Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Вячеслав воскобович – Мастер-класс «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в работе с дошкольниками»

Posted on 31.05.202023.01.2020

Содержание

  • Методика Воскобовича — Раннее развитие
    • Вячеслав Вадимович Воскобович   Родился в Запорожье. В школьные годы жил в на Украине Херсоне.Затем переехал в Ленинград. Там он закончил Политехнический институт (инженер-физик). Началом к созданию развивающих игр послужили его родные дети. В 90-е годы, годы кризиса, наши детские отделы магазинов стояли пустыми. Воскобович, изучив методики Никитина, Зайцева, решил создать что-то своё. Его первые увлекательные и развивающие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы» и т.д. Они получили большую известность среди педагогов, родителей. Вячеслава Вадимовича стали часто приглашать на выступления, семинары. В настоящее время Воскобович живёт в Санкт-Петербурге. Разработал более 40 развивающих игр и пособий. С 1997 года открыт и функционирует по настоящее время его авторский центр ООО «Развивающие игры Воскобовича», где разрабатываются и производятся его развивающие методики, игры. (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});    Что такое «методика Воскобовича»?
    • Основные принципы методики Воскобовича
      • Мотивация обучения ребёнка через сказку
      • Многофункциональность игр
      • Развитие творчества
    • Основные направления игр Воскобовича
    • Возрастной диапазон детей
    • Наиболее известные игры по методике Воскобовича
    • Официальные сайты по методике Воскобовича
  • Статья (старшая группа) на тему: Развивающие игры Вячеслава Воскобовича
  • Вячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребенка? Играйте!»
  • Школа Гениальности
        • Вячеслав Вадимович Воскобович
        • В чем же особенности игр Воскобовича?
  • Методическая разработка на тему: МЕТОДИКА ВОСКОБОВИЧА
  • Презентация к уроку по теме: Мастер — класс «Развивающие игры В. В. Воскобовича»
  • Семинары

Методика Воскобовича — Раннее развитие

Вячеслав Вадимович Воскобович

 

Родился в Запорожье. В школьные годы жил в на Украине Херсоне.

Затем переехал в Ленинград. Там он закончил Политехнический институт (инженер-физик).


Началом к созданию развивающих игр послужили его родные дети. В 90-е годы, годы кризиса, наши детские отделы магазинов стояли пустыми. Воскобович, изучив методики Никитина, Зайцева, решил создать что-то своё.
 
Его первые увлекательные и развивающие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы» и т.д. Они получили большую известность среди педагогов, родителей. Вячеслава Вадимовича стали часто приглашать на выступления, семинары.
 
В настоящее время Воскобович живёт в Санкт-Петербурге. Разработал более 40 развивающих игр и пособий. С 1997 года открыт и функционирует по настоящее время его авторский центр ООО «Развивающие игры Воскобовича», где разрабатываются и производятся его развивающие методики, игры.

 
 

Что такое «методика Воскобовича»?


Это комплекс увлекательных и развивающих игр, которые побуждают ребенка к творческому мышлению.

 

Основные принципы методики Воскобовича

 
  • Мотивация обучения ребёнка через сказку

Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает интересная и захватывающая сказка, которая заинтересовывает малыша в процессе игры, помогает лучше запомнить буквы, цифры, геометрические формы предметов.

  • Многофункциональность игр

Функциональность игр состоит в том, что играя, малыш развивается всесторонне: учится чтению или счету, параллельно развивает высшие психические функции (мышление, память, внимание и т.д.), мелкую моторику м и т.д.

  • Развитие творчества

Все игры по данной методики направлены на развитие творческого потенциала малыша – развитие творческого воображения, творческих представлений, фантазии, умения креативно мыслить.
 
 

Основные направления игр Воскобовича

 
  • развитие чтения

  • развитие математических навыков

  • развитие логического мышления и воображения

  • формирование конструирования и моделирования

  • развитие исследовательской деятельности и творческого потенциала

 

Возрастной диапазон детей

 

 


Наиболее известные игры по методике Воскобовича

 

 

игра-головоломка «Чудо-крестики»
(развитие математических способностей)
 

игра «Кораблик Плюх-Плюх»
(развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений)


 

Официальные сайты по методике Воскобовича

   

 

Статья (старшая группа) на тему: Развивающие игры Вячеслава Воскобовича

Развивающие игры   Вячеслава Воскобовича

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Сделать игру ведущей деятельностью, с помощью которой формируется все вышеперечисленное, нам помогают современные   развивающие игры  В.Воскобовича : «Игровизор», «Геоконт», «Волшебный квадрат», «Теремки   Воскобовича», «Складушки».

Автор методики В. Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из принципов методики Воскобовича – интересные сказки.  Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы.

Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. В основном, это игры- конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами.

Самые известные из них – «Геоконт»  и «Квадрат Воскобовича».

Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.

В таких играх дети через практику постигают теорию. Также автором придуманы пособия, направленные на изучение цифр (например, «Волшебная восьмерка»)  и букв («Конструктор букв»),  на обучение чтению (например, по универсальному пособию «Складушки»). Игры Воскобовича многофункциональны и предназначены для детей от 2 до 10 лет (хотя можно и до 99 лет).

Немного истории

Вячеслав Вадимович Воскобович — живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.

Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы».

«Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать», — говорит Вячеслав Воскобович.

Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича:

•    Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

•   Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

•    Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

•  Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.

•    Развитие мелкой моторики.

Особенности развивающих игр Воскобовича:

 — Игры разработаны, исходя из интересов детей.

Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.  

— Широкий возрастной диапазон.

В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.  

— Многофункциональность и универсальность.

Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.).  

— Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.  

— Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои — мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик — сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Самые популярные игры Воскобовича

«Геоконт»  — её еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки» -. представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы.

Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»).

А начинается сказка так: «Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг — навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг — голос: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».

Таким образом, малыш не просто создает изображения на «Геоконте», а делает паутинку паука Юка, лучи и отрезки, которые называются «оранжевым криком Красного зверя», «зеленым свистом Желтой птицы» или «синим шепотом Голубой рыбы». В книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться.

В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.

«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет)  и 4х цветным (для 3-7летних детей)

Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» — зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер».

Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.

Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

«Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое.

Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера), умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.

«Кораблик «Брызг-брызг»   представляет собой игровое поле из ковролина в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по необходимому количеству флажки на липучках — паруса.  
Игра развивает мелкую моторику, внимание, память, мышление, дает представление о математических пнятиях, о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов, их порядковом номере и цифровом ряде.

«Математические корзинки»  — это пособие поможет ребенку буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а также понять смысл сложения и вычитания. Малышу нужно вкладывать в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей-грибов. 
По сказочному сюжету ребенок вместе с зверятами-цифрятами: Ежиком-Единичкой, Зайкой-Двойкой, Мышкой-Тройкой и другими собирает грибы в корзинки, считает их, раздает зверятам равное количество грибочков и проверяет у кого корзинки полные, а у кого нет. Зверята собирают грибы, а малыш выясняет, кто собрал больше, а кто меньше.

«Забавные буквы» — это карточки с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, другой шут скрутился буквой О и его имя – Орлекин, У – представляется Урлекином, также существуют Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д.  
Играя с карточками и пропевая имена шутов, ребенок знакомится с буквами, упражняется в звуковом анализе слов; развивает внимание, память, мышление, воображение и речь.

«Теремки Воскобовича»  — это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых) с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях, которые вкладываются в кубики-теремки, чтобы получались слоги. А из нескольких «теремков» можно составить слово.

На первом этапе игры ребенок знакомится со звуками и буквами. На гранях первого кубика белого цвета живут буквыБ, П, В и Ф. Ребенок поворачивает кубик разными сторонами и называет звуки. Затем придумывает, какие животные могли бы поселиться в этом теремке: бабочка, попугай, волк, филин. Таким же образом ребенок знакомится с остальными «теремками».

Теперь подключаются кубики-вкладыши с гласными-шутами. В синем кубике живут А, О, У, Э, Ы (гласные, показывающие твердость звука), в зеленом – Я, Ё, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость гласного звука).

На втором этапе учимся составлять слоги. Вкладываем в первый «терем» кубик с буквой А и читаем получившийся слог: «Па».

На третьем этапе можно составлять и читать простые слова.  Устройство кубиков-теремков позволяет превратить процесс обучение чтению в серию увлекательнейших игр. Например, игра в «превращалки», где «дом» легко станет «дым»ом, а «лёд» в «мёд»ом.

 «Складушки».  Воскобович переработал идею складов Зайцева, создавшего кубики со складами.

Игра-пособие «Складушки» предназначена для обучения детей чтению в складовой системе.

Пособие выполнено в виде книжки, на каждой странице яркая картинка и стихотворная подписью с выделенными складами. Так же имеется CD-диск с озвученными складовыми песенками, например, одна из них:

Гусь с гусынею гусяток 
Насчитали лишь десяток. 
Гусь с гучыней обсчитались 
Все на месте оказались. 

На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком

 по играм Воскобовича:

•    Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

•    Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

•    Статичность.  Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.

•    Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому малышу по душе и по силам.

Вячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребенка? Играйте!»

«Путь от практики к теории» – так определяют концепцию педагогической технологии этого человека. Он не профессор и не доктор наук. Он – создатель. Вячеслав Воскобович эффективно распорядился личной энергией и талантом – создал замкнутый цикл производства игрушек, которые сегодня знают на всем постсоветском пространстве.

 

Справка «КН»
Вячеслав Воскобович живет в Санкт-Петербурге. Игрушки придумывать начал в девяностых. Сначала для своих детей – походы по магазинам игрушек в эпоху перестройки вгоняли молодого отца в тоску. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. Практика Воскобовича быстро вышла за рамки семьи. И теперь его знают на всей территории постсоветского пространства.

Приехав в Костанай, чтобы провести свои знаменитые семинары, Вячеслав Воскобович нашел время дать эксклюзивное интервью «КН».

– Вячеслав Вадимович, вы по образованию, если не ошибаюсь, физик. Что же привело вас в сферу педагогики? Ведь чтобы создать игрушку для ребенка, нужно знать особенности его физического и психического развития…

– Да, я инженер-физик. В свое время оказался в этой сфере случайно – вошел в те воды, о которых не ведал. Но, знаете, это даже полезно. Хорошо, когда ты профессионал и в этом направлении работаешь. И, может быть, еще лучше, когда ты творишь в сфере, о которой ничего не знаешь.

– Почему?

– Однажды на очередных курсах ко мне подошла слушательница. Поинтересовалась, кто я по образованию, узнала, что не педагог, и воскликнула: «Слава Богу! Вот я педагог по образованию и уже не могу выйти за рамки науки, которая ограничивает мое развитие, творчество… А вы можете!»

Так что я пришел в непаханую сферу, проложил свое торило, ну а дальше… Конечно же, без знания тех же педагогических и психологических процессов движение в этой среде было невозможно. И мне пришлось изучать эти науки. Не так это и сложно…

– Так, может, принципы системы образования, которая подводит человека к выбору определенной специальности, неверны? Может, она должна просто давать базу, на основании которой человек потом сумеет выбрать любое дело (даже несколько), специализироваться и совершенствоваться самостоятельно?

– Нет. Этот путь непрост, и я не пожелаю его другому. У нас, вообще-то, творческих людей полным-полно. Они генерируют идеи, присылают их. Но! Сложно их доказать и довести до какого-то уровня. Всегда определенный снобизм существует, иерархии и люди со степенями не снизойдут до выскочки-чужака. Поэтому в свое время мне пришлось проделать большой путь. Во-первых, организовать производство – а в тяжелые девяностые это было очень трудно. Обивал пороги учреждения, бегал в поисках денег… До сих пор помню, как на кафедре геометрии профессор один долго выстраивал фигуры в «Геоконте» и качал головой сокрушенно: «Вот если бы у моих балбесов в детстве была такая игрушка, они бы знали геометрию!» Но откуда у профессора деньги на производство? И помню самое начало. Товарищ пришел, протянул восемьсот долларов и сказал, что ему идея понравилась…

– А во-вторых?

– Оставить за плечами более 150 городов – я постоянно езжу с семинарами… Доказываю, что игровая система жизнеспособна, действенна. Что идея без товара невозможна. Нужно иногда даже педагогам объяснять, как использовать игру полностью, ведь каждая из них оставляет много места для творчества. Вот, к примеру, «Прозрачный квадрат». Здесь можно из частей складывать целые квадраты. А можно из этих же частей сложить фигуру лошади и придумать про нее сказку…

– Сегодня уже выросло то поколение, которое больше двадцати лет назад начинало осваивать ваши игры. Вы как-то следите за тем, как игры Воскобовича повлияли на интеллектуальное развитие этих людей? Если человек производит хлеб, можно сразу судить о качестве. Но вы производите продукт, который влияет на внутреннее формирование человека. Как отследить, насколько это «вкусно» и полезно?

– Глобальным отслеживанием результатов я не занимался. Скорее наблюдаю результаты локальные – в частности, когда приезжаю в разные города с семинарами и слышу отзывы педагогов о том, как влияют игры на развитие пространственного мышления, воображения, вижу результаты разных диагностик, которые подтверждают эффективность. Поэтому в последние годы мы осваиваем новые территории. Сейчас уже вышли за рамки дошкольной сферы. Работаем теперь в трех направлениях – добавили еще младшие классы и коррекционное развитие, для детей с ограниченными возможностями.

– Кстати, я читала, что вы не сторонник раннего развития ребенка…

– Форсированных – нет. Это мое внутреннее убеждение. Не вижу смысла в этом. Здесь еще чем чревато – ребенок может преуспеть в умственном развитии, но это не значит, что он легко получит свой социальный статус, придя на два-три года раньше в школу. У нас система не подготовлена для такого интенсивного развития. Поэтому развитие – это хорошо. Но пятилетнему малышу в первом классе очень тяжело. И еще. Если наука говорит, что он сенситивен

(особо чувствителен. – Прим ред.) к пяти годам, то не стоит опережать… Тут не скорость, тут важны поэтапность и качество развития. Это основа дальнейшего успешного обучения в школе.

– У вас ведь не просто игры. Вы предлагаете концептуальную игровую среду, которую объединяет волшебная страна. Скажите, а вам интересно ее придумывать? Вы сами в ней живете?

– Безусловно. Это уже такое своеобразное мышление оттуда, изнутри. Сказав «а», начинаешь говорить «б». И заставлять себя не надо. Говорить, что я действую через силу – нет. Игровые процессы должны быть очень живыми. Поэтому каждую игру приходится отслеживать – сочетать игровой момент и образ. Так что одной ногой там, другой – здесь.

– А почему эта страна – Фиолетовая? Случайно так вышло, или что-то послужило поводом?

– К одной из своих первых игр, которая называется «Геоконт», я написал сказку. Там герой совершает путешествие и по приказу царя должен оказаться в фиолетовом лесу, в котором есть поляна золотых плодов. И он как раз, пройдя по радуге и еще оставаясь в ее последнем цвете – фиолетовом, туда и попадает. Вот так и появилась идея Фиолетового леса. А потом пошел лавинообразный неуправляемый процесс. Дело в том, что в дошкольных учреждениях есть положение, обязывающее иметь игровую среду. И получилось, что страна и стала этой средой.

– У вас много героев с забавными именами – малыш Гео, Околесик, Долька, Ворон, Мэтр… Сами придумываете?

– Сам. Процесс сложно отследить. Возникает образ, формируется, и – пожалуйста! А имена… У меня всегда была тяга к словотворчеству и вкус к словам. Понимаете, смесь слов рождает отдельную музыку сочетания, которой доселе в природе не существовало. Это тоже чудо творчества. В моих играх и ребенку можно придумывать слова, формировать вкус к слову. Кстати, я даже одно время стихи писал и песни. Сейчас, правда, прошло уже. Вот только на курсах иногда гитару в руки беру

(показывает на инструмент, прислоненный к стене аудитории. – М.Ш.) – в Фиолетовой стране не только сказки, но и песни есть…

– Наверное, волшебную страну можно придумать только тому, кто сохранил в себе ребенка. Вы, кажется, сохранили. А как думаете, это важно – быть не до конца взрослым?

– Очень. Сегодня взрослые забыли детство. Чем больше сфер, с которыми мы соприкасаемся во взрослой жизни, тем сложнее человеку сохранить в себе непосредственность, пытливость, живость, творческую искру. Вот потом и получается – садится родитель рядом с ребенком, начинает объяснять ему, как буквы складывать, раздражается и понять не может, что для ребенка нет абстрактных понятий, что у него все познается в игре.

А как же сохранить в себе ребенка?

Играть! Играть вместе с ним. Кстати, в мои игры любят играть и взрослые – есть варианты и для них…

 

Школа Гениальности

Вячеслав Вадимович Воскобович


Один из первых российских изобретателей развивающих игр для детей. Занимаясь с собственными малышами и изучив опыт других отечественных педагогов-новаторов (Зайцева, Никитиных), он создал свою методику, в которую вошли увлекательные развивающие игры и игровые комплексы.Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
Детки, которые развиваются по методике Воскобовича, отлично подготовлены к школе. Они умеют ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить.
Среди самых популярных игр Воскобовича можно выделить «Игровой квадрат»и «Геоконт». Существуют также «Цветные часы», «Чудо-головоломки», «Домино», «Математические корзинки», «Конструктор букв», «Ларчик» и множество других игр, которые делают процесс развития детей увлекательным и очень интересным.

В чем же особенности игр Воскобовича?

  1. Каждая игра имеет свои отличительные конструктивные элементы. Например, в «Геоконте» — это динамическая резинка, в «Прозрачном квадрате» — прозрачные и непрозрачные части, в «Квадрате Воскобовича» одновременно использованы жесткость и гибкость.
  2. Игры Воскобовича подходят для детей широкого возрастного диапазона. Они интересны и для трехлеток, и для семилеток, и даже для учеников средней школы. Для малышей предусмотрены несложные одно- или двухшаговые упражнения, для старших ребят есть сложные многоступенчатые задачи. 
  3. Одна игра дает возможность решать множество образовательных задач. Малыш одновременно осваивает буквы, цифры, учится различать цвет, форму, тренирует память, внимание, развивает мышление, воображение, а также тренирует мелкую моторику руки.

  4. В играх Воскобовича заложен огромный творческий потенциал. Малыш имеет возможность осуществлять свои творческие задумки в реальность.
  5. Все игры Воскобовича имеют сказочную огранку. Ребенку намного интереснее играть не просто с квадратами и треугольниками, а с Нетающими Льдинками или разноцветными паутинами Паука Юка. Вместо того, чтобы изучать дроби, ребенок разгадывает Секреты Чудо-Цветика, в чем ему помогает Малыш Гео. Новое и необычное всегда лучше привлекает внимание и легко запоминается. 
  6. Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интригует, мобилизует внимание малыша, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Малыш образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения. Взрослый – это равноправный партнер в игре, которая «сама» занимается обучением. Для каждого занятия с персонажами можно придумывать новые истории и путешествия. Игры Воскобовича можно применять как в домашней обстановке, так и в детских садах, развивающих центрах. 
  7. Игры не просто учат «читать-считать», они развивают такие качества личности-творца, как оригинальность и творческое мышление, дивергентность суждений, а также учат человеческим взаимоотношениям.

Чтобы понять, как это все действует на практике, ознакомимся с двумя самыми популярными играми, которые развивают мелкую моторику.


Методическая разработка на тему: МЕТОДИКА ВОСКОБОВИЧА

Методика Воскобовича

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.

Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше — «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые методические сказки. Практика Воскобовича быстро вышла за рамки семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать на семинары, сначала в родном городе (тогда еще Ленинграде) а потом и за его пределами.

 

Технология «Сказочные лабиринты игры»

У методик раннего развития обычно два пути: один — от некоего теоретического положения к его практическому подтверждению (вальдорский детский сад), другой — напротив, от практического опыта, через его обобщение, к теоретическому обоснованию. Технология Воскобовича — это как раз путь от практики к теории. Почему технология, а не методика? В принципе, это очень сходные понятия. И термин «педагогическая технология» появился в педагогике совсем недавно. В методиках больше представлены содержательные стороны, в технологиях — процессуальные.

 

Особенности игр

 

Конструктивные элементы

В «Геоконте» средством конструирования выступает динамичная «резинка», отличительные свойства «Квадрата Воскобовича» — жесткость и гибкость одновременно, конструктивным элементом в «Прозрачном квадрате» является прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» — шнурок и блочка.

 

Широкий возрастной диапазон участников

Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

 

Многофункциональность

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

 

Универсальность по отношению к образовательным программам.

Как показала практика, игры прекрасно вписались в программы образовательных учреждений, например «Детство», «Развитие», «Радуга».

 

Творческий потенциал

С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», «вечного оригами» «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы — целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.

 

Сказочная «огранка»

Интерес детей к сказкам — это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.

 

Знакомимся поближе

Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми — «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича».

 

«Геоконт»

В народе эту игру называют «дощечкой с гвоздиками». Но для ребят — это не просто доска, а сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава», в которой пластмассовые гвоздики, закрепленные на фанере (игровом поле), называются «серебряными».

На игровое поле «Геоконта» нанесена координатная сетка. На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка-продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста — по схеме-образцу и словесной модели. Ученики начальной и средней школы при помощи этой игры доказывают теоремы. Ведь в самом названии сказки — зашифровано слово «геометрия».

В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности.

 

«Квадрат Воскобовича» («Игровой квадрат»)

У этой игры имеется множество «народных» названий — «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами». Все это, по сути, верно. «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке «Тайна Ворона Метра» квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.

Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны манипуляции его элементами — своеобразный пальчиковый театр.

Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

 

Основные принципы технологии

 

Игра плюс сказка

Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. «Сказочные лабиринты игры» — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно — взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

 

Интеллект

Второй принцип технологии Воскобовича — построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.

Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть «приобретенный», интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют «натасканными». Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть «врожденный» интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие именно невербального интеллекта у детей.

Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

 

Творчество

Третий принцип «Сказочных лабиринтов игры» — раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

 

Развивающая среда — Фиолетовый лес

По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи — Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

 

Способы реализации технологии

Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

 

Результаты

Исследования, проведенные в детских садах, работающих по технологии Воскобовича, показали: в группах много детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. (Градация изменений интеллектуального развития выглядит так: интеллект ниже среднего, средний интеллект, норма, высокий, очень высокий, превосходный). Лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Пяти-шестилетние ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, с которыми работали по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать. Решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности малышей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой «форме» обучения и «наигрались» в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. И, как правило, делают это хорошо и с интересом.

 

Игры, обучающие чтению

«Теремки Воскобовича» — базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладываем в Теремок — получается слияние. Таким образом составляются слова. Всего в комплекте — 12 кубиков, 12 теремков. В рамках статьи невозможно описать всю игру. Остановимся только на двух кубиках — синем и зеленом, так называемых кубиках начального этапа. Что на них расположено? На пяти гранях — буква и образ, на шестой — подсказка, где какая буква находится. Каждую букву представляют шуты, принимая ее позу. В позе буквы А — Арлекин. Если шут представляет букву О, то его зовут Орлекин. А если У? — Урлекин. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин — сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интересней, чем со знаком.

«Конструктор букв» позволяет из элементов, сконструировать любую букву алфавита. Элементы можно прикреплять на поле эластичным шнуром, можно выкладывать на столе.

«Игровизор» и приложение «Лабиринты букв». «Гуляя» маркером по лабиринтам, ребенок знакомится с буквами, составляет слова. На каждую букву — свой лабиринт.

Читайки 1 и 2. Игры на развитие навыков чтения. Загибаем попеременно уголки, и получаем разные слова. На маленьком «пятачке» (области чтения) 4 слова, а всего в каждой игре их — больше сотни.

Коврограф «Ларчик», веревочки («прилипают» к коврику) . Он позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи. Например: «Росли в лесу два дерева — одно высокое, другое — низкое. (Длинную и короткую веревочку располагаем недалеко друг от друга на коврике). Высокое деревце любило похвастать: «Я — самое высокое дерево, Я — самое сильное.» А низкое дерево стояло в тени высокого, вздыхало и помалкивало. Забрел как-то в те леса гуляка ветер. Какое деревце приметил? Высокое. Стал раскачивать его из стоны в сторону. (показываем на коврике). В конце концов дерево сломалось и у упало к корням низенького (сгибаем длинную веревочку, чтоб получить букву И). Последнее, что успело прокричать высокое дерево: «Помоги-и-и-и…». Еще долго-долго последний звук носило лесное эхо.» Какой звук? Звук И. А какую мы букву построили — букву И. Звук и буква — через сказку, через образ, через детские руки. «Ромашка», «Яблонька», «Парусник», «Снеговик» — Это новинки 2004 года. Каждая из них позволяет написать более 20 слов… шнурком.

 

С мамой и папой

Дома можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса. Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре. Сегодня с логотипом «Развивающие игры Воскобовича» предлагаются десятки игр, пособий, игровых развивающих комплексов. В нынешнем году Вячеслав Вадимович и его коллеги планируют выпустить «родительский» вариант технологии «Сказочные лабиринты игры».

Презентация к уроку по теме: Мастер — класс «Развивающие игры В. В. Воскобовича»

Мастер — класс  

«Развивающие игры В. В. Воскобовича»

Биография.

      Вячеслав Вадимович родился в Запорожье. Школьные годы провёл в Херсоне, оттуда уехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где закончил Политехнический институт по специальности инженер-физик. Отслужив два года в армии, вернулся в родной город. Помимо физики, имел параллельное увлечение — участвовал в бардовском движении: писал стихи, музыку, песни, выступал на различных площадках.

      Как признается сам Вячеслав Вадимович Воскобович, в педагогику его «привели» собственные дети, сыновья. В начале 90-х родилась методика В. Воскобовича.  Вячеслава Вадимовича стали приглашать на семинары в Санкт-Петербурге.

       В 1993 году состоялся первый выездной семинар в Краснодаре.

       В начале 90-х Вячеслав Вадимович Воскобович организовал фирму по выпуску игр. В настоящий момент это ООО «Развивающие игры Воскобовича» — единственный производитель игр и пособий; записал два диска песен для взрослых.

Не зря говорят, талантливый человек — талантлив во всем.

Характеристика развивающих игр Воскобовича:

1. Многофункциональность

В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

2. Широкий возрастной диапазон участников игр

Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

3. Сказочная «огранка»

Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.

4. Творческий потенциал

Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.

5. Конструктивные элементы

Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» — это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» — жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» — прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» — шнурок и блочка.

К развивающим играм было разработано методическое сопровождение – игровая технология «Сказочные лабиринты игры» (авторы Воскобович В.В., Харько Т.Г.), которая направлена на интеллектуально-творческое развитие детей 3-7 лет. Рецензентами технологии стали д.п.н., профессор кафедры дошкольной педагогики института детства и РГПУ им. А.И. Герцена Крулехт М.В. и к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики института детства и РГПУ им.А.И.Герцена Полякова М.Н.  Особенности технологии таковы, что не надо перестраивать работу учреждения, ломать привычный уклад и выстраивать новый. Технология органично вплетается в уже привычный ритм жизни и образовательные задачи реализуемой программы. В дошкольных учреждениях, работающих по данной технологии, ребенок окружается непринужденной, веселой, не вызывающей негативных эмоций интеллектуально-творческой атмосферой. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Основные принципы технологии

  • Игра плюс сказка

Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. «Сказочные лабиринты игры» — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно — взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

Второй принцип технологии Воскобовича — построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.

Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть «приобретенный», интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют «натасканными». Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть «врожденный» интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие именно невербального интеллекта у детей.

Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Третий принцип «Сказочных лабиринтов игры» — раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

  • Развивающая среда — Фиолетовый лес

По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи.

Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа:

  • Игра «Геоконт» — Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи – Малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк, паучата Ромбик, Плюсик, Вопросик, Фантик, Лучик.
  • Игра «Геовизор» — Школа Волшебства, персонажи – Околесик, Гномы Разделяй-Объединяй, Больше-Меньше, Крути-Верти, Появись-Исчезни.
  • Игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) – Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи — Ворон Метр.
  • Игра «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный) – Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи – шуты Дион, Дван, Трин.
  • Игра «Прозрачный квадрат» — Озеро Айс, персонажи – Хранитель Озера Айс, Малыш Гео, Ворон Метр, Незримка Всюсь.
  • Игра «Прозрачная цифра» — Цифроцирк, персонажи – Магнолик.
  • Игры «Математические корзинки», «Счетовозик» — Цифроцирк, персонажи Магнолик, Ежик Единичка, Зайка Двойка, Мышка Тройка, Крыска Четверка, Пес Пятерка, Кот Шестерка, Крокодил Семерка, Обезьяна Восьмерка, Лиса Девятка.
  • Комплект «Игровизор» — Страна Муравия, персонажи – Околесик, королева Мурана и ее поданные, муравей Мурашик.
  • Комплект «Ларчик» — Ковровая Полянка, персонажи Лопушок и Гусеница Фифа.
  • Игры «Чудо-крестики», «Чудо-соты» — Чудо-острова, персонажи – Пчелка Жужа, Китенок Тимошка, Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик, Краб Крабыч.
  • Игра «Чудо-цветик» — Поляна Чудесных цветов, персонажи – Малыш Гео, девочка Долька.
  • Игра «Теремки Воскобовича» — Город Говорящих Попугаев, персонажи – Шуты Арлекин, Орлекин, Урлекин, Ырлекин, Эрлекин, Ярлекин, Ерлекин, Юрлекин, Ирлекин, Ерлекин.
  • Игры «Конструктор цифр» — Город Говорящих Попугаев, персонажи – попугаи Эник и Бэник.
  • Игры «Конструктор букв», «Шнур-затейник» — Цифроцирк, пероснажи – Филимон Коттерфильд.
  • Игры «Логоформочки» — персонажи – Восклицатик.

С этими персонажами Вы встретитесь в сказках-методиках к каждой игре.

Примеры игр

1.«Теремки Воскобовича» — базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте 12 кубиков, 12 теремков — очень компактная, удобная конструкция.

В рамках статьи невозможно описать всю игру. Остановимся только на двух кубиках – синем и зеленом, так называемых кубиках первого этапа обучения чтению. Цвета «синий» и «зеленый» – символы мягкости и твердости согласного звука — впоследствии для детей станут подсказкой. Что расположено на пяти гранях этих кубиков? Пары: буква и ее образ. Вот шут показывает букву А, зовут его Арлекин. Если шут представляет букву О, то его имя — Орлекин. А если У – догадались? – Урлекин. На шестой грани – подсказка, где какая буква находится. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д. – сказочные персонажи, с которыми ребенку интересней до поры до времени, чем со знаком.

Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и многое другое – все это игровые моменты, изначально заложенные в «Теремках».

Игровое пособие «Теремки» можно использовать как с дошкольниками, так и со школьниками.

2. «Конструктор букв». Из его элементов-модулей можно сложить любую букву алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О.

3. Читайки 1 и 2. Игры на развитие навыков чтения. Ребенок, загибая попеременно уголки, получает разные слова. На маленьком «пятачке» прочитывается 4 слова, а в игре – больше сотни.

4. Коврограф «Ларчик», веревочки («прилипают» к коврику). Коврограф, игровой обучающий комплекс, чрезвычайно распространенный в дошкольных учреждениях, заменяет собой фланеллеграф. Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи.

Маленький пример «работы» сказочного оператора преобразования:

«Росли в лесу два дерева – одно высокое, другое – низкое. (Длинную и короткую веревочку располагаем недалеко друг от друга на коврике). Высокое деревце любило похвастать: «Я – самое высокое дерево. Я – самое сильное. Низкое дерево стояло в тени высокого, вздыхало и помалкивало. Забрел как-то в те леса гуляка-ветер. Какое деревце он заметил? Высокое. Стал раскачивать его из стороны в сторону (показываем на коврике). В конце концов, дерево сломалось и упало к корням низкого (сгибаем длинную веревочку, чтоб получить букву И). Последнее, что успело прокричать высокое дерево: «Помоги-и-и-и…». Еще долго-долго последний звук носило лесное эхо». Какой звук? — Звук И. А какую мы букву построили? – Букву И. Звук и буква – через сказку, через образ, через детские руки.

5. ГЕОКОНТ в народе называется просто — дощечка с гвоздиками. Через гвоздики протянута разноцветная резинка таким образом, что получаются контуры геометрических фигур. Задания различаются в зависимости от возраста детей:

— маленькие просто выдумывают свою геометрическую фигуру,

— дошкольники постарше – «натягивают» фигуру по шаблону.

Правда, от слова геометрия веет какой-то серьезностью, поэтому для детей – это сказка про Малыша Гео, Ворона Метра и дядю Славу.

     Игру можно превратить и в настоящую викторину: если ребенок правильно ответит на вопрос, то препятствие (натянутая на поле резинка) исчезает и открывает путь для дальнейшей игры.

6.  Квадрат Воскобовича —  Косынка, Вечное Оригами, Кленовый листок – все это синонимы Квадрата Воскобовича. Выглядит он довольно просто: на квадратной основе из ткани наклеены треугольники. С одной стороны – красного цвета, с другой – зеленого.

Квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с легкостью сделают домик с зеленой крышей или конфетку в красной обертке, детки постарше смогут различить спрятанные в домике геометрические фигуры. Решать задачи ребенку помогают мама Трапеция, папа Прямоугольник и дедушка Четырехугольник. Вариантов сложения – 1.000.000 (!).

      Во многих дошкольных учреждениях создается «вертикальная» развивающая среда в виде Фиолетового Леса. По сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторный уголок, в котором ребенок действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым; занимается исследованием, экспериментированием.

      Дома можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса. Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре. Сегодня с логотипом «Развивающие игры Воскобовича» предлагаются десятки игр, пособий, игровых развивающих комплексов.

Список литературы.

  • Газета «Школьный психолог», № 3, 2000г, г. Москва
  • Газета «Школьный психолог», № 5 — 6, 1998 г, № 16, 1999 г, г. Москва
  • Журнал «Мама и Малыш», № 2, 2005 г, г. Москва
  • Журнал «Дошкольная педагогика», № 3 (7) июль, август 2002 г.
  • Сайт www.umka.by.
  • Сайт www.mama.ru
  • Сайт www.deti.domateplo.ru
  • Сайт www.7ya.ru

Семинары

Вот и пролетели десять дней! Как много всего произошло за это время!

Подробные отчеты по каждому дню – в нашей группе ВКонтакте «Семинары Воскобовича/Обучение/Мастер-классы».

Последний день всегда и веселый, и радостный, и грустный одновременно.

Веселый  –  потому   что слушатели столько выдумки и юмора вкладывают в свои творческие задания,  которые представляют в последний день;   потому что весело и азартно играют и выигрывают на игрофестивале;  потому что сочиняют и поют веселые частушки.

Радостный – потому что всех сроднило теплое дружеское общение в течение 10 дней, объединили  общие цели и задачи, новые  знания  и общий  девиз, который был составлен в ходе игрофестиваля  с помощью 28 «Шнуров — Малышей»  всеми участниками и выложен на Коврографе: «Радости в играх  — успеха в развитии».

Ну, а грустный – потому что очень жалко было расставаться и друг с другом, и с компанией «РИВ» в целом, и лично с Вячеславом Вадимовичем,   и с нашим замечательным городом, конечно.

Прочитать остальную часть записи »

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»