Игрушки – это то, без чего не может ребёнок провести свой день. Ребёнок с игрушкой просыпается, с игрушкой делает зарядку, играет с игрушкой, кушает с игрушкой, гуляет с игрушкой, занимается с игрушкой, игрушки «приходят» к ребёнку в гости, помогают справиться с трудностями и снова ребёнок ложится с игрушкой спать. В окружающем мире ребёнка много стихов и рассказов про игрушек, т.е. про то, без чего немыслимо развитие детей. Игра в куклы, пошивка для них одежды и обращение с предметами кукольного хозяйства приучали девочку к труду женщины-хозяйки. Ассортимент игрушек велик и разнообразен. Различные игрушки по характеру своему вызывают совершенно различные игры. В основном все игрушки можно разбить на следующие группы: I. Игрушки моторно-спортивные и тренировочные, которые способствуют развитию детского организма — мускулов, зрения, ловкости движений, развитию глазомера, слуха, крупной моторики (мяч, обруч, прыгалки, кегли, бабки, чижик, крокет, волейбол и т. д.), развитию мелкой моторики, глазомера (бирюльки, блошки, мозаика и т. п.), развитию внимания, сосредоточенности, выдержки, организованности. Многие считают, что моторная игра и игрушка есть принадлежность младшего возраста. Моторной игрой с увлечением занимаются и взрослые. Такая игрушка, как мяч, является мировой игрушкой, обслуживающей все возрасты, меняется только характер игры, ее сложность. В игрушках данного типа совершенно обязателен учет сил ребенка, его возрастных особенностей. Моторная игрушка должна давать нормированную нагрузку на организм ребенка, только тогда она даст ему правильное развитие. Несомненно, что значение игр и игрушек данного типа чрезвычайно велико. II. Игрушка сюжетная, игрушка-образ: люди, животные, транспорт, машины, мебель и пр. Основной задачей таких игрушек является не физическое развитие ребенка, а содействие творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его. Эти игрушки, методически правильно использованные педагогом, направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям. Глядя на процесс детской игры с сюжетными игрушками, нельзя не заметить, как богато развертывается детская инициатива, работает творческое воображение. Ребенок становится более инициативным, наблюдательным, находчивым, эмоциональным. Этот вид игрушек дает возможность широко упражнять и развивать конструктивные способности ребенка и техническое изобретательство, ребенок знакомится с технологией материала, с инструментом, приучается к труду, эти материалы приобретают особое значение в деле трудового, политехнического воспитания. Связь конструирования с игрой дает большую продуктивность детской работе. Ребенок увлекается техникой, моделированием, расширяет свой технический кругозор, приобретает ценные технические навыки. IV. Техническая игрушка — это игрушка, которая подводит детей к производству и технике, а именно: к изучению свойств материалов, к процессу и методу обработки, получению и использованию энергии и т. д. К технической игрушке мы также отнесем игрушку, которая развивает конструктивные способности и техническое изобретательство, подводит к определенным трудовым навыкам. Типы технической игрушки Первый тип — игрушки сюжетные, знакомящие с внешним видом технических предметов, дающие образ машины, станка, транспорта и т. п. Сюжетные игрушки не должны обременяться большим количеством технических деталей, сложным механизмом; в особенности это важно для дошкольника. Техническая деталь берет много внимания и тормозит общее сюжетное содержание игры. Управляя механизмом таких игрушек, ребенок стремится получить все новые и новые комбинации, экспериментируя, исследуя или создавая продукцию (фотопечатание). В этих игрушках не столько важен внешний вид, сколько сам механизм, аппарат, который должен дать наилучший результат работы или наибольшее число комбинаций. Ряд игрушек указанного типа требует материала для переработки; пряжа для тканья, бумага и краски для печатания и т. п. Третий тип технической игрушки — это конструкторы, строительные материалы и полуфабрикаты. Эта игрушка, рассчитана на детское конструирование и техническое изобретательство. Строительные материалы и конструкторы изготовляются для детей различных возрастов: начиная от ясельного, кончая подростками. Тип материала, его сложность, количество частей, техника скрепления в конструкторе меняются с учетом возраста детей. V. Настольные игры являются педагогически важным игровым материалом. Они организуют детский коллектив в играх с правилами (лото, парные картинки, квартеты, гуськи). Эти игры могут ставить разнообразные дидактические задачи (развитие сообразительности, находчивости, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета). Настольные игры типа лото и парных картинок учат маленького ребенка распознавать предмет через картинку. Игры-путешествия, игры типа «гуськи» могут давать значительный познавательный материал и строиться па соревновании. Игры типа шашек и шахмат развивают логическое мышление ребенка. VII. Музыкальные игрушки: поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты (цимбалы, бубенцы и пр.), игрушки с музыкальной мелодией, музыкальные каталки, волчки, коробки и др. Эти игрушки и подобные им доставляют детям большую радость и служат средством развития музыкального слуха. Производство таких игрушек необходимо увеличить. Причем они должны выпускаться с непременным требованием—добиться приятных звучаний, простых художественных мелодий. Из музыкальных игрушек не следует выбрасывать дудки, рожки, свистульки, трубы, губные гармошки. VIII. Театральная игрушка: теневой театр, панорама, театр игрушек, марионеток, наборы для творческих инсценировочных игр ребят и пр. Все эти типы театральной игрушки заслуживают самого серьезного внимания. Они крайне занимательны для ребят, подводят к театральному зрелищу и к собственной театральной игре, могут чрезвычайно обогатить детское художественное восприятие и дать интересный материал по содержанию. IX. Дидактическая игрушка: разнообразные пирамидки, вкладные мисочки, яички, матрешки и др. Эти игрушки учат детей распознавать величины предметов, их цвета и формы, вырабатывают глазомер и координацию движений и т.п. |
Статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Виды и назначение игрушек для детей дошкольного возраста
Виды и назначение игрушек для детей дошкольного возраста
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка – предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она – важнейшее средство психического развития дошкольника. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту.
Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.
Образные игрушки
Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины, целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет платья («голым»). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда движется голова, и закрываются глаза.
Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли, и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания.
Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.
Игрушки-забавы
Радует и забавляет ребенка всякая игрушка. Однако созданы они для того, чтобы позабавить и развлечь ребенка. Это игрушки-забавы, которые вызывают у дошкольников любопытство, радость, положительные эмоции. Они радуют детей необычными движениями, забавны по сюжету. Игрушки-забавы развивают чувство юмора и любознательность, поддерживают доброе настроение, побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия.
Игрушки – забавы – это смешные, забавные фигурки людей, животных с фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки. Народные мастера умели подметить смешные стороны во внешнем виде и поведении человека, животного и показать это в игрушке. Особенно это ярко представлено в игрушках богородских резчиков. Тонкий юмор, заложенный в народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому детей.
Среди игрушек основное место занимают животные, стилизованные под человека: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п. Их можно купать, кормить, водить заручку, катать в коляске, разговаривать с ними, т.е. действовать как с куклой.
Театрализованные игрушки
Очень важны игрушки, которые используются при постановке спектаклей, в развлечениях – театрализованные игрушки.
Они не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости
Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. К ним относятся игрушки: куклы перчаточные, пальчиковые («бибабо»), фигурки персонажей для настольных театров, фигурки и элементы декораций по сюжетам широко известных и любимых детьми сказок и, наконец, элементы костюмов для игры – драматизации, где участвуют сами дети.
Театральная игрушка – одна из самых живых и веселых. С ее помощью взрослый может делать буквально чудеса.
Ребенок охотно подчиняется требованию Буратино идти умываться, чистить зубы и ложиться спать. Малыш, конечно, знает, что за Буратино говорит мама, что ожил смешной человечек только в маминых руках, но слушаться при этом интересно. Поэтому молодые родители могут пользоваться таким приемом, если их малыш не слушается
Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры.
Большую группу дидактических игрушек составляют народные: цветные шары, миски, матрешки, пирамидки, бочонки, башенки. Изготовленные из дерева, ярко окрашенные, они построены на доступных для маленького ребенка действиях (катать, разбирать, собирать, нанизывать, вкладывать).По таким образцам изготавливаются пластмассовые, деревянные токарные игрушки современной тематики, кремлевские башни, башни-ракеты. Сконструированные на основе автодидактизма, они обеспечивают самоконтроль ребенка за выполнением игровой задачи. В этом их особая ценность.
Спортивные игрушки
Большую роль в развитии движений у дошкольников играют спортивно-моторные игрушки. Такие как мячи, скакалки, обручи, каталки и другие. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с которым ребенок проделывает разнообразные движения: качает его, бросает, ловит. Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию ребенка (воспитывает волю, внимание).
Технические игрушки
По месту в играх детей близка к образной, сюжетной игрушке техническая, которая знакомит детей с внешним видом, образом предмета, имеющего непосредственное отношение к технике (машины, механизмы, виды транспорта, средства связи), и с характерными для него действиями. В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека. Кроме того, средствами технических игрушек можно развивать некоторые специальные способности к техническому конструированию и изобретательству.
Строительные и конструктивные материалы
Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. В «строительные игры» можно играть бесконечно. Они ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. Всякая результативная деятельность, созданная собственными руками, дает большое удовлетворение.
«Строительство» в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолеть трудности.
Игрушки-самоделки
В работе детских садов большое место отводится игрушкам-самоделкам, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения. Игрушки-самоделки – это предмет гордости и способ самовыражения ребенка. Самодельные игрушки отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРУШЕК ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ
В основу классификации игрушек по педагогическому назначению положено их влияние на умственное, физическое и эстетическое развитие детей.
Игрушки, развивающие первоначальные движения и восприятия.
Это важнейшая группа игрушек, предназначенная для детей ясельного возраста (до 1 года). Они способствуют развитию органов чувств (зрения, слуха, осязания), координации движений, восприятию цвета и формы. Первые движения ребенка в значительной мере вызываются развивающими игрушками, такими как погремушки, подвески, шарики, кольца, привлекающие их звучанием, формой, цветом. К этой группе относятся также пирамидки, вкладные чашечки, бочонки, матрешки и др. Эти игрушки имеют простую форму, несложную конструкцию; изготовляют их из легко моющихся материалов (резины, пластмассы, дерева). Очень важны в этом возрасте динамичные игрушки, которые формируют пространственное восприятие ребенка, наглядно демонстрируют действия, которые можно производить с той или иной игрушкой.
К игрушкам данной группы предъявляют особые требования. Они должны быть гигиеничными, хорошо мыться теплой водой с мылом, поверхность их должна быть гладкой без заусенцев и острых краев; краски, покрывающие игрушку, должны быть яркими, но абсолютно безвредными, прочными, не смывающимися водой и не растворяющимися в слюне; вкладные игрушки должны легко и свободно открываться и закрываться.
Игрушки, знакомящие детей с окружающей их средой и природой.
