Презентация к занятию по логопедии (старшая группа) на тему: Методика обучения чтению Николая Зайцева. «Кубики Зайцева». Презентация для родителей и педагогов.
Слайд 1
Методика обучения чтению Николая Зайцева. Кубики Зайцева. Подготовила Учитель-логопед Щербакова И.И.Слайд 2
Кубики Зайцева — пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе. Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.
Слайд 3
Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.
Слайд 4
Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, — важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, — во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.
Слайд 5
Кубики различаются по цвету (золотые, серые (железные), бежевые (деревянные), белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.
Слайд 6
В аудиозаписи столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а ещё лучше пропевание с музыкальным сопровождением — мощное средство воздействия на память.
Слайд 7
Методика чтения Н. Зайцева ПЛЮСЫ МИНУСЫ появляются навыки грамотного письма, выправляются логопедические недостатки, речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов, быстро расширяется словарный запас, формируется логическое мышление, развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания. обучение происходит достаточно медленно , алгоритм занятий не самый простой – нужно строго следовать методике, работать с таблицами, петь, специально готовиться к занятиям без серьёзной подготовки преподавателей, без регулярных занятий на закрепление пройденного материала, не стоит и начинать. Каждый раз придется возвращаться назад и повторять одно и то же. А это и нам не нравится, а детям — тем более , н екоторые наборы предлагающие кубики Зайцева , подразумевают, что их нужно склеивать самостоятельно, Стоимость.
Слайд 8
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Презентация к уроку по обучению грамоте (средняя группа) на тему: Здоровьесберегающая технология раннего обучения дошкольников чтению по технологии Н.А. Зайцева
Слайд 1
«Здоровьесберегающая технология раннего обучения дошкольников чтению по методике Н. А. Зайцева в решении задач преемственности дошкольного и начального общего образования» Ахметова Л.М. – воспитатель МБДОУ « Детский сад № 32», г. ЛениногорскСлайд 2
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.» В. А. Сухомлинский
Слайд 3
Виды готовности ребенка к бучению в школе: психологическая физиологическая специальная
Слайд 4
Автор методики – Зайцев Николай Александрович Российский педагог-новатор; Профессор; Академик «Академии творческой педагогики» г. С-Петербург «Не учить ребенка читать и писать, а сделать так, чтобы чтение вошло в жизнь малыша спокойно и естественно» Н.А. Зайцев
Слайд 5
Основные положения методики Н.А.Зайцева: Превратить чтение в увлекательную игру; Учить не буквам в отдельности, а складам; Обучение чтению лежит через обучение письму
Слайд 6
Актуальность методики Н.А.Зайцева – Здоровьесберегающая технология соответствующая требованиям ФГОС ДО Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме; Обеспечивается сохранность здоровья воспитанников; Двигательная активность на занятиях отвечает физиологической потребности ребенка в движении; Учебный материал подается в интеграции с познавательным развитием, художественно-эстетическим развитием, художественной литературой, физическим развитием;
Слайд 7
В.Ф. Базарный: Таблицы, кубики определенного цвета и размера охраняют и развивают остроту зрения. Склады с расстояния в несколько метров видны и доступны восприятию для слабовидящих детей. Постоянные переводы взгляда с одного склада на другой, смена режимов ближнего и дальнего зрения позволяют избегать напряжения и утомления глаз и тренировать глазные мышцы. Целесообразность методики
Слайд 8
— Свободное перемещение детей по группе во время занятия; — Вытягивание позвоночника при работе с таблицами, расположенными на высоте около двух метров позволяют избегать нарушений осанки.
Слайд 9
Складовой принцип — основа обучения детей чтению по методике Н.А.Зайцева Склад -альтернатива слогу Склад — это наиболее упрощенная составляющая слова : пара из согласной с гласной, пара из согласной с мягким знаком, пара из согласной с твердым знаком одна буква В.Ф.Базарный: «… Мы, как и Н.А. Зайцев рекомендуем отказаться от вербально-фонемного принципа овладения чтением, как технологии, закрепощающей ребенка и негативно отражающейся на его психомоторном развитии и здоровье.»
Слайд 10
Склад — это наиболее упрощенная составляющая слова СЛОГИ СКЛАДЫ ВСКАЧ ь В- С- КА — Ч ь ВСКОЛЬЗЬ В- С- КО — ЛЬ — ЗЬ ВСПЯТЬ В – С – ПЯ — ТЬ
Слайд 11
В.Ф.Шаталов
Слайд 12
Какие бывают кубики Н.А.Зайцева: По размеру: Большие (для твердых складов) Маленькие (для мягких складов) По цвету и наполнению элементами: «Золотые» — гласные «Железные» — звонкие «Деревянные» — глухие «Бело-зеленые» — знаки препинания
Слайд 13
Дидактические принципы методики Н.А.Зайцева — От общего к частному и от частного к общему: Учащиеся знакомятся сразу со всей таблицей и кубиками, на которых смоделирован весь учебный материал От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому: Обеспечение наглядности с использованием различных каналов восприятия: зрительного, слухового, тактильного Системная подача материала; — Учет физиологии восприятия учебной информации: «Подача информации с четко заданным ритмом усиливает ее восприятие мозгом»
Слайд 14
Авторские дидактические пособия: «Прищепки»
Слайд 15
«Расставь треугольники по числам и прочитай плакат» «Подпиши названия посуды»
Слайд 16
«Складовое лото» «Разрезные овощи» «Доброе солнышко»
Слайд 17
Дидактические игры, приемы и упражнения: «Какие слова спрятались?» «Произнеси и запиши скороговорку»
Методика Зайцева Н .А. для раннего обучения детей

