Развивающие игры Воскобовича — Босс учёбы
«Развивающие игры Воскобовича по математике »
Подготовила воспитатель:
Мельник С.Ф.
Биография
Вячеслав Вадимович родился в Запорожье. Школьные годы провёл в Херсоне, оттуда уехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где закончил Политехнический институт по специальности инженер-физик. Помимо физики, имел параллельное увлечение — участвовал в бардовском движении: писал стихи, музыку, песни, выступал на различных площадках. В начале 90-х родилась методика В. Воскобовича. Вячеслава Вадимовича стали приглашать на семинары в Санкт-Петербурге. В 1993 году состоялся первый выездной семинар в Краснодаре. В начале 90-х Вячеслав Вадимович Воскобович организовал фирму по выпуску игр. В настоящий момент это ООО «Развивающие игры Воскобовича» — единственный производитель игр и пособий; записал два диска песен для взрослых.
Образовательные области
Познавательное развитие
Коммуникативно-личностное развитие
ФГОС
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Речевое развитие
В игре развиваются
Познавательные способности
Речевые умения
Коммуникация
ИГРА
Интеллект
Творческие способности
Физические данные
Конструктивные способности
Игровые средства технологии
« Сказочные лабиринты игры »
Творческие средства
Творческие средства
Творческие средства
(альбомы фигурок, узоры)
Творческие средства
Творческие средства
Фронтальные средства
(магнитная доска, электронная доска)
Образные средства
Образные средства
Фронтальные средства
Образные средства
Образные средства
Образные средства
Образные средства
(сказки, персонажи)
Фронтальные средства
Фронтальные средства
ИГРА
Фронтальные средства
(Коврограв, Геоконт Великан, Кораблик)
Аналоги игры
Аналоги игры
Аналоги игры
Аналоги игры
Аналоги игры
Аналоги игры
Аналоги игры
Фронтальные средства
Фронтальные средства
Графические средства
Дополнения к игре
Графические средства
Графические средства
Графические средства
Графические средства
Графические средства
Графические средства (игровизор с альбомами заданий, визоры, трафареты)
Дополнения к игре
Характеристика развивающих игр Воскобовича:
1. Многофункциональность 2. Широкий возрастной диапазон участников игр
Основные принципы технологии
- Игра плюс сказка
- Интеллект
- Творчество
- Развивающая среда – «Фиолетовый лес»
Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа:
- Игра «Геоконт» — Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи – Малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк, паучата Ромбик, Плюсик, Вопросик, Фантик, Лучик.
- Игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) – Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи — Ворон Метр.
ГЕОКОНТ
В народе называется просто — дощечка с гвоздиками.
Через гвоздики протянута разноцветная резинка таким образом, что получаются контуры геометрических фигур. Задания различаются в зависимости от возраста детей:
— маленькие просто выдумывают свою геометрическую фигуру,
— дошкольники постарше – «натягивают» фигуру по шаблону.
Правда, от слова геометрия веет какой-то серьезностью, поэтому для детей – это сказка про Малыша Гео, Ворона Метра и дядю Славу.
Квадрат Воскобовича
- Квадрат Воскобовича — Косынка, Вечное Оригами, Кленовый листок – все это синонимы Квадрата Воскобовича. Выглядит он довольно просто: на квадратной основе из ткани наклеены треугольники. С одной стороны – красного цвета, с другой – зеленого.
- Квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с легкостью сделают домик с зеленой крышей или конфетку в красной обертке, детки постарше смогут различить спрятанные в домике геометрические фигуры. Решать задачи ребенку помогают мама Трапеция, папа Прямоугольник и дедушка Четырехугольник. Вариантов сложения – 1.000.000 (!).
Знакомство со способами конструирования
Коврограф «Ларчик»
- Коврограф «Ларчик», веревочки («прилипают» к коврику). Коврограф, игровой обучающий комплекс, чрезвычайно распространенный в дошкольных учреждениях, заменяет собой фланеллеграф. Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи.
«Конструктор букв»
- «Конструктор букв». Из его элементов-модулей можно сложить любую букву алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О.
Читайки 1 и 2
Игры на развитие навыков чтения. Ребенок, загибая попеременно уголки, получает разные слова. На маленьком «пятачке» прочитывается 4 слова, а в игре – больше сотни.
Развивающие шнуровки
- Интересные развивающие шнуровки, методика Вячеслава Воскобовича. Они способствуют развитию мелкой моторики, развивают навыки чтения и логического мышления у ребёнка, ну и конечно же умение шнуровать и завязывать шнурочки.
Во время занятий с детьми по играм Воскобовича педагогам надо обратить внимание на следующее:
Подготовка . Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
Статичность . Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».