Это большая группа сюжетно-образных игрушек, очень разнообразных по содержанию, способствующих расширению общего кругозора детей, развивающих сообразительность, речь. К ним относятся игрушки, знакомящие детей с предметами домашнего обихода (мебель, посуда, одежда), животным и растительным миром, транспортом, с отдельными профессиями людей.
С педагогической точки зрения особенно ценны для ребенка игрушки, отображающие людей различных профессий, особенно куклы — традиционная любимая игрушка детей. При игре с куклой ребенок задает вопросы и сам отвечает на них. Игра с куклой развивает логическое мышление, память и речь детей.
Для организации коллективных творческих игр необходимы тематические наборы игрушек, то есть наборы на определенные темы — детский сад, зоопарк, школа, завод и др. Источником этих игр служит интерес детей к окружающей их жизни и стремление в ней участвовать.
Игрушки, способствующие физическому развитию детей.
Игрушки для подвижных игр очень разнообразны и предназначены для детей всех возрастов. Они способствуют укреплению физических сил ребенка, развитию мускулатуры, ловкости и гибкости всего тела. К этой группе относятся игрушки, необходимые для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, вожжи, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания (городки, кегли, мячи и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (велосипеды, спортроллеры, педальные автомобили, лыжи, коньки), для развития меткости (ружья, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев (матрешки, пирамиды, чашечки).
Спортивные игрушки/инвентарь предназначены для детей всех возрастных групп, но окажут положительное действие только в том случае, если подобраны с учетом возраста и физического развития ребенка: шведские стенки, канаты, гимнастические мячи, различные тренажеры и игрушки предназначенные для эстафет и соревнований.
Дидактические игрушки.
Предназначены эти игрушки для детей всех возрастов. Они способствуют умственному развитию детей, расширению их общего кругозора. Педагогическая ценность дидактических игрушек заключается в том, что они содержат элемент обучения в процессе игры.
Для дошкольников большое значение имеют игрушки-манипуляторы, конструкторы, строительные наборы, которые можно собирать, разбирать, катать, складывать, а также головоломки, паззлы и т.п. В процессе игры у детей развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность, память, они знакомятся с формой и цветом.
В группу дидактических игрушек входят многочисленные настольные игры, имеющие большое воспитательное и познавательное значение. Воспитательное значение настольных игр заключается в том, что в их тематику легко включаются общеобразовательный, изучаемый в школе материал и содержание рекомендуемых для внеклассного чтения книг. Увлеченные игрой дети незаметно для себя усваивают ряд ценных сведений из жизни окружающего мира и одновременно упражняют память, внимание, развивают мышление и речь. Настольные игры широко применяются для закрепления знаний, приобретенных детьми в школе (зоологическое лото, игры по запоминанию иностранных слов, «химик-любитель», опыты по физике и т. д.), а детей младшего возраста при умелом руководстве они подготавливают к занятиям в школе. Настольные игры вызывают интерес к знаниям, сообщают детям сведения по истории, литературе, географии, астрономии. Они способствуют широкому развитию детского кругозора и воспитанию художественного вкуса.
Игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники.
Игрушки этой группы совершенно особенными, занимательными путями вводят детей в мир техники. Они помогают детям знакомиться с устройством и конструкцией машин, механизмов и строительных сооружений, разобраться в принципах их действий, вырабатывают навыки самостоятельного конструирования.
Техническая игрушка должна воспитывать у детей производственные навыки. Собирая какую-либо игрушку из отдельных частей, ребенок учится основным приемам монтажа, приучается пользоваться инструментами, привыкает разбираться в чертежах. Такие игрушки вызывают у детей большой интерес, развивают их техническое творчество. К этой группе игрушек относятся наборы для сборки моделей автомобилей, самолетов, вертолетов, различные конструкторы, оптические игрушки (микроскопы), химические наборы, вездеходы, подъемные краны и др.
Научная игрушка. Многие из этих игрушек основаны на законах химии, физики, механики, аэродинамики. Эти игрушки призваны помочь школьникам в усвоении сложных дисциплин школьной программы. Монтаж, регулировка работы игрушек, уход за ними, умение читать чертежи повышают техническую грамотность, способствуют политехническому образованию детей.
Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и прививающие первоначальные трудовые навыки.
Трудовое воспитание содействует всестороннему развитию ребенка. Ребенок растет не только крепким, физически ловким, выносливым, но и развивается духовно, становится наблюдательным, учится быстро соображать. В труде закладывается фундамент характера, поэтому важно с детства воспитывать у детей уважение и любовь к труду.
Трудовая деятельность у детей тесно связана с игровой. В раннем детстве прививать трудовые навыки помогают такие игрушки, как детский садовый инвентарь: лопатки, грабли, ведерки, лейки, тачки, деревянные молотки, а также строительные наборы, где игровой процесс переходит в трудовой. В своих играх дошкольники любят подражать труду взрослых.
Для организации таких игр выпускают различные игрушечные инструменты, которые по форме и конструкции имитируют инструменты для взрослых: молотки, гаечные ключи, ножницы, отвертки, а также наборы инструментов слесарных, для выпиливания и др.
Для детей старшего возраста существуют более сложные строительные наборы, конструкторы, наборы для технического творчества: выжигания, выпиливания, слесарных и столярных работ, а также наборы для рукоделия. Большинство этих игр связано с настоящим трудом, в процессе которого приобретаются полезные трудовые навыки.
Игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей.
Развитие художественных способностей детей является неотъемлемой частью их эстетического воспитания. В эту группу входят музыкальные и театральные игрушки, а также конструктивно-художественные игры.
