Статья по теме: Эссе на тему:К.Д. Ушинский. «Только личность может влиять на воспитание ,развитие другой личности».
Эссе на тему:
К.Д. Ушинский. «Только личность может влиять на воспитание ,развитие другой личности».
К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного. Так как развитие личности – это сложный процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, поэтому существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа. «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой педагогом деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. Ушинский К.Д. предъявлял высокие требования к личности детской “садовницы”; он представлял ее “обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их”. Воспитательница, по его мнению, должна происходить из среды народа, обладать лучшими его нравственными качествами, всесторонними знаниями, любить свое дело и детей, служить для них примером, изучать законы психического развития детей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Педагог сегодня, как и тогда, «должен много учиться понимать душу в ее явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства, прежде чем сделаться практиком».
Шалва Амонашвили: «Личность воспитывается личностью»
Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру. Новое педагогическое направление обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Созданная Амонашвили философская система «Школа Жизни» (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. По ней работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья. Шалва Амонашвили побеседовал с журналом «Столица Москва» и рассказал, как выстраивать отношения с ребенком в школе и дома.
– Вопрос образования и воспитания детей всегда остается актуальным, во все времена. Существует мнение, что человек становится личностью только в процессе социализации, так ли это? Ребенок рождается личностью или же это задача родителей – направить его и помочь в становлении?
– Каждый может стать личностью, но не каждый ею становится. С рождения в ребенке посеяны все семена для личностного становления. Дальше все зависит от обстоятельств: необходимые условия развития, воспитание, к чему будут направлять ребенка взрослые – все эти качества имеют огромное значение в развитии человека. Если говорить о «личности», то это очень сложное понятие. Сколько психологов, столько и мнений. Постараюсь объяснить, исходя из моей личной концепции. Я толкую «личность» через понятия «духовность», «гуманность» и «творец». Суть личности ребенка зависит именно от раскрытия образа творца.
Образ творца – это любовь, предназначение человека, служение, жертва, смысл жизни, воля – как еще говорят, «Бог в человеке». Без этих качеств развитие личности невозможно, она должна совершить свою исключительную задачу на Земле. Я решаю свою, вы – свою. У каждого из нас – свое предназначение, свой путь, с которым только соприкоснешься – обратно уйти уже невозможно. Если вы очень любите то, чем занимаетесь, и без этого не можете жить, значит, вы нашли свой путь. Если вы с легкостью можете уйти, например, на другую работу, где вам больше платят – вы еще не нашли свое дело.
– Можно ли сказать, что каждый из нас личность? И насколько влияет воспитание на личностное проявление человека?
– Ежедневно мы видим проходящих мимо людей, они все настолько разные. Нашли ли они свое предназначение, есть ли внутри них воля совершать благо? Можно ли считать их личностями? Большинству в современном мире этого не хватает – их не воспитали изначально, еще в детстве. Именно так я понимаю потенциальную личность ребенка и ее проявление в будущем. Нашему обществу не хватает личностей, их очень мало. Так же, как благородных, великодушных, нравственных и духовных людей. Все устремлены к материальным ценностям: деньги, хорошая работа, шикарные и дорогие вещи. Сказано: «Кто озабочен земными вопросами, тот ответ о небесном не получит». Иными словами, тот, кто озабочен земными проблемами, тот свою миссию не найдет никогда. Есть такая аксиома: «личность воспитывается личностью».
– Тогда получается, что вся ответственность в личностном развитии ребенка ложится на родителей. Но если в них нет этого потенциала, ребенок обречен?
– Если родители сами в себе не раскрыли смысл жизни, не нашли в себе волю, не ставят перед собой большие цели – к сожалению, они в своем ребенке личность воспитать не могут. Но наставником может стать другой человек. Например, учитель. Моя личность раскрылась благодаря учительнице Варваре Вардиашвили, когда я учился в школе. Для ребенка таким человеком может стать родственник: дядя или дедушка. Они своим подходом смогут раскрыть в маленьком человеке данные способности и стремления.
Личность воспитывается! Сегодня наблюдается тенденция, что школа не занимается этим воспитанием. Хотя только и говорят: «образование нацелено на личность», личностно-ориентированное образование… Никакого ориентирования в этой практике вы не увидите: лишь 1 учитель из 1000 работает в этом направлении.
– Отличаются ли роли мамы и папы в воспитании? Насколько важно, чтобы ребенок развивался в полной семье?
– Мужчина и женщина – носители разных энергий, разного характера. Именно поэтому в дочери и сыне они воспитывают разные качества. Вместе мужчина и женщина составляют гармонию. В той ситуации, когда мать или отец покидают своего ребенка – он обязательно в чем-то будет ущемлен. Спасти ситуацию сможет только наставник, помощник. Мужская роль воспитывает в малыше такие качества, как мужество, желание защищать, обеспечивать семью – все они задают правильную атмосферу в семье. Отец – глава семьи, за ним первое слово. Когда домой приходит папа – он воспринимается не просто как мужчина, а как характер, нрав и закон. Когда приходит мама – она приносит с собой нежность, доброту, открытую любовь и заботу. Это две совершенно разные энергии, и ребенок одинаково нуждается в них обеих.
– В своих лекциях вы часто произносите такую фразу: «Ребенок – это явление. На явление, как и на дождь, на снег – влиять нельзя». Как тогда мы можем передавать на практике опыт нашим детям, воспитывать их? Может быть, есть какая-то методика?
– Здесь стоит сказать о гуманной педагогике, которая представляет собой особое понятие и смысл. Конечно, можно утверждать, что детей достаточно только любить и считать это гуманностью, но этого крайне мало. Некоторые учителя говорят: «Я не кричу на детей, двоек не ставлю – разве это не гуманно?!». Конечно, это доброта, но это не полный гуманизм. В переводе с санскрита понятие «гуманный» означает «смертный, который ищет в себе свое бессмертие; смертный, который находится в поиске самого себя, в самопознании, ищет опору духа, ищет связь с Богом». Это и есть гуманизм.