Усидчивость . Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Подготовила: Чумакова Елена Алексеевна, воспитатель МКДОУ детский сад № 19 «Сказка» г. Омутнинска Кировской обл. Развивающие игры В. В. Воскобовича Биография. Вячеслав Вадимович родился в Запорожье. Школьные годы провёл в Херсоне, оттуда уехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где закончил Политехнический институт по специальности инженер-физик. Отслужив два года в армии, вернулся в родной город. Помимо физики, имел параллельное увлечение — участвовал в бардовском движении: писал стихи, музыку, песни, выступал на различных площадках. Как признается сам Вячеслав Вадимович Воскобович, в педагогику его «привели» собственные дети, сыновья. В начале 90-х родилась методика В. Воскобовича. Вячеслава Вадимовича стали приглашать на семинары в Санкт-Петербурге. В 1993 году состоялся первый выездной семинар в Краснодаре. В начале 90-х Вячеслав Вадимович Воскобович организовал фирму по выпуску игр. В настоящий момент это ООО «Развивающие игры Воскобовича» — единственный производитель игр и пособий; записал два диска песен для взрослых. Не зря говорят, талантливый человек — талантлив во всем. ^ 1. Многофункциональность В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. ^ Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей. ^ Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается. ^ Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым. ^ Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» — это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» — жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» — прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» — шнурок и блочка. К развивающим играм было разработано методическое сопровождение – игровая технология «Сказочные лабиринты игры» (авторы Воскобович В.В., Харько Т.Г.), которая направлена на интеллектуально-творческое развитие детей 3-7 лет. Рецензентами технологии стали д.п.н., профессор кафедры дошкольной педагогики института детства и РГПУ им. А.И. Герцена Крулехт М.В. и к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики института детства и РГПУ им.А.И.Герцена Полякова М.Н. Особенности технологии таковы, что не надо перестраивать работу учреждения, ломать привычный уклад и выстраивать новый. Технология органично вплетается в уже привычный ритм жизни и образовательные задачи реализуемой программы. В дошкольных учреждениях, работающих по данной технологии, ребенок окружается непринужденной, веселой, не вызывающей негативных эмоций интеллектуально-творческой атмосферой. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний. Основные принципы технологии
Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. «Сказочные лабиринты игры» — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно — взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Второй принцип технологии Воскобовича — построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть «приобретенный», интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют «натасканными». Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть «врожденный» интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие именно невербального интеллекта у детей. Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей. Третий принцип «Сказочных лабиринтов игры» — раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи. Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа:
С этими персонажами Вы встретитесь в сказках-методиках к каждой игре. ^ 1.«Теремки Воскобовича» — базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте 12 кубиков, 12 теремков — очень компактная, удобная конструкция. В рамках статьи невозможно описать всю игру. Остановимся только на двух кубиках – синем и зеленом, так называемых кубиках первого этапа обучения чтению. Цвета «синий» и «зеленый» – символы мягкости и твердости согласного звука — впоследствии для детей станут подсказкой. Что расположено на пяти гранях этих кубиков? Пары: буква и ее образ. Вот шут показывает букву А, зовут его Арлекин. Если шут представляет букву О, то его имя — Орлекин. А если У – догадались? – Урлекин. На шестой грани – подсказка, где какая буква находится. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д. – сказочные персонажи, с которыми ребенку интересней до поры до времени, чем со знаком. Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и многое другое – все это игровые моменты, изначально заложенные в «Теремках». Игровое пособие «Теремки» можно использовать как с дошкольниками, так и со школьниками. ^ Из его элементов-модулей можно сложить любую букву алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О. 3. Читайки 1 и 2. Игры на развитие навыков чтения. Ребенок, загибая попеременно уголки, получает разные слова. На маленьком «пятачке» прочитывается 4 слова, а в игре – больше сотни. ^ веревочки («прилипают» к коврику). Коврограф, игровой обучающий комплекс, чрезвычайно распространенный в дошкольных учреждениях, заменяет собой фланеллеграф. Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи. ^ «Росли в лесу два дерева – одно высокое, другое – низкое. (Длинную и короткую веревочку располагаем недалеко друг от друга на коврике). Высокое деревце любило похвастать: «Я – самое высокое дерево. Я – самое сильное. Низкое дерево стояло в тени высокого, вздыхало и помалкивало. Забрел как-то в те леса гуляка-ветер. Какое деревце он заметил? Высокое. Стал раскачивать его из стороны в сторону (показываем на коврике). В конце концов, дерево сломалось и упало к корням низкого (сгибаем длинную веревочку, чтоб получить букву И). Последнее, что успело прокричать высокое дерево: «Помоги-и-и-и…». Еще долго-долго последний звук носило лесное эхо». Какой звук? — Звук И. А какую мы букву построили? – Букву И. Звук и буква – через сказку, через образ, через детские руки. 5. ГЕОКОНТ в народе называется просто — дощечка с гвоздиками. Через гвоздики протянута разноцветная резинка таким образом, что получаются контуры геометрических фигур. Задания различаются в зависимости от возраста детей: — маленькие просто выдумывают свою геометрическую фигуру, — дошкольники постарше – «натягивают» фигуру по шаблону. Правда, от слова геометрия веет какой-то серьезностью, поэтому для детей – это сказка про Малыша Гео, Ворона Метра и дядю Славу. Игру можно превратить и в настоящую викторину: если ребенок правильно ответит на вопрос, то препятствие (натянутая на поле резинка) исчезает и открывает путь для дальнейшей игры. ^ — Косынка, Вечное Оригами, Кленовый листок – все это синонимы Квадрата Воскобовича. Выглядит он довольно просто: на квадратной основе из ткани наклеены треугольники. С одной стороны – красного цвета, с другой – зеленого. Квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с легкостью сделают домик с зеленой крышей или конфетку в красной обертке, детки постарше смогут различить спрятанные в домике геометрические фигуры. Решать задачи ребенку помогают мама Трапеция, папа Прямоугольник и дедушка Четырехугольник. Вариантов сложения – 1.000.000 (!). Во многих дошкольных учреждениях создается «вертикальная» развивающая среда в виде Фиолетового Леса. По сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторный уголок, в котором ребенок действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым; занимается исследованием, экспериментированием. Дома можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса. Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре. Сегодня с логотипом «Развивающие игры Воскобовича» предлагаются десятки игр, пособий, игровых развивающих комплексов. Список литературы.
