Вальдорфская педагогика
Рейтинг: Нет рейтинга
Малыш подрастает, и перед родителями встает вопрос о его социализации. В какой садик или школу его отдать, как сделать пребывание ребенка там комфортным и спокойным? Всем родителям очень важно, чтобы малышу в детском учебном заведении было интересно, чтобы он шел туда с удовольствием, и процесс расставания по утрам не был болезненным ни для родителей, ни для ребенка.
Чтобы определиться с выбором учебного заведения, мамы и папы должны учитывать темперамент малыша, его творческие наклонности, а также быть знакомыми с альтернативными способами воспитания и обучения.
Давайте познакомимся с вальдорфской педагогикой, выясним, для кого она подходит больше всего, и разберемся, что это за система.
Вальдорфская педагогика – история
Автор этой системы обучения Рудольф Штайнер – австрийский доктор философии, социальный реформатор и педагог. В 1907 году вышла в свет его книга «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки».
В ней описаны основные, по мнению Штайнера, этапы развития ребенка. Эти идеи и легли в дальнейшем в основу его подхода к обучению. В 1919 году Штайнер читает курс лекций на сигаретной фабрике Вальдорф-Астория в Штутгарте о методике воспитания и обучения детей. Как результат этих лекций, в Штутгарте открывается школа, в основе которой были идеи Штайнера.
Так как открылась она прежде всего для детей работников фабрики Вальдорф-Астория, то позднее при своем распространении все учебные заведения для детей, опирающиеся на идеи Штайнера, стали называть вальдорфскими. Вальдорфская педагогика на сегодняшний день признана во многих странах и используется как в школах, так и в детских садах.
Ее суть
Вадьдорфская педагогика основана на учении Рудольфа Штайнера – антропософии (от греч. «антропос» – человек, «софия» – мудрость). В основе учения развитие скрытых способностей человека с помощью специальных упражнений.
Система как бы копирует в смене деятельности ребенка естественное дыхание (есть вдохи и выдохи). То есть построена на максимальной естественности и помогает раскрыть и развить в ребенке способности, заложенные природой
Основные принципы вальдорфской педагогики
Главный принцип – уважение к личности ребенка. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку. Так малыш сможет полностью раскрыться. Вальдорфская педагогика безоценочная, свои сегодняшние достижения ребенок сравнивает со вчерашними, так он приходит к пониманию успеха. Отсутствие оценок исключает стрессы и обесценивание личности.
- Для развития способностей для малыша создается среда, которая этому благоприятствует. Пространство организовано так, чтобы ребенку было легко и интересно обучаться. Обычно в середине комнаты стоит стол, за которым сидят воспитатели.
- Они занимаются простыми бытовыми делами: шьют, вяжут, рисуют, готовят еду. Любой малыш может подойти и заняться вместе со взрослым тем делом, которое ему по душе.
В обстановке комнаты используют натуральные материалы, использование телевизоров, радио, компьютеров запрещено.
- Игрушки используются только упрощенные, сделанные из природных материалов. Широко используются сшитые детьми совместно с воспитателями и родителями куклы, сказочные персонажи и одежда для них.
- Любая игрушка должна побуждать ребенка к творчеству и предусматривать разные варианты игр с ней. Творчество в вальдорфской педагогике играет очень важную роль, преподаватели всячески поощряют проявления творческих способностей ребенка и стимулируют развитие его фантазии. Так, игрушкой может стать любая палочка, листочек, носовой платок, скученный в зверюшку.
- Личность учителя или воспитателя играет огромную роль в вальдорфской педагогике. Это безусловный авторитет и пример для подражания. Воспитателю или учителю нужно постоянно совершенствоваться, следить за своим поведением, манерами.
- Подражание – важная часть обучения. Дети подражают не только людям, но и растениям, животным, всему окружающему миру. Например, в совместном хороводе движениями они в состоянии отобразить процесс роста и цветения деревьев и цветов.
- Ни в одной системе образования ваш ребенок не будет играть так долго и так разнообразно, как в вальдорфской школе. Все познание окружающего мира сведено к постижению его таинств с помощью игры. Обычно игры не имеют четких правил, малыш вовлекается игру. Задача взрослых направлять детей в игре, поддерживать и развивать интерес, вмешиваясь в игру минимально.
- Вальдорфские детки не спешат прощаться с детством. Они начинают обучение письму и счету после 7 лет. Именно тогда, считает Штайнер, ребенок готов обучаться этому навыку. Вообще развитию интеллектуальных способностей уделяется второстепенное значение. В первую очередь развиваются трудовые и творческие навыки.
- Очень важно, чтобы дети получали новые знания и навыки тогда, когда они к этому готовы, и им это интересно. Например, учиться читать четырехлетнему малышу вовсе не интересно, значит, и насильно обучать его этому неэффективно.
Важная роль отводится родителям. Они принимают активное участие в жизни ребенка в школе или детском саду. Устраиваются совместные праздники и театральные представления.
Как происходит обучение
Система вальдорфской педагогики опирается на ритмический распорядок дня. Рабочий день малыша в вальдорфском учебном заведении (детском саду или школе) подчинен строго определенному ритму: от умственной деятельности к физической переход осуществляется через чувственную деятельность.
- С утра у младших воспитанников проходит утренняя зарядка, на которой они активно двигаются, прыгают, танцуют, хлопают в ладоши и даже читают стихи.
- Первый урок – основной. Обычно это любой общеобразовательный предмет (физика, химия, география). Затем идет урок, на котором используется ритмическое повторение, например живопись, пение, гимнастика, иностранный язык. Следует отметить, что уже в 7 лет в вальдорфской школе малыши изучают 2 иностранных языка. Во второй половине дня дети занимаются трудовой деятельностью, например, садоводством или любыми бытовыми делами, связанными с физической активностью.
