Особенности вальдорфской школы
В 2019 году истории вальдорфских школ исполнилось 100 лет. В России же первые вальдорфские классы появились в 1990 году.
Вальдорфская школа объединяет учителей и родителей, для которых главной ценностью является гармоничное, целостное развитие ребенка. В центре внимания здесь находятся природные способности каждого ученика, укрепление его веры в собственные силы. Образование в такой школе охватывает всего человека — его физическое здоровье, развитие чувств и духовное начало. Основные усилия направлены на развитие мышления, чувства и воли.
В вальдорфских школах используется междисциплинарный подход к изучению предметов с первого и до выпускного класса с учетом возрастных особенностей детей. Это помогает ученикам осваивать разные области знаний и самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями.
Преподавание естественных наук в вальдорфских школах основано на личном живом опыте. Исходным пунктом является эксперимент и наблюдение: звуки, призматические цвета — в физике, горение — на химии, наблюдение растений и животных — в биологии, ощущение собственного тела — в физиологии и анатомии.
В учебной программе тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, сельском хозяйстве, ремесленных мастерских и занятиями различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью.
В каждом из нас природой заложены такие качества как доверие, сочувствие, способность к различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок узнал и полюбил этот мир и всех его обитателей, получил целостный взгляд на жизнь во всем ее разнообразии.
Предлагая ребенку познавать мир, чувствуя свою сопричастность к происходящему, вальдорфская школа растит внутренне свободного человека, способного к ответственному, осознанному выбору, к самоопределению и самореализации, доброжелательному и открытому отношению к миру.
Секта для самых маленьких: почему вальдорфские школы и детские сады опасны | Статьи
В Перми по решению суда временно остановили работу частного детского садика. Поводом для закрытия стала проверка, проведенная сотрудниками Рособрнадзора, во время которой были выявлены нарушения в работе сада. В частности, в помещении не было кроватей для детского сна, а сами дети спали на полу в тихий час. Детский сад «Апельсин» называет себя пространством с элементами вальдорфской педагогики, а его основатели утверждают, что вдохновлялись скандинавскими детскими садами и школами. Почему в России получили популярность вальдорфские детские сады и какие проблемы создает воспитание в «гармоничной атмосфере» для будущей жизни ребенка — разбирались «Известия».
Сад без кроватей
В платном детском саду «Апельсин», закрытом по решению суда, под одной крышей находилось не только помещение для дошкольников, но и частная школа. Проверку провели после того, как один из малышей попал в больницу с диагнозом «коклюш». Выяснилось, что кровати в здании отсутствовали в принципе, а постельное белье на матрасах менялось реже чем раз в неделю. Кроме того, помещение не проветривалось и не соблюдался температурный режим, а продукты питания на кухне хранились с нарушениями условий. Руководитель детского сада Лидия Михайлова признала ситуацию «высосанной из пальца» и не стала комментировать отсутствие кроватей в детском саду.
Фото: ТАСС/Станислав Красильников
Отзывы родителей об «Апельсине» крайне восторженные не только на странице самого сада, но и на независимых площадках.
По данным Ассоциации педагогов вальдорфских детских садов в России, членами этой организации являются как минимум 53 детских сада по всей стране.
Большая часть из них приходится на частные детские сады, но в ряде городов есть вальдорфские группы в муниципальных садах. Пермский детский сад «Апельсин» входит в число членов данной ассоциации.Давят на сознаниеАпологеты штайнеровского учения видят цель образования в «становлении человека как целостного существа» и поиске его призвания в жизни. А цельным человека делает обучение по данной системе на протяжении всего детства — с дошкольного возраста до совершеннолетия. Классическое образование вальдорфская система преподносит как «школьный конвейер» и противопоставляет тому индивидуальный подход, который дает детям школа, «пробуждающая сознание» детей.
Стремление сделать процесс вальдорфского образования столь длительным неслучайно: дети, растущие в тепличных условиях, практически не приспособлены к обучению в условиях обычной школы.
Фото: Depositphotos
Центр религиоведческих исследований Иринея Лионского причисляет вальдорфские школы Рудольфа Штайнера к числу оккультных сект. Причин этому несколько: эзотерическое учение построено на личных откровениях Штайнера о духовном мире, которые представляют из себя смесь религиозных, научных, исторических и мистических аспектов. В ней смешиваются философия зороастризма, многобожество и индуистские представления о карме и реинкарнации.
Планеты в философии Штайнера соотносятся с историческими эпохами, созвездия зодиака — с двенадцатью частями человеческого тела, а четыре стихии — с четырьмя типами человеческого темперамента.
Явным признаком секты, по словам исследователей, является и то, что Штайнер признавал свои откровения единственной истиной, отвергая любые другие типы знания, а после его смерти в его учении не допускаются никакие корректировки или дополнения.Своей привлекательностью для родителей вальдорфские детские сады обязаны тем, что посетитель видит красивые декорации и приятную атмосферу внутри учреждения, а также участливость и отношение педагогов к своим детям. Дни открытых дверей проходят регулярно, и задача воспитателей, именуемых садовницами, заключается в том, чтобы ничего не навязывать родителям и никак не выносить на обсуждение сектантскую идеологию. А интересоваться трудами Штайнера, на которых построен процесс воспитания детей, станут лишь самые любопытные из пришедших.
Фото: Depositphotos
Ширма учительского энтузиазма и индивидуального подхода имеет огромные преимущества в сравнении с обычной школой, где учителя ставят знания гораздо выше самопознания и творчества. Именно контраст бесконечных семейных праздников в вальдорфской школе и больших классов с зубрежкой в обычной производит неизгладимое впечатление на родителей. Особенно привлекательна эта система для последователей естественного родительства и других детоцентричных моделей воспитания.
«Учителя выказывают не меньший энтузиазм и любовь к детям, чем католические монахини. Каждое утро они приветствуют каждого школьника рукопожатием и теплой улыбкой с непременным заглядыванием в глаза. Учителя начальных классов остаются со своими учениками до выпускных классов, во многом подменяя собою родителей. Поэтому неудивительно, что физическая красота и заботливая атмосфера школ, так же как и идеализм учителей, делают вальдорфскую педагогику необычайно привлекательной для родителей
», — говорится в исследовании Дена Дагана и Джуди Даар.В программе обучения два языка с первого года, рисование и эуритмика — медленные движения под музыку, несущие особый смысл, согласно учению Штайнера. Перед едой дети поют молитву, славящую солнце. Любопытно и то, что индивидуальность ребенка садовницы развивают через подражание.
Фото: Depositphotos
Мамы, обсуждающие поступление в вальдорфский детский сад на форумах, практически единодушно отмечают, что отношение, которое они и их дети получают, несравнимо с государственным учреждением. Ради этого они готовы закрывать глаза и на странные молитвы перед едой, и то, что в саду не готовят к поступлению в школу, и даже то, что при продолжении обучения в вальдорфской школе ребенка не будут готовить к поступлению в университет.
«Перед едой они поют: «Каждый плод Землей рожден, силой Солнца напоен, славлю Солнце, славлю Землю, благодарно всё приемлю!» Потом говорят хором: «Приятного аппетита». Ничего плохого в этом не вижу», — написала мама воспитанника вальдорфского детского сада.
Детям запрещено пользоваться пластиковыми игрушками: всё должно быть натуральным и желательно сделанным своими руками. Никаких телевизоров и компьютеров в идеале не должно быть ни в школе, ни дома. Родители должны быть полностью вовлечены в жизнь детского сада: участвовать во всех праздниках, а первые два месяца они должны каждый день проводить с ребенком в детском саду.
Выпускники вальдорфских школ достаточно часто становятся преподавателями всё в тех же «детских садах и школах для свободных людей». Получать классическое образование для работы в вальдорфском детском саду не нужно, гораздо важнее — быть из круга своих и быть близко знакомым с антропософией.
Растить физическое тело
Вальдорфская педагогика — не самостоятельная система, а всего лишь «приложение» оккультного псевдонаучного эзотерического учения антропософии. Антропософы верят, что ребенок — это еще не полноценный человек. Штайнер делит жизнь на семилетние физические циклы. Ребенок в данном контексте — это физическое тело, потом появляется астральное тело, затем эфирное, и так каждые семь лет. Лишь в 21 год человек становится сформированным, пояснил в беседе с «Известиями» зампредседателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, профессор ПСТГУ Александр Дворкин.
«Ребенок до семи — это физическое тело, к которому и соответствующим образом нужно относиться: интеллектуальное развитие не поощряется, только проявление эмоций.
По словам Дворкина, родители обманываются навязчивой манипулятивной рекламой: им рассказывают про всемирно признанную элитную систему, исключительные результаты, показывают, как детей окружают любовью и лаской. Взрослые пропускают мимо ушей, что в детском саду и школе нет главного — образования и развития детей.
Фото: Global Look Press/Sebastian Gollnow
«Дети окружены бесконечным сюсюканьем и играми, которые не развивают. Он рисует какую-то абстрактную картинку, потому что предметно их рисовать не учат. Все вокруг восторгаются, как это гениально, хотя детей не научили даже простую линию провести. Часть родителей сами приверженцы антропософии, но большинству запихивают это учение с черного хода», — добавил профессор.
