Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста
Ни для кого не секрет, что речь человека – это не только способ общения друг с другом. Прежде всего, это психофизический портрет самого человека. По тому, как выражаются те или иные люди, можно сразу сказать об уровне их образования, мировоззрения, пристрастиях и увлечениях. Основной период формирования правильной речи происходит в дошкольном возрасте. В это время у ребенка идет активное познание мира.
Когда стоит начинать?
В рамках нового стандарта (ФГОС) очень большое внимание уделяется именно развитию речи у детей дошкольного возраста. В возрасте 3 лет при нормальном развитии ребенка в его словарном запасе должно быть около 1200 слов, а у 6-летнего — около 4000.
Все специалисты в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) усиленно работают над развитием речи своих воспитанников. Цель у всех едина, а вот способы каждый использует свои, в зависимости от выбранной в ДОУ методики. Та или иная методика развития речи детей дошкольного возраста предоставляет возможность педагогам-воспитателям воспользоваться успешным опытом профессионалов, работающих по данной проблеме.Кто и чему учит детей?
Если заглянуть в диплом воспитателя, а речь идет именно о квалифицированных специалистах, то там можно увидеть такую дисциплину, как «теория и методика развития речи детей дошкольного возраста». Изучая данный предмет, будущий специалист получает теоретические знания о развитии речи детей по возрастным категориям, а также знакомится с различными методиками проведения занятий в ДОУ соответственно возрастной группе обучаемых.
Каждому человеку известно из уроков истории, как формировалась речь человека. Ее построение шло от простого к сложному. Сначала это были звуки, затем отдельные слова, и только потом слова стали объединяться в предложения. Каждый ребенок проходит в своей жизни все эти ступени формирования речи. Насколько правильной и литературно богатой будет его речь, зависит от родителей, воспитателей и общества, которым окружен малыш. Педагог-воспитатель является основным показательным образцом по использованию речи в повседневной жизни.Цели и задачи формирования речи
Правильно поставленные цели и задачи развития речи детей дошкольного возраста помогают педагогам максимально эффективно трудиться над данной проблемой.
Основной целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является формирование устной речи ребенка и навыков его общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.Задачи, решение которых поможет в достижении поставленной цели, следующие:
- воспитание звуковой культуры речи ребенка;
- обогащение, закрепление и активация словаря ребенка;
- совершенствование грамматически правильной речи ребенка;
- развитие связной речи ребенка;
- воспитание у ребенка интереса к художественному слову;
- обучение ребенка родному языку.
Методики по развитию речи в ДОУ
Любая методика, независимо от предмета, всегда сконструирована от простого к сложному. И невозможно научиться выполнять сложные задания, если нет навыка в выполнении более простых. На сегодняшний момент существует несколько методик по развитию речи. Наиболее часто в ДОУ используют две методики.
Методика развития речи детей дошкольного возраста Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичевой, В.К. Лотарева дает возможность теоретически узнать о развитии речи детей с самого раннего возраста (2 месяцев) и до семи лет, а также содержит практические рекомендации для педагогов-воспитателей. Данным пособием может воспользоваться не только специалист, но и любой заботливый родитель.Книга Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» – это пособие для воспитателей. Здесь широко раскрыты аспекты развития речи детей по возрастным группам дошкольного учреждения, приведены разработки занятий.
В данных методиках по развитию речи детей все начинается со звуковых занятий, где воспитатели обучают и следят за чистотой и правильностью произношения звуков. Кроме того, только специально обученный человек может знать, в каком возрасте и какие звуки нужно ставить ребенку. Например, звук «р» нужно пытаться начинать произносить только в возрасте 3 лет, конечно, если ребенок не нашел его раньше самостоятельно, но это совсем не значит, что до этого с этим звуком работа не ведется. Чтобы малыш своевременно и правильно научился произносить звук «р», педагоги-воспитатели проводят подготовительную работу, а именно занимаются с детьми гимнастикой язычка в форме игры.Игра – основной способ развития речи
В современном мире теория и методика развития речи детей дошкольного возраста говорят об одном, что основным способом считается игра с ребенком. В основу этого положено психическое развитие, а именно эмоциональный уровень развития, если ребенок пассивен, то и с речью у него будут наблюдаться проблемы. А чтобы побудить ребенка к эмоциям, ведь именно они служат толчком к речи, на помощь приходит игра. Знакомые малышу предметы становятся вновь интересны. Например, игра «прокати колесо». Здесь сначала воспитатель катит колесико с горки, проговаривая: «Колесико круглое с горки скатилось и по дорожке потом покатилось». У детей обычно это вызывает восторг. Затем педагог предлагает прокатить колесо кому-нибудь из ребят и снова проговаривает те же слова.
Дети, сами того не подозревая, начинают повторять. Таких игр в методиках для ДОУ достаточно много, все они разнообразны. В более старшем возрасте занятия уже проводятся в форме ролевых игр, здесь уже общение идет не воспитатель–ребенок, а ребенок–ребенок. Например, это такие игры, как «дочки-матери», «игра в профессии» и другие. Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности протекает наиболее эффективно.
Причины плохого развития речи у ребенка дошкольного возраста
Одной из наиболее часто встречающихся причин плохого развития речи у ребенка является недостаток внимания со стороны взрослых, особенно если ребенок сам по себе от природы спокоен. Чаще всего такие дети с самого раннего возраста сидят в кроватке или манеже, закиданные игрушками, и лишь изредка родители, занятые своими делами, заходят в комнату посмотреть, все ли в порядке.
Другая причина тоже происходит по вине взрослых. Это односложное общение с ребенком. В виде таких высказываний, как «отойди», «не мешай», «не трогай», «отдай». Если ребенок не будет слышать сложных предложений, то и требовать от него нечего, ему просто не с кого брать пример для подражания. Ведь совсем нетрудно сказать ребенку «дай мне эту игрушку» или «не трогай, здесь горячо», а уже сколько слов прибавится в его словаре.Тонкая грань между развитием речи и психологическим развитием малыша
Если две вышеперечисленные причины плохого развития речи у ребенка полностью исключены, а речь развивается слабо, то надо искать причины в его психическом здоровье. С самого раннего возраста и до школы большинство детей не умеют мыслить абстрактно. Поэтому обучать малыша речи нужно, используя какие-то конкретные примеры или ассоциации. Методика развития речи детей дошкольного возраста построена на основе изученного психологического развития детей. Существует очень тонкая грань между развитием речи и психическим развитием. В возрасте 3 лет у ребенка начинает развиваться логика и воображение. И часто родители бывают обеспокоены появлением фантазий, начинают обвинять ребенка во лжи. Ни в коем случае делать этого не нужно, потому что ребенок может замкнуться в себе и перестать разговаривать. Не нужно бояться фантазий, их просто надо направлять в правильное русло.
