игры. К слову, могу посоветовать прекрасное пособие«Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы»: здесь используется нестандартный подход для реализации обучающих задач по сенсорному развитию.
Чтобы понимать, какие игрушки делать для сенсорики детей этого возраста, нужно понимать эти задачи, а они такие: продолжать обогащать опыт детей, расширяя границы слухового, зрительного, тактильного восприятия. Знакомить с широким спектром цветов, звуков, запахов, фактур. Твердо закрепить знания об сенсорных эталонах.
Что касается сенсорных игрушек своими руками, в 6-7 лет вполне можно продолжать использовать вышеперечисленные забавки, но ставить к ним более сложные задания.
Кстати, крышечки от бутылок можно использовать как массажный бассейн: наполняем коробку крышками, следя, чтобы они лежали вверх плоской частью, и ребенок пусть топает на месте, массажируя стопы.
Сенсорные коробки вообще можно делать экономным способом, как с крышками, и «по-богатому»: емкость наполняем отборной галькой или стеклянными шариками для флористики, получаем целый сухой бассейн. Либо смешиваем разные крупы: рис, пшенка, шарики для посыпки кондитерки и получаем отличный релакс-тренажер.
Еще мне очень понравилась идея стеклянного мольберта: это нечто вроде рамы со стеклом на устойчивых ножках. На стекле можно рисовать с обеих сторон и смывать рисунки.
Есть разные виды игрушек-моталок, они представляют собой игрушку на нитке, а нитка привязана к палочке или карандашу, нужно наматывать нитку на палочку, приближая к себе игрушку, мышку, например. В такую забаву можно соревноваться двоим участникам на скорость. Сделать их очень просто, думаю, вы догадаетесь, как.
Для развития зрительной памяти вообще все просто: вырезали картинки из журналов или нарисовали, показали ребенку, спрятали, а он вспоминает, что было изображено. Или также по развитию восприятия слогов – ничего не стоит написать слоги на карточках и пусть дети составляют слова или подбирают картинки с изображением предметов на заданный слог.
Сенсорные забавки для всех возрастов
Есть еще такие забавы для подготовительного периода – речевой серпантин, тоже можно сделать самим. Рисуем на бумаге дорогу-серпантин, а по обочинам на каждом витке крепятся съемные элементы-карточки, картинки. Ребенок должен, следуя по серпантину, называть слоги, буквы, изображения. Двигаться можно как угодно: прокладывая дорогу пуговицами, камешками, шагая пальцами, двигая машинку.
Еще «на закуску» предлагаю сделать такую дидактическую сенсорную забавку из спичечных коробков: сверху на коробку наклеиваем изображение зверя, птицы, которые издают узнаваемые звуки: мяу, гав, му, ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, ку-ку и т.п. На внутренней части коробки на дне, пишем эти звуки читабельными буквами. Ребенок должен подобрать к картинке нужный звук. Если не умеет еще читать, сами читайте, а ребенок на слух подбирает.
Думаю, на сегодня вам идей хватит для воплощения. Если у вас есть дополнения, прошу, делитесь ими, а также ссылками на мои статьи. Кроме того, приглашаю новых подписчиков в нашу компанию.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:

Опубликовано: 20.05.2015
Приветствую Вас друзья с вами, как всегда Татьяна Сухих! Игры на…

Опубликовано: 22.07.2015
Здравствуйте уважаемые гости блога! Продолжая говорить об играх на улице, хочется…

Опубликовано: 13.11.2016
Привет, дорогие мои! Недавно я затрагивала тему снежных построек к…
Методическое пособие «Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками»
Автор:
Таут Ирина Петровна
воспитатель
МАУ ДО «Сорокинский
центр развития ребенка — детский сад№1»
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно дети любят играть бытовыми предметами, такими как песок, вода, различные баночки, бутылочки. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, Если ребенок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться. Сейчас многие производители стали выпускать прекрасные игрушки для детей. Это и развивающие коврики, и мягкие книжки, сшитые пазлы или шнуровки. Однако интересную развивающую игрушку можно сделать своими руками. Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками, несут заряд позитивной энергии, тепло и нежность рук, и получаются неповторимыми.Работая с маленькими детьми, я отметила, что возникает потребность в развитии мелкой моторики, поэтому у меня появилась идея создать цикл игрушек для сенсорного развития, используя подручные материалы. В ход пошли самые различные предметы: крючки, пуговицы, шнурки, липучки и другой подручный материал, который найдётся в любом доме. Подыскивала различные варианты развивающих ковриков, модулей планшетов. В целом получились неплохие пособия с минимумом финансовых затрат.Большую помощь в изготовлении поделок, оказали родители моих воспитанников. Все вместе мы пришивали, клеили, прибивали, творили, изобретали.
