В каком возрасте ребенок должен заговорить?
Рецензент Кравцова Елена Михайловна
76183 просмотров
23 ноября 2021
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Речь — один из важных навыков ребёнка, и её формирование начинается задолго до того, как малыш самостоятельно заговорит. Младенец воспринимает речь родителей и окружающих его взрослых, подражает ей и впоследствии опирается на приобретённый опыт. Когда ребёнок должен начать говорить и как ему помочь?
Нормы развития речи у детей
Развитие речи происходит постепенно. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому может как опережать возрастные нормы, так и немного отставать. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, и родители мальчиков не всегда понимают, нужно ли беспокоиться или можно просто подождать. Причина в физиологических особенностях: созревание некоторых структур головного мозга девочек происходит быстрее. Из-за этого они лучше пополняют словарный запас в раннем возрасте. Но не только количество слов, но и другие признаки имеют значение для оценки речевого развития ребёнка. Они универсальны и для мальчиков, и для девочек.
Скорость и качество развития речи у детей индивидуальны, а нормативные границы условны. Понять, что с малышом всё в порядке, поможет педиатр. Для предварительной оценки развития речи можно ориентироваться на нормы, описанные советским психологом Львом Семёновичем Выготским [1].
До года
В первые месяцы жизни малыш слушает родителей и окружающих его взрослых.
В возрасте 6–12 месяцев ребёнок активнее имитирует звуки взрослой речи. Появляется лепет — малыш произносит одинаковые слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя». Примерно в десять месяцев дети привыкают отзываться на своё имя. К году жизни у ребёнка появляются первые короткие осмысленные слова («на», «дай», «мама»). Словарный запас составляет от 3 до 20 слов. Кроме того, малыш этого возраста правильно реагирует на просьбы что-то показать или дать (выполняет или отрицательно качает головой).
От одного года до двух лет
В год малыш повторяет слова, которые часто слышит, в речи появляются прилагательные. Ребёнок использует звуки и жесты для привлечения внимания, пропускает или заменяет сложные сочетания звуков, адаптируя речь под себя, например: «плохой — пахой».
От двух до трёх лет
В этом возрасте активно развивается способность говорить предложениями из 2–3 слов. Ребёнок начинает использовать местоимения, и предлоги. Его речь становится более понятна взрослым, он может выполнять их просьбы, состоящие из двух частей, например: «Возьми свою игрушку и дай мне». Словарный запас пополняется по 100 слов в месяц. В два-два с половиной года малыш задаёт вопросы: «Почему?», «Куда?» и т.п.
Три года
В три года ребёнок активно общается со взрослыми и сверстниками с помощью простых предложений. Он может объяснить свои желания словами. Малыш начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи, используя в том числе обобщённые названия («звери», «вещи» и т.п.). При этом ребёнок может всё ещё нечётко произносить звуки. Малышу нравится слушать знакомые сказки и стихи. Он хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Словарный запас пополняется каждый день [2].
Как помочь ребёнку заговорить
Когда дети начинают говорить первые слова, им самим это очень нравится. Основной способ помочь ребёнку заговорить — общаться с ним как можно чаще. В младенчестве малыш понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому говорить с ним нужно выразительно. Все действия, связанные с ним – купание, массаж, кормление и т.п. – сопровождать эмоционально окрашенными словами. Называть малыша по имени, проговаривать названия вещей, говорить о том, что делает сам ребёнок и как хорошо у него это получается, а также подхватывать и повторять все звуки, которые он произносит.
По мере взросления лучше использовать короткие и понятные предложения, чтобы ребёнок мог наблюдать за движением губ и применял знания в своей речи. Нужно поддерживать разговор с малышом, задавать ему вопросы и стараться вести продолжительную беседу.
Читать книги и петь песни. Можно читать ребёнку книгу и показывать персонажей на картинках. Они привлекут его внимание, а слуховое восприятие поможет запоминать новые слова. Совместное разучивание новых песенок и коротких стишков развивает речевой аппарат, а также укрепляет связь с малышом.
