Наш план занятий в возрасте 1,8 — 2 лет — запись пользователя Ольга (id1692091) в сообществе Раннее развитие в категории Развитие детей второго года жизни
Многие девочки занимаются со своими детками по недельному плану. Это удобно в первую очередь маме, так как позволяет сократить время на подготовку и просто дисциплинирует. Ниже я расскажу, каким планом пользовалась до Настиного двухлетия. Я составляла его, учитывая интересы дочки и мои цели занятий на этом этапе. Именно для нас такой вариант оказался очень удобным.
![]()
Я составила, распечатала, вложила в файл и повесила в детской комнате вот такой план:
пн |
вт |
ср |
чт |
пт |
сб |
вс |
|
Развитие речи пальчиковая гимнастика артикуляторная гимнастика логоритмика чистоговорки мотивация к говорению занятия по пособиям, упражнения на РР |
|||||||
Мелкая моторика сенсорная коробочка сортировка наклейки пальчиковые шаги, дорожки, лабиринты, проводилки игры с прищепками, шнуровки, работа с иголкой игры в воде и с водой игры с песком, сыпучими материалами участие в бытовых делах (готовка, уборка) |
|||||||
Творчество рисование лепка аппликация поделки работа с ножницами |
|||||||
Развитие правого полушария игры на интуицию развитие воображения (воспоминания, сочинение историй) тренировка памяти |
|||||||
Интеллектуальное развитие знакомство с окружающим миром систематизация, сопотавление, последовательности игры на различение цветов лото, паззлы конструирование занятия по пособиям |
|||||||
Музыкальное развитие музыка фоном игры с музыкальными инструментами звуки природы, птиц, животных песни с движениями |
|||||||
Физическое развитие физкультминутка танцы подвижные игры купание |
|||||||
Ролевые игры |
|||||||
Развитие навыков самообслуживания |
В течение недели отмечала галочками, что мы сделали. У меня не было цели выполнить все. Но я старалась каждый день сделать хотя бы что-то одно из каждого пункта и не повторять виды деятельности изо дня в день. В воскресенье утром я все стирала и в понедельник начинала заново. Обычно у нас оказывалось выполнено процентов 80.
В принципе, по этому плану понятно, но что я делала акцент. До двух лет главное - развитие речи, знакомство с окружающим миром опытным путем и эстетическое развитие.
Пальчиковая гимнастика, логоритмика, чистоговорки присутствуют у нас каждый день. Из пособий самым любимым был Альбом по развитию речи для малышей. Предлагаемые в нем упражнения мы делали и в процессе игры с карточками, игрушками. Кое-что я показала мужу и просила его делать тоже самое на немецком.
В блоке мелкой моторики самыми любимыми были и остаются игры с водой и наклейки. Я всегда привлекаю Настю к участию в бытовых делах, особенно к готовке. Пальчиковые шаги Настя не любит (все равно иногда предлагаю), проводилки-обводилки нравятся, сейчас уже хорошо стало получаться. До двух лет были, конечно, в основном каляки-маляки. Сенсорные коробочки у Насти хитом не стали, их я делаю даже не каждую неделю, а только когда погода хорошая и мы играем на даче.
Творчество - самый любимый пункт у дочи. Ей все нравится и нравилось. Давно уже режем с ней вместе, а безопасные ножницы даю и без присмотра. Так что здесь у нас всегда было много галочек.
Пункт по развитию правого полушария, как видно, отражает методику Шичиды. Мне она не очень близка, особенно в плане развития интуиции, необходимости формирования фотографической памяти. Но, конечно, мне очевидны плюсы развития памяти. А так называемое развитие воображения даже если и не сработает в шичидовском смысле, очень полезно для развития речи.
В плане интеллектуальном у меня не было цели активно развивать в таком раннем возрасте логику, так как я верю в теорию сензетивных периодов. И у самой Насти до двух лет не было особого интереса ни к паззлам, ни к последовательностям. Поэтому главным в плане интеллектуального развития у нас было знакомство с окружающим миром и его свойствами. Сейчас я составляю для нас новый план и хочу более подробно расписать этот пункт. Очень хорошо у нас шли игры на различение цветов, более-менее - лото и систематизация. Остальные пункты я предлагала понемногу.
Музыкальное развитие. С 6 Настиных месяцев каждый день я включаю музыку фоном. Раньше Насте было все равно, что играет, сейчас она просит что-то конкретное. И все чаще это не классика, а песенки из мультиков (сами мультфильмы мы почти не смотрим, слушаем только песни). Музыкальные инструменты достаем примерно раз в неделю, иногда Настя сама просит их дать, тогда мы устраиваем совместные "концерты".
