Развивающие игры для детей 2 лет, или чем занимаемся мы с Ярославой?
Доброго времени суток, дорогие читатели. Нам многие задают вопросы, чем мы занимаемся с Ярославой, какая основная ее деятельность в течение дня, как мы ее «развиваем», какие могут быть творческие и развивающие игры для детей 2 лет и другие подобные вопросы.
Сегодня я постараюсь ответить на все эти вопросы. В данной статье я расскажу, чем мы с нашей дочкой занимаемся приблизительно с 1.5-2-х лет ежедневно, за вычетом тех дней, когда мы находимся в активных переездах и в путешествии.
Каждый день своей жизни мы обязательно посвящаем определенным занятиям. Как правило, мы обязательно рисуем, играем на музыкальных инструментах, поем песенки и рассказываем стихи, читаем книги и немного лепим.
Это стандартный набор каждого дня, кроме как, если мы не уезжаем куда-нибудь на море или в какое-нибудь интересное место, где уже идет познание мира в естественной среде.
Развивающие игры для детей 2 лет
На данный момент мы с Ярославой занимаемся следующими творческими занятиями:
- Рисование (на ватманах или в альбоме)
- Аппликация (на ватмане, картоне, альбомных листах).
- Лепка (соленое тесто, пластилин, глина)
- Играем на музыкальных инструментах. Поем песни.
- Чтение книг. Читаем стихи и рассказываем их.
- Танцуем под музыку. И повторяем движения под музыку (подробней ниже)
- Развиваем театральные способности.
- Пальчиковые занятия.
Теперь подробней о каждом из занятий:
Рисование
Я купила малышке набор из 48 пастельных мелков, когда ей ещё и года не исполнилось. Она активно пробовала их на вкус и цвет, рассматривала и делала свои первые и творческие «каля-маля». 🙂 И до сих пор, все рисовальные принадлежности у нас всегда на первом месте. Если вдруг у нас нет пастельных мелков, красок и альбомов, потому что мы находимся где-то в активном путешествии и не смогли их приобрести, то я паникую, что ребенок остался без своего важного занятия.
Малышке исполнился годик 🙂
Сейчас Ярослава предпочитает гуашь, ей нравится взаимодействие с кисточкой.
Мы любим рисовать на ватманах, на них можно изобразить целый мир, можно творить и созидать несколько дней подряд, сегодня нарисовали одно, завтра другое, так постепенно целая картина получается. А если что-то не получилось, то на следующий день можно закрасить, докрасить или нарисовать что-то новое. А больше нам всего нравится, в итоге получается всегда что-то волшебное и позитивное.
Как мы рисуем? Конечно, это всегда импровизация, часто мы начинаем рисовать какой-нибудь сюжет, к примеру, Ярослава говорит, давай нарисуем, где живет наш мишка. Мы рисуем домик, около него дерево, озеро, а вот мишка идет по дорожке, и конечно (без этого никак) рядом где-то мама и папа что-то делают. И солнышко непременно светит, а вот тут тучка, как уж без нее, из нее льется веселый дождик (мы в Азии тут очень уж дождик любим, он тут всегда добрый). У мишки, конечно, в лапах зонтик, такой же радужно-полосатый, какой мы покупали в индийских Гималаях.
Ну и так далее, у нас может сюжет-рисунок растянуться надолго. Мы рисуем вместе, но основную идею вырисовываю, конечно, я, а Ярослава рисует, как может и умеет на данный момент, но я потом ее творения могу дорисовать, тут чуть-чуть добавить, здесь подкрасить. Главное, чтобы творчество было совместное. 🙂
Ещё мы любим рисовать формы, к примеру, я говорю, что будем рисовать фрукты, и рисую форму ананаса, яблока, папайи, клубники, арбуза и так далее, а Ярослава разукрашивает уже форму изнутри. Это у нее уже хорошо получается, конечно, она ещё заходит за края, а иногда у нее получается вообще отлично. Но главное, что такая форма деятельности у малышей этого возраста реально получается.
Когда мы рисуем, мы обсуждаем цвета. Начинаем с момента, когда открываем гуашь, мы уже разговариваем, какой цвет нам нужен для определенных целей. Когда смешиваем краски в палитре, тоже смотрим, какая нам краска нужна.
Ярослава также любит находить какое-нибудь явление или предмет одинаковых цветов, и я поддерживаю это стремление. К примеру, нам нужен синий цвет, мы обсуждаем, а где ещё есть синий цвет, малышка находит на одежде, смотрит вокруг, в ближайшем окружении, смотрит на небо, вспоминает о море и так далее.
Иногда я даю только три краски — красную, синюю и желтую. И мы их пробуем смешивать и смотреть, какие можно новые цвета получить, используя три основных цвета.
На мой взгляд, рисование это наиболее классный шаг к познанию цвета и формы. Рисование учит малыша выражать свои мысли через цвет, визуализировать, оттачивает ловкость, моторику рук и многое другое. И в целом, мы любим это дело, это какая-то медитация в обычной жизни.
Кстати, предупреждая вопрос, я сама не владею никакой техникой рисования. Я просто рисую, как идет рука, слушая свое вдохновение. Все мои рисунки совершенно детские, словно их рисовал ребенок, и для меня это не важно. Главное, что я рисую со своей дочкой и прекрасно себя ощущаю в этом. 🙂
Лепка
Лепке мы тоже уделяем достаточно внимания и занимаемся этим довольно давно. Лепим мы из пластилина и соленого теста, в ближайших планах освоить глину.
Скорей всего, пластилин мы вычеркнем из своих занятий, и оставим только соленое тесто, последний опыт показал, что лепить из него гораздо приятней, и главное, экологичней. И что ещё немаловажно, все работы можно высушить и разукрасить.
Ребенок соленым тестом очень доволен, мнет, тянет, скручивает, лепит шарики, кружочки, делает пирамидки. Что касается каких-то более серьезных поделок, то здесь Ярослава, конечно, руководит родителями, заказывает китов, дельфинов, мишек, но будет помогать, если ее попросить об этом.
«Ярослава, мне нужно вылепить ушки (или глазки)» — прошу я. Малышка старательно отрывает маленькие кусочки теста. А то есть можно давать небольшие задания, детки с радостью будут участвовать. Конечно, в этом возрасте они ещё не смогут сами вылепить кита, но в совместном творчестве поучаствовать очень хотят. Поэтому им нужно давать небольшие несложные задания, с которыми они легко справятся и останутся довольными, что тоже лепили вместе с мамой сову или кого-то ещё.
После того, как поделки готовы, их нужно высушить на батарее или в духовке (мы на солнце пытались высушить, пока не очень успешно) и разукрасить гуашью или акрилом.
В общем, всем мамам я рекомендую лепку из соленого теста, оно приятное и пластичное, очень радует маленькие детские пальчики.
Рецепт теста где-то такой: 2 стакана муки, 1.5 стакан соли, 1 стакан воды, замесить, потом в холодильник на 2-3 часа. После лепки тесто отправляется обратно в холодильник, и так можно его использовать достаточно долго, несколько недель оно не портится, если не впитает много влаги.
Серьезный малыш серьезно раскрашивает поделку
Пластилин
Аппликация
Совсем недавно мы добавили аппликацию к списку нашей ежедневной медитации творческой эпопеи. Вырезает объекты из цветной бумаги конечно мама, а приклеивает все только сама Ярослава, клей-карандаш теперь ее лучший друг.
Из чего мы делаем аппликации: из цветной бумаги, из гофрированной бумаги, из крупы, из вырезанной разной фактуры и формата бумаги (картон, самодельная бумага, блестящая бумага, открытки, веревочки, перья и так далее, фантазия может быть тут безгранична).
Я хотела поделиться, каким образом мы используем гофрированную бумагу, мы ее рвем на кусочки и скатываем в комочки, а после именно эти комочки клеим, они придают трехмерность и приятную мягкость аппликациям. Например, таким образом, получаются красивые цветы и тучки.
А больше всего мне нравится, когда мы делаем открытки аппликации для кого-нибудь, например, для папы. Лучше всего использовать разные фактуры и наклеить много всего интересного в едином стиле, в зависимости от задуманного. Получается оригинальный подарок. 🙂
Музыкальные инструменты
Где мы ни путешествуем, стараемся покупать местные музыкальные инструменты для малышки. До прошлого октября мы всегда возили с собой гитару, и малышка начиная со своей жизни в мамином животике, и в момент перед рождением, и почти каждый день своей новой жизни слушала папины песни. Наш папа всю жизнь любил рок, а сразу, как мы забеременели, он выучил огромное количество детских песен и просто добрых и солнечных песен из «солнечных бардов». Мы очень любим такие песни и всегда поем их.
И на море иногда брали гитару)
Ярослава сейчас у нас очень любит петь. Её любимые песни это «Обакааааа» (догадайтесь, что это?) и «лесной олень», а ещё «мы едем, едем, едем», как то запомнила эту незатейливую песенку, когда я ей ещё давным-давно напевала в нашем долгом путешествии на машине. Умку и Звездочета я ей пою с рождения перед сном, и она выучила их уже наизусть.
В годик-полтора мы покупали Ярославе разного вида перкуссии и ударные (барабанчики разных размеров, гонги). Долгое время в Ярославиных фаворитах была её любимая детская флейта. Перкуссии, что в Индии, что в Таиланде, можно найти любых моделей, и что особенно приятно, они деревянные. Также мы покупали разные вариации металлофонов, в Азии их очень много разных видов, больше всего мне нравятся бамбуковые и деревянные.
Задумалась
А на днях мы купили Ярославе волшебный инструмент Хапи друм, который звучит очень нежно, и очень-очень классный бамбуковый инструмент, типа анклунга, который наполняет наш дом какими-то китайскими нотками. Теперь вся наша семья наслаждается новыми музыкальными постояльцами в нашем доме.
Первое знакомство с хапи друмом
И сейчас
Ещё у нас живет чудесный колокольчик, он очень-очень красиво звучит, мелодично и звонко, как ручеек. Эти балийские колокольчики тут предназначаются для браминов, для их церемониальной деятельности. И Ярослава в музыкальном магазине, как увидела колокольчик, то сразу взяла его и четко дала нам понять, что ей это нужно!
Нам очень нравятся этнические инструменты, они все имеют интересное звучание, ритм, характер. У каждого из них есть своя душа, волшебная и неповторимая. Мы стараемся, чтобы Ярослава больше их слышала и пробовала на них играть, взаимодействовать с ними, чтобы сама могла интуитивно управлять звучанием инструмента, устанавливать ритм, импровизировать.
Конечно, мы ей что-то подсказываем, но в таком раннем возрасте (2-3 года), мне кажется, важнее не учить музыкальной грамотности с точки зрения нот и правил, а давать малышу делать свои собственные выводы, пробовать почувствовать и понять музыкальный инструмент, подружиться с ним. Все это важные моменты для формирования слуха, чувства ритма, музыкальной интуиции, глубинного понимания музыки. Вообще, музыка, это целый мир, и хочется, чтобы наши малыши росли в гармонии с ним. 🙂
Ещё мы с Ярославой любим слушать мир вокруг, природу. К счастью, в наших путешествиях, музыка природы вокруг невероятно красива. Стрекот цикад, шум океанских волн, шепот ветра. Вот гуси поют свою песню или петухи говорят о начале нового дня. Я стараюсь, чтобы дочка умела услышать и почувствовать все это. Хочу, чтобы она слышала природу, могла выделить какие-то волшебные моменты этой естественной музыки вокруг. Иногда я напоминаю малышке об этом, говоря: «Слышишь, как птичка поет» или «Давай послушаем дождик». Теперь Ярослава копирует меня и делает все то же самое, говоря: «Мама, ты слышала? Там лягушки квакать начали, наверное, кушать хотят» или «Это коровка разговаривает, маму зовет». 🙂
Танцуем под музыку, танец-игра и просто изображение всяческих явлений.
Я все записала в одну категорию, чтобы не писать подробно о каждом. С музыкой и танцами все понятно, мы включаем разную музыку и танцуем под неё. Также мы любим танцевать под, так называемый, танец-игра. Все детские вожатые и волонтеры хорошо знают, что это такое. 🙂 Ярослава теперь тоже хорошо знает, и любит это дело!
Для тех, кто ещё не знает, есть специальные детские песенки, в которых поется о том, что нужно делать и что нужно показать малышу. То есть, под музыку малыш должен повторить за мамой какие-то движения. Музыка может убыстряться и движения тоже. Мы танцуем под следующие песенки:
- У жирафа пятнышки везде.
- У оленя дом большой.
- Танец маленьких утят.
В целом, вы можете найти музыку этих танцев-игр в интернете, я могу написать слова. Я сама пою эти песенки и на себе символически изображаю то, что пою, а задача Ярославы быстро реагировать и успевать делать тоже самое. Её очень нравится, и обычно всем деткам нравится, попробуйте, если ещё не делали что-то подобное.
У жирафа пятнышки везде
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по телу ладошками)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(делаем тоже, что и в первом куплете)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, чёрточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(делаем тоже, что и в первом куплете)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(делаем тоже, что и в первом куплете)
У оленя дом большой
У оленя (руки к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой домиком)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (изображаем окно, располагаем две руки сначала вертикально, потом горизонтально)
Заяц (ладони к голове, как заячьи уши)
По лесу бежит (изобразить бег)
В дверь к нему стучит (стучим)
Стук-стук, Дверь открой (как бы открываем дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой (сердитое лицо)
Заяц, заяц, забегай (опять зайца изображаем)
Лапу мне давай (подать руку)
Ещё мы любим изображать что-нибудь. Я даю какие-нибудь задания, к примеру, изображаем солнце, дерево, цветы, ветер, море, огонек. Изображаем собачку или кошечку, гусей, слона. В общем, изображаем можно все явления природы, которые мы наблюдаем изо дня в день. Это очень весело и, как мне кажется, отлично помогает к раскрытию артистизма. Моя любимая игра «пантомимы», надеюсь, мы сможем когда-то сыграть в них и с дочкой. В общем, пока готовлю ее к этому! 🙂
Кого-то изображает
Чтение книг. Стихи. Пальчиковые стишки и потешки.
В статье «Чем занять ребенка в авиаперелете» я рассказывала о потешках и пальчиковых играх, которые мы занимаемся с Ярославой. Кратко повторюсь, пальчиковые потешки это всем известные: «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Топ-топ-топатушки», «Сорока-белобока», ну и другие. Все эти замечательные стишки сейчас уже мало интересуют Ярославу, можно сказать, что это уже пройденный этап, как она говорит «Я уже большая, мама». Но долгое время мы их очень любили.
Каким-то волшебным образом, как только наша дочка начала говорить, она нам вспомнила все другие стихи, которые ей читала бабушка ещё прошлым летом. Мы были, сказать удивлены, так это ничего не сказать! Воистину, детская память безгранична, ещё с больше осторожностью начинаешь наполнять этот ещё пустой сосуд, чтобы не положить в него что-то лишнее.
Сейчас Ярослава декларирует все стихи Агнии Барто, а те, в которых ей не нравится окончание, она их меняет, и я ей активно в этом помогаю. Например, её цензура не пропустила стих про зайку, которого бросила хозяйка . На моменте «со скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок»- малышка поджала губки, чуть не заплакала, сдержалась, посмотрела на маму .. подумала и сказала «потом мама заина пришла и зонтик принесла». 🙂
Сюда же отнесу и чтение, мы любим читать книги, и я всегда жалуюсь, что у нас их мало. При переезде из страны в страну мы оставляем книги, не берем с собой, кроме нескольких книг в дорогу. Поэтому на каждом новом месте нам приходится заново обрастать книгами. Почти все книги у нас на английском, Ярослава сейчас очень любит книги с интересными сюжетами и красивыми иллюстрациями. Я не могу сказать, что всегда читаю малышке книги, я скорее рассказываю по ним, иногда придумывают свой сюжет, импровизирую.
Ходим в Убудскую библиотеку
Игрушки
У нашей малышки нет игрушек. Как я рассказала, у нее есть альбомы, карандаши и краски, пластилин, книжки. Есть несколько музыкальных инструментов. Но совсем нет игрушек. Как кто-то недавно спросил у нас: » А как же вы её развлекаете?». Я задумалась. Да, получается никак. И если рассматривать этот вопрос с точки зрения развлечения ребенка, то я, наверное, здесь могла бы рассказать о детских площадках, общение с другими детками, или мы ездим в какие-нибудь интересные парки, это и есть для нас развлечение.
Когда мы приходим на детскую площадку, там есть какие-нибудь игрушки, и Ярослава, вместе с другими детьми, играет с ними. Но загружать её мозг игрушками и дома, нам кажется немного странным. Зачем? Ведь сознание ребенка бесконечно, а игрушки (даже под названием развивающие) очень ограниченны. Я об этом ещё напишу. Мы предпочитаем, чтобы игрушки у Ярославы были «иногда», на детских площадках или в гостях. А дома, проживая жизнь, пусть это будут естественные, природные явления, которые она будет учиться познавать и понимать.
Да, если у нас дома появляется игрушка, например, в подарок, мы не выбрасываем, она у нас живет, и малышка уделяет ей какое-то внимание. Сейчас, к примеру, хозяйка дома принесла Ярославе несколько мягких игрушек, они поселились у нас на веранде. Ярослава играет с ними в ролевые игры, кормит их, укладывает спать, говорит, кто чья мама или папа.
Я ещё раз хочу уточнить, что мы не против игрушек, просто мы не понимаем идею бессмысленных игрушек. Из игрушек я могла бы выделать конструкторы, вот подобная игрушка вполне может пройти наш «дресс-код». И для девочек очень важны куклы, на мой взгляд, это созидательная и важная игрушка, особенно если сделать ее своими руками. Да, и лопатки с ведерками для морского берега вполне подойдут. 🙂
Дочка начала говорить и у нас начался новый этап! 🙂
И под конец, я просто хотела поделиться с нашими читателями радостным моментом! 🙂 У нас с любимой дочушкой уже как последние несколько месяцев происходит волшебный новый этап. Мы общаемся! Это так круто и невероятно! Наша малышка говорила, конечно, и до этого, но простыми словами или крошечными предложениями. А теперь мы наслаждаемся, слушая поток слов, предложений, фраз от нашей солнечной девочки!
Когда ребенок начинает так активно говорить — это невероятный космос для родителей, во всяком случае, для нас. С ней теперь так интересно! И иногда это так забавно и весело, мы теперь ещё чаще улыбаемся! 🙂
Теперь, она может объяснить большинство своих просьб, она вспомнила все стихи, которые читала ей бабушка летом, рассказывает их нам, а у нас округляются глаза.
Она рассуждает, употребляя, видимо, наши словечки: «Я, наверное, порисую» или «Геккон пошел кушать, а потом ляжет спать, уже ночь.»
Она трогательно говорит «Мама, иди скорее к любимой Яе» или » Ты мой сладкий, пойдем со мной поливать цветы». После таких слов от ребенка ему можно вить веревки из родителей.
Она теперь стала нам указывать, что делать: «Папа, иди работай, а мы с мамой пойдем читать» или, при попытке мамы взять телефон и начать в нем что-то рассматривать: «Мама, положи телефон на стол, это папин, а ты идем со мной».
А вообще, у Ярославы все очень четко, должны быть мама, папа и Яя, везде. Если птичка большая, то это птица папа, если птица маленькая, то это птица мама или Яя. И так далее, недавно мы где-то в Бангкоке потеряли мишку, с которым Ярослава путешествовала уже несколько месяцев. Мы думали, что Ярослава расстроится. Но нет. Малышка четко решила: «Наш мишка к маме и папе поехал, в лес, там его домик».
На этом все, дорогие наши читатели, шлем всем лучики! Расскажите, какие у вас есть творческие идеи и развивающие игры для детей? Чем вы занимаетесь со своими сыночками и дочками? Давайте меняться опытом 🙂
С уважением, авторы блога «Жизнь с мечтой» — Александр, Наталия и малышка Ярослава! июнь 2015
Несут доску и мелки, будем пробовать рисовать мелками)
Читать о других наших путешествиях!
Творчество с детьми до 1-2 лет
Рисование с малышом до года-двух
Мне повезло. Моя дочка очень любит рисовать красками. Что не случилось бы, её всегда можно увлечь рисованием. Даже если бывают дни скверного настроения, доця с удовольствием откладывает ненадолго свои капризы ради кисточки и красок. Это занятие, на самом деле, не только выручает маму и папу, но очень объединяет. Приятно наблюдать, как счастливый ребенок сосредоточенно рисует кисточкой или ладошкой, а когда заканчивает работу, бежит скорее всем похвастаться.
Наше знакомство с красками началось, когда Ксене исполнилось пять месяцев, но это было скорее мое желание подарить близким что-то красивое и милое к Новому году. Около 8 месяцев мы впервые попробовали лепить из соленого теста. Оно понравилось малышке не только на ощупь, но и на вкус. Мы ним периодически играли, но мне приходилось постоянно извлекать его из Маськиного рта. Чуть позже я и Ксю пошли на занятия по раннему развитию в детский клуб, где первое время малышам давали рисовать только натуральной краской на основе кукурузного крахмала. Также мне понравились подносы с манкой, на которых детки рисовали пальчиками. Правда, дома я не использовала ни то, ни другое.
Лепим из соленого теста
Как-то в душе я пробовала дать малышке фруктовое пюре, которое она размазала по себе, миске и душевом поддоне. Было море восторга, и получились неплохие фотографии.
Однажды я села рисовать красками, и ничего из этого не вышло, потому что Ксения потребовала и себе такое. Я решила рискнуть, хотя в тот момент у меня под руками были только акриловые краски. Мы рисовали ладошкой по красной бумаге. Тогда я впервые увидела в детских глазах такой восторг от процесса рисования. Потом мы неоднократно повторяли подобные занятия. Я стала экспериментировать с материалами – давать гуашь, разведенную на тарелке, детскую акварель, густой акрил, яблочные штампы, мочалки для посуды и т.д.
Рисуем ладошками и кисточкой
Меня радовало то, что Ксюша не тянула краску в рот. Возможно, сказались занятия в детском клубе, на которых научили правильно себя вести, а может, просто у неё не было желания есть краску. Но так вот сложилось…
Рисуем губкой
Для того, чтобы детёныш не был замурзанным с головы до ног, я одеваю её в специально выделенную для художества одежду: колготы и кофту. Пару раз я умышленно раздевала Ксюню до подгузника, чтобы она имела возможность хорошенько перепачкаться. Мне кажется, что это тоже важно – дать немного свободы для детских экспериментов.
Ксеня рисует кисточкой
Под альбом или бумагу я обязательно подкладываю клеенку. А вот газеты в качестве подложки у нас не работают – Ксю начинает их расписывать, как раскраску. И отвлечь её от этого занятия крайне сложно.
Где-то в 1 год и 3 месяца Ксюша освоила кисточку, поняла, как её правильно держать, где наб
Развиваем творческие способности у детей с 2-х до 3-х лет
Развивающие занятия должны охватывать абсолютно все спектры развития и воспитания ребенка. В том числе, обязательно нужно проводить занятия, направленные на развитие творческих способностей малыша. И сегодня мы предлагаем вам узнать, как же можно развить творческие задатки ребенка 2-3 лет в домашних условиях.
Современные мамы в большинстве своем прогрессивны. Они понимают, что их ребенок сможет добиться успеха в жизни только в том случае, если заниматься его развитием с самого раннего возраста. И это, в первую очередь, их задача, а не воспитателя в детском саду или любимой бабушки. К тому же доказано, занятия малыша с мамой намного эффективнее, нежели аналогичные занятия с дипломированным специалистом. А все потому, что дети в возрасте до 3-х лет проводят параллель «доверяю – перенимаю», поэтому от малознакомых людей они воспринимают информацию более слабо, часто отвлекаются и не желают идти с ними на контакт.
Отметим, что развивающие занятия должны охватывать абсолютно все спектры развития и воспитания ребенка. В том числе, обязательно нужно проводить занятия, направленные на развитие творческих способностей малыша. И сегодня мы предлагаем вам узнать, как же можно развить творческие задатки ребенка 2-3 лет в домашних условиях.
Особенности занятий, направленных на творческое развитие ребенка
На каких основных психических процессах базируется развитие творчества детей этой возрастной группы? Психологи выделяют пять основных психических процессов, на которых основывается развитие природных творческих способностей у детей 2-3 лет:
- Воображение
- Восприятие
- Мышление
- Внимание
- Память
Поэтому развивающие игры с родителями должны помогать формированию именно перечисленных процессов. Каждые занятие, игру или упражнение следует организовывать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей малыша. Чтобы занятие было максимально эффективным, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Продолжительность игры должна составлять 10-15 минут. Конечно, если у ребенка есть желание продолжать, то не стоит его осаждать и навязывать иное занятие.
- Выбирайте дидактический материал для упражнений по возрасту. Все развивающие игрушки (в том числе и их детали) должны комфортно помещаться в ручку ребенка, быть безопасными, яркими и разноплановыми, а также доступными для различного рода манипуляций. При этом необходимо учитывать, что чрезмерная яркость и объемность используемого дидактического материала может испугать ребенка. Следует помнить, что дети 2-3 лет все еще могут попытаться откусить кусочек от предложенной игрушки, поэтому нельзя оставлять малыша наедине с игрушкой, у которой имеются мелкие детали или дефекты (например, распоровшийся шов, через который ребенок может вытащить наполнитель).
- Во время творческих занятий создавайте положительный эмоциональный фон. Очень важно на каждом занятии поддерживать ребенка, если у него не получается предложенное действие. Переключите его внимание, спокойно объясните еще раз, помогите, посочувствуйте. Главное, чтобы на протяжении всего занятия у маленького человечка сохранялось положительное настроение. В конце игры обязательно похвалите его, расскажите о достижениях другим членам семьи. Можно обустроить дома небольшой стенд для поделок и рисунков. Он будет напоминать ребенку о недавних творческих успехах и подталкивать к новым свершениям.
- Проводите занятия систематически. Для очевидного результата достаточно проводить одну игру в день. При этом не обязательно привязываться к определенному времени. Лучше основывайтесь на индивидуальном биоритме своего малыша.
Игры, способствующие развитию творческих способностей
Все игры на развитие творческих способностей детей в возрасте 2-3 лет можно условно разделить на 4 группы.
Рисуем
Очерчивать контур известного предмета можно не только при помощи традиционных карандашей и красок. Можно порисовать на песке, на запотевшем окне, на подносе с мукой и т.д. Здесь под силу устроить спонтанное занятие без предварительных приготовлений и приспособлений. После обеда в тарелке осталось немного каши? Нарисуйте ложкой домик или машинку. Делаете уборку? Изобразите на полу мокрой тряпкой геометрические фигуры.
Сюда также можно отнести игру с окрашиванием красками воды в стакане, работу с раскрасками или игры, предполагающие соединение контурных точек. Очень популярны сейчас рисунки, в основе которых находится оттиск детской ладошки. Для создания таких рисунков надо приобрести пальчиковые краски хорошего качества и несколько листов большого формата. Кстати, в качестве мольберта на занятиях творчеством может выступить часть стены, специально оклеенная моющимися или недорогими обоями, которые не жалко часто переклеивать.
Лепим
В 2 года ребенок уже может разминать пластилин, и, подражая взрослому, раскатывать или скатывать его. Можно выдавливать фигурки, используя уже имеющиеся формочки, например от логического кубика, или делать объемные предметы.
Прекрасной альтернативой пластилину может стать соленое тесто, которое легко приготовить в домашних условиях (для приготовления соленого теста вам понадобится мука, вода, соль и растительное масло). Приготовление соленого теста настолько легкое, что к этому процессу можно привлечь и малыша, развивая таким образом еще и мелкую моторику ребенка. В уже готовое тесто можно добавить натуральные красители, что существенно разнообразит занятие и поспособствует развитию фантазии малыша.
Будьте готовы к тому, что систематические занятия рисованием и лепкой с пластилином или тестом может привести к тому, что ребенок залезет руками в тарелку с кашей или разрисует стены вашей любимой помадой. Не спешите его ругать за это. Вполне возможно, что он просто увидел новые возможности для лепки или рисования. Помните, пол, стол и стены потом можно легко отмыть, а вот заново привить интерес к спонтанному творчеству будет гораздо сложнее.
Вырезаем и клеем
Безусловно, ножницы опасный инструмент. Но не надо спешить отбрасывать занятия по аппликации в столь раннем возрасте. Подготовьте заранее трафареты деталей будущей аппликации. Потом вырезайте на глазах у ребенка каждую деталь, объясняя ему принцип работы ножниц. Теперь можно доверить ножницы малышу: минимально руководя руками ребенка, помогите ему вырезать простые геометрические фигуры. Помните, что ножницы – это прекрасный инструмент для развития мелкой моторики. Если же вы мнительная натура, то можете купить специальные детские ножницы, которыми ребенок не сможет порезаться даже при всем своем желании.
Не стоит ограничиваться только созданием бумажных аппликаций. Для изготовления красочных и объемных поделок можно использовать любые подручные материалы (лучше всего использовать объемные детали (пуговицы, бусины, колпачки и т.д.), которые можно сочетать с разнотекстурными тканями и красочной бумагой). Чаще всего, именно к таким творческим занятиям дети проявляются наибольший интерес. Ведь малыш собственными руками может превратить самые обычные предметы и материалы в сказочных героев или фантастических существ.
Конструируем
Конструировать можно не только при помощи деталей готового конструктора, инструкции и рисунка, на котором виден конечный результат. Для создания разных образов можно использовать даже самые обычные бытовые предметы. Например, при помощи одежды и коробки из-под обуви ребенок может соорудить тортик. А если в отверстия дуршлага натыкать соломинок для коктейлей – получиться красивый ежик.
Главное условие в таких занятиях – показать ребенку многогранность каждого предмета, который попадется ему на глаза, и не ограничивать полет его фантазии.
Помните, процесс формирования творческих задатков детей в возрасте от 2-х до 3-х лет требует кропотливого и систематичного подхода. Многие психологи советуют мамам, в первую очередь, подключать собственную фантазию, опыт и креативность. Поэтому, прежде чем приступать к творческим занятиям (или параллельно с ними) родителям стоит поработать над развитием своей творческой жилки. А результатом таких усилий обязательно станет раскрытие талантов ребенка, неординарность его мышления и формирование успешной личности.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.9 идей для творческих занятий с детьми
Ирина Балманжи
В сборнике «500 идей для творческого развития» вы найдете оригинальные игры и мастер-классы, которые вдохновят ребенка рисовать, конструировать, сочинять стихи и истории, петь, танцевать и импровизировать в любом месте и в любое время. Публикуем несколько интересных упражнений из книги.
Творчество с малышами (2–3 года)
Малышу интересно все вокруг. Неутолимое любопытство и тяга к экспериментам как ничто другое подпитывают творческое начало.
Период от 2 до 3 лет — превосходное время для знакомства с разными видами творчества: музыкой, танцем, актерским мастерством, строительством из кубиков, словотворчеством и сочинительством.
Дети в столь юном возрасте не способны усидеть на месте дольше пары минут. Но даже эти мгновения увлеченных творческих занятий необычайно важны.
Коллаж из рекламных листовок
Наконец-то найдется достойное применение всем этим рекламным листовкам и брошюрам — мы сделаем из них яркую и оригинальную картину!
Источник
Вам понадобится:
- Нетоксичные фломастеры или восковые мелки
- Лист картона
- Реклама, которую бросают вам в почтовый ящик (листовки, брошюры, конверты)
- Нетоксичный белый клей (клей ПВА; использовать только под присмотром родителей)
- Безопасные детские ножницы
Творите вместе с малышом! Пусть каждый создаст свой коллаж из обрезков и обрывков разноцветных рекламных листовок и дополнит его рисунками, выполненными фломастерами, карандашами или мелками.
Картонный город
Малыш, мама (или папа, сестра, брат, бабушка, дедушка и др.) и громадная коробка — вот это приключение!
Источник
Вам понадобится:
- 4–6 картонных коробок средних или больших размеров (их можно взять в продуктовом магазине, только проверьте, чтобы коробки были чистыми)
- Цветная бумага и скотч (чтобы оклеить коробки)
- Куклы, фигурки животных, мягкие игрушки («жители» домов, которые вы построите)
Поставьте коробки в большой комнате или вынесите их на улицу и покажите ребенку, как можно играть: постройте из коробок башенку, на каждом «этаже» которой будут «жить» игрушки — пусть они сидят в коробках. Или выстройте коробки в ряд. А теперь дайте малышу поиграть самостоятельно. Какой домик он построит? Кого он там поселит?
Корзинка сказок
Чтобы сочинить интересную историю, достаточно клочка бумаги, на котором написано всего одно слово!
Вам понадобится:
- Бумага
- Карандаш
- Корзинка
Придумайте десять слов или тем, которые могут стать сюжетом сказки, и напишите их на листочках бумаги. На каждом листке можно также что-то нарисовать либо приклеить небольшое фото или картинку. Сложите листочки пополам и бросьте их в корзину.
Попросите малыша достать из корзины листок бумаги. Придумайте коротенькую детскую сказку или историю (2–3 минуты), используя выпавшее слово, картинку или сюжет. История может быть смешной и незатейливой, про события и действия, понятные и знакомые малышам из повседневной жизни.
Сопровождайте рассказ мимикой и жестами. Привлекайте интерес голосом: издавайте нестрашные звуки, переходите на шепот, говорите высоким голосом или басом.
Творчество с дошкольниками (3–5 лет)
Три, четыре, пять лет — прекрасный возраст для самых разных творческих занятий. В это время на первый план выходят ролевые игры и актерское мастерство. Дети обожают пробовать новые материалы. Им нравится играть с конструктором. Они внимательно слушают и любят, когда им рассказывают смешные истории и читают детские книги. Их привлекают музыка и танец.
Вы можете сделать очень много для развития фантазии своего дошколенка. Проводите с ним больше времени, слушайте музыку, рассказывайте сказки, ставьте кукольные спектакли, рисуйте и конструируйте. Со временем творчество станет чем-то привычным, знакомым, и через много лет ваши усилия окупятся сторицей!
Куклы на палочке
Возьмите деревянную палочку, прикрепите к ней рисунок любимого персонажа, смастерите ему костюм — кукла на палочке готова!
Вам понадобится:
- Фломастеры или восковые карандаши
- Картон
- Клей ПВА
- Обрезки ткани
- Шерстяные нитки
- Цветная бумага
- Клей с блестками
- Безопасные детские ножницы
- Изолента
- Деревянная палочка (например, от мороженого)
Сядьте рядом и мастерите каждый свою куклу. Нарисуйте на картоне какой-нибудь персонаж. Украсьте рисунок кусочками ткани, шерстяными нитками и цветной бумагой. Клеем с блестками нарисуйте детали и добавьте блеска!
Когда рисунок будет готов, аккуратно вырежьте его по контуру. Прикрепите деревянную палочку с оборотной стороны рисунка — получится куколка на палочке. Затем поставьте кукольный спектакль на кухонном столе (например, можно инсценировать любимую детскую сказку).
Плакат «Моя семья»
Детям очень нравится делать большие красочные плакаты с буквами и картинками. А этот к тому же посвящен семье.
Иллюстрация из «Книги моей семьи»
Вам понадобится:
- Лист плотного цветного картона большого формата
- Фотографии членов семьи (или ребенка с другими членами семьи)
- Клей или скотч
- Фломастеры
Пусть ребенок выбирает любимые фотографии родных и близких, раскладывает их на большом листе картона и приклеивает. Можно вместе придумать смешные подписи к картинкам. Детям постарше помогите написать имена под фото.
Шесть вопросов
Простая и веселая игра, которую могут взять на вооружение взрослые. Она поможет вам сочинить невероятные истории!
Вам понадобится:
- Карандаш и бумага
Объясните ребенку, что вы вместе будете сочинять веселую историю про животных, людей или выдуманных существ. Затем задайте ему шесть вопросов (см. ниже), и у вас появятся идеи, с чего начать. (Если боитесь забыть, записывайте ответы.)
- Кто будет героем нашей истории? (Ребенок отвечает: «Крокодил!»)
- Как его зовут? («Леша!»)
- Где он живет? («В домике»)
- Какого цвета домик? («Розового»)
- Чем крокодил любит заниматься в свободное время? («Играть в футбол»)
- Какое его любимое блюдо? («Мороженое!»)
Соберите все ответы и начните сочинять! Представьте вашего героя и придумайте смешной и нелепый сюжет, вплетая в него все подробности. Не затягивайте рассказ, ведь внимания 3—5-летнего ребенка не хватит надолго (не дольше 3–6 минут).
Творчество в школьном возрасте (6–12 лет)
Возраст от 6 до 12 лет идеален для занятий творчеством. Моторика ребенка уже достаточно развита, и он хорошо управляется с любыми инструментами и материалами. Рисование, музыка, конструирование, танцы, театр, сочинение историй — все ему подвластно!
Задача взрослых — создать условия, чтобы ребенок мог пробовать себя во всех видах творчества, которые ему по душе. Помните: ему должно нравиться то, что он делает. Не давите на него, и он будет браться за новые проекты с оптимизмом и уверенностью.
Творческие занятия для юного фотографа
В возрасте 6–12 лет дети просто обожают фотографировать! Коллекции оригинальных снимков можно сохранить на память, сделать из них коллажи и использовать для других творческих проектов.
Источник
Вам понадобится:
Дайте ребенку задание: найти и сфотографировать предметы определенного цвета или интересные места. Он может сам выбрать тему для своих снимков и сделать собственную коллекцию фотографий. Чтобы было с чего начать, предлагаем шесть тем для фотонаходок.
1. Цвета. Ребенок выбирает цвет или цветовое сочетание и фотографирует попавшиеся ему интересные предметы одного цвета.
2. Природа. Растения, животные, вода, песок, глина, лужи — список можно продолжать до бесконечности. Пусть ребенок запечатлеет все самое прекрасное в природе.
3. Места. Просто посмотрите внимательным взглядом на самые привычные вещи: здания, тротуары, холмы, деревни, школы, детские площадки, автомастерские, супермаркеты, банки… Можно ли оригинально сфотографировать все это? Может быть, с близкого расстояния или издалека?
4. Друзья. Это могут быть люди или четвероногие друзья. Предложите вашему юному фотографу сделать несколько снимков своих друзей в необычных ситуациях и попробовать запечатлеть их действия, движения, мимику.
5. Малыши. Малыши и детеныши животных — идеальный объект для фотографии: они спят, играют и двигаются совсем не так, как взрослые! Предложите ребенку поснимать малышей или детенышей животных во дворе, в зоопарке или в деревне.
6. Смешные фото. Удастся ли вашему юному фотографу подловить незнакомых (и знакомых) людей или вашего домашнего питомца в забавных ситуациях? Или сфотографировать, как вы смеетесь от души? (Может, ваш фотограф захочет собрать целую коллекцию снимков смеющихся и улыбающихся людей.)
Незнакомые знакомые сказки
Это очень веселое и полезное упражнение для развития воображения.
Источник
Вам понадобится:
- Бумага и карандаш (или компьютер и принтер)
Выбираем один из классических сказочных сюжетов и придумываем новую развязку! Записываем ее или рассказываем новую историю вслух.
Классические сказочные сюжеты для переделывания:
- Белоснежка
- Волк и лиса
- Гадкий утенок
- Гуси-лебеди
- Золушка
- Кот в сапогах
- Красавица и чудовище
- Красная Шапочка
- Принцесса на горошине
- Спящая красавица
- Три медведя
- Три поросенка
- Царевна-лягушка
Картонный робот
Соберите необходимые материалы и дайте ребенку почувствовать себя новатором-роботостроителем! Роботов можно раскрасить в разные цвета, разрисовать необычными узорами и даже придать им разное выражение «лица».
Источник
Вам понадобится:
- Картонные коробки разных размеров (маленькие, средние и большие)
- Разные виды скотча и изоленты — пластиковая изолента, упаковочный скотч, прозрачный скотч
- Ножницы
- Можно, но необязательно: картонные втулки от рулонов туалетной бумаги, пластиковые бутылки, пластиковые стаканчики, крышки от бутылок, коробки из-под яиц, маркеры, клей, пушистая проволока
Это проект для совместного творчества: сделайте каждый своего картонного робота из предложенных материалов. (Дети постарше могут работать самостоятельно.)
Проект сложный, работа идет методом проб и ошибок, зато помогает детям учиться находить оптимальные решения и скреплять детали самым эффективным способом.
Сохраняйте позитивный настрой, помните, что главное в любом деле — удовольствие от самого процесса, и будьте готовы помочь исправить небольшие огрехи конструкции.
