Малыш идет в ясли | Вести образования
На днях не стало профессора Елены Олеговны Смирновой, которая создала в МГППУ Центр игры и игрушки. Она не уставала объяснять взрослым – педагогам родителям, чем должна быть насыщена детская, чтобы малыш чувствовал себя в ней защищенным, любимым, единственным. Мы публикуем ее текст, который она написала в 2015 году. Он про то, как протекает адаптация в детском саду и как помочь малышу пережить расставание с мамой.
Конечно, до трех лет ребенку лучше быть дома, с мамой. Но иногда возникает необходимость пристроить его в детский сад. Как определить, готов ли он к столь существенным переменам в своей еще маленькой жизни? Ведь приход в ясли – это всегда стресс, всегда резкий перелом, который многие маленькие дети трудно переносят.
Адаптация к детскому саду – серьезная проблема и для малыша, и для родителей, и для воспитателей. У разных детей она происходит очень по-разному. Одни привыкают уже через неделю и с удовольствием бегут к новым приятелям и игрушкам, другие в течение долгих месяцев рыдают, страдают, мучают себя и родителей и… болеют.
Прежде всего от ребячьего возраста: от него в сильнейшей степени зависит сила привязанности к маме. В первый год жизни эта привязанность у большинства детей имеет очень острую форму. После семи-восьми месяцев малыши начинают бояться незнакомых взрослых и, испытывая беспокойство и даже страх, они прижимаются к маме, еще более подчеркивая привязанность к ней. Поэтому в конце первого – начале второго года жизни разлука с мамой крайне нежелательна.
Постепенно, примерно к полутора годам, такая боязнь смягчается, большинство детей спокойнее воспринимают других людей и временную разлуку с мамой.
Очень важно, чтобы малыш любил и умел играть с игрушками. Установлено, что дети, которые чаще всего общаются с родителями чисто эмоционально (ласки, нежности, похвалы и пр.), испытывают особые трудности в привыкании к детскому учреждению. Дома с ними мало играют и не слишком активизируют самостоятельность. Почувствовать любовь в яслях трудно, а без этого ребенок чувствует себя одиноко, неуютно.
Как следствие, отсутствие навыков практического взаимодействия и сниженная игровая инициатива при повышенной потребности во внимании приводят к тяжелым переживаниям и сложностям во взаимоотношениях ребенка с малознакомыми людьми.Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым.
Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно. Неумение общаться с другими детьми при неумении играть делают адаптацию особенно тяжелой.
Конечно же, многое зависит от отношения матери к ребенку и к детскому саду. Тревожно-мнительный или конфликтный характер матери, излишняя опека или авторитарный стиль воспитания могут являться причинами невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.
Хорошая форма подготовки ребенка к яслям – группы кратковременного пребывания или центры игровой поддержки (ЦИПРы), где воспитатель и психолог вместе с мамами играют с малышами. Однако такая форма зачастую не решает маминых проблем с работой. Рано или поздно возникает необходимость идти в ясли.
Как помочь малышу пережить этот трудный период и увидеть преимущества своей новой жизни? А они, безусловно, есть. Расширение мира ребенка, встреча со сверстниками, новые игрушки, новые взрослые, которые умеют организовать интересные игры, – все это, безусловно, важно для двух-трехлетнего малыша.
Самое трудное и для ребенка, и для мамы в первые дни – расставание. Но этот момент можно и нужно смягчить. Во-первых, важно заранее познакомить ребенка с тем садиком, куда он пойдет. Примерно за неделю посмотреть вместе на гуляющих детей, а еще лучше – погулять с ними вместе на участке. Кстати, мама и сама посмотрит, как общается воспитатель с детьми и как чувствуют себя дети. Ребенок должен убедиться, что мама доверяет воспитательнице, что они не чужие.
Расставание с мамой должно быть постепенным.
Даже в том случае, когда ребенок не испытывает особых затруднений, не следует сразу оставлять его на целый день в детском саду. Его переживание одиночества может быть отсроченным, оно может возникнуть через несколько дней. Представьте переживания ребенка, оторванного от семьи, потерявшего привычный образ жизни.
Существует определенная последовательность становления психологической автономности ребенка от мамы в группе.
Сначала мама и ребенок – единое целое, они играют или рисуют в четыре руки, танцуют или бегают в паре. Мама сопровождает ребенка, знакомит его с играми и игрушками в группе, сопровождает его в туалет, одевает, раздевает и пр.
Потом малыш играет сам, но мама рядом. Малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние, хотя она все еще воспринимается опорой и защитой. Он постоянно возвращается к ней, оглядывается на нее.
Здесь важно одновременно отпускать ребенка, следить за его безопасностью и своевременно откликаться на его призывы.
Постепенно малыш включается в игры с другими детьми, чужими мамами. Рано или поздно настает момент, когда он захочет поиграть сам. Он просит маму остаться на стульчике в сторонке, хорошо играет с педагогом и детьми, хорошо ориентируется в обстановке. У него появляются любимые игры и игрушки, он запомнил необходимые правила.
Когда наступает такой момент, маме лучше подождать в прихожей. Главное – предупредить о том, что она ненадолго отойдет, и тогда можно действительно ненадолго отлучиться, если ребенок согласен на это.
Важно обратить внимание на момент возвращения. Нужно обязательно проговорить, что мама не обманула его, действительно отошла только на некоторое время и вернулась.
Постепенно можно увеличивать время отсутствия.
На этом этапе ребенок, собираясь в детский сад, уже знает, что будет в группе без мамы, и согласен на это. Он уже легко ориентируется в группе, активен в общении, обращается к воспитателю с просьбами и вопросами.
Это значит, что малыш вполне адаптировался. Дальше необходимо укрепить его уверенность в безопасности новой жизни. Маленький ребенок чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые вещи. Облегчить переживание одиночества, уменьшить страх разлуки помогает любимая игрушка, бутылочка с соской, из которой ребенок пьет дома, какая-нибудь вещь, принадлежащая маме или папе. Эти вещи ребенок может хранить на своей кроватке и играть с ними тогда, когда захочет, засыпать рядом с ними. Можно прикрепить к спинке кроватки фотографию мамы.
Важна к тому же стабильность. Детей всегда должен встречать знакомый взрослый, режим и последовательность событий должна оставаться неизменной. Если происходят какие-то изменения, необходимо подготовить к этому ребенка, объяснить, что именно меняется, даже побыть с ним некоторое время, пока он не почувствует себя хорошо.
Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.
В любом случае в первые дни лучше забирать ребенка пораньше, поскольку он может переутомиться в новой обстановке.
Что дети делают в детском саду?
Ваш ребенок незаметно подрос и готов к новому ответственному этапу своей жизни ― поступлению в детский сад. Малыш попадет в новою среду. Если раньше он контактировал преимущественно с родителями и ближайшими родственниками, то теперь его круг общения расширится за счет воспитателей и других детей. Маме и папе необходимо в это время оказать малышу всестороннюю поддержку, облегчить его адаптацию к совершенно новым условиям.
Чем же занимаются малыши в детском саду, и какую пользу несет посещение дошкольного образовательного учреждения для их дальнейшего развития?
Для чего ребенку необходимо посещать детский сад?Именно в детском саду у ребенка вырабатываются первые навыки общения, способствующие его дальнейшей социализации. Уже в два года дети активно идут на контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. У малыша могут появиться первые друзья, он учится взаимодействовать с коллективом, находить выход из конфликтных ситуаций.
Программа дошкольного учреждения ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка. Для этого воспитатели проводят многочисленные занятия различной направленности. Большое внимание уделяется физической культуре, ведь именно от нее зависит здоровье будущего поколения. Ребята делают утреннюю зарядку, посещают спортивные занятия. Детский сад создает благоприятные условия для развития творческих способностей. Малыши занимаются пением, танцами, рисованием, лепкой, изготавливают поделки. Дети средней и старшей группы принимают участие в торжественных утренниках, ставят интересные номера, разыгрывают сценки. Также воспитатели проводят занятия, направленные на воспитание у детей чувства патриотизма, любви к родному краю и т.д.
В процессе занятий развиваются такие психологические процессы, как память, мышление, воображение. Ребенок учится внимательно слушать воспитателя, тренирует концентрацию внимания и усидчивость, необходимые при дальнейшем школьном обучении. Малыши участвуют в обсуждениях, учатся выражать свои мысли, отстаивать позицию и прислушиваться к мнению окружающих. Дети работают с такими понятиями, как цвет и форма, учатся классифицировать предметы по внешним признакам. Общение со сверстниками и воспитателем способствуют ускоренному развитию речи, расширяется словарный запас ребенка.
В детских садах работает целый штат специалистов. При выявлении отклонений в умственном или физическом развитии ребенка воспитатель может привлечь к коррекционной работе психолога, дефектолога, логопеда.
Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?В последнее время все больше родителей отказываются от посещения ребенком детского сада. За малышом присматривает либо мама-домохозяйка, либо специально нанятая няня. С одной стороны, это хорошо: ребенок защищен от травмирования, болезней и прочих опасностей. Однако исследования, проведенные педагогами и психологами свидетельствуют о том, что дети, посещавшие садик, становятся более дисциплинированными, соблюдают режим дня, учатся управлять своим временем. Во взрослой жизни они могут замотивировать себя на определенные действия, чаще занимают руководящие должности и добиваются успеха.
Если вы решили отдать вашего малыша в детский сад, начинайте подготовку заранее. Можете даже сходить на экскурсию в дошкольное учреждение, дать ребенку возможность побегать на игровой площадке и познакомиться с другими детьми.
Начните заранее подстраивать ребенка под режим дня, установленный в детском саду: завтрак, обед, тихий час и т.д.
И помните, что главное — уберечь ребенка от стресса и переживаний, поэтому займитесь подготовкой к детскому саду заранее, не спеша.
Post Views: 563
Солнце и слезы: вот как выглядит мой день в борющейся детской системе | Анонимный
«Он везде! Это везде!» — воскликнула маленькая девочка от восторга, подбрасывая пузырьки в воздух, смывая грязь с рук.
Час назад она одиноко сидела на стуле, оторвавшись от своего окружения и не разговаривая. Итак, мы сделали грязь, смешав сухую красную землю с водой, и она начала рисовать ею, полностью погрузившись в нее. (Это состояние погружения или «валяния» имеет решающее значение для обучения ребенка, формирования нейронных связей в мозгу. )
Вот почему я люблю работать с маленькими детьми именно в такие моменты: настраиваюсь на них, уделяю им качественное внимание и придумываю новые увлекательные игры, захватывающие их воображение. Однако уделять детям такое внимание становится все труднее. После Covid увеличилось количество детей с особыми образовательными потребностями и задержкой развития речи. В условиях продолжающейся нехватки финансирования для детей младшего возраста становится еще более сложной задачей, чем когда-либо, удовлетворить все потребности детей и обеспечить их безопасность.
Многим родителям приходится тратить небольшое состояние на то, чтобы отправить своих детей в детский сад. Наш детский сад берет 60 фунтов стерлингов в день с 8:00 до 17:30 или 300 фунтов стерлингов в неделю. Ответ правительства? Он проводил консультации по поводу изменения «коэффициента ухода за детьми» в дошкольных учреждениях с четырех детей для взрослых до пяти — с некоторыми сообщениями о том, что правительство может полностью отменить это соотношение.
В 2015 году коалиционное правительство увеличило соотношение для двухлетних детей с 1:3 до нынешнего уровня 1:4, что с тех пор оказывает давление на персонал. Результаты опросов руководителей детских садов, родителей и персонала очевидны. Этот закон никому не нужен. Чего они действительно хотят, так это чтобы правительство платило полную цену за места, которые они предоставляют, а не оставляло это тем, кто не получает бесплатных мест, чтобы компенсировать дефицит.
Благодаря запросу о свободе информации, поданному Нилом Лейтчем из организации Early Years Alliance, мы теперь знаем, что правительство прекрасно осознавало, что обсчитывало ясли, когда оно создавало схему, и что так называемые «бесплатные» места должны быть субсидированы другими родителями. В результате непомерные затраты вынуждают матерей уходить с работы и возвращаться домой. Между тем, многие частные питомники не могут держать своих сотрудников, потому что рабочий день длинный, а оплата и условия не очень хорошие. Это означает, что им приходится использовать сотрудников агентства, что беспокоит детей.
Дети в детском саду в Швеции. Фотография: Folio Images/AlamyУилл Айвинс (недавно министр по делам детей и семьи) летом посетил Швецию с миссией «по установлению фактов», чтобы увидеть, как детские сады там работают с более высокими коэффициентами, чем в Англии. Жаль, что он не мог извлечь уроки из других их политик, например шведской универсальной системы дошкольного образования для детей в возрасте от одного до шести лет, в которой дошкольные учреждения предоставляют 525 часов бесплатных услуг с ограниченной и доступной стоимостью дополнительных часов. Или 13 месяцев хорошо оплачиваемого и очень гибкого отпуска по уходу за ребенком.
Шведским экспертам потребовалось четыре года, чтобы выяснить, что лучше всего подходит для детей, семей и рабочей силы, и они разработали нынешнюю систему. Он преобразовал предыдущую разрозненную систему «ухода за детьми» в интегрированную систему всеобщего образования. В Великобритании у нас есть много экспертов, отчаянно пытающихся преобразовать нашу сломанную систему, но к ним просто не прислушиваются.
