Почему подросткам трудно учиться | Архив
Если ваш сын-подросток сидит на уроках развалившись, это отнюдь не всегда означает, что ему скучно грызть гранит науки. Если дочка-подросток плачет, вместо того чтобы делать домашние задания, и жалуется, как быстро она устает, это вовсе не значит, что она ленится. Просто у них сейчас такой этап физиологического развития, когда учиться на самом деле трудно, считает профессор кафедры педагогики высшей школы МПГУ Елена ЛЕВАНОВА.
Наука объясняет…
1. На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков — в 12-13, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения — медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот остановиться, затормозить им непросто. Они все цепляются к словам и людям, хотя давно пора сказать: «Проехали!»
Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит нередко из-за этого же: когда интересно — все запоминается легко, а стало скучно — ну ничего не задерживается в голове!
2. Кости и мышцы в это время растут неравномерно, все движения становятся нескоординированными, неуклюжими. Как ни сядешь — все неудобно, а взрослые говорят: «Ни крутись, не разваливайся на стуле». Особенно тяжело мальчикам, они вытягиваются больше девочек. Поэтому у них и хрупкость костей в этом возрасте выше. Они чаще ломают руки и ноги. И потребность растянуться на диване, просто полежать, придя домой, у них больше. А мы кричим: «Что валяешься, садись делать уроки!»
3. Сердце растет и… болит, временами часто бьется. В мозг не поступает нужного количества кислорода. Голова хуже соображает и быстрее устает. Болит. Недостаток кислорода может довести до обморока. Особенно обморокам подвержены девочки. Они же чаще страдают повышением артериального давления. Пик такой юношеской гипертонии приходится у них на 13-14 лет. А мы, взрослые, как назло не даем им в полной мере двигаться и дышать. В школе подростки слышат: «На уроках не крутись! Нечего на перемене во двор выбегать, грязь в школу таскать!» Дома мы говорим: «Куда пошел гулять? Уроки еще не сделаны!»
4. Гормональные бури заставляют эмоции у подростка сменяться так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию. Особенно эмоционально неустойчивы девочки, у них настроение связано с установлением менструального цикла.
Игра гормонов заставляет барышень погружаться в мир женских интересов. Теперь каждую девочку больше всего волнует, как она выглядит, не слишком мала или не слишком велика у нее грудь и обращают ли на нее внимание мальчики? Все мысли о науках, кроме «науки страсти нежной», отходят на второй план.
Мальчики менее заняты своей внешностью, но их «больная тема» — рост. Кто из них выше? Что можно сделать, чтобы еще подрасти?
5. Пищеварительная система в это время очень болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические нагрузки. Усталость и стрессы вызывают у подростков гастроэнтерологические заболевания не реже, чем еда в сухомятку. Когда болит живот, какие уж тут уроки.
…и советует
Как же помочь этим внешне почти взрослым, часто агрессивным и таким ранимым детям?
Психологи и педагоги советуют:
- Не надо возбуждать лишний раз и раздражать подростков приказным тоном, старайтесь общаться на равных. Они уже не смотрят на нас снизу вверх, они воспринимают нас сейчас критически и хотят стоять рядом с нами на одной доске.
- Дайте подросткам возможность больше двигаться — в движении они должны проводить не менее 3-х часов в день. Им сейчас просто необходимы занятия физкультурой и спортом. Именно сейчас оттачиваются гибкость, ловкость, хорошая координация, пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут наши дети грациозными или корявость в движении останется у них на всю жизнь. Поймите, что подросткам их тело сейчас неудобно, не смейтесь над их неуклюжестью, не ругайте, когда они крутятся во время занятий и все время норовят прилечь на диван. Сейчас они кальция с пищей должны потреблять больше, чем взрослые, особенно мальчики, им нужны белки, нужен фосфор, витамин D…
- Физиологическая нагрузка на организм у подростка выше, чем у младшего школьника! А спит он гораздо меньше, считая себя уже взрослым. Спать подросток должен минимум 9 часов! И хорошо бы еще час прихватывать днем.
- Гулять надо каждый день обязательно. Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении.
- Побольше уделяйте вашему трудному чаду внимания, не ограничивайтесь в общении только вопросами: «Ты поел? А какие отметки в школе?» Подростки только делают вид, что мы им уже не нужны. На самом деле наше внимание, наша дружба, наше мнение, высказанное доброжелательно и тактично, им очень важны. В своем кругу они нас цитируют!
- Мы все хотим, чтобы наши дети усвоили в юности как можно больше знаний. Мы хотим, чтобы они ответственно и хорошо учились. Но нагрузка у них в школе такова, что выучить все, что задают, невозможно. Московский педагогический государственный университет провел исследование и выяснил, чтобы в 7-м классе ученик ежедневно выполнял все, что задают ему по всем предметам, ему надо каждый день в среднем усваивать информацию, изложенную на 26 страницах учебника, и, заметьте, не только усваивать, но и быть готовым на следующий день ее воспроизвести.
Эксперимент с добровольцами-отличниками, детьми интеллектуально хорошо развитыми, показал, что выполнить такой объем заданий можно, только если, придя из школы, сразу сесть за уроки и делать их до часу ночи.
Неразумная школьная нагрузка вынуждает ребенка относиться к урокам избирательно: какие-то сделать, какие-то пропустить, какие-то просмотреть вскользь…
Все науки не изучишь. А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и здоровыми, и счастливыми. Очень бы хотелось!
Смотрите также:
«А нормальные дети от него страдают»: что делать, если в классе учится трудный ребёнок
Найти подходящую школу для ребёнка с особенностями или проблемами в поведении непросто. Люди склонны быстро обвинять родителей — дескать, сами виноваты, что плохо воспитывают. Или требовать, чтобы такого ученика отправили в коррекционный класс. Мама троих детей Ксения Букша уверена, что даже самого трудного ребёнка, во-первых, нельзя осуждать, а во-вторых — выгонять из класса.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Недавно я написала статью, в которой рассказывала, как непросто найти подходящую школу для ребёнка с проблемами в поведении. В комментариях к статье некоторые читатели возмутились, что я отстаиваю права маленьких паршивцев, которые мешают жить «нормальным детям».
- «Мне не жаль атипичного ребёнка, это проблема его родителей, а не других детей в классе».
- «Просто матери всё равно. Чужих детей ей не жалко, все должны под неё подстраиваться».
Такие высказывания для меня — признак огромной проблемы нашего общества. У людей нет сил, нет ресурсов, чтобы сделать даже небольшой шаг навстречу другому. А ведь этот шаг может быть совсем не трудным.
Только кажется, что надо «плясать с бубном вокруг этих ужасных негодников в ущерб страдающим нормальным малюткам». Нет. Достаточно просто отказаться от прямолинейного осуждения ребёнка и родителя. А в идеале — постараться настроить взаимодействие так, чтобы не страдал никто и чтобы никто не оказывался козлом отпущения и неисправимым демоном.
Итак, как жить детям с нормальным поведением, ежедневно страдающим от поведения непростых одноклассников, и как быть их родителям?
1. Не осуждать и не обвинять заранее

(Дочитайте этот пункт, пожалуйста, до конца.)
Когда мы говорим, что ребёнок «плохо воспитан», мы упускаем из виду, что у всех детей и родителей разные стартовые площадки. Легко воспитывать ребёнка из профессорской семьи с баллами 9/10 по Апгар, ничем особенным не болеющего, окружённого заботой с малых лет. Трудно его испортить.
А ребёнок, который дал вашему в глаз, может быть, месяц назад был взят в детдоме, где жил всё детство. Или провёл первые два месяца на искусственной вентиляции лёгких, и родителям давали прогнозы вроде «никогда не встанет, не заговорит, не будет есть самостоятельно».
