Методика Домана — как заниматься наиболее эффективно?

В современном мире многое изменилось. Поколение людей, живущих сейчас, отличается совсем другим уровнем интеллекта и развития. Это происходит не потому, что рождается больше гениев. Совсем другой подход используется для развития личности начиная с самого раннего возраста.
Многие родители считают, что их дети должны достичь определенных вершин в своей жизни, а для этого надо начинать занятия по их всестороннему развитию с самого раннего возраста.
В настоящее время существует множество развивающих игр, игрушек и методик. Они разработаны ведущими отечественными и зарубежными специалистами. Родители, в желании сделать своего ребенка лучшим, часто попадают в затруднительное положение с выбором способа занятий. И это неудивительно, очень трудно ориентироваться в таком разнообразии.
Действительно, эффективных и проверенных на протяжении многих лет методик существует не так много. Имена их создателей известны многим. Одним из таких авторов методики занятий с детьми является Глен Доман. О нем и его методике пойдет речь. Также эту методику можно найти по запросу “методика Домана Маниченко”.
Знакомьтесь: Глен Доман
Глен Доман – это врач, который родился в США (Филадельфия) в 1919 г. Он был прекрасным физиотерапевтом и нейрохирургом. Начало его деятельности связано с окончанием университета и получения ученой степени. В это время он стал проводить исследования, связанные с развитием мозга детей. Результатом его многолетних трудов явились работы по способам восстановления детей с проблемами мозга и разных методик для обучения всех детей.
Во время войны Глен Доман принимал участие в боевых действиях и военных операциях в разных странах. За свои заслуги перед страной он был награжден крестом после окончания войны. Продолжая свою деятельность в мирное время, в 1955 г. он создал организацию «Институты потенциала человека». По его методике занимаются с детьми люди всего мира, она пользуется популярностью. Правительство многих стран оценило вклад этого врача в поддержание и развитие детей, вручив ему награды. Методика Домана полезна разным детям: здоровым и страдающим серьезными недугами.
Как работает программа: общие положения
Занимаясь с детьми с тяжелыми заболеваниями головного мозга, Глен Доман обнаружил удивительные результаты. Занятия проводились следующим образом:
- Детям показывались карточки со словами крупного шрифта. При этом слова назывались.
- Показывались такие же карточки с красными точками. Количество точек было разным и также прочитывалось.
- Проводились подобные действия карточками, где были изображены предметы и их названия.
Такая деятельность проводилась несколько десятков раз в день. Карточки показывались детям достаточно быстро, всего на несколько секунд. Какой результат давали эти занятия? Путем быстрой смены показа разных изображений производилась стимуляция зрительной системы ребенка. После определенного времени проведения таких занятий, были обнаружены поразительные результаты.
Дети с отклонениями в развитии начинали ползать и бегать, как будто они никогда не болели. Отстававшие в умственном развитии дети даже перегоняли своих ровесников, показывая ошеломительные успехи. Таким образом, стимуляция системы зрения при помощи карточек вызывала активную работу всех отделов мозга.
Далее Глен Доман стал использовать этот способ стимуляции мозговой деятельности и у здоровых людей.
[stextbox id=”alert”]Его система основана на том, что как любые другие органы, мозг является мышцей. И все знают, чтобы мышцы не атрофировались, им нужно двигаться и тренироваться. С маленькими детьми проводить такие занятия наиболее просто и эффективно, потому, что они в раннем возрасте по природе проявляют любознательность, им не требуется дополнительная мотивация.[/stextbox]
Наиболее удачным вариантом людей, которые будут заниматься с детьми, являются сами родители. Дети их знают, любят и доверяют. Что может быть лучше? При правильной работе с ребенком, можно добиться того, что маленькие создания будут охотно выполнять все предложенные задания. Они будут с легкостью всему обучаться, обгоняя своих ровесников.
Можно подвести итоги сказанному. При разработке своих методик развития Глен Доман и сотрудники его института руководствовались следующим:
- Мозг человека должен тренироваться постоянно, чтобы развиваться;
- наиболее интенсивно интеллект у детей формируется до возраста трех лет;
- отличное физическое развитие дает толчок к формированию мозга и функций двигательной системы;
- когда ребенок растет (возраст 3-5 лет), его мозг настроен на обучение.
С чего и когда начинать занятия
Начинать обучение можно уже с трех месяцев, в это время ребенок уже интересуется предметами. Главным инструментом на занятиях являются карточки с рисунками или фото реально существующих предметов: животные, фрукты, машины, игрушки и другие. Из-за раннего начала занятий эту способ развития получил название “чтение с пеленок”.
Если вы не знаете как развить у ребенка усидчивость и внимательность переходите по ссылке и читайте.
Показы изображений способствуют развитию логического мышления, улучшают память и формируют правильную речь.
[stextbox id=”alert”]Эта методика наиболее эффективна для детей до трех лет, далее усвояемость новой информации у ребенка снижается с возрастом.[/stextbox]
С самого начала жизни малыша методика дает хорошие результаты, так как занятия представляют для детей интересную игру.
Кроме карточек, Глен Доман советовал уделить внимание освоение ребенком разных способов движения. На их основании можно улучшить и развить деятельность мозга. Для этого был разработан специальный снаряд: полоса для ползания. Это своеобразный желоб, отделанный бортами по бокам. Ширина такой дорожки для ползания устанавливается так, чтобы ребенок при движении касался ее бортов плечами и бедрами.
Такой тренажер создает для детей имитацию пространства внутри утробы матери и вызывает в памяти ребенка первые рефлексы. При регулярных занятиях малыши активно проползают довольно длинные дистанции. Развитие двигательных функций стимулируют деятельность мозга и его развитие, тем самым подготавливая его к приему все новой информации.
Хотите научить ребенка быстро решать примеры и совершать другие вычисления? Тогда советуем прочитать наш материал “Как легко научить ребенка считать в уме“
.