Двухлетние дети известны своими истериками. Помочь детям научиться саморегуляции или самоуспокоению является целью в раннем возрасте, когда расстроенный человек вместо того, чтобы бить, хватать, кричать и плакать, кричать и бросать вещи, учится с помощью терпеливых вмешательств с обученным персоналом, чтобы справиться с ситуацией. свои эмоции и просить о помощи. Не так просто, когда вы еще не научились говорить, или когда дома не говорят по-английски, или когда у вас проблемы с обучаемостью, или когда вы пережили травму.
Когда я недавно пришел на работу в свою смену, моя коллега была в ванной, пытаясь снять много слоев мокрой одежды с маленького ребенка, который яростно извивался, плакал, уставший и голодный, когда она пыталась успокоить он напевал «Ты мое солнышко» на петле, пока его обрызгивали водой, в то время как другой ребенок опускал руку под один кран, а третий ребенок таранил игрушечный банан в другой кран.
Текущее соотношение 1:4 — у нее должен был быть еще один ребенок, если это действительно была просто игра с числами. Но это не так, не так ли? Это детские жизни. И мы должны уважать их и давать им самое лучшее начало. И стресс на 98% женской рабочей силы неустойчивы, несправедливы и нездоровы. Изменение соотношения до 1:5 будет небезопасным как для детей, так и для взрослых и еще больше ухудшит качество детского опыта.
Впервые я начала работать в общественном детском саду в конце 1970-х годов, а в 80-х годах открыла общественный детский сад и участвовала в расширяющейся кампании детей до пяти лет за более высокую оплату и большее и лучшее обеспечение. В 1983 году мы спорили о 4,15 фунта стерлингов в час. Теперь, почти 40 лет спустя, работая в комнате для двухлетних детей в государственном детском саду, я зарабатываю 9 фунтов стерлингов.0,50 в час, увеличение на 1,27 фунта за десятилетие.
Персонал очень преданный своему делу, а качество обслуживания превосходное. Большинство моих коллег работают пять дней в неделю, полный или неполный рабочий день. Хотя это сложно и утомительно, есть много приятных моментов. Совсем недавно я праздновала с ребенком, как далеко он продвинулся за год. Я напомнил ему, как трудно ему было 12 месяцев назад — он набрасывался, не мог поделиться, не мог сформулировать свои потребности, впадал в ярость — и вот он пришел ко мне и сказал то, что хотел, а не отобрав его у другого ребенка.
Два года — особенный возраст. Дети трансформируются физически, переходя от ковыляния к стремительному бегу, лазанию, балансировке и езде на велосипеде. Они трансформируются социально и эмоционально, переходя от игры вместе с другими детьми со всеми вытекающими отсюда трениями к дружбе и совместному созданию воображаемых игр. Они развивают свои способности слушать и понимать, осваивая язык (иногда два). Их уверенность растет. Наблюдение за этими преобразованиями — вот почему работа так вознаграждается, но также и почему это требовательная и квалифицированная работа, которая должна быть должным образом обеспечена ресурсами и должным образом оплачиваться.
Эти дети — наше будущее. Вместо сентиментальных действий по сокращению расходов, которые лишают детей заботы и внимания, в которых они нуждаются и которых заслуживают, мы должны инвестировать в них на этом критическом этапе их жизни. Все индикаторы показывают, что от этого зависит их будущее и наше.
8 способов, которыми дети могут извлечь пользу из детского сада
Дата: 30 октябрь 2020
Вам, как родителю, необходимо принять множество решений для своего ребенка, и одно из них – отправлять ли его в ясли и когда, а также какое время будет подходящим для вас и вашего ребенка.
Если ваш ребенок еще не посещает ясли, но начинает проявлять признаки того, что он, возможно, готов немного расправить крылья, вы можете подумать о том, что может предложить ясли. Конечно, чувствовать себя немного неловко из-за разлуки с ними естественно, особенно если они очень маленькие, но переход в ясли может быть очень положительным опытом для вашего малыша и иметь множество преимуществ.
Наши специалисты по раннему развитию объясняют восемь основных способов, которыми детская среда может способствовать уверенности и развитию детей.
- Общение
Есть много преимуществ от социального взаимодействия с другими детьми того же возраста, в том числе:
- • Заводить друзей и учиться устанавливать связи
- • Учимся делиться
- • По очереди
- • Слушать других
- • Игра вместе с другими в группах, а также самостоятельно
- • Учиться у своих сверстников, копировать и помогать друг другу
- Развитие навыков общения
Становясь более социализированным и общаясь со своими сверстниками и воспитателями, ваш ребенок также разовьет свои коммуникативные навыки, расширит свой словарный запас и язык в самых разных контекстах.
Научиться выражать свои чувства и мнения, а также взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, кроме родителей, является жизненно важной частью их развития. Игра с другими детьми в детском саду также дает им идеальную возможность лучше понять чувства и сочувствие других людей.
- Повышение независимости и уверенности
Детский сад может быть первым разом, когда ваш ребенок отсутствовал с вами в течение короткого периода времени, что поначалу может обескуражить вас обоих. Тем не менее, это дает вашему ребенку возможность быть независимым, иметь свободу исследовать и создавать другие отношения, что имеет решающее значение для его долгосрочного благополучия.
Эта дополнительная независимость может воспитать в вашем ребенке уверенность в себе, помочь развить его личность, характер, мысли и идеи, а также воодушевить его, когда он узнает больше о жизни за пределами своей семьи. Умение самостоятельно выполнять основные задачи, участвуя в мероприятиях и проводя время с другими, поможет укрепить их уверенность и заложить фундамент, который подготовит их к школе и жизни во внешнем мире.
- Изучение новых навыков Детский сад
предлагает широкий спектр мероприятий, ресурсов и опыта, чтобы стимулировать и увлечь вашего малыша. Имея так много разных вещей, которые ваш ребенок может открывать и исследовать, это помогает развивать его интересы и побуждает пробовать новые вещи для себя. Это захватывающее новое приключение, и бонус в том, что вы можете оставить грязную игру детской!
Как в академическом, так и в социальном и эмоциональном плане ваш малыш будет каждый день осваивать новые навыки – например, научиться держать инструменты для разметки, надевать собственное пальто, изучать математические понятия и помогать прибираться – все это ценные жизненные навыки. и заложите основу для будущего, подготовив своего ребенка к взрослой жизни.
- Рутина и структура
Nursery обеспечивает распорядок и структуру дня вашего ребенка, который может включать время приема пищи, дневной сон, занятия в помещении и на свежем воздухе. Этот распорядок помогает им чувствовать себя более уверенно и безопасно, контролировать свои чувства и является отличной подготовкой к школе. Когда ребенок знает, чего и когда ожидать, это позволяет ему играть более активную роль в выполнении заданий, например, перед обедом ему нужно вымыть руки, а перед уходом домой ему нужно помочь убраться (надеюсь, рутину они будут продолжать и дома!)
В детском саду ваш ребенок будет участвовать в мероприятиях, постоянно узнавая что-то новое и исследуя окружающий мир. Заставляя детей активно участвовать в играх, это помогает повысить их физическую выносливость и поддерживает развитие крупных моторных навыков, которые, безусловно, понадобятся в школе и за ее пределами!
- Строительный иммунитет
Взаимодействие в детском саду с другими детьми и взрослыми способствует выработке у них иммунитета к таким распространенным инфекциям, как простуда. Прогулки на свежем воздухе и ежедневные физические упражнения полезны для самочувствия и помогают поддерживать форму и здоровье вашего малыша.
- Подготовьтесь к школе
Многие занятия, занятия и навыки, которые ваш ребенок осваивает в детском саду, помогут подготовить его к школе и облегчат его переход. При подготовке к школе детский сад помогает расширить социальное развитие вашего малыша, формируя ключевые привязанности за пределами семьи.
- Подготовка к обучению на протяжении всей жизни
Многие из вышеперечисленных льгот помогают заложить фундамент будущего вашего ребенка. Питомник поощряет критическое мышление, позитивный настрой к обучению, упорство и уверенность в себе. Детский сад готовит детей к внешнему миру и их путешествию во взрослую жизнь.
Время «Я»
Не только ваши дети могут брать положительные отзывы из детского сада. С точки зрения родителя, уход за энергичным дошкольником может быть довольно насыщенным, так что даже несколько часов в неделю он может обеспечить столь необходимое «время для себя». Воспитание ребенка — это колоссальная работа, и хотя они — ваше все, вам нужно время и пространство, чтобы быть собой, даже если это нужно для того, чтобы наверстать упущенное по дому (или провести время с друзьями!)
Баланс между работой и личной жизнью
Создание идеального баланса между работой и личной жизнью — это то, к чему стремится большинство из нас, не так ли? Хотя на самом деле нет ничего идеального, время, проведенное в детском саду для вашего ребенка, может помочь вам начать выстраивать комфортный баланс между ними.