«Теория и методика развития речи детей»
«Теория и методика развития речи детей»
Задание 1. Анализ предметно-развивающей среды по развитию речи
В группе, большое внимание уделяем речевому развитию ребёнка. Занятия по развитию речи призваны обогащать и всесторонне развивать речь дошкольника во всех её аспектах (это и обогащение словаря, и развитие звуковой культуры речи, и связная речь и т. п.)
Для того чтобы максимально предотвратить развитие речевых нарушений в дошкольном возрасте организовали предметно – пространственную развивающую среду группового помещения, начиная с младшего возраста.
В группе создан уголок по развитию речи «А Б В Г Д– йка», организована предметно развивающая речевая среда.
Оборудование речевого уголка: стеллажи, полки, для размещения игрового, дидактического и наглядного материала.
-Материал, содержащийся в речевом уголке, соответствует возрасту детей группы, направлен на развитие речевых и психических функций.
-Оборудование речевого уголка обеспечивает разнообразную речевую деятельность под руководством взрослых.
-Разнообразный дидактический материал доступен для самостоятельной деятельности детей.
Оборудование речевого уголка включает в себя следующие игры и упражнения, которые мы проводим для коррекции речевого развития детей:
1. Игры и упражнения для развития речевого дыхания: «Покатай карандаш», «Листья шелестят», «Загони мяч в ворота», «Ветряная мельница», «Подуй на одуванчик», «Насос» (Картотека дыхательных упражнений) .
2. Игры и упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата (работа над дикцией) : «Артикуляционная гимнастика», «Сказка о веселом язычке»; скороговорки, чистоговорки, загадки.
3. Игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, звукопроизношения: «Подскажи словечко», «Что с начало, что потом», «Разрезные картинки», «Составь рассказ», «Подбери слово к схеме», «Две сестренки».
4. Альбомы на закрепление обобщающих понятий, на согласование существительных с числительными и прилагательными: «Одежда», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Настроение человека», «Герои сказок».
Проводя игры и упражнения в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, мы рекомендуем родителям продолжать эту работу в семье. Для улучшения речевого дыхания предлагаем родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие чистоговорки, загадки, пословицы, короткие считалки. Для успешного заучивания детьми стихотворений, мы советуем использовать построчное запоминание в форме игры «Скажи строчку», когда мама и ребенок по очереди произносят по строчке стихотворения, а потом меняются порядком строк.
Задание 2. Анализ организации и проведения речевой деятельности в ДОУ
Созданные в дошкольном учреждении педагогические условия содействуют развитию речи как основного средства общения, формирования и формулирования мысли, выражения чувств, установления взаимоотношений с окружающими, планирование и организация совместной деятельности. Воспитатели младших групп способствуют развитию инициативной непроизвольной речи, обогащают пассивный и активный словарь детей через игровую организацию жизни группы. Работа в среднем дошкольном возрасте направлена на формирование произвольности речи и активной ориентировки в ней. Все усилия педагогов в старшем дошкольном возрасте направлены на освоение способ построения развернутого высказывания, элементарного осознания детьми языковой действительности.
Контрольные срезы, а также годовой анализ показали следующие результаты развития речи. Результаты отслеживания уровня развития речи детей приведены в таблице.
Распределение детей по уровням развития речи.
На рисунке приводится графическая интерпретация соотношения количества детей по уровням развития речи.Из рисунка хорошо видно, что уровень развития речи выше в подготовительных группах. Кроме того, отметим, что в подготовительной группе все дети имеют уровень развития речи, достаточный для данного возраста: 44% детей отнесены к высокому уровню и 56% — к среднему.
Диаграмма «Распределение детей по уровням развития речи»
Примерно такая же картина складывается в средней и старших группах. В саду 15% детей отнесены к низкому уровню развития речи (младшие группы).
Вывод: Организация речевой деятельности в ДОУ проводится на достаточном уровне.
Задание 3. Наблюдение и анализ работы воспитателя по организации речевой активности
Анализ занятия по развитию речи
Тема: Пересказ рассказа «Про снежный колобок» Н. Калининой
1. Цели: Формировать умения передавать содержание произведения, использовать при пересказе слова и фразы из него, передавать отношение автора и свое к произведению и героям. Активизация словаря. Воспитание интереса к литературным произведениям.
2. Оборудование: материал для чтения, серия картинок или иллюстраций к рассказу.
3. Тип — новый материал. Структура: орг. момент, новый материал, физ. минутка, закрепление, итоги. Этапы логически и последовательны, связаны между собой.
4. Содержание занятий имеет научную основу, так как все произведения подчинены определенным литературным правилам, пересказу детей также предъявляются определенные требования литературного рассказывания. Произведение доступно пониманию детей.
5. Воспитатель использовала следующие методы и приемы: чтение, показ иллюстраций, беседа, анализ рассказа и пересказов детей.
При помощи стихотворения Пушкина «Белая береза.», создала торжественную атмосферу, заинтересовала детей предстоящим занятием. Плавный переход осуществила предложив послушать как еще писали писатели о зиме ее красоте, затем чтение рассказа «Про снежный колобок» Н. Калининой обсуждение, демонстрация серии картинок, подбор к каждой строк из текста. Физ. минутка. Подготовка к пересказу. Пересказы 3-4 детей. Обсуждение. Поведение итогов.
6. Дети активно участвовали в беседе, пересказывали текст с опорой на серию картинок.
7. Педагог владеет методикой преподавания развития речи.
8. Цели занятия достигнуты.
Оценка профессиональных умений воспитателя проводилась по карте анализа профессионального мастерства. В результате исследования педагог показал отличные знания программы по развитию речи, целей и задач для детей своей возрастной группы. Воспитатель владеет методикой проведения диагностики развития речи детей среднего возраста, знает индивидуальные особенности каждого своего ребенка группы. Речь самого педагога эмоциональна и интонационно окрашена, присутствует точность и ясность выражения мыслей. Для детей речь воспитателя доступна по форме и содержанию. Он умеет точно и доступно формулировать вопросы, используя их как один из активизирующих приемов. Педагог также ведет работу над нравственным аспектом развития речи, воспитывая у детей бережное и любовное отношение к книге. Согласно полученным результатам деятельность педагога по развитию речи детей можно оценить на высоком уровне.
Документация по календарным планам воспитателей ведется аккуратно. Планирование соответствует программным требованиям по данному разделу, возрастным особенностям детей.
На момент изучения в «Уголках для родителей» были оформлены разнообразные консультации по развитию речевой деятельности дошкольников, советы «Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста», «Разговаривайте со своими детьми», «Поиграем в речевые игры» и т.п.
Консультации, памятки и другие методические материалы оформлены аккуратно, в едином стиле, много материалов набрано на компьютере.
Вывод: Воспитательно-образовательная работа по развитию речи детей ведется планомерно, систематически, целенаправленно.
Задание 4. Конспекты непосредственно образовательной деятельности
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе
Тема: «Литературная викторина»
Программное содержание:
С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
Словарь: иллюстрация.
Развивать чувство рифмы.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование: книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).
«Сказочное королевство»
Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился … (колобок)
У отца был мальчик странный,
Необычный — деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино)
У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной … (туфелька)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки «Репка «)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит).
Дидактическая игра «Чьи это слова?»
Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (Колобок из сказки «Колобок»)
«Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша из сказки «Маша и медведь»)
«Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
« Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? (Петушок из сказки «Колосок»)
«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь!» (Заяц из сказки «Заяц-хваста»)
«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
(Дети повторяют описываемые движения)
«Край рассказов»
Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей)
В рассказах речь идет о том, что было на самом деле
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
«Косточка» Л. Толстой
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев
«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
«Лисичкин хлеб» М. Пришвин
«Мир стихов»
Чем отличаются стихи от рассказов?
Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.
А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки?
В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?
А потом позвонили мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Стала девочка котенка спать укладывать.
— Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.
Сверху на перинку
Чистую … простынку
Вот тебе под ушки
Белые … подушки. («Усатый-полосатый» С. Маршак)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался …вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко … топал. («Мяч» С. Маршак)
Маша варежку надела.
— Ой, куда я пальчик … дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не … попал! («Где мой пальчик» Н. Саконская)
Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по … дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она … каблучками. («Елка» Е. Трутнева)
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала –
Он с утра конфеты … ел. («Помощница» А. Барто)
Мама спит, она устала…
Ну и я играть … не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и … сижу. («Посидим в тишине» Е. Благинина)
Падал снег на порог
Кот лепил себе … пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог … утек! («Пирог» П. Воронько)
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал …. реветь. («Телефон» К. И. Чуковский)
Пальчиковая гимнастика по стихотворению И Токмаковой
«Мы на пальчиках считали»
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? — спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: -Во!
Указательный поманет,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!
Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.
Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!
А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю–
Очень маленьких люблю!
Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам.
Конспект занятия по речевому общению для старшего дошкольного возраста.
Тема: «Синонимы и антонимы».
Цель:
Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.
Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.
Ход занятия:
— Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки.
(Инсценировка: стук в дверь. — Кто там? Входят три мальчика.)
Первый: — Не сердитесь на нас!
Второй: — Не обижайтесь.
Третий: — Не злитесь.
Воспитатель: — Где вы были?
Первый: — Недалеко.
Второй: — Близко.
Третий: — Рядом.
Воспитатель: — Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному.
— Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже.
Пример:
Большой – огромный – громадный.
Маленький – крошечный – малюсенький.
— Такие слова-друзья называют еще «слова близкие по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.
— Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.
Сердитесь – обижаетесь – злитесь.
Недалеко – близко – рядом.
— К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:
Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
— Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:
Человек бежит. Река бежит.
— Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.
— Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. Послушайте коротенькую историю:
«Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».
— Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)
— А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)
— А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.
— Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.
Алфавит Аккуратный
Огонь Алый
Чистый Скакать
Прыгать Азбука
Бросать Пламя
Красный Кидать
(Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)
— Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.
Физкультминутка:
А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали! Сели – встали!
Все руками помахали
И на место побежали!
— В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:
Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.
— Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.
— Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел; пара слов «враг – друг»)
Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.
— А теперь поиграем в «Живые слова». (Выходят 6 детей и берут в руки картинки из игры «Контрасты».) Давайте подумаем, какие слова обозначают эти рисунки. А теперь давайте поставим эти слова парами. Подберем слова, противоположные по значению, антонимы.
Молодой – старый.
Светло – темно. (День – ночь.)
Плачет – смеется.
— Поиграем в игру «Подскажи словечко».
Куст низкий, а дерево …
Вагон большой, а тележка …
Ночь была холодная, а день …
Молоко жидкое, а сметана …
Малина сладкая, а лимон …
(Подведение итога занятия, оценка работы детей в ходе занятия.)
Конспект занятия по речевому общению для старшего дошкольного возраста.
Тема: «Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»».
Цель:
Приобщение детей к миру художественной литературы.
Задачи:
Продолжить формировать навыки рассматривания книги;
Учить определять жанр произведения;
Передавать интонацией голоса персонажей;
Подвести к пониманию образного содержания пословиц;
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.
Ход занятия:
Создание интереса
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в Книгоград. Как вы думаете, кто там живет? (книги)
Через лево повернись,
В Книгограде очутись.
Вот мы и в Книгограде, где живет много книг самых разных жанров. А какие литературные жанры знаете вы? (сказки, рассказы, стихи). С каким литературным жанром мы сегодня встретимся подскажет волшебная книга.
Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу» и произносит слова:
«Раз, два, три, Волшебная книга,
Что-нибудь нам подари!»
Подготовка к восприятию
Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу.
Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора).
Название этой книги «Дружба зверей» — это сборник сказок. Что такое «сборник»? (это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов). Фамилии автора здесь нет, а почему, мы узнаем, когда рассмотрим заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге: это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю.Васнецов.
Какие животные изображены на обложке? Дикие они или домашние?
Могут ли домашние животные жить в лесу?
Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными. (Воспитатель читает сказку).
Выявление уровня восприятия
Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? (звери разговаривают). Как бы вы назвали эту сказку? Сказка называется «Зимовье зверей». Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму).
С чего все началось? Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера). Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха?
Для чего звери решили стоить зимовье? Как они его строили? Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши).
Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали.
Что случилось однажды? Что зверям помогло спастись? (волк испугался). Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.
Физкультминутка «Красавец-петушок»
Ах, красавец-петушок,
На макушке гребешок,
Под клювом бородка ,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает.
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет:
Ку-ка-ре-ку!
Продолжение беседы, разъяснение пословицы
Есть такая пословица «У страза глаза велики». Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом.
Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья). Дети изображают.
Итог занятия:
С какой русской народной сказкой мы познакомились?
А вам хотелось бы продолжить знакомство с этой сказкой?
Каким героем из этой сказки вы хотели бы быть?
Вечером мы поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье. Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите избушку.
Доклад «Теория и методика развития речи у детей.»
«Теория и методика развития речи у детей»
Оглавление
1.Сущность подготовки детей к обучению грамоте
2.Задачи подготовки детей к обучению грамоте в детском саду
3.Ознакомление со слоговым строением слова
4.Дидактические игры и упражнения
1.Сущность подготовки детей к обучению грамоте. Показатели готовности
ребёнка к обучению грамоте.
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.
Для определения сущности подготовки к обучению грамоте, прежде всего, следует понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев).
Следовательно, основой для обучения грамоте является обще речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.
Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.
Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
2. Задачи и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте
В ходе многочисленных исследований были установлены оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дети пяти-шести лет особо восприимчивы к звуковой стороне речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н.С.Варенцова). А вот формирование ориентировки в звуковой деятельности целесообразно начинать раньше , на пятом году , когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н.В.Дурова).
В подготовке к обучению грамоте выделяют следующие направления:
1.Ознакомление детей со словом — вычленение слова как самостоятельной единицы из потока речи;
2.Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;
3.Ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;
4.Ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
5.Ознакомление со звуковым строением слов , формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками. Понимание смысл о различительной роли фонемы.
Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
Занятия по обучению грамоте проводят только с детьми старшего дошкольного возраста. Однако подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, а начинается значительно раньше.
Так, во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».
В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т. е. учат понимать и употреблять слова в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, обращают внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные). У ребенка формируют умения произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (ррак), громче, чётче, чем он произносится обычно.
3. Ознакомление со слоговым строением слова.
Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.
Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.
Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи. Дело осложняется тем, что при обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Лингвисты называют слог физическим носителем ударения. Благодаря ударению слово воспринимается как звуковое единство.
Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических норм, повышения общей речевой культуры, для последующего изучения родного языка в школе.
В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги.
В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»). Если со словами слово, звук, предложение часто встречаются в процессе повседневного общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений в ходе обучения разным сторонам речи, то слово слог им совсем не известно.
На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям.
Еще один интересный прием сообщения детям нового термина «часть слова» известен в школьной практике: рассказывается сказка о приключениях трех братьев; для преодоления разных препятствий они должны были сказать всего одно слово по частям. Например: «Шли они, шли. Вот перед ними каменная стена и ворота, а на воротах замок висит. Иван велел сказать братьям одно слово, но по частям: за-мок. Только проговорили они слово за-мок по частям, ворота сразу и открылись».
Сразу же вслед за восприятием и собственным произнесением слов по слогам детям дается задание сказать, сколько частей они услышали в слове (две), какая первая, какая вторая. При этом педагог опирается не только на слуховое восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при произнесении слова, столько в нем частей), а также тактильно-мышечные ощущения (предлагает детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок: сколько раз подбородок коснется руки при произнесении слова, столько частей в слове).
Детям показывают, например, две картинки с изображениями лисы и белки, под которыми даны схемы слогового строения этих слов. Слова произносятся (хором и индивидуально) по частям, анализируются. Дети объясняют, почему под картинками одинаковые схемы (это схемы слов, разделенных на две части).
Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на), и только потом слова односложные (сыр, дом), поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова. С односложными словами дети знакомятся в дидактической игре, в которой классифицируют картинки с названиями, состоящими из разного количества слогов. Детям раздают картинки и предлагают распределить их по соответствующим схемам, руководствуясь количеством слогов. Картинки, названия которых не делятся на слоги, нужно положить к другому знаку – кружочку. После завершения классификации проверяется правильность выполнения задания и обсуждаются слова, отнесенные к третьей группе, которые нельзя произнести по частям (пример Ф. А. Сохина).
На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасание тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова; схематическое изображение слогового состава слова; самостоятельные действия детей со словами ; речевая игра «живые слоги»; произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное, установление их последовательности, соотношение со схемой; подбор слов с данным количеством слогов (использование игрушки, картинки, по словесным заданиям) например: детям показывают картинку, игрушку, где нарисован кот. Кот здесь изображен? Назовите слова из двух частей( котик, киса, кошка). Есть такая потешка: «Котя, котенька, коток, котя – серенький лобок». Какая первая часть в слове котя, какая вторая? Нарисуй на листах бумаги квадраты для первой и второй части( называется графический прием, такой прием, как дополнение слога до полного слова. Какое это слово, если первая часть его кА? – каша, камыш( здесь начало слова, т.е. «Доскажи словечко», «Какай слог потерялся?» (конец., упражнения «Найди одинаковые части» Костя пришел в костюме, Павел пришел в пальто.)
Подбор слов с заданным слогом (ла, ли, лу)
Превращение коротких слов в длинные и наоборот (лис, лиса, лисица).Можно использовать намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправлении ошибок детьми.
Перестановка слогов в слове: мышка – камыш, банка – кабан. Это игры «Фокус», «Перевертыши». Такие игровые приемы : «Кто быстрее увидит предметы, в названии которых два, три слога?» и др.
Знакомим детей с такими понятиями, как начало и конец слова. Делается это так: на бумажной полоске большого размера демонстрируется протяженность слова, воспитатель ведет указкой по полоске слева на право (несколько раз) . Какой слог слышали в начале слова? Какой в конце? Объясняет детям: «Слово складывается из нескольких частей, поэтому часть слова называют слог». Соединим одну часть слова (Ма) с другой(ша) и получим (Маша).
В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением. Понятие об ударении дается на примере двухсложного слова с ударением на первом слоге, например имени ребенка – Mа-ша. Детям предлагают произнести это имя сначала хором, затем по одному, громко, и понаблюдать, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, каждый слог. Обнаруживается, что один слог произносится с большей силой голоса, протяжно, что он лучше слышится. Воспитатель спрашивает, какая это часть. Слово произносится еще раз с подчеркнутым выделением ударного слога. Педагог обращает внимание детей на то, что первая часть произносится с ударением. Затем на схеме слогового состава слова ставится знак ударения – косая черточка над первой частью («Какая из частей этого слова произносится протяжно, с большей силой голоса?» – «Первая». – «Значит, на нее падает ударение, а черточка сверху и обозначает, что этот слог ударный»).
На последующих занятиях дети упражняются в нахождении ударного слога в слове с опорой на его схему. При определении ударения в словах детям показывают его роль. Рекомендуется пользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к правильному произнесению: миш-ка, миш-ка, миш-ка; ма-ши-на, ма-ши-на, ма-ши-на. Дети убеждаются в том, какой слог ударный. Педагог делает вывод, что в слове только одно ударение; очень важно правильно определять ударение в словах. Если ударение поставить неверно, то слово нельзя будет узнать, понять, что оно обозначает.
4. Дидактические игры и упражнения по развитию речи
для детей дошкольного возраста.
Тема «Игрушки»
Дидактическая игра «Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Кукла (какая?) — …, мяч (какой?) — … .
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Мяч – мячик, кукла — …; мишка — …; матрешка — …; Петрушка — … .
Дидактическая игра «Посчитай»
Цель:упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Один мяч, два мяча, пять мячей, две куклы… .
Дидактическое упражнение «Какой?»
Цель: упражнять в образовании признака от предмета.
Игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зеркало — … .
Тема «Огород, овощи»
Дидактическая игра «Картошечка»
Цель: учить составлять предложения с определенным глаголом. Закреплять знания детей о труде взрослых в огородах, на полях.
Детям предлагается вспомнить о труде овощеводов. Затем придумать предложение с заданным словом – действием.
Копать Весной копают землю для посадки картофеля.
Ухаживать Чтобы вырос хороший урожай, за посадками надо ухаживать.
Поливать Летом солнце очень жаркое, поэтому нужно поливать
растения.
Выдергивать Сорняки надо выдергивать, чтобы они не мешали расти
картофелю.
Рыхлить
Выкапывать
Готовить
Дидактическая игра «Мой любимый овощ»
Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.
Материал: муляжи овощей или картинки с изображением овощей, план – схема для составления описательных рассказов.
Педагог предлагает каждому ребенку выбрать любой овощ и рассказать о нем по схеме.
Условные обозначения:
Знак вопроса – что это?
Грядка – где растет?
Цвет, форма.
Величина.
Солонка – вкус.
Человек – как использует.
Дидактическая игра «Какой?»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные по теме «Овощи».
Материал: мяч.
Суп из овощей – овощной, салат из моркови – морковный… .
Тема «Сад, фрукты»
Дидактическая игра «Какой, какое?»
Цель: учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Материал: мяч.
Сад и яблоко. Яблоневый сад.
Сад и груша. Грушевый сад.
Груша и варенье. Грушевое варенье.
Персик и сок. Персиковый сок.
Гранат и сок. Гранатовый сок.
Яблоко и пирог. Яблочный пирог.
Яблоко и пюре. Яблочное пюре.
Ананас и желе. Ананасное желе.
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах.
Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
Дидактическая игра «Мой любимый фрукт (ягода)»
Цель: учить составлять описательные рассказы о ягодах, фруктах.
Предложить детям составить описательные рассказы офруктах и ягодах по плану:
Что это?
Где растёт?
Внешний вид.
Каков на вкус?
Что из чего готовят?
Дидактическая игра «Сравни»
Цель: учить составлять сравнительные рассказы.
Предложить детям составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.
Глоссарий по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»
Термины в словаре по предмету «Теория и методика развития детской речи» располагаются по алфавиту. При этом в терминологических сочетаниях соблюдается тот порядок слов. который, был в словаре — источнике. Для облегчения поиска в соответствующих местах имеютя отсылки, например: АВТОНОМНАЯ ДЕТСКАЯ РЕЧЬ — см. РЕЧЬ АВТОНОМНАЯ ДЕТСКАЯ.
Словарная статья содержит, кроме самого термина, его толкование, а в необходимых случаях — примеры. Как правило, указывается, в какую систему понятий данный термин входит, например: синонемы — см. (или ср.) антонимы,омонимы. Составители словаря стремились приводить толкования однородных терминов по одному и тому же источнику.
«Помощь по сайту» — нажмите на изображение стрелочки — гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (дистанционное обучение).
1.015. Библиотека. Наглядно-дидактические и методические пособия, статьи из периодических изданий по методике развития речи дошкольников
Библиотека. Наглядно — дидактические и методические пособия, статьи из периодических изданий
по методике развития речи дошкольников
Библиотека — это книжная страна, в которой есть свои города, своя столица.
В рамках WEB — ресурса вы сможете посетить особый Книжный город, где вас ожидает много интересного и чудесного; познакомитесь с редкими изданиями, хранящимися в фондах библиотеки. В данном разделе широко представлен библиотечный фонд: это, прежде всего методички, монографии, брошюры, наглядно- дидактические пособия для студентов по специальностям:
44. 02.01.Дошкольное образование и 44.02.04.Специальное дошкольное образование.
В помощь учебных МДК 0302 Теория и методика развития речи у детей; МДК 02.05 Теоретические основы и методика развития речи у детей у нас имеются все необходимые учебные материалы по курсу обучения. Наш библиотечный фонд позволяет выполнять различные запросы, как студентов, так и преподавателей колледжа. Искренне надеюсь, что материал будет вам полезен и окажет практическую помощь в работе с детьми массовых групп образовательных учреждений всех видов.
Уважаемые коллеги, не забудьте зайти по ссылке на главную страницу моего сайта, найдёте много полезной информации.