Развитие малыша на третьем месяце: физические умения и навыки
Содержание:Ваш малыш растет и радует вас своими умелками, т.к. для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Буквально ежедневно вас ожидают приятные открытия. При этом меняется и поведение малыша, оно становится более осознанным, его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными. Что еще происходит на третьем месяце? Расскажем в этой статье.
Физиологические особенности малыша на третьем месяце
Трёхмесячный кроха в среднем уже весит от 5,5 до 6,0 кг, а его рост составляет 59-61 см.

Голова стала более пропорциональна по отношению к туловищу.
Всё это время малыш интенсивно «накапливал» подкожный жир (его желудок увеличился в 2 раза, что позволило ему увеличить порции еды), а в результате этого кроха «округлился», приобретя при этом щёчки, пухленькое тельце со складочками-перевязочками на ручках и ножках.
Слух и зрение. Малыш 3-месячного возраста уже достаточно хорошо слышит и видит, может поворачивать голову на звук и искать его взглядом. Он способен узнавать по голосу маму и людей, которых часто видит. Кроха уже способен различать интонации голоса и, соответственно, на них реагировать (на ласковый голос — оживлением, улыбкой и смехом, а на сердитый упрёк — настороженностью и плачем).

Физическое развитие. Малыш способен следить за движущимся шумящим предметом (погремушкой или крутящимся ярким музыкальным мобилем, подвешенными над кроваткой) — это стимулирует его познавательное развитие, а вместе с тем формирует взаимосвязь между зрением и слухом.
Кроха самостоятельно пытается держать головку, делает это лежа на животе, оперевшись на ручки. Лёжа на спине, поднимает вверх ноги, пытается их рассмотреть. Он может схватить игрушку, держать ее некоторое время, разглядывая или сотрясая ей. Лежа на спине, карапуз делает попытки переворачиваться на бочок.
Двигательная активность малыша. На третьем месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять. Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их.
Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу. Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки.
По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.
В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.
к содержанию ↑Прививки и осмотр у врачей в три месяца
В три месяца необходимо привить ребенка от таких вирусных и бактериальных инфекций как:
- Столбняк. Тяжелое инфекционное заболевание, которое провоцирует поражение центральной нервной системы. Инфицирование происходит при попадании патогенных частиц на глубокую рану или царапину. При отсутствии терапии заболевание приводит к развитию судорог и удушья, нередко вызывает смерть пациента;
- Дифтерия. Инфекционное заболевание дыхательных путей. Болезнь приводит к возникновению пленочки в гортани, которая мешает нормальному дыханию. Возбудитель инфекции вырабатывает дифтерийный токсин, который вызывает поражение сердца и мозга. Заболевание нередко заканчивается смертельным исходом даже при своевременном лечении;
- Коклюш. Эта острая бактериальная инфекция передается воздушно-капельным путем. Заболевание приводит к развитию приступов кашля, которые невозможно купировать медикаментозно. У маленьких детей коклюш может спровоцировать разрыв барабанной перепонки, развитие отека головного мозга, эмфиземы и пневмонии, кровоизлияний во внутренние органы;
- Полиомиелит. Вирусные частицы после проникновения в организм вызывают поражение передних рогов и ствола спинного мозга. Как результат возникает паралич туловища, конечностей, дыхательной мускулатуры, нередко появляются контрактуры;
- Гемофильные инфекции. Это целая группа инфекционных заболеваний, возбудителем которых является гемофильная палочка. Инфицирование происходит воздушно-капельным путем, болезнь диагностируется в основном в детском возрасте. Гемофильная инфекция приводит к развитию воспаления в респираторных органах, ЦНС, провоцирует возникновение гнойных очагов и сепсиса.
Осмотр у врачей:
В три месяца малыша осматривает педиатр и ортопед-травматолог, из анализов — аудиологический скрининг, если не был сделан ранее. С 1 января 2018 года вступил в силу новый приказ «О проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н от 10 августа 2017 года. Он пришёл на смену приказу 2012 года. Отличие новых норм в том, что раньше в три месяца малыша осматривал еще и невролог. Сдавать общий анализ крови и мочи, как раньше, в три месяца — не требуется, их перенесли на второй месяц жизни ребёнка.
Кстати, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.
к содержанию ↑Как правильно развивать малыша на третьем месяце?
Не стоит отчаиваться и впадать в панику, если ваш малыш ещё не овладел всеми вышеперечисленными навыками и умениями. Все мы индивидуальны и каждый малыш развивается в своём «темпе», однако процесс развития можно ускорить, и в этом крохе можно немного помочь:
- Не ленитесь делать малышу зарядку. Она развивает физические навыки крохи, укрепляет его мышцы и развивает тело.
Во время зарядки или в периоды бодрствования малыша стимулируйте его перевороты.
Для этого положите кроху на спинку, придерживая голень одной ноги, приподнимите его другую ногу и переведите её в сторону придерживаемой ноги (перекинув через неё).
Именно это движение для ребёнка может быть сложным, но оно даёт импульс для совершения переворота.Тренируя это движение, сначала с помощью мамы (или папы) ребенок позже сам научится отталкиваться от твёрдой поверхности. Стимулировать его к самостоятельному перевороту можно, положив сбоку, но чуть дальше, чем может достать его рука, яркую игрушку.
- Развить способность малыша лежать на животике, опираясь на предплечья, и держать голову, поможет регулярное выкладывание карапуза на живот. А чтобы крохе было интересно лежать в такой позе, разложите перед ним яркие игрушки или воспользуйтесь развивающим ковриком.
Для развития «речи» малыша нужно как можно больше с ним общаться. Держа его на руках, крохе можно читать детские сказки, стишки или весёлые потешки. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как вы говорите, и при этом будет пытаться вам «отвечать», растягивая звуки типа а-а-а, у-у-у, э-э-э.
Наилучшими «тренингами» для малыша будут фольклорные произведения, произносимые нараспев. Разговаривайте с малышом при каждом удобном случае — будь то сборы на прогулку, купание или смена подгузника. Говорите спокойно, но эмоционально. Для крохи важен процесс общения, ведь он его воспринимает как проявление любви.
- Положительные эмоции ускоряют процесс обучения малыша, поэтому не скупитесь на общение с ним и не стесняйтесь вместе с крохой (держа его на руках) покружиться, подпрыгнуть, потанцевать. Детям очень нравится музыка: пойте песни, а если сомневаетесь в своих вокальных способностях, то купите сборник детских песен или классической музыки.
- Пальчиковое развитие стимулируют разные по фактуре предметы. Дайте малышу потрогать пластиковые (гладкие или фактурные) и тряпичные, разные по размеру игрушки. И вспомните старинную детскую игру «сорока-ворона». Какие еще игрушки помогут вашему малышу в развитии, поговорим далее.
Какие игрушки необходимы малышу на третьем месяце?
С появлением в доме малыша, в доме «поселяются» игрушки в большом количестве. Необходимо выбирать только качественные и безопасные игрушки. Особенности ребенка первого года таковы, что он все «пробует на зуб». Поэтому краска на них должна быть стойкая, нетоксичная. Сами игрушки могут быть деревянными, пластмассовыми и др. Какие же игрушки подходят в данном возрасте для развития ребенка?
-
Погремушки и небольшие игрушки.
Погремушки должны быть разные и по форме, и по цвету, и по материалу, из которых они сделаны. Следует иметь хотя бы несколько таких погремушек, которые можно легко удержать в маленькой ручке.
Многие современные игрушки многофункциональны, они могут и звенеть, и пищать, и шуршать. Не следует предлагать малышу сразу много погремушек, лучше половину припрятать и время от времени менять их.
Сначала ребенок следит за погремушкой из рук мамы, прислушивается к ее звучанию. Потом мама вкладывает ее в ручку малыша. Постепенно ребенок научится брать игрушку сам.
- Музыкальная карусель или мобиль. Такая конструкция обычно подвешивается над кроваткой. Дети очень любят следить за движущимися по кругу зверятами и слушать приятную мелодию.
- Гирлянда из игрушек. Такая гирлянда представляет из себя подвеску с игрушками, которая натягивается над кроваткой, или в люльке коляски. Сначала ребенок просто рассматривает игрушки, потом начинает к ним тянуться и случайно наталкиваться. К трем месяцам большинство детей уже активно стучат ручками по гирлянде и трогают игрушки.
-
Музыкальные игрушки. Они могут быть в виде игрушек-погремушек, которые при включении поют песенки. Можно приобрести картонные музыкальные книжки.
Также для развития ребенка будут незаменимы наборы детских музыкальных инструментов, всевозможные колокольчики и бубны.
- Развивающий коврик. Современные коврики очень красочные и интересные. Над ковриком перекрещиваются дуги, к которым можно подвесить игрушки на таком расстоянии, чтобы малыш мог дотянуться до них.
- Большой надувной мяч. Он пригодится для занятий гимнастикой с детьми. Для начала можно просто покачивать ребенка на мяче. Это станет хорошей тренировкой мышц всего тела и вестибулярного аппарата.
Эти и другие игрушки способствуют разностороннему развитию малыша. поэтому, чем раньше вы начнете играть с ребенком, тем активнее будет развиваться мышление карапуза. Главное – не переусердствовать и не настаивать, играть недолго, когда ребенок сыт, бодр и весел.
к содержанию ↑Уход за грудничком на третьем месяце
К трем месяцам у вашего малыша формируется определенный режим дня. Если даже он очень часто просит кушать, все равно вы должны придерживаться одного расписания в том, что касается прогулок и купания, а также укладывания на ночь. Подсчитать количество снов и кормлений в день все еще очень трудно, но малыш определенно уже стал меньше спать и делать больше промежутки между едой.
Что касается ухода за малышом, то родителям нужно следить за гигиеной малыша. Осторожно чистите ему ушки, в большей степени это касается внешнего уха. Много грязи скапливается за ушком, иногда там бывают и корочки.
Сначала размочите их маслицем, а потом этим же маслом и ватным диском протрите место загрязнения. Ногти ребенку также нужно стричь регулярно, он может себя поцарапать, да и скопления грязи под ногтями нежелательно.
Уделяйте внимание корочкам на волосистой части головы. Возможно, в этом возрасте они все еще продолжают образовываться. Чтобы от них избавиться, следует действовать так же, как и с ушками.
Нанесите сначала на головку ребенка масло, пусть оно размягчит корочки в течение 15 минут. А затем смойте масло во время купания, аккуратно снимая корочки с помощью мягкой детской щетки из натуральной щетины.
Помимо обычных ванн, для ребенка очень полезны воздушные ванны. Чаще раздевайте малыша, оставляя его абсолютно голеньким, и пусть он лежит так и играется в течение некоторого времени. Это также полезно при опрелостях и иных покраснениях в области паха, попки.
к содержанию ↑Если до этого момента вы пеленали ребенка, то сейчас самое время от пеленок отказаться. Дело в том, что теперь вашему малышу нужно тратить больше энергии, чтобы уставать. Плюс движения ручками и ножками способствуют его развитию во всех отношениях!
Правила кормления ребенка на третьем месяце
По-прежнему самой лучшей едой для ребенка остаётся грудное молоко. Грудное вскармливание не только положительно влияет на рост и развитие малыша, укрепляет его иммунитет, но и способствует благоприятному развитию нервных центров такого маленького человечка, его стрессоустойчивости, и его нормальному психологическому развитию. Правило кормления малыша на грудном вскармливании остается прежним — кормить нужно по требованию.
Если ваш малыш находится на искусственном вскармливании – давайте ему смеси строго предназначенные для его возраста и только после консультации с педиатром. Кстати, недавно мы писали о проверке Роскачеством детской молочной смеси.
Что касается числа кормлений, то оно постепенно сокращается и доходит до 6-7 раз в сутки, а перерывы между ними растут. Малыш теперь съедает большой объем молока, и его вполне хватает, чтобы ребенок не просил кушать в течение 3 — 3,5 часов.
Если у вас четко выстроенный режим кормления, то теперь вы можете кормить малыша и выходить по делам из дома, оставляя младенца на папу или близких. В сутки трехмесячный малыш должен съедать 800-850 мл молока или искусственной смеси, что за одно кормление составит 120-140 мл.
Никакого прикорма трехмесячным малышам не нужно! Единственное, о чем вам необходимо позаботиться, так это о том, чтобы малыш получал достаточное количество витамина Д, который является основной профилактикой возникновения рахита. Касается эта рекомендация и тех малышей, которые на грудном вскармливании – в составе материнского молока, этого витамина, к сожалению, недостаточно.
к содержанию ↑Возможные проблемы у малыша на третьем месяце
Кашель, насморк
Если у ребенка в 3 месяца насморк, то в первую очередь необходимо помочь ему освободить носовую полость от избытка накопившейся слизи. Для этих целей таким маленьким детям подойдут специальные приспособления под названием аспираторы.
Малыш плохо спит
Если ребенок в 3 месяца плохо спит, то рекомендуется соблюдать вечерний ритуал отхождения ко сну. Приучите ребенка засыпать каждый день после вечернего купания. Перед сном обязательно рекомендуется проветрить комнату, где будет спать кроха. Не следует на ночь оставлять включенную лампу.
к содержанию ↑Срыгивает, текут слюни
Если ребенок в 3 месяца срыгивает, и у него текут слюни, то не всегда это повод для беспокойства. Примерно в 2-3 месяца у малыша начинается активное слюноотделение, это предусмотрено природой и является в порядке вещей. С помощью своих бактерицидных свойств слюна защищает организм малыша от различных инфекций, что особенно важно, когда ребенок тянет все в рот.
к содержанию ↑Болит живот, запор
Запоры у ребенка в 3 месяца, находящихся на грудном вскармливании, в большинстве случаев возникают в результате нарушения усвоения питательных веществ и вскармливания.
При количественном недокорме, либо хорошем всасывании грудного молока матери, у ребенка может быть недостаточный объем кала, чтобы возбудить позыв к дефекации. В таких случаях задержка стула может составлять 2-3 дня.
к содержанию ↑Дисбактериоз
У детей в 3 месяца дисбактериоз возникает в результате дисбаланса микрофлоры кишечника. В норме в нем должны жить и вредные и полезные микроорганизмы, но у здорового малыша число вредных – минимально. Проблемы появляются в том случае, когда в результате каких-то причин (стресс, снижение иммунитета, прием антибиотиков, нездоровое питание) вредные бактерии размножаются и вытесняют полезные.
к содержанию ↑Режутся зубы
У многих деток на третьем месяце начинают резаться зубы. По крайней мере, именно в этом возрасте у крохи начинаются появляться первые симптомы прорезывания первых в его жизни резцов. Однако все дети индивидуальны и сроки прореживания у них зубов также бывают разными. Нередко бывает и такое, что зубки начинают резаться в 3 месяца, а бывает что только в 10 месяцев.
к содержанию ↑Красные щеки
Румяные щечки – это признак хорошего кровообращения и крепкого здоровья. Но если у ребенка в 3 месяца красные щеки без причины, то нужно выяснить причину их покраснения.
Одним из вариантов покраснения щек может быть диатез, что не является болезнью. Вылечить диатез нельзя, но по нему можно установить диагноз и вылечить то заболевание, на которое он указывает.
к содержанию ↑Малыш сильно потеет
Нередко родители замечают, что ребенок в 3 месяца сильно потеет, выделение пота является физиологическим естественным процессом. В возрасте 3-4 недель у ребенка начинают работать потовые железы. Однако развиты они еще очень плохо, и любой температурный перепад приводит к расширению сосудов, в результате чего малыш мерзнет или сильно потеет.
Что должен уметь ребенок в 3 месяца
Физиологическое развитие
С наступлением 3-х месячного возраста кроха продолжает расти и развиваться быстрыми темпами. Рост его увеличивается на 2-2,5 см, а объем груди крохи должен равняться объему головы или даже превышать его.
В среднем, к концу третьего месяца жизни объем головы девочки составляет 41 см, груди – 41,8 см. У мальчиков – соответственно – 41,9 см и 42,8 см.
Норма набора малышом веса в первые 3 месяца
1 месяц | 2 месяц | 3 месяц |
600 г | 800 г | 800 г |
На четвертом месяце жизни малыш способен поднимать и удерживать голову, лежа на спине, а также поворачивать ее в разные стороны.
Также в этом возрасте некоторым малышам удается из положения лежа на спинке подтягивать подбородок к груди. К концу третьего месяца жизни многие малыши способны переворачиваться со спинки на животик.
Ребенок уже способен не просто опираться на предплечья в положении лежа на животе. Отвечающие за выпрямление туловища мышцы развиты настолько, что малыш, опираясь на раскрытые ладони, может высоко приподнять голову и грудную клетку, выпрямив при этом ноги.
К этому возрасту у малыша должны исчезнуть большинство врожденных рефлексов, уступив место условным рефлексам.
Так, после 2-ух месяцев должен начать угасать и к 3 месяцам исчезнуть полностью рефлекс Бабкина или ладонно-ротовой рефлекс.
Он проверяется легким способом – достаточно надавить большими пальцами на область обеих ладоней малыша ближе к тенару одним быстрым движением. До 3-х месяцев на эти надавливания крохи реагируют непроизвольным открытием рта и сгибанием головы.
Если у новорожденного этот рефлекс проявляется слабо или он полностью отсутствует, то это свидетельствует о поражении центральной нервной системы.
Наличие этого же рефлекса после третьего месяца жизни говорит о неврологических проблемах у малыша.
Также после 2-3 месяцев исчезает хоботковый рефлекс, когда при быстром ударе пальцем по губам крохи у того губки вытягиваются вперед.
Еще до 3-4 месяцев физиологичны рефлексы Переса, Галанта, Бауэра, а также хватательный рефлекс. Наличие одного из этих рефлексов после 4-5 месяцев свидетельствуют о поражении нервной системы.
Но родителям не стоит волноваться: у выписанных из роддома малышей с диагнозом «здоров» эти рефлексы угасают к нужному сроку.
Голосовые реакции крохи становятся богаче. Он все чаще лепечет и гулит и даже пытается имитировать звуки и голоса. И главное, что ему это доставляет явное удовольствие.
Зрение же ребенка становится более скоординированным. На расстоянии 20-30 см он может хорошо различать предметы. На 4-ом месяце жизни малышу уже удается переводить взгляд от предмета к предмету, которые могут располагаться на разном от него расстоянии.
И самое важное, что малыши в этом возрасте начинают различать цвета.
Чтобы помочь малышу в его развитии можно приобрести большой мягкий цветик-семицветик, закрепив его не ближе, чем на 25-30 см от малыша. А вот приобретать развивающие коврики малышу, игрушки которого свисают прямо перед его носом, определенно не стоит.
Время, когда малыш безмятежно спал многие часы, периодически просыпаясь на кормления, закончилось.
Теперь количество суточного сна уменьшается, а периоды бодрствования увеличиваются. Но при этом наблюдательные мамы сразу отметят, что ночной сон крохи становится дольше, глубже и спокойнее. Это объясняется тем, что малыш лучше справляется с переваривание пищи.
Часто бывает так, что ребенок плохо спит. Причины, почему это происходит, непременно стоит знать.
Но для мам, кормящих малышей грудным молоком, период воздержания от «вредных» продуктов, способных вызвать у малыша колики, понос или даже запоры, отнюдь не закончен.
Психологическое развитие
В этом возрасте у малыша интенсивно развивается эмоциональная сфера. В те моменты, когда родители начинают общаться с малышом, у него проявляется комплекс оживления, сопровождаемый улыбками, продолжительным гулением, смехом, движениями ручек и ножек.
Ребенок становится любопытным. Например, он может заинтересоваться своим отражением в зеркале, поэтому можно смело подносить к его личику большое зеркало, объясняя ему, что это он сам.
Он проявляет интерес к звукам, которые слышит рядом с собой, поворачивает голову в ту сторону, откуда исходит звук, ища глазами источник.
Кроха в 3-х месячном возрасте прислушивается к музыке, поэтому нелишним будет выкладывать его на развивающий коврик, где в дополнительных функциях можно прослушать произведения Моцарта, Бетховена или Баха.
Ребенок в этом возрасте уже начинает различать запахи, и у него развивается кратковременная память (приблизительно 4-7 сек). Если малыша на продолжительное время оставить одного, он начинает выражать признаки беспокойства, что характеризуется усилением речевых реакций, направленных на привлечение внимания взрослых.
На этом этапе развития малыш пытается все вкладывать в рот, и эта тенденция будет продолжаться на протяжении многих месяцев.
Поэтому совет для родителей прост: выкладывать рядом с малышом или вкладывать ему в ручку только безопасные игрушки.
Их следует промывать, вначале кипяченой водой, а затем достаточно и проточной; необходимо избегать любых меховых игрушек.
К концу третьего месяца жизни ребенок должен уметь
- громко и заливисто смеяться;
- узнавать лица мамы и папы;
- поворачивать голову в сторону издаваемого звука;
- тянуться за игрушкой, пытаться захватить ее, возможно, удерживать ее кончиками пальцев и непременно тянуть ее в рот;
- лежа на животе поднимать голову, уверенно удерживая ее в вертикальном положении; из этого же положения пытаться приподнимать грудную клетку, опираясь на предплечья;
- произносить некоторые гласные и согласные звуки и даже их сочетания: «а», «е», «и», «в», «с», «т», «ф», «га» и «гу».

Какие же выбрать рецепты для кормящих мам – читайте в нашей статье.
Скоро малыш отметит свой первый юбилей. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев, какие навыки и умения должны быть освоены им в этом возрасте? Про это мы рассказываем здесь.
Не за горами тот час, когда ребенка нужно будет приучать к горшку. Читайте в этой статье практические советы для родителей.
Играем с малышом и развиваем его
Играть с малышом в этот период не просто уже можно, но и даже можно.
Итак, следует:
- Играть в прятки. Маме/родителям достаточно спрятать лицо за платком или кроваткой малыша, а затем выглядывать и смеяться. Правильная реакция малыша: явное удовольствие от игры, сопровождаемое активным движением ручек и ножек и задорный смех.
- Давать малышу предметы разных материалов и фактур, что поспособствует развитию тактильных ощущений.
- В игре с малышами использовать крупные и яркие игрушки, которые будут провоцировать у малыша развитие двигательных навыков.
- Подбирать игрушки, предназначенные для того, чтобы малышу удалось их захватить. По размеру они должны соответствовать его ладошке. Самая удобная для захватывания форма – вытянутая или округлая. Здесь мы можем порекомендовать погремушки по форме напоминающие конусообразное мороженое.
- С радостью и оживлением реагировать родителям на то, что малышу удалось захватить игрушку – это будет еще больше стимулировать малыша к дальнейшим успехам.
- Положить у ножек малыша в кроватку или манежик мяч, который тот с большим удовольствием станет пинать.
- Общаться со своим малышом как можно больше. Необходимо разговаривать с крохой, рассказывая о том, что его окружает, петь ему песни, смеяться вместе с ним и играть. Можно читать ему долгие сказки и рассказывать потешки, скороговорки с как можно большим количеством эмоциональных выражений.
- Периодически танцевать с малышом, кружиться с ним под плавную и мелодичную музыку, раскачиваясь из стороны в сторону.
Совет: если малыш в 3 месяца не держит голову, то его нужно как можно чаще выкладывать на животик, ставя перед ним интересные предметы, подносить его к различным вещам в доме, побуждая малыша их разглядывать.
Более подробно про упражнения, которые помогают ребенку научиться держать головку вы сможете прочитать здесь.
Профилактический массаж
В возрасте от 3 до 4 месяцев маме можно самой делать с малышом небольшой комплекс упражнений.
Благо, сейчас во многих поликлиниках можно пройти бесплатный курс массажа.
Поэтому, если есть время, то можно записаться и освоить массаж для детей раннего возраста.
Если нет, то достаточно будет:
- Сделать охватывающие движения руками (скрестить руки малыша на груди и развести их в сторону) 6-8 раз.
- Сделать массаж рук (поглаживание + кольцевое растирание). Каждой ручки по 4-6 раз.
- Сделать массаж ног (поглаживание + кольцевое растирание). Каждой ножки по 4-8 раз.
- Массаж спины (поглаживание + растирание) 4-8 раз.
- Массаж животика.
- Сгибание и разгибание рук (упражнение «бокс») 6-8 раз.
Небольшой профилактический массаж, а также игры с малышом и главное – постоянное внимание к нему будут способствовать его дальнейшему успешному развитию.
Вконтакте
Одноклассники
Подписка на журнал
как ухаживать за малышом и развлекать его
В этой статье:
Нужно понимать, что развитие ребенка от 3 до 4 месяцев уже не такое интенсивное, как было до этого. Как оно происходит и чем характеризуется? Об этом ниже.
Физические изменения
С третьего по четвертый месяц кроха в среднем набирает около 800 граммов, увеличиваясь в росте на несколько сантиметров. Темпы развития внутренних систем и органов малыша замедляются.
В целом можно отметить следующие внутренние изменения:
- пищеварительная система
становится совершеннее, площадь поверхности слизистой желудка увеличивается в три раза;
- продолжается развитие центральной нервной системы, что отражается на психическом развитии и пр.
В этом возрасте принципиально важным для младенца является продолжение грудного вскармливания. Грудное молоко стимулирует развитие нервных центров крохи, что особенно важно в период формирования его головного мозга. Средние показатели роста в этот период составляют от 60 до 61,5 см, веса — от 6 до 6,5 кг. Окружность головы малыша колеблется в пределах 40-41 см, груди — 38-39 см.
Особенности психического развития
С 3 до 4 месяцев родители по-прежнему часто не могут понять причину внезапного плача младенца. Как узнать, почему кроха плачет, а главное, как его успокоить? Помочь в этой ситуации сможет знание особенностей младенческого плача. Достаточно будет внимательно вслушаться в интонации, чтобы понять, чего же на самом деле хочет ребенок.
Итак, плач может быть:
- голодным;
- сонливым;
- болевым;
- при повышенном внутричерепном давлении.
Голодный плач по громкости превосходит все остальные виды плачей. Как правило, ребенок начинает с обиженных всхлипываний, которые постепенно усиливаются, и начинает громко вещать плачем о том, что он голоден.
Сонливый плач тихий, прерывистый. Ребенок трет кулачками глаза, крутится. Унять кроху в этом случае поможет создание подходящей для сна атмосферы и легкое покачивание.
Болевой плач всегда неожиданный и резкий. Чаще всего у детей в возрасте 3-4 месяцев болевой плач возникает в результате болей в ушах или животе.
Плач, сигнализирующий о внутричерепном давлении, у детей случается в одно и то же время, чаще по вечерам, продолжается на одной ноте.
Успокоить кроху можно, решив его проблему. Голодного младенца нужно будет накормить или хотя бы на время дать ему соску-пустышку, страдающего болями – погладить по животику, приложить теплую пеленку, а сонливого — уложить спать.
Особенности развития слуха и зрения у младенца
Как только крохе исполнится три месяца, он сможет научиться сосредоточивать взгляд на интересующих его объектах в течение нескольких минут. Примечательно, что делать это он сможет как лежа на спине, так и находясь на руках у взрослых в положении «столбик».
Ребенок в 3-4 месяца обращает внимание на звуки и пытается обнаружить их источник, поворачивая этом направлении голову. Малыш не ищет грудь мамы вслепую, а сознательно открывает рот при ее приближении. Кроха общителен и доброжелателен, часто улыбается и смеется.
В этом же возрасте малыш начинает гулить, радуя родных постоянно меняющимися звуками. Когда ребенок гулит, он находится в отличном настроении и расположен к общению.
Малыш в этом возрасте восприимчив к музыке, с удовольствием слушает медленные и ритмичные композиции. Он уже активнее пользуется мимикой, радостно реагирует на ласковое к нему обращение, с удовольствием идет на руки, показывая всем телом, как сильно он этого хочет.
После трех месяцев кроха на руках у взрослых сознательно всматривается в их лица, вслушивается в голос, старается различить интонации, отвечает улыбкой и двигательным оживлением. Можно отметить, что в этом возрасте кроха уже можно неплохой собеседник, который всегда рад вас видеть и готов «поддержать разговор». Малыш узнает родных ему людей не только по голосу и внешности, но и по запаху.
Навыки младенца на третьем-четвертом месяце
Ближе к окончанию четвертого месяца кроха начинает проявлять больше самостоятельности, поэтому его становится опасно оставлять одного на кровати. Малыш уже умеет переворачиваться на живот и обратно. В положении на животе кроха отрывает грудь от поверхности кровати, опирается на локти и смотрит по сторонам. В этот период очень полезным будет делать малышу оздоровительный массаж, укрепляющий мышцы спины и шеи.
На 4 месяце в стадию завершения входит начальное формирование органов зрения. Теперь малыш с удовольствием рассматривает новые игрушки, различает их по цвету, у него появляются первые «фавориты».
Наряду со зрением заканчивается первоначальное формирование слуха. Дети прислушиваются к тому, что происходит вокруг них, напряженно пытаются уловить направление звука. Важно оберегать малыша от неожиданных громких звуков, которые в этом возрасте могут его сильно напугать.
Несколько иначе малыш начинает относиться к возможности потрогать предметы, которые его окружают. Теперь он делает это осознанно, намеренно пытаясь каждый из них попробовать на зуб.
Как развлекать кроху?
В период с 3 до 4 месяцев родители должны проводить с крохой достаточно времени, не давая ему скучать, стимулируя его физическое и психическое развитие. Увлечь ребенка в этом возрасте можно цветными игрушками, способными издавать звуки, вибрирующими или просто шуршащими, как пакет или фольга. Учитывая, что кроха любит всматриваться в лица, в поле его зрения можно рассадить кукол, которых он будет рассматривать, либо же развесить картинки с разными лицами.
С ребенком в этом возрасте уже можно будет подолгу разговаривать в часы его бодрствования, развлекать его потешками, песенками и стишками. Отличный помощник для таких малышей — развивающий коврик, на котором они смогут лежать, изучая разноцветные лоскутки ткани, бусины, погремушки, ощупывая руками его детали, сравнивая и запоминая ощущения.
Главная задача родителей на этом этапе — это стимулирование и поддержание интереса крохи к миру. Малыш должен иметь возможность знакомиться со всем, что его окружает, получая поддержку и любовь близких.
Развитие ребенка от 2 до 3 месяцев: чем ребенок радует родителей
В этой статье:
Чтобы понимать, как происходит развитие ребенка от 2 до3 месяцев, из каких этапов состоит и от чего зависит, стоит подробнее изучить физические и психические изменения в организме крохи. Начнем с физических.
Физическое развитие малыша от 8 до 12 недель жизни
После двух месяцев развитие малыша продолжает удивлять темпами. Кроха растет и развивается в несколько раз быстрее, чем было до этого. С двух до трех месяцев младенец становится крупнее на 800 граммов и длиннее более чем на 3 см.
На новый уровень выходят практически все системы жизнедеятельности детского организма. В два раза увеличивается минутный объем дыхания, прогрессирует развитие пищеварительной и нервной систем.
Между двумя и тремя месяцами кроха уже учится использовать собственные руки для игры, он хватает и подносит к глазам предметы, тянется к игрушкам, хлопает ладошками и тянет пальцы в рот. В положении на животе младенец поднимается уже не только за счет шеи и рук, но и за счет предплечий, а если дать ему ухватиться за пальцы в положении на спине, то он обязательно сделает попытку сесть.
Кроха в этот период учится переворачиваться со спины на бок, уверенно и долго держит голову, с удовольствием рассматривает зафиксированный над кроваткой мобиль и вслушивается в звуки. На этом этапе устанавливается прочная связь между слухом и зрением.
После двух месяцев дети уже не так много спят, как раньше, и способны провести бодрствуя до двух часов подряд. Обязательным в этот период должен стать регулярный осмотр у педиатра, в первую очередь для проведения необходимых вакцинаций.
Об особенностях психического развития между 2 и 3 месяцем
Психическое развитие ребенка от 2 до 3 месяцев также имеет свои особенности, и родителям просто необходимо знать о них, чтобы понимать малыша, пока он еще не может разговаривать. Например, истолковать плач младенца в этом возрасте довольно просто по его интонациям и интенсивности. Как правило, плач ребенка бывает:
- голодным;
- сонливым;
- болевым.
Голодный плач очень просто отличать от остальных типов по громкости. Когда малыш голоден, он кричит и плачет особенно громко, причем начинает с всхлипываний, после чего усиливается.
Сонливый плач сопровождается потиранием глаз кулачками. Ребенок в такие моменты хочет спать, но сам заснуть не может. Родителям достаточно будет создать подходящую атмосферу в комнате и помочь крохе заснуть, баюкая его или укачивая.
И, наконец, болевой плач характеризуется высокими нотами. Чаще всего боли вызваны проблемами с ушами, животом или внутричерепным давлением.
Успокоить кричащего малыша проще всего с помощью соски. Если соску он не берет, то помочь может материнская грудь или даже его собственный палец.
Развитие органов слуха и зрения
После второго месяца жизни малыш приобретает новые навыки в области слуха и зрения. Кроха без проблем фокусирует взгляд, находясь в любом положении, ищет глазами источник звука и поворачивает голову в его направлении. Малыш уже не ищет грудь вслепую, а при виде нее осознанно открывает рот. Кроха становится более общительным, все чаще улыбается родным и просто знакомым, криком показывает недовольство.
В этот период малыш начинает особенно активно «гулить». Коллекция его звуков становится богаче с каждой новой неделей, более того, в ней начинают появляться простые комбинации, что лишний раз подтверждает активное развитие эмоциональный сферы ребенка.
Для малыша с 2 до 3 месяцев очень важно, чтобы с ним как можно больше общались, брали на руки – словом, ему необходим контакт с родителями. Ребенок в такие минуты себя чувствует любимым, в полной безопасности и комфорте. При появлении мамы или папы он не только улыбается, но и начинает проявлять повышенную двигательную активность, которая даже имеет свое название – «комплекс оживления». Двухмесячный малыш умеет различать близких людей не только по голосам и лицам, но и по запаху.
Примерно в 2,5 месяца дети порадуют семью звонким заливистым смехом или визгом восторга, а около 12 недели смогут продемонстрировать новые достижения, фиксируя взгляд на перемещаемом по дугообразной линии предмете на расстоянии всего в 15 см от них.
Все вышеописанные показатели развития детей хотя и считаются нормой, но не являются обязательными. Нужно учитывать, что на процесс развития оказывают влияние разные факторы: доношенным ли родился малыш, тяжелыми или легкими были роды, наличие или отсутствие родовых и врожденных травм.
Не стоит паниковать, если показатели ребенка не полностью отвечают нормативам. Главное — сохранять комфортный и позитивный микроклимат в семье. Со временем малыш догонит сверстников, радуя родителей новыми достижениями.
Как развивать ребенка?
Чтобы ускорить эмоциональное развитие малыша в период с 2 до 3 месяцев, нужно постараться сделать так, чтобы он имел возможность как можно чаще видеть что-то для себя новое. Для этого нужно не держать кроху постоянно в кроватке или манеже.
Правильным будет периодически в период бодрствования брать его на руки и носить по квартире, показывая все кругом, задерживаясь возле особенно привлекательных, ярких предметов с необычной формой. Позволяйте малышу смотреть на заинтересовавшие его предметы и объекты столько времени, сколько он пожелает, сопровождайте просмотр веселыми песенками и потешками.
Даже если ребенок лежит в кроватке, находите время, чтобы периодически увлекать его чем-то, что он мог бы с интересом разглядывать. Это может быть кукла, надетая на руку, или всяческие фигурки, изображаемые с помощью пальцев и рук. Следите за тем, чтобы малыш фокусировал взгляд на объектах. Если этого не происходит, то, скорее всего, предмет его не впечатлил.
Стимулировать малыша следить за перемещениями игрушек или предметов нужно в любых положениях его тела, в том числе когда он лежит на животе, упершись на локти. Положите самые яркие игрушки перед ребенком так, чтобы он мог их видеть, под грудь крохи подложите подушку, упрощающую ему удерживание головы. В процессе постоянно разговаривайте с малышом, показывая ему на игрушки и рассказывая о них.
В три месяца дети с большим удовольствием открывают для себя преимущества собственных ручек. Они их рассматривают, трогают, тянут в рот. Забавной может стать игра с натягиванием цветного носка на ручку ребенка как раз перед тем, как он приблизит ее к лицу, чтобы рассмотреть.
Как развивать слух малыша?
После двух месяцев кроха уже не просто реагирует на звуки – он ищет их источники. Попробуйте надеть на запястье малыша браслет с небольшим колокольчиком. Потрясите рукой так, чтобы колокольчик зазвенел, после чего наденьте браслет на другую руку и снова позвените. Такое упражнение крайне полезно для развития координации рук малыша. Со временем браслет можно будет надевать и на ноги.
В период с 8 до 12 недель дети проявляют особенный интерес к ритмичной музыке. Старайтесь включать мелодии с четко прослушиваемым ритмом, прихлопывайте в такт музыке руками, бубном или деревянными ложками. Меняйте мелодии, экспериментируя с ритмом, громкостью, настроением. Музыка поможет ребенку уже в этом возрасте узнать, что такое ритм, а кроме того, в некоторых случаях станет хорошим вариантом колыбельной.
О развитии тактильных навыков
После двух месяцев уже можно знакомить малыша с миром путем касаний и ощупываний. Летом, например, не бойтесь вместе с крохой отдыхать на траве, застеленной тонким одеялом. Пусть ребенок тянется к травинкам, ощупывает их и нюхает.
На стену рядом с пеленальным столиком или кроваткой можно повесить яркий лоскутный коврик. Также из лоскутков можно сшить малышу одеяло. В период бодрствования он будет касается цветных лоскутков из разных тканей, сравнивая и запоминая ощущения.
Во время переодевания после купания можно касаться малыша разными видами тканей и предметов, нежно рассказывая о том, чем сейчас его трогают. Малышу будет безумно интересно ощутить на себе прикосновение фланели, вельвета, бархата, шелка, меха или холста. Следите за реакцией крохи на разные виды тканей во время этой игры-эксперимента. Те, что ему будут приносить особое удовольствие, можно использовать повторно.
Так, за игрой и знакомством с миром, пройдут первые месяцы жизни ребенка, спустя которые кроха обязательно порадует родителей высоким уровнем физического и эмоционального развития.