А задача педагога сформировать вокруг ребенка особую среду, наполненную уважением к его личности, полным принятием ребенка, дающую опору для развития, взросления и самостоятельного мышления. Поэтому главной целью реформ, связанных с воспитанием и образованием, должна быть не форма организации учебного процесса, а личность самого педагога.
– Шалва Александрович, вы говорите о том, что один из постулатов в гуманной педагогике – это позиция «наравне» с ребенком. Возникает вопрос: как не перейти ту грань, когда ребенок становится избалованным, непослушным? Как не перегнуть позицию «наравне», чтобы ребенок не стал сам доминировать?
– Если говорить о том, как не «перегнуть», то стоит задуматься и самим взрослым, которым также нужно сдерживаться. Взрослые любят баловать себя, запрещая ребенку что-либо, чисто из своего личного убеждения, настроения и даже эгоизма. В свою очередь, ребенок хочет это сделать, он разумное существо. Возникают два вопроса. Взрослый присматривает за ребенком, что он делает и имеет ли право это делать? Нужно ли ему сейчас это делать? Взрослому это не нужно, потому что малыш шумит, мешает, а ребенку – нужно. Ребенок ползает под кроватью – взрослому это не нужно, а ребенку нужно для того, чтобы развить в себе некую координацию, некие движения. Ребенок достает вопросами: «
Если же ребенок действительно переходит границы и сам обижает другого человека, то нужно показать эту обиду. Но не кричать, не ругать или повторять одни и те же слова. Ребенок поймет обиду, потому что она действует прямо на сердце, на его чувства. Он начинает сразу переживать и понимать, что он сделал больно, начинает извиняться. Взрослый в этот момент, для воспитания, должен сдерживать обиду. В конце концов, они помирятся, но у ребенка уже будет образ – «не нужно обижать».
– Как педагогу увидеть способности ребенка и помочь раскрыть его личностный потенциал?
– Для того чтобы ребенок раскрыл свою суть, есть много определенных способов, приемов, задач и загадок с детского сада, а затем с обучения в школе. Существует определенный способ построения отношений и общения с ребенком. Например, я ставлю перед собой вопросы. Как мне общаться с ребенком, чтобы он постепенно заглядывал в себя, узнавал себя? Я прислушиваюсь к тому, что мне говорит 3-летний мальчик или девочка. Также в моей голове в данной ситуации возникают вопросы. Она фантазирует или говорит правду? Как я буду относиться к тому, что она говорит? Буду удивляться, восхищаться, задавать вопросы? Или буду говорить, что это глупости? В первом случае я поощряю для того, чтобы у детей появился интерес к себе. Во втором случае я это пресекаю. Точно так же в дальнейших классах – нужно науку преподавать так, чтобы ребенок в этой науке видел самого себя. Например, в литературе ребенок представлял бы себя в образе того или иного героя, персонажа, переживал его жизнь. Это нужно, чтобы ребенок задумался, кто он, с кем он дружит, правильно ли он поступает.
– Как же педагогу правильно пользоваться инструментами гуманной педагогики и выстраивать отношения с учеником?
– Существуют вопросы: «Зачем я здесь?», «Откуда и куда направляюсь?». Если просто думать об этом – мы получим ответы, может быть, не сразу, а позже. Гуманная педагогика выстраивает получение всех образовательных курсов к такой логике, чтобы по крупицам ребенок, даже в физике или химии, заглядывал внутрь себя. Например, всем известно, еще с уроков физики, что металл от тепла расширяется, так же и сердце человека становится больше от тепла, внимания и веры. Магнит притягивает и отталкивает, так же и с людьми. Задавая эти вопросы учителю, ребенок познает себя и, как следствие, ему становятся интересны предмет и сам учитель.
– Шалва Александрович, что для вас раскрывается в воспитании детей? В чем уникальность каждого маленького человека?
– Мне интересно воспитывать ребенка, который будет искать в себе способности, возможности реализации – свой путь. Найдет или нет – не важно. Главное, что он пробовал, искал, действовал. Именно в этом поиске человек способен на многое, на первый взгляд, невозможное. Меняются времена, и они зовут новые поколения детей. Было время, которое вызывало детей-акселератов. Сейчас время зовет детей Света.
«Случайного» ребенка нет. Вы его воспринимаете как «случайного», но каждая душа не случайно воплощается в тело. Приходит ребенок – явление со своими дарами духа. Как Пушкин – он оставил нам свои дары духа, а ему досталась развитая душа, которая возвращается обратно более развитой, чем пришла на Землю. И так с каждым: вы несете что-то, я тоже несу что-то, каждый из нас несет что-то.
К.Д. УШИНСКИЙ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ВОСПИТАНИИ (И КАК УЧИТЕЛЮ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЕНКОМ)
К.Д. УШИНСКИЙ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ВОСПИТАНИИ (И КАК УЧИТЕЛЮ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЕНКОМ)
М.О. Совершеннова
Л.В. Строганова, преподаватель педагогики и психологии, Заслуженный учитель РФ, к.п.н., лауреат Гранта Москвы в области образования.
ГАОУ ВО МГПУ ИСПО им. К.Д. Ушинского
Учебный корпус «Колледж Арбат»
К.Д. Ушинский. «Только личность может влиять
на воспитание, развитие другой личности».
К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской педагогики. Он внес неоценимый вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику воспитания. Так как развитие личности – это сложный процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме и психике человека, поэтому существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа. «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой педагогом деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. Педагог сегодня, как и тогда, «должен много учиться понимать душу в ее явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства, прежде чем сделаться практиком».
Нарушения личностного роста и, в частности, эмоциональной сферы чрезвычайно часто распространены в младшем школьном возрасте. Причинами эмоционального нарушения могут быть: длительный стресс, недостаток эмоционального общения, длительное пребывание в больнице, индивидуальные патологии особенностей эмоциональной сферы и другие. Застенчивый ребенок – это ребенок с уменьшенными возможностями установления и поддержания контакта.
Проблемой застенчивости занимаются следующие ученые: прежде всего Ф. Зимбардо — американский социальный психолог, автор знаменитого Стэнфордского эксперимента, написал руководство для родителей по предупреждению и преодолению застенчивости от младенчества до совершеннолетия в своей книге «Застенчивый ребенок». Также к этой проблеме обращаются: Галигузова Л.Н. — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории раннего возраста; Захаров А.И. — кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, специалист в области неврозов у детей и взрослых; Рогов Е.И. — профессор, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук; Луиза Хей — американский психолог и психотерапевт; Хухлаева О.В.- доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета; Шишова Т.Л. — детский педагог, психолог, общественный деятель.
Застенчивый ребенок испытывает определенные сложности вхождения в социум, он имеет повышенную чувствительность, обостренно реагирует на критику в свой адрес, легко впадает в уныние, у него ярко выраженная заниженная самооценка, он не решается проявить себя, сосредотачивается на своих переживаниях и не делает шагов навстречу другим.
У школьников застенчивость сопровождается также повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. Поэтому это качество личности требует организации особого взаимодействия с данными детьми.
Не случайно известный американский психиатр Ф. Зимбардо определил, что «застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Её последствия могут быть удручающими».
Учителю необходимо знать причины возникновения застенчивости, чтобы организовать индивидуальную работу с ним.
По мнению многих авторов застенчивость возникает в детстве, и для развития этой проблемы существуют различные причины и факторы. Принято выделять природные и социальные факторы, формирующие застенчивость. К природным факторам относится темперамент, обусловленный типом нервной системы. Подавляющее большинство застенчивых людей относится к типу меланхоликов и флегматиков. Однако существуют и застенчивые холерики и сангвиники. К социальным факторам относят тип семейного воспитания. Существует очень тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями психического развития. Выделяет наиболее типичные проявления неправильного воспитания:
— Неприятие, при котором между родителями и детьми отсутствует душевный контакт. Родителям не интересен внутренний мир ребенка, они заботятся в большей степени о внешнем благополучии, когда он одет, обут и накормлен;
— Гиперопека. То есть родители чрезмерно нагружают своего ребенка заботой и постоянным контролем. Отсутствие самостоятельности и постоянное ограниченное общение не позволяют формироваться навыкам и приемам элементарного общения с окружающими людьми. Ребенок вынужден сдерживать свои порывы и желания. Ребенок может стать замкнутым, а в итоге застенчивым.
— Тревожно-мнительный тип воспитания. Чрезмерная опека является благоприятной почвой для развития робости, нерешительности, неспособности благополучно существовать в современном обществе.
В результате искажения семейного воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями двух типов — агрессивные или застенчивые.
Нам как учителям необходимо искать пути преодоления застенчивости. Эти пути мы хотим выразить в памятках для учителей и родителей.
Памятка учителю для работы с застенчивым ребенком
- Постарайтесь с помощью диагностик точно установить застенчивого ребенка.
- Будьте осторожны и деликатны в общении с застенчивым ребенком.
- Привлекайте застенчивых детей к шефской работе в младших классах.
- Не акцентируйте внимание одноклассников на застенчивом ребенке.
- Прививайте навыки общения, знакомя ребенка с учащимися других классов.
- Давайте ребенку больше самостоятельных творческих заданий, поручений, связанных с общением.
- Помните, что сила внушения очень велика, поэтому не навешивайте на ребенка ярлык застенчивости.
- Больше хвалите, подбадривайте ребенка.
- Привлекайте ребенка к театральной деятельности, пусть он играет разные роли.
- Почаще проводите специальные упражнения, направленные на преодоление застенчивости.
- Самое главное — создать благоприятный психологический климат в коллективе, где застенчивый ребенок будет чувствовать себя уютно.
Памятка родителям застенчивого ребенка
Предлагаем обобщенную памятку родителям по взаимодействию с застенчивыми детьми.
- Старайтесь, чтобы ваш ребенок чаще общался с более младшими детьми.
- В общении с ребенком будьте осторожны и тактичны, так как ребенок может понять вас «не так».
- Самое тяжелое для вашего ребенка — это знакомство с новыми людьми. Помогите ему в этом, пусть он не чувствует себя одиноким.
- Чаще ходите в гости вместе с ребенком: и приглашайте гостей к себе домой.
- Не стремитесь все сделать за ребенка. Давайте больше поручений, связанных с общением.
- Подбадривайте и хвалите вашего ребенка за каждый шаг.
- Не навешивайте на вашего ребенка ярлык застенчивости. Помните, что сила внушения очень велика.
- Постарайтесь заинтересовать вашего ребенка театральной деятельностью и записать его в театральный кружок.
- Создайте в своей семье и в ближайшем окружении ребенка такой климат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уютно.
- Не проявляйте, хотя бы внешне, беспокойство за вашего ребенка.
- Постарайтесь узнать у учителя или психолога специальные упражнения и помогите вашему ребенку избавиться от застенчивости.
- Не акцентируйте внимание вашего ребенка на его застенчивости.
- Чаще разговаривайте, общайтесь со своим ребенком.
- Не считайте своего ребенка плохим только потому, что он застенчивый. ОН ХОРОШИЙ!!! ЛЮБИТЕ ЕГО!!!
В настоящее время психологи разрабатывают программы, направленные на коррекцию эмоциональной сферы детей, где включаются упражнения по коррекции страхов и даже целые занятия, направленные на обучение умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство, формируют адекватную самооценку.
Педагог должен всячески помогать ребенку преодолевать застенчивость, потому что патологическая застенчивость мешает воспринимать жизнь как свет и радость. Очень хотелось бы, чтобы ребенок, с которым педагог много работал, по преодолению застенчивости занял свое достойное место в коллективе.