Музыкальные игрушки развивают музыкальный слух, чувство ритма, приучают детей любить музыку, знакомят с различными видами музыкальных инструментов. В ассортимент музыкальных игрушек входят органчики, барабаны, бубны, гитары, балалайки, домры, ксилофоны, металлофоны и др. Некоторые из них дают возможность не только слушать музыку, но и самостоятельно подбирать знакомые мелодии и создавать свои. Поэтому все музыкальные игрушки должны быть правильно настроенными в соответствии со звуками музыкальной гаммы. Особую группу составляют электронные музыкальные игрушки с применением полупроводниковых приборов и печатного монтажа. Эти игрушки, предназначенные для детей дошкольного и младшего школьного возраста, могут быть использованы также в музыкальных школах.
Театральные игрушки (кукольный театр, теневой театр, театральные куклы) помогают детям воспроизводить в игре разнообразные театральные постановки и небольшие забавные сценки из жизни самих ребят. Они доставляют детям много радости и смеха, способствуют обогащению речи, знакомят с театром.
Игрушки для художественного творчества способствуют развитию художественных способностей детей. Существуют различные разрезные игрушки на картоне или кубиках, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки, а также наборы по художественным ремеслам — выжиганию, резьбе по дереву.
Игрушки-забавы.
Назначение этого вида игрушек — способствовать воспитанию у детей чувства юмора, вызывать смех, воспитать ребенка веселым и жизнерадостным. Как правило, это игрушки с веселой тематикой и оригинальной конструкцией; для большей занимательности их изготовляют с механизмами движения, например поющие птицы, заяц-барабанщик, кувыркающаяся обезьянка и др.
Консультация на тему: «Игры и игрушки в развитии ребенка дошкольного возраст»
Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок приобретает новые знания и умения, пополняет и активизирует словарь, развивает познавательные способности, тренирует волю, смелость, выдержку, умение уступать. Ребенок в игре осваивает опыт человеческой деятельности. Он зачастую изображает то, что видел, слышал, пережил, свое отношение к людям, к жизни, к ситуации. В игре приобретается позитивный настрой и хорошее настроение.
Специально предназначенный для детских игр предмет – это игрушка. Она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Игрушка должна быть настолько удобной для ребенка, чтобы он мог ей активно манипулировать, разыгрывая свою роль. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку – куклу, о которой можно заботиться: кормить, одевать, укладывать спать. Хорошая игрушка — не обязательно самая красивая. Главное, она должна помогать осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек – ответственное дело.
В наше время мир игрушек многообразен. Игрушки для детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов:
1. Сюжетные, или образные, игрушки – куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего быта, сказочные персонажи. Одни из любимых детьми игрушки те, которые изображают зверей: плюшевые мишки, тигрята, собачки. Особое место отводится куклам и фигуркам людей (сказочные человечки, солдатики). Дети во время игры как бы одушевляют их, проявляя заботу, разговаривает с ними, руководят.
2. Технические игрушки, которые все больше входят в жизнь. Это разные типы конструкторов, транспорт, всевозможные технические сооружения и механизмы. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы типа «Лего». Они необходимы детям, так как развивают мышление, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, творческие способности.
3. Строительные игрушки, состоящие из геометрических тел. Среди них есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за столом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Мелкие игрушки для двора не годятся.
4. Игрушки – забавы. Это могут быть смешные фигурки человечков, животных, персонажей мультфильмов. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
5. Спортивно – моторные игрушки. Особый тип игрушек, который способствует повышению двигательной активности детей, развитию ловкости, меткость, выдержки. В старшем возрасте дети с удовольствием осваивают микромоторные настольными играми (хоккей, футбол, бирюльки, бильбоке), овладевают спортивными играми (бадминтоном, кеглями, городками).
6. Театральные игрушки. Относятся к образным игрушкам и служат высоким целям: развивают эстетический вкус, речь, воображение и способность воспроизводить действия людей, способствуют повышению эмоциональной устойчивости. К ним относятся, например, пальчиковые игрушки, перчаточные игрушки (Петрушка, куклы бибабо), марионетки, тростевые куклы. Театральную игрушку часто используют в своей работе психотерапевты, логопеды, учителя.
7. Музыкальные игрушки – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и другие музыкальные инструменты.
8. Дидактические игрушки. Им принадлежит особое место, т.к. с их помощью педагоги знакомят детей с цветом, формой, величиной и т.д. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей усидчивость, сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторике.
«Антиигрушки»: что это такое и как с ними бороться?
Часто взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической пользе игрушек. Взрослые помните, если покупать или дарить ребенку часто и много игрушек, то они его не будет так радовать. Ребенок может с легкостью сломать или выбросить игрушку, зная, что ему купят новую.
Часто дети просят родителей купить игрушки, изображающие чудовищ или монстров. Не надо, уважаемые мамы и папы, путать их с персонажами русских сказок! Там встречаются, конечно, драконы и чудовища, но они всегда на стороне зла. А положительные герои – богатыри, например, никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла. Предлагаемые сейчас различные монстры, воины – скелеты, чудовища и др. участвуют в игре как на стороне добрых, так и на стороне злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно отличить добро от зла, «плохих» от «хороших».
То, что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности. «Антиигрушки» могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. Игры и игрушки, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками – монстрами, формируют в детях агрессию. Насилие воспринимается ребенком как что-то совершенно нормальное, даже героическое.
Для возбудимых детей игра с чудовищами способ выбросить лишнюю энергию, отрицательные эмоции. Однако игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка, формирует эмоциональную зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое пространство, в котором будут реализованы потребности мальчиков ощущать себя могущественными и бесстрашными героями, воюющими на стороне добра.
Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям такие страшные игрушки, наводящие на них ужас и способствующие агрессии. Учите детей играть, использовать предметы – заместители, воображаемые предметы. Чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек.
Методическая разработка по теме: Использование игрушек детьми дошкольного возраста
Введение
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми надлежит ребёнку.
Игрушка важна для развития и личности ребёнка. Поэтому изучением проблемы влияния игрушки на психику ребёнка, занимались многие педагоги и психологи, такие как Н. К. Крупская, Е. А. Коссаковская, Д. В. Менджерицкая и другие.
Игрушка неизменный спутник ребёнка с первых дней рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Главная задача взрослых состоит в том, чтоб научить ребёнка действовать с игрушками.
В игрушке находили своё отражение исторические особенности развития общества, условия климата, географического положения страны, традиции ведения хозяйства, своеобразие коммуникаций народа. Особенности общественного строя обуславливали наличие игрушек, которые в свою очередь способствовали развитию в ребёнке качеств, востребованных обществом. И до настоящего времени в игрушке продолжают находить своё отражение основные черты нации. Её можно охарактеризовать как символ народа и источник формирования личности ребёнка.
В связи с этим цель работы — изучить влияние игрушки на развитие ребёнка.
Проблема: каков педагогический потенциал игрушек в воспитании детей?
Цель исследования: определить и апробировать методику использования игрушек в воспитании детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования – педагогический потенциал игрушек.
Предметом исследования является педагогический потенциал игрушек в воспитании детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, особенности и историю игрушек.
- Охарактеризовать педагогический потенциал игрушек в воспитании дошкольников.
- Определить особенности использования игрушек в воспитании современных дошкольников.
- Апробировать методику использования игрушек в воспитании дошкольников.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование).
Использование игрушек детьми дошкольного возраста
Характеристика и история игрушек
Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.
В игрушке присутствует условность изображения предмета, которая также позволяет выполнять с ней разнообразные действия. Динамика в игрушке обеспечивается конструкцией, материалами, подвижностью частей, звучанием.
Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко,- «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребенок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль .
Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребёнка. Игрушки для маленького ребёнка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность.
К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Любимые игрушки учат ребёнка доброте, сопереживанию. Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша .
Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование её содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отражённым в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.
Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребёнка.
Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности. Исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.
В исследовании Г.Л.Дайн отмечено что, игрушка – относительно хрупкий предмет, и жизнь её коротка, поэтому время появления игрушек определить очень трудно. Долгое время игрушки создавались в семье взрослыми в часы досуга «на потеху» детям. Игрушки отражали любовь к детям, желание их порадовать, позабавить, чему – то научить. В изготовлении игрушки проявлялись творческая выдумка, понимание интересов детей, их желаний. Игрушка отражала характерные черты труда людей, любовь к природе, знание её, воспроизводила особенности и повадки животных, птиц. Игрушки имели яркую раскраску, чёткую форму, были выразительны и доходчивы.
Изучение истории возникновения игрушки показало, что она существовала уже в первобытном обществе. Это изучение доказало, что уже на самых древних этапах культуры дети делали себе игрушки из различных окружающих их предметов, а также из природного материала. Например, куклу делали из початка кукурузы, из сучка или из плетёного лыка, причём «серьги», украшающие куклу, были несомненным признаком человека.
Античная культура дала детям интересные игрушки, многие из которых стали прообразом современных игрушек. У египетских мумий сохранились кожаные мячи, наполненные упругим материалом, животные из дерева, а также куклы, изображающие, как господин бьёт своего раба. Сохранились игрушки древней Греции и Рима из слоновой кости, изображающие кукол, животных и т. п. Из древних памятников, рукописей и рисунков мы знаем, что игрушки всегда отражали воспитательные цели. Кроме роскошных игрушек, которые предназначались для детей высших общественных слоёв, одновременно создаётся народная игрушка.
Л.Д. Оршанский, анализируя детские, игрушки выявил что, народные игрушки черпают сюжеты из жизни. При сходстве тематики они отличаются друг от друга, так как созданы в различных экономических и общественных условиях. Русская народная игрушка имеет свою славную историю и богатые традиции. Для неё характерны упрощённость и ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость или благородная сдержанность в подборе цвета. На протяжении столетий очаги игрушечного производства возникали в разных губерниях – Архангельской, Вологодской, Нижегородской и др. Столица «игрушечного царства» находилась в Подмосковье, в Троице-Сергиевском посаде.
В царской России игрушки в основном ввозились из-за границы: дорогие – для детей привилегированных сословий и дешёвые, фабричные – для детей рабочих. Народная игрушка производилась в недостаточном количестве.
Только в советское время детская игрушка стала предметом серьёзных забот государства. В советское время изменились условия работы мастеров, создающих замечательные произведения этой отрасли народного искусства. Правда и простота народной игрушки, её выразительность и целесообразность играют особую роль в умственном и нравственном развитии ребёнка. Большую педагогическую ценность представляют токарные (бабенковские) игрушки: пирамидки, матрёшки, вкладные мисочки. Они служат основным дидактическим материалом для знакомства с цветом, формой, размером, для развития мышления, внимания. Изящество формы, яркая окраска изделий способствуют формированию художественного вкуса.