Развивать мелкую моторику. Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног, например: перебирать крупу, играть с бусинками и пуговицами. Центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции моторики быстрее происходит развитие речи.
Развивать словарный запас. Можно показывать и называть ребёнку окружающие предметы: до́ма, в парке, в гостях. Значение предметов стоит объяснять простым языком. Так ребёнок расширит знания об окружающем мире, выучит новые слова и будет быстрее учиться говорить.
Отказаться от языка жестов и коверканья слов. Взрослым лучше отказаться от коверканья слов, потому что ребёнок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Если малыш заменяет слова на жесты, можно сделать вид, что они непонятны. Это будет стимулировать его к произношению. Не следует доводить ребёнка до плача или истерики. Действовать стоит мягко — задавать наводящие вопросы, проговаривать слова друг за другом.
Игры на развитие артикуляционного аппарата
Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:
- песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»;
- игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе;
-
музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.
Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.
Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:
- Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки.
- Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.
-
Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.
Когда стоит обратиться к врачу
Развитие речи у каждого ребёнка происходит индивидуально, и неважно, во сколько лет или во сколько месяцев заговорили мама или папа. Для того чтобы своевременно обнаружить отставание, нужно регулярно проходить плановые осмотры у педиатра.
Если во время очередного приёма врач выявит признаки речевого расстройства, следует обратиться к неврологу и к логопеду. Специалисты составят план коррекции. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе лечения и оказывали поддержку ребёнку — от этого будет зависеть эффект занятий.
Рекомендации родителям
Список источников
1. Выготский Л. С., Психология развития ребёнка, М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)
2. Этапы развития речи ребёнка и повод для обращения к специалисту, ФГБУ «СЗОНКЦ им. Л. Г. Соколова» ФМБА России
Рецензент Кравцова Елена Михайловна
Психолог, детский и подростковый
Все статьи эксперта
Статьи о питании, развитии и здоровье ребенка
- Все статьи
- Питание
- Здоровье
- Развитие
- Семья
Возраст ребёнка
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Развитие
9125 просмотров
Учим малыша мыть руки
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Развитие
480 просмотров
Как отучить ребенка от сосания пустышки
Как отучить ребенка от ночного кормления?Видео: Детские молочные коктейли, можно ли?Выбираем первый сок: как?Как выбрать стульчик для кормленияКакие бывают каши?
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Развитие
2279 просмотров
Почему ребенок сосет палец, и как его отучить
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Развитие
17848 просмотров
12 вопросов о детских капризах: отвечает психолог Елена Кравцова
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Развитие
4011 просмотров
Утренние сборы без слёз: как научить ребенка собираться самостоятельно
Что покажет УЗИ?Колики у новорождённых: как помочьНужна ли малышу подушка для снаЧасто болеющие дети: кто они?Что такое глютен и бывает ли его непереносимость?
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Развитие
1753 просмотров
Жевательные навыки и речь: в чём связь
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Развитие
1035 просмотров
Еда руками: зачем это малышу
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Развитие
6361 просмотров
Простые правила игр с ребенком
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Развитие
5710 просмотров
Карандаши, мелки и краски: чем рисовать с малышом?
В каком возрасте малыш учится ходить10 простых шагов к горшкуНавыки самообслуживания: что и когда?Учим малыша мыть рукиБезусловные рефлексы новорожденного
Показано 9 из 98 статей
Загрузить ещё
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечивать правильную работу нашего веб-сайта,
персонализировать рекламные объявления и другие материалы, обеспечивать работу функций
социальных сетей и анализировать сетевой трафик. Мы передаем информацию об использовании
вами нашего веб-сайта своим партнерам по социальным сетям, рекламе и
аналитическим системам. Подробнее
Первые слова, обучающая деятельность и многое другое
Автор Ребекка Баффам Тейлор
В этой статье
- Когда вы услышите первые слова ребенка?
- Можно ли научить младенцев говорить?