О карточках – важной составляющей методики
Для стимуляции мозга ребенка используются карточки с рисунками или фото разных предметов и объектов. О них уже упоминалось, и теперь рассмотрим все подробно. Они содержат разные изображения и надписи, их характеризующие.
Вопрос целесообразности пеленания беспокоит многих родителей, попробуем разобраться, так ли оно безопасно: пеленание новорожденного за и против
Карточки показываются ребенку и произносятся названия предметов. Все карточки делятся по тематикам, и просматривая их, ребенок сам способен создать в мозгу правила, которым все изображения подчиняются. Дети словно фотографируют изображения и запоминают их. Доман был уверен, что грамотное использование этой методики способно сделать из детей гениев.
Нужные для обучения карточки можно:
- купить в магазине;
- распечатать выбранные комплекты из интернета;
- смастерить самостоятельно.
[stextbox id=”alert”]Требования к карточкам: обязательно белый фон, крупная реалистичная картинка, крупная четкая надпись под картинкой красного цвета, размер карточки 28 см х 28 см, можно немного больше.[/stextbox]
Родители должны хорошо продумать, какую информацию они будут предоставлять ребенку. Она должна быть новой, чтобы не потерялся интерес к занятиям. Все знания преподносятся детям постепенно начиная от простого, и до сложного. Например, от слов к словосочетаниям, далее к предложениям.
Таким же образом учат ребенка считать и читать. Математические знания базируются на счете в уме. Здесь дети сталкиваются с количеством. Показываются карточки с точками в разном количестве, которые учат определять в один раз количество предметов, даже их не считая. Это поможет далее производить вычисления больших значений в уме. Обучая читать, используют карточки с написанными словами. Ребенок, смотря на слово, его запоминает. Доман полагает, что механически запоминая слова, впоследствии ребенок сможет понять законы, по которым написанный текст отражает устную речь.
Недостатки и достоинства метода
Собираясь использовать данную методику, следует подумать о ее положительных и отрицательных сторонах и хорошо их изучить.
Будьте аккуратнее:
- Нет данных об эффективности методики. Приверженцы выступают против проверки качества обучения. Они полагают, что обучение не должно сочетаться с контролем результатов.
- Дети лишены возможности открывать мир самостоятельно и составлять интересующие их вопросы.
- Далеко не все родители могут так постоянно и методично заниматься с детьми, при этом сохраняя целеустремленность и внимание к детям.
То, что будет полезно любому малышу:
- Постоянное знакомство с новой информацией принесет несомненную пользу, а ее повторение будет развивать память и тренировать мозг. Именно об этом говорил Доман.
- Обучение сможет способствовать расширению кругозора, необходимо предоставлять только интересующую детей информацию на данный момент.
- Занятия позволяют воспринимать учебный процесс как полезный и радостный, а не как какое-то бремя. Это пригодится в дальнейшем.
Вывод: Методика Домана, как видно эффективна для больных детей. Для развития нормальных детей, стоит хорошо подумать, что лучше использовать. У данного способа есть и противники, и единомышленники. И это нормальное явление. Каждая семья должна сама решить, пользоваться ей или нет. Но, при этом нужно собрать больше информации и послушать мнение компетентных людей. Надеемся, эта статья также окажет действенную помощь.
Методика Домана
Рейтинг: Нет рейтинга
Каждый ребенок уже с самого рождения обладает неограниченными возможностями в развитии интеллекта и приобретении знаний. Понимание этого – один из основных принципов методики Домана, которая помогает научить малыша считать и читать еще до того, как он сделает первые шаги.
Почему важно заниматься именно ранним развитием ребенка и как должны проходить такие занятия?
Методика Домана: что это такое
Глен Доман – американский врач-физиотерапевт, автор специальной обучающей методики интенсивного раннего развития, которую используют для занятий с детьми по всему миру.
Согласно методике Домана считается, что чем большей будет нагрузка на мозг ребенка в первые годы жизни, тем выше потом будут его интеллектуальные способности.
Буквально с первых дней с ребенком активно занимаются физическими упражнениями. Считается, что это ускоряет развитие.
При этом предлагается использовать несколько принципов:
- предоставить ребенку неограниченное движение уже с первых дней;
- не пеленать малыша;
- учить ребенка разным движениям.
Параллельно с физическими упражнениями рекомендуется развивать и другие способности малыша (лингвистические, математические). Ребенку начинают регулярно показывать специальные карточки, которые помогают научиться читать сразу целыми словами, считать и получить другие знания из разных областей.
Знаете ли вы? Изначально методика Домана применялась для лечения детей с задержкой развития. При этом было отмечено, что, стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности всего мозга. Со временем систему, которая была разработана для больных, Доман применил для занятий со здоровыми детьми.
Методика Домана – как заниматься в домашних условиях
Методика Домана «Чтение с пеленок» активно практикуется в некоторых детских садах и яслях, но вы можете подготовить карточки и самостоятельно заниматься с ребенком дома.
Есть несколько основных правил, как проводить обучение:
- по методике Глена Домана для занятий используют карточки большого размера;
- слова должны быть написаны крупным шрифтом красного цвета;
- картинка-изображение должна быть четкой, цветной и располагаться на белом фоне;
- карточки показывают ребенку 1-2 секунды и четко называют то, что изображено;
- занятия проводят регулярно.
Считается, что именно в таких условиях информация будет восприниматься ребенком на подсознательном уровне и запоминаться автоматически.
Обучение чтению по методике Домана начинают с показа карточек с отдельными словами. Для начала выберете простые имена существительные, которые будут близкими и понятными ребенку: «мама», «папа», «семья», «дом» и др. Через некоторое время можно будет изучать карточки с глаголами и прилагательными.
Следующим этапом в методике обучения чтению по принципу Домана станет добавление карточек со словосочетаниями. Проанализируйте тот материал, который уже выучен, и составьте для ребенка понятные комбинации слов. Завершающий этап – чтение сразу целых предложений.