Материал на тему: личность, может воспитать только личность
Сценарий деловой игры « Личность, может воспитать только личность»
Цель игры — повышение профессиональной компетентности педагогов, повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с воспитанниками, развитие коммуникативных, организаторских и творческих способностей, которые являются фундаментом профессиональной деятельности педагога.
Целевая аудитория: молодые педагоги ДОУ.
Структура:
- Информационный блок
- Сценарий деловой игры
Каждый человек обладает потенциалом двигаться в
естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присуще чувство собственной
ценности, достоинства и способность направлять
свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации,
личностного и профессионального роста.
В.Э. Пахальян.
Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическим кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях.
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Сегодня главный вопрос, стоящий перед дошкольными образовательными организациями, как на практике организовать деятельность, соответствующую предъявляемым ФГОС требованиям. Основная идея, заложенная в ФГОС — главное условия.
Считаю, что одним из важнейших условий является развитие кадрового потенциала, так как повышение качества дошкольного образования напрямую зависит от кадров, являющихся основным звеном в системе реализации ФГОС. В связи с этим, хотелось бы отметить, что в современных условиях реформирования системы дошкольного образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, уровню его профессионализма, то есть социальный заказ направлен на подготовку специалистов нового поколения.
Попробуем разобраться в том, что же такое профессиональная компетенция педагога дошкольного образования.
В рамках заявленной темы мы предлагаем вам принять участие в деловой игре «Воспитать личность, может только личность». (5 минут)
Ход игры:
Деление на две команды по жребию (конфеты двух видов).
1 задание: придумать название команды, девиз (согласно теме игры) и выбрать капитана.(3 минуты)
2 задание: викторина
- Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
- Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс,ФГОС).
- В чем заключается роль детского сада в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
- В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
- Каким нормативным документам должна соответствовать основная общеобразовательная программа ДОУ ( ФЗ «об образовании в Российской Федерации вступает в силу с 01.09.2013г, от 29.2012г№ 273, приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17 октября 2013г.№ 1155)
- Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)
- Назовите основные виды деятельности детей в ДОУ,в соответствии с ФГОС (игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная).
- Какими принципами должен руководствоваться воспитатель в своей профессиональной деятельности (индивид. подход, учет возрастных особенностей, гуманизм, открытости, конфендиц. ит.д.)
- Назовите 5 образовательных областей в соответствии с ФГОС?
- Назовите формы работы с детьми? (нод, совмест, групповая, подгрупп, инивидуаль., экскурсии круглый стол) (10 минут)
3 задание: ромашка на тему «под профессиональной компетентностью педагога подразумевается — обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней предмету деятельности …»
* Компетентность( в ведении образовательного процесса).
* Компетентность (в организации воспитательной работы). *Компетентность (в установлении контактов с родителями).
*Компетентность (в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников).
* Компетентность (в разработке и реализации авторских программ).
*Компетентность (во владении современными образовательными технологиями).
* Компетентность (профессионально-личностного совершенствования).
* Креативная компетентность педагога.
* Компетентность (в организации здоровьесберегающих условий ОП)
*Компетентность (в создание предметно-развивающей среды).
4 задание: расшифруйте аббревиатуры:
ДОУ, ФГТ, ФГОС ДО, САНПИН, МБДОУ, ННОД, ЧХЛ, СРИ, ДИ, НИПКиПРО (7 минут)
5 задание: решение педагогических ситуаций мозговым штурмом (10 минут)
Задание для первой команды: Ситуация 1.
Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.
Вариант 1.
Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.
Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.
Вариант 2.
Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.
Вариант 3.
Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.
Ситуация 2.
Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.
Вариант 1.
Объяснять правила игры до ее начала. Обговаривать с детьми правила безопасности.
Бегущие дети должны смотреть вперед и уворачиваться от других детей, чтобы избежать столкновения.
Вариант 2.
Если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Остановить игру, успокоить детей.
Вариант 3.
Обратиться за помощью к другим играющим детям, чтобы выяснить, как все произошло. Успокоить и пожалеть детей, ещё раз напомнить правила безопасности во время бега.
Задание для второй команды: Ситуация 3.
Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.
Решение:
Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».
Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».
Заинтересовать ребенка другими видами деятельности.
Работа с родителями. Выяснить, как относятся родители к такому поведению ребенка. Если родитель не осознает проблему, то найти точки соприкосновения по вопросам формирования адекватной самооценки.
Ситуация 4.
3. Мама: Почему у тебя одежда мокрая?
Дима: Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался.
Мама: не слушая сына : «Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею».
Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать.
Мама: Пойдёшь в мокром.
Дима замолчал и стал неохотно одеваться.
«Почему не состоялся диалог мамы и ребенка? Что можно посоветовать маме в такой момент?
6 задание:
ПРАВИЛА: ПОКАЗАТЬ МИМИКОЙ И ЖЕСТАМИ, ТО, ЧТО НАПИСАНО НА КАРТОЧКЕ ДРУГОЙ КОМАНДЕ. (7 минут)
Задание для 1 команды:
-проспал на работу;
-на ковре у заведующей;
-укладывает детей спать, а дети не слушаются;
-неожиданно во время прогулки пошел сильный дождь;
-во время прогулки, вы заметили на участке злую собаку;
Задание для 2 команды:
-вы уговариваете ребенка покушать;
-вы переходите дорогу с воспитанниками;
-в детском саду сработала пожарная тревога;
-конец рабочего дня, за ребенком никто не приходит;
— вы узнали, что вам существенно повысили зарплату.
7 задание
— Вам необходимо нарисовать «как пахнет радуга». Второй команде — «о чем мечтают звезды».
— Расскажите о своем рисунке, было ли трудно выполнить такое задание. В чем заключалась трудность?
8 задание Составьте объявление для газеты «Маленькая страна» так, чтобы все слова начинались на одну букву.
Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.
7 минут)
Подсчет результатов, объявление победителей.
Как воспитать личность » Перуница

Про воспитание детей пойдет речь.
Самое главное, что нужно знать про это:
личность формируется только в процессе самовоспитания, а не воспитания кем-то другим.
Чтобы стать сильной личностью, человек должен развить самосознание и саморегуляцию, а эти вещи развиваются только изнутри, посредством личных усилий. Как писал гениальный психиатр Пьер Жане: «Если человека вылечили внушением, он остался болен». Жане имел в виду психологическое здоровье. Нельзя быть психологически здоровым, если все изменения происходят с тобой извне, а изнутри ты никак ими не управляешь и не рулишь.
То есть развитие личности ребенка, подростка, взрослого человека — это таинство, которое происходит внутри его границ. Однако пока человек мал, родители оказывают на это таинство большое влияние.
Первое, на что влияют родители — это формирование внутри среды микросреды (второе — их личный пример, как с этой средой обращаться). Среда — это все те внешние факторы, которые воздействуют на организм, в нашем случае воздействовуют на ребенка и заставляют его формировать личность.
Личность — комплект психологических инструментов, которыми человек взаимодействует со средой и поддерживает жизнеустойчивость. Простыми словами — это все те черты, навыки, привычки, благодаря которым человек обеспечивает себе счастливую, энергичную, яркую жизнь. Или не очень счастливую, совсем не энергичную и вовсе не яркую, если личность у него слабая.
То есть сначала среда влияет на психику и психика формирует личность, а потом уже и личность начинает влиять, выбирать и даже менять среду. Пока ребенок маленький, личность его очень слаба и инертна, влиять на среду он не может, выбирать тоже, поэтому средой целиком занимаются родители.
Задача родителей — компенсировать факторы объективной среды так, чтобы ребенок во-первых, выжил, во-вторых, развивался бы правильно. Для этого родители кормят ребенка (сначала жидкой пищей, потом все более грубой), обеспечивают ему тепло, физическое и душевное, окружают его впечатлениями и стимулами. Из всего этого материала (плюс врожденные особенности) ребенок растит свою личность. И если с точки зрения физического материала родителям все более-менее понятно, какая еда нужна, какая температура воздуха, сколько купаний и какой массаж, то с точки зрения психологии все неясно.
Главное, чего не понимают многие родители, это то, что для развития необходимы частично неудовлетворенные потребности. Постоянно неудовлетворенные потребности ведут к гибели, а постоянно удовлетворенные потребности к состоянию покоя.
Потребности всегда связаны со стрессом. Потребность в пище связана со стрессом голода. Потребность ползать и ходить связана со стрессом скуки, которую испытывает мозг малыша, не получая дозы впечатлений и стимулов.
Многие родители считают своей целью исключить из жизни ребенка стресс полностью. Он не должен испытывать негативные эмоции ни одной секунды, его желание должно мгновенно удовлетворяться. Так они создают извне постоянный приток еды, внимания, игрушек, больше, чем ребенок хочет, лишь бы он не испытывал стресс вообще.
В результате такого обилия и переизбытка не формируется ни одного навыка и внутреннего инструмента по преодолению стресса и удовлетворению потребностей. Потребность удовлетворяется тут же заботливыми слугами, стресс не возникает.
Ребенок вырастает и начинает нуждаться не только в пище, внимании мамы и игрушках. Ему хочется хороших оценок, интереса друзей и любви девушек. Вот засада. У него возникают потребности, которые мама не может удовлетворить. И от этих неудовлетворенных потребностей у него появляется стресс, с которым он не умеет справляться, поскольку стресса никогда не испытывал, у него даже гормональная система к стрессу совсем не адаптирована, не говоря уже о психической структуре, аморфной и нежной как кисель. У него нет внутренних инструментов, которые помогают нормальной юной личности переживать проигрыши, фрустрации, отказы, обломы, конфликты, падения самооценки и потерю границ. Он жил в искусственном мире, безветренном парничке, а теперь этот овощ попал под ледяной град.
И он мог бы погибнуть, сбежал бы от чрезмерного стресса в психическую болезнь или какую-то аддикцию с головой (в игровую, а чуть позже в химическую: наркотики дают мгновенное избавление от стресса, почти как его мама в детстве, кайф к твоим услугам {Ледлофф пишет об этом}), а скорее не погиб бы, а выжил и стал сильней, но в ситуацию активно включаются его родители, которые пока живы и горы готовы свернуть ради счастья ребенка.
К сожалению, счастье личности извне не обеспечишь, но родители этого не знают.
Родители начинают снижать стресс своего ребенка своими силами, то есть опять за счет своих ресурсов, не думая, что он должен развивать свои, иначе так и останется овощем.
Если силы родителей велики, а материальные ресурсы обильны, стресс подросшего малыша удается отсрочить. Родители платят учителям ребенка как репетиторам, чтобы те занимались с ним и относились к нему суперлояльно. Родители привлекают друзей приходить к ним в гости, заманивая угощениями и игрушками. Родители покупают ребенку все больше и больше вещей, чтобы он чувствовал себя лучше других и не страдал. Чуть позже деньги родителей обеспечат подростку и девушек тоже, а рано появившаяся машина подарит ему «авторитет» среди ровесников. Материальный избыток и купленная лояльность учителей и друзей действительно снижают на время стресс, а изнутри опор так и не формируется.
И вот подросток оказывается во взрослой жизни.
Всех преподавателей не купишь, и из престижного вуза, куда он поступил по блату, он слетает в непрестижный коммерческий, потом в еще более левый вуз, потом бросает это унизительное дело, сообщая родителям, что хочет зарабатывать. Родители растят иллюзии, что их малыш «идет своим путем». Папа дает ему деньги на «дело», много раз дает, но конечно эти деньги тратятся на кайф, обычно химический, поскольку надо снимать стресс, закрывать энергетические дыры.
Учиться работать в состоянии ямы очень тяжело, да и не знает этот юный человек, что такое работа, у него нет внутреннего механизма, который есть у некоторых его ровесников и у многих взрослых людей: мотивировать себя, переломить инертность, отстрочить вознаграждение, собратья с силами, верить в себя, получить результат, укрепить мотивацию и так далее. Ничего у него этого нет, он всегда получал все извне, ему приносили. Его личность — это рот, умеющий только глотать. Даже зубов нет, чтобы жевать. Трубочка нужна, чтобы сосать.
Он и в общении стрессу не умеет противостоять. Когда ему отказывают в любви, он сначала пытается использовать иллюзии, а потом обесценивает объект и все прочие объекты, чтобы больше не нарываться. Так у него очень быстро развивается полная фрустрация ресурсов и любви, и дружбы. А творчества и учебы, работы ресурсы даже и не подключались толком. Ему никогда это не нравилось, потому что свою любовь и купленную дружбу родители ему могли обеспечить, а творчество и интерес к знаниям извне вообще никак не дашь.
Если такой человек начинает обвинять родителей, а это происходит обязательно, он ведь привык все получать извне, а теперь получает только оплеухи, значит виноваты родители, которые чего-то недодали. Да, они не смогли прогнуть мир под него (в первом классе у них получалось прогнуть под своего ребенка мир, мирок был мал, а большой мир никак не получается). Локус контроля у такого человека радикально внешний, как у любого инфантила, поэтому все причины своих неудач он ищет только в верных слугах, родителях. Ага, просто откупались, не давали достаточно любви… Куда еще больше любви? Зачем? Ага, не научили быть сильным, а должны были научить… Здесь остановимся.
Научить быть сильным нельзя! Сила личности формируется изнутри. В процессе преодоления трудностей! Снаружи можно всего лишь обеспечить чередование посильной нагрузки и поддержки, чтобы ребенку приходилось пыхтеть, сопеть, ныть, огорчаться, но успешно (с результатом положительным) учиться преодолевать стресс и справляться с нагрузкой.
А еще можно дать пример, свой личный пример, как ты с подобной нагрузкой справляешься.
Про пример все родители, кстати, знают. Все стараются вести какие-то беседы с ребенком, что-то ему объяснять и приводить себя в пример. Но вот засада. Не считают дети примером своих родителей. Примером человек хочет воспользоваться только в одном случае. Когда он сам активно ищет инструменты для решения проблемы возникшей. А нет проблемы, нет и поиска инструмента. Зачем ему пример?
Зачем ребенку, который заинтересован в том, чтобы выйти на следующий уровень в компьютерной игре, пример бабушки, как готовить ужин. Ему не надо готовить ужин, он у него на столе стоит. В лучшем виде.
Или зачем ребенку, который думает как бы получить новый гаджет, пример папы, который работать пошел с 17 лет? Гаджет он может получить намного проще, подойти к папе и попросить. Вот и вся магия. Дело трех минут, а не трех месяцев тяжелой работы. Он ведь не идиот, чтобы идти к доступной цели окольными путями. А цели его в детстве все доступны, об этом позаботились услужливые родители.
Вот если бы в его системе ценностей были умения: умею готовить, умею сам зарабатывать, он бы тогда пригляделся к примеру бабушки и папы. Но у него таких категорий в системе ценностей нет. Его система ценностей — разные виды кайфа, а не умения.
Чтобы в системе ценностей человека появились умения, он должен осознать кайф от своей автономии (!). Тогда он будет радоваться тому, что научился еще что-то делать сам и может не ждать и не клянчить у другого.
А кайф этот появляется не раньше, чем человек осознает, что другой может ему дать, а может и не дать, имеет полное право, не должен ему, а даже если даст, посмотрит на него сверху.
Пока этой системы нет, пока все, что он хочет ему приносят и приносят с радостью, с поклонами, из позиции снизу, он не может осознать кайф — делать все самому, ни от кого не зависеть, ни перед кем не унижаться. Он и так не унижается, он царит, он просто берет приношения челяди и все.
То есть вот эта усвоенная роль царя — это итог того культа, который существовал по отношению к его персоне. Если он будет обвинять родителей за это, он будет поддерживать свой культ в своей голове и никогда не станет полноценной личностью. Он так и не поймет, что они давали ему избыток, в детстве, а сейчас вообще ничего не должны и он должен все добывать себе сам, а не ныть, что родители ему не дали навыков и умений. Умения он должен был развивать сам, опоздал, но начать это делать никогда не поздно. Никто за него не разовьет в любом случае.
Это если смотреть на ситуацию со стороны подросшего инфантила, а если смотреть на ситуацию со стороны родителей, конечно, в их интересах и в интересах ребенка — не закармливать его заботой, бесконечной любовью, не сливать с ним границы, дать ему переживать свои личные трудности (у маленького ребенка — маленькие трудности, у большого — большие, но к ним он должен быть уже готов и тренирован), переживать свой стресс, справляться с ним, тем самым развивая специальные мышцы личности.
Когда ребенок что-то хочет, но не получает это сразу и легко, он развивает мотивацию, творческий подход и проактивность. Он думает об этом, он стремится, он растет. Ребенка следует хвалить и поощрять добиваться цели, а не класть ему в рот сразу, как только он чего-то захотел. Захотел? Отлично. Теперь у него есть стимул двигаться.
Да, бывает и другая крайность. Слишком много стресса в жизни ребенка, непреодолимые заслоны на пути потребностей, слишком сильная нужда или даже травмы. В таких условиях личность может пострадать (и даже физически погибнуть), не успев окрепнуть и вырасти. Но такие родители, как правило, и сами находятся на дне жизни, статьи о воспитании они не читают, да и читали бы, вряд ли смогли бы воплотить. Такими случаями нужно заниматься на уровне социальной защиты. Большинство же родителей стараются давать ребенку все, что ему нужно.