- Если вас беспокоит задержка речи
Прежде чем дети научатся говорить на реальном языке — скажем, на английском или испанском, — они бормочут и воркуют, играя со звуками. Это детский лепет, а детский лепет звучит одинаково во всем мире.
Но когда вы услышите первые слова вашего малыша? Критические вехи в обучении ребенка говорить происходят в первые три года жизни, когда его мозг быстро развивается. В это время развитие речи вашего ребенка зависит от ваши навыки детского лепета, а также навыки вашего ребенка.
Когда вы услышите первые слова ребенка?
Первый «детский лепет» невербальный и происходит вскоре после рождения. Ваш ребенок гримасничает, плачет и корчится, чтобы выразить целый ряд эмоций и физических потребностей, от страха и голода до разочарования и сенсорной перегрузки. Хорошие родители учатся слушать и интерпретировать различные крики своего ребенка.
Время, когда ваш ребенок произнесет эти волшебные первые слова, сильно зависит от конкретного ребенка. Но если ваш ребенок пропускает какие-либо из следующих этапов развития речи, поговорите со своим педиатром или семейным врачом о своих проблемах.
Вехи детского лепета
- Детский лепет в возрасте 3 месяцев. В возрасте 3 месяцев ваш ребенок слушает ваш голос, наблюдает за вашим лицом, когда вы говорите, и поворачивается к другим голосам, звукам и музыке, которые можно услышать в доме. Многие младенцы предпочитают женский голос мужскому. Многие также предпочитают голоса и музыку, которые они слышали, когда были еще в утробе матери. К концу трехмесячного возраста младенцы начинают «ворковать» — счастливые, нежные, повторяющиеся, напевные звуки.
- Детский лепет в 6 месяцев. В 6 месяцев ваш малыш начинает лепетать разные звуки. Например, ваш малыш может сказать «ба-ба» или «да-да». К концу шестого или седьмого месяца младенцы реагируют на свои имена, узнают свой родной язык и используют свой тон голоса, чтобы сказать вам, что они счастливы или расстроены. Некоторые нетерпеливые родители интерпретируют череду лепетов «да-да» как первые слова своего ребенка — «папа!» Но лепет в этом возрасте обычно все еще состоит из случайных слогов без реального значения или понимания.
- Детский лепет в 9 месяцев. Через 9 месяцев дети могут понимать несколько основных слов, таких как «нет» и «пока-пока». Они также могут начать использовать более широкий диапазон согласных звуков и тонов голоса.
- Детский лепет в 12-18 месяцев. Большинство детей к концу 12 месяцев произносят несколько простых слов, таких как «мама» и «папа», и теперь знают, что они говорят. Они отвечают — или, по крайней мере, понимают, если не подчиняются, — ваши короткие одношаговые просьбы, такие как «Пожалуйста, отложите это».
- Детский лепет в 18 месяцев. Младенцы в этом возрасте говорят несколько простых слов и могут указывать на людей, предметы и части тела, которые вы им называете. Они повторяют слова или звуки, которые они слышат от вас, например, последнее слово в предложении. Но они часто пропускают окончания или начала слов. Например, они могут сказать «галка» вместо «собака» или «не-е-е-е-е-е» вместо «лапша».
- Детский лепет в 2 года. К 2 годам младенцы связывают несколько слов короткими фразами из двух-четырех слов, например, «мама, пока-пока» или «мое молоко». Они узнают, что слова означают больше, чем такие предметы, как «чашка», — они также означают абстрактные идеи, такие как «моя».
- Детский лепет в 3 года . К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 3 года, его словарный запас быстро расширяется, а «воображаемые» игры подстегивают понимание символического и абстрактного языка, такого как «сейчас», чувств, таких как «грустно», и пространственных понятий, таких как «внутри».
Можете ли вы научить детей говорить?
Младенцы понимают, что вы говорите, задолго до того, как они начинают ясно говорить. Многие младенцы, которые учатся говорить, сначала используют только одно или два слова, даже когда понимают 25 и более слов.