А может быть, его мама сама из детского дома, но не пьёт, не колется, зарабатывает честным трудом. Только вот о воспитании детей знает немножко меньше, чем люди с высшим образованием.
Конечно, глаз вашего ребёнка не станет болеть меньше, если вы предположите, что мальчик-агрессор — не злой демон, а его родители — вовсе не обязательно равнодушные и плохие воспитатели. Но это поможет не осуждать его (или её) и родителей с ходу. Сначала узнайте, как обстоят дела. Что приводит нас ко второму пункту.
2. Если возможно, наладьте контакт с родителем ребёнка

Когда «не такой» ребёнок учится в вашем классе, гораздо продуктивнее пытаться взаимодействовать с ним и с его родителем, чем шарахаться и оставлять их в полной изоляции. Поговорите с мамой или папой не с позиции «этот ваш, гад такой, мою кровиночку обижает, а вам плевать, горе-мамаша». Попробуйте понять, кто перед вами на самом деле. Возможны три варианта.
Первый вариант: этот родитель такой же трудный, как ребёнок. (Богатый дяденька, которому наплевать на своего высокомерного отпрыска. И папа, и сын считают, что все вокруг — грязь под ногами. Или мама-хабалка, вечно пьяная, ничего не слушает и первой начинает орать.) В этом случае смело переходите к пункту три.
Второй вариант: родитель признаёт, что у ребёнка проблемы, но беспомощен и не справляется с ними.
- Найти им хорошего психолога (они бывают и бесплатными или недорогими).
- Дать прочесть что-то о тех проблемах, с которыми она столкнулась.
- Посоветоваться: может быть, кто-то из родителей уже преодолел что-то подобное со своими детьми.
- Рассказать, какие собрать документы, чтобы ребёнку дали тьютора (или даже оплатить часы работы помощника, скинувшись всем классом, — но это уже, конечно, торжество гуманизма).
- Рассказать, как пройти ПМПК, развеять страхи по поводу коррекционной школы, если у кого-то есть этот опыт.
Иногда выясняется, что проблемы ещё глубже. Например, трудный ребёнок растёт в семье с пьющим отцом, который лупит и детей, и мать. В этом случае мы мало чем сможем помочь — разве что эмоционально поддержать человека и дать телефон кризисного центра.
Третий вариант: родитель хорошо понимает, в чём трудности ребёнка, и старается справиться с ними. Например, у ребёнка СДВГ, расстройство аутистического спектра или тревожное расстройство, а может быть, это приёмный ребенок, недавно (или даже давно) взятый в семью. С мамой он ведёт себя неплохо, а вот вне дома добиться нужного поведения удаётся не всегда.
В этом случае родителю нужно только одно: понимание окружающих. Оставлять ребёнка на семейном обучении или отправлять в коррекционную школу не всегда хороший выход.
В какой-то момент любой человек должен выходить в большой мир. Но чтобы выход состоялся, хорошо бы, чтобы этот мир был дружественным
Не «плясал вокруг ребёнка и во всём угождал ему», но демонстрировал некоторый уровень понимания его проблем.
Часто родители сами стремятся всячески облегчить другим людям общение с ребёнком. Одна моя знакомая написала небольшую памятку по взаимодействию с её дочкой: что может спровоцировать её трудное поведение, как себя вести с ней, чтобы этого не происходило. Правила несложные, но если соблюдать их, с ребёнком будет гораздо проще.
Возможно, у мамы трудного ребёнка, который мешает жить вашему классу, тоже есть лайфхаки, как избежать подводных камней в общении с её отпрыском. Пусть она расскажет о них учителю, а тот тактично, в нужной форме донесёт эти знания до ребят.
Например: «У Вити есть особенность — он не может сидеть за партой весь урок. Мы договорились, что он иногда будет тихо ходить сзади парт, чтобы не мешать другим учиться. Витя постарается не шуметь, а вы постарайтесь не отвлекаться на него и не дразнить». Или: «Петя может ударить, если вы его коснётесь. Он не любит, когда его трогают. Просто не делайте этого, и Петя не будет драться».
На этом месте недовольные родители опять могут спросить: «А какого чёрта мой нормальный ребёнок должен стараться ради какого-то психованного урода?!»
Мы готовы строить пандусы для колясок. Мы жертвуем деньги детям, больным раком. Мы не возражаем (надеюсь) против адаптации людей с синдромом Дауна. Почему же нам так трудно сделать небольшой шаг навстречу, когда человек ведёт себя не совсем так, как мы хотели бы? И почему вы думаете, что вашему ребёнку вредно учиться понимать других — даже тех, кто пока не научился вести себя в обществе?
3. Найдите способ общения с трудным одноклассником

Предположим, что мы имеем дело не только с трудным ребёнком, но и с трудным родителем. Он не хочет сотрудничать и не желает признавать, что проблема есть; ведёт себя грубо; хамит, отказывается от коммуникации. В этом случае вы вправе посоветоваться с учителем и понять, как вместе оградить своих детей от трудного одноклассника.
Но и здесь мы продолжаем помнить, что перед нами именно ребёнок, а не демон из преисподней.
Мы не наказываем и не воспитываем «малолетнего засранца», а только добиваемся безопасности для своих детей
Что можно сделать? В отличной книге Светланы Кривцовой «Учитель и проблемы дисциплины» приведено множество мер, позволяющих школе иметь дело с действительно трудными детьми и подростками. Меры эти идут по восходящей и направлены не на то, чтобы изолировать или изгнать «негодника», а на то, чтобы ввести учебный процесс и общение в мирное русло.
«Я посоветовалась с учителем, и мы решили, что придётся в течение пары недель оставлять Сашу на переменах в кабинете ОБЖ. Учитель, отставной полковник, с удовольствием научит Сашу мыть и скоблить парты, которые он изрисовал в прошлой четверти. А потом попробуем опять и вынесем предупреждение. Вдруг на этот раз ему удастся с собой справиться?»
Помогите учителю и школе защитить детей от ребёнка, на которого всем наплевать. Это важно не только для «обычных» детей, но и для самого трудного ученика: ему нужно почувствовать, что он не сильнее всех на свете и существует крепкая рука, которая может удержать его от пакостей. Но при этом никто его не стыдит и не изгоняет.
Самый трудный ребёнок — это ребёнок одинокий. И ему действительно безумно трудно с самим собой и с другими.
4. Придумайте правила для своего ребёнка

Теперь поговорим о том, «что делать моему нормальному ребёнку, который страдает от поведения мелкого гадёныша». Итак, вот что он может сделать, чтобы защитить себя.
1. Хорошо знать, на что способен его товарищ
Если в классе кто-то ворует, рюкзаки во время физкультуры лучше оставлять под присмотром вахтёра или где-то ещё. Об этом можно договориться со взрослыми. Если трудный одноклассник может вырвать из рук дорогую игрушку и уничтожить её, лучше не носить в школу ценные вещи и не играть с ними при этом ребёнке. Сюда же относится и уважение к чужим особенностям, потому что понятие нормы невероятно размыто.
Нормально ли материться в первом классе? Один раз сказать матерное слово? Вообще знать их? Нормально ли быть троечником, левшой, заикой, начать говорить в два года и восемь месяцев? А в три года и два месяца? Подраться один раз в году? Нормально ли в пять лет решать задачи за шестой класс, но не уметь играть с другими детишками на детской площадке?
Особенности есть почти у каждого ребёнка.
2. Отстаивать свои границы
Иногда это означает «давать сдачи», но в большинстве случаев — подходить к учителю и сообщать, что произошло. Дети не должны разбираться с трудным поведением других детей самостоятельно. Иначе это будет зона или джунгли. Принимать меры должны взрослые, и для этого они должны знать, что именно происходит.