По материалам книги «500 идей для творческого развития»
Обложка поста отсюда
Творчество с детьми | Жили-Были
6
2017-12-07
Ну что, кто уже начал готовиться к Новому Году? Дни на календаре неотвратимо приближаются к заветной ночи, а значит уже давно пора создавать новогоднее настроение! В прошлом году я, к сожалению, не успела написать статью о наших новогодних поделках. Однако я все-все сохранила и теперь, наконец, смогла собрать все воедино
В этой статье вы найдете новогодние поделки для детей 4-5 лет, что-то из этого с родительской помощью можно и в 3 года уже делать, что-то и позже будет интересно. Как обычно, прежде всего, стоит ориентироваться на ребенка. Для меня всегда главным критерием при выборе поделки является ее доступность – чтобы дочь могла осилить творческую работу с минимальным количеством моей помощи, и при этом творческий процесс получился не слишком затянутым
16
2017-06-01
Я с детства не умела рисовать. Вернее нет, не так. Я с детства жила с твердой уверенностью, что не умею рисовать. А потому никогда просто не делала этого. Конечно, теперь, после прочтения пачки книг о творческом воспитании и опыта рисования с дочерью, я понимаю, что мое нежелание творить вовсе не было связано с отсутствием у меня природного таланта, но тогда мне так не казалось. В каждом человеке от рождения есть творческое начало. А вот развито оно будет или загублено, напрямую зависит от условий для творчества, которые будут созданы ребенку, и от отклика, который он будет получать в ответ на свои творения.
6
2015-11-29
Подыскивая идеи для нашего совместного с дочкой творчества в предновогодние дни, я столкнулась с тем, что найти интересные идеи поделок, которые под силу 2 – 3 летнему ребенку, не так уж просто. Хочется, чтобы ребенок принимал активное участие в творческом процессе, сам красил и клеил, а не просто наблюдал за тем, как мама что-то аккуратно прилаживает на точно выверенное место. Если поделка слишком трудоемка и содержит множество мелких деталей, у ребенка вряд ли хватит терпения, да и моторных навыков, чтобы доделать ее до конца. Поэтому я старалась выбирать новогодние поделки так, чтобы они были не слишком замысловатыми, но, в то же время, необычными и чуточку волшебными. В этой статье хочу поделиться своими находками с вами.
Здесь вы найдете как новогодние поделки из бумаги, так и поделки из необычных материалов. Изготовление таких поделок будет интересно и самым маленьким деткам (от 2 – 3 лет), и ребятам постарше.
3
2015-10-26
Последнее время у моей дочери настоящая страсть к кулинарии. Стоит только начать печь что-нибудь вкусненькое, она уже тут как тут. А ежедневное совместное приготовление каши и йогурта по субботам уже стало традицией. Мой маленький помощник усердно мешает, пересыпает, отсчитывает нужное количество ложек, режет, пробует, в общем, принимает активнейшее участие в приготовлении.
0
2015-10-17
В предыдущую статью с поделками из пластилина для детей 2-3 лет у меня не получилось уместить все, что задумывалось. Поэтому родилась эта статья. В ней вы сможете найти еще несколько интересных идей для лепки с малышом. На мой взгляд, здесь поделки чуть посложнее по исполнению, чем в первой части, поэтому за них лучше браться ближе к 3 годам. Итак, без лишних вступлений перейду к описанию поделок.
56
2015-09-28
Здравствуйте, дорогие читатели! Хоть и с небольшим опозданием, но мне очень хочется поделиться с вами одним радостным событием – совсем недавно блогу «Жили-были» исполнился 1 год. 22 сентября 2014 г я наконец решилась опубликовать свою первую статью, и сегодня вы уже можете наблюдать некоторые плоды годового труда :). Конечно, частота публикации статей не совсем такая, как мне бы того хотелось, но весь следующий год я обещаю стараться еще больше:)
Хочется сказать огромное спасибо вам, дорогие читатели, что вы читаете этот блог! Спасибо, что заходите в гости, высказываете свое мнение, делаете репосты – все это неоценимый вклад в развитие сайта! Я очень надеюсь на то, что мы и дальше будем встречаться на страницах блога, и нас будет становиться все больше.
А сегодня, по случаю праздника, я подготовила небольшой сюрприз:
3
2015-09-22
Мой отпуск подошел к концу, и я с нетерпением возвращаюсь к блогу. На этот раз хочу предложить вашему вниманию подборку интересных и не слишком замысловатых поделок из пластилина для детей 2-3 лет.
В этом возрасте дети уже неплохо катают колобки и колбаски, отщипывают, размазывают и расплющивают пластилин. Однако поделки из пластилина с множеством мелких деталей, которые можно найти в популярных детских пособиях по лепке, пока что им не под силу: на них, как правило, не хватает ни терпения, ни моторных навыков. В этой статье вы найдете идеи для лепки, с которыми 2-3 годовалый ребенок сможет справиться с минимальной помощью мамы.
3
2015-05-05
Не так давно я уже публиковала статью о том, как можно организовывать первые занятия по лепке с ребенком 1-2 лет. В статье я рассказывала в основном про развивающие игры с тестом, которые помогут малышу научиться отщипывать, резать тесто, оставлять на нем отпечатки, да и вообще много чего интересного с ним сделать:) Сегодня мне бы хотелось продолжить тему лепки, но немного поподробнее остановиться на лепке уже не из теста, а из пластилина, и предложить вашему вниманию варианты самых первых пластилиновых поделок с малышом.
35
2015-03-16
Я уже неоднократно писала о том, как важно развивать мелкую моторику малыша. Да, думаю, вы и без меня это отлично знаете. Поэтому сегодня без лишних предисловий хочу рассказать еще об одном увлекательном и очень полезном занятии – о лепке с малышами и о том, как можно поиграть, если у вас под рукой есть кусочек теста. Все эти игры полезны не только для развития мелкой моторики, но и для развития воображения, мышления, усидчивости малыша.
10
2014-12-13
Как правило, в возрасте около года у детей появляется первый интерес к творчеству. Они начинают с удовольствием калякать карандашом, им становится интересно отщипывать кусочки пластилина, а если вы познакомите малыша с клеем, то у него вообще будет полный восторг. Любые начинания и таланты в ребенке нужно развивать, поэтому сейчас самое время предлагать малышу первые занятия по рисованию, лепке и аппликации.
№ | Занятие | Цель |
1. | Тема: «Животные жарких стран» «Пятна на жирафе»/ «Жираф». «Полоски на зебре». | Рисование печатками из картофеля. Знакомить детей с техникой печатания печатками из картофеля. Лепка. Учить детей распределять по всей поверхности заготовки (жирафа) тесто; украшать работу фасолью (пятнышки). Рисование черными карандашами. Учить проводить линии в одном направлении, стараясь не выходить за границы контура. |
2. | Тема: «Животные жарких стран» «Черепашка». «Клетка для крокодила». | Лепка из пластилина. Закреплять умение скатывать из пластилина шарики и прикреплять их в заданном месте, декорировать панцирь различным материалом. Рисование цветными карандашами/фломастерами. Упражняться в проведении длинных и коротких линий в разных направлениях. |
3. | Тема: «Транспорт» «Колеса к машинам»/ «Колеса к поезду». | Лепка из пластилина. Упражняться в прикреплении пластилиновых шариков в заданном месте, развивать координацию движений. Аппликация. Продолжать знакомить детей со способом нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры и прикладывания ее к листу в определенном месте. |
4. | Тема: «Транспорт» «Мы едем-едем-едем….»/ «Окошки на кораблике». | Аппликация, лепка. Упражняться в приклеивании деталей автобуса (поезда) и его пассажиров (зверей) в окошечках. Делать из пластилина шарики и сплющивать их, придавая форму колес. Рисование кисточкой. Упражнять детей в умении рисовать предметы округлой формы. |
НИИ Эврика. Идеи для творчества с детьми от 1 года — на любой вкус!
