Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Загадки на современную тему: Загадки с ответами на разные темы – Самые лучшие загадки за 2016 год

Posted on 16.10.202008.02.2020

Содержание

  • Загадки для школьников — Загадки с ответами
  • Загадки для школьников с ответами
  • Исследовательская работа «Какие загадки знают современные школьники?»
  • Смешные загадки — Загадки с ответами
  • Старые загадки — Загадки с ответами
  • Исследовательская работа «Какие загадки знают современные школьники?»
  • Русские народные загадки — Загадки с ответами

Загадки для школьников — Загадки с ответами

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны

[spoiler effect=»phase»]Глобус[/spoiler]

Прошло семь дней —
Конец и ей.

[spoiler effect=»phase»]Неделя[/spoiler]

Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.

[spoiler effect=»phase»]Школа[/spoiler]

Он бывает баскетбольный,
Волейбольный и футбольный.
С ним играют во дворе,
Интересно с ним в игре.
Скачет, скачет, скачет, скачет!
Ну конечно, это…

[spoiler effect=»phase»]Мячик[/spoiler]

Дети ходят в этот дом
За умом и за трудом.

[spoiler effect=»phase»]Школа[/spoiler]

Открыла двери школа,
Впустила новосёлов.
Кто, ребята, знает,
Как их называют?

[spoiler effect=»phase»]Первоклассники[/spoiler]

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

[spoiler effect=»phase»]Книга[/spoiler]

Воздух режет ловко-ловко,
Палка справа, слева палка,
Ну а между них веревка.
Это длинная…

[spoiler effect=»phase»]Скакалка[/spoiler]

Соревнуемся в сноровке,
Мяч кидаем, скачем ловко,
Кувыркаемся при этом.
Так проходят…

[spoiler effect=»phase»]Эстафеты[/spoiler]

На лесенке-стремянке
Развешаны баранки.
Щелк-щелк, пять да пять
Так мы учимся считать.

[spoiler effect=»phase»]Счеты[/spoiler]

Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ведёт,
Там заметку кладёт.

[spoiler effect=»phase»]Карандаш[/spoiler]

Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.

[spoiler effect=»phase»]Пятерка[/spoiler]

Мы физически активны,
С ним мы станем быстры, сильны…
Закаляет нам натуру,
Укрепит мускулатуру.
Не нужны конфеты, торт,
Нужен нам один лишь…

[spoiler effect=»phase»]Спорт[/spoiler]

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, стерки, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.

[spoiler effect=»phase»]Пенал[/spoiler]

Пишем в нём заданья на дом–
Ставят нам отметки рядом,
Коль отметки хороши,
Просим: «Мама, подпиши!»

[spoiler effect=»phase»]Дневник[/spoiler]

Подтянуться мне непросто,
Я же небольшого роста.
Знает каждый ученик,
Что подтянет нас…

[spoiler effect=»phase»]Турник[/spoiler]

Белый камешек растаял
На доске следы оставил.

[spoiler effect=»phase»]Мел[/spoiler]

Не куст, а с листочками, не рубашка,
А сшита, не человек, а рассказывает.

[spoiler effect=»phase»]

Книжка[/spoiler]

По полю команды гоняют мяч,
Вратарь на воротах попался ловкач.
Никак не дает он забить мячом гол.
На поле играют мальчишки в…

[spoiler effect=»phase»]Футбол[/spoiler]

Вот он у доски стоит,
На него весь класс глядит.
Говорит он: Ну, начнем.
Все тетрадки достаем!»

[spoiler effect=»phase»]Учитель[/spoiler]

Их в алфавите 33
Они важны все, посмотри!
Кто поспешит их все узнать,
Легко научится читать.

[spoiler effect=»phase»]Буквы[/spoiler]

Ноги, руки — все в движении,
Я ползу под потолок,
Мышцы — просто напряжение —
Сам себя поднять я смог.
Подо мной постелен мат,
Вверх я влез. Помог…

[spoiler effect=»phase»]Канат[/spoiler]

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог.

[spoiler effect=»phase»]

Ранец[/spoiler]

У сосны и ёлки
Листики — иголки.
А на каких листочках
Растут слова и строчки?

[spoiler effect=»phase»]На страницах тетради[/spoiler]

Нарисует он картину
И раскрасит Буратино.
Он напишет обьявление
И открытку-поздравление.
Рисовать плакаты мастер — Яркий, тоненький …

[spoiler effect=»phase»]Фломастер[/spoiler]

Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.

[spoiler effect=»phase»]Циркуль[/spoiler]

Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.

[spoiler effect=»phase»]Циркуль[/spoiler]

Шея длинная такая,
Хвост крючко…
И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи — нет.

[spoiler effect=»phase»]Двойка[/spoiler]

Загадки для школьников с ответами

Кто на себе свой дом носит?

На носу сидим, На мир глядим, За уши держимся.

Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней — Станешь вчетверо умней.

Дом на улице стоит, Детвора к нему спешит. Несут тетрадки, книжки Девчонки и мальчишки.

Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель — В гости к нам пришёл …

Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла…

Школьный прозвенел звонок, Завершается урок. Отдохнуть всех непременно Приглашает …

Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью белым зверям отдаю.

Королева, конь, ладья… Их в два ряда строю я. Тут на поле бой пойдет… Кто игру ту назовет?

Не огонь, а жжётся.

Цифры встали по порядку, Запишу я их в …

В воду любит окунаться, В краски любит одеваться, А потом в альбом мой — скок! И раскрасила цветок.

Если с верными друзьями Ты отправился в поход, Про него скажу я точно: Он тебя не подведет. Верный путь домой укажет, Стрелкой север нам покажет.

Быстро время то промчится, Коль не будешь ты лениться. Скоро прозвенит звонок И закончится …

Эти резвые подружки, Попрыгуньи и крикушки. Песни громко распевают И комариков глотают.

Хоть тяжелый он на вид, В небо без труда взлетит, И отправится в полет Быстрокрылый…

Твоему мячу подобен, Только вкусен и съедобен. Хоть зеленые бока, Мякоть красная сладка.

В небе звездные фонтаны Распустились, как тюльпаны. В вышине они мерцают, С Новым годом поздравляют.

В альбоме буду рисовать, А для письма нужна…

Ты в летний полдень, в тишь и зной Их не увидишь над собой. А иногда, белы как вата, Они плывут, спешат куда-то.

Белая звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла и пропала.

Что на небе расцветает И теплом всех согревает?

Землю пробуравил, Корешок оставил, Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся.

Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет - Заплачет она и умрет.

Я зашел в зеленый дом, Больше суток пробыл в нем. Оказался этот дом В дальнем городе другом.

Здесь девчонки и мальчишки Достают тетрадки, книжки, Трудятся старательно, Слушают внимательно. Дети те — одна семья. Кто они, спрошу тебя?

В воде озорница Играет, резвится, Блестит чешуей: Поплыли со мной!

Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички – Золотистые …

Он пыхтит как паровоз, Важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится — Пригласит чайку напиться.

По реке и по морям Ведет машину капитан. Может, ты на ней бывал И в руках держал штурвал?

Исследовательская работа «Какие загадки знают современные школьники?»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Исследовательская работа

Какие загадки знают современные школьники?

Автор:

Дружинина Вероника,

ученица 5-б класса

Руководитель:

Девятерикова

Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

 

г. Верхотурье

2019 г.

Содержание:

Вступление

3-4

Глава 1. «Она будет жить вечно»

 
  1. 1.1. Загадка. Что это такое?

5-7

  1. 1.2. Принципы построения загадок.

    7-10

    Глава 2. «Что за чудные загадки…»

     

    2.1. Анкета-опросник

    11-13

    2.2. Загадки моей прабабушки

    14

    2.3. Загадки моих родителей

    15-16

    2.4. Урок «Загадки и отгадки»

     

    Заключение

     

    Список использованных ресурсов

     

    Вступление

    На уроках литературы и риторики мы изучили тему «Загадки». Мы с ребятами узнали, что такое загадка, какие виды загадок бывают. И мне стало интересно, как появились загадки? Кто их придумал? А, может, загадки появились сами? И главный вопрос, который меня интересует: какие загадки знают мои одноклассники?

    Гипотеза: современные школьники знают загадки и умеют их разгадывать.

    Объект: устное народное творчество

    Предмет: загадка

    Актуальность

    Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить представление о загадке и её видах. В современном мире загадка жива, поэтому тема исследовательской работы «Какие загадки знают современные школьники?» актуальна.

    Практическая значимость исследования

    Исследование позволяет расширить кругозор обучающихся, развить интерес к изучению устного народного творчества , формировать умения отбирать нужную информацию, систематизировать её, научиться быстро отгадывать загадки.

    Методы исследования:

    Работа с литературой, интернет-ресурсами;

    Анкетирование;

    Беседа;

    Анализ результатов исследования.

      Цель проекта: узнать, какие загадки знают современные школьники.

      Задачи:

      Изучить литературу по данному вопросу.

      Провести анкетирование среди обучающихся 5 классов, чтобы узнать, что знают ребята о загадках.

      Загадать пятиклассникам загадки разных времен (моей прабабушки и моих родителей).

      Провести урок по теме «Загадки и отгадки».

        Глава 1. «Она будет жить вечно».

        1.1. Загадка. Что это такое?

        Оказывается, первые загадки появились очень давно. В древности они носили мифическое и символическое значение. Загадки часто использовались в древнерусских сказках. Они считались неким испытанием, прохождение которого приводит к исполнению желаний. Правильно отгадать загадку для героев сказок означало найти ключ решения многих проблем. Неумелое и ошибочное разгадывание загадок, приводило к самых ужасным последствиям.

        В Древней Греции существовали оракулы, предсказывающие судьбы. Загадки очень тесно связаны с древнегреческими оракулами. Дело в том, что в предсказаниях оракулов были зашифрованные загадки, разгадав которые можно было узнать свою судьбу.

        В современном мире загадки утратили такое мистическое значение. К сожалению, теперь разгадывание загадок не сможет помочь людям узнать свое будущее. А вот прекрасно провести время с друзьями за разгадыванием загадок — вполне возможно!

        Что же такое загадка?

        В Толковом словаре С.И. Ожегова дано такое определение загадки: «Загадка  — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке» (с.197)

        В учебнике литературы для 5 класса написано такое определение: «Жанр фольклора; краткое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое для разгадки».

        Существуют различные виды загадок. Всего таких групп десять:

        №1 «Логические»

        Логические загадки – это загадки на внимательность.

        Например:

        Летели три страуса. Одного охотник убил. Сколько птиц осталось?(страусы не летают)

        №2 «Старинные»

        Старинные загадки – это загадки, которые придумали очень давно, и в них используют слова « салазки, изба, отец, мать и т.д »

        Например:

        Одного отца, одной матери, а не тому и не другому не сын?(дочь)

        №3 «Анималистические»

        Анималистическая – это загадка про животное или птицу.

        Например:

        Узнать его нам просто, высокого он роста, и видит далеко. (жираф)

        №4 «Русские народные»

        Русские народные загадки – это загадки, которые сочинил русский народ.

        Например:

        Шубу два раза в год снимает .Кто под шубой гуляет?(бараны, овцы)

        №5 «С подвохом»

        Загадка с подвохом – это загадка с обычным вопросом, но необычным ответом.

        Например:

        В комнате было 12 котят ,11 цыплят ,2 петуха и 4 курицы . Когда в комнату зашёл человек с собакой. Сколько в комнате стало ног?(ноги только у людей)

        №6 «Шуточные»

        Шуточные загадки – это загадки с чувством юмора.

        Например:

        Какое имя первой женщины, освоившей летательный аппарат?(Баба Яга)

        №7 «Про профессии»

        Загадки про профессии – это загадки о специальности человека.

        Например:

        Может он жилье продать, обменять, купить и сдать. (риелтор)

        №8 «Про предметы»

        Загадки про предметы – это загадки, в которой загадывается предмет быта.

        Например:

        Он — качели и кровать, хорошо на нем лежать,
        Он — в саду или в лесу покачает на весу.(гамак)

        №9 «Про стихии»

        Загадки про стихии – это загадки, в которых нужно угадать явление природы.

        Например:

         Крашеное коромысло через реку повисло. (радуга)

        №10 «Про времена года»

        Загадки про времена года – это загадки, в которых нужно угадать время года.

        Например:

        Тает снежок, ожил лужок. 
        День прибывает. Когда это бывает?(весна)
        1.2.Принципы построения загадок.

        Загадка – жанр, восходящий к глубокой древности. Загадка своего рода испытание сообразительности и ума.

        Понятие «загадка» восходит к древнеславянскому глаголу «гадати», что значило «думать», «рассуждать». Загадка – это «раскрытие сокрытого». Основной поэтический приём – метафора (уподобление, одушевление). Эту особенность заметил ещё Аристотель, для которого «загадка – хорошо составленная метафора».

        Появление загадки как речевого жанра, по-видимому, связано с целой системой запретов, существовавших для древнего человека. Это было своеобразное табу, которые отражали разные стороны человеческой жизни. Например, охотничьи, основанные на уверенности, что животные понимают человеческий язык. Поэтому наши далёкие предки использовали иносказания: не говорили о своих намерениях, не называли орудия охоты и не называли зверей, на которых предстояло охотиться.

        Второй мотив – это мотив испытания. По всей видимости, первоначально он был также связан с запретами. При инициации, т.е. испытании подростка при переходе в возрастной разряд мужей, зрелых охотников, скотоводов, землевладельцев и воинов, юноша должен был показать и своё знание условного языка.

        Кроме того, появление иносказания связано с верой в то, что тот, кто владеет именем, имеет власть над человеком.

        В дальнейшем при помощи загадок испытывали человеческую мудрость и учили мудрости. Загадывание и разгадывание загадок – своеобразное единоборство. Это связано с особым значение слова и отношением к нему древнего человека. Слово само по себе имело силу, и тот, кто владел словом, владел опредёленной силой. Загадки достаточно часто встречаются в сказках, где порой они её композиционно скрепляют. Разгадывание загадок – основа некоторых сказок.

        Загадки наиболее древний жанр, так как в нём отражаются мифологические воззрения народа. Одни из самых древних загадки: «Стоит дуб — стародуб, на том дубе — стародубе сидит птица — вереница, никто её не поймает – ни царь, ни царица, ни красная девица» (солнце на небе), «Заря-заряница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила, месяц видел, солнце скрало» (роса), «Тур ходит по горам, — турица по долам, тур свистнет, — турица мигнет» (гроза), «Конь бежит, земля дрожит».

        В загадке показан предметный мир. По тому, как представлен мир в загадках, в каких образах, насколько красочен и поэтичен язык, можно судить о самом народе, о его культурном уровне. Загадка свидетельствует об определенном психологическом уровне развития данного народа, о логике народа. Также, можно сделать вывод о мировоззрении народа: его отношении к природе, к другим людям, религии. В загадках говорится о многих атрибутах народного (крестьянского) быта. Это загадки об утвари, об орудиях труда, о домашних животных.

        Одна из древнейших загадок была выцарапана на стенах храма. Разговаривать в храмах было запрещено, вот загадка на стене и была выцарапана, пусть приятель отгадает: «Голосом железный, камены перси, медяная голова, липовая челюсть, в золоте»… Это Божий храм. Голос у него железный от колоколов, грудь стена каменная, накрыт медным куполом, главою, крыта золотом, липовая челюсть – легкое деревянное крыльцо.

        Загадки использовались людьми для передачи закодированной информации. Так, в Новгородской 1-ой летописи под 1016 годом рассказывается о борьбе сыновей Владимира, Ярослава и Святополка. Однажды Ярослав направил разведчика в лагерь противника, который спросил у тайного сторонника: «Что ты тому (Ярослву) велише творити? Меду мало варено, а дружины много?» Разведчик получил ответ тоже в форме загадки: «Рци тако Ярославу: «Да аще меду мало, а дружины много, да к вечеру дати». И Ярослав понял, что дружину нужно в ночь вести в бой».

        Конечно, все эти функции загадок остались в прошлом, но и сейчас они нам интересны. Загадки учат творчески и образно мыслить, понимать и пользоваться иносказанием.

        Загадка как жанр речевого высказывания имеет свои художественные особенности и структуру. Конечно, это связано с тем, что загадка – это иносказание, намёк, окольная речь, обиняк. Загаданные предметы изображаются посредством других, которые имеют отдалённое сходство с теми, о которых умалчивается.

        Основные принципы построения – это принципы замещения, выключения, отрицательного сравнения, противопоставления.

        При замещении происходит замена одного предмета или действия другим: «Серое сукно тянется в окно» (дым из трубы). Однако это сходство неожиданное, необыкновенное, замысловатое.

        Предмет может прямо не загадываться, а будут перечислены его свойства, по которым и можно догадаться, что это за предмет: «Четыре ноги, а не ходит, спина есть, а головы нет» (стул). Свойства обрисованы так, что выходит нечто необычное и замысловатое.

        Иногда в загадках используется переносное значение слова. Но один предмет заменяется другим неожиданно, непривычно, остроумно.

        Бывают загадки, в которых предмету даётся имя, звучащее в рифму с другими словами: «Маленький Денис на верёвочке повис». Имя Денис употребляется потому, что это слово рифмуется со словом «повис».

        В некоторых случаях загадка рифмуется с отгадкой: «Что в избе Самсон?» (заслон).

        Во многих загадках важен звуковой образ, который создаётся с помощью аллитераций и находится в одном звуковом ряде: «Вверх бурды, вниз бурды, по тем бурдам вели бурды» (тканьё).

        Виды загадок в соответствии с принципами построения:

        Загадки только с точно названными признаками:

          Например: Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло, Опять ляжет в дупло. (Сова.)

          Загадки только с зашифрованными признаками:

            Например: В золотой тарелке стоят домики, А улицы нет. (Подсолнух.)

            Загадки с отрицательным сравнением:

              Например: Жидко, а не вода, Бело, а не снег. (Молоко.)

              Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками (имеют отрицания и иносказания).

                Например: Не украшение, а серебряный, Не пастух, а стадо пасет. (Месяц и звезды)

                5. Комбинированные с точно названными и зашифрованными признаками: Например: Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

                6. Загадка – вопрос:

                Например: Чего не лень делать? (чесаться)

                Глава 2. «Что за чудные загадки…»

                Нам стало интересно узнать, а знают ли мои одноклассники загадки и умеют ли они их разгадывать.

                2.1. Анкета – опросник

                Для этого мы составили анкету – опросник.

                Анкета-опросник.

                1.Что такое загадка?

                2.Какие виды загадок вы знаете?

                3.Вы умеете загадывать загадки?

                4.Вам нравится, когда вам загадывают загадки?

                5.Зачем люди загадывают друг другу загадки?
                                         Результаты проведения анкетирования среди обучающихся

                5 классов
                Что такое загадка?

                Вывод: к сожалению, почти все опрошенные ребята не знают, что такое загадка (даже после изучения этой темы на уроках литературы)

                Какие виды загадок Вы знаете?

                Вывод: пятиклассники, в основном, не знают, какие виды загадок существуют, или называют виды, которые не существуют вообще.

                Вы умеете загадывать загадки?

                Вывод: ребята 5 классов считают, что умеют загадывать загадки.

                Вам нравится, когда Вам загадывают загадки?

                Вывод: большинство пятиклассников ответили, что им нравится, когда им загадывают загадки, но 10 опрошенных ребят не смогли с уверенностью ответить на этот вопрос.

                Зачем люди загадывают друг другу загадки?

                Вывод: к сожалению, большинство опрошенных ребят не смогли ответить на вопрос: «Зачем люди загадывают друг другу загадки?», но были очень интересные варианты ответов: «развивать память», «чтобы человек вспоминал слова», «чтобы стать умнее».

                2.2. Загадки моей прабабушки

                Затем мы загадали ребятам 5 классов загадки моей прабабушки:

                1. Лицом — к стене, а спиной к избе (топор)

                2. Тяжело, не тяжело, а через избу не перекинешь. (Пёрышко)

                3. Одного отца, одной матери, а ни тому и ни другому не сын? (Дочь)

                4. Без ног бегут, безо рта кричат, дороги не знают, а других провожают. (Полозья)

                5. Чего из избы не выгонишь? (Пыль)

                После подведения итогов мы получили следующие результаты.

                Загадки моей прабабушки (правильные ответы)

                Вывод: к сожалению, большинство ребят так и не смогли отгадать загадки моей прабабушки.

                Я считаю, что ребята не смогли отгадать загадки, потому что в загадках содержались старинные слова, значения которых ребята, возможно, не знают (например, полозья, изба).

                2.3. Загадки моих родителей

                Потом мы загадали моим одноклассникам загадки, которые загадывали в детстве мои мама и папа.

                1) Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

                2) Сидит дет во сто шуб одет, кто его раздевает тот слезы проливает. (Лук)

                3) Висит груша — нельзя скушать. (Лампочка)

                4) Сто одёжек и все без застежек. (Капуста)

                5) Два конца, два кольца, а по середине гвоздик. (Ножницы)

                6) Не лает, не кусает, а домой не пускает. (Замок)

                7) Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки на нее воют, а достать не могут. (Луна)

                8) Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)

                9) Без окон, без дверей — полна горница людей (Огурец)

                10) Без рук, а рисует, без зубов, а кусает. (Мороз)


                                           Загадки моих родителей (правильные ответы)

                Вывод: с более современными загадками ребята справились намного лучше. Единственная загадка, которая вызвала затруднения у всех ребят, это загадка «Без окон, без дверей — полна горница людей» (огурец). Мы думаем, что у ребят вызвало затруднение слово «горница». И поэтому на уроке «Загадки и отгадки» я обязательно объясню ребятам лексическое значение этого слова.

                Вывод:

                После проведения анкетирования и анализа ответов ребят при отгадывании загадок мы определили проблемы:

                ребята не знают, что такое загадка;

                не знают виды загадок;

                мои одноклассники не знают, зачем нужно загадывать друг другу загадки.

                  И самое главное – ребята не умеют отгадывать самые простые загадки.

                  Поэтому мы решили подготовить и провести урок по теме «Загадки и отгадки».


                  Заключение

                  Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велика роль загадки в детском возрасте. Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает. Чтобы этому научиться, нужно знать типы и свойства загадок, их ценность, разнообразие средств художественной выразительности в построении загадок. И как итог – научиться составлять свои загадки.

                  Загадка в древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В загадках встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: «Стоит поп низок, на нём сто ризок» (капуста). Загадка широко вошла в другие жанры фольклора, а также в литературу.

                  Сегодня загадки – скорее забава и игра, чем серьезная работа для мозга, однако так было далеко не всегда. В язычестве люди придумывали объяснения явлениям природы и окружающей их действительности взаимодействием божеств на небесах и одушевляли многие предметы. Именно с этих времен к нам пришло множество загадок, в которых солнце сравнивается с князем, скачущим по небу на колеснице, а луна – с печальной девой, томно вздыхающей на темном покрывале. Сейчас уже сложно найти корни многих старинных загадок, однако они продолжают оставаться популярными и воспитывают уважение и благоговение перед природой и животными.

                  Исследовательская работа позволила нам изучить происхождение загадок, их виды и ценность этого жанра устного народного творчества. Мы овладевали методами научного исследования, анализа и синтеза, расширяли кругозор, учились работать в группе, оформлять результаты своей работы, повышали познавательный интерес к предмету литература.

                  Список использованных источников:

                  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. — М.: Учпедгиз, 1957. — 240с.

                  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: ООО Издательство «Мир и Образование», 2004.- 1200 с.

                  3. Учебник по литературе для 5 класса под ред. Г.С.Меркина. — М., 2013.

                  Автор материала: В. Дружинина (5 класс)

                  Смешные загадки — Загадки с ответами

                  Что такое диетическое яйцо?

                  [spoiler effect=»phase»]Это яйцо, снесенное курицей, находящейся на диете[/spoiler]

                   

                  О чем думал Мюнхгаузен, когда летел на ядре?

                  [spoiler effect=»phase»]Нифига себе в кегельбан поиграл[/spoiler]

                   

                  Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?

                  [spoiler effect=»phase»]Белка[/spoiler]

                   

                  Два брюшка – четыре ушка

                  [spoiler effect=»phase»]Подушка[/spoiler]

                   

                  С горки ползком, в горку бегом.

                  [spoiler effect=»phase»]Сопля[/spoiler]

                   

                  Стоит баба на полу, приоткрыв свою дыру.

                  [spoiler effect=»phase»]Печка[/spoiler]

                   

                  Встанет, до небу достанет

                  [spoiler effect=»phase»]Радуга[/spoiler]

                   

                  Что нельзя съесть на завтрак?

                  [spoiler effect=»phase»]Обед и ужин[/spoiler]

                   

                  Прыгает ловко и ест морковку?

                  [spoiler effect=»phase»]Бубка на диете[/spoiler]

                   

                  До какого места заяц бежит в лесу?

                  [spoiler effect=»phase»]До середины леса. Дальше – он бежит уже из леса[/spoiler]

                   

                  Что можно приготовить, но нельзя съесть?

                  [spoiler effect=»phase»]Домашнее задание, раствор цемента …[/spoiler]

                   

                  Хоть у нас четыре ножки – Мы не мышки и не кошки. Хоть мы все имеем спинки– Мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас Вы садитесь много раз.

                  [spoiler effect=»phase»]Стулья[/spoiler]

                   

                  Кто под проливным дождем не намочит волосы?

                  [spoiler effect=»phase»]Лысый[/spoiler]

                   

                  Одно колесо тысяча крыльев — что это?

                  [spoiler effect=»phase»]Тачка с навозом[/spoiler]

                   

                  Без расчески причесался и умылся без воды, в кресло мягкое забрался и запел на все лады

                  [spoiler effect=»phase»]Кот[/spoiler]

                   

                  Что такое синее золото?

                  [spoiler effect=»phase»]Любимая жена напилась[/spoiler]

                   

                  Что возбуждается палочкой Коха?

                  [spoiler effect=»phase»]жена Коха[/spoiler]

                   

                  С луком с яйцами, но не пирожок?

                  [spoiler effect=»phase»]Робин Гуд[/spoiler]

                   

                  Какая женщина сначала трется около тебя, а потом требует деньги?

                  [spoiler effect=»phase»]Кондуктор в трамвае[/spoiler]

                   

                  Кто получит бесплатный сыр в мышеловке?

                  [spoiler effect=»phase»]Вторая мышка[/spoiler]

                   

                  Какая самая не любимая фраза сапера?

                  [spoiler effect=»phase»]Одна нога здесь, другая – там[/spoiler]

                   

                  На каком полу приятнее всего лежать?

                  [spoiler effect=»phase»]На противоположном[/spoiler]

                   

                  Кто такие мужчины с точки зрения науки — биологии?

                  [spoiler effect=»phase»]Это членистоногие[/spoiler]

                  Старые загадки — Загадки с ответами

                  Старые загадки с ответами

                  Как можно определить возраст загадки? Очень просто — загадайте ее маме, бабушке, дедушке. Если легко ответят, то загадка из их детства. Обычно, детские приятные воспоминания самые стойкие.

                  Раньше загадки пользовались огромной популярностью, это были единственные упражнения на развитие причинно-следственных отношений, логику, мышление. По ответам на загадки судили о сообразительности, разуме человека. Загадки предлагались работникам, жениху. Вспомните, как Василиса Премудрая из русских-народных сказок предлагает три загадки Ивану.

                  Откуда берутся загадки? Все очень просто — из жизни. Люди наблюдали за природой, подмечали интересные факты, сравнивали, и получались прекрасные логические задачки.
                  Например, в избе — под одной шляпой 4 братца сидят. Оказывается, это стол. А вот еще про подушку — без рук, без ног, а рубашку просит. Как тонко подмечено, наволочка — это одежда для подушки.
                  Можно было выйти на улицу, появлялся огромный простор для придумывания загадок. Вот, попробуйте, узнайте: ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Отгадали? Если нет, то понаблюдайте за льдом.
                  Старинные загадки сложны для детей, в первую очередь потому, что в них встречаются незнакомые, вышедшие из употребления слова.

                  По горам и долам ходит шуба да кафтан, отгадали? Это было не трудно. Думаете, загадка современная? Нет, ей больше 100 лет. Судите сами: кафтан, который в ней упоминается, известен как мужская одежда, уже с XV века.
                  Часто и логика на высоте, и опыт подсказывает, но что обозначают эти старые вещи, уже загадка! Антипка низок, на нем сто ризок.

                  Старые загадки — это прекрасная возможность узнать факты из жизни наших предков, удивиться их сообразительности и отгадывать, думать, смекать!

                  Стоит изба безугольна,
                  Живут в ней люди безуёмны.

                  [spoiler effect=»phase»]Улей[/spoiler]

                   

                  Лицом — к стене,
                  А спиной к избе

                  [spoiler effect=»phase»]Топор[/spoiler]

                   

                  Одного отца, одной матери,
                  А ни тому, ни другому не сын?

                  [spoiler effect=»phase»]Дочь[/spoiler]

                   

                  Мой сердечный друг-приятель
                  В чайном тресте председатель:
                  Все семейство вечерком
                  Угощает он чайком.
                  Парень дюжий он и крепкий:
                  Без вреда глотает щепки.
                  Хоть и ростом невелик,
                  А пыхтит, как паровик.

                  [spoiler effect=»phase»]Самовар[/spoiler]

                   

                  Не дерево, а с листьями,
                  Не рубашка, а сшита,
                  Не растение, а с корешками,
                  Не человек, а с разумом.

                  [spoiler effect=»phase»]Книга[/spoiler]

                   

                  Голубочка бела
                  В избу залетела,
                  Что на свете видела,
                  Про все рассказала.

                  [spoiler effect=»phase»]Газета[/spoiler]

                   

                  Сидит Пахом
                  На коне верхом,
                  Сам неграмотный,
                  А читать помогает.

                  [spoiler effect=»phase»]Очки[/spoiler]

                   

                  Не шит, не кроен,
                  А весь в рубцах.
                  Семьдесят одежек,
                  А все без застежек.

                  [spoiler effect=»phase»]Качан капусты[/spoiler]

                   

                  Курица — на курице,
                  А хохол — на улице.

                  [spoiler effect=»phase»]Изба[/spoiler]

                   

                  Вот Ася, разлеглася,
                  Кабы встала,
                  Небо достала!,
                  Кабы руки — вора связала,
                  Кабы ноги — коня догнала,
                  Кабы глаза — увидала!
                  Как бы язык – рассказала!

                  [spoiler effect=»phase»]Дорога[/spoiler]

                   

                  Без ног бегут,
                  Безо рта кричат,
                  Дороги не знают,
                  А других провожают

                  [spoiler effect=»phase»]Полозья[/spoiler]

                   

                  Чего вокруг избы не обнесешь?

                  [spoiler effect=»phase»]Воду в решете[/spoiler]

                   

                  Зарыли Данилку
                  В сырую могилку.
                  Он полежал, полежал
                  Да на солнышко побежал.
                  Стоит красуется,
                  На него люди любуются.

                  [spoiler effect=»phase»]Посеянное зерно[/spoiler]

                   

                  Стучит,
                  Гремит,
                  Вертится,
                  Никого не боится,
                  Ходит весь век,
                  А не человек.

                  [spoiler effect=»phase»]Часы[/spoiler]

                   

                  Утка в море,
                  Хвост на заборе.

                  [spoiler effect=»phase»]Ковш[/spoiler]

                   

                  Чего из избы не выгонишь?

                  [spoiler effect=»phase»]Пыль[/spoiler]

                   

                  Сквозь стену торчок.

                  [spoiler effect=»phase»]Сучек[/spoiler]

                   

                  Лежит коза в избе.
                  А рога — на дворе.

                  [spoiler effect=»phase»]Матица[/spoiler]

                   

                  Сидит баба на грядках
                  Вся в заплатках.
                  Кто не взглянет,
                  Тот заплачет.

                  [spoiler effect=»phase»]Луковица[/spoiler]

                   

                  Не море, не земля,
                  Чего нет быстрее?

                  [spoiler effect=»phase»]Очей[/spoiler]

                   

                  Корабли не плавают,
                  И ходить нельзя.

                  [spoiler effect=»phase»]Болото[/spoiler]

                   

                  Черненька коровка, рожки железны,
                  Тем и полезна; зимой день по дважды,
                  Летний однажды на камешек доит,
                  Межмолок не ходит.

                  [spoiler effect=»phase»]Огниво[/spoiler]

                   

                  В камне спал, по железу встал,
                  По дереву пошел, как сокол полетел.

                  [spoiler effect=»phase»]Огонь[/spoiler]

                   

                  Я не сам по себе, а сильнее всего
                  И страшнее всего, и все меня любят,
                  И все меня губят.

                  [spoiler effect=»phase»]Огонь[/spoiler]

                   

                  На чем каждое селенье стоит?

                  [spoiler effect=»phase»]На праведном человеке[/spoiler]

                   

                  Баран — в хлеве,
                  А рога — в стене

                  [spoiler effect=»phase»]Скоба[/spoiler]

                  Исследовательская работа «Какие загадки знают современные школьники?»

                  Слайд 1

                  Какие загадки знают современные школьники? г осударственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 3» Автор: Дружинина Вероника, ученица 5-б класса Руководитель: Девятерикова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы г . Верхотурье, 2019 г.

                  Слайд 2

                  Гипотеза: современные школьники знают загадки и умеют их разгадывать. Объект : устное народное творчество Предмет : загадка Методы исследования: Работа с литературой, интернет-ресурсами ; Анкетирование; Беседа; Анализ результатов исследования.

                  Слайд 3

                  Цель проекта: узнать, какие загадки знают современные школьники. Задачи: Изучить литературу по данному вопросу. Провести анкетирование среди обучающихся 5 классов, чтобы узнать, что знают ребята о загадках. Загадать пятиклассникам загадки разных времен (моей прабабушки, моих родителей). Провести урок по теме «Загадки и отгадки».

                  Слайд 4

                  Что же такое загадка? Жанр фольклора; краткое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое для разгадки (Учебник литературы. 5 класс)

                  Слайд 5

                  Виды загадок Логические Старинные Анималистические Русские народные С подвохом Шуточные

                  Слайд 6

                  Виды загадок «Про профессии» «Про предметы» «Про стихии» «Про времена года»

                  Слайд 7

                  Виды по п ринципам построения загадок Загадки только с точно названными признаками Загадки только с зашифрованными признаками Загадки с отрицательным сравнением Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками (имеют отрицания и иносказания ) Комбинированные с точно названными и зашифрованными признаками Загадка – вопрос

                  Слайд 8

                  «Что за чудные загадки…»

                  Слайд 9

                  Анкета-опросник 1.Что такое загадка? 2.Какие виды загадок вы знаете? 3.Вы умеете загадывать загадки? 4.Вам нравится, когда вам загадывают загадки? 5.Зачем люди загадывают друг другу загадки?

                  Слайд 10

                  Что такое загадка?

                  Слайд 11

                  Какие виды загадок Вы знаете?

                  Слайд 12

                  Вы умеете загадывать загадки?

                  Слайд 13

                  Вам нравится, когда Вам загадывают загадки?

                  Слайд 14

                  Зачем люди загадывают друг другу загадки?

                  Слайд 15

                  З агадки моей прабабушки 1. Лицом-к стене, а спиной к избе (топор) 2. Тяжело, не тяжело, а через избу не перекинешь. (Пёрышко) 3. Одного отца, одной матери, а ни тому и ни другому не сын? (Дочь) 4. Без ног бегут, безо рта кричат, дороги не знают, а других провожают. (Полозья) 5. Чего из избы не выгонишь? (Пыль)

                  Слайд 16

                  З агадки моей прабабушки (количество правильных ответов)

                  Слайд 17

                  З агадки моих родителей Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь) Сидит дет во сто шуб одет, кто его раздевает тот слезы проливает. (лук) Висит груша — нельзя скушать. (Лампочка) Сто одёжек и все без застежек. (Капуста) Два конца, два кольца, а по середине гвоздик . (Ножницы) Не лает, не кусает, а домой не пускает. (Замок) Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки на нее воют, а достать не могут. (Луна) Летит , а не птица, воет, а не зверь. (Ветер) Без окон, без дверей — полна горница людей (Огурец) Без рук, а рисует, без зубов, а кусает. (Мороз)

                  Слайд 18

                  Загадки моих родителей (количество правильных ответов)

                  Слайд 19

                  Проблемы: ребята не знают, что такое загадка; не знают виды загадок; мои одноклассники не знают, зачем нужно загадывать друг другу загадки; ребята не умеют отгадывать самые простые загадки.

                  Слайд 20

                  Урок по теме «Загадки и отгадки »

                  Слайд 21

                  Планы на будущее… Подготовить и провести мастер-класс по составлению загадок, связанных с современных миром и современными словами

                  Слайд 22

                  Спасибо за внимание!

                  Русские народные загадки — Загадки с ответами

                  Русские народные загадки с ответами

                  У каждого народа есть свои загадки. Они отражают быт, природу, одежду, еду, характерную для данной страны.
                  Возьмем для примера загадки разных народов нашей страны. Русская загадка про коромысло: встану, так выше коня, лягу, так ниже кота. Хакасская про муравейник: в безлюдной тайге котелок кипит. Узбекская про одеяло: какая одежда без рукавов?

                  Есть загадки, которые очень похожи, так, что отличить принадлежность к определенной местности невозможно. У всех народов, например, одинаковые или похожие загадки про деревья, цветы, одни и те же предметы быта, инструменты. Загадки, описывающие редкие предметы, существуют только там, где они встречаются. Про гусей и кур на Руси было много загадок, а вот про павлина нашлась только польская: в нарядной одежде, а сам босой.

                  Есть такие особенные загадки и у русского народа. За долгие годы они адаптировались, стали классикой, что-то переняли у загадок других народов, стали ярче, лаконичнее.
                  Есть свой юмор: меня ждут, не дождутся, а как приду — разбегутся. Правильно, это дождь.
                  В русских загадках присутствует воспитательный момент, например, трудолюбие: маленька, удаленька, а весь мир одевает. Это иголка. А вот как преподносится корысть, деньги: и добро принесет, и зло за собой приведет.
                  Свой колорит есть во многих загадках, сразу и не догадаешься, что речь идет о простой ложке в тарелке: коровка в «хлевее», а хвост левее.

                  Некоторые загадки заставляют задуматься, сотни лет назад кто-то из наших предков подметил необычное, вот и получилась загадка про свечу: тело снаружи, а рубашка внутри.
                  Русские народные загадки — это очень дорогое наследие, отшлифованное временем, на котором выросло не одно поколение наших людей.

                  Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет?

                  [spoiler effect=»phase»]Овца[/spoiler]

                   

                  Стоит изба без угольна,
                  Живут в ней люди безуёмны.

                  [spoiler effect=»phase»]Улей[/spoiler]

                   

                  Лицом — к стене,
                  А спиной к избе

                  [spoiler effect=»phase»]Топор[/spoiler]

                   

                  Два кума Абакума,
                  Две кумы Авдотьи,
                  Шесть Фалелеев,
                  Да девять Андреев.

                  [spoiler effect=»phase»]Сани[/spoiler]

                   

                  Вот Ася, разлеглася,
                  Кабы встала,
                  Небо достала!,
                  Кабы руки — вора связала,
                  Кабы ноги — коня догнала,
                  Кабы глаза — увидала!
                  Как бы язык – рассказала!

                  [spoiler effect=»phase»]Дорога[/spoiler]

                   

                  Без ног бегут,
                  Безо рта кричат,
                  Дороги не знают,
                  А других провожают

                  [spoiler effect=»phase»]Полозья[/spoiler]

                   

                  Явился в жёлтой шубке:-Прощайте, две скорлупки!

                  [spoiler effect=»phase»]Цыплёнок[/spoiler]

                   

                  Петух снёс яйцо. Кому оно достанется?

                  [spoiler effect=»phase»]Никому, петух яйца не несёт[/spoiler]

                   

                  Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

                  [spoiler effect=»phase»]Петух[/spoiler]

                   

                  Сверху кожа, снизу тоже,
                  А в середине пусто.

                  [spoiler effect=»phase»]Барабан[/spoiler]

                   

                  К реке идут — поют,
                  Назад идут — плачут.

                  [spoiler effect=»phase»]Вёдра[/spoiler]

                   

                  Двое ходят, двое бродят.
                  Двое сойдутся, да поцелуются.

                  [spoiler effect=»phase»]Дверь распашная[/spoiler]

                   

                  Чего на свете нет буйнее?

                  [spoiler effect=»phase»]Ветра и воды[/spoiler]

                   

                  Чего нет быстрее?

                  [spoiler effect=»phase»]Очей[/spoiler]

                   

                  Кто родится с усами?

                  [spoiler effect=»phase»]Кот[/spoiler]

                   

                  Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой.

                  [spoiler effect=»phase»]Кошка[/spoiler]

                   

                  Баран — в хлеве,
                  А рога — в стене

                  [spoiler effect=»phase»]Скоба[/spoiler]

                   

                  Маленький мальчик всем под ноги смотрит.

                  [spoiler effect=»phase»]Порог[/spoiler]

                   

                  Во что гвоздь колотят?

                  [spoiler effect=»phase»]В Шляпку[/spoiler]

                   

                  Двое купаются, третий валяется;
                  Двое вышло, третье повисло.

                  [spoiler effect=»phase»]Ведра И Коромысло[/spoiler]

                   

                  Рук и ног у него нет,
                  А всех трясёт и качает.

                  [spoiler effect=»phase»]Ветер[/spoiler]

                   

                  Маленький пузатенький.
                  А весь дом бережет.

                  [spoiler effect=»phase»]Замок[/spoiler]

                   

                  Черненька собачка, свернувшись лежит;
                  Не лает, не кусает.
                  А в дом не пускает

                  [spoiler effect=»phase»]Замок[/spoiler]

                   

                  Нас семь братьев.
                  Летами мы равны.
                  А именами разны.

                  [spoiler effect=»phase»]Дни Недели[/spoiler]

                   

                  Старик с мальчиком шел,
                  Мальчика спросили: Какая тебе родня старик?
                  Он отвечал: Его матушка моей матери — свекровь.
                  Какая это родня?

                  [spoiler effect=»phase»]Дядя[/spoiler]

                   

                  Стучу — голова болит,
                  А не стучу — голодный.

                  [spoiler effect=»phase»]Дятел[/spoiler]

                   

                  Что есть на свете слаще?

                  [spoiler effect=»phase»]Хлеб-соль[/spoiler]

                   

                  Черненька, маленька,
                  Все поле обегала, у царя пообедала.

                  [spoiler effect=»phase»]Перец[/spoiler]

                   

                  Возьму пыльно, сделаю жидко;
                  Брошу в пламень — будет как камень.

                  [spoiler effect=»phase»]Пирог[/spoiler]

                   

                  Сидит на ложке, свесив ножки

                  [spoiler effect=»phase»]Лапша[/spoiler]

                  Добавить комментарий Отменить ответ

                  Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

                  Рубрики

                  • Как научить
                  • Как приучить
                  • Кормлен
                  • Кормление
                  • Малыш
                  • Малыши
                  • Питан
                  • Питание
                  • Разное
                  • Совет
                  • Советы
                  • Советы психолога
                  • Упражнен
                  • Упражнения
                  • Уход
                  © 2025 «МАМА - КМВ»