А методика обучения математике по Доману заключается в том, что ребенку в первую очередь предлагают освоить цифры и числа. При этом на обучающих карточках показывают не значок цифры, а крупные красные точки и называют их количество. Считается, что через некоторое время ребенок сможет открыть для себя возможность сложения, вычитания и тд. После изучения первых 20 карточек ребенку предлагают изучать примеры.
По методике Домана кроме чтения и математики рекомендуется изучать с детьми и другие области знаний: животные и растения, иностранные языки, научные факты, исторические события и др.
Готовьтесь к каждому занятию заранее:
- разложите карточки по темам и в нужном порядке;
- подпишите их с другой стороны, чтобы вы могли быстро называть изображение.
Занятия с карточками старайтесь проводить в комфортное для ребенка время: когда он сытый, не капризничает. Если ребенок не хочет заниматься, не настаивайте и предложите посмотреть карточки позже.
Согласно методике Домана начинать обучение ребенка нужно как можно раньше. Лучше всего – еще до 1 года, когда мозг начинает ускоренно развиваться и расти. Эффективными считаются также занятия с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет.
Методика Домана – с чего начать
Первый день занятий
- Заранее подготовьте несколько наборов карточек Домана на разные темы. Карточки можно изготовить самостоятельно или купить в магазине.
- Во время первого занятия покажите ребенку 5 карточек на одну тему.
- Каждую карточку показывайте 1-2 секунды и громко называйте то, что изображено (комментировать изображение не нужно).
- В первый день такой урок можно повторить несколько раз.
Важно! Обязательно хвалите ребенка после каждого занятия.
Как продолжать занятия
- Продолжая занятия по методике Домана, покажите ребенку карточки из первого набора (5 штук) и добавьте еще один набор (5 штук) другой тематики. За один урок используйте не больше 10 карточек.
- Таких уроков за один день может быть несколько (желательно, не больше 12).
- Старайтесь не повторять одни и те же карточки больше трех раз в день. Меняйте их порядок.
- Через несколько дней можно вводить новый материал. Убирайте одну любую карточку из набора, который ребенок уже видел, и добавляйте одну новую. Желательно фиксировать, когда и какие карточки вы показывали, чтобы не повторяться.
- Периодически меняйте наборы карточек.
- Когда ребенок уже хорошо усвоил предложенную информацию, можно перейти к изучению дополнительных фактов по теме, а потом – к играм с карточками.
Старайтесь проводить занятия с карточками регулярно. Если вы сделаете большой перерыв, ребенок может забыть информацию, и придется начинать все заново.
Плюсы и минусы методики Домана
Методика раннего развития Домана имеет различные отзывы, и, как в любой другой методике, тут есть свои плюсы и минусы.
Минусы методики Домана
- Ребенок не является активным участником процесса обучения. Во время занятий он пассивен. Работает только зрительное и слуховое восприятие.
- При занятиях по методике Домана не предусмотрено время для игр, творчества и общения.
- Ребенка не учат воспринимать информацию другими путями и не рассказывают, где можно применить полученные знания.
- Ребенок запоминает предложенную информацию автоматически и не умеет ее анализировать.
Положительные стороны методики Домана
- ребенок может запомнить очень много различной информации за короткий период;
- обучение занимает совсем немного времени;
- методика подходит для занятий с малышами в домашних условиях.
Знаете ли вы? Многие признанные в мире ученые в детстве занимались именно по методике Домана.
Методика Домана-Маниченко
Педагог и психолог Андрей Маниченко адаптировал методику Домана для занятий с русскоязычными малышами и усовершенствовал ее. Благодаря этому обучение стало более интересным для ребенка, познавательным и качественным.
Чем отличается методика Домана-Маниченко:
- Словарная адаптация для малышей, которые растут в русскоговорящей среде.
- Игровой подход. Ребенок не просто рассматривает карточки, но и вовлекается в игру.
- Наравне с карточками используются различные дополнительные инструменты: интерактивные книги, диски и др.
Важно! Не бойтесь экспериментировать. Вы можете придумывать новые игры с карточками Домана или изменять предложенные игры так, чтобы занятие было интересно именно вашему ребенку.
Методика Глена Домана – видео
В этом видео вы узнаете: как начать заниматься с ребенком по методике Домана и в каком возрасте это лучше делать; как достичь максимально успешных результатов и почему важно активно развивать ребенка уже в первый год жизни. Также вы узнаете о положительных и отрицательных сторонах методики.
В своих принципах обучения Глен Доман показал, что потенциал развития каждого ребенка огромен. Уже с первых дней дети обладают способностью запоминать предложенную информацию. Занятия с карточками по методике Домана сделают процесс обучения максимально быстрым и помогут эффективно развивать память вашего ребенка.
Существуют такие методики как: Методика Зайцева, Методика Никитиных, Методика Монтессори, Педагогика Вальдорвская.
Используете ли вы методику Домана для занятий со своим ребенком? Какие плюсы и минусы методики вы можете отметить при этом? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Методика Домана-Маниченко — Солнечный Город
В современном мире ежедневных научных открытий и технических новинок родители стремятся к раннему развитию своих детей, хотят помочь им быстрее освоить окружающий мир. Свою эффективность в этом вопросе показала методика Домана-Маниченко – технология, при которой ребенок начинает интенсивно развиваться в интеллектуальном аспекте уже с рождения.
Автором учения является американский нейрофизиолог Глен Доман. В 40-х годах прошлого века он начал проводить исследования, в ходе которых выяснил, что в возрасте до 3-х лет у ребенка наступает сенситивный период для мозга. Это означает, что как раз в это время закладывается интеллектуальный потенциал человека. Мозг, как и любая мышца в теле, должен постоянно тренироваться, а значит, постоянные умеренные занятия способны принести огромную пользу.