Творчество — важный элемент в структуре развивающих занятий с дошкольниками. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, моделирование, песни и танцы, театральные постановки и макраме развивают воображение, тренируют детские ручки, развивая мелкую моторику, приучают к самостоятельности и усидчивости. Список достоинств можно продолжать и продолжать. Кроме того, занятия творчеством доставляют настоящее удовольствие и деткам, и заинтересованным в их благополучии внимательным родителям. В общем, творчеству быть! И быть ему уже с самого нежного возраста. Что предложить малышу в раннем детстве? «Эврика» знает!
Творческие занятия с детьми 1–3 лет
Рисование
- Пальчиковые краски. Знакомство с пальчиковой краской можно начинать в 8–10 месяцев. Главное — тщательно подойти к выбору материала: он должен быть экологически чистым, т.е. совершенно безвредным для начинающего художника. Это так весело и так просто — обмакивать пальчики или ладошки в цветную яркую массу и оставлять свои отпечатки на бумаге! Интерес к технике рисования пальцами стоит поддерживать как можно дольше: она позволяет создавать весьма оригинальные вещи, развивая фантазию и воображение.
- Штамповка. Научившись управлять собственными пальчиками и ручками, малыш практически наверняка заинтересуется штамповкой. Рисовать при помощи штампов очень интересно. Малыш рисует, а родители тренируют своё мастерство в изготовлении этих чудо-материалов. Делать штампы можно из поролона, пенопласта, крышек от пластиковой тары, картофеля… В общем, фантазируйте, друзья, фантазируйте!
- Раскраски. В возрасте 2–3 лет уже можно предлагать ребёнку раскраски — зарисовку контуров. Конечно, это должны быть простейшие рисунки — крупные детали в небольшом количестве. Используя тематические раскраски, вы сможете и навыки работы с кисточкой тренировать, и пополнять словарный запас крошки, рассказывая ему про разные овощи и фрукты, зверей и животных, транспорт и одежду. Два в одном как минимум. Кто больше?
- Обведи. Чтобы заполнить краской крупный контур, было достаточно грубых, размашистых движений. А вот обвести контур гораздо сложнее. Впрочем, трёхлетка должен справиться с таким заданием. А как насчёт деток помладше? Расскажите, в каком возрасте ваши вундеркинды справились со своей первой обводилкой.
- Дорисуй. Продолжить предложенный рисунок — задание со звёздочкой для малыша младше трёх лет. Мало водить фломастером, карандашом или кистью. Нужно выстраивать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом. А это уже тренировка логического мышления. Полезно? Однозначно!
Лепка
В лепке с детьми до трёх лет главное — познакомить ребёнка с пластической массой. Пока активные действия крохи сводятся преимущественно к посильной помощи взрослым. Малыш может отщипывать от теста для лепки кусочки, разминать их, хлопать ладошками. А уж как использовать это, чтобы занятие получилось интересным, решать вам. Мы предложим несколько несложных вариантов.
- Капельки. Набежала тучка (заранее вырезанный фрагмент серой бумаги), закрыла солнышко (нарисованный на листе жёлтый круг), и пошёл дождик (малыш приклеивает капельки — кусочки теста или мягкого пластилина).
- Гусеница. Если кусочек теста отщипнуть, в ручках его помять, а потом приклеить к бумажке и разгладить, можно получить вполне узнаваемый кружочек. А теперь добавим к нему ещё один. И ещё. И ещё. Ой, смотри-ка, у нас получилась гусеница. А как мы сделаем ей глазки? А ротик? Давай-ка фантазировать.
- Украшаем куклу Глашу. Какая у нас красивая Глаша (распечатанная или нарисованная картинка куклы)! А давай подарим Глаше бусики (отщипываем кусочки теста и приклеиваем их на рисунок)?
- Делаем оттиски. Можно поиграть с тестом для лепки или мягким детским пластилином, оставляя на массе разные оттиски. Для этого могут пригодиться штампы, используемые на занятиях рисованием. Главное, чтобы поверхность была достаточно плотной и оставляла на пластической массе заметный след.
- Снеговик. А это задание по силам деткам, которые уже научились катать из пластилина или теста для лепки простейшие фигуры — хотя бы условно ровные шарики. Как правило, это умение доступно для детей от 2 лет и старше, но если ваш наследник овладел им раньше, мы искренне за вас рады. В вашей семье, возможно, растёт юный скульптор.
Аппликация
- Хаотичное приклеивание. Приготовьте для малыша большой лист бумаги и несколько элементов, которые можно к нему приклеить. Конечно, вырезать и смазывать детали клеем пока будете вы. Не требуйте композиции, не ждите шедевра. Просто позвольте маленькому творцу насладиться процессом и осознать, что разрозненные элементы могут образовывать нечто общее, соединяться между собой.
- Создание композиции из бумаги. Простейшие приёмы создания аппликации усвоены? А теперь пора показать, что таким образом можно получать разные интересные картинки. Разрезайте для аппликаций распечатанные картинки или яркие изображения из журналов. Попробуйте с крохой заняться обрывной аппликацией — маленьким деткам очень нравится мять и рвать бумагу, а вы покажете, что эти разрушительные действия можно направить в созидательное русло.
- Аппликации из ватных дисков. Клеить к бумаге можно не только другую бумагу. Попробуйте создать аппликацию из ватных дисков. Можно, к примеру, наклеить белый мягкий кругляшок к бумаге, а потом с помощью фломастера или восковых мелков превратить его в забавных персонажей — барашка Шона или овечку Лэмми.
- Работаем с крупой. Сделать поделку из крупы по силам даже годовасику. Конечно, если родители заботливо подготовят всё необходимое. А именно: распечатают или нарисуют контур рисунка, щедро покроют раскраску клеем и насыпят в тарелочку крупу — манку, просо, гречку… Непоседе останется зачерпнуть в кулачок крупы и посыпать ею листок с картинкой. А потом — шурух-бурух-трах-тибидох, и волшебство! Наш рисунок преобразился!
- Мастерим подарки. Порисовали, полепили и даже поклеили? Получается? Если совместить приобретённые умения в едином порыве, можно смастерить красивую открытку маме на 8 Марта или придумать оригинальный сувенир любимому папочке. Превращая кучу разного материала в нечто интересное и красивое, вы прививаете ребёнку страсть к рукоделию. Возможно, именно сейчас, в первые годы жизни нового человечка, вы стимулируете в нём те способности, которые позволят ему в будущем стать знаменитым творцом. Но и без этого занятия творчеством с детьми очень полезны и увлекательны. Стоит только начать, и вам обязательно понравится!
Счастливого вам родительства, друзья! Делитесь своими творческими наработками в комментариях — будем вместе создавать счастливое пространство для воспитания гармоничной личности.
Понравился материал?
Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: