Душа вашего ребенка. 40 вопросов родителей о детях — Марина Нефедова
В процессе воспитания детей возникает много вопросов: в чем разница в воспитании мальчиков и девочек? Как правильно разрешить конфликты братьев и сестер? Сколько ребенку нужно свободы, чтобы воспитать в нем ответственность? Что делать, когда ребенок врет? С этими и многими другими проблемами вам поможет справиться эта книга, содержащая в себе советы профессиональных психологов, православных священников, педагогов и родителей.
От редакции. Адронный коллайдер воспитания
В журнале о православной жизни «Нескучный сад» много лет просуществовала рубрика «Детский вопрос». Вопросы задавали родители, а отвечали на них эксперты — священники, педагоги и психологи. Часть вопросов и ответов, собранных в этой книге, «нескучносадовские», другая часть — новые, подготовленные специально для этого сборника.
Несмотря на то что тема воспитания детей вполне житейская, нам хочется, говоря о ней, немного подняться над бытом. Конечно, наши эксперты дают разные полезные советы, но, нам кажется, важны не технологии, с помощью которых можно успешно кого-то воспитать. Гораздо важнее вспомнить, что любой ребенок приходит в этот мир со своей уникальной душой, а у Бога о нем есть Свой замысел. Может быть, задача родителей именно в том, чтобы понять, кто живет рядом с ними, и помочь Божьему замыслу воплотиться?
«Нет на самом деле никакого специального процесса воспитания. Есть просто жизнь рядом с детьми!» — вот одна из главных идей нашей книги. Дети воспитываются, просто живя в семье. Воспитание неизбежно и непрерывно. Оно зачастую происходит помимо нашей воли и далеко не всегда в процессе «стимул — реакция» (ребенок сделал — я ответил). И совершенно необязательно перегружать детей всевозможными назиданиями. Даже наоборот. Ведь, как известно, внимательнее всего дети прислушиваются к тем, кто разговаривает не с ними.
Один педагог сравнил воспитание с адронным коллайдером. Все знают, что он для чего-то очень нужен, но мало кто понимает, как он работает. На самом деле воспитание — это передача своих ценностей. Мы судим, хорошо или плохо воспитан ребенок, по тому, ведет ли он себя в соответствии или в противоречии с нашими ценностями. И единственно действенное воспитательное средство — это мнение значимого для ребенка взрослого о том или ином поступке.
И в этом смысле не так уж и важно, насколько мы сами близки к идеалу. По воспоминаниям одного человека, его отец курил, но стыдился этого и всячески скрывал свою привычку от ребенка. Сын вырос, ни разу в жизни не взяв в руки сигарету. Для него важным оказалось именно отцовское отношение к курению, а не его действия.
Могут ли родители ставить перед собой определенную воспитательную цель и рассчитывать на какой-то конкретный результат? Например, чтобы их дети выросли счастливыми? Но счастье ни в коей мере не зависит от родителей. Чтобы дети были успешны? Это опасно — так можно невольно добиться противоположного результата.
«Не надо ставить никаких воспитательных целей!» — это еще одна из идей нашей книги. Даже блестящий игрок в бильярд далеко не всегда может предсказать, как два шара, столкнувшись, покатятся. У круглой поверхности шаров столько микронеровностей, что предугадать траекторию невозможно. Это в полной мере применимо и к воспитанию детей.
По признанию одного из наших экспертов, почти до тридцати лет он был «феерическим раздолбаем» без целей и интересов, притом что у него были заботливые и ответственные родители. А в тридцать лет произошли события, после которых он круто изменил свою жизнь. Случилось это много позже того, как закончился период психологического становления. Что произошло? Принесло ли наконец долгожданные плоды родительское воспитание или он сам себя перевоспитал? Неизвестно. И не важно на самом деле.
Потому что родители не сдают экзамены. Существует лишь процесс, во время которого стоит все время спрашивать себя: «Правильно ли я поступаю сейчас как человек? Что видит и чувствует мой ребенок в этот момент? Какое „поручение“ я даю ему?»
Поэтому лучше жить по принципу «здесь и сейчас». Не загадывая далеко наперед, именно сегодня стараться делать то, что, как мы считаем, нужно нашим детям. Просто в семье всем должно быть хорошо! Даже если семья неполная, даже если она переживает какие-то трудности — важно, чтобы у ребенка не пропадало желание возвращаться домой, чтобы он всегда ощущал: он тут родной человек, тут его любят. Вот и все. А дальше, как говорится, «от нас — труды, а результат — от Бога!». Ответы замечательных педагогов, психологов, священников, публицистов и просто родителей, собранные в этой книге, надеемся, помогут вам в этом деле.При подготовке книги с экспертами беседовали:
Марина Нефедова, Ирина Лукьянова, Оксана Северина, Вероника Бузынкина, Софья Пучкова, Оксана Головко.
Зарисовки из жизни семей написала писатель и публицист Ирина Лукьянова.
А на вопросы родителей отвечали:
Иерей Алексий Агапов, настоятель храма Архангела Михаила города Жуковский, отец четверых детей, руководитель воскресной школы «Летучий Корабль».
Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва), отец шестерых детей.
Екатерина Бурмистрова, семейный психолог, мама десятерых детей, создатель и главный редактор портала «Семья растет», специалист семейного клуба «Рождество», автор книг «Беременность, роды, материнство», «Семейный тайм-менеджмент», «Раздражительность».
Римма Галеева, психолог школы «Интеллектуал».
Нина Голуб, президент организации родителей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности «Импульс».
Михаил Завалов, публицист.
Наталья Загребина, филолог, мама четверых детей.
Протоиерей Илия Зубрий, настоятель храма Иоанна Богослова в селе Богословское-Могильцы Московской области, заместитель директора по духовно-нравственному воспитанию гимназии «Плесково», отец восьмерых детей.
Мария Капилина, детский психолог, более 20 лет занимается психологическим консультированием, в том числе профессиональной помощью семьям с приемными детьми, консультирует родителей и специалистов, работающих в сфере помощи социальным сиротам.
Леонид Клейн, преподаватель литературы с 18-летним стажем.
Ольга Красникова, психолог-консультант, руководитель психологического образовательного центра «Собеседник», помощник ректора Института христианской психологии.
Протоиерей Феодор Кречетов, настоятель храма Георгия Победоносца в Грузинах (Москва), духовник детского дома «Павлин».