Вы можете помочь своему ребенку научиться говорить, если будете:
- Часы. Ваш ребенок может протянуть обе руки, чтобы сказать, что хочет, чтобы его взяли на руки, дать вам игрушку, чтобы сказать, что хочет поиграть, или столкнуть еду с тарелки, чтобы сказать, что с него достаточно. Улыбайтесь, смотрите в глаза и поощряйте эти ранние невербальные попытки детского лепета.
- Слушай. Обратите внимание на воркование и бормотание вашего ребенка, и воркуйте и лепетайте те же самые звуки прямо вашему ребенку. Младенцы пытаются имитировать звуки, которые издают их родители, и изменять высоту и тон, чтобы соответствовать языку, слышимому вокруг них. Так что наберитесь терпения и дайте ребенку достаточно времени, чтобы «поговорить» с вами.
- Хвала. Улыбайтесь и аплодируйте даже самым маленьким или самым запутанным попыткам детского лепета. Младенцы учатся силе речи по реакции взрослых вокруг них.
- Подражание. Младенцы любят слушать голоса своих родителей. А когда родители разговаривают с ними, это помогает развитию речи. Чем больше вы говорите с ними их «детский лепет», используя короткие, простые, но правильные слова, такие как «собака», когда ваш ребенок говорит «галка», тем больше малыши будут пытаться говорить.
- Уточнить. Если ваш ребенок показывает на стол и шумит, не давайте ему еще лапши. Вместо этого укажите на лапшу и скажите: «Хотите еще лапши? Эта лапша хорошо сочетается с сыром, не так ли?»
- Рассказ. Говорите о том, что вы делаете, когда моете, одеваете, кормите и переодеваете своего ребенка — «Давай сейчас наденем эти синие носки» или «Я разделываю твою курицу для тебя» — чтобы ребенок связал речь к этим объектам и переживаниям.
- Держись.
Даже если вы не понимаете, что говорит ваш ребенок, продолжайте пытаться. Мягко повторите то, что, по вашему мнению, было сказано, и спросите, правильно ли это. Продолжайте предлагать свое любящее внимание, чтобы ваш ребенок чувствовал себя вознагражденным за попытку поговорить.
- Пусть ваш ребенок лидирует. Во время игры следите за вниманием и интересами вашего ребенка, чтобы показать, что общение — это двусторонняя игра, в которой нужно говорить и слушать, вести и следовать.
- Играть. Поощряйте детей играть, притворяться и представлять вслух, чтобы развивать вербальные навыки, когда они станут малышами.
- Читать вслух. Читатели на всю жизнь исходят от маленьких детей, которые получают массу удовольствия и расслабляющего опыта от чтения вслух.
Если вы обеспокоены задержкой речи
Следите за любыми признаками серьезной задержки речи у вашего ребенка и поговорите со своим врачом, если почувствуете наличие проблемы. Задержка речи может произойти по ряду причин, но чем раньше будет диагностирована проблема речи у младенцев, тем больше времени у вас будет, чтобы исправить ее и помочь вашему ребенку полностью раскрыть свой потенциал до школьного возраста. После консультации с педиатром, вот что можно сделать, чтобы помочь с задержкой речи:
- Пройдите проверку слуха. У троих из 1000 новорожденных наблюдается потеря слуха, что может привести к задержке речевого развития. В большинстве штатов требуется проверка слуха в больнице сразу после рождения. Отведите ребенка на полное обследование слуха к 3 месяцам, если он не проходит начальную проверку слуха.
- Обратитесь к логопеду. SLP может диагностировать и лечить определенные нарушения речи, языка или голоса, которые вызывают задержку речи. Лечение может включать предоставление родителям советов и игр, чтобы улучшить речевые проблемы у младенцев и улучшить языковые навыки ребенка.
- Рассмотреть возможность скрининга развития.
До 17% детей в США имеют нарушения развития или поведения, такие как расстройства аутистического спектра или когнитивные нарушения. Спросите врача вашего ребенка о скрининге на эти проблемы развития, которые могут вызвать задержку речи.
Какой первый шаг для того, чтобы дети научились говорить? Поощряйте первые слова вашего ребенка своим частым воркованием, лепетом, разговорами и пением. Продолжайте отвечать позитивно и проявлять заботу. Когда дело доходит до детского лепета, это лучший строительный блок.
Когда начинать разговор: руководство для родителей
Страшный «разговор о сексе» с вашими детьми, который иногда называют «птицами и пчелами», обязательно произойдет в какой-то момент.
Но когда его лучше всего иметь? Хотя у вас может возникнуть соблазн отложить это как можно дольше, разговор с вашими детьми рано и часто является лучшим способом убедиться, что они делают правильный выбор в отношении половой зрелости и секса во время взросления.
Важно, чтобы вы были готовы отвечать на вопросы ваших детей по мере их поступления, но нет необходимости умещать все в один разговор. Разговор будет развиваться по мере взросления вашего ребенка.
Министерство здравоохранения и социальных служб США считает, что никогда не рано начинать такие беседы со своими детьми.
Когда ваш ребенок еще совсем маленький, вы можете заметить, что он часто прикасается к своим половым органам. Такое поведение является нормальным любопытством, а не сексуальным. Тем не менее, вы можете решить эту проблему, чтобы убедиться, что ваш ребенок не делает этого публично. Возможно, вы захотите перенаправить их внимание в другое место или просто признать, что это личное и не должно делаться публично. Не ругайте и не наказывайте малыша за эти действия. Это может заставить их уделять больше внимания своим гениталиям или стыдиться разговоров о сексе. Обязательно научите своего малыша подходящим названиям для его половых органов, чтобы он мог точно сказать вам, если что-то болит или беспокоит его.
По данным клиники Майо, если ваш ребенок часто мастурбирует или трогает себя, это может указывать на проблему. Им может не хватать внимания. Это может быть даже признаком сексуального насилия. Обязательно научите своего ребенка тому, что никому не разрешается прикасаться к его интимным частям без разрешения.
Если ваш ребенок не задает вам вопросы о сексе или частях своего тела, не ждите их. Обязательно начните разговор, как только они достигнут десятилетнего возраста. Период между детством и взрослостью называется подростковым возрастом. В это время ваш ребенок переживает период полового созревания, и его тело резко меняется. У девочек и мальчиков он разный.
- Девочки: Половое созревание начинается в возрасте от 9 до 13 лет. Хотя у большинства девочек менструация начинается в возрасте от 12 до 13 лет, она может начаться и в 9 лет. период. Вид крови может быть очень пугающим для молодой девушки.
- Мальчики: Половое созревание начинается в возрасте от 10 до 13 лет.
Поговорите с мальчиками об их первой эякуляции в этом возрасте, даже если они не выглядят так, как будто они переживают период полового созревания.
Не ждите одного большого разговора. Много коротких разговоров о сексе облегчают процесс и дают ребенку время подумать над каждым пунктом. Ваш ребенок может бояться говорить с вами о половом созревании. Это часто запутанное и подавляющее время в их жизни. Это совершенно нормально.
Чтобы начать разговор, часто напоминайте им, что то, что они переживают, нормально и является частью взросления. Скажи им, что ты тоже прошел через это. Как только ваш ребенок привыкнет делиться с вами такого рода информацией и мнениями, вам обоим станет намного легче продолжать разговор, пока ваш ребенок проходит подростковый период и после него.
Невозможно знать все, что интересует вашего ребенка о сексе и отношениях. Тем не менее, вы можете подготовиться к некоторым наиболее часто задаваемым вопросам.
- Откуда берутся дети?
- Почему у меня есть грудь? Когда они станут больше?
- Почему у тебя там волосы?
- Почему у меня еще нет месячных? Почему у меня месячные? Почему у мальчиков нет месячных?
- Что значит быть геем или лесбиянкой?
- Оральный секс тоже считается сексом?
- Как узнать, есть ли у меня ЗППП?
- Могу ли я забеременеть, просто дурачась?
- Моя подруга беременна, что ей делать?
Ответы на некоторые из этих вопросов могут показаться трудными или неудобными. Просто постарайтесь ответить на вопрос прямо. Ваш ребенок, вероятно, будет удовлетворен небольшим количеством информации за один раз.
Вы должны подготовиться и быть готовыми отвечать на возникающие вопросы. Тип вопросов, который задает ваш ребенок, может дать вам хорошее представление о том, что он уже знает. Следующие советы помогут вам начать работу.
- Знать анатомию. Выучите имена собственные для каждой части тела. Это касается как мужской, так и женской репродуктивной системы.
- Будьте честны. Не бойтесь признаться ребенку, что вам тоже неловко говорить об этом. Этот тип эмпатии может помочь вашему ребенку чувствовать себя более комфортно и задавать больше вопросов.
- Относ. Расскажите истории о своем взрослении.
- Внешний вид адреса. Расскажите об акне, перепадах настроения, скачках роста и гормональных изменениях, о том, как эти вещи могут происходить в разное время у разных детей и что это совершенно нормально.
- Откройте уши. Активно слушайте и держите зрительный контакт. Не задавайте слишком много вопросов и держите их в общих чертах, если вы это делаете.
- Будьте милы. Никогда не дразните, не обвиняйте и не принижайте идеи и чувства вашего ребенка.
- Будьте уважительны. Выберите для разговора тихое уединенное место. Уважайте их желание говорить только с мамой или папой на определенные темы.
- Предложите ресурсы. Составьте список веб-сайтов и книг, предлагающих информацию о сексуальности, которую вы считаете достоверной.
Куда обратиться за помощью
Существует ряд заслуживающих доверия и надежных веб-сайтов, которые предлагают точную информацию о сексуальном здоровье и развитии. Поговорив с ребенком и сообщив ему, что вы здесь, чтобы ответить на любые вопросы, которые могут у него возникнуть, вы можете предоставить ему эти ресурсы.
- Здоровье подростков
- Planned Parenthood
- Centres for Disease Control and Prevention
По мере взросления у детей возникают разные вопросы и опасения по поводу секса, полового созревания и смены тела. Адаптируйте свои ответы к конкретным вопросам, которые они задают, но не забудьте осветить следующие вопросы, если это уместно в данный момент разговора.
- Когда ваш ребенок станет маленьким и начнет понимать, что у него есть «половые органы», обязательно повторите, что никто, даже друг или член семьи, не имеет права прикасаться к этим областям.
- Информация о беременности и ЗППП (заболеваниях, передающихся половым путем), таких как гонорея, ВИЧ/СПИД и герпес, даже если вы считаете, что ваш ребенок еще не занимается сексом.
- Информация о том, как защитить себя от ЗППП и как избежать беременности.
- Как пользоваться средствами защиты (например, презервативами) во время секса и где их купить.
- Чего ожидать в отношении изменений тела, таких как рост волос на лобке и под мышками, изменения голоса (мальчики) и груди (девочки).
- Когда и как использовать дезодорант.
- Чего ожидать в отношениях и что искать в романтическом партнере.
Вы можете установить правила о том, когда можно начинать встречаться. Убедитесь, что ваш ребенок предъявляет реалистичные ожидания к своим первым отношениям.
- Что делать, если их принуждают заняться сексом до того, как они будут к этому готовы.
- Девочки: что делать в первый раз, когда у них начинается менструация, в том числе как пользоваться прокладкой и тампоном и чего ожидать в отношении боли.
- Что делать мальчикам, если они эякулируют или видят поллюции.
- Прежде всего, дайте понять, что ничто не имеет для вас большего значения, чем их безопасность и благополучие.
Если вы и ваш ребенок испытываете трудности в общении, обратитесь за помощью к своему педиатру. Они могут поговорить с вашим ребенком напрямую или могут направить вас к семейному консультанту, который специализируется на подобных проблемах. Ваш ребенок может быть не уверен в своих прыщах и других изменениях внешности. Отведите их к дерматологу, парикмахеру или ортодонту, если они начинают слишком сильно беспокоиться о том, как они выглядят.