Игрушки являются обобщённым, материальным, эстетическим и этическим средством культурно-исторической преемственности опыта поколений, носителем того содержания общественного и предметного мира, которое надлежит ребёнку освоить в периоды раннего, дошкольного и школьного детства. Игрушка может использоваться и в качестве средства манипулирования формирующимся сознанием ребёнка. Возникает понимание того, что помимо игрушек, составляющих непременный базисный компонент развивающей предметной среды детства, существуют и активно внедряются в детскую жизнь игрушки вредные – милитаристского, садистического низменного облика и содержания, ведущие к искажению гуманистических начал формирующейся личности, направляющие к насилию, искажению нравственных и эстетических ценностей, к депривации духовной жизни, ограничению потенций развития. К созданию игрушек привлечены помимо мастеров производства технологи, дизайнеры, педагоги, психологи. Современная индустрия игрушек оснащена новыми материалами и технологиями. Постоянно наращивается и ассортимент игрушек. Мир игрушек по обилию и точности представленности в нём тематики предметов реальной жизни взрослых людей во всём его объёме становится как бы параллельным предметным миром детства. Игрушки служат игре, поэтому их видовой состав и ассортимент должны соответствовать потребности ребёнка в различных видах игр с учётом их специфики в различные периоды детства.
К игрушкам предъявляется целый ряд требований.
Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может.
Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки, поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребёнок выполняет, его чувства, переживания. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре.
При оценке игрушки с педагогической точки зрения нужно иметь в виду, что её содержание обязательно должно вызывать у ребёнка радостное чувство, активизировать его интерес к сюжету игры. Некоторые игрушки по своему содержанию напоминают ребёнку предметы, которые он уже видел, другие же знакомят его с новыми, неизвестными ему до сих пор вещами и явлениями. Это могут быть звери, различные по величине, по-разному одетые куклы, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, транспортные и технические игрушки и т.д.
Предъявляются определённые требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми. Игрушку нельзя смешивать с моделью. Модель – наглядное пособие – показывает предмет со всеми его деталями, даёт его готовым. Модель не стимулирует, а вызывает познавательный процесс, анализ, усвоение. Техническая игрушка для подростка, усложняясь в деталях, постепенно может перейти в модель и игровой процесс – в техническое любительство. Здесь её важно дать не в готовом виде, а как сжатый материал для моделирования (конструкторы, полуфабрикаты). Таким путём техническая игрушка переходит в техническое любительство, моделирование, конструктивное изобретательство. Чем моложе ребёнок, тем больше эмоциональности и игровой динамики должна заключать в себе игрушка.
Игрушка забавляет, радует ребёнка, в тоже время воспитывает его и развивает. Она учит ребёнка жить и действовать; в игре ребёнок отражает и творчески перерабатывает свой жизненный опыт. Совершенно необходимы для ребят игрушки, вызывающие смех, незамысловатые по тематике, но веселящие ребёнка, воспитывающие чувство юмора. Игрушка антихудожественная и неряшливо оформленная вредна для ребёнка. Большое внимание следует уделить игрушке для детского коллектива. Игрушка, объединяющая ребят в интересной коллективной игре, воспитывает умение вместе, дружно и творчески действовать.
Игрушка должна расширять кругозор ребят, увлекать образами современной действительности: показывать строительство, технику, знакомить с бытом трудящихся разных народов, с оборонной мощью нашей страны. Наряду с этим игрушка обогащает и уточняет представление ребят о природе, животных, труде и быте.
Е.А. Коссаковская отмечала что, современная игрушка должна отвечать требованиям гигиены и безопасности. В последние годы вопрос об ужесточении гигиенических требований к детским игрушкам встал особенно остро в связи с появлением новых полимерных материалов, красителей, лаков. Угрозу для здоровья ребёнка могут представлять игрушки с дефектами, возникшими в процессе их «эксплуатации». Необходим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ремонт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сломанных. Особое внимание следует обращать на не заделанные края металлических и деревянных частей, плохо укреплённые мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д. Все игрушки нужно время от времени чистить и мыть, чтобы предупредить перенесение инфекций. Поэтому игрушки нужно делать такими, чтобы их можно было легко стирать, мыть, гладить, дезинфицировать и т. д., чтобы они были всегда чистыми.
Создание игрушки, полноценно отвечающей современным требованиям, возможно при объединении специалистов разного профиля психологов, медиков, художников, скульпторов, дизайнеров, технологов, инженеров и т.д.
Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используется. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому её можно применять в разных играх. Игрушки, как и игры, делятся на творческие, сюжетные, дидактические и подвижные.
Задача сюжетных игрушек – побуждать детей к сюжетным играм. Сюжетные игрушки являются имитацией действительных предметов, отражают жизнь, культуру и технику общества, в котором живёт ребёнок. Такие игрушки развивают фантазию детей, помогают им творчески воспроизводить действительность в сюжетной игре.
Сюжетные игрушки имеют ещё одно название – образные игрушки. В последнем названии подчёркивается их сущность как прототипов (образов) предметов, чем они и привлекают ребёнка. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолёты, тележки), посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название – сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт.
Цель сюжетной игрушки – обогащать и развивать сюжетную игру. Нельзя, однако, забывать, что эта функция нераздельно связана с воздействием на умственное, эмоциональное и нравственное развитие ребёнка дошкольного возраста. Только таким образом мы сможем правильно понять, какое значение имеет игрушка в руках ребёнка.
Дидактические игры и игрушки, предназначенные для развития способов обследования предметов, орудийных действий с предметами, восприятия цвета, формы, величины, мышления, памяти, речи воображения, воли и пр. организуется, прежде всего, по инициативе взрослого, который знакомит ребёнка с условиями использования игрушек и правилами игры. В дальнейшем ребёнок использует игры и игрушки самостоятельно.
Игрушки – забавы, «весёлые игрушки», по определению Е.А.Флериной, используются для развлечения детей. Давних предшественников современных игрушек – забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повеселить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Особенность игрушек – забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Всё то будит в ребёнке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. В часы досуга и отдыха такие игрушки помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости. Игрушки – забавы помогают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий .
Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность.
Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. К музыкальным игрушкам причислят сюжетные игрушки с музыкальным устройством, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.
Технические игрушки вводят детей в мир техники знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями.
Театрализованные игрушки – это куклы – театральные персонажи, куклы бибабо, куклы – марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребёнка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.
В работе детских садов большое место отводится строительному и конструктивному материалу для игры. Он обладает неограниченной возможностью изображения многих предметов, создания игр самого разнообразного содержания.
Игрушки – самоделки изготавливаются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр. В основе изготовления игрушек – самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребёнок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, ребёнок испытывает
радость, стремление к созидательной деятельности. Таким образом, игрушка – это предмет специально изготовленный для игры, для которого характерно условность изображения. Игрушки прошли длительный путь развития от первобытного строя до нынешних дней. Исторические условия накладывали отпечаток на содержание игрушек, и помогали ребёнку отражать и воспроизводить мир в уменьшительной форме.
Значение игрушек в жизни дошкольника
Игрушка издавна лучший друг ребёнка и неотъемлемая часть его игр. Поэтому нужно оценивать её значение в неразрывной связи с самой детской игрой, которую она органически дополняет и обогащает. Специалистами доказано, что средством развития психики ребёнка является игрушка, в статье Белиной А.Ф. отмечается, что В.С. Мухина выделяет две стороны личности, на которые игрушка оказывает наибольшее влияние: познавательную и эмоционально-нравственную . Согласно этой точки зрения, развитие познавательной сферы зависит от действий ребёнка с дидактическими (обучающими) и автодидактическими игрушками (пирамидками, игрушками-вкладышами, уменьшенными копиями орудий труда и т.п.), а развитие эмоционально-нравственной – от действий с куклами и, особенно, мягкими игрушками. Когда ребёнок играет с игрушкой, он совершает много движений, содействующих его физическому развитию. Если игрушки изображают настоящие предметы, дети могут выполнять с ними действия, которые они наблюдают в окружающей их среде. Так, они осваивают различные действия, координацию движений и ловкость рук.
Игрушки, которыми дети играют, служат посредником и приближают к ним настоящий человеческий труд.
Игрушки существуют для того, чтобы дети с ними играли. Кроме того, они должны служить для совершенствования различных физических, двигательных и умственных функций.
Игрушка как материальный центр игры в значительной степени способствует умственному развитию ребёнка. Ребёнок видит в игрушке лиц и предметы действительной жизни. Игрушка отражает и воспроизводит ребёнку мир в уменьшительной форме. Если ребёнок ежедневно играет с игрушкой, он лучше и обстоятельней знакомится с нею. Тем самым он получает основные представления о предметах и явлениях действительной жизни. Ребёнок знакомится с предметами-игрушками и включает их в свои игры, где наделяет их по собственному усмотрению и в соответствии с требованиями игры определённой функцией. При этом он узнаёт их особенности, цвет, форму, отдельные части и учится анализировать. Ребёнок не только осознаёт свойства своих игрушек, но сравнивает их с настоящими предметами, которые они изображают.
В процессе умственного воспитания игрушка оправдывает себя прежде всего как предмет, который напоминает уже ранее непосредственно полученные конкретные представления о реальных предметах и помогает ему лучше их осознать и понять.
Игрушка имеет большое значение для развития речи ребёнка: первые слова, которые ребёнок запоминает, обычно связаны с игрушками.
Развитию личности ребёнка способствуют не только умственные импульсы, которые ребёнок получает от окружающего мира, но в значительной степени и импульсы, помогающие формировать его отношения к лицам и предметам. Большую часть своего времени ребёнок играет. Игры для него являются областью, в которой он применяет и расширяет свои знания, личные отношения и чувства.
В игре ребёнок воспроизводит, в силу своих возможностей и способностей, свои действительные впечатления. В связи с этим он воспроизводит и своё эмоциональное отношение к отдельным лицам и предметам из окружающего мира. Но в игре настоящих людей и настоящие предметы заменяют игрушки. Игрушка, следовательно, выступает в качестве объекта, к которому устремляются и на который распространяются эмоции ребёнка.
С эмоциональным воспитанием в дошкольном возрасте тесно связано нравственное воспитание. Немалое значение имеет игрушка и для воспитания чувства коллективизма. В большинстве случаев игрушка активизирует не одного ребёнка, а целую группу, благодаря чему создаются и укрепляются дружеские взаимоотношения.
Игрушка в познавательном отношении выступает для ребёнка в качестве своеобразного обобщённого эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что знакомят ребёнка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребёнка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на более высоком уровне. О влиянии на психику ребёнка игрушки, очень «близкой к действительности», говорил немецкий педагог К. Ланге. Он указывал на то, что взрослые допускают большую ошибку, считая, что игрушки, очень «близкие к действительности и реалистически исполненные», наиболее отвечают своему назначению. На самом деле «техническое совершенствование постепенно отнимает всю чарующую прелесть творчества, не тронутого безличной выучкой и ремесленной усталостью». Развивая эту мысль, российский педагог Л.Г. Оршанский, указывал на то, что слишком часто чувствуется деспотическое стремление взрослых внести поучительное в беззаботную детскую игру. Они не хотят допустить, чтобы дети тратили время «без пользы», предлагая всевозможные «полезные» игрушки, помогающие усваивать те знания, которые потом будут нужны для жизни. Но именно такие игрушки, по мнению Л.Г. Оршанского, не дают никакой пользы для ребёнка: «Такие игрушки не будят, не волнуют, они не дают работы – всё уже сделано на фабрике. Фантазия, это, так сказать, кровообращение молодой души, не работает; а притупляясь, она требует всё более острых впечатлений. Способность радоваться при этом падает, в душе не рождается ничего нового».