Врач изначально работал с больными детьми, имеющими значительные поражения нервной системы. Занимаясь с ними по своей методике, Доман смог достичь удивительных результатов. Многие малыши не только догоняли своих сверстников в физическом и умственном развитии, но даже значительно опережали их. После получения положительных результатов, ученый стал применять свою технологию к здоровым детям, и снова все прошло успешно: они стали быстрее усваивать информацию, лучше учиться и приобрели фотографическую память.
Российский педагог и психолог Андрей Маниченко приспособил американскую методику к отечественному языку и культуре и испытал ее результативность на своих детях. В итоге появилась методика раннего развития Домана-Маниченко, которая стал известной широкой аудитории в начале 90-х годов.
Методика раннего развития предполагает показ малышу карточек, на которых есть определенные изображения и проговаривание названий вслух. Всего существует три разных направления: математика, чтение и познание окружающего мира. Последнее понятие включает в себя разные сферы жизни, например географию, музыку, иностранный язык.
Основным принципом методики считается стимуляция мозговой деятельности, которую нужно запустить как можно раньше. Воздействие является вербально-визуальным, что позволяет включать в работу разные отделы головного мозга. Комплексная работа всех участков положительно сказывается на когнитивном потенциале ребенка, в результате чего повышается способность обучаться, а также появляется стабильная мотивация к образовательному процессу.
Те, кто поддерживают методику раннего развития, считают, что применять ее стоит как можно раньше. Делать это стоит уже тогда, когда малыш устанавливает зрительный контроль за предметами окружающего мира, что происходит на первых месяцах жизни. Продолжительность уроков устанавливается индивидуально, взирая как на способности и желание ребенка, так и на настрой родителей или педагога. Все же существуют некоторые рекомендации по возрастным категориям:
- до одного года. Занятия довольно короткие, можно быстро показать 3-5 слов, при этом часто появляются новые изображения. Для самых маленьких предпочтительно использовать точечные рисунки;
- от года до полтора. Количество уроков в день можно немного увеличить, слова лучше объединять в словосочетания. Не стоит слишком увлекаться, если ребенок устал, занятие сразу прекращается;
- полтора-два с половиной года. Количество новых слов уменьшается, пора строить предложения. Тема урока зависит от пожелания малыша;
- от двух с половиной до четырех лет. Можно переходить к изучению более сложных слов. Ребенка не следует торопить, так как скорость запоминания в таком возрасте снизится.
Схема самого процесса обучения такова: показывается комплект карточек, и одновременно громко проговариваются написанные слова. После этого то же самое происходит с новым комплектом. Когда все карточки показаны, действие начинается сначала. Естественно, между показами постоянно делаются перерывы.
Целью методики является не только стимуляция интеллектуального развития, но и общей двигательной активности, моторики и вестибулярного аппарата малыша. В программу входит побуждение ребенка ползать сначала на животе, затем на четвереньках, висеть на ручках, перемещение малыша то в вертикальное, то в горизонтальное положение, осторожное подпрыгивание с ним на руках, перекатывание крохи на мате.
При выполнении методики Домана-Маниченко необходимо придерживаться правил:
- не акцентировать внимание только на интеллектуальном развитии, физическому развитию уделяется даже больше времени и сил;
- если ребенок не хочет заниматься, нельзя заставлять его это делать. Принуждение может навсегда заложить негативную мотивацию, после чего малыш будет испытывать отвращение к образовательному процессу;
- пропущенные уроки не стоит догонять, пользы от них не будет, а ребенок переутомится;
- во время обучения кроху нужно постоянно хвалить, он нуждается в уважении и доверии со стороны родителей;
- учебные материалы должны быть заранее подготовлены, обновление стоит делать как можно чаще;
- занятия нужно проводить регулярно в подходящей для этого обстановке.
По рекомендациям Домана, карточки для проведения уроков должны быть размером 27×27 см, буквы – 7,5 см, поля – 1,5 см, цвет букв обязательно красный. Поначалу используются прописные буквы. Подобные материалы можно сделать самому или купить. Для обучения математике применяются карточки, на которых наклеены от 1 до 100 красных точек диаметром не менее 2 см. Все материалы ученый поделил на 10 разделов: биология, история, география, музыка, искусство, математика, анатомия человека, общие знания, язык и литература. В каждой категории 10 карточек, то есть в общей сложности ребенок осваивает 1000. После этого нужно сообщать подробности о предмете на картинке, например, птица – где она обитает, чем питается, как вьет гнезда. Так развивается интеллектуальный потенциал малыша.
Преимуществом методики Домана-Маниченко является возможность ее использования с первых месяцев жизни, она развивает зрение, слух, концентрацию внимания. Занятия длятся недолго и проходят в домашних условиях, что особенно важно для развития ребенка.
Кроме того, подобная техника имеет свои изъяны:
- ориентирована на теоретические знания, не направлена на практическое применение знаний;
- все дети отличаются, потому для адаптации методики потребуется много времени и сил;
- результат можно получить через значительный промежуток времени, а систематически проводить уроки может не хватить терпения.
в чем заключается, как работает
Хотя Доман учился на физиотерапевта, он специализировался на изучении детского мозга, случаях его поражения и восстановительных методиках. Глен Доман считается одним из крупнейших мировых специалистов в этой области, и его заслуги признаны и отмечены многими международными организациями и государствами.
В чем состоит методика раннего развития Глена Домана?
Изначально она разрабатывалась как система развития умственно отсталых детей и давала удивительные результаты. Дети с задержкой развития начинали говорить, читать, писать, по уровню умственных способностей постепенно догоняли своих здоровых ровесников.
Со временем эта система была адаптирована под здоровых детей и получила название, под которым она известна сейчас – методика развития Глена Домана.
Развитие мозга, по мнению этого выдающегося человека – процесс динамический, он может замедлиться или остановиться в случае повреждения мозга, но точно так же его можно и ускорить!
Принципы, на которых строится методика раннего развития Глена Домана
- В каждом ребенке с рождения заложен потенциал гения.
- Стимулирование – тот ключик, который может открыть потенциал ребенка.
- Обучение ребенка должно начинаться с рождения. Первый год жизни – это время, когда мозг развивается огромными скачками.