Протоиерей Андрей Лоргус, клирик храма Святителя Николая на Трех Горах (Москва), ректор Института христианской психологии, психолог-консультант.
Ирина Лукьянова, журналист, педагог, писатель, публицист, преподаватель литературы в школе «Интеллектуал», автор нескольких книг прозы и биографии Чуковского в серии «ЖЗЛ», призер конкурса подростковой литературы «Книгуру» (2012).
Наталья Науменко, патопсихолог.
Елисей Осин, детский психиатр.
Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии, отец четверых детей.
Евгения Пайсон, психолог, журналист, редактор.
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь», отец девятерых детей.
Людмила Петрановская, психолог, публицист, специалист по семейному устройству, лауреат премии президента Российской Федерации в области образования, автор книг «В класс пришел приемный ребенок», «Как ты себя ведешь? 10 шагов по изменению трудного поведения», «Трудный возраст» и других.
Ольга Стриевская, мама восьмерых детей.
Олег Тишанинов, педагог-психолог Каргопольской (Архангельской области) районной психолого-медико-педагогической консультации с 20-летним практическим стажем.
Ольга Троицкая, семейный психолог, член Международной организации семейных терапевтов и Общества семейных терапевтов и консультантов, более 20 лет занимается психотерапевтической практикой, автор многочисленных публикаций.
Дмитрий Тюттерин, педагог, директор сети детских садов «Семь гномов», главный редактор журналов «Дошкольное образование» и «Школа для родителей».
Протоиерей Алексей Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах (Москва), духовник Свято-Владимирской гимназии.
Протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Пучково Московской области, духовник Троицкой православной школы, отец четверых детей.
Дмитрий Шноль, педагог с двадцатилетним стажем, преподаватель математики школы «Интеллектуал», отец троих детей.
Обрыв эмоционального контакта
— Вась, мне кажется, я совсем перестала Катьку понимать, — говорит Света. — Она же всегда была душа нараспашку: что на уме, то и на языке.
— А сейчас? Мне кажется, такая и осталась.
— А сейчас вообще как подменили ребенка. Утром еле скажет «доброе утро», вечером — «привет». Закроется в комнате и сидит. Я захожу — что-то убирает. Вась, я уже боюсь, может, с ней что-то не так? Может, я ее чем обидела? Ты вообще с ней давно разговаривал?
Василий задумывается.
— Не помню. Может, просто возраст подростковый? А ты у нее не спрашивала?
— Спрашивала. Говорит: «Нет, мам, все хорошо». Вежливо так говорит. Лучше б уж орала и посуду била.
…
«Моей дочери двенадцать лет, она закрыта от меня, ничего о себе не рассказывает, и даже не дает себя обнять. Что с ней делать?»Екатерина Бурмистрова, психолог
Родителям надо понимать, что в развитии их ребенка обязательно наступит такой момент, когда он начнет закрываться, уходить в себя. Ему захочется спрятаться в кокон, чтобы немного отделиться от родителей — и вырасти. В этом и есть смысл переходного возраста.
Если ребенок возводит крепость и пытается спрятаться за ее стенами, не стоит во что бы то ни стало вытаскивать его оттуда, но нужно уделить ему больше внимания. Это внимание должно быть ненавязчивым, не надо постоянно спрашивать у ребенка: «Что с тобой?», но, как только он решится покинуть свое убежище, он должен быть услышан.
Как авиадиспетчер сообщает пилоту о том, что предоставляет ему посадочную полосу в аэропорту, так и вы можете сказать сыну или дочери: «Знаешь, для меня очень важно и интересно все, что с тобой происходит. Что ты переживаешь, о чем молчишь. Когда сочтешь нужным, расскажи мне об этом, я с радостью тебя выслушаю».
А можно писать ребенку письма, рассказывая в них о своих тревогах, о самих себе, о том, в каких ситуациях вы оказывались в детстве и юности. Скорее всего, эти послания останутся без ответа; не стоит ожидать какого-то немедленного отклика — речь идет о том же самом «разрешении на посадку», только высказанном в более действенной форме.
Кроме того, нужно обязательно оставлять время для общения с ребенком один на один. Помимо хозяйственных дел, помощи с уроками и беготни по магазинам, что нередко «съедает» все наше время и отнимает все силы, должна оставаться возможность погулять с подрастающим сыном или дочкой вдвоем (даже если в семье несколько детей), посидеть в кафе или сходить в кино. Необязательно при этом разговаривать по душам — просто создайте ситуацию, пространство для общения, где такой разговор мог бы оказаться в принципе возможным. Родитель может рассказать о себе что-то интересное, если ребенок готов слушать. Иногда можно и помолчать…
Дети часто думают, что родителям нет до них дела, особенно если те напряженно работают или чем-то очень заняты. Мне кажется, почти каждый человек помнит детские ощущения, что родителям не до него и они ничего не понимают. Именно поэтому такое общение и внимание очень важно и ценно для ребенка.
Иногда родители в силу каких-то личностных особенностей вдруг начинают ощущать потерю эмоциональной связи с ребенком, порой доходящую почти до полного отторжения. Во-первых, нужно помнить, что прочность этой связи с течением времени будет меняться. Может возникнуть и такая ситуация, при которой принимать собственного ребенка окажется сложно. Главное при этом не впадать в панику, не считать сложившееся положение катастрофой, а себя — плохой мамой или скверным отцом. Почти все родители проходят через моменты временного отторжения, поскольку любые близкие отношения, в том числе детско-родительские, по природе своей амбивалентны[1]. Ребенок периодически ненавидит родителей, но из этого вовсе не следует, что он их не любит. И у родителей порой срываются с языка горькие сетования: «Ну о чем с ним вообще можно разговаривать?», «Это — не мой ребенок!», «Где все то, что я в него вкладывала?».
При этом тот же самый ребенок в другое время, наоборот, близок, интересен родителям, и в их отношениях появляются какие-то новые грани. Постарайтесь не обращать внимания на то, что вас раздражает сейчас в ребенке, например, на его тон, на то, как он одевается, моет или не моет голову… Все это — наносное, это лишь шелуха, за которой до поры до времени прячется родное вам существо.
Иногда негативные чувства, которые вдруг стал вызывать у вас ребенок, связаны с какими-то семейными проблемами. Например, ребенок похож на родственника, отношения с которым не сложились. В этом случае важно отдавать себе отчет в том, что эти отношения вы невольно проецируете на сына или дочь.