Вальдорфцы уверяют, что, дескать никого в школах в антропософию не вовлекают. Но они и не могут вовлекать, так как антропософия позиционирует себя как тайное учение для избранных людей, а дети, по определению, еще не люди. Но антропософское мировоззрение ученикам прививается с самого начала, под видом «философии», «естествознания», «ритмики» и т.д.
Чтобы скрыть религиозную составляющую секты практикуется сознательная подмена понятий: молитвы не называют молитвами, а языческие обряды маскируют под традиции.
«Детей обучают лгать, чтобы скрыть языческие элементы антропософии и не создавать у родителей ощущения, что это религия. Все преподаватели в таких школах должны быть практикующими антропософами или как минимум людьми, глубоко сочувствующими этой системе. Нужно это для того, чтобы создать подмену понятий и выдавать антропософию за светское учение, что даже близко не так. Дети не получат нужного образования, им будут исподтишка запихивать антропософское мировоззрение, и дальше, те из них, кто может показаться полезным, окажутся внутри секты и будут распространять ее идеи», — отметил Дворкин.
Атмосфера невмешательства
Анастасия проучилась в вальдорфской школе три года, а ее младший брат ходил в детский сад по этой системе. За время, проведенное в стенах «особенной» школы, уровень ее знаний сильно упал, и ей пришлось полгода заниматься с репетиторами, чтобы нагнать программу в общеобразовательной. Уйти из школы она решила из-за странной атмосферы, царившей там, а также нескольких инцидентов с учителями.
«До пятого класса воспитание детей максимально щадящее. Дети пишут карандашами, рисуют круги мелками и не используют ручки. Все рисунки абстрактные, воздушные и никакой конкретики. Оценки ставить нельзя, потому что это может подавить психику ребенка. Когда я пришла из обычной школы, то спокойно умела решать уравнения, но в вальдорфской школе никто и не слышал о том, что это такое. За три года я растеряла все знания по точным наукам, а когда вернулась в обычную, то мне было очень сложно нагнать по геометрии, алгебре, потому что знания были очень слабые. По литературе программа была очень ограниченная, поэтому приходилось потом читать много книг. Базовые знания всегда стояли на втором месте, а на первом плане — внутренняя жизнь школы», — рассказала Анастасия.
Фото: Global Look Press/Fabrice Cateloy
Понедельник начинался с общего сбора, в каждом классе было по 10–15 человек. Там все собирались и читали благодарственные тексты, которые настраивали детей на успешную учебу. Каждую неделю выбирался главный предмет, и его изучали больше, чем остальные.
«Были такие занятия, как эвритмия, которые мне казались очень странными. Что-то похожее на гимнастику, но там нужно изображать буквы и использовать палки. Это циклично повторяется и оказывает влияние на мозг. Там была такая система, что если ты делаешь что-то по-своему, то тебя сразу наказывают: выгоняют, ругают и принижают. Если ты рисуешь или танцуешь не так, как тебя просили, — ты не прав. Любая инициатива порицается. У меня сложилось впечатление, что это система, которая воспитывает не индивидуальность, а, наоборот, учит быть податливым и удобным для эксплуатации», — добавила бывшая ученица школы.
Анастасия была единственной девочкой в классе, и первое время отношения с одноклассниками не складывались. Учителя предпочитали отстраниться от проблем и советовали ученице терпеть и смириться.
«Постоянно ругали государственные школы, что там всё плохо, всех бьют, подавляют индивидуальность. Хотя когда я училась в обычной школе, то сперва училась в ней выживать, и это было даже полезно. В вальдорфской школе я пришла в класс, где были только мальчики, и первые полгода меня попросту били. Отношения были сложные со всеми. Учителя не принимали никаких мер и просто говорили, чтобы я терпела и смирилась. Психолог запирал меня в кабинете, чтобы доказать, что я не права. Там хорошо тем, кто никогда не проявляет своих качеств и не высказывает своего мнения. Сама эта теория появилась незадолго до гитлеровской эпохи и задумывалась как система воспитания детей рабочего класса», — добавила бывшая ученица вальдорфской школы.
Фото: Global Look Press/uwe umstätter
Летом детей вывозили в резиденцию, где они должны были отдыхать, но по факту бесплатно работали. Всё это оплачивали родители. Нужно было мыть посуду, ухаживать за скотом, работать на кухне.
«По сути, на нас там только орали, потому что всё мы делали не так. Я отказалась работать и пригрозила рассказать родителям о том, чем мы занимаемся. Там живет куча семей и есть женщина-наставница. Каждое утро они собираются в зале, читают эти молитвы и тексты Штайнера, а потом распределяют работы. Многие из живущих там продали свои квартиры, чтобы вложиться в эту общину. Они очень убеждены, что живут правильно и всё делают правильно, а на самом деле там много фальшивого. В резиденции меня покусала собака, чуть не оторвала палец. Был скандал, но они решили замять его и не стали говорить родителям», — добавила Анастасия.
По ее словам, «друзья вальдорфской школы» — большая община, в которой абсолютно искренне верят в идеи Штайнера и почитают его как святого. Они часто устраивают съезды и собрания в славянском стиле, но при этом зачитываются трудами немецкого мыслителя и время от времени читают христианские молитвы.
«Все они волшебные, магические и святые, но на самом деле это всё очень пугает. Мамы, которые туда приводят детей, верят в то, что только в такой школе можно развить таланты ребенка, потому что он уникальный. Но когда человек долго жил в такой атмосфере, ему сложно адаптироваться в реальном мире», — резюмировала ученица вальдорфской школы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
5 главных вопросов о вальдорфских школах
Одни считают вальдорфские школы единственным верным выбором, который не загубит индивидуальность ребёнка. Другим кажется, что в ней воспитывают сектантов. В 2019 году системе Рудольфа Штайнера исполнится 100 лет, и списывать её со счетов пока рано.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Что такое вальдорфская система и кто её придумал?
Австрийский философ Рудольф Штайнер был основателем не только системы вальдорфских школ, но и создателем антропософского общества. Его целью было открытие методов саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. Поэтому вся его педагогическая система ориентирована в первую очередь на духовное развитие ребёнка.
Рудольф Штайнер (1861–1925)Первая школа, где использовалась методика Рудольфа Штайнера, была открыта в Штутгарте в 1919 году. Её финансировала табачная фабрика «Вальдорф-Астория», но учились в ней не только дети рабочих, но и все увлечённые идеями философа. Эпитет «вальдорфская» закрепился за всеми школами-последователями, где использовалась программа.
Основа вальдорфской педагогики — раскрытие потенциала ребёнка, его мышления, чувств и воли
Всё должно быть в гармонии. Задача педагогов — развить природные таланты учеников и дать веру в собственные силы. Один из главных принципов — всему своё время, поэтому приверженцы этой системы так против раннего развития. Упор делается на чувственное переживание, поэтому в фаворитах гуманитарные предметы. Науки, требующие логики и анализа, уходят на второй план. Главное — привить интерес к получению знаний, чтобы учиться было в удовольствие, сохранялась мотивация.
Первая вальдорфская школа в ШтутгартеРебёнок проходит через три этапа взросления: от рождения до семи лет главной считается забота о физическом развитии ребёнка; с семи до 14 лет происходит формирование его чувств; с 14 лет до 21 года развивается мышление и в итоге у повзрослевшего человек появляется способность самостоятельно познавать окружающий мир.
2. Чем она отличается от других?
Учебные программы (они прошли экспертизу и рекомендованы Министерством образования) аккредитованных вальдорфских школ в России выстроены так, что дети проходят обязательную аттестацию в 4, 9, 11 классах. В них преподают те же предметы, что и в обычных (плюс несколько специальных дисциплин, например, эвритмию).
Отличается подход к самому преподаванию. Основные методы познания — эксперимент и наблюдение. Например, звуки и цвета — в физике, горение — в химии, наблюдение растений и животных — в биологии.
- Школы коллегиально управляются учителями. Здесь не приветствуют компьютеры, телевизоры, планшеты — все современные технические устройства не соответствуют духу вальдорфской системы.
- Конечно, нет и школьной формы.
- Интерьер стараются создать из натуральных материалов (деревянные столики, плетёные стульчики и кресла). Цвет стен, форма потолка, организация внутреннего пространства — всё это имеет значение. Предпочтение отдаётся краскам на водной основе, камню и керамической плитке для пола и подоконников.
- Особая роль отводится классному руководителю, который остаётся со своими учениками на протяжении семи-восьми лет. Именно он проводит большую часть уроков и владеет знаниями по всем основным предметам. Обычно он преподаёт ещё и ремёсла.
- В течение 3-4 недель на главном уроке, который стоит первым в расписании и длится 1,5 часа, изучают раздел одного из предметов: истории, биологии, географии, математики, русского языка и литературы. Остальные уроки, например, иностранные языки, музыка, рукоделие обычно проходят после главного и привычно длятся 45 минут. Пример расписания одной из вальдорфских школ можно посмотреть здесь.