Впрочем, если ребёнок даёт сдачи обидчику — это не криминал. Особенно если дело происходит в начальной школе и драки не очень серьёзны.
3. Не замечать поведения, которое не затрагивает самого ребёнка
Не дразнить за странности. Не возмущаться, «почему он имеет право, а я нет». Не травить одного всем классом, даже если этот один очень противный. В идеале хорошо бы добиться того, чтобы дети нормально относились к товарищу, когда он ведёт себя хорошо, и спокойно игнорировали его трудное поведение. В конечном итоге это самая перспективная и воспитывающая стратегия.
Любой ребёнок хочет научиться общению и дружить, а трудный, у которого нет друзей, хочет этого особенно сильно. Поэтому, когда одноклассники настроены правильно, а взрослые ведут себя твёрдо, властно и понимающе, трудности помаленьку начинают рассасываться.
И отпадает нужда стыдить, показывать пальцем, противопоставлять ребёнка «нашим нормальным», выдавливать «этого психопата» из коллектива и отправлять «в специальное место для таких, как он».
Что делать, если учиться трудно?
Ты уже учишься? Ходишь в школу или на подготовку? У тебя получается? Если да, то это прекрасно. Тебе тогда должно это нравиться и у тебя остается много времени на развлечения. Но не у всех так получается. Некоторые твои ровесники мечтали ходить в школу, но вдруг обнаружили, что у них ничего не получается. Они не ленятся, сильно стараются, но все равно у них ничего не выходит. Чуть-чуть не понял материал и сразу получил двойку. А если еще и не одну двойку? Родители расстроятся, будут ругать, учительница расстроится, а друзья буду смеяться. Они подумают, что ты глупый и ничего не знаешь. В таком случае ты и сам можешь поверить в эту глупость. В твоей голове промелькнет: «Вот у меня не получается, тогда зачем стараться? Зачем пробовать это исправить? Пусть лучше думают, что я ленивый, чем глупый»
Вот по такой логике обычный школьник становится двоечником. Хочу тебе сказать, что двоечник – это не просто школьник с плохими оценками. Это человек, который не верит в себя и свои способности, и кто не пытается учиться. Он думает: «Я же двоечник. У меня не получается. Зачем тогда пытаться?» не нужно так о себе думать. Если ты получил двойку, ничего страшного не случится. Даже великие люди их получали. И даже твои родители, учительница или директор школы. И ничего страшного, они выросли и теперь много знают. Гораздо страшнее, когда ты перестаешь верить в себя и свои силы. О таком человеке даже говорить не станут, потому что он неинтересный. Ты же не собираешься таким быть?
И вообще, людей без способностей не бывает. Каждый имеет свои особенности, просто надо их найти и развить. Давай рассмотрим пару ситуаций.
Живет девочка Катя. Ей нелегко учить стихи, быстро и выразительно читать, вести себя спокойно и быть вежливой с людьми. Зато у нее не вызывает труда физкультура, лазание по деревьям, математические задачи и общение с животными. Катя способная?
Еще есть мальчик Костя. Ему сложно бегать быстрее всех, быстро писать, не расстраиваться по мелочам и держать вещи в порядке. Но ему легко читать большие книжки, писать и читать стихи, играть в шахматы и быть вежливым. Кто способнее? Катя или Костя?
Конечно, ответить на этот вопрос очень сложно. Если спросить у учителя физкультуры, его ответ будет «Конечно, Катя» А если спросить у учителя литературы, он скажет, что костя намного способнее. Кому верить?
Ответ простой: нет человека способнее другого. У каждого из них свои способности. Один с легкостью запоминает стихи, у другого с цифрами лучше, чем со стихами и так далее. Кто-то хорошо рисует, но плохо танцует, кто-то пишет без ошибок, но написать свой стих не может. Кто-то решает примеры и задачи по математике, не прилагая усилий, но у него ужасный почерк. И наоборот. Таких примеров можно привести множество. Совокупность способностей можно сравнить с большой картой города. Поэтому, когда ты знаешь, что что-то у тебя не получается, или кто-то говорит тебе об этом, нужно не отчаиваться, а продолжать изучать свою карту.
Тебе следует составить список.
Первый пункт – «мне трудно», а второй – «мне легко».
В этих списках должны быть не только те способности, которые нужны в школе. Может быть, ты хорошо умеешь мирить людей после ссоры, ухаживать за больными, шутить, отличаться упорностью, мечтать, убираться, заниматься рукоделием, без труда просыпаться по утрам и так далее. Можно попросить совета у родителей. Они могут подсказать какие-то недостающие пункты. Или вообще захотят составить себе такой же список. Потом вы можете сравнить все списки и решить, кто на кого похож.
И самое главное, чем больше пунктов, тем лучше. Даже в столбике «мне трудно». Ты удивлен? То, что во второй колонке лучше иметь больше пунктов, это понятно. А в первой? Зачем слишком много пунктов «мне трудно»? Дело в том, что все пункты из первой колонки обязательно перейдут во вторую. То есть чем больше ты напишешь в первой колонке, тем больше со временем добавиться во второй. А вот обратно они перейти не могут. Допустим, ты умеешь кататься на велосипеде. Разучиться ты уже никогда не сможешь. Если умеешь быстро читать, то медленней не научишься.
Итак, что же делать, чтобы развивать свои способности?
Первое – верь в себя и свои силы.
Не стоит сильно расстраиваться, если что-то не получается. Со временем будет получаться лучше, главное – не переставать учиться этому. А если это что-то так и не становится легче, то через некоторое время можно будет это не делать. Но нужно не торопиться с решением. Знаешь, сколько знаменитых людей хотели бросить свое занятие из-за неудач? Но потом они перебороли себя и достигли огромных высот.
Второе – занимайся тем, что хорошо получается.
Если у тебя что-то не получается, не нужно сосредотачивать все свои силы именно на этом. Например, если тебе нелегко с учебой, не нужно бросать спортивную секцию или рисование.
И третье – с тем, что не получается, нужно правильно обращаться.
Надо приручить свои способности, как дрессировщик животных. Если ты со своими способностями будешь жить в гармонии, то будет меньше дел, в которых ты не сможешь справиться с задачей.
***
Типология детей, которым будет трудно учиться в школе
Робкие и застенчивые дети
Почему? Они очень стеснительные, несмелые. Уверены, что целиком состоят из недостатков, а положительных качеств у них нет. Эти дети боятся выглядеть смешными в глазах учителя и одноклассников. Им страшно отвечать у доски, потому что там нужно говорить что-то умное, а они чего-то не знают и не умеют. А если и знают, то все равно что-то пойдет не так — кому-то покажется, что они не так причесаны, одеты…
Робкие и застенчивые дети редко проявляют инициативу, часто сомневаются в своих силах. Им трудно принять решение и защитить себя. Поэтому обычно их просто не замечают, а свои возможности и таланты они не реализуют.
Советы родителям:
- Отмечайте любые победы и достижения ребенка — это повышает его уверенность в себе, поднимает самооценку.
- Окружите его дружелюбно настроенными людьми — приглашайте в гости знакомых с детьми, отдыхайте в семейных лагерях, помогайте ребенку находить друзей на детских площадках. Чем шире будет круг общения, тем легче ему будет справляться с робостью.
- Не опекайте его и постепенно «отпускайте» — попросите, например, чтобы он сам купил что-то в магазине. Почаще создавайте безопасные ситуации, в которых он мог бы общаться с другими людьми.
- Отрепетируйте дома «опасные» ситуации. Пусть, например, представит, что он отвечает у доски.
- Ведите календарь достижений. Вместе с ребенком отмечайте любые его победы — сегодня он не побоялся и сделал доклад, завтра прочитал стихотворение на школьном утреннике.
- Выберите подходящий кружок. Есть теория, по которой у ребенка старше 6 лет обязательно должно быть три социальные роли — во дворе, в стенах школы, на секции.
- Обратитесь к психологу и пройдите групповой тренинг по развитию коммуникативных навыков.
Левши
Почему? Если у правшей доминирует левое полушарие мозга, то у левшей функции между полушариями распределяются более сложным образом. Это объясняет различия в познавательной деятельности.
Левшам чаще, чем правшам, «не дается» счет, письмо и чтение — все то, в основе чего лежит зрительно-пространственное восприятие. Они часто путают овал с кругом, прямоугольник с ромбом, часто «зеркалят» буквы. Им труднее запоминать сложные сочетания букв, а потому они, как правило, медленнее читают, пишут с ошибками.
Советы родителям:
- Не переучивайте ребенка в правшу. Просто научите правильно держать ручку в левой руке — можно купить специальные прописи для левшей.
- Выполняйте упражнения на координацию действий обеих рук — их могут посоветовать нейропсихологии. Хорошо подойдут игры с мячом, плетение, лепка, вышивание.
- Отдайте ребенка на плавание, фигурное катание, фехтование, теннис. Выберите такой вид спорта, где особенно важна скоординированность движений.
Тревожные дети
Почему? Все, что связано со школой, вызывает у них страх. Они боятся самостоятельных работ, публичных выступлений, «троек» и «двоек». При этом они очень старательные и ответственные, часто испытывают чувство вины. Из-за постоянного внутреннего напряжения их работоспособность снижается, им трудно переключаться с одной деятельности на другую.
Часто тревожностью страдают дети, которых слишком рано отдали в школу. Они постоянно расстраиваются, очень эмоционально реагируют на замечания педагога. Такая возрастная тревожность постепенно пройдет. А вот если ребенок стал тревожным в 5-11 классе, имеет смысл посетить психотерапевта.
Советы родителям:
- Не ругайте ребенка, не предъявляйте к нему чрезмерных требований. Чтобы он не тревожился из-за оценок, можно даже посоветовать ему хотя бы раз в четверти получать «двойку». Поставить такой эксперимент — получится ли?
- Почаще проговаривайте с ним тревоги и страхи. Попросите ребенка нарисовать его страх, сочинить про него сказку: превращенный в рисунки и слова, страх теряет силу.
- Говорите ребенку, что ошибки бывают у всех, и их не надо бояться. Ведь на самом деле любая ошибка — это ценный опыт. На ошибках учатся, без них невозможно ни одно достижение.
- Помогите ему найти любимое дело. Для тревожных детей крайне важна точка опоры.
- Выберите талисман. Наделите волшебной силой игрушку, ручку, браслет, кулон — пусть эта вещь помогает на уроке, во время самостоятельных работ, на экзаменах.
- Обучите сына или дочь техникам саморегуляции: визуализация, «мысли на бумаге», расслабляющее дыхание.
- Не смейтесь над его страхами. Если ребенок боится темноты, позвольте ему спать с ночником.
Агрессивные дети
Почему? Они с трудом вписываются в детский коллектив, постоянно всем мешают — могут делать какие-то пакости на переменах или уроках, провоцировать драки, устраивать травлю. Они ужасно надоедливые, небрежно относятся к чужим вещам, часто их ломают или пачкают.
Интересно, что «агрессивные» мальчики дерутся «как девочки» — царапаются, кусаются, нападают и отступают, плюются. Стараются обидеть или унизить обидчика. Эти дети всеми пытаются манипулировать. Сверстники «агрессоров» не любят, стараются с ними не общаться, и те в итоге часто превращаются в изгоев.
Советы родителям:
- Поймите, в чем причина агрессивности. Может быть, ребенок просто привык быть центром вселенной? Такое бывает с долгожданными, единственными детьми в семье. А может, ему, наоборот, недостает внимания и заботы. Часто «агрессоры» вырастают у жестких, авторитарных родителей. Или становятся такими после травматичных событий. В этих случаях показана семейная психотерапия.
- Проговаривайте с ребенком каждый неприятный инцидент. Объясняйте ему, что происходит, как реагируют другие люди, почему надо договариваться, а не «махать кулаками». Предлагайте иные пути решения проблемы: «Можно было бы сделать так и так, и тогда все было бы по-другому». Ребенок должен знать, что существуют альтернативные модели поведения, которые менее травматичны и в итоге более выгодны.
- Исключите агрессивные мультики, криминальные программы, боевики и ужастики. Не разрешайте ребенку играть в «войнушки» на компьютере и планшете. Проговаривайте, что происходит на экране, оценивайте, хорошо это или плохо, переключайте сына или дочь на другие активности.
- Не унижайте ребенка, не наказывайте физически, не обсуждайте его поведение при других. Почаще обнимайте его, используйте позитивное подкрепление — хвалите за то, что сегодня он ни разу не подрался, а в конфликтной ситуации повел себя достойно.
- Следите, чтобы он гулял не меньше двух часов в день. Физическая активность очень важна. Хороший вариант — спортивная секция. Будет лучше, если занятия проводятся на свежем воздухе. Обучите ребенка приемам, которые снимают напряжение и дают выход эмоциям («скомкай бумагу», «побей грушу», «покалякай на холсте» и т.д.)
Часто болеющие дети
Почему? Из-за того, что они часто пропускают уроки, им постоянно приходится «догонять» одноклассников. И пропускают они не только уроки, но и школьные праздники, экскурсии, и со временем становятся «выключенными» из жизни класса. Болезненные дети быстрее, чем другие, устают, они часто склонны к эмоциональным вспышкам. Как правило, у них заниженная самооценка.
Советы родителям:
- Подберите для них оптимальный уровень нагрузки. Не старайтесь записать в самую сильную школу, к самому сильному учителю, «нагрузить» дополнительными занятиями — от этого ребенок будет только страдать.
- До мелочей продумайте режим дня. Пусть встает, обедает, учится «по часам». Чем более предсказуемым будет день, тем легче ребенку будет переключиться с одной деятельности на другую. По возможности чаще бывайте на свежем воздухе.
- Создавайте ситуации, в которых ребенок будет общаться с другими детьми, желательно — на улице.
- Следите за тем, чтобы болезнь не стала для ребенка «вторичной выгодой».
Читайте также
Какому ребенку трудно в школе? Преодолеваем трудности школьной жизни
Почему уже в первые недели школьной жизни у некоторых детей возникают трудности? Почему одни первоклашки с удовольствием бегут в школу и хорошо учатся, а другие невнимательны, постоянно теряют вещи, ссорятся с одноклассниками, а то и вовсе говорят: «Не хочу в школу!»В чём причина школьных проблем, которых в первом классе, казалось бы, быть не должно? Попробуем разобраться…
Самооценка
Адекватная самооценка у ребёнка — важнейшее условие быстрого привыкания к школьной жизни. Перегибы тут весьма опасны. Вот в школу пришёл ребёнок с завышенной самооценкой. Всю жизнь он привык быть в центре внимания и получать похвалы от взрослых. Он уверен, что он всех лучше, всех главнее в классе. Но… уже в первые дни он видит, что учительница не спешит спрашивать только его, смотрит на него не чаще чем на других ребят. По пути в столовую он присел завязать шнурок, а никто его не подождал. Выкрикнул с места, но получил замечание. Так ребёнок оказывается в ситуации личностного кризиса, начинаются истерики, капризы.
И наоборот, в школу пришёл ученик с низкой самооценкой, не уверенный в себе, которого часто ругали в семье, а его достижения попросту не замечали. Он боится поднять руку, даже если знает правильный ответ, боится подходить и знакомиться с детьми, молчит, даже если учительница предоставляет ему слово.
