Закаливание детей дошкольного возраста
Человек от рождения наделен удивительным даром — приспосабливаться к окружающей среде. Это дает возможность мобилизовать резервы организма в сложной ситуации. Регулярное закаливание детей дошкольного возраста повышает устойчивость подрастающего поколения к внешнему влиянию, прежде всего переохлаждению. Тщательно подготовленные взрослыми тренировки помогают детскому организму адекватно реагировать на температурные и другие изменения.
Польза от закаливания в раннем возрасте
Окружающий нас мир постоянно меняется, после теплого дня наступает прохладная ночь, лето сменяется осенью, затем приходит зима. Организм человека приспособился к реагированию на эти изменения с помощью терморегуляции. Повышение температуры приводит к расширению поверхностных кровеносных сосудов, усилению потоотделения и уменьшению выработки тепла в организме. При участии нервной и кровеносной системы под воздействием холода теплоотдача снижается.
Закаливание детей дошкольного возраста — это развитие способности нервных рецепторов, коры головного мозга и кровеносных сосудов кожи быстро реагировать на изменения температуры.
Влияние закаливания на здоровье ребенка:
- улучшение кровотока и нормализация давления;
- повышение интенсивности обмена веществ;
- увеличение жизненной емкости легких;
- укрепление костно-мышечной системы;
- улучшение состояния кожного покрова;
- укрепление иммунной системы;
- развитие стрессоустойчивости.
Закаленные дети:
- более приспособлены к внезапным переменам погоды, неблагоприятному климату;
- быстрее адаптируются при поступлении в детский сад, школу;
- легче переносят сезонные инфекции и другие заболевания;
- реже болеют и быстрее выздоравливают.
Закаливание водой, воздухом и солнцем лучше начинать летом, когда сама природа способствует укреплению здоровья людей всех возрастов.
Благоприятное значение свежего воздуха, теплых лучей солнца и чистых природных вод никто не отрицает. Но холодные обтирания или обливания не начинают в тот момент, когда ребенок заболел или только перешел в новый детский коллектив. В первом случае речь должна идти о лечении, во втором следует уделить внимание адаптации.
Правильное закаливание детей дошкольного возраста – не короткая компания, это образ жизни, отношение человека к своему здоровью. Многое в формировании полезных привычек зависит от родителей, показывают ли они своим примером, как хорошо быть крепкими и выносливыми.
Общие принципы и правила закаливания детского организма: постепенность, системность, последовательность (советы педиатров)
Начало проведения закаливающих процедур с ребенком любого возраста потребует максимального внимания от родителей. Обычно уже с первых посещений и приема в поликлинике участковый педиатр, патронажная медсестра рассказывают, как проводить закаливание воздухом, купать малыша . Родителям следует учесть, что ребенок не умеет оценивать свои ощущения, поэтому требуется соблюдение определенных условий и правил.
Педиатры предлагают следовать несложным принципам закаливания:
Постепенность. Резкие изменения температурных и других условий негативно влияют на неокрепший организм. Нельзя спешить с закаливанием и предъявлять высокие требования к нетренированному ребенку. Детское тело быстро теряет тепло и нагревается.
Систематичность. Отсутствие регулярности — самая распространенная ошибка. В таком случае закаливающие процедуры будут неэффективными, перерывы сведут на нет все ранее достигнутые результаты.
Учет возрастных и других индивидуальных особенностей. Максимальной осторожности при закаливании требуют физически слабо развитые или ослабленные ребята. Только врач сумеет дать правильную и развернутую оценку состоянию здоровья, поможет с выбором процедур и средств.
Последовательность. Закаливание ребенка начинают с грудного возраста и продолжают на протяжении всех последующих периодов.
Комплексный подход. Используются важнейшие естественные факторы, проводится закаливание солнцем, свежим воздухом, водой. Важно и то, процедуры развивают не один орган или систему, а действуют на весь организм.
Обзор средств и методов закаливания детского организма
Наибольшее воздействие на организм человека оказывают главные компоненты природы:
Вода. Удивительное вещество, которое А. де Сент-Экзюпери называл «самой жизнью». Это доступное, неиссякаемое, как солнечный свет и воздух, средство закаливания. Теплопроводность и удельная теплоемкость воды выше, чем воздуха, поэтому она оказывает на терморегуляцию более мощное воздействие. Как только человек погружает ноги в холодную воду, у него через минуту начинает снижаться температура слизистой оболочки полости носа. Снег, паровая баня и ледяная прорубь — это тоже вода, только в других своих агрегатных состояниях.
Атмосфера. Человек живет на дне воздушного океана, в условиях постоянно меняющихся температур, влажности и давления. Закаливание воздухом — это постепенное увеличение раздражения рецепторов в коже и слизистых холодным воздухом. В таком случае организм становится устойчивее к температурным колебаниям.
Солнечный свет. Излучение нашего светила при разумном пользовании помогает закаливанию организма. Ребенок после солнечных ванн лучше себя чувствует, хорошо спит. Ультрафиолет необходим для выработки витаминов и нормализации обмена веществ.
С высотой давление и температура падают, меньше становится кислорода. Когда закаливание детей дошкольного возраста связано с подъемом на холм, в гору, спуском с обрыва к водоему, то укрепляется дыхательная система, активизируются обмен веществ и терморегуляция.
Хождение босиком по траве, земле, песку и гальке — развлечение для детей. Но это еще и важное средство закаливания и оздоровления. Происходит раздражение рефлексогенных зон на подошве, связанных с внутренними органами.
Методы и приемы закаливания:
- Водные процедуры:
- гигиенические ванны;
- умывания;
- обливания стоп;
- обтирания;
- общее обливание и душ;
- купание в море, озере, реке;
- обтирание снегом;
- моржевание.
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
- Воздушные ванны.
- Солнечные ванны.
Доктор Комаровский в предлагаемом видео рассуждает на тему «С чего начать?» и призывает родителей не спешить с обливаниями, а заняться комплексным оздоровлением детей.

Закаливание водой: умывание, обтирание, контрастный душ, купание (практические советы и основные правила)
Подходящие по температуре и интенсивности водные процедуры хорошо воздействуют на ребенка и взрослого. Влияние заключается в активизации работы сосудистой, мышечной и нервной системы. Закаливание водой бодрит ребенка, улучшает аппетит и сон. Крайне нежелательно длительное охлаждение при купании, когда малыш бледнеет, у него синеют губы и появляется озноб.
Температура воды для купания малыша до 6 месяцев должна быть +37°С, со второго полугодия и для более старших детей — ее можно, со временем постепенно понижать на 0,5°С, тем самым закаляя малыша. После ванны ребенка обливают из кувшина водой на 2°С прохладнее, чем, та в которой он мылся. Можно приговаривать в это время:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок.
Ежедневно снижают температуру воды для обливания после ванны на 1°С и доводят до +28°С.
Обтирания — одна из щадящих водных процедур, которую можно проводить в течение всего года. Начинают тренировки, когда ребенку исполнится полгода с растираний ног и рук сухой рукавичкой из мягкой ткани или концом махрового полотенца. Через несколько дней обтирают теплой водой (+36°С). Постепенно снижают температуру на 1°С и доводят до 26–28°С. Дошкольников обтирают сначала водой с температурой 33°С. Затем используют воду комнатной температуры. Вся процедура длится в среднем 5 минут и после ее окончания ребенка вытирают насухо.
Умывание — проводится ежедневно утром и вечером, начиная с 11–12 месячного возраста. Сначала обмывают лицо, руки и шею малыша прохладной водой (+18°С). После 1,5 лет ребенка также ежедневно умывают теплой водой до пояса, постепенно снижая ее температуру до комнатной.
Обливание стоп ребенка проводят с 1,5–2 лет. Сначала воздействуют теплой водой, затем ее температуру снижают ежедневно на 1°С и доводят до +20°С. Длительность процедуры и область воздействия прохладной воды увеличивают постепенно.
Общее обливание и контрастный душ начинают с годовалого возраста.
Закаливание водой не должно пугать ребенка, вызывать отрицательные эмоции. Поэтому следят, чтобы струя не попадала на голову малыша до 3 лет.
Дошкольника обливают из кувшина, расположив емкость на высоте 30 см. Температуру снижают постепенно с +36°С до +20…23°С.
Контрастный душ — сильная закаливающая процедура, ее длительность, как и обливания, не должна превышать 2 минут. Сначала используют теплую воду (+36°С) и умеренно прохладную (+25°С). Через неделю делают два перепада температуры воды, переходя от теплой к прохладной, затем к холодной. Во время контрастного душа не желательно мочить голову ребенку.
Купание в море, реке, озере проводится с того момента, когда малыш начинает ходить. Это одна из самых действенных закаливающих процедур, комплексная по своей сути.
Закаливание воздухом: рекомендации и практические советы
Ребенка, не приученного к условиям улицы, часто сравнивают с тепличным растением. Такой малыш чаще подвергается простудным заболеваниям, становится вялым, апатичным, плохо ест. Полноценное закаливание воздухом обеспечивают регулярные проветривания, прогулки на улице и воздушные ванны. Они способствуют укреплению здоровья, развитию выносливости детей.
Рекомендации родителям:
- Сквозное проветривание комнаты проводите только во время отсутствия в ней ребенка.
- В теплое время года форточку оставляйте постоянно открытой.
- Не курите в комнате, где играют или спят дети.
- Гуляйте с ребенком на улице ежедневно, как в солнечную, так и в пасмурную погоду.
- Приучайте малыша к холодному воздуху постепенно.
- Дети 5–6 лет должны гулять зимой не менее 3–4 часов ежедневно, в теплое время года могут находиться на улице большую часть дня.
- Одевайте ребенка по сезону, чтобы он не переохладился и не перегрелся.
Воздушные ванны — эффективный метод закаливания. Его значение не сводится только к влиянию температуры воздуха. Одновременно воздействует рассеянная солнечная радиация, пары воды, фитонциды растений. В результате совершенствуется способность к терморегуляции, очищаются и увлажняются дыхательные пути.
8 практических советов родителям:
- Начинайте регулярные процедуры, когда ребенку исполнится 2–3 месяца с того, что оставляйте его раздетым на несколько секунд. Постепенно увеличивайте время.
- Зимой проводите воздушные ванны в проветренной теплой комнате.
- Летом закаливание воздухом маленьких детей проводите вне дома, в тени.
- Оденьте ребенку только трусики и головной убор, пусть самостоятельно играет на улице.
- Если погода дождливая, оставайтесь в комнате, но откройте окна.
- Первая воздушная ванна для ребенка до 3 лет — 5-минутное воздействие воздуха при температуре +20°С. Постепенно увеличивайте время процедуры до 60 минут.
- Для детей 4–5 лет достаточно на первый раз воздушной ванны продолжительностью 5–10 минут при температуре +18°С. Затем увеличьте продолжительность до 1–3 часов.
- Воздушную ванну сочетйте с солнечной, например, проводите до или после нее.
Закаливание солнцем: основные правила и практические советы
Ультрафиолет в умеренных количествах полезен, но перегревание ведет к тепловому и солнечному удару, вызывает вялость, снижает сопротивляемость организма инфекциям. Считается, что закаливание солнцем — сильнодействующая процедура, об этом не должны забывать родители. В результате солнечных ожогов температура кожи повышается до +40°С.
Ультрафиолет противопоказан при поносе, туберкулезе, сердечно-сосудистой недостаточности.
Правила проведения солнечных ванн:
- Дети в возрасте до 12 месяцев летом должны находиться в мозаичной тени деревьев.
- Ребята старше 1 года играют на улице без майки в течение 5 минут.
- После появления загара продолжительность солнечной ванны увеличивают до 10 минут.
- Повторять тренировки можно 2–3 раза в течение двухчасовой прогулки.
Главные советы родителям:
- Прервите солнечную ванну, как только заметите, что ребенок стал вялым, у него покраснело лицо и началось усиленное потоотделение.
- Временно не проводите закаливание солнцем детей, если они истощены, плохо себя чувствуют, испытывают лихорадочное состояние.
Закаляйте ребенка и приучайте к здоровому образу жизни
Древние греки утверждали, что здоровье — высшее благо. Трудно не согласится с этим афоризмом, ведь болезни перечеркивают все планы на будущее, отнимают много сил, а порой забирают и жизнь.
Немало людей своим примером доказали, как много значит регулярное закаливание для укрепления здоровья. Гениальный русский физиолог И.П. Павлов отмечал, что человек наделен выдающейся способностью регулировать прирожденную силу или слабость.
Бесстрашный российский полководец А.В. Суворов боготворил холод, постоянно подвергал нагрузкам свой организм, ведь от рождения он был слабым и болезненным. Тем взрослым, кто проводит закаливание детей дошкольного возраста, обязательно надо рассказать ребятам о таких примерах. Насколько эффективными были процедуры можно судить по тому, как Павлов и Суворов даже в преклонном возрасте были полны сил и энергии.
Занимаясь закаливанием детей, следует соблюдать перечисленные в статье принципы и правила. Главное, чтобы процедуры подбирались индивидуально с учетом состояния здоровья ребенка. Положительный эффект родители отмечают уже через три недели занятий. Особенно полезны природные факторы — вода, воздух и солнце. Контрастный душ, хождение босиком тоже помогают растить ребенка закаленным, устойчивым к болезням и стрессам.
Методы закаливания детей дошкольного возраста
Методы закаливания детей дошкольного возраста
Закаливание — существенный раздел оздоровительной работы в дошкольном учреждении. В процессе закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, к изменениям температуры, погодных условий. Это достигается тренировкой сосудов поверхности тела, нервных окончаний воздействием разнообразных физических средств, природных факторов
Правильное закаливание основывается на следующих известных принципах:
Рациональный выбор процедур
Систематичность их проведения
Постепенность и увеличение силы воздействия
Непрерывность
Индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния здоровья, особенностей нервной системы
Одним из наиболее доступных и простых методов закаливания является воздушное закаливание.
Основное условие его эффективности — постоянное пребывание детей в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха 20-21 градусов по Цельсию; влажностью воздуха в пределах 60% при отсутствии бактериальной загрязненности. Закаливание воздухом не требует проведения специальных процедур. Оно осуществляется и во время пребывания детей на прогулке.
Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.
Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки и т.п.
Закаливание солнечными лучами происходит во время разнообразных игр на прогулке. Пребывание детей на солнце увеличивается постепенно. Также постепенно открывают участки поверхности тела детей —сначала дети остаются в трусах и в майках, а затем в одних трусах. На голове должна быть хлопчатобумажная панама
Солнечные ванны увеличиваются постепенно:
— в младших группах до 20-25 мин.
— в старших группах до 30-40 мин.
Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса.
Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.
Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей, как во время приема солнечной ванны, так и после нее.
Закаливание водой
При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:
1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.
2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем «до красноты».
3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее «соприкосновения с телом».
Начинать закаливание водой надо с наименее резких воздействий — местных обтираний или обливаний, постепенно переходя к общим. В качестве местных закаливающих водных процедур можно использовать умывание после ночного и дневного сна, мытье рук перед едой, после прогулки и пользования туалетом, мытье ног перед сном, обтирание, игру с водой. Все эти процедуры обычно проводятся в одно и то же время, соответственно режиму.
Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней).
Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется процедура следующим образом. Смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня
Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°.
После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.
Общие водные закаливающие процедуры оказывают более резкое раздражающее влияние, чем местные, что объясняется, прежде всего большей площадью холодового воздействия, поскольку вода соприкасается одновременно со всем телом, за исключением головы.
Обливание — прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30—32°, через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22—20° для детей младшего дошкольного возраста и до 18° — для 6—7-летних
В теплые дни процедуру проводят на воздухе, в холодные, сырые или ветреные — в помещении. Для обливания можно использовать душ, садовую лейку или кувшин. Ребенок становится на деревянную решетку (чтобы не пачкать подошвы ног после обливания). Сначала он обмывает под струей воды руки (с мылом), лицо, слегка смачивая влажной рукой голову. Затем струю воды с высоты 40—50 сантиметров направляют ему на шею, минуя голову. Ребенок поворачивается, поочередно подставляя спину, бок, грудь и т. д. Вода должна широким потоком стекать по телу.
Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой. При сочетании гигиенических мер с закаливающими достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости закаливающих мероприятий в режиме дня.
Использование тех или иных закаливающих мероприятий в большой степени зависит от сезона года. Конечно, в зимних условиях не приходится говорить о воздушных ваннах на улице или купании в реке. Между тем вполне доступны длительные прогулки при любой погоде, пребывание в помещении с открытыми окнами, форточками, частичные обмывания тела, воздушные ванны в помещении и т. п.
Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей. Они должны как можно дольше быть на улице уже с первых весенних дней.
Ребенка следует приучать мыть ноги прохладной водой. Общеизвестно, что летом ребенок должен вымыть ноги, перед тем как лечь в постель или обуться. Это элементарное правило гигиены. Между тем это прекрасное закаливающее средство, которое действенно, как и все другие способы при систематическом применении. Нельзя пропускать ни одного дня, дети должны обмывать ноги независимо от погоды и от того, ходили они в этот день босиком или нет. Температуру воды следует постепенно снижать.
Летом лучше всего мыть ноги на воздухе, это усиливает закаливающее действие. К тому же ребенку легче овладеть навыком самостоятельно мыть ноги, потому что он не опасается замочить пол.
Нужно также научить детей ежедневно мыться прохладной водой до пояса. Ребенок моет с мылом руки до локтей, затем водой, набранной в пригоршню, последовательно обмывает руки до плеч (поочередно), лицо, шею, грудь и подмышки, обмыть спину придется помочь. По окончании мытья ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями (вначале с помощью взрослого) вытирает грудь, лицо, шею и т. д. Старшие дети быстро начинают умываться самостоятельно, младшим надо помогать.
Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.
Закаливание носоглотки можно проводить в любое время года. Детям 2—4 лет следует полоскать рот, а после 4 лет — горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день — утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды.
Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь. Обязательное требование для взрослых, помогающих детям во время закаливания: руки должны быть чисто вымыты, ногти коротко острижены, кожа на ладонях мягкая и теплая. Жесткую кожу смазывают вазелином, кремом, холодные руки согревают, кольца, перстни обязательно снимают.
Консультация на тему: «Закаливание детей воздухом, солнцем, водой»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ »ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 »ЖЕМЧУЖИНКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08 E-male: [email protected]
Консультация для родителей:
«Закаливание детей воздухом, солнцем, водой»
Подготовил: воспитатель Антосик Н.С.
г.Симферополь
Почему закаливание необходимо?
Многие родители не считают нужным проводить закаливание детей, потому что не видят в этом необходимости: они сами росли без закаливания, в их семье и в окружающих семьях нет подобной традиции. Наоборот, есть традиции кутать малыша, ограждать его сквозняков в доме и луж во дворе. Это объясняется тем, что долгие годы люди жили в трудных условиях, терпели холод, недоедание, плохо одевались. Замерзнуть, намокнуть набегаться босиком дети всегда могли сами, а мамы должны были их отогреть и накормить.
Сейчас образ жизни существенно изменился, Все меньше дети бегают и играют на улице, все больше проводят времени в помещении, сидя у телевизора или за компьютером.
Прибавим к этому бытовой комфорт, постоянное пребывание в тепле, повышение калорийности питания и уменьшения физических нагрузок. Гиподинамия, недостаточная мышечная активность, способствуют снижению сопротивляемости организма к инфекциям и неблагоприятным внешним факторам, ребенок становится, апатичным, неуравновешенным, часто пребывает в плохом настроении. Родителям требуется прикладывать усилия для поддержания здоровья детей и давать детям то чего им не хватает – закаливание. движение, занятие физкультурой.
Хождение босиком, расширенное умывание ребенка, проветривание квартиры – это закаливание в повседневной жизни. Оно показано всем детям и не требует особых условий.
Как приучить ребенка к закаливанию и зарядке?
Самое любимое занятие маленького ребенка – игра. Поэтому и зарядка должна строиться в виде подвижной игры с сюжетом. Маленькие дети неусидчивы и не могут долго находится в одном положении, поэтому исходные положения при выполнении упражнений необходимо разнообразить: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, присев.
Каждое упражнение должен выполнять сам взрослый, и делать его весело, с азартом, чтобы заинтересовать малыша. Бодрая музыка, детские стихи сделают зарядку интереснее.
Станьте ребенку примером для подражания. Малыш намного охотнее будет участвовать в закаливающих процедурах, видя, что родители сами с удовольствием в них участвуют.
Нельзя проводить курс закаливания время от времени. Закаливание – это образ жизни: полезный эффект исчезает сразу же, как только вы перестаете закаляться.
Общие правила закаливания детей:
закаливающие процедуры необходимо проводить систематически, регулярно, в одно и то же время;
сочетайте их с физическими упражнениями и массажем;
увеличивайте время проведения процедуры постепенно. Начиная от нескольких минут;
при выборе закаливающей процедуры учитывайте состояние здоровья ребенка, уровень его физического развития. Привычный температурный режим ;
не допускайте перегрева или переохлаждения ребенка, одежда и обувь малыша должны соответствовать температуре воздуха, быть из натуральных материалов;
лучше всего проводить закаливающие процедуры в форме игры и развлечения.
Основные факторы закаливания я- природные : солнце, воздух и вода.
Лето надо использовать для закаливания солнцем.
Закаливание солнцем
При принятии солнечных ванн, необходимо выполнять следующие условия:
Ребенку не рекомендуется проводить на солнце больше двух часов подряд. За 20 минут до того, как вы собираетесь выходить на улицу, нанесите солнцезащитный крем.
Самое подходящее время – до 11 ч утра и после 17 ч вечера; послеполуденного солнца следует избегать.
Во время прогулок обязательно надевайте легкие головные для предотвращения перегрева и солнечного удара.
К началу процедур закаливания ребенку надо создать положительный эмоциональный настрой. Если малышу не нравятся какие – либо процедуры, насильно вводить их не нельзя.
Воздушное закаливание
Начинать повседневное закаливание детей рекомендуется с воздушных ванн. Для начала выберите комфортную для ребенка температуру, постепенно снижая ее. Стоит учесть, что при температуре ниже +17 и выше + 26 С мероприятия по закаливанию проводить нельзя. Высокая температура может привести к перегреванию малыша, а низкая – к простуде.
Ребенок не должен стоять в холодном помещении – так малыша легко простудить. Закаливание работает, когда ребенок выполняет физические упражнения. Поэтому воздушные ванны хорошо сочетать с утренней зарядкой, которая совершенно необходима для всех детей. Проветрите помещение и оставьте малыша заниматься в трусиках. майке, и носочках. Когда ребенок привыкнет заниматься в прохладном помещении, носки можно не надевать.
Лучший способ закаливания воздухом – гулять в любую погоду и много двигаться на прогулке. Очень хорошо начать прогулку с пробежки.
Закаливание можно проводить и вовремя сна
Подходящая для закаливания температура во время сна – на 2 – 3 градуса ниже. Чем обычная температура, при которой ребенок бодрствует. Такая же температура подойдет и для принятия воздушных ванн.
Перед сном помещение проветрите или оставьте открытой форточку, если не холодно, но следите, чтобы не было сквозняков. Для малышей до 3лет поддерживайте температуру во время сна около 22- 23 *С. Для детей 4-5 лет постарше- 20 – 21*С, а с 6 – 7 лет – 19 – 21*С.
Всегда учитывайте состояние ребенка. Начинайте закаливание, когда ребенок полностью здоров.
Массаж стоп.
Отличная закаливающая процедура – ходьба босиком по песку, гальке, дорожке или траве( поверхностям, которые подстраиваются под свод стопы).Неровная поверхность будет воздействовать на множество нервных окончаний, что положительно повлияет на состояние различных органов и систем, прежде всего верхних дыхательных путей, защитит от плоскостопия . Тактильные ощущения важны для ступней так же, как и для ладоней. Если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему. Специальная дорожка, предназначенная для массажа, стоп , массажный коврик будет хорошим решением.
Маленьким детям вредно ходить босиком по твердой поверхности: у них еще идет формирование свода стопы, поэтому обувь дома ребенку носить нужно обязательно, иначе может развитья плоскостопие.
Водное закаливание
Наиболее эффективным способом укрепление иммунитета детей дошкольного возраста считается закаливание водой.
Процедуры водного закаливания:
умывание прохладной водой;
обтирание;
гигиенические ванны с водой. По температуре приблизительно равной температуре тела человека;
ванны для ног, обливание ног;
общее обливание;
контрастный душ;
купание в открытых водоемах.
Расширенное умывание.
Это самый простой вариант водного закаливания. Начните умывать ребенка сначала теплой водой, а когда он привыкнет, сделайте воду прохладнее. Умывайте не только кисти и лицо, но и руки до локтей, шею и верхнюю часть груди и шею. Ребенок быстро привыкнет в течение дня несколько раз умываться холодной водой.
Обтирание
Очень простая и действенная процедура. Нужно просто смочить полотенце в прохладной воде и быстро обтереть тело, начиная с верхней части туловища. Температура воды для обтирания не должна быть ниже +18*. Сразу после обтирания необходимо вытереться сухим полотенцем.
Контрастное обливание стоп и голеней.
Это одна из самых эффективных методик. Ножки ребенка попеременно обливаются теплой и прохладной водой. Если у ребенка нет хронических заболеваний, серия обливания заканчивается прохладной водой, если организм малыша ослаблен, заканчивать процедуру надо теплой водой. Перед обливанием уместны физические упражнения для разогрева.
Купание в открытых водоемах.
Начинать купаться в природных водоемах ребенку можно в тихую погоду без ветра, при температуре воздуха не ниже + 25 *С и воды +23* С Лучшее время для начала купания – около полудня, когда прогреваются и вода и воздух, а контраст в температурах минимальный. Очень важна последовательная подготовка ребенка. Сначала обтирание мокрым полотенцем, затем умывание прохладной водой, а потом уже купание.
Не следует экспериментировать с интенсивным закаливанием. Это огромный стресс ля детского организма, и последствия внезапного обливания холодной водой на снегу или начала хождения босиком зимой очень трудно предсказать. В любом случае следуйте правилу: сначала проверь на себе!
Закаливание сократит частоту болезней. И если в детском саду начнется эпидемия, то ребенок, если и заболеет, выздоровеет быстрее и многократно уменьшится вероятность осложнений.
«Система закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Это выработка условного рефлекса на то или иное раздражение. Следовательно, это тренировочный процесс, построение которого для достижения максимального конечного эффекта должно быть подчинено определенным физиологическим законам, лежащим в основе механизма выработки условного рефлекса.
Организм дошкольников характеризуется недостаточной функциональной готовностью физиологических систем, назначением которых является поддержание теплового комфорта.
Поэтому детский организм отвечает неблагоприятными реакциями даже на незначительные отклонения в погоде. Именно в раннем и дошкольном возрасте закаливание приобретает особое значение.
Существует несколько форм закаливания.
Самое распространенное закаливание воздухом включает в себя:
Систематические прогулки на улицу, вне зависимости от погоды,
Сон на улице,
Воздушные ванны,
Хождение босиком.
Закаливание водой — это:
Влажные обтирание,
Обливание ног,
Умывание,
Полоскание горла.
Закаливание солнцем основывается на контрасте температур, которых можно достичь:
Отдыхом в тени,
Солнечными ваннами.
На закаливание детей в условиях существующего режима дня в ДОУ отводится время от окончания дневного сна до полдника (т. е. с 15.00 до 15.30).
Сначала необходимо детей постепенно пробудить от сна. Провести гимнастику пробуждения, это могут быть упражнения, как в кроватке, так и стоя у кроватки. Затем детям предлагается выполнение различных закаливающих процедур:
Умывание – это не только гигиеническая, но и при определенной организации хорошая закаливающая процедура. Во-первых, необходимо умываться водой комнатной температуры (18–20°) и даже теплой при каждом удобном случае. Закаливающее обмывание, включает в себя омовение лица, шеи и рук до локтя.
Полоскание рта и горла водой понижающейся температуры. Для полоскания дети набирают 2/3 стакана холодной водопроводной воды, в течение 10–15 с, 2–3 раза меняя воду, хорошо полощут рот, а затем 2–3 раза по 5–7 с производят полоскание горла. Процедуру заканчивают точечным массажем миндалин, наложив большой и указательный пальцы на область проекции миндалин, проведя 5–6 круговых массирующих движений. Это обеспечивает активный приток крови к миндалинам и является хорошим средством профилактики ангины.
Прогулка необходима 2 раза в день продолжительностью 2–3 ч до обеда и 1–1,5 ч – после обеда, а в летнее время солнечные ванны от 5–6 до 8-10 мин 2–3 раза в день (пребывание в тени не ограничивается).
В настоящее время ведущим способом закаливания детей в ДОУ являются воздушные ванны и хождение босиком, так как они имеют возможность разнообразить формы и методы их применения, позволяют реализовать наиболее важный вид закаливания – замедленное холодовое воздействие.
• хождение босиком как форма механического и термического точечного массажа стоп, рефлекторно улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей.
Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, по хорошо очищенному грунту (гальке, гравию, песку, траве), постепенно увеличивая время с 2–3 мин до 10–12 мин и более. Хождение босиком на участке разрешается при температуре воздуха не менее 20–22°.
Затем детей приучают ходить босиком и в помещении (вначале в носках) при температуре пола не менее 18°. Начинают с 2–3 мин увеличивая это время на 1 мин в день и доведя постепенно до продолжительности полного игрового физкультурно-оздоровительного часа.
Методика солевого закаливания
Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.
Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.
Механизм действия: Механический и химический через термо- и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение «игру», периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.
Оборудование: 3 коврика,
а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами,
б) с нашитыми палочками.
10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0,5 кг на 5 л. воды 0,25 кг на 2,5 л. воды.
Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.
Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Если ребенок по какой-либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.
Закаливающие мероприятия в группе
Ходьба босиком по «дорожкам здоровья»:«паровоз» (фасоль, пробки, скорлупа грец. орехов, палочки)
Мокрая дорожка
«Ягодки» (грец. орех)
«Камни»
«Цветочная поляна»
Ползание на четвереньках с мешочками на спине
Туннель
Ребристая дорожка «Крокодил»
Массаж ног мячами «Ёжики»
Коврик со «следками»
Перешагивание препятствий
Список использованной литературы:
1. Анисимов, В.В. Учебник для вузов: Общие основы педагогики: / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д Никандров. – М., Просвещение, 2006.-574с.
2. Артюхов, Ю.А. Как закалить свой организм. — Минск: Харвест, 1999. – 224с.
3. Апарин В., Крылов, В. О пользе хождения босиком // Наука и жизнь. – 2001. – №3 – С.40-43
4.Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. / В.И. Андреев. -2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
5.Боброва, В.Г. Теоретические вопросы профессионально педагогических умений / В.Г. Боброва // Профессионально-педагогические умения и пути их формирования: межвузовский сб. научных трудов. – Волгоград: ВГПИ, 1985.– С. 20–30.
6. Борисов, А.Ю. Роскошь человеческого общения / А.Ю. Борисов. – М., 1998. – 184 с.
7. Бондаревская, Е.В. Кульневич, С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999.- 560 с.
8. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учеб.пособие. / Г.В. Бороздина. – М., ИНФРА-М, 2000. – 224 с.
9. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. / Е.В Бондаревская. — Ростов-на-Дону.: изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. – 352с.
10. Белопольский, Ю.В. Оленич, В.Б. Педиатрия. – М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
11. Барабанов, А.Г. Высшее физкультурное образование: проблемы и решения: Автореф. монографии на соиск. уч. ст. д-ра пед. наук. М., 1996. – 47с.
12. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: Физкультура и спорт, 1988. – 198с.
13. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. / С.Л. Вигман. — Изд-во Проспект М., ТК Велби, 2006. — 208 с.
14. Воронцова, И.М. Беленький, Л.А. /Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. — С.-Петербург: Медицина, 2003. – 324с.
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Система закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 «Малыш»
Скоробогатова Н.М.
Мичуринск 2017-18 уч.год
консультация для родителей, принципы и схема процедуры в домашних условиях
Начинать закаливать организм можно в любом возрасте. Но чем раньше начнется процесс, тем крепче будет здоровье человека. Поэтому очень важно проводить закаливание детей дошкольного возраста для создания условий, при которых организм научится правильно реагировать на внешнее воздействие. Педиатр проведет консультацию для родителей с целью выбора определенной методики, подходящей возрасту и физическим особенностям малыша.
Содержание
Открытьполное содержание
[ Скрыть]
Общие принципы закаливания
Для того чтобы закаливание принесло пользу, родители должны ознакомиться с общими принципами его проведения. К правилам относятся:
- начинать процедуру только при полном здоровье;
- следовать индивидуальной программе;
- постепенное проведение процедур;
- систематическое проведение;
- положительный настрой ребенка.
Закаливание не принесет желаемого результата, если родители пренебрегают другими условиями для здоровья организма. Так, ограничение прогулок на свежем воздухе, укутывание малыша и отсутствие физической нагрузки сведет на нет все усилия по укреплению иммунитета.
Гигиенические требования
При выполнении закаливания следует соблюдать общепринятые гигиенические нормы:
- Принятие воздушных ванн запрещено в прокуренных и загазованных местах. Ребенку необходим чистый и свежий воздух.
- Малыш должен быть одет в чистую одежду, изготовленную из натуральных тканей. Если во время прогулки ребенок активно двигался и вспотел, после прихода домой его следует искупать.
- Полоскать горло можно только прокипяченной водой без вредных примесей.
- Не допускать купания в загрязненных водоемах. Посещать только те пляжи у рек и озер, где официальными властями разрешено осуществлять водные процедуры.
Важно заинтересовать детей дошкольного возраста приемами закаливания. Лучше, если они будут увлеченно воспринимать и выполнять основы процедур. Для этого рекомендуется осуществлять закаливающие мероприятия в игровой форме. Они могут сопровождаться мелодичными звуками и историями о сказочных персонажах. Родители также должны своим примером показать, как важно быть здоровым, бодрым и веселым.
План закаливания
Организм ребенка должен ощущать постепенное увеличение нагрузки, поэтому план закаливания рассчитан на 1,5-2 месяца. Ниже приведена подробная таблица.
— | Воздушные ванны | Солнечные ванны | Водные процедуры |
1 неделя | 20–30 минут | 5–10 минут | 30–33 °С |
2–3 неделя | 40–80 минут | 20–30 минут | 25–30 °С |
С 4 недели | 90 минут и более | 40 минут и более | 17–20 °С |
Цель | Знакомство организма с новыми обстоятельствами | Повышение нагрузки и проведение новых процедур | Нагрузка достигает максимальной интенсивности |
Такая система закаливания используется в детском саду и если осуществляется по всем правилам и нормам, то дает положительные результаты. Воспитатели учат детей в средней группе быть организованными, сильными и способными находиться в социуме. Ребятам младшего возраста интересно закаляться в группе со своими сверстниками.
Виды закаливания
Многие родители, стремясь укрепить иммунитет ребенка, отправляются летом на лазурный морской берег. И очень удивляются, когда после 2-3 дней активного плавания и нахождения на солнце их малыш заболевает. Но если посмотреть на эту ситуации с медицинской точки зрения, то картина вполне логична. Ведь организм ребенка привык к тепличным условиям, а его сразу же переместили в агрессивную среду и заставили получить сильную нагрузку. Для того чтобы летний отпуск не омрачился повышением температуры тела, насморком и кашлем, необходимо проводить закаливание задолго до поездки.
Воздухом
Воздушные ванны рекомендовано принимать на 3-4 день после выписки из роддома ребенка, если нет особых медицинских рекомендаций. При каждой смене пеленок и подгузников кроху следует оставлять голышом на несколько минут. В последующие дни время приема воздушных ванн увеличивается. Изначально в помещении температура не должна превышать 22–23 °С, ее постепенно понижают до 17 °С. Таким образом, организм грудничка не переохладится и быстрее привыкнет к новым условиям.
Воздушное закаливание включает в себя частое проветривание помещения, длительные прогулки и сон на свежем воздухе. Гулять с ребенком необходимо не менее 3 часов в день, а одежда должны соответствовать погоде.
Начиная с 2–3 лет прием воздушных ванн в домашних условиях можно сочетать с гимнастическими упражнениями. Для этого предварительно следует проветрить помещение и оставить окно приоткрытым. Ребенку одеть трусики, майку и носки. От двух последних предметов одежды можно отказаться через некоторое время при условии положительных результатов закаливания.
Солнечными лучами
Сама природа предложила человеку свою методику закаливания – солнечными лучами. Они способны укрепить здоровье ребенка, ускорить обменные процессы во всем организме и улучшить эмоциональный настрой. Закаливание этим старым методом также следует начинать с грудничкового возраста, но при этом важно учитывать индивидуальные особенности этого периода жизни. Кроха должен быть в головном уборе и находиться не под прямыми лучами.
Дошкольникам прием солнечных ванн следует проводить при умеренной двигательной активности. Родители должны следить за длительностью процедуры и исключать риск перегрева. В любом возрасте дети, находясь на солнце, носят головные уборы светлых оттенков. При этом важно соблюдать водный режим для предотвращения обезвоживания организма в летний период.
Водой
К ежедневным закаливающим мероприятиям относится умывание и чистка зубов. Сначала вода теплая, а затем каждый день ее температура снижается на 1 градус. Умывать следует не только лицо, но и руки по локоть, шею и верхнюю часть груди. Кроме этого, водные процедуры включают специальные комплексы:
- Влажное обтирание. Тело ребенка растирается до легкой красноты сухим полотенцем. Через неделю его увлажняют водой, температура которой не менее 30 °C. Влажные обтирания длятся 3-4 минуты, после процедуры проводится сухой метод. В последующие дни схема повторяется, но вода для увлажнения полотенца уже на 1 градус меньше. Так, постепенно температуру снижают до комнатных показателей.
- Контрастное обливание. В одну емкость набрать воду температурой 38 °С, в другую — 18 °C. Ребенка поставить в пустую ванну, и поочередно поливать ноги и руки водой разной температуры. Последний прием обливание всегда должен осуществляться прохладной водой. После процедуры необходимо насухо протереть кожу ребенка до появления легкой красноты.
- Общее обливание. Поливать тело ребенка водой 36 °С в течение 15 секунд, затем провести сухое обтирание. Каждую неделю снижать температуру воды на 1 градус. Запрещено использовать нетрадиционные методы закаливания водой – обливание на улице в зимний период, хождение босиком по снегу, ныряние в прорубь.
При появлении первых симптомов простудных и вирусных заболеваний все мероприятия по закаливанию немедленно остановить до выздоровления.
Рижский метод
В советское время этот метод закаливания считался инновационным. Его разработали после наблюдений за детьми из Прибалтики. Они могли целыми днями бегать босиком по Рижскому побережью и практически не подхватывать простудные заболевания. Для его проведения в детских учреждениях воспитатели создавали условия, имитирующие повседневные действия прибалтийской детворы.
Для начала были изготовлены из грубой ткани 3 дорожки:
- ковролин;
- дерюга;
- мешковина.
Их длина составляла 1,5 метра. Одну дорожку смачивали в растворе морской соли – на 1 ведро воды 1 кг соли. Вторую дорожку пропитывали простой водой, а третья оставалась сухой.
После подготовительных мероприятий самодельный инвентарь расстилался на ровной поверхности. Затем дети поочередно проходили «препятствия» шаркающими шагами. Повторяя круги не менее 3–5 раз.
Рижский метод позволяет улучшить кровообращения в нижних конечностях, снять напряжение в мышцах, предупредить плоскостопие и укрепить детский организм. Поэтому этот вид закаливания до сих пор используется в садиках для поднятия иммунитета детей разных возрастов, в том числе и в старших группах.
Наглядно увидеть рижский метод закаливания можно на видео от канала МКДОУ Детский Сад 26.
После сна
В то время, когда малыш спит, температура в помещении должна быть на 2–3 градуса меньше, чем при бодрствовании. После пробуждения малыш отправляется совершать свои физиологические нужды, а мама проветривает его комнату и готовится к проведению утренней гимнастики. Если на улице не холодно, то можно оставить открытую форточку. Вместе с ребенком провести обычный комплекс упражнений с целью окончательно проснуться и взбодрить организм.
Ребенку после сна желательно походить по коврикам, описанным в Рижском способе закаливания. Их легко изготовить и в домашних условиях, вместо пропитки солевым раствором, на одну дорожку можно посыпать крупную соль. Пришитые пуговички, приклеенные камушки и другой подручный материал на ковриках также отлично подойдут для проведения закаливающих процедур.
Фотогалерея
Рекомендации закаливания ослабленных детей
На организм ребенка влияет множество факторов и если родители поздно задумались об укреплении иммунитета, то подходы к закаливанию должны быть обдуманны вместе с педиатром. Ведь если ребенок часто более или у него в анамнезе присутствуют какие-либо хронические заболевания, то резкая смена условий может спровоцировать организм испытать серьезный стресс. Последствия такого отношения могут быть плачевными.
Ослабленным детям составляются основные рекомендации:
- подведение к максимальным нагрузкам совершается за более длительный срок – не менее 6 месяцев;
- любые отклонения фиксируются педиатром;
- отмена мероприятий при неадекватной реакции организма;
- наблюдение за физическим и эмоциональным состоянием ребенка;
- соблюдение режима питания и отдыха;
- проведение процедур с максимальными показателями условий.
Только при такой форме закалки ослабленные дети получат шанс укрепить здоровье и отлично себя чувствовать.


Видео
Канал Доктор Комаровский подробно рассказывает о нюансах закаливания деток.
Консультация на тему: Особенности закаливания детей дошкольного возраста
Особенности закаливания детей дошкольного возраста
Закаливание — важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку причиной ряда заболеваний (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм) являются охлаждение организма .
Цель закаливания — выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.
В процессе закаливания в организме ребенка происходят изменения: клетки покровов тела и слизистых, нервные окончания и нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды.
В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам .
На каждого ребенка заводят специальную карту, в которой ежедневно отмечают температуру воздуха, воды, продолжительность процедуры, реакцию на нее ребенка.
Закаливание воздухом — наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
Эффективным средством закаливания является хождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения с 2-3 минут до 10-12 минут и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком — 20о-22о С.
Затем детей приучают ходить босиком и в помещении: так, перед дневным сном разрешают босиком дойти до кроватки по ковровой дорожке. С детьми 5-7 лет рекомендуется периодически проводить утреннюю гимнастику и физкультурные занятия в носках, а потом и без них.
Оздоровляющее воздействие воздуха необходимо также использовать при организации дневного сна и прогулок.
Солнечные ванны оказывают благотворное влияние на организм только при правильном их использовании, иначе они могут причинить вред: вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, желудочно-кишечные расстройства и другие).
В дошкольных учреждениях закаливание солнцем, осуществляется на прогулке и в ходе повседневной деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца (5-6 минут), а затем вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, то есть детей раздевают до трусов и майки, а затем оставляют в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 минут, постепенно его доводят до 10 минут. В течение дня общая продолжительность солнечных ванн может достигать 40 -50 минут.
Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. Водные процедуры могут быть местными (умывания, ножные ванны, обтирания или обливания до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейне или открытом водоёме).
Температура воды должна быть 28-36С, тогда вода не вызывает большого напряжения механизмов терморегуляции. При этом тело ребенка не должно быть переохлаждено или перегрето .
При обливании водой, купании в открытом водоёме на организм оказывают влияние не только температура воды, но и ее давление, а при приеме солевых, хвойных ванн, купании в море — еще и химический состав воды. Обтирание после любой водной процедуры сухим полотенцем является одновременно массаж, что способствует лучшему кровенаполнению кожи, а следовательно, и ее питанию. Водные процедуры — возбуждающие и тонизирующее средство, поэтому проводить их следует после утреннего или дневного сна.
Закаливание осуществляется в процессе различных водных процедур: умывания (ежедневно проводится не только с гигиенической, но и с оздоравливающей целью), ножных ванн, обливания ног (эффект будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка), контрастного обливания, обтирания, обливания всего тела при температуре воздуха не ниже 230С, купания в открытых водоемах (бассейне, река, озеро, море).
Закаливающие мероприятия проводятся под руководством врача, который с учетом состояния здоровья детей и местных условий определяет вид и дозировку закаливающих процедур.
Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника
Закаливание носоглотки — полоскание горла прохладной, а затем холодной водой. При холодной погоде следует дышать носом, это исключает охлаждение миндалин и горла. Воздух, проходя через носоглотку, согревается.
Обливание стоп производят из лейки или кувшина. Температура воды — 28°С — 27°С, через каждые 10 дней ее снижают на 1 — 2 градуса, но не менее чем до 10°С. Затем ноги вытирают досуха. Обычно эту процедуру проводят вечером перед сном.
Ножные ванны. Ноги погружают в ведро или таз с водой. Начальная температура — 30°С — 28°С, конечная — 15°С — 13°С. Через каждые 10 дней ее понижают на 1 — 2 градуса. Длительность первых ножных ванн — не более 1 минуты, а в конце до 5 минут. После ванны ноги досуха вытирают и растирают.
Контрастные ножные ванны. Берется два ведра или таза. В одно ведро (таз) наливают горячую (температура 38°С — 42°С), а в другое — холодную (30°С — 32°С) воду. Сперва ноги погружают на 1,5 — 2 минуты в горячую воду, затем на 5 — 10 секунд — в холодную. Такую смену производят 4 — 5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1 — 2 градуса и к концу курса доводят до 15°С — 12°С [8].
Обливание холодной водой — способствовать пробуждению нервной системы, мобилизации внутренних сил организма. Обливание проводится, как правило, 20-30 секунд. После него ребенок быстро вытирается на сухую.
Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания. Рекомендуется летом и осенью. Продолжительность хождения зависит от температуры земли (можно ходить по росе, вдоль берега реки или моря). В домашних условиях ходят по коврику, предварительно смоченному холодной водой. Полезно также хождение босиком по снегу после посещения сауны (бани), с последующим посещением парилки и прогреванием ног (в таз налить горячую воду и опустить в нее ноги на 1 — 2 мин).
Обтирание — начальный этап закаливания водой. Для этого используют мягкую рукавицу или махровое полотенце, смоченное в холодной воде. Последовательность обтирания: руки, ноги, грудь, живот, спина. Направление движений от периферии к центру, по ходу сосудисто-нервного пучка.
Температура воды снижается каждые 10 дней на 1 — 2 градуса. Для школьников среднего и старшего возрастов зимой она должна быть 30 С — 28 С, летом — 26°С — 24°С, конечная температура, соответственно, 18°С 16°С и 16°С — 14°С. Обтирание рекомендуется совершать утром после зарядки, с последующим растиранием всего тела сухим махровым полотенцем. Температура воздуха — 15°С — 16°С [24].
Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Процедура состоит в следующем. Берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в солевой раствор (на 1 литр воды 90 гр. соли) и затем расстилается на полу или полиэтиленовой пленке. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, прыжки и т. д. в течение 4-5 минут, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришел с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. При проведении закаливания на солевых дорожках важно предварительно разогреть стопу.
Статья по теме: Закаливание детей дошкольного возраста — залог здоровья ребенка
Закаливание детей дошкольного возраста —
залог здоровья ребенка!
По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.
Известно, что уже младенец отвечает врожденными приспособительными реакциями на воздействие различных факторов окружающей среды.
Учитывая тот факт, что выносливость и регуляторные функции на ранних этапах развития еще ограничены, надо с первых дней жизни малыша активно, а главное — сознательно расширять и совершенствовать регуляторные механизмы относительно таких факторов, как холод, тепло, влажность, колебания атмосферного давления. Ведь появившись на свет после комфортных условий, когда организм матери брал на себя все обязанности по их обеспечению, ребенок должен перейти на «самостоятельную работу» и сам проводит регуляторную функцию. И здесь развитие может пойти по одному из двух направлений. Рожденный здоровым, ребенок, попав в неблагоприятные условия, становится слабым, болезненным. Или, наоборот, рожденный с определенными недостатками, ребенок может развиваться нормально, если для этого созданы благоприятные условия.
Сколько тревог, волнений и бессонных ночей доставляют нам частые простудные заболевания детей, одна из причин которых – отсутствие должной закалки детского организма.
Как же предотвратить простуду и защитить ребенка от нее?
Средство это простое и доступное всем — систематическое закаливание организма. Эффективность зависит от правильной организации: регулярности, постепенности, учета состояния здоровья, возраста, общего физического развития ребенка.
Какие же способы закаливания существуют? Как их использовать?
Начнем с использования природных факторов — воды, воздуха, солнечных лучей. Суть закаливания и заключается в тренировке механизма терморегуляции. У незакаленного ребенка этот механизм неразвит.
Простые и доступные — воздушные ванны. Малышам еще в детстве нужно прививать привычку к свежему воздуху. Это касается прежде всего помещения, в котором они находятся. Его надо проветривать в течение дня как можно чаще. Чистый, свежий воздух (18-19 С°) способствует хорошему самочувствию, бодрому состоянию ребенка. Если на улице температура не очень низкая, можно держать открытой форточку весь день. Воздушные ванны для дошкольников длятся от 5 до 10 минут при температуре 18-20 ° С. Затем каждые 2-3 дня продолжительность воздушной ванны увеличивается на 2 — 5 минут и доводится до 30-40 минут. Во время этой процедуры ребенок частично или полностью раздет. Лучше, чтобы при проведении закаливания ребенок двигался, выполнял упражнения (комплекс утренней гимнастики, упражнения с мячом, и др.). Летом воздушные ванны хорошо принимать в тени деревьев, дважды в день — утром и вечером. Очень полезно ходить босиком.
Важный элемент закаливания — длительное пребывание на воздухе. Прогулки при любой погоде — без единого исключения, без ссылок на холод и слякоть. Продолжительность их зимой 3-4 часа, а летом — весь день.
Закалка на солнце летом — сильнодействующее процедура. Приступать к ней можно только после консультации с врачом. И во время солнечных ванн, и после них, обязательно надо проследить за самочувствием ребенка. В случае возникновения вялости, покраснения лица, головной боли, ухудшения аппетита и сна, солнечные ванны следует прекратить. Принимать их лучше утром — с 9 до 11 часов, когда количество ультрафиолетовых лучей минимально. Голова ребенка лежит на маленьком возвышении и защищена от солнца. Длительность процедуры от 3-4 до 20-25 минут, после ее окончания ребенок должен отдохнуть в тени 10-15 минут, а затем принять душ или искупаться. Нельзя допускать перегревания тела. Помните: длительное пребывание на солнце не закаляет организм, а, наоборот, ослабляет, наносит вред здоровью.
Просто и доступно закаливание детей водой. Водные процедуры начинают с умывания. Сначала теплой водой, а потом все холоднее. Ребенка приучают мыть не только руки и лицо, но и шею, верхнюю часть груди. Малыши очень любят играть с водой. Этот интерес используют, организуя игры с водой (пускание корабликов, мытье игрушек).
После сна полезны влажные обтирания (1-2 минуты). Влажной варежкой из махровой ткани, губкой или полотенцем обтирают ребенку руки, шею, а затем — верхнюю половину туловища и ноги. Растирают тело по ходу кровеносных сосудов (от кисти рук к плечу, от стопы к бедру, живот и грудь растирают круговыми движениями справа налево).
Маленьких детей обтирает взрослый, а пяти-шестилетние дети это могут сделать сами. Им помогают лишь намочить перчатку и обтереть спину. Завершают процедуру энергичным растиранием полотенцем до покраснения кожи. Температура для обтирания сначала 32-28 С° с постепенным снижением до 22-20 С°.
Закаливающие значение имеет мытье ног перед сном. Сначала обтирают ноги влажным полотенцем, затем постепенно переходят к ежедневному омовение ступней ног и, наконец, погружение их в воду. Вода слегка подогретая или комнатной температуры (16-20 С°). После процедуры ноги насухо вытирают полотенцем.
Эффективное средство закаливания — контрастное обливание ног, сначала холодной водой (24-25 С°), затем теплой (36 С°) и снова холодной. Когда ребенок привыкнет к этому виду закаливания, можно переходить к обливанию, следуя принципу постепенного снижения температуры.
Действенное средство закаливания — душ и купание. Купаться в естественных водоемах (реке, озере, море) лучше после утренней гимнастики. Сочетание воздействия воды, воздуха, солнечных лучей и движения дает превосходные результаты. Температура воды должна быть не ниже +22 ° С. Длительность пребывания в воде от 2-3 минут для детей 3-5 лет до 5-10 минут для пяти-семилетних. В воде ребенок должен как можно больше двигаться. При первых признаках озноба (посинение губ, гусиная кожа) купание следует прекратить и растереть ребенка сухим полотенцем до покраснения кожи.
Родители часто спрашивают, обязательно ли вывозить детей на юг — на море. Ответ на этот вопрос не однозначен. Так, для малышей до трех лет эта поездка может оказаться неблагоприятной. Ребенку трудно привыкнуть к новым условиям и прежде всего к резкому изменению климата. Следует учитывать, что акклиматизация длится около 2-3 недель, следовательно, длительность пребывания на юге должно быть не менее двух месяцев. Только тогда можно надеяться на оздоровительный эффект.
Запомните, лучший отдых, лучшее закаливание ребенка происходит в привычной климатической и бытовой обстановке.