Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Зачем психолог в детском саду: Консультация на тему: Зачем нужен психолог в детском саду? – Консультация на тему: консультация для родителей «Для чего нужен психолог в детском саду?»

Posted on 11.03.202003.02.2020

Содержание

  • Материал на тему: Зачем в детском саду психолог?
      • Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ:
      • Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.
  • Консультация (младшая группа): Консультация для родителей: «Психологическая служба ДОУ» или «Зачем в детском саду педагог-психолог?»
  • «Зачем нужен педагог-психолог в детском саду?»
  • Статья на тему: Зачем нужен детский психолог?
  • Занятие психолога в детском саду: «Что? Где? Зачем?»
  • Зачем нужен психолог в детском саду
  • Консультация на тему: Психолог в детском саду

Материал на тему: Зачем в детском саду психолог?

       Задача психолога в ДОУ – создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи детям, педагогам и родителям. Особый акцент психолог делает на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.

Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления – это работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом. Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.

Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ:

  • Психологическая диагностика.
    Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование проводится и после проведения коррекционно-развивающей работы для отслеживания её результатов.

  • Коррекционно-развивающая работа включает в себя индивидуальные развивающие и психокоррекционные занятия.

  • Психологическое просвещение и психологическая профилактика.
    Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.

  • Психологическое консультирование.
    Психологическое консультирование в ДОУ проводится с воспитателями и родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.

  • Психологическая поддержка деятельности ДОУ.
    В рамках данного направления психолог оказывает помощь в построении системы управления коллективом ДОУ, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок.

Какие бывают самые распространённые ошибки при обращении к психологу в образовательном учреждении? Психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением: памятью, вниманием. Исследование личности, характера проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами.

Родители часто не могут чётко сформировать проблему. Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив.

Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Здесь стоит объяснить родителям, что ребёнок не всегда может повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой!

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.

 

Консультация (младшая группа): Консультация для родителей: «Психологическая служба ДОУ» или «Зачем в детском саду педагог-психолог?»

Консультация для родителей :  «Психологическая служба ДОУ»

или «Зачем в детском саду педагог-психолог?»

                                     Подготовила педагог-психолог Литвина Т.А.

 

Когда подходит время отправлять ребенка в детский сад, мы все чаще сталкиваемся с тем, что на базе детского сада работает педагог-психолог.

Кто он? Чем занимается? И самый главный вопрос, зачем? С моим ребёнком все в порядке и ему психолог не нужен.


Общее заблуждение родителей состоит в том, что психолог навешивает ярлыки психической несостоятельности их детей. Развеивая эти мифы, хотелось бы остановиться на вопросе, чем же занимается психолог в детском саду?

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель. А что же делает детский психолог в детском саду? Этот вопрос будоражит, волнует, а иногда и пугает родителей.

Многие родители ошибочно полагают, что подобного рода специалист необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств. Психолог в саду работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями.

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не назначает лечение. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Он может только предположить наличие какого-либо отклонения в развитии ребёнка и посоветовать консультацию у того или иного специалиста. Таким образом, педагог-психолог занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка,  а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 

Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду.

Основные виды деятельности педагога-психолога ДОУ.

 Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника.

Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Психодиагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Также проводится диагностика возможных проблем в обучении и воспитании ребенка.

Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Важно предупреждать возможные осложнения и отклонения в психическом развитии и становлении личности детей.

Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Задача коррекционной работы приблизить уровень психического развития ребенка к определенному возрастному эталону психического развития. В развивающей работе психолог ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.

 Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Но данные проблемные ситуации рассматриваются только по отношению к ребенку, поскольку главная задача работы педагога-психолога в детском саду – это сохранение и укрепление психического здоровья малыша.

— Психологическое просвещение и обучение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.

Данное направление заключается в приобщении всех участников педагогического процесса к психологическим знаниям по вопросам детской психологии. Основной смысл психологического просвещения – знакомство педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, а также формирование потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком.

Когда и по какому поводу следует  обращаться к педагогу-психологу:

С какими проблемами можно обратиться к психологу ДОУ:

  • социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, конфликты в семье, появление нового члена семьи, случаи насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства патологические (вредные) привычки, вопросы  по воспитанию ребенка, детско-родительские отношения, беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией и т.д.;
  • трудности в эмоционально-волевом  развитии: агрессия, замкнутость, капризность, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, страхи и тревожность ребенка; проблемы поведения;
  • возрастные особенности развития детей: кризис 3 –х лет, кризис 7 –и лет, ведущий вид деятельности и т.д.;
  • проблемы общения со сверстниками; сложности коммуникации;
  • образовательные трудности: уровень развития психических процессов (память, внимание, мышление), трудности освоения программы (неустойчивость внимания, трудности запоминания и пересказа, сложности с концентрацией внимания и пр.)
  • задержка психического развития, аутизм и др.

Очень важно, чтобы, вы, родители понимали: что психолог  призван быть на стороне ребёнка.

К сожалению, невозможно решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада. Без участия родителей такая работа будет лишена всякого смысла. Именно поэтому важнейшим фактором, определяющим успешное решение проблемной ситуации является желание родителей взаимодействовать с психологом, педагогическим коллективом. Только совместная работа может привести к благополучному результату.

 Но было бы неверно думать, что психолога нужно посещать только в случаях проблемных ситуаций. Если у вас в семье царит любовь и согласие и нет проблем, желательно просто прийти, чтобы выявить потенциальные возможности вашего ребенка: к чему он более способен, как лучше развить в нем гармоничную личность. У психолога, вы получите нужную и полезную информацию.

Психическое здоровье ребенка в первую очередь зависит от родителей!

 

«Зачем нужен педагог-психолог в детском саду?»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №189»

Психопросвещение на тему:

«Зачем нужен психолог

в детском саду?»

Автор:

педагог-психолог Багмет М.А.

г. Оренбург

Труд педагога-психолога, как правило,

не очевиден родителю, но ребенку он,

поверьте, необходим.

 

Психолог в детском саду — это, прежде всего, знающий 
и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.

Основные функции психолога в детском дошкольном 

учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. 

Хотелось бы развеять распространенный «миф» о психологах 
в дошкольном учреждении. Большинство родителей полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. Уверяю вас это не так. 

Педагог — психолог в детском саду работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями.

Существует  еще одно ошибочное мнение, что: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог — это все одно и то же. 

То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее 

дефектами. На основании этого родители требуют от психолога 
невозможного.

Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В 
первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Психолог детского сада располагает информацией, касающейся в основном не физического, а психического состояния ребенка. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к  соответствующему специалисту.

Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.

Цель работы педагога — психолога — сделать жизнь ребенка в условиях ДОУ удобной, комфортной, прежде 
всего, с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных 
особенностей ее развития.

Психолог выявляет скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушение развития психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения. Для того чтобы

вместе с родителями и другими специалистами ДОУ помочь ребенку справиться с ними еще до школы.

 Для решения поставленных задач, педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям:

Первое направление – это консультации. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». 

Первые — психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для  детского сада, возрастной группы и контингента родителей.

Консультации «по запросу» — любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, вы  можете и должны обращаться к психологу, когда вам  кажется, что с ребенком что-то не так.

С какими проблемами можно обратиться к психологу ДОУ:

  • социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.;

  • трудности в эмоциональном развитии: агрессия, замкнутость, капризность, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, страхи и тревожность ребенка;

  • Возрастные особенности развития детей: кризис 3 –х лет, кризис 7 –и лет, ведущий вид деятельности и т.д.;

  • Проблемы общения со сверстниками;

  • уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка.

Второе направление

 – это диагностика. 

В течение всего учебного года проводиться психолого-педагогическая диагностика. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад.

Если результаты показывают, что малыш «не 
справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, проводится дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов. И если на этом уровне 
выявляются проблемы, то психолог  совместно с воспитателем и родителями старается их решить.

Психологическое сопровождение детей  в период адаптации, также в течение года изучается отношения в детском коллективе, выявляются лидеры, и те, 
с кем «никто не дружит», совместно с воспитателем планируется работа по улучшению взаимоотношений между детьми.

Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, так же проводятся и «ситуативные» исследования. 

Например, затянулся процесс адаптации, появились у ребенка страхи, с помощью специальных тестов и методик  выявляется причина.

И проводится коррекционная работа. Позже в подготовительных группах проводиться отдельный вид диагностики — это комплексная оценка готовности ребенка к школе.  Если ваш ребенок будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание.

Следующее направление —  коррекционная работа. 

Дети все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью планируется и проводится с ребенком коррекционная работа.

Предварительно получив ваше согласие.

Развивающая работа. 

В каждом новом учебном году выбирается направление, на которое в течение года будет делать основной акцент. Например, тема формирования межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у дошкольников. Исходя из выбранной темы, планируется развивающая работа. В ходе которой малыши учатся общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор.

И конечно, так же проводиться индивидуальная работа.

Психологическое просвещение.

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.

Данное направление заключается в приобщении всех участников педагогического процесса к психолого-педагогическим знаниям по вопросам детской психологии. Основной смысл психологического просвещения – знакомство педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, а также формирование потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком.

Не нужно пугаться, если педагог — психолог назначает вам встречу для беседы о вашем ребенке. Приглашая вас, он хочет поделиться информацией о психическом и эмоциональном состоянии вашего малыша.

Родители и сами, могут прийти на прием к психологу, если их интересует:

— адаптация ребенка к детскому саду

— уровень развития психических процессов

— эмоциональное состояние малыша

— его самооценка

— положение, которое он занимает в группе среди сверстников (почему, например, все стремятся с ним дружить, или наоборот)

— отношение ребенка к воспитателям

— уровень его тревожности или агрессии…

Если у вас появилась проблема, и вы готовы ее сформулировать, педагог — психолог постарается помочь выявить причины ее возникновения.

Однако, родители часто не могут чётко сформировать проблему. Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив.

Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Здесь стоит объяснить родителям, что ребёнок не всегда может, повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой!

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям.

Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.

Психолог может помочь подобрать литературу о 
развитии детей, об играх и пособиях для дошкольников.

К сожалению, невозможно решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада. Без участия родителей такая работа будет лишена всякого смысла. Именно поэтому важнейшим фактором, определяющим успешное решение проблемной ситуации является желание родителей взаимодействовать с психологом, педагогическим коллективом. Только совместная работа может привести к благополучному результату.

Психическое здоровье вашего ребенка в первую очередь зависит только от ВАС

!

Статья на тему: Зачем нужен детский психолог?

Зачем нужен детский психолог?

Когда взрослый человек обращается за помощью к психологу он боле или менее представляет себе, зачем туда идет, что именно хочет изменить и понять. Взрослый имеет мотивацию, ребенок же зачастую такой мотивации не имеет. Только со слов окружающих у него складывается представление, что с ним что-то не так, но объективно оценить и проанализировать себя и сложившуюся ситуацию он не умеет в силу возраста.

Это позже в процессе психотерапии выявляются причины одиночества, неуспешности, смены настроений и конфликтов. Ребенок может страдать, ребенок может чувствовать свое страдание, но вот от чего оно у него появилась, понять он не может. Да, наверное, и не должен, это наша функция взрослых людей вовремя заметить и помочь.

Из практики: Мама обеспокоена, что ее девятилетняя дочь не общается со сверстниками, избегает участия в шумных играх и конкурсах, которые так любят дети, неинициативна на уроках, предложила девочке посетить  детского психолога. На что услышала: «У меня нет никаких проблем! Тебе надо ты и иди!»  После того как, ее все же уговорили сходить хотя бы на один раз, девочка с полным восторгом объявила маме:  «Меня там никто не перебивал, мне позволили говорить все, что я хочу! Я приду туда еще». Возможность озвучивать свои переживания и говорить то, что многие взрослые услышав, осудят, очень помогли этой девочке, она смогла осознать свои трудности и изменилась.

Детский психолог (психотерапевт) это не просто человек способный отстраненно взглянуть на трудность (проблему), дать инструмент для изменений, это человек, обладающий высокой эмпатией, т.е. способностью вчувствоваться,  спустится на уровень детского восприятия, взглянуть на мир глазами ребенка. На какой-то момент самому стать ребенком, но при этом оставаться взрослым, надежным и понимающим. Именно эти характерные особенности специалиста, работающего с детьми, позволяют  почувствовать и понять, что стоит за тем или иным поступком и как на него реагировать.

Из практики: Мальчик четырех лет уже как год ходит садик. Каждое утро он горько плачет, не отпускает от себя маму.  Воспитатели отмечают, что в течение дня ребенок грустит, периодически плачет, беспокоен. В ходе наших встреч выясняется — ребенок очень боится, что мама оставит его в садике, так как он плохо себя вел, так же он беспокоится, что с мамой что-нибудь случится, ведь он иногда сердится на нее ( за то, что она оставляет его одного в саду). Снижение тревоги малыша, а так же определенные рекомендации родителям, помогли ребенку отделится от мамы, и получать удовольствия от пребывания  в детском  саде.

Порой визит к специалисту, позволяет родителям разобраться в том, что происходит. Осознать причинно-следственные связи. Ведь, кроме поддержки они получают квалифицированную консультацию по вопросам развития своего ребенка, согласно возрасту. Например, многие трудности (агрессивность, упрямство, непослушание) являются нормальными и обычными на определенных возрастных этапах. Обойти которые просто невозможно.

Из практики: Мальчик (2года и 5 месяцев) Родители обратились к детскому психологу в полном непонимании причин перемен в  поведении ребенка. Малыш стал неуправляем, непослушен, кидается предметами в окружающих, в частности папу и маму, дерется, капризничает. Родители в шоке. «Раньше сын был спокоен, и управляем, а тут как подменили!»

И таких примеров масса, причем пол ребенка не так уж и важен. Важен его возраст  и реакция окружающих.Ведь именно отношение взрослых диктует, будет ли это продолжаться в том же духе, вернуться ли эти трудности в дальнейшем, или зафиксируется и станут чертами характера.  И тогда воздействовать и что- то менять будет ох как непросто.

Своевременное обращение к детскому психологу не только экономит время и силы, но и дает возможность родителям вновь обрести уверенность. Освобождается ресурс семьи для того, что бы всем вместе пройти непростой этап. Уходит тревога и огорчение. Приходит  понимание, а с ними радость от общения с ребенком, который может быть разным, но при этом не менее любящий своих родителей, нуждающийся в них.

Не всегда встречи ограничивается диагностикой ребенка и дачей  рекомендаций. Причиной сложного поведения может быть внутренний конфликт в душе ребенка, который рождается из противоречивых желаний, чувств (например,  любовь и злость по отношению к важным, значимым  людям; запрет, и желание этот запрет нарушить). Данный конфликты должен разрешаться, если же этого не происходит, то ребенок так и живет с ним в душе. Психика тратит много сил для того, что бы как то справляется с тем напряжением которое копится вследствие образовавшегося конфликта, в результате страдает как функции психического аппарата (память, внимание, мышление), так и самочувствие ребенка, причем не только эмоциональное, но и физическое. Отсюда вытекают проблемы со здоровьем и поведением. Например, энурезы, энкопрезы, нейродермит, частая заболеваемость, тики, заикание, даже отставание в развитии, могут быть причиной неразрешенного внутреннего конфликта. А что именно за конфликт это и пытается выяснить детский психолог. И это требует времени. Поэтому кроме ознакомительных (диагностических) встреч с ребенком требуются психотерапевтические. Психолог еще раз встречается с родителями, объясняет причины  назначения психотерапевтического воздействия, договаривается о времени и днях встреч. Так же оговариваются правила, которых следует придерживаться. Хочется отметить, что хороший альянс с родителями это залог быстрого и успешного лечения. Родители периодически приглашаются на встречи для обсуждения хода терапии, где они могут задать вопросы и получить рекомендации.

Пример из практики:

Мальчик 9 лет, шутовское поведение, гиперактивен и импульсивен, в школе проблемы с одноклассниками и учителями, трудности с уроками. Из семейной истории выясняется, что отец унижал и физически обижал мать на глазах у ребенка, не был внимателен и к сыну, мог не покормить, не дарил подарков на день рождение, не выполнял обещаний. Из-за неблагополучной обстановки мальчик часто оставался с бабушкой, мама вследствие своих переживаний и собственных тревог порой была слишком строга и требовательна к сыну. Ребенку непозвалялось спорить со старшими.

Беспокойство за маму, ее самочувствие, взятие на себя роли «единственного мужчины в семье», (родители развелись), перегружало психику мальчика. Он не мог расслабиться,  заниматься своими детскими делами, ему всегда  нужно было быть начеку. Накопленное напряжение находило выход в импульсивности и гипперактивности (например, на уроках он не мог сидеть спокойно на месте, ерзал, что — то выкрикивал), а злость и раздражение (которое, кстати, он не до конца осознавал) выплескивались в стычках с одноклассниками. В ходе наших встреч ребенок смог озвучить свои негативные чувства к отцу и желание отомстить ему. Он так же был обеспокоен тем, что внешне очень на него похож, и что это может повлиять на его характер.  Позже, мы дошли до его горевания по хорошему папе, и  вины за то, что он не смог защитить маму.

Эта длительная работа продолжительностью в два года, позволила мальчику встретиться с самим собой, принять свою агрессивную часть, осознать свои желания и отпустить свою обиду на взрослых. Он стал более уверен в себе, смог проявить себя как очень умный и талантливый  подросток. 

Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что психотерапия позволяет ребенку выразить и исследовать свой эмоциональный мир. В условиях безопасности, понимания и принятия ребенок встречается со своими страхами, тревогами, с неосознаваемыми желаниями и чувствами. Применяя различные техники,  психолог помогает ребенку освободится от мучающих его чувств,  стать сильнее. Новый эмоциональный опыт, полученный на встречах, становится базой для формирования счастливой личности, с теми индивидуальными особенностями, которые заложили родители и природа.

Материал подготовлен на основе личной практики детским психологом, психотерапевтом Паршиковой Надеждой Владимировной.

 

.

Занятие психолога в детском саду: «Что? Где? Зачем?»

занятия психолога в детском саду	, психолог детском саду занятия детьми, занятия психолога педагогами детском садуЦель: развитие наглядно-образного и логического мышления дошкольников 

I .   Вступительная часть

1. Приветствие.

Упражнение: «Плечо к плечу»

Цель: Организационный момент, создание рабочего настроения в группе.

Ход упражнения: Дети становятся в круг. Психолог говорит: «Я рада Вас сегодня видеть. Давайте мы с Вами поздороваемся. Для этого положите под левую ладошку соседа свою ладошку, а правой ладонью погладьте ее со словами: Доброе утро … . Например, я беру ладошку Ани и говорю: «Доброе утро, Аня!». А теперь давайте поздороваемся коленками, спинками и ступнями … Молодцы !!!

Обсуждение «Понравилось ли Вам это упражнение? Как Вы думаете, зачем мы его проводили?»

II . Основная часть занятия:

Упражнение «Наоборот»

Цель: развитие логического мышления и понятийного аппарата дошкольника.

Ход упражнения: психолог предлагает ребенку слова, а ребенок называет слово наоборот.

Примеры слов:

— большой —

— широкий —

— высокий —

— толстый —

— много —

— пустой —

— высоко —

— около —

— слева —

— утро —

— день —

— рано —

— старый

Обсуждение «Понравилось ли Вам это упражнение? Как Вы думаете, зачем мы его проводили? »

2. Упражнение «Что сначала, а что потом?»

Цель — развитие понятия простых причинно-последовательных отношений.

Ход упражнения: Ребенок должен понять, что является причиной, а что — следствием изображенного на картинках.

Мы предлагаем серию парных карточек, на которых каждая пара картинок содержит причину и следствие. Пары карточек предлагаются по мере усложнения.

class=»eliadunit»>

«Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».

«Мальчик попал под дождь» и «Мальчик мокрый».

«Маша упала» и «Маша плачет».

«Лене подарили куклу» и «Лена обрадовалась».

«Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа с синяками».

«Маша ест снег» и «У Маши больное горло».

«Вася дразнит пса» и «Пес кусает Васю».

«Антон едет на велосипеде и смотрит на ворону» и «Антон упал с велосипеда».

«Коля пробил воздушный шарик Димы острой палочкой» и «Шарик у Димы лопнул».

«Леше холодно» и «Леша надел теплую куртку».

занятия психолога в детском саду	, психолог детском саду занятия детьми, занятия психолога педагогами детском саду

занятия психолога в детском саду	, психолог детском саду занятия детьми, занятия психолога педагогами детском саду

занятия психолога в детском саду	, психолог детском саду занятия детьми, занятия психолога педагогами детском саду

занятия психолога в детском саду	, психолог детском саду занятия детьми, занятия психолога педагогами детском саду

Обсуждение «Понравилось ли Вам это упражнение? Как Вы думаете, зачем мы его проводили?»

3. Физкультминутка

II. заключительная часть

1. Головоломка с палочками

Цель: развитие логического мышления дошкольников

Условия задач:

А) переложить спичку так, чтобы домик «повернулся» в другую сторону;

Б) переложить одну спичку так, чтобы вишенка «выпала» из стакана

В) переложить две спички так, чтобы олень обернулся

занятия психолога в детском саду	, психолог детском саду занятия детьми, занятия психолога педагогами детском саду

Итог. Рефлексия

Обсуждение. 

Дети, понравилось ли Вам наше сегодняшнее занятие. А какие упражнения больше всего? А какое упражнение было выполнить сложнее всего?

А Вы, дети, когда придете домой обязательно покажите наши загадки со спичками своим родителям, пусть они подумают.

Всего наилучшего!!! До новых встреч!!!

Зачем нужен психолог в детском саду

Дошкольное учреждение посещают дети, имеющие разный уровень развития, здоровья и проживающие в различных семейных условиях. Распределение детей по группам производится по возрастному принципу, а также с учетом имеющихся у детей отклонений в развитии, если детский сад имеет статус компенсирующего учреждения. Психолог в детском саду может помочь правильно организовать профилактическую, коррекционную и реабилитационную работу с детьми различных категорий.

На должность психолога может быть принят специалист, имеющий диплом психолога. Если молодой специалист имеет педагогическое образование, то количество учебных часов по психологическим специальностям должно быть не менее 1200. Психолог в детском саду должен владеть знаниями по возрастной и педагогической психологии, психосоматике, патопсихологии и другим психологическим дисциплинам. Именно он может стать специалистом, который повысит уровень психологической культуры у всех участников педагогического процесса. Его консультации с педагогами и родителями могут носить просветительский характер, а также исследовательский. В отличие от воспитателей, психолог в детском саду может разрабатывать и проводить исследования с использованием психолого-педагогической диагностики, осуществлять мониторинговое исследование в группах дошкольников.

Под руководством опытного психолога в детском саду может быть организована практика студентов психологических специальностей: учебная, преддипломная. Он также может быть руководителем или соавтором психолого-педагогических программ, которые реализуются в качестве дополнительных к программе воспитания, реализуемой в данном учреждении. По результатам апробации проектов и проведения исследований психолог может выступать на конференциях городского, государственного или международного уровня, публиковать свои статьи в журналах и издавать методические пособия для педагогов.

План работы психолога в детском саду должен включать разделы работы не только с детьми, но и с их родителями, и с педагогами учреждения. Родители могут получать консультативную помощь специалиста, рекомендации по коррекции развития ребенка на ранних стадиях формирования проблемы, знакомиться с нормами развития детей. Вместе с родителями составляется план коррекционной работы, с их разрешения проводится психологическая диагностика детей.

Педагог-психолог в детском саду не только помогает разрабатывать программы, но и сам проводит занятия с детьми. С помощью сказок, стихов, сценок и игр малыши могут знакомиться с разными эмоциями, учиться их отслеживать и регулировать у себя. В разделах программы могут быть темы о дружбе детей, о семейных ценностях, о способах разрешения конфликтов детьми между собой. Использование арттерапии помогает дошкольникам избавиться от напряжения, расслабиться и создать такие картины, которые вызывают у них чувство удовольствия. Наличие песочницы в психологическом кабинете помогает детям лучше познать свой собственный внутренний мир за счет создания в песке различных сюжетных историй. Специалист комментирует действия детей, направляя их фантазию в позитивно-развивающее русло.

Психолог в детском саду должен постоянно повышать уровень своей квалификации, быть в курсе новых постановлений в области образования и прав детей. В процессе прохождения аттестации наравне с педагогами учреждения он может получить квалификационную категорию, уровень которой зависит от стажа, образования и результатов работы за прошедший период работы. Аттестация проводится на рабочем месте психолога раз в 5 лет с целью не столько оценки, сколько стимулирования специалиста поддерживать свою компетентность в соответствие с требованиями к должности.

Консультация на тему: Психолог в детском саду

Психолог в детском саду

Основная функция психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.

 

Основные направления работы:

1. Психопрофилактика

2. Психодиагностика

3. Консультирование

4. Развивающая работа

5. Просветительская работа

6. Методическая работа

 

Практика показывает, что непонимание  родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним.  

    Хочется сразу разъяснить ситуацию:

психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.

Психиатр — врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикоментозное лечение, дать направление в специализированный сад.

Психолог (детский) — педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.  

 

           Основным методом работы психолога является — наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познава-тельной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии(творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.

 

              К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.

Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.

Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат. 

 

               Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а  сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.