«Кубики Зайцева как средство раннего развития детей дошкольного возраста»
2014 г. Романевич Т.Ф. ГККП ясли-сад № 86

Каждый родитель видит в своем ребенке «гения в коротких штанишках». Маме и папе очень хочется, чтобы их ребенок был самым красивым, самым умным и здоровым. Креативные и прогрессивные родители уделяют большое внимание развитию своих детей с ранних лет. Педагог-новатор Николай Зайцев настойчиво рекомендует отказаться от традиционных принципов овладения чтением, так как данная технология негативно отражается на здоровье ребенка и его психомоторном развитии. «Кубики Зайцева» –уникальное пособие для обучения чтению с двух лет.

Обоснование выбора пособия:
- Соответствует физиологическим и психологическим особенностям ребенка дошкольного возраста; является здоровьесберегающей технологией эффективны в работе с дошкольниками, раннее начало обучения дает возможность каждому ребенку обучаться в своем темпе.

Цель: научить детей читать с ранних лет.
Задачи:
* Формирование правильного произношения звуков.
* Расширение словарного запаса.
* Формирование логического мышления.
* Развитие способности самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.

Зайцев Н.А. (1939 г.р.) — российский педагог-новатор, профессор, академик Академии творческой педагогики, создатель и руководитель центра «Нестандартные технологии в образовании».
Автор методических пособий и материалов для обучения детей чтению, письму, счету и английскому языку по авторской методике (главным и наиболее известным из которых являются «Кубики Зайцева»)

«Кубики Зайцева»
- Кубики Зайцева — пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе.
- Обучение ведется в виде веселой и увлекательной игры.

- * Комплект кубиков (бывают картонные (собранные и несобранные) и пластмассовые)
- *

Комплект таблиц

Методички и кассеты

Основные направления развивающей методики Зайцева – это обучение чтению, азам математики и развитие у ребенка творческих способностей.

Склад – основа чтения
Склад — это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква (М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ).
Пользуясь этими складами ребенок начинает составлять слова.
Складовой принцип чтения — основа данного метода обучения детей чтению.

Склады на кубиках
- Метод затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную.
- Склады написаны на гранях кубиков.
- Кубики различны по цвету, размеру и звуку, который они издают.
- Каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия.
- Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Кубики
- В наборе «Кубики Зайцева» 52 кубика.
- Кубики со складами склеивают и наполняют разным содержимым:
- деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками)
- металлическими крышечками (для «звонких» кубиков)
- бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками).

- Кубики отличаются:
- по размеру:
- большие и большие двойные(для твёрдых складов),
- маленькие и маленькие двойные (для мягких складов).
- по цвету:
- «золотые» (желтые) — для складов с гласными,
- «железные» (серые) — для звонких складов,
- «деревянные» (коричневые) — для глухих складов,
- белые-зеленые — для знаков препинания.

Игры с кубиками
- Сначала ребенку необходимо освоить все типы размеров кубиков и их звучаний.
- Составлять из кубиков простейшие слова (мама, папа; обозначающие предметы мебели: шкаф, диван, стул)
- Составлять названия игрушек, животных(ПА-РО-ВО-3)
- Придумывать слова на определенную букву (или склад)
- Дать ребенку кубики и предложить написать свое имя. В следующий раз предложить самому найти кубики. Усложнять задания: придумать и написать слова, где повторяется одна и та же буква (МОЛОКО, ХОРОШО)
- В книге Николая Зайцева «Письмо. Чтение. Счет» есть много интересных игр и заданий с кубиками

Работа по таблицам
- Пропевание — прекрасная фонетическая разминка, с ее помощью «шлифуется» произношение каждого звука, тогда как в потоке обычной речи дефекты дикции малыша могут быть не слышны, не заметны.
- Запоминание складов через пропевание идет удивительно быстро. Это происходит за счет многократных повторений.
- Матрица — порядок по которому нужно пропевать ребенку склады (например: сначала ряд с твердыми слияниями (большой кубик), следом с мягкими (маленький кубик)).

Попевки по таблицам
- Это позволяет малышам развивать слух и чувство ритма.

Игра «Загадки»
- Загадайте ребенку загадки. Он отгадывает, а вы пишете ответ кубиками.
«С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица» — Рыба.

Складовые картинки
- Складовая картинка представляет собой белый квадрат плотной бумаги с изображением и название этого изображения над самой картинкой. Причем самый главный, ударный склад написан черным цветом, все остальные буквы зеленым. С обратной стороны карточки написано просто слово (без картинки), слово записано разным шрифтом.
- Складовые картинки бывают цветными или силуэтными (черного цвета, развивают образное мышление). Во время занятий с этими карточками дети обучаются «беглому чтению», т.е схватывают слово целиком, а не по слогам или буквам.

«Складушки»
- Игра-пособие «СКЛАДУШКИ» предназначена для обучения детей раннему (с 3—4 лет) чтению в складовой системе.
- В пособии 21 карточка, на которых склады представлены в виде вертикальных столбиков с правой и левой стороны каждой карточки. Два складовых столбика на каждой карточке образуют складовый домик.

Таблицы для освоения счета
- Цифры для ребенка – лишь абстрактные значки. Поэтому в математике нужно идти не от знания цифр, а от количества.

Плюсы пособий
- Простота
- Эффективность
- Не привязана к возрасту
- Экологичность и строгое соблюдение принципа «не навреди ребенку» (не нарушается осанка, не портится зрение)
- Подходит абсолютно всем детям (шустрым и медлительным, слабым и сильным)
- Быстрое чтение (ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв)
- Развивает органы чувств, мелкую моторику рук; двигательная активность

Минусы пособия
- Кубики приходится клеить самостоятельно из предложенных картонных заготовок и наполнителя
- Сделанные картонные кубики недолговечны
- Довольно высокая цена готовых кубиков

Литература
Методики Н.Зайцева, Санкт-Петербург, 2004 г.
КТО ВОКРУГ МЕНЯ ЖИВЁТ? Учебное пособие
Автор: Зайцев Н. А. Издательство: Издательский дом Нева, Санкт-Петербург; ОЛМА-ПРЕСС, Москва. 2002 г.
ЧТО ВОКРУГ МЕНЯ РАСТЁТ? Учебное пособие
Автор: Зайцев Н. А. Издательство: Издательский дом Нева, Санкт-Петербург; ОЛМА-ПРЕСС, Москва. 2002 г.
ПРОДУКТОВЫЙ МАГАЗИН Учебное пособие
Автор: Зайцев Н. А. Издательство: Издательский дом Нева, Сан кт-Петербург; ОЛМА-ПРЕСС, Москва. 2003 г.

- ЧИТАЙ И ПОЙ Учебное пособие
Авторы: Зайцев Н. А., Струве Г. А. Издательство: НОУДО Методики Н.Зайцева, Санкт-Петербург.
- Н.А.Зайцев «Письмо. Чтение. Счет».
- Обучение чтению по методике Н.А.Зайцева Автор: Н.А.Зайцев
- Математика. Чтение. Обучение по методике Н.А. Зайцева Год выпуска: 2006-2007
- 240 КАРТИНОК ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ, ЧТЕНИЮ, РИСОВАНИЮ
- Учебное пособие. Комплект для дома, группы, класса.
6-е издание
Статья по развитию речи (средняя группа) по теме: Опыт работы по обучению детей чтению по методике Н.А. Зайцева.
Опыт работы по обучению детей чтению по методике Н.А. Зайцева.
Обучение чтению по складам было широко распространено в России. Обучая чтению по складам Л. Н. Толстой писал, что «звуковой метод» с 70-х годов ХIХ века проникший в Россию с запада, является «недоразумением», «противен духу русского народа». «Для чего идти хитрым и трудным путём звукового способа, когда того же самого можно достигнуть проще и скорее». Ведь даже дети в раннем возрасте начинают говорить по складам, позже присоединяя другую часть слова. Научить читать по звуковому способу даже первоклассников сложно, а в 3-5 лет без вымучивания и вовсе невозможно. Многим родителям известна проблема «буквы знает, а читать не может». Им почему-то кажется, что если ребёнок названия букв выучит, то непременно и читать начнёт. Не сразу конечно, а так через недельку, ну две. Начинают сердиться когда не получается. Неправильные действия родителей в обучении чтению приводят к тому, что чтение ребёнок начинает тихо ненавидеть. Чтобы избежать этих проблем я решила изучить методику Н.А. Зайцева «обучение детей чтению по складам» и она меня очень заинтересовала. Методика предусматривает очень важные моменты: занимательность, необычайность материала и форм обучения. Главное, всё обучение построено по принципу «не навреди».
1.Нельзя испортить осанку: таблицы расположены высоко.
2.Нельзя испортить глаза: на кубиках крупный размер букв, отсутствует резкое сочетание цветов.
3.В процессе работы ребёнок постоянно двигается, действует, выбирает, проговаривает.
Изучив методические рекомендации Н.А. Зайцева, поставила перед собой задачи:
1.Создать условия по рекомендациям Н.А. Зайцева совместно с родителями;
2.Научить детей ориентироваться в таблицах и кубиках.
Образовательная деятельность проходит в игровой форме, с постоянной сменой умственной и двигательной активности ребёнка. Начинаем обучение с самого простейшего, находя в таблицах склады своего имени, ребёнок познаёт что-то новое. И в тоже время имя – это самое любимое слово для него. Затем имена мамы и папы — самых близких для него людей. Играя в кубики, ребёнок много знаков превращает в слова, он идёт к чтению через письмо, ему так легче. Дети начинают читать не по букве, как учили раньше, а по складам. Это самый быстрый и легкий путь к чтению, положительно то, что идет одновременно изучение лексики правил чтения, записи слов, тренировка произношения и восприятия их на слух. И запоминается всё на много лучше. Еще бы: ведь сами разыскиваем слова (кубики — склады) путем собственных умозаключений. Для того чтобы дети легко могли превращать знаки в звуки с помощью письма подобрала ряд игр, упражнений. Упражнения «Как тебя зовут», «Сосиски, сардельки», «Смешные слова», «Какое слово тебе написать», «Озвучь кубик» и другие. Кто-то быстрее, кто-то медленнее справляется с заданиями, но все дети чувствуют себя умными. Детям нравится это, их хвалят, повышается самооценка ребенка.
Таким образом, в процессе игровой деятельности, ребенок повышает свой уровень знаний и умений, он не только учится читать, но и всесторонне развивается. Работая не первый год по инновационной методике Н.А.Зайцева, я пришла к выводу, что «Кубики» — это актуальное методическое пособие, помогающее педагогам, решать много проблем и дающее большой простор творчеству.
Список литературы:
1. Зайцев Н.А. Кубики Зайцева, СПб, «Гранит», 2004.
2. Рыбникова О.М. Комплексныте занятия по обучению детей 6-7 лет, Волгоград, «Учитель», 2009.
3. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке, М., «Баллас», 2002.