Так вот, кроме необходимой заботы, ребенку нужно еще уважение к его растущей автономии. Некоторые понимают это извращенно. Дескать, надо уважать его мнение = выполнять все, что он хочет. Пошла вон, мама, значит уйти и постоять за дверью, подглядывая, иди сюда, мама, тут же прибежать и все, чего требует, дать. Вот что некоторые понимают под автономией ребенка и уважением к нему. Сделать из него маленького царя.
Нет, автономия — это принципиально другое.
Быть автономным значит быть самому себе слугой и царем, самому стать себе родителем, обеспечивать свои потребности самому или во взаимовыгодном сотрудничестве с другими.
Те родители, которые автономию понимают правильно и даже про необходимую дозу стресса и зону ближайшего развития знают (зона ближайшего развития — то, что необходимо для роста — когда у человека не получается все, что он делает, а получается лишь большая часть, и ему есть куда расти), все равно иногда теряются, пытаясь понять, а где эта правильная доза и достаточная зона.
Ничего специально высчитывать не нужно. Правильный подход один: родитель должен сам жить как полноценная личность и любить ребенка, тогда ребенок получит и заботу, и необходимую дозу стресса для выращивания опор, и возможность постепенно учиться удовлетворять свои потребности, и посильную нагрузку для прокачки и все стимулы к росту и развитию. И пример родительский получит, которым захочет воспользоваться!
Если мать — вся целиком к услугам давно уже не месячного малыша и вся жизнь ее собралась в одной этой точке на долгие годы, ребенок так и останется точкой, не вырастет в личность, будет сначала паразитировать на матери, а потом пересядет на аддикцию какую-то или цепь аддикций. Будет на них паразитировать (а они на нем, пока не сожрут).
Если мать попытается искусственно выдать ему дозу сепарации и нагрузки, а сама будет просто наблюдать за ним, ничем другим не занимаясь (кроме бытового обслуживания его же), она во-первых, не рассчитает дозу, во-вторых, он будет видеть ее принципиальное отстранение и будет испытывать тревогу. Почему мама не подходит к нему, ведь она ничем особенным не занята! Не любит?
Если же мать на самом деле очень занята чем-то еще, чем-то важным, профессиональным, общественным или творческим, он это видит и учится понимать. Если при этом мать ребенка очень любит, она будет давать ему необходимую заботу, но не будет лишать его того пространства, где он должен учиться вставать на ноги в личностном смысле.
Родители должны уважать себя и ценить свою личность, только тогда появится уважение к личности ребенка. Если они готовы жертвовать собой и себя считают приложениями к нему, они и его самостоятельность не оценят, они превращаются в изобильный корм, а ребенок получает источник пассивного удовлетворения и лишается поисковой активности и мотивации к прокачке собственных опор.
Нормально воспитание осуществляется тогда, когда мать ребенка занимается учебой, работой, творчеством, а не только материнством. Для это надо хорошо понимать, что «я дам ему все» — неуважение к его собственной способности и возможности научиться брать то, что ему надо, от мира, освоить борьбу с внешним стрессом за личные ресурсы, стать изнутри сильным и самостоятельным.
Как воспитать личность | Psylist.net
Ответ звучит так: начинать воспитание ребенка надо с воспитания самого себя. Объяснить это утверждение можно тем, что просто невозможно научить ребенка делать так, как его родители говорят, но сами не делают. Дети не имеют развитого сознания, они не понимают того значения слов, которое в свои воспитательные фразы вкладывают родители, и поэтому не могут соответствовать их требованиям. Дети обучаются жизни у родителей, копируя их неосознаваемые жесты, действия, форму поведения и т.д. Если взрослый человек, находящийся все время с ребенком, будет иметь какие-либо особенности, то и ребенок, скорее всего, приобретет аналогичные черты. При этом следует отметить, что склонность детей к подражанию так велика, а умение копировать даже неуловимые особенности поведения взрослых так совершенно, что людям иногда кажется, что их дети полностью похожи на них самих. И хотя это сходство имеет вовсе не генетическую природу, как думали раньше биологи, а продиктовано тем, что ребенок копирует наши позы, жесты, эмоции, чувства и другие черты, о существовании которых мы даже не подозревали, или давно забыли, и таким образом становится похожим на своих родителей. Вот почему, воспитывая себя, мы можем влиять на то, каким будет ребенок.
Если двадцать лет назад в нашем обществе бытовало мнение, что воспитание ребенка следует начинать за девять месяцев до его рождения, то современная психологическая наука еще более радикально смотрит на этот вопрос. Исходя из этих воззрений, можно сказать, что воспитать из своего ребенка полноценную личность может только полноценная личность. Такая закономерность связана с тем, что малыш, чувствуя свою слабость и уязвимость, несомненно, будет пытаться приспособиться к жизни самым эффективным образом. Для этого он попытается копировать поведение, жесты, черты, действия и словарный запас тех взрослых, с которыми чаще всего общается и которые, как кажется ребенку, являются сильными, приспособленными к жизни, достойными подражания людьми. Такими людьми чаще всего оказываются родители.
Даже если папа много времени проводит с ребенком, он никогда не сможет дать ему столько, сколько ему дала мама до родов и во время кормления грудью. При любых обстоятельствах никто не заменит тех программ, которые попали в подсознание малыша на телесном уровне еще во время беременности. За первые девять месяцев жизни в теле мамы малыш очень сильно программируется ее нервными, эмоциональными, гормональными и физическими импульсами, от которых он совершенно не защищен. Вот почему часто получается так, что у мудрой мамы рождается мудрый ребенок, ау непоследовательной женщины – такой же малыш. Эти программы обладают такой большой силой, что никакой папа изменить подсознательные установки ребенка, возникшие во время беременности, никогда не сможет.
В первую очередь необходимо помнить, что личность у человека начинает формироваться только в 13-14 лет, и попытки видеть в маленьком ребенке личность ни к чему хорошему не приведут. Маленький ребенок всецело подвержен влиянию биологических инстинктов и не может контролировать себя с помощью собственного сознания. Поэтому никогда не следует пытаться относиться к малышу так же, как можно относиться к личности. Ребенок подчиняется законам природы, и поэтому им руководят биологические инстинкты.