Цель данных пособий: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста, памяти, мышления, воображения, развивать моторику рук, тактильные ощущения.
Пособия содержат задания и упражнения для сенсорного развития, мелкой моторики рук, речи, логического мышления, воображения, творческих способностей ребёнка.
Все упражнения просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, ловкости и координации движений. Оказывает благоприятное влияние на развитие логического мышления, внимания, памяти.
Пособия легки в использовании, ими могут играть как один, так и несколько детей сразу в любом пространстве, как группы, так и на прогулке.
Сенсорный куб
Цель пособия: Развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику. Формировать восприятие качества предметов, учить совместной игре и взаимодействовать в коллективе.
Куб прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места. В него могут играть одновременно несколько детей. Изготовлен куб из шести пластмассовых решёток для раковины, грани скрепляются изоляционной лентой. Внутри куба находится несколько цветных шариков разного диаметра. на верхней грани с внутренней стороны подвешен маленький колокольчик.
На каждой боковой грани с наружной стороны располагаются различные предметы для развития сенсорных способностей детей. Это – ленточки для завязывания бантиков, верёвочки для плетения косичек, бусины — для тактильных ощущений, контейнеры от «киндер-сюрпризов» — с ароматическими наполнителями, небольшие игрушки, цветные прищепки для закрепления основных цветов.
Математический планшет «Геометрик»
Цель пособия: развитие мелкой моторики пальцев рук, знакомство с геометрическими фигурами. Пособие способствует развитию логики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости.
Пособие выполнено из деревянной доски размером 50х50см. оклеено самоклеющейся плёнкой. Вся поверхность разделена на четыре сектора: жёлтый, красный, синий, зелёный, при помощи силовых кнопок. Играть могут одновременно от 1 до 4 человек. Детям даются разноцветные канцелярские резиночки с помощью которых они изображают различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Уникальная методика «рисования резиночками» даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости. Развивает внимание и усидчивость.
Модуль с замочками
Цель пособия:Увлекательная игра с замочками поможет ребенку развить мелкую моторику рук, узнать много нового об окружающем мире, Способствует развитию произвольности, познавательной активности, мелкой моторики, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, творческих способностей, игровой деятельности, памяти, комбинаторных способностей, абстрактного мышления.
Открывая и закрывая замочки, ребенок сам может проверить, все ли правильно он делает. И если что-то не так, то сам сможет исправить свои действия. Выполнение этого принципа очень важно для развития самостоятельности ребенка и его желания учиться.
в нижней части пособия располагаются различные приспособления для развития детей (розетка, выключатель, калькулятор). Ребёнок узнаёт назначение предметов, учится ими манипулировать, расширяет свой кругозор.
Развивающий коврик
Цель пособия: развивать тактильные ощущения детей, речь, внимание, способствует выработке усидчивости при работе с данным ковриком.
Пособие выполнено из тканей разных по цвету и фактуре. В первом ряду представлены различные виды тканей. Дети на ощупь сравнивают ткани, какая гладкая, а какая шершавая, грубая.
А во втором ряду — искусственный мех, Сравниваем длину и цвет меха, какому животному принадлежит. Третий ряд представлен в виде набора геометрических фигур. Дети учатся называть фигуры, их цвет и отличительные качества друг от друга.
Развивающее пособие Гусеница
1 круг гусеницы – помогает детям сравнивать предметы по величине и цвету, сравнивать фактуру пуговиц. Развивая тем самым внимание, память, мышление.
2 круг — направлен на развитие мелкой моторики пальцев рук. На нем располагаются несколько разноцветных замочков-молния, с помощью которых дети закрепляют знания цвета предметов и развивают моторику пальцев рук.
3 круг гусеницы — оформлен спиралью из бусин разного цвета и формы (колечки, звёздочки, ракушки, шарики) играя ими, дети закрепляют знания цвета развивают тактильные ощущения.
4 круг — оформлен в виде домиков с крышей. Половинки домиков соединяются при помощи крючков и пуговиц. Открывая дверцы детей, ждёт сюрприз (жители домиков), Игра направлена на развитие умения детей манипулировать различными видами застёжек (крючки, пуговицы, липучки).
Список литературы:
1.Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 1975.
2.Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. — №12. – 2006.
3.Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.
4.Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А.М. Волумбаева. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.
5. Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/
6.Интернет ресурсы: 1september.ru
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Тканевые (тактильные) игрушки — запись пользователя Виктория (id1038311) в сообществе Раннее развитие в категории Все о развивающих игрушках, пособиях и книгах (обзоры, рекомендации,хвастики, ссылки)
Кроме стандартных пластмассовых игрушек, у нас особой популярностью пользовались тканевые игрушки. Конечно, самый пик славы этих игрушек приходился на возраст от года до 3х лет. Сейчас моему изобретателю уже 4, и недавно мы достали одну из таких игрушек. Поэтому хочу показать что у нас есть в наличии.
1. Домик-теремок — игра застежки по Монтессори от фирмы «ОКСВА». Очень любит ребенок. Начали заниматься играть с ним с года (может чуть позже).
Сшит теремок из ткани (размеры 60х36 см), содержит двери с разными застежками — липучка, шнуровка, пуговки, кнопочки, молния, крючочки. Сшито все очень качественно. Мы крепили теремок на ковролинограф.
Как и полагается в теремке живут мышка, лягушка, зайка, лиса, волк, медведь и комарик. Это деревянные плоские фигуры (картинка наклеена) двух размеров. Также в состав игры входят парные таблички с основными цветами, с которых следует начинать изучение цветов, и методичка для работы, включает сказку «Теремок» на русском (в обработке М.Булатова и Е.Чарушина) и английском языках. Методичку можно скачать и полистать здесь.
Искали сыночка\дочку
Раскладывали по сумочкам большой\маленький. Сумочки из отдела «Летуаль» — любит их использовать в играх, раньше нравилось открывать/закрывать и складывать. Сейчас используем в играх «Магазин».
Просто прилепляли к ковролинографу
По размерам теремок достаточно большой.
Кроме стандартной игры, уже чуть постарше, стали играть в другие игры — например пожар в доме, спасали жителей, конечно, облачившись в одежду пожарного и взяв в руки все необходимое.
Этот домик-теремок до сих пор достает.
2. Ковролиновый конструктор «Застёжки-Расстёжки»
Появился у нас вместе с домиком-теремком. В набор входит ковролиновое поле размером 35*50, детали одежды из ковролина на липучках, карточки для составления образов.
Пример в собранном виде
Отдельно использовали одежду
Из недостатков — детали скреплены степлером, от этого некоторые детали, например на молнии, неудобно застегивать/расстегивать. Но можно все пришить вручную, т.е немного доработать. И еще т.к все на липучках, поэтому все слипается друг с другом, волосы так вообще мы убирали в пакетик, чтоб не распушился). Играли не так часто, но играли. Больше у нас использовалось само поле. К нему прилипила липучку и повесила на видное место. Сверху, если заметили, кармашки с разными картинками.
Составляли сказки
Игры на классификацию. Паровозик из книги, внизу крепили то что в вагонах. Например,первый вагон с посудой — находили все что относится к этой теме и крепили снизу.
Классифицировали по цветам
Собирали пазлы
Обыгрывали домашние действия — спит, варит, сидит, смотрит…
Крепили различные картинки
Картинок у нас много)
3. Еще один вариант ковролинографа — фигуры
Здесь основа очень мягкая, в отличии от модели «застежки-расстежки». Фигуры очень приятные на ощупь, и в отличии от предыдущего варианта, здесь все прошито очень качественно). Смысл прост — найти пару. Конечно и другие варианты игры — знакомство с цветом, формой, количеством, счетом.
Поближе качество
Использовали в качестве отдельного поля для игры
4. Мягкая книжка «Я иду искать» . Есть и немного другие. Т.к с шитьем у меня особо не сложилось, хотя целых два года порывалась сшить такую книгу, искала идеи из интернета, придумывала свои, но в итоге купила))). Появилась в год у ребенка, прослужила 1,5 года, потом убрали, т.к взамен стало появляться много бумажных книг, да и надоела ребенку)
Окошко у улитки шуршит
Внутри лягушки наполнение из шариков мелких
Есть окошки с пуговицами
Шляпа шуршит
Лягушка ходила в гости к улитке. Все как полагается — стучалась в окошко, просилась в гости, и заходила пить чай. Все действия проговаривали с ребенком.
Еще прятали разные картинки — поросенок пошел мыться и т.д
Книжкой очень довольна и я и ребенок, поэтому рекомендую. Незнаю как после стирки, я не стирала ни разу, но значок ручной стирки стоит.
5. Игрушки-перчатки, у нас от фирмы «Мякиши». Ничего сверхъестественного, но для ребенка волшебство, когда игрушки оживают). Есть две — кот и волк. Ребенок очень их любит до сих пор, разговаривает с ними (хотя он со всеми игрушками разговаривает ). Уже сам надевает себе на руку и играет.
6. Фигурки из фетра
Думаю про часть фигурок — ежики, белки,листья, яблоки, все знают — фикспрайс. Вторая часть — вырезанная из обычного фетра — листья, использовали в играх с мозаикой.
А вот профессии покажу! Заказывала в фетровой группе в ВК.
Фетровый лист с изображением основных профессий. Примечательно — вид спереди и сзади. Когда покупала обдумывала сшить две половинки, сделать мягкие куклы.
Но приклеила с обоих сторон клейкую ленту-липучку, и вот вам задание «Найти и собрать фигурки» — чем мы и занимались, а заодно и знакомились с профессиями.
Было два варианта листов — с большими куклами одной профессии и лист с маленькими куклами разных профессий.
Еще есть лист с машинами и полем для игры
Сопоставляли машины и учреждения.
«Кто на чем едет»
«Садили» кукол между двумя частями машин и катали.
«Кто где работает»
7. Конструктор «КолобоК», уже как-то показывала. Мягкий, приятный на ощупь, различные тактильные вставки, окошки, шуршалки. Играли не часто, поэтому убрала через месяц.
8. Сейчас в почете из тактильных игрушек — палатка))) , которая превращается то в больниц, то в мастерскую, то в корабль.
Простыня (бывшая пеленка) для больницы — с двух сторон исписанная
И различные постройки из простыней и одеял.
Еще зайка, который приносит сюрпризы — большие и не очень. Кстати заяц — единственная мягкая игрушка…
Надеюсь была полезна! Интересных Вам игр!
«Тактильный мешочек»: развивающая игра своими руками
В этой публикации я хотела бы поделиться с вами идеей по созданию развивающей игры для детей.
«Тактильный мешочек» — развивающая игра для детей 3-6 лет. В основе этой игры лежит всем известная игра «Волшебный мешочек», где на ощупь необходимо находить и угадывать предметы разных форм, только правила немного усложнены: необходимо искать предметы не по форме, а по текстуре. У Марии Монтессори есть упражнения на сенсорику с шероховатыми табличками, направленными на развитие чувства осязания, тонкой моторики и для подготовки к письму, здесь же этот принцип переведен в интересную игровую форму.
Идея с текстурными бочонками не нова, можно найти такую игрушку в магазине, но мне кажется, что стоимость игры немного завышена.
Поэтому предлагаю вариант по ее собственному изготовлению.
Материалы для изготовления:
1. Одинаковые крышечки из под сока или пластиковых бутылок.
2. Картон.
3. Тактильный материал: наждачная бумага, ковролин, разная ткань (вельвет, кожа, джинсовая ткань, гобелен, мех), гофрокартон.
В каждом доме найдутся необходимые материалы для игры.
Способ изготовления:
- вырезаем из картона кружочки, чтобы они четко входили в крышки из под сока;
- по шаблону кружков вырезаем тактильный материал. По два кружка из материала;
- наклеиваем материал на картонный кружок и закрепляем внутри крышки. Если брать такие же крышки, как на фото (из под сока), то картонка с материалом очень удачно сама закрепляется под резьбой, если крышки отличаются от наших, то кружки закреплять внутри при помощи клея.