Вопросы и творческие задания:
|
Материалы выступления на мастер – классе «Методики развития детей дошкольного возраста» Тема: «Методика Воскобовича»
Инфоурок › Дошкольное образование ›Презентации›Материалы выступления на мастер – классе «Методики развития детей дошкольного возраста» Тема: «Методика Воскобовича»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Тема : «Методика Воскобовича» Подготовила: Воспитатель 1 квалификационной категории Ю.Ф .Пунгина Материалы выступления на мастер – класс «Методики развития детей дошкольного возраста»
2 слайд Описание слайда:Биография Вячеслав Вадимович родился в Запорожье. Школьные годы провёл в Херсоне, оттуда уехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где закончил Политехнический институт по специальности инженер-физик. Отслужив два года в армии, вернулся в родной город. Помимо физики, имел параллельное увлечение — участвовал в бардовском движении: писал стихи, музыку, песни, выступал на различных площадках. Как признается сам Вячеслав Вадимович Воскобович, в педагогику его «привели» собственные дети, сыновья. В начале 90-х родилась методика В.Воскобовича. Вячеслава Вадимовича стали приглашать на семинары в Санкт-Петербурге. В 1993 году состоялся первый выездной семинар в Краснодаре. В начале 90-х Вячеслав Вадимович Воскобович организовал фирму по выпуску игр. В настоящий момент это ООО «Развивающие игры Воскобовича» — единственный производитель игр и пособий; записал два диска песен для взрослых.
3.Творчество. Третий принцип «Сказочных лабиринтов игры» — раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. 4.Развивающая среда – «Фиолетовый лес». Развивающая сенсомоторная зона, состоящая из нескольких игровых областей. В каждой из них действуют свои герои, которые учат детей играть в различные игры В.В. Воскобовича. Всех героев связывает сказка, она «оживляет» разные понятия, делая их интересными и доступными для детей. Выполняя задания, ребенок помогает сказочным персонажам преодолеть возникающие на их пути препятствия.
6 слайд Описание слайда:Способы реализации технологии Особенности технологии таковы, что не надо перестраивать работу учреждения, ломать привычный уклад и выстраивать новый. Технология органично вплетается в уже привычный ритм жизни и образовательные задачи реализуемой программы. В дошкольных учреждениях, работающих по данной технологии, ребенок окружается непринужденной, веселой, не вызывающей негативных эмоций интеллектуально-творческой атмосферой. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
7 слайд Описание слайда:Коммуникация ИГРА Интеллект Конструктивные способности Познавательные способности Физические данные Речевые умения Творческие способности В игре развиваются
8 слайд Описание слайда:Развивающие игры Воскобовича — яркий, сказочный, необычный мир со своими героями и персонажами: мальчик ГЕО, ворон МЕТР и Я (автор) дядя Слава- зашифрованное слово Эти герои сопровождают детей на разных видах деятельности. ГЕОМЕТРИЯ
9 слайд Описание слайда:Характеристика развивающих игр Воскобовича: 1. Многофункциональность. С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач: сначала нужно из деталей головоломки составить и придумать сказочный мир, в это время ребенок незаметно для себя запоминает и узнает цвет, развивает память и мышление, мелкую моторику, внимание. 2. Широкий возрастной диапазон участников игр Одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.
10 слайд Описание слайда:3. Сказочная «огранка» Интерес детей к сказкам — это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. 4. Творческий потенциал Все игры — свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие.Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается. 5. Конструктивные элементы Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» — это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» — жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» — прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» — шнурок и блочка.
11 слайд Описание слайда:Развивающая среда – «Фиолетовый лес».
12 слайд Описание слайда:В Фиолетовом Лесу 9 сказочных областей, у каждой области есть своя игра, своя сказка и свой сказочный герой. Первая область — это Чудесная Поляна Золотых Плодов и паук Юк со своими внучками-паучками, она представлена игрой Геоконт. Вторая область — это Озеро Айс, представлена игрой прозрачный квадрат. Главный герой здесь –Незримка Всюсь он Хранитель Озера Айс. В этой развивающей области дети играют в «Прозрачный квадрат» (Нетающие льдинки озера Айс), «Прозрачная цифра».
13 слайд Описание слайда:Город говорящих попугаев –это третья сказочная область Фиолетового леса.. Здесь сказку сопровождают попугаи Эник и Беник. В городе есть Цифроцирк. Директор Цифроцирка — Магнолик, главные артисты: знаменитый фокусник Филимон Коттерфильд, зверята-цифрята, шуты-акробаты Буквята. Они предлагают детям поиграть в «Конструктор букв и цифр», игры: «Волшебная восьмёрка», «Шнур – затейник», «Игровизор» «Забавные буквы» и «Лабиринты цифр. Герой Восклицатик предлагает игры: «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка», «Парусник».
14 слайд Описание слайда:Четвёртая сказочная область — Страна Муравия. Ее хозяйка — королева Мурана — вместе с муравьем Мурашиком приглашают детей попутешествовать в «Лабиринте букв» и представляют игру «Игровизор». В пятой области представлена Поляна Чудесных Цветов. Главная героиня Девочка Долька со своими подругами (Пятиглазка, Семиглазка, Трехглазка и др.) В занимательной форме она учит детей делить целое на части, изучать дроби с помощью игры «Чудо-Цветик».
15 слайд Описание слайда:Ковровая Полянка – это шестая область. Ее хозяева гусеница Фифа и Лопушок. Они знакомят детей с дидактическими пособиями из комплекта «Ларчик». Седьмая область- это Чудо-острова, где живут: пчелка Жужа, Краб Крабыч, Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик и которые часто посещает китенок Тимошка. Эти герои играют с детьми в «Чудо-соты» и «Чудо-крестики».
16 слайд Описание слайда:Замок Превращений — это восьмая сказочная область. Герои Шуты Дион, Дван и Трин. В этой области представлены игры «Квадрат Воскобовича» (четырёхцветный), «Змейка». Последняя девятая область — Голубой Ручей. Здесь тоже свои игры: «Кораблики «Брызг-Брызг» и «Плюх-Плюх. Помогают детям справиться с заданиями Капитан Гусь и Лягушки-матросы.
17 слайд Описание слайда:Популярные развивающие игры Воскобовича.
18 слайд Описание слайда:ГЕОКОНТ Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. «Геовизор» предлагается как самостоятельная игра или как дополнение к игре «Геоконт».
19 слайд Описание слайда:Квадрат Воскобовича Квадрат Воскобовича — Косынка, Вечное Оригами, Кленовый листок – все это синонимы Квадрата Воскобовича. Выглядит он довольно просто: на квадратной основе из ткани наклеены треугольники. С одной стороны – красного цвета, с другой – зеленого. Квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с легкостью сделают домик с зеленой крышей или конфетку в красной обертке, детки постарше смогут различить спрятанные в домике геометрические фигуры. Решать задачи ребенку помогают мама Трапеция, папа Прямоугольник и дедушка Четырехугольник. Вариантов сложения – 1.000.000 (!).
20 слайд Описание слайда:Коврограф «Ларчик» Коврограф «Ларчик», веревочки («прилипают» к коврику). Коврограф, игровой обучающий комплекс, чрезвычайно распространенный в дошкольных учреждениях, заменяет собой фланеллеграф. Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи.
21 слайд Описание слайда:Конструктор букв «Конструктор букв». Из его элементов-модулей можно сложить любую букву алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О.
22 слайд Описание слайда:Читайка на шариках Читайка на шариках. Игры на развитие навыков чтения. Ребенок, загибая попеременно уголки, получает разные слова. На маленьком «пятачке» прочитывается 4 слова, а в игре – больше сотни.
23 слайд Описание слайда:Развивающие шнуровки Интересные развивающие шнуровки, методика Вячеслава Воскобовича. Они способствуют развитию мелкой моторики, развивают навыки чтения и логического мышления у ребёнка, ну и конечно же умение шнуровать и завязывать шнурочки.
24 слайд Описание слайда:Теремки Воскобовича «Теремки Воскобовича» признаны уникальной учебной моделью для подготовки ребенка к раннему чтению. Малыши в игровой форме учатся соединять буквы в слоги, а слоги преобразовывать в слова. Пособие включает в себя 12 разноцветных кубиков-теремков, на которых расположенные различные звуки. Каждый теремок оснащен окошком или аркой для гласных букв.
25 слайд Описание слайда:Кораблик «Плюх-Плюх» Данная развивающая игра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками-парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. На основании кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В связи с этим, в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения. На матче корабля малыш должен прикрепить определенное количество флажков, рассортировав их по цвету и величине. Играя корабликом «Плюх-Плюх» ребенок знакомится с капитаном Гусем и матросом Лягушкой, которые приглашают его в мир захватывающих приключений.
26 слайд Описание слайда:Головоломка «Чудо-крестики» «Чудо-крестики» являются многофункциональным пособием для развития у детей математических и творческих способностей. Данная игра представлена в виде рамки с различными вкладышами, которые отличаются друг от друга по форме и цвету. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. На начальном уровне ребенку предлагается собрать фрагменты фигур в единое целое. Затем задания усложняются. Малыш должен, используя схемы, собрать различные образы фигур и предметов. Для наглядности к игре прилагается «Альбом фигурок».
27 слайд Описание слайда:Математические корзинки Данное пособие приглашает вас и вашего малыша в сказочную страну математики. Ребенок с веселыми героями зверятами-цифрятами закрепит счет, уяснит состав чисел, научится сравнивать цифры и выполнять математические действия.
28 слайд Описание слайда:Во время занятий с детьми по играм Воскобовича педагогам надо обратить внимание на следующее: Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой. Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет. Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся». Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.
29 слайд Описание слайда:Многие детские учреждения успешно апробировали методику Воскобовича. Малыши, с которыми систематически играли в развивающие игры Воскобовича, умели быстро анализировать и сравнивать полученную информацию. Дети также отлично ориентировались на плоскости, легко считали, имели навыки чтения, умели различать геометрические фигуры и цвета. Кроме этого, ребята, обучавшиеся по методике Воскобовича, умели долго концентрировать свое внимание на выполнение поставленных задач, всегда доводили дело до логического конца и обладали высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания. Все задания ребята выполняли с интересом и большим желанием. Минусы К минусам методики Воскобовича можно отнести лишь то, что авторские игры невозможно сделать самостоятельно. Их приобретают детские учреждения и родители только в специализированных магазинах. Плюсы и минусы методики Воскобовича Плюсы
30 слайд Описание слайда:СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-436062
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийМастер-класс «Развивающие игры Воскобовича» — дошкольное образование, мероприятия
Мастер — класс
«Развивающие игры В. В. Воскобовича»
Биография.
Вячеслав Вадимович родился в Запорожье. Школьные годы провёл в Херсоне, оттуда уехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где закончил Политехнический институт по специальности инженер-физик. Отслужив два года в армии, вернулся в родной город. Помимо физики, имел параллельное увлечение — участвовал в бардовском движении: писал стихи, музыку, песни, выступал на различных площадках.
Как признается сам Вячеслав Вадимович Воскобович, в педагогику его «привели» собственные дети, сыновья. В начале 90-х родилась методика В. Воскобовича. Вячеслава Вадимовича стали приглашать на семинары в Санкт-Петербурге.
В 1993 году состоялся первый выездной семинар в Краснодаре.
В начале 90-х Вячеслав Вадимович Воскобович организовал фирму по выпуску игр. В настоящий момент это ООО «Развивающие игры Воскобовича» — единственный производитель игр и пособий; записал два диска песен для взрослых.
Не зря говорят, талантливый человек — талантлив во всем.
Характеристика развивающих игр Воскобовича:
1. Многофункциональность
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Сказочная «огранка»
Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
4. Творческий потенциал
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
5. Конструктивные элементы
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» — это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» — жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» — прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» — шнурок и блочка.
К развивающим играм было разработано методическое сопровождение – игровая технология «Сказочные лабиринты игры» (авторы Воскобович В.В., Харько Т.Г.), которая направлена на интеллектуально-творческое развитие детей 3-7 лет. Рецензентами технологии стали д.п.н., профессор кафедры дошкольной педагогики института детства и РГПУ им. А.И. Герцена Крулехт М.В. и к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики института детства и РГПУ им.А.И.Герцена Полякова М.Н. Особенности технологии таковы, что не надо перестраивать работу учреждения, ломать привычный уклад и выстраивать новый. Технология органично вплетается в уже привычный ритм жизни и образовательные задачи реализуемой программы. В дошкольных учреждениях, работающих по данной технологии, ребенок окружается непринужденной, веселой, не вызывающей негативных эмоций интеллектуально-творческой атмосферой. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Основные принципы технологии
Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. «Сказочные лабиринты игры» — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно — взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
Второй принцип технологии Воскобовича — построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть «приобретенный», интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют «натасканными». Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть «врожденный» интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие именно невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.
Третий принцип «Сказочных лабиринтов игры» — раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи.
Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа:
Игра «Геоконт» — Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи – Малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк, паучата Ромбик, Плюсик, Вопросик, Фантик, Лучик.
Игра «Геовизор» — Школа Волшебства, персонажи – Околесик, Гномы Разделяй-Объединяй, Больше-Меньше, Крути-Верти, Появись-Исчезни.
Игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) – Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи — Ворон Метр.
Игра «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный) – Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи – шуты Дион, Дван, Трин.
Игра «Прозрачный квадрат» — Озеро Айс, персонажи – Хранитель Озера Айс, Малыш Гео, Ворон Метр, Незримка Всюсь.
Игра «Прозрачная цифра» — Цифроцирк, персонажи – Магнолик.
Игры «Математические корзинки», «Счетовозик» — Цифроцирк, персонажи Магнолик, Ежик Единичка, Зайка Двойка, Мышка Тройка, Крыска Четверка, Пес Пятерка, Кот Шестерка, Крокодил Семерка, Обезьяна Восьмерка, Лиса Девятка.
Комплект «Игровизор» — Страна Муравия, персонажи – Околесик, королева Мурана и ее поданные, муравей Мурашик.
Комплект «Ларчик» — Ковровая Полянка, персонажи Лопушок и Гусеница Фифа.
Игры «Чудо-крестики», «Чудо-соты» — Чудо-острова, персонажи – Пчелка Жужа, Китенок Тимошка, Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик, Краб Крабыч.
Игра «Чудо-цветик» — Поляна Чудесных цветов, персонажи – Малыш Гео, девочка Долька.
Игра «Теремки Воскобовича» — Город Говорящих Попугаев, персонажи – Шуты Арлекин, Орлекин, Урлекин, Ырлекин, Эрлекин, Ярлекин, Ерлекин, Юрлекин, Ирлекин, Ерлекин.
Игры «Конструктор цифр» — Город Говорящих Попугаев, персонажи – попугаи Эник и Бэник.
Игры «Конструктор букв», «Шнур-затейник» — Цифроцирк, пероснажи – Филимон Коттерфильд.
Игры «Логоформочки» — персонажи – Восклицатик.
С этими персонажами Вы встретитесь в сказках-методиках к каждой игре.
Примеры игр
1.«Теремки Воскобовича» — базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте 12 кубиков, 12 теремков — очень компактная, удобная конструкция.
В рамках статьи невозможно описать всю игру. Остановимся только на двух кубиках – синем и зеленом, так называемых кубиках первого этапа обучения чтению. Цвета «синий» и «зеленый» – символы мягкости и твердости согласного звука — впоследствии для детей станут подсказкой. Что расположено на пяти гранях этих кубиков? Пары: буква и ее образ. Вот шут показывает букву А, зовут его Арлекин. Если шут представляет букву О, то его имя — Орлекин. А если У – догадались? – Урлекин. На шестой грани – подсказка, где какая буква находится. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д. – сказочные персонажи, с которыми ребенку интересней до поры до времени, чем со знаком.
Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и многое другое – все это игровые моменты, изначально заложенные в «Теремках».
Игровое пособие «Теремки» можно использовать как с дошкольниками, так и со школьниками.
2. «Конструктор букв». Из его элементов-модулей можно сложить любую букву алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О.
3. Читайки 1 и 2. Игры на развитие навыков чтения. Ребенок, загибая попеременно уголки, получает разные слова. На маленьком «пятачке» прочитывается 4 слова, а в игре – больше сотни.
4. Коврограф «Ларчик», веревочки («прилипают» к коврику). Коврограф, игровой обучающий комплекс, чрезвычайно распространенный в дошкольных учреждениях, заменяет собой фланеллеграф. Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи.
Маленький пример «работы» сказочного оператора преобразования:
«Росли в лесу два дерева – одно высокое, другое – низкое. (Длинную и короткую веревочку располагаем недалеко друг от друга на коврике). Высокое деревце любило похвастать: «Я – самое высокое дерево. Я – самое сильное. Низкое дерево стояло в тени высокого, вздыхало и помалкивало. Забрел как-то в те леса гуляка-ветер. Какое деревце он заметил? Высокое. Стал раскачивать его из стороны в сторону (показываем на коврике). В конце концов, дерево сломалось и упало к корням низкого (сгибаем длинную веревочку, чтоб получить букву И). Последнее, что успело прокричать высокое дерево: «Помоги-и-и-и…». Еще долго-долго последний звук носило лесное эхо». Какой звук? — Звук И. А какую мы букву построили? – Букву И. Звук и буква – через сказку, через образ, через детские руки.
5. ГЕОКОНТ в народе называется просто — дощечка с гвоздиками. Через гвоздики протянута разноцветная резинка таким образом, что получаются контуры геометрических фигур. Задания различаются в зависимости от возраста детей:
— маленькие просто выдумывают свою геометрическую фигуру,
— дошкольники постарше – «натягивают» фигуру по шаблону.
Правда, от слова геометрия веет какой-то серьезностью, поэтому для детей – это сказка про Малыша Гео, Ворона Метра и дядю Славу.
Игру можно превратить и в настоящую викторину: если ребенок правильно ответит на вопрос, то препятствие (натянутая на поле резинка) исчезает и открывает путь для дальнейшей игры.
6. Квадрат Воскобовича — Косынка, Вечное Оригами, Кленовый листок – все это синонимы Квадрата Воскобовича. Выглядит он довольно просто: на квадратной основе из ткани наклеены треугольники. С одной стороны – красного цвета, с другой – зеленого.
Квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с легкостью сделают домик с зеленой крышей или конфетку в красной обертке, детки постарше смогут различить спрятанные в домике геометрические фигуры. Решать задачи ребенку помогают мама Трапеция, папа Прямоугольник и дедушка Четырехугольник. Вариантов сложения – 1.000.000 (!).
Во многих дошкольных учреждениях создается «вертикальная» развивающая среда в виде Фиолетового Леса. По сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторный уголок, в котором ребенок действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым; занимается исследованием, экспериментированием.
Дома можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса. Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре. Сегодня с логотипом «Развивающие игры Воскобовича» предлагаются десятки игр, пособий, игровых развивающих комплексов.
Список литературы.
Газета «Школьный психолог», № 3, 2000г, г. Москва
Газета «Школьный психолог», № 5 — 6, 1998 г, № 16, 1999 г, г. Москва
Журнал «Мама и Малыш», № 2, 2005 г, г. Москва
Журнал «Дошкольная педагогика», № 3 (7) июль, август 2002 г.
Сайт www.umka.by.
Сайт www.mama.ru
Сайт www.deti.domateplo.ru
Сайт www.7ya.ru
5
7 сентября в с. Кабардинка Краснодарского края начал свою работу 17- ый Всероссийский научно-практический семинар (с международным участием) «Управление качеством дошкольного образования: от современной стратегии к эффективной практике», организованный Ростовским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Аудитория слушателей семинара из 27 регионов Российской Федерации представлена специалистами и методистами муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере дошкольного образования, руководителями, заместителями руководителей, педагогами ДОУ; представителями стажировочных площадок РФ, профессорско-преподавательским составом «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», других учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, а также руководителями компании «Развивающие игры Воскобовича»
Каждый день семинара насыщен интерактивными формами работы: это и панельные дискуссии, и круглые столы, и тренинги и мастер-классы российских ученых и экспертов в дошкольном образовании, а также педагогов – практиков.
В день заезда на организационной встрече участников семинара приветствовала его организатор и руководитель Алла Константиновна Сундукова, декан факультета дошкольного и начального образования Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат философских наук.
Прочитать остальную часть записи »
Доклад на тему «Педагогические технологии развивающего обучения В.В.Воскобовича
Педагогические технологии развивающего обучения В.В.Воскобовича
Вячеслав Вадимович Воскобович внес огромный вклад в педагогику раннего развития детей. Будучи физиком и психологом по образованию, придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Во время перестройки разыскивая по магазинам какие- нибудь развивающие игрушки для своих двух детей и не найдя ничего подходящего, он решил сам придумать и смастерить игру. Бил и колотил все вручную. Копировать чужое не стал, и потому его новые игры вызвали такой интерес. Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер – это был поиск какой — то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.
Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше — «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые методические сказки.
В основу развивающих игр Воскобовича заложены три основных принципа: интерес, познание и творчество.
Что отличает игры Воскобовича от всех остальных?
Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей:
1.Широкий возрастной диапазон участников игр.
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда и учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
2. Многофункциональность игр.
Можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы, запоминает цвет и форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, внимание, память, воображение.
3.Вариативность игровых заданий и упражнений.
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи.
4. Творческий потенциал каждой игры.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.
Технология решает следующие задачи:
— развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
— развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
— развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
— гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал.
— формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
— построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы:
— игры, направленные на логико-математическое развитие.
Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями — манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
— игры с буквами, звуками, слогами и словами.
В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством.
— универсальные игровые обучающие средства.
Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.
Технология «Сказочные лабиринты игры»
Что это такое? Это игровая технология развивающего обучения детей дошкольного возраста. Термин «педагогическая технология» появился в педагогике в последнее время и означает построение образовательного процесса. Остановимся на принципах построения технологии.
Игра плюс сказка
Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Идея развития детей в игре не нова. Новое здесь то, что почти весь процесс обучения ребенка дошкольного возраста реально выстраивается в игре. Технология «Сказочные лабиринты игры» — это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание.
Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Окрашенное положительными эмоциями общение со взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжет органично вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. Очень удобно — читаешь сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Сказки в технологии «Сказочные лабиринты игры» — авторские.
«Сказочные лабиринты игры» является чисто игровой технологией (авторские сказки; большое количество предметных игр, направленных на различные аспекты детского развития — математика, конструирование, подготовка к чтению; совместные игры детей и взрослых), и это является ее отличительной особенностью.
Интеллект
Вторым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр (<по спирали>) позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в <зоне ближайшего развития>. В каждой игре дети добиваются какого-то <предметного> результата.
Не случайно много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. Как правило, развивают вербальный интеллект, то есть «приобретенный». Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате ребенок много знает, о многом слышал. Таких детей школьные учителя называют «натасканными». Но в этой бочке меда есть ложка дегтя. Нет гарантии, что эти дети будут в дальнейшем хорошо учиться. У них может быть плохо развит невербальный интеллект, то есть «врожденный». Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Психологи говорят, что развивать врожденный интеллект сложно. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии <Сказочные лабиринты игры> является развитие, в основном, невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал технологии является сензитивным, то есть наиболее благоприятным, психологическим особенностям развития детей дошкольного возраста, поэтому не провоцирует возникновение стрессовых состояний у детей и взрослых.
Творчество
Еще одним принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.
Способы реализации технологии
Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
Игры Воскобовича можно использовать в совместной, самостоятельной деятельности, а также интегрировать с другими видами деятельности. Обучающая задача ставится в игровой форме. В ситуации развивающей игры возникает внутренняя необходимость приобретения новых знаний и способов действий.
Хочется еще раз подчеркнуть,что развивающие игры Воскобовича учат моделировать, соотносить целое с его частью, развивают мышление, память, внимание, творческую жилку. Вячеслав Вадимович не просто внес вклад в альтернативную педагогику, а создал новую эпоху развивающих игр.
Мнение дошкольного психолога об играх Воскобовича (часть 2)
Хоть мы не получили ваших откликов под первым материалом педагога-психолога Светланы Макушкиной (прочитать часть 1 ), мы не вешаем нос и выкладываем вторую, заключительную часть этого важного и интересного материала. Очень надеемся получить хотя бы несколько строк. Ваше мнение ценно как для нас, так и для Светланы Вячеславовны. Кстати, ее парциальная программа «Умные игры в добрых сказках» появится в продаже уже в сентябре.
Часть 2
2.Игры Воскобовича в работе с детьми
Более, чем десятилетний опыт работы по этим играм, а также играм других авторов позволяет сделать интересный вывод: игры В.В. Воскобовича эмоционально-благоприятны для ребенка, не вызывают соперничества и располагают к межличностному общению.
Постараемся объяснить сей феномен:
- Каждому по игре. В отличие от многих других игр, игры В.В. Воскобовича (в особенности описанные ранее конструкторы, «Квадрат Воскобовича», «Змейка») предполагают, что ребенку предоставляется комплект игр на него одного. Многие разработчики игр, предлагая одну игру (коробку конструктора, контейнер с деталями) рассчитывают, что дети будут учиться договариваться и учиться уступать (кстати, этот процесс является ярким проявлением технологии обучения в сотрудничестве). Но мы понимаем, что это произойдет, если рядом с детьми всегда будет понимающий, чутко реагирующий взрослый. Детям дошкольного возраста трудно играть в одну игру без конфликтов, обид, взаимных претензий. И мы знаем, что они пока не умеют договариваться. Получается, что, предлагая один набор предметов на всех, мы провоцируем конфликтную среду. И создавать такую среду можно при условии: а) проведения диагностического обследования, б) коррекционной психолого-педагогической работы. Если наши цели иные, то разумно будет создать детям изначально равные условия. Чтобы Петя не сказал, что ему была нужна именно такая деталь, которую взял Коля. У Пети и у Коли будет одинаковый набор деталей, одинаковый исходные данные. В таком случае, тревожные и зависимые дети не будут переживать, что они могут недополучить чего-то или им не хватит. Они могут заняться творчеством, зная, что у них есть все то же самое, что и у других детей. Таким детям это важно знать. Тем более, что комплект конструкторов так упакован, что сразу видно все детали и не стоит переживать. А это важно. (Вспомните, когда мы ставим стаканчики с карандашами на каждого ребенка. Есть дети, которые сразу заметят, какого карандаша не хватает у них, но он есть у другого).
- Отсутствие соперничества. Удивительно, но игры Воскобовича миролюбивы и не вызывают соперничества. Мы уже отмечали их привлекательность, как на ощупь, так и на глаз. Они манят своим качеством и прекрасно и точно подходящими друг другу деталями. Они легко изменяемы (нет шипов и креплений) и поэтому так притягивают детей. Крик ребенка: «Я первый сделал!», — практически не вызывает ревности и раздражения. Ребенок знает, что и он сейчас сделает, у него все для этого есть и его ждет радость открытия. Это как с любимым блюдом: кто-то съел первым, а кто-то неспеша лакомится. Подтолкнуло к этому выводу нас вот какое наблюдение: обычно мы просим тех, кто сделал первым, пройти среди ребят и спросить, нужна ли помощь. И оказывается, что помощь не нужна. Дети, не отрывая взгляд от захватывающей работы, отказываются от помощи: «Я сам(а) хочу!». А с какой радостью дети делятся своими произведениями, соединяют их одно целое или сдвигают рядышком! К примеру, Миша сделал свою башню, а Коля делает терем с башенками. Миша неспеша сравнивает и оценивает варианты. Он может сделать так, как у Коли, потому что у него такой же набор деталей, он может сделать по-другому, он может предложить соединить работы, и о, чудо!: на столе возникает «Град на острове стоит..». Мальчики воодушевлены и используют оставшиеся детали для расширения «града». Вот тогда и возникает единение и чувство работы с другом и совместная радость творчества.
- Эмоциональное благополучие. Мы уже писали выше, что малыш, погружаясь в игру, как бы «смакует» ее. Он знает, что у него такой же набор деталей, как и у других. В связи с тем, что нет трудных соединений (шипы, крепления), которые раздражают детей, игра становится более вариативной и разнообразной. Создавая образ, ребенок уходит в мир образов, а, следовательно, мир представлений, ощущений. Такая работа успокаивает малыша, помогает ему обрести нужный настрой. Замечено, что, когда мы предлагаем эти игры импульсивным и тревожным детям их эмоциональный фон выравнивается.
Работа в спокойной обстановке, занятие любимым делом, отсутствие конфликтов, радость творчества – все это способствует интеллектуальному и личностному росту в любом возрасте и в любой сфере. И все это нам могут предложить развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста.