Обсуждение:Опыт воспитания в семье Никитиных — Википедия
Архив обсуждений: 2013-04-01. Обсуждения потеряли актуальность в связи с тем, что в 2010 и 2013 годах статья кардинально переписывалась.
Осторожно, статья С. Самоделовой, «Московский Комсомолец», 2000 год[править код]
С 2000 года существует большая путаница вокруг семьи Никитиных. В частности, прошло обсуждается одного «выхватывания из контекста»:
- Мне попалась одна мрачная статейка про эту семью: «ЛЮБОВЬ И СИСТЕМА», — которая завершается словами Юли: «Наша семья, простите за грубое слово, на самом деле — выродочная…» «Московский Комсомолец» не бог весть какой авторитет, но всё же…
—212.44.93.218 22:49, 21 августа 2006 (UTC)Андрей Дикун, andrei.dikun [at] gmail.com
- А вот в каком смысловом окружении эта фраза существует в оригинале:
Алеша: Мне кажется, заслуга наших родителей состоит в том, что они пробудили в людях интерес к вопросам воспитания…
Юля: Можно сказать? У меня недавно родилась очень интересная мысль, что наша семья, простите за грубое слово, на самом деле
выродочная (грустный смех, шум). Она нетипичная, понимаете, в чем дело? И мне совсем неясно, хорошо это или плохо. Например, у нас не было так называемого трудного подросткового периода. То есть наши родители нам абсолютно доверяли, и мы им абсолютно… — Марианна Бутеншён «Дети Никитиных выросли», 1990 год
Подробнее: сайт семьи Никитиных по поводу статьи С. Самоделовой «Любовь и система».
Устаревший текст[править код]
- Здесь приводится «Критика», находившаяся в статье с 2010 и удаленная в 2013 году по неавторитетности источников:
<начало цитаты>
Не отрицая очевидную пользу методик, эту пользу объясняют самым простым образом: дети всегда оказываются в выигрыше, если родители уделяют им внимание, занимаются с ними, укрепляют их физически, держат на строгой диете в противоположность пренебрежению, закутыванию и закармливанию. Кроме того, дети Никитиных жили в зелёном пригороде. Отмечается, что семья Никитиных, фактически, образовала секту, вне стен которой дети чувствовали себя неуютно, внешний мир им был чужим. Дети не имели в достатке красивой и удобной одежды и обуви даже по советским меркам благополучия. Они скудно питались. Лакомств, вплоть до вполне простых, вроде апельсинов и сыра не имели вообще, деликатесом считали манную кашу. Одной из причин устойчивости к холоду, недоеданию и дискомфорту у детей была простая сила обстоятельств. Отец, форсируя события и используя собственные пробивные качества, отдавал детей в школу сразу в старшие классы, или перебрасывал детей из класса в класс с опережением. В школе дети часто оказывались чужаками. Они были существенно младше одноклассников, были воспитаны в несколько искусственной, сектоподобной замкнутой среде, были бедны в одежде и пользовались особым отношением учителей. Родители ценили школьные успехи детей, однако весьма снисходительно относились к прогулам, плохим итогам четвертей и слабо контролировали школьный учебный процесс, чем дети и пользовались. В школе они чувствовали себя некомфортно, а близких друзей среди одноклассников дети не имели. Будучи натренированы по школьной программе дома и имея весьма хорошую физподготовку, дети были далеки от прилежания в школе, порой откровенно игнорируя учителей и прогуливая целые дни, что им, из-за их особого положения, сходило с рук. Когда багажа знаний уже не хватало, они продолжали лениться, тройки и даже двойки в четверных оценках были нормой
«Я ходил в учениках социально опасных. Я бегал с уроков, прогуливал целые дни… Учился я, прямо скажем, скверно в силу своей совершенно безудержной лени. Я был двоечником и троечником. Неоднократно оставался на осень. У меня были жутко изрисованы учебники, по-моему, в них не было ни одной чистой страницы. Домашних заданий я почти никогда не делал… Двух или трёх учителей я искренне ненавидел. Я им доставлял много хлопот: мог, например, выйти на уроке из класса, хлопнуть дверью посильнее, если мне чем-нибудь не нравилось поведение учителя. Мою бедную классную руководительницу я не раз доводил до слёз». Алексей Никитин (старший сын) [3][1][неавторитетный источник?]
«Я каждый раз заканчивал учебный год с двумя — тремя тройками (…). К этому я привык и не прилагал никаких усилий, чтобы учиться лучше». Иван Никитин, младший сын[1][неавторитетный источник?]
Как результат, никакого чуда из опытов над собственными детьми не произошло. Дети вполне состоялись, однако детство у них выдалось сложным и физически, и психологически, школа была для них кошмаром, им было труднее адаптироваться в обществе. Вопрос, стоило ли проводить такой эксперимент над собственными детьми, остаётся открытым. Соответственно, есть основания для критического взгляда и на книги Никитиных. С другой стороны, есть мнения[4], что причиной трудностей семьи и детей была невостребованность творческих самостоятельных личностей в тогдашнем СССР, а трудности в школе — тем, что школа была простой советской «районкой», мало пригодной для человека, сколь-либо выбивающегося своим уровнем развития из общей серой «массы».