Начиная с ясельного возраста каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной адаптацией, наблюдает за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживает его, проводит развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики, логоритмической гимнастики.

               Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, мы рекомендуем пройти индивидуальную консультацию с психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка, познакомить родителей с особенностями распорядка в детском саду. 

               Беседа, наблюдение, анкетирование — методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.

Психолог ответит на вопросы, часто встающие перед родителями:

• Почему малыш развивается так, а не иначе?
• По каким законам складывается его психическая жизнь?
• В чём особенности того или иного возраста?
• Что значит «развивать» и как это надо делать?
• Как понять и учесть индивидуальные особенности ребёнка?
• Своевременный совет психолога поможет не упустить драгоценное время для развития ребёнка и предупредить возникновение проблемы.

 

 

Когда следует обращаться к психологу

 

 ПОТЕРЯ КОНТРОЛЯ. Даже при самых гармоничных отношениях между родителями и детьми бывают моменты, когда ребенок не слушается, и это нормально, потому что свидетельствует о становлении личности маленького человека. Но если вы чувствуете, что теряете контроль над ребенком и вам все труднее ладить с ним, то лучше посоветоваться со специалистом, который сможет объективно оценить ситуацию и подсказать способы выхода из нее.

 СТРАХИ. Помощь психолога необходима, если у ребенка постоянный страх темноты, страх оставаться одному в комнате, страх перед дождем, грозой, сильным ветром. Некоторые дети боятся насекомых, животных, незнакомых людей. Чувство страха угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и нередко ведет к беспомощности перед ситуацией. Хотя в определенном возрасте страхи — явление естественное, говорящее о развитии воображения ребенка, даже в этом случае психолог поможет безболезненно преодолеть дискомфортный для ребенка момент.

 ЧРЕЗМЕРНАЯ АКТИВНОСТЬ. С проблемой гиперактивных детей родители сейчас сталкиваются очень часто. Такие дети подобны урагану или вулкану, который не знает границ и может взвиться под потолок в любую минуту. Сосредоточиться или высидеть спокойно какое — то время на занятии или уроке для таких детей — большая проблема. Все это становится причиной злости, нарушения планов, неудач и других неприятностей не только для ребенка, но и для родителей. Гиперактивность может быть следствием родовой травмы, негармоничных отношений в семье: равнодушия или, напротив — слишком сильной опеки. И в том и в другом случае психолог может помочь родителям найти оптимальный способ общения с ребенком, овладеть методиками снятия излишнего возбуждения ( иногда очень полезен массаж и занятия спортом).

 АГРЕССИВНОСТЬ. Многие родители сталкиваются с этой проблемой. Малыш сердится на вас, может обидеть другого ребенка, причинить боль собаке или кошке, демонстративно сломать игрушку, объявив, что она ему не нравится. Причин такого поведения огромное множество. Важно, чтобы оно не закрепилось и не вошло в черту характера ребенка, не помешало в установлении нормальных отношений с окружающим миром. Помочь в этом случае может только психолог.

 ЗАСТЕНЧИВОСТЬ. Самовосприятие слишком застенчивых детей достаточно негативно: они избегают контактов со сверстниками, чрезмерно чувствительны к критике, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Эти черты характера формируются в детстве, но застенчивость можно преодолеть.

ОСОБЫЕ СИТУАЦИИ. Психика ребенка очень хрупка и уязвима. В жизни порой бывают такие ситуации, с которыми трудно справиться даже взрослым. К ним относятся смерть одного из членов семьи, развод родителей; появление нового члена семьи; поступление в детский сад или в школу; серьезная болезнь ребенка; насилие по отношению к самому ребенку или у него на глазах. В этих случаях следует обратиться к психологу, даже в том случае, если вам кажется, что одно из перечисленных событий не сильно повлияло на ребенка. Дело в том, что внешне это может никак не проявляться, а уйти вглубь души и появиться тогда, когда вы меньше всего этого ждете. Психолог определит, насколько сильно ребенок переживает, поможет пережить случившееся.

БЕЗ ПРОБЛЕМ. Если у вас в семье царят любовь и согласие и нет проблем, можно просто прийти к психологу, чтобы выявить потенциальные возможности вашего ребенка: к чему он более способен, как лучше развить в нем гармоничную личность. Пройдя серию тестов у психолога, вы получите нужную и полезную информацию.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»