- Отличительной особенностью вальдорфской методики преподавания является подача изучаемого материала по «эпохам». «Эпоха» в среднем длится месяц. За это время дети «вживаются» в изучение материала, не отвлекаясь ни на что другое. По окончанию «эпохи» детям легко оценить и осознать свои достижения за это время.
- Обучение в школе начинается с 7 лет и рассчитано на 11 лет. Огромную роль в формировании личности ребенка в первые 8 лет играет учитель-наставник. Он является безусловным авторитетом и духовным наставником ребенка.
- Дети в вальдорфских школах и детских садах очень дружны. В конце семестра устраиваются заключительные концерты. Активное участие принимают не только воспитанники, но и учителя и даже родители.
- Следует отметить, что это не отчетный концерт, а именно совместное со взрослыми праздничное времяпровождение. Дети и взрослые готовят вместе угощения, костюмы, разучивают танцы и стихи.
Плюсы и минусы вальдорфской педагогики
Несомненными плюсами данной методики преподавания можно считать индивидуальный подход к детям. Преподаватели прислушиваются к потребностям и способностям каждого малыша. Конечно, в таких условиях дети чувствуют себя уверенно и комфортно.
Все в школе или детском саду подчинено развитию творческих способностей ребенка. По окончанию школы выпускники вальдорфских школ становятся преподавателями, писателями, художниками, людьми творческих профессий. Как и любое альтернативное течение, вальдорфская педагогика подвергается критике. И нужно сказать, что она объективна. Такая школа не подойдет для детей с явным техническим складом ума.
Системе преподавания уже 100 лет, а она стоит в стороне от развивающегося прогресса и запрещает использование компьютеров и интернета. При разнообразии готовых игрушек и игр вальдорфским детям запрещено играть с ними. Получается, что дети находятся в изоляции от достижений науки и информационных потоков.
Если такая система преподавания не вызывает отклика в душе родителей, если они сами не согласны с теми ограничениями и правилами, которые используются в ней, тогда она не подойдет и для ребенка.
Не нужно забывать, что антропософия – это теософское учение, а сам Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики – был увлеченным мистиком и эзотериком. Конечно, система имеет некий перекос в эту сторону.
Вальдорфская педагогика – видео
Кратко о системе обучения по вальдорфской методике смотрите в видео. Вы получите исчерпывающую информацию не только о самой вальдорфской педагогике, но и о ее плюсах и минусах.
При выборе учебного заведения для своего малыша максимально учитывайте его способности и особенности. Подумайте, насколько принципы обучения по этой методике близки вам как родителям.
Существуют и другие методики воспитания: Методика Зайцева, Методика Монтессори, Методика Никитиных.
Знайте, что лучшей школой после вальдорфского детского сада будет именно вальдорфская школа, позаботьтесь, чтобы для вас она была удобно расположена и вообще существовала в вашем населенном пункте. В комментариях поделитесь, посещал ли ваш малыш вальдорфские учебные заведения, насколько вы довольны его результатами.
7 принципов вальдорфской педагогики — Телеканал «О!»
Вальдорфская педагогика — очень популярная во всем мире образовательных систем. Сегодня школы, практикующие ее, открыты более чем в 60 странах мира, в том числе и в России. Чем отличается этот педагогический подход от того, что используется в обычных массовых школах? В чем ее преимущества? Об этом рассуждает выпускница московской вальдорфской школы имени Анатолия Пинского, педагог Антонина Лизякина.
Антонина Лизякина, выпускница вальдорфской школы, преподаватель физики и английского языка в «Живой школе»
Вальдорфская образовательная система появилась в начале ХХ века в Германии и была разработана философом и педагогом Рудольфом Штайнером для детей работников табачной фабрики «Вальдорф Астория». Во главу угла своей системы Штайнер поставил не стремление заложить в ребенка обязательную программу, а его развитие, реализацию талантов. Из этой идеи особенного отношения к ребенку проистекают основные принципы вальдорфской педагогики.

Разностороннее развитие личности
У ребенка в такой школе должны быть все условия для развития интеллекта, эмоциональной и физической сфер, или, на языке вальдорфской системы, мышления, чувства и воли. На каждом этапе обучения доминирует один элемент: в младших классах — воля, или движения, в среднем звене — эмоции, чувства, в старших классах — мышление.
Эстетическое воспитание важно так, как и интеллектуальное. Это проявляется даже в учебном расписании: там есть уроки не только музыки, как и везде, но и живописи, театра, ремесла, рукоделия, эвритмии, то есть искусству отражения звуков движением тела. Детей учат видеть красоту, искусство в том, что они изучают, будь то математика или русский язык. Даже в танце можно увидеть математические закономерности — этому тоже учат. Ученики оформляют свои тетради рисунками, учатся «чувствовать» и таблицу умножения, и разницу между частями речи. Для этого педагоги подбирают специальные упражнения. Например, геометрические фигуры малыши изучают… водя хороводы: они двигаются вместе так, чтобы составить квадрат, прямоугольник и так далее.
Особое внимание уделяется лингвистической подготовке: еще с начальной школы преподается сразу два иностранных языка. При этом ученики знакомятся с фольклором: изучают народные песни и стихи на иностранном языке.
Разностороннее развитие дает опору для самоопределения. Так, ребенок, которому не дается математика, знает, что у него есть склонности к музыке.
Эпохальность
Основные предметы в вальдорфской школе преподаются эпохами. Эпоха — это раздел курса, имеющий завершенный вид. Материал в таком курсе концентрированный, ребенок изучает его при по 3−4 недели. Как это происходит? Каждый день проводится полуторачасовой урок по одному и тому же предмету, когда изучается основной материал. Дети его не забывают, поскольку отрабатывают изученное на регулярных уроках.