Бывает, дети не соответствуют нашим ожиданиям — не имеют каких-то особых способностей или качеств. Это чаще всего происходит оттого, что у родителей про ребенка был некий план и он не оправдался. Родители себя изначально поставили в ошибочное положение, вместо того чтобы просто принять того, кто у них родился. Мы не выбираем детей. И они нас не выбирают. Мы оказываемся в ситуации очень близкого родства. И жить рядом иногда может быть непросто. Но нельзя сосредотачиваться на негативе. Если ребенок в какой-то момент начинает вас сильно раздражать, постарайтесь срочно переключить свое внимание на что-то позитивное, на то, что вам нравится в нем — и думайте об этом.
И еще один важный момент: если родитель более-менее счастлив или хотя бы удовлетворен своей жизнью, то и к неприятию ребенка он окажется менее склонен. В любом случае, у счастливых людей неприятие не становится затяжным. Однако если человек борется с собой, а неприятие все же не проходит — стоит обратиться к священнику, к психологу. Это нельзя оставлять без внимания. Возможно, речь идет о депрессии… Если это состояние не временное, как облачка набежали, а сплошной многомесячный фон, то это, конечно, опасно для ребенка. Тяжело взрослеть, когда тебя не любят!
Ольга Троицкая, психолог
Эмоциональный контакт с ребенком формируется до достижения им годовалого возраста — именно в то время, когда мама носит его на руках, обнимает, гладит, разговаривает с ним. А нарушается он, например, оттого, что родители начитались какой-нибудь чепухи, вроде того что нельзя ребенка приучать к рукам; и вот уже малыш засыпает в одиночестве, заходясь перед этим криком. Другой распространенный вариант — ребенка госпитализировали, а маму вместе с ним в больницу не положили. Если так случилось и ребенок после этого стал «замороженным», нужно понимать причину этого состояния и относиться к нему с сочувствием, а не предъявлять претензии. Чтобы ребенка «разморозить», нужно с ним много разговаривать, искать точки соприкосновения. Повторяйте ему раз за разом: «Да, тебе там было трудно, нас туда не пускали и мы ужасно скучали, ведь мы тебя очень любим!» Неустанно убеждайте его в том, что его пришлось оставить в больнице вовсе не потому, что он вам надоел. Только так можно компенсировать психологическую травму. Если же после больницы в семье то и дело звучат фразы: «Ты стал
какие вопросы задают дети взрослым
Как дети могут лучше узнать своих родителей, их прошлое, детство, учёбу или планы на будущее? Это получится сделать с помощью вопросов. Поэтому semyadeti.ru собрал детские вопросы, которые дети хотят задать взрослым.
Эти вопросы помогут родителям подумать о прожитой жизни, оглянуться на прошедшее детство и поделиться своими будущими планами. А для детей эти вопросы — прекрасная возможность удовлетворить детское любопытство. Тем более что вопросы из этого списка избегают щекотливых тем, а значит, не поставят родителей в неловкое положение.
А теперь посмотрим, какие вопросы задают дети?
Вопросы для родителей о серьёзных вещах
- На выбор, какую выберете машину: импортную или отечественную?
- Как часто превышаете скорость, или нарушаете правила езды? Вас штрафовала за это полиция?
- Вас когда-нибудь арестовывала, задерживала полиция, за нарушение закона?
- Из-за чего люди становятся бомжами, беспризорниками?
- На каких заграничных курортах вам хочется больше всего отдыхать с детьми?
- Случись война, пошли бы воевать?
- Что для вас значат друзья? Как стать хорошим другом для других людей?
- Какие мечты считаете глупыми?
- Если бы вам подарили деньги с возможностью потратить их только на определенные цели: совершить семейное кругосветное путешествие, приобрести большой дом, потратить на учебу детей в престижном заграничном вузе, какой сделаете выбор?
- Каково ваше отношение к постоянной рекламе по телевизору? Как было во времена вашего детства?
- Чего-то боитесь в жизни или боялись раньше?
- Почему родители бросают детей и уезжают на заработки?
- Можете рассказать самый смелый свой поступок? Каковы были ваши чувства тогда?
- Чему родители должны научить своих детей из того что они обязаны знать или уметь? (Рекомендуем узнать, каким 25 обязательным вещам должен научить сына каждый отец?)
- Почему одни родители покупают или позволяют своим детям всё, а другие нет?
Школьные вопросы для родителей с ответами
- Какая первая буква английского алфавита? Ответ: «A, a» (произносится, как «эй»
- Сколько миллиграммов составляет грамм? Ответ: 1000
- Какой металл тяжелее: серебро или золото? Ответ: золото
- Единственный континент на земле, где жирафы живут в дикой природе? Ответ: Африка
- Какое самое большое млекопитающее в мире? Ответ: синий кит
- Сколько равных сторон имеет равнобедренный треугольник? Ответ: 2
- Назовите самый маленький океан в мире? Ответ: Северный Ледовитый океан
- Кто из ученых изобрел лампочку? Ответ: Томас Эдисон
- Сколько недель в году? Ответ: 52
- Между какими двумя мировыми лидерами состоялись так называемые «кухонные дебаты» в 1959 году? Ответ: американским президентом Ричардом Никсоном и генеральным секретарем СССР Никитой Хрущевым.
- Какая страна имеет самую большую площадь земли? Ответ: Россия
- Сколько букв в алфавите? Ответ: 33
- Какой орган в нашем теле самый чувствительный? Ответ: кожа
- Что составляет (приблизительно) 80% объема нашего мозга? Ответ: вода
- Сколько планет в нашей солнечной системе? Ответ: 8
Рекомендуем посмотреть, как учителя отвечают на школьные вопросы.
Вопросы детей к взрослым про учебу, учителей, образование
- Убегали с уроков, срывали уроки, прогуливали школу? Вам попадало за это от родителей?
- Вы уважали учителей? Какой урок был вашим любимым?
- Если ребенку будет лень ходить в школу, что вы сделаете, как будете реагировать? (Рекомендуем прочитать о том, как побороть лень и захотеть учиться?)
- Когда вы были школьниками, всегда делали домашние задания? Списывали домашние задания у других? На какие оценки учились?
- Одноклассники нормально к вам относились? Над вами издевались в школе хулиганы, старшеклассники или одноклассники?
