с какого возраста можно использовать мальчику и девочке, отзывы (Комаровский)

Подрастающий малыш со временем начинает проявлять значительную двигательную активность, предпринимая попытки самостоятельно познавать мир. И родителям зачастую бывает достаточно сложно постоянно следить за передвижениями любознательной крохи. В этом случае буквально волшебным средством становятся ходунки, с помощью которых можно на некоторое время занять ребенка и «освободить руки» родителям. Но для того чтобы приспособление не оказало негативного воздействия, важно знать о том, с какого возраста можно использовать его мальчику/девочке (отзывы по Комаровскому). Также будут рассмотрены основные правила использования ходунков для детей.
О ходунках: принцип действия, когда можно использовать
Ходунки — это особое приспособление, предназначенное для обучения ребенка ходьбе и поддержания его тела в вертикальном положении. В качестве основного опорного элемента выступает мягкое сиденье. Ходунки стали неким спасеньем для родителей, которые смогли немного снять с себя нагрузку, а любопытные малыши получили возможность изучать пространство дома самостоятельно.
Вопрос, интересующий большинство родителей: когда же можно сажать ребенка в ходунки? Доктор Комаровский (как и большинство опытных врачей-педиатров) рекомендует отталкиваться от минимальной цифры в 6 месяцев. Но лучше сдвинуть дату начала «осваивания» ребенком приспособления не ранее того момента, когда ему исполнится 8 месяцев. В принципе, все зависит от развития ребенка и состояния его мускулатуры. Но как понять, что ребенок достаточно окреп для того, чтобы ставить его в ходунки. Существует несколько убедительных признаков:
- Для начала, ребенок должен быть в состоянии если не самостоятельно, то хотя бы с помощью родителей или при наличии опоры становиться на ножки.
- Если ребенок отличается некрепким телосложением, следует дождаться периода, когда он сможет самостоятельно становиться на ножки и удерживать (пусть даже недолго) вертикальное положение. Это будет означать, что его мышечная мускулатура достаточно окрепла.

Ходунки можно использовать, когда мышцы ребенка окрепли
- Немаловажен также психологический аспект. У ребенка должна проявиться двигательная активность, то есть стремление ползать везде, где только можно. Это – первый сигнал к тому, что ребенок готов изучать мир.
Отдельно стоит рассмотреть физиологические особенности развития девочек и мальчиков. Так, маленькие принцессы более подвержены риску возникновения такого заболевания как дисплазия тазобедренного сустава. Если у малышки есть предрасположенность к возникновению болезни или недуг находится в зачаточном состоянии, ходунки могут спровоцировать его развитие. Кроме того, помните: девочки – будущие мамы, поэтому выбирать период для начала использования ходунков следует очень внимательно и в индивидуальном порядке.
Что касается будущих мужчин, то здесь все детские врачи единогласны: начинать использовать ходунки можно при достижении малышом полугода, но при достаточном физическом развитии.
Внимание. Педиатры отмечают, что длительное использование ходунков в течение дня может негативным образом отражаться на развитии мочеполовой системы малыша, поскольку при ходьбе приспособление может создать чрезмерное трение промежности и сдавливать половой орган. По этой причине стоит ограничивать время пребывания мальчиков в ходунках до 40 минут в день.
Ходунки для детей: «за» и «против»
Несомненным плюсом ходунков считается возможность предоставления ребенку относительной самостоятельности, благодаря которой он может активно познавать окружающий его мир, давая при этом родителям небольшую передышку. Кроме того, благодаря ходункам ребенок может длительное время поддерживать свое тело в вертикальном положении. Благодаря этому стимулируется более активное эмоциональное развитие малыша.
Но несмотря на столь приятные положительные моменты, следует учитывать и потенциальный вред, который ходунки могут нанести ребенку. Это возможно в ситуации, когда приспособление используется либо неправильно, либо слишком часто. Итак, возможные последствия:
- при слишком раннем использовании ходунков можно лишить ребенка важного этапа его развития – познания окружающего мира ползком;
- по этой же причине возможны нарушения строения костной системы;
- при чрезмерно длительном использовании ходунков в течение дня у ребенка постепенно начнет развиваться плоскостопие, появится вывих тазобедренного сустава и пр. Это связано с тем, что во время передвижения в ходунках ребенок опирается, в основном, на переднюю часть стопы;
- отмечается тенденция к замедлению начала процесса самостоятельной ходьбы у малышей, которые слишком много времени проводят в ходунках.

Выбирайте ходунки с надежной спинкой
Критерии выбора и грамотное использование ходунков
Выбирая подходящие ходунки для своего чада, обращайте внимание хотя бы на несколько критериев из предложенного списка:
- основа ходунков должна быть качественно выполнена, а также должна иметь достаточную ширину и устойчивость;
- спинка обязательно должна быть умерено жесткой и высокой, чтобы обеспечить правильную посадку ребенка;
- колесики у ходунков должны быть достаточно большие с большим углом поворота в разные стороны;
- наличие съемной столешницы;
- возможность регулирования высоты.
И напоследок несколько полезных советов по использованию детских ходунков. Во-первых, никогда не сажайте ребенка в ходунки, если он не хочет этого. Во-вторых, старайтесь ограничивать время, которое ребенок проводит в ходунках до 1,5 ч в день, разбивая его на несколько равных промежутков. В-третьих, во время пребывания ребенка в ходунках не оставляйте его без присмотра.
Очень осторожно следует использовать ходунки для тех деток, которые отличаются довольно слабым мышечным тонусом или имеют какие-либо заболевания опорно-двигательного аппарата. Не стоит также заблуждаться на счет ходунков в плане их положительного воздействия на мускулатуру ног: это совершенно не так (они лишь являются дополнительной опорой для малыша помимо родительских рук).
Как вы могли убедиться, ходунки – весьма полезное приспособление, которое может поспособствовать развитию двигательного аппарата ребенка, но лишь при правильном и своевременном использовании. Удачи!
Доктор Комаровский о ходунках: видео
за и против (Комаровский) 🚩 Здоровье ребенка
Прыгунки в доме доставляют много счастливых минут как малышу, так и маме. Ребёнок активно отталкивается ногами от пола и весело смеется, радуя тем самым своих родителей. Однако известный детский врач Евгений Комаровский не разделяет всеобщего восторга относительно прыгунков. В чем вред и польза такого мини-аттракциона для ребенка?
Устройство представляет собой напольную или подвесную конструкцию, в которой малыш может прыгать или раскачиваться так, как ему только захочется.
Установить в своем доме прыгунки совсем несложно. Напольная конструкция просто стоит на полу на специальном устойчивом каркасе. Единственный минус таких прыгунков – громоздкость, ведь для них понадобится много места.
Гораздо более популярны прыгунки подвесные. Они дешевле, занимают мало места и легко крепятся. Такие прыгунки устанавливают в дверном проеме или цепляют на крюк, который можно вмонтировать в потолок. Состоят прыгунки из трёх частей – сиденье, крепление, пружинящий элемент. Благодаря специальным пружинам и амортизаторам детям удается отталкиваться от пола и получать массу положительных эмоций. Высоту прыжков можно регулировать. При этом прыгунки не требуют вовлеченности родителей: ребенок надежно зафиксирован в устройстве, что позволяет маме ненадолго заняться своими делами.
Такой тренажер не подойдет для новорожденных детей, которые еще не научились держать головку. Впрочем, в 4 и 5 месяцев использовать прыгунки тоже рано. Фиксируя ребенка вертикально, можно навредить еще неокрепшему позвоночнику. А вот в полгода уже вполне можно познакомить малыша с прыгунками, ведь в этом возрасте многие малыши присаживаются и ползают, а значит, позвоночник к возросшим нагрузкам готов.
Есть ошибочное мнение, что девочки все навыки осваивают быстрее мальчиков, а значит, их можно гораздо раньше посадить в прыгунки. Но готовность маленького человека к сидению, ползанию и всему прочему никак не связана с полом. Указанный возраст – шесть месяцев — относится как к мальчикам, так и к девочкам. Причем если в свои полгода малыш еще не умеет самостоятельно сидеть, а врачи указывают на слабые мышцы спины, не следует торопиться с высаживанием в прыгунки. Дайте вашему крохе время подрасти и окрепнуть физически.
Доктор Комаровский утверждает, что можно спокойно пользоваться прыгунками не более тридцати минут в сутки. Это то время, за которое ребёнок, находясь на своем детском аттракционе, не успеет нанести вред организму. Помимо этого есть и другие полезные качества:
- Подпрыгивая и раскачиваясь из стороны в сторону, малыш укрепляет вестибулярный аппарат, а его движения становятся более четкими и скоординированными.
- В прыжках ребенок учится управлять своим телом.
- Тренажер помогает укрепить неразвитые мышцы ног и спины.
- Во время прыжков малыш продолжает развиваться, ведь его руки свободны и он может трогать абсолютно всё, до чего дотянется.
- Находясь в вертикальном положении, ребенок смотрит на мир с другого ракурса, а значит, развивается и расширяет свой кругозор.
- Ну и, конечно же, от прыжков и качаний ребенок получает одни только положительные эмоции.
Свободное время – вот самое главное достоинство прыгунков по мнению Евгения Комаровского. Те 15-20 минут, которые ребенок проведет в прыгунках можно использовать как для отдыха за чашкой чая, так и для домашних дел.
Самой главной опасностью доктор Комаровский называет постоянное использование прыгунков для развлечения ребенка. Впоследствии это негативно скажется на здоровье малыша, ведь находиться вертикально в данном возрасте не физиологично. Гораздо больше пользы принесёт ползание, направленное на укрепление мышц спины.
Вот ещё несколько доводов «против» прыгунков:
- Во время прыжков ребенку приходится опираться сразу на обе ноги, а нее на каждую по очереди. В дальнейшем такой навык может навредить в обучении ходьбе.
- Иногда прыгунки могут сильно давить на промежность, а это прямая дорога к нарушению мышечного тонуса.
- Кроме того, чем дольше ребенок находится в прыгунках, тем больше у него шанс получить искривление позвоночника.
В некоторых случаях этот детский тренажер категорически запрещён к использованию. Прежде чем покупать прыгунки, лучше всего посоветоваться с детским врачом. Что может стать противопоказанием?
- Нарушения по линии ортопедии и неврологии сразу же ставят крест на таком развлечении.
- Нельзя сажать в прыгунки младенцев, не умеющих держать голову.
- Не пользуйтесь прыгунками, если кожа малыша воспалена или травмирована, чтобы не усугубить проблему.
- Раскачивание и прыжки сразу после еды также станет не самой хорошей идей.
Если педиатр или ортопед разрешили вашему ребенку заниматься в таком тренажере, можно смело отправляться в магазин.
Выбирая прыгунки, исходите из габаритов вашего жилища. Дорогие напольные устройства будут неуместны в малелнькой квартире, где их негде будет разместить. Напольные прыгунки имеют дополнительные оснащения в виде подвесок, погремушек и музыкальных игрушек. Однако такие прыгунки будут бессмысленной покупкой для ребенка старше девяти месяцев. Если вы всё же выбрали напольную конструкцию, обязательно проверьте насколько она устойчива.
В подвесных моделях проверяйте наличие всех элементов, фиксирующих ребёнка. Кроме того, спина и сиденье обязательно должны регулироваться по высоте учитывая рост ребёнка.
Прыгунки как подвесные, так и напольные обязательно будут детям в радость, если вы позаботитесь о мерах безопасного использования.
Купив прыгунки, которые крепятся на стены, проверьте, в каком состоянии ваши стены. Смогут ли они выдержать дополнительную нагрузку? Оптимальный вариант – это прикрепить прыгунки к потолку, используя дюбель или же разместить детский тренажер в дверном проёме. Закрепив тренажер, убедитесь в его безопасности тренажера – надавите на сиденье и раскачайте его в разные стороны. Если всё в порядке, можно заняться регулировкой ремней. В полусогнутом состоянии ступни вашего малыша должны упираться в пол.
Устанавливая прыгунки, не забудьте проверить и целостность всех элементов. В первую очередь это касается резиновых амортизаторов, которые не должны иметь никаких потёртостей.
При повторном использовании не забывайте проверять надёжность крепления. Если хотя бы одна из деталей прыгунков вышла из строя, не сажайте туда малыша. Лучше оперативно разобраться в проблеме и устранить её, чем допустить травму. И помните, что ребенок в прыгунках всегда должен быть под присмотром. Не оставляйте его одного, ведь если активный малыш сильно раскачает прыгунки, то может удариться об дверной косяк.
Доктор Комаровский напоминает, что при использовании прыгунков необходимо всегда соблюдать золотую середину. Это правило касается и другой современной игрушки, которая увлекает малышей и потому так популярна среди современных родителей – ходунков. Иногда можно и нужно освободить маме руки, но держать в этих тренажерах малышей часами не стоит, ведь самое главное – это здоровье наших детей.
Нужны ли ребенку ходунки? Советы родителям
Вот пришло время, и ваш малыш уже хорошо сидит, ровно держит спинку, и вы сами стоите перед выбором, нужны ли ребенку ходунки? Вы готовитесь к тому моменту, когда он встанет на ножки и начнет ходить.
Тут существуют два диаметрально противоположных мнения относительно ходунков. Попробуем разобраться в большом количестве толков и суждений относительно их надобности.
Прежде всего, стоит обратить внимание, что развитие каждого ребенка индивидуально, и все же не лишним будет проконсультироваться с врачом, который даст рекомендации с учетом развития малыша и его физического состояния.
Производители детских товаров предлагают огромный выбор ходунков, применение которых, сравнимо с тренажерами для взрослых людей. При грамотном их использовании, оптимальные нагрузки на позвоночник в процессе занятия малыша на ходунках, позволят укрепить мышцы и улучшить его двигательную активность.
Ходунки повышают активность ребенка
К одним из самых распространённых, относят классические ходунки. Их начинают использовать в 8-9 месяцев, когда малыш начинает активно интересоваться и самостоятельно познавать окружающий мир и ходунки служат для него развлечением. Свободные ручки позволяют параллельно брать различные предметы, рассматривать их, развивая наблюдательность и мелкую моторику рук. У мамы при этом, появляется немного свободного времени, которое можно потратить на какие-то дела или просто отдохнуть, посидев рядом и наблюдая, как чадо развлекается и получает удовольствие от способности стоять самому.
Не стоит слишком рано сажать вашего малыша в ходунки, оптимальным моментом будет тот, когда ребенок будет уже в состоянии сам ровно сидеть и самостоятельно удерживать при этом равновесие. У ходунков есть существенный минус – педиатры и ортопеды в один голос заявляют, что они могут привести к искривлению позвоночника и неправильному формированию осанки, а также развить «косолапие» у вашего малыша.
Если вы заметили, что в ходунках, малыш ставит ножку на носочек, и от их использования лучше отказаться, так как это
Прыгунки для малыша — отличное развлечение и тренировка
первый признак начала неправильного формирования стопы. Также врачи настаивают, что ребенок должен развиваться естественным образом и начинать учиться ходить самостоятельно, чтобы нагрузка на позвоночник и тазобедренные суставы была минимальной.
Также, одними из распространенных приспособлений для подготовки малыша к началу ходьбы, есть ещё и прыгунки. Их
можно начинать использовать уже с 4-5 месяцев, при этом обязательно, чтобы ребенок уверенно держал голову. Занятия с прыгунками принесут массу удовольствия вашему малышу, находясь как бы в штанишках, малыш может не только прыгать, но и раскачиваться как на качелях. Простая конструкция прыгунков позволяет прикреплять их к дверному проему.
Но к ним следует относиться с осторожностью, так как во время прыжка, активней всего задействованы икроножные мышцы, а значит, они будут находиться в напряжении, что в дальнейшем может повлиять на возникновение спазм в ногах. Также, при прыжках, вся опора приходится на переднюю часть стопы, что может спровоцировать неправильное формирование стопы, неравномерно развивать ножки вашего малыша и привести к ходьбе «на мысочках».
К выбору детской мебели нужно отнестись так же серьезно. Подробности тут. Необычные имена для детей: все за и против в этой статье. А вы читали биографию Веры Брежневой? У нее очень интересная судьба. |
Существует ещё и приспособление для подготовки к началу хождения – вожжи или постромки. Они страхуют ребенка во время ходьбы от падения. Их можно использовать, когда малыш уже начинает самостоятельно ходить, но еще держится неуверенно, тут уже ребенок чувствует полную свободу действий, появляется уверенность при ходьбе, вырабатывается координация движений и способность держать равновесие, и малыш сам все больше проявляет интерес к движению, не боясь упасть.