Как помочь ребенку, если речь развивается плохо?
Конечно, каждый ребенок индивидуален. И если ребенок к четырем годам выражается только отдельными словами, не связанными даже в простые предложения, то нужно звать на помощь дополнительных специалистов. Методика развития речи в дошкольном возрасте предусматривает включение в процесс образования таких специалистов, как педагог-логопед и педагог-психолог. Деток таких чаще всего определяют в логопедическую группу, где с ними занимаются более интенсивно. Не нужно бояться логопедических групп, ведь сколько будет радости у ребенка, когда он сможет говорить связанно и логически правильно.
Необразованность родителей – источник плохого развития детей
Методика развития речи детей дошкольного возраста – это настольная книга не только воспитателей, но и родителей. Потому что необразованность родителей ведет к плохому развитию детей. Кто-то требует от ребенка слишком многого, а кто-то, наоборот, пускает все на самотек. В данном случае необходим тесный контакт родителей с воспитателем, возможно даже проведение тематических родительских собраний. Ведь лучше ошибки предотвратить, чем потом их долгое время исправлять. А если действовать правильно, совместно и согласованно, то ребенок к окончанию ДОУ обязательно будет обладать прекрасной литературной речью с необходимым словарным запасом, который в дальнейшем, на следующих ступенях обучения, будет становиться только глубже и шире.
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возроста
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
Воспитание детей дошкольного возраста
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
«Научим медвежонка Мишу правильно произносить слова»
Конспект составила:
Нагуслаева Мария Александровна
ЧДОУ детский сад «Лунтик»
Улан-Удэ 2019
Содержание
1. Цель занятия
2. Задачи
3. Тип занятия
4. Форма занятия
5. Продолжительность
6. Участники
7. Возраст обучающихся.
8. Оборудование и материалы
10. Методы и приемы работы с детьми
11. Структура занятия
12. Ход занятия
13. Литература
Приложения
Многие родители видят своей задачей научить ребенка четко и правильно произносить звуки. На помощь этому приходят логопедические упражнения. Одни из самых действенных для восприятия детей раннего возраста — прослушивание, проговаривание и логопедические игры с чистоговорками.
Чистоговорка — это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Разумеется, если вы будете прочитывать чистоговорку просто так, без картинки, ребенок вас проигнорирует. Министишок вкупе с веселой картинкой способны сотворить чудо: большинству детей очень нравятся эти карточки, столь полезные для улучшения произношения.
Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, «Речевого куба».
Цель занятия
Формирование звукопроизношения с опорой на наглядность.
Задачи
1) Расширить знания об окружающем мире;
2) Развитие звуковой культуры речи;
3) Расширение активного словаря;
4) Укреплять артикуляционный аппарат;
3. Тип занятия — тематическая
4. Форма занятия — групповая
5. Продолжительность 15-20 минут
6. Участники – группа из 5 детей.
7. Возраст обучающихся 3-4 года
8. Оборудование и материалы
Речевые карточки с чистоговорками, фланелеграф, указка, медвежонок.
9. Методы и приемы работы с детьми
Наглядный метод, демонстрационный, проговаривание чистоговорок.
10. Структура занятия
«Мишка косолапый по лесу идет»Игра «Кто как разговаривает»
4 мин.
Закрепление
Проговаривание чистоговорки, рассматривание рисунков на речевой карточке.
5 мин.
11. Ход занятия
Организационный момент. Дети рассаживаются на места.
Воспитатель: Посмотрите дети, кто пришел к вам в гости?
Дети: Мишка.
Воспитатель: Правильно! Этого мишку зовут Миша, только что-то он сегодня грустный. Воспитатель спрашивает у мишки – «Почему ты такой грустный?»
/Мишка шепчет воспитателю на ухо/
Воспитатель: Дети, мишка не умеет проговаривать слова. Давайте его научим?
Дети: Давайте.
Введение в тему.
Воспитатель: Ребята, вы дома родителям помогаете?
Дети: Да! (Дети рассказывают, как они помогают родителям).
Воспитатель: А на прогулку с родителями ходите?
Дети: Да! (Дети рассказывают куда и с кем они ходят гулять).
Воспитатель: Молодцы, сейчас мы с вами расскажем мишке как мы помогаем мамам, и что видели на прогулках.
Изучение нового.
Воспитатель показывает детям карточку, первый раз чистоговорку читает воспитатель, затем все дети повторяют, если ребенок не может проговорить, то он повторяет ее один. И так, пока не проговорят все карточки (см. приложение 1).
Физкультминутка.
Воспитатель: Какие мы с вами молодцы! Давайте немного отдохнём. Мишка хочет с нами поиграть. А вы хотите поиграть с мишкой?
Дети встают в круг, идя по кругу идут и говорят, совмещая с движениями.
Мишка косолапый
(идут, изображая косолапого мишку)
По лесу идет
Шишки собирает
(изображают собирание шишек)
Песенки поет
Вдруг упала шишка
(Останавливаются, поворачиваются лицом в круг)
Прямо мишке в лоб
(Ударяют рукой о лоб)
Мишка рассердился
(Грозят пальцем)
И ногою топ
(Топают ногой)
Больше я не буду
(Грозят пальцем)
Шишки собирать
Лучше я в берлоге
(Садятся на корточки, две ладошки под голову)
Сладко буду спать
(Изображают спящего мишку)
Воспитатель: Ну вот дети, мишке уже пора домой, давайте закрепим наши знания и ещё раз прочитаем наши карточки вместе с мишкой.
Закрепление.
Повторение корточек, игра «Кто как разговаривает»
Игра «Кто так разговаривает»
Задача: научить ребенка отличать голоса животных друг от друга, подражать им. Оборудование: мяч.
Описание. В игре участвует группа детей из 4-5 человек, стоящая полукругом. Взрослый стоит в центре, держит в руках мяч. Затем бросает мяч одному из детей, называя какое-либо животное (например, кошка). Ребенок, поймавший мяч, должен вспомнить голос кошки, изобразить его и одновременно вернуть мяч водящему.