- ↑ 1 2 3 С.Самоделова. Любовь и система. «Московский комсомолец» № 49 за 3 марта 2000 г. и реакция на статью
- ↑ В то же время, в своей книге «Мы и наши дети», глава «Предсказания не сбываются», Борис Никитин весьма положительно отзывается об изобретенной им практике опережающих переходов из класса в класс, а своих детей описывает как практически образцовых школьников, отличников и «хорошистов»
- ↑ «Журналисты о семье Никитиных» // Ребенок 007 — введение, защищающее Никитиных от журналистской агрессии, заканчивается словами: «Как же можно оболгать целую семью читайте в оригинале статьи ниже …», далее приводится статья С.Самоделовой
- ↑ Ася Штейн Б. П. Никитин: Дон Кихот семейной педагогики // Интернет-магазин «Умный ребенок».
<конец цитаты>
- Для желающих вернуть в статью доводы Самоделовой, предлагаю сперва обсудить здесь.
Конспект[править код]
- внимание к детям само по себе полезно: исключить закутывание, закармливание, экологию — Принципы внимания к детям и умеренности — основные у Никитиных. Ставятся под сомнение прочие принципы, но какие? Требуется уточнение и обоснование, источники.
- вне семьи дети чувствовали себя неуютно, значит, секта — ярлык, исключаю из критики Никитиных
- (сознательное) скудное питание по советским меркам, недостаток удобной одежды и обуви — неправда, исключаю, сюда же ярлык «спартанское воспитание»
- устойчивость к холоду, недоеданию и дискомфорту у детей — сила обстоятельств — критика относится не к Никитиным, а к закалке детей — предлагаю перенести из критики Никитиных в статью «закалка»
- школа с опережением, близких друзей среди одноклассников дети не имели — категорично, следствие приоритета интеллектуального развития
- цитаты — выхвачено из контекста, исключаю
- стоило ли проводить такой «эксперимент над собственными детьми» — ярлык, риторика, исключаю
- невостребованность творческих самостоятельных личностей в тогдашнем СССР, школа-«районка» — политическая риторика, обобщения — исключаю из критики Никитиных
Анализ[править код]
Итак, ярлыки, доведение до крайности, обвинения в жестокости, изоляции — опускаем. Из 8 найденных тезисов следует исключить 2,3,6,7,8. 1 — не самостоятельный тезис, надо дорабатывать. 4 — надо перенести в статью «закалка». 5 — переформулировано и оснавлено в статье.
Temaotheos 05:55, 21 марта 2013 (UTC)
- В статье закаливание есть про воздействие холода (которое практиковали Никитины), но нет про рацион питания. А в критике есть упоминания про пищу. И ещё — если цитата из Алексея Никитина присутствует в книге Марианны Бутеншён, то почему бы не привести её в сабжевой статье, дав ссылку на Бутеншён? Kirill-Hod (обс.) 16:40, 3 июня 2019 (UTC)
Сейчас написана с точки зрения апологетов. —Bilderling 10:16, 27 сентября 2013 (UTC)
Никитина, Татьяна Хашимовна — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2018; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2018; проверки требуют 16 правок. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Садыкова.
Татья́на Хаши́мовна Ники́тина (урождённая Сады́кова
Жена композитора Сергея Никитина. Отец — физик Хашим Умарович Садыков (1911—1996). Мать — преподаватель русской литературы Наталья Александровна Садыкова (1924—2009).
Родилась и выросла в Сталинабаде. В 1964 году окончила душанбинскую школу № 1 и поступила на физфак МГУ, где присоединилась к агитбригаде физфака МГУ. 23 января 1968 года вышла замуж за Сергея Никитина. С 1968 по 1977 год была участницей квинтета студентов-физиков под руководством Сергея Никитина, в который входили также Кармен Сантакреу (Carmen Santacreu), Владимир Улин и Николай Туркин. Одновременно с работой в квинтете начинает петь дуэтом с Сергеем Никитиным. К началу 1970-х годов сложился семейный исполнительский дуэт Татьяны и Сергея Никитиных, получивший признание слушателей и удостоенный наград на фестивалях авторской песни.
По окончании физфака МГУ в 1970 года поступила в аспирантуру ИБФ АН СССР, после чего работала во ВНИИТКГП. В 1978 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук. В 1985 году перешла на работу в Институт химической физики АН СССР, где проработала до 1990 года. Долгое время Татьяна и Сергей Никитины совмещали творческую деятельность с научной работой.
В 1990—1991 годах Татьяна Никитина — начальник отдела культуры Октябрьского райисполкома города Москвы, в 1991 году — заместитель префекта Центрального округа Москвы, с 1992 по 1994 год — заместитель министра культуры РФ. Лауреат Царскосельской художественной премии совместно с Сергеем Никитиным «За многолетнюю преданность русской поэзии». В 2003 году получила звание заслуженной артистки РФ.
Наиболее известные песни в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных — «Резиновый ёжик», «Брич-Мулла», «Когда мы были молодые», «Переведи меня через майдан», «Весеннее танго», «Под музыку Вивальди» и «Александра».
- Отец — Хашим Умарович Садыков (1911—1996), физик.
- Мать — Наталья Александровна Садыкова (1924—2009), преподаватель русской литературы.
- Муж — Сергей Яковлевич Никитин (8 марта 1944, Москва) (с 23 января 1968 года).
- Сын Александр (род. 1971).
- Невестка Мэри-Бэт.
- Внучка Наталья (род. 2003).
- Внук Данила (род. 2007).
- Сын Александр (род. 1971).
Фильмы с песнями в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных[править | править код]
Год | Название | Жанр | Роль | Примечание |
---|---|---|---|---|
1976 | Золотая речка | фильм | исполнительница (совместно с С. Никитиным) | реж. В. Дорман, композитор М. Таривердиев |
1977 | Почти смешная история | фильм | исполнительница (совместно с С. Никитиным), музыка С. Никитина | реж. П. Фоменко |
1978 | Сказка о потерянном времени | мультфильм | исполнительница (совместно с С. Никитиным), музыка С. Никитина | стихи Ю. Мориц |
1979 | Большой секрет для маленькой компании | мультфильм | исполнительница (совместно с С. Никитиным), музыка С. Никитина | стихи, сценарий Ю. Мориц |
1979 | Сэр Вальтер Скотт, страницы жизни и творчества | телефильм | исполнительница (совместно с С. Никитиным), музыка С. Никитина | стихи В. Левина, сценарий Ф.Ветрова |
1979 | Али-Баба и сорок разбойников | музыкальный спектакль | исполнительница, актриса; музыка В. Берковского и С. Никитина | либретто В. Смехова |
1980 | Москва слезам не верит | фильм | исполнительница (совместно с С.Никитиным), музыка С.Никитина | реж. В. Меньшов, стихи Д. Сухарева, Ю. Визбора, Ю. Левитанского. В 1980 г. фильм получил премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». |
1980 | Старый Новый год | фильм | исполнительница (совместно с С. Никитиным), актриса; музыка С. Никитина | Т. и С. Никитины снялись в эпизоде на лестничной клетке |
1981 | Ёжик плюс черепаха | мультфильм | исполнительница (совместно с С. Никитиным) | стихи Редьярда Киплинга в переводе С. Маршака музыка В. Берковского и М. Синельникова |
1981 | Мальчик шёл, сова летела | мультфильм | исполнительница (совместно с С. Никитиным), музыка С. Никитина | стихи Ю. Мориц |
1982 | Волчья Шкура | мультфильм | исполнительница (совместно с С. Никитиным), музыка С. Никитина | стихи Ю. Мориц |
1983 | Али-Баба и сорок разбойников | ТВ мюзикл | исполнительница, актриса; музыка В. Берковского и С. Никитина | либретто В. Смехова |
1985 | Поездки на старом автомобиле | фильм | исполнительница (совместно с С. Никитиным), актриса; музыка С. Никитина | В фильм вошли фрагменты оперы по водевилю А. Чехова «Предложение», которая позже стала спектаклем «А чой-то ты во фраке» |
1987 | Забытая мелодия для флейты | фильм | исполнительница (совместно с С. Никитиным) | композитор А. Петров, реж. Э. Рязанов |
1996 | Привет, дуралеи! | фильм | исполнительница (совместно с С. Никитиным) | композитор А. Петров, реж. Э. Рязанов |
2000 | Тихие омуты | фильм | исполнительница (совместно с С. Никитиным), музыка С. Никитина | реж. Э. Рязанов |
Кем стали дети Никитиных, чью систему воспитания кто-то считал гениальной, а кто-то садистской

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
В 60–70-х годах ХХ века обычная семья Бориса и Лены Никитиных, в которой было необычно много детей, стала известна на весь СССР. Детей родилось семеро, и воспитывали их по казавшейся странной системе раннего развития. О своем опыте супруги написали множество книг, о них снимали фильмы, а изобретенные ими настольные логические игры имели немалый спрос. Но все же принципы, по которым супруги растили своих детей, постоянно подвергались осуждению.
Как все начиналось
Лена и Борис Никитины.
Инженер-авиатор Борис Никитин увлекался педагогикой и был не согласен с принятыми в СССР методами воспитания молодежи. В 50-х годах он даже пытался создать собственную школу, но власти идею не поддержали и учебное заведение открывать запретили. Со своей будущей женой Леной, учителем русского языка и литературы, он познакомился на одном из городских педагогических совещаний. Борис был старше ее на 14 лет, но схожие взгляды на жизнь и интересы – педагогика, творчество, школьные преобразования – очень быстро сблизили их.
Сложилось так, что именно в собственной семье им удалось создать «школу будущего», которую не получилось открыть в советских реалиях. В 1959 году у них родился сын Алексей, в 1960-м – Антон, затем Ольга, Анна, Юлия, в 1969-м – Иван и в 1971-м самая младшая – Любовь.
Как «экспериментировали» на детях
Никитины были уверены: физически и умственно ребенок будет развиваться сам – достаточно создать вокруг него развивающее пространство. Задача же родителей не заставлять, а направлять. А еще радоваться успехам и поддерживать его, но и не слишком опекать, чтобы ни в коем случае не подавлять самостоятельность.
Начать формировать способности нужно как можно раньше. Если же ребенку не давать этой возможности, то его таланты со временем быстро угаснут, а жизнь будет скучной.
Главными своими находками Никитины считали следующие принципы:
- Здоровье и физическое развитие: избегание стерильности, закаливание и гимнастика с младенчества, легкая одежда, простое питание без перекармливания, домашний спорткомплекс. Супруги сделали спортивные снаряды частью домашней обстановки, и удовольствие от движения и физических нагрузок входило в жизнь детей легко.
- Эмоциональное развитие: грудное вскармливание с первых минут жизни и прикладывание к груди по требованию, частый телесный контакт с мамой и папой, совместный сон, возможность познавать мир без лишних запретов, множество общих с родителями занятий, нацеленность на помощь другому.
- Интеллектуальное развитие: богатая «развивающая среда», счет, буквы, чтение, географические карты, головоломки и, наконец, специальные игры, которые разработали родители. Игры были направлены на развитие аналитических и творческих способностей с учетом склонностей и интересов ребенка. Причем детей ни в коем случае не заставляли ими заниматься.
- Творческое развитие: в семье была создана атмосфера, где приветствовалось и поддерживалось творчество во всех его видах, нестандартные решения и открытия.
Почему их начали осуждать и даже травить
Никитина, Лена Алексеевна — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 мая 2016; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 мая 2016; проверки требуют 4 правки. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Никитина.Ники́тина Ле́на Алексе́евна (31 января 1930, Болшево, Московская область — 18 мая 2014, Королёв, Московская область) — советский и российский педагог и писательница, одна из основоположников методики раннего развития[1][2], педагогики сотрудничества. Многие книги написаны в соавторстве с мужем, Борисом Павловичем Никитиным[3].
Мать, Е. А. Литвинова, — учительница. Отец, А. Д. Литвинов, — военный инженер.
В 1948 году окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году — Московский областной педагогический институт.
Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956 по 1960 — в московской железнодорожной школе № 40. С 1960 по 1980 — библиотекарь и заведующая Болшевской библиотекой.
Вместе с мужем, Борисом Павловичем, вырастили и воспитали семерых детей.
- Никитины Б. и Л. «Первый день, первый год», М, Знание, 1978. Тираж 368 200 экз.; изд. 3-е 1994, тираж 70 000 экз.
- Никитины Б.П. и Л.А. Наши уроки, СПб., 1992, 30 000 экз.
- Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. — М.: Молодая гвардия, 1979.
- Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. — М., 1989.
- Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. — М.: Физкультура и спорт, 1990.
- Никитины Б. и Л. «Правы ли мы?», М.: АПН РСФСР, 1963.
- Никитина Л. А. Мама или детский сад. — М.: Просвещение, 1990.
- Никитина Л. А. Отчий дом. — 1982.
- Никитина Л. А. Я учусь быть мамой. — 1983.
- Никитина Л. А. Исповедь. — 1991.
Год | Название | Жанр | Роль | Примечание |
---|---|---|---|---|
1968 | Вечер Михаила Светлова, или Человек, похожий на самого себя | спектакль, Театр МГУ. Режиссёр П. Фоменко | композитор, актёр | |
1969 | Татьянин день или Руси есть веселие питие | спектакль, Театр МГУ. Режиссёр П. Фоменко | композитор | второй композитор спектакля Ю. Ким |
1970 | Кошкин дом | спектакль | композитор | Театр МГУ |
1974 | Морские ворота | фильм | композитор, совместно с В. Берковским | стихи Ю. Визбора, реж. С. Тарасов |
1975 | Ирония судьбы, или С лёгким паром! | фильм | исполнитель | композитор М. Таривердиев; не упомянут в титрах |
1975 | Пропавшая экспедиция | фильм | исполнитель | реж. В. Дорман, композитор М. Таривердиев |
1976 | Золотая речка | фильм | исполнитель (совместно с Т. Никитиной) | |
1976 | Мэри Поппинс | спектакль, Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой | композитор, совместно с В. Берковским | |
1977 | Почти смешная история | фильм | композитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной) | реж. П. Фоменко |
1978 | Пять вечеров | фильм | исполнитель песни Ю. Кима «Губы окаянные» | реж. Н. Михалков, по пьесе А. Володина |
1978 | Сказка о потерянном времени | мультфильм | композитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной) | стихи Ю. Мориц |
1979 | Коньки | спектакль по стихам С. Михалкова, Центральный детский театр | композитор, совместно с В. Берковским | |
1979 | Большой секрет для маленькой компании | мультфильм | композитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной) | стихи, сценарий Ю. Мориц |
1979 | Сэр Вальтер Скотт, страницы жизни и творчества | телефильм | композитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной), актёр | стихи В. Левина, сценарий Ф. Ветрова |
1979 | Али-Баба и сорок разбойников | музыкальный спектакль | композитор, совместно с В. Берковским | либретто В. Смехова |
1979 | На полюс! | документальный фильм | композитор | |
1980 | Мурманск-198 | документальный фильм | композитор | стихи П. Шубина |
1980 | Москва слезам не верит | фильм | композитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной) | реж. В. Меньшов, стихи Д. Сухарева, Ю. Визбора, Ю. Левитанского. В 1980-м году фильм получил приз Оскар в категории «Лучший иностранный фильм года». |
1980 | Старый Новый год | фильм | композитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной), актёр | Т. и С. Никитины снялись в эпизоде на лестничной клетке |
1981 | Ёжик плюс черепаха | мультфильм | исполнитель (совместно с Т. Никитиной) | стихи Редьярда Киплинга в переводе С. Маршака, музыка В. Берковского и М. Синельникова |
1981 | Мальчик шел, сова летела | мультфильм | композитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной) | стихи Ю. Мориц |
1982 | Волчья Шкура | мультфильм | композитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной) | стихи Ю. Мориц |
1983 | Али-Баба и сорок разбойников | ТВ мюзикл | композитор, совместно с В. Берковским | либретто В. Смехова |
1985 | Полоумный Журден | спектакль Центрального театра кукол имени Образцова | композитор | |
1985 | Встречи на Сретенке | спектакль, Театр Ленинского Комсомола | композитор | реж. Г. Черняховский |
1985 | Пять романсов в старом доме | теле-спектакль | композитор | реж. В. Арро, стихи Г. Букаловой |
1985 | Поездки на старом автомобиле | фильм | композитор, исполнитель (совместно с Т. Никитиной), актёр | В фильм вошли фрагменты оперы по водевилю А. Чехова «Предложение», которая позже стала спектаклем «А чой-то вы во фраке» |
1987 | Забытая мелодия для флейты | фильм | исполнитель (совместно с Т. Никитиной) | реж. Э. Рязанов, композитор А. Петров |
1988 | Двенадцатая ночь | спектакль, Театр-студия под руководством О. Табакова | композитор | У. Шекспир |
1988 | Кастручча | спектакль, Театр-студия под руководством О. Табакова | композитор | пьеса А. Володина |
1989 | Река на асфальте | спектакль, Театр-студия под руководством О. Табакова | композитор | |
1990 | Я хочу сниматься в кино | спектакль, Театр-студия под руководством О. Табакова | композитор | пьеса Н. Саймона |
1990 | Норд-Ост | спектакль, Театр-студия под руководством О. Табакова | композитор | |
1991 | Скрипка Ротшильда | опера | композитор | стихи Д. Сухарева, неоконченная работа |
1991 | Тень, или может быть всё обойдётся | фильм | исполнитель | композитор В. Дашкевич |
1993 | Генрих IV | спектакль | композитор | У. Шекспир |
1993 | «А чой-то ты во фраке?» | спектакль, Театр «Школа современной пьесы», реж. И. Райхельгауз | композитор | |
1993 | Пчёлка | фильм | композитор | реж. А. Сорокин |
1996 | Актёры между собой | водевиль | композитор | бенефис И. Муравьёвой, реж. Л. Эйдлин, стихи Д. Сухарева |
1996 | Привет, дуралеи! | фильм | исполнитель | композитор А. Петров, реж. Э. Рязанов |
1998 | По поводу обещанного масла | спектакль | композитор | Режиссёры: Иосиф Райхельгауз, Геннадий Тулес |
2000 | Тихие омуты | фильм | композитор, исполнитель (вместе с Т. Никитиной) | реж. Э. Рязанов |
2010 | Рыжий | спектакль, Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» | композитор | реж. Е. Каменкович и Ю. Буторин |
2010 | Русское горе | спектакль, Театр «Школа современной пьесы», реж. И. Райхельгауз | композитор | по «Горе от Ума» А. Грибоедова |
Никитины — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 декабря 2014; проверки требуют 18 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 декабря 2014; проверки требуют 18 правок.Никитины | |
---|---|
![]() | |
Описание герба: Выдержка из Общего гербовника В лазуревом, усеянном, золотым пламенем, щите, такой же, с червлеными глазами и языком Гриф, держащий золотой меч и такую же косу. Щит увенчан Графскою короною и тремя графскими коронованными шлемами. Нашлемники: средний – возникающий Императорский Орел, имеющий на груди червленый, с золотою каймою, щит, с вензелевым изображением Имени Императора Николая Iго. Второй – шесть значков, пересеченных серебром и лазурью, с золотыми древками. Третий – золотой сноп, за которыми на крест положены такие же меч и коса. Наметы: лазуревые с золотом. Щитодержатели: Улан Чугуевского полка и пехотный солдат. | |
Том и лист Общего гербовника | XI, 9 |
Титул | графы |
Царство Русское | |
![]() |
Никитины — дворянские роды.
Опричниками Ивана Грозного числились: Богдан, Василий, Ворыпай, Дорога, Матвей Иванович, Нечай, Никифор Русинович, Андрей, Филипп и Яким Нечаевы (1573)[1].
В Гербовник внесены три фамилии Никитиных:
- Потомки Гавриила Прокофьевича Никитина, верстанного поместным окладом в 1628 году (Герб. Часть IX. № 71).
- Потомки Алексея Никитина, писанного в числе детей боярских в 1665 году (Герб. Часть X. № 60).
- Алексей Петрович Никитин (впоследствии граф), кавалер ордена Святого Георгия 3 степени в 1813 году (Герб. Часть X. № 19)[2].
Два из них, восходящие к XVII в., внесены в VI часть родословных книг Тверской и Тамбовской губерний.
Высочайше утверждённым 4 (17) января 1901 года мнением Государственного совета подъесаулу графу Александру Николаевичу Граббе было дозволено присоединить к своей фамилии и гербу фамилию и герб его прадеда графа А. П. Никитина и именоваться графом Граббе-Никитиным.
Другие роды Никитиных — позднейшего происхождения.

Герб. Часть IX. № 71.[править | править код]
В верхней половине щита в красном и голубом полях крестообразно положены две серебряные шпаги и луна, обращённая рогами вниз. В нижней серебряной половине перпендикулярно означены две стены красного цвета и между ними золотая луна.
Щит увенчан дворянским шлемом и короной с тремя страусовыми перьями. Намёт на щите красный и голубой, подложенный золотом.
Герб. Часть XX. № 86[править | править код]
Герб потомства действительного статского советника Анатолия Николаевича Никитина: щит поделён на четыре части. В первой, зеленой части, серебряный якорь, диагонально вправо (польский герб Котвица). Во второй и третьей, серебряных частях, три зеленые шестиконечные звезды (две вверху, одна внизу) (изм. польский герб Карп). В четвёртой, зелёной части, серебряная пчела по диагонали вправо. Над щитом дворянский коронованный шлем. Нашлемник — три страусовых пера: среднее — зелёное, крайние — серебряные. Намёт зелёный с серебром. Девиз <<СИЛА В ВЕРЕ>> серебряными буквами на зеленой ленте[3].
Герб. Часть XX. № 122.[править | править код]
Герб потомства действительного статского советника Петра Иосифовича Никитина: щит рассечён. В правой, горностаевой части, два скрещенных чёрных карабина. В левой, зелёной части, вертикально, золотой пламенеющий меч. Над щитом дворянский коронованный шлем. Нашлемник — три страусовых пера: среднее — зелёное, крайние — серебряные. Намёт: зелёный с серебром[3].
- Никитин Степан Семёнович — московский дворянин (1636-1658).
- Никитин Трифон — подьячий, потом дьяк, воевода в Вологде (1638-1639).
- Никитин Третьяк Васильевич — дьяк (1640), воевода в Тобольске (1646-1652) (три раза).
- Никитин Третьяк — воевода в Дмитрове (1646-1647).
- Никитин Герасим Петрович — воевода в Красноярске (1663-1666).
- Никитин Матвей Петрович — московский дворянин (1672-1677).
- Никитин Василий — дьяк (1676), воевода в Нижнем-Новгороде (1680-1682).
- Никитин Алексей Васильевич — дьяк (1692).
- Никитин Константин Герасимович — стряпчий (1692).
- Никитин Иван Дементьевич — московский дворянин (1692).
- Никитин Данила Васильевич — дьяк (1695)[4][5].
- Никитин Александр Павлович (1824—1891) — русский генерал, командующий войсками Виленского военного округа.
- Граф Никитин Алексей Петрович (1777—1858) — русский военачальник эпохи наполеоновских войн, генерал от кавалерии. Возведён в графское достоинство (1847).
Занесены на стену Храма Христа Спасителя г. Москва[править | править код]
- Никитин — капитан 24-го егерского полка погиб 18-19 июля 1812 г.
- Никитин — прапорщик Симбирского пехотного полка погиб под Смоленском 4-8 августа 1812 г.
- Никитин — подпоручик Муромского пехотного полка погиб под Малоярославцем 12 октября 1812 г[2].
- ↑ Список опричников Ивана Грозного. СПб, 2003 г. Изд. Российская национальная библиотека.//Список опричников Ивана Грозного с указанием их служб и “Жалования окладом” в 1573 г.
- ↑ 1 2 Сост. граф Александр Бобринский. Дворянские роды, внесенные в Общий Гербовник Всероссийской Империи: в 2-х т. – СПб, тип. М. М. Стасюлевича, 1890. Автор: Бобринский, Александр Алексеевич (1823—1903). Часть II. стр.156-157; 266; 625.
- ↑ 1 2 Сост: И.В. Борисов. Дворянские гербы России: опыт учёта и описание XI-XXI частей “Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской империи”. М., ООО Старая Басманная. Тип: Форгрейфер. 2011г. Никитины. стр. 19; 294; 300. ISBN 978-5-904043-45-2.
- ↑ Чл.археогр.ком. А.П. Барсуков (1839-1914). Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия по напечатанным правительственным актам. — СПб. тип М.М. Стасюлевича. 1902г. Никитины. стр. 530. ISBN 978-5-4241-6209-1.
- ↑ Алфавитный указатель фамилий и лиц, упоминаемых в Боярских книгах, хранящихся в I-ом отделении московского архива министерства юстиции, с обозначением служебной деятельности каждого лица и годов состояния, в занимаемых должностях. М., Типогр: С. Селивановского. 1853 г. Никитины. стр. 292.
Методика Никитиных и ее особенности — никитины борис и лена — запись пользователя florchik (florchik) в сообществе Альтернативное образование в категории Система Никитиных
Система Никитиных признана в Америке, Японии, Германии и родной России. Борис Павлович Никитин (21.01.1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (31.01.1930) – родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства. Они вырастили и воспитали семерых детей, на сегодняшний день у них 24 внука.как правильно окончила или закончила институтБиография
Борис Павлович Никитин родился на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. Там - то он уже и начал создавать свои первые развивающие игры. В 1949 году он вышел в отставку и занялся научной педагогической работой в НИО Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН. В 1958 организовал группу педагогов, разрабатывал идею открытия школы, которая бы повторяла опыт Макаренко.
Лена Алексеевна Никитина родилась в 1930 году в поселке Болшево Московской области. Мать, Е.А. Литвинова, – учительница. Отец, А.Д.Литвинов, – военный инженер. В 1948 году Лена окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году – Московский областной педагогический институт. Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956-го по 1960 г. работала в московской железнодорожной школе № 40. С 1960-го по 1980 г. – библиотекарем и заведующей Болшевской библиотекой.
Будущие супруги познакомились в 1958 году на городском педагогическом совещании. Борису Павловичу на тот момент было 42 года, Лене Алексеевне – 28. Их объединили общие интересы – педагогика, творческая деятельность, школьные преобразования, ученики и преподавание.
Школу открыть не удалось, зато получилось создать свою собственную семью.
В 1959 г. у них родился сын Алексей, 1960 – Антон, затем Ольга, Анна, Юля, в 1969 – Иван и самая младшая – Любовь.
Как всё это начиналось
Когда в семье Никитиных появился первенец, ни о какой системе развития и воспитания не было и речи. На тот момент Борис и Лена имели довольно примитивное представление о младенцах. Они просто радовались своему сынишке, любили его и заботились о его потребностях.
Но вскоре, они стали замечать, что малыш плачет по-разному, как будто о чем-то говоря; сопротивляется, когда на него надевают чепчик, реагирует на внешние раздражители и т.д. Тогда Борис и Лена решили довериться своей интуиции и, вопреки стандартам воспитания, стали прислушиваться к желаниям и «подсказкам» своего сына, развивать его физические и интеллектуальные возможности. Теперь их малыш ел и спал не по часам, а когда хотел и сколько хотел. А бодрствование проводил, занимаясь физкультурой, закаливанием, общаясь с мамой, слушая ее песни или самостоятельно находя для себя интересные занятия.
Словом, Никитины доверились природе, или, как считает Лена Алексеевна «То, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам». И результат не заставил себя ждать – сын стал развиваться намного быстрее, чем было написано в популярной литературе.Свои наблюдения, открытия и опыты решения проблем Никитины тщательно записывали в тетрадочки – дневники. Позже, эти записи и легли в основу книг Никитиных.
Интуитивно накопленный супругами Никитиными опыт помогал им создавать естественные условия для дальнейшего развития способностей детей, исходя из их желаний и потенциалов. Так постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок, создавались их принципы семейного воспитания.
«Правы ли мы»?
У супругов Никитиных с появлением перового ребенка начались серьезные столкновения с родными бабушками и соседями. Те считали, что Лена и Борис проводят «неумные эксперименты над своими собственными детьми».
В 1965 г о семье Никитиных был снят первый кинофильм «Правы ли мы?», в котором они рассказывали о своём опыте и возможностях раннего развития детей. Тут же стали возникать первые столкновения с педагогами и медиками, которые утверждали, что Никитины калечат своих детей. И это не удивительно, ведь в то время, то, что пропагандировали Никитины, не укладывалось ни в какие рамки консервативных советских взглядов о воспитании детей.Но Никитины, видя своих детей здоровыми, сильными, выносливыми, закаленными, увлеченными, к трем-четырем годам осваивающими чтение и азы математики, перескакивающими в школе через классы, продолжали их воспитывать в том же духе. Конечно, многое из того, что возмущало тогдашнюю общественность, сейчас никому из нас не покажется чем-то новым или оригинальным:
- Прикладывание новорожденного к груди сразу после рождения.
- Кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. Тоже самое относится и к ребенку после года – Никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно.
- Совместный сон мамы и малыша.
- Естественное грудное вскармливание без докорма до появления первого зуба (допаивать ребенка можно только водичкой).
- Принятие воздушных ванночек, закаливающие процедуры.
- Избегание специальной стерильности.
- Обучение гигиеническим навыкам с рождения – выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью.
- Специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем – с использованием спорткомплекса.
- Предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. Это учит ребенка занимать активную жизненную позицию.
- Родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т.д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника. Это учит его в дальнейшем осторожности.
- При встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), показываем преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации.
- Если вы что-то запрещаете ребенку, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: «Рвать книги нельзя, а старую газету можно».
- Впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать.
- Для развития эмоциональной сферы ребенка очень важен физический контакт с мамой. Поэтому стараемся почаще брать ребенка на руки, или, если такой возможности нет – пусть он нас хотя бы видит или слышит наш голос.
- Хвалим ребенка, искренне радуемся его успехам, записываем динамику его достижений.
- С 11 месяцев малыш уже может испытывать сострадание и желание помогать старшим. Возбуждаем и поощряем в нем сочувствие «Мама устала, принесешь ей тапочки». Делаем дела вместе с ребенком, вместе радуемся и огорчаемся.Главная задача воспитания – развитие способностей
Основная идея методики Никитиных - НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.
Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).
Основные принципы методики Никитиных
Сами Никитины выделяют три основных принципа, которые были выработаны ими в ходе практики жизни, в общения с детьми:
Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.
Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.
В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.
Никитины убеждены, что существуют две крайности, которых надо избегать. Это "заорганизованность" (сверхзаботливый уход, непрерывные занятия, развлечения, игры, в результате чего у ребенка не остается времени для самостоятельной деятельности), и "заброшенность" (когда общение с малышом сводится только к его обслуживанию – накормить, одеть, уложить спать).
Правильнее - просто радоваться успехам детей, это и будет поддерживать в них интерес. Как писал Б.Никитин « Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не "срабатывает", если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. А если упал, если неудача? Тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим ("Не горюй, еще получится!")».
И дети учат нас
Все психологические тонкости общения Никитиных со своими детьми пришли не сразу, а постигались нелегко, порой через ошибки и промахи.
И вот два тому примера:
Первый.
Когда ребенок попадал в трудное положение (упал и не мог встать, застрял и т.п.), Лена и Борис делали вид, будто не замечают этого. Малыш старался, кряхтел, плакал, но в итоге сам справлялся с ситуацией. И какое-то время Никитины считали, что они делают всё правильно. Но однажды они увидели такую неприятную картину: их второй полуторагодовалый сын плакал от ушиба и испуга, а старший трехлетний сын даже не смотрел в его сторону, как и его родители. Он был равнодушен к слезам брата. Это заставило Никитиных изменить свою тактику.Второй.
Вся семья собралась за столом на ужин. Самый маленький из детей, ему еще не было и года , сидел у мамы на коленях. Взяв со стола ложку, он потянул было ее в рот, но уронил на пол и заплакал. Лена спустила сына на пол и сказала, чтобы тот поднял ложку. Но малыш заплакал еще громче и отпихнул ложку. Мама, не желая потакать капризам, настаивала на своем, а малыш плакал еще пуще прежнего. Все перестали есть, настроение было испорчено. «Ну тогда ты мне не нужен такой!» - сказала мама и выбежала из кухни. Плачущий малыш пополз за ней. И только опомнившись, Лена поняла, как была несправедлива к нему: «Сын искал у меня понимания и помощи, а получил – за простую оплошность - самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я... даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных
правил, а не от ребенка и его состояния...»Ошибки воспитания
Разумно используя идеи Никитиных можно постараться вырастить своих детей здоровыми, крепкими и смышлеными. Те же явные недочеты, о которых впоследствии Лена и Борис сами писали в своих книгах, скорее, относятся именно к их семье и их слишком большой увлеченности своей же собственной системой.
1. Сосредоточенность на детях. Несмотря на то, что и Лена, и Борис работали – всё остальное время они посвящали только детям.
2. Семья Никитиных жила в искусственно - изолированном мире. Вся жизнь была сосредоточена только в их маленькой квартирке. Дети не посещали детский сад – Никитины не хотели, чтобы те проводили весь день в незнакомом месте. В результате дети и вправду чувствовали себя чужаками в обществе. В школе они были намного младше своих одноклассников и не имели друзей.
3. В семье Никитиных были перепутаны функции мужчины и женщины. Решение многих проблем легло на плечи Лены, она была ведущим лидером.
4. Серьезная жизнь порой подменялась игрой. У Никитиных была мастерская. Дети забавлялись в ней с инструментами и станками, но у них не было настоящего дела или задания, например, сделать свою табуретку, полку и т.п.
5. Никитины большое внимание уделяли развитию физических возможностей, творческому интеллекту, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона практически отсутствовала.
6. Дети в семье Никитиных, занимались только тем, что им было самим интересно, а значит легко. И соотношение «хочу» и «надо» сильно перевешивало в сторону первого. Поэтому, если что-то детям Никитиных не нравилось или было для них трудно – они этого избегали. Когда заложенный в семье багаж знаний закончился и надо было учиться и трудиться, чтобы добывать знания – никому этого делать не хотелось. Детям, не привыкшим к дисциплине, не нравилось ходить в школу – и мама оставляла их дома.
7. Семья Никитиных жила как в аквариуме – в их доме почти постоянно присутствовали какие-то посторонние люди – гости, врачи, педагоги, журналисты, «перениматели» опыта. При этом у каждого посетителя было своё видение системы – начиная от доброжелательно – положительного и заканчивая агрессивно – обвинительным. А семья и дом – это наша крепость, это личное.
Многие считали, что дети Никитиных вырастут гениями, обладающими сверхвозможностями. Но сами Лена и Борис не раз подчеркивали, что воспитывали не "вундеркиндов", а самостоятельных людей, способных вступиться за себя и ответить "нет". Дети Никитиных были одарены, интеллигентны, воспитаны в стремлении достигать цели. Все они состоялись во взрослой жизни – каждый из них является специалистом в своей области. У всех есть крепкие семьи и, как минимум , двое детей.