- Есть специальные предметы. Например, эвритмия сочетает танец и пантомиму под чтение стихов или музыкальное сопровождение. Рисование формы предшествует письму (с 1 по 3 класс). Чтение и правописание появляются позже. Начиная с 9 лет дети занимаются ботмеровской гимнастикой.
- С 1 класса преподаются два иностранных языка. В учёбе упор делают на гуманитарные предметы (живопись, музыка, пластицирование).
- В обучении нет оценок. Соревновательный момент полностью отсутствует. Прежде всего школьники должны наслаждаться общением со сверстниками и с воспитателем. В конце учебного года учитель пишет подробную характеристику на каждого ученика с результатами и рекомендациями. Соответственно, никого из детей не оставляют на второй год.
- Нет учебников. Главное — личность учителя. Именно он определяет, в какой форме подавать материал, то есть он может рекомендовать какие-то пособия, сборники задач или ограничиться устным рассказом.
- Проводят костюмированные праздники (например, Праздник Урожая, Праздник Архангела Михаила; Праздник Фонариков; Масленица/Праздник встречи весны). Перед началом каникул все классы делают отчётные концерты.
- В школах есть социально ориентированные практики. Например, в началке это могут быть ремёсла (путь зерна от его посадки до готового хлеба) и краеведение (изучают улицы, здания, составляют карты). В старших классах практика проходит в детских садах, больницах, детских домах и домах престарелых.
3. Где учить ребёнка по вальдорфской системе?
Почти в 90 странах сейчас насчитывается более тысячи вальдорфских школ. И свыше 3 000 детских садов. Больше всего учеников вальдорфской системы на её родине, в Германии — свыше 80 тысяч человек.
Вальдорфская школа в Финляндии / Фото: Shutterstock (Migren art)В России первая вальдорфская общеобразовательная школа была открыта в Москве в 1992 году. Сейчас их 19, в том числе в Санкт-Петербурге, Владимире, Самаре, Ярославле. Общее число учеников в России — чуть больше 2500 человек. Часть школ — государственные, другие имеют статус некоммерческих образовательных учреждений. Среди российских вальдорфских преподавателей есть даже победители конкурса «Учитель года».
Открытый урок в московской вальдорфской школе / Фото: Shutterstock (Lunna Township)Первая детсадовская вальдорфская группа появилась ещё в СССР в 1989 году. Сегодня их около 70 и ещё 30 дошкольных студий. Большинство из них состоят в Содружестве вальдорфских детских садов России.
4. А моего ребёнка возьмут?
В общеобразовательные вальдорфские школы набирают обычных детей. Зачастую надо пройти собеседование, в котором участвует не только ребёнок, но и родители (оценивается их позиция по вопросам обучения, воспитания и совместной деятельности в школе).
Требования к ребёнку предъявляют стандартные, как и при приёме в обычную школу. Согласно закону «Об образовании» отказать в приёме в учебное заведение школа не имеет права, но легко может не хватить мест. Например, в школу № 1060 попадают только из основной очереди — детям с пропиской в другом районе Москвы уже не остаётся мест.
Радуга — один из материалов вальдорфской системы / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)Единственная лазейка — начать с детского сада, который относится к школе. Выпускникам дошкольного отделения даётся приоритет при приёме, даже если они прописаны в другом районе.
Педагоги не скрывают, что при переходе из вальдорфской школы в обычную могут возникнуть проблемы с адаптацией у учеников младших классов.
К концу второго класса ученики в вальдорфской школе могут писать только печатными буквами
При этом в математике они даже опережают сверстников. Все различия в уровне знаний стираются к средней школе.
Есть отдельная категория лечебно-педагогических школ и классов (где используют вальдорфскую методику), куда набирают особенных детей, например, класс особых детей «Навстречу» при школе «Путь Зерна».
5. Почему её критикуют?
Один из основных из аргументов критиков — позднее, по меркам классической педагогики, начало обучения чтению, письму, математике. Также ставят под сомнение отсутствие оценок, экзаменов, контрольных работ. Родители волнуются, сможет ли ребёнок адаптироваться к учебным и дисциплинарным требованиям обычной школы и вуза.
Материалы для обучения / Фото: Shutterstock (suebsakun piromraj)Качество образования, которое получает ребёнок, напрямую связано с личностью педагога-классного руководителя, его профессионализмом и одарённостью (ведь он преподаёт основные предметы первые 7-8 лет в школе).
В качестве недостатка системы часто называют эзотерический аспект обучения. Сторонники вальдорфской педагогики полагают, что методика Штайнера направлена на то, чтобы помочь школьнику «взойти» к его так называемым «высшим духовным телам» — так называемому «эфирному» и так называемому «астральному». Часто это приводит к тому, что вальдорфские школы воспринимаются как секта.
Вальдорфская система воспитания: что это такое
Гениальное — просто
Конечно, как и любая другая развивающая воспитательная система вальдорфская педагогика не может обойтись без игрушек. Игрушки для «вальдорфских» детей просты и самобытны. Вальдорфский детский сад не предложит воспитанникам готовых игрушек: дети и педагоги мастерят их сами. Основа — природные материалы (необработанное дерево, шерсть, бумага, натуральные ткани, солома). Красители тоже только натуральные: водные краски, соки растений, специи, кофе и т.п.
Категоричное «нет» говорит вальдорфская школа пластмассе, механике и электронике — в общем, всему тому, чем сегодня заполнены полки детских магазинов. Но не только экологичность и ручная работа являются отличительными чертами вальдорфских игрушек. Всех их выделяет из массы остальных «мягкая» форма: даже деревянные кубики не имеют четких острых углов и, кажется, немного несовершенны по форме. В этом и заключается главный принцип вальдорфской игрушки — намек на форму и способ игры с ней. Делается это для того, чтобы получило импульс для развития детское воображение.
Когда фантазия берет старт, любой брусок может стать корабликом, а листочек, опавший с дерева, — парусом, три лоскутка заменяют куколку, а палка — лошадку. Самые маленькие ребята играют с неокрашенными глиняными, лоскутными или деревянными куклами, у которых даже не прорисовано лицо — в игре малютка сам решает, смеется кукла или плачет. Нельзя, однако, сказать, что таким принципом вальдорфская школа обедняет игрушечный детский мир. Вариантов полно: музыкальные игрушки (флейты, ксилофоны, трещотки), фигурки животных и растений, деревянные кубики и конструкторы (в том числе из природных материалов — веточек, палочек, каштанов, желудей, шишек и орехов), игрушки для обучения ремеслам (гончарный круг, ящик с деревянными инструментами, клубки ниток и пр.), мозаики-пазлы, вальдорфские куклы.
К доске
Несмотря на то, что популярность вальдорфской методики воспитания в России набирает обороты, и количество вальдорфских детских садов неуклонно растет, вальдорфских школ у нас пока немного. Это и неудивительно: вальдорфская педагогика разительно отличается от традиционной. В качестве основных отличий можно отметить отрицание оценок не только в начальной, но и в средней — вплоть до 8 класса — школе (в конце года родители ученика получают табель-резюме, повествующее о его достижениях), и отсутствие учебников как таковых (на уроках дети работают в специальных тетрадях, которые и являются обучающими книгами). Обучение рассчитано на 12-13 лет (никаких «перепрыгиваний» через класс!), при этом в школу ребята идут только по достижении 7-летнего возраста.
Имейте в виду, что если ваш ребенок пойдет в вальдорфскую школу, а затем вдруг по каким-то причинам вы решите покинуть ее, в обычном общеобразовательном учреждении он сможет присоединиться только к ребятам, обучающимся двумя классами «ниже» (т.е. вместо 7-го класса его примут в 5-й). Из чего ясно следует, что обязательная образовательная программа вальдорфской школы все же отстает от общепринятой у нас в стране. И, как это логично вытекает из принципов вальдорфской педагогики, предметы, являющиеся второстепенными для обычной школы (музыка, рисование, природоведение и т.п.), в вальдорфском образовательном учреждении становятся основными на первые восемь лет обучения. Впрочем, есть у вальдорфских школ и плюс, который несомненно оценят современные родители — пристальное внимание здесь уделяется изучению иностранных языков. С первого же класса дети изучают их два, причем погружение в языковую среду происходит максимально органично — через народный фольклор (народные песни, потешки, стихи и т.п.).
Не зря вальдорфскую школу часто называют «школой жизни»: можете быть уверены, здесь ребенок быстрее, чем где бы то ни было научится печь пирожки, садить цветы и вязать на спицах. Главный принцип обучения — накапливание жизненного опыта путем переживаний, а не пустая зубрежка теорий. Отсутствие уверенности в том, что вальдорфская школа не дает ребенку реальных знаний для продолжения образования, например, в институте или университете, вынуждает многих родителей скептически относиться к этой педагогике. Но то, что дети в вальдорфской школе учатся без страха и сомнений (отметок-то нет — чего бояться?), с удовольствием и радостным удивлением, безусловно, заставляет симпатизировать. И если вы психологически готовы к тому, что ваш ребенок начнет изучать геометрию в первом классе посредством вождения хороводов и подвижных игр, можно попробовать познакомиться с вальдорфской системой обучения поближе.