Литература
В.В. Гербова. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Мозаика-Синтез, Москва 2010, 128 с.
Инга Седова, Чистоговорки и скороговорки для развития речи, Сова, 2007, 64 с.
О.Н. Теплякова, Обучающие игры от 2 до 6 лет, Москва, ОНИКС 2010, 128 с.
О.Н. Теплякова, Развивающие игры от 2 до 6 лет, Москва, ОНИКС, 2010 128 с.
http://www.logopedprofi.ru/chistogovorki/item/chistogovorki
Развивающие игры для детской речи
https://www.detiam.com/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0/%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8/
Приложения
Приложение 1.
Методика воспитания звуковой культуры речи детей — дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»
К студентам
Мы приступаем к изучению курса по теории и методике развития речи. Позвольте объяснить ,как составлено наше пособие, и дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по испытанной классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.
Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:
ИБ — Информационный блок;
РБ — Расширяющий блок;
ПБ — Проблемный блок;
СБ — Ситуационный блок;
БС — Блок самоконтроля;
КБ — Корректирующий блок.
Все главы завершаются контрольным текстом и списком литературы для самообразования.
Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения. РБ «оживляют» теоретическую информацию, содкржат яркие запоминающие факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.
Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы. «Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни», — заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой — это плохая теория, кто и сколько бы не уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдёте материал для обратной связи: жизнь — теория; теория — жизнь.
Блоки самоконтроля (БС) т коррекции (КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога — профессиональная уверенность. Работа с пособием строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:
информация _ ситуация _ коррекция _ контроль
ИБ -РБ — ПБ СБ БС Тест
Модуль 5. Методика воспитания звуковой культуры речи детей
(дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»)
Задачи: изучить некоторые особенности звуковой стороны речи детей дошкольного возраста;познакомить с разными формами и методами работы по воспитанию звуковой культуры речи в дошкольном учреждении;формировать у студентов умение отбирать содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах;формировать у студентов навыки фронтальной и индивидуальной работы с детьми по обучению их правильному звукопроизношению.
Основные понятия: звуковая культура речи; словопроизношение; звукопроизношение; речевая интонация; фонематический слух; фонематическое восприятие; речедвигательный аппарат.
Основные идеи:
- Развитие слухового анализатора и речедвигательного аппарата – важнейшая предпосылка для овладения правильным звуко- и словопроизношением и приобретения общих речевых навыков.
- Развитие речевой культуры детей рассматривается как процесс освоения ими социально закрепленных норм звуко- и словопроизношения и речевой выразительности.
- Методика формирования звуковой культуры речи строится на сочетании разнообразных средств, методов, форм фронтальной и индивидуальной работы с детьми.
Понятие о звуковой культуре речи.
Приемы проверки речи детей.
Пути формирования правильного звукопроизношения.
Методика развития слухового внимания и фонематического слуха у детей разных возрастных групп.
Воспитание речевого дыхания.
Выработка дикции.
Воспитание интонационной выразительности речи.
Контрольная работа по модулю № 5.
Литература основная
- Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников. – М., 1995.
- Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка // Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – С. 114-148.
- Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
- Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5.
- Максаков А.И., Фомичёва М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 56-77.
- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М., 1987.
- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи на занятиях // Дошкольное воспитание. – 1979. – № 1-3.
- Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М., 1987.
- Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – С. 124-129.
- Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М., 1968.
- Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – М., 1968.
- Рубинштейн С.Я. К психологии речи // Проблемы общей психологии. – М., 1973. – С. 116-131.
- Ушакова О.С. Связная речь // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
- Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.
- Эльконин Д.Б. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. – С. 159-169.
- Эльконин Д.Б. Речь // Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – Гл. 4. – С. 115-134.
Литература дополнительная
- Алексеева М.М. Вопросы обучения правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – М., 1975.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М., 1978.
- Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сала. – М., 1979.
- Максаков А.И., Фомичёва М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – С. 48-56.
- Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1984.
- Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 146-148.
- Федоренко Л.П., Фомичёва М.Ф., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 562-74.
- Фельдберг А.С. Воспитание у детей правильного произношения // Обучение грамоте в детском саду. – М., 1963.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.. 1983.
«Помощь по сайту» — нажмите на изображение стрелочки — гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (дистанционное обучение).
Для того чтобы с любой страницы сайта вернуться НА ГЛАВНУЮ страницу, достаточно кликнуть мышкой по ФИО автора сайта (Гольская Оксана Геннадьевна), также находящейся в верхнем правом углу страницы.
Методика развития связной речи — дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»
К студентам
Мы приступаем к изучению курса по теории и методике развития речи. Позвольте объяснить ,как составлено наше пособие, и дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по испытанной классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.
Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:
ИБ — Информационный блок;
РБ — Расширяющий блок;
ПБ — Проблемный блок;
СБ — Ситуационный блок;
БС — Блок самоконтроля;
КБ — Корректирующий блок.
Все главы завершаются контрольным текстом и списком литературы для самообразования.
Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения. РБ «оживляют» теоретическую информацию, содкржат яркие запоминающие факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.
Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы. «Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни», — заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой — это плохая теория, кто и сколько бы не уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдёте материал для обратной связи: жизнь — теория; теория — жизнь.
Блоки самоконтроля (БС) т коррекции (КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога — профессиональная уверенность. Работа с пособием строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:
информация _ ситуация _ коррекция _ контроль
ИБ -РБ — ПБ СБ БС Тест
Модуль 7. Методика развития связной речи
(дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»)
Задачи: изучить особенности диалогической речи детей в ситуации общения «взрослый — ребёнок», «ребёнок — ребёнок», познакомить с формами и методами работы по обучению детей диалогической речи; изучить некоторые особенности описательной и повествовательной речи детей дошкольного возраста; выявить влияние обучения на улучшение качества навыков и умений связной речи;познакомить студентов с формами и методами работы по обучению детей монологической речи;формировать у студентов навыки анализа связной речи детей с точки зрения категориальных признаков текста.
Основные понятия: связная речь, связная диалогическая речь, связная монологическая речь, моделирование; формы связной речи; функции речи; особенности речи – ситуативная, контекстная; беседа; описательный сюжетный рассказ; пересказ.
Основные идеи:
- Общение детей в повседневной жизни и на занятиях – основной путь развития связной речи.