Конечно, такие трудности легче предупредить. Похвала должна быть заслужена, соответствовать тому, чего ребёнок достиг. Оценивайте поступок, а не личность ребёнка. Не спешите говорить: «Ты ленивый, глупый». Лучше сказать: «Ты мало старался, не разобрался до конца». Стеснительных, не уверенных в себе детей хвалите «авансом» — за будущие успехи: «Я верю, что у тебя получится, ты сможешь!»
СДВГ
Такой первоклашка ни минуты не может усидеть на месте, суетится, отвлекается, то чиркает в тетради, то запускает «самолётики», то пинает соседа. Учительница вынуждена останавливать урок, одноклассники на него «шикают».Такие дети импульсивны, им трудно спланировать свои действия. Следовательно, возникает неприятие к школе: «Я не такой, как все. Мне трудно».
Таким детям требуется особое внимание. Задача родителей — не втиснуть ребёнка в рамки, а грамотно и осознанно выстраивать воспитание. Забудьте фразы «так положено», «в школе так делать не принято» и т.д. Ребёнок ещё не поймёт таких нравоучений. Объясняйте свои требования как можно доходчивей: «Я хочу, чтобы твои тетради лежали в папке, а не кое-как, потому что они мнутся и портятся», «Было бы здорово, если бы завтра за диктант ты получил четыре, поэтому давай повторим правила».
Не пугайте ребёнка неприятностями, которые могут начаться в далёком будущем: «Нормальный человек должен хорошо учиться», «Не будешь учиться, пойдёшь работать дворником» и т.д. Этим вы только закрепляете установки в его сознании: «Я тупой», «Из меня ничего не выйдет». Дайте ребёнку возможность почувствовать себя хоть в чём-то лучшим. Дети с СДВГ любят общественные мероприятия вроде сбора макулатуры. Попросите учительницу давать шустрому ученику различные поручения — сбегать куда-то, позвать кого-то.
Встречайте неудачи с юмором, найдите силы пошутить: «Надо же за один день получить две двойки да ещё замечание в дневник! И что мы теперь со всем этим будем делать?» Не высмеивайте школьника, но и не реагируйте на его неудачи ледяным молчанием.
Проговаривайте задачи и действия, чтобы у ребёнка в голове складывался алгоритм работы: «Завтра нужно сдавать отзыв о сказке. Тянуть дальше нельзя. Если ты хочешь посмотреть мультфильм вечером, то садиться за отзыв нужно прямо сейчас. Иначе придётся делать это ночью».
Он такой слабенький
Астеничных детей видно сразу — бледные и болезненные, кажется, они уже с утра усталые. За партой сидят, сгорбившись, подперев голову рукой. Не самостоятельны, скучают по маме.Нередко такие ученики неуклюжи — постоянно роняют или теряют вещи, у них запутываются шнурки, ломаются молнии на куртке. Астеничные дети ранимы, впечатлительны, очень трудно сходятся с одноклассниками, сторонятся шумных игр и предпочитают переменки проводить в классе.
На неприятности дети реагируют болезненно, у некоторых появляются тики, заикания, фобии. Также астеничные дети часто жалуются на головные боли, усталость, расстройство желудка, отсутствие аппетита и сна. Ни в коем случае нельзя оставлять жалобы ребёнка без внимания. Организуйте оптимальный режим, чтобы ученик не переутомлялся: необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Введите в рацион ребёнка овощи, фрукты, ягоды, травяные чаи, отвар шиповника.
Под маской астении могут прятаться другие заболевания, в частности депрессия, которая протекает у детей без характерных симптомов. Во время депрессии ребёнок тоже становится вялым, капризным, невнимательным, устаёт от малейшей нагрузки. Если меры по борьбе с астенией в течение двух-трёх месяцев не дают результатов, стоит обязательно проконсультироваться у детского психоневролога.
Человек рассеянный
Первоклассник умный и общительный, но несобранный, неорганизованный. Частенько витает в облаках, забывает дома вещи, не все дела доводит до конца, начинает и бросает. Не умеет сосредоточиться, невнимателен.
Учите ребёнка планировать свои действия. «Расскажи, как ты будешь это делать?» Пусть проговорит все этапы работы. Например, надо нарисовать рисунок. Что для этого надо сделать? Найти альбом, краски, кисти, принести воды в баночке, сделать набросок карандашом, а потом раскрасить. После работы вымыть кисти и руки, просушить рисунок и убрать альбом в портфель.
В ходе выполнения задания напоминайте ребёнку: всё ли он правильно делает, на «завис» ли на одном этапе, довёл ли дело до конца? Заостряйте внимание на хороших результатах. Собрал паззл, сделал аппликацию — повесьте на стену, покажите гостям. Только не работайте сразу над всеми сторонами жизни ребёнка, иначе он растеряется и ещё больше запутается. Научился собирать портфель? Отлично! Теперь учимся не опаздывать и т.д.
Задержался в детстве
Ребёнок ещё не научился произвольно управлять своим поведением. Он беспечен, наивен, не вписывается в рамки школьного поведения. На уроках такой первоклассник может играть в машинки, забыв о задании учителя. Выкрикивает с места, задаёт вопросы, не имеющие отношения к учебному материалу, отстаёт от общего темпа и быстро теряет интерес к учёбе, отвлекается на разговоры и игры.
Это — проявления инфантилизма. Для таких детей общение важнее, чем обучение, поэтому они стараются всячески отвлечь всеобщее внимание на себя.
В этом случае родителям и педагогам следует быть терпимее к трудному ученику. При правильном воспитании и обучении инфантильные ученики быстро учатся контролировать себя и включаются в учебный процесс.
Ребенок плохо учится – что делать? Нужно радоваться
«Я занимаюсь тем, что вытаскиваю детей из образовательной депрессии», – говорит о своей методике доктор психологических наук Александр Лобок
Фото с сайта allobok.ru, где размещена специальная съёмка онлайн-журнала psychologies.ru
Александр Лобок, кандидат философских наук, доктор психологических наук: «Для меня пространство сегодняшнего мира – с планшетами, интернетом, видеорядом – это роскошная среда, которую я могу побеждать».
– Неуспевающие дети – они существуют? Или на самом деле двоечники – это дети со своей образовательной траекторией, не похожие на своих одноклассников?
– Успеваемость происходит от слова «успевать». Успевание – это скорость. Успевающий ученик успевает освоить заданное учителем и уложиться в назначенный срок. Многие талантливые люди были неуспевающими учениками. Альберт Эйштейн плохо учился в школе. Андрей Дмитриевич Сахаров был, как известно, тугодумом, и все делал медленно. Это не значит, что всякий неуспевающий ребенок – будущий Эйнштейн или Сахаров. Но тот, кто не успевает освоить что-то одновременно со своим классом – часто бывает очень глубоким ребенком. А теперь представим: этот глубокий ребенок попадает в класс к учителю, для которого успевание – это и есть скорость. Такой учитель начинает нервничать из-за того, что ребенок не успевает. Из-за этого ученик испытывает двойной стресс. Хуже всего, когда нервничать из-за успеваемости ребенка начинают родители. Ребенок – существо интонационное. Ребенок по отношению к родителями – это мощное эмоциональное зеркало. Он воспринимает и усиливает все микро-детали, которые считывает со своих родителей. И мыслит при этом отнюдь не так, как мы думаем. Когда родители нервничают из-за детской неуспеваемости, у ребенка усиливается ощущение, что он – неполноценный, что он – хуже других. Он это видит во взглядах взрослых. Ему могут говорить: все замечательно, все хорошо, мы с тобой, мы в тебя верим. Но родители говорят это с такой интонацией, что ребенок видит: это – неправда! А вранье он чувствует сразу.
