Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Википедия семья никитиных: О семье Никитиных | САЙТ СЕМЬИ НИКИТИНЫХ – Дети Никитиных о себе | САЙТ СЕМЬИ НИКИТИНЫХ

Posted on 08.05.202021.03.2020

Содержание

  • Обсуждение:Опыт воспитания в семье Никитиных — Википедия
    • Осторожно, статья С. Самоделовой, «Московский Комсомолец», 2000 год[править код]
      • Устаревший текст[править код]
      • Конспект[править код]
      • Анализ[править код]
  • Никитина, Татьяна Хашимовна — Википедия
    • Фильмы с песнями в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных[править | править код]
  • Кем стали дети Никитиных, чью систему воспитания кто-то считал гениальной, а кто-то садистской
      • Как все начиналось
      • Как «экспериментировали» на детях
      • Почему их начали осуждать и даже травить
  • Никитина, Лена Алексеевна — Википедия
  • Никитин, Сергей Яковлевич — Википедия
  • Никитины — Википедия
        • Герб. Часть IX. № 71.[править | править код]
        • Герб. Часть XX. № 86[править | править код]
        • Герб. Часть XX. № 122.[править | править код]
        • Занесены на стену Храма Христа Спасителя г. Москва[править | править код]
  • Методика Никитиных и ее особенности — никитины борис и лена — запись пользователя florchik (florchik) в сообществе Альтернативное образование в категории Система Никитиных

Обсуждение:Опыт воспитания в семье Никитиных — Википедия

Архив обсуждений: 2013-04-01. Обсуждения потеряли актуальность в связи с тем, что в 2010 и 2013 годах статья кардинально переписывалась.

Осторожно, статья С. Самоделовой, «Московский Комсомолец», 2000 год[править код]

С 2000 года существует большая путаница вокруг семьи Никитиных. В частности, прошло обсуждается одного «выхватывания из контекста»:

  • Мне попалась одна мрачная статейка про эту семью: «ЛЮБОВЬ И СИСТЕМА», — которая завершается словами Юли: «Наша семья, простите за грубое слово, на самом деле — выродочная…» «Московский Комсомолец» не бог весть какой авторитет, но всё же…

—212.44.93.218 22:49, 21 августа 2006 (UTC)Андрей Дикун, andrei.dikun [at] gmail.com

  • А вот в каком смысловом окружении эта фраза существует в оригинале:

Алеша: Мне кажется, заслуга наших родителей состоит в том, что они пробудили в людях интерес к вопросам воспитания…

Юля: Можно сказать? У меня недавно родилась очень интересная мысль, что наша семья, простите за грубое слово, на самом деле

выродочная (грустный смех, шум). Она нетипичная, понимаете, в чем дело? И мне совсем неясно, хорошо это или плохо. Например, у нас не было так называемого трудного подросткового периода. То есть наши родители нам абсолютно доверяли, и мы им абсолютно…

— Марианна Бутеншён «Дети Никитиных выросли», 1990 год

Подробнее: сайт семьи Никитиных по поводу статьи С. Самоделовой «Любовь и система».

Устаревший текст[править код]

  • Здесь приводится «Критика», находившаяся в статье с 2010 и удаленная в 2013 году по неавторитетности источников:

<начало цитаты> Не отрицая очевидную пользу методик, эту пользу объясняют самым простым образом: дети всегда оказываются в выигрыше, если родители уделяют им внимание, занимаются с ними, укрепляют их физически, держат на строгой диете в противоположность пренебрежению, закутыванию и закармливанию. Кроме того, дети Никитиных жили в зелёном пригороде. Отмечается, что семья Никитиных, фактически, образовала секту, вне стен которой дети чувствовали себя неуютно, внешний мир им был чужим. Дети не имели в достатке красивой и удобной одежды и обуви даже по советским меркам благополучия. Они скудно питались. Лакомств, вплоть до вполне простых, вроде апельсинов и сыра не имели вообще, деликатесом считали манную кашу. Одной из причин устойчивости к холоду, недоеданию и дискомфорту у детей была простая сила обстоятельств. Отец, форсируя события и используя собственные пробивные качества, отдавал детей в школу сразу в старшие классы, или перебрасывал детей из класса в класс с опережением. В школе дети часто оказывались чужаками. Они были существенно младше одноклассников, были воспитаны в несколько искусственной, сектоподобной замкнутой среде, были бедны в одежде и пользовались особым отношением учителей. Родители ценили школьные успехи детей, однако весьма снисходительно относились к прогулам, плохим итогам четвертей и слабо контролировали школьный учебный процесс, чем дети и пользовались. В школе они чувствовали себя некомфортно, а близких друзей среди одноклассников дети не имели. Будучи натренированы по школьной программе дома и имея весьма хорошую физподготовку, дети были далеки от прилежания в школе, порой откровенно игнорируя учителей и прогуливая целые дни, что им, из-за их особого положения, сходило с рук. Когда багажа знаний уже не хватало, они продолжали лениться, тройки и даже двойки в четверных оценках были нормой

[1][неавторитетный источник?][2].