Кстати, учебников в привычном нам понимании в таких школах нет. Основное учебное пособие — это тетрадь, которую ученик составляет и ведет сам, систематизируя знания, полученные на уроке и самостоятельно.
Проживание, осмысление, закрепление
Вальдорфская педагогика отрицательно относится к попыткам загрузить память и интеллект ребенка. Именно поэтому в детские головы не вкладывают готовых знаний.
Учитель старается дать детям возможность сначала «пережить материал» при помощи движения или искусства, потом обсуждает его с классом и только после этого записывает правила. В этом отличие от классического подхода, где в учебниках сразу после правила идут примеры.
Уроки истории — это не просто лекции. Ученики принимают участие в рыцарских турнирах, межшкольных олимпийских играх, проникаются духом этих событий — все это способствует осмыслению и закреплению материала.
Современные дети, быт которых автоматизирован, часто не имеют никакого представления о том, как растет пшеница, как пекут хлеб, как делают ткань. Ученики вальдорфских школ осмысляют эти процессы на собственном опыте: например, в моей школе сеяли, собирали и мололи пшеницу.
Безоценочность
В вальдорфских школах не сравнивают детей друг с другом, в том числе и по оценкам. Дети не гонятся за пятерками и не переживают из-за двоек: оценки появляются только ближе к государственным экзаменам, при подготовке. Успеваемость ребенка оценивается иначе: как «зачет» или «незачет» и комментариями учителя о том, что хорошо получается, а над чем еще стоит работать. Такой подход позволяет детям полнее раскрыться и не чувствовать себя среди отстающих, если что-то не получается. Они выполняют работу не ради оценки, а ради закрепления знаний.
Ритмичность
В вальдорфской школе невозможна ситуация, когда ученики весь день только записывают за учителем и переходят из кабинета в кабинет. Здесь каждый день, каждый урок построен с чередованием активной и пассивной деятельности. После активного обсуждения материала следует пассивная запись в тетрадь, после чтения ритмичного стихотворения — спокойное, после урока математики — музыка или рукоделие.
У года тоже есть свой ритм: за буднями следуют праздники. В вальдорфских школах отмечают общехристианские Пасху и Рождество, традиционно русскую Масленицу, немецкий день святого Михаила и день фонариков.
Внимание к потребностям ребенка и конкретного класса
Материал подбирается так, чтобы дети увлеченно, с удовольствием и интересом занимались. В младшей школе много времени посвящено играм и сказкам, в средней — мифам и истории древнего мира, что позволяет осознать понятие героизма, в старшей — вопросам, которые ставит перед подростком реальный взрослый мир.
С 3 класса дети как бы погружаются в исторические эпохи, которые, по мере их взросления детей, продвигаются к современности, куда и попадает выпускник. Таким образом, ребенок, изучая культуру, понимает эволюцию человеческого сознания от древних времен к современности. Его сознание проходит тот путь, по котором двигалось человеческое общество. Отсутствие учебников позволяет учителю подбирать материал специально для конкретных детей.
Естественность, натуральность и практичность
Материалы, окружающие детей максимально, натуральны. Шторы — льняные или шелковые, парты и карандаши — деревянные. Когда малыши занимаются лепкой, они используют пчелиный воск, а не пластилин.
Для интеллектуальной работы подбирается максимально аутентичный материал. Например, дети даже разучивают фрагменты из Илиады на греческом языке. Если они проходят средневековую музыку, то пробуют ее самостоятельно воспроизвести на музыкальных инструментах; если народные песни, то поют их. На уроках ремесла и рукоделия ученики делают исключительно практичные вещи: прихватки, варежки и даже рюкзаки.
Многое из этого может показаться спорным, сомнительным, а кому-то даже вредным, поскольку разительно отличается от общепринятой системы образования. Но выпускники вальдорфских школ не уступают сверстникам в обычных школах, точно так же успешно сдают вступительные экзамены в российские и зарубежные вузы и находят себя в жизни. Например, я успешно окончила Московский инженерно-физический институт — учебное заведение с одной из самых сложных программ, и связала свою жизнь с педагогикой.
Читайте также:
Личный опыт: мой сын — на домашнем обучении
21 удивительный факт о том, как учатся дети в разных странах мира
Что делать, если утром ребенок не хочет идти в школу
Фото: stockfour/Iakov Filimonov/kravik93/YanLev/Shutterstock.com
Вальдорфская педагогика Википедия

Вальдóрфское образовáние («штайнеровская» или «вальдорфско-штайнеровская педагогика») — альтернативная[1]педагогическая система, основанная на антропософских представлениях.
Вальдорфская педагогика основывается[1][2][3] на выделившемся из теософии[4] религиозно-мистическом[4][5][6][7] учении Рудольфа Штайнера — антропософии.
Эксперт по Вальдорфской педагогике В. К. Загвоздкин заявляет, что антропологический педагогический подход Р. Штайнера противопоставляет себя традиционализму и прагматизму, использует язык «антропософской антропологии»[3].
Вальдорфские школы являются общеобразовательными[8]. В младших классах отсутствуют оценки и преподавание ведётся преимущественно без учебников[9]
Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. В настоящее время (март 2017) в мире насчитывается 1092 вальдорфские школы, находящихся в более 70 странах [10], и 1857 детских садов в 65 странах[10], признанных Международным форумом вальдорф/штайнеровских школ (Гаагским кругом), Педагогической секцией Свободной Высшей школы гуманитарных наук Гётеанума и Друзьями вальдорфского образования[11]. Название «вальдорфская школа» является зарегистрированной международной торговой маркой, права на её использование принадлежат Союзу независимых вальдорфских школ (СНВШ)(Германия)[12][13][14][15].
Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, в том числе финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения[16]. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ[17][18][19].
