основы и принципы вальдорфской педагогики, цель, плюсы и минусы системы воспитания вальдорф
В нашей стране всё больше родителей и детей проявляют интерес к обучению по системе вальдорфской педагогики, которая привлекает безоценочностью, построением индивидуального маршрута обучения и развитием творческого потенциала ребёнка.
История вальдорфской педагогики
Вальдорфская педагогика берёт начало в первой половине ХХ века. В основе методики лежит принцип неопережения, который позволяет ребёнку развиваться в своём темпе.
Возникновение вальдорфской методики было связано с жалобами сотрудников компании «Вальдорф Астория» на то, что их дети не получают качественного образования. Они считали, что основой обучения было зазубривание материала, а вот педагогической работе, развитию творческих и познавательных способностей ребёнка внимание не уделялось.
Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к их мнению и решил создать новую уникальную школу, которая будет подходить под возрастные особенности детей и развивать в них лучшие качества. Для воплощения Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру.
Основатель вальдорфской методики Рудольф Штайнер
Он приступил к разработке первой программы вальдорфской педагогики, и в 1919 году она была одобрена министерством образования и культуры Германии. Первую школу для работы по новой методике построили за год. Изначально в ней учились в основном дети работников фабрики. А позже вальдорфские школы стали популярны в стране и далеко за её пределами.
<<Форма демодоступа>>
Суть вальдорфского метода
Основная идея вальдорфской методики воспитания — ребёнок проявляет способности, данные ему природой в комфортной обстановке, без страха, стресса и оценки его действий.
В вальдорфских школах не приветствуется раннее развитие. Считается, что сначала ребёнок должен созреть эмоционально, а затем можно приступать к интеллектуальному развитию. По мнению педагогов ребёнок лучше познаёт мир в процессе трудовой и творческой деятельности, а не за партой от звонка до звонка.
Вальдорфские школы отличаются доброжелательной и комфортной обстановкой, которая располагает, чтобы ребёнок сам выбирает, что ему интересно. Цель вальдорфской педагогики — воспитать не только интеллектуально развитого, но и знающего свои возможности ребёнка, который отвечает за свои поступки и готов помогать другим.
Основные принципы методики вальдорфской педагогики
- Культ детства. Ребёнок должен подольше наслаждаться радостями юных лет.
- Группы в вальдорфской школе разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.
- Активно используются природные материалы для украшения помещений, игр и занятий. Отсутствуют телевизор и компьютеры. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице.
- На занятиях учитываются особенности созревания детского мозга. До пятого класса ребята занимаются в основном музыкой, рисованием, обсуждением историй. Это помогает развитию чувственной сферы. С пятого по восьмой класс акцент делается на творчество: дети ставят спектакли и перформансы, организуют фестивали — так они учатся абстрактно мыслить. Только в старших классах они приступают к академическим дисциплинам.
- Метод погружения. Материал изучается «эпохами» — блоками по 3-4 недели.
- Принцип «душевной экономии». Ученик обучается тому, чем он может овладеть на текущем этапе и к чему нет отторжения.
- Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии. Большая роль отводится сюжетно-ролевым играм, которые учат детей общаться в социуме и договариваться. Активно используются игрушки из натуральных материалов упрощённой формы, сделанные своими руками. Это позволяет ребёнку фантазировать и создавать новые образы и сюжеты игры.
- Ритм обучения меняется от смены деятельности: подвижная сменяет спокойную и наоборот.
- Большая вовлечённость семьи в процесс обучения в вальдорфской школе. Совместные праздники и мероприятия, оформление помещений и изготовление игрушек.
- Есть специальные предметы, например, эвритмия — сочетание танца и пантомимы под чтение стихотворений или музыку.
Общение преподавателя с учеником строится с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная, мыслительно-художественная).
Источник — mel.fm
Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для подражания.
Плюсы системы
- Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для ребёнка.
- Развитие различных творческих способностей.
- Итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать.
- Администрация и педагоги активно взаимодействуют с родителями, открыты для общения, посещения занятий.
- Аккредитованные вальдорфские школы строят учебные программы по рекомендациям Министерства просвещения, дети проходят аттестацию в 4, 9 и 11 классах, сдают ОГЭ, ЕГЭ.
Минусы системы
- Жизнь в искусственной среде школы не адаптирует ребёнка к реальному миру.
- Дети изучают эзотерические представления о мире.
- Игры только с игрушками, сделанными из природных материалов.
- Навязывание авторитета учителя.
- Если ребёнок переходит в государственную школу, он сложно адаптируется к оценочному подходу.
Вальдорфская методика развития для детей
Вальдорфская методика обучения — это альтернативная педагогическая система. Её основал Рудольф Штайнер (1861–1925). Первую школу открыли в 1919 году по желанию Эмиля Мольта, который был директором сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория». В первой вальдорфской школе было 256 учеников, 8 классов и 12 учителей, которые прослушали лекции Рудольфа Штайнера. Затем при школе организовали детский сад, который работал по тем же методам, что и школа. Новоявленная система начала давать свои положительные плоды, поэтому на волне успеха начали открываться вальдорфские школы по всей Германии и Западной Европе. На сегодняшний день работают примерно 1000 школ и 2000 детских садов по всему миру. Вальдорфская методика базируется на философских мнениях Рудольфа Штайнера, которые он изложил в своем антропософском учении. Согласно нему, человек состоит из Духа, Души и Тела, поэтому в воспитании ребенка нужно помнить и о духовном развитии. Сама теория достаточно интересная, в ней поиск индивида смысла жизни крепко переплетается с шансом стать богоподобным. В учебных заведениях антропософии детей не учат, но она все равно находится во главе угла вальдорфской методики.
Основные принципы методики
- Основной принцип – уважать ребенка как личность. В системе используется индивидуальный подход к каждому малышу. Таким образом крошка раскроет себя и свой внутренний мир. Вальдорфская методика не имеет оценок, свои настоящие успехи малыш сравнивает с прошлыми, так он начинает понимать достижения. Благодаря отсутствию оценок, ребенок не нервничает и не обесценивает себя.
- Чтобы развить способности ребенка, нужно создать определенную благоприятную среду. Комната должны быть организована так, чтобы малышу было в ней комфортно и интересно учиться. В середине должен стоять стол, за которым расположились педагоги.
- Каждая игрушка обязана возбуждать в ребенка творческий порыв, малыш должен рассмотреть несколько видов игр с ней. Творчество в вальдорфской методике играет очень большую роль, учителя всегда поддерживают, когда проявляется креативный потенциал. Игрушкой может быть любой предмет, например, лист дерева, варежка, вилка, кубик льда, пока он не растает.
- Все педагоги как личности играют важную роль в вальдорфской системе. Они являются безусловным авторитетом и примером для подражания. Поэтому педагогу нужно постоянно саморазвиваться, улучшать себя, пробовать новое, но в то же время следить, чтобы манеры, поведение, жесты, мимика и слова были на уровне. Подражание – чуть ли не основная часть обучения. Детям свойственно подражать не только взрослым и сверстникам, но и всей природе в общем.
- Только в вальдорфской школе ваш сын или дочь будет играть очень долго, разнообразно, с интересом. Чтобы познать окружающий мир, его таинства, секреты природы, детям нужно вовлечься в игру. В ней не прописаны определенные и конкретные правила, ребенок просто играет. Задача воспитателей и учителей – направить малышей в игре, поощрять их любопытство. Взрослые должны вмешиваться в игровой процесс как можно меньше.
- Дети, обучающиеся в вальдорфской школе, поздно прощаются с детством. Они учатся считать и писать уже после 7 лет. Основатель методики, Рудольф Штайнер, считал, что малыш только в это время готов учиться новым навыкам. В данной школе развитие умственных способностей уходит на второй план. Акцент делается на труд и творчество.
- Необходимо, чтобы ребенок получал новые знания и умения тогда, когда он готов. Тогда ему будет интересно осваивать новые горизонты. Допустим, учить читать ребенка 4 лет не нужно, потому что ему будет скучно.
Особенности вальдорфской системы
Главная особенность методики Рудольфа Штайнера – это не форсировать интеллектуальное развитие ребенка, поэтому вальдорфские педагоги отрицают необходимость раннего развития ребенка. В детских садах не спешат учить чтению и математике, а в школах нет традиционных уроков и оценок. Школьный учебный материал преподается «эпохами», которые распределяются на 3–4 недели. Это дает ребенку возможность полностью погрузиться в изучаемую тему. Школьный день также разделен на три блока: на духовную, душевную и творческую части. До старшей школы у учеников нет традиционных учебников, только тетради, где они ведут записи. Особый упор делается на второстепенные для обычной школы предметы – музыка, рисование, эвритмия (сочетание танца, музыки и поэзии) и т.д. С первого по восьмой класс с детьми работает один учитель, который для них и руководитель, и наставник, и доверенное лицо. Более интенсивное обучение начинается после 12 лет, так как вальдорфцы считают, что к этому времени ребенок созрел для развития мышления. Главным считается умение учителя заинтересовать детей, увлечь их предметом. Много внимания уделяется междисциплинарному подходу.
Преимущества методики
- В первые годы обучения, основной упор делают на раскрытие личности малыша. Педагоги и родители обязаны уделять максимум внимания детям, и давать им возможность высказывать свое мнение.
- Воспитатели должны поддерживать маленьких деятелей во всех начинаниях.
- Ученики вальдорфского первого класса занимаются изучением 2 иностранных языков. Обучение проводится методом погружения в языковую среду.
- Запрет на просмотр телевизора. Малыши не получают негативную информацию, которая может разрушить внутренний мир личности.
- Для каждого малыша, который собирается заниматься по вальдорфской методике, разрабатывают индивидуальный план занятий. Плюс в том, что педагог учитывает слабые и сильные стороны интеллектуального и физического развития ученика.
- Высокий уровень воображения и фантазии. Ребята самостоятельно делают игрушки, подарки, красивые картины и прочее. Игры также проходят с ними. Фабричные изделия под запретом.
- Обучение ремеслу. Каждый ученик учится садоводству, рукоделию и другим работам.
- Большое внимание уделяют развитию творческого потенциала. Малыши занимаются живописью, учат различные стили и техники написания картин. Также проводятся музыкальные занятия, на которых преподается игра на инструментах.
- Учение по вальдорфской методике не приемлет соперничества. В группах нет изгоев или лидеров, благодаря такому подходу коллектив становится единым целым.
- Оценки не ставятся, поэтому ребят не мотивирует успеваемость, они работают за знания.
Недостатки методики
- Проблематично оценить успеваемость при занятиях по вальдорфской системе.
- Перевод в другую школу осуществить проблематично. Согласитесь, ни один педагог или директор учебного заведения не может перевести характеристику в оценки.
- Обучение занимает 12 лет. В то время как при традиционной системе, ученик может получить аттестат после 9 или 11 класс.
- Если ваш малыш имеет аналитический склад ума, то для него занятия будут сплошным минусом, поскольку школа предназначена для гуманитариев.
- Все вальдорфские школы платные.
- Некоторые родители считают данную методику похожей на секту, поскольку ребенок оторван от реальности.
- Учебников не существует, дети занимаются по своей рабочей тетради.
Вальдорфская методика обучения. Ее преимущества и недостатки
Вальдерофскую методику обучения детей создал еще в начале прошлого века австрийский ученый Рудольф Штайнер, который чувствовал потребность в переменах в системе образования после войны. Первая инновационная школа была открыта специально для сотрудников «Вальдорф Астории», которая оплатила все расходы на ее создание и содержание.
Сегодня штайнеровские школы можно найти по всему миру. Только в Европе расположены 600 учебных заведений. Появились они и в Украине. В них педагоги стремятся по максимуму воплотить идеи вальдорфской педагогики. Однако далеко не все родители представляют себе, что эта система образования дает ребенку, и какие у нее есть возможные подводные камни.
Штайнер считал, что особенное внимание в процессе образования следует уделять развитию эмоциональных впечатлений ребенка, поэтому его подход объединяет в себе физический, социальный и духовный компоненты. Так, на передний план выходит личность ребенка, на которую не оказывают влияние социальные рамки. Согласно вальдорфской методике обучения педагоги должны уделять особенное внимание всем качествам учеников, так как любое из них может стать основополагающим в становлении зрелой личности. Из этого пункта следуют все остальные. Очень важны трудовые и творческие дисциплины, такие как рисование, вязание, танцы и так далее. Упор делается не на академические знания, а на творческое начало.
Принципы методики
Кредо методики – «Всему свое время», что идет вразрез со всеми традиционными подходами к образовательному процессу. Учителя, придерживающиеся идей антропософии, полагают, что ребенок должен познавать мир естественным путем, без внутреннего отпора, без насилия.
Характерной чертой методики Штайнера является изучение национальной культуры. В этом русле делается многое – начиная от традиционных нарядов и заканчивая вниманием к истории своей страны. Таким образом, ребенок ощущает себя частью чего-то большего, нежели его семья. Опыт работы международных школ показал, что идеи Штайнера могут быть использованы в абсолютно разных культурах. По сути, вальдорфская методика нацелена на формирование способностей ребенка независимо от передачи академических знаний.
Всестороннему развитию ребенка также способствует комплексный подход к изучению окружающей среды. Что под этим подразумевают? Все очень просто: в классах нет передовой техники и современной мебели. Наоборот, используют самые натуральные и теплые материалы, такие как дерево, шерсть, шелк, песок, тесто и воск. Зачастую и уроки проводят под открытым небом.
Несмотря на то, что это школа, много внимания уделяют общению с родителями. Надо сказать, что это очень тесный контакт, который закладывается еще с детского садика. Принято вместе убирать аудитории, отмечать праздники, готовиться к различным развлекательным мероприятиям. Часто педагоги приходят к ученикам домой, чтобы посмотреть, как проявляют себя их подопечные в кругу семьи.
Конечно же, Вальдорфская методика обучения обладает как определенными преимуществами, так и недостатками. Ученики, воспитанные по данной системе, вырастают гармонично развитыми людьми с прекрасным воображением и широкими взглядами на жизнь. Все они добры, дисциплинированы, уважают старших и младших. Тем не менее, родители должны очень тщательно подходить к выбору школы и преподавателя по этой системе. Дело в том, что достаточная база традиционных академических взглядов будет у ребенка только в том случае, если сам преподаватель окажется всесторонне развитым и образованным человеком. В противном случае ребенок, который обучается по вальдорфской методике, окажется недостаточно подкованным во многих вопросах. Сам Штайнер был весьма развитым человеком. В своих книгах и лекциях он затрагивал темы религии, философии, обучения, науки, врачевания и искусства. Объединив свои знания, он разработал антропософию – учение, предполагающее духовно-научные принципы постижения высших миров.
Подводя итоги, можно сказать, что уроки в штайнеровской школе интересные и необычные. Они бросают вызов детскому воображению. Учащиеся выходят во взрослую жизнь уверенными в себе людьми, не пасующими перед вызовами. Они дисциплинированы, независимы, с уважением относятся к природе. Если ребенку повезло с учителем или он сам много внимания уделял и традиционным наукам, то это будет очень гармонично развитый взрослый человек.
Вальдорфская система воспитания: что это такое
Гениальное — просто
Конечно, как и любая другая развивающая воспитательная система вальдорфская педагогика не может обойтись без игрушек. Игрушки для «вальдорфских» детей просты и самобытны. Вальдорфский детский сад не предложит воспитанникам готовых игрушек: дети и педагоги мастерят их сами. Основа — природные материалы (необработанное дерево, шерсть, бумага, натуральные ткани, солома). Красители тоже только натуральные: водные краски, соки растений, специи, кофе и т.п.
Категоричное «нет» говорит вальдорфская школа пластмассе, механике и электронике — в общем, всему тому, чем сегодня заполнены полки детских магазинов. Но не только экологичность и ручная работа являются отличительными чертами вальдорфских игрушек. Всех их выделяет из массы остальных «мягкая» форма: даже деревянные кубики не имеют четких острых углов и, кажется, немного несовершенны по форме. В этом и заключается главный принцип вальдорфской игрушки — намек на форму и способ игры с ней. Делается это для того, чтобы получило импульс для развития детское воображение.
Когда фантазия берет старт, любой брусок может стать корабликом, а листочек, опавший с дерева, — парусом, три лоскутка заменяют куколку, а палка — лошадку. Самые маленькие ребята играют с неокрашенными глиняными, лоскутными или деревянными куклами, у которых даже не прорисовано лицо — в игре малютка сам решает, смеется кукла или плачет. Нельзя, однако, сказать, что таким принципом вальдорфская школа обедняет игрушечный детский мир. Вариантов полно: музыкальные игрушки (флейты, ксилофоны, трещотки), фигурки животных и растений, деревянные кубики и конструкторы (в том числе из природных материалов — веточек, палочек, каштанов, желудей, шишек и орехов), игрушки для обучения ремеслам (гончарный круг, ящик с деревянными инструментами, клубки ниток и пр.), мозаики-пазлы, вальдорфские куклы.
К доске
Несмотря на то, что популярность вальдорфской методики воспитания в России набирает обороты, и количество вальдорфских детских садов неуклонно растет, вальдорфских школ у нас пока немного. Это и неудивительно: вальдорфская педагогика разительно отличается от традиционной. В качестве основных отличий можно отметить отрицание оценок не только в начальной, но и в средней — вплоть до 8 класса — школе (в конце года родители ученика получают табель-резюме, повествующее о его достижениях), и отсутствие учебников как таковых (на уроках дети работают в специальных тетрадях, которые и являются обучающими книгами). Обучение рассчитано на 12-13 лет (никаких «перепрыгиваний» через класс!), при этом в школу ребята идут только по достижении 7-летнего возраста.
Имейте в виду, что если ваш ребенок пойдет в вальдорфскую школу, а затем вдруг по каким-то причинам вы решите покинуть ее, в обычном общеобразовательном учреждении он сможет присоединиться только к ребятам, обучающимся двумя классами «ниже» (т.е. вместо 7-го класса его примут в 5-й). Из чего ясно следует, что обязательная образовательная программа вальдорфской школы все же отстает от общепринятой у нас в стране. И, как это логично вытекает из принципов вальдорфской педагогики, предметы, являющиеся второстепенными для обычной школы (музыка, рисование, природоведение и т.п.), в вальдорфском образовательном учреждении становятся основными на первые восемь лет обучения. Впрочем, есть у вальдорфских школ и плюс, который несомненно оценят современные родители — пристальное внимание здесь уделяется изучению иностранных языков. С первого же класса дети изучают их два, причем погружение в языковую среду происходит максимально органично — через народный фольклор (народные песни, потешки, стихи и т.п.).
Не зря вальдорфскую школу часто называют «школой жизни»: можете быть уверены, здесь ребенок быстрее, чем где бы то ни было научится печь пирожки, садить цветы и вязать на спицах. Главный принцип обучения — накапливание жизненного опыта путем переживаний, а не пустая зубрежка теорий. Отсутствие уверенности в том, что вальдорфская школа не дает ребенку реальных знаний для продолжения образования, например, в институте или университете, вынуждает многих родителей скептически относиться к этой педагогике. Но то, что дети в вальдорфской школе учатся без страха и сомнений (отметок-то нет — чего бояться?), с удовольствием и радостным удивлением, безусловно, заставляет симпатизировать. И если вы психологически готовы к тому, что ваш ребенок начнет изучать геометрию в первом классе посредством вождения хороводов и подвижных игр, можно попробовать познакомиться с вальдорфской системой обучения поближе.
Список вальдорфских школ и вальдорфских детских садов, которые работают в России, вы можете найти на сайте.
Больше полезных материалов о детском воспитании — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Что такое вальдорфская школа. Принципы вальдорфской педагогики
Альтернативные учебные методики все чаще приходят сегодня на смену стандартизированным и унифицированным принципам школьного образования. И вальдорфская педагогика – одна из таких образовательных технологий. Она привлекает отсутствием оценок, индивидуальным планом обучения каждого ученика, развитием творческих способностей ребенка.
Что такое вальдорфская школа
Вальдорфская педагогика – это одна из альтернативных педагогических общеобразовательных систем, основанная на принципах антропософии. Возникнув как религиозно-мистическое учение, антропософия со временем превратилась в «науку о духе», направленную на саморазвитие, духовное познание, любовь человека к природе и к ближним.
История вальдорфской педагогики
Вальдорфская педагогика родилась в самом начале ХХ-го столетия, а название свое она получила от одноименной немецкой табачной компании – сотрудники предприятия жаловались, что образование их детей далеко от идеального. По их мнению, упор в учебе делался на зазубривании материала, а другим аспектам, например, творческим или развитию логического мышления, педагоги внимания не уделяли.
Собственник компании решил разработать совершенно новые принципы образования, направленные на развитие лучших качеств у учеников. Воплотить идею в жизнь взялся педагог из Австрии Рудольф Штайнер, и в 1919 году была открыта первая школа с его методикой преподавания. Сначала в ней учились только дети сотрудников табачной фабрики, но уже через несколько лет подобные учебные заведения широко распространились не только в Германии, но и за ее пределами.
Сегодня в мире открыто более тысячи вальдорфских школ (из них почти два десятка – в России) и около двух тысяч детских садов, работающих на основе этой педагогической методике. В нашей стране существуют также частные вальдорфские дошкольные студии.
Суть вальдорфского образования
Основной идеей методики стала возможность предоставить ученику все пути для развития его способностей. Причем процесс обучения должен проходить в комфортной обстановке, ученик не испытывает страха или иного стресса и не ожидает от учителя никакой оценки знаний (как положительной, так и отрицательной). Кроме собственно школьной программы, большое внимание вальдорфская методика уделяет воспитанию нравственности и других положительных качеств человека: гуманности, доверия, сочувствия, взаимоуважения.
Ранее начало обучения в вальдорфской школе не приветствуется. Сначала ученик должен в нужной степени созреть эмоционально и только потом можно начинать его учить чему-то и интеллектуально развивать. В любом учебном заведении, работающем по такой методике, царит доброжелательность, а ребенок сам выбирает наиболее привлекательные для него предметы, причем преимущественно гуманитарные.
Принципы вальдорфской педагогики
Методика пропагандирует:
- культ детства – дети даже в процессе обучения должны наслаждаться своим возрастом;
- спокойная, похожая на домашнюю, атмосфера;
- активное использование в процессе учебы природных материалов;
- отсутствие технических средств обучения – телевизора, ПК, планшетов.
Учебники в вальдорфских школах тоже отсутствуют, носителем знаний в них выступает учитель. В средних классах на уроках начинают появляться рабочие тетради, словари и атласы, а в старших – специальная литература, причем в одном классе дети могут заниматься по разным книгам.
Кроме того, обязательно учитываются особенности детской физиологии, в частности, этапы созревания мозга. Первые несколько лет обучения дети занимаются преимущественно рисованием, устной литературой, музыкой, эвритмией Позже акцент смещается на творчество, постановку спектаклей и перформансов для более активного развития абстрактного мышления. И только старшеклассникам начинают преподавать академические дисциплины. Последние годы обучения обязательно содержат в программе производственную (ремесленную) и социальную практику. Последняя организуется в медицинских учреждениях, домах престарелых и других подобных заведениях.
Оценки в вальдорфской школе выставляются только тем ученикам, которые планируют переходить на обучение в традиционное учебное заведение. У остальных выполненные работы преподаватель только анализирует, указывает сильные и слабые стороны, экзамены дети не сдают. В конце четверти или учебного года каждый ребенок получает от воспитателя подробную письменную характеристику своей деятельности.
Активно используется «метод погружения» – практикуется изучение только одной дисциплины в течение примерно одного месяца, и этот главный урок обязательно стоит в учебном расписании первым.
Если на текущем этапе ученик не может овладеть знаниями в полной мере, или если предмет вызывает у него отторжение, он временно переключается на другие дисциплины.
Также среди особенностей вальдорфской методики – акцентирование на народном творчестве и культуре. Важную роль играют сюжетно-ролевые постановки – они помогают детям научиться общаться. Обязательно в учебной программе присутствуют занятия, подчеркивающие связь человека с природой: ученики ухаживают за животными и растениями, немало времени проводят на свежем воздухе. В школьной программе обязательно присутствует рукоделие.
Ритм обучения при вальдорфском преподавании – циклический: спокойная деятельность сменяет активную и наоборот, а общение преподавателей с ребенком строится с учетом темперамента последнего и особенностей его восприятия окружающей действительности (визуал он или кинестик, к примеру) и общем типе психики (мыслитель или творец). Важна вовлеченность родителей и других членов семьи: школа организовывает совместные праздники и другие мероприятия.
Плюсы и минусы системы
Среди преимуществ методики – максимально комфортная обстановка при обучении и отсутствие стресса от отметок. Ребенок всесторонне развивает свои творческие способности, а в целом итогом обучения станет масса положительных личностных качеств, позитивный взгляд на мир. Ему на углубленном уровне преподаются гуманитарные дисциплины и ремесла по выбору.
Однако методика имеет не только достоинства, но и недостатки:
- Не уделяется достаточного внимания точным наукам, отчего выпускникам вальдорфской школы бывает сложно поступить в заведение технической направленности и в дальнейшем обучаться там.
- Среда школы имеет некоторую «искусственность», и ребенок может не адаптироваться к реальному миру.
Перейти в младших классах из вальдорфской школы в обычную нелегко: к примеру, до третьего класса там ученики пишут преимущественно только печатными буквами. Кроме того, выпускники этой альтернативной школы, испытывают страх перед экзаменами, так как в процессе своего обучения они с ними не сталкивались.
Кому подойдет методика
Поступление в вальдорфскую школу – отличный вариант для ребенка из семьи, которой близки основы учения Рудольфа Штайнера, среди которых спокойное отношение к материальным благам, уважение к народной культуре, любовь к искусству. Но надо понимать, что детям, склонным к математике, физике и другим точным наукам, такая педагогика может не подойти.
Выбор методики обучения в пользу вальдорфской должен быть продуманным. Предварительно стоит изучить ее основы и опыт других учащихся, не лишним будет заранее познакомиться с педагогом и только после того, как будут взвешены все «за» и «против», принимать окончательное решение.
Рейтинг: 4.3/5 — 3 голосов
Вальдорфская методика обучения как альтернатива традиционному образованию
Заботливые родители, конечно же, хотят для своего чада всего самого лучшего, в том числе стремятся найти идеальное учебное заведение. И чем активнее в нашем обществе критикуют традиционное образование в детских садах и школах, тем больше мамы и папы интересуются альтернативными педагогическими системами. Одна из них — вальдорфская методика. Что же она собой представляет?
Немного истории
Вальдорфская педагогика основывается на учении Рудольфа Штайнера, австрийского философа, жившего во второй половине 19 — начале 20 вв. Ключевой целью образования он считал формирование «мудрого человека», который раскрывает в себе божественный источник жизни, преодолевая животную природу.
Вальдорфская школа основывается на философском учении Рудольфа Штайнера
В 1919 г. Эмиль Мольт, владелец крупной табачной фабрики «Вальдорф-Астория» в Германии, решил открыть школу для детей своих работников (чтобы в перспективе подготовить себе квалифицированный персонал). А организация учебного процесса была поручена как раз-таки Рудольфу Штайнеру. Необычные методики преподавания в этом заведении быстро стали популярными, а новая педагогическая система получила своё название в честь фабрики — вальдорфская.
Вальдорфская методика в современной педагогической практике
Сегодня педагогика, основанная Штайнером, популярна во всём мире. Вальдорфские школы и детские сады успешно функционируют в десятках государств: это страны Европы (Германия, Голландия, Швейцария, Финляндия, Швеция и пр.), Канада, США, Япония, Индия, Израиль.
Вальдорфские школы особенно распространены в странах Европы
Сам Штайнер умер в 1925 г., и нацисты, придя к власти, стали закрывать созданные им школы. Но за пределами Германии данная педагогическая система пользовалась успехом, и уже к началу 90-х в мире функционировали примерно 500 вальдорфских школ.
Методика практикуется и в России. Так, первая вальдорфская школа была открыта в 1992 г. в Москве. Сегодня такие заведения (всего их 19) есть также в Санкт-Петербурге, Владимире, Ярославле, Самаре, Новосибирске, Иркутске и прочих городах. Одни школы являются государственными, другие же — частные. В 1995 году в нашей стране появилась Ассоциация вальдорфских школ.
Сегодня вальдорфские школы и детские сады функционируют и в России
Что касается детских садов, то первая вальдорфская группа открылась в 1889 г. ещё в СССР. Сегодня же таких дошкольных учреждений около 70 (плюс 30 дошкольных студий). Большинство их входит в Содружество вальдорфских детских садов России.
Принципы педагогики Штайнера также используют отдельные детские дома, лечебно-педагогические учреждения. Отдельные элементы педагогики применяются в обычных школах, а также в процессе домашнего обучения.
Ключевые принципы и психолого-педагогические основы вальдорфской методики
Общие принципы вальдорфской педагогики следующие:
- Уважение к личности ребёнка.
- Важность духовного начала.
- Развитие творческого потенциала.
- Признание уникальности каждого человека.
- Использование в обучении природных материалов.
Приоритетом данной методики является создание школьнику условий, в которых он будет ощущать внутренний комфорт, свою индивидуальность. Таким образом, не ребёнок «подгоняется» под педагогическую систему, а она подстраивается под него.
Вальдорфская система признаёт каждого ребёнка уникальным, глубоко уважает его личность
Штайнер акцентировал внимание на трёх направлениях развития личности:
- духовном;
- творческом;
- физическом.
Таким образом, получение знаний является не единственной целью обучения. Не менее важно физическое и эмоциональное развитие личности, творческая самореализация, воспитание воли и положительных нравственных качеств (сочувствия, доверия к людям и пр.).
Психолого-педагогические основы вальдорфской школы
- Штайнер полагал, что до 7 лет малышу не нужно преподавание традиционных наук. Вначале необходимо формировать образное мышление, творчество, фантазию, а непосредственно интеллектуальным развитием заниматься следует примерно с 12 лет. Например, в вальдорфской школе в первом классе ученики только знакомятся с буквами, чтение же начинают осваивать только во втором классе.
- Преподавание «эпохами». Учебные дисциплины преподаются «эпохами»: 3–4 недели «главный урок» посвящается одному предмету (например, математике, истории, биологии, физике). Такая концентрация на конкретном предмете даёт возможность лучше усвоить материал, осознать цели его изучения. Помимо этого, есть и еженедельные предметы (иностранный язык, рисование, лепка, музыка и пр.).
- Принцип цикличности программы. Сама жизнь подчиняется законами ритмичности, повторения (смена времён суток, года). Учебный процесс — это чередование «вдоха» (усвоение новых знаний) и «выдоха» (игра, помогающая сбросить напряжение, поддержать хорошее настроение). Ежедневно после «главного урока», который проходит первым, дети занимаются иностранным языком (изначально их изучается два), а затем расслабляются с помощью живописи, музыки, танцев. Кроме того, учёба связана с годовым циклом: так, весной ребята проводят время на грядках, летом — выращивают цветы, осенью — собирают природный материал для поделок, зимой — строят снежные крепости.
После «вдоха» (усвоения новых знаний) обязательно следует «выход» (разрядка, игра, помогающая сбросить напряжение)
- Нет оценок (до старших классов). Учитель просто анализирует выполненные работы, отмечает их сильные и слабые стороны. В конце же четверти каждому учащемуся выдаётся обстоятельная письменная характеристика. Согласно данной методике школьнику мешает как страх получить «двойку», так и стремление заработать «пятёрку», то есть получить похвалу. Из учебного процесса сознательно устраняется соревновательный элемент. Тем не менее если ребёнок переходит из вальдорфской школы в обычную, ему выдают табель с оценками.
- Отказ от учебников. Они используются опять-таки лишь в старших классах. Их заменяет устный рассказ учителя и работа в тетради. Она здесь называется рабочая книга — это подобие личного дневника, куда ребёнок записывает свой осмысленный опыт в ходе обучения. Кстати, тетради здесь также выглядят нестандартно — крупноформатные, без линовки.
Место учебника заменяет рабочая книга ученика — что-то вроде личного дневника, куда он записывает свой осмысленный опыт
- Организация пространственной среды. В вальдорфской школе нет компьютеров и прочих технических средств обучения. Зато пространство оснащено мебелью из натуральных материалов (деревянные столы, плетёные стульчики, в корзинах лежит материал для рукоделия). Стены оформлены текстилем в тёплой светлой гамме.
В интерьере класса используются тёплые мягкие тона, мебель из натуральных материалов
- «Главный урок» длится дольше, чем в традиционной школе, — в диапазоне от 1,5 до 2 часов.
- Особая роль учителя. Первые семь лет большую часть занятий в школе ведёт один педагог — именно он отвечает за всестороннее развитие детей. Это гарантирует школьникам психологическую стабильность, максимальное раскрытие их способностей. Для учителя же такой подход — источник мотивации, вдохновения, ведь он видит результаты своего труда. Педагог выступает в роли наставника, который может посоветовать, подсказать, направить ребёнка, но ни в коем случае не ругает его. Он является для ребят авторитетом, оказывает влияние на их мировоззрение (естественно, это требует от учителя высоких личностных качеств, искренней увлечённости своей работой).
Первые семь лет большинство занятий у школьников ведёт один учитель, что, безусловно, помогает детям ощутить психологическую стабильность
- Большое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию (согласно данной системе это такая же важная часть обучения, как чтение, письмо, математика и пр.). Это рисование, лепка, музыкальные занятия, театрализованные постановки.
Большое внимание в вальдорфской системе уделяется художественно-эстетическому развитию
- В обучение обязательно включается формирование практических навыков (оно должно быть тесно связано с жизнью). Ежедневно ребята занимаются рукоделием, каким-то ремеслом (гончарным, плотницким делом, обработкой камней, лозоплетением и пр.), а в зависимости от сезона ещё и садоводством (обрабатывают грядки, сажают там различные культуры).
Важная часть обучения — занятия рукоделием и ремёслами
- Внутришкольное управление. Все решения в вальдорфской школе обсуждаются и принимаются совместно всеми сотрудниками, к этому часто привлекают и родителей.
Многих родителей, которые планируют отдать ребёнка в вальдорфскую школу, волнует вопрос о том, насколько хорошо она готовит школьника к вузу. Учебные программы таких аккредитованных заведений прошли экспертизу и рекомендованы Министерством образования. Они выстроены так, что школьники проходят обязательную аттестацию в 4-м, 9-м, 11-м классах. Здесь преподаются те же предметы, что и в традиционных школах (плюс есть дополнительные дисциплины). Поэтому выпускники могут аналогично поступать в вузы по выбранной специальности. Конечно, нужно отметить, что дети, окончившие вальдорфскую школу, всё-таки более ориентированы на гуманитарные специальности или связанные с творчеством.
Кроме того, ученик вальдорфской школы на каком-то этапе может перейти в обычную школу. Для этого, как уже было сказано выше, ему выдаётся табель с отметками.
Особенности вальдорфского детского сада
Вальдорфский детский сад, как и школа, совсем не похож на традиционные образовательные учреждения. Можно выделить его следующие основные особенности:
- Разновозрастные группы. Малыши учатся у более старших ребят, а те, в свою очередь, помогают им.
- Важнейшее место занимают игрушки — они учат ребёнка взаимодействовать с внешним миром. Вальдорфские игрушки сделаны только из натуральных материалов (ткань, дерево, жёлуди, каштаны, ракушки и пр.). Их изготавливают воспитатели, родители, а дети им помогают.
Вальдорфские игрушки делаются своими руками, причём исключительно из натуральных материалов
- Дошкольники сами выбирают, чем им заниматься. К примеру, воспитатель собирает малышей, чтобы почитать книжку, и любой из них может отказаться, выбрав себе иное занятие. Аналогично организовывается изобразительная деятельность: например, рисование — это просто работа с красками, ребёнок сам решает, что конкретно он с ними будет делать.
- Нет традиционных музыкальных занятий — их заменяют ритмические игры. Под музыку или пение воспитателя ребята играют, просто двигаются, рассказывают стихи. Малыш может взять в группе музыкальные инструменты и поиграть на них. Чтение сказок воспитатель также может сочетать с игрой на музыкальном инструменте.
В любой момент дети в садике могут поиграть на музыкальных инструментах
- В вальдорфском детском саду отмечаются самые разные праздники (а не просто проводятся стандартные утренники). Помимо общеизвестных, можно выделить Праздник Урожая, Фонариков, Весны и пр.
Отличия вальдорфской школы от традиционной педагогической системы
В целом, можно выделить следующие ключевые отличия вальдорфской методики от традиционной методики образования:
- Основные методы познания — эксперимент (в физике, химии) и наблюдение (в биологии — за растениями и животными).
- Знание педагоги стараются подавать не абстрактно, а максимально приближать его к реальной жизни (экскурсии, практическая деятельность).
- Нет обязательной школьной формы.
- Нет оценок, учебников, привычного расписания уроков на весь год.
- С первого класса преподаются два иностранных языка (как своего рода средство проникнуться культурой другого народа). Причём вначале это просто чтение стихов и песенок.
- Есть особый предмет — эвритмия (его придумал Штайнер). Это танец и пантомима под музыку или чтение стихов (в процессе такого танца может изучаться даже математика).
- Второстепенные для традиционной школы дисциплины (музыка, изо) считаются важными наравне с математикой, историей, географией и пр.
- Как в детском саду, так и в школе отмечаются самые разнообразные праздники, школьники перед уходом на каникулы проводят отчётные концерты.
- Есть социально ориентированные практики: краеведческая (изучение улиц, составление карт), в больницах, детских домах, домах престарелых.
Видео: чем вальдорфская школа отличается от других школ
Директор вальдорфской школы г. Новосибирска объясняет, что у выпускников такого учебного заведения совершенно нет страха совершать ошибки, ведь они не привыкли действовать по шаблону. Ребята имеют внутреннюю опору, чтобы идти по жизни, встречаться с трудностями. Дети привыкают творить, принимать нестандартные решения. Кроме того, выпускники вальдорфских школ — это редко люди, работающие на кого-то. Например, согласно западной статистике, это политики, предприниматели разного уровня, люди культуры, шоу-бизнеса.
Достоинства и недостатки методики
Конечно же, такая уникальная педагогическая система расценивается специалистами неоднозначно. Так, можно выделить следующие преимущества вальдорфской школы:
- Тёплая, располагающая атмосфера, в которой детям очень комфортно.
- Нет страха перед плохой оценкой.
- Вальдорфские классы компактны, что даёт возможность педагогу уделить достаточно внимания каждому ученику.
Обычно учеников в классе немного, поэтому педагог может уделить внимание каждому ученику
- Занятия проводятся в увлекательной живой форме, что стимулирует интерес школьников.
- За счёт чередования интеллектуальных занятий с творчеством и ручным трудом ребёнок не переутомляется.
- Ученики учатся нестандартно мыслить, приучаются к самоконтролю, самодисциплине (а не просто действуют по указанию учителя).
Выпускник вальдорфской шуолы нестандартно мыслит, действует не по указанию взрослого, а сам себя контролирует
Исходя из всех этих нюансов, можно сказать, что вальдорфская школа более всего подходит детям с выраженными творческими способностями, нацеленными на самореализацию именно в этом направлении. Помимо этого, это хорошая возможность повысить самооценку, обрести уверенность застенчивым, эмоционально чувствительным ребятам.
Перечисленным достоинствам критики противопоставляют такие недостатки данной педагогической системы:
- Поскольку в течение семи лет занятия ведёт один педагог, успехи учеников напрямую зависят от его профессионализма и личной одарённости.
- Позднее освоение основных (по меркам классической педагогики) предметов. Также ставится под сомнение отсутствие оценок, экзаменов.
- Многие родители и специалисты опасаются, что после такого обучения, где интеллектуальные предметы не выдвигаются на первый план, ребёнок попросту не поступит в вуз (особенно технического профиля). Также ему будет очень трудно учиться в обычной школе, если его туда переведут (в том числе из-за дисциплинарных требований).
Больше всего родители боятся, что ученик вальдорфской школы не поступит в вуз, ведь он не получит соответствующих знаний
- Конечно, игрушки, сделанные из природных материалов, это замечательно, но ребёнок должен заниматься и с более функциональными и полезными вещами, например, современными конструкторами.
- Обучаясь в атмосфере дружелюбия и отсутствия запретов, школьнику может быть сложно адаптироваться к реальной жизни, где окружающие не всегда к нему будут так доброжелательны.
- Некоторые психологи и педагоги считают учение Штайнера странным из-за его эзотерических акцентов (оно оперирует понятиями «эфирные», «астральные тела» и пр.), полагают, что оно может нести вред детской психике. Кто-то даже воспринимает вальдорфские школы как секты.
Отзывы специалистов и родителей о вальдорфской педагогике
Видео: вальдорфский детский сад — что это (Каратузский район г. Енисей Минусинск)
Дети живут взрослой жизнью — сами готовят, убираются. Коллектив похож на большую многодетную семью. Всё происходит в форме игры. Игрушки здесь не похожи на традиционные в детских садах (мягкие куклы, деревянные паровозы и пр.), всё сделано руками воспитателями и родителями.
Видео: вальдорфская школа Санкт-Петербурга
Видео: опыт вальдордфской школы в г. Уфе
Видео: Новосибирский центр вальдорфской педагогики
Вальдорфская педагогика — довольно спорная и обсуждаемая методика, имеющая свои плюсы и минусы. Конечно, в её основе лежат замечательные принципы, но для их реализации необходимы талантливые, увлечённые педагоги. Многие же родители не готовы впадать в крайности и сомневаются в уровне подготовки выпускников данной школы, поэтому всё же предпочитают давать своему ребёнку традиционное образование.
Идиатуллин А.В. Вальдорфская методика в школе: проблемы и перспективы
Идиатуллин Артур Вагизович
Казанский государственный университет культуры и искусств
кандидат исторических наук, доцент
Idiatullin Artur Vagizovich
Kazan state university of culture and arts
PhD in history, associated professor
Библиографическая ссылка на статью:
Идиатуллин А.В. Вальдорфская методика в школе: проблемы и перспективы // Современная педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/02/2109 (дата обращения: 05.10.2021).
Научное наследие Рудольфа Штайнера чрезвычайно богато и разнообразно. Его философские, эстетические, антропософские и религиозные концепции становятся предметом изучения представителей различных областей научного знания, как в России, так и за рубежом. В рамках данной статьи мы рассмотрим педагогические воззрения этого немецкого ученого, которые объединены в педагогической науке понятием «вальдорфская педагогика».
Под вальдорфской педагогикой большинством отечественных исследователей понимается авторская педагогическая система, основы которой были заложены немецким педагогом Р. Штейнером в начале XX века на базе опытной школы для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория» г. Штуттгарта; в настоящее время данная педагогическая система охватывает сеть вальдорфских школ по всему миру.
В изучении данной системы мы, прежде всего, будем обращаться к опыту отечественных исследователей этого вопроса. Несмотря на относительно недолгую историю вальдорфской педагогики в России, к настоящему времени существует ряд серьезных исследований посвященных данной теме. Первые работы педагогов-новаторов, отражающие опыт и проблемы реализации данного подхода появились еще в 90-е гг., здесь стоит отметить работы А.А. Алхазовой, С.А. Ловягина, В.И. Науменко, А.А. Пинского, Т.Н. Рокитянской, Е.В. Рыжовой; на рубеже веков интерес исследователей приводит к появлению больших теоретических исследований В.К. Загвоздкина, Б.С. Гречина, А.М. Морковина и др.
В чем же привлекательность данной теории. Большинство вышеназванных ученых, обосновывая актуальность обращения к данной проблематике, проводят параллели и находят созвучия изменениям, происходившим на рубеже XIX-XX вв. в Германии и перестроечным трансформациям пореформенной России 80-90-х гг. XX в. Деятельность Р. Штайнера пришлась на конец XIX – начало XX веков. Это время отмечено вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического перевооружения производства и совершенствования социальных институтов. В этих условиях стало явным несоответствие традиционной школы, практики воспитания и обучения новым экономических и политическим требованиям развития этих стран.
Отечественная школа столкнулась с созвучными вызовами в 90-е гг. Новое качество образования и связанное с ним новое понимание результатов обучения анализировались в работах педагогов В.А. Болотова, Э.Д. Днепрова, А.Г. Каспаржака, А.А. Кузнецова, Я.И. Кузминова, А.А.Пинского и др., педагогических психологов И.А.Зимней, К.Н.Поливановой, Г.А.Цукерман, Б.Д.Эльконина, специалистов по оценке образовательных результатов Г.С.Ковалевой, Н.Н.Найденовой и др.
В чем же суть данной педагогики. Рамки данного исследования требуют лаконичного ответа на данный вопрос. Изучив работы вышеназванных авторов, остановимся на исследовании Б.С. Гречина. В рамках его работы духовная и религиозная составляющая наследия Штайнера отделяется от его рациональной и научной составляющей, которая и становится объектом изучения. При этом его основные философские и педагогические идеи увязываются и взаимообуславливаются: так философская идея о свободе воли как высшей ценности в педагогике воплощается в свободе выбора учащегося и учителя; творческое начало как важнейший дар человека – реализуется в первичности развития творческих сил обучения; эволюционность развития человечества – отражается в сопровождении самостоятельной эволюции ребенка, повторяющей общечеловеческую; целостность духовной природы человека – обеспечивается через единство учебных и воспитательных воздействий; первичность личности человека – обеспечивается тем фактом, что отправной точкой организации учебного процесса выступает психология учащегося.
Именно эти фундаментальные основания и формируют ту педагогическую систему, которая называется вальдорфской педагогикой. Более частные приемы и методы работы (безотметочное обучение, педагогическая импровизация, кооперация с родителями и т.п.) являются производными и варьируются в зависимости от условий работы [3].
Наиболее полное и последовательное описание исторического пути вальдорфской педагогики в нашем отечестве находим в трудах А.А.Пинского. В его статье «Вальдорфские школы в России», находим емкий очерк истории вальдорфского движения, начиная с 80-х гг. XX в. и характеристику современного состояния отечественных вальдорфских школ. В связи с небольшим рамками исследования приведем лишь выдержку, характеризующую современное состояние: «на сегодня дела таковы, что прошло примерно 10 лет с начала «вальдорфской волны» в России, и названное движение замедлило свое распространение. Российские управленцы образования и педагоги-ученые устойчиво проявляют все более сдержанное отношение к вальдорфской педагогике» [8].
Итак, принимая такую характеристику состояния вальдорфской педагогики в России, закономерно возникает ряд вопросов: «А стоит ли развивать данное движение?», «Обладают ли педагогические идеи Р.Штайнера инновационным потенциалом?»
традиционная и вальдорфская педагогика имеют множество точек соприкосновения, более того последняя может предложить традиционной модели альтернативы, которые позволили бы решить ряд вопросов связанных с модернизацией целей образования, формой организации учебного процесса и его содержанием.
Мы показали, что вальдорфская педагогика имеет много созвучного традиционной системе, проявляя, таким образом, свою адаптивность. Р.Штайнер подчеркивал, что целью вальдорфской школы не может быть реализация ее педагогических идеалов в отрыве от конкретного социального мира, в котором она существует. Поэтому компромиссы, на которые приходится идти, составная часть любой здоровой педагогики [2, c.81].
Вместе с тем существует ряд положений, которые входят в противоречие с реалиями работы в России, именно они представляют наибольшую угрозу существованию и развитию вальдорфских школ.
1) Классный учитель. Для вальдорфской педагогики, по ее сути, одной из важнейших является идея «классного учителя». А точнее, это комплекс идей, касающихся особого понимания значимости учительского авторитета, работы учителя по созданию особой атмосферы в классе, метода образно-художественного преподавания в младшем и предпубертатном школьном возрасте и т.д. Но если решить, что идея классного учителя единственно возможным образом может быть реализована только по одной модели – «преподает все 8 лет и все предметы» – то вальдорфское движение в России не жизнеспособно.
2) Продолжительность учебных программ. Это одна из узловых проблем построения педагогической работы отечественных вальдорфских школ. В России полное среднее обучение занимает 11 лет. В первый класс набираются дети от 6 до 7 лет (в среднем 6,5 лет), которые заканчивают школу в среднем в 17,5 лет. Срок призыва в армию – фактор, отсутствующий на Западе в наших формах – вещь, крайне значимая.
3) Коллегиальное управление школой. Для вальдорфской школы весьма важна идея коллегиальности во внутришкольном управлении. Принимаемые решения должны в значительно большей мере, чем то принято в классических схемах административного единонаначалия, предварительно обсуждаться коллегами, порой и родителями, нести на себе отпечаток консенсуса. Вместе с тем коллегиальная работа имеет и много минусов особенно в условиях России, когда коллективная ответственность перерастает в «деперсонификацию» ответственности, или когда коллегиальность заменяется противоборством определенных группровок и т.п.
Существует и ряд других специфических для российских вальдорфских школ проблем: это и распространение методического опыта, и адаптация содержания обучения западных вальдорфских школ к российским условиям; и организация старших классов, и создание новых школ, и взаимодействие с общественностью, и поддержание самоокупаемости, и оплата труда учителей.
Причем, обобщая последнюю группу проблем, можно проследить, что они проистекают не столько из нормативных, сколько из ментальных факторов.
Отечественная педагогическая традиция подходит к процессам воспитания и образования, с точки зрения потребностей общества, говорится о проектируемом типе социализации, построении определенного типа личности. Как мы показали выше, вальдорфская педагогика несколько иначе подходит к решению данного вопроса, отталкиваясь от личностных потребностей ребенка. Однако проблема в том, что большинство заказчиков образования, и прежде всего родители, не готовы воспринимать такую ситуацию. В данном случае требования родителей являются отражением ранее полученного и зафиксированного в культуре опыта предыдущих поколений.
Не является исключением в данном случае и автор этих строк. Изучая предложенную теорию, приходилось несколько раз останавливаться и ловить себя на мысли о том, что, несмотря на благозвучность и несомненную правильность выдвигаемых положений, многие моменты кажутся эфемерными, труднодостижимыми на практике. Именно практика, как мы знаем по трудам классиков, является наилучшим средством подтверждения и опровержения любой теории. И в данном случае речь идет даже не столько о практике реализации учебного процесса в соответствие с постулатами данной теории, сколько о практике жизни выпускников таких школ.
Насколько готово наше общество принять независимых, свободно мыслящих, творческих людей. Насколько эти люди, умеющие и готовые проявлять креативность в любой из сфер, будут востребованы нашим работодателем.
Родители принимая решение о будущем своего ребенка, его месте и роли в обществе, так или иначе опираются на собственный опыт, который в данном случае не дает ответы на поставленные выше вопросы.
Библиографический список
- Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие [Текст] / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. — М.: Academia, 1998. — 229 с.
- Вальдорфская педагогика: антология[Текст] / сост. А.А. Пинский, В.К. Загвоздкин, С.А. Ловягин. – М.: Просвещение, 2003. – 494 с.
- Гречин, Б.С. Реализация идей педагогики Р.Штейнера в современной педагогической системе[Текст] / автореф. дисс. пед. наук.- Ярославль, 2007. – 21с.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.:Academia, 2004. – 187 с.
- Закон «Об образовании» от 10.07.1992 (действующая редакция) [Текст]
- Морковин, А.М. Особенности педагогической деятельности в современных вальдорфских школах [Текст] / А.М. Морковин// Сибирский педагогический журнал. – 2008. -№13. – С.344 – 350.
- Педагогика: учебник для студентов пед. учеб. заведений [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. изд-во России, 2002. -604 с.
- Пинский А. Вальдорфские школы в России [Текст] http://www.1060.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=57&Itemid=77
- Стандарт общего образования: концепция государствнного стандарта общего образования [Текст] – М.: РАО, 2008. — www.standart.edu.ru
- Новгородова Е.Е. Основные подходы к определению понятия “коммуникативная компетентность”/Е.Е. Новгородова.//Гуманитарные научные исследования. – 2013. – №12(28). – С.13.
- Учебные программы вальдорфских школ [Текст] / под ред. В.К. Загвоздкина. – М.: Народное образование, 2005. – 524 с.
Все статьи автора «Idiatullin A.V.»
Вальдорфский метод обучения
Вальдорфский метод обучения
Вальдорфский метод обучения — это уникальная образовательная стратегия, цель которой для подготовки разносторонних студентов через широкий учебный план, включая академиков, художественное и музыкальное образование, физическое воспитание, эмоциональное и социальное воспитание. Заявленная цель метода Вальдорфа — получить людей, способных создавать смысл в своей жизни.
Образовательная система Вальдорфа была создана почти сто лет назад Рудольф Штайнер, австрийский философ и ученый.Штайнер был знаком с философией, известной как антропософия, идеей, что дети, которые сознательно развивать независимое мышление будет более готов справиться с важными естественные и духовные вопросы, которыми занимаются философы и ученые обеспокоенный. Вальдорфское образование было разработано с учетом потребностей детства, в том числе позволяя детям устанавливать свой собственный темп и использовать их воображение и творчество.
Метод Вальдорфа поощряет широкий учебный план.Учителя поощряются исследовать новые темы и позволить себе руководствоваться исследованиями студентов. Этот тип обучения поощряет обучение ради обучения, а не ради сдачи экзамена или хорошей оценки по оценочным рубрикам. В начальной школе Вальдорфа нет оценок.
Есть еще несколько отличий метода Вальдорфа от других традиционные методики обучения. Во-первых, упор делается на академическом образовании. Фактически, виды образования, которые обычно исключаются из государственных школ, бюджеты часто являются основой вальдорфского образования.К ним относятся образование по искусству, музыке и иностранным языкам. Детей поощряют учиться играйте на музыкальных инструментах, вяжите, вяжите крючком и рисуйте. Кроме того, Waldorf Метод не использует учебники до шестого класса. Вместо этого дети начальной школы ведите дневник, в котором они записывают свой опыт и то, что они узнали.
Действительно ли это хорошая идея — отказаться от академического образования, например чтения, до тех пор, пока второй сорт? Так считают вальдорфские педагоги. Вместо того, чтобы учить детей читать, когда им пять или шесть лет, вместо этого учителя говорят сказке рассказывает и читает детям сказки.Это способствует развитию устного мастерства перед обучение чтению начинается. В учебной программе Вальдорфа письму учат раньше. чтение. Алфавит рассматривается как способ общения с другими через фотографий. Это позволяет письму развиться из искусства и каракулей детей, вместо способности читать и воспроизводить письменный контент.
Вальдорфские школы — это безопасная и благоприятная среда, в которой дети могут наслаждаться своим детством и быть защищенными от вредного влияния более широких слоев населения. общество.Вместо того, чтобы управляться администраторами, озабоченными экономическими или по политическим мотивам, вальдорфские школы в основном управляются демократическим путем учителя. Вальдорфские школы постоянно воспитывают сильных, независимых мыслителей, и по этой причине образовательная модель Вальдорфа до сих пор используется в школах. вокруг света.
Дополнительная информация о методе Вальдорфа
Вальдорф Профессиональное развитие
Что такое метод Вальдорфской школы?
«Развитие полноценного человека»
Хуз описывает ведущего учителя как «огромное эго в комнате» и определяет присутствие этого человека как почти «священническое или жрице».«Физическая близость со студентами считается нормой в ее классе, например, трение ногами во время сна, которое имеет место с овчиной и пледами из овчины. Хуз сказала, что помимо большого количества игр, ее ученики могут вместе приготовить хрустящее яблоко или заняться «ручной работой», например, мыть посуду для обеда, приготовить еду или вязать. По ее словам, в классе много «любви, заботы и почтения». (Хотя Амико согласилась с последней характеристикой, она сказала: «Я бы абсолютно не назвала это священником или подобием жрицы», добавив, что учитель «является авторитетом в классе, а родитель — авторитетом в доме.«Что касается физического прикосновения, это зависит от школы.)
« Речь идет о развитии полноценного человека », — сказал Джейсон Чайлд, учитель музыки в школе Уолдорф в Северной Каролине. «Дело не в достижении целей, которые, по мнению общества, могут сделать ребенка более продуктивным членом общества».
Многие классы Вальдорфа пропускают записанную музыку в пользу того, чтобы дети играли ансамблями — например, на деревянных флейтах, — и Чайлд, который преподает в возрасте от 6 до 18 лет, «действительно наслаждается» тем, что, когда дети приходят в его класс из детского сада, они уже были знакомы с музыкой.Он сказал, что когда он был учителем в государственной школе, «обязанностью было помочь им быть немного музыкальными, если это возможно». Теперь, по его словам, он настраивает существующую музыкальность детей.
Лиза Бабинет, которая 20 лет преподавала в школах подготовки к колледжу, прежде чем преподавать в Вальдорфе в Кремниевой долине, была «поражена» своими новыми учениками. Она сказала, что они задавали ей вопросы о математике, о которых она «никогда раньше не задумывалась. Они были глубокими мыслителями ».
Стоимость обучения в Вальдорфе значительно варьируется по всей стране, в зависимости от местоположения, а также от того, зачислен ли ваш студент на неполный или полный рабочий день.Например, в школе Live Oak Waldorf School в сельской Калифорнии стоимость обучения по пятидневной программе Pre-K составляет около 7 980 долларов в год, тогда как в школе Rudolf Steiner School в Нью-Йорке стоимость обучения в Pre-K составляет 34 400 долларов США. Продолжительность школьного дня варьируется, но обычно с 8:30 до 12:30. на полдня и до 15:00. на целый день. В школах есть программа финансовой помощи и помощи в оплате обучения, поддерживаемая «огромным бюджетом», — сказал Амико, — которая привлекает детей, чьи семьи имеют «широкий диапазон доходов.Что касается высшего образования, Амико процитировал недавний опрос выпускников, который еще не опубликован, согласно которому 98 процентов учились в колледже, а 90 процентов посещают один из трех наиболее предпочтительных вариантов.
Waldorf Education — Ассоциация вальдорфских школ Северной Америки
Вальдорфские школы предлагают подход к обучению с точки зрения развития, опыта и академической строгости. Они включают искусство во все учебные дисциплины для детей от дошкольного до двенадцатого класса, чтобы улучшить и обогатить обучение.Вальдорфское образование направлено на то, чтобы вдохновить всех учащихся на обучение на протяжении всей жизни и дать им возможность полностью развить свои уникальные способности.
Основанная в начале 20 века, система образования Waldorf основана на идеях, учениях и принципах образования, изложенных всемирно известным художником и ученым Рудольфом Штайнером. Принципы вальдорфского образования развиваются из понимания человеческого развития, которое отвечает потребностям растущего ребенка.
Музыка, танцы и театр, письмо, литература, легенды и мифы — это не просто предметы, которые нужно читать и проверять.Они опытные. Благодаря этому опыту студенты Вальдорфа развивают свои интеллектуальные, эмоциональные, физические и духовные способности, чтобы быть людьми, уверенными в своем пути, и быть полезными миру.
Профессора, которые обучали студентов Вальдорфа по многим академическим дисциплинам и в широком диапазоне кампусов — от государственных университетов до Лиги плюща, — отмечают, что выпускники Вальдорфа обладают способностью интегрировать мышление; усваивать информацию, а не запоминать отдельные факты; быть гибким, творческим и готовым идти на интеллектуальный риск; и являются лидерами с высокими этическими и моральными стандартами, которые проявляют инициативу и стремятся достичь своих целей.Выпускники Вальдорфа пользуются большим спросом в высших учебных заведениях.
Учителя в вальдорфских школах стремятся вызвать у каждого ребенка внутренний энтузиазм к обучению. Это устраняет необходимость в конкурсном тестировании, академическом размещении и поощрении для мотивации обучения и позволяет мотивации возникать изнутри. Это помогает развить способность к радостному обучению на протяжении всей жизни.
Вальдорфское образование является независимым и инклюзивным. Он поддерживает принципы свободы в образовании и привлекает независимое управление на местном, континентальном и международном уровнях.Это регионально соответствующее образование, которое сегодня существует в сотнях школ по всему миру. Вальдорфское образование — это действительно Inspired Learning .
Что такое Waldorf Education? — Институт Санбриджа
Детство неспешное.
Посетите вальдорфскую школу и понаблюдайте за играющими учениками. Вы увидите детей, которым нравится жить настоящим моментом, которые могут свободно исследовать природу и идти туда, куда их ведет их широкое чувство удивления и воображения.В нашем безумном мире, где принуждение детей «поторопиться или отстать» стало нормой, Waldorf Education придерживается точки зрения, что детство — это то, чем стоит наслаждаться. Обладая свободой развития в соответствии со своими естественными ритмами, дети, получившие образование в Вальдорфе, наслаждаются полноценным и богатым детством, получая опыт, необходимый им, чтобы стать здоровыми, самореализованными личностями.
Обучение осуществляется на практике и соответствует возрасту.
Вы не найдете маленьких детей, которые сидят за компьютером в классе вальдорфской школы или пропускают прогулку в лес или поездку на ферму, чтобы сесть и зубрить перед стандартным тестом.В Waldorf Education обучение — это экспериментальная деятельность. Дело не в том, чтобы обойтись без определенного опыта, а в том, чтобы познакомить детей с каждым опытом в нужное время в их развитии. Когда приходит время рассказать о достоинствах, использовании и способах использования технологий, учителя вальдорфской школы делают это. А знания, самосознание и навыки решения проблем, которые дети развивают за годы практических исследований, представляют для них как учащихся и людей гораздо большую ценность, чем все, что они могли бы усвоить, сидя у экрана.
Углубленное изучение обогащает учебный опыт.
Преимущества блочного обучения давно признаны в Waldorf Education. На своем ежедневном утреннем (или «основном») уроке вальдорфские ученики с первого по двенадцатый класс проводят до двух часов, концентрируясь на одном предмете, который меняется каждые 3-4 недели между академическими дисциплинами. У студентов есть возможность изучить каждый предмет тщательно и с разных точек зрения, что способствует получению ими удовольствия — и их пониманию — предмета.
Студенты учатся принимать активное участие в собственном образовании.
От открытия алфавита в первом классе до открытия анатомии, алгебры и истории США в восьмом классе и вплоть до учебы в старшей школе, вальдорфские ученики принимают участие в процессе обучения, создавая свои собственные учебники — красиво — нарисованные журналы, содержащие рассказы, эссе, стихи, карты, иллюстрации, описания лабораторий и математические уравнения. Вместо того, чтобы полагаться на предварительно усвоенный материал, представленный им в обычных учебниках, процесс создания своих «основных уроков» позволяет детям усвоить уроки, которые преподают им учителя, и сделать обучение их собственным.
Вальдорфские школы воспитывают разносторонних людей.
Педагоги Waldorf стремятся выявить то, что живет в каждом ученике, но стараются не переоценивать одну черту или навык по сравнению с другими. Все студенты изучают математику и естественные науки и изучают иностранные языки; все они играют на музыкальных инструментах и поют в хоре; все они учатся ручной работе, берут уроки движения и выступают в классной игре. Цель Waldorf Education — познакомить детей с широким спектром опыта и развить в них множество интересов и способностей.Это, в свою очередь, приводит к появлению уравновешенных молодых людей с высоким уровнем уверенности в своей способности применять навыки, полученные в одной области, в другой, а также со знанием того, что они могут овладеть чем угодно.
Лица, получившие образование в Вальдорфе, всю жизнь страстно желают учиться.
В вальдорфской школе образование не измеряется соревнованиями и результатами тестов, а рассматривается как путь на всю жизнь. И образовательный подход, который должным образом отвечает естественному интересу ребенка к миру, не может не привести к внутреннему желанию узнать больше.
Вальдорфские школы иногда ошибочно называют «художественными школами» из-за глубины учебной программы по изящным, практическим и исполнительским искусствам, которую вы найдете здесь, которая сплетена на междисциплинарном уровне между всеми предметами. Интересно, однако, что на самом деле именно науки становятся выбором профессии для многих выпускников Вальдорфской школы — интерес, развившийся за годы исследований, изобретений и открытий.
5 отличительных черт вальдорфского образования
Примечание редактора: я заранее откажусь от того, что моя старшая дочь ходила в вальдорфскую школу в начальных классах.Как люди творческие, мы были впечатлены творческой стороной учебной программы. Два года, проведенные нашей дочерью в вальдорфской школе, были в целом хорошим опытом. ~ Роб Кеннеди
На периферии традиционного образования K-12 существуют такие движения, как Монтессори, Вальдорф и Реджио Эмилия. Они предлагают родителям разные подходы к дошкольному образованию, а в случае с вальдорфскими школами они продолжают обучение в средней школе. Поисковые запросы в Google и YouTube дадут много информации, которая поможет вам разобраться в теме этой статьи — образовании Вальдорфа.
Основатель
Австрийский философ и ученый Рудольф Штайнер (1861-1925) основал то, что мы теперь называем школами Вальдорфа или Штайнера. Он открыл свою первую вальдорфскую школу в Штутгарте, Германия. Эмилия 1919. Спустя сто лет во всем мире насчитывается более 1200 вальдорфских школ.
Согласно Биодинамической ассоциации, «задолго до многих своих современников Штайнер пришел к выводу, что западная цивилизация постепенно принесет разрушение себе и земле, если не начнет развивать объективное понимание духовного мира и мира. его взаимосвязь с физическим миром.Духовно-научные методы и идеи Штайнера породили практические целостные инновации во многих областях, включая образование, банковское дело, медицину, психологию, искусство и, что немаловажно, сельское хозяйство ».
Это видео описывает вальдорфское образование.
Философия Штайнера
Рудольф Штайнер разработал свою собственную идиосинкразическую философию, которую он назвал антропософией.Waldorf Answers определяет антропософию следующим образом:
«Антропософия — это ориентированная на человека духовная философия, которая отражает и обращается к основным глубоким духовным вопросам человечества, к нашим основным художественным потребностям, к необходимости относиться к миру вне научное мышление и необходимость развивать отношения с миром в условиях полной свободы и на основе полностью индивидуальных суждений и решений ».
Хотя это звучит сложно, вот как антропософия вписывается в вальдорфское образование.Опять же, в «Ответах Вальдорфа» говорится:
«Образование Вальдорфа или Рудольфа Штайнера основано на антропософском взгляде и понимании человека, то есть существа тела, души и духа. развитие ребенка от детства до взрослой жизни, которое в целом отражает развитие человечества на протяжении истории от нашего происхождения, далеко в прошлые времена до настоящего времени «.
С моей точки зрения как родителя, это одна из отличительных черт вальдорфского образования.Я всегда чувствовал, что мои дети заслуживают как можно более обширного взгляда на историю и на то, где они подходят. Это одна из нескольких причин, по которым мы отправили нашу дочь в вальдорфскую школу.
В этом документальном фильме подробно рассматривается философия Рудольфа Штайнера.
Эвритмия
Рудольф Штайнер прокомментировал эвритмию следующим образом:
«Через некоторое время после основания Уолдорфской школы она может быть обнаружена. очень важные средства обучения, и теперь мы в состоянии признать полное значение эвритмии с образовательной точки зрения.В Вальдорфской школе [ Первоначальная Вальдорфская школа в Штутгарте, руководителем которой был Штайнер ] Эвритмия стала обязательным предметом как для мальчиков, так и для девочек на протяжении всей школы, от низшего до высшего класса; и стало очевидно, что то, что таким образом преподносится детям в виде видимой речи и музыки, принимается и воспринимается ими так же естественно, как они усваивают разговорный язык или песню в очень ранние годы. Ребенок вполне естественно чувствует свой путь в движениях эвритмии…. «Источник: Rudolf Steiner Web
Хотя большинство из нас никогда не слышали об эвритмии — я определенно не слышал — как только вы увидите, как дети выражают себя в этом уникальном виде искусства, вы поймете, почему это является неотъемлемой частью учебной программы Вальдорфа от младшего до высшего класса.
Учитель остается со своим классом
Еще одной отличительной чертой вальдорфского образования является то, что учитель вашего ребенка будет оставаться с ней в течение пяти-восьми лет .Другими словами, вашему ребенку не придется каждый год привыкать к новому учителю по мере того, как он проходит через разные классы. Это похоже на воспитание детей. У детей не каждый год появляются новые родители, не так ли? Конечно, нет! Таким образом, такой подход создает стабильность, а также позволяет учителю более эффективно отслеживать успехи вашего ребенка.
Waldorf Education говорит об этом лаконично:
«Учитель Waldorf обычно остается в одном классе от пяти до восьми лет.Таким образом, учитель может лучше оценить развитие, потребности и стиль обучения каждого человека, а дети, чувствуя себя в безопасности в этих долгосрочных отношениях, чувствуют себя более комфортно в своей учебной среде ».
Использование компьютеров
Подход Waldorf к технологиям прост: компьютеры, планшеты, смартфоны и все другие атрибуты нашей жизни в 21 веке не подходят для детей в начальных классах.Почему? Потому что и Вальдорф, и Монтессори уделяют очень большое внимание развитию воображения и творческих способностей ребенка. Пассивное развлечение, например, во время игры или просмотра видео в Интернете, мало способствует развитию воображения.
Опять же, Waldorf Education объясняет:
«Учителя Waldorf осознают, что технологии должны играть роль в образовании, но на соответствующей стадии развития, когда молодой человек достигает интеллектуальной зрелости, чтобы мыслить абстрактно и принимать конкретные решения. его или ее собственный,? которому около 14 лет.Общество может бросить вызов этому принципу, поскольку многие маленькие дети могут выполнять сложные задачи на компьютере; точка зрения Уолдорфа состоит в том, что компьютерное воздействие должно основываться не на способностях, а на целесообразности развития. Хотя многие аплодируют взрослому мышлению маленьких детей, мы наблюдаем, что естественный, инстинктивный, творческий и любопытный способ отношения ребенка к миру может быть подавлен, когда технологии внедряются в учебную среду в раннем возрасте. ~ Выдержка из журнала NYTimes Opinion, 5/2014, автор, Беверли Амико «
Вальдорфские школы охватывают классы K-12.И они делают это с сильным чувством общности. Подход мягкий и ориентированный на детей. Помню, меня очень впечатлило, что у моей дочери нет учебников. Вместо этого она и ее одноклассники разработали свои собственные учебники по мере продвижения по учебной программе. Обучение не происходило наизусть. Это было достигнуто путем выполнения, изучения и понимания того, как различные части урока сочетаются друг с другом.
Я рекомендую вам использовать Обзор частных школ, чтобы найти и изучить школу в Вальдорфе рядом с вами.Возможно, это именно то, что вы ищете.
Вопросы? Свяжитесь с нами через Facebook. @privateschoolreview
Методы Уолдорфа для использования в вашем классе
Кредит: Барт Нагель
Эта практическая статья сопровождает статью «Государственные школы, вдохновленные Уолдорфом, находятся на подъеме».
Вальдорф может показаться загадочным образовательным методом, не связанным с традиционными практиками. Тем не менее, есть аспекты этой образовательной философии, используемые для вовлечения студентов, которые могут быть применены в любом классе.Вот шесть предложений:
- Приветствую. Пожмите каждому ученику руку и смотрите ему в глаза, когда каждый входит в класс. Эта стратегия позволяет учителю проверять каждого ученика в начале дня. Студенты выстраиваются в очередь у дверей, стремясь поговорить с учителем один на один.
- Связь. Создайте систему друзей для учащихся старшего класса. Друзья разных возрастов в Школе методов Джона Морса Вальдорфа встречаются раз в месяц, чтобы узнать о построении прочных отношений как с младшими, так и с старшими учениками.
- Рис. Позвольте учащимся продемонстрировать свои собственные рабочие тетради. Если ученики рисуют уроки математики и чтения, это отличный способ включить искусство в учебную программу. Студенты будут гордиться своими книгами и учиться по-новому.
- Завод. Выведите учащихся на прогулку на природу и займитесь садоводством. Еженедельные прогулки на природе в местном парке или на природной территории станут уроками естествознания, поскольку учитель отвечает на вопросы учащихся о мире природы.Школьный сад может позволить учащимся познакомиться с природой и узнать, как растут растения.
- Играть . Тренируйтесь на музыкальных инструментах во время смены класса. Раздайте каждому ученику диктофон и попросите весь класс следовать за учителем, играя несколько нот на переменах. Студентам понравится совмещать короткие уроки музыки с повседневным обучением.
- Перемещение. Позвольте детям быть активными во время уроков. Весь ваш класс будет с удовольствием вставать со стульев и выполнять физические упражнения, например топать ногами и считать числа, чтобы начать обучение умножению.
Техника цвета и лазури — WALDORFY
Когда я рос в вальдорфской школе, одной из вещей, которых я больше всего ждал в конце года, было волнение от перехода в новый класс в следующем году. В следующем классе всегда было намного круче, и переход в новый класс означал переезд в комнату нового цвета!
Если вы посещали вальдорфскую школу или посещали ее с ребенком, возможно, вы также заметили, что стены классной комнаты в каждом классе были разного цвета.Если вы путешествовали и посещали другие вальдорфские школы, вы, возможно, заметили, что их классы тоже были разного цвета, и что в целом они были того же цвета, что и классные комнаты вашей местной вальдорфской школы.
Это связано с теорией цвета Штейнера и его указаниями о том, как цвет влияет на нас. В этом эпизоде я обсуждаю с моим гостем, Чарльзом Андраде, цвета на стенах каждой классной комнаты — это лишь один из способов воздействия теории цвета Штайнера на технику рисования лазурью в вальдорфских школах.
Подписаться на подкаст Waldorfy
Художник и мастер-лазурист, Чарльз Андраде развил свой стиль рисования на основе своего первоначального обучения антропософской арт-терапии, которую он изучал в Школе искусств Тобиаса в Англии и у теоретика цвета Лианы Колло д’Эрбуа. Он также изучал искусство лазури, уникальной обработки стен, которая создает целебную внутреннюю среду. Чарльз профессионально занимается лазанием и проводит семинары по лазури в более чем 60 школах Уолдорфа по всему миру, включая школы в Северной Америке, Европе, Индии и Новой Зеландии.Он владел и управлял Lazure Custom Wall Designs более 25 лет — бизнесом по росписи и декоративной росписи, специализирующимся на Lazure для школ, предприятий и домов. Кроме того, он читает лекции, преподает уроки изобразительного искусства, росписи вуалей и предлагает мастер-классы по лазури по всему миру. В настоящее время он работает над совместным книжным проектом обо всех аспектах Lazure и недавно создал популярный набор DIY Lazure с индивидуальными кистями и цветами Lazure вместе с обучающим онлайн-видео, доступным на его веб-сайте: www.lazure.com
Как упоминалось выше, Чарльз — мастер-лазурист. В эпизоде мы обсуждаем указания Штайнера для художников, а также то, как были окрашены первые вальдорфские классы, также как указано Штайнером. Чарльз также преподавал искусство в вальдорфской школе, и помимо объяснения того, почему стены классной комнаты Вальдорфа окрашены с использованием техники лазури, мы также говорим о том, как искусство вводится в классы и как это соответствует развитию ребенка. Ближе к концу серии мы с Чарльзом говорим о том, как он использует технику Lazure в домах и как он будет использовать цвета, которые соответствуют потребностям отдельных пространств и тех, кто живет в доме.Я уже хочу лазить по стенам своего дома прямо сейчас!
Следуйте за Вальдорфи в Socail Media
Ресурсов:
Некоторое время назад я написал пост о намеренном использовании цвета и немного о стенах классной комнаты Вальдорфа, вот ссылка на этот пост.
Чтобы узнать больше о Чарльзе и его работе, а также если вы хотите заказать семинар по Lazure, посетите www.lazure.com
Я уверен, что вы все заинтересованы в наборе Charles DIY Lazure с краской, кистями и обучающим онлайн-видео.Вот прямая ссылка на то, где можно купить.