Неделя | Формы работы | Программное содержание | Задачи | Учебно-методическая литература | |||
СЕНТЯБРЬ | |||||||
1 неделя | Занятие по развитию речи | Пересказ сказки «Курочка ряба» (Занятие №1) | Учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого; развивать умение ориентироваться на признаки объекта. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с16 | |||
Занятия по ознакомлению с художественной литературой | — | — | О.С.Ушакова. Ознакомление Дошкольников с литературой и Развитие речи, с .. | ||||
Речевые игры на активизацию словаря и развитие связной речи | «Угадай игрушку» | Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с87. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Курочки» | Развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника. | Картотека, упр №7 | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Голодные птенцы» | Вырабатывать умение удерживать широко открытый рот в течение нескольких секунд. | Картотека, упр №1 | ||||
2 неделя | Занятие по развитию речи | Рассматривание игрушек- поезда, коровы, кукушки, петуха. (Занятие №2) | Подвести составлению короткого описательного рассказа об игрушке; учить правильно называть предметы Закрепить правильное произношение звука (у). | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет, с.18. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Стихотворения о детях. | Продолжать учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, интонационно выразительно передавать образное содержание. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.57. | ||||
Речевые игры на формирование структуры предложения | «Поезд» | Закреплять умение воспринимать глаголы на слух и выполнять действия, которые они обозначают. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.54. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Паровозик» | Укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы. | Картотека, упр№14 | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Паровозик свистит» | Учить высовывать вперед край языка и через него подуть. | Картотека, упр №38. | ||||
3 неделя | Занятие по развитию речи | Описание игрушек- котенка, жеребенка, мышонка. Занятие №3 | Учить составлять совместно с воспитателем небольшой рассказ об игрушке; учить образовывать наименования детенышей животных с помощью суффикса – онок. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.20. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Стихотворения «Игрушки» | Вызвать желание выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения; формировать положительное отношение к поэзии. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с47. | ||||
Речевые игры | «Чей голос?» | Формировать умение образовывать глаголы от звукоподражательных слов. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с65. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Вырасти большой» | Учить произносить на выдохе «у-х-х-х-х» | Картотека, упр №20. | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Зайчик» | Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Укреплять мышцы губ. | Картотека, упр №7. | ||||
4 неделя | Занятие по развитию речи | Рассматривание картины «Мы играем в кубики, и строим дом» Занятие №4 | Учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ; учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с23. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | — | — | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с. | ||||
Речевые игры | «Дружные ребята» | Активизировать в речи название детенышей животных. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.48. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Ветерок» | Развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, способствовать правильному ритмичному дыханию | Картотека, упр №6. | ||||
Артикуляционная | «Улыбка» | Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. | Картотека, упр №1. | ||||
Неделя | Формы работы | Программное содержание | Задачи | Учебно-методическая литература | |||
ОКТЯБРЬ | |||||||
1 неделя | Занятие по развитию речи | Описание внешнего вида куклы Оли. Занятие №5 | Учить рассматривать предметы, формировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ; учить использовать антонимы. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с25. | |||
Занятия по ознакомлению с художественной литературой | — | — | О.С.Ушакова. Ознакомление Дошкольников с литературой и развитие речи, с.145. | ||||
Речевые игры | «Олины помощники» | Формировать умение образовывать форму множественного числа глаголов. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры,58. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Шагом марш» | Учить произносить на выдохе «ти-ш-ш-ше» | Картотека, упр№16 | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Домик открывается» | Учить спокойно открывать и закрывать рот , расслабляя мышцы языка, удерживать губы в заданном положении. | Картотека, упр №3. | ||||
2 неделя | Занятие по развитию речи | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем. | Учить составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ, формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий-низкий). | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.29. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | «Репка» | Помогать эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании, учить точно отвечать на вопросы. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с39. | ||||
