Статья по теме: Основные навыки и умения сформированные у детей 2-3 года жизни
2 год жизни ребенка
У детей второго года жизни слабо выражен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Контакт с взрослыми устанавливается не сразу и носит формальный характер.
Внимание неустойчивое, поверхностное. Длительность сосредоточения, даже в организованной деятельности не превышает 1,5-2 минуты, что вызывает необходимость постоянного направления его извне. Моторная активность снижена, координация движений в той или иной степени нарушена. Отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровая деятельность не развита, игра манипулятивная.
Большинство детей находятся на уровне эмоционального общения, и лишь немногие ребята могут выполнить 2-3 стереотипные инструкции, подкрепленные указательным (поясняющим) жестом. Общение с взрослыми осуществляется с помощью жестов, сопровождаемых лепетными звуками или звуковыми комплексами, однообразными по своему звуковому составу и интонации и малопонятными для окружающих.
В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых наиболее часто употребляемых слов «дай», «ляля» и т.п.
Пассивный словарный запас увеличивается на столько, что малыш может выполнять побудительные инструкции в определенной ситуации в сопровождении указательного жеста и без него.
В процессе игры дети овладевают целевыми действиями с предметами по инструкции: открой -закрой, надень — сними, достань — положи.
У них несколько улучшается зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика рук, координация движений. Формируется функция противопоставления большого пальца остальным. Манипулятивная игра сменяется процессуальной.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
1. Играет в присутствии других детей, но еще не с ними.
2. С интересом рассматривает свое отражение в зеркале.
3. Следует двум или трем простым требованиям.
4. Выражает любовь (гладит, баюкает) к кукле или к плюшевому мишке.
5. Помогает при уборке игрушек.
6. Получает удовольствие от игры в салки (поймал — не поймал)
ЯЗЫК
1. Подражает шумам окружающей среды.
2. Повторяет за говорящим два простых слова.
3. При опросе показывает минимум одну часть тела.
4. Имеет активный словарный запас минимум из двух слов.
5. Показывает обувь, одежду, игрушку.
6. Имеет словарный запас из пяти слов.
7. Показывает три различные вещи на картинках.
8. Повторяет отдельные слова, однажды им услышанные.
9. Выражает два желания на вопрос: «Что ты хочешь?».
10. Называет при опросе три вещи из окружающей среды.
11. Употребляет выражения из двух слов.
12. Рассматривает картинки.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
1. Высоко держит руки, чтобы помочь при одевании.
2. Может снять колготки (носки, чулки), ботинки пока не может.
3. Пьет без помощи из чашки или стакана.
4. Ест самостоятельно ложкой (можно немного проливать).
5. Снимает одежду (расстегиваться необязательно).
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
1. Ударяет двумя кубиками по столу.
2. Пытается подражать рисованию.
3. Вставляет цилиндры в доску с отверстиями.
4. Спонтанно рисует каракули.
5. Показывает на кукле четыре части тела.
6. Понимает назначение предметов домашнего обихода.
7. показывает по требованию двух человек из близкого окружения.
8. Барабанит двумя палочками.
9. Узнает шесть вещей в окружении или в книге с картинками (покажи мне).
10. Вставляет три пустотелых цилиндра один в другой (матрешка).
11. Показывает на кукле пять частей тела (глаза, нос, руки, ноги, волосы).
12. Понимает, что такое «больше» (хочет иметь чего-то больше).
МОТОРИКА
1. Недолго стоит один без поддержки.
2. Свободно идет на короткое расстояние.
3. Бросает или ударяет большой мяч (точность при броске значение не имеет).
4. Встает с пола из положения сидя без опоры на стены или мебель.
5. Занимается сам с собой.
6. Поднимается вверх по лестнице с поддержкой (ставя обе ноги на ступеньку).
7. Хорошо бегает и только иногда падает.
8. Играет в положении сидя на корточках, не опираясь при этом на руки.
9. Оттопыренным указательным пальцем тычет в замечаемые маленькие объекты.
10. Держит в руке карандаш, но не совсем правильно.
11. Бросает в стакан маленькие шарики по подражателю (воспитатель дает ребенку шарики).
12. Строит башню из трех кубиков.
13. Открывает сосуд.
14. Достает из упаковки кусок сахара.
15. Листает в книге страницу за страницей.
3 год жизни ребенка
В этот период в норме происходит формирование речевой деятельности, обогащение словаря; развитие пассивного словаря. Ребенок свободно пользуется частями речи (большинство слов-действий). Уровень усвоения слов характеризуется тем, что ребенок понимает слово, но не использует его в речи; узнает и называет предмет, действие, качество, но в определенных условиях; понимает и правильно использует слово-название в любых доступных ему связях и отношениях.
Идет становление лексико-грамматических отношений, освоение фразовой речи (составляет предложения из 3-х и более слов). Формируется потребность в ситуационном общении. Удельный вес инициативных высказываний, выражающих различные потребности, значительно возрастает. Развиваются основы диалогической речи. Вопрос «Почему?» — является основным в режиме активного общения.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
1. Избегает простых источников опасности (горячая печь).
2. Устно выражает желания.
3. Делится с другими, по просьбе.
4. Дает знать, когда хочет сходить в туалет.
5. Пытается помочь чем-либо по хозяйству (подметание полов, вытирание пыли).
ЯЗЫК
1. Называет два вида деятельности.
2. Называет свое имя, когда его спрашивают: «Как тебя зовут?».
3. Называет от четырех до пяти показанных предметов.
4. Различает понятия «большой» и «маленький».
5. Употребляет предложения из трех слов.
6. Повторяет два числа.
7. Называет десять очень часто употребляемых предметов.
8. Употребляет местоимения «я», «мне», «мое».
9. Слушает сказку в течение 5 минут.
10. Называет свое имя и фамилию.
11. Говорит предложения с пятью слогами (например: «Мишка хочет спать»).
12. Называет правильно 10 предметов из 15.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
1. Пьет с помощью пластиковой соломинки.
2. Вытирает себе руки.
3. Ест ложкой и немного проливает.
4. Ест вилкой, но еще немного пачкаясь.
5. Добровольно идет, чтобы вздремнуть или отдохнуть.
6. Снимает штаны, когда идет в туалет (днем и ночью).
7. Моет руки.
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
1. Имеет понятие о собственности («мой», «мне»).
2. Вставляет круг, квадрат и треугольник в их шаблонные формы.
3. Имеет понятие о числе «один».
4. Упорядочивает три пары картинок лото.
5. Находит две спрятанные вещи.
6. Показывает на кукле шесть частей тела.
7. Понимает значение предлогов «на» и «под».
8. Знает функциональное название различных предметов (покажи, что мы едим, что можем одевать).
9. Укладывает в ряд пять кубиков.
10. сортирует фишки по двум цветам (красный и синий).
11. Показывает на часть тела, к которой прикоснулся (ребенок закрывает при этом глаза).
12. Показывает по требованию три цвета: красный, желтый и синий.
МОТОРИКА
1. Строит башню из шести кубиков.
2. Рисует горизонтальные и вертикальные полосы.
3. В трех случаях из четырех подхватывает катящийся мяч.
4. Строит небольшие конструкции из игрушечных конструкторов LEGO и др.
5. Нанизывает минимум 4 бусины размером 12 см.
6. Сгибает один раз пополам после того, как ему это показали.
7. Правильно держит пальцами карандаш (фломастер).
8. Раскатывает на столе «колбаски» из пластилина.
9. Стоя без поддержки, ударяет ногой по мячу («отфутболивает»).
10. Лазит по предметам мебели и преодолевает препятствия.
11. Поднимается по лестнице с поддержкой (одна нога на ступеньку).
12. Спускаясь по лестнице с поддержкой (одна нога на ступеньку).
13. Прыгает обеими ногами на одном месте.
14. Ходит на цыпочках после того, как ему это показали.
15. Стоит одну секунду на одной ноге.
16. Катается на трехколесном велосипеде.
ГУЗ «Тульский областной (специализированный)
Дом ребенка №1
Основные навыки и умения
сформированные у детей 2-3 года жизни
Тула 2009г.
Показатели развития ребенка к 2 годам
Содержание:
Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.
При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).
Познавательное развитие
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).
Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).
Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.
Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).
В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.
Игровые действия (сюжетно-отобразительные):
Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку.
Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители.
Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):
- по просьбе взрослого, без показа,
- по подражанию.
Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.
Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)
- по просьбе взрослого,
- по образцу,
- самостоятельно.
Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Социально-эмоциональное развитие
Эмоциональное, активное, деятельное состояние.
Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.
Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.
Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.
Кричит, жестикулирует, капризничает:
- при нежелании выполнить просьбу взрослого,
- подражая близкому человеку, другому ребенку,
- для привлечения внимания.
Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.
Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.
Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.
Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.
Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).
Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.
Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.
Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).
Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.
Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.
С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.
Эмоционально предвосхищает результаты:
- собственного действия,
- действия взрослого.
Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:
- по примеру взрослого,
- по собственной инициативе (редко).
Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо».
Речевое развитие
Понимание речи:
Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).
Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). «Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого. Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).
Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов):
Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.
Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице.
Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называет предметы на картинке:
- по просьбе взрослого,
- самостоятельно (комментирует).
Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый». Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении.
Бытовые навыки
Ест аккуратно, не обливаясь.
При умывании трет ладони, часть лица.
Вытирается с помощью взрослого.
Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)). Частично раздевается.
Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. Пользуется носовым платком (при напоминании). Контролирует физиологические потребности.
Физическое развитие
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом. Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.
Поднимается и спускается по лестнице детской горки. Меняет темп: ходьбу на бег. Бегает семенящим шагом. Подпрыгивает.
Удерживает мяч одной или двумя руками. Бросает мяч в горизонтальную цель. Ловит мяч с близкого расстояния. Скатывает мяч с горки.
Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Навыки и умения детей 3-4 лет
Физическое развитие.
1. Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
2. Ребенок приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого) .
3. Ребенок пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, туалетной бумагой).
4. Ребенок владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
5. Ребенок умеет ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении.
6. Ребенок умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости.
7. Ребенок может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
8. Ребенок энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.
9. Ребенок может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, ударять мячом о пол, бросать вверх 2-3 раза подряд и ловить.
10. Ребенок может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Речевое развитие.
1. Ребенок отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
2. Ребенок рассматривает игрушки, сюжетные картинки.
3. Ребенок использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
4. Ребенок пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя.
5. Ребенок называет произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него.
6. Ребенок может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Формирование познавательных действий, конструктивно-модельная деятельность.
1. Ребенок знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
2. Ребенок умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.
3. Ребенок изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
4. Ребенок умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.
ФЭМП
1. Ребенок может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
2. Ребенок умеет находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов.
3. Ребенок правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же».
4. Ребенок различает круг, квадрат, треугольник, предметы с углами и круглые формы.
5. Ребенок понимает смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, над – под; понятия времени суток: утро – вечер – день – ночь.
6. Ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет, называет признаки (цвет, форму, материал).
7. Ребенок ориентируется в помещениях детского сада и на участке.
Формирование целостной картины мира и представлений о социальных ценностях.
1. Ребенок называет свой город (поселок).
2. Ребенок знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.
3. Ребенок выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
4. Ребенок проявляет бережное отношение к природе.
Социально-коммуникативное формирование позитивных установок к различным видам труда.
1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.
2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
Социально-игровая деятельность.
1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.
2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
3. Ребенок способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.
4. Ребенок способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться.
5. Ребенок разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.
6. Ребенок имитирует движения, мимику и интонацию воображаемого героя.
7. Ребенок может принимать участие в беседах о театре (театр – актеры – зрители, правила поведения в зрительном зале).
Формирование основ безопасного поведения.
1. Ребенок соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
2. Ребенок соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
3. Ребенок имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
Музыкальная деятельность.
1. Ребенок способен слушать музыкальные произведения до конца. Узнает знакомые песни.
2. Ребенок различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании (тихо – громко, быстро – медленно).
3. Ребенок поет, не отставая и не опережая других. Испытывает удовольствие от пения.
4. Ребенок умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами.
5. Ребенок называет и различает детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон.
Изобразительная деятельность.
Рисование.
1. Ребенок изображает отдельные предметы, простые по композиции сюжеты.
2. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
3. Правильно пользуется кистью, красками.
Лепка.
1. Умеет отделять от большого куска глины маленькие, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями ладоней.
2. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разные приемы.
Аппликация.
1. Создает изображения предметов из готовых фигур.
2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию, умеет аккуратно использовать материалы.
«Особенности развития детей 2-3 лет»
Особенности развития детей 2-3 лет
«Дети запоминают не слова — они запоминают поступки. Если целый час читать ребёнку лекцию, а потом перед ним высморкаться, то он запомнит только, как вы сморкались.»
Автор: Армен Джигарханян
Иногда профессию воспитателя можно сравнить с работой художника. Дети — это чистый лист, на котором надо нарисовать не что-нибудь, а прекрасное произведение. Чтобы потом окружающие, смотря на это произведение, восхищались и говорили: «Это прекрасно воспитанный человек!» Но воспитывать труднее чем рисовать. Во-первых, если художник ошибётся, он может выбросить испорченный лист и взять новый, чего невозможно сделать с ребёнком. Во-вторых, художник работает над одним произведением, а потом приступает к другому. Но воспитателю приходится работать сразу с несколькими малышами, а они все разные, все уникальные. Поэтому просто необходимо знать особенности каждого маленького человечка, чтобы не ошибиться и создать шедевр.
Работать с детьми 2-3 лет очень сложно, но очень интересно.
В два-три года стремительно развивается познавательная активность. Малыш без конца задает вопросы взрослым. Его интересует абсолютно все. Часто ребенок, пытаясь узнать, как устроена игрушка, разбирает ее. В этом возрасте малыш не понимает еще понятие «живое-неживое». Поэтому легко может разобрать не только игрушку, но и бабочку, например. В данном случае нельзя рассматривать это, как проявление жестокости, но родителям следует объяснить ребенку, что это живой объект, что он испытывает боль и что так делать ни в коем случае нельзя.
Продолжается развитие психических процессов, но ведущая роль отводится восприятию. При восприятии предмета, малыш, как правило, выделяет те признаки, которые его привлекли больше всего.
Внимание и память имеют непроизвольный характер. Дети в два-три года сосредотачивают внимание только на том, что их заинтересовало, и также запоминают, только то, что им интересно.
Мышление наглядно-действенное, поэтому ребенку важно манипулировать непосредственно предметом, потрогать, понюхать, рассмотреть.
Рекомендуется использовать игры на развитие воображения.
В возрасте двух – трёх лет ребёнок уже хорошо понимает речь, направленную к нему. Ближе к трём годам речь настолько совершенствуется, что ребёнок уже может вести разговор. К трем годам активный запас составляет более 400 слов. Значительно увеличивается пассивный запас, ребенок понимает практически все, что говорят окружающие. Улучшается произношение звуков речи.
Развитие ребенка происходит посредством его органов чувств. Ребенок должен использовать их при ознакомлении с окружающим. Очень важно, чтобы он ощупывал предметы, это способствует развитию моторики рук. Также малыш знакомится с вкусовыми качествами продуктов, нюхает их. И конечно, рассматривает предметы, слышит, как они звучат.
Обучается ребенок, в основном подражая взрослому, который ему симпатичен, приятен. Вот почему так важен положительный пример родителей, ведь повторяет малыш, как хорошее, так и плохое.
Малыши в этом возрасте очень любят рисовать, взрослые должны всячески поощрять стремление к рисованию, так, как оно очень важно для развития ребенка.
Ребёнок хорошо изучил характер своих родных и близких. Он уже знает, как с кем общаться, и что от кого ждать. Ребёнок уже знает, где и что находится в квартире и чувствует себя абсолютно свободно и комфортно. В этом возрасте детям еще сложно привыкать к новой обстановке, поэтому не рекомендуется резко менять климат и ездить в путешествия в другие страны.
В раннем возрасте ребёнку нужен строгий распорядок дня: завтрак, прогулка, обед, игры, прогулка, купание, сон. Малыш привыкает к повторяющимся изо дня в день действиям. Это помогает ему ориентироваться в окружающем его мире. Если же распорядок меняется, то крохе может это не понравится. Он не будет знать, как реагировать и как вести себя в новых условиях.
Ребёнка в возрасте двух – трёх лет уже можно многому научить. Например, убирать за собой игрушки. У малыша должна быть своя собственная полочка или контейнер для хранения его игрушек, из которого он сам может достать нужные для себя вещи. Можно давать ребёнку небольшие поручения по дому. Например, можно попросить вытереть пыль на полке.
В этом возрасте дети проявляют интерес к сверстникам, стараются привлечь к себе внимание других детей. Но играть вместе они еще не умеют. Играют они, как правило, рядом, а не вместе. Поэтому нужно поощрять игры в песочнице и на детских площадках, но в то же время родители должны оставаться для детей весёлыми партнёрами в играх.
Родители должны уделить особое значение тому, чтобы научить ребёнка манерам поведения. Слова «спасибо» и «пожалуйста» должны активно использоваться в лексиконе.
Малыши двух – трёх лет чаще всего пытаются быть самостоятельными. Родители могут этому способствовать и дать возможность ребёнку научиться быть ответственным за свои поступки. Ребёнку нужно давать возможность самому попробовать свои силы в каком-либо действии. Например, можно позволить самому одеться или причесать волосы. Малыш уже усвоил все правила, действующие дома и знает, за что его могут наказать.
В этом возрасте дети поглощены игрой, и им трудно оторваться от неё, чтобы переключится на что-нибудь другое. Если быть точными, можно сказать, что в этом возрасте ребенок еще не играет, а просто манипулирует предметами, игрушками. Малыш ещё не может в полной мере разобраться во всех функциях предметов, которые его окружают и ему требуется помощь взрослого. Задача взрослых научить ребенка играть, в процессе игр знакомить малыша со свойствами и функциями различных предметов, побуждать использование предметов – заменителей в своих играх, например, ребенок кормит куклу, используя вместо ложки палочку.
Малыш 2- лет особенно эмоционален, настроение может часто меняться. Восстановить эмоциональное равновесие можно с помощью игры. Существуют специальные игры-покачивания, игры-подбраывания. Кроме того, в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить с одного вида деятельности на другой.
Этот период жизни также знаменателен кризисом трех лет.
Таким образом, двух – трёх летние малыши уже довольно много понимают и умеют, но им всё так же нужна поддержка и помощь родителей.
ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ от 2-3 лет. » Сайт для детей и родителей
На 2-м году жизни в развитии ребенка выделено четыре периода:
1) от 1 г. 1 мес до 1 г. 3 мес; 2) от I г. 4 мес до 1 г. 6 мес; 3) от 1 г. 7 мес до 1 г. 9 мес; 4) от 1 г.10 мес до 2 лет.
Развитие детей 2-го года жизни проверяется по следующим линиям:
1) развитие понимания речи; 2) развитие активной речи; 3) сенсорное развитие;
4) развитие игры и действий с предметами; 5) развитие движений; 6) формирование навыков.
Такое выделение является условным, так как, с одной стороны, намечается определенная связь между линиями развития, относящимися к формированию различных умений, с другой, каждая линия развивается в результате формирования определенных функций. Taк, например, развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата peбeнкa, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в peчи, социальных связей, эмоциональной сферы ребенка. Тем нее менее каждая линия развития выражает собой определенные умения ребенка: говорить, играть и т.д. Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития.
Каждая линия развития выражена в определенном показателе. В результате апробирования показателей развития оставлены лишь те из них, которые выполняются 50 — 80% детей, воспитывающихся в условиях коллектива, т.е. по одному показателю на каждую линию развития (всего 24 показателя).
. Наиболее информативный показатель — развитие активной речи, Анализ этого показателя в условиях коллектива четко выявляет неблагополучие ряда факторов (периода адаптации, анамнеза ребенка, педагогических воздействий). Поэтому развитие активной речи ребенка, с одной стороны, требует особого внимания со стороны взрослых как показатель наиболее сложный и вновь формирующийся, а с другой, информирует о каких-то неблагополучных условиях воспитания ребенка.
На 3-м году жизни в развитии ребенка выделено 2-ого полугодия. В каждом из них намечаются следующие линии: в первом полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) конструктивная деятельность, 4) сенсорное развитие. 5) развитие движений, 6) развитие навыков; во втором полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) изобразительная деятельность, 4) конструктивная деятельность, 5) сенсорное развитие, 6) навыки, 7)движения. Всего 19 показателей. Кроме того, дается оценка и поведению ребенка.
При оценке нервно-психического развития детей в карте развития фиксируется уровень развития, т.е. какому уровню (возрасту) оно соответствует по всем линиям. Поведение оценивается также по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).
В заключении отражается, в чем и насколько задерживается развитие ребенка и каковы отклонения в его поведении.
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-го ГОДА ЖИЗНИ
Возраст — 1 г.3 мес.
Понимание речи.
Запас понимаемых слов быстро расширяется.
А. Понимание ребенком названий окружающих предметов.
1. Материал — 3 — 4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака).
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: “Где …?”,— ребенок должен отыскать все предметы. После этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти.
Поведение ребенка — по просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.
Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3 предметов.
2. Материал — предметы одежды, обуви.
Методика выявления — ситуация естественная, при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.
Поведение ребенка — по слову взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой.
Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3 предметов.
Б. Понимание ребенком действий.
Материал — сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается выполнить действия: “Покорми куклу”, “Положи куклу в кроватку”.
Поведение ребенка — выполняет действия по просьбе взрослого; подносит тарелку ко рту, кладет куклу в кроватку.
В. Ребенок ориентируется в группе.
Методика выявления — ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предты и предлагается задание — покормить куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать.
Поведение ребенка — подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого.
Примечание. Данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи.
2. Материал — 2 кирпичика, 2 кубика.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину «би-би» или построить дом. Если ребенок затрудняется, ему можно показать.
Поведение ребенка — самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика “машину”, двигает ее, воспроизводя движение машины, или кладет один кубик на другой — строит дом.
3. Материал — стержень с 4—5 кольцами (одной величины ).
Методика выявления — ребенку предлагается надеть кольца на стержень.
Поведение ребенка — надевает кольца на стержень.
Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого
5. Движения
Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
Методика выявления — ситуации естественная (наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности).
Поведение ребенка — выполняет указанные движения.
6. Навыки
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Методика выявления — ситуация естественная (процесс кормления).
Поведение ребенка — самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может съесть не до конца, может быть неаккуратным.
Возраст— 1 г. 6 мес
1. Понимание речи.
Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»).
1. Материл—два однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет — кукла.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная, Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности; собака черная, кошка черная, кошка бе¬лая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку предлагается найти их еще раз.
2. Материал — ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.
Методика выявления—та же, что и в первой ситуации.
Поведение ребенка — находит однородные предметы пo слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).
2. Активная речь
Словами, облегченными (например, “би-би”) и произнесенными правильно (“машина”), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности
Материал — 4 предмета (например кукла, зайчик, пету¬шок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: “Кто там?”, “Кто это?”, “Что это?».
Поведение ребенка — называет предметы правильно (например, “ляля”, “заика”) облегчёнными словами.
3. Сенсорное развитие
Ориентируется в 3—4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).
Материал—3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру).
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал вразнобой. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову, можно ему показать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, вновь поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их так же.
Поведение ребенка— по образцу и слову взрослого выполняет задание, подбирая предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором — шарики).
4. Игра и действия с предметами
Отображать в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.
1. Материал — кукла, носовой платок.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит “У ляли грязный носик. Вот платок”.
Поведение ребенка- прикладывает носовой платок к носу куклы.
2. Материал — кукла с волосами, расческа.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: “Кукла-ляля растрепанная, вот расческа”.
Поведение ребенка — прикладывает расчёску к волосам куклы и водит ее по волосам.
Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.
5. Движения.
Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.
Материал — 4 брусочка.
Методика выявления — ситуация, специально подготовлен¬ная (может быть выявлено и на занятии по гимнастике). На пол на расстоянии друг от друга кладутся брусочки. Ребенку предлагается перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать, затем встать перед ребенком и подозвать его к себе.
Поведение ребенка — перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.
6. Навыки
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
Материал — глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.
Методика выявления — ситуация естественная (во время обеда).
Поведение ребенка — самостоятельно съедает 3\4 жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).
Возраст— 1 г. 9 мес.
1. Понимание речи
Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.
Материал — изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались со взрослыми: 1) мальчик поит лошадку, 2) дети умываются, 3) дети поливают цветы, 4) дядя чинит машину.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет на стол картины, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: “Кто это на картинке?», “Что делают?” Если ребенок затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины: “Что мальчик делает?”, “Что лошадка делает?” и т.д.
Поведение ребенка — отвечает на вопросы взрослого сразу, либо с помощью дополнительных вопросов. При этом пользуется словами и двухсловными предложениями.
2. Активная речь
Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Методика выявления — ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, режимных моментах, занятиях.
Поведение ребенка — во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
3. Сенсорное развитие
Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см
1. Материал — 3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого— 10 см, второго —7 см, третьего — 4 см.
Методика выявления — взрослый на глазах у ребенка достает кубы один из другого и ставит их вразнобой, после чего предлагает ребенку их вновь собрать.
Поведение ребенка — собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).
2. Материал — трехместная матрешка (разница в величине 3—4 см).
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. На глазах у ребенка выкладывается одна матрешка из другой таким образом, чтобы каждая половина стояла против другой. После этого ребенку предлагается закрыть половинки матрешек. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать.
Поведение ребенка — самостоятельно или после показа взрослого закрывает все три матрешки. При этом может пробовать несколько раз (не более трех). Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.
4. Игра и действия с предметами
Воспроизводит несложные сюжетные постройки — перекрытия типа “ворот”, “скамейки”, “дома”.
Материал — 3 кирпичика
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Воспитатель предлагает ребенку построить “ворота”. При этом может один раз показать. Ставит 2 кирпичика вертикально, один сверху горизонтально.
Поведение ребенка— по слову взрослого либо по показу воспроизводит постройку. При этом может пробовать 2—3 раза.
5. Движения
Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15—20 см), приподнятой над полом (15—20см).
Материал — скамейка высотой 15—20см с шириной доски 15-20 см.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается пройти по доске без помощи взрослого (войти и сойти можно с помощью взрослого).
Поведение ребенка — проходит по ограниченной поверхности (доске) без помощи взрослого.
6. Навыки
Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку).
Методика выявления —- ситуация естественная (при раздевании ребенка).
Поведение ребенка — снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), чулки, шапку).
Возраст — 2 года
Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.
Материал — специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.
Методика выявления—ситуация, специально подготовленная. Ребенок может быть в группе с другими детьми (2—3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит против них и рассказывает им сначала первую часть рассказа, после чего задает им первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие 2 вопроса. Рассказ может быть следующего типа: “Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу (первая часть рассказа). На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу —ав-ав! Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: “Не бойся, Машенька, собачка не кусается”,— и собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть (вторая часть рассказа)”. После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: “Кто пошел на улицу гулять?”, “Что Машенька надела?”. “Кто испугал Машу на улице?», “А что тетя сказала Маше?”
Поведение ребенка — отвечает на вопросы взрослого.
2. Активная речь
При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
Методика выявления—ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым).
Поведение ребенка — общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).
3. Сенсорное развитие
Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.
Материал — 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета).
Методика выявления — ситуации, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке- красная, синяя, зеленая, красная, синяя; зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется: синяя, красная, зе¬леная, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется.
Поведение ребенка — правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей синюю, к зеленой зеленую. Ребенок должен решить одно задание.
4. Игра и действия с предметами.
Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).
1. Материал — кукла-голыш размером 30 см, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка.
Методика выявления — ситуация, специально нодготовленная. Можно также использовать игру ребенка, если он купает куклу. Перед ребенком раскладывают игрушки и говорят: “Кукла грязная».
Поведение ребенка — воспроизводит с куклой ряд последовательных действии: сажает куклу в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы используются по назначению.
2. Наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действии: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном или моет посуду и вытирает ее, лечит куклу — опускает пипетку в баночку, потом прикладывает к носу куклы.
Поведение ребенка — если ребенок в любой ситуации воспроизводит ряд последовательных действий (2—3), используя предметы по назначению, можно считать задание выполненным.
5. Движения
Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.
Материал — 3-4 брусочка.
Методика выявления — на расстоянии 20 см кладутся брусочки, ребенку предлагается перешагнуть через них, если ребенок не понимает задания, взрослый может ему показать.
Поведение ребенка — шагает через брусочки чередующимся шагом.
6.Навыки.
Частично надевает одежду (ботинки, шапку).
Методика выявления — ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботики, шапку, носки.
Поведение ребенка — самостоятельно, без помощи взрослого может надеть вышеуказанные предметы.
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ З-ГО ГОДА ЖИЗНИ.
Возраст — 2 г. 6 мес
1. Активная речь
1.Говорит многословными предложениями (более 3 слов).
Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему (во время деятельности или режимных процессов).
Поведение ребенка — в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более 3 слов).
2.Появляются вопросы: “Где?, Куда?”.
Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка (во время режимных процессов или самостоятельной деятельности) в течение 20-30 мин.
Поведение ребенка — хотя бы раз задает вопрос: “Где?” или “Куда?”.
2. Сенсорное развитие.
1.Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале.
Материал — два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная, Взрослый показывает ребенку одну из геометрических фигур и просит дать такую же.
Поведение ребенка — правильно дает взрослому соответствующую фигуру.
2. Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов.
Материал — цветное лото, в котором имеются 4 фона основных цветов, и карточки с изображением разнообразных предметов 4 цветов (брать изображения знакомых предметов, но которые в занятии не использовались).
Методика выявления — ситуация, специально подготов¬ленная.
Взрослый раздает ребенку фоны 4 цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в 4 основных цвета (цвет чередует), спрашивает ребенка, на какой фон эту картинку надо положить.
Поведение ребенка — правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.
3. Игра.
Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2—3).
Материал — пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Подобраны игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены в неподсказывающей ситуации.
Поведение ребенка — развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.
4. Конструктивная деятельность.
Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.
Материал — строительный материал разнообразной геометрической формы (10—14 шт.). Методика выявления — ситуация провоцирующая. Специально организованное занятие со строительным материалом. Ребенку даются разнообразные геометрические фигуры и предлагается что-либо построить.
Поведение ребенка — делает 1—2 простые сюжетные, постройки, обязательно называет их, Постройка должна быть похожа на называемый предмет
6. Навыки.
1. Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
Методика выявления — ситуация естественная (во время одевания после сна или при сборе на прогулку).
Поведение ребенка —самостоятельно надевает рубашку, штаны, чулки, шапку, пальто.
2. Ест аккуратно.
Методика выявления — ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка— ест аккуратно, не пачкает одежду не оставляет грязь на столе.
7. .Движения
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 20—28 см.
Материал — палка или веревка.
Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую от пола на 20—28 см.
Поведение ребенка — перешагивает свободно, не задевая палку или веревку.
Возраст ~ 3 года.
1. Активная речь
1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения.
Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка (во время режимных процессов, самостоятельной деятельности) и течение 20—30 мни.
Поведение ребенка — хотя бы раз в своей речи употребляет придаточное предложение.
2. Появляются вопросы: “Почему?”, “Когда?”.
Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20—30 мин.
Поведение ребенка — хотя бы раз употребляет вопрос: “Почему?” или “Когда?”.
2. Сенсорное развитие
1. В своей деятельности правильно использует геометриче¬ские фигуры по назначению.
Материал — геометрическая мозаика, к ней карточки, на которых даны изображения несложных предметов (дом, паро¬ход, дом с забором и др.), в основе которых лежат основные геометрические фигуры.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленной. Взрослый дает ребенку изометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает сделать соответствующие решение путем накладывания на образец.
Поведение ребенка — правильно подбирает мозаику к ри¬сунку.
2. Называет 4 основных цвета
Материал — 8 однотонно окрашенных предметов по два одинакового цвета, но разной формы (например, красный кубик, красный конус и др.).
Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: “Какого цвета шарик?” (цвет чередует).
Поведение ребенка — правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
3. Игра
Появляются элементы ролевой игры.
Материал — разнообразные сюжетные игрушки.
1.Методика выявления — ситуация провоцирующая, В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течение 20—30 мин.
Поведение ребенка — отображает какои-либо сюжет, вы¬полняет роль, которую определяет словом.
2. Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?».
Поведение ребенка — на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.
4. Конструктивная деятельность
Появляются сложные сюжетные постройки.
Материал— разнообразные геометрические фигуры (10— 14 шт.). Величина материала зависит от места организации занятия ребенка — за столом или на полу: если за столом, дается средний или мелкий материал, на полу — крупный строитель (можно дать дополнительный материал: машину, мелкие игрушки).
Методика выявления — ситуация провоцирующая.
Поведение ребенка — делает сюжетную постройку, например гараж, дорогу к нему. Играет с этой постройкой.
5. Изобразительная деятельность
1. С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их.
Материал — кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4—6 см, диаметром 1,5—2 см.
Методика выявления —. ситуация провоцирующая. Ребенку дается кусок пластилина в виде цилиндра и предлагается слепить что-нибудь.
Поведение ребенка — лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.
2. С помощью карандаша или краски изображает простые предметы и называет их.
Материал — лист бумаги (размером с тетрадный лист), карандаш или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны).
Методика выявления — ситуация специально подготовленная. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать.
Поведение ребенка — изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.
6. Навыки
1. Самостоятельно одевается может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
Методика выявления — ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Поведение ребенка — самостоятельно одевается. Иногда может быть небольшая помощь со стороны взрослого при застегивании пуговицы или завязывании шнурков.
2. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
Методика выявления — ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка — при загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой.
7. Движения
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30—35 см.
Материал — палка, веревка, поднятая на указанную высоту.
Методика выявления — ситуация, провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку.
Поведение ребенка — свободно перешагивает через палку или веревку, не задевая их.
Консультация для родителей на тему: «Что должен уметь ребенок 2-3 лет?»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Звёздочка»
Консультация для воспитателей «Что должен уметь ребенок 2-3 лет?»
Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.
Общение у детей 2 – 3 лет носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание взрослого, иметь индивидуальный контакт с ним. Научить ребенка чему-нибудь может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.
Готовность ребенка для посещения детского сада включает в себя гораздо больше, чем просто стандартные навыки самообслуживания и моторики. В первую очередь малыш должен быть морально готовым общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними, соблюдать определенные правила и уметь приспосабливаться к режиму группы.
Для того, чтобы первичный детсадовский опыт вашего малыша был более успешным, он должен освоить большинство из перечисленных навыков:
- малыш должен уметь хоть на небольшое время (до 15 минут) фокусировать свое внимание;
- слушаться взрослых, без обид и раздражений;
- проявлять интерес к остальным деткам и общим играм в коллективе.
Относительно навыков моторики и самообслуживания, то главными являются – умение застегивать или расстегивать одежду, пользоваться столовыми приборами, проситься на горшок, навыки личной гигиены.
Большим плюсом будет, если ваш малыш уже умеет разговаривать, и не просто говорить на «своем» языке, а объясняться понятной речью из небольших и доступных слов.
Таким образом, уровень развития Вашего малыша, поступающего в дошкольное образовательное учреждение, можно определить по следующим навыкам.
Ребенок 2-х лет:
Речевые достижения:
- В словарном запасе до 200-300 слов.
- Использует предложения из двух-трех слов в разговоре с взрослыми и детьми.
- Облегченные слова заменяет правильными.
- Начинает употреблять прилагательные (большой, маленький и т. д.) и местоимения (я, ты).
- Может называть себя в третьем лице.
- Задает вопросы.
- Называет предметы на картинке.
- Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.
Эмоциональное развитие:
- Эмоционально уравновешен в течение дня.
- В хорошем настроении при своих умелых действиях.
- Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.
- Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем.
- Кричит, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.
- Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми.
- Плачет при уходе мамы, при обиде.
- Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.
Познавательное развитие:
- Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех-пяти колец.
- Раскладывает фигуры разной величины и формы в аналогичные отверстия на доске.
- Ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет.
- По образцу находит предмет того же цвета.
- Начинает распознавать вес, температуру и другие качества предметов (тяжелый, легкий, холодный, теплый, твердый, мягкий).
Физическое развитие:
- Преодолевает препятствия, чередуя шаг.
- Поднимается и спускается по лестнице.
- Подпрыгивает.
- Меняет темп движения: ходьбу на бег.
- Удерживает мяч одной или двумя руками.
- Ловит мяч с близкого расстояния.
Бытовые навыки:
- Ест аккуратно, не роняя пищу.
- При умывании трет ладони, часть лица.
- Вытирается с помощью взрослого.
- С небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку, обувь.
- Частично раздевается.
- Контролирует физиологические потребности.
Игровые навыки:
- В игре последовательно выполняет порядок действий: куклу раздевает, купает, вытирает.
- В игре подражает бытовым действиям близкого взрослого.
- Сооружает из кубиков знакомые постройки (дом, забор, диван, стол).
- Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Ребенок 2,5 лет:
Познавательное развитие
- Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках.
- Ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.
- Собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).
- Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3-4 составляющих (по показу).
- Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
- Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.
- Узнает, что нарисовал (или вылепил).
Игровые действия (сюжетная игра)
- Подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в самостоятельной игре).
- Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор.
- Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).
Социально-эмоциональное развитие
- Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.
- Может определить свое состояние.
- Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.
- Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.
- Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.
- Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).
- Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.
Речевое развитие
- Обозначает себя: «Я», «Я сам».
- Использует предложения из нескольких слов (трех и более).
- Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Показывает движениями, как делает персонаж.
- Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.
- Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).
- Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.
- Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги).
- Понимает рассказ взрослого.
Бытовые навыки
- Одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
- Расстегивать и застегивать одну-две пуговицы;
- В определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду;
- Самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
- С помощью взрослого приводить себя в порядок;
- Пользоваться индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком;
- В процессе еды держать правильно ложку.
Ребенок 3- х лет:
Речевое развитие
Если ваш ребенок не очень разговорчив, то, скорее всего, ситуация изменится в ближайшее время. В этом возрасте речь развивается достаточно быстро, и ребенок всего за месяц-два может наверстать упущенное. В возрасте от 3-х до 4-х лет ваш ребенок должен уметь следующее.
- Называть свое имя и возраст
- Выговаривать от 250 до 500 слов
- Отвечать на простые вопросы
- Составлять предложения из пяти-шести слов и говорить полными предложениями
- Говорить четко
- Рассказывать простые сказки и истории
Развитие мыслительных процессов
Ваш ребенок в 3 года начинает задавать много-много вопросов. «Почему небо голубое? Почему у птиц есть перья?» Вопросы, вопросы и снова вопросы! Хотя родителей время от времени это может раздражать, задавать вопросы для этого возраста — абсолютно нормально. Поэтому возраст от трех до пяти называют возрастом почемучки. В дополнение к постоянным вопросам «почему?» ваш 3-х летний малыш должен уметь следующее:
- Правильно называть знакомые цвета.
- Играть и фантазировать более творчески, чем раньше.
- Выполнять три простых команды взрослых подряд.
- Помнить сказки и песенки и рассказывать самые простые из них.
- Любить сказки и песенки, особенно перед сном.
- Понимать простые числа и считать до пяти.
- Сортировать предметы по форме и цвету.
- Отгадывать загадки, которые соответствуют возрасту ребенка.
- Узнавать знакомых людей и детей на фотографиях.
Двигательные навыки
Двигательные навыки ребенка в 3 года продолжают активно развиваться. С 3-х до 4-х лет ваш ребенок должен уметь:
- Подниматься вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги – идти шаг за шагом
- Бить по мячу, бросать мяч, ловить его
- Прыгать на одной и двух ножках
- Довольно уверенно крутить педали и кататься на трехколесном велосипеде
- Стоять на одной ноге до пяти секунд
- Идти вперед и назад довольно легко
- Наклоняться, не падая при этом
Эмоциональное и социальное развитие
Ваш 3 — летний малыш становится более независимым физически и эмоционально. У него уже реже случаются истерики, когда вы оставляете его в детском саду.
Кроме того, ваш 3-х — летний малыш становится все более социальным. Ваш ребенок теперь умеет играть и мириться со своими друзьями, что-то делать по очереди, и может показывать простые навыки решения своих первых детских проблем.
В 3 года ваш ребенок должен обладать следующими социальными навыками.
- Подражать родителям и друзьям
- Показывать привязанность к знакомым семьи и друзей
- Понимать, что такое «мое» и «его / ее»
- Показывать широкий спектр эмоций, таких как грусть, печаль, гнев, счастье или скука
Бытовые навыки
- Одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно.
- Аккуратно складывать свою одежду перед сном.
- Застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки.
- Знать назначение многих предметов и их местонахождение.
- Выполнять поручения из 2-3 действий: «отнеси», «поставь», «принеси».
- Уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
- Замечать беспорядок в своей одежде, самостоятельно пользоваться носовым платком.
- Регулировать свои физиологические потребности.
- Вытирать обувь при входе в помещение.
- Аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
- Не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим.
- Говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.