Отечественные и зарубежные исследователи – В.В. Абраменкова, В. Лосева, А. Луньков, В. Мухина, Г. Лендрет – установили, что игрушка оказывает огромное влияние на формирование всех сфер психики ребёнка.
Решающим критерием при выборе игрушек должен быть возраст ребёнка. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки. Большую роль игрушки в жизни детей подчёркивала Н.К. Крупская. В статье «Об игрушках для дошколят» она писала: « Мы не можем подходить к вопросу о детской игрушке с точки зрения того, какая игрушка нравится взрослому человеку. Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребёнку и что ему нужно». Н.К. Крупская указывала на то, что в игрушке должны быть правдиво отражены конкретные явления жизни, образы людей, животных. Она призывала изучать возрастные особенности ребёнка и в соответствии с ними создавать и подбирать игрушки.
Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребёнка и тому стационарному окружению, в котором он играет. Значение игрушки для психического развития ребёнка тем выше, чем меньше ребёнок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей первых лет жизни. В раннем возрасте развитие происходит очень быстрыми темпами, что влечёт за собой смену задач, методов и средств воспитания, в том числе и игрового материала. При этом следует помнить, что развитие психики ребёнка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего мира. Прежде всего маленький ребёнок должен овладеть материальной культурой, т.е. способами практических ( предметных), орудийных действий. В недрах этих практических действий формируются мотивы и потребности познания, развиваются речь, эмоции. Действия с игрушками как первые практические действия, которые ребёнок постигает, удовлетворяют и стимулируют его потребности в работе анализаторов, во внешних впечатлениях, в движениях.
Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. Правильнее было бы назвать это предметно – игровой деятельностью. В ходе этой деятельности ребёнок подготавливается для перехода к игре нового качества – сюжетно-ролевой. Ребёнку первого года жизни свойственны обследовательские, ориентировочные действия с предметами-игрушками ( ознакомительная игра). Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, радующими их своей формой, цветом и вместе с тем простыми, удобными для захватывания, безопасными.
В конце первого – начале второго года жизни ребёнок переходит к отобразительной игре. В своих игровых действиях с предметами он воспроизводит то, чему научился, подражая взрослым. Игрушка для ребёнка полна смысла. В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определённых отношений между людьми. В начале третьего года жизни малыш не берёт на себя роль, но фактически выполняет её, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определённому лицу. Чем теснее связана сюжетно –отобразительная игра ребёнка раннего возраста с его жизненным опытом, тем чётче проявляется знание им назначения предметов – игрушек – их характерных свойств, того, как их использовать в игре, как относиться к ним.
Игра младшего дошкольника требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Трёхлетним и четырёхлетним детям большую радость доставляет движение, независимо от того, двигаются они сами, или заставляют двигаться других. Поэтому для детей этого возраста очень подходят игрушки, которые могут выполнять разные движения, например, заводные звери, куклы-марионетки или такие игрушки, которые заставляют двигаться самого ребёнка, например, мячи, коляски, разные автомашины, повозки. У детей этого возраста начинает проявляться любовь к строительству. Очень хорошо с этой целью применять разные кубики, конструкторы и складные игрушки, которые ребёнок может складывать по своему желанию, перестраивать, разбирать и снова составлять. Дети четырёх – пяти лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом, и словом, и определённым положением предмета или самого ребёнка. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии.
Для ребёнка шести-семи лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшний жизни. Дети шести-семи лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированны, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки.
Жизнь раскрывается перед ребёнком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются с помощью специальных предметов труда. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту (дома, в детском саду), на опыт, почёрпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребёнок начинает практически понимать глубокий смысл труда.
Какие же игрушки нужны для творческой ролевой игры старших дошкольников? Конечно же, такие, которые позволят им отобразить в игре содержание разного труда взрослых, общественные явления, доступные пониманию детей этого возраста.
Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта.
Для хорошей, весёлой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям.
Таким образом, роль игрушек в жизни дошкольника велика. Игрушки способствуют развитию игровой деятельности, познавательных психических процессов, личности ребёнка.
Список литературы
- Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание – 1995. — №3.
- Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга // Учительская газета. – 2000. — №16//17.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре – М., 1983.
- Бейлина А.Ф. Фребель: игры и игровые средства // Дошкольное воспитание – 1995. — №3.
- Болотина Л.Р., Комарова П.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 1997.
- Голецынова О., Клиндова Л., Бердыкова С. Игры в детском саду – М.: Просвещение, 1966.
- Дайн Г.Л. Русская народная игрушка – М.,1981.
- Зворыгина Е.В. Игра дошкольника – М., 1989.
- Игрушки и пособия для детского сада: Оборудование пед. Процесса: Кн. Для воспитателя и зав. дет. садом // Сост. Л.Ф. Островская; Под ред. В.М. Изгаршевой. – М., 1987.
- Игра дошкольника Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.; 1989.
- Козлова С.А., Куликова Т.А., Дошкольная педогогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 2009.
- Кононов А. Духовный смысл игрушки // Духовно-нравственное воспитание – 2002. №1.
- Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребёнка: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. С.Л. Новоселовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение. 1980.