- Чем младше ребенок, тем легче протекает процесс обучения. Дети воспринимают новое с огромной скоростью, в этом взрослые не могут сравниться с ними.
- По природе своей дети любят учиться, они считают обучение игрой.
- Лучшими учителями для ребенка являются его родители, потому что именно они знают его так, как никто другой.
- Процесс обучения должен приносить радость, он не должен включать в себя проверку знаний.
Как работает методика развития Глена Домана?
Работая с детьми, имеющими задержки в развитии, Доман ориентировался на здоровые клетки головного мозга, которые остаются в резерве даже при тяжелых поражениях мозга и нервной системы. Принцип его системы – постоянно и многократно раздражать эти клетки, стимулируя их работу. Для этого доктор показывал детям карточки с точками, изображениями и словами. Делал он это много раз ежедневно, постепенно увеличивая количество задействованных карточек.
Методика раннего развития Глена Домана для здоровых детей также основывается на карточках с изображениями.
Рекомендуется начинать занятия с ребенком с возраста трех месяцев, трижды в день. Вы быстро показываете ребенку разные карточки с изображениями и называете их. Ключевое слово здесь – быстро, буквально по секунде на каждую карточку. Смысл в том, что информация, презентуемая с большой скоростью, легче воспринимается правым полушарием мозга, это подсознательное обучение без усилий. Тогда как левое полушарие отвечает за осознанное и целенаправленное обучение.
Карточки можно сделать самостоятельно. Они делятся на разные категории – животные, птицы, цвета, фрукты, овощи и так далее. На одной карточке – по одному изображению. В Интернете вы найдете множество примеров обучающих карточек.
Вообще методика развития Глена Домана включает в себя три основных направления – обучение детей с раннего возраста чтению, счету, а также физическое развитие малыша.
Методика развития Глена Домана: чтение и счет
Для обучения ребенка в раннем возрасте чтению по методике развития Глена Домана ему показывают карточки с написанными на них словами и произносят это слово вслух. Предполагается, что со временем, после того, как карточка показана многократно, ребенок запомнит, как произносится это слово, и прочитает, увидев его в тексте. Начинать следует с нескольких слов, постепенно заменяя старые карточки новыми.
По мере взросления ребенка рекомендуется показывать ему на карточках словосочетания и простые предложения.
Обучение чтению и счету по методике раннего развития Глена Домана с использованием карточек можно начинать где-то с года.
Глен Доман считал, что ребенок рождается с возможностью на глаз распознавать количество объектов. Нужно только эту возможность развивать! Для этого ребенку показывают лист с нарисованными яркими крупными точками и вслух называют число – количество точек. Постепенно количество точек на листе увеличивается. А когда ребенок таким образом освоит достаточно большое количество цифр, ему начинают показывать листы с примерами.
Методика развития Глена Домана: физическое состояние малыша
На первый взгляд может показаться, что физическое развитие и развитие мозга имеют мало общего. Но это не так. Чем мобильнее и активнее в плане движения ребенок, тем быстрее у него развиваются речь и умственные способности.
В методике развития Глена Домана подчеркивается важность следующих факторов:
- развитие координации движений
- сохранение равновесия
- развитие дыхательной системы
Что для этого нужно? Любая активная деятельность ребенка и меры, которые ее стимулируют. Годятся массаж, ползание, плавание, гимнастика для новорожденных, в более старшем возрасте – хождение, висение на перекладине, перемещение по гимнастической стенке (здесь активно задействованы руки ребенка). По причине ограничения двигательной активности не приветствуются детские манежи и ходунки.
Подведя итог всему вышесказанному: методика развития Глена Домана, естественно, имеет свои плюсы, но зацикливаться на ней и строго придерживаться всех ее постулатов не стоит. Старайтесь развивать своего ребенка всесторонне и разнообразно! Дополнительно к занятиям с карточками ребенок должен играть игрушками, изучать предметы на ощупь и на вкус, слушать, как мама читает ему сказки и поет песенки, творить и фантазировать.
Методика занятий с карточками Домана
Кто такой Глен Доман? В чем заключается его методика раннего развития детей? Как же заниматься с карточками Домана? Какой эффект дают занятия? Что такое система энциклопедических знаний? Как можно изучать иностранные языки с помощью карточек Домана? Что такое «математика по Доману»?
Наверняка, эти и многие другие вопросы задают себе многие родители, которые планируют купить карточки Домана или уже купили их.
Попробуем вкратце разобраться в этих вопросах.
Глен Доман — это американский врач-нейрофизиолог, который является автором программы интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения.
Его методика основана на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея методики заключается в следующем: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставляя ему неограниченные возможности в жизни.
Изначально Доман работал с детьми, имеющими повреждения мозга. И в результате кропотливой работы и многолетних исследований было выявлено, что такие дети догоняют и даже перегоняют своих сверстников в умственном развитии, если постоянно заставлять работать их мозг с помощью различных занятий.
Впоследствии Доман также разработал программы занятий для здоровых детей, чьи родители желают вырастить их здоровыми, умными и гармонично развитыми личностями.
Вот основные тезисы программы Домана (по книге Г.Домана «Гармоничное развитие ребенка»):
1) Каждый ребенок – может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.
2) Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.
3) Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.
4) Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.
5) Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делать это искренне и радостно, с использованием фактов.
Основные принципы и правила обучения ребенка:
1) Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.
2) Радуйтесь успехам малыша и хвалите малыша.
3) Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
4) Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
5) Создавайте подходящую обстановку для обучения.
6) Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.
7) Чаще вводите новый материал.
8) Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.
9) Не проверяйте знания своего ребенка.
10) Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.
11) Если вам или ребенку неинтересно — прекратите занятия.
Доман работал по нескольким основным направлениям:
1) Раннее физическое развитие ребенка — залог его умственного развития. Т.е. он считал, что, например, ребенок уже с рождения должен большую часть времени проводить на полу головой вниз и учиться ползать. Родители должны максимально помогать ребенку в физическом развитии с самого рождения и способствовать всеми возможными способами. Физическая активность стимулирует развитие мозга.
2) Формирование системы энциклопедических знаний у детей раннего возраста. Для этих целей в нашем ассортименте в настоящее время имеется 65 комплектов карточек на русском языке.
Например, знаете ли Вы, чему можно научить ребенка за 30 секунд?
Представьте себе ситуацию: к вам подошел ребенок и спрашивает вас что-то об увиденной собаке.
Вот несколько возможных вариантов ответов взрослого:
1. «Не знаю, отстань».
2. «Это — гав-гав».
3. «Это — собака».
4. «Это — пудель».
5. Показать ему десять карточек с породами собак.
6. Научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с породами собак и сказать: «Взгляни, малыш, все эти картинки изображают животных, называемых «собаками». Собаки бывают разных пород: немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка»).
Если вы предпочтете именно шестой вариант, то ребенок сможет сам сделать выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т.д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т.п.
Таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребенка и дать ему значительный объем новых знаний. Таким же образом можно поступать при обсуждении любой другой темы: фрукты, овощи, дикие или домашние животные, цветы и насекомые и т.д.
Доман пишет: «По большому счету, цель жизни – это приобретение разносторонних знаний об окружающем мире. Объяснять что-либо детям бесполезно – они еще ничего не знают. Детский мозг может воспринимать только голые факты».
Поэтому Доман советует не бояться давать детям как можно больше информации об окружающем мире. Эту информацию ребенок может получать как в процессе специально организованных занятий с карточками, так и спонтанно на протяжении дня при появлении удобного случая.
Карточки должны быть разделены на темы-категории. На первом этапе необходимо просто показывать ребенку карточки с изображением различных объектов и соответствующим написанием. Т.е. ребенок на этом этапе сможет запомнить изображение объектов, их написание и звучание. При показе необходимо четко произносит название объекта. Карточки должны показываться в достаточно быстром темпе (1-2 секунды) на 1 карточку. Начинать можно с 10 карточек из одной категории и показывать их примерно 3 раза в день. Постепенно довести количество показываемых за одно занятие карточек до 20 штук. Таким образом, если в категории 20 карточек и Вы показываете их со скоростью 1-2 секунды, то на одно занятие уходит в среднем 30 секунд. И если Вы показываете карточки трижды в день, то это всего около 1,5 минут в день. По настроению ребенка можно укорачивать или удлинять занятия. Прекращать нужно быстрее, чем ребенку успеет надоесть. Каждую карточку в конечном итоге желательно показать 20-30 раз. Т.е. если трижды в день показывать каждую карточку, то итого на один комплект из 20 карточек необходимо потратить 7-10 дней. После этого можно приступать к новым 20 карточкам.
Доман рекомендует, что на первом этапе (указанном в предыдущем абзаце) необходимо познакомить ребенка примерно с 1000 карточками, а потом приступать к более углубленной интеллектуальной программе, т.е. знакомить малыша с энциклопедическими и просто интересными фактами о том или ином объекте. Несложно посчитать, что если на 20 карточек уходит 7-10 дней, и если заниматься систематически с самого раннего возраста (например, с 3 месяцев), то примерно к 1,5 годам ребенок освоит 1000 карточек, т.е. пройдет 1-й этап. Если Вы начали заниматься с ребенком позже, то, скорее всего, на освоение 20 карточек будет уходить не 7-10 дней, а меньше, например, 3-5 дней или даже еще меньше. Т.е. общий срок освоения всего материала будет гораздо меньше.
По окончании 1-го этапа начинаем использовать познавательную информацию (в наших комплектах она имеется в виде приложений-вкладышей). К этому времени ребенку уже, скорее всего, будет 1,5-2 года (возможно меньше или больше в зависимости от того, в каком возрасте были начаты занятия и насколько регулярно они проходили). Т.е. ребенок уже в состоянии выслушать, понять и запомнить многое из того, что ему говорят. Показывая карточки примерно в таком же режиме, как на 1-м этапе, при показе каждой карточки добавляем какой-нибудь факт о показываемом объекте. При следующем показе этой же карточки, озвучиваем другой факт и т.д. И так повторяем несколько циклов, чтобы информация улеглась в памяти ребенка.
Например, показывая карточку с изображением жирафа, можно поэтапно озвучивать следующую информацию:
- Млекопитающее из отряда парнокопытных, семейства жирафовых.
- Является самым высоким наземным животным планеты. Достигает высоты 5,5м.
- Высокий рост увеличивает нагрузку на систему кровообращения, поэтому сердце у жирафов особенно сильное: оно пропускает 60 л крови в минуту и весит 12 кг.
- Язык жирафа очень длинный и мускулистый: жираф может высовывать его на 45 см и способен хватать им ветки.
- Жирафы умеют быстро бегать и в случае острой необходимости достигают галопом скорости 55 км/ч, то есть на коротких дистанциях они могут перегнать скаковую лошадь.
- Жирафы являются исключительно травоядными животными, любимое лакомство – акация.
- Ежедневно жираф потребляет около 30 кг пищи и проводит за едой от шестнадцати до двадцати часов в сутки.
- Несмотря на такую длинную шею, у жирафа, как и у человека, всего 7 шейных позвонков.
- Рисунок на шерсти жирафа уникален для каждой особи подобно отпечаткам пальцев у человека.
- На голове у жирафов обоих полов находятся два обтянутых шерстью рожка, утолщённые на концах. Изредка встречаются и две пары рожков.
- Жирафы умеют высоко прыгать, преодолевая даже барьеры высотой до 1,85 м.
- Среди всех млекопитающих у жирафов одна из наименьших потребностей во сне — от десяти минут до двух часов в сутки; в среднем жирафы спят 1,9 часа в день.
В итоге ребенок не только будет знать, как выглядит жираф, как пишется и произносится слово «жираф», а также запомнит множество фактов из жизни жирафов. Аналогично и по другим объектам.