«Я ходил в учениках социально опасных. Я бегал с уроков, прогуливал целые дни… Учился я, прямо скажем, скверно в силу своей совершенно безудержной лени. Я был двоечником и троечником. Неоднократно оставался на осень. У меня были жутко изрисованы учебники, по-моему, в них не было ни одной чистой страницы. Домашних заданий я почти никогда не делал… Двух или трёх учителей я искренне ненавидел. Я им доставлял много хлопот: мог, например, выйти на уроке из класса, хлопнуть дверью посильнее, если мне чем-нибудь не нравилось поведение учителя. Мою бедную классную руководительницу я не раз доводил до слёз». Алексей Никитин (старший сын)

[3][1][неавторитетный источник?]

«Я каждый раз заканчивал учебный год с двумя — тремя тройками (…). К этому я привык и не прилагал никаких усилий, чтобы учиться лучше». Иван Никитин, младший сын[1][неавторитетный источник?]

Как результат, никакого чуда из опытов над собственными детьми не произошло. Дети вполне состоялись, однако детство у них выдалось сложным и физически, и психологически, школа была для них кошмаром, им было труднее адаптироваться в обществе. Вопрос, стоило ли проводить такой эксперимент над собственными детьми, остаётся открытым. Соответственно, есть основания для критического взгляда и на книги Никитиных. С другой стороны, есть мнения[4], что причиной трудностей семьи и детей была невостребованность творческих самостоятельных личностей в тогдашнем СССР, а трудности в школе — тем, что школа была простой советской «районкой», мало пригодной для человека, сколь-либо выбивающегося своим уровнем развития из общей серой «массы».

  1. ↑ 1 2 3 С.Самоделова. Любовь и система. «Московский комсомолец» № 49 за 3 марта 2000 г. и реакция на статью
  2. ↑ В то же время, в своей книге «Мы и наши дети», глава «Предсказания не сбываются», Борис Никитин весьма положительно отзывается об изобретенной им практике опережающих переходов из класса в класс, а своих детей описывает как практически образцовых школьников, отличников и «хорошистов»
  3. ↑ «Журналисты о семье Никитиных» // Ребенок 007 — введение, защищающее Никитиных от журналистской агрессии, заканчивается словами: «Как же можно оболгать целую семью читайте в оригинале статьи ниже …», далее приводится статья С.Самоделовой
  4. ↑ Ася Штейн Б. П. Никитин: Дон Кихот семейной педагогики // Интернет-магазин «Умный ребенок».

<конец цитаты>

  • Для желающих вернуть в статью доводы Самоделовой, предлагаю сперва обсудить здесь.

Конспект[править код]

  1. внимание к детям само по себе полезно: исключить закутывание, закармливание, экологию — Принципы внимания к детям и умеренности — основные у Никитиных. Ставятся под сомнение прочие принципы, но какие? Требуется уточнение и обоснование, источники.
  2. вне семьи дети чувствовали себя неуютно, значит, секта — ярлык, исключаю из критики Никитиных
  3. (сознательное) скудное питание по советским меркам, недостаток удобной одежды и обуви — неправда, исключаю, сюда же ярлык «спартанское воспитание»
  4. устойчивость к холоду, недоеданию и дискомфорту у детей — сила обстоятельств — критика относится не к Никитиным, а к закалке детей — предлагаю перенести из критики Никитиных в статью «закалка»
  5. школа с опережением, близких друзей среди одноклассников дети не имели — категорично, следствие приоритета интеллектуального развития
  6. цитаты — выхвачено из контекста, исключаю
  7. стоило ли проводить такой «эксперимент над собственными детьми» — ярлык, риторика, исключаю
  8. невостребованность творческих самостоятельных личностей в тогдашнем СССР, школа-«районка» — политическая риторика, обобщения — исключаю из критики Никитиных

Анализ[править код]

Итак, ярлыки, доведение до крайности, обвинения в жестокости, изоляции — опускаем. Из 8 найденных тезисов следует исключить 2,3,6,7,8. 1 — не самостоятельный тезис, надо дорабатывать. 4 — надо перенести в статью «закалка». 5 — переформулировано и оснавлено в статье.

Temaotheos 05:55, 21 марта 2013 (UTC)

В статье закаливание есть про воздействие холода (которое практиковали Никитины), но нет про рацион питания. А в критике есть упоминания про пищу. И ещё — если цитата из Алексея Никитина присутствует в книге Марианны Бутеншён, то почему бы не привести её в сабжевой статье, дав ссылку на Бутеншён? Kirill-Hod (обс.) 16:40, 3 июня 2019 (UTC)

Сейчас написана с точки зрения апологетов. —Bilderling 10:16, 27 сентября 2013 (UTC)

Никитина, Татьяна Хашимовна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2018; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2018; проверки требуют 16 правок. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Садыкова. Татьяна и Сергей Никитины

Татья́на Хаши́мовна Ники́тина (урождённая Сады́кова

; 31 декабря 1945, Сталинабад) — советская и российская исполнительница в жанре авторской песни. Заслуженный артист Российской Федерации (2003)[1], кандидат физико-математических наук.

Жена композитора Сергея Никитина. Отец — физик Хашим Умарович Садыков (1911—1996). Мать — преподаватель русской литературы Наталья Александровна Садыкова (1924—2009).

