Дошкольный возраст
Афиша «Парад Памяти»
Дошкольный возраст в возрастной психологии определяется как период с 3 до 7 лет. В это время темп развития ребенка уже не является таким интенсивным, как в раннем детстве. Однако этот период также имеет важное значение для физического и психического развития ребенка.
Особенности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст представляет собой достаточно длительный период, на протяжении которого у ребенка последовательно возникают различные новообразования. В возрастной психологии принято разделять дошкольный возраст на три основных этапа.
Младший дошкольный возраст
Младший дошкольный возраст – это период от 3 до 4 лет жизни малыша. В это время ребенок переходит от совместной позиции с родителями к отдельному «Я», однако во многих ситуациях он все еще не может обойтись без помощи взрослого человека. В свою очередь родители все еще видят в своем ребенке беспомощного малыша, которого нужно максимально оградить от опасностей окружающего мира.
Средний дошкольный возраст
Средний дошкольный возраст – период с 4 до 5 лет. Продолжают совершенствоваться физические навыки ребенка, и именно поэтому в средней группе детского сада крайне важно обеспечить малышей разумной двигательной активностью. Активно идет и психическое развитие, в том числе умение устанавливать социальные контакты, что можно заметить по тому, как дети во время игры объединяются в небольшие группы и учатся действовать вместе. Происходит активное развитие игровой деятельности, а также других, не менее важных для развития ребенка действий – конструирования, изобразительной деятельности. В этом плане большую роль играет развитие восприятия, которое в норме становится способным выделить в исследуемом предмете отдельные части и установить связь между ними. Умение устанавливать такие связи приводит ребенка к пониманию необходимости дополнить картину мира на основании знаний, полученных от взрослого, поэтому к пятому году жизни родителям надо быть готовыми отвечать на многочисленные «почему», «как» и «зачем». Готовность вести диалог с ребенком, обсудить даже простые вещи серьезно и на равных направит познавательную активность ребенка в нужное русло, а также обеспечит более тесный эмоциональный контакт со взрослым.
Старший дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст – период развития ребенка с 5 до 7 лет. И родители, и воспитатели могут легко заметить, что ребенок в этом возрасте уже не является таким открытым, как раньше. Он начинает понимать, кто он (на основании знаний и представлений о себе) и какой он (самооценка). Это две стороны самосознания как системы представлений, оценок и образов, которые относятся к человеку, в данном случае – к ребенку старшего дошкольного возраста. К 7 годам ребенок обладает достаточно адекватной самооценкой, однако она может отличаться и быть как завышенной, так и заниженной. Дети дошкольного возраста с неоправданно высокой самооценкой как правило более раскованные, мало восприимчивы к своим неудачам и не осознают их, резко реагируют на отсутствие похвалы и на критику. Напротив, дети с заниженной самооценкой являются крайне неуверенными в себе, не общительны, не любят проявлять инициативу.
Развитие детей дошкольного возраста
Развитие детей дошкольного возраста затрагивает все системы и функции организма, при этом физическое и психическое развитие не протекают отдельно, а тесно взаимосвязаны между собой. В это время все занятия с ребенком проходят исключительно в игровой форме, при этом эффект может быть достигнуть только при условии, что ребенок является активным участником игрового процессе, а не просто пассивным наблюдателем. Физическое развитие Рост малыша за дошкольный период увеличивается существенно – на 20 или даже 25 сантиметров. К 6-7 годам ребенок весит в два раза больше по сравнению с тем, сколько он весил в год.
Помимо роста и веса, важным показателем является соотношение между окружностью головы и окружностью груди; с возрастом пропорции ребенка меняются, и разница между данными показателями в норме должна становиться больше. К 7 годам окружность груди должна равняться половине роста ребенка, в том числе по причине того, что происходит увеличение размера легких. Показатели увеличения роста и массы тела во многом зависят от генетики и других факторов, поэтому родителям, которые переживают, что их ребенок плохо растет, нужно обратить внимание, сохраняет ли он свою активность.
Если дошкольник активен, о нарушениях речи не идет.В центральной нервной системе преобладают процессы возбуждения, за счет чего дети дошкольники часто неусидчивы и не могут долго заниматься однообразным делом. Развивается и сердечно-сосудистая система; увеличивается масса сердца, в то время, как частота сердечных сокращений становится меньше. Физическое развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от его двигательной активности; и при участии в подвижных играх, и во время занятия различными видами спорта у детей совершенствуется способность ориентироваться в пространстве, улучшается равновесие, появляются новые двигательные навыки. Однако важно учитывать, что слишком сложные задания могут легко вызвать утомление у ребенка, поэтому любая нагрузка должна быть строго дозированной. К перегрузкам в дошкольном возрасте не готовы ни центральная нервная система, ни сердце, ни легкие, так как все.
В дошкольном возрасте развитие психики ребенка приводит к существенному желанию самостоятельности, включения во взрослую жизнь. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются: Начало формирования мировоззрения на основе попытки ребенка устроить в единую систему все наблюдаемые предметы и явления, а также их взаимосвязи. Этические и моральные оценки, которые определяют, как будет относиться ребенок к тому или иному человеку. Мотивация действий, основанная на понимании взаимоотношений между людьми. Произвольность поведения, возникающая на основе образов, первоначально существующих в конкретном виде, а уже затем переходящая в обобщенный. Зарождение самосознания и самооценки, определение собственной позиции в отношении со взрослым.
В дошкольном возрасте существенно перестраивается вся психологическая жизнь ребенка, поэтому не исключены определенные проблемы. В частности это касается двух возрастных кризисов, ведь дошкольное развитие начинается с одного из них и заканчивается вторым.
Советы воспитателя
Советы психолога
Советы логопеда
Советы музыкального работника
- < Назад
- Вперёд >
Принять в семью ребенка – какого возраста? — МО Сосновское
Эта статья предназначена преимущественно людям, собирающимся принять в семью ребенка, но не имеющим опыта воспитания собственных детей. Либо тем, чьи дети были маленькими уже так давно, что все начало забываться, детали стерлись из памяти, а тот период жизни, когда дети были маленькими, вспоминается в «розовой дымке». Те же, кто сейчас воспитывает своих детей, смогут еще раз задуматься о том, чем хорош и чем труден для взрослых каждый период жизни их детей.
Итак, дети – это люди в возрасте от 0 до 18 лет. Разумеется, новорожденный ребенок сильно отличается от, например, 17-летнего ребенка. Чтобы разобраться, как меняется ребенок за этот долгий восемнадцатилетний период, выделяют 6 основных периодов детства:
— младенчество – до 1 года
— раннее детство – до 3-х лет
— дошкольное детство – от 3-х до 7 лет
— младший и средний школьный возраст – от 7 до12 лет
— подростковый возраст – 12-15 лет
— юность – 15-18 лет
Дети-сироты (или социальные сироты) могут находиться в различных детских учреждениях. В зависимости от возраста детей эти учреждения подразделяются на Дома ребенка (или Дома малютки), где дети находятся до 3-х лет, и Детские дома, где живут дети от 3-х до 18 лет.
В нашем «Центре содействия семейному воспитанию №3» живут дети от 3 до 18 лет. Соответственно, наша задача – находить семьи для дошкольников (3-7 лет), младших и средних школьников (7-12 лет), подростков (12-15 лет) и юных воспитанников «Центра содействия семейному воспитанию №3» . Каждый из этих возрастов имеет свои преимущества и свои радостные для воспитателей стороны. Кроме того, каждый из возрастов имеет свои сложности и требует от воспитателей понимания, какие именно задачи будут входить в зону его (ее) ответственности.
Чтобы семьи смогли как следует подготовиться к принятию в семью ребенка определенного возраста, им необходимо очень хорошо представлять себе, какие трудности и какие радости несет с собой каждый возраст.
Дошкольное детство (от 3 до 7 лет)
Возраст, который на данном этапе развития общества пользуется в «Центре содействия семейному воспитанию №3» наибольшим «спросом». Иногда желание взять в семью «маленького» ребенка вызвано объективными причинами, например, собственные дети еще не очень большие. Иногда просто «хочется маленького». Иногда же отсутствие опыта воспитание детей и большое количество разнообразных страхов и опасений приводят к мысли, что с маленьким ребенком, наверное, будет «проще». Давайте посмотрим, как это происходит на самом деле.
Ребенка дошкольного возраста нужно очень многому научить. Он уже умеет говорить, но его речь продолжает развиваться, и от воспитателей во многом зависит, каким словарным запасом и культурой речи будет обладать этот человек. Его надо научить читать, и посвящать совместному чтению довольно много времени, а также научиться выбирать хорошие, подходящие по возрасту книжки. С ребенком этого возраста нужно много рисовать, лепить, мастерить и клеить из бумаги и других материалов.
Дети дошкольного возраста очень любят «помогать по дому» — во-первых, потому что им нравится подражать взрослым, а во-вторых, потому что им интересно делать что-то новенькое. Это их стремление «делать вместе с мамой (папой)» — стирать, готовить, вытирать пыль, чинить и т. д. — требует большого такта и терпения – ведь ребенок пока еще толком не умеет что-то делать. Он больше разольет, помнет, разобьет, сам выпачкается. Ему нельзя запретить «помогать» — ведь так вы отобьете у него охоту на будущее что-либо делать. Его надо постоянно и терпеливо учить – а ведь вам действительно в этот момент надо приготовить еду, сделать уборку, постирать, и что делать с малышом, который крутится под ногами и настойчиво требует к себе внимания?
Дети дошкольного возраста не могут долго удерживать внимание на чем-то одном. Трехлетнему ребенку нужно находить новое занятие каждые 15-20 минут (это при условии, что занятие ему нравится). Ребенок 6-7 лет может заниматься чем-то одним до получаса. При этом ему необходимо участие взрослого в его занятиях. Для ребенка дошкольного возраста главное занятие в жизни – это игра. Игра – это и общение, и взаимодействие с миром, и способ самовыражения и организации собственного пространства. В игру вовлекаются по возможности все люди, находящиеся поблизости, и все предметы, до которых можно дотянуться. Ребенку дошкольного возраста нужно ВСЕ ваше внимание. Он говорит с вами, он задает вопросы вам, он играть хочет с вами. С ним нужно гулять два раза в день, некоторые дети в этом возрасте перестают спать днем. При этом детские сады не всегда «облегчают» жизнь. Во-первых, не каждого ребенка целесообразно отдавать в детский сад. Во-вторых, в детских садах дети часто болеют, и получается так – две недели ходит в детский сад, две недели сидит дома.
При ребенке дошкольного возраста нельзя много смотреть телевизор – иначе он будет смотреть его вместе с вами, а это ему вредно.
Ребенка этого возраста нужно терпеливо учить личной гигиене и опрятности. Необходимо научить его по возможности аккуратно есть и убирать за собой. Задача воспитателя – сделать так, чтобы ребенку самому доставляло удовольствие наводить порядок, быть чистым, самому умываться и одеваться по утрам.
В дошкольном возрасте у детей возникает много конфликтов. Они делят игрушки, причем не всегда мирным путем. Они обзываются и часто дерутся. Они повторяют ВСЕ слова, которые когда-либо слышали, и ВСЕ жесты, которые когда-либо видели. Ребенок в этом возрасте еще не понимает, что бывают «внутрисемейные» и «светские» разговоры, и выскажет любым людям все, что он слышал дома.
В любом случае, ребенок дошкольного возраста требует от воспитателя колоссального количества энергии, подвижности, активности, безграничного терпения и здорового оптимизма. Следует особо предостеречь тех, кто возлагает большие надежды на бабушек, — «Она же вырастила нас, своих детей, вырастит и еще одного». Конечно, опыт бабушки неоценим, но подумайте, что если вам сейчас уже за сорок, это значит, что когда бабушка совершала свой педагогический подвиг, она была на сорок! лет моложе. Она вам, конечно, поможет, но основная ответственность и основная нагрузка ляжет на вас.
Есть еще один вопрос, на котором следует остановиться особо. Иногда люди настаивают на младшем возрасте из соображений, что в этом возрасте ребенок «как чистый лист», у него отсутствуют воспоминания, а если они есть, то он очень быстро «все забудет». Во-первых, «чистых листов» не бывает. Даже родной новорожденный ребенок уже имеет свой характер и свои особенности, и может расти абсолютно не похожим на вас ни внешне, ни внутренне. Во-вторых, насколько быстро ребенок забудет то плохое, что было в его жизни, зависит не от возраста, а от отношений в новой семье, в том числе от степени уважения, с которой новая семья отнесется к его прошлому. Чем старательнее вы будете «стирать» прошлое ребенка из его памяти, тем упорнее он будет цепляться за самые мельчайшие крупицы своих воспоминаний, пусть даже самые плохие для него. Вам потребуется много терпения и известная степень самоотречения и доверия – ведь ребенок еще маленький, он не может в этом возрасте рассказать вам, что его мучает и пугает – вам нужно принять его со всеми его проявлениями, иногда не понимая, что именно с ним происходит.
Младший и средний школьный возраст (от 7 до 12 лет)
Люди, которые приходят к нам в «Центр содействия семейному воспитанию №3» с запросом на «очень маленького» ребенка, зачастую с удовольствием принимают в семью ребенка школьного возраста. Это происходит потому, что они осознают, что ребенок-школьник, сохранив практически всю привлекательность «маленького», приобрел ряд преимуществ чуть более старшего, школьного, возраста. Давайте посмотрим, каким образом это возможно.
Ребенок семи-восьми-девяти лет – это на самом деле еще совсем маленький ребенок. Он очень нуждается в заботе и понимании взрослых, и на свете есть еще такое огромное количество вещей, которым его надо научить! Ребенок десяти-одиннадцати лет, конечно, ведет себя уже более самостоятельно, но на самом деле очень сильно хочет, чтобы его любили, чтобы он был кому-то нужен. Потребность в привязанности с возрастом не ослабевает, а напротив, усиливается. Ведь ребенок школьного возраста уже последовательно мыслит, осознает себя и свое место в мире. Не найдя своих «дорогих и близких», ребенок школьного возраста оказывается в опасности оценить себя самого как «плохого», «ненужного».
Ребенок школьного возраста уже, как правило, умеет учиться. Большая часть его дня занята и расписана по времени – ему надо быть в школе, потом нужно делать уроки. В этом возрасте дети часто начинают ходить в разные кружки или секции. Поэтому получается так, что взрослые в семье начинают располагать большим количеством личного времени, чем это было с ребенком-дошкольником. С другой стороны, первые школьные годы предоставляют воспитателю возможность очень многое вложить в ребенка, помочь ему, открыть перед ним прекрасный мир знаний и найти в этом мире разные увлекательные вещи. Сколько книжек можно прочитать вместе! Сколько интересных историй взрослый может рассказать ребенку! Для ребенка школьного возраста, также как и для дошкольника, очень важно быть просто рядом со «своим» взрослым.
Те, кто мечтает подготовить ребенка к школе и повести его первый раз в первый класс, находят не меньше радости в том, чтобы подготовить его в следующий класс. Ведь ребенку в любом случае потребуется ваша помощь и поддержка со школой – с вами он пойдет уже в другую, новую школу, и как он будет волноваться! Как ему будет важно, чтобы вы были рядом с ним в этот ответственный и по особенному радостный момент его жизни! Ведь теперь он идет в школу не просто так, а его провожает его семья, все за него волнуются и радуются. А когда он вернется домой, будет кому рассказать о том, что было в школе, похвастаться, спросить совета, просто выразить свои чувства и впечатления.
Дети школьного возраста очень любят играть. Игры могут меняться, становиться более сложными – например, шашки и шахматы, лото. Дети этого возраста очень любят всякие переодевания и розыгрыши. Они могут достаточно долго времени проводить за каким-либо одним занятием – например, складывать пазлы, вязать, рисовать, мастерить. В этом возрасте ребенок уже способен разделить ваши увлечения. Школьник с удовольствием ездит на дачу. Он (или она) обычно находит там друзей-сверстников, с которыми спокойно и безопасно может проводить время. С другой стороны, ребенку этого возраста уже вполне по силам помочь в огороде и по хозяйству. Школьник обычно с удовольствием сопровождает взрослых в их прогулках и поездках, может вместе со старшими членами семьи заниматься фотографией, спортом, кулинарией или садоводством.
Ребенок школьного возраста познает мир уже не так беспечно, как дошкольник. Он размышляет и анализирует, сомневается и пробует делать выводы. Ему так важно, чтобы рядом был кто-то старший, к кому и прижаться можно, приласкаться и подурачиться, и с которым можно спокойно и серьезно поговорить.
В целом ребенок школьного возраста требует от воспитателя уже гораздо меньше физических сил. Идиллическая картинка, которую обычно приписывают дошкольному возрасту ребенка – вы сидите в своем любимом кресле и читаете ваш любимый журнал, а неподалеку возится ваш малыш – на самом деле становится реальностью с ребенком школьного возраста. Ему достаточно, что вы просто находитесь где-то поблизости. Необходимо отметить, что бабушки гораздо успешнее и с большей охотой присматривают за детьми именно этого возраста – здесь от них не требуется такого напряжения сил, как с совсем маленькими детьми.
Подростковый возраст (от 12 до 15 лет)
Часто к нам в «Центр содействия семейному воспитанию №3» приходят люди, которые хотят принять в свою семью именно подростка. Как правило, это достаточно зрелые люди, сохранившие в своей душе запас нежности и любви. Здраво оценивая свои силы и возможности, вспоминая себя в подростковом возрасте, эти люди хотят стать для взрослеющего ребенка другом, опорой и защитой, в которой ребенок-подросток так нуждается.
Иногда семьей для подростка становится человек, который до прихода к нам и не помышлял ни о чем подобном. А почему не помышлял – это нетрудно понять. Ведь даже когда газеты и телепрограммы говорят о детях из детских домов – почему-то речь всегда идет о маленьких детях. Общество как будто игнорирует тот факт, что дети – это ведь до восемнадцати лет, и все они – ДЕТИ! О подростках же из детских домов либо не упоминается вообще, либо в связи с «криминогенными» группами населения. Придя к нам, люди вдруг «узнают» о том, что есть такие дети. Эти дети-подростки ходят в школу и в спортивные секции, читают книжки, играют на компьютере. Только они живут в детском доме и очень тоскуют по любящей семье. Они хорошие и добрые, им так же сложно взрослеть, как домашним детям. Они переживают свои радости и огорчения, свои «взлеты и падения». Они очень скоро станут взрослыми, но за это время так много можно успеть! Каково же быть семьей подростка?
Ребенок подросткового возраста, как никто другой, нуждается в заботе и любви, в тепле и уюте домашнего очага, в стабильности и защите. Ребенок-подросток не так склонен выражать вслух свои добрые и нежные чувства, но в душе он жаждет принятия и понимания. Если ребенок почувствует, что его стремятся не столько «воспитать», сколько понять, он сам приложит немало усилий, чтобы контакт состоялся, и отношения сложились.
Как ни странно, преимущества принятия в семью именно подростка очевидны. Во-первых, именно этот возраст ребенка (и более старший, разумеется), позволит сохранить тот образ жизни, к которому вы привыкли. Совсем маленький ребенок буквально «взрывает» налаженную жизнь, ребенок постарше требует определенного изменения жизненных привычек. Ребенок-подросток может легко вписаться в жизнь взрослого человека, оставляя и себе, и своему близкому взрослому достаточно большое личное пространство.
Во-вторых, ребенок-подросток, даже выросший в детском доме, уже достаточно много умеет делать самостоятельно. Конечно, он далеко не все хочет делать, и как любой подросток, зачастую «отлынивает» от домашних дел. Но, проявив определенные упорство и настойчивость, вы, возможно, довольно скоро сможете поделить поровну домашние обязанности.
В-третьих, если вы найдете с подростком контакт и заслужите его доверие, вам будет интересно общаться, обсуждать разные темы. Ведь в жизни подростка происходит огромное количество событий, его эмоционально-духовная сфера бурно развивается и ему просто необходимо иметь кого-то, кто способен выслушать и понять его мятущуюся душу.
Необходимо отметить один существенный момент. Иногда люди, начав общаться с ребенком-подростком из детского дома, бывают разочарованы. Им кажется, что ребенок «равнодушный» и «меркантильный». Равнодушный – потому что он (или она) «не испытывает ко мне никаких чувств». Нужно очень хорошо понимать, что чувства не возникнут быстро, особенно у ребенка, который не привык их испытывать, или, более того, привык их прятать. Меркантильный – потому что хочет, чтобы ему что-нибудь купили. И опять-таки нужно хорошо понимать, что ребенок-подросток, будь он из детского дома или нет, в первую очередь хочет джинсы и плейер, а уж только потом духовного общения. И это нормально. Подростки – они такие.
Кроме того, конечно важна разница в возрасте. Если те, кто хочет принять в семью ребенка, сами находятся уже в достаточно зрелом возрасте, то нецелесообразно принимать маленького ребенка. Маленький ребенок – это долгосрочная ответственность, и может ли человек, которому под шестьдесят, быть уверенным, что на протяжении полутора десятков лет ни возраст, ни болезни, ни материальный фактор не станут помехой в выполнении взятых на себя обязательств? Не говоря уже о всех тех обстоятельствах, которые обсуждались в главе «Дошкольный возраст»? С подростком же это не станет такой проблемой, как могло бы стать с маленьким ребенком. Кроме того, такие преимущества зрелого возраста, как мудрость и терпимость, помогут вам находить правильные решения в сложных жизненных ситуациях.
Разумеется, и более молодые люди хотят принять в свои семьи детей-подростков. Очень хорошо, когда удается выстроить отношения на основе дружбы, взаимопонимания и взаимной ответственности. При этом взрослый должен быть все же достаточно внутренне сильным и умеющим устанавливать границы поведения. Ведь подросток еще всего-навсего ребенок, он не справляется самостоятельно с очень многими жизненными ситуациями, именно поэтому он еще не взрослый, что ему нужны старшие, нужны границы, нужно, чтобы тем не менее его кто-то воспитывал.
В целом, можно сказать, что приняв ребенка-подростка в семью, вы обретете друга, собеседника, товарища. С другой стороны, ребенок обретет в вашем лице семью, в которой он так нуждается.
Юность (от 15 до 18 лет)
Когда речь заходит о юности, люди скорее начинают вспоминать себя в этом возрасте, чем примериваться к роли «родителя». Это очень понятно, ведь юноша, девушка старше 15 лет – уже почти что взрослые люди. Конечно, чтобы принять в семью ребенка этого возраста, в первую очередь важен мотив помощи, поддержки, руководства. Давайте посмотрим, какие же особенности характерны для этих «взрослых» детей.
Юношеский возраст более спокойный, чем подростковый. Основные бури позади, и юному человеку нужен скорее спокойный семейный тыл, согласие. Вместе вы можете подумать, где и чему ему лучше учиться. Все юные о чем-то мечтают. Иногда мечта кажется такой несбыточной, и юному человеку очень нужно, чтобы кто-то более опытный сказал: «Иди, дерзай, у тебя все получится, а я тебе помогу». А иногда наоборот, нужно мягко, но твердо спустить мечтателя с облаков на землю, и вместе поискать более реальный вариант будущей профессии.
Иногда бывает так, что юный воспитанник «Центра содействия семейному воспитанию №3» , в силу несчастных обстоятельств своей жизни, не полностью адаптирован к непростой городской среде, не очень уверенно ориентируется в социальных структурах и вообще в этой жизни. Ему могут быть непонятны самые простые вещи, к которым мы постепенно привыкаем с детства. Как пользоваться метро и троллейбусом, как найти нужный телефон или адрес, как устраиваться на работу и т. д. Вы даже представить себе не можете, какую важную роль в будущей взрослой жизни вашего воспитанника сыграет то, что он несколько лет просто пожил в семье. Ходил в магазин, готовил еду, старался рассчитать бюджет и сэкономить деньги. Платил за квартиру и телефон, получал и отправлял почту, отвечал на телефонные звонки. Все эти навыки, приобретенные в семье, сослужат ему в будущем добрую службу.
В юном возрасте большое значение имеют отношения с противоположным полом. В этот период жизни, когда чувства так остры, а потребность в любви так сильна, взрослому ребенку очень важно иметь спокойные, стабильные привязанности в кругу семьи. Ему (или ей) очень важно знать, что его кто-то любит, кому-то он нужен такой, какой он есть. В противном случае ребенок в поисках любви может кинуться в водоворот случайных, поверхностных отношений. К сожалению, воспитанники детских домов, испытывая острую, мучительную потребность хоть в каком-то подобии любви, зачастую совершают в юности нелепые и чреватые последствиями ошибки. С этой точки зрения, жизнь в семье, общение с понимающим взрослым станет для юного человека почвой под ногами и возможностью сделать разумный шаг во взрослую жизнь. Вы сможете поговорить о том, как складывалась семейная жизнь у ваших родственников и ваших предков, что было легко и радостно, а что трудно и требовало терпения; обсудить собственные планы вашего воспитанника относительно его будущей семьи. Решить вместе с ним, на какую поддержку от вас он сможет рассчитывать, а что будет его собственной ответственностью. Эти и другие такие же темы сблизят вас, упрочат доверие между вами, и помогут юному человеку адаптироваться к этой такой непростой взрослой жизни.
Юридически отношения с выпускником детского дома заканчиваются, когда ему исполняется 18 лет. В жизни происходит так, что дети, не добрав семейной любви, тепла и заботы в детстве, не спешат расстаться с принявшей их семьей. Да и в нашей российской культуре не принято, чтобы дети уходили из дома по достижении совершеннолетия. Поэтому дальнейшие ваши отношения будут складываться по взаимному согласию. Часто происходит так, что люди становятся по-настоящему родными, и ничто не мешает им оставаться родными всю оставшуюся жизнь.
Итак, мы рассмотрели четыре возраста, четыре возможности начала «новой жизни». Дети любого возраста могут обрадовать, а могут и огорчить, и воспитание никогда не было легким делом. В заключение можно только еще раз подчеркнуть такие мысли:
— В «Центре содействия семейному воспитанию №3» живут дети всех возрастов, и все они очень хотят обрести семью!
— Скорость формирования привязанности у детей не зависит от возраста. С одинаковым успехом и с шестилетним, и с четырнадцатилетним ребенком у вас могут достаточно быстро сложиться близкие, доверительные взаимоотношения.
— Стереотип «чем неопытнее воспитатель, тем меньше должен быть ребенок» неверен. Неопытный воспитатель может наделать больше ошибок. Более старший ребенок, у которого уже есть определенный «запас прочности» и известная доля рассудительности, уже сам способен понять воспитателя, может простить его ошибки, сам готов делать определенные шаги к поиску и установлению взаимопонимания.
Когда дети становятся малышами? Детский возрастной диапазон и многое другое
В одну минуту ваш милый малыш воркует и лепечет, ест гороховое пюре, пинает свои маленькие ножки и во всем полагается на вас.
А в следующую минуту у вас на руках ходит, разговаривает, самоуверенный — гм — независимый малыш. Что сейчас произошло?
Вы моргнули, и ваш ребенок вырос. Ваш ребенок находится на совершенно новом этапе жизни, и вам нужно активизировать свою игру, чтобы удовлетворить его меняющиеся потребности.
Но когда именно происходит большое превращение младенца в малыша? Вот 13 признаков того, что ваш ребенок уже не ребенок. (Спойлер: скорее всего, это произойдет раньше, чем вы ожидаете.)
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), дети в возрасте от 1 до 3 лет считаются малышами. По мнению некоторых, если ваш ребенок отпраздновал свой первый день рождения, он автоматически становится малышом.
Далее для тех, кто просто идет по возрасту? Превращение в дошкольника или ребенка в возрасте от 3 до 5 лет.
Знаете, почему их называют «малышами»? Потому что их нескоординированные движения, когда они учатся ходить, выглядят как «ковыряние» (которое, по совпадению, также похоже на спотыкание, как будто они слишком много выпили… мы упоминали, что малыши — это горстка?).
А если серьезно, одним из главных показателей того, что ваш ребенок совершил прыжок в детство, являются его буквальные прыжки — с дивана, вниз по лестнице (добавьте один из этих детских ворот в список покупок!), через детскую площадку. , а из рук — исследовать мир на своих двоих.
Малыши также будут выполнять более сложные навыки крупной моторики, такие как прыжки, лазание, приседание и бросание мяча.
Так совпало, что этот и другие нижеприведенные показатели могут появиться до или после 1 года.
О, ваш ребенок с удовольствием носил все, что вы выбирали, ел все, что вы ему подавали, и ходил туда, куда вы хотели? Вы можете попрощаться с теми днями теперь, когда у вас есть независимый малыш.
Слово выбора для детей на этом этапе развития — «нет», и они будут никогда не надоест говорить это прямо тебе в лицо.
Все это совершенно нормально — по мере того, как дети начинают понимать, что у них есть собственные предпочтения, они узнают, что слово «нет» иногда означает, что они получают больше того, что хотят, и меньше того, чего не получают. Опять же, нормально… но раздражает.
Нет, не , что вида (надеемся!). Воспринимайте махание руками, аплодисменты и указывание на предметы как средство общения с вами. Ваш малыш, возможно, еще не может сказать, что хочет желтый грузовик на верхней полке, но он учится, что если он укажет на что-то, это все равно может передать его сообщение.
Мы уже использовали слово «независимый» несколько раз, и это потому, что нет лучшего прилагательного, чтобы описать, насколько сильно малыши хотят отделиться от своих родителей и понять свою роль в семье.
Они хотят надеть свои собственные туфли. Они хотят пристегнуть собственное автокресло . Они хотят сами выбирать себе одежду, чистить зубы и нести свою закуску в гостиную, и им совсем не нужна ваша помощь.
Не обижайтесь — научиться заботиться о себе — важная веха в развитии.
Говоря о том, что ваш малыш учится заботиться о себе, есть и светлая сторона: у вас будет небольшой перерыв.
Помните, как вам приходилось сидеть рядом с их стульчиком и кормить их грязными ложками яблочного пюре? Больше не надо! Ваш малыш может сидеть (под присмотром) за столом и есть прямо сейчас, освободив ваши руки.
Другие вещи, которые ваш малыш может начать делать самостоятельно, включают одевание, убирание игрушек и приготовление напитков или закусок.
Малыши по-прежнему в основном участвуют в параллельной игре (например, в игре бок о бок, а не в интерактивном сотрудничестве), но вы можете начать получать больше запросов на игровые свидания по мере того, как ваш малыш будет отдавать предпочтение определенным сверстникам, и его навыки социализации начнут развиваться.
Ваш ребенок может спросить других детей по именам, интересуясь, чем сегодня занимается Бенджамин из детского сада или Хейзел из соседнего дома.
Время сна, время отхода ко сну, время купания, время ужина… на самом деле любое «время» дня, когда ваш ребенок должен что-то делать, — это возможность поспорить. Почему?
У малышей мало контроля: мы говорим им, куда идти, что делать, что есть и одевать, когда спать — и все это идет вразрез с их растущей автономией.
Стремясь получить хоть немного силы, малыши могут драться буквально из-за чего угодно, даже незначительного.
К тому времени, когда им исполняется 12 месяцев, большинству детей не нужна бутылочка или ночное кормление грудью. Это означает, что они могут фактически спать в течение одного великолепно длинного блока времени (где-то от 8 до 12 часов) каждую ночь.
Малышам также необходимо один или два раза в день вздремнуть; по данным Американской академии педиатрии, их общая продолжительность сна в сутки должна составлять от 11 до 14 часов.
Несмотря на то, что активно растущая самостоятельность и любопытство вашего малыша могут немного усложнить сон, непрерывный ночной сон должен быть намного проще в дошкольном возрасте.
Языковые навыки резко развиваются в раннем возрасте: большинство годовалых детей добавляют в свой словарный запас около 50 слов до своего второго дня рождения (и от 200 до почти 1000 к 3 годам!).
Если ваш ребенок мог сказать только «мама», «папа», «баба» и «вверх» в свой первый день рождения, довольно скоро вы не сможете ничего сделать или пойти куда-либо, не услышав непрерывный поток дескрипторов.
Любимые мягкие игрушки, продукты и предметы, а также знакомые люди и места будут иметь имена, что позволит вам и вашему малышу общаться устно больше, чем когда-либо прежде.
Одна из самых крутых вещей, которая развивается в детстве, — это активное воображение. Ваш малыш может начать:
- рассказывать вам глупые истории
- рисовать красочные картинки
- практиковать свои танцевальные движения
- участвовать в драматических играх, включающих множество воображаемых сценариев
самый быстрый путь к запоминанию. Ваш малыш может ежедневно практиковать цифры и буквы несколькими способами:
- петь песни
- считать игрушки
- играть в практические игры
Одно предостережение относительно использования экранного времени для обучения цифрам и буквам. Если вы хотите представить классику, например «Улицу Сезам», попробуйте посмотреть ее вместе с малышом. AAP рекомендует ограниченный «совместный просмотр» от 18 до 24 месяцев, а затем всего 1 час высококачественного экранного времени в день.
Конечно, у младенцев есть характер, но это ничто по сравнению с малышами, которые действительно раскрывают свое истинное лицо в возрасте от 1 до 3 лет. Ваш ребенок более глупый или серьезный? Интроверт или экстраверт? Спортивный или артистичный, импульсивный или наблюдательный?
Все нюансы личности начинают проявляться в раннем возрасте, когда дети не только понимают свое место в мире, но и формируют представления о том, какую роль они хотят играть в нем.
Годы малыша подкрадываются к вам, поэтому, как только ваш малыш приближается к своему первому дню рождения, будьте готовы!
Этот этап полон испытаний, но наблюдение за тем, как ваш мягкий, неподвижный маленький ребенок превращается в крошечного человека с собственным разумом, стоит каждой борьбы за власть (поверьте нам).
Когда дети становятся малышами? Детский возрастной диапазон и многое другое
В одну минуту ваш милый малыш воркует и лепечет, ест гороховое пюре, пинает свои маленькие ножки и во всем полагается на вас.
А в следующую минуту у вас на руках ходит, разговаривает, самоуверенный — гм — независимый малыш. Что сейчас произошло?
Вы моргнули, и ваш ребенок вырос. Ваш ребенок находится на совершенно новом этапе жизни, и вам нужно активизировать свою игру, чтобы удовлетворить его меняющиеся потребности.
Но когда именно происходит большое превращение младенца в малыша? Вот 13 признаков того, что ваш ребенок уже не ребенок. (Спойлер: скорее всего, это произойдет раньше, чем вы ожидаете.)
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), дети в возрасте от 1 до 3 лет считаются малышами. По мнению некоторых, если ваш ребенок отпраздновал свой первый день рождения, он автоматически становится малышом.
Далее для тех, кто просто идет по возрасту? Превращение в дошкольника или ребенка в возрасте от 3 до 5 лет.
Знаете, почему их называют «малышами»? Потому что их нескоординированные движения, когда они учатся ходить, выглядят как «ковыряние» (которое, по совпадению, также похоже на спотыкание, как будто они слишком много выпили… мы упоминали, что малыши — это горстка?).
А если серьезно, одним из главных показателей того, что ваш ребенок совершил прыжок в детство, являются его буквальные прыжки — с дивана, вниз по лестнице (добавьте один из этих детских ворот в список покупок!), через детскую площадку. , а из рук — исследовать мир на своих двоих.
Малыши также будут выполнять более сложные навыки крупной моторики, такие как прыжки, лазание, приседание и бросание мяча.
Так совпало, что этот и другие нижеприведенные показатели могут появиться до или после 1 года.
О, ваш ребенок с удовольствием носил все, что вы выбирали, ел все, что вы ему подавали, и ходил туда, куда вы хотели? Вы можете попрощаться с теми днями теперь, когда у вас есть независимый малыш.
Слово выбора для детей на этом этапе развития — «нет», и они будут никогда не надоест говорить это прямо тебе в лицо.
Все это совершенно нормально — по мере того, как дети начинают понимать, что у них есть собственные предпочтения, они узнают, что слово «нет» иногда означает, что они получают больше того, что хотят, и меньше того, чего не получают. Опять же, нормально… но раздражает.
Нет, не , что вида (надеемся!). Воспринимайте махание руками, аплодисменты и указывание на предметы как средство общения с вами. Ваш малыш, возможно, еще не может сказать, что хочет желтый грузовик на верхней полке, но он учится, что если он укажет на что-то, это все равно может передать его сообщение.
Мы уже использовали слово «независимый» несколько раз, и это потому, что нет лучшего прилагательного, чтобы описать, насколько сильно малыши хотят отделиться от своих родителей и понять свою роль в семье.
Они хотят надеть свои собственные туфли. Они хотят пристегнуть собственное автокресло . Они хотят сами выбирать себе одежду, чистить зубы и нести свою закуску в гостиную, и им совсем не нужна ваша помощь.
Не обижайтесь — научиться заботиться о себе — важная веха в развитии.
Говоря о том, что ваш малыш учится заботиться о себе, есть и светлая сторона: у вас будет небольшой перерыв.
Помните, как вам приходилось сидеть рядом с их стульчиком и кормить их грязными ложками яблочного пюре? Больше не надо! Ваш малыш может сидеть (под присмотром) за столом и есть прямо сейчас, освободив ваши руки.
Другие вещи, которые ваш малыш может начать делать самостоятельно, включают одевание, убирание игрушек и приготовление напитков или закусок.
Малыши по-прежнему в основном участвуют в параллельной игре (например, в игре бок о бок, а не в интерактивном сотрудничестве), но вы можете начать получать больше запросов на игровые свидания по мере того, как ваш малыш будет отдавать предпочтение определенным сверстникам, и его навыки социализации начнут развиваться.
Ваш ребенок может спросить других детей по именам, интересуясь, чем сегодня занимается Бенджамин из детского сада или Хейзел из соседнего дома.
Время сна, время отхода ко сну, время купания, время ужина… на самом деле любое «время» дня, когда ваш ребенок должен что-то делать, — это возможность поспорить. Почему?
У малышей мало контроля: мы говорим им, куда идти, что делать, что есть и одевать, когда спать — и все это идет вразрез с их растущей автономией.
Стремясь получить хоть немного силы, малыши могут драться буквально из-за чего угодно, даже незначительного.
К тому времени, когда им исполняется 12 месяцев, большинству детей не нужна бутылочка или ночное кормление грудью. Это означает, что они могут фактически спать в течение одного великолепно длинного блока времени (где-то от 8 до 12 часов) каждую ночь.
Малышам также необходимо один или два раза в день вздремнуть; по данным Американской академии педиатрии, их общая продолжительность сна в сутки должна составлять от 11 до 14 часов.
Несмотря на то, что активно растущая самостоятельность и любопытство вашего малыша могут немного усложнить сон, непрерывный ночной сон должен быть намного проще в дошкольном возрасте.
Языковые навыки резко развиваются в раннем возрасте: большинство годовалых детей добавляют в свой словарный запас около 50 слов до своего второго дня рождения (и от 200 до почти 1000 к 3 годам!).
Если ваш ребенок мог сказать только «мама», «папа», «баба» и «вверх» в свой первый день рождения, довольно скоро вы не сможете ничего сделать или пойти куда-либо, не услышав непрерывный поток дескрипторов.
Любимые мягкие игрушки, продукты и предметы, а также знакомые люди и места будут иметь имена, что позволит вам и вашему малышу общаться устно больше, чем когда-либо прежде.
Одна из самых крутых вещей, которая развивается в детстве, — это активное воображение. Ваш малыш может начать:
- рассказывать вам глупые истории
- рисовать красочные картинки
- практиковать свои танцевальные движения
- участвовать в драматических играх, включающих множество воображаемых сценариев
самый быстрый путь к запоминанию. Ваш малыш может ежедневно практиковать цифры и буквы несколькими способами:
- петь песни
- считать игрушки
- играть в практические игры
Одно предостережение относительно использования экранного времени для обучения цифрам и буквам. Если вы хотите представить классику, например «Улицу Сезам», попробуйте посмотреть ее вместе с малышом. AAP рекомендует ограниченный «совместный просмотр» от 18 до 24 месяцев, а затем всего 1 час высококачественного экранного времени в день.
Конечно, у младенцев есть характер, но это ничто по сравнению с малышами, которые действительно раскрывают свое истинное лицо в возрасте от 1 до 3 лет. Ваш ребенок более глупый или серьезный? Интроверт или экстраверт? Спортивный или артистичный, импульсивный или наблюдательный?
Все нюансы личности начинают проявляться в раннем возрасте, когда дети не только понимают свое место в мире, но и формируют представления о том, какую роль они хотят играть в нем.
Годы малыша подкрадываются к вам, поэтому, как только ваш малыш приближается к своему первому дню рождения, будьте готовы!
Этот этап полон испытаний, но наблюдение за тем, как ваш мягкий, неподвижный маленький ребенок превращается в крошечного человека с собственным разумом, стоит каждой борьбы за власть (поверьте нам).