Есть такая проблема в педагогике – инфантильные дети (как бы странно ни звучало словосочетание «инфантильный ребенок»). Такой ребенок никогда не берется за сложные задачи. В такой ситуации он стремятся спрятаться и сказать: ой, мне это вовсе не интересно! Сейчас я занимаюсь в детском саду с подготовительной группой.
Фото с сайта improvelifehere.com
И есть дети, которые изо всех сил не включаются в работу, всем своим видом демонстрируя свою независимость. И я понимаю: они боятся включиться в неожиданное испытание, потому что не уверены в своих силах. Это – те дети, в которых не верят дома.
– Но быть неуверенным в своих силах – это для человека естественное состояние…
– Для маленького ребенка не верить в себя – неестественно. Если бы шестимесячный ребенок не верил в себя – он находился бы в состоянии постоянного страха перед окружающим миром. А он начинает осваивать этот мир, да еще так напористо. До пяти лет, заявляют психологи, ребенок эгоцентричен. Ситуация эгоцентричности – это ситуация безусловной веры в себя.
Ребенок — это существо, которое заряжено энергией подвига. Подвиг — это не когда что-то делают со мной, это когда я делаю что-то с собой. Я прыгаю выше своей головы, я совершаю усилия, которые я вчера не мог совершать. Я отважно вхожу в зону, которая мне неизвестна. И, совершая это, я чувствую себя героем. Детство – этот тот период, когда в жизни всегда есть место подвигу. И хорошо, если рядом есть взрослые, которые эти микро-подвиги видят и понимают. При искренней похвале взрослых ребенок приобретает все больше и больше сил. Усилия превращаются в силу. Подвиг — это усилие. Подвиг – это риск. Но если родители не повышают планку, не увеличивают пространства испытания, не ставят перед ребенком по-настоящему интригующих и сложных задач, которые развивали бы его внутреннюю силу, — значит, они не доверяют своему ребенку.
Зато те дети, в которых родители верят, будут с азартом включаться в любые незнакомые испытания. Они никогда не сбегут от них в уголок покатать тихонько машинку… Другое дело, что порою различные испытания ломают веру ребенка в самого себя.
– Мы говорим о том, что обычному ребенку требуется брать все новые и новые высоты. В российской школе, если говорить объективно, учиться трудно. Это – не скандинавская и не начальная японская школа… Почему же в России школьные высоты ломают детей?
– Школа – это не легкая прогулки по игровым помещением. Школа предполагает взятие трудных высот. Безусловно! Но есть трудности адекватные, есть неадекватные. Есть трудности дешевые, есть дорогие – то, что называется «трудности-бриллианты». И мы удивляемся: почему система обучения, которую мы создаем естественным образом, в семье, в кругу близких, имеет потенциал сделать ребенка во много раз сильнее? Почему школьная система обучения, созданная искусственным образом, зачастую ломает детскую способность быть сильным?
Представь себе: когда тебе было два месяца, тебя взяли на воспитание… дай-ка подумаю, кто – китайцы! Или нет, есть даже язык еще посложнее: тебя взяли на воспитание вьетнамцы. Отныне рядом с тобой говорят только на вьетнамском языке. Правда заключается в том, что ты этот безумно сложный вьетнамский язык с легкостью освоишь. Какой внутренней смелостью нужно обладать, чтобы это сделать! А ты сделаешь это с легкостью. Это и говорит о том, что ты в месяц, два, три, четыре, ты обладала уверенностью в себе. Ты обладала отвагой. В твоей жизни было место подвигу. Тебе и в голову не приходило отвергнуть этот вызов и отказаться учить вьетнамский язык. Ты естественно проникнешь в эти странные звукоряды и расшифровываешь их. И в два-три года начинаешь лопотать по-вьетнамски, более того: свободно овладеваешь этим языковым пространством. Эта задача оказывается тебе по силам.
Потрясающе, правда? Но вот – ты идешь в школу, где тебе даются учителя, которые начинают учить тебя по программе и ставить тебе учебные задачи. Тебя начинают учить родной речи, учат читать, писать – и ты вдруг начинаешь ломаться. Почему?
– Наверное, потому что школа заставляет делать то, что должно происходить само собой?
– Конечно. Когда ребенок осваивает устную речь, это происходи само собой. Если бы двухлетнему ребенку построили программу освоения устной речи, распределив учебный материал по урокам, и приставали бы к нему с утра до вечера: «Учись, учись, после того, как ты освоишь этот набор слов, мы перейдем к следующим словам»… Что было бы? Дети не осваивали бы язык. Ни китайский, ни вьетнамский, ни русский. Никогда. Но почему-то малыши овладевают родным языком.
Фото с сайта pravobraz.ru
Подчеркиваю, все они делают это по своим траекториям. Ни про одного ребенка нельзя заранее сказать, какие слова и фразы у него будут первыми, вторыми и т.п. Традиционные «мама и папа» – это сигнальные слова. То есть это даже не слова. Это – обращения. Слова – это те, у которых появляется индивидуальная семантика. Знаешь, насколько необычными могут быть первые слова ребенка? У одной моей знакомой двухлетней девочки самым первым самостоятельным словом стало слово «холодильник». Но произносила она его так: «ди». То есть вычленила из длиннющего слова некое несущее звукосочетание. И, конечно же, привела своих родителей в восторг: «Ура! Наша Дуся говорит слово «холодильник»!».
Естественно, что в такой ситуации ни одному вменяемому родителю не придет в голову ругать двухлетнего ребенка за «неправильное произношение». Совсем наоборот: ничего кроме искренней радости и искреннего восторга. И, само собой разумеется, проходит совсем немного времени, и Дуся начинает говорить и слово «холодильник», и множество других слов в гораздо более привычной для уха форме… Все дети поступают таким образом: вытаскивают какой-то звук или сумму звуков из слова и начинают этим пользоваться.
А взрослые вначале даже не понимают, что произносит ребенок. Но догадываются – и РАДУЮТСЯ. А в результате и для ребенка освоение языка становится огромной радостью…
У каждого ребенка – своя индивидуальная траектория овладения речью. А грамотность – это интуиция, которая формируется на кончике языка в процессе деятельности. Но вот ребенок, свободно и отважно овладевший языковым пространством, идет в школу и обнаруживает, что в школьных стенах грамотность – это нечто другое. Это – непрестанное давление, которое порождает у ребенка безумный страх совершить ошибку. И потому технологии обучения чтению, которые сегодня приняты в школе, у детей – за редким исключением — вызывают отторжение. Давай вспомним, на что чаще всего жалуются родители, когда речь заходит о школьных уроках чтения?
– «Мой ребенок знает буквы, но не умеет читать». Или: «Мой ребенок умеет читать, но не хочет…»
– Правильно! «Умеет читать, но не хочет». Это – точный диагноз. Я скажу, что стоит за этими словами: такой ребенок не умеет читать. Потому что уметь читать – это значит хотеть читать. Чтение – это не складывание слогов в слова, чтение – это порождение смыслов. Научиться читать – значит, научиться видеть то, что скрывается за текстом. Ребенок, который просто складывает буквы, не читает, то есть не порождает смыслы. Он просто озвучивает символы на странице книги. Если ребенок умеет читать, он всегда хочет читать.
И вот мы подходим к очень важному моменту. Дело в том, что в школе учится множество детей, которые не умеют реально читать и считать. Если ребенок не умеет читать, с каждым годом в школе его проблемы нарастают, как снежный ком. Он не может прочесть условие задачи. Он не может прочесть страницу учебника с домашним заданием. Он может прочесть символы на странице, но не может понять, какие смыслы скрываются за ними. Он не успевает за работой класса на уроке. А ему дают все новые и новые задания! Далее следуют недоверие учителей, недоверие родителей, разрушение самооценки… Мы стремимся вложить в детей в школе самое сложное и ради этого бесконечно перегружаем программы. А на самом деле эти дети тормозятся по отношению к элементарным вещам.
