трехлетний — это… Что такое трехлетний?
трехлетний — прил., кол во синонимов: 1 • трёхлетний (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Трехлетний — трёхлетний прил. 1. Существующий, продолжающийся в течение трёх лет. отт. Образовавшийся, сложившийся за три года. 2. Рассчитанный на три года. 3. Имеющий возраст в три года. отт. Имеющий срок в три года. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
трехлетний — ТРЁХЛЕТНИЙ яя, ее. 1. к Трёхлетие. Т ее кругосветное плавание. Т яя командировка. Т яя годовщина женитьбы. 2. Возрастом в три года. Т. жеребёнок. Т. малыш … Энциклопедический словарь
ТРЕХЛЕТНИЙ ОБОРОТ РЫБОВОДСТВА — см … Прудовое рыбоводство
двух- и трехлетний — (2 и 3 летний) … Орфографический словарь-справочник
Коньяк трехлетний — Коньяк трехлетний: коньяк, изготовленный из коньячных дистиллятов, выдержанных не менее трех лет в дубовых бочках, дубовых бутах или в эмалированных резервуарах с дубовой клепкой… Источник: ГОСТ Р 51618 2009. Национальный стандарт Российской… … Официальная терминология
трёхле́тний — яя, ее. 1. Продолжающийся три года. Трехлетний стаж. □ [Отряд судов] возвращался из трехлетнего кругосветного плавания на родину. Станюкович, Взрыв «Пластуна». 2. Возрастом в три года. Трехлетний жеребенок. □ За крыльцом, около выступа низкого… … Малый академический словарь
ВЕНГЕРСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ — (ВСРП). История партии берет свое начало с нояб. 1918, когда в Будапеште после бурж. демократич. революции, свергнувшей Габсбургскую монархию, в обстановке мощного подъема рабочего движения, развернувшегося под влиянием Вел. Окт. социалистич.… … Советская историческая энциклопедия
Исторический очерк — Обзор историографии В. Периодизация истории В. Вьетнамская феод. историография начала складываться в 13 в. Первым крупным ее представителем явился Ле ван Хыу, издавший в 1272 Дайвьет ши ки ( Исторические записки о Дайвьете ), очерк истории… … Советская историческая энциклопедия
ТРЁХЛЕТНИЙ — ТРЁХЛЕТНИЙ, трёхлетняя, трёхлетнее. Продолжающийся или продолжавшийся три года. Трехлетнее отсутствие. Трехлетний срок. || Возрастом в три года. Трехлетний ребенок. || прил., по знач. связанное с истечением трехлетнего срока. Трехлетняя годовщина … Толковый словарь Ушакова
его признаки и что делать родителям
Когда малышу исполняется три года, то в его поведении начинают происходить явные перемены и не в лучшую сторону. Он начинает капризничать по поводу и без него, он может устроить истерику или отказывается слушаться. Что вдруг происходит с послушным и ласковым малышом? Почему он так себя ведет? А причина кроется в «кризисе трехлетнего возраста», который переживает практически каждый ребенок и его родители. Очень важно, чтобы взрослые правильно реагировали на такие проявления характера своего ребенка и помогали ему преодолеть этот непростой этап в его жизни.
Кризис трехлетнего возраста у всех детей наступает в разное время, но это примерно возраст от двух с половиной до трех с половиной лет. Длится этот период недолго и является как бы переходом или перестройкой из младшего возраста в начинающийся этап взросления. У мальчиков и девочек признаки кризиса могут проявляться по-разному и зависят от индивидуальных особенностей ребенка и его темперамента. Конечно же, свою роль играют и отношения в семье, и методы воспитания.
Первым признаком кризиса является проявление упрямства. Чтобы не просили малыша, он будет отвечать: «Не хочу!», «Не надо!», «Я сам!». Это может начаться уже в возрасте 1,5-2 лет, а закончится только к четырем годам. Наиболее эмоциональная фаза проявляется в возрасте трех лет. В этот период капризы и упрямство можно наблюдать от пяти до двадцати раз в день. При этом капризничают чаще девочки, а упрямятся – мальчики. Обострение признаков кризиса может начаться с посещением детского сада.
Трехлетний ребенок начинает чувствовать себя самостоятельной личностью со своим характером и со своими желаниями. Это новшество в личности малыша показывает начало изменений в его жизни. Становление происходит и вконфликтах со взрослыми, и в познании нового, и в формировании самосознания. Ребенок начинает чувствовать себя взрослым, а родители и бабушки сюсюкают с ним. Ребенку это не нравится, появляется внутренний протест, который и выливается в капризы и упрямство.
Основные признаки кризиса
К этим признакам не относится плохое поведение ребенка или его желание повредничать, у них свои характерные особенности.
Негативизм
Это проявление бывает избирательно. Просьба мамы или папы может не выполняться категорически, но пожелания остальных членов семьи удовлетворяются. Негативизм мешает ребенку даже выполнять собственные желания, не говоря уже о просьбах родителей или других взрослых. Ему все время хочется всему и всем противостоять и противоречить. Все, что предлагают взрослые (даже любимую прогулку в парк на качели) ребенок игнорирует.
Такие негативные реакции не следует путать с обычным непослушанием. Непослушный ребенок чаще всего негативно относятся только к родительским просьбам, а свои он с удовольствием выполняет.
Меры воздействия:
- приказной тон по отношению к ребенку категорически противопоказан;
- родителям не стоит настаивать на своем, если ребенок не согласен с ними. Лучше поступить так, как хочет в данное время малыш. «Не хочешь спать – хорошо, иди поиграй!» или «Не хочешь одеваться на улицу – не надо, сегодня прогулка отменяется!» и т.п.
- негативно настроенного и чрезмерно эмоционального малыша нужно на некоторое время оставить в покое.
Упрямство
Сразу стоит отметить, что настойчивость и упрямство – это абсолютно разные вещи. Настойчивость воспитывает в ребенке силу воли, умение достигать своей цели и доводить начатое дело конца, чтобы получить положительный результат. Настойчивый малыш будет складывать пирамидку или собирать детские пазлы до тех пор, пока у него все не получится.
У упрямого ребенка цель совсем другая. Он хочет добиться своего только потому, что он этого уже один раз добивался. Отказался однажды идти кушать, когда его звали, и теперь, даже если он будет голоден, все равно не пойдет из-за своего упрямства.
Меры воздействия, которые подойдут только в период кризиса:
- не нужно настаивать родителям на своей просьбе или пытаться переубедить малыша разными способами;
- дайте ребенку почувствовать себя «победителем»;
- при отказе от еды оставьте на столе приготовленный ужин или завтрак и скажите, что малыш может кушать, когда захочет сам.
Деспотизм
Признаки деспотизма в многодетных семьях и в семьях с одним ребенком отличаются. В многодетной семье деспотичность выглядит как ревность. Малыш пытается привлечь к себе внимание путем отбирания игрушки у братика или сестрички, он даже может оттолкнуть или ударить одного из них. А в семье с одним ребенком деспотизм – это желание, чтобы все просьбы малыша выполнялись беспрекословно, всегда и мгновенно. Мама и папа должны делать все, что пожелает их кроха.
Советы:
- таким детям необходимо повышенное внимание и ласка;
- на манипуляции ребенка не стоит поддаваться;
- родители должны вести себя так, чтобы дети понимали, что без их капризов и истерик тоже можно получить родительское внимание;
- вовлекайте ребенка в домашние хлопоты на кухне, готовьте вместе праздничный пирог или обед для папы.
Обесценивание важного и интересного
Все, к чему был так привязан ваш малыш (например, игрушка, домашнее животное, книга и т.п.) начинает его раздражать и даже вызывает негативную разрушительную реакцию. Ребенок может с легкостью порвать свою самую любимую книжку, поломать машинку, ударить котенка. В общении со взрослыми проявляется грубость и кривляние, в лексиконе появляются плохие слова.
Советы:
- отложите на этот период все виды воспитательных бесед и нравоучений;
- отвлеките внимание малыша другими занятиями. Например, вместе порисуйте, сделайте аппликацию или поздравительную открытку. Можно почитать интересную книгу или с помощью игрушек придумать и показать свою сказку.
- все, что в этот период тревожит родителей, доносите до своего крохи через ролевые игры, переводя воспитательные моменты на игрушку.
Проявление строптивости характера
Этот кризисный симптом чаще всего проявляется в тех семьях, где родители не могут найти общий язык в вопросах воспитания ребенка. Эти разногласия приводят к тому, что малыш перестает всех слушаться. Его строптивость проявляется на все, что предлагают взрослые – это обычные предметы, просьба умыться или почистить зубы, приглашение в гости или на прогулку.
Меры воздействия:
- используйте смену деятельности как метод воздействия на данном этапе (например, вместо уборки своих игрушек предложите ребенку поиграть в конструктор или порисовать). Если не настаивать на немедленном исполнении вашей просьбы, то скоро малыш сам все сделает, как нужно.
Настоящий бунт
Такой маленький бунтовщик будет постоянно со всеми конфликтовать и даже «воевать». Ему не нужен никакой существенный повод, чтобы в очередной раз сказать или прокричать свое «Не буду!» или «Не хочу!». Трехлетний малыш хочет постоянного внимания к себе и выполнения всех его прихотей.
Советы:
- спокойно выслушивайте своего ребенка;
- оставайтесь в любой ситуации доброжелательными;
- если дело касается жизни и здоровья вашего ребенка, то необходимо настоять на своем решении проблемы (например, игра вблизи проезжей части, опасные качели или опасные предметы).
Своеволие
Своеволие – это в каком-то смысле синоним самостоятельности. Подрастающий ребенок хочет все делать сам – купить хлеб в магазине, перейти сам дорогу, открыть ключом дверь или включить свет. Некоторые пожелания такого рода вызывают у родителей и бабушек обеспокоенность, потому что «он еще ребенок».
Совет:
- разрешайте своему малышу делать те дела, которые не угрожают его здоровью. Развивать самостоятельность просто необходимо. В этом возрасте у ребенка, кроме проявления самостоятельности, должно еще воспитываться терпение и желание добиваться положительного результата.
Что делать родителям?
Постарайтесь понять, что ваш кроха начинает потихоньку взрослеть и хочет быть независимым. Попробуйте перейти с ним на новый уровень взаимоотношений.
- Длительность кризиса трехлетнего возраста во многом зависит и от реакции родителей. Необходимо всегда оставаться спокойным и рассудительным при любом поведении вашего ребенка. Поберегите свои нервы и не поддавайтесь на провокации малыша. Крик или наказания в этой ситуации только нанесут вред.
- Ограничения и запреты должны быть разумными, но и вседозволенность – это не то, что нужно в данной ситуации. Правила должны быть строгие, но только на действительно важные вещи и действия. Лучший выход для детей и родителей – это «золотая середина».
- Любые попытки самостоятельности, которые не представляют опасность для жизни и здоровья ребенка, необходимо поощрять. Это касается стирки, уборки, приготовления пищи, ремонта. Пусть малыш по мере своих сил участвует во всех домашних делах вместе с мамой и папой.
- У каждого ребенка должно быть право выбора. Например, какое платье или кофточку надеть в детский сад. Можно спросить у малыша в магазине, какой выбрать сок или каким цветом купить чашки. Даже такие непринципиальные для родителей ситуации повышают у ребенка самооценку и придают ему уверенности.
Как справиться с капризами и истериками
Чтобы уменьшить количество повторяющихся капризов и детских истерик необходимо проявлять как можно больше внимания и родительской любви к своему крохе. Ведь чаще всего такое поведение детей направлено именно на привлечение такой реакции родителей. Прислушайтесь к советам профессионалов:
- Не нужно пытаться что-то объяснять ребенку в период эмоциональной вспышки. Если это происходит дома, то просто оставьте кроху в покое на некоторое время. Если такое поведение проявилось в многолюдном месте, то переключите внимание своего крохи на проезжающий автобус, пробегающую кошечку или красивый цветок.
- Аффективную вспышку можно погасить с помощью игры. Попробуйте развеселить ребенка детским кукольным театром или веселой песенкой, семейной спортивной игрой или занятием с домашним питомцем.
- Не забывайте о мерах профилактики. Перед походом в магазин или в гости пытайтесь заранее договариваться с ребенком о возможном развитии событий, чтобы предотвратить истерику. Не забывайте предлагать что-нибудь взамен того, чего нельзя.
Детских капризов и истерик будет намного меньше, если:
- Родители сами не будут раздражаться, и будут сохранять спокойствие;
- Со стороны взрослых малыш будет получать достаточное количество ласки и внимания;
- Взрослые смогут вовремя определить причину «неправильного» детского поведения;
- Родители не станут выяснять отношения с ребенком, пока он не успокоится.
Кризисный этап в жизни ребенка пройдет намного легче, если между ребенком и родителями взаимоотношения будут теплые и доверительные.
Кризис 3-летнего возраста: как правильно общаться с ребенком в этот период (видео)
Кризис трехлетнего возраста у детей: советы родителям
Детские психологи выделяют несколько факторов яркого проявления возрастного кризиса.
Эта черта у детей начинает выходить на первый план вне зависимости от важности или уместности повода. Малыш может не испытывает острой нужды в чем-либо. Просто он принял для себя определенное решение и теперь не собирается от него отказываться.
В конкретном случае не нужно путать упрямство с настойчивостью. О настойчивости можно говорить лишь тогда, когда ребенок действительно чего-то искренне хочет и ищет адекватные пути исполнения желаемого.
- Грубость и агрессия.
Развитию ребенка в трехлетнем возрасте может сопутствовать и достаточно агрессивное поведение, когда он обижает своих сверстников, домашних питомцев и даже родителей. Дети идут на неосознанную грубость в попытке любой ценой отстоять свою позицию. Нередко в столь раннем возрасте происходят конфликты на игровых площадках и в детских садах.
К счастью, свою злость и негодование в большинстве случаев ребенок все же растрачивает на свои игрушки, книжки, мультфильмы, которые он ранее любил.
- «Не хочу, не буду».
Ребенок может отказываться от выполнения привычных дел, которые до этого делались каждый день. Он не хочет чистить зубы, мыть руки, укладываться спать. Прежний алгоритм действий перестает его устраивать. Теперь он все будет делать по-своему – так, как ему захочется.
- Отрицательное отношение к взрослым.
На столь ранний возраст приходится еще одно негативное проявление кризиса: ребенок может совершенно не воспринимать то, что ему говорят старшие. То есть малыш отказывается выполнять что-то только потому, что ему это предложили взрослые. Неприятие проявляется даже относительно того, что нравится ребенку.
Этими словами малыш отвечает на любое предложение помощи. Ребенок действительно желает все делать самостоятельно, без содействия родителей. Впрочем, бывает и так, что к подобному поведению приводит чрезмерная опека, которая просто мешает малышу самостоятельно развиваться.
- Деспотичность.
Маленьким диктатором может попытаться при содействии родителей стать ребенок, который является единственным в семье. Возможно, у него большая разница в возрасте с братом/сестрой. В этом случае он желает показать свою власть: малыш под любым предлогом навязывает свои правила, указывает всем, кто и чем должен заниматься. Когда чадо не одно, и разница между детьми невелика, то порой именно так проявляется детская ревность.
У детей может быть весьма острая реакция на позицию взрослых, особенно, когда те не разделяют их взгляды. В этом случае ребенок начинает активно протестовать способами, доступными для его возраста: слезами, криками, истериками. На такое поведение нельзя реагировать жестким наказанием. Каждый отдельный случай требует индивидуального подхода.
В период кризиса дети чрезмерно эмоционально воспринимают как успехи, так и неудачи. И когда у них что-то получается очень хорошо, может проявиться выраженное чувство гордости.
4 стадии, 6 причин и 12 методов от детского психолога
Последнее обновление статьи:
На вопрос, что такое истеричное поведение, мамы ответят, не задумываясь: агрессивность, громкие вопли, слёзы, неконтролируемые действия. Подобные признаки часто встречаются у детей от 2 до 5 лет.
В любом случае, истерика у ребёнка любого возраста не оставит равнодушным ни его близких, ни очевидцев приступа. Как вести себя в подобной ситуации маме? Наказывать? Шлёпать? Игнорировать? Жалеть? Главное – сохранять спокойствие.
Особенности протекания истерики
Истерический приступ у детей (неважно, в каком возрасте – в 2, 3 года, в 7 или 8 лет) характеризуется эмоциональным возбуждением, агрессивностью, которая может быть направлена на окружающих или на самого себя.
Ребёнок начинает рыдать, кричать, падать на пол или землю, стучать головкой о стену или расцарапывать своё тело. При этом он практически полностью «отключается» от реальности: не воспринимает слова других людей и не ощущает боли.
В особо тяжёлых случаях встречаются непроизвольные судорожные реакции, которые известны в медицине под названием «истерический мост». Тело малыша выгибается в виду дуги, а его мышцы становятся напряжёнными.
Следует отличать истеричный приступ и каприз. Первый характеризуется непроизвольностью. Капризное же поведение – это преднамеренный шаг, в основе которого желание обладать какой-либо вещью. Подобные приёмы частенько входят в «арсенал» детей, склонных к манипуляционным действиям.
Истерика у маленьких детей чаще всего обычно протекает по схожему сценарию и включает в себя несколько стадий. Каждая из них характеризуется определёнными симптомами, знать которые нужно обязательно, поскольку это поможет быстрее прекратить приступ.
Основные стадии истерического приступа у детей:
- Предвестники. Перед «концертом» ребёнок 2 или 3 лет начинает высказывать неудовольствие. Это может быть хныканье, сопенье, длительное молчание или сжимание кулачков. В этот момент истерику ещё можно предотвратить.
- Голосовая. На этом этапе ребёнок начинает кричать, причём так громко, что может напугать окружающих. Требовать остановиться бесполезно – он оторван от реальности и никого не слышит.
- Моторная. Начинаются активные действия ребёнка – бросание вещей, топанье, катание по земле или полу. Эта фаза представляет для малыша наибольшую опасность, поскольку он может травмироваться, ведь боли он не ощущает.
- Заключительная. Получив «разрядку», истеричные дети ищут поддержку и утешение у родителей. Малыши устали физически и морально, так как столь сильное эмоциональное потрясение забирает у них много сил.
Обессиленный ребёнок обычно быстро засыпает, причём его сон будет достаточно глубоким.
Кто более всего подвержен истерикам?
Психологи отмечают, что не все малыши одинаково склонны к истерическим припадкам. Частота и сила эмоционального всплеска определяется типом темперамента и высшей нервной деятельностью:
- меланхолики. Это дети со слабой нервной системой, характеризующиеся повышенной тревожностью, часто сменой настроения. Истерит такой малыш часто, однако по причине слабости ЦНС скорее возвращается в нормальное состояние;
- сангвиники. Дети с таким типом нервной деятельности в любом возрасте (что в 2 года, что в 7 или 8 лет) обычно пребывают в хорошем настроении. Истерики могут случиться, если причиной тому стал сильный стресс. Однако подобное бывает редко;
- холерики. Такие ребятишки отличаются неуравновешенным характером и яркими эмоциональными вспышками. Истеричные приступы возникают у маленьких холериков внезапно, причём часто сопровождаются агрессивными проявлениями;
- флегматики. Такие детишки уже в 4 года (и даже младше) характеризуются спокойным поведением и рассудительностью. У них процессы торможения преобладают над возбуждением, поэтому истерики практически не возникают.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на детские истерики будут жаловаться чаще мамы и папы маленьких меланхоликов и холериков, то есть детей с неуравновешенными типами нервной деятельности.
Особенности возраста
Прежде чем перейти непосредственно к факторам, которые провоцируют возникновение детской истерики, нужно подробнее остановиться на особенностях развития трёхлетних ребятишек.
Примерно в 3 года (плюс-минус 7 или 8 месяцев) у детей начинается период, известный под названием «кризис трёхлетнего возраста». С этого момента ребёнок осознаёт себя отдельной от родителей личностью, у него появляется стремление к самостоятельности.
О таком психологическом явлении, как кризис трёх лет, более подробно можно узнать из другой статьи детского психолога. В этом материале множество полезных советов, в том числе и по борьбе с истеричным поведением ребёнка.У всех детей подобный кризисный период может проявляться по-своему, но обычно психологи выделяют своеобразное семизвездие признаков:
- негативные реакции;
- строптивое поведение;
- упрямство;
- деспотические замашки;
- обесценивание;
- своеволие;
- протестные реакции.
Казалось бы, в 2 годика малыш был такой послушный, а сейчас начинает всё делать «назло»: снимает одежду, если его просят укутаться; бросает игрушку, если просят её поднять.
Истерики в это время встречаются достаточно часто, в особо тяжёлых ситуациях кроха капризничает по 7 или 8 раз на дню (конечно, классические истерические припадки бывают гораздо реже).
Когда ребёнку исполняется четыре года, истерики постепенно сходят на нет, поскольку в детском арсенале появляются другие, более совершенные методы выражения собственных эмоций и желаний.
Причины истерик у трёхлетних детей
Чтобы знать, как справиться с постоянными детскими истериками, необходимо иметь представление, из-за чего они возникают. Решение проблемы будет зависеть от того, что именно послужило спусковым механизмом истерической реакции.
Самой популярной подоплёкой истерики у малышей становятся конфликты, неизбежно возникающие в детско-родительских отношениях. Кроме того, не стоит забывать и о возрастных особенностях детей в 3 годика.
В общем и целом причиной истеричной реакции у трёхлеток могут стать несколько основных факторов:
- 3-летний малыш не отличается широким словарным запасом, так что рассказать о своих переживаниях, чувствах и эмоциях он пока не может. Поэтому на любую конфликтную или неоднозначную реакцию он станет реагировать истерикой.
- Спровоцировать нежелательную реакцию может и отказ родителей выполнять требование ребёнка, который хочет очередную машинку или куколку, просит купить мороженое или шоколадного медвежонка.
- У ребёнка истерика нередко возникает после рождения младших братьев и сестрёнок. Так он стремится привлечь родительское внимание, к тому же в нём говорит банальная ревность, поскольку центральное место теперь занял новорождённый.
- «Психи» могут возникать из-за обычного переутомления. Насыщенный день, в течение которого ребёнок побывал в садике, посетил с родителями супермаркет, заглянул в гости к знакомым детям, а потом посмотрел мультики – всё это способно привести к истерике.
- Истерики ребёнка становятся следствием его нежелания отвлекаться от любимого дела. Малыш, к примеру, строит куличики в песочнице, а мама в этот момент решает идти домой. В итоге кроха кричит и бьётся о землю.
- Банальное недомогание – ещё один частый катализатор истеричного приступа. Это ребёнок в пять лет может рассказать о болящем животе, а многие трёхлетние дети пока не способны донести информацию о своём состоянии.
Таким образом, у каждой истерики имеется какая-либо подоплёка. Стоит понимать, что трёхлетний ребёнок не собирается намеренно злить маму, напротив, собственный приступ тоже его пугает. Вот почему нужно правильно реагировать на детское поведение.
Предупреждение истерики
Если истерики у ребёнка 3 лет учащаются, советы психолога будут как нельзя кстати. И самая важная рекомендация – не допускать истерического припадка. То есть ваша цель – не борьба с реакцией, а её предупреждение и смягчение тяжести вспышек:
- Важно поддерживать режим дня. И малыши в 3 годика, и дети в 7 лет ощущают себя в безопасности, если следовать чёткому дневному распорядку. Поэтому нужно стараться укладывать ребёнка днём и вечером в определённое время.
- Нужно готовить ребёнка к грядущим изменениям. Например, предупреждать о будущем посещении садика нужно не тогда, когда малыш переступает впервые порог дошкольного учреждения, а за несколько недель до события.
- Необходимо твёрдо следовать своему решению. Не нужно менять своё твёрдое решение в ответ на истерики и капризы. Чем старше ребёнок, тем больше его плохое поведение превращается в способ манипуляции. К 7 или 8 годам вы попросту не справитесь с юным манипулятором.
- Следует пересмотреть запреты. С другой стороны, нужно провести «ревизию» ограничений и оставить только действительно жизненно важные. А вот от необязательных запретов лучше отказаться. Кто сказал, что делать бутерброды нельзя, если обед задержался?
- Стоит предоставлять детям выбор. Трёхлеткам важна самостоятельность и независимость, которую можно обеспечить обычной альтернативой. Ребёнок может сам решить, какую кофточку надеть на прогулку – синюю либо жёлтую.
- Пробуйте уделять максимум внимания. Дети стремятся получать родительское внимание любыми способами, даже плохими. Старайтесь тратить побольше времени на ребёнка и откликаться на его стремление побыть рядом с вами.
Важно внимательно отслеживать, как ребёнок реагирует на развитие ситуации. Если вы замечаете предвестники истерического поведения (поджатые кулаки, хныканье, грозное молчание), лучше сразу переключить интерес малыша на что-то другое.
Как прекратить истерику у ребёнка?
Если истеричный приступ ещё не зашёл слишком далеко, малыша можно отвлечь необычным предметом или внезапным поступком. Такой метод изредка срабатывает, однако следует знать и другие приёмы, позволяющие снизить накал страстей:
- Не паникуйте, не показывайте, что детская истерика вас задевает. Также необходимо следить за собственными эмоциями, поскольку мамины крики или агрессия лишь усилит накал страстей и усугубит ситуацию.
- Покажите, что слёзы и ор не влияют на ваше поведение. В самом начале истерики попросите ребёнка спокойно сказать, чего он хочет. При усилении приступа лучше покинуть помещение и обсудить детское поведение через некоторое время.
- Детские истерики иногда становятся игрой на публику. Остановить приступ можно, избавив малыша от «зрителей». Дома нужно просто оставить его в комнате, в общественных местах – постараться найти уединённый уголок.
- Что делать, если ребёнок не умеет выражать протесты другими способами? Ответ прост: нужно учить его описывать свои чувства словами. К примеру: «Я рассердился», «Я недоволен», «Мне неудобно» и пр.
- Стоит ли позволять ребёнку кататься по полу или земле? Это не очень верное решение, поскольку так он может нанести себе травму и даже увечье. Справляться с подобными ситуациями нужно, прижимая малыша к себе, даже если он отталкивается и пинается.
- Обсуждение того, как бороться с детскими истериками, не будет полным без понимания, что делать нельзя ни в коем случае. Психологи говорят о недопустимости наказаний. Шлепки во время приступа только ухудшат ситуацию и усилят негативную реакцию.
Не стоит думать, что после первого же применения одной из вышеописанных рекомендаций истерики исчезнут. Некоторые мамы думают, что как только они выйдут из комнаты, ребёнок успокоится. Такое попросту невозможно, поскольку для формирования новой привычки потребуется время.
Что делать после истерики?
Нужно понимать, что работа с ребёнком начинается именно после окончания истерических реакций. С ними следует разбираться последовательно и поступательно, если вы, конечно, не хотите, чтобы они повторялись вновь и вновь.
Прежде всего, необходимо научить ребёнка социально приемлемым методам выражения своих чувств и стремлений. Лучше всего это делать через сюжетно-ролевые игры или чтение специальной литературы – сказочных историй и стихотворения.
Также следует донести до детей мысль, что не всегда они смогут получить то, что им хочется. Тем более желаемое не достигается с помощью таких нежелательных поступков, как вопли, слёзы, дрыганье нижними конечностями.
Всегда объясняйте маленькому «хулигану», как сильно огорчил вас его поступок. Обязательно продемонстрируйте, что ваша любовь к нему безусловна, однако истерики заставляют вас испытывать массу неприятных эмоций.
Детские истерики нередко закрепляются в поведении ребёнка и превращаются в привычку. Поэтому быстро такую проблему не решить. Кроме того, продолжительность переобучения будет зависеть от типа темперамента малыша. Сложнее всего придётся с маленькими холериками.
Когда требуется помощь специалиста?
Чаще всего через шесть или восемь недель регулярной работы родителей истерики у ребёнка прекращаются. Однако в редких случаях подобное поведение не только не прекращается, но и становится всё более частым или тяжёлым.
Истерики у ребёнка 4-х лет – всё-таки скорее редкость, нежели обыденность. Поэтому если в этом возрасте истеричные приступы повторяются, можно предположить наличие болезней нервной системы.
К детскому невропатологу стоит обратиться, если:
- истеричные поступки участились либо стали сопровождаться агрессивными актами;
- ребёнок во время припадка падает в обморок или начинает задерживать дыхание;
- истерики у ребёнка 5 лет до сих пор не пошли на убыль;
- эмоционально возбуждённый малыш старается нанести повреждения близким людям, ровесникам или самому себе;
- истерика обычно начинается ночью, сопровождаясь кошмарными снами, криками, сомнамбулизмом;
- истерический припадок оканчивается одышкой, тошнотой, чрезмерным упадком сил.
Если медицинское обследование не обнаружит отклонений в здоровье, то, скорее всего, проблема может находиться в сфере детско-родительских отношений или в неадекватной реакции близких на поведение малыша.
Не следует давать ребёнку успокоительные препараты по собственному желанию. Неадекватная медицинская терапия может навредить малышу, поэтому проводить лечение можно лишь после осмотра у невропатолога и только назначенными лекарственными средствами.
В качестве заключения
Ответ на вопрос, как бороться с истериками ребёнка, волнует многих родителей. Особенно актуальной эта проблема становится, когда малышу исполняется три года.
Специалисты убеждены, что капризы и лёгкие истерические приступы не являются отклонением от нормы в трёхлетнем возрасте. Этот период характеризуется кризисными явлениями, которые и становятся источником проблемного поведения.
Обычно после окончания кризисного периода пропадают и истеричные припадки. Если же они повторяются после 4 — 5 лет, лучше обратиться к специалистам, которые подтвердят или развеют сомнения.
В целом же важно реагировать правильно на неоднозначные детские поступки. Родителям следует больше общаться с ребёнком, обучать его управлению своими эмоциями, демонстрировать свою безусловную любовь.
В этом случае истерики ребёнка утратят остроту и яркость, а, значит, в скором времени малыш прекратит использовать их в качестве инструмента давления на родителей. Следовательно, совсем скоро в семье воцарится спокойствие и мир.
У трехлетнего ребенка — Детишки и их проблемы
Ваш малыш достиг возраста трех лет,и Вы с гордостью можете похвастаться тем, что он повзрослел, поумнел, с ним можно договориться, узнать: что у него болит, что он хочет и т.д. Казалось бы, теперь нужно только радоваться и надеяться, что трудностей в воспитании станет значительно меньше! К сожалению, не все так все просто, как кажется. Дело в том, многие детки в этом возрасте испытывают кризис трех лет, который проявляется регулярными капризами, недовольствами, беспричинными истериками. Чтобы морально быть готовыми к этому сложному периоду, анализировать развитие своего малыша, рекомендую ознакомиться с возрастными особенностями детей 3 лет.
Ниже я подробно изложила статистические сведения о том, что должен знать и уметь Ваш ребенок после 3 лет.
Физическое развитие малыша 3 лет
Наименование величины | Размерность | Мальчики | Девочки |
Вес | кг | 13…16 | 13…16 |
Рост | см | 92…99 | 91…99 |
Грудная клетка (окружность) | см | 50…54 | 49…53 |
Малыши 3 лет могут делать следующие физические упражнения:
- ходить на пальчиках
- бегать
- спрыгивать с бордюра, с лестничной ступеньки и с другой небольшой высоты
- прыгать
- лазить по лестнице
- съезжать с детской горки
- ловить мяч
- ездить на трехколесном велосипеде
- перепрыгивать через линию, нарисованную на полу
- преодолевать невысокие препятствия.
Нервно-психические особенности детей 3 лет
Малыш такого возраста:
- умеет говорить словосочетания или несложные предложения, включая прилагательные и наречия
- с огромным интересом рассматривает картинки или фотографии, указывает пальчиком на знакомые лица, предметы и называет их.
- играет в ролевые игры, к примеру: в дочки-матери, в больничку, в магазин и т.д.
- рисует карандашом, маркером или фломастером, изображая на листе бумаги элементарные фигурки, закорючки, черточки и т.д.
- лепит из пластилина простые фигурки в виде колбаски, шарика, грибочка…
- лепит из песка пасочки, домики…
- красит пальчиковыми красками
- крутит диск телефона
- открывает коробки, ящики, сумки, крышки
- многие вещи может одеть самостоятельно, а некоторые с помощью взрослого. В трехлетнем возрасте малыш способен расстегнуть и застегнуть пуговицы
- самостоятельно пользуется носовым платком, мылом, расческой, салфеткой, зубной щеткой и другими средствами личной гигиены.
- играя мозаикой, может выложить красивую картинку, а играя конструктором, может построить домик, замок, гараж или другое сооружение.
- проявляет самостоятельность, строит планы о том, что собирается сделать, причем во многих случаях не сообщая об этом взрослым
- любит быть в центре внимания, нравится другим
- слушает чтение сказок, небольших рассказов, с большим интересом вникая в сюжет
- различает: что такое хорошо и что такое плохо (если родители ему об этом рассказывают)
- любит играть с другими детками, прекрасно чувствует себя в коллективе. Хотя некоторым малышам больше нравится играть самостоятельно, а присутствие рядом других деток воспринимается как источник отрицательных эмоций.Таким карапузам будет проблематично привыкать к детскому саду, поэтому родителям нужно приучать малыша к общению с другими людьми, детками. Возможно, придется прибегнуть к помощи психолога.
Распорядок дня
Чтобы трехлетний малыш нормально развивался, рекомендую придерживаться правильного распорядка дня:
- ночной сон малыша должен длиться около 11 часов, а начинаться с 21.00 часов.
- дневной сон – примерно 1,5 часа
Если малыш отказывается от дневного сна, все же старайтесь его уговорить, проявите настойчивость или прибегните к различным хитростям. К примеру, мы немного полежим, а спать не будем или давай ты полежишь, а я тебе прочту твою любимую сказку. Помните, что систематическое недосыпание чревато повышенной капризностью ребенка в конце дня, его раздражительностью и усталостью.
Следует отметить еще одни возрастные особенности детей 3 лет – это то, что они излишне эмоциональны, а их настроение может меняться десятки раз в день. Что можно посоветовать родителям? Конечно, набраться терпения и спокойствия, научиться переключать капризулю с одного эмоционального состояния на другое, спокойно разговаривая с ним, целуя, поглаживая, покачивая, а иногда и подбрасывая его. Благодаря этому малыш отвлечется, успокоится, улыбнется или рассмеется.
Занятия с ребенком
Обучаем и развиваем ребенка 2-3 лет, обеспечив ему прекрасную атмосферу:
- комфортность — в помещении не должно быть ни жарко, ни холодно, ни шумно …
- карапуз должен быть сыт
- малыш должен чувствовать себя хорошо (например: у него ничего не должно болеть)
Занятия должны проходить кратковременно, в форме игры. Помните, что в трехлетнем возрасте карапуз обучается только тому, что ему интересно и воспринимает информацию только от того человека, которому доверяет. Карапуз старается подражать близкому человеку, перенимая его привычки, слова и действия, причем и хорошие, и плохие, и правильные, и неправильные. Этот факт вы должны обязательно учитывать и контролировать себя.
Немаловажной особенностью интеллектуального развития является то, что внимание, мышление и память у трехлетнего малыша работает непроизвольно, поэтому он даже играя в песочнице, как губка впитывает информацию.Будьте внимательны и терпеливы к своему чаду, занимайтесь с ним в непроизвольной форме, развивайте его способности и тогда в дальнейшем малышу будет легче постигать дошкольную и школьную программу.
Читайте еще:
Source: mamapapadetki.ru
особенности и характеристики трехлетнего возраста
Кризисы детского развития – неотъемлемая часть становления детской личности. В процессе взросления малыш неосознанно переосмысливает взаимоотношения с окружающим миром.
Возрастные кризисы у детей происходят приблизительно в одно и то же время. Кризисы развития затрагивают жизнь каждого крохи. Особенность развития ребенка младшего возраста – неравномерное, скачкообразное взросление, когда периоды спокойствия и относительного послушания сменяются бурными проявлениями своего «я». Несмотря на то, что многие родители с тревогой воспринимают детские возрастные кризисы, педагоги и психологи уверенны, что они необходимы для становления полноценной личности.
Все возрастные кризисы ребенка – это переход на новую ступень развития, самостоятельности и осознания своего места среди окружающих его людей.
Как распознать?
Главный признак приближающегося перелома в жизни крошки – изменение в поведении. Из послушного и милого чада он превращается в капризную и раздраженную плаксу. На любые замечания и просьбы сделать что-либо остро реагирует, часто впадает в истерику.
Родителям сложно распознать начало данного этапа в развитии ребенка, так как капризы часто связывают с избалованностью, недомоганием и особенностями характера. Детские кризисы завершаются тоже незаметно, ведь два поколения уже научили понимать желания друг друга.
Периоды переломных этапов
Классификация переломных моментов в жизни детей весьма условна. Одни психологи выделяют четыре кризисных периода (новорожденных, кризис 1 года жизни, трех лет, а также кризис семи лет у ребенка). Другие утверждают, что каждый год жизни является своеобразным переломным моментом, и происходит даже до одного года у ребенка.
В любом случае кризис у ребенка 3 лет характеризуется самыми яркими проявлениями взросления, ведь в этот период малыш начинает интенсивно развиваться.
Главным предвестником этого переломного этапа в жизни малыша является кризис первого года жизни.
Малыш начинает ходить и пытается рассказать о своих потребностях. Уже в этом возрасте кроха проявляет попытки к самостоятельным действиям. Кризис 1 года ребенка часто застает родителей врасплох. Милая кроха, спокойно лежащая в своей кроватке, превращается в юного капризного исследователя, которому важно попробовать, пощупать, разломать. Годовалого малыша интересует все: мамина косметика, папины инструменты и даже мусорное ведро. Кризис одного года проявляется в протесте против попыток ограничить возможности малыша в этих и других не менее важных исследованиях. Что делать родителям в этой ситуации? Необходимо максимально обезопасить окружающее ребенка пространство и позволить ему наслаждаться изучением всего нового и неизведанного.
Если родители смогут научиться взаимодействовать со своим малышом, это поможет им безболезненно пережить этап взросления в 3 года, а также другие не менее важные периоды. Например, кризис 7 лет у ребенка возрастная психология считает важным переломным моментом в жизни маленького человека. К нему родители тоже должны быть готовы.
Особенности трехлетнего возраста.
В возрасте трех лет у ребёнка появляется острая необходимость в принятии самостоятельных решений. Начинается осознание и принятие себя, своего места в семье.
Кризис трехлетнего возраста обычно продолжается несколько месяцев. Однако нередки случаи, когда этот период затягивался: родители не смогли наладить контакт со своей крохой. Тогда продолжением этапа взросления является кризис 4 лет у детей.
Третий год жизни характеризуется появлением новых навыков в социальном плане, у малыша быстро формируется психика. Эти возрастные особенности предопределили следующие признаки начала кризиса:
- Упрямство;
- Самостоятельность;
- Нежелание считаться с мнением других;
- Негативное отношение к окружающим, часто перерастающее в агрессивное поведение;
- Обесценивание вещей и событий;
- Бунт.
Характеристика признаков:
- Упрямство выражается в непременном желании сделать все наперекор воле родителей. Кроха откажется от обеда не потому, что не хочет кушать, а потому что он уже заявил о своем нежелании садиться за стол.
- Попытки к самостоятельным действиям начинаются потому, что в этом возрасте дети активно интересуются всем, что их окружает. Маленькие исследователи очень хотят выполнять те же дела, что и взрослые, но получают отказ. Встретив на своем пути такое пренебрежительное отношение к попыткам вести взрослую жизнь, крохи разражаются бурной истерикой.
- Нежелание учитывать мнение других людей – еще один признак взросления ребенка. Так как малыш все хочет сделать сам, без участия взрослых, его совершенно не интересует их мнение на этот счет.
- Часто возникающая агрессия и негативное отношение к окружающим связаны с тем, что, взрослея, кроха пытается не только вести самостоятельный образ жизни, но и навязать свою волю родителям. Интересным является тот факт, что негативное отношение ребенок может проявлять чаще к одному человеку, которого собирается «воспитывать». С остальными взрослыми людьми малыш может быть послушен.
- Детский кризис 3 лет ярко проявляется в обесценивании для малыша всего того, что было значимо для него раньше. Он ломает игрушки, начинает кривляться, обзываться, показывая, что не нуждается в том, что было так нужно ему в младшем возрасте.
- Ребёнок всячески пытается доказать родителям, что его желания важны в такой же степени, как и желания взрослых. А так как родители чаще всего не согласны с ним в этом вопросе, всячески выражают свой протест через крики, истерику и неповиновение.
Реакция родителей
Советы родителям, как вести себя с ребенком, дают все: бабушки, соседи и друзья. Однако их рекомендации часто противоречивы. Кто-то считает, что ребенку лучше уступить, чтобы избежать скандалов в общественном месте или сохранить спокойствие дома. А кто-то утверждает, что нельзя потакать прихотям малыша, и нужно категорически запрещать все его порывы к самостоятельности. И то, и другое мнение ошибочно.
Важно помнить, что негативное поведения крохи – попытка манипуляции взрослыми. И в этом вопросе важно соблюдать правило золотой середины.
Максимально безболезненно преодолеть кризис 3 лет помогут рекомендации родителям
- Взрослые должны понимать, что их ребенок – личность. Пусть он еще многого не умеет и не знает, но, чтобы всему научиться, ему нужно для начала попробовать что-то сделать.
- Родители должны давать ребенку право выбора: в одежде, игре, еде. Необходимо позволять крохе участвовать в жизни семьи, помогать по хозяйству.
- Важно уважать самостоятельность малыша. Мудрые родители с помощью нехитрых уловок могут убедить ребенка в том, что он все может делать сам.
- Не заострять внимание на плохом поведении. Важно твердо дать понять крохе, что истерика не позволит добиться желаемого. Можно отвлечь ребенка, переключив его внимание на другое действие или предмет.
- Если истерика перешла в стадию наивысшего напряжения, ее нужно просто переждать. Дома достаточно спокойно объяснить малышу, что разговор с ним будет продолжен только тогда, когда он успокоится, а пока он должен побыть один.
- Если истерика произошла в общественном месте, нужно по возможности лишить маленького манипулятора публики. Как правило, при отсутствии зрителей ребенок быстро успокаивается.
Взрослые должны четко понимать, что от их действий зависит не только поведение ребёнка в этот конкретный момент, но и закладывается основа его личности, модель поведения во взрослой жизни.
Памятка для родителей трёхлетних детей
- Вы всегда должны быть спокойны. Крики, угрозы и наказания после каждой истерики приведут к тому, что вы с малышом перестанете слышать и понимать друг друга без агрессивных проявлений.
- Часто причиной истерики является желание крохи привлечь к себе внимание. Поиграйте с ним, посмотрите мультфильм – и у малыша пропадёт всякое желание что-то вам доказывать.
- Всегда предлагайте ребенку несколько вариантов решения проблемы. Пусть выберет, какую кашу съесть на завтрак, или в какой куртке выйти на улицу.
- Никогда не показывайте ребенку степень раздражения от его плохих поступков. Малыш всегда должен быть уверен в вашей любви.
- Обязательно выясните, что послужило причиной капризов.
Любовь – лучшее лекарство.
Переломный этап – сложный момент в жизни ребенка. И не важно, проходит он в четыре года или это кризис 6 лет. Как бы ни было тяжело в эти моменты родителям, детям приходиться ещё сложнее. Малыши не понимают, что с ними происходит. Они еще не умеют контролировать свое поведение. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы максимально помочь им пережить эти непростые этапы жизни.
Правильная тактика поведения в это время вырабатывается путем проб и ошибок, ведь каждый ребенок индивидуален. Однако для всех детей на любом жизненном этапе важны любовь, терпение и понимание родителей.
Задержка речевого развития у детей 3 лет: как самостоятельно определить норму
В этой статье:
Начиная разговор о задержке речевого развития у детей в 3 года, необходимо заметить, что каждый ребёнок индивидуален. Поэтому поднимать панику и бить во все колокола, если вы обнаружили у вашего ребёнка некоторые торможения в развитии речи, не стоит. Вы не единственная семья на земле, чьи дети начинают произносить свои первые осознанные слова к 4 годам. Это так же индивидуально, как с ползаньем. Некоторые с удовольствием покоряют километры комнат на четвереньках и встают на ноги к году. Другим же ползать в принципе не нравится – такие могут сидеть до 12 месяцев, а могут пойти вдоль стены уже в восемь. Постарайтесь к задержке речи отнестись также спокойно, но примите соответствующие меры. Первым делом вам следует посетить вашего участкового врача для обследования и консультации.
По мнению психологов, от речи ребёнка зависит его познавательный процесс. Логопеды тоже не в восторге от такого диагноза, поэтому моментально реагируют на малейшие жалобы и часто довольно быстро справляются с возникшей проблемой. Так что можете доверить своего ребёнка специалистам и вместе с ним пройти небольшой и несложный курс, который поможет ему догнать сверстников. Вместе с речью расширяется кругозор, мировоззрение, улучшается логическое мышление и формируется характер. Поскольку все это тесно связано между собой, ребёнок без серьёзных отклонений достаточно быстро освоит речь, и уже через несколько недель вы забудете о том, что в вашей семье была такая проблема.
Каковы могут быть причины задержки развития речи?
В первую очередь обратите внимание на ваше общение с малышом. Возможно, его речевое отставание обусловлено тем, что вы мало общаетесь с ребёнком.
Невостребованность речи возникает в некоторых случаях:
- когда родители угадывают все желания малыша и не дают ему возможности проявить себя;
- когда родители не пытаются найти с ребёнком общий язык, полагая, что он ещё слишком мал, чтобы с ним общаться;
- у ребёнка психологическая травма, вызванная стрессом, шоком, возможно родовой травмой.
Также молчаливое состояние иногда затягивается по генетическим причинам – из-за вялого созревания речевых нервных клеток. Ребёнок может оказаться слабослышащим и именно поэтому не разговаривать с вами. Или же, в худшем случае – что бывает редко, но, увы, случается – причиной может быть поражение головного мозга.
Нормы речевого развития у детей в возрасте до 3 лет
Отклонение от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям или у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то вам стоит обратиться к специалисту, подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно.
Как определить норму развития речи у ребёнка?
Рассмотрим нормы развития от рождения по месяцам, чтобы было легче определить, есть ли отклонения и на какой стадии они появились.
- 2 месяца: ребёнок «гулит», восклицает, делая это неосознанно, чисто эмоционально. Обращает внимание на родственников, издаёт звуки в их сторону, громко радуется, завидя их.
- 3 месяца: «гулит» более протяжно, начинает произносить гласные нараспев, иногда смыкает губки, получая согласные звуки вперемешку с гласными.
- 4 месяца: «гуления» можно сравнивать с песенками без слов, чаще возникают такие слоги, как «пма, пам, ак, агу, гуа».
- 5 месяцев: более уверенные сочетания гласных и согласных, «гуление» может начаться с песни, услышанной по телевизору или через компьютер.
- 6 месяцев: повторяющиеся слоги «дида-дидай-дида-дидай», «ма-ма-ма-пама-амапа». Происходит имитация звуков, которые были услышаны ранее. Может вступать в диалог со взрослым, правда, пока что на своём детском «языке».
- 7 месяцев: ребёнок начинает лепетать и пробовать повторять короткие звуки, так похожие на слова «папа, мама, дай». Чаще прислушивается к взрослой речи, смотрит на губы, имитирует мимику и выдаёт звук.
- 8 месяцев: полностью имитирует тон взрослых, но говорит на непонятном языке смешанных «гулений» и слогов, которые всё больше занимают его речитатив.
- 9 месяцев: сложный лепет, более понятные и осмысленные мама-папа.
- 10 месяцев: показывает на животных, называя их коротко «кс», «ав», «пи». Может одним слогом звать родителей или что-то просить, жаловаться: «ой», «ай».
- 11 месяцев: всё больше коротких слов, но они произносятся более старательно и осмысленно. Заменяет предложения короткими фразами, интонирует.
- 12 месяцев: ребёнок должен уметь объясняться с родителями. В его запасе 10 простых и коротких слов, а в понимании в 2 раза больше. Малыш старается запомнить новое слово как можно быстрее и с нетерпением начинает им пользоваться.
До полутора лет ребёнок развивает и укрепляет то, чему научился за год. Ему свойственно называть одним слогом целый ряд несвязанных между собой предметов, начинающихся на этот слог: «ка» – каша, карандаш, Катя (кукла), кошка (может быть и «ко»). «Бам» – упал, стукнул, звон, ванна для купания (потому, что так решил). Общее между предметами ребёнок не осознаёт. Если он знает, что такое журнал, тетрадь, отличает ручку от карандаша, то на данный момент объяснить ему, что всё это канцелярия, невозможно.
Если после полутора лет речь ребёнка не становится более связной, то это первый сигнал сходить на проверку. Если и к трём годам нет изменений, то лучше записаться на посещение психолога, логопеда и участкового педиатра для общего осмотра и проведения анализов.
Ко второму году дети узнают животных и предметы, озвучивают их, как умеют, модернизируют звуки в более сложные словосочетания: «миша», «киса», «му-кА» (корова), «но-но» (лошадь). Понять требования ребёнка становится проще. Он умеет найти суть и высказать её одним словом: «ням», «куп», «тул» (стул), «дай» (указывая на предмет), «пи», «а-а-а». В это время дети одного возраста могут разговаривать по-разному. Воспитание у каждого ребёнка своё и семьи тоже – соответственно, окружение и привычные предметы у каждого отличаются. Дети в 2 года учат тот мир, который близок к ним. Но интересен тот факт, что, общаясь между собой слогами, они принимают и понимают друг друга, обмениваясь игрушками и хохоча от своих же словоформ.
На рубеже 2-3 лет ребёнок уже понимает, как поставить слово в прошедшее или будущее время, но часто путает род. Может называть себя от третьего имени: «Лена, да, будет» «Миша просил маму» – и вместе с этим правильно показывать свои требования.
К третьему году жизни ребёнок начинает говорить связно и размеренно. Некоторые дети могут начать читать по слогам. Происходит осознание важности интонации, осмысливание объединения нескольких слов в одну категорию. Например: дуб, берёза, ель – это деревья. Платье, рубашка, гольфы – это одежда. Кроме приобретённых и изученных осмысленных слов, проскальзывают выдуманные слова, с которыми малышу пока что комфортно.
В три года ребёнок обязан знать 1500 слов и более. Если же речь ребёнка отстает от нормы, предпосылки к чтению остаются пассивными. Невозможно научить ребёнка писать или логически размышлять, ведь он не может сформировать свои мысли в слова даже «про себя».
При подобных проявлениях, обратившись к логопеду и психологу, вы предотвращаете задержку развития, выявляя истинную проблему молчания малыша.Разбирая препятствие на пути к речи как можно быстрее, врачи устраняют проблему полностью, без следа. Но чем дольше проблема остаётся в вашей семье, тем глубже она уходит корнями в психику, и уже буквально через полгода справиться с ней будет гораздо сложнее.
На что следует обратить внимание в развитии речи трёхлетнего ребенка?
Обращайте внимание на развитие речи ребёнка во время первого года жизни. Если на протяжении восьми месяцев ваш малыш только «мычит» и изредка «гулит» – это не показатель того, что он очень спокоен, а сигнал, что нужно отправляться по врачам. После девятого месяца всё, чему научился ребёнок, начинает закрепляться и усложняться. Если всё это время ваш малыш промолчал, то и закреплять ему будет нечего.
Если ваш малыш оборачивается на зов и эмоционально выражает свои желания, то это нормальное развитие. Если же при этом он всё больше молчит, стоит обратиться к логопеду. После года жизни дети умеют показывать на картинке предмет и животное, которое называют родители, узнавать знакомые лица на фотографиях, показывают отдельные части тела и пытаются повторить хотя бы первый слог всего слова.
В два года малыш не только вступает в беседу со взрослыми, моделируя разговор при помощи коротких фраз и кивков, показывая пальцем в нужную сторону. Он также может выполнить просьбу взрослого дать ему что-то, принести мяч, показать новую куклу, дать попить из кружки.
К трём годам из простых слов формируются простые предложения вроде «давай гулять», «надо есть», «хочу там». Дети начинают первыми здороваться, вступают в диалог, рассказывают свои новости: «Мне купили платье», «Мальчик дал игрушку». Заинтересованность взрослых побуждает развивать мысль, формируя всё более сложные предложения.
Диагностика, помощь и лечение задержки развития речи у ребёнка 3 лет
Обычно отставание речевого развития замечают не сразу, а когда есть серьёзное торможение, заметное не только окружающим, но и самим родителям – которые могут ещё долго успокаивать себя, мол, у детей бывает и такое, все дети разные и т.д. Повторимся: не стоит падать в обморок, но и расслабляться при этом не нужно. Ждать, что проблема уйдёт сама собой и ваш ребёнок вдруг заговорит в один прекрасный момент чистой и внятной речью, будет неправильно и вредно . Следует отнестись к проблеме без паники, но внимательно. Показать ребёнка врачу и рассказать о том, что вы заметили некоторые отклонения в развитии речи. После участкового педиатра вас направят на нужные консультации специалистов, помогающих детям с подобными проблемами быстро догнать своих сверстников.
Прежде чем назначить лечение, необходимо выявить суть проблемы. А, как уже известно, задержка речи может возникнуть по разным причинам. И лечение каждой из причин должно проходить сугубо индивидуально.
Если дело в недостатке внимания или, наоборот, чрезмерной опеке единственного чада, то здесь за дело берётся психолог, обязательно работающий и с ребёнком, и с его родственниками. Особое внимание будет уделено эмоциям ребёнка и стадиям их возникновения – так психолог найдет корень проблемы и улучшит внутреннее состояние малыша. После пробуждения желания обучаться к работе с ребенком подключается логопед.
Если ребёнок не разговаривает из-за невралгического диагноза, то тут помогут специальные препараты, употребление которых способствует регенерации клеток мозга. В процессе приёма таблеток малыш начинает меняться на глазах: тянется к общению, старается находить новое самостоятельно, с родителями и друзьями. Также возможно погружение ребёнка в гипнотический лечебный сон или лечение при помощи микрополяризации. Это может прозвучать устрашающе для любящих родителей, но на самом деле процедура проходит совершенно безболезненно. Аппарат, влияющий на мозговую деятельность ребёнка, излучает минимальное количество электрических импульсов, которые в десятки раз слабее тока при процедуре электрофореза.
Если же проблема речи связана с тем, что малыш не слышит звуки, по показаниям ребёнка могут определить в школу, где занимаются обучением тому, как жить в мире без звуков.