План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Рисование фигуры человека
РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
(сюжетное)
Цель: обучение рисованию фигуры человека.
Задачи: учить рисовать фигуру человека, правильно располагать части тела (руки от плеч, ноги от туловища, голова, туловище), соблюдать пропорцию, величину фигуры, обращать внимание на длину рук и ног, их соотношение по длине.
Ресурсы: образец рисунка, выполненный педагогом; кукла для показа, технологическая карта, бумага (1/2 листа), грифель, ластик; стихотворения о человеке, о его здоровье.
Содержание
организованной деятельности
1. Организационный момент.
Чтение педагогом стихотворений о человеке, о его здоровье.
О ЗУБКАХ
Перестану зубки чистить
И пойду я в сад гулять.
Попрошу я папу, маму
На качельке покачать.
А с качели-карусели
Захочу в бассейн пойти,
Ох, как зубки заболели…
Мне пора к врачу идти…
Ребяткам мой совет такой,
Чисти зубки, руки мой!!!
О врачах тогда забудешь,
И здоровеньким ты будешь.
Л. Гржибовская
2. Введение в тему.
Беседа педагога с детьми о здоровье и спорте, о роли спорта в жизни человека. Рассматривание фотографий спортсменов. Педагог обращает внимание детей на спортивное сложение фигуры изображенных на фотографиях людей.
3. Практическая часть.
Детям предлагается изобразить фигуру человека. Рассматривание последовательности рисования на технологической карте. Показ изображения фигуры человека педагогом с использованием игровых приемов показа. Этапы рисования.
4. Самостоятельная работа.
Изображение фигуры человека детьми.
Пальчиковая игра «Мы сегодня рисовали».
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
(Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
(Пересчитать пальчики и сжать их в кулак, поменять руки.)
5. Итог (рефлексия).
Анализ готовых работ. Дети делятся своими впечатлениями. Организация выставки детского творчества.
Методическая разработка по рисованию на тему: Методическая разработка по теме «Рисование человека»
Анализ работы и планирование по теме «Рисование человека»
Методическая разработка по теме «Рисуем человека»
Рисование для детей — это чудо занятие! Ведь на небольшом листе бумаги может поместиться весь мир!
Как интересно наблюдать за малышами, которые первый раз берут в руки кисточку,
обмакивают её в краску, какой восторг у них написан на лице, когда эта кисточка, оставляет яркий след на бумаге.
Рисуя солнышко или травку, они мечтают, о том, что когда — ни будь, они будут рисовать автомобили, самолёты, города и, конечно же, людей!
Самой сложной темой для детей, является именно рисование человека.
Просмотрев достаточно много методической литературы, я пришла к выводу, что чёткой и простой схемы по рисованию человека нет. В имеющейся литературе представлены таблицы, пропорции, но это совершенно не подходит для детей детского сада.
Поэтому я решила тщательно изучить этапы эволюции детского рисунка.
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
Первая стадия- стадия марания.
Первые пробы рисования — это настоящие «Марание», «каракули». Ребёнок играет с карандашом, на бумаге появляются какие-то линии, и это его радует. Он получает большое удовольствие и удовлетворение от того, что чувствует себя виновником появления каких-то линий на бумаге.
Вторая стадия- стадия примитивных изображений.
Случайная удача «привязывает» ребёнка к чему-то такому, что очень похоже на образ, на предмет или на человека. У ребёнка появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, углы, отрезки линий…
Треть стадия-стадия схематических изображений.
На третьей стадии начинается изобразительный этап, это происходит примерно с 3-х лет. Ребёнок начинает рисовать людей. Первый рисунок человека у ребёнка- это «головоног», представляющий собой округлую голову и отходящие от неё или расположенные рядом чёрточки- руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют черты лица (глаза, рот, нос). Такие «головоноги» вполне соответствуют норме, вплоть до четырёхлетнего возраста.
К четырём годам ребёнок постепенно переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека.
На шестом году жизни ребёнок овладевает представлением о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, тот теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Пятилетний ребёнок рисует конечности двойными линиями, руки отходят от середины туловища
К шести годам ребёнок часто рисует руки от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы. Для шестилетнего возраста является нормальным детализированное схематичное изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей (шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда) .
Реалистическим рисунком с правильным изображением человеческой фигуры ребёнок овладевает в младшем школьном возрасте.
Проанализировав этот материал, я определила для себя цели и задачи, придерживаясь которых, смогу помочь детям научиться рисовать человека.
Младший дошкольный возраст
Цели:
-Научиться рисовать лицо, используя элементарные приёмы рисования.
-Научиться видеть границы одежды при разукрашивании шаблонов на куклах.
Задачи:
Научиться рисовать круг (овал) закрашивать его, используя формообразующие движения.
-Научиться рисовать концом кисточки точки, полукруглые линии.
Средний дошкольный возраст:
-Цели:
-Научиться рисовать фигуру человека в одежде.
-Научиться рисовать лицо человека.
Задачи:
-Научиться на основе простого рисунка человека (круг, овал, палочки) создавать объём. Аккуратно разукрашивать одежду, не выходя за контур
-Учиться рисовать части лица, брови, ресницы, нос, рот.
Дать элементарные понятия о пропорциях.
Старший дошкольный возраст:
Цели:
Знакомство с различными видами портрета (автопортрет, групповой портрет)
-Знакомство с видами изображения человека (голова, голова с плечевым поясом, полуфигура, фигура) .
Научить рисовать человека в спокойном состоянии, в движении.
Учиться рисовать портрет, добиваясь внешнего сходства.
Задачи:
-Учиться рисовать фигуру человека поэтапно, предварительно составив набросок, аккуратно прорисовывать все части тела, стараясь соблюдать пропорции.
-Учиться рисовать человека в разных позах, показать, как изменяется форма, с характером движений.
Учиться аккуратно прорисовывать части лица, добиваясь внешнего сходства, при помощи цвета, стараться передавать характер человека.
Подготовительный к школе возраст:
Цели
-Учиться рисовать автопортрет, передавать особенности внешнего вида, настроение.
Учиться передавать характерные особенности изображаемого.
-Продолжать тренироваться рисовать фигуру человека в спокойном состоянии и движении.
-Самостоятельно выбирать позу при рисовании человека.
Задачи:
Учиться смешивать цвета на палитре, для получения нужного оттенка кожи. Аккуратно разукрашивать одежду, используя всю палитру красок.
Уделять внимание мелким деталям и аккуратно их прорисовывать.
Изучив темы по рисованию, которые предлагаются в плане- программе «Детство», я решила их дополнить, для более полного раскрытия по теме «Рисование человека».
Темы для конспектов, я разрабатывала исходя от простого, к сложному, постепенно усложняя задания.
Работу я решила начать с детьми младшей группе. Для этого я разработала следующие конспекты:
«Украсим сарафан матрёшке»
«Узоры на платье куклы Тани»
«Наряди Снегурочку»
«Колобок»
Эти темы служат основой для рисования человека. Когда дети рисуют Колобка, они учатся правильно располагать части лица. Разукрашивая платья и сарафаны, они держат в руках куклу, рассматривают части тела, смотрят, где находится одежда, какие части тела, она закрывает.
В средней группе мы учимся «одевать» человека, состоящего из круга, овала и палочек, учимся создавать объём тела. Начинаем знакомство с портретом, не говоря о нём, как о жанре. Для закрепления материала разработаны конспекты:
«На прогулке»
«Милой мамочки портрет»
В старшей группе начинается более конкретное освоение приёмов рисования человека. Дети знакомятся с портретом, как с жанром изобразительного искусства. Знакомятся с разновидностями портрета. Учатся рисовать человека в полный рост, в движении.
Для изучения темы, совместная деятельность с детьми проходит по следующим направлениям:
«Знакомство с портретом»
«Рисование фигуры человека»
«Рисование фигуры человека в движении»
«Рисование человека (лицо) »
«Наш участок зимой»
«Зимняя улица»
Наша Армия родная»
«Портрет мамы»
«Я иду в детский сад»
«День победы»
В подготовительной группе дети совершенствуют свои умения и навыки в рисовании человека. Имея прочные знания, они с удовольствием создают всё новые и новые образы.
Выполняются рисунки на тему: «Как я провёл лето»
«Моя мама»
«Как весело было на празднике ёлки»
«Лыжная прогулка»
«Любимое занятие моей семьи»
«День Защитника Отечества»
«Мой друг»
«День Победы»
«День рождения города»
Разнообразие тем и постоянное повторение пройденного материала, помогло получить детям прочные знания в разделе «Рисование человека».
В процессе работы, мной были разработаны и изготовлены большие дидактические куклы, которые изображают фигуру человека в профиль, и в анфас. Благодаря им, дети легко освоили приёмы рисования человека в спокойном состоянии и в движении.
Благодаря большому количеству разнообразной съёмной одежды, дети могли самостоятельно составлять комплекты одежды и смотреть, как правильно рисовать её на человеке.
Используя дидактическую игру «Составь портрет», дети знакомились с мимикой лица, наблюдали, как может меняться лицо, изображающее разные эмоции.
Мной была разработана диагностика по теме «Рисование человека», материалом для которой послужила следующая литература:
Л. А. Венгер, В. С. Мухин «Психология», М. : Просвещение 1980.
Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько «Детская психология», Мн. : Университетское, 1988.
Для воспитателей детского сада была проведена консультация «Рисование человека»
Речь, на которой шла о возрастных особенностях детей, о том, что они должны уметь рисовать в определённой возрастной категории. Как помочь ребёнку нарисовать человека, если у него возникли затруднения. Был подобран раздаточный материал, в помощь воспитателям.
Анализируя проведённую работу, я вижу, что разработанный мной материал, помог детям в освоении такой сложной для них темы, как рисование человека.
Консультация (старшая группа) на тему: КАК ПОЭТАПНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА
КАК ПОЭТАПНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА
Всем детишкам хочется нарисовать маму, папу и себя и обязательно счастливыми с шарами и в цветах.
Как же научить ребенка рисовать человека? С чего начать?
В первую очередь следует обратить внимание на пропорции тела человека. Нужно на примере показать, что люди бывают толстые и худые, высокие и низкие. Отметить, на каком уровне заканчиваются ручки, а на каком располагаются глазки, ушки, нос. Можно также отметить, что в рост человека вмещаются целых восемь голов, ну и переходить непосредственно к рисунку.
Тут в помощники берут простой карандаш и ластик.
Проводят посередине листа прямой вертикальный отрезок такой длины, каким будет будущий человечек. Вертикальной линией делят его пополам – это пупок.
Отрезок ниже пупка делят еще раз пополам – на этом уровне располагаются колени. На верхнем конце отрезка рисуют немного вытянутый круг – это голова.
К голове пририсовывают шею, а от шеи, не доходя до пупка, большой овал – это будущее туловище. От верха овала рисуют линиями ручки, при этом кончики пальцев опущенных рук должны доходить до середины бедра.
От низа овала рисуют ножки. Затем так называемый манекен одевают в одежку в зависимости от пола человечка. Двумя параллельными выгнутыми линиями придают полноту видимым частям ручек и ножек. Переходят к голове. Круг делят пополам горизонтальной линией. На этом уровне располагают глаза и уши.
Нижнюю часть еще раз делят пополам – тут оканчивается носик, а ниже рисуют губки. Глазки должны располагаться так, чтобы между ними смог вместиться еще один глаз. Схематично объясняют ребенку, что у глаз есть белок, зрачок, реснички, показывая на отдельном листе, как это рисуют.
Затем придумывают прическу, а в заключение прорисовывают детали – кисти рук, обувь, складки на одежде, вытирают ластиком лишние линии и приступают к раскрашиванию.
Источник: https://childage.ru/dosug/chem-zanyat-rebenka/tvorchestvo/kak-nauchit-rebenka-risovat-v-5-let-poetapno-prostyie-risunki.html
Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Мастер-класс для педагогов ДОУ и начальной школы. «Рисуем человека в движении».
«Рисуем человека в движении»
Мастер-класс для педагогов ДОУ.
Подготовила педагог дополнительного образования
Аверьянова Александра Петровна
2013-2014 уч.год.
Для детей старшей группы детского сада важно уделять достаточно времени не только интеллектуальному и физическому развитию, но изобразительному творчеству.
В рисунке ребенок проявляется себя, фантазирует и в то же время развивает свои способности. Детям 5-6 лет еще достаточно сложно передать все тонкости того или иного предмета, поэтому помощь родителей здесь просто обязательна.
Деревья и растения не так уж сложно нарисовать, а вот с фигурой человека дела обстоят сложнее, если поставленной задачей является ее рисунок в движении.
Я помогу вам в этом и подскажу как научить ребенка рисовать человека простым карандашом поэтапно. Для этой цели можно выбрать несколько способов, их освоит любой ребенок 5-6 лет.
Перед тем как начать рисовать фигуру карандашом стоит учесть, что не стоит прочерчивать прерывистые линии, а после этого обводить их. Нарисовать человека даже для начинающих будет не так сложно, если проводить линии всего лишь одним движением, не боясь при этом ошибиться.
Рисуя фигуру в движении, стоит представить его образ мысленно, а потом уже переносить воображаемые линии на листе бумаги. Основное правило для начинающих – это не только придерживаться точности очерченных линий и соблюдать пропорции тела, но и передать всю суть и значимость нарисованного образа.
Основным достоинством любого художника является возможность передать характер и внутренний настрой созданного на листе бумаги человека.
Довольно часто во время рисования человека не удается соблюсти пропорции тела, в результате чего нарисованная фигура не выглядит правдоподобной. Основной проблемой является неверная длина верхних и нижних конечностей, слишком большая или очень маленькая голова.
Такие ошибки очень характерны для детей 5-6 лет, поэтому рекомендуется делать рисунок карандашом поэтапно, учимся разбивать рисунок на несколько отдельных частей.
Зачастую фигура человека условно делится на 7 одинаковых частей, которые можно приравнять к 7 окружностям головы, включая шею.
Усвоив теоретические основы, мы учимся рисовать человека в движении вместе с детьми.
Процесс создания рисунка
Вариант 1
- Сперва необходимо вместе с ребенком нарисовать овал, который в дальнейшем будет сложить головой нарисованному человеку.
Чуть ниже овала прорисуйте шею, эта часть тела не должна быть слишком длиной, ее необходимо разместить строго посередине. Затем дорисовываем прямоугольник, он будет ориентиром для дальнейшего прорисовывания тела.
Далее необходимо нарисовать такой же прямоугольник, ширина его должна быть равной первому, а вот длина – чуть больше. Делим второй прямоугольник пополам, таким образом, делаем зарисовку для нижних конечностей. Углы верхнего прямоугольника слегка закругляем, таким образом, формируем плечи.
Теперь необходимо удалить при помощи ластика лишние линии, которые указаны на рисунке красной стрелкой, эта процедура будет интересна для детей.
Далее учимся прорисовывать детали: горловину вместе с элементами брюк, а также обувь. Изображаем кисти рук, необходимо следовать последовательности этого процесса, указанного справа.
Чтобы ребенок полностью усвоил урок рисования, стоит подробно рассказать ему, как прорисовываются детали головы. Все ненужные линии можно легко убрать при помощи ластика.
В середине заготовленного ранее овала нарисуйте глаза, а также нос и рот. Не забывайте прорисовать брови, сделать наброски прически человека.
В самом конце сделайте несколько косых линий, которые изобразят складки на одежде, прорисуйте необходимые элементы обуви.
Рисунок полностью готов, каждый педагог сможет научить ребенка рисовать человека поэтапно.
Вариант 2
Этот простой способ изображения фигуры в движении понравится детям-непоседам.
Сначала сделайте на бумаге наброски линий, которые будут в дальнейшем ориентиром для прорисовки туловища, верхних и нижних конечностей.
В верхней части листа изображаем голову (рисуем овал). Ребенок сможет выполнить эту задачу самостоятельно под руководством родителя. Не забудьте обозначить внутри овала линии, по которым будут размещаться глаза, нос, а также рот.
Опираясь на направляющие, прорисуйте туловище человека. Далее можно приступить к прорисовке прически. Не исключайте некоторые детали, пускай малыш самостоятельно дорисует какой-либо предмет в руке человека. Детализируйте лицо, аккуратно изобразите глаза с носом и ртом.
Теперь осталось лишь удалить оставшиеся лишние линии.
Вот так просто можно нарисовать человека, такая процедура доставит удовольствие не только педагогам, но и детям, благодаря этому ребенок освоит некоторые навыки в изобразительном искусстве.
Мастер-класс:
Предлагаю попробовать вам самим нарисовать человека в движении. Педагоги самостоятельно рисуют ( я оказываю помощь тем, кто затрудняется в выполнении задания).