Отдельным пунктом я выделила ролевые игры. До двух лет большинство детей еще не умеют в них играть, но их можно научить и заинтересовать. В новом плане у меня такого пункта не будет, так как Настя сейчас сама играет в ролевые игры, моя инициатива для этого не нужна.
Последний пункт я включила просто как напоминание себе о том, что не надо постоянно бросаться помогать Насте во всем, выполнять за нее бытовые действия. Очень полезно оказалось, а то я все норовила сама ее одеть, раздеть, накормить.
тренировка фотографической памятиобучающие и познавательные занятия онлайн
У нас есть всё, что вы искали
Попробуйте полный курс ЛогикЛайк в игровой форме!Понравится — сохраните прогресс занятий и откройте доступ ко всем нашим играм.
Игры на логику для детей 8 лет
Логические игры и задания от ЛогикЛайк помогают развивать навыки анализа, учат сравнивать, обобщать и классифицировать, находить закономерности и выстраивать умозаключения.
Занятия должны быть интересными?
Самое время задуматься и порассуждать вместе с вашим ребёнком:
- о том, какие школьные предметы ему нравятся, и чем бы он хотел их дополнить;
- о его интересах, мечтах, что ему нравится делать сейчас и чем он хотел бы заниматься, когда вырастет;
- какие навыки и способности точно пригодятся в жизни, какие могут стать фундаментом для успеха в учёбе и карьере.
На платформе LogicLike.com мы объединили лучшие задания и головоломки в пошаговый курс развития логического и математического мышления.
Игры на внимание и память
Развивающие занятия на каждый день
Привычную для ребёнка онлайн-среду важно разбавлять правильными офлайн-активностями. Полезно объяснить ребёнку, что развиваться нужно всесторонне и целеустремленно. Хорошо, если получится выстроить день школьника таким образом, чтобы он включал не только учебу и отдых.
Для гармоничного развития постарайтесь добавить ежедневный спорт, посильные 2-класснику задачи по уходу за собой и помощь родителям. Вот несколько идей для гармоничного развития 8-летнего ребёнка:
- Проводить на свежем воздухе по 2-3 часа в день: активные подвижные игры, спокойные прогулки.
- Домашние дела, ежедневные и еженедельные обязанности пойдут на пользу.
- Среди наиболее полезных развивающих игрушек в этом возрасте: пазлы и головоломки, конструкторы, наборы для творчества и для научных экспериментов.
Моя новая программа занятий для 3-летнего ребенка (с шаблоном для скачивания)
Я в очередной раз пересмотрела план занятий с дочкой и хочу поделиться примером и шаблоном с вами. Авось кому-то это поможет составить собственную программу. Скачать можно тут, а пояснения, что это такое и как составлялось – они ниже.
Чем меня не устроил предыдущий «плод методических исканий» — чек-листы для разных возрастов? Мне он по-прежнему нравится, и я его раздаю своим подписчикам с комментариями и рекомендациями по заполнению здесь.
Однако по ряду причин захотелось что-то новенькое испытать. И причины эти следующие.
Во-первых, я стала замечать, что многие пункты из своих чек-листов выдаю уже на автомате, без всякого учета и планирования. Нужные вопросы и задания на такие базовые темы как сравнения, счет, цвета, формы и подобные, которые можно придумать к любой игре и любому сюжету, придумываются сами собой. О том, как затронуть сразу несколько тем, рассказывая сказку, писала тут.
Во-вторых, у дочери возраст приближается к 3 годам, возможностей и «соображалки» все больше. Интересы тоже меняются. Раньше я практически игнорировала занятия по темам, тематические недельки, потому что не видела у дочери желания долго заниматься по какой-то одной теме (времена года, наш дом, фрукты-овощи и подобные). А может, самой не хотелось долго в одном предмете копаться.
Теперь же, удерживая в голове разные тревожные для мам мысли вроде «после трех уже поздно» и наблюдая за дочерью, мне почему-то захотелось попробовать именно по темам позаниматься, расширить представления дочери о мире «вглубь». Потому уровень ее познаний, словарный запас и та же «соображалка» — все то, чем мы занимались в последний год – теперь меня вполне устраивают.
Собственно, новый план-шаблон для ежедневных и еженедельных занятий – это попытка соединить планирование по сферам развития (речь, логика, сенсорика и т.д.) и тематическое планирование. А также «пришить» сюда шпаргалки, которые я уже не раз рекламировала как очень полезный для мам инструмент. Например, здась.
Вот что получилось. При составлении собственной программы занятий важны два момента:
1) Содержание. Что будем развивать, по каким направлениям, где брать материал и так далее.
2) Структура. Как все это оформить, чтобы удобно было пользоваться.
Начнем с содержания.
В целом я умерила аппетиты: дочь на полдня ходит в домашний садик, где с ней тоже довольно плотно занимаются, плюс время на самостоятельные игры тоже должно быть. Поэтому в планах оставила по 4 сферы для ежедневных и для еженедельных занятий, а также несколько ритуалов и традиций, которые хотела бы развивать.
Ежедневка получилась такая: развитие речи и физическое развитие (это само собой), к ним в плюс – цикл «Природа» (имеется в виду наблюдение за погодой, опыты с природными материалами, акцент именно на окружающую среду, природу нашей страны – африканскими и прочими экзотическими животными дочь уже «переболела»), а также социально-бытовое развитие. Сюда я отнесла любимые ролевые игры с отработкой правил поведения в обществе, эмоциональное развитие и все, что связано с бытом и взаимоотношениями людей.
В ритуалы попало то, что мы еще иногда забываем делать: слушать музыку (динамично, с танцами и «просто слушать»), обсуждать итоги дня. Остальное – это новшества. Я решила поставить эксперимент над собой и над дочерью и попробовать позаниматься по комплексу готовых занятий. Тот, что попался мне, очень органично вписался в мои желания понаблюдать за природой и начать приобщать ребенка к достижениям культуры. Раньше я чужие разработки использовала только частично: брала презентации или отдельные игры. Потом обязательно расскажу, что получилось.
В еженедельный план попали такие 4 пункта:
Творчество. Ежедневно творить у нас никак не получается, другие теперь у дочери интересы. А если время от времени – с удовольствием. Поэтому – в еженедельный план.
Математика и логика, а также общее развитие. В фоне эти направления и так каждый день у нас «проскальзывают», а давать задания по альбомам, специальные игры ежедневно мне показалось утомительным для меня и для ребенка.
Естественный цикл. Название недетское, но надо же было как-то обозначить все это: основы географических представлений (о нашей планете, о рельефе, материках и океанах, погоде), животные и растения различных частей света, простейшие физические опыты и первые представления о таких общих понятиях как воздух, вода, земля и т.д.
Гуманитарный цикл. Сюда я отнесла рассказы по истории и игры по их мотивам, знакомство с произведениями искусства, с бытом и традициями народов мира. С культурным наследием, одним словом. Скажете, рано? Почитайте Сесиль Лупан.
Почему сфер 4, когда дней в неделе 7, или 5 – без выходных? Во-первых, потому что я других приоритетов просто не придумала, во-вторых, что-то можно и повторить, а особо интересные темы растянуть и на два дня.
Пятым блоком я сюда включила перечень всех методических пособий и «базовых игрушек», которые у нас имеются «на вооружении». Чтобы банально про них не забывать. Бывает у нас такое, что о какую-то очень полезной игрушке по несколько недель не вспоминаем.
Когда с содержанием определились, встает вопрос, как все это оформить.
В чек-листах мне импонирует идея ставить отметки отвыполнении. Это и самоконтроль, и самоанализ, и поощрение, и много что еще. Поэтому графу с отметками на 2 недели (14 клеточек) я оставила. Причем, забегая вперед, скажу, что в момент придумывания и выхода статьи мы находились в гостях, из инструментов у меня были бумага, ручка, красный маркер и прозрачный скотч (и никакого принтера), поэтому в процессе ручной сборки пришла такая идея: если клеточки о выполнении заклеивать полоской прозрачного скотча и ставить на ней отметки маркером или фломастером, план становится многоразовым: все эти отметки легко стереть и начать заполнять заново. Это версия — «очень черновик»: хотелось сделать быстро, а времени было от силы полчаса.
И ежедневный, и еженедельный лист делится на 5 частей (4 выбранные сферы + 1). Под заголовком приклеивается карман, туда по задумке должны попадать карточки с идеями, чем заняться по данному направлению на этой неделе. Например, нашли интересную пальчиковую игру – сразу выписали на маленький листочек и вложили в нужный карман. А на самих карманах – список, скажем так, видов занятий. В чек-листах это были подпункты в каждой из сфер. Например, «Физическое развитие»: зарядка, фитбол, игры с мячом, спорткомплекс и т.д. А в кармане – конкретные игры – с мячом, фитболом, новые стишки для зарядки. Отработанные карточки можно собирать в игротеку. Например, в органайзер с прозрачными файлами. Раз карточки небольшие, удобен будет формат А5 или фотоальбом 10х15 с прозрачными карманами.
Как я уже писала, в ежедневном плане бонусом идет список ритуалов/рутин, тоже с отметками о выполнении, т.к. это по сути самый важный список на внедрение, и с карманом для идей. К примеру, у нас легкая проблема – ребенок разлюбил купаться. Стала актуальной тема игр в ванной. Активно собираю идеи.
В еженедельном плане 5-й блок – это список пособий и игрушек, с карманом для идей, как еще их применять или какие пособия сделать/купить.
Вот такая система родилась, как всегда за одну ночь. Уточню еще раз, составляла для ребенка примерно 3-хлетнего возраста. Для более старшего тоже должно подойти, для детей помладше – разве что идею оформления и организации материала взять.
Шаблон в формате doc, то есть полностью редактируемый, скачивайте по ссылке. Украшать ничем не стала: нормальный рабочий план. Буду рада отзывам и комментариям, насколько удобно пользоваться (если решитесь применить).
А вот компакт-версия того же плана. Во-первых, посимпатичнее )). Во-вторых, два листа А4 физически не вместились в мой «домашний офис» на холодильнике, к которому я очень привыкла. Посмотреть, что туда еще входит, можно здесь и здесь. Эти листы пришлось вешать очень низко, и дочь мне их все время приносила: «мама, это твое».
В третьих, наметилось вдруг тяготение к «сделайсаму», а не к сделанным на компьютере версиям. Заметила, что когда пишешь руками, в голове откладывается лучше, а подобные планы, собственно, и нужны, чтобы лучше уложилось и побыстрее внедрилось.
Тут я уже не случайно, а специально проклеила полоску для отметок о выполнении тонким скотчем, сделав план многоразовым: отметки маркером прекрасно стираются по истечении 2 недель. Блок «список пособий» отпал за ненедобностью: немного поработав с черновой версией плана, я «вспомнила» про них и стала чаще доставать. А «ритуалы» переехали на отдельный листок, в пару к моему личному списочку полезных привычек на внедрение.
Теперь «пульт управления» домом в окончательном (вряд ли) виде выглядит так:
Я никого не призываю следовать в точности моим путем, у каждого он свой. Например, история, география и МХК для малышей – это мой личный «бзик». Тем не менее надеюсь, что кому-то мои объяснялки, зачем и почему, помогут выбрать свое важное и нужное.
Развивающие занятия для детей дома на каждый день
Но самые лучшие развивающие занятия для детей дома — это общение, разговоры и обсуждения.
Для развития ребенка и его любознательности нужно задавать ребенку вопросы, пользоваться еврейским способом — отвечать на вопрос вопросом. Например: ребенок спрашивает:
— «А почему у птиц крылья, а не лапы?» —
а вы ему отвечаете: — «А почему у птиц крылья, а не лапы?»
Ребенок уже подумает и ответит на свой же вопрос: — «Для того, чтобы птица могла летать.»
А ваша задача уже развить эту тему и продолжить разговор про птиц, так же задавая вопросы ребенку, и помогая на них отвечать.
Таким образом складывается и общение, и увеличение знаний у ребенка, и пополняется словарный запас, потому, что в разговоре все равно всплывет хоть одно слово, которое ребенок еще недопонимает. Никогда не отказывайтесь отвечать на вопросы ребенка. Умение задавать вопросы развивает его любопытство, воображение, умение добиваться конечного результата и получить полную картинку обсужденной темы. Если постоянно отнекиваться и говорить, что тебе еще надо подрасти, ты еще маленький для этого, или откладывать на потом — у ребенка напрочь отобьется охота и желание в дальнейших подобных разговорах.
В моей семье 2 ребенка: 1й — Илья 4 года, 2я — Ксения 1,10 года. У нас ежедневные разговоры и обсуждения. Младшая уже полно задает вопросов — это почему?, это где?… Поэтому я хочу вам помочь в организации таких тематических развивающих занятий с вашим малышом. Такие, можно сказать, развивающие игры подходят детям от года и старше. Если ребенок меньше, то необходимо задавать вопросы и отвечать на них самим, вскоре, когда малыш научится говорить, можно перейти на более сложный уровень.
Давайте проведем первое развивающее занятие с ребенком по теме: Весна
Сейчас на улице отличная погода, светит солнышко, снег растаял. Все дети рвутся на улицу погулять. Давайте используем эту возможность и сделаем не просто прогулку, а целое приключенческое, познавательное, разливательное занятие!
Объясните малышу, что весна — это начало жизни начало пробуждения многих животных и насекомых от долгого зимнего сна. Присядьте вместе с ребенком на прошлогодней травке и присмотритесь, кто же уже проснулся. Малыш увидит разных, может первый раз в жизни, насекомых.
Первым мы увидим жука — солдатика. У ребенка можно спросить:
— «Кто это?»
вы или ребенок: — «Жуки»
— «Их называют солдатики. Жуки — солдатики насекомые, всю зиму они спят. Спят они под листьями, которые осыпались с деревьев осенью и спрятали солдатиков что бы они не замерзли зимой, еще они залезают под камни и забиваются в кору деревьев и пеньков, а весной просыпаются и начинают ползать и искать себе еду.»
— «Как ты думаешь, что они едят? Они хищники или травоядные?»
— «Эти жучки хищники и кого они кушают? — Они кушают других насекомых. — У солдатиков есть сильные серповидные (показать пальцами) челюсти и, как змея, они ловят насекомых и через челюсти вводят яд в насекомое. Птицы и другие насекомые солдатиков не едят — они боятся яда «
— «А почему солдатики спят зимой? — Потому что зимой холодно и есть нечего, другие насекомые, которых они едят, тоже спят» (отвечаете или вы или ребенок, или вместе. Должен идти диалог и обсуждение. Выдавайте всю информацию, которую знаете сами, можно взять солдатика на руку и посмотреть поближе, или посадить его на палочку и таким образом рассмотреть. Поговорить о цвете, о лапках, о форме. Малышу будет очень интересно. Найдите солдатиков под камнем, под другим листиком.
Этого жучка труднее отыскать, но все же можно. Это самый любимый жучок детей — божья коровка.
— «Тебе нравится этот жучок? Он тоже спит всю зиму. А что божья коровка кушает? — Есть божьи коровки и хищники и травоядные, но в России в основном только хищники, а самые красивые и всем знакомые божьи коровки, красные с черными точками, только хищники. Жуки и личинки очень прожорливы и, уничтожая в больших количествах таких опасных вредителей как тли, листоблошки, червецы, щитовки и клещи, приносят громадную пользу сельскому хозяйству.»
— «А ты знаешь стишок про божью коровку? — Божья коровка улети на небко….. Давай вместе расскажем»
Уже появились первые бабочки! Одно из самых загадочных и красивых насекомых! Бабочка лимонница и павлиноглазка появляется практически с первыми лучами весеннего солнца. Эти бабочки много времени проводят в спячке.
— » Чем же питаются бабочки? — Бабочки сладкоежки! Они любят нектар цветов, любят фрукты, особенно груши. Кушают они через хоботок, который разворачивают как из рулончика и впивают в цветок или фрукт, и пьют так, как мы пьем сок из трубочки.
— «Сколько крыльев у бабочки?, Есть ли усики у нее?, Как из гусеницы идет превращение в бабочку? — это вы тоже можете рассказать своему малышу, нарисовать на земле палочкой бабочку и ее превращение из гусеницы в бабочку. Ребенок будет очень увлечен и доволен. Придите домой и нарисуйте бабочку краской — чем не развитие темы?
Самым счастливым моментом станет находка первого цветочка! Это будет Мать-и-мачеха!
— «Какой красивый цветочек! Он самый первый в городе вырастает! К тому же он очень полезный. Отвар с этим цветочком помогает от кашля и простудных заболеваний.
— » А бабочка прилетит попить нектара из этого цветка? — Да — На что похож цветок?, Какого цвета?, Много у него лепесточков?
Еще мы обязательно найдем на той же лужайке крохотных муравьев.
— «Сколько лапок у муравьев? — 6 — Они очень быстро бегают!»
Муравьи живут семьями в гнёздах, которые устраивают в почве, древесине, холмиках, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц.
Большинство муравьёв являются универсальными хищниками, падальщиками и косвенными потребителями листвы. Помимо пади и насекомых, муравьи могут питаться соком растений, нектаром, грибами, семенами. Всю еду, которую поймают муравьи, они приносят к себе домой и там уже делятся со всеми и едят сами. Какие они заботливые!
По дороге домой поговорите с ребенком о других животных, которые проводят зиму в спячке, думаю малышу понравится эта тема!
Примерно так может проходить ваша прогулка. Это интересно и познавательно! Развитие и увеличение знаний сразу гарантированно. И радость детей, их интерес, их желание узнать больше и увидеть еще раз, потрогать будут радовать вас каждый день!
Желаю удачно погулять! В следующий раз разберем другую тему, тоже будет интересно! Не забудьте, если понравилась тема, добавить сайт в свои закладки и поделиться с друзьями, для этого есть кнопочки чуть ниже.
В следующий раз в развивающих занятиях мы рассмотрим тему: «Хвосты» — зачем они нужны, у кого есть, как они помогают.
comments powered by HyperComments