Вожжи-страховка помогут малышу научиться ходить и не падать
При использовании вожжей, нужно соблюдать правила по эксплуатации, ремешок, располагающийся вокруг туловища, должен крепиться выше центра тяжести ребенка, иначе при натяжении вожжей равновесие теряется, и ребенок может упасть.
Так что, покупая ходунки или другие приспособления, вы рискуете навредить своему малышу. Поэтому хорошо подумайте, действительно ли они необходимы ему, ведь в дальнейшем существует вероятность, что вам придется уже исправлять осанку и корректировать его походку. Поэтому, к выбору ходунков надо подходить грамотно и важно помнить, что находиться в них вашему ребенку можно не более 30-35 минут в день, и в первую очередь, они служат для развлечения малыша и поддерживают его интерес к ходьбе.
При этом нельзя оставлять малыша надолго без присмотра один на один в ходунках, так как велика вероятность получения травмы. Конечно, опасность, которую может вызвать чрезмерное хождение ребенка в ходунках, сильно преувеличена, но бдительность терять все же не следует. Также не стоит забывать о радости, которую принесут вашему малышу занятия с прыгунками.
Сколько приятных эмоций и заливистого детского смеха они будут вызывать, а грамотное использование и соблюдение правил по их применению позволит избежать негативного воздействия этих приспособлений на ребенка, а также укрепить мышцы и подготовиться к дальнейшему самостоятельному хождению.
Видео: Комаровский. Ходунки за и против
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
Без ходунков — Библиотека — Доктор Комаровский
Авторы: Никитины Б. и Л.
Алеше восемь месяцев. Недели три тому назад он первый раз самостоятельно встал, держась за перильца, а сейчас уже «путешествует» довольно свободно по всей кроватке. Папа дает ему два больших пальца, ставит повисшего на них Алешу на пол и пробует идти с ним по комнате. Первые шаги получаются неудачными. Одна нога часто наступает на вторую, и тогда следующего шага сделать нельзя. Алеша повисает на папиных пальцах, поджимает ножки и ставит их снова на пол, но уже рядом, а не одну на другую. Такие «прогулки» ему нравятся, и как только папа подходит к Алеше, тот поднимает вверх обе ручонки: возьми, мол, меня! В комнате стоит низенькая раскладушка. Папа превратил ее в настоящий «тренировочный снаряд» для ходьбы. Приведет Алешу папа к середине кровати, даст за нее схватиться, а сам уйдет к краю и растопырит все десять пальцев: хватайся, Алеша, за любой! Малышу очень хочется ходить, и он тянет ручонку к папиным пальцам, но они далеко, и он хватает только воздух. Тогда он берется снова двумя руками за раскладушку и делает шажок к папе. Но и отсюда он не может достать папины пальцы, как ни тянет к ним ручонки. Алеше становится грустно, он жалобно похныкивает и вот-вот расплачется. Мама видит Алешины «страдания» и очень сочувствует ему. — А может, тебе немножко ближе стать? — говорит она. Но папа чувствует, что у Алеши «есть еще порох», и не уступает. И Алеша снова делает шаг, пробует схватить пальцы — снова неудача, снова хватается за кровать и снова крошечный шажок к этим, таким желанным папиным пальцам. Зато какая радость у Алеши на личике, как смеются папа и мама, когда наконец Алеша крепко хватается сначала одной, а потом другой ручонкой за папины пальцы и отправляется в награду в длительное путешествие по всей комнате. Очень трудны первые шаги и первые уроки. Трудно Алеше, папе, маме, но каждый раз Алеша все быстрее добирается до пальцев и через два дня уже не собирается хныкать, а бодро, разговаривая сам с собой — «тя-тя-тя», пробирается вдоль раскладушки и так увлекается, что отпускает одну ручонку и тогда начинает терять равновесие. Чтобы не упасть, он отставляет ногу назад, как штангист, и, зажмурившись (ведь возможно, что придется шлепнуться на пол), отчаянно хватается второй рукой за кровать. Но… равновесие восстановлено, сердца папы и мамы поднимаются на свои места, а Алеша продолжает победно и невозмутимо двигаться дальше. А еще дня через три Алеша уже обходит — и довольно быстро! — раскладушку кругом. Она становится в буквальном смысле слова «пройденным этапом». Зато по комнатам Алеша по-прежнему очень любит путешествовать, крепко держась за папины пальцы. И вдруг однажды — что такое? — один из пальцев перестает служить Алеше опорой! Куда его Алеша не потянет, туда палец и движется. Как же быть? И Алеша через несколько минут бросает его, целиком держась за прочный и надежный, как раскладушка, второй палец. Так мы переходим к хождению по комнате с одной «опорой», а потом, недельки через две-три, когда папа почувствует, что силенок у Алеши уже достаточно, то и эта единственная «прочная опора» начинает становиться все менее прочной. Алеше приходится все больше и больше полагаться на свои силенки, и они быстро растут у него. К девяти месяцам папин или мамин палец — уже почти условная опора — так, на всякий случай, и на десятом месяце Алеша уже идет сам. На первых порах получается еще плохо: неуверенно, тяжеловато. Падает Алеша довольно часто; после этого иногда рев. Бабушки советуют: — Купите «вожжи» или, еще лучше, — «ходунки», ведь какая прелесть! Вы видели? Рама такая с колесами, ребенка поддерживают лямки, он на них даже повиснуть может — и ничего, никакого риска. Пустил в «ходунках», он себе и бродит — не наткнется ни на что, не упадет. Какой-то умный человек придумал… — Умный? Я бы этого «умного» самого в «ходунки» на день посадил. Ни нагнуться, ни присесть, ни взять в руки ничего нельзя. Равновесие держать не нужно, осторожности соблюдать не надо. Не «ходунки», а лучший способ затормозить развитие ребенка, — возмущается папа. — Ребенок не будет уметь падать и, главное, не научится быть осторожным! И тогда любое падение будет для него страшный! Как вы не можете понять этого? Нет уж! Избавьте Алешу от этой «прелести»! Пусть учится падать, и это надо уметь делать в жизни. И Алеша действительно в несколько дней научился ловко «приземляться». Если он теряет равновесие и начинает падать назад, то сразу складывается вдвое и плюхается мягким местом, если вперед — сгибает коленки и выставляет вперед ручонки. В первые дни, конечно, получалось не всегда удачно, доставалось иногда и голове. Но скоро он стал это так легко делать, что на падения и внимание перестал обращать. А через 8-10 дней, когда Алеша сам начал вставать на ножки уже без всякой опоры и без чьей-либо помощи, совсем стало хорошо. Только слышно по комнатам, как босые ножонки: топ, топ, топ! А потом шлеп, стук! Это значит Алеша «приземлился», но неудачно, и стукнулся головой. Чаще всего после этого тишина — Алеша поднимается, а через несколько секунд опять частые и бодрые звуки: топ, топ, топ! Гораздо реже рев — это значит, что удар оказался чувствительным. Но через несколько секунд рев прекращается, и снова слышится деловито-поспешное: топ, топ, топ, топ. Только один раз Алеша при падении ударился очень сильно, но виноваты в этом были бабушка и папа. Папа как-то привел его домой от бабушек, где он пробыл полдня, и пустил шагать, как обычно, одного по комнате. Не успел Алеша пройти несколько шагов, как покачнулся назад и стал падать, но так странно и необычно, что у папы сердце похолодело. Вместо того, чтобы сесть, он падал на спинку плашмя и даже изогнулся назад! Папа бросился к нему, но не успел: Алеша ударился затылком о пол так сильно, что несколько секунд беззвучно открывал ротик, а потом залился отчаянным плачем. Папа держал его уже на руках и ничего не мог понять. В чем дело? Почему он так странно падал? Куда девалось Алешино умение «приземляться»? Разгадка пришла вечером, когда бабушка Саша пришла к нам в комнату. Алеша сидел у нее на коленях, а когда сполз на пол и хотел сам идти, она пошла за ним, заботливо поддерживая одной рукой его затылочек. Если бы он вдруг качнулся назад, то затылок встретил бы бабушкину руку. Все сразу стало ясно: полдня бабушка ходила следом за Алешей, поддерживала его затылочек, и он «забыл», как надо падать назад.
опубликовано 16/02/2007 18:26
обновлено 13/05/2011
— Уход за ребенком, гигиена, Рост и развитие, Купание и плаванье