В программных документах Вальдофских школ и в СМИ утверждается, что антропософия, являющаяся прямой основой применяемых в них педагогических приёмов, содержания образования учеников, управления школой и образования учителей
Вальдорфская школа — что это такое, плюсы и минусы, отзывы. Вальдорфская педагогика :: SYL.ru
Вальдорфская (она же штайнеровская) педагогика – альтернативная система обучения детей, основанная на антропософии. Данное религиозно-мистическое учение было выделено из теософии Рудольфом Штайнером. История вальдорфской школы началась в далеком 1919 году. Главная особенность этой образовательной системы состоит в том, что она развивает индивидуальные особенности каждого ребенка, позволяет ему уверовать в свои силы и «уважает детство». На сегодняшний день в 60 странах мира действует более 1000 таких школ и более 2000 детских садов. Из данной статьи вы узнаете, что это такое — вальдорфская школа и почему многие родители предпочитают учить своих детей именно по этой системе.
Антропософские основы
В педагогических воззрениях Штайнера антропософия служит не предметом преподавания, а лишь основой образовательной методики и ее главным инструментом. Философ стремился подчинить педагогику потребностям развития детей, а не требованиям «позднеиндустриального общества достижений». Эти подробности рассматривались педагогом через призму его антропософских гипотез, главным образом рассказывающих о триединстве, 4 сущностях человека и темпераменте.

Триединство
Рудольф Штайнер был уверен, что в человеке объединяются дух, душа и тело. Им соответствуют: мысль (познавательные и интеллектуальные способности), чувство (творческие и художественные способности) и воля (практические и производственные способности). Задача педагогики, по его мнению, состоит не только в развитии интеллектуальных способностей ребенка, но и в его эмоциональном взрослении и волевом становлении.
Четыре сущности человека
Помимо физического тела, Штайнер описывает еще три человеческие сущности, которые не могут быть непосредственно восприняты, то есть обнаруживаются лишь по действиям. По его мнению, в каждом человека происходит взаимодействие таких тел:
- Физическое.
- Эфирное. Отвечает за жизненные силы и рост.
- Астральное. Отвечает за движение души.
- Некое «Я». Является бессмертной духовной составляющей человека.
Каждая их сущностей имеет определенное время рождения и появляется через семь лет после предыдущей. Школьные годы приходятся как раз на рождение двух сущностей:
- Эфирного тела. Оно рождается в период, когда у ребенка начинается смена зубов, то есть примерно в 7 лет. До этого малыш получал знания благодаря «примеру и подражанию». Теперь же основу его обучения составляют «следование и авторитет». В этот период начинают развиваться душевные силы, память и образная фантазия.
- Астральное тело. Оно рождается в начале пубертатного периода, то есть примерно в 14 лет. Сопровождается интенсивным эмоциональным взрослением и развитием интеллектуальных способностей (силы убеждения, свободы мысли и абстрактного мышления).
Штайнер рассматривает воспитание как «содействие развитию». Согласно этой логике, в 21 год, когда рождается «Я», начинается процесс саморазвития.

Темпераменты
Учение о темпераментах Штайнер развивал с позиции антропософии, соотнося каждую из человеческих сущностей с определенным типом темперамента:
- Меланхолик – физическое тело.
- Флегматик – эфирное тело.
- Сангвиник – астральное тело.
- Холерик – «Я».
У каждого человека смешение темпераментов уникально, и этим объясняется его индивидуальность. Также у каждого есть преобладающая сущность, которая и обуславливает преобладающий темперамент.
Использовать эту концепцию в образовательных целях имеет смысл в первые три года обучения. К примеру, организовав соседство за партой детей с одинаковым темпераментом, можно обеспечить каждому из них «пресыщение собой» и уравновешивание сущностей. Впоследствии ребенок настолько созревает, что начинает сам контролировать проявление своего темперамента, и учитывать эти аспекты в преподавании уже не имеет смысла.
История вальдорфской школы
Свою первую книгу, посвященную образованию, Рудольф Штайнер написал в 1907 году, назвав ее «Образование ребенка». В 1919 году была открыта первая вальдорфская школа, основанная на принципах, исповедуемых ученым. Инициатором открытия учебного заведения стал Эмиль Мольт – владелец и директор сигаретной фирмы «Вальдорф-Астория» в немецком городе Штутгарте. Отсюда и пошло название образовательной системы, которое по сей день используется во всем мире.
Первая штайнеровская школа развивалась довольно стремительно, и вскоре в ней стали открывать параллельные классы. Педагогические принципы нового учебного заведения быстро снискали поклонников в обществе. В результате за последующие два десятилетия подобные школы были открыты в других уголках Германии, а также в Америке, Великобритании, Голландии, Швейцарии, Норвегии, Венгрии и Австрии. Нацистский режим не обошел стороной образовательную сферу, и большинству европейских вальдорфских школ пришлось закрыться. Однако после окончания Второй мировой войны пострадавшие учебные заведения, в том числе и первая вальдорфская школа в Германии, вновь начали работать.
В страны СНГ педагогика Штайнера пришла относительно поздно. Так, в Москве вальдорфская школа была открыта лишь в 1992 году. На сегодняшний день по данной методике работают 26 учебных заведений, география распространения которых весьма обширна. Примечательно, что порядка половины из них бесплатны, поэтому родители могут не переживать о стоимости обучения в вальдорфской школе. Есть и такие учебные заведения, в которых бесплатны только младшие классы. По этому принципу работает та самая первая вальдорфская школа в Москве.
Несмотря на бурную критику, зарубежная педагогическая система неплохо привилась на русской почве. Это вполне логично, ведь идеи, созвучные с идеями Штайнера, можно встретить во многих исконно русских педагогических концепциях рубежа веков и последующих лет.