Речевые игры | «Что за предмет?» | Формировать умение составлять текст описания. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с 87. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Каша кипит» | Учить громко, на выдохе произносить «ф-ф-ф-ф-ф» | Картотека, упр №13. | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Любопытный язычок» | Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. | Картотека, упр №5. | ||||
3 неделя | Занятие по развитию речи | Составление рассказа об игрушках- котенке- зайчонке. Занятие №7 | Учить составлять с помощью взрослого короткие рассказы; соотносить наименования детенышей животных в единственном и множественном числе. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.31. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Русская народная сказка «Теремок» | Учить эмоционально воспринимать содержание сказки; запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с55. | ||||
Речевые игры | «Попроси правильно» | Закреплять умение называть детенышей животных. | О.С. Ушакова. Придумай слово.48. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Насос» | Развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, способствовать правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. | Картотека, упр № 18. | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Лягушка» | Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. | Картотека, упр №6. | ||||
4 неделя | Занятие по развитию речи | Описание игрушек – козлика, ослика, парохода. Занятие№8 | Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке; показать образные формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай). | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.35. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Русская народная сказка «Колобок» | Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, участвовать в рассказывании, учить точно отвечать на вопросы | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с47. | ||||
Речевые игры | «Кто что умеет делать» | Формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.89. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Гуси шипят» | Учить произносить на выдохе «Ш-ш-ш» | Картотека, упр №4. | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Окошко» | Развивать мышечную силу и подвижность губ. | Картотека, упр №8. |
Месяц/ неделя | Тема/ Литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Совместная деятельность с родителями | |
10 1 неделя | «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок». О.С.Ушакова Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. М.: ТЦ, «Сфера» 2010,с.116 | — учить составлять рассказ, используя набор игрушек, — закреплять слова, обозначающие признаки и действия предметов (игрушек). Учить согласовывать существительные и прилагательные во множественном числе, — закреплять правильное произношение звука «з» в изолированном виде. Учить различать интонации, правильно пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания. | игрушки: кукла, котенок, собака, | — вопрос — ответ, — рассказ о котенке, составление рассказа детьми, — игра — упражнение на звукопроизношение. | Дидактические игры: «Страшный зверь» [11, с. 130]; «Какие слова бывают?» [16, с. 36]. 2. Чтение сказки «Три поросенка». 3. Чтение стихотворения А. Майкова «Кроет уж лист золотой…» [20, с. 295]. 4. Словесная игра «Гуси» [21, с. 80]. 5. Игра «Подарки» [21, с. 83]. 6. Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с. 264]. 7. Пальчиковая гимнастика (1-й комплекс, № 3, 4, 5) [10, с. 53]. 8. Мини-сценка по стихотворению Л. Корчагиной «Ёж» [9, с. 37]. | Рекомендация «Как научить детей составлять рассказ по набору игрушек» | |
2 неделя | «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». О.С.Ушакова Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. М.: ТЦ, «Сфера» 2010,с.118 | учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать разговор действующих лиц, учить правильно называть детенышей животных, пользоваться формой глаголов в повелительном наклонении. | сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», игрушки: собака, зайчиха, крокодил, бегемот, по 2 детеныша; счетная лесенка. | — рассказывание сказки, — беседа по содержанию, — пересказ детьми, игровое упражнение «Пузырь», — игра «Детеныши». сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», игрушки: собака, зайчиха, крокодил, бегемот, по 2 детеныша; счетная лесенка. | 1. Дидактическая игра «Поручения» [11, с. 132]. 2. Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Что такое лес?» 3. Чтение потешки «Ножки, ножки, где вы были?» [20, с. 219]. 4. Разучивание стихотворения Ю. Тувима «Овощи» [20, с. 145]. 5. Пальчиковая гимнастика «Игра-потешка» [10, с. 53]. 6. Словесная игра «Так бывает или нет?» [21, с. 82]. 7. Отгадывание загадок [1, с. 120] | Игра-театрализация для родителей по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» | |
3 неделя | «Составление сюжетного рассказа по ролям». О.С.Ушакова Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. М.: ТЦ, «Сфера» 2010,с.120 | -развивать диалогическую речь, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них, — закреплять слова, обозначающие признаки и действия предметов, учить подбирать точные сравнения, — учит понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса. Вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук. | игрушки: козленок, зайчонок, коза, корова | — игровой момент, — игра «Назови ласково», — игра — физминутка, — звуковая гимнастика. | 1. Дидактические игры: «Чего не стало?» [11, с. 123]; «Назовите разные слова» [16, с. 36]. 2. Чтение стихотворений К. Ушинского «Бодливая корова», Б. Заходера «Кискино горе». 3. Разучивание стихотворения А. Барто: Резиновую Зину купили в магазине, Резиновую Зину в корзине принесли, Она была разиней, резиновая Зина, Упала из корзины — измазалась в грязи. 4. Кукольный театр: «Лесная история» [12, с. 57]. 5. Игра «Подарки» [21, с. 83 | Рекомендация «Составляем сюжетный рассказ по ролям» | |
4 неделя | «Придумывание загадок — описаний об игрушках». О.С.Ушакова Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. М.: ТЦ, «Сфера» С 122 | — учить описывать предмет, не называя его. Развивать диалогическую речь. Учить задавать вопросы и отвечать на них, -активизировать употребление глаголов, обозначающих действие и прилагательных. Обозначающих признаки предметов, — продолжать знакомить с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слов. | ширма, Петрушка, игрушки: мяч, матрешка, барабан, машина, кукла, корова, утенок, султанчик. | рассматривание игрушек, — игровой момент, игра дыхательное упражнение «Султанчики», — обучение диалогу, — игра «Отгадайте, кто это». ширма, Петрушка, игрушки: мяч, матрешка, барабан, машина, кукла, корова, утенок, султанчик. | 1. Дидактическая игра «Ты кто?» [11, с. 141]. 2. Чтение сказки «Привередница» [20, с. 256]. 3. Чтение потешки «Наш козёл» [4, с. 80]. 4. Повторение чистоговорки: Ся-ся-ся, са-са-са — не пугай нас, оса! Сю-сю-сю, су-су-су — не заблудимся в лесу. 5. Разучивание потешек про корову и бычка [7, с. 48]. 6. Словесная игра «Кто в домике живет?» [21, с. 79]. 7. Ролевой театр: сказка В. Сутеева, «Под грибом» [9, с. 38] | Придумать загадку-описание игрушек |
Презентация к уроку по развитию речи ( группа) на тему: Вклад О.С.Ушаковой в развитие речи дошкольника
Слайд 1
Вклад О.С. Ушаковой в развити е речи дошкольникаСлайд 2
СОДЕРЖАНИЕ Краткая биография Научно – исследовательская деятельность Основные публикации Список литературы
Слайд 3
Ушакова Оксана Семеновна Дата рождения: 15 декабря 1938 г . Место рождения: Кировская область . Образование: В 1957 г. окончила дошкольное отделение педагогического факультета МГПИ им. В.И. Ленина, в 1964 г. — литературный факультет МОПИ им. Н.К. Крупской.
Слайд 4
Карьера В 1971 г. принята на работу в Институт дошкольного воспитания младшим научным сотрудником. С 1973 г. зачислена на должность старшего научного сотрудника лаборатории развития речи детей . С 1989 года по настоящее время — заведующая лабораторией Института психолого-педагогических проблем детства РАО . В 1997 г. защищена докторская диссертация «Речевое воспитание в дошкольном детстве». Доктор педагогических наук, профессор Международной академии наук психологии и образования. Руководит научно-исследовательской программой развития речи детей дошкольного возраста. Комплексный характер программы основан на данных не только педагогики и психологии, но и общего языкознания, социолингвистики и психолингвистики.
Слайд 5
Награды медаль Ушинского (Серебряная медаль К. Д. Ушинского для награждения особо отличившихся учителей и деятелей в области педагогических наук) ветеран труда с 1989 г. Книги Оксана Семеновна Ушакова — автор более 250 публикаций, под её руководством защищено 20 кандидатских и докторских диссертаций по актуальным проблемам развития речи дошкольников.
Слайд 6
Лекции и семинары В настоящее время О.С. Ушакова проводит авторские семинары по проблематике своих научных и прикладных исследований .
Слайд 7
Концепция Развитая в соответствии с возрастом речь ребенка – одна из важнейших характеристик школьной готовности будущего первоклассника . Однако сегодня мы наблюдаем неуклонный рост числа детей, речь которых не соответствует возрастным возможностям. Неразвитая речь является серьезным препятствием для успешного обучения в школе и для общего развития ребенка. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому для успешного овладения речью необходимо целенаправленное обучение.
Слайд 8
Оксана Семеновна Ушакова — ученица выдающегося психолога , педагога и лингвиста Феликса Алексеевича Сохина. Исследования Ф. А. Сохина, О . С. Ушаковой и их сотрудников, во многом изменили подход к содержанию и методике развития речи детей. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи . Выводы, полученные в этих исследованиях, имеют не только большое теоретическое, но и практическое значение. На их основе были разработаны программа речевого развития детей, методические пособия для воспитателей, отражающие комплексный подход к речевому развитию и рассматривающие овладение речью как творческий процесс.
Слайд 9
Сделанное коллективом Ф.А.Сохина — О.С.Ушаковой ныне не только утратило своей актуальности, но и максимально востребовано в практике российского дошкольного образования. В лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой разработана теория усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогические основы методики развития речи в детском саду.
Слайд 10
Е.А.Смирнова и О.С.Ушакова при разработке методики обучения старших дошкольников повествовательным монологам используют серии сюжетных картин. При рассказывании (индивидуальном и коллективном) по сериям картинок у детей формируется умение связывать слова в простых и сложных предложениях, соединять смысловые части высказывания, соблюдать структуру текста, использовать разнообразные зачины рассказа, синонимические замены при назывании героев, их действий, состояний. Исследования связной речи дошкольников Е.А.Смирновой и О.С.Ушаковой раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи.
Слайд 11
Ушакова является одним из ведущих специалистов в области речевого развития дошкольников. Ею разработана система обучения родному языку детей от 3-х до 7-ми лет, на базе которой создана авторская «Программа развития речи детей в дошкольном возрасте в детском саду» (1994 ). Книга посвящена вопросам развития речи и речевого общения дошкольников. В ней рассматриваются психологические и лингвистические основы речевого развития детей в разных возрастных группах дошкольных образовательных учреждений .
Слайд 12
В книге представлена авторская программа и конспекты занятий по развитию речи для всех возрастных групп детского сада, начиная со второй младшей; даются методические рекомендации по организации учебной работы. Вводная глава в краткой форме знакомит читателей с теоретическими основами авторской программы и методики.
Слайд 13
В книге раскрывается система работы по ознакомлению детей 3-7 лет с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм) и развитию речи. Дается методика развития словесного творчества дошкольников, представлены комплексные занятия, включающие сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности, а также методические рекомендации по организации образовательной работы.
Слайд 14
В книге раскрывается система работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм) по всем возрастным группам; дается методика развития словесного творчества дошкольников; представлены комплексные занятия, включающие сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности.
Слайд 15
Развитие связной речи у детей 5-8 лет. Дидактический материал. Предлагаемые серии картин могут использоваться педагогами как на занятиях по развитию речи, так и в свободной деятельности, а также в индивидуальной работе с теми детьми, у которых зафиксированы недостатки в развитии разных сторон речи.
Слайд 16
В пособии раскрывается методика работы по развитию речи детей во всех возрастных группах дошкольного учреждения. Представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др.; даются примерные конспекты занятий.
Слайд 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш . – М. : ТЦ «Сфера», 2001. Ушакова О. С. Игры и упражнения по развитию речи / О. С. Ушакова. – М. : Владос , 2004. Ушакова О . С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошкольных учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос , 2004. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994 . https :// dob.1september.ru/2001/04/vkl1.htm http:// www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2368
Слайд 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Консультация по развитию речи по теме: Анализ «Программы развития речи дошкольников» Ушаковой О. С.
Анализ парциальной «Программы развития речи дошкольников». Автор программы доктор педагогических наук Ушакова О.С.
В состав учебно-методического комплекта к программе «От рождения до школы» входит издание Гербовой В. В. «Развитие речи в детском саду».
Программа разработана на основе исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (ныне — Институт психолого-педагогических проблем детства РАО) под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Результаты исследований позволили разработать теорию усвоения языка в дошкольном детстве и обосновать систему работы по развитию речи детей дошкольного возраста (от трех до семи лет).
Теоретический фундамент программы – представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Выготского, Эльконина, Леонтьева и др.
Одна из центральных задач речевого развития дошкольников – владение связной монологической речью. Её успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности и т.д.), которые должны и могут быть учтены в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Обучение языку рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонематическими, лексическими и грамматическими), но и в контексте развития общения детей друг с другом и с взрослыми (т.е. как становление коммуникативных способностей). Поэтому существенной задачей речевого воспитания является не только формирование культуры речи, но и культуры общения.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
В основе системы лежит комплексный подход. Авторы выделяют основные задачи развития речи:
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие лексической стороны речи;
- формирование грамматического строя речи,
- развитие связной речи.
Методика построена таким образом, чтобы педагог-практик мог на одном занятии решить эти разные, но взаимосвязанные задачи.
Внутри каждой задачи выделяются приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения. Особый акцент делается на формировании у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями.
В решении каждой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) прослеживается принцип преемственности, т.е. идет постепенное усложнение материала от группы к группе.
Вместе с тем на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений.
Структура представленного издания:
Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы.
Подробно описаны основные задачи речевого развития и направления работы.
Содержание задач и методические рекомендации представлены по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей каждого возрастного периода.
Большинство представленных в программе занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми, любовь к природе.
Со многими темами дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему, сначала в отдельных лексических и грамматических упражнениях, а в дальнейшем в связных высказываниях.
Приложение: содержит литературный материал для занятий по пересказу, методики мониторинга уровня речевого развития дошкольников.
Итог: Несомненным достоинством данной программы являются
- ее глубокое теоретическое обоснование,
- приоритетное развитие монологической речи и коммуникативных навыков дошкольников;
- полное методическое обеспечение.