Родилась и выросла в Сталинабаде. В 1964 году окончила душанбинскую школу № 1 и поступила на физфак МГУ, где присоединилась к агитбригаде физфака МГУ. 23 января 1968 года вышла замуж за Сергея Никитина. С 1968 по 1977 год была участницей квинтета студентов-физиков под руководством Сергея Никитина, в который входили также Кармен Сантакреу (Carmen Santacreu), Владимир Улин и Николай Туркин. Одновременно с работой в квинтете начинает петь дуэтом с Сергеем Никитиным. К началу 1970-х годов сложился семейный исполнительский дуэт Татьяны и Сергея Никитиных, получивший признание слушателей и удостоенный наград на фестивалях авторской песни.

По окончании физфака МГУ в 1970 года поступила в аспирантуру ИБФ АН СССР, после чего работала во ВНИИТКГП. В 1978 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук. В 1985 году перешла на работу в Институт химической физики АН СССР, где проработала до 1990 года. Долгое время Татьяна и Сергей Никитины совмещали творческую деятельность с научной работой.

В 1990—1991 годах Татьяна Никитина — начальник отдела культуры Октябрьского райисполкома города Москвы, в 1991 году — заместитель префекта Центрального округа Москвы, с 1992 по 1994 год — заместитель министра культуры РФ. Лауреат Царскосельской художественной премии совместно с Сергеем Никитиным «За многолетнюю преданность русской поэзии». В 2003 году получила звание заслуженной артистки РФ.

Наиболее известные песни в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных — «Резиновый ёжик», «Брич-Мулла», «Когда мы были молодые», «Переведи меня через майдан», «Весеннее танго», «Под музыку Вивальди» и «Александра».

  • Отец — Хашим Умарович Садыков (1911—1996), физик.
  • Мать — Наталья Александровна Садыкова (1924—2009), преподаватель русской литературы.
  • Муж — Сергей Яковлевич Никитин (8 марта 1944, Москва) (с 23 января 1968 года).
    • Сын Александр (род. 1971).
      • Невестка Мэри-Бэт.
      • Внучка Наталья (род. 2003).
      • Внук Данила (род. 2007).

Фильмы с песнями в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных[править | править код]

ГодНазваниеЖанрРольПримечание
1976Золотая речкафильмисполнительница (совместно с С. Никитиным)реж. В. Дорман, композитор М. Таривердиев
1977Почти смешная историяфильмисполнительница (совместно с С. Никитиным), музыка С. Никитинареж. П. Фоменко
1978Сказка о потерянном временимультфильмисполнительница (совместно с С. Никитиным), музыка С. Никитинастихи Ю. Мориц
1979Большой секрет для маленькой компаниимультфильмисполнительница (совместно с С. Никитиным), музыка С. Никитинастихи, сценарий Ю. Мориц
1979Сэр Вальтер Скотт, страницы жизни и творчествателефильмисполнительница (совместно с С. Никитиным), музыка С. Никитинастихи В. Левина, сценарий Ф.Ветрова
1979Али-Баба и сорок разбойниковмузыкальный спектакльисполнительница, актриса; музыка В. Берковского и С. Никитиналибретто В. Смехова
1980Москва слезам не веритфильмисполнительница (совместно с С.Никитиным), музыка С.Никитинареж. В. Меньшов, стихи Д. Сухарева, Ю. Визбора, Ю. Левитанского. В 1980 г. фильм получил премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
1980Старый Новый годфильмисполнительница (совместно с С. Никитиным), актриса; музыка С. НикитинаТ. и С. Никитины снялись в эпизоде на лестничной клетке
1981Ёжик плюс черепахамультфильмисполнительница (совместно с С. Никитиным)стихи Редьярда Киплинга в переводе С. Маршака музыка В. Берковского и М. Синельникова
1981Мальчик шёл, сова летеламультфильмисполнительница (совместно с С. Никитиным), музыка С. Никитинастихи Ю. Мориц
1982Волчья Шкурамультфильмисполнительница (совместно с С. Никитиным), музыка С. Никитинастихи Ю. Мориц
1983Али-Баба и сорок разбойниковТВ мюзиклисполнительница, актриса; музыка В. Берковского и С. Никитиналибретто В. Смехова
1985Поездки на старом автомобилефильмисполнительница (совместно с С. Никитиным), актриса; музыка С. НикитинаВ фильм вошли фрагменты оперы по водевилю А. Чехова «Предложение», которая позже стала спектаклем «А чой-то ты во фраке»
1987Забытая мелодия для флейтыфильмисполнительница (совместно с С. Никитиным)композитор А. Петров, реж. Э. Рязанов
1996Привет, дуралеи!фильмисполнительница (совместно с С. Никитиным)композитор А. Петров, реж. Э. Рязанов
2000Тихие омутыфильмисполнительница (совместно с С. Никитиным), музыка С. Никитинареж. Э. Рязанов

Кем стали дети Никитиных, чью систему воспитания кто-то считал гениальной, а кто-то садистской

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В 60–70-х годах ХХ века обычная семья Бориса и Лены Никитиных, в которой было необычно много детей, стала известна на весь СССР. Детей родилось семеро, и воспитывали их по казавшейся странной системе раннего развития. О своем опыте супруги написали множество книг, о них снимали фильмы, а изобретенные ими настольные логические игры имели немалый спрос. Но все же принципы, по которым супруги растили своих детей, постоянно подвергались осуждению.

Как все начиналось

Лена и Борис Никитины.

Инженер-авиатор Борис Никитин увлекался педагогикой и был не согласен с принятыми в СССР методами воспитания молодежи. В 50-х годах он даже пытался создать собственную школу, но власти идею не поддержали и учебное заведение открывать запретили. Со своей будущей женой Леной, учителем русского языка и литературы, он познакомился на одном из городских педагогических совещаний. Борис был старше ее на 14 лет, но схожие взгляды на жизнь и интересы – педагогика, творчество, школьные преобразования – очень быстро сблизили их.

Сложилось так, что именно в собственной семье им удалось создать «школу будущего», которую не получилось открыть в советских реалиях. В 1959 году у них родился сын Алексей, в 1960-м – Антон, затем Ольга, Анна, Юлия, в 1969-м – Иван и в 1971-м самая младшая – Любовь.

Как «экспериментировали» на детях

Никитины были уверены: физически и умственно ребенок будет развиваться сам – достаточно создать вокруг него развивающее пространство. Задача же родителей не заставлять, а направлять. А еще радоваться успехам и поддерживать его, но и не слишком опекать, чтобы ни в коем случае не подавлять самостоятельность.

Начать формировать способности нужно как можно раньше. Если же ребенку не давать этой возможности, то его таланты со временем быстро угаснут, а жизнь будет скучной.

Главными своими находками Никитины считали следующие принципы:

  • Здоровье и физическое развитие: избегание стерильности, закаливание и гимнастика с младенчества, легкая одежда, простое питание без перекармливания, домашний спорткомплекс. Супруги сделали спортивные снаряды частью домашней обстановки, и удовольствие от движения и физических нагрузок входило в жизнь детей легко.
  • Эмоциональное развитие: грудное вскармливание с первых минут жизни и прикладывание к груди по требованию, частый телесный контакт с мамой и папой, совместный сон, возможность познавать мир без лишних запретов, множество общих с родителями занятий, нацеленность на помощь другому.
  • Интеллектуальное развитие: богатая «развивающая среда», счет, буквы, чтение, географические карты, головоломки и, наконец, специальные игры, которые разработали родители. Игры были направлены на развитие аналитических и творческих способностей с учетом склонностей и интересов ребенка. Причем детей ни в коем случае не заставляли ими заниматься.
  • Творческое развитие: в семье была создана атмосфера, где приветствовалось и поддерживалось творчество во всех его видах, нестандартные решения и открытия.

Почему их начали осуждать и даже травить

Никитина, Лена Алексеевна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 мая 2016; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 мая 2016; проверки требуют 4 правки. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Никитина.

Ники́тина Ле́на Алексе́евна (31 января 1930, Болшево, Московская область — 18 мая 2014, Королёв, Московская область) — советский и российский педагог и писательница, одна из основоположников методики раннего развития[1][2], педагогики сотрудничества. Многие книги написаны в соавторстве с мужем, Борисом Павловичем Никитиным[3].

Мать, Е. А. Литвинова, — учительница. Отец, А. Д. Литвинов, — военный инженер.

В 1948 году окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году — Московский областной педагогический институт.

Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956 по 1960 — в московской железнодорожной школе № 40. С 1960 по 1980 — библиотекарь и заведующая Болшевской библиотекой.

Вместе с мужем, Борисом Павловичем, вырастили и воспитали семерых детей.

  • Никитины Б. и Л. «Первый день, первый год», М, Знание, 1978. Тираж 368 200 экз.; изд. 3-е 1994, тираж 70 000 экз.
  • Никитины Б.П. и Л.А. Наши уроки, СПб., 1992, 30 000 экз.
  • Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. — М.: Молодая гвардия, 1979.
  • Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. — М., 1989.
  • Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. — М.: Физкультура и спорт, 1990.
  • Никитины Б. и Л. «Правы ли мы?», М.: АПН РСФСР, 1963.
  • Никитина Л. А. Мама или детский сад. — М.: Просвещение, 1990.
  • Никитина Л. А. Отчий дом. — 1982.
  • Никитина Л. А. Я учусь быть мамой. — 1983.
  • Никитина Л. А. Исповедь. — 1991.

Никитин, Сергей Яковлевич — Википедия

ГодНазваниеЖанрРольПримечание
1968Вечер Михаила Светлова, или Человек, похожий на самого себяспектакль, Театр МГУ. Режиссёр П. Фоменкокомпозитор, актёр
1969Татьянин день или Руси есть веселие питиеспектакль, Театр МГУ. Режиссёр П. Фоменкокомпозиторвторой композитор спектакля Ю. Ким
1970Кошкин домспектаклькомпозиторТеатр МГУ
1974Морские воротафильмкомпозитор, совместно с В. Берковскимстихи Ю. Визбора, реж. С. Тарасов
1975Ирония судьбы, или С лёгким паром!фильмисполнителькомпозитор М. Таривердиев; не упомянут в титрах
1975Пропавшая экспедицияфильмисполнительреж. В. Дорман, композитор М. Таривердиев
1976Золотая речкафильмисполнитель (совместно с Т. Никитиной)
1976Мэри Поппинсспектакль, Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловойкомпозитор, совместно с В. Берковским
1977Почти смешная историяфильмкомпозитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной)реж. П. Фоменко
1978Пять вечеровфильмисполнитель песни Ю. Кима «Губы окаянные»реж. Н. Михалков, по пьесе А. Володина
1978Сказка о потерянном временимультфильмкомпозитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной)стихи Ю. Мориц
1979Конькиспектакль по стихам С. Михалкова, Центральный детский театркомпозитор, совместно с В. Берковским
1979Большой секрет для маленькой компаниимультфильмкомпозитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной)стихи, сценарий Ю. Мориц
1979Сэр Вальтер Скотт, страницы жизни и творчествателефильмкомпозитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной), актёрстихи В. Левина, сценарий Ф. Ветрова
1979Али-Баба и сорок разбойниковмузыкальный спектаклькомпозитор, совместно с В. Берковскимлибретто В. Смехова
1979На полюс!документальный фильмкомпозитор
1980Мурманск-198документальный фильмкомпозиторстихи П. Шубина
1980Москва слезам не веритфильмкомпозитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной)реж. В. Меньшов, стихи Д. Сухарева, Ю. Визбора, Ю. Левитанского. В 1980-м году фильм получил приз Оскар в категории «Лучший иностранный фильм года».
1980Старый Новый годфильмкомпозитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной), актёрТ. и С. Никитины снялись в эпизоде на лестничной клетке
1981Ёжик плюс черепахамультфильмисполнитель (совместно с Т. Никитиной)стихи Редьярда Киплинга в переводе С. Маршака, музыка В. Берковского и М. Синельникова
1981Мальчик шел, сова летеламультфильмкомпозитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной)стихи Ю. Мориц
1982Волчья Шкурамультфильмкомпозитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной)стихи Ю. Мориц
1983Али-Баба и сорок разбойниковТВ мюзиклкомпозитор, совместно с В. Берковскимлибретто В. Смехова
1985Полоумный Журденспектакль Центрального театра кукол имени Образцовакомпозитор
1985Встречи на Сретенкеспектакль, Театр Ленинского Комсомолакомпозиторреж. Г. Черняховский
1985Пять романсов в старом дометеле-спектаклькомпозиторреж. В. Арро, стихи Г. Букаловой
1985Поездки на старом автомобилефильмкомпозитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной), актёрВ фильм вошли фрагменты оперы по водевилю А. Чехова «Предложение», которая позже стала спектаклем «А чой-то вы во фраке»
1987Забытая мелодия для флейтыфильмисполнитель (совместно с Т. Никитиной)реж. Э. Рязанов, композитор А. Петров
1988Двенадцатая ночьспектакль, Театр-студия под руководством О. ТабаковакомпозиторУ. Шекспир
1988Каструччаспектакль, Театр-студия под руководством О. Табаковакомпозиторпьеса А. Володина
1989Река на асфальтеспектакль, Театр-студия под руководством О. Табаковакомпозитор
1990Я хочу сниматься в киноспектакль, Театр-студия под руководством О. Табаковакомпозиторпьеса Н. Саймона
1990Норд-Остспектакль, Театр-студия под руководством О. Табаковакомпозитор
1991Скрипка Ротшильдаоперакомпозиторстихи Д. Сухарева, неоконченная работа
1991Тень, или может быть всё обойдётсяфильмисполнителькомпозитор В. Дашкевич
1993Генрих IVспектаклькомпозиторУ. Шекспир
1993«А чой-то ты во фраке?»спектакль, Театр «Школа современной пьесы», реж. И. Райхельгаузкомпозитор
1993Пчёлкафильмкомпозиторреж. А. Сорокин
1996Актёры между собойводевилькомпозиторбенефис И. Муравьёвой, реж. Л. Эйдлин, стихи Д. Сухарева
1996Привет, дуралеи!фильмисполнителькомпозитор А. Петров, реж. Э. Рязанов
1998По поводу обещанного масласпектаклькомпозиторРежиссёры: Иосиф Райхельгауз, Геннадий Тулес
2000Тихие омутыфильмкомпозитор, исполнитель (вместе с Т. Никитиной)реж. Э. Рязанов
2010Рыжийспектакль, Московский театр «Мастерская Петра Фоменко»композиторреж. Е. Каменкович и Ю. Буторин
2010Русское гореспектакль, Театр «Школа современной пьесы», реж. И. Райхельгаузкомпозиторпо «Горе от Ума» А. Грибоедова

Никитины — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 декабря 2014; проверки требуют 18 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 декабря 2014; проверки требуют 18 правок.
Никитины
RU COA Nikitin 11-19.png
Описание герба:

Выдержка из Общего гербовника

В лазуревом, усеянном, золотым пламенем, щите, такой же, с червлеными глазами и языком Гриф, держащий золотой меч и такую же косу. Щит увенчан Графскою короною и тремя графскими коронованными шлемами. Нашлемники: средний – возникающий Императорский Орел, имеющий на груди червленый, с золотою каймою, щит, с вензелевым изображением Имени Императора Николая Iго. Второй – шесть значков, пересеченных серебром и лазурью, с золотыми древками. Третий – золотой сноп, за которыми на крест положены такие же меч и коса. Наметы: лазуревые с золотом. Щитодержатели: Улан Чугуевского полка и пехотный солдат.

Том и лист Общего гербовника XI, 9
Титул графы
Царство Русское
Россия Российская империя

Никитины — дворянские роды.

Опричниками Ивана Грозного числились: Богдан, Василий, Ворыпай, Дорога, Матвей Иванович, Нечай, Никифор Русинович, Андрей, Филипп и Яким Нечаевы (1573)[1].

В Гербовник внесены три фамилии Никитиных:

  1. Потомки Гавриила Прокофьевича Никитина, верстанного поместным окладом в 1628 году (Герб. Часть IX. № 71).
  2. Потомки Алексея Никитина, писанного в числе детей боярских в 1665 году (Герб. Часть X. № 60).
  3. Алексей Петрович Никитин (впоследствии граф), кавалер ордена Святого Георгия 3 степени в 1813 году (Герб. Часть X. № 19)[2].

Два из них, восходящие к XVII в., внесены в VI часть родословных книг Тверской и Тамбовской губерний.

Высочайше утверждённым 4 (17) января 1901 года мнением Государственного совета подъесаулу графу Александру Николаевичу Граббе было дозволено присоединить к своей фамилии и гербу фамилию и герб его прадеда графа А. П. Никитина и именоваться графом Граббе-Никитиным.

Другие роды Никитиных — позднейшего происхождения.

Россия герб дворян Никитиных ОГ IX, 71
Герб. Часть IX. № 71.[править | править код]

В верхней половине щита в красном и голубом полях крестообразно положены две серебряные шпаги и луна, обращённая рогами вниз. В нижней серебряной половине перпендикулярно означены две стены красного цвета и между ними золотая луна.

Щит увенчан дворянским шлемом и короной с тремя страусовыми перьями. Намёт на щите красный и голубой, подложенный золотом.

Герб. Часть XX. № 86[править | править код]

Герб потомства действительного статского советника Анатолия Николаевича Никитина: щит поделён на четыре части. В первой, зеленой части, серебряный якорь, диагонально вправо (польский герб Котвица). Во второй и третьей, серебряных частях, три зеленые шестиконечные звезды (две вверху, одна внизу) (изм. польский герб Карп). В четвёртой, зелёной части, серебряная пчела по диагонали вправо. Над щитом дворянский коронованный шлем. Нашлемник — три страусовых пера: среднее — зелёное, крайние — серебряные. Намёт зелёный с серебром. Девиз <<СИЛА В ВЕРЕ>> серебряными буквами на зеленой ленте[3].

Герб. Часть XX. № 122.[править | править код]

Герб потомства действительного статского советника Петра Иосифовича Никитина: щит рассечён. В правой, горностаевой части, два скрещенных чёрных карабина. В левой, зелёной части, вертикально, золотой пламенеющий меч. Над щитом дворянский коронованный шлем. Нашлемник — три страусовых пера: среднее — зелёное, крайние — серебряные. Намёт: зелёный с серебром[3].

  • Никитин Степан Семёнович — московский дворянин (1636-1658).
  • Никитин Трифон — подьячий, потом дьяк, воевода в Вологде (1638-1639).
  • Никитин Третьяк Васильевич — дьяк (1640), воевода в Тобольске (1646-1652) (три раза).
  • Никитин Третьяк — воевода в Дмитрове (1646-1647).
  • Никитин Герасим Петрович — воевода в Красноярске (1663-1666).
  • Никитин Матвей Петрович — московский дворянин (1672-1677).
  • Никитин Василий — дьяк (1676), воевода в Нижнем-Новгороде (1680-1682).
  • Никитин Алексей Васильевич — дьяк (1692).
  • Никитин Константин Герасимович — стряпчий (1692).
  • Никитин Иван Дементьевич — московский дворянин (1692).
  • Никитин Данила Васильевич — дьяк (1695)[4][5].
  • Никитин Александр Павлович (1824—1891) — русский генерал, командующий войсками Виленского военного округа.
  • Граф Никитин Алексей Петрович (1777—1858) — русский военачальник эпохи наполеоновских войн, генерал от кавалерии. Возведён в графское достоинство (1847).
Занесены на стену Храма Христа Спасителя г. Москва[править | править код]
  • Никитин — капитан 24-го егерского полка погиб 18-19 июля 1812 г.
  • Никитин — прапорщик Симбирского пехотного полка погиб под Смоленском 4-8 августа 1812 г.
  • Никитин — подпоручик Муромского пехотного полка погиб под Малоярославцем 12 октября 1812 г[2].
  1. ↑ Список опричников Ивана Грозного. СПб, 2003 г. Изд. Российская национальная библиотека.//Список опричников Ивана Грозного с указанием их служб и “Жалования окладом” в 1573 г.
  2. ↑ 1 2 Сост. граф Александр Бобринский.  Дворянские роды, внесенные в Общий Гербовник Всероссийской Империи: в 2-х т. – СПб,  тип. М. М. Стасюлевича, 1890. Автор: Бобринский, Александр Алексеевич (1823—1903). Часть II. стр.156-157; 266; 625.
  3. ↑ 1 2 Сост: И.В. Борисов. Дворянские гербы России: опыт учёта и описание XI-XXI частей “Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской империи”. М., ООО Старая Басманная. Тип: Форгрейфер. 2011г. Никитины. стр. 19; 294; 300. ISBN 978-5-904043-45-2.
  4. ↑ Чл.археогр.ком. А.П.  Барсуков (1839-1914). Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия по напечатанным правительственным актам. — СПб. тип М.М. Стасюлевича. 1902г. Никитины. стр. 530.  ISBN 978-5-4241-6209-1.
  5. ↑ Алфавитный указатель фамилий и лиц, упоминаемых в Боярских книгах, хранящихся в I-ом отделении московского архива министерства юстиции, с обозначением служебной деятельности каждого лица и годов состояния, в занимаемых должностях.  М., Типогр: С. Селивановского. 1853 г. Никитины. стр. 292.

Методика Никитиных и ее особенности — никитины борис и лена — запись пользователя florchik (florchik) в сообществе Альтернативное образование в категории Система Никитиных

Система Никитиных признана в Америке, Японии, Германии и родной России. Борис Павлович Никитин (21.01.1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (31.01.1930) – родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства. Они вырастили и воспитали семерых детей, на сегодняшний день у них 24 внука. 

Биография

Борис Павлович Никитин родился на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. Там - то он уже и начал создавать свои первые развивающие игры. В 1949 году он вышел в отставку и занялся научной педагогической работой в НИО Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН. В 1958 организовал группу педагогов, разрабатывал идею открытия школы, которая бы повторяла опыт Макаренко.

Лена Алексеевна Никитина родилась в 1930 году в поселке Болшево Московской области. Мать, Е.А. Литвинова, – учительница. Отец, А.Д.Литвинов, – военный инженер. В 1948 году Лена окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году – Московский областной педагогический институт. Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956-го по 1960 г. работала в московской железнодорожной школе № 40. С 1960-го по 1980 г. – библиотекарем и заведующей Болшевской библиотекой.

Будущие супруги познакомились в 1958 году на городском педагогическом совещании. Борису Павловичу на тот момент было 42 года, Лене Алексеевне – 28. Их объединили общие интересы – педагогика, творческая деятельность, школьные преобразования, ученики и преподавание.

Школу открыть не удалось, зато получилось создать свою собственную семью.

В 1959 г. у них родился сын Алексей, 1960 – Антон, затем Ольга, Анна, Юля, в 1969 – Иван и самая младшая – Любовь.

Как всё это начиналось

Когда в семье Никитиных появился первенец, ни о какой системе развития и воспитания не было и речи. На тот момент Борис и Лена имели довольно примитивное представление о младенцах. Они просто радовались своему сынишке, любили его и заботились о его потребностях.

Но вскоре, они стали замечать, что малыш плачет по-разному, как будто о чем-то говоря; сопротивляется, когда на него надевают чепчик, реагирует на внешние раздражители и т.д. Тогда Борис и Лена решили довериться своей интуиции и, вопреки стандартам воспитания, стали прислушиваться к желаниям и «подсказкам» своего сына, развивать его физические и интеллектуальные возможности. Теперь их малыш ел и спал не по часам, а когда хотел и сколько хотел. А бодрствование проводил, занимаясь физкультурой, закаливанием, общаясь с мамой, слушая ее песни или самостоятельно находя для себя интересные занятия.
Словом, Никитины доверились природе, или, как считает Лена Алексеевна «То, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам». И результат не заставил себя ждать – сын стал развиваться намного быстрее, чем было написано в популярной литературе.

Свои наблюдения, открытия и опыты решения проблем Никитины тщательно записывали в тетрадочки – дневники. Позже, эти записи и легли в основу книг Никитиных.

Интуитивно накопленный супругами Никитиными опыт помогал им создавать естественные условия для дальнейшего развития способностей детей, исходя из их желаний и потенциалов. Так постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок, создавались их принципы семейного воспитания.

«Правы ли мы»?

У супругов Никитиных с появлением перового ребенка начались серьезные столкновения с родными бабушками и соседями. Те считали, что Лена и Борис проводят «неумные эксперименты над своими собственными детьми».
В 1965 г о семье Никитиных был снят первый кинофильм «Правы ли мы?», в котором они рассказывали о своём опыте и возможностях раннего развития детей. Тут же стали возникать первые столкновения с педагогами и медиками, которые утверждали, что Никитины калечат своих детей. И это не удивительно, ведь в то время, то, что пропагандировали Никитины, не укладывалось ни в какие рамки консервативных советских взглядов о воспитании детей.

Но Никитины, видя своих детей здоровыми, сильными, выносливыми, закаленными, увлеченными, к трем-четырем годам осваивающими чтение и азы математики, перескакивающими в школе через классы, продолжали их воспитывать в том же духе. Конечно, многое из того, что возмущало тогдашнюю общественность, сейчас никому из нас не покажется чем-то новым или оригинальным:

- Прикладывание новорожденного к груди сразу после рождения.
- Кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. Тоже самое относится и к ребенку после года – Никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно.
- Совместный сон мамы и малыша.
- Естественное грудное вскармливание без докорма до появления первого зуба (допаивать ребенка можно только водичкой).
- Принятие воздушных ванночек, закаливающие процедуры.
- Избегание специальной стерильности.
- Обучение гигиеническим навыкам с рождения – выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью.
- Специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем – с использованием спорткомплекса.
- Предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. Это учит ребенка занимать активную жизненную позицию.
- Родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т.д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника. Это учит его в дальнейшем осторожности.
- При встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), показываем преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации.
- Если вы что-то запрещаете ребенку, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: «Рвать книги нельзя, а старую газету можно».
- Впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать.
- Для развития эмоциональной сферы ребенка очень важен физический контакт с мамой. Поэтому стараемся почаще брать ребенка на руки, или, если такой возможности нет – пусть он нас хотя бы видит или слышит наш голос.
- Хвалим ребенка, искренне радуемся его успехам, записываем динамику его достижений.
- С 11 месяцев малыш уже может испытывать сострадание и желание помогать старшим. Возбуждаем и поощряем в нем сочувствие «Мама устала, принесешь ей тапочки». Делаем дела вместе с ребенком, вместе радуемся и огорчаемся.

Главная задача воспитания – развитие способностей

Основная идея методики Никитиных - НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).

Основные принципы методики Никитиных

Сами Никитины выделяют три основных принципа, которые были выработаны ими в ходе практики жизни, в общения с детьми:

Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.

Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Никитины убеждены, что существуют две крайности, которых надо избегать. Это "заорганизованность" (сверхзаботливый уход, непрерывные занятия, развлечения, игры, в результате чего у ребенка не остается времени для самостоятельной деятельности), и "заброшенность" (когда общение с малышом сводится только к его обслуживанию – накормить, одеть, уложить спать).

Правильнее - просто радоваться успехам детей, это и будет поддерживать в них интерес. Как писал Б.Никитин « Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не "срабатывает", если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. А если упал, если неудача? Тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим ("Не горюй, еще получится!")».

И дети учат нас

Все психологические тонкости общения Никитиных со своими детьми пришли не сразу, а постигались нелегко, порой через ошибки и промахи.

И вот два тому примера:

Первый.
Когда ребенок попадал в трудное положение (упал и не мог встать, застрял и т.п.), Лена и Борис делали вид, будто не замечают этого. Малыш старался, кряхтел, плакал, но в итоге сам справлялся с ситуацией. И какое-то время Никитины считали, что они делают всё правильно. Но однажды они увидели такую неприятную картину: их второй полуторагодовалый сын плакал от ушиба и испуга, а старший трехлетний сын даже не смотрел в его сторону, как и его родители. Он был равнодушен к слезам брата. Это заставило Никитиных изменить свою тактику.

Второй.
Вся семья собралась за столом на ужин. Самый маленький из детей, ему еще не было и года , сидел у мамы на коленях. Взяв со стола ложку, он потянул было ее в рот, но уронил на пол и заплакал. Лена спустила сына на пол и сказала, чтобы тот поднял ложку. Но малыш заплакал еще громче и отпихнул ложку. Мама, не желая потакать капризам, настаивала на своем, а малыш плакал еще пуще прежнего. Все перестали есть, настроение было испорчено. «Ну тогда ты мне не нужен такой!» - сказала мама и выбежала из кухни. Плачущий малыш пополз за ней. И только опомнившись, Лена поняла, как была несправедлива к нему: «Сын искал у меня понимания и помощи, а получил – за простую оплошность - самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я... даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных
правил, а не от ребенка и его состояния...»

Ошибки воспитания

Разумно используя идеи Никитиных можно постараться вырастить своих детей здоровыми, крепкими и смышлеными. Те же явные недочеты, о которых впоследствии Лена и Борис сами писали в своих книгах, скорее, относятся именно к их семье и их слишком большой увлеченности своей же собственной системой.

1. Сосредоточенность на детях. Несмотря на то, что и Лена, и Борис работали – всё остальное время они посвящали только детям.

2. Семья Никитиных жила в искусственно - изолированном мире. Вся жизнь была сосредоточена только в их маленькой квартирке. Дети не посещали детский сад – Никитины не хотели, чтобы те проводили весь день в незнакомом месте. В результате дети и вправду чувствовали себя чужаками в обществе. В школе они были намного младше своих одноклассников и не имели друзей.

3. В семье Никитиных были перепутаны функции мужчины и женщины. Решение многих проблем легло на плечи Лены, она была ведущим лидером.

4. Серьезная жизнь порой подменялась игрой. У Никитиных была мастерская. Дети забавлялись в ней с инструментами и станками, но у них не было настоящего дела или задания, например, сделать свою табуретку, полку и т.п.

5. Никитины большое внимание уделяли развитию физических возможностей, творческому интеллекту, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона практически отсутствовала.

6. Дети в семье Никитиных, занимались только тем, что им было самим интересно, а значит легко. И соотношение «хочу» и «надо» сильно перевешивало в сторону первого. Поэтому, если что-то детям Никитиных не нравилось или было для них трудно – они этого избегали. Когда заложенный в семье багаж знаний закончился и надо было учиться и трудиться, чтобы добывать знания – никому этого делать не хотелось. Детям, не привыкшим к дисциплине, не нравилось ходить в школу – и мама оставляла их дома.

7. Семья Никитиных жила как в аквариуме – в их доме почти постоянно присутствовали какие-то посторонние люди – гости, врачи, педагоги, журналисты, «перениматели» опыта. При этом у каждого посетителя было своё видение системы – начиная от доброжелательно – положительного и заканчивая агрессивно – обвинительным. А семья и дом – это наша крепость, это личное.

Многие считали, что дети Никитиных вырастут гениями, обладающими сверхвозможностями. Но сами Лена и Борис не раз подчеркивали, что воспитывали не "вундеркиндов", а самостоятельных людей, способных вступиться за себя и ответить "нет". Дети Никитиных были одарены, интеллигентны, воспитаны в стремлении достигать цели. Все они состоялись во взрослой жизни – каждый из них является специалистом в своей области. У всех есть крепкие семьи и, как минимум , двое детей.

как правильно окончила или закончила институт

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»