Во сколько лет отдавать ребенка в садик – лучший возраст
Отдавать ли ребенка в детский сад, и если да, то когда это лучше всего сделать? С этим вопросом сталкивается множество родителей, и зачастую сложно дать на него однозначный ответ. Но в какой-то момент все-таки необходимо принять решение. Мы подготовили эту статью, чтобы рассказать о плюсах и минусах детского сада, о том, как понять, готов ли малыш к таким переменам в жизни, а также помочь родителям определиться, какой возраст ребенка наиболее подходит для того, чтобы начать посещать садик.
Детский сад – «изобретение» в целом недавнее. Пребывание ребенка целый день в большом детском коллективе, еще и под присмотром не родителей или других родственников, а воспитателей и нянечек – чужих, в общем-то, людей. Поэтому садик может становиться причиной серьезного стресса у детей. Но в тех реалиях, в которых мы живем, далеко не все родители имеют возможность долго оставаться дома с малышом, не выходя на работу. Финансовый фактор может играть заметную роль в момент принятия решения, стоит ли отдавать ребенка в детский сад. Нередко родители стремятся вернуться к работе как можно скорее, поэтому ищут возможность определить ребенка в сад или ясли в 1,5 года малыша, а иногда и раньше.
Достаточно широко распространено и такое мнение, что общение со сверстниками и приучение к самостоятельности и, с другой стороны, к дисциплине и послушанию должны начинаться с самого раннего возраста. Несомненно, опыт, приобретенный в детском саду, серьезно влияет на дальнейшую жизнь и развитие ребенка, но стоит помнить, что даже самые активные, самостоятельные и общительные детей до 3 лет максимально нуждаются в родительском внимании и заботе, а контакты с другими детьми крохе могут быть пока еще не слишком интересны.
И у сторонников, и у противников детского сада как явления есть весомые аргументы в пользу их позиций. Первые делают акцент на необходимости общения детей между собой, развития умения существовать в коллективе, которое пригодится ребенку в будущем. Вторые считают, что ребенку достаточно общения с родными дома, а со сверстниками можно контактировать на прогулках или кружках, а потом и в школе. К тому же, дополнительная нагрузка на иммунитет малыша приводит к тому, что он чаще болеет, и этот факт тоже может вызывать беспокойство родителей. Остановимся немного подробнее на положительных и отрицательных сторонах детского сада.
Плюсы
1. Социализация
Самое важное, что детский сад дает ребенку – это возможность находиться среди сверстников, общаться с ними, учиться сосуществовать. Первая дружба, первые конфликты и их решение, поиск своего места в коллективе – все это в будущем поможет лучше выстраивать отношения с людьми, сначала в школе, а потом и во взрослой жизни. Ранний опыт такого взаимодействия может быть особенно полезен для единственного ребенка в семье, а также для тех детей, которые мало общаются с ровесниками в силу тех или иных причин.
2. Развитие речевых навыков
Из первого пункта логично вытекает и второй – чтобы общаться, надо говорить. Нередко именно в период посещения детского сада у ребенка происходит мощный прорыв в развитии речи. Мама и папа нередко понимают своего ребенка без слов, поэтому он может меньше стараться научиться внятно и правильно говорить, не видя в этом необходимости. Контакты с большим количеством новых людей, а также разнообразные занятия и мероприятия в детсаду будут способствовать тому, чтобы ребенок быстрее учился говорить.
3. Самостоятельность
Дома малыш привыкает к тому, что многое родители делают за него, поэтому стремление к самостоятельности и развитие бытовых навыков может в ряде случаев несколько тормозиться. В детском саду ребенка, конечно, не оставят без помощи и поддержки, но в отрыве от домашней обстановки умения будут развиваться быстрее. К тому же, ребенку может быть интересно подражать более умелым сверстникам, стараться догнать их и почувствовать себя более взрослым.
4. Подготовка к школе
Не в последнюю очередь посещение детского сада полезно для ребенка в качестве подготовительного этапа перед школой. Домашние занятия не всегда могут заменить разнообразную и разностороннюю программу дошкольного образования, которую составляют для детских садов педагоги и психологи. В садике малыш не только получит новые знания, но и научится усидчивости и внимательности, которые очень пригодятся ему позже, на уроках в школе.
5. Устойчивый режим дня
Физическое и психическое состояние ребенка во многом зависит от соблюдения режима дня. В домашней обстановке не всегда получается его соблюдать, и если единичные нарушения режима вреда не принесут, то полное отсутствие стабильного распорядка может быть чревато проблемами в будущем. Детский сад, напротив, это территория, где все подчиняется режиму. Приемы пищи в одно и то же время, очень важный для ребенка дневной сон, обязательная физическая активность и прогулки на улице – все это положительно влияет на здоровье малыша, а также дисциплинирует его и приучает к пунктуальности.
Минусы
1. Частые болезни
Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сталкиваются с тем, что кроха начинает гораздо чаще болеть, нередко проведенных в садике дней оказывается чуть ли не меньше, чем тех, когда малыш был нездоров и оставался дома. Так выглядит реакция детского иммунитета на большое количество новых раздражителей, должно пройти некоторое время, чтобы прошел адаптационный период, и детское здоровье наладилось. По возможности начинайте посещение детского сада в летнее время, так как максимальный риск заболеть приходится на период с октября по апрель.
2. Стресс
Для ребенка становится немалым потрясением расставание с мамой на целый день, новая обстановка, незнакомые поначалу люди – воспитатели и товарищи по группе. Малыш может стать более нервным и капризным, чаще плакать и хуже спать. У одних детей стрессовое состояние проходит довольно быстро, другие приспосабливаются к новым условиям в течение более долгого времени, но, в любом случае, ребенку еще сильнее, чем прежде, необходима родительская поддержка и помощь.
3. Проблемы с питанием
Меню детского сада часто отличается от привычного ребенку рациона. Даже знакомые блюда могут быть приготовлены по-другому и не понравиться малышу, он теряет аппетит, отказывается от еды. К тому же, если ваш ребенок еще не совсем хорошо умеет есть сам, он может испытывать трудности во время приемов пищи в садике, есть слишком медленно и не успевать утолить голод, пока идет время, например, завтрака или обеда.
4. Некомпетентность педагогов
К сожалению, еще не так уж редки случаи, когда воспитатели далеки от профессионализма и умения грамотно решать различные ситуации при общении с детьми. Еще встречаются чаще, чем хотелось бы, нетерпеливость и вспыльчивость педагогов, их чересчур авторитарное или, наоборот, слишком мягкое поведение. Знакомьтесь с воспитателями заранее, ищите отзывы о садике в который хотите отдать малыша, чтобы свести к минимуму риск получения ребенком неприятного опыта.
5. Изменение поведения к худшему
Малыш уже ходит в детский сад какое-то время, и постепенно вы перестаете узнавать собственного ребенка – он становится агрессивнее или плаксивее, более зажат, чем раньше, перестает слушаться вас и употребляет словечки, которые вы не хотели бы слышать от маленького ребенка в собственном доме. Это может быть влияние как стресса, так и общения с другими детьми в группе.
Ваша задача в это непростое время – внимательно следить за физическим и психоэмоциональным состоянием ребенка, решать возникающие проблемы, помогать с адаптацией. Если минусы перевешивают плюсы, то вы можете однажды принять решение забрать малыша из детсада совсем, и в отдельных случаях это будет абсолютно правильно, так как психологический комфорт ребенка всегда должен быть в приоритете.
1,5 – 2 года
В большинстве своем в ясельную группу детского сада принимаются малыши с полутора лет, в отдельных ситуациях эта цифра может быть меньше. Однако большинство психологов сходится в том, что без крайней необходимости не стоит так рано отрывать ребенка от матери и оставлять надолго в садике. В полтора-два года центром мира малыша является мама и то, что с ней связано, а общение с чужими людьми, даже детьми того же возраста, занимает кроху гораздо меньше.
При этом у раннего знакомства ребенка с детским садом есть и преимущества. В яслях полуторагодовалый малыш быстрее осваивает речь, отказ от соски и подгузников может случиться быстрее, чем дома. Ребенок привыкает к дисциплине и организованности.
Большая часть проблем в этом возрасте возникает из-за того, что далеко не все дети готовы так рано расставаться с мамой на долгое время, поэтому лучше не форсировать события и внимательно следить за эмоциональным состоянием ребенка. Если малыш не может привыкнуть находиться среди чужих людей, тоскует по маме, постоянно находится в состоянии стресса, стоит сделать паузу, забрать его из садика и подождать подходящего момента.
2 – 2,5 года
Двухлетний ребенок уже обладает большей психологической устойчивостью, интересуется общением с другими детьми и меньше страдает от расставания с мамой и папой. К тому же, у многих детей в этом возрасте лучше развита речь и навыки самообслуживания. Двухлетка легче приспосабливается к распорядку дня и дольше может сосредоточивать свое внимание на играх или занятиях.
В 2,5 года постепенно начинается процесс сепарации и усиливается тяга к самостоятельности, но при этом может возникать конфликт из-за необходимости подчиняться воспитателям – чужим, по сути, людям. Родителям нужно проговорить с ребенком все сложные моменты, при расставании обязательно рассказывать о своих планах, договариваться о времени, когда малыша заберут домой.
3 года и более
К трем годам у ребенка формируется большинство необходимых для детского сада привычек и навыков. Но здесь нас может поджидать ловушка в виде серьезного возрастного кризиса. Если до этого, даже при наличии определенного интереса к другим людям, центром мира малыша была мама, то в три года мы получаем вспышку самостоятельности, стремление к социализации и растущую потребность общаться со сверстниками, участвовать в коллективных играх. В речи ребенка начинает рефреном звучать «Я сам!», и в этот момент приходится непросто как ему, так и родителям. На пике переломного периода отдавать малыша в детский сад – не лучшая идея, так как перемены, происходящие во внутреннем мире ребенка и в кругу семьи, дополнятся сложностями извне – адаптацией к новому месту и людям. Резкая перестройка режима жизни в момент кризиса может негативно сказаться на состоянии ребенка.
Большинство психологов считает, что оптимальный возраст для того, чтобы отдавать ребенка в детский сад – после трех лет. Кризис уже миновал, у малыша присутствует живой интерес к общению с ровесниками, эмоциональный настрой меньше зависит от присутствия родителей рядом на постоянной основе. К 3,5 – 4 годам многие дети уже бегло разговаривают и не испытывают серьезных трудностей при коммуникации.
Для разных возрастов набор желательных навыков несколько отличается, но главное – это психологическая готовность малыша к посещению садика. Вот несколько признаков, которые говорят о том, что ребенка можно отдавать в детский сад:
– ребенок заинтересован в общении со сверстниками, легко идет на контакт и находит общий язык;
– отсутствие мамы и папы в течение нескольких часов не становится поводом для слез и стресса;
– малыш уже приучен к режиму дня, схожему с детсадовским, или легко к нему привыкает в процессе подготовки;
– ребенок сам умеет кушать, сам или с минимальной помощью взрослых одевается и раздевается;
– может достаточно длительное время (от 30 до 40 минут) играть в одиночку или с другими детьми.
Многих родителей беспокоит тема туалета, но даже если ваш ребенок еще нуждается в подгузниках, приучение к горшку в детском саду проходит достаточно быстро и не вызывает у малыша особенных трудностей. К тому же, о любых особенностях именно вашего ребенка вы сможете поговорить с воспитателями и найти варианты решений для всех ситуаций.
При правильной, заранее начатой подготовке ребенка к детскому саду и своевременной помощи при адаптации, большинство рисков и проблем можно минимизировать, а малыш получит важный и интересный опыт общения со сверстниками, узнает много нового, ему будет проще приспосабливаться в будущем к учебе в школе и взрослой жизни.
Не берут в детский сад: что делать, куда жаловаться
Ребенка не берут в детский сад, указывая при этом на различные причины: нет мест, нет прививок, нет прописки и другие. Проблема нехватки мест в детских садах актуальна последнее десятилетие для всех регионов России. В 90-х годах прошлого века в связи со снижением рождаемости многие детские сады попросту закрыли, а здания передали на баланс частных организаций либо вообще забросили. Демографическая политика современной России, повышение рождаемости привели к тому, что мест в детских садах на всех перестало хватать. Родители вынуждены стоять в очереди. Зачастую ребенок попадает в дошкольное учреждение в трех или даже четырех летнем возрасте.
Содержание
- 1 Гарантии дошкольного образования
- 2 Порядок приема в детский сад
- 3 Отказ в путевке по причине отсутствия мест
- 3.1 Судебная практика
- 3.2 Куда обратиться, если в детском саду нет мест
- 4 Отказ по причине отсутствия прививок
- 5 Отказ из-за отсутствия прописки
- 6 Порядок обжалования решений об отказе в приеме ребенка в детский сад
Гарантии дошкольного образования
Первыми педагогами для маленьких членов общества являются мать и отец. Родители могут воспитывать свое чадо самостоятельно либо обратиться за помощью в специально созданные для этого учреждения известные как детские сады.
Дошкольное образование – это первая ступень общего образования, которое реализуется по специальной программе, разработанной в полном соответствии со стандартами.
Порядок приема в детский сад
Законом установлены общие правила к алгоритму зачисления в сады малолетних граждан. Для поступления необходимо встать на очередь, другими словами, получить направление (путевку). В связи с повышенным спросом на места, многие родители стараются решить проблему заблаговременно, едва получив свидетельство о рождении ребенка.

Детский садик можно посещать с двухмесячного возраста. Такой порог установлен законодательством. Однако учреждений, принимающих грудничков, практически нет. В таком возрасте малыш еще неразрывно связан с матерью и не нуждается в помощи образовательной организации. Максимальный возраст для посещения детского садика законом не определен, как правило, он соответствует возрасту приема в школу. Однако некоторые дошкольные учреждения оставляют у себя детей семилетнего возраста, что не противоречит правовым нормам и в некоторых случаях необходимо для родителей, например, в летний период времени.
Образовательные организации в своем уставе самостоятельно прописывают возраст начала приема детей согласно возрастных групп. Например, с 2,5 до 3,5 лет, с 3,5 до 4,5 лет и так далее. Если малыш не достиг возраста приема в ту или иную возрастную группу, ему могут отказать в путевке.
Путевки в детское учреждение распределяются в соответствии с очередностью. Учитывается дата постановки на учет и возрастная группа, на которую претендует ребенок. Точкой отчета, как правило, является дата 1 сентября. Если ребенок не достигает к этому сроку возраста приема в группу, ему отказывают в путевке. Малышам, которые родились в августе, в случае распределения мест в детские сады, особенно не повезло, поскольку они всегда будут находиться в конце списков.
После получения путевки родителем подается заявление о зачислении малыша. Его можно подать в любой день. Вместе с тем на практике зачисление происходит в строго определенное время (например, весной), а посещение начинается только с лета-осени.
Помимо заявления предоставляются:
- свидетельство о рождении ребенка,
- сведения о регистрации или временной прописке;
- медицинское заключение о том, что ребенок может посещать дошкольное учреждение.
Отказ в путевке по причине отсутствия мест
Распространенным случаем непосещения ребенком образовательного учреждения является отсутствие мест в детском саду, когда количество желающих превышает фактическое число мест в учреждениях. Особенность распределения путевок между состоящими на учете детьми в условиях дефицита мест приводит к тому, что фактически детские сады посещает льготная категория детей. К таким категориям относятся следующие малыши:
- дети из многодетных семей;
- дети матерей одиночек;
- дети сотрудников правоохранительных органов;
- дети ветеранов боевых действий;
- другие категории.
Не имеющие привилегий семьи получают места в детские сады только после внеочередников.
Судебная практика
До 2012 года можно было смело заявлять, что отказ в путевке в детский сад по причине отсутствия мест противоречит Конституции РФ и другим законам. Системный анализ законодательства позволял сделать вывод о безусловной доступности дошкольного образования для всех и каждого и фактической незаконности, которая творилась при распределении мест.

Частные иски родителей не решали проблему дефицита мест. Эффективной могла явиться мера, обязывающая муниципалитеты обеспечивать жителей детскими садами в достаточном количестве. Но законодатель пошел по третьему пути, признав такие отказы законными, о чем прямо указал в статье 67 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Это привело к существенному снижению судебных споров об отсутствии мест в детские сады.
Куда обратиться, если в детском саду нет мест
Законность отказов по причине отсутствия мест отнюдь не является точкой в решении вопроса обеспечения ребенка садиком. Те, кто остался без места вправе обратиться в администрацию города или областные (краевые) органы, занимающиеся вопросами образования. Они должны оказать содействие в устройстве малыша в другое детское дошкольное учреждение.
На практике данное положение реализуется достаточно слабо. Например, подбирают садик, находящийся далеко от дома. Родители отказываются от такого учреждения, и ребенок продолжает стоять в очереди в ожидании путевки.
Отказ по причине отсутствия прививок
Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется согласно федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998. Статья 5 предоставляет родителю право вообще не прививать свое чадо. Соответствующее решение должно иметь письменную форму. Следовательно, любой отказ в приеме в детский сад ребенка без прививок будет неправомерен.
Однако в некоторых случаях администрации учреждений не берут ребенка в детский сад, ссылаясь на его непривитость. Это законно только в период эпидемий. Срок запрета посещения садика законом не оговорен и может устанавливаться учреждением самостоятельно.
Стоит заметить, что запрет на посещение детского сада для непривитых детей в период эпидемий является жестким и не зависит от желания администрации учреждения. Другими словами, нет прививки – сидите дома, без каких-либо исключений и поблажек. Принимая не привитого ребенка в коллектив, администрация рискует быть подвергнутой наказанию в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Отказ из-за отсутствия прописки
Муниципалитет проводит учет будущих детсадовцев по месту жительства (территориальный принцип). Такой подход необходим, прежде всего, для обеспечения равномерного наполнения учреждений. Приоритет отдан тем детям, зарегистрированным на территории, закрепленной за соответствующим детским садом. Дети без прописки в зоне юрисдикции садика могут поступить в него только при наличии свободных мест. Аналогичное правило применяется и к школам.
В связи с этим отказ по причине отсутствия прописки будет условно правомерен. А условием будет: наличие детей, обладающих первоочередным правом на зачисление.
Порядок обжалования решений об отказе в приеме ребенка в детский сад
Порядок оспаривания подчиняется общим правилам обжалования действия (бездействий) должностных лиц. Чтобы в суде не возникли вопросы с доказательствами, следует начать с письменного обращения в администрацию детского учреждения, а также муниципальный орган по образованию, в котором попросить разъяснить основания и причины принятого решения.

Защитой прав малолетних граждан занимаются органы Прокуратуры РФ. В случае нарушений ими может быть подан иск в интересах несовершеннолетнего с последующей его поддержкой в суде.
Формально не предоставление места в детский сад возможно только при отсутствии в нем мест. Однако фактически вариантов отказа в выдаче путевок очень много. В каждом конкретном случае следует разбираться и при выявлении фактов нарушений прав несовершеннолетнего обращаться за помощью в компетентные органы.
12 способов помочь ребенку перейти в детский сад
АРХИВИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ: В качестве услуги для наших читателей издательство Harvard Health Publishing предоставляет доступ к нашей библиотеке архивного контента. Обратите внимание на дату публикации или последнего просмотра каждой статьи. Никакой контент на этом сайте, независимо от даты, никогда не должен использоваться в качестве замены прямой медицинской консультации от вашего врача или другого квалифицированного врача.
Летом я выношу большую часть своей логопедической практики из классной комнаты и офиса и переношу ее в летний лагерь. Это может быть удовольствием, чтобы помочь дошкольникам развить языковые и социальные навыки со своими сверстниками на улице в теплые летние дни.
Примерно в конце июля мои дошкольники, которые идут в детский сад, часто нуждаются в дополнительном внимании. Дети довольно умно относятся к этим переходам и чувствуют непредсказуемость перехода в новый класс. Они думают о том, чтобы завести новых друзей и привыкнуть к новому учителю — смогут ли они найти ванную, где они будут перекусывать, как они будут вписываться?
Некоторые дети, например 5-летняя Кара, очень прямо выражают свои страхи. Однажды она вылезла из каяка и бросилась через причал, чтобы поприветствовать меня. Она скрестила руки на груди, встала передо мной, широко расставив ноги, и сказала: «Энн, мне так страшно. Мне скоро в детский сад идти!» (Вы можете прочитать весь разговор с Карой ниже. )
Другие дети не так откровенны в своих переживаниях. Еще один из моих подрастающих детсадовцев вылил мне на голову ведро воды (я была не одета для купания). Я знал, что его поведение было вызвано не тем, что он был в настроении для хорошей шутки, а скорее тем, что он хотел что-то обсудить и хотел моего полного внимания. Тема собиралась в детский сад.
Если ваш ребенок пойдет в детский сад в сентябре, вот несколько способов облегчить переход.
- Попробуйте заняться игровой терапией дома. Подойдут маленькие фигурки, мягкие игрушки или куклы. Пусть ваши «актеры» испытают переход на новое место. Не забывайте «разыгрывать» копинг-стратегии, например, «Мр. Слон чувствует себя испуганным. Итак, что он может сделать? Может быть, он мог бы рассказать своему учителю!
- Поговорите о переходе с ребенком в позитивном ключе и постарайтесь не показывать слишком много собственного беспокойства по поводу изменений.
- Посетите школу как можно скорее этим летом.
Если ваша школа предлагает дни посещения, сделайте все возможное, чтобы ваш ребенок посещал их. Если в детском саду вашего ребенка заранее составляется расписание занятий на день, обсудите его с сыном или дочерью. Сфотографируйте школу, класс и нового учителя, если это возможно.
- Посмотрите, сможете ли вы узнать кого-нибудь из новых одноклассников вашего ребенка, и назначьте свидание для игры. Некоторые школы предлагают поздним летом свидания на игровой площадке для поступающих в детский сад.
- Играйте в ролевые игры столько, сколько сможете (драматические игры очень важны, чтобы помочь дошкольникам научиться принимать изменения и начинать новые роли).
- Расскажите своему ребенку, что вы чувствовали, когда вам нужно было идти в детский сад, и что заставило вас чувствовать себя лучше и как все закончилось хорошо (если вы помните!)
- Попросите братьев и сестер вашего ребенка рассказать ей/ему о своем опыте.
- Напомните ребенку: «Бояться — это нормально.
Но вы будете чувствовать себя лучше с каждым днем, когда вы там. Многие дети чувствуют то же, что и ты». Может возникнуть соблазн попытаться отмахнуться от детского страха (в конце концов, вы знаете, что все будет хорошо). Вместо этого постарайтесь признать страх вашего ребенка реальным и уместным, предлагая при этом заверения.
- Дошкольники должны чувствовать, что их родители верят в то, что они чувствуют.
- Дайте вашему ребенку время поговорить с вами о своих страхах.
- Напишите вместе с ребенком рассказ о его или ее первом дне в детском саду (с вашим ребенком в качестве главного героя!) Включите логику, чувства и т. д.
- Прочтите своему ребенку о поступлении в детский сад. Некоторые хорошие варианты: «Ночь перед детским садом» (Чтение железнодорожных книг) в мягкой обложке иллюстраторов Наташи Винг и Джули Дуррел; Мисс Биндергартен готовится к детскому саду, , написанный Джозефом Слейтом и иллюстрированный Эшли Вольф; Детский сад рулит! Кэти Дэвис; Осторожно, детский сад, я иду! Нэнси Карлсон; и Я слишком мал для школы (Чарли и Лола), Лорен Чайлд.
Разговор с Карой о посещении детского сада
Один из лагерей, с которым я работаю, находится в большом лесном массиве с высокими деревьями, озером и пристанью для лодок. Пятилетняя Кара вылезла из каяка и бросилась через причал, чтобы поприветствовать меня. Она скрестила руки на груди, встала передо мной, широко расставив ноги, и сказала: «Энн, мне так страшно. Мне скоро в детский сад идти!»
Я сказал ей: «Я знаю, что сначала это так тяжело, но потом становится лучше!»
Она посмотрела на землю, а затем на своих друзей по лагерю в поисках поддержки. Один друг предложил идею: «Почему бы нам не продлить лето?»
Я сказал: «Ну, я хотел бы проводить больше времени, плавая в пруду, но осенью нам всем нужно идти на работу, чтобы учиться».
Кара развернулась и сказала: «Энн, я просто не могу идти. У меня не будет там друзей. Я скучаю по своему воспитателю!»
Я ответил: «Вы уже познакомились со своим новым учителем?»
Кара, снова посмотрев вниз, тихо ответила: «Нет».
Я спросил: «Почему бы тебе не спросить маму, можно ли тебе посетить новую школу и встретиться с учителем до начала занятий? Некоторые школы позволяют это делать детсадовцам».
Кара, «Хорошо. Может быть. Но я все еще боюсь».
Я спросил: «Что тебя больше всего пугает?»
Кара прошептала: «Я не знаю, на что это похоже. Смогу ли я много играть? Должен ли я много работать? Что, если я не смогу выполнить работу? Я еще не умею читать, а тонны моих друзей умеют читать!»
Я спросил: «Детский сад — это место, где многие дети учатся читать. Все в порядке.»
Кара огрызнулась: «О, да, но они узнают, что я не умею читать. Ну, я немного умею читать, несколько слов, типа «кошка» и «летучая мышь», но не могу ПО-НАСТОЯЩЕМУ читать, как целую книгу!»
Я предложил: «А что, если твоя мама даст тебе несколько школьных книг в конце лета?»
Кара, «Да. Что было бы хорошо.»
Я спросил: «Вы уже видели свой класс? Это поможет вам подумать о том, какой будет ваша новая школа».
Кара снова прошептала: «Хорошо. спрошу у мамы. Но что, если школа скажет «нет»?»
Я ответил: «Могут, но ты хотя бы попробуй!»
Кара остановилась, посмотрела на меня и объявила: «Хорошо, но я могу заплакать!»
Я ответил: «Поначалу плакать и чувствовать себя потерянным — это нормально. Все в порядке.»
Кара снова отрезала: «Нет! Это не. Я должен быть «взрослым» сейчас, и я не хочу».
Я похлопал ее по плечу и сказал: «Я думаю, что ты уже немного взрослая. Вы можете говорить о том, что вы чувствуете. Это хорошо. Вы можете рассказать своим учителям и родителям, что вы чувствуете».
Кара присела на причал и села «крест-накрест, яблочное пюре». Она положила руки на весло для каяка. Я сел рядом с ней и положил руку на весло. Мы смотрели на воду и наблюдали, как лодки двигаются и натыкаются на причал. Когда они попали, мы тоже немного сдвинулись. Я подождал, пока она заговорит.
Она прошептала: «Ты навестишь меня в детском саду?»
«Да, и я не могу дождаться, чтобы узнать все об этом!» Я ответил.
Кара улыбнулась.
Лучший способ реагировать, когда ваш ребенок отказывается идти в школу
2006 г. акции
Все было как обычно. Утро началось так же. Не было никакой перемены в погоде, никаких изменений в распорядке дня, и не вырисовывалось никаких больших планов, которые могли бы стать причиной того, что должно было случиться. Это утро сильно отличалось от всех остальных, несмотря на то, что начиналось одинаково. Мой ребенок отказывается идти в школу. Если вы когда-либо были в такой ситуации, вы знаете, как беспомощно смотреть на ребенка, когда его ноги твердо стоят в земле, как зыбучие пески, а по его лицу текут большие крокодиловы слезы. Если вы не будете осторожны, вы можете даже столкнуться с борьбой за власть со своим ребенком (а этого никто не хочет)! Тебе нужна помощь, как и мне.
* Для вашего удобства этот пост может содержать партнерские ссылки. Щелкните здесь для моего полного раскрытия.
Это случается хотя бы раз в жизни каждого родителя. Ты не одинок. На самом деле, для некоторых из нас, воспитывающих детей с тревогой, расстройством сенсорной обработки или аутизмом, утро может стать проклятием нашего существования (мы поговорим об этом в другой раз). Независимо от того, сколько лет вашему ребенку, нормально ли он развивается или нет, школьная тревога — это реальная вещь, и она может полностью изнурить вас и вашего ребенка. Сегодня я хочу поделиться некоторыми из моих стратегий, как пережить это тяжелое утро и помочь вам и вашему ребенку снова встать на ноги и подготовиться к прекрасному дню.
Ваш ребенок отказывается идти в школу
У меня трое детей, и каждый из них сделал это хотя бы один раз. Однако мой трехлетний ребенок особенный. Она проходит через паттерны школьной тревожности… целый месяц она будет в полном порядке и будет рада идти в школу, а потом БАМ… ни с того ни с сего (так нам кажется) она упирается ногами и отказывается садиться в машину, чтобы идти в школу.
Это очень распространенная проблема. На самом деле, я вижу, что это происходит все чаще и чаще во время каникул и после долгих перерывов в учебе. Я готовлюсь к всплеску такого поведения в моем собственном доме, а также в моей группе поддержки, где многие родители и учителя видят такое же поведение и чувствуют себя потерянными, когда это происходит.
Первое, что нужно запомнить… ваш ребенок чувствует, что все, что его беспокоит или беспокоит, имеет большое значение. У них может не хватить слов, чтобы рассказать вам, что их беспокоит, что вызывает истерики, нервные срывы и непослушное поведение. Но уверяю вас, их страхи и тревоги кажутся им очень важными. Первый шаг, который нужно сделать, когда вы видите, что ваш ребенок начинает готовиться к серьезной сессии отказа, — это признать его беспокойство и страхи. Да, я знаю, что тебе нужно выйти за дверь, а ты уже опаздывает. Я знаю, что другие дети просят твоего внимания в машине.
Уверяю вас, если вы потратите время, чтобы признать чувства вашего ребенка сейчас, это изменит мир. Потратьте 2 минуты на то, чтобы замедлиться, стать на уровень вашего ребенка и дать ему понять, что вы видите, что он расстроен, и вы рядом, когда он будет готов.
Почему ваш ребенок отказывается идти в школу
Существует множество причин, по которым ваш ребенок может сегодня отказаться идти в школу.
Шаг первый: Определите любые основные физические проблемы, которые могут быть причиной того, что ваш ребенок не хочет ходить в школу.
Я не претендую на то, что у меня есть все ответы, но я хочу поделиться несколькими вопросами, которые я всегда задаю себе, когда мы боремся с этим дома или когда я вижу это в классе.
- Мой ребенок болен?
- Мой ребенок ел?
- Сколько спал мой ребенок?
- Были ли в последнее время какие-либо изменения в программе?
- Предстоит большое событие?
- Слишком много вещей происходит одновременно?
Убедившись, что я удовлетворила все основные потребности моего ребенка, теперь я могу копнуть глубже и добраться до корня того, что может вызывать столько проблем в данный момент. В 7 случаях из 10 корень проблемы — одна из основных проблем, о которых я упоминал выше. Слишком усталый, слишком голодный, простуженный, сенсорная перегрузка или обеспокоенный изменением распорядка дня. Однако в те другие три раза это может показаться полной потерей.
Шаг второй: Определите любые школьные факторы, которые могут причинять вашему ребенку вред, беспокойство или страх.
Честно говоря, первым моим побуждением было разозлиться на школу и предположить, что кто-то другой делает что-то с моей бедной девочкой, что причиняет ей такие страдания. Человеку свойственно хотеть свалить вину на кого-то. Вполне естественно хотеть получить ответ, и если мы не можем его исправить, предположить, что это чья-то вина. Я никогда не позволяю этим мыслям заходить слишком далеко, но я также не хочу отбрасывать эти вещи. Вот несколько вопросов, которые я люблю задавать себе, своему ребенку или школе, чтобы убедиться, что факторы окружающей среды не играют роли в новейшей битве моего ребенка.
- Мой ребенок в безопасности?
- У моего ребенка проблемы со школьными предметами (сложный тест, трудности с чтением и т. д.)
- Есть ли у моего ребенка друзья? Между ними что-то происходит?
- Мой ребенок подвергается издевательствам или угрозам в школе?
Вы можете подумать: «Но я все это рассмотрел, и ни одна из них не является причиной того, что мой ребенок отказывается ходить в школу». Если это так, то вы не одиноки. Это то, где многие из нас находят себя и почему мы обращаемся за помощью к другим. Мы хотим посмотреть на нашего ребенка и сказать: «Все в порядке. Просто садись в машину. Ты идешь в школу». но в то же время мы беспокоимся о наших детях и о том, почему они так расстроены. Схватить ребенка в пижаме и отнести в школу — это не решение проблемы. Что вам нужно, так это что-то конкретное, что вы можете попробовать в следующий раз, когда это произойдет с вами. Вот когда вам нужно несколько фраз, которые помогут вам и вашему ребенку выйти из дома, сесть в машину и в школу.
Лучший способ реагировать , когда ваш ребенок отказывается идти в школу
В пылу момента вам нужно иметь готовый набор стратегий. Эти фразы должны быть руководством и инструментом для добавления в ваш набор инструментов.
Я заметил, что вы… Это простая фраза, которая поможет вашему ребенку понять, что вы его видите, слышите и признаете его разочарование или тревогу. В это предложение попробуйте вставить то, что вы видите, слышите или замечаете о том, что они делают. Не предполагайте их чувства или то, что они расстроены, а вместо этого скажите что-то вроде: «Я заметил, что ты плачешь этим утром». — Я вижу, у тебя проблемы с произношением слов.
Давайте на минутку… Хотя все приведенные здесь фразы невероятно полезны, некоторые дети не будут готовы говорить что-либо в данный момент. Первое, что вам нужно сделать, это отвести ребенка в безопасное место, чтобы он выплеснул свои эмоции и чувства. Дайте им возможность плакать, злиться или даже кричать. Предоставление им минутки, как правило, делает их более склонными к разговору с вами, когда они больше не находятся в режиме «Борьба».
Что вас больше всего беспокоит? Постарайтесь, чтобы ваш ребенок рассказал вам о том, что его расстраивает и не пускает в школу. Не у всех детей найдутся слова, которые вы услышите, но попытаться стоит.
Когда в школе у тебя самые тяжелые времена? Задавая открытые вопросы, вы можете найти ответы на вопрос, почему ваш ребенок отказывается от школы. Вопросы, начинающиеся со слов «кто», «что», «когда», «где», «почему»… отлично подходят для начала, когда вы все еще находитесь в режиме исследования.
Что произойдет, если… Как только ваш ребенок сообщит вам о своем большом беспокойстве, изучите варианты того, каким был бы результат, если бы это действительно произошло. Допустим, ваш ребенок переживает, что ему не с кем будет играть. «Что произойдет, если вы не сможете найти с кем поиграть? Что ты мог сделать? Это передает право собственности в руки вашего ребенка и дает ему понять, что он все контролирует. Они могут попросить кого-нибудь сыграть, они могут сыграть в одиночную игру или представиться новой компании.
Расскажите мне о (вашем любимом)… Часто дети могут застревать в негативных мыслях. Вспоминая их любимую часть дня, друг или учитель иногда могут помочь им отвлечься и подготовиться к школе.
Вы помните, когда… Напоминание ребенку о положительных воспоминаниях о школе или о ком-то в школе, которые заставили его чувствовать себя в безопасности, — отличный способ побудить его снова попробовать себя в школе.
Давайте вместе составим план. Отказ ходить в школу часто является внешним поведением, связанным с системой реакции бегства или борьбы в нашем мозгу. Когда ваш ребенок расстроен, его мозг заблокирован и не может решить проблему или разработать план в данный момент. Им нужна помощь в составлении надежного плана, который поможет им двигаться вперед.
Мы можем решить эту проблему вместе. Если ваш ребенок рассказал вам о проблеме с другом, школьном предмете или даже с учителем, дайте ему знать, что вы рядом и поможете ему решить проблему.
Давайте попробуем пойти маленькими шажками… Все вместе избегать школы — не вариант. Пропуск школы на самом деле увеличивает тревогу и беспокойство и усугубляет проблему на следующий день. Вместо этого используйте постепенные шаги, чтобы ваш ребенок пошел в школу. Начните с малого. День первый: Проведите ребенка в класс. День второй: Проведите ребенка до конца зала. День третий: идите с ребенком в офис. День третий: Проведите ребенка к входу в школу. и так далее. Идея состоит в том, что вы строите то, что им удобно, и постепенно передаете контроль и право собственности своему ребенку.
Давайте посмотрим на сегодняшнее расписание… Одним из самых больших препятствий для некоторых детей в школе является неизвестность. Если каждый день отличается (как в дошкольном возрасте), ваш ребенок может не знать, что будет происходить сегодня. Если у вас уже есть расписание занятий в школе, обсудите его с ребенком. Для моего трехлетнего ребенка у них есть расписание, когда мы приходим в школу. В те дни, когда она испытывает наибольшие трудности, мы смотрим на список дел, которые она будет делать в течение дня, и выбираем то, что ей не терпится попробовать.
Сначала… Потом… Некоторые дети так взволнованы тем, что происходит после школы, что хотят вообще пропустить школьную часть. Четкое заявление «Сначала в школу, а потом мы будем делать печенье» может помочь вашему ребенку организовать свой день. Вы также можете использовать это, чтобы провести их по утрам шаг за шагом… Сначала позавтракаем, потом оденемся. Проведите их все утро таким образом до самого класса.
Я люблю тебя… Мне нравится добавлять это в любой из моих списков, потому что мы не можем достаточно рассказать нашим детям, как много они для нас значат. В момент разочарования, беспокойства или страха мы хотим напомнить нашим детям, что мы рядом с ними, мы любим их и вместе мы во всем разберемся.
Тревога и беспокойство у каждого ребенка проявляются по-разному. Не каждая из этих стратегий сработает для ваших детей. Вы эксперт по своему ребенку. Если вы попытаетесь что-то сделать, и это усугубит их беспокойство, не паникуйте. Просто выберите что-нибудь еще из списка, чтобы попробовать в следующий раз. В конце концов, вы найдете несколько фраз, которые эффективны для передачи спокойного, ободряющего и вдохновляющего сообщения вашему ребенку.
Когда мои заботы становятся слишком большими — отличное дополнение к любой библиотеке, если у вас есть ребенок, который волнуется или беспокоится. Увлекательная и легкая для чтения, эта иллюстрированная детская книга полна возможностей для детей участвовать в разработке собственных стратегий самоуспокоения. Дети, которые используют простые стратегии из этой очаровательной книги, иллюстрированной автором, расслабятся и будут готовы сосредоточиться на работе или игре!
Похожие: Идеальный подарок для беспокойного ребенка
Распечатать эту памятку по отказу от школы
К этому сообщению прилагается бесплатная распечатка, которая поможет вам в затруднительном положении.
Я сделал для вас простую печатную форму, в которой есть все эти фразы в простом и удобном для отображения формате. Поместите его на холодильник, в рамку или даже в место, где ваш ребенок успокоится, чтобы он тоже их запомнил. Не пытайтесь запомнить варианты!
Эта печатная форма упрощает задачу!
Вот предварительный просмотр…
Загрузите бесплатную версию для печати- Загрузить контрольный список . Вы получите печатную версию, а также подпишитесь на мой еженедельный информационный бюллетень! Нажмите здесь, чтобы скачать и подписаться
- Распечатать . Подойдет любая бумага, но идеально подойдет картон.
- Поместите его на холодильник.
Примечание. Если беспокойства вашего ребенка мешают его обучению в школе, сну или питанию или отрицательно сказываются на его распорядке дня, обратитесь за помощью к специалисту по психическому здоровью.
Нужна дополнительная помощь с вашим Superkid?
Когда мы видим, что у нас злой ребенок, мы действительно не видим всей картины…
Поведение вашего ребенка очень похоже на айсберг. На первый взгляд вы видите…
* ребенок, который прилипчив и не любит быть один,
* ребенок, который скрещивает руки и закрывается
* ребенок, который боится получить неправильный ответ
* ребенок который не любит ходить в новые места
Или ребенок, который становится «гипер», когда в ваш дом приходят новые гости.
Легко рассматривать это поведение как то, что мы видим. Легко делать предположения о том, почему наши дети ведут себя неадекватно или делают необъяснимые вещи.
Однако я предлагаю вам поискать остальные 85%. Смотрите глубже.
Что скрывается за тем, что вы видите?
Получите свой уникальный отчет о поведении здесь.
Мы вас прикроем.
На нашем Мастер-классе по преодолению срывов мы покажем вам, как создать свой собственный персонализированный план действий в данный момент, чтобы справиться с наиболее распространенными (и необычными) истериками, нервными срывами и вспышками гнева.