Особенности метода
Отвечая на вопрос: «Вальдорфская школа -что это такое?», прежде всего стоит отметить, что учебные заведения, исповедующие данную педагогическую систему, работают по принципу «неопережения» естественного развития ребенка. В оборудовании школ предпочтение отдается естественным материалам, а также не до конца готовым игрушкам и пособиям (чтобы у детей развивалась фантазия).
Большое внимание в воспитательной системе вальдорфских школ уделяется духовному развитию, причем не только учеников, но и всех без исключения участников образовательного процесса. Учебный материал разделен на блоки (эпохи). На всех этапах обучения день делиться на три части:
- Духовную, с преобладанием активного мышления.
- Душевную, предполагающую обучение музыке и эвритмическим танцам.
- Креативно-практическую, во время которой дети решают творческие задачи: рисуют, лепят, вырезают поделки из дерева, шьют и так далее.
Педагоги могут подчинять ритм дня тому предмету, блок которого на данный момент находится в изучении. К примеру, при изучении математического блока детям могут предложить увидеть математические закономерности в танцах и рисунках. Весь учебный материал подается из соображений соответствия развития ребенка развитию исторического общества. Например, в шестом классе, когда у учеников формируются представление о государственности и справедливости, их знакомят с историей Римской империи, а через год, года начнется половое созревание, – с историей Средневековья, когда были ярко выражены мужественность и женственность (рыцари и дамы соответственно). При этом ученики участвуют в тематических мероприятиях, подчиненных тому или иному историческому периоду, а иногда даже посещают те самые города, о былой славе которых они узнали от учителей.
«Душевная экономия»
Основным методом педагогики Штайнера является так называемая душевная экономия. Она отлично иллюстрирует всю суть вальдорфских школ. Согласно этому методу, в процессе обучения в ребенке развивают ту деятельность, которую он без внутреннего сопротивления способен постигать на данном этапе развития. Так, в период от смены зубов до начала полового созревания в детях развивают память и образное мышление, апеллируя их к чувству, а не к интеллекту. В младших классах посредством активных игр и рукоделия в учениках тренируют мелкую и общую моторику, а также индивидуальную и групповую координацию, что важно как для интеллектуального, так и для социального развития. После полового созревания школьника учителя начинают работать с его абстрактным мышлением.

Рациональная тренировка памяти
Исходя из того, что формирование понятий начинается естественным образом с 12 лет, до этого возраста вальдорфская школа Штайнера отвергает методы «наглядного обучения». Взамен им предлагается «обучение в сопровождении чувств». Благодаря подключению чувств, которые становятся опорой для памяти ученика, он легче запоминает информацию. Современные психологи подтверждают, что эмоциональная память является одной из самых долговечных. Главная задача педагога в этом направлении – справиться с безучастным отношением учеников к изучаемому материалу.
Интерес как средство мобилизации
Ученику интересно то, что созвучно с процессами его внутреннего развития в конкретный момент времени. Так, до 9 лет детям нравятся активные игры, подражание и прослушивание сказок. Простыми словами, они эмоционально еще находятся в дошкольном периоде, где «мир добр». Кроме того, младшие школьники чувствуют потребность в живых образах, творческой фантазии и ритме, которая наиболее остро ощущается в период с 9 до 12 лет. Во время рубикона ребенок начинает отделять себя от окружающего мира и интересоваться вещами, «какие они есть на самом деле». Это значит, что в обучение пора вводить более реалистические предметы.
«Созерцательные» и «активные» предметы
Избыток умственной деятельности плохо сказывается на здоровье детей. Чтобы решить эту проблему, в вальдорфских школах были введены предметы, на которых дети занимаются физической активностью. Кроме того, используются «созерцательные» предметы, на которых педагог стремится пробудить воображение ребенка, привести в движение его чувства, а не просто поскорее истолковать тему занятия. Главная цель – включить интерес детей как положительную эмоцию.
Ритмический распорядок
В вальдорфской школе существует строго определенный ритм дня. В течение учебного дня происходит плавный переход к физической деятельности от умственной. Вместо утренней зарядки ученикам предлагается ритмическая часть продолжительностью порядка 20 минут. За ней идет первый, он же главный урок. Это может быть математика, география, физика, родной язык и прочие сложные предметы. На втором уроке происходит ритмическое повторение. Вторыми обычно идут такие уроки: музыка, гимнастика, живопись, эвритмия и прочие. В послеобеденное время ученики занимаются практической деятельностью: ручной труд, садоводство, всяческие ремесла и прочие предметы, которые требуют физической нагрузки.

«Эпохи»
Говоря об особенностях вальдорфской школы, важно упомянуть, что изложение материала в ней осуществляется большими периодами, которые здесь называют «эпохами». Каждая из «эпох» длится примерно 3-4 недели. Такое распределение материала позволяет ребенку вжиться в него. Ученику не нужно постоянно тратить энергию на внедрение в новую тему и выход из нее. По окончании «эпохи» ребенок чувствует прилив сил благодаря возможности подытожить свои достижения.
Гармонизация
В процесс обучения педагоги стараются достичь равновесия между волей, чувством и мышлением каждого их подопечных. Каждая их этих душевных способностей ребенка проявляется на определенном этапе его развития. Так, в начальной школе внимание обращают преимущественно на волю, в средней – на чувства, а в старшей – на мышление. Наряду с гармонизацией душевной жизни, в вальдорфской школе действует принцип гармонизации общественной жизни. Здоровая социальная среда имеет большое значение для ученика. Личность развивается свободно только тогда, когда ее не подавляет окружение.