Направлять развитие ребенка можно только при умелом влиянии на инстинктивную, а не на сознательную сферу. Об этом не следует никогда забывать.
Если забыть о том, что все представители человеческой стаи с раннего детства начинают бороться за лидерство в своей стае, то наш малыш может незаметно для нас захватить психологическое лидерство в семье. Средства борьбы за первенство у маленького человека заключаются в том, что он заставляет взрослых бегать вокруг себя с помощью слез, истерик, капризов или болезней. Если произойдет так, что малыш увидит, как взрослые сильно его любят или настолько боятся его потерять, что готовы по первому же его желанию выполнять все сто требования, то он почувствует себя самым главным человеком в семье, своеобразным «вожаком стаи». С того момента, как малышу покажется, что он «вожак», никто из членов семьи не будет казаться ему достаточно авторитетной личностью, чтобы слушаться ее, считаться с ней и учиться у нее жить.
Необходимо сначала дать понять малышу, какое место в семье он занимает. Делать это необходимо без лишней строгости, но с достаточной уверенностью, иногда даже и строгостью. Если ваш малыш не слушает вас, вы должны настоять на своем. Если он сопротивляется физически, тогда вы обязаны спокойно, не делая ему больно, взять его за руку и, показав свою силу, заставить послушаться вас.
В первое время добиваться послушания будет очень тяжело. Вам даже захочется либо махнуть на свои требования рукой, либо сильно наказать ребенка. Так поступать ни в коем случае нельзя. Если вы сдадитесь или сорветесь, малыш воспримет это как собственную победу над вами. Тогда в следующий раз заставить его сделать что-либо по вашему желанию будет еще тяжелее. Если ваш малыш привыкнет к тому, что вы являетесь его вожаком, тогда постепенно, подрастая и обучаясь жить на вашем примере, на протяжении многих лет, он сможет стать личностью.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Психология ребенка:
Эссе на тему «Личность воспитывает личность» для участия в региональном конкурсе «Самый классный классный руководитель»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 41 Г. ТОМСКА
Россия, 634041, г. Томск, ул. Тверская, 74 А, тел./факс: 43-11-12, E-mail: [email protected]
Конкурсное эссе на тему
«Личность воспитывает личность»
Синицыной Евгении Леонидовны, классного руководителя
8 Б класса МАОУ СОШ №41 г.Томска,
8-913-809-10-77, [email protected]
г.Томск, 2019 г.
Вы знаете, когда я узнала, что стану классным руководителем 5 Б класса, я заплакала, да, да, заплакала. Твердила, что не смогу быть классным руководителем, не готова и навряд ли когда-нибудь буду готова. Моя реакция обескуражила администрацию нашей школы. Ещё бы, уверена такое они видели впервые! Помню этот страх, нахлынувший на меня от неизвестности. Вокруг меня летали вопросы : «А ты справишься?», «Тебе можно детей доверить?», «Как проводить классный час?», «Сколько детей, 25, 20?», «За чтоооо?»
На самом деле, я конечно, боялась ответственности, ответственности за жизнь и здоровье детей. Но ещё больше меня мучил вопрос «Как их воспитывать?»
Позже я поняла, что воспитывать можно только своим примером, а не разговорами на различные темы. Вы замечали, что каждый класс копирует своего классного руководителя? Обратите, пожалуйста, внимание! Вот, почему важно быть личностью, потому что только личность воспитывает личность.
Я – учитель во втором поколении. Моя мама – учитель начальных классов в МАОУ ООШ №27 им.Г.Н. Ворошилова г.Томска. Она работает учителем 43 года. Наблюдая за её трудовыми буднями, я впитывала с каждым днём атмосферу активной, не останавливающейся ни на секунду, как горная река, школьной жизни. Видела, как гордится мама своими подросшими учениками, их достижениями, их успехами, словно своими. Теперь я понимаю, что успехи наших учеников – это наши успехи и наоборот.
Так сложилось, что в моём классе очень много мальчиков и очень мало девочек. Я не знала каким образом выстроить линию поведения с детьми. На семейном педагогическом совете, где присутствовали три человека: мама, папа и я, вдруг родители засмеялись «Так у тебя же целая армия!» С тех пор, мне кажется, я представила себя в роли Михаила Илларионовича Кутузова, великого русского полководца, победителя. Я «воевала» с плохой дисциплиной в классе, с низкой успеваемостью, прогулами и равнодушными родителями, которые предоставили мне своих детей на воспитание.
Если Вы спросите меня, что на сегодняшний день мне не удалось победить, какую проблему решить, я Вам отвечу – равнодушие родителей. Проблему я вижу в организации совместной работы школы с родителями. Родители «отгородились» от школы электронными дневниками, смс-оповещениями от классного руководителя, перестали ходить на родительские собрания, школьные концерты.
Вторая проблема – организация трудового воспитания. Сегодня ни каждый учащийся вымоет доску или примет участие в школьном субботнике. А помните, как мы не только в своём классе мыли полы по очереди, но и ходили к пенсионерам снег убирать во дворе, дорожки хлопали. Пионеры!
Третья проблема – воспитание чувства ответственности и долга. Никто не хочет ни за что отвечать, как я три года назад. Да, уже четвёртый год, как я работаю классным руководителем. Михаил Илларионович Кутузов победил Наполеона, а я – свой страх и неуверенность в себе!
Я визуализирую в своём воображении следующие перспективы. Первое — мы создадим единое педагогическое пространство в воспитательной работе «Школа-семья» и построим модель взаимодействия с семьями учащихся. Второе – учащиеся овладеют навыками и знаниями, необходимыми для жизни в обществе. Третье – учащиеся научатся брать на себя ответственность.
В войне, как и в дипломатических переговорах со всякою державою, не должно никогда забывать двух главных союзников — терпение и время.
М.И.Кутузов