- Развитие связной речи – процесс освоения социально закрепленных речевых форм.
- Организация активной разнообразной речевой деятельности детей в играх, повседневной жизни, на занятиях обеспечивает своевременное развитие их связной речи.
Приёмы обучения рассказыванию
Беседа — основное средство обучения детей дошкольного возраста связной диалогической речи.
Обучение монологической речи детей в процессе рассказывания по картинам.
Обучение монологической речи детей в процессе рассказывания по предметам и игрушкам.
Обучение пересказу народных сказок и коротких авторских рассказов детей.
Обучение рассказыванию на темы из опыта детей дошкольного возраста.
Методика обучения составлению писем (эпистолярному искусству) в дошкольном возрасте.
Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию.
Контрольная работа по модулю № 7.
Литература основная
- Аксарина Н.М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста // Вопросы педагогики раннего детства / Под ред. Н.М. Аксариной, Е.И. Радиной. – М., 1967.
- Арушанова А.Г., Юртайкина Т.И. Третий год жизни: развитие речевого общения // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 12. – С. 33.
- Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5.
- Гурович Л.М. Пересказ как приём активизации умственной деятельности на занятиях // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новосёловой. – М., 1985.
- Зубарева К.М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968.
- Зражевская А.А. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 12.
- Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста. – М.. 1977.
- Короткова Э.П. Воспитывать интерес к творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание. – 1972. – № 6, 7.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста пересказыванию. – М., 1982.
- Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1972.
- Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М., 1982. – С. 30-40, 54-63, 88-98.
- Короткова Э.П. Повышать активность детей на занятиях с картиной //Дошкольное воспитание. – 1975. – № 2.
- Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей //Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4.
- Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Учёные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1941. – Т. 35.
- Любимова Н.В. Обучение описанию пейзажа // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4.
- Люблинская А.А. Восприятие картин // Очерки психического развития ребёнка. – м., 1965. – Гл. 5. – С. 169-173.
- Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. – М., 1964.
- Пеньевская Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Обучение в детском саду. – М., 1950.
- Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трёх лет. – М., 1970.
- Попова М.И. Формирование диалогической речи у детей сторого года жизни // Дошкольное воспитание. – 1974. – № 4.
- Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.А. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – С. 115-134.
- Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей средней группы детского сада / Сост. Т.Н. Дронова. – М., 1995.
- Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду / Сост. Т.Н. Дронова. – М., 1995.
- Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Проблемы общей психологии. – М., 1973. – С. 116-131.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1981.
- Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника. – М.: Учпедгиз, 1964. – С. 115-134.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10. – С. 16.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994.
- Ушакова О.С. Связная речь // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 129-135.
- Ушакова О.С., Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 12.
- Эльконин Д.Б. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. – С. 159-169.
- Эльконин Д.Б. Речь // Психология дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – Гл. 4. – С. 115-134.
Литература дополнительная
- Алексеева М.М. Вопросы обучения правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – М., 1975.
- Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь. – СПб., 1992.
- Дементьева А.М. Обучение пересказыванию в средней группе детского сада.- М., 1960.
- Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1982.
- Короткова Э.П. Учим рассказывать картинки // Дошкольное воспитание. – 1964. – № 2.
- Кузина Н.И. Формирование объяснительной речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 5.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975.
- Леушина А.М. Значение пересказа в развитии связной речи дошкольников // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. – М., 1949.
- Методика обучения повествовательным рассказам (по серии сюжетных картин, по одной картине).
- Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. – М., 1985. – С. 183-186.
- Пеньевская Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Обучение в детском саду. – М., 1950.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1989.
- Рубинштейн С.Л. К вопросу о стадиях наблюдения в психологии речи // Проблемы общей психологии. – М., 1950.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981. – С. 71-82.
- Ушакова О.С. Развитие связной речи // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. – М., 1987.
- Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1972. – № 9.
- Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 146-148.
- Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 52-74.
- Художественное творчество и ребёнок. – М., 1972. – Раздел I. – Гл. 3. – С. 39-48.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М., 1983.
- Яшина В.И. Особенности связных высказываний типа рассуждений детей 6 лет // Совершенствование обучения и воспитания дошкольников в детском саду и семье. – Шуя, 1993.
«Помощь по сайту» — нажмите на изображение — гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (дистанционное обучение).
Методы и приемы развития речи детей в дошкольных учреждениях
У короткого ума — длинный язык.
Аристофан
ИБ — информационный блок
Текст № 1.
Методика использует методы, разработанные в дидактике. (См.: Радина Е. И. Приемы обучения//Вопросы обучения в детском саду/Под ред. А. П. Усовой. – М., 1955; Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М., 1980.)
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).
Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.
Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
Изложенная выше характеристика методов развития речи не вполне учитывает сущность самой речевой деятельности обучающихся. В школьной методике идут поиски путей активизации методов работы по развитию речи учащихся с учетом природы речи. Анализ способов речевого развития в детском саду с этих позиций также позволит осмыслить роль и место каждого метода в формировании языковой способности детей.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции – в продуктивных. Соотношение их колеблется. Например, если в словарном упражнении дети выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.
В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
Структурно — логическая схема 1. Методы и приёмы развития речи (Стерликова В.В.).
В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все выше названные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными.
Структурно — логическая схема 2. Методы развития речи детей.
В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Почему необходима характеристика методов развития речи с точки зрения характера речевой деятельности детей?
Почему нужны продуктивные методы?
Литература:
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия»
«Помощь по сайту» — нажмите на изображение стрелочки — гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу ( модуль 3).
Для того чтобы с любой страницы сайта вернуться НА ГЛАВНУЮ страницу, достаточно кликнуть мышкой по ФИО автора сайта (Гольская Оксана Геннадьевна), также находящейся в верхнем правом углу страницы.
Конспект по теории и методике развития речи у детей
Министерство образования и науки Астраханской области
ОАОУ СПО Астраханский социально – педагогический колледж
Специальность 050144 Дошкольное образование
План-конспект
Проведения пробного занятия
По теории и методике развития речи у детей.
В средней группе МБДОУ №53
Студентка 3 «АД» группы
Уразгалиева Айнагуль Ажгериевна
Дата проведения:_______________
Практикант:______________
Воспитатель:_______________
Преподаватель-методист:_______________
Астрахань 2014
Вид занятия: Игра.
Тема: «Животный мир осенью».
Программное содержание: Обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять представления детей о повадках зверей осенью; Закрепить знания детей о природных изменениях осенью; Закрепить умение разгадывать загадки о диких животных (заяц, белка, медведь), ориентируясь на характерные признаки внешнего вида или поведения. Развивать умение выражать свои мысли, чувства с помощью слов; Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
Подготовка воспитателя: составила конспект, используя Программу воспитания и обучения в деском саду Под. Ред. Н.А Васильевой, М., 2005 г.
Подготовка детей: наблюдения на прогулке, экскурсия в лес, рассматривание иллюстраций, беседы о жизни животных, изменениях в природе осенью, разучивание песенок, подвижных игр.
Словарная работа: дикие животные, всеядный, берлога.
Оборудование и дидактический материал:
загадки, песенка «Жил в лесу колючий ежик», мелодии детских песен («Танец маленьких утят», «Ужасно интересно», «Песенка про хорошо»).Ход занятия:
1. Организационная часть: ( 2 мин.)
Дети входят в группу и садятся на стульчики. Показываю картинку «Осень»
— Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года изображено на картине? (Осень)
— А как вы догадались, что это осень? ( На деревьях желтые листочки)
— Правильно. Листочки пожелтели, наступила осень. Скажите, пожалуйста, что еще происходит осенью. (Идет дождь, дует ветер, с деревьев падают листочки)
— Правильно! Осенью идет дождь, дует холодный ветер, листья с деревьев падают на землю.
— Ребята, как вы думаете, какие животные живут в этом лесу? (Медведь, лиса, волк, заяц, ежик)
— Конечно, в этом лесу живут заяц , медведь , ежик и белочка. Это – дикие животные.
Давайте скажем все вместе: «Дикие животные»
В дупле живет
Да орешки грызет. (Белочка).
— Вы правы, это — белочка.
— Скажите, пожалуйста, как белочка готовится к зиме? Что она делает? (Готовит запасы, собирает шишки, ягоды, грибы)
— Ребята, посмотрите на картинки, назовите, что здесь изображено? (Орешки, грибы, ягоды, морковь, яблоко)
— Как вы думаете, что из этого белочка положит в свою корзинку? (Ответы детей)
Если дети называют морковь.
— Не хочет морковка в корзину к белочке, как вы думаете почему? (Белочка не ест морковку)
— Правильно. Белочка не ест морковку, потому что морковка в лесу… (Не растет, она растет на огороде)
— Какие молодцы! Все правильно ответили, и белочка предлагает поиграть в игру «Белочка и орешки».
2. Основная часть: (14 мин.)
П/игра «Белочка и орешки»
Правила игры: воспитатель высыпает орешки из корзинки, а дети их собирают. Повторяется 2 раза.
После окончания игры дети садятся на стульчики.
— Ребята отгадайте, кто еще к нам торопится?
Зимой спит,
Летом улья ворошит. (Медведь)
— Правильно. Это – медведь.
— Скажите, пожалуйста, что мишка делает осенью? (Много ест, готовит к зиме берлогу.)
— А для чего он много ест? (Чтобы спать зимой.)
— Правильно, медведь осенью много ест, готовит берлогу, чтобы зимой крепко спать.
— Скажите, пожалуйста, что медведь положит в корзинку? (Грибы, ягоды, рыбу.)
— Ребята, а ведь медведь ест все, он всеядный. Давайте скажем все вместе:«Всеядный»
— Если медведь все ест, что еще он положит в корзинку? (червячка и жёлуди)
-Покажите, как мишка собирает шишки.
Игра «Мишка косолапый по лесу идет»
(Игра с музыкальным сопровождением)
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет.
Шишка отскочила прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою топ.
Больше он не будет, по лесу гулять.
Сядет на машину и поедет спать.
После игры дети садятся на стульчики.
— Весь в иголках, хоть не елка! Кот это? (Ежик)
— Правильно, это — ежик. Он тоже, как и медведь, всеядный (все ест), а зимой спит.
— Давайте поможем ежику собрать корзинку.
— Называйте, что положим? (Грибы, ягоды, яблоко, червячка)
— Молодцы! А сейчас предлагаю вам спеть ежику песенку.
Песня «Жил в лесу колючий ёжик».
(Песня с музыкальным сопровождением)
Жил в лесу колючий ежик
Был клубочком и без ножек
Не умел он хлопать,
Не умел он топать,
Не умел он прыгать,
А только носом шмыгать:
«Шмыг-шмыг-шмыг».
В лес зайчонок приходил
И ежа всему учил.
Научил он хлопать,
Научил он топать,
Научил он прыгать,
А он зайчонка шмыгать:
«Шмыг-шмыг-шмыг».
Движения выполняются по тексту. По окончанию пени дети садятся на стульчики.
— Вот и к нам в гости зайчик пришел. Скажите, пожалуйста, какого цвета этот зайчик? (Серого.)
— А как вы думаете, зайчик подготовился к зиме? ( Нет.)
— Почему вы решили, что зайчик к зиме не подготовился?
— Что зайчик еще не сделал? ( Не сменил шубку.)
— А какая у зайчика шубка зимой? (Белая.)
— Как вы думаете, зачем зайке белая шубка зимой? (Чтобы было не видно на снегу, чтобы стало теплее.)
Если дети затрудняются с ответом, задаются наводящие вопросы:
— Чем покрыта земля зимой? (Снегом)
— Какого цвета снег? (Белого)
— Как вы думаете, на белом снегу серый зайка сможет спрятаться? (Нет)
— А чтобы его не заметили на снегу, что ему нужно сделать? (Поменять шубку с серой на белую.)
— Правильно, ребята. Осенью все зайчики меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой на белом снегу его не увидела лиса. Белая шубка теплее серой, поэтому зайка зимой не мерзнет.
— Посмотрите, вот и наш зайчишка свою шубку поменял.
Предлагаю зайку угостить. Чем будем его угощать?
( Морковкой и капустой)
— Угощайся, зайка.
— А ребята поиграют в игру.
Подвижная игра «Зайка беленький сидит».
(Игра с музыкальным сопровождением)
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит (2р.)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть (2р.)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать (2р.)
Движения выполняются по тексту. После игры дети садятся на стульчики.
— Молодцы, ребята, хорошие зайчики у вас получились.
— А сейчас предлагаю вспомнить, кто сегодня к нам приходил на занятие. (Белочка, ежик, медведь, заяц.)
— «Молодцы!»,- говорят вам звери.
3. Заключительная часть: (0,5 мин.)
Предлагаю детям попрощаться с животными.
Рабочая программа по теме: рабочая программа МДК 0303 «теория и методика развития речи детей» (ФГОС СПО по специальности 05144 «Дошкольное образование»
Кировское областное государственное образовательное
бюджетное учреждение среднего профессионального образования
«Кировский педагогический колледж»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей
для специальности среднего профессионального образования
050144 Дошкольное образование
углубленной подготовки
2013г.
ОДОБРЕНА: на заседании предметно-цикловой комиссии специальности 050144 Дошкольное образование Протокол № ____от___ _____________2013г. Председатель предметно-цикловой комиссии ________________________Н.А.Елькина | УТВЕРЖДАЮ: Председатель ОМС ____________________И.Н.Плясунова «_____»_________________2013 г. |
Составитель: | |
Т.В. Прохорова | преподаватель дисциплин профессионального цикла Кировского педагогического колледжа |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050144 «Дошкольное образование» укрупненной группы подготовки «Образование и педагогика» |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 15 |
| 18 |
- паспорт рабочей ПРОГРАММЫ мдк 0302 «Теория и методика развития речи у детей»
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа МДК.03.02. «Теория и методика развития речи у детей» является частью профессионального модуля ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», который является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050144 «Дошкольное образование» углубленной подготовки.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в повышении квалификации, в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной переподготовке специалистов в области образования, при наличии среднего профессионального образования или высшего непедагогического образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
МДК.03.02. «Теория и методика развития речи у детей» является частью профессионального модуля ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», изучается после освоения учебных дисциплин «Педагогика», «Психология», одновременно с освоением ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей».
Освоение МДК.03.02. «Теория и методика развития речи у детей»» способствует овладению обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 3.1.-3.5; 5.1-5.5
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
OK I-11
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами по вопросам организации дошкольного воспитания и развития.
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность дошкольников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество воспитательно-образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения МДК.03.02. «Теория и методика развития речи у детей» обучающийся должен:
уметь:
- формулировать задачи развития речи дошкольника в соответствии с поставленными целями;
- оценивать задачи обучения на предмет их соответствия поставленной цели; планировать различные виды занятий, игр, других форм работы по развитию речи;
- подбирать дидактический материал для проведения различных форм работы по развитию детской речи в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения, а также на основе данных диагностики речи детей,
- использовать разнообразные методы, формы и средства организации речевой деятельности детей на занятиях;
- определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии;
- отбирать средства определения результатов обучения, диагностировать уровень развития разных сторон речи у детей разного возраст, интерпретировать результаты диагностики развития речи детей ;
- анализировать качество педагогической работы с детьми по развитию речи;
знать:
- особенности и методику речевого развития детей:
- цель, содержание, принципы, формы, средства развития речи детей дошкольного возраста;
- задачи развития речи детей;
- основные методические концепции и системы развития речи дошкольников;
- методы и приемы развития речи;
- особенности овладения различными сторонами языка (лексика, грамматика, фонетика) у детей в разных возрастных группах ;
- особенности руководства самостоятельной художественно- речевой деятельностью детей
- основы организации обучения дошкольников родному языку;
- диагностические методики для определения уровня развития речи дошкольников;
- виды документации, требования к ее оформлению.
- Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы МДК 0302 «Теория и методика развития речи у детей»
максимальной учебной нагрузки обучающегося_______часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ______ часов;
самостоятельной работы обучающегося ______ часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 225 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 153 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 42 |
практические занятия | |
контрольные работы | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 72 |
Итоговая аттестация в форме устного экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, | Объем часов | Уровень освоения | |
Тема 1. Теоретические основы методики развития речи | Содержание | |||
1 | Предмет методики развития речи, и ее методологическая основа. Методика развития речи как самостоятельная педагогическая дисциплина. Характеристика механизмов и условий формирования речи. | 2 | 2 | |
2 | Система работы по развитию речи детей. Научные основы построения и содержания программы развития речи детей. Задачи и средства речевого развития детей. Дидактические требования к занятиям по развитию речи, их характеристика. Методы и приемы по развитию речи у детей. | 4 | 2 | |
3 | Организация речевой развивающей среды в разных возрастных группах. | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся:
2. Составить схему «Задачи, принципы, методы и приемы развития речи детей» | 2 | |||
Тема 2. Методика развития словаря. | Содержание | |||
1 | Теоретические основы словарной работы в детском саду. Сущность и значение словарной работы. Особенности развития словаря у детей разного возраста. Принципы словарной работы. Задачи и содержание словарной работы в возрастных группах. | 2 | 2 | |
2 | Методика словарной работы на занятиях. Методы и приемы словарной работы. Дидактическая игра как метод формирования словаря. Формирование словаря на занятиях по рассматриванию картины, игрушки, ознакомлению со свойствами и качествами материалов. Словарная работа вне занятий. | 6 | 3 | |
3 | Диагностика словаря детей. Задачи и содержание изучения детского словаря. Обзор диагностических заданий для оценки уровня словаря детей. Способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в формировании словаря. | 1 | 3 | |
Лабораторная работа | ||||
1 | Анализ задач и содержания программы по формированию словаря в примерных общеобразовательных программах развития речи детей разных возрастных групп. | 1 | 3 | |
2 | Составление содержания словарной работы по отдельным темам программы ознакомления с окружающим. | 1 | 3 | |
Практические занятия | ||||
1 | Разработка конспектов занятий по формированию словаря у детей разных возрастных групп. | 2 | 3 | |
2 | Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в усвоении словаря. | 1 | 3 | |
Контрольная работа | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся
| 6 | |||
Тема 3. Методика формирования грамматического строя речи. | Содержание | |||
1 | Теоретические основы формирования грамматического строя речи. Грамматический строй родного языка; значение его усвоения для развития речи. Закономерности в усвоении детьми грамматического строя родного языка. Типичные трудности освоения детьми морфологической и синтаксической сторон речи. Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи у детей. | 4 | 2 | |
2 | Методика формирования грамматически правильной речи у детей. Методика формирования морфологической стороны речи. Формирование способов словообразования. Формирование синтаксической стороны речи. Методика исправления грамматических ошибок. | 4 | 3 | |
3 | Диагностика и оценка состояния грамматических навыков у детей. Содержание и формы изучения грамматической стороны речи у детей. Показатели сформированности и недостатков грамматических навыков у детей. | 2 | 3 | |
Лабораторные работы | ||||
1 | Анализ задач и содержания программы грамматического строя речи возрастных групп. | 1 | 3 | |
2 | Систематизация дидактических игр и упражнений для усвоения морфологической и синтаксической стороны речи. | 1 | 3 | |
Практические занятия | ||||
1 | Подбор диагностических заданий для изучения состояния грамматических навыков у детей. | 1 | 3 | |
2 | Определение способов коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности грамматического строя речи. | 1 | 3 | |
Контрольная работа | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся
| 8 | |||
Тема 4. Методика воспитания звуковой культуры речи. | Содержание | |||
1 | Теоретические основы звуковой культуры речи. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка. Особенности усвоения детьми звуковой стороны речи. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей возрастных групп. Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи. Развитие речевого слуха, дыхания, голоса и дикции. | 6 | 2 | |
2 | Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях. Структура занятия по формированию звукопроизношения у детей. Методика занятий по воспитанию звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп. | 2 | 3 | |
3 | Воспитание звуковой культуры речи вне занятий. Обследование состояния звуковой культуры речи у детей. Способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности звуковой культуры речи. Виды документации по воспитанию звуковой культуры речи, требования к ее оформлению. | 2 | 3 | |
Лабораторные работы | ||||
1 | Сравнительный анализ планов занятий по звуковой культуре речи. | 1 | 3 | |
2 | Отбор речевого материала для планирования работы по воспитанию звуковой культуры речи вне занятий. | 1 | 3 | |
3 | Оформление документации по результатам обследования звуковой культуры речи у детей. | 1 | 3 | |
Практические занятия | ||||
1 | Составление плана занятия по звуковой культуре речи. | 2 | 3 | |
2 | Практикум по обучению способам коррекционной работы, с детьми имеющими трудности звуковой стороны речи. | 4 | 3 | |
Контрольная работа | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение методики обследования звукопроизношения детей. Проектирование дидактической игры по развитию фонематического слуха и восприятия. Проектирование занятия по воспитанию звуковой культуры речи по заданному программному содержанию | 8 | |||
Тема 5. Методика развития связной речи. | Содержание | 3 | ||
1 | Теоретические основы методики развития связной речи. Понятие связной речи, ее функции, формы, характеристика. Задачи и содержание обучения детей связной речи. Методы и приемы обучения диалогической о монологической речи. | 4 | 2 | |
2 | Развитие речевого общения и навыков диалогической речи. Особенности обучения диалогической речи. Разговоры с детьми как основной метод обучения диалогической речи. | 1 | 3 | |
3 | Беседа как метод обучения диалогической речи. Виды, тематика и содержание бесед. Структура обобщающей беседы. | 2 | 3 | |
4 | Развитие монологической речи. Особенности монологической речи. Приемы обучения рассказыванию. Виды занятий по формированию навыков монологической речи. | 2 | 3 | |
5 | Развитие монологической речи в прочесе рассказывания по восприятию. Обучение рассказыванию по картине. Обучение рассказыванию по предметам и игрушкам. Методика обучения рассказыванию в разных возрастных группах. | 3 | 3 | |
6 | Обучение детей пересказу литературных произведений. Значение пересказа для развития связной речи. Принципы отбора литературных текстов для пересказа. Методика обучения пересказыванию. | 2 | 3 | |
7 | Обучение творческому рассказыванию. Своеобразие и значение творческого рассказывания. Виды занятий по обучению детей творческому рассказыванию. Методика обучения творческому рассказыванию. | 2 | 3 | |
8 | Изучение состояния связной речи у детей. Задачи и содержание диагностики связной речи. Критерии оценки навыков связной диалогической и монологической речи. | 1 | 3 | |
Лабораторные работы | ||||
1 | Составление сводной таблицы навыков связной речи. | 1 | 3 | |
2 | Анализ планов занятий по обучению связной речи. | 2 | 3 | |
3 | Определение критериев оценки связной диалогической и монологической речи у детей возрастных групп. | 1 | 3 | |
Практические занятия | ||||
1 | Составление конспекта занятия –итоговой беседы | 2 | 3 | |
2 | Разработка плана занятия по обучению пересказу. | 2 | 3 | |
3 | Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении связной речи. | 2 | 3 | |
Контрольная работа | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся
| 16 | |||
Тема 6. Методика ознакомления с художественной литературой. | Содержание | |||
1 | Теоретические основы ознакомления с художественной литературой. Роль художественной литературы в воспитании, обучении и развитии речи. Особенности восприятия детьми литературных произведений разных жанров. Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания. Задачи и содержание ознакомления с художественной литературой. | 4 | 2 | |
2 | Методика ознакомления с литературным произведением. Формы работы с литературным произведением. Подготовка воспитателя и детей к ознакомлению с произведением художественной литературы. Методика занятия по ознакомлению с литературным произведением. | 4 | 3 | |
3 | Ознакомление детей с поэзией. Значение поэтических произведений. Требование к отбору поэтических произведений для заучивания. Методика обучения выразительному чтению стихотворений. | 2 | 3 | |
4 | Методика ознакомления с произведениями русского народного творчества. Роль устного народного творчества в развитие речи. Особенности ознакомления детей с произведениями малых фольклорных форм. | 1 | 3 | |
5 | Методика ознакомления с книжной иллюстрацией. Роль иллюстрации в ознакомлении с литературным произведением. Эстетические и педагогические требования к подбору книжной иллюстрации. Методика ознакомления с книжной иллюстрацией. | 1 | 3 | |
6 | Художественно-речевая деятельность. Инсценирование литературных произведений. Игры- драматизации по литературным произведениям. Литературные утренники и вечера досуга. Уголок книги и его роль в ознакомлении с художественной литературой. | 2 | 3 | |
Практические занятия | ||||
1 | Отбор и анализ литературных произведений разных жанров для детей разных возрастных групп и разных педагогических задач.. | 2 | 3 | |
2 | Выбор форм работы по литературному развитию. | 1 | 3 | |
3 | Моделирование занятий по ознакомлению с литературным произведением. | 4 | 3 | |
4 | Составление тематики литературных утренников и вечеров досуга. | 1 | 3 | |
5 | Творческий отчет по ознакомлению детей с художественной литературой (по итогам практики) | 2 | 3 | |
Контрольная работа | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся
| 12 | |||
Тема 7. Подготовка детей к обучению грамоте. | Содержание | |||
1 | Теоретические основы подготовки детей к обучению грамоте. Подготовка к обучению грамоте в системе работы по развитию речи. Задачи и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте. | 2 | 3 | |
2 | Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте. Методика ознакомления детей со словом. Методика ознакомления детей со словесным составом предложения. Методика ознакомления со слоговым строением слова. | 6 | 3 | |
3 | Ознакомление детей со звуковой структурой слова. Значение звукового анализа слова. Методика ознакомления детей со звуковой структурой слова. | 4 | 3 | |
4 | Современные технологии обучения чтению детей дошкольного возраста. | 5 | 3 | |
Практические занятия. | ||||
1 | Разработка плана занятия по подготовке к обучению грамоте. | 1 | 3 | |
2 | Проведение фрагментов занятий по подготовке к обучению грамоте. | 1 | 3 | |
Контрольная работа | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся
«Детский сад.РУ»- http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html «Интернет Гномик i-gnom.ru» — http://www.i-gnom.ru/project.html | 16 | |||
Тема 8. Планирование работы по развитию речи. | Содержание | |||
1 | Теоретические основы планирования работы по развитию речи. Значение и принципы планирования. Виды планирования. | 2 | 3 | |
2 | Особенности и содержание планирования работы по развитию речи. Требования к планированию занятий. Планирование работы по развитию речи вне занятий. Комплексный подход к планированию образовательной работы по развитию речи. | 4 | 3 | |
Практические занятия | ||||
1 | Перспективное планирование занятий по развитию речи на месяц. | 1 | 3 | |
2 | Планирование работы по развитию речи вне занятий. | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Составление перспективного плана работы по образовательной области «Коммуникация» на месяц ( в одной возрастной группе | 4 |
3. Условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методические комплексы по программам дошкольного образования;
- методические рекомендации и разработки для воспитателя ДОУ;
- технические средства обучения: автоматизированное рабочее место учителя.
- учебная, методическая, справочная литература, раздаточный материал, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов, материалы для контроля (тесты, электронные тесты, тексты с заданиями и др.).
Технические средства обучения:
- компьютер;
- интерактивный мультимедийный комплекс (интерактивная доска, мультимедийный проектор)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2007.
- Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников[Текст] / Н.А. Стародубова. – М., 2008.
- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие [Текст] / О.С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова.– М., 2001.
Основные общеобразовательные программы дошкольного образования
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
2. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-4-е изд., перераб. И доп./Под ред. Л.А. Парамоновой.- М., ТЦ Сфера, 2011.-320 с.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
4. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина]. — М. : Просвещение, 2011.
5. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов/ (Н.О.Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и др.; науч. Рук. А.Г.Асмолов; рук. Авт.коллектива Н.В.Федина).-М.: Просвещение, 2011.-240С.
Дополнительные источники:
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. [Текст] – Воронеж: Учитель, 2005.- 270с.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. [Текст] — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей труппе детского сада. [Текст] —М.; Мозаика-Синтез, 2007-2010.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. [Текст] — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. [Текст] — М.: Мозаика- Синтез, 2008-2010.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. [Текст] -М.: Мозаика- Синтез, 2007-2010.
- Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. [Текст] — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
- Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. [Текст] — М.; Мозаика-Синтез. 2005-2010.
- Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. [Текст]— М.; Мозаика- Синтез, 2005-2010.
- Занятия по обучению грамоте в ДОУ/ сост. Л.А. Кулешова.- Воронеж: Учитель, 2005.- 127с.
- Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. [Текст] – М.: Сфера, 1998.- 224с.
- Шумаева Д.Т. Как хорошо уметь читать. [Текст] — СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 188с.
- Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. [Текст] — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года[Текст] / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. — М., 2005.
- Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет[Текст] / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. — М., 2005.
Периодические издания:
Дошкольное образование
Ребенок в детском саду
Дошкольное воспитание
Обруч
Воспитатель
Интернет-ресурсы
- Сайт библиотеки для детей и юношества Альберта Лиханова — http://www.lihanov.xost.ru/gnezdo.htm
- Детская электронная библиотека — www.deti-book.info/
- Детские писатели — www.kid-author.ru/
- О детской литературе — http://bibliogid.ru/
- Региональный сайт детских библиотек — http://www.deti.spb.ru/
- Сайт «Педагогическая библиотека»- http://www.pedlib.ru/
- Сайт «Развитие речи»- http://www.r-rech.ru/
- Сайт «Раннее развитие детей»- http://www.razumniki.ru/
- Сайт «Наши детки»- http://www.ourkids.ru/Logopedia/triz.shtml
- Технология составления творческих текстов по картине- http://www.triz.natm.ru/articles/sid003/01.htm
- Сайт «Детский сад.РУ»- http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html
- Сайт «Интернет Гномик i-gnom.ru» — http://www.i-gnom.ru/project.html
4. Контроль и оценка результатов освоения МДК 03.02. «Теория и методика развития речи у детей»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения МДК.03.02. «Теория и методика развития речи у детей» обучающийся должен уметь: — формулировать задачи развития речи дошкольника в соответствии с поставленными целями; — оценивать задачи обучения на предмет их соответствия поставленной цели; планировать различные виды занятий, игр, других форм работы по развитию речи; — подбирать дидактический материал для проведения различных форм работы по развитию детской речи в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения, а также на основе данных диагностики речи детей, — использовать разнообразные методы, формы и средства организации речевой деятельности детей на занятиях; — определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии; — отбирать средства определения результатов обучения, диагностировать уровень развития разных сторон речи у детей разного возраст, интерпретировать результаты диагностики развития речи детей ; -анализировать качество педагогической работы с детьми по развитию речи; | Презентации к самостоятельным работам и выступлениям с докладами. Экспертная оценка качества проведения дидактических игр и фрагментов занятий на практических занятиях. Решение профессиональных задач и выполнение компетентностных заданий. |
знать:
| Текущий контроль в форме тестовых и письменных контрольных работ. Экзамен по междисциплинарному курсу. |
Разработчик:
Т.В. Прохорова | преподаватель дисциплин профессионального цикла Кировского педагогического колледжа |
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)