Сшейте для игры яркий красочный мешочек.
Правила игры
1. Для начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые.
2. Затем положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек-бочонков.
Если малыш еще не дорос до такой игры, можете играть в классическую игру «Волшебный мешочек».
Для этого в тканевый мешок сложите разные на ощупь предметы и игрушки: игрушки лего, мягкие маленькие игрушки, тряпочки, деревянные кубики. Для начала — не очень много, чтобы малыш не растерялся. Подбирайте предметы, не похожие друг на друга, сделанные из разных материалов: пластика, меха, дерева. Можно с ребенком угадывать, что лежит в мешке или вытаскивать предметы из мешка по заказу.
Сенсорные мешочки Монтессори своими руками — как сшить сенсорные мешочки своими руками — запись пользователя Ксения (KindzerKA) в сообществе Рукоделие в категории Мастер — классы, совместный пошив, он-лайны и другие рукодельные процессы (читаем правила!)
мешочки для развития мелкой моторикиЗдравствуйте!
Сшила для дочери сенсорные мешочки Монтессори. Процесс зафотографировала и представляю Вашему вниманию.
Пошли с дочей в школу раннего развития Монтессори. Уже два раза:) Доче очень нравится. Активно исследует. Даже играет в игрушки:) А то я прямо не знала чем ребёнка занять. Дома уже два контейнера с игрушками простаивает. Да и папа приезжает из бесконечных командировок тоже не с пустыми руками. Плюс бабушки-дедушки из Сибири регулярные посылки отправляют. Игрух много - доча их не ценит, да и ей не интересно.
А тут по 5-10 минут!!! от некоторых пособий не отходит.
Ходим пока один раз в неделю. И чтобы закреплять полученные навыки и развивать новые. Я решила сделать для дочери в домашних условиях некоторые пособия Монтессори. А то мамка другим деткам шьёт развивашки да дорожки, а родную дочь игнорит. Непорядок!
Я решила начать с сенсорных или тактильных мешочков. В соответствии с теорией сенсорные мешочки отлично развивают мелкую моторику, сенсорику и дарят ребёнку новые тактильные ощущения. Развитие речи ребёнка зависит от его тактильных ощущений. И чем больше ребятёнок их развивает, тем активнее и правильнее разговаривает.
С самого раннего возраста и до старости, чем лучше работают руки и пальцы, тем живее и восприимчевее ум.
Я сочла, что оптимальной формой сенсорного мешочка будет прямоугольник размером 7 на 12 см. Мне кажется, что именно так доче будет удобно ощупывать такой мешочек всеми пальчиками одновременно, а не только большим и указательным.
Для изготовления сенсорных мешочков понадобится:
1. Кусок натуральной ткани размером 26 см на 54 см. У меня сатин. В пошиве развивашек всё больше стараюсь переходить на него. Плотная тканюшка, натуральная и тактильно приятная.
2. Крупы. У меня: фасоль, горох, рис, перловка, гречка, пшено. Важно! Перед использованием все крупы прокалить в духовке, чтобы потом не завелись всякие жучки-червячки. И количество (вес) каждой крупы должно быть одинаковое.
5. Метр или линейка;
7. Швейная машинка;
8. Ложечка или воронка.
Так как в готовом виде сенсорный мешочек у меня будет размером 7 на 12 см, я раскраиваю и разрезаю свой отрез ткани на 6 прямоугольников размером 9 на 26 см, добавив на швы по 1 см.
Складываю прямоугольник пополам лицевой стороной вовнутрь и скалываю булавками.
Прошиваю на швейной машинке боковые швы, а также верхний срез на половину. В начале и конце строчки делаю закрепку.
Обрезаю уголки.
Выворачиваю на лицевую сторону и заутюжевую.
С помощью ложечки (или воронки) насыпаю крупы в мешочек.
![]()
Прострачиваю верхний край. Наши мешочки готовы!
На всё про всё ушло полтора часа. Мешочки получились одинаковые по цвету, размеру и весу, и совершенно разные на ощупь и слух! Утром буду презентовать доче:)
Всем спасибо за внимание! Надеюсь Вам пригодится:)