– Значит, все просто? Если ребенок не успевает в школе, надо попытаться научить его читать?
– Нет, это как раз сложно. Нельзя научить читать, показывая ребенку буквы. Это бесполезно. Надо, чтобы у него сформировалась смысловая и вообразительная мускулатура чтения, так же, как формируется мускулатура атлета. Чтобы ребенок научился ВООБРАЖАТЬ то, что он читает. Но именно этому школа не учит.
Фото с сайта allobok.ru
Про меня порой говорят, что я «работаю демократическим педагогом». Нет, когда я работаю с детьми – и успевающими, и неуспевающими – я вполне авторитарно провожу их через разного рода испытания. Только так можно научить настоящему чтению – чтению как порождению собственных образов и смыслов. Я создаю для каждого ребенка индивидуальные сложности, способные разжечь его азарт. Задача должна быть трудной, но при этом интересной, с реально работающей интригой. Тогда в ребенке пробуждается азарт встречи с трудностями.
– А может быть, дети не хотят учиться читать по другой причине? Они перестали воспринимать книги и чтение, живя в визуальном мире, среди компьютерных игр? Может быть, их уже нельзя увлечь чтением?
– Когда педагоги говорят: «Ой, как бы мы хорошо учили, если бы не было этих планшетов!» – это для меня диагноз педагогической несостоятельности. Как здорово, если бы у нас в деревне была бы одна черная тарелка, которая время от времени урчит и выпускает из себя немного информации. Тогда я, учитель, был бы кум королю, со своим чемоданом книжек, которые привез с собой в деревню, чтобы раскрывать детям миры. Действительно, чем беднее окружающая среда, тем легче задачи педагога. У него есть в запасе сумма готовых ходов, которые можно использовать в любых ситуациях. Когда же моим конкурентом является планшет с игрой, который ребенок держит в руках, не замечая ничего вокруг, – мне нужно ломать голову. Как мне стать более интересным для ребенка, чем этот планшет? Сегодня я занимаюсь с группой подготовишек в детсаде. Сколько разнообразных игрушек у этой группы! То и дело слышу жалобы: вот если бы половину этих игрушек убрать, насколько легче было бы заниматься с детьми. Слишком много искушений! Но эти искушения для меня – вызов. Я-то кто по отношению к ним? Я могу стать для детей настолько же интересным и даже более интересным, чем планшетная игра? Если не могу – грош мне цена как педагогу.
– Ты расскажешь, как можно сделать, чтобы чтение книги стало для ребенка интереснее, чем компьютерная игра?
– Конечно. Первое условие – надо взять книгу без картинок. К сожалению, на полках библиотеки детского сада, где мы с тобой беседуем, стоят только книги с картинками. Возьмем «Винни Пуха» и прикроем рукой картинку. Первое волшебство, которое могу сделать, посмотрев на эту страницу, превратить буковки – а это для ребенка это пока еще точки и штришки – в смыслы. Читаем: «Иногда, – сказал Иа, – когда люди забирают чей-нибудь дом, там остается кусочек-другой, который им не нужен, который они с удовольствием вернут бывшему хозяину». Я совершил техническое чудо: превратил символы в слова. Но когда я прочел буквы, они еще не одухотворились, потому что это – особая работа воображения, которая идет одновременно. «Иногда»… – прочитав это, я делаю паузу… и вдруг до тебя, именно в эту паузу, доходит, что значит «иногда». Иногда… скажи, что с тобой бывает иногда. Представь, что ты ребенок…
– Иногда мне хочется плакать…
— Вот! Иногда тебе хочется плакать. Еще!
– Иногда мне хочется слушать музыку.
– Супер! Ты предложила две фразы, и через эти фразы слово «иногда» одухотворилось, наполнилось смыслом. Мы читаем слово «иногда» – и у нас внутри сразу запускается цепь внутренних ассоциаций. Для тебя слово «иногда» является одухотворенным и реальным. Оно тебе явлено. Это – то, что никакой картинкой не изобразишь, это – твоя внутренняя работа. Есть шестилетние дети, которые до сих пор не чувствуют разницы между словами «иногда», «всегда», «никогда». Слово «иногда» не успело им явиться. И надо постараться его явить. Чем отличается читающий ребенок от нечитающего? Ему с каждым прочитанным словом видится вспышка образа. Это происходит молниеносно. И в этой вспышке ему является слово. Воображение ребенка – это спасительная вещь. Если мы научимся пользоваться его термоядерной энергией, многое станет возможно.
Ребенок в нашем мире спасает себя воображением. Но школа не научилась конвертировать энергию его воображения в учебные вещи. Она все время хочет дать детям что-то свое. И мы пока еще очень мало стремимся вслушиваться в детскую речь, мы не умеем ее возделывать. И вот поэтому книга феерически нужна в современном мире. Особенно – книга без картинок.
Потому что книга без картинок – единственное, что по-настоящему позволяет человеку развивать свое воображение. Читая ее, ты постоянно создаешь внутри себя героев, постоянно создаешь в себе визуальные образы. Другого настолько эффективного инструмента человечество еще не придумало.
То, что мы практиковали, я называю «дырчатым чтением». Что происходит с тобой в тот момент, когда я делаю паузу и предлагаю тебе продолжить предложение? Твое воображение пробуждается. Во время этих пауз ребенок начинает многомерно воспринимать слово. Он учится различать окончания слов и падежи. У него быстро начинает развиваться синтаксический, орфографический и смысловой слух. Так он начинает учиться читать. А когда дети начинают чувствовать текст, они понимают, что это – гораздо интереснее, чем смотреть кино. Чтение побеждает визуализацию, которой за последние тридцать-сорок лет в мире стало слишком много. Но я говорю спасибо компьютерным играм и визуальной культуре вообще за то, что они создали для нас этот уровень.
Фото с сайта apessay.com
– Сейчас мы говорим о малышах. Можно ли научить читать неуспевающего старшеклассника? Иногда говорят, что подростки в этом возрасте уже испорчены школьной системой…
– Никто ничем не испорчен! В жизни каждый из нас сталкивается с разными практиками: среди них правильные, неправильные, сомнительные…И что? Разве мы говорим про себя, что мы ими испорчены? Я практикую «дырчатое чтение» и со старшеклассниками. Мы читаем с ними не «Винни Пуха», а – непонятнейший (а потому скучнейший) для них учебник физики. Самое интересное – содержание прочитанных глав усваивается ими накрепко, хотя о физике как таковой они в этот момент не думают.
– Двадцать лет назад вышла твоя книга «Другая математика», в которой ты объяснял, что многие дети заканчивают школу, так и не научившись простейшим арифметическим действиям. Чем можно помочь этим детям?
– Наблюдая, с какими мучениями дети вычитают, умножают и делят, учат таблицу умножения или стихи, я понимал, что так нельзя. Мне пришло в голову, что можно сделать игру, которая разовьет эти навыки и поможет им щелкать школьную программу – во всяком случае, программу начальной школы – как семечки. Игра предназначается для развлечения в кругу семьи. А в качестве побочных эффектов она позволяет ребенку научиться читать, писать, освоить всю сумму арифметических навыков, выучить таблицу умножения, запоминать стихи. Его никто этому не учит, это приходит во время игры само собой.
За двадцать лет работы с детьми и со взрослыми я напридумывал множество различных игр. И все это пока даже не инвентаризировано, что неплохо было бы сделать.
Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются мои «Архикарды» – особые игральные карты, языковые или математические. Некоторые семьи уже берут «архикарды» с собой на отдых, как раньше брали игральные карты. Родители начинают играть в них: прежде они с таким азартом резались на пляже в подкидного дурака или играли в поезде «в города». «Архикард» не менее интересен, чем традиционные карточные игры, и играть в него можно часами, получая удовольствие и от игры, и от коммуникакции, которая в игру встроена. Но в отличие от обычных карт «Архикард» позволяет – как бы между прочим – освоить множество важнейших учебных навыков: научиться быстро и качественно складывать, вычитать, умножать и делить, научиться воображать и грамотно писать, научиться читать и создавать палитру авторских смыслов… И делает он это так, что интересно в равной степени и взрослым, и детям.
Я думаю сейчас о том, чтобы сделать для неравнодушных родителей видеоэнциклопедию этих игр. Описывать это в книжке слишком долго. Показать на живом примере, как можно играть в тот же «Архикард» – гораздо увлекательнее.
Иногда я получают от родителей письма, что ребенок начал играть в «Архикард» и забросил планшет. Вот это здорово! А потом я подумал: а что если сделать «архикард» для планшета? Может быть, тогда множество детей будет играть в него, а не в стрелялки и бегалки?
– Сегодня ты охотнее работаешь с родительскими сообществами, а не в системе образования?
– Если честно, двадцать лет назад, когда я делал то же самое в рамках своего вероятностного эксперимента, такого ажиотажа не было. Люди не понимали, что я делаю и зачем это нужно. Двадцать лет назад все хотели реформировать школу. А сейчас заявили о себе родительские сообщества, которые почувствовали ответственность за образование своих детей. Семейное образование – это то, что актуально для людей во всем мире. Поэтому меня приглашают не только российские родительские сообщества, но и сообщества родителей в разных странах…
– И последний вопрос: что делать родителям двоечников? Ждать чуда встречи с педагогом, который поможет их ребенку?
– Родителям нужно самим этому научиться. Очень многому им можно и нужно научиться самим. Как бы мы критически ни отзывались о школе, проблема двоечника – это, в большинстве случаев, проблема его родителей. Когда родители не уверены в себе, они начинают проецировать эту неуверенность на своих детей. Они говорят: «Мы не состоялись, но он-то должен состояться!» Все упирается в готовность самих родителей время от времени совершать подвиги. Тогда и у ребенка появится стремление пробиться, взять свою высоту.
– Для родителей двоечников самый большой подвиг – верить в своего ребенка…
– И он должен чувствовать родительскую веру во всем: в словах, интонациях, в наших взглядах. Худшее, что может быть – притворяться, что веришь в этого ребенка. Вера должна быть настоящей. Это главное.
С Александром Лобком, автором книг «Другая математика», «Вероятностный мир», «Антропология мифа», «Картография детства», «Наука ученичества» – мы беседуем в гостиной (одновременно библиотеке) детского сада. На нас смотрят куклы ручной работы, короли, королевы, принцы, кучера и даже впряженные в карету лошади. Каждая почти в рост ребенка. Это – персонаж истории о Золушке. Перед диваном на коврах расставлены японские столики с перламутровыми инкрустациями. За этими столиками родители читают детям старые детские книги. Книги стоят плотными рядами здесь же, на полках. Это – семейный читальный зал дошкольного отделения № 3 московской школы № 15. Проще говоря, детского сада. В гостиную доносились голоса огромных попугаев, которые живут среди пальм в стеклянном зимнем саду. Зимних садов – два. Их обитатели дремлют в московских сумерках. Только обезьянка приветливо тянет к гостям лапку через прутья клетки. «Не пытайтесь в ответ пожать ей лапу. Она просит у вас банан!» – объясняют мне сотрудники детского сада. И соискательнице тут же доставляется просимое. А за стеклянными стенами зимнего сада, на обычной пришкольной территории, окруженной многоэтажными домами, живут в теплых вольерах пони, которые катают детей. Что говорит по этому поводу санэпидстанция? Не знаю. Это – муниципальный детский сад. Таких тысячи. Просто нашлись люди, которые захотели, чтобы дети каждый день приходили в сказку…Почему учиться трудно | Познай Себя – современное образование, саморазвитие и успех
«Мы долго выбирали хорошую школу. Нашли. Первое время радостно бежал первоклассник в школу, а потом начались трудности» Знакомая ситуация? Попробуем разобраться, почему трудно учиться.
Учение, как и любой вид деятельности, требует определенных усилий, ведь это не игра. А современные дети, к сожалению, не готовы прилагать силы для овладения знаниями и умениями. Ученики большую часть ориентированы на зрелищность и развлечения. В такой ситуации взрослым важно постепенно и последовательно переводить детей от игровых занятий, к которым они привыкли в детском саду, к более серьёзным и трудным урокам.
Причины школьных трудностей
Школьное обучение затрудняет много факторов. Вот лишь самые основные:
- Недостатки умственной деятельности: не сформированы универсальные учебные действия; не развиты внимание, память, мышление.
- «Не хочу учиться».
- Ребёнок не умеет и не может заставить себя учиться.
- Недостатки учебной подготовки: «пробелы» в знаниях.
Трудно учиться, если не хочется. Ребенок должен захотеть учиться. Это возможно сделать, если развивать у него познавательные, исследовательские интересы. «Пытливость ума» – редко употребляемое сейчас выражение: дети привыкли получать все «на блюдечке», в готовом виде. У маленького исследователя нет нужды что-то находить, придумывать, – за него это сделали взрослые. Готовые наборы «Юный химик», «Юный натуралист», «Робототехника», а гаджет – это весь мир на ладони!
Жалко, что нет специальных упражнений по развитию школьной мотивации. Нет и чудо таблетки. Только с помощью взрослых можно создать условия, при которых учебная мотивация будет формироваться, а ребёнок поймет, зачем он учится.
Как помочь справиться со школьными трудностями?
Повышает интерес к школе и искренняя заинтересованность родителей, которые спрашивают ребенка не только об оценках и потерянной ручке, а о том, что изучали сегодня на уроке, какие проекты делали.
На первых порах вместе выполнять домашние задания и учить ребёнка учиться. Вносите в организацию учебы приемы тайм-менеджмента: планирование, распределение времени, чередование работы и отдыха, разделение больших целей на маленькие задачи, дедлайн. Полный контроль в начале обучения постепенно заменяйте самоконтролем, так будет повышаться самостоятельность школьника. А на помощь приходите только тогда, когда это требуется.
Измените свое отношение к ошибкам и неудачам детей. Ошибка – это сигнал о том, что ребенок не усвоил учебный материал, надо объяснить и повторить. И научить ребёнка работать над ошибками. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. А из метода «кнута и пряника» выбросьте кнут: захочется ли что-то сделать, если будут постоянно ругать?
Особую заботу надо уделить развитию внимания, памяти и мышления ребёнка. И не обязательно это делать скучными нотациями или переписыванием домашней работы несколько раз. Для этого есть масса игр: «Что изменилось?», «Путаница», «Лото», «Ассоциации», «Уникуб», «Скрабл» и др. Такие игры не только потренируют мозг ребёнка, но и его трудолюбие и волю. Игры-соревнования со сверстниками заставляют прилагать усилия для победы.
Если есть «пробелы» в знаниях, при недостатках учебной подготовки без помощи родителей не обойтись. Хорошо, если уровень образования позволяет, и они сами могут подтянуть своё чадо. Если нет, то в каждой школе есть дополнительные занятия по предметам. В запущенных случаях придётся обратиться к репетитору.
Помогает учёбе хорошие отношения с одноклассниками и деловое взаимодействие с учителями. Над этим тоже следует поработать, чтобы учиться стало легче. И ограничивайте общение ребенка с Интернетом и компьютером. Они хорошие помощники в учёбе, но и могут нанести вред.
И помните, уроки – уроками, но и отдыхать нужно. Создайте школьнику условия для отдыха, закаливания и двигательной активности.
Светлана, www.poznaysebia.com