- Каким было ваше отношение к одноклассникам? Вы сами когда-нибудь издевались над одноклассниками, слабыми детьми, были хулиганом?
- Вам нравилось учиться в школе, училище, институте? Почему?
- Влюблялись когда-то в учителей?
- Сегодня обязательно иметь высшее образование, чтобы хорошо устроиться в жизни? Будете на этом настаивать, если дети не захотят его получить? Какое образование лучше всего?
- Проще учиться сейчас или во время вашего детства?
Вопросы, которые надо задавать родителям, чтобы узнать о них больше
- Как вас называли в детстве родители?
- Что самого прикольного вы сделали со своими друзьями, когда были подростками?
- Боялись врачей, когда были ребенком? Вам делали какую-то операцию?
- Когда впервые пошли на дискотеку?
- Вы были проблемными детьми или нет? Вас часто наказывали? (Вам будет интересно прочитать: какие ошибки допускают родители при наказании ребенка?)
- Что самое плохое вам сделали, сказали ваши родители?
- Как вы справлялись с детскими комплексами?
- Чего больше всего боялись, когда у вас родился ребенок?
- Сколько ребенку можно съесть мороженного?
- Ваши родители были строгими? Кто был строже: мама или папа?
- О каком будущем мечтаете для своих детей?
- Вы часто болели в детстве? Как лечились?
- Что самое приятное, интересное можете вспомнить из детства своего ребенка?
- Любите ходить на работу? Какая работа самая лучшая?
- Кто был твоим лучшим другом в школе? Кто твой лучший друг сейчас?
Самые интересные детские вопросы — почему
- Почему взрослые стесняются плакать?
- Вы боитесь рвать или пломбировать зубы?
- Хотите жить в городе, а не в деревне или другой стране?
- Ради детей на что готовы? Тогда почему не можете выделить им немного времени каждый день?
- Вас заставляли работать по дому?
- Что могло вызвать у вас сильное чувство разочарования или обиду, когда вы были маленьким? Почему вы на это обижались?
- Подростку ребенку нужно иметь карманные деньги?
- Ваши родители покупали (не покупали) всё, что вам хотелось?
- Почему родители бьют или бросают детей?
- Кого больше всего хотели родить первым: сына или дочку? Почему?
- Что для вас важнее: работа или дети? Почему? Можете меньше работать, чтобы больше проводить время с ними?
- Какую свадьбу вам хочется сделать своим детям: большую, шикарную или скромную, маленькую? Почему?
- Вам нравится общение в социальных сетях или нет? Почему родителям не нравится, когда дети часто пользуются Вконтакте или просматривают Инстаграм?
- Нравилось ездить в детские лагеря отдыха? Почему да или нет? Сегодня отправите своих детей в детский лагерь?
- Ваше отношение к подросткам, которые курят? Вы в молодости курили, с какого возраста и когда впервые закурили? Почему не бросаете курить (относится к курящим родителям)?
Вопросы детей к родителям
- У вас хорошие были отношения с родителями?
- Чем отличается мода сегодняшняя от моды вашего детства или молодости? Какая мода лучше и чем?
- Какая музыка у вас любимая? Какие песни вам нравились, когда вы были подростками?
- Ваше детство было счастливым или несчастным?
- В школе вы были хулиганистым или спокойным ребенком? У родителей были из-за вас неприятности с учителями?
- Чем вы увлекались, когда были подростком, каким спортом? Любили гонять мяч?
- Вам нравилось ездить с родителями вместе отдыхать? Ездили на море? Где больше всего понравилось? (Рекомендуем прочитать правила и секреты хорошего отдыха с детьми на природе).
- Имея возможность вернуть жизнь обратно, как хотели бы жить?
- Как любили развлекаться, когда были подростками? Как тогда развлекались дети?
- Ваши родители покупали все, что вам хотелось?
- Кем мечтали быть, когда вырастите? Какая профессия вам нравилась и почему?
- Кого больше всего боялись в детстве: маму или папу?
- У вас была своя личная комната? Вам разрешали ее оформлять по своему усмотрению?
- Какую прическу носили, когда были подростками? Как любили подстригаться?
- Когда были ребенком, воровали в магазинах? Было желание что-то взять незаметно?
Вопросы подростков о детстве родителей
- Когда были детьми, вас заставляли пить рыбий жир? Вас наказывали за отказ его пить?
- Вам когда-то хотелось уйти из дома?
- Комплексовали когда были подростками, если да то из-за чего?
- Часто болели? Как вас лечили родители? Вам нравилось болеть?
- Обманывали своих родителей? Как они узнавали про обман? Что вам было за это? Что сделаете, узнав, что дети вас обманывают?
- Вам давали карманные деньги? Как вы ими распоряжались?
- У вас были угри на лице? Как вы избавлялись от них?
- Какими игрушками нравилось играться в детстве? Какие они были? Какие игры были любимыми?
- Часто дрались с другими ребятами? Вас наказывали за это?
- Убегали из дома? Если нет, то такие мысли или желания появлялись и почему?
- Когда-нибудь напивались, когда были школьником, подростком? Какова была реакция ваших родителей?
- Как родители вас мотивировали учиться в школе? Почему родители говорят, что для детей важна самодисциплина?
- Пробовали наркотики, когда были молодыми? Среди ваших друзей были наркоманы? Ваше отношение к наркоманам?
- Любили сладости, когда были ребенком, какие были ваши любимые? Как часто вам их покупали?
- Что любили кушать, когда были детьми? Какая была ваша любимая еда?
Детские вопросы об отношениях
- Каким было ваше первое знакомство с мамой/папой? Ваши свидания были красивыми, необычными или простыми? Как долго вы встречались?
- Ваши родители ссорились, скандалили между собой? Что вы чувствовали при этом?
- Почему родители ссорятся или скандалят между собой? Дети могут что-то сделать, чтобы они не ссорились?
- В каком возрасте вы поженились? Это рано или поздно? Когда нужно задумываться о создании собственной семьи?
- Кто был вашей первой любовью? Вы расстались или нет? (Рекомендуем статью о том что такое первая любовь?)
- Когда-нибудь ревновали друг друга и почему?
- Никогда не жалели, что поженились?
- Любите своих родителей, наших дедушек и бабушек? Почему тогда редко ездите к ним?
- Кого больше любите: ребенка или маму, папу, дедушку, бабушку?
- У вас хорошие отношения с родителями?
Вам понравится видео, где взрослые и молодые отвечают на простые школьные вопросы.
Вопросы для родителей про детей
- Вам всегда хотелось иметь детей и сколько? Не будь у вас детей, чем бы тогда занимались, что делали?
- Хотите всегда жить с детьми в одном доме, даже когда они будут взрослыми?
- Это плохо, когда ребенок показывает свой характер или нет?
- Вы меня любите? Почему? Я для вас любимый ребенок и всегда буду любимым?
- Как ребенок может испортить вам настроение?
- Детям обязательно нужно ходить на какие-то секции или нет?
- Как заслужить доверие родителей и взрослых? Когда они смогут им доверять?
- Какие детские передачи, фильмы, мультфильмы, считаете полезными для детей? Какие были в вашем детстве?
- Сможете усыновить ребенка? Каково ваше отношение к приемным детям?
- Сколько детей вам хотелось иметь? Кого больше: мальчиков или девочек?
- Правда, что родители, сердясь на поведение детей, перестают их любить? Если нет, почему так говорят?
- Ваши родители с вами часто общались? Почему вы мало разговариваете с нами? (Вас заинтересует: 36 советов, как улучшить общение с ребенком?)
- Правда, что когда один ребенок в семье, он обязательно вырастит эгоистом? Почему так говорят?
- Когда будете гордиться своими детьми? Какими они должны быть?
- У подростков могут быть свои секреты от родителей? Обязаны ли они всё рассказывать им?
Умные детские вопросы взрослым
- Почему дети должны днём спать с закрытыми глазами? Почему мальчик спит с открытыми глазками?
- Откуда берутся дети, как они появляются? Как из живота вылез такой большой ребенок? Что он ел и делал в животе, если долго не появлялся на свет?
- Почему люди не ходят по воде и не дышат под водой?
- Отчего птицы летают, а люди нет?
- Что такое град, снег, дождь? Почему они падают с неба? Где они находятся на небе?
- Отчего страус не летает, если он птица?
- Почему женщины рожают, а мужчины нет?
- Как бы вы спроектировали домик на дереве?
- Почему женские груди большие, а мужские маленькие?
- Что такое секс?
- Почему небо то голубое, то красное?
- На каком языке разговаривают животные?
- Почему большие тучи не падают c неба? Как тучи держатся на небе?
- Если бы вы открыли магазин, что бы вы продали?
- Если бы у вас был домашний дракон, то как бы вы его назвали?
Кстати, запомните, когда дети спрашивают о «неправильных, трудных вопросах» они мало беспокоятся о ваших ответах.
Детские философские вопросы
- Почему люди умирают? Что такое смерть?
- Отчего люди разводятся и бросают своих детей? Почему запрещают видеться с мамой или папой после развода?
- Что такое ад? Детки туда попадают? Я тоже попаду в ад? Почему бабушка меня этим пугает?
- Отчего люди воюют, убивают мам, пап, детей?
- Люди могут жить мирно? Что нужно сделать для этого?
- Почему у многих детей родители постоянно пьют?
- Скажите, дети и родители должны иметь одинаковую веру или нет? Подросток имеет право сам ее выбирать?
- Кто такой Бог? Его можно увидеть? Как с ним познакомиться?
- Почему люди болеют? Люди могут не болеть?
- Что такое умный и глупый человек? Почему мама меня иногда называет умным, а иногда глупым?
Рекомендуем также прочитать, какие вопросы родители хотят задать своим детям?
Как отвечать на детские вопросы
Просто и честно, без лукавства. Открытость, честность родителей в ответах поспособствует открытости и честности детей. Дети хотят знать, видеть родителей не за «ширмой» строгости или неизвестности. Они хотят видеть нас такими, какие мы в жизни. Какими мы были и какими стали.
Заключение
Дети никогда не перестанут спрашивать «почему, отчего, как?» Со временем только меняется сложность вопросов. Они спрашивают не для того, чтобы донимать родителей. Скорее вопросы являются подлинным желанием и попыткой уяснить для себя неизвестное. Так, дети познают мир, окружающих их людей и своих родителей. Они помогают формировать мышление ребенка.
Список детских вопросов из этой статьи налаживает хороший обмен мыслями между родителями и детьми. Ответы родителей на эти вопросы помогут детям увидеть их такими, какими они их еще не знали.
С уважением, Лескова Галина.
15 вопросов, которые нужно задать своим родителям, пока они живы
Вы выросли, окончили университет, у появился свой ребенок. В суете вы можете не заметить, что все это время ваши родители переживали не меньше вас, поддерживали и наблюдали за тем, как исполняются ваши мечты. Вы когда-нибудь задумывались о том, что чувствовали и как жили ваши родители, пока у них не появились вы? Они ведь тоже проходили через все те трудности, с которыми столкнулись вы. Если вы хотите узнать их ближе, задайте эти 15 вопросов, пока не стало поздно.
Какой поступок можно назвать самым безумным в вашей жизни?
Поверьте, их ответ вас удивит. Родители всегда казались вам серьезными людьми, но они не всегда такими были.
Когда вы были абсолютно счастливы?
Приятные воспоминания придадут всем вам сил!
Как вы справлялись с проблемами?
Ответ на этот вопрос сблизит вас, ведь ваши родители как никто другой хотят помочь вам в трудное время.
Чем вы увлекались в детстве и во взрослой жизни?
Уборка и готовка – это не все, чем интересуются ваши родители. Узнайте об их хобби больше, так вы сможете лучше понять их.
Кто повлиял на вас больше всего?
Возможно, это был кумир из детства или родственник, а может, друг. Вам будет интересно узнать об этом.
Кем вы хотели стать, когда вырастете?
Вы не поверите, но ваши родители тоже были детьми и, скорее всего, мечтали о совсем другой профессии. Задайте им те же вопросы, которые задаете своим детям. Поверьте, вы удивитесь ответам.
Какой была ваша первая работа?
Возможно, ваши родители подрабатывали в студенчестве. Спросите об этом, наверняка этот опыт изменил их отношение к деньгам.
Какое ваше самое яркое воспоминание из детства?
Возможно, то, какими ваши родители были в детстве, повлияло на ваше воспитание. К тому же интересно узнать, какими они были детьми.
О чем вы подумали, когда впервые увидели друг друга?
Что тут говорить, историю любви своих родителей вы должны знать наизусть!
Что стало для вас самым большим уроком?
Вы узнаете родителей с совершенно другой стороны, если спросите об этом.
Как думаете, сегодня молодым семьям тяжелее или легче, чем было в ваше время?
Скорее всего, вы появились на свет, когда вашим родителям было слегка за двадцать или даже меньше. Это бесценный опыт, попросите их поделиться им с вами.
С кем вы дружили в студенческие годы? Вы знаете, как сложилась судьба этих людей?
Школьные друзья и однокурсники сильно влияют на становление личности человека. Спросите родителей об этих людях, вы услышите много интересных историй.
Какой бы вы дали мне совет?
Конечно, они всю жизнь давали вам советы, но есть что-то очень важное, что вы будете помнить всю жизнь.
О чем вы хотели бы спросить своих родителей, но не успели?
Важно знать, что ваши родители хотели бы знать, но не успели или не решились об этом спросить.
Вы жалеете о чем-нибудь?
Искренний ответ на этот вопрос поможет лучше понять родителей. Узнав об их опыте, вы, возможно, не повторите тех же ошибок.
100 ярких вопросов, которые помогут родителям и детям вести захватывающие разговоры
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Нет людей дороже и ближе, чем собственные дети. При этом часто рутинное течение жизни не дает нам узнать своего ребенка глубже или с неожиданной стороны. Но если вы сможете выйти за рамки обыденного общения и дежурных фраз и вместо стандартного «Как дела в школе?» зададите вопросы из нашей статьи, вы точно узнаете много нового и интересного о дочери (или сыне), а может быть, и о самих себе. И уж точно общие обсуждения и даже споры будут намного полезнее для ребенка, чем нравоучения и замечания с вашей стороны. Попробуйте!
AdMe.ru перекопал кучу статей и книжек, чтобы найти необычные, цепляющие и даже провокационные темы для обсуждения в семейном кругу.
1. Нескучные вопросы вместо «Как прошел твой день?»
Какое событие сегодня было самым интересным?
Что нового ты узнал за день?
Что заставило тебя улыбнуться сегодня?
Кто сделал что-нибудь смешное, веселое, глупое?
Что удивило тебя сегодня?
Помог ли ты кому-нибудь?
Кто-нибудь сделал что-то хорошее для тебя?
Ты сегодня гордился собой? Из-за чего?
Тебе было грустно?
Что сегодня было сложным или непонятным для тебя?
Во что ты играл сегодня со своими друзьями?
С кем ты сидел сегодня за обедом?
С кем из одноклассников ты хочешь дружить, но пока не дружишь?
Кто из твоих одноклассников твоя полная противоположность?
Кто из воспитателей или учителей тебе нравится больше всех? А кто не очень?
Если бы ты на один день стал учителем, чему бы ты научил своих одноклассников?
Что-нибудь привело тебя в раздражение?
Кто-нибудь в этот день поступил несправедливо?
Было ли что-то, что тебя смутило?
С чем ты был не согласен сегодня?
Если бы сегодняшний день можно было прожить еще раз, что бы ты сделал по-другому?
Что у тебя не получилось на этой неделе? А что получилось?
2. Вопросы, которые развивают фантазию
Если бы с неба шел дождь из еды, что бы ты хотел, чтобы это было?
На каком животном ты хотел бы прокатиться: на слоне или на жирафе?
Если бы ты мог переименовать цвета, как бы ты их назвал?
Если бы наша кошка умела разговаривать, что бы она сказала?
Если бы ты мог задать вопрос любому дикому животному, что бы ты спросил?
Если бы у тебя была своя пещера, что было бы внутри?
Из чего можно построить стену, которую невозможно разрушить?
Какое животно
5 детских вопросов, от которых зависят дальнейшие отношения с родителями
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Дети очень любознательны и своими вопросами способны поставить в тупик даже самых опытных родителей. Но не все их «почему?» поверхностны, а от ответов могут зависеть самооценка и важные решения в будущем. Из статьи вы узнаете, что означают сложные детские вопросы и как на них правильно реагировать.
AdMe.ru надеется, что эта информация окажется для вас полезной и поможет лучше понять собственного ребенка.
Мама, я некрасивая?
Почему ребенок об этом спрашивает: Чаще всего этот вопрос задают дети 12 лет, так как именно в этом возрасте их начинает беспокоить собственная внешность и они особенно зависимы от мнения окружающих. В это же время появляются кумиры, которым они стремятся подражать, и желание поэкспериментировать со своей внешностью: покрасить волосы, сделать модную стрижку или выпросить у родителей свою первую косметику.
Как не надо отвечать: Если вы решитесь отмахнуться ответом: «Не обращай внимания на то, что говорят другие», то совершите большую ошибку и в дальнейшем можете не рассчитывать на откровенные разговоры с ребенком.
Как надо отвечать: Выясните, откуда возникли сомнения по поводу внешности. Обычно дети охотно рассказывают, почему они задали вопрос, а дальше попытайтесь решить переживания вместе:
- Именно в этом возрасте лучше познакомить ребенка с субъективностью восприятия. Расскажите, что на планете так много разных людей, что невозможно нравиться абсолютно всем.
- Напомните о тех людях, с которыми хорошо общается ваш ребенок. Скажите, что он красив не только для вас, но и для его друзей.
- Озвучьте достоинства ребенка (как внешние, так и внутренние): очаровательная улыбка, красивые глаза, добрая душа и т. д.
- Расскажите историю из своего прошлого: поделитесь тем, что происходило с вами в школе, покажите фотографии тех времен, расскажите, что волновало вас тогда и что произошло с этими переживаниями дальше.
Папа, почему ты запрещаешь мне разговаривать с незнакомыми людьми?
Почему ребенок об этом спрашивает: Он уверен, что сможет отличить плохого человека от хорошего по внешним признакам, и не понимает, почему родители так волнуются.
Как не надо отвечать: «Вот украдет тебя дядя, и мы больше никогда не увидимся» — не лучший способ объяснить ребенку, что не стоит доверять людям, даже если они не выглядят как маньяки из фильмов ужасов. Но и не скатывайтесь в режим нудного поучения и не пересказывайте страшные истории из новостей.
Как надо отвечать: Дети в силу своего возраста добрые и наивные и не могут отказать в помощи, поэтому их легко увести прямо из-под носа родителей. Расскажите ребенку, что реагировать на просьбы не нужно и если дяде действительно нужна помощь, то ее окажут другие взрослые. Объясните, что, если он проигнорирует слова и уйдет от незнакомца, это не будет говорить о его невоспитанности.
А что означает слово …?
Почему ребенок об этом спрашивает: Ребенок даже из самой воспитанной семьи в какой-то момент узнает неприличные слова. Дети проявляют интерес ко всему новому, а еще любят применять свои знания на практике, поэтому стараются как можно чаще употреблять слово, которое они только что услышали.
Как не надо отвечать: Если вы накричите на ребенка, то единственное, чего добьетесь, — заниженной самооценки в будущем и тревожности в настоящем.
Смеяться над неприличным словом тоже не надо, иначе ребенок периодически будет употреблять его, чтобы пов
Вопросы под подушкой. 80 вопросов ребенку перед сном
Перед тем как сказать ребенку «Спокойной ночи», задайте ему один-два вопроса из этого списка. Как правило, в течение дня у нас ни на что не хватает времени, и мы ограничиваемся просьбами или приказами: «сделай», «не забудь», «поправь». «Вопросы под подушкой» помогут начать разговор по душам с сыном или дочерью и узнать о ребенке много нового.
1. О чем ты любишь мечтать?
2. Твое лучшее воспоминание о прошедшем учебном годе?
3. Кто твой герой и почему?
4. Как бы ты описал свою семью?
5. Если бы ты мог что-то поменять в себе, что бы ты изменил?
6. Что тебя больше всего радует?
7. Кто самый добрый человек в твоем окружении? Почему?
8. Что тебе больше всего нравится в твоем лучшем друге?
9. Какую одну вещь ты бы хотел научиться делать хорошо?
10. Если бы ты был животным, то каким именно и почему?
11. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто сейчас переживает трудные времена? Чем ты можешь ему или ей помочь?
12. Если бы тебе разрешили оставить себе только одну вещь из всех, что у тебя есть, какую бы ты выбрал?
13. Кого бы ты назвал по-настоящему успешным человеком? Почему?
14. В какие моменты ты чувствуешь, что взрослые тебя не понимают?
15. Назови три слова, которые точнее всего говорят о тебе.
16. Если бы у тебя была возможность провести 48 часов в любой точке мира, куда бы ты отправился/отправилась?
17. За что ты больше всего благодарен в жизни? Кому ты больше всего благодарен?
18. Если бы ты мог поменяться местами с любым человеком на свете, с кем бы ты хотел поменяться местами и почему?
19. Сколько людей ты сегодня рассмешил или заставил улыбнуться?
20. Самое смешное событие, которое случилось с тобой сегодня?
21. Какую одну вещь ты можешь сделать сегодня лучше, чем вчера?
22. С кем ты больше всего ждешь встречи в школе каждый день?
23. Если бы ты собирал свой обед в школу самостоятельно, что бы ты туда положил?
24. Кто из твоих одноклассников самый дружелюбный? Самый смешной, самый умный, самый хулиганистый?
25. С кем бы ты сел за одну парту, если бы мог выбрать? А с кем бы не хотел? Почему?
26. Какие предметы кажутся тебе в школе самыми интересными и почему?
27. С кем ты сегодня сидел в школьной столовой?
28. С кем ты провел больше всего времени сегодня?
29. Какая у тебя любимая игра и почему?
30. Кто заставляет тебя смеяться и почему?
31. Если бы ты мог сыграть любую роль в твоем любимом фильме, какую бы ты выбрал и почему?
32. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
33. Если бы у тебя была волшебная палочка, чтобы ты сделал?
34. Каким должен быть лучший друг?
35. Чему бы ты хотел научиться?
36. Твоя самая любимая игра? Как в нее играть?
37. Какой праздник ты любишь больше всего? Почему?
38. Какая еда самая-самая вкусная на свете?
39. Где лучше — когда ездишь куда-то или дома?
40. Если бы ты мог что-то поменять в нашей семье, то что?
41. Что ты находишь удивительным в мире вокруг?
42. За что ты любишь родителей?
43. С кем из незнакомых людей тебе хотелось бы дружить?
44. Что тебе хотелось бы побольше изучать в школе? А меньше?
45. Если бы завтра ты стал учителем, что бы ты преподавал?
46. Что такое плохое и хорошее настроение?
47. Какое занятие делает тебя счастливым?
48. Что ты умеешь такого, чему мог бы научить других?
49. Какой самый счастливый / самый несчастливый момент в твоей жизни?
50. Из всех вещей, которые ты изучил, что будет, по твоему мнению, самым нужным во взрослой жизни?
51. Что бы ты поменял в этом мире, если мог?
52. Чем ты можешь помочь кому-то уже сегодня?
53. Если бы ты мог издать закон, которому все в мире должны были подчиняться, какой бы это был закон? Почему?
54. Какая твоя любимая песня?
55. Если бы ты мог провести одни день с каким-либо человеком, кто бы это был и что бы вы делали?
56. Кто самый добрый человек, которого ты знаешь? Почему?
57. Что заставляет тебя злиться?
58. Как думаешь, что тебе приснится сегодня ночью?
59. Когда тебе грустно, что поднимает тебе настроение?
60. Если бы ты мог изменить три вещи в себе, что бы это было?
61. Какие качества должны быть у хорошего друга?
62. Как ты думаешь, если малыш боится темноты, или собаку, или чего-то еще, как он может себя успокоить и подбодрить?
63. Если бы ты мог украсить наш дом, как бы он выглядел?
64. Назови 2 вещи, которые наша семья обязательно должна делать в выходные.
65. Если бы ты захотел завести необычное животное, кто бы это был?
66. Кем из исторических личностей ты хотел бы быть?
67. Что бы ты сделал, если бы на день стал невидимкой?
68. С какого момента ты себя помнишь?
69. Легко ли быть ребенком? А взрослым?
70. Чего ты больше всего боишься?
71. Что ты считаешь чудом?
72. Есть что-то такое, что ты не сделал и теперь жалеешь?
73. О чём бы ты хотел написать книгу?
74. Если бы ты заработал большую сумму денег, на что бы ты её потратил?
75. Какая библейская история твоя любимая?
76. Как ты думаешь, почему люди болеют?
77. Тебе больше нравится дружить с мальчиками или с девочками? Почему?
78. Кто из твоих друзей, по-твоему, нравится мне больше всех? Почему?
79. Какое мое наказание ты посчитал действительно несправедливым? Почему?
80. О чем говорят неправду твои друзья своим родителям?
10 вопросов о школе, которые больше всего волнуют родителей
С сентября у «Мела» появилась рубрика, где наши эксперты — психологи, директора школ, врачи и юристы — отвечают на вопросы читателей. Мы собрали десять самых популярных вопросов о школе, которыми хоть раз задавался любой родитель.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
1. Когда отдавать ребёнка в школу — в шесть с половиной или почти восемь лет?
Родители детей, которые родились зимой, часто переживают, в каком возрасте лучше отдавать их в школу — раньше или позже принятых семи лет? Побыть ещё годик в саду и расслабиться или начать со школой прямо с шести?
Директор московской школы № 1561 Валерий Пазынин считает, что единого рецепта здесь нет и нужно в первую очередь смотреть, владеет ли ребёнок качествами, без которых в учёбе не обойтись. Их проверяют во время психолого-педагогического обследования при приёме в школу. Какие умения ребёнка там будут проверять, объяснила руководитель социально-психологической службы школы № 1561 Елена Брилинг.
Прочитать подробнее можно здесь.
2. Можно ли в школе отбирать мобильные телефоны у детей?
Запрет на мобильные телефоны во многих школах сегодня — обычное дело. Кто-то считает, что это вредит дисциплине. Кто-то опасается скандалов. Например, в Домодедове заместителю директора сделали выговор, когда она грубо отказала школьнице в возможности выйти из пионерского отряда. В Зауралье школьникам запретили брать в столовую смартфоны, когда в сеть попали фотографии супа из субпродуктов.
Такой запрет нарушает закон, но есть случаи, когда школа действительно может ограничить учеников в использовании средств связи. О них рассказал заведующий лабораторией образовательного права МГПУ Виталий Матвеев.
Прочитать подробнее можно здесь.
3. Может ли в школе быть по восемь уроков?
Читательница «Мела» пожаловалась на тяжёлое расписание уроков у ребёнка-семиклассника. В некоторые дни — восемь уроков, а сложный предмет с большим домашним заданием идёт три дня подряд.
Нагрузку для школьника регулируют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН), объясняет директор московской школы № 1561 Валерий Пазынин. Ставить по восемь уроков в день в определённых случаях можно, но если родителей категорически не устраивает расписание уроков, стоит обратиться в администрацию школы.
Прочитать подробнее можно здесь.
4. Сколько дней подряд можно пропускать школу без справки?
Не всегда в уставе школы прописано, сколько дней ребёнок может пробыть дома по болезни без справки. Ещё один вечный вопрос родителей, которые не всегда готовы сразу бежать в поликлинику за документом, легализующим отсутствие в детсаду или школе.
Директор школы «Многопрофильный комплекс Бибирево» Мария Андрианова рассказывает, когда нужен документ от врача, а когда подойдёт и записка от мамы. Но не забывайте, что если у ребёнка более 50% пропусков, то по предмету его не аттестуют.
Прочитать подробнее можно здесь.
5. Могут ли учителя использовать сленг на уроках?
Казалось бы, это лёгкий способ попасть на одну волну с подростками. Но сами они так не думают. Иногда англицизмы или «модные» словечки вроде «хайпа» или «кейса» из уст учителя вгоняют их в ступор.
Стажёры «Мела», ученицы Новой школы Варя, Ева и Катя, рассказывают, почему они не могут серьёзно воспринимать человека, который употребляет слова «треш» и «фигня», и почему из англицизма и русского слова лучше выбрать последнее.
Прочитать подробнее можно здесь.
6. Учитель снижает оценки за почерк, что делать?
Нас часто спрашивают, имеет ли право учитель снижать оценку за почерк и оформление работы. Когда ребёнок решает все примеры правильно, но заезжает за клеточки и из-за этого получает четвёрку, это как минимум неприятно.
Директор школы «Многопрофильный комплекс Бибирево» Мария Андрианова рассказывает, почему в таком случае стоит внимательно изучить школьные регламенты. В эти документы без повода обычно не заглядывают, и здесь — как раз такой случай.
Прочитать подробнее можно здесь.
7. Как поменять учителя, если он не нравится всему классу?
Читательница «Мела» попросила совета в такой ситуации: урок информатики у класса, где учится её ребёнок, в разных группах ведут два учителя. У одной группы — молодой учитель, с которым детям интересно, у второй — пожилой педагог, на чьих занятиях школьники скучают.
Закон в этом случае жёстко стоит на стороне педагога, просто по просьбе родителей учителя поменять нельзя. Директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещёнов рассказывает, как в таком случае нужно коммуницировать с преподавателем и руководством учебного заведения.
Прочитать подробнее можно здесь.
8. Должны ли родители делать домашнее задание с ребёнком?
Представьте, что вам прислали письмо учителя, который просит родителей контролировать, как ребёнок выполняет домашнее задание. Родители не понимают, что такое в таком случае домашнее задание — совместная деятельность, которую оценивает учитель, или полностью самостоятельная работа школьника.
Поставить оценку за домашнее задание, а после сделать с ребёнком работу над ошибками — обязанность учителя. Родитель должен проконтролировать только его наличие, объясняет директор московской школы № 1298 Ольга Ярославская.
Прочитать подробнее можно здесь.
9. Как перевести ребёнка на домашнее обучение?
Причины, почему ребёнку комфортнее будет учиться на дому, а не в школе, могут быть разные: состояние здоровья, плохие отношения со сверстниками, серьёзные занятия спортом и необходимость поэтому постоянно находиться на тренировках, а не за партой.
Закономерный вопрос родителей — как оформить домашнее обучение и как ребёнок потом будет сдавать экзамены? На него ответил заведующий лабораторией образовательного права МГПУ Виталий Матвеев.
Прочитать подробнее можно здесь.
10. Имеют ли право ставить двойки за пропуск?
Читательница «Мела» столкнулась с такой ситуацией: учитель ставит двойку за пропуск занятия, если ребёнок приносит записку от родителей, а не справку от врача. Пересдать разрешает только тем, у кого есть документ из медицинского учреждения.
Оценка за отсутствие или присутствие ребёнка на уроке выставляться не может. Даже если этот урок он прогулял, а не проболел. Бывший директор школы № 1468 Илья Бронштейн рассказывает, в каких случаях ребёнку, который пропустил урок, могут выставить оценку или букву «н» в электронном дневнике.
Прочитать подробнее можно здесь.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).