Дорогие родители! Конечно, строгое следование вышеописанной методике может стать «непосильной ношей» и тяжелой работой для многих. Родители могут потерять интерес, ребенок может потерять интерес. Но даже частичное следование этим принципам дает очень хорошие результаты и уж лучше хоть как-то заниматься, чем вообще никак. Также можно придерживаться принципа: лучше поздно, чем никогда. Т.е. если Вашему ребенку, например, сейчас 2 года или более, а Вы еще совсем не занимались по этой методике, не надо думать, что поезд «ушел безвозвратно». Очень многое еще можно успеть сделать!
3) Обучение ребенка математике с раннего детства, что стимулирует мозговую активность. Для этих целей в нашем ассортименте имеется комплект «Математика» (с красными точками и цифрами).
Дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. Если мы скажем «три», ребенок представит количество — три предмета, а мы взрослые – значок – цифру «3». Т.е. ребенок мыслит фактами, и если мы дадим ребенку такие факты, он научится определять количество предметов, не пересчитывая их, и откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.
Для обучения ребенка счету возьмем 20 карточек, на каждой из которых будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 20 красных точек диаметром чуть меньше 2 см.
Показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. Только в данном случае на начальном этапе используются: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10. Показывая карточку необходимо четко называть количество кружочков, изображенных на карточке.
Очень скоро ребенку достаточно будет одного взгляда на карточку, чтобы определить, какое количество кружочков изображено на той или иной карточке. Ребенок с легкостью отличит карточку с 19 кружочками от карточки с 20 кружочками. При этом взрослому это сделать достаточно сложно без предварительного подсчета (для упрощения задачи для взрослых на обратной стороне карточки указано количество красных точек).
После запоминания всех 20 карточек с кружочками можно использовать комбинации 2-3-4 карточек (и т.д.) для получения большего количества кружочков. Например, 21 — это комбинация карточек с одним кружочком и двадцатью кружочками и т.д.
Последовательность обучения счету на фактическом материале выстраивается следующим образом:
Первый этап — освоение понятия «количество» (т.е. на этом этапе ребенок учится определять количество красных точек на карточках, см. выше).
Второй этап – уравнения. После освоения 20 карточек с кружочками можно приступать к уравнениям. Например, операция сложения: «Один плюс два равняется трем». Произнося это предложение, показываем последовательно: сначала карточку с 1 кружком (произнося при этом «один»), потом убираем ее и говорим «плюс»; далее показываем карточку с 2 кружками (произнося при этом «два»), убираем ее и говорим равняется, и, наконец показываем карточку с 3 кружочками. И так по 3 уравнения ежедневно. Например, в первый день: 1+2=3, 2+3=5, 4+2=6 и т.д. Используя только карточки от 1 до 20 можно составить 190 различных уравнений. После нескольких недель занятий в таком режиме аналогичным образом можно освоить операцию вычитания. Далее аналогичным образом осваиваем операцию умножения. После этого можно ввести понятие «ноль». Для этого в нашем наборе есть одна совершенно пустая карточка. Проводя занятия на операции сложения, вычитания и деления можно включать в эти уравнения «ноль». Т.е. получится, например, 2+0=2, 5-0=5, 6*0=0 и т.д. Ребенок очень скоро поймет, что означает понятие «ноль». Далее переходим к освоению операции деления аналогично операциям сложения, вычитания и умножения.
Третий этап — решение задач. На данном этапе можно предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания. Например, показывая ребенку карточку с 16 и 20 кружочками, можно спросить: » Где двадцать?» Если ребенок указывает на нужную карточку, то необходимо его поощрить. Если нет, то нужно указать на карточку с 20 кружочками и сказать»А разве двадцать не это?» Вне зависимости от ответов ребенка нужно сохранять спокойствие и энтузиазм. Потренировавшись выбору из двух вариантов несколько дней можно переходить к решению задач. При решении задач не нужно просить ребенка назвать точный ответ. Нужно всегда предоставлять ему возможность выбора из двух вариантов. Задачи представляют из себя трехчленные уравнения с различными комбинациями операций сложения, вычитания, умножения и деления. Например: 2*2*3=12, 20:10+4=6 и т.д. Уравнения показываются, используя карточки с кружочками по той же системе, что и на предыдущем этапе. При этом каждый раз даем ребенку возможность выбрать из двух вариантов ответа. Через несколько недель занятий Вы с удивлением обнаружите, с какой легкостью ребенок решает любые предложенные уравнения.
Четвертый этап — освоение понятия «цифра», запоминание цифр. На этом этапе настала очередь познакомить ребенка с понятием «цифра», т.е. «1», «2», «3» и т.д. Напомним, что до этого все занятия проводились только с карточками с кружочками и ребенок, решая достаточно сложные уравнения понятия не имел, что существуют цифры, т.к. для него главное было — количество кружочков, изображенных на карточке. Для данного этапа в нашем комплекте «Математика» имеются все цифры от «0» до «9» в нескольких экземплярах, чтобы можно было из 2-3 карточек составлять достаточно большие числа. Цифры изучаются также, как на первом этапе — количество красных кружочков. После того, как ребенок усвоил цифры от 1 до 20 необходимо начать соотносить количество красных кружочков с определенными цифрами. Например, можно взять карточку с пятью кружочками и положить ее на пол. Рядом положить карточку со знаком «=», и далее цифру «5». И ребенок поймет, что означает это равенство. Также можно использовать знаки «больше» или «меньше». Например, положить карточку с десятью кружочками, далее знак «больше», а потом цифру «8». Изучение цифр — это очень простой этап для ребенка.
Пятый этап — цифровые уравнения. Это по сути повторение второго и третьего этапов, только с использованием цифр, а не карточек с красными кружочками. Т.е. уравнения и задачи показываются ребенку с использованием традиционных цифр. Таким образом, мы пришли к тому, что маленький ребенок решает достаточно сложные математические задачки, для решения которых многим взрослым потребуется калькулятор.
4) Обучение иностранным языкам. Все дети, по мнению Домана, являются лингвистическими гениями. Они усвоят столько языков, сколько будут слышать в раннем детстве. После 6 лет (когда практически прекращается рост мозга) сделать это будет гораздо сложнее, а зачастую вообще невозможно. Т.е., когда в наших традиционных школах начинают изучать иностранный язык, это заведомо невыполнимая задача, если только не используется «метод погружения» в течение длительного периода времени и другие очень дорогостоящие методики, требующие от ученика полной самоотдачи и невероятных усилий. Другое дело — дети раннего возраста. Они играючи и без каких бы то ни было усилий запоминают то, что слышат и видят. На этой особенности детского мозга и основано изучение иностранных языков в раннем возрасте. Одним из инструментов для изучения языка являются карточки Домана на иностранных языках.
В настоящее время мы предлагаем 58 комплектов карточек Домана на английском языке. Обращаем внимание на тот факт, что мы регулярно выпускаем новинки. А также возможно изготовление карточек Домана на других языках по индивидуальным заказам.
Занятия с английскими карточками Домана аналогичны занятиям с русскими (см. выше). В идеале, постоянно должно быть в ходу 2 комплекта карточек: один на русском языке, а второй на английском. Показываем русские карточки по 3 раза в день и английские также — по 3 раза в день. Комплекты на русском и английском языке, которые изучаются параллельно, должны быть разными. Например, на русском языке — «Животные», а на английском языке — «Геометрические фигуры». Это необходимо, чтобы ребенок не путал языки. Потом, через пару месяцев, можно показывать «Животных» и на английском. При таком режиме занятий ребенок с одинаковой скоростью будет запоминать и русские, и английские карточки. Т.е. через 7-10 дней показа 20 карточек на английском языке можно менять комплект.
Для того, чтобы с английскими карточками могли заниматься даже те родители, которые не владеют свободно языком, а знают его в рамках школьной программы, мы предлагаем на нашем сайте бесплатно скачать транскрипцию к английским комплектам. Если Вам не удается скачать файл или к какому-то комплекту его просто нет, то напишите нам и мы Вам его вышлем. Безусловно, лучше, чтобы занятия с ребенком (в форме игры!) проводил специалист, но зачастую это невозможно. Однако, это не значит, что Вы должны лишить ребенка шанса изучать язык в раннем возрасте. Попробуйте начать заниматься и Вы сами усовершенствуете свои знания, принося при этом огромную пользу своему ребенку!
Небольшое лирическое отступление по поводу «неправильного» («небританского») произношения многих родителей. Часто это останавливает родителей от занятий с ребенком английским языком. Да, это действительно так, наше произношение зачастую нельзя назвать идеальным. Но даже те люди, которые в совершенстве владеют английским языком, имеют акцент, который с легкостью заметит настоящий британец. А найти настоящего «носителя» языка для занятий становится все труднее. Часто те люди, которые выдают себя за носителей языка на самом деле являются, например, ирландцами, выходцами из Ямайки или других стран Содружества Объединенного Королевства и имеют сильнейший акцент (!!!) с точки зрения британцев. Так что, уважаемые родители, выбор за Вами.
Хочется отметить, что для изучения английского языка на уровне, приближенном к родному, конечно же карточки не являются панацеей. Занятия с карточками необходимо совмещать с чтением английских книг, заучиванием стишков, просмотром мультфильмов на английском языке, прослушиванием английских сказок, песенок, живой беседой с ребенком, играми на английском языке. В общем необходимо делать все то же самое, что Вы делаете при изучении родного русского языка. Но если Ваших знаний для живой беседы и игр на английском языке пока недостаточно, то даже занятия с карточками, дополненные просмотром английских мультфильмов, прослушиванием сказок и песенок с раннего детства (а эту комбинацию занятий могут обеспечить ребенку практически все родители!), создадут прекрасную базу для дальнейших занятий английским языком со специалистом.
5) Обучение раннему чтению.
Система обучения раннему чтению по Доману основана на том факте, что увидев написанное на карточке слово, ребенок запоминает его целиком, и впоследствии может воспроизвести в каком-то контексте, например, увидев это слово в книге. Таким образом, ребенок начинает читать не по слогам (как при обычных методах обучения чтению), а целиком словами, что способствует развитию скорочтения.
Обучать ребенка чтению можно начинать с шестимесячного возраста. Для этого используют карточки со словами, написанными на них красным цветом крупными печатными буквами. Для начала, подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, предметы ребенка, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).
1-й день. В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ этих карточек нужно повторить еще 2 раза.
2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.
3-й день. Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.
4-й и 5-й день. Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.
6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.
Примерная ежедневная программа обучения:
Ежедневное содержание — 5 наборов слов (25 карточек).
Одно занятие — 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.
Частота — каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).
Продолжительность одного занятия — 5 секунд.
Введённые слова — 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).
Удалённые слова — 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).
Количество демонстраций каждого слова — 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.
Количество занятий и количество карточек могут меняться в зависимости от желания и настроения ребёнка.
Постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит черный.
Последовательность обучения чтению выстроена от простого к сложного:
Первый этап — отдельные слова.
Второй этап — словосочетания.
Третий этап — простые предложения.
Четвертый этап — распространенные предложения.
Пятый этап — книги.
Мы рассмотрели пять основных направлений раннего развития детей по методике Глена Домана.
Безусловно, эти направления могут использоваться как все вместе, так и по отдельности. В зависимости от целей родителей и поставленных задач, а также желаний ребенка.
Уважаемые родители, не бойтесь заниматься со своми детьми. Пусть даже Вы считаете невозможным придерживаться всех принципов описанной выше методики. Попробуйте адаптировать эту методику под свои цели и задачи, а также под интересы ребенка. И при регулярных занятиях Вы обязательно заметите результаты.
Всем удачи в занятиях и превосходных результатов!