«Первый раз в первый сад»: как безболезненно приучить ребёнка к детскому коллективу?
Главная Я мама Я расту! «Первый раз в первый сад»: как безболезненно приучить ребёнка к детскому коллективу?С сентября учебный год начинается не только в школах, но и в детских садах. В этом году по результатам распределения в дошкольные учреждения Читы попали более 5 тысяч человек. Это дети от 1,5 до 7 лет. Одни ждали заветного места годами, другие благодаря льготам попали в сад рано. Как малышам, так и детям старшего возраста к детскому саду придётся привыкнуть психологически. Как пройдёт адаптация – во многом зависит от родителей. Специально для них «Гуранка» подготовила топ-5 самых важных советов от семейного и детского психолога Олеси Газинской.
— То, что психологическая подготовка к саду нужна ребёнку, знают многие. Не каждому известно как именно её проводить, Олеся Викторовна, поделитесь, пожалуйста, советами?
- Готовить ребенка к саду надо начинать за 2- 4 месяца до его посещения. Подготовка должна состоять из нескольких этапов. Самый главный из которых — это приближение к режиму садика. Совпадать с режимом садика должен сон и детское меню.
Учить нужно самостоятельности – умываться, переодеваться (хотя бы частично), проситься и ходить в туалет.
Важный аспект — ребёнок должен уметь играть один. Интерес к сверстникам и умение с ними играть приходит примерно к 4м годам.
Мама с папой также должны психологически готовиться к садику, настраиваться, что ребёнок будет находиться какое-то время без них. У малышей связь с мамой очень сильная, если мама начала тревожиться по поводу сада, тревога напрямую перейдёт и к ребёнку.
Мама или папа должны научить основным моментам поведения, например: что делать, если у тебя отобрали игрушку? Ребёнку в садике надо быть готовым к тому, что у него могут забрать любимую вещь. Махнуть на это рукой или пойти и забрать её обратно –этому и должны научить родители.
- Почти все дети плачут на адаптации. И родители относятся к этому по-разному. Одни говорят, «золотая слеза не выкатится», другие не могут спокойно смотреть на посиневшее от многочасовой истерики любимое лицо. Как правильно относиться к детским слезам?
— Разлука
с мамой – это один из важных моментов, к которому надо психологически готовить ребёнка. Если сын или дочка всю свою жизнь были только с
мамой и ни разу с ней не расставались, конечно, им будет крайне сложно привыкнуть
к группе. Бабушки, дедушки, папа, близкие родственники – могут прийти на помощь
и периодически оставаться с малышом. Если нет
возможности оставлять чадо с родными и близкими людьми, можно
попробовать отводить ребёнка в частные группы временного пребывания.
Детский плач обычно пугает родителей. А есть дети, которые не плачут в садике вообще – это худший вариант. Так как ребёнок переживает все внутри себя. Это может перетекать в психосоматические заболевания, например, такие как частые простуды.
Как плачет ребёнок, это зависит от индивидуальных особенностей. Считается, если ребёнок плачет громко, но непродолжительно, это нормально, а если долгое время на протяжении нескольких часов – надо обращаться к психологу. Успокаивать, отвлекать детей – это работа воспитателя.
Как безболезненно попрощаться с ребёнком утром?
- Бывает, что родители приводят ребёнка и очень долго прощаются. Нужно придумать свой ритуал прощания и не затягивать его.
Психологически, внутренне, надо быть готовым, что ребёнок первое время, возможно, будет плакать. Не надо об этом сильно переживать. В возрасте 2-3х лет мама для ребёнка – это целый мир. Если мама скрылась из виду, мир рушится. Для ребёнка эти переживания равносильны нашим, когда мы теряем своих близких людей. Поэтому надо договариваться, что мама придёт, вернётся.
Ориентируйте ребёнка по событиям, к примеру, вот ты поешь, поспишь, и я за тобой приду. Обещание обязательно надо выполнить. Если мама повторит так 3-4 раза, неделю, ребёнок привыкнет, поверит маме и станет спокойней.
Ребёнок плачет, вырывается, не хочет идти в сад — оставить его в группе, несмотря на сопротивление или нет?
— Нужно ответить себе на главный вопрос: для чего я веду ребенка в садик? От этого ответа будет понятно, какая будет адаптация у ребёнка и вообще нужен ли сад малышу. По большому счёту садик нужен родителям. Если мама одна, ей надо кормить семью, ей некуда деваться, она настроена, что ребёнок пойдёт в сад, чаще всего такие дети быстрее адаптируются, нежели те, у родителей которых есть возможность сидеть дома
Нужно ли сразу оставлять ребёнка в саду?
- Нет, сразу этого делать нельзя. В первые 2 часа мы не оставляем ребёнка одного. Заранее (за несколько дней, недель до посещения садика) с ребёнком надо погулять возле дошкольного учреждения, попробовать зайти в группу, познакомиться с воспитателем.
Как мама общается с воспитателем, для ребёнка тоже будет важно. Если мама изначально настроена негативно, ей не нравится воспитатель, ребёнок сразу это уловит и адаптация будет сложной. Маме надо доверять садику, настраиваться, что всё будет хорошо, а если что-то пойдёт не так, решить это можно будет по мере поступления проблем.
В первые дни посещения сада дети могут отказываться от еды, плакать, кричать, плохо спать, может быть капризным или вялым – это нормально. Перед садом не надо кормить ребёнка и делать трагедию из-за того, что он пропустил какой-то из приёмов пищи. Ребёнок должен оценить еду садика сам. Дома надо создать максимально спокойную обстановку. Во время адаптации исключить шумные застолья, поездки в новые места (психологически не перенагружать ребёнка, т.к нагрузку он испытывает уже в саду).
Консультация по теме: «В первый раз в детский сад»
«В первый раз в детский сад»
Нередко бывает, что ребенок уже записан в детский сад, а споры о необходимости этого еще в разгаре. Ребенок никогда не должен присутствовать при этих спорах! Мы часто думаем, что они маленькие и ничего не понимают, но это заблуждение. Примите и поймите, что дети понимают все, но мы вряд ли можем предсказать, какие выводы они сделают, а о последствиях можно только догадываться. Нередко негативное отношение малыша к детскому саду — лишь отражение сомнений родителей. Примите и полюбите выбранный вами детский садик. Теперь это дом, в котором будет находиться ваш ребёнок.
- Неполный день. Постарайтесь не оставлять ребенка сразу на полный день. Желательно первое время забирать его тогда, когда он еще не устал.
- Правила личной гигиены. Теперь ваш мальчик или ваша девочка будет много времени проводить в детском саду, поэтому целесообразно узнать все правила, которые там существуют, особенно те, что касаются личной гигиены. Постарайтесь придерживаться
- Еда. Чаще всего еда в садике по вкусу отличается от той, которую мы готовим дома. Поэтому объясните вашему малышу, что еда в садике не хуже, просто она другая. Очень часто у взрослых заранее сформировано предвзятое отношение к еде в детских садах. Не передавайте его ребенку, позвольте выработать собственное мнение — и, возможно, вскоре вы услышите от него: «А в саду котлеты вкуснее! И компот свари мне, как вчера на обед давали!».
В дни, когда ребенок не ходит в сад, постарайтесь проследить, чтобы он «не кусочничал», а соблюдал режим питания. Организм ребенка привыкает к перекусам, и в саду ему этого может не хватать. Ребёнок будет испытывать дискомфорт, но объяснить не сможет.
- Сон. Тема не из простых. Очень часто родители уверены, что ребенку не нужен дневной сон, ведь дома его не уложишь. В детских садах дети спят, потому что их жизнь гораздо более динамична и насыщенна, чем у «домашнего» ребенка. Поэтому после обеда ребята уже валятся с ног от усталости. Сну не надо сопротивляться. Просто примите это и помогите принять вашему малышу. Разговоры: «Ты лежи тихо, притворись, как будто ты спишь, чтобы воспитатели не заметили» — недопустимы. Лучше объяснить ребенку, почему ему действительно необходим отдых.
- Одежда. Еще один важный момент. Одежда должна быть удобной, комфортной. Подумайте, в чем ваш ребенок будет гулять, как быстро он сможет одеться на прогулку. Что для вас важнее — чтобы он выглядел самым модным и стильным или чтобы он не боялся испачкать и помять одежду? Обратите внимание на удобство застежек: пусть липучки заменят шнурки, шапка-шлем — шапочку на завязках, брючки на резинке — джинсы на молнии с тугой пуговицей. Пусть маленький человек чувствует себя комфортно и свободно, а одежда не будет предметом ваших сожалений и претензий к ребенку.
- Игрушки. Договоритесь с ребенком, что он будет приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться, и пропажа или порча которых не вызовет бурю слез. В противном случае малыш прослывет «жадиной» или все время будет переживать за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться. Не нужно проверять ребенка «на жадность», заставляя делиться своими любимыми игрушками: помните — сейчас идет адаптация к детскому саду, это и так тяжело для вашего чада, и лишние потрясения ему совсем ни к чему! Просто объясните ребенку, какие игрушки и почему стоит брать в садик, а какие нет.
- Расставание. Расставание с мамой — для всех животрепещущий вопрос. Очень многие дети плачут при расставании. Их приходится долго уговаривать и отвлекать. Воспитатель поможет вам в этом, но и в ваших силах сделать расставание менее болезненным.
Узнайте, как ваш ребенок чувствует себя в ваше отсутствие. Если он быстро успокаивается, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, причина в ритуале расставания. Необходимо придумать или изменить этот ритуал, чтобы ребенку было легче вас отпустить. Например, поможет в этом традиция махать маме из окна группы — мама еще не успевает дойти до выхода, а малыш уже со всех ног летит к окошку. По наблюдению воспитателей, с папами дети расстаются гораздо менее болезненно, чем с мамами – поэтому, возможно, стоит первое время маме прощаться с ребенком дома.
Есть дети, которые тяжело переносят разлуку с матерью. Очень тревожный момент. Как правило, такое явление – следствие поведения взрослых. Чаще всего это происходит с детьми, у которых очень тревожные родители. Подумайте, не манипулирует ли вами ваш ребёнок. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама или важный на тот момент человек для ребенка. Ваши вопросы: «Не обижали ли тебя?», «Не голодный ли ты», «Не ругают ли тебя» … подразумевают ответ: «Да, ругают, голодный, обижают». Избегайте подобных вопросов, интересуясь: «Что сегодня вы делали в садике? С кем ты играл? Во что? Что ты ел сегодня на обед?».
- Вопросы к персоналу. Все вопросы, которые возникли у вас к персоналу детского сада, задавайте не при ребенке! Чаще всего содержание вашего разговора ему будет недоступно – но тон и отношение он почувствует сразу. Вопрос разрешится – а «осадок» — «Мама кем-то не довольна! Воспитателем? А может мной?» — останется.
- Никогда не обманывайте ребенка. Если вы пообещали: «Заберу тебя после обеда» — когда ребёнок допьет компот, вы уже должны стоять наготове у двери группы. Обман – даже если у вас изменились планы – может стать очень тяжелой травмой для ребенка, поколебать его доверие к вам и свести на нет все усилия по успешной адаптации в детском саду. Теперь каждый раз при расставании он будет сомневаться – а придете ли вы? А заберете ли его вовремя? Легко ли спокойно играть и гулять, имея в душе такой страх? Поэтому, если не уверены, сможете ли выполнить свое обещание – лучше забрать ребенка раньше без предупреждения – это станет для него приятным сюрпризом.
Как вести себя, когда ребенок начал посещать детский сад
- Настроить ребенка на мажорный лад. Внушить ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, стараться забрать его не последним
- Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
- Щадить его ослабленную нервную систему.
- На время прекратить походы в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
- Как можно раньше сообщить врачам и воспитателям о личностных особенностях малыша.
- Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
- Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
- При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.
- При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача.
- Расставайтесь с ребенком в детском саду с довольной улыбкой, без длительных объятий и поцелуев. Поцелуйте ребенка, улыбаясь, уходите независимо от того, кричит он или умоляет вас остаться.
- Уходите всегда открыто. Всегда следует сказать, что вы уходите, но вернетесь позже.
- Пусть возьмет с собой маленькую любимую игрушку. Это часто действует успокаивающе.
Как не надо вести себя, когда ребенок посещает детский сад
- В присутствии ребенка не следует говорить плохо о детском саде.
- «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.
- Мешать его контактам с детьми в группе.
- Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему.
- Водить ребенка в многолюдные и шумные места. В
- се время кутать, одевать не по сезону.
- Конфликтовать с ним дома.
- Наказывать за детские капризы.
- В воскресные дни резко менять режим ребенка.
- Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.
- Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.
- Не выполнять все предписания врача.
Первый раз в ясли-сад. Подготовка к детскому саду


Алиюше исполнилось два годика, и мы без всякой боязни и волнения решили идти в ясли. К детскому саду я отнеслась серьезно. Я учитывала как психическое состояние ребенка (стресс, страх), так и физическое состояние (частые простуды). И поэтому готовиться к саду мы начали заранее. Прослушав лекции в детской поликлинике для родителей, чьи детки идут в ясли, я поняла, в каком направлении нам действовать и как готовить ребенка.
Примерно за месяц до похода в садик мы начали посещать школу раннего развития (к счастью их сейчас много). Атмосфера там очень напоминает детский сад: игрушки, дети, воспитатель. Занятия только более насыщенные. Дочке сразу понравилась там, она активно играла, училась при играх общаться с детьми.
Бывало, возникали и трудности между сверстниками, если что-то не поделят – сразу раздаются крики, плач. Но при этом дети учатся быть в коллективе, привыкают к дисциплине, всему тому, что требуется в садике.
Помимо этих занятий мы каждый день выходили гулять на площадку детского садика в тот период времени, когда все дети гуляли. Я объясняла Алие, что такое детский сад, что там делают дети: «Со временем и ты туда пойдешь, ведь там так хорошо и весело». Трудностей при общении с детьми у нее не возникало, что и радовало меня.
За неделю до садика мы решили заглянуть в нашу группу, куда дочке предстоит ходить каждый день. Я познакомилась с воспитателем, а Алия с интересом разглядывала обстановку группы. Первые минуты она просто стояла, затем схватила детскую коляску и начала катать по группе. Когда настала пора уходить, ей не хотелось отрываться от игрушек, и мне с силой и с ревом пришлось ее забрать. То, что ей не хотелось уходить из сада, вовсе не означало, что ей понравится ходить в садик каждый день, ведь каждому ребенку хочется побывать в такой обстановке, где столько интересного.
Одновременно с психической и психологической подготовкой мы начали готовиться и физически: пили витамины, закаливали ножки теплой и прохладной водичкой, увеличивали время прогулок на свежем воздухе, соблюдали режим дня приближенный к садику.
Ну вот, настал тот день – «первый раз в ясли-сад». Для меня он оказался очень волнующим. Придя в сад и войдя в группу, Алия вспомнила, что тут она уже была, и уверенно взялась за ту же коляску, как и в прошлый раз, и начала ее катать. Я ей сказала: «Алия, ну я пойду, куплю тебе чего-нибудь», а в ответ ничего не услышала.
Выйдя из садика, я не знала, как быстрее скоротать эти два часа. Конечно, я переживала за ребенка. Наконец я пришла за малышкой. Увидев меня, она подбежала ко мне, и выражение ее лица было растерянное и потерянное. Очевидно, она не понимала, что это было.
На следующий день мое волнение не стихло, а напротив, лишь усилилось, ведь ребенок уже понял, что это такое садик: мама уходит, а малыш зачем-то остается тут с какой-то тетей и детьми…
Придя в садик, Алия вцепилась в меня, не желая отпускать. Я старательно начала пытаться отвлечь ее игрушками, которые были в группе. Мы начали звонить по игрушечному телефончику бабушке, катались с горочки, открывали шкафчики и смотрели, какие игрушки там спрятались. Но при любом моем намерении уйти она тут же забиралась мне на ручки и вновь висла у меня на шее.
Тогда мне нечего не оставалось, как вручить ребенка лично в руки воспитателю. Я еле вырвалась из цепких рук своего ребенка, а в ответ раздался ноющий плач. Я вышла из группы и из раздевалки слушала, долго ли будет плакать моя дочь. Плач продлился пару минут, благодаря воспитателю: она развлекала ребенка игрушками, тем самым отвлекая ее. Когда же я пришла забирать дочь, то, увидев меня, она быстро подбежала ко мне и, не понимаю отчего, начала плакать. Я сказала ей: «Я ходила в магазин для того, чтобы купить тебе вкуснятину», и достала из сумки ее любимое лакомство.
Так день ото дня мы потихоньку привыкали к садику. Когда мы заходили в группу и как только начинался ее плач, я тут же отвлекала ее чем-то, заинтересовывала. Очень ласково и осторожненько говорила с ней: «Посмотри, какое красивое платьишко ты сейчас наденешь», «А где твоя расческа? Давай расчешем волосы», «Подойди к зеркалу. Кто там?» Алия тут же переключалась на мой вопрос и ненадолго забывала о своем беспокойстве.
Правда, при расставании я по-прежнему отдавала ребенка в руки воспитателю, а она продолжала отвлекать ее в группе, и плач тут же стихал. По словам воспитателей, плач был только по утрам при расставании, и перед сном дочь вспоминала обо мне и звала меня. Тогда я положила на кроватку, где она спит, ее любимую мягкую обезьянку, чтобы ей становилось спокойней, что рядом есть что-то родное и любимое.
На работу сразу выходить я не собиралась, учитывая то, что ребенок может болеть, и лучше будет подождать несколько месяцев, пока адаптация к садику не закончится полностью. Как только у дочери появлялись первые сопельки или легкий кашель, мы подлечивались дома и в садик не ходили примерно 2-3 дня. Зачем ждать, когда ребенок заболеет серьезно? Так лучше и ребенку. Ведь когда малыш долго не ходит в ясли (я имею в виду, если взять больничный), то он начинает отвыкать от садика и вновь начинает плакать при расставании с близким человеком.
Адаптационный период моего ребенка еще не завершился, но я рада тому, что пока у нас получается, в общем, неплохо.
Я считаю, обязательно нужно готовить ребенка к садику заранее. Учитывать интересы ребенка, его желания, найти нужные слова, аргументы. И тогда можно сохранить ребенку здоровые нервы. А ребенок будет только общительней, радостней и будет этим радовать своих родителей.
Авгуна, [email protected].
У нас в городе вообще нет яслей, есть ясельные группы при садиках, в которые ооооочень трудно попасть, а в нашем районе такой садик только ведомственный, а у них «всплеск раждаемости»(маловероятно, т.к. в наших НИИ преобладают пенсионеры), т.е. просто денег хотят. И берут детей не моложе 2х лет, и только с сентября. Я как-то разговаривала с заведующей одного необычного садика, она сказала следующее:
1. Ни в коем случае не начинайте ходить в садик осенью — перестраивается природа, перестраивается организм, а тут еще стресс
2. У детей есть периоды, когда они особенно не хотят уходить от мамы, это где-то 2,5 — 3 года. Поэтому, либо нужно начать ходить в 1.6 г, либо после 3х. Подробностей не знаю, мы с ней говорили по телефону.
Примеры, подтверждающие это:
1. моего племянника отдали в ясли в 1г4м — пошел сразу в группу, не разу не оглянулся, поэтому сразу стали водить на целый день
2. Подруга отдавала старшего сына в 2г 5м — так и не смог привыкнуть, в 3,5года пошел с удовольствием
3 Её же младшая девочка пошла в 4.5 года(раньше не получалось по разным причинам) с радостью, если сидят дома из-за болезни, ноет, что очень хочет в садик
согласна с мнением многих, что отдавать ребенка в сад надо только тогда, когда ему уже «тесен» формат дом-детская площадка-секция. Если возможность сидеть или взять няню есть, то лучше до 3 лет не делать резких движений: то что ребенок болеет в саду в первое время — во многом результат огромных его душевных переживаний, ведь связь с мамой еще очень сильна. К 4-5 его уже будет меньше тяготить отсутствие рядом мамы 24 часа в сутки: появятся больше интересов «на стороне», он уже осознает свое «я» и не будет так болезнено реагировать на окрики (не дай бог) воспитателя и т.п.
Категорически не признаю и порицаю отношение «поорет и перестанет», ведь Вы должны понимать, что перестанет он не потому что ему вдруг станет комфортно без мамы, а потому что поймет бесполезность: мама оставит его все-равно. На формирование Доверия между ребенком и матерью это точно скажется не лучшим образом.
Забыли вспомнить: бабушки отдавали наших мам в ясли в два месяца, и тоже ничего, выростали-привыкали! 🙂 Но сейчас-то пришли к тому, что ребенку до трех дет лучше с мамой, чем в детском учреждении, вот и продлили декретный отпуск! Вы сейчас на мам-бабушек оглядываетесь, а они тогда о таком счастье (сидеть с ребенком до садика и не отдавать в ясли) только мечтать могли. А современных мам перспектива три года подряд сидеть в четырех стенах не радует, вот и отдают малышей в ясли кто в год, кто в полтора. Я понимаю, обстоятельства бывают разные, не всех на работе будут ждать три года, не у всех мужья в состоянии полностью обеспечить семью, но называть такую ситуацию правильной, а тем более, благоприятной для ребенка, утверждая, что он в любом возрасте будет плакать и болеть, по меньшей мере странно.
10.10.2006 16:08:50, white-doveВсего 20 сообщений Прочитать обсуждение полностью.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Консультация (младшая группа): Первый раз в детский сад.
Этот алгоритм поможет родителям, которые отдают ребенка в детский сад.
За месяц до того, как отдавать ребенка в детский сад:
Расскажите ребенку о садике, о том, что там делают дети, как там все устроено.
Гуляйте вблизи детсада, подчеркивая, что скоро и ваш малыш туда ходить.
Отвечайте на все вопросы ребенка только правду.
Уделите достаточно внимания тому, чтобы научить ребенка делиться игрушками, обмениваться игрушками, отстаивать свое. Сделайте упор на разнице между личными и общими игрушками.
За неделю до знаменательной даты:
Сходите с малышом в детсад на экскурсию, зайдите в будущую группу, познакомьтесь с воспитательницей.
Каждый день напоминайте ребенку, что скоро (например, в следующий понедельник) он пойдет в детский сад.
Первый день в детском саду
Приведите ребенка в то время, когда воспитанники гуляют на улице. Оставайтесь с ребенком все время, пока дети на прогулке. Разговаривайте с воспитательницей, старайтесь побудить ребенка к самостоятельной игре с детьми. Если вы привели ребенка в группу, а не на прогулку: мама должна быть в свободном доступе для ребенка, не оставляйте малыша, будьте с ним. Пребывание в саду не более 2 часов.
После окончания прогулки заберите ребенка домой, похвалите его за первый день в детском саду. Устройте дома маленький праздник «Первый день в детском саду». Сходите с малышом в кафе, или в парк, проведите время вместе весело.
Обязательно говорите в течение дня о том, что сегодня знаменательный день, а завтра вы тоже пойдете в детский сад.
Второй день в детском саду
Приводите ребенка в группу перед прогулкой. Так, чтобы малыш побыл немного в группе, а затем вместе со всеми собрался и вышел на улицу. На этот раз оставайтесь несколько в стороне (в раздевалке, на расстоянии и т.п.) Но все еще не оставляйте малыша в садике, никуда не уходите. Продолжительность пребывания в детском саду — 2 часа. Если ребенок пожелает побыть дольше, чем в предыдущий день — можно, но не принуждайте к этому.
На пути домой, сделайте что-то приятное для малыша (купите что-нибудь вкусненькое, маленькую игрушку, погуляйте дольше, сходите на качели и т.п.)
Дома продолжайте обсуждать с близкими, какой малыш молодец — уже ходит в детский сад!
Третий день в детском саду
На этот раз приходите утром. Смотрите по ребенку: стоит оставить его в группе с воспитательницей, а самой отлучиться. Но обязательно скажите: «Ты побудешь с воспитательницей и детьми, а я пойду в магазин, на собрание родителей, на работу, на встречу и т.п., я вернусь, когда вы будете гулять и заберу тебя». Если ваш малыш очень тревожный и не отпускает — не идите, но в течение первой недели в саду старайтесь договориться с ним, чтобы согласился.
Оставляя ребенка, при нем обменяйтесь номерами телефона с воспитательницей. Подчеркните, что малыш может обратиться к воспитательнице, если захочет в туалет, пить или что-то другое.
Приходите за ребенком на прогулку. Скорее всего, малыш захочет еще поиграть с детьми. А возможно и пообедать. Продолжительность пребывания в саду регулируйте, несмотря на желание и настроение ребенка. Если он хочет остаться на обед — прекрасно.
Первая неделя в детском саду
Первую неделю водим ребенка в садик только на полдня. На сон еще не оставляем. Конечно, если ребенок сам проявит инициативу — запрещать не нужно!
Любые изменения в продолжительности пребывания ребенка в саду должны вноситься только с согласия самого ребенка.
Любая инициатива ребенка остаться на дольше — должна поддерживаться.
Хвалите малыша за то, что он пошел в детский сад, радуйтесь вместе со всеми близкими, случившемуся событию!
Если правила саду позволяют, можно дать ребенку с собой любимую игрушку, чтобы малышу было легче.
Создавайте положительные эмоции после посещения сада, но с каждым днем уменьшайте интенсивность. Если в первый день вы ходили вместе ели мороженое, катались на каруселях, посетили зоопарк, то в последний день недели достаточно просто купить ребенку маленький презент (карандаши, наклейки, печенье, любимый фрукт)
Правильно реагируйте на чувства ребенка. Если малыш плачет, не запрещайте и не прерывайте его чувства. Скажите, что вы понимаете, как ему грустно, тяжело без мамы. Пусть почувствует, что вы принимаете его чувства, что они нормальные.
Вторая неделя в детском саду
Теперь договаривайтесь с ребенком о том, чтобы оставлять его в группе до сна, а вы сами тем временем пойдете на работу, по делам и т.п.
Приходите за ребенком так, чтобы вам приходилось немного подождать, пока закончится обед.
Хвалите словам за проведенный день в детском саду, внимательно слушайте и сопереживайте ребенку.
В течение недели говорите ребенку, что дети остаются в детском саду для дневного отдыха (сна), скажите, что скоро и он (ваш малыш) тоже будет оставаться на дневной сон. Ему выделят его собственную кроватку, вы купите ему хорошую красивую пижамку, а забирать его будете сразу после сна. Он проснется, а вы уже его ждете!
В конце недели договоритесь с ребенком о том, чтобы остаться на дневной сон. Придите забирать ребенка так, чтобы пришлось подождать, пока он проснется.
В конце недели устройте небольшой праздник «Малыш ходит в детсад уже 2 недели!»
Далее постепенно увеличивайте продолжительность пребывания настолько, насколько нужно. Старайтесь настойчиво убеждать, договариваться с ребенком, чтобы на это получать его согласие.
Помните, если малыш пропускает детсад больше, чем на 21 день, вам придется снова пройти все шаги для адаптации. Возможно, это произойдет несколько быстрее, чем в первый раз. «Первый раз в детский сад».
Успешной вам адаптации!
4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду
А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни, ладил с воспитателями и другими детьми и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов.
Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают малышу адаптироваться к детскому саду. Как это происходит и как избежать самых распространенных ошибок, рассказывает детский и семейный психолог Екатерина Кес.
На протяжении многих лет моей психологической практики каждую осень ко мне обращаются родители, детям которых тяжело дается адаптация к детскому саду. В этой статье я хочу рассказать вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский садик. Из-за этих ошибок у малыша, как правило, формируется негативное отношение к садику, страхи и тревоги, и адаптация затягивается на долгие месяцы. Об этих ошибках важно знать, чтобы их не совершать и не навредить своему малышу.
Ошибка № 1 — «Исчезновение мамы»
Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми. Скорее всего, он уже слышал от мамы не раз, что мама его оставит в группе, но в его представлении, пока мама ждет его в коридоре. А может быть, он забыл, что мама собирается уходить.
И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.
У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.
Ошибка № 2 — «Долгое пребывание»
Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.
Ошибка № 3 — «Неправильный режим дня»
Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.
То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!
Ошибка № 4 — «Быстрые сборы»
Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.
Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.
Что такое «Ритуал прощания»?
Ну что ж, мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите! Уверена, вы сможете постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.
О других распространенных ошибках родителей и о том, как их избежать, вы узнаете из моих бесплатных обучающих видеоуроков «Как быстро и легко подготовить ребенка к детскому саду»
Чтобы получить эти уроки >> перейдите по этой ссылке.
P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.
И, как всегда, буду рада вашим комментариям к этой статье.
Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.
Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.
Читайте также:
В детский сад первый раз!
Кажется, что только недавно вы торжественно, с кружевным пищащим конвертом в руках, переступили порог дома. Но время летит незаметно и вскоре наступает пора, когда ваш карапуз в первый раз пойдет в детский сад. Подготовиться к этому знаменательному событию в жизни всей семьи следует заранее, для того, чтобы к минимуму свести возможные сложности начала садикового периода.
Для чего нужен детский сад?
Изначально, основная роль детских садов сводилась к тому, что дети на протяжении рабочего дня находились под присмотром, в то время, как их родители были на работе. И сейчас, решение мамы о выходе на работу, подразумевает то, что ребенок пойдет в сад. Но основная роль детского дошкольного учреждения несколько иная, и родители, которые сомневаются, нужен ли ребенку детский сад, должны это понимать.
В коллективе сверстников маленький человечек быстрее адаптируется, а это очень пригодится ему в дальнейшем. Ведь впереди школа, университет, работа – везде происходит довольно тесное общение. И чем раньше ребенок научится взаимодействию со столь непохожими людьми, чем раньше он будет попадать в незнакомую обстановку и сам принимать собственные решения, тем легче будет его взрослая жизнь.
Но случается так, что ребенок по состоянию здоровья посещать сад не может, или же, близкие всё время твердят – зачем нужен детский сад, когда есть любящие родственники, которые позаботятся о ребенке. Это очень хорошо, если на выручку родителям приходят любящие бабушки и дедушки. Но ведь общение только в кругу семьи, очень ограничивает развитие личности малыша. И гиперопека в этом случае не принесет никакой пользы. Для ребенка обязательны будут прогулки на многолюдных детских площадках, где ребенок сможет общаться со сверстниками, а также посещение кукольных театров и различных детских мероприятий.
Решено – идем в детский сад!
Оптимальный возраст для того, чтобы отдать ребенка в сад – это 2-3 года. В ясли деток принимают с полутора лет, но не все дети в таком возрасте хорошо переносят перемены в жизни. Потому, если есть возможность еще немного подождать, то лучше отсрочить посещение садика. После 3-4 лет иммунная система ребенка более крепкая, чем в полтора года, и болеет он реже. Но это не означает, что ребенок старшего возраста с радостью побежит в группу.
В каком бы возрасте вы ни решили отдать своего малыша в детский коллектив, желательно приучать к нему ребенка постепенно, чтобы малыш не испытывал большого психологического дискомфорта. Знакомство с садом можно начать с прогулок на игровых площадках дошкольного учреждения, а первые дни пребывания в саду свести к 1–2 часам, увеличивая постепенно.
Когда ребенок впервые идет в детский сад, положительный настрой родителей очень важен. Мама и папа должны осознавать, что сад – это благо для малыша, даже если первое время он отказывается туда идти и плачет. Расставаться с ребенком нужно коротко, без долгих уговоров, ведь в группе ребенок практически сразу успокаивается. В основном, уже на третий день посещения ребенок с интересом общается со сверстниками, садится с ними кушать и соглашается пользоваться туалетом. С каждым днем вы заметите, как малыш всё больший интерес проявляет к саду, даже если с утра он идет туда с большой неохотой.
Что нужно в детский сад?
Самое основное – медицинское заключение с печатью участкового врача о том, что состояние здоровья позволяет малышу посещать сад. Об этой справке нужно побеспокоиться как минимум за две недели, ведь предстоит пройти нескольких врачей, узнать, какие анализы нужны в детский сад, и сдать их. Обычно это общий анализ крови и мочи, а также кал на яйца гельминтов, которые принимает санитарно-эпидемиологиеская станция. Результаты последних нужно ждать около трех дней, после чего, со всеми готовыми документами можно уже идти за заключением педиатра.
Список необходимых вещей, в основном, во всех садах одинаков. С первого дня ребенку потребуется:
- Сменная обувь – обыкновенные удобные комнатные тапки на липучке, но не шлепанцы или босоножки (желательно пару про запас, на непредвиденный случай).
- Теплая одежда для прогулок (по погоде) и головной убор (кепка или панама) для лета.
- Запасные трусики, маечки, колготки и носочки (всего 5 пар даже если ребенок самостоятельно ходит на горшок).
Слюнявчики.
- Теплая пижама и носочки для сна (понадобится уже осенью).
- На занятия хореографией и физкультурой понадобятся чешки, шорты и белая футболка.
- Вместо традиционных носовых платков пригодится рулон бумажных полотенец или салфеток.
Все вещи должны быть подписаны и лежать в шкафчике в специальном мешочке, так же именном. И самое главное для малыша – не забудьте взять с собой любимую мягкую игрушку, в компании которой ребенку будет легче адаптироваться к переменам в своей жизни.
Скоро первый раз в садик? Это статья для Вас!
В этой статье я хочу рассказать вам о четырех ошибках, которые часто по незнанию совершают 90% родителей, когда отдают ребёнка в детский сад. Из-за этих досадных ошибок адаптация ребёнка к садику проходит очень плохо.
1) Начало детского садика для ребёнка часто совмещается с какими-то другими серьёзными изменениями в жизни ребёнка. Например: мама сразу выходит на работу, переезд в другую квартиру или город, смена или уход няни, рождение ещё одного ребёнка,развод родителей и т.д.
2) Родители не перестраивают заблаговременно, до начала детского сада, режим сна и питания у ребёнка, чтобы максимально приблизить к садовскому.
3) Они не знакомят ребёнка с садиком, группой, детской площадкой и воспитателем заранее, или делают это неправильно.
4) Родители с первых дней начинают оставлять ребёнка в садике на целый день, ошибочно полагая, что так он быстрее привыкнет к новым условиям. К сожалению, это приводит к обратному результату.
Пожалуйста, не повторяйте эти ошибки!
О всех остальных ошибках и о том, как их избежать, вы узнаете из бесплатных обучающих видеоуроков «Как правильно подготовить ребенка к детскому саду»
Открыта регистрация на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.
Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.