Индивидуальный подход
Благодаря индивидуальному подходу к каждому из воспитанников последние имеют возможность полностью раскрыться. Безоценочная система обучения и отсутствие соревновательных моментов позволяют слабым детям чувствовать себя полноценными. В качестве меры достижений используется сравнение текущих успехов ребенка с былыми. Это позволяет каждому ученику получить «мягкую мотивацию» и почувствовать себя успешным, не возвышаясь при этом над одноклассниками.
Совместная деятельность
Душевному комфорту детей также способствует дружный класс. Объединение учеников осуществляется во время ритмической части дня. Согласованность действий, например, во время танца, достигается лишь за счет взаимного внимания одноклассников. Приучать детей действовать сообща, уважать друг друга и стремиться к слаженной работе позволяет постановка совместных спектаклей. Важным фактором здесь является авторитет педагога, который служит для ребенка примером для осмысленного подражания и предоставляет ему чувство защищенности. При этом учитель старается организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы дети становились самостоятельными и не боялись переходить на старшую ступень.

Критика
Мы с вами уже знаем, что это такое — вальдорфская школа. Теперь познакомимся с мнением ее противников. Критики вальдорфской школы сетуют на то, что такие учебные заведения предназначались изначально для социальной адаптации детей. Бытует мнение, что владелец компании «Вальдорф-Астория» финансировал создание первой школы по системе Штайнера, чтобы воспитать для себя квалифицированные кадры.
Критикуя вальдорфскую педагогику, многие обращают внимание на то, что она целиком базируется на принципах Р. Штайнера, многие из которых носят оккультный характер. Сами же приверженцы антропософского движения отрицают якобы существующий культ личности Штайнера. Они считают, что текущий период развития человечества (с 1990 года) является эпохой плюрализма и тождественных с ним вопросов идентичности.
Русская Православная Церковь обвиняет вальдорфскую педагогику также в антихристианской направленности и идеологической связи с оккультизмом.
Известные выпускники
Вопреки распространенному мнению о том, что вальдорфская школа – это такое место, в котором создаются «тепличные условия» для учеников и не обеспечивается их социальная адаптация, практика показывает, что выпускники таких учебных заведений успешно получают высшее образование и устраиваются в жизни. При этом многие из них добиваются больших успехов, чем выпускники простых школ.
Назовем несколько известных личностей, окончивших вальдорфскую школу:
- Лауреат Нобелевской премии Томас КристианЗюдхоф.
- Известный писатель Михаель Энде.
- Актрисы Сандра Буллок и Дженнифер Энистон.
- Актер Рутгер Хауэр.
- Генсек НАТО Йенс Столтенберг.
- Автомобильный дизайнер Фердинанд Александр Порше.
- Режиссер МатьеСейлер.
- Актер, режиссер и продюсер Джон Полсон и многие другие.
Плюсы и минусы
На основе существующих отзывов о вальдорфской школе отметим ее основные достоинства и недостатки.
Достоинства:
- В первых класса упор делается главным образом на развитие личности ребенка. В учебных заведениях такого типа детки являются не иначе как центром вселенной. Каждый из учеников имеет право высказывать свое мнение, а педагог старается максимально поддерживать их в реализации любых мыслей/желаний/идей.
- Как правило, в вальдорфских школах буквально с первых классов начинается изучение двух иностранных языков.
- Огромное внимание уделяется творчеству. Дети не только учатся рисовать и петь, но и познают азы игры на музыкальных инструментах, танцуют, постигают театральное искусство и эвритмию (искусство художественного движения, разработанное тем самым Рудольфом Штайнером).
- Как бы это удивительно ни звучало, но в вальдорфской школе нет домашних заданий.
- Праздники (Новый год, Рождество, 8 Марта и многие другие) отмечаются в штайнеровских учебных заведениях с особым размахом. Дети подготавливают сценки, разучивают стихи и песни, а также мастерят друг для друга подарки. Особенным праздником здесь является день рождения. Вместо привычной раздачи сладостей в вальдорфских школах устраивают настоящие торжества. Одноклассники подготавливают для именинника стихи, дарят ему подарки и открытки.
- В школе все едины. Дух соперничества, зависть и злой умысел здесь рубятся на корню. Благодаря тому, что в классе нет разделения на лидеров и неудачников, он становится одним сплоченным коллективом.

Как показывают отзывы, вальдорфская школа имеет и недостатки:
- Перевод ученика в простую школу затруднен. И дело тут не столько в необходимости ребенка перестраиваться на другую образовательную систему, сколько в организационных моментах. Банальный пример: ребенка, которому ни разу не ставили оценок, нужно оценить по общепринятой системе.
- Обучение длится 12 лет. В обычных же школах ученик может уйти с 9 класса в колледж или остаться до 11 класса и поступить в университет.
- Нет упора на точные науки, поэтому многие из выпускников вальдорфской школы становятся гуманитариями.
- Большинство штайнеровских школ частные, а значит, платные.
- Некоторые родители считают атмосферу, которая царит в частных вальдорфских школах, чересчур идеализированной, поэтому боятся, что она оторвет их ребенка от реальности.
Вальдорфский детский сад: 8 главных особенностей альтернативного подхода к развитию ребенка
Для своей двухлетней дочки Анастасия Галанина, одна из основательниц Organic Woman, выбрала детский садик с вальдорфской педагогикой. Почему именно вальфдорфский садик и что особенно ей нравится в этой педагогической системе, она рассказывает в своей статье.
На этой неделе неожиданно для себя я отправила ребенка первый раз в сад. Планировали ждать до трёх лет, но ребенок оказался готов раньше, да и повезло найти место на неполный день в Вальдорфском детском садике. Меня очень привлекло, что главная задача воспитателя в этом садике – помочь ребенку развить природные таланты и дать веру в собственные силы. Мне захотелось узнать, за счет каких средств пытаются этого достигнуть и, если откликнется, попробовать перенять и перенести что-то в свою семью.

С вальдорфской педагогикой и вообще антропософией как объемлющей её духовной наукой я познакомилась ровно год назад. Пройдя обучение в специализированном центре и погрузившись в труды их основателя Рудольфа Штайнера.
Я перестала бояться не успеть чему-то научить, опоздать с подготовкой к школе… Зато еще раз уверилась, что самое главное – это гармоничное раскрытие потенциала ребенка в трех областях: мышления, чувств и воли.
Кстати, в 2019 году Вальдорфской системе исполнится ровно 100 лет. Я бы хотела познакомить с ней тех, кто о ней пока не знает. Я не буду приводить все особенности вальдорфских школ и садиков, а также отличия в учебных программах по сравнению с государственными школами. Отличий огромное множество. Но опишу основополагающие принципы воспитания детей младшего возраста, которые вы можете использовать и у себя дома.

Вальдорфская педагогика: основные принципы и акценты
Основа – стремимся познать и понять индивидуальность ребенка
Ребенок не является «чистым листом», на котором можно написать что вздумается. Ребенок – индивидуальность. Он обладает с рождения определенными свойствами, склонностями и предрасположенностями. Любой ребенок неповторимый! Мы должны иметь это в виду и не стараться подтянуть каждого под общепринятые стандарты, а больше слушать, обращаться как с равным себе взрослым. Быть открытым и принимающим.
Обучаем через свой пример
Подражание как внутренний импульс заложен во всех изначально. Самым основным человеческим умениям – ходьбе, речи и мышлению – ребенок научается благодаря подражанию. Всё, что происходит с ребенком, производит на него глубокое впечатление, но одновременно побуждает его воспроизвести это самостоятельно. Люди, окружающие ребенка, всё время служат ему примером – и в движении, и в речи, и в понимании, и в действии. И если люди хотят добра ребенку, всё – движение, речь, осознание и действия –должно быть осмысленными, красивыми, добрыми – то есть заслуживающим повторения.
Вырабатываем ритм дня и даём пространство (временное и физическое) для свободной игры
Действие в подражании станет навыком только при многократном его повторении. Это возможно при четком режим дня. И привычная последовательность действий сформирует у ребенка чувство безопасности, здоровый сон и пищевые привычки.
«Свободная игра» – это время, когда ребенок свободно играет доступными материалами и игрушками. В такой деятельности ребенок реализует свою фантазию, тренирует образное мышление, высвобождает зажатые эмоции и проигрывает ситуации и действия окружающих, которым ему хочется подражать.
В это время мы, родители, должны заниматься своей деятельностью. И желательно выбирать занятия, где ребенок может увидеть труд ваших рук: рукоделие, творчество, хозяйственная работа и дела по дому – а также, повторять одно дело в течение нескольких дней подряд. Главное – чтобы дети видели взрослых работающими, могли поработать вместе с ними и перенести в свою игру элементы взрослой трудовой жизни.
Даём возможность реализовать свою волю, пробовать самому и совершать ошибки, если необходимо
Ребенок, как, наверное, и вы сами, гораздо лучше учится не через объяснения, а через действия. При сформированной воле у нас появляется глубокая склонность к действию, стремление перевести свои желания и мечты в конкретные намерения и поступки. Действуя, узнавать. Ему хочется все потрогать, проверить, рассмотреть, испытать.
Наша задача – предоставить ребенку широкие возможности для собственных опытов, не бояться за него там, где нет угрозы безопасности, а вселять уверенность в собственных силах.

А для подкрепления силы воли ребенка обычно используется легкий, но регулярный и увлекательный трудовой процесс или уборка и помощь родителям.
Наблюдаем ритмичность смен времен года
С ребенком мы наблюдаем, как естественно следуют один за другим природные эпохи. И переносим эти наблюдения, утверждаем их в игровой жизни.
Характерный набор песен, сказок, блюд на столе, творческой или ремесленной деятельности, а также элементы декоративного оформления пространства определяются текущим временем года.
А праздники как определенные вехи служат кульминацией сезона, помогают преодолеть холодные месяцы или служат точкой изменений в трудовой деятельности, помимо того, что они выполняют другие важные социальные функции. Под них сочиняем истории, песни, мастерим игрушки, накрываем стол со своими специальными сезонными блюдами.
Добавляем общение с разновозрастными детьми
Всё решается естественным путем в семьях, где много детей. Если это не ваш случай, приведите ребенка в группы детей, где старшие дети вынуждены общаться с младшими.
Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление. Ребенок постарше, глядя на малышей, может оценить, каким он был раньше. На примере более старших понимает, каким будет через год – сильнее ловчее, сообразительнее. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, но им разрешается то, что не разрешено младшим.
Мягко убираем из обихода игрушки, которые «диктуют» игру, и оставляем игровые предметы из натуральных материалов
Мне кажется, Вальдорфская система – пример для подражания всем, кто стремится к осознанному потреблению. В нашем садике не встретишь игрушек из пластика – только природные натуральные материалы: дерево, кора, спилы веток, шишки, каштаны, косточки, шерсть, воск и т. д. Игрушки и вообще всё декоративное оформление дети и взрослые делают своими руками: панно и игрушки, валяные из шерсти, одежда на них из имеющихся обрезков тканей и др.

Воображение стимулируют все игрушки с пространством для творческой мысли: неоформленные кусочки деревьев, куклы с непрорисованными чертами лица, спилы веток, которые могут быть одновременно и колесом, и столешницей, и пирогом.
Все игрушки приятные на ощупь и довольно спокойных оттенков, кроме каких-нибудь мячиков для активных игр, кстати, тоже из натуральных материалов или связанных вручную.
Участие семьи в жизни ребенка очень важно, с точки зрения Вальдорфской педагогики.
Этот тезис мне хочется оставить без комментариев.
Это то, что больше всего поразило меня в этой педагогике. То, что хочу дать своему ребенку. Буду рада, если откликнется и вам.
Если ваши детки ходили или ходят в Вальдорфский садик или школу, напишите мне, как поменялась ваша жизнь в семье с тех пор, как ребенок стал учиться в подобной среде? Мне это очень интересно.
Фото
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Вальдорфская педагогика | Творчество с детьми
Вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. В этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии:дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. Вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.
Историческая справка
Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская.
Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др. На данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. В России первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.
О методике
У Рудольфа Штейнера был свой взгляд на развитие детей. Он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей — помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.
Вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе.
Цель вальдорфской педагогики — развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, воспитание.
Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.
Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях — интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.
Основные принципы вальдорфской педагогики:
Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них — корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах — панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.
Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. Строительным материалом здесь выступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. Руками родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.
Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно — подражательным, а не рассудочным путем. Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. Именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.
Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. Наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. При этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. Помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. Т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.
Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения — они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими — пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.
Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами — считается одним из условий их гармоничного развития. У последователей Штайнера ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» — это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.
Занятия. При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).
Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей,«толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.
Вальдорфская система: что это такое
Гениальное – просто
Конечно, как и любая другая развивающая воспитательная система вальдорфская педагогика не может обойтись без игрушек. Игрушки для «вальдорфских» детей просты и самобытны. Вальдорфский детский сад не предложит воспитанникам готовых игрушек: дети и педагоги мастерят их сами. Основа – природные материалы (необработанное дерево, шерсть, бумага, натуральные ткани, солома). Красители тоже только натуральные: водные краски, соки растений, специи, кофе и т.п. Категоричное «нет» говорит вальдорфская школа пластмассе, механике и электронике – в общем, всему тому, чем сегодня заполнены полки детских магазинов. Но не только экологичность и ручная работа являются отличительными чертами вальдорфских игрушек. Всех их выделяет из массы остальных «мягкая» форма: даже деревянные кубики не имеют четких острых углов и, кажется, немного несовершенны по форме. В этом и заключается главный принцип вальдорфской игрушки – намек на форму и способ игры с ней. Делается это для того, чтобы получило импульс для развития детское воображение. Когда фантазия берет старт, любой брусок может стать корабликом, а листочек, опавший с дерева, – парусом, три лоскутка заменяют куколку, а палка – лошадку. Самые маленькие ребята играют с неокрашенными глиняными, лоскутными или деревянными куклами, у которых даже не прорисовано лицо – в игре малютка сам решает, смеется кукла или плачет. Нельзя, однако, сказать, что таким принципом вальдорфская школа обедняет игрушечный детский мир. Вариантов полно: музыкальные игрушки (флейты, ксилофоны, трещотки), фигурки животных и растений, деревянные кубики и конструкторы (в том числе из природных материалов – веточек, палочек, каштанов, желудей, шишек и орехов), игрушки для обучения ремеслам (гончарный круг, ящик с деревянными инструментами, клубки ниток и пр.), мозаики-пазлы, вальдорфские куклы.
К доске
Несмотря на то, что популярной вальдорфской методики воспитания в России набирает обороты, и количество вальдорфских детских садов неуклонно растет, вальдорфских школ у нас пока немного. Это и неудивительно: вальдорфская педагогика разительно отличается от традиционной. В качестве основных отличий можно отметить отрицание оценок не только в начальной, но и в средней – вплоть до 8 класса – школе (в конце года родители ученика получают табель-резюме, повествующее о его достижениях), и отсутствие учебников как таковых (на уроках дети работают в специальных тетрадях, которые и являются обучающими книгами). Обучение рассчитано на 12-13 лет (никаких «перепрыгиваний» через класс!), при этом в школу ребята идут только по достижении 7-летнего возраста. Имейте в виду, что если ваш ребенок пойдет в вальдорфскую школу, а затем вдруг по каким-то причинам вы решите покинуть ее, в обычном общеобразовательном учреждении он сможет присоединиться только к ребятам, обучающимся двумя классами «ниже» (т.е. вместо 7-го класса его примут в 5-й). Из чего ясно следует, что обязательная образовательная программа вальдорфской школы все же отстает от общепринятой у нас в стране. И, как это логично вытекает из принципов вальдорфской педагогики, предметы, являющиеся второстепенными для обычной школы (музыка, рисование, природоведение и т.п.), в вальдорфском образовательном учреждении становятся основными на первые восемь лет обучения. Впрочем, есть у вальдорфских школ и плюс, который несомненно оценят современные родители – пристальное внимание здесь уделяется изучению иностранных языков. С первого же класса дети изучают их два, причем погружение в языковую среду происходит максимально органично – через народный фольклор (народные песни, потешки, стихи и т.п.).
Не зря вальдорфскую школу часто называют «школой жизни»: можете быть уверены, здесь ребенок быстрее, чем где бы то ни было научится печь пирожки, садить цветы и вязать на спицах. Главный принцип обучения – накапливание жизненного опыта путем переживаний, а не пустая зубрежка теорий. Отсутствие уверенности в том, что вальдорфская школа не дает ребенку реальных знаний для продолжения образования, например, в институте или университете, вынуждает многих родителей скептически относиться к этой педагогике. Но то, что дети в вальдорфской школе учатся без страха и сомнений (отметок-то нет – чего бояться?), с удовольствием и радостным удивлением, безусловно, заставляет симпатизировать. И если вы психологически готовы к тому, что ваш ребенок начнет изучать геометрию в первом классе посредством вождения хороводов и подвижных игр, можно попробовать познакомиться с вальдорфской системой обучения поближе.
Список вальдорфских школ и вальдорфских детских садов, которые работают в России, вы можете найти на сайте www.ruswaldorf.ru