Список вальдорфских школ и вальдорфских детских садов, которые работают в России, вы можете найти на сайте.
Больше полезных материалов о детском воспитании — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Как стать учителем в вальдорфской школе Германии | Карьера | DW
Стихи в качестве разминки перед уроками, дискуссии, театральные постановки, в вальдорфской школе это не внеклассная, факультативная программа, а обычные занятия, — вместе, конечно, с «классическими» уроками. Вальдорфская педагогика основана на антропософской антропологиии, разработанной Рудольфом Штайнером (Rudolf Steiner), австрийского философа, социального реформатора, теософа и педагога. В России среди его последователей были Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Андрей Тарковский…
Научиться мыслить и чувствовать
Первая подобная школа была открыта для детей работников фабрики «Вальдорф Астория», отсюда и название. В Германии вальдорфских школ сравнительно немного: 223 из почти 33500 в целом по стране, но они есть почти во всех регионах страны. Содержание программ вальдорфской школы опирается на возрастные особенности детей, а расписание разрабатывается с учетом естественных биологических ритмов. Какие-то предметы или занятия, которые в обычной школе считаются второстепенными, в вальдорфских школах приравнимаются к «основным». Это искусство, музыка, садоводство… А иностранные языки (в первую очередь, кстати говоря, русский язык) изучаются уже в младшей школе.
Рудольф Штайнер
Утро выделяется для интеллектуального развития. Это обычно «традиционные» предметы, например, история или математика. Причем, ребенок изучает какой-то предмет в течение нескольких месяцев, потом предмет меняется. Начинается урок с того, что дети читают стихотворения, поют или дискутируют на спорные темы, которые обсуждались на прошлом занятии. Так школьники втягиваются в урок. Цель вальдорфской методики — пробудить в детях интерес к жизни, помочь им развить свои способности и таланты, стать личностью. Ребенок должен научиться самостоятельно чувствовать и мыслить. Это самое главное. Именно поэтому обучение состоит из академических, эстетических и практических аспектов.
Для того чтобы вся эта система работала, нужны хорошие учителя. Принцип личного воздействия преподавателя — один из основных принципов вальдорфской педагогики. В Германии есть несколько высших учебных заведений, которые готовят преподавателей для вальдорфских школ. Это, в частности, свободный университет Штутгарта и Институт вальдорфской педагогики в городе Виттене. Кореспондент DW поговорил с представителями сообщества вальдорфских школ Германии о том, что нужно сделать, чтобы стать учителем такой школы.
Как рассказывает Александр Хассенштейн (Alexander Hassenstein), в вальдорфских университетах Германии учатся не только немцы. В свободном университете Штутгарта есть, например, специальный курс для иностранных студентов. Дело в том, как добавляет учитель московской вальдорфской школы Антонина Лизякина, что немецкое вальдорфское педагогическое образование считается классическим и признается во многих странах.
Способности и понимание обязательны
На отделениях вальдорфской педагогики готовят учителей, которые должны не только хорошо знать свой предмет, но и увлечь детей, к каждому ученику найти индивидуальный подход. «Студент, окончивший вальдорфский вуз, легко сможет найти работу в любой школе. Образование вполне соответствует государственным стандартам. Однако в вальдорфских вузах сдавать государственные экзамены не обязательно. Поэтому иногда возникают проблемы, если выпускник передумал становиться учителем именно в вальдорфской школе», — объясняет Хассенштайн.
Поступить в вальдорфский университет может практически каждый. Но надо быть готовым к тому, что за образование, в отличие от «обыкновенных» немецких вузов, скорее всего, здесь придется платить. Правда, можно получить стипендию. Такие программы есть, например, в свободном университете Штутгарта и в Университете Аланус в Бонне.
В вальдорфской школе есть особенные предметы, например, эвритмия (искусство художественного движения) или садоводство, основанное на особых принципах. Для того, чтобы преподавать эти дисциплины, нужно пройти специальный курс. А на него можно попасть, даже не имея высшего образования. Дополнительные курсы обычно организует либо сама школа, в которой хочет работать выпускник, либо объединение вальдорфских школ. Что касается русского языка, то часто его преподают в начальных классах люди, приехавшие в Германию из бывшего Советского Союза. Диплом чаще всего не требуют, но вот способности и понимание вальдорфских принципов преподавания обязательны.
Смотрите также:
Первый день в немецкой школе
Школьный кулек
В руках первоклассницы — большой, яркий кулек. Schultüte («школьный кулек») вручали немецкому школьнику уже 200 лет назад. Так упаковывали все необходимое: дощечку с грифелем и мелом, завтрак, а главное — сладости. С годами в кульках появились цветные карандаши, краски, ластики, компакт-диски, маленькие игрушки…
Первый день в немецкой школе
Ранцы на любой вкус
Выбрать для первоклассника ранец непросто из-за обилия мотивов. Девочки больше всего любят лошадок, мальчики — футбол и машинки. Кроме того, ранец должен быть эргономичен, оптимально приспособлен к спине ребенка, изготовлен из прочного материала. Краски всегда яркие. Нередко в экипировку первоклассника (ранец и другие принадлежности) родители и бабушки с дедушками инвестируют пару сотен евро.
Первый день в немецкой школе
Ланч-бокс с завтраком
Немецкие дети обычно завтракают в школе на большой перемене. Завтрак, как правило, они берут с собой из дома: бутерброды, овощи, яблоки… Молоко по желанию дают в школе. Обедают только те дети, которые остаются на продленку.
Первый день в немецкой школе
Первый урок
Первый день и для немецких первоклассников — настоящий праздник. Новичков приветствуют, знакомят со школой и классом, в котором они будут учиться. Ведь уже на следующий день первоклассникам предстоит ориентироваться здесь самостоятельно.
Первый день в немецкой школе
Наставники
Во время праздника, организованного для первоклашек, новички знакомятся не только с учителями, но и со своими «шефами» (в начальной школе это третьеклассники и четвероклассники), которые помогают малышам. Праздник готовят общими усилиями, а учителя здесь — главные артисты (как на этом снимке).
Первый день в немецкой школе
На память
Прежде чем распаковать школьный кулек, который первоклассники с помощью родителей и воспитателей детского сада мастерят часто сами, делают памятную фотографию: чтобы этот особенный день был увековечен.
Автор: Инга Ваннер, Кейт Мюзер
Чему учат в Вальдорфской школе
Школа, где уже почти шесть лет работает Елена Зюзина, входит в число так называемых альтернативных.
В основе учебного процесса здесь лежит вальдорфская педагогика — система методов и приемов, основанных на антропософской (от греческого — «человек» и «мудрость») концепции развития человека. Ее автор — немецкий философ Рудольф Штайнер. В России методику стали применять в начале 90-х годов. В это время по инициативе группы учителей и родителей в Самаре была создана Вальдорфская школа.
— Чем так привлекательна вальдорфская педагогика?
— Самое важное в ней — ребенок. Он на первом месте, все подчинено развитию его индивидуальных способностей. Учебный процесс построен так, чтобы ребенку было комфортно учиться. С первого дня дети учат два иностранных языка, в программе и художественное, и прикладное творчество, и уроки эвритмии — это искусство художественного движения. Обязательно обучение игре на музыкальных инструментах — флейта с первого класса. При этом все школьные предметы представляют одинаковую ценность.
— То есть растите гармоничную личность?
— Согласно исследованиям антропософов, гармоничное развитие личности, природных способностей ребенка должно происходить через творчество и практические навыки. В учебном плане Вальдорфской школы превалируют предметы эстетического и практически-прикладного характера. Маленький человек познает мир через ощущения, наблюдения и переживания. Нравственная сторона развития личности тоже важна. Поэтому в традициях школы много семейных, благотворительных мероприятий, совместных действий младших и старших школьников.
— Как это происходит на практике?
— Наши ребята многое учатся делать своими руками, стремятся видеть дальше того, что написано в книгах и найдено в интернете, свободно и аргументированно излагать мысли, отстаивать свою точку зрения. Мы развиваем в них способность самостоятельно находить нужную информацию. То есть подводим к тому, чтобы они сами делали открытия. Многие темы изучаем через практическую деятельность. Это могут быть как лабораторные работы на уроках, так и индивидуальные проекты по предметам. Например, на химии мы с ребятами проводим много опытов. Бывает, некоторые темы, к примеру связанные с огнем, изучаем непосредственно на природе. Ребенок в этот момент наблюдает явления и свойства веществ во время горения. А в конце учебного года дети обязательно отправляются на предметные практики, экскурсии. Например, изучать минералы на Урал, в байдарочный поход «Жигулевская кругосветка», на сельскохозяйственную, лесную практику или в Москву, Санкт-Петербург — по музеям.
— Важную роль в жизни Вальдорфской школы играют родители…
— Очень часто родители сначала приводят детей, а потом сами приходят к нам на работу. Иногда наоборот. Бывает, дети уходят, а родители остаются. Причем необязательно преподают только один предмет, как я, а ведут класс как руководители, курируют художественные проекты, практики, проводят мастерские. Вообще быть родителем в нашей школе непросто и очень ответственно, без активной позиции трудно удержаться. Вместе с детьми мы постоянно развиваемся. Ходим в походы, организовываем спортивные мероприятия. Мы готовим вкусную еду на праздники, мастерим подарки для ребят, делаем декорации и шьем костюмы к театральным постановкам и сами выступаем в роли артистов. В прошлом году в школе появилась практика — ставить спектакли в двух вариантах. В одном играют дети, в другом — мамы и папы. Два раза в год ученики и родители готовят музыкальную гостиную вместе с педагогами. Есть также родительский хор, но, к сожалению, участвовать в нем у меня пока не получается. Зато я принимала участие в спектаклях для учащихся, в постановках, которые мы, педагоги, готовили для выпускников.
— Хватает на все времени?
— Мой рабочий день долгий, начинается в 8 утра. Но я привыкла к такому ритму жизни.
Что такое вальдорфская школа. Принципы вальдорфской педагогики
Альтернативные учебные методики все чаще приходят сегодня на смену стандартизированным и унифицированным принципам школьного образования. И вальдорфская педагогика – одна из таких образовательных технологий. Она привлекает отсутствием оценок, индивидуальным планом обучения каждого ученика, развитием творческих способностей ребенка.
Что такое вальдорфская школа
Вальдорфская педагогика – это одна из альтернативных педагогических общеобразовательных систем, основанная на принципах антропософии. Возникнув как религиозно-мистическое учение, антропософия со временем превратилась в «науку о духе», направленную на саморазвитие, духовное познание, любовь человека к природе и к ближним.
История вальдорфской педагогики
Вальдорфская педагогика родилась в самом начале ХХ-го столетия, а название свое она получила от одноименной немецкой табачной компании – сотрудники предприятия жаловались, что образование их детей далеко от идеального. По их мнению, упор в учебе делался на зазубривании материала, а другим аспектам, например, творческим или развитию логического мышления, педагоги внимания не уделяли.
Собственник компании решил разработать совершенно новые принципы образования, направленные на развитие лучших качеств у учеников. Воплотить идею в жизнь взялся педагог из Австрии Рудольф Штайнер, и в 1919 году была открыта первая школа с его методикой преподавания. Сначала в ней учились только дети сотрудников табачной фабрики, но уже через несколько лет подобные учебные заведения широко распространились не только в Германии, но и за ее пределами.
Сегодня в мире открыто более тысячи вальдорфских школ (из них почти два десятка – в России) и около двух тысяч детских садов, работающих на основе этой педагогической методике. В нашей стране существуют также частные вальдорфские дошкольные студии.
Суть вальдорфского образования
Основной идеей методики стала возможность предоставить ученику все пути для развития его способностей. Причем процесс обучения должен проходить в комфортной обстановке, ученик не испытывает страха или иного стресса и не ожидает от учителя никакой оценки знаний (как положительной, так и отрицательной). Кроме собственно школьной программы, большое внимание вальдорфская методика уделяет воспитанию нравственности и других положительных качеств человека: гуманности, доверия, сочувствия, взаимоуважения.
Ранее начало обучения в вальдорфской школе не приветствуется. Сначала ученик должен в нужной степени созреть эмоционально и только потом можно начинать его учить чему-то и интеллектуально развивать. В любом учебном заведении, работающем по такой методике, царит доброжелательность, а ребенок сам выбирает наиболее привлекательные для него предметы, причем преимущественно гуманитарные.
Принципы вальдорфской педагогики
Методика пропагандирует:
- культ детства – дети даже в процессе обучения должны наслаждаться своим возрастом;
- спокойная, похожая на домашнюю, атмосфера;
- активное использование в процессе учебы природных материалов;
- отсутствие технических средств обучения – телевизора, ПК, планшетов.
Учебники в вальдорфских школах тоже отсутствуют, носителем знаний в них выступает учитель. В средних классах на уроках начинают появляться рабочие тетради, словари и атласы, а в старших – специальная литература, причем в одном классе дети могут заниматься по разным книгам.
Кроме того, обязательно учитываются особенности детской физиологии, в частности, этапы созревания мозга. Первые несколько лет обучения дети занимаются преимущественно рисованием, устной литературой, музыкой, эвритмией Позже акцент смещается на творчество, постановку спектаклей и перформансов для более активного развития абстрактного мышления. И только старшеклассникам начинают преподавать академические дисциплины. Последние годы обучения обязательно содержат в программе производственную (ремесленную) и социальную практику. Последняя организуется в медицинских учреждениях, домах престарелых и других подобных заведениях.
Оценки в вальдорфской школе выставляются только тем ученикам, которые планируют переходить на обучение в традиционное учебное заведение. У остальных выполненные работы преподаватель только анализирует, указывает сильные и слабые стороны, экзамены дети не сдают. В конце четверти или учебного года каждый ребенок получает от воспитателя подробную письменную характеристику своей деятельности.
Активно используется «метод погружения» – практикуется изучение только одной дисциплины в течение примерно одного месяца, и этот главный урок обязательно стоит в учебном расписании первым.
Если на текущем этапе ученик не может овладеть знаниями в полной мере, или если предмет вызывает у него отторжение, он временно переключается на другие дисциплины.
Также среди особенностей вальдорфской методики – акцентирование на народном творчестве и культуре. Важную роль играют сюжетно-ролевые постановки – они помогают детям научиться общаться. Обязательно в учебной программе присутствуют занятия, подчеркивающие связь человека с природой: ученики ухаживают за животными и растениями, немало времени проводят на свежем воздухе. В школьной программе обязательно присутствует рукоделие.
Ритм обучения при вальдорфском преподавании – циклический: спокойная деятельность сменяет активную и наоборот, а общение преподавателей с ребенком строится с учетом темперамента последнего и особенностей его восприятия окружающей действительности (визуал он или кинестик, к примеру) и общем типе психики (мыслитель или творец). Важна вовлеченность родителей и других членов семьи: школа организовывает совместные праздники и другие мероприятия.
Плюсы и минусы системы
Среди преимуществ методики – максимально комфортная обстановка при обучении и отсутствие стресса от отметок. Ребенок всесторонне развивает свои творческие способности, а в целом итогом обучения станет масса положительных личностных качеств, позитивный взгляд на мир. Ему на углубленном уровне преподаются гуманитарные дисциплины и ремесла по выбору.
Однако методика имеет не только достоинства, но и недостатки:
- Не уделяется достаточного внимания точным наукам, отчего выпускникам вальдорфской школы бывает сложно поступить в заведение технической направленности и в дальнейшем обучаться там.
- Среда школы имеет некоторую «искусственность», и ребенок может не адаптироваться к реальному миру.
Перейти в младших классах из вальдорфской школы в обычную нелегко: к примеру, до третьего класса там ученики пишут преимущественно только печатными буквами. Кроме того, выпускники этой альтернативной школы, испытывают страх перед экзаменами, так как в процессе своего обучения они с ними не сталкивались.
Кому подойдет методика
Поступление в вальдорфскую школу – отличный вариант для ребенка из семьи, которой близки основы учения Рудольфа Штайнера, среди которых спокойное отношение к материальным благам, уважение к народной культуре, любовь к искусству. Но надо понимать, что детям, склонным к математике, физике и другим точным наукам, такая педагогика может не подойти.
Выбор методики обучения в пользу вальдорфской должен быть продуманным. Предварительно стоит изучить ее основы и опыт других учащихся, не лишним будет заранее познакомиться с педагогом и только после того, как будут взвешены все «за» и «против», принимать окончательное решение.
Рейтинг: 5/5 — 1 голосов
Waldorf Education — Ассоциация вальдорфских школ Северной Америки
Вальдорфские школы предлагают подход к образованию, соответствующий уровню развития, экспериментальному и академически строгому. Они включают искусство во все учебные дисциплины для детей от дошкольного до двенадцатого класса, чтобы улучшить и обогатить обучение. Вальдорфское образование направлено на то, чтобы вдохновить всех учащихся на обучение на протяжении всей жизни и дать им возможность полностью развить свои уникальные способности.
Основанная в начале 20 века, система образования Waldorf основана на идеях, учениях и принципах образования, изложенных всемирно известным художником и ученым Рудольфом Штайнером.Принципы вальдорфского образования развиваются из понимания человеческого развития, которое отвечает потребностям растущего ребенка.
Музыка, танцы и театр, письмо, литература, легенды и мифы — это не просто предметы, которые нужно читать и проверять. Они опытные. Благодаря этому опыту студенты Вальдорфа развивают свои интеллектуальные, эмоциональные, физические и духовные способности, чтобы быть людьми, уверенными в своем пути, и быть полезными миру.
Профессора, которые обучали студентов Вальдорфа по многим академическим дисциплинам и в широком диапазоне кампусов — от государственных университетов до Лиги плюща, — отмечают, что выпускники Вальдорфа обладают способностью интегрировать мышление; усваивать информацию, а не запоминать отдельные факты; быть гибким, творческим и готовым идти на интеллектуальный риск; и являются лидерами с высокими этическими и моральными стандартами, которые проявляют инициативу и стремятся достичь своих целей.Выпускники Вальдорфа пользуются большим спросом в высших учебных заведениях.
Учителя в вальдорфских школах стремятся вызвать у каждого ребенка внутренний энтузиазм к обучению. Это устраняет необходимость в конкурсном тестировании, академическом размещении и поощрении для мотивации обучения и позволяет мотивации возникать изнутри. Это помогает развить способность к радостному обучению на протяжении всей жизни.
Вальдорфское образование является независимым и инклюзивным. Он поддерживает принципы свободы в образовании и привлекает независимое управление на местном, континентальном и международном уровнях.Сегодня это образование, соответствующее регионам, в сотнях школ по всему миру. Вальдорфское образование — это действительно Inspired Learning .
Ассоциация вальдорфских школ Северной Америки (AWSNA) — это некоммерческая членская организация независимых вальдорфских школ и институтов в Канаде, США и Мексике. Ассоциация была основана в 1968 году для поддержки школ и институтов.Наше видение — укреплять и развивать образование Waldorf и продвигать принципы Waldorf во всем мире. Сегодня существует более 1090 школ Waldorf / Steiner в 64 странах и 1857 детских садов Waldorf в более чем 70 странах, а также ассоциации Waldorf и центры подготовки учителей для преподавателей Waldorf и Waldorf по всему миру. В Северной Америке насчитывается более 160 школ-членов и 14 педагогических институтов.Миссия AWSNA заключается в поддержке школ посредством совместной региональной работы, профессионального развития и развития ресурсов, аккредитации, работы с общественностью и защиты интересов.Работа ассоциации основана на четырех основных ценностях . Эти значения:
AWSNA не является руководящим или управляющим агентством. Он не участвует во внутренних делах или повседневной деятельности школ-членов. Каждая школа имеет свой собственный руководящий орган — Попечительский совет. Правление несет ответственность за финансовую стабильность и будущее учреждения. Первоочередные задачи Совета являются долгосрочными и стратегическими. Рабочие вопросы, особенно споры с участием родителей, учащихся или учителей, входят в компетенцию администрации каждой школы. AWSNA придерживается политики недискриминации и равных возможностей независимо от расы, цвета кожи, религиозных убеждений, происхождения, возраста, пола, семейного положения, национального происхождения, инвалидности или инвалидности, защищенной генетической информации, статуса ветерана, сексуальной ориентации или любой другой фактор, защищенный законом. |
В Вальдорфской школе в Силиконовой долине технологии могут подождать
Разве обучение с помощью фракций тортов и вязания лучше? Сторонники Вальдорфа затрудняют сравнение, отчасти потому, что, будучи частными школами, они не проводят стандартизированных тестов в начальных классах.И они будут первыми, кто признает, что их младшие ученики могут не получить хороших результатов на таких тестах, потому что, по их словам, они не тренируют их по стандартизированной учебной программе по математике и чтению.
Отвечая на вопрос об эффективности школ, Ассоциация вальдорфских школ Северной Америки указывает на исследование аффилированной группы, показывающее, что 94 процента учащихся, окончивших средние школы Вальдорфа в Соединенных Штатах в период с 1994 по 2004 год, посещали колледжи, причем многие направляются в престижные учреждения, такие как Оберлин, Беркли и Вассар.
Конечно, эта цифра не может вызывать удивления, учитывая, что это ученики из семей, которые достаточно высоко ценят образование, чтобы искать отборную частную школу и обычно имеют средства для ее оплаты. И трудно отделить влияние низкотехнологичных методов обучения от других факторов. Например, родители учеников в школе Лос-Альтос говорят, что она привлекает хороших учителей, которые прошли обширную подготовку по подходу Вальдорфа, создавая сильное чувство миссии, которого может не хватать в других школах.
В отсутствие четких доказательств спор сводится к субъективности, выбору родителей и разногласиям по единому миру: вовлечению. Сторонники оснащения школ технологиями говорят, что компьютеры могут удерживать внимание учеников и что молодые люди, которых отучили от электронных устройств, не будут настраиваться без них.
Энн Флинн, директор по образовательным технологиям Национальной ассоциации школьных советов, которая представляет школьные советы по всей стране, сказала, что компьютеры необходимы.«Если школы имеют доступ к инструментам и могут себе их позволить, но не используют инструменты, они обманывают наших детей», — сказала г-жа Флинн.
Пол Томас, бывший преподаватель и адъюнкт-профессор педагогики в Университете Фурмана, который написал 12 книг о методах государственного образования, не согласился с этим, заявив, что «ограниченный подход к технологиям в классе всегда будет способствовать обучению».
Вальдорфская школа Орчард-Вэлли
Приходите провести лето на земле в этой программе под открытым небом под руководством опытных учителей Орчард-Вэлли.
Каждый лагерь имеет особую тематику.
Этим летом мы также предлагаем увлекательные лагеря для школьников.
День с 8:30 до 15:00, с 5 июля по 20 августа.
Стоимость составляет 325 долларов в неделю на ребенка.
Семейный лагерь для исцеления через историю, песни и природу. Мы хотим поддерживать и развивать среду большего разнообразия, интеграции и равенства в обоих наших кампусах.Лагерь включает компонент для родителей, а также предложение для разновозрастных детей 6-12 лет и возможности наставничества для учащихся 13-17 лет.
Студенты поделятся эвритмией, а также песнями и стихами из афроамериканского опыта. Мы создадим презентацию шелковой марионетки из истории Араминты, которой в конце недели поделимся с детьми младшего возраста и их родителями. Араминта — оригинальное имя Харриет Табман. Харриет приходилось полагаться на всевозможные внутренние ресурсы, чтобы узнавать друзей и сторонников, проложить свой путь к свободе и привести к свободе других.Студенты также будут рассказывать в дискуссионных кругах о том, как они признают дружбу и заключают общие соглашения о том, как быть другом.
Дети младшего возраста могут присутствовать на представлении кукол и рассказах родителей в конце недели.
Родители поделятся вступительным собранием и эвритмией, примут участие в 2-3 кратких чтениях или подкастах, подготовят краткий рассказ, примут участие в родительском вечере и посетят заключительную презентацию.
ПРЕДЛАГАЕТСЯ ДВАЖДЫ:19-23 июля в Детском саду
И
26-30 июля в OVWS GRACE FARM CAMPUS
с 8:30 до 15:00
325 долларов США НА РЕБЕНКА
семья в нашем лагере или спонсируйте семью из местного сообщества.Пожалуйста, обращайтесь: [email protected]
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИWhidbey Island Waldorf School
Спасибо!
WIWS собрал 8 119 долларов во время недавней кампании GiveBIG!
Мы все еще ищем еще 31 881 доллар. для достижения нашей цели — 40 000 долларов в Фонд доступности WIWS; поддержка семей за счет увеличения нашей помощи на обучение.
Вы можете сделать пожертвование в любое время с помощью кнопки PayPal на нашей странице пожертвований.Все суммы приветствуются, спасибо !!
Нажмите здесь, чтобы получить 21/22 Заявки на получение раннего детства и учебы Сейчас идет регистрация в летнем лагере — нажмите здесь! Whidbey Island Waldorf School отмечает 36 лет! Нажмите здесь и присоединяйтесь к нам на личном праздновании Дня открытых дверей прошлого, настоящего и будущего WIWS! Об этом мероприятииОцените красоту нашего лесного кампуса площадью 100 акров и узнайте, что делает образование Waldorf таким уникальным и крайне необходимым в современном мире.Мероприятия включают экскурсию по кампусу, экспериментальную деятельность под руководством учителя, времяпрепровождение с членами Совета WIWS, закуски и праздничный торт. Мы также расскажем о нашем Фонде помощи в обучении и о соответствующем гранте от Совета по возможностям.
Персональные экскурсии продолжаются на территории кампуса! Экскурсии проводятся каждый день после 13:00 во время занятий в школе. Экскурсии продолжатся летом.Мы будем соблюдать нормы социального дистанцирования.
Мы просим всех в возрасте от 5 лет носить маску на территории кампуса.
Напишите Карине, [email protected] , чтобы договориться о прогулке по школе.
Wiws — это общественная некоммерческая школа. чтобы помочь нашей школе процветать, нужно сообщество, все мы!Фонд доступности wiws, новый в 2021 году.
Социальная миссия Waldorf education — предоставить образование, которое является независимым, финансируемым из частных источников и доступным для всех.Мы стремимся поддерживать наши семьи как можно лучше. Нашим идеалом было бы предложить это глобальное, междисциплинарное, безопасное для развития образование бесплатно. Помогите нам в продолжении работы по обеспечению доступности и устойчивости нашего сообщества на острове Уидби.
Фонд доступности WIWS стал возможным благодаря щедрой поддержке нашего сообщества.
Чтобы подарить вальдорфское образование ребенку и его семье, которые в противном случае не могли бы себе этого позволить, рассмотрите возможность внесения пожертвования здесь: https: // wiws.org / give
Раннее детство, 1-5 классы, средняя школа
8:14 8:22 8:14Большое спасибо родителю WIWS и члену правления Джейсону Дженкинсу за снимать, редактировать и производить эти видео, вдохновляющие учителей!
Большое спасибо родителю WIWS Джастину Теннисону за съемку, монтаж и продюсирование этого замечательного видео о нашем детском саду Meadow Forest!
«Мой пятилетний ребенок посещает лесную программу.Это было УДИВИТЕЛЬНО для нее и для всей нашей семьи. Это вдохновило нас проводить больше времени на свежем воздухе и пробудило в ней глубокое чувство восхищения миром природы. Она возвращается домой с радостью, чтобы рассказать о сказочных лесных садах и бабушкином камне. Школа для нее — настоящее волшебство ».
WIWS Родитель Мелани Лопес-Гревал
Политика и практика в области здравоохранения и безопасности
WIWS воплощает современное выражение
вальдорфского образования.
Наших студентов встречают открытостью к возможностям, дают время и инструменты для развития устойчивости, а также обучают навыкам, позволяющим превращать проблемы в возможности.Мы ценим прогрессивный подход к Waldorf, в который включены новые идеи, практики и стили, чтобы поддержать и обогатить опыт каждого студента.
В это нестабильное время мы знаем одну вещь, которая никогда не изменится: родители хотят, чтобы их дети жили в теплой и заботливой среде, где их по-настоящему знают.
Хотите узнать больше?
Государственные школы, вдохновленные Вальдорфом, находятся на подъеме
ВИДЕО: Комплексный подход Уолдорфа к обучению
Продолжительность: 2:46 мин.
Примечание редактора: Осенью 2010 года школа K-8, вдохновленная Джоном Морсом Уолдорфом, переехала в новое здание и сменила название на школу K-8, вдохновленную Элис Бирни Уолдорф. Директор школы Шерил Эйнинг также вышла на пенсию.
Барбара Уоррен всегда думала, что ей предназначено стать учителем, но после десяти лет работы в начальной школе с низким доходом в Сакраменто, Калифорния, она была почти готова бросить ее.
Однако примерно в то же время школьный округ решил преобразовать школу в программу Waldorf Magnet.Поэтому вместо того, чтобы сдаться, она начала трехлетнюю программу обучения учителей в соседнем колледже Рудольфа Штайнера. «Это было для меня спасением», — говорит Уоррен. «Я нашел недостающий элемент. Мне больше не нужно было просто преподавать по учебной программе; я должен был учить детей».
Хотя первоначальные планы преобразования округа встретили сопротивление со стороны некоторых родителей и учителей в школе, Уоррен продолжила путь Вальдорфа и закончила курсы. Во время обучения она и восемь других учителей из ее первоначальной школы основали методическую школу Джона Морса Уолдорфа, которая открылась в жилом районе Сакраменто в 1997 году.
Эта школа K-8, одна из первых государственных школ, вдохновленных методами Вальдорфа, привносит музыку, искусство и движения в уроки и предлагает обучение, ориентированное на учеников, и то, что государственные школы называют циклическим процессом, за которым следует учитель. ее класс, в идеале, с первого по восьмой класс.
Спустя более 12 лет, несмотря на сокращение бюджета и возможное закрытие государственных школ в округе, Джон Морс процветает. Программа, которую районные администраторы хвалят как достойную повторения, включает план развития, поддерживаемый местными родителями, многие из которых ищут альтернативу традиционному государственному образованию.
Растем вместе с Waldorf
Вальдорфский подход к образованию начался в 1919 году в Германии, когда владелец сигаретной фабрики Waldorf-Astoria попросил философа-эзотерика Рудольфа Штайнера открыть школу для рабочих детей. Сегодня существует тысяча школ Waldorf в 91 стране, в том числе 159 в Соединенных Штатах, где Waldorf растет особенно быстро.
Традиционные вальдорфские школы являются частными, но количество государственных школ, вдохновленных методами Штайнера, растет, отчасти благодаря принятию Закона «Ни одного отстающего ребенка» и движению чартерных школ.В Соединенных Штатах насчитывается около 44 государственных школ, созданных в стиле Уолдорфа, большинство из которых являются чартерными школами K-8, расположенными на Западе.
Требования NCLB обязывают учащихся сдавать экзамены по чтению и математике на уровне своего класса, что может привести к сокращению школами времени, посвященного искусству. Но вальдорфские методы, в отличие от традиционного государственного образования, поощряют темп обучения, определяемый самими учащимися, и интеграцию искусств в уроки.
Несмотря на растущий интерес и поддержку государственных школ, основанных на подходах Вальдорфа, у движения есть свои недоброжелатели.Духовное измерение философии Вальдорфа вызвало споры и спровоцировало как минимум один судебный процесс, в котором утверждается, что религия может быть включена в школы.
Философия происходит от идеи Штайнера под названием антропософия, которая включает в себя концепцию невидимого мира с ангелами, парящими над повседневной жизнью (и классом), а также приверженность развитию внутреннего «я» для служения обществу. Однако государственные школы, вдохновленные Вальдорфом, не обучают студентов антропософии и не включают духовную практику в учебную программу.
Тем не менее, даже родители, знакомые с этим противоречием, обращают внимание на уникальный подход школы к преподаванию и обучению. Школа Джона Морса, имя которой было названо в продолжающемся судебном процессе против округа, утверждающего, что религия преподается в классе, по-прежнему может похвастаться списками ожидания для каждого класса. И поскольку методы Вальдорфа стали более доступными и понятными, все больше учителей присоединились к чартерным школам, специально вдохновленным методами Вальдорфа, или переняли некоторые из его подходов в своих классах в традиционных государственных школах.
«Вальдорфское образование становится заразительным», — говорит Бетти Стейли, ветеран вальдорфского образования, обучавшая учителей государственных школ в колледже Рудольфа Штайнера. «Многие люди считают, что в образовании должен быть другой путь».
Как работает Waldorf
Учительница Джона Морса Барбара Уоррен, которая преподавала в первом классе в прошлом году, начинает каждый учебный день с одного и того же распорядка: она пожимает каждому ученику руку и смотрит каждому ребенку в глаза перед тем, как он или она войдет в класс. Одним недавним весенним утром она спросила нескольких детей об отсутствии зубов, а затем потратила некоторое время на то, чтобы успокоить нервного студента.
«Хорошо», — говорит Уоррен студентам, когда они успокаиваются. «Мы готовы, мои милые?»
Типичный вальдорфский класс начинается с основного урока, который длится до двух часов и является наиболее академической частью дня. В своем первом классе Уоррен чередует преподавание букв в течение одного месяца и чисел в следующем — подход, разработанный для формирования у учащихся долговременной памяти.
Кредит: Барт НагельМного способов учиться: первоклассник рисует пчелу в рамках урока математики, посвященного числу шесть.
Каждой цифре и букве, которые изучают ученики, соответствует стихотворение, песня и движение. Например, когда они узнают о числе шесть, первоклассники формируют круг позади класса, а Уоррен рисует мелом соты (шестигранный шестиугольник) на полу. Она рассказывает историю о занятой пчеле. Затем ученики по очереди ходят вокруг меловой фигуры, в то время как остальная часть класса выкрикивает число, кратное шести, вплоть до 72.
В коридоре те же ученики рассказывают о улье, которое у них есть на территории кампуса.В семь лет они всесторонне интересуются пчелами, и этот интерес подпитывает их уроки математики. Согласно методу Вальдорфа, идея состоит в том, чтобы охватить детей на уровне их развития, вдохновляя их воображение, а не просто способствовать механическому запоминанию таблиц умножения.
В этом классе нет учебников. Вместо этого, когда ученики сидят за партами, они используют учебники, которые они создают и иллюстрируют по каждому предмету. В своих учебниках по математике они рисовали шестиногих пчел.Позже они садятся за стол и машут руками, чтобы сказать Уоррену, что знают числа, которые в сумме составляют 20.
Через два часа урока математики они все еще сосредоточены и энергично выполняют задачу.
Самое время учиться
Вальдорфское образование делит детство на три семилетние стадии развития: Первый этап, от рождения до семи лет, — это имитация, когда детей поощряют учиться посредством игры и движения. Второй этап развития, от семи до 14 лет, — это воображение, когда учащиеся учатся через изображения, искусство и рассказы.На этом этапе, когда считается, что эмоции учеников развиваются, практикующие Вальдорф считают, что стабильные отношения с одним учителем являются ключевыми. Третий этап, с 14 до 21 года, — это вдохновенное мышление, когда учащиеся становятся интеллектуально вовлеченными, им предлагается анализировать информацию и мыслить критически.
Метод Вальдорфа предполагает, что учителя рассчитывают время обучения так, чтобы оно совпадало с подготовкой ребенка к обучению. Например, они учат письму перед чтением, что иногда приводит к тому, что ученики начинают читать уже в третьем классе.«Мы воздерживаемся от интеллектуализации ребенка до тех пор, пока не придет время», — говорит учитель шестого класса Крис Ветстон.
В исследовании «Учимся у Рудольфа Штайнера: актуальность вальдорфского образования для реформы городских государственных школ», опубликованном в 2008 году в журнале Encounter: Education for Meaning and Social Justice, исследователь Ида Оберман пришла к выводу, что подход Вальдорфа успешно заложил основу для будущих ученых, сначала вовлекая студентов через интегрированные уроки искусств и прочные отношения, вместо того, чтобы готовить их к стандартным тестам.
При оценке четырех государственных школ Калифорнии, использующих методы Уолдорфа, Оберман обнаружила, что во втором классе учащиеся тестировались ниже своих сверстников по языковым искусствам и математике, но к восьмому классу они соответствовали или тестировали своих сверстников по тем же предметам. Наблюдатели отмечают, что второклассники приобретают любовь к учебе благодаря занятиям в классе, ориентированным на детей, которые окупаются в учебе в более поздних классах. Оберман говорит, что Джон Морс также успешно следовал стандартам штата Калифорния и обучал и удерживал учителей на впечатляющем уровне.
Учитель как член семьи
Наряду с интеграцией искусств и вниманием к развитию каждого ученика, отношения считаются решающими для успеха в философии образования Waldorf. Учителя в значительной степени полагаются на связь, которая возникает между ними и их учениками, когда они вместе переходят от первого класса до того, как ученики заканчивают восьмой класс. В течение этого времени ученики и их семьи вынуждены преодолевать конфликты с назначенным учителем, и даже если такие проблемы неизбежно возникают, ученики редко переходят на другого учителя.
В компании John Morse Крис Ветстон занимается в текущем классе шесть лет. Он говорит, что они стали как одна семья, что дает ему возможность вмешиваться на ранней стадии, когда межличностные конфликты между учениками начинают назревать. Это также дает ему преимущество, поскольку он работает над развитием индивидуального характера каждого ребенка. Родители описывают это как дар иметь другого взрослого, который знакомится с их детьми на протяжении многих лет и принимает активное участие в их развитии.
«г.Уэтстон был лучшим учителем на свете, — говорит 22-летний выпускник Джона Морса Лайал Маалуф. — Я любил Джона Морса. Эти годы до сих пор считаются одними из лучших в моей жизни. Я заложил там прочный фундамент ».
Новые стартапы в пути
В сентябре прошлого года в Сакраменто открылась первая государственная средняя школа, вдохновленная Уолдорфом, Школа искусств и наук Джорджа Вашингтона Карвера. В рамках районного плана реформирования малых школ Карвер взял на себя обанкротившуюся среднюю школу в бедном районе на окраине города.Местные дети вместе со студентами Джона Морса и частной Вальдорфской школы составляют студенческую часть средней школы. (В этом районе также есть частная вальдорфская средняя школа, которая позволила местным учащимся, участвующим в программе, продолжить традиционное вальдорфское образование от детского сада до окончания средней школы.)
С педагогическим колледжем Рудольфа Штайнера в этом районе. и многие местные родители, знакомые с начальными школами Вальдорфа, новая средняя школа получила раннюю и восторженную поддержку.Тем не менее, сторонники и участники школы считают Карвера экспериментом, потому что адаптация методов Уолдорфа к государственной средней школе — неизведанная территория для них.
В почти зеркальном отображении утреннего распорядка Джона Морса учителя Carver каждый день встречают своих учеников у дверей, пожимают им руки и смотрят им в глаза. Учителя включают искусство в учебную программу, а ученики создают свои собственные учебники по каждому предмету. Используя классический вальдорфский подход к развитию, ученики изучают драму в девятом классе, чтобы понять, где они находятся в эмоциональном плане.
Другие методы, используемые в вальдорфских школах, такие как зацикливание и ежедневный основной урок, не так практичны в средней школе, поэтому учителя интерпретируют эту тактику еще шире. Директор школы Джорджа Вашингтона Карвера Аллегра Алессандри, проработавшая в частных школах Уолдорфа в течение 20 лет, говорит, что они адаптируют цикличность так, чтобы у каждого ученика был один и тот же классный руководитель в течение четырех лет, чтобы создать прочную связь с этим человеком. Осенью 2009 года ученики девятых и десятых классов начнут двухгодичный вальдорфский базовый класс, который объединяет такие предметы, как история искусства, поэзия, искусство, драма и садоводство.
«То, что мы делаем, привлекая Waldorf к государственному сектору, развивает движение за реформы, — говорит Алессандри, который был основателем новой средней школы. «Мы меняем то, как округ смотрит на обучение, и на то, как он смотрит на успех».
Малаика Костелло-Догерти — старший редактор Edutopia.Перейдите к разделам «Вальдорфские методы, которые вы можете использовать в своем классе» и «Учебные материалы, вдохновленные Уолдорфом».
Ассоциация вальдорфских школ Северной Америки владеет зарегистрированным знаком обслуживания Waldorf для образовательных услуг.AWSNA утверждает, что ее знак обслуживания следует использовать только в названии школ, учреждений или организаций, которые получили явное разрешение от AWSNA представлять себя с Waldorf в своих именах или подзаголовках. Рекомендации по присоединению к AWSNA можно получить в ассоциации.
Вальдорфская школа | образование | Британника
Вальдорфская школа , школа, основанная на образовательной философии Рудольфа Штайнера, австрийского педагога и создателя антропософии.Первая школа Штайнера открылась в 1919 году в Штутгарте, Германия, для детей сотрудников компании Waldorf-Astoria; впоследствии его школы стали называть «вальдорфскими» школами. Первая школа Штайнера процветала, и к 1938 году школы, основанные на его философии, открылись в Австрии, Германии, Великобритании, Венгрии, Нидерландах, Норвегии и США. Политическое вмешательство нацистского режима привело к закрытию большинства вальдорфских школ в Европе до окончания Второй мировой войны. После этого вальдорфские школы восстановились, став центром одного из самых распространенных независимых образовательных движений в мире.
Философия образования Штайнера была сформулирована в противоположность традиционной немецкой образовательной практике начала 20-го века, которая была ориентирована на учителя и сосредоточена на базовой грамотности, математике, истории Германии и религии. Штайнер также не согласился с исключительностью немецкой системы, которая позволяла лишь небольшому количеству учеников продолжить обучение после 8-летней начальной школы Volksschule . Напротив, Штайнер искал педагогику, которая способствовала развитию ребенка в целом, избегая узкой ориентации на интеллект.Он хотел, чтобы его школы были открыты для всех детей, с совместным обучением и проектировались как 12-летние школы. Штайнер также предложил учителям сохранять первичное руководство школами — традиция, поддерживаемая с первой школы в 1919 году.
Штайнер был особенно заинтересован в том, чтобы увязать школьные занятия с тенденциями обучения детей в разные периоды детства. Он предположил, что развитие детей проходит три стадии. Он утверждал, что на первом этапе, от рождения до 6 или 7 лет, дети учатся путем подражания, сочувствия и опыта, поэтому учебные программы для детей младшего возраста должны вовлекать детей в традиционные жизненные занятия (например.g., выпечка, уборка, садоводство), развивать чувства с помощью искусства и стимулировать творчество и фантазию с помощью творческой игры. По словам Штайнера, вторая стадия развития — возраст от 7 до 12 или 13 лет — отмечена потребностью ребенка учиться через ритм и образы. Поэтому учащиеся второй ступени изучают изобразительное и драматическое искусство, движение, музыку и иностранные языки в вальдорфских школах. Обучение чтению начинается с 7 лет; Хотя программа обучения грамоте в вальдорфских школах подвергалась критике со стороны некоторых педагогов за то, что она начала это обучение поздно, Штайнер принял широкое определение грамотности, которое включало не только чтение и письмо, но и опыт, позволяющий учащимся черпать смысл из музыки, изобразительного искусства и танцев.На третьем этапе развития, установленном Штайнером, который охватывает период от полового созревания до юношеского возраста, учебные программы в вальдорфских школах предназначены для развития у учащихся способностей к абстрактному мышлению, концептуальным суждениям, этическому мышлению и социальной ответственности. Этот этап ориентирован на академиков с учителями, специализирующимися в областях академических предметов.
Образовательный метод, применяемый в вальдорфских школах, основан на антропософии, философии, сформулированной Штайнером, которая считала, что посредством медитации и обучения люди могут достичь более высокого сознания и войти в контакт с духовными мирами.Вопросы, связанные с антропософией, были в центре большинства критических замечаний вальдорфских школ, а работы Штайнера о расовой организации культуры и эволюции сознания привели к обвинениям в том, что расизм является неотъемлемой частью антропософии и вальдорфского образовательного метода. Другие критики утверждали, что, хотя духовная основа вальдорфского образования не может быть явно интегрирована в материал, преподаваемый в классе, он неявно присутствует и что учащиеся постоянно знакомятся с антропософскими ценностями и концепциями духовности.Такие обвинения оспариваются педагогами Вальдорфа и Ассоциацией вальдорфских школ Северной Америки, которые указывают, что современные вальдорфские школы инклюзивны в расовом и культурном отношении и не являются конфессиональными.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас .