7 правил мирной жизни с подростком
Несмотря на то, что теперь на «Меле» есть рубрика «Подростки» и даже подкаст, где они рассказывают обо всём на свете, мы продолжаем давать слово родителям. Наш постоянный автор Ксения Букша рассказывает, как выжить на одной территории с повзрослевшим ребёнком (особенно когда пришла весна и кровь кипит).
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Подросток — это человек, который созрел или почти созрел с точки зрения физиологии, но ещё далеко не повзрослел социально и эмоционально. Когда-то жизнь была устроена иначе: работать человек начинал с детства, в 13-14 мог выйти замуж, а самостоятельность и правоспособность зависела не столько от возраста, сколько от социального положения.
В наше время между физическим и социальным созреванием может пройти лет десять. Конечно, некоторым детям приходится жить своим умом и в 13, и даже в 8 лет: семьи бывают разные. Но умение добывать пропитание ещё не означает социальной зрелости. Это просто трудная судьба.
В результате на одной территории живут несколько взрослых или почти взрослых особей одного вида. Часто они конфликтуют. Попробую нащупать некоторые закономерности, а из них осторожно вывести правила мирной жизни родителя и подростка.
1. Устанавливаем границы
Молодые особи чисто инстинктивно норовят отхватить как можно больше ресурсов и территории, а трудную работу по обслуживанию — свалить на других. Это не полезно ни для них, ни для родителей. Чем чётче границы и правила, тем меньше обид и несправедливостей. Кто наводит порядок, где могут лежать личные вещи, когда нужно быть дома, в каком случае нужно обязательно ответить на звонок или сообщение — стоит обговорить все трудные случаи. Конечно, правила будут постоянно меняться, и в каждой семье они свои.
Прислушайтесь к себе. Что вам комфортно, а что некомфортно в совместной жизни с подростком или взрослым ребёнком?
- «Никогда не заглядывайте в монитор моего ноутбука и не бросайте даже беглого взгляда на мои заметки»;
- «После 22:00 все должны тихо сидеть в своих комнатах и не шуметь. Это моё личное время».
Спросите у подростка: каких правил не хватает ему?
- «Я не хочу, чтобы кто-нибудь заходил в ванную, когда я моюсь. Даже за полотенцем. Вообще никогда!»;
- «Не звони мне, если не случился пожар, мне неудобно отвечать. Шли сообщения».
2. Уважаем друг друга
Больше всего страданий испытывают родители, чей ребёнок, который раньше был «хорошим», вдруг «портится»: перестаёт слушаться, начинает огрызаться и хамить, уходит без предупреждения и не учитывает эмоциональных потребностей родителя. Некоторые вздыхают: «И мы такими были. Наверное, это нормально». Это не совсем так. Постепенное отделение от родителя — действительно нормально. Но хамства и грубости между ним и подростком быть не должно, как и в любых других отношениях
Мир и покой в семье — большая ценность. Если мать может сказать девятилетнему сыну (реальный диалог, происходивший при одноклассниках): «Ты, дебил! Где тетрадка по математике?! Где, я тебя спрашиваю?! Ты что тут расселся? Поднимай ленивую задницу, мы из-за твоих соплей сейчас опоздаем!», неудивительно, что подросший сын пошлет её на три буквы.
А что если мы всегда уважали ребёнка, а он вдруг «охамел» и пробует нас на прочность: что будет, если я скажу матери «закрой рот», «что за бред, ты спятила»? Тогда мы возвращаемся к вопросу о границах. На этот раз — эмоциональных. Услышав хамство или грубость, родитель может указать на это подростку и мгновенно прервать любое общение вплоть до момента, когда собеседник сменит тон.
Подросток — не маленький ребёнок, который не может отвечать за свои слова или поступки. Ответственность за отношения родителя и подростка уже поделена между обеими сторонами. Пока не поровну, у родителя больше, но всё-таки.
3. Шутим. Но не троллим
Юмор, ирония, самоирония могут очень помогать, когда живёшь вместе с человеком, переживающим метаморфозу из ребёнка во взрослого. Некоторые юные существа полны пафоса. Некоторые почтенные родители тоже. Научиться вовремя улыбнуться и перевести некоторые вещи в шутку — очень круто.
Но будем осторожны. Как бы мы ни были близки с нашими детьми, родитель и ребёнок всё же не могут жить на вечных подколках. Мы все довольно-таки уязвимы. Не только подростки, но и родители. В какой-то момент юмор может стать агрессивным и недоброжелательным, и родительство перестанет быть томным — вы сами не заметите как. Осторожнее с ним, даже если взаимное доверие не подвергается сомнению. Лучше шутить вместе, чем друг над другом.
4. Учимся тактичности
Обучаем тонким взаимодействиям подростка и учимся им сами. Больше куртуазности! Больше этого современного политеса, толерантности, танцев вокруг друг друга. Ещё в 10-11 лет: «Позволь мне, дорогая, поправить тебе лямку рюкзака?». Дитя ляпнуло что-то не то — лучше невозмутимо произнести «Пардон?», чем «Да как ты с родителем говоришь, щенок».
Конечно, тактичность исключает использование грубых и жестких методов взаимодействия. «Я с тобой не разговариваю», «Ты меня в могилу сведёшь» — плохо не только потому, что маленькому ребёнку это страшно и невыносимо. А ещё и потому, что родителю будет невыносимо, когда подросток переймёт его стратегию и будет по три дня молчать или угрожать суицидом. Не хотим, чтобы подросток нами манипулировал? Тогда не учим этому сами.
Если у некоторых членов семьи есть привычка насупившись сидеть по углам и ждать от окружающих чтения мыслей, хорошо бы от неё избавиться. Это плохой мир, который гораздо хуже доброй ссоры.
5. Даём как можно больше свободы
Вернёмся к началу. Нескольким взрослым (или почти взрослым) тесно в одном жизненном пространстве. А подростку и вообще может быть тесно в своей жизни, потому что он растёт и хочет получать больше свободы и ответственности. Если свободы не давать, то и мира не будет, а будет взрыв.
Но трудно определить: сколько именно свободы дать конкретному ребёнку. Мне кажется, что стоит дать чуть больше, чем мы готовы. Преодолеть свой страх и внимательно проследить, что будет. Скорее всего, он справится. А если получается плохо — сделать шаг назад, потом снова попробовать.
- «Засиживаешься до трёх ночи и с утра не идёшь на занятия? Пока телефон будет лежать ночью у меня».
- «Не отвечаешь на звонки, хотя договорились созваниваться? Вернёмся к дальним прогулкам позже, пока — только рядом со школой и домом».
6. Получаем удовольствие от общения
Никогда не будет мира с подростком, если родитель им не интересуется. И если разговоры между ними сводятся к быту, урокам и ссорам.
Мир будет, если подросток воспринимает родителя как опытного взрослого, который поможет в случае чего, и как близкого человека, с которым можно не стесняться, и как привычного собеседника, с которым каждый день говоришь о том о сём, не фильтруя базар — вовсе необязательно о каких-то сложных проблемах.
Для этого нужно, чтобы и наш ребёнок был нам интересен. Чтобы нам хотелось каждый день говорить с ним о чём угодно. К счастью, особенность детско-родительских отношений такова: если мы будем всё это делать с удовольствием, нам не нужно будет заботиться о том, чтобы быть интересными ребёнку. Это произойдёт само собой.
Сейчас таких семей становится всё больше. Разница между поколениями становится всё менее заметна. Часто мы смотрим, читаем, слушаем одно и то же, играем в одни игры, обсуждаем одни и те же события. Миры «17» и «45» пересекаются и не противоречат друг другу.
7. Делимся мыслями о будущем
Часто войны между подростками и родителями происходят потому, что образ будущего, который рисуют родители для своего ребенка, не совпадает с его собственным. Стоит обсуждать и понимать, какой он у подростка. А может, нет никакого? Ему важна уверенность: я не пропаду, пригожусь, буду заниматься чем-то полезным и интересным.
Сейчас проще, чем раньше, узнать о разных вариантах будущего, легче менять и сочетать их. Открывай и смотри — вот так работает хирург, а здесь волонтёры зовут тебя присоединиться уже сейчас, а в этой закусочной ты можешь заработать первую десятку за месяц.
Родители со своей стороны могут дать подростку понять, на какую помощь и поддержку он может рассчитывать на своём пути.
- «Мы готовы тебя кормить, и ты можешь жить у нас, пока учишься».
- «Придётся работать, и деньги — в общий бюджет».
- «О деньгах можешь не волноваться. Главное — найди занятие по душе».
Важно не быть категоричным, но точно обрисовать для подростка те ресурсы, которыми он может располагать.
И вот что ещё очень важно понимать. Все эти меры и методы не гарантируют, что подросток, например, «проживёт счастливую жизнь». Мы делаем это не для будущего, а для настоящего. Только для того, чтобы нам сейчас было хорошо вместе, чтобы, когда мы будем жить в разных домах — и даже, возможно, в разных странах — оба вспоминали бы об этом времени с теплом.
Иллюстрации: Shutterstock (GoodStudio)
Жизнь подростка
Современные подростки сейчас уже не те, что 20 и даже 10 лет назад- совсем иные интересы, другая психология круг общения и образ жизни. В настоящее время мир развивается так быстро, что невозможно предугадать, от чего будет зависеть в скором времени поведение этой группы социума.
Если рассматривать жизнь подростков в России и ,например Америке, то существенных различий нет в том смысле, что влияние информационных технологий активно дает о себе знать по ту и другую сторону океана.
Интернет – зависимость — одна из многочисленных проблем нашего времени. Образ жизни подростков в настоящий момент уже не предполагает таких активных и интересных занятий, как игра в футбол во дворе, поход на речку или пляж, чтение книг, занятий музыкой, поход на концерт, в парк и тд. в той же степени, что это происходило раньше. На смену реальному общению пришло виртуальное, порожденное бесчисленным множеством социальных сетей, благодаря чему современные подростки постепенно превращаются в лентяев и пассивных, ни к чему не устремленных людей.
Однако все же в России жизнь подростка имеет больше негативных сторон. В том числе это поверхностное, можно даже сказать безразличное отношение к своему здоровью, равнодушие к чужим заботам и проблемам и на фоне всего этого- все больше растущая агрессия по отношению к обществу. Все проблемы воспитания и мировоззрения, как известно, родом из детства, поэтому профилактическую беседу на тему «что такое хорошо, а что такое плохо» необходимо проводить с самого раннего детства для того, чтобы подростку было с чем сравнивать, чтобы он имел представление о последствиях того или иного выбора. При этом самым главным правилом в воспитании остается соблюдение демократии интересов ребенка, как личности, то есть не авторитарное навязывание своей сложившейся системы ценностей, а мягкое и грамотное разъяснение вариантов поведения в той или иной ситуации.
Современный подросток испытывает огромную потребность в живом общении. Родители, тем не менее, как правило уделяют очень малое количество времени своим детям – и это тоже большая ошибка. Недобирая это общение в одном месте, подросток обязательно доберет его другом и пойдет искать его либо на улице за бутылкой пива и сигаретой, либо сутки напролет просиживая в социальных сетях.
Частой попыткой привлечь к себе внимание становится подростковый суицид, чаще всего имеющий место в неблагополучных семьях. Психологи, проводящие тестирование подростковых групп с целью выяснить рейтинг желательных ценностей были удивлены тем, что на первых местах оказались такие ценности, как безопасность, комфорт, наличие верных друзей, любовь, благополучная семейная жизнь, уступив место ценностям развития и творчества. Современные подростки уже почти не увлекаются красотой природы и искусством. Мало кого интересует активная деятельность. Подростки ценят в основном так называемые «непреходящие» ценности –здоровье, любовь, благополучие. Разницу в ценностях у детей и взрослых показывает отношение к музыке. Для подростков музыка – это источник положительных эмоций, поскольку помогает уйти от негативных переживаний, но родители редко поддерживают музыкальные увлечения своих чад, многие иронизируют, а некоторые настроены даже враждебно.
Взрослые пытаются контролировать свою жизнь и жизнь своих детей-подростков, вместо того, чтобы попытаться понять и принять подростковую жизненную систему ценностей. Но именно мы, взрослые в ответе за тех, кого мы воспитываем и за то, каким будет наше общество по прошествии определенного количества лет – общества, состоящего из нынешних повзрослевших подростков.
Личная жизнь подростков
Личная жизнь подростка и доверие к нему
Стремление к большей конфиденциальности является естественной частью подросткового возраста. В то же время подросткам по-прежнему нужна ваша поддержка для принятия правильных решений. Доверие – это ключ к поиску баланса между потребностью вашего ребёнка в скрытности и вашей необходимостью знать, что происходит.
Базовые принципы
Конфиденциальность
По мере взросления вашего ребёнка ему потребуется больше личной жизни и больше личного психологического пространства. Это потому, что он имеет дело с большими подростковыми проблемами, такими как понимание того, кем он является. Он также набирает новые физические и умственные способности и развивает новые социальные интересы. Часть процесса взросления – учится решать эти проблемы независимо и ответственно.
Скрытность
Желание иметь больше личного пространства и побыть больше времени в одиночестве не обязательно означает, что у вашего ребёнка есть что скрывать. Скрытность является частью развития независимости – это естественная часть подросткового возраста.
Однако крайняя скрытность иногда может быть признаком более серьёзной проблемы. Если ребёнок проводит много часов в своей комнате, почти никогда не хочет поговорить или наоборот кажется неожиданно очень отзывчивым, вы можете обратиться за помощью. Можно начать с врача или школьного психолога.
Контроль
Подростки не совсем готовы жить во взрослом мире, так как подростковый мозг все ещё развивается, а значит, подростки более склонны к импульсивному и рискованному поведению. Подростки все ещё нуждаются в ваших советах и поддержке. Для их жизни полезно, чтобы вы поддерживали связь с ними и знали, что у них на уме.
Но поскольку подростки также нуждаются в конфиденциальности и независимости, вам нужно будет следить за своим ребёнком иначе, чем, когда он был моложе. Возможно, вам потребуется больше внимания и осмотрительности.
Уважение личного пространства вашего подростка
Спросите себя, что вам действительно нужно знать. Это может помочь вам разобраться, где границы личной жизни вашего ребёнка. Есть некоторые вещи, которые вам нужно знать, например, где ваш подросток будет в субботу вечером и как он доберётся туда и обратно. Другая информация может быть оставлена в тайне между вашим ребёнком и его друзьями, например, о чём они говорили на вечеринке или с кем они танцевали.
Практические способы уважения личной жизни вашего подростка:
- стучать перед входом в его комнату,
- спрашивать, прежде чем осмотреть школьную сумку,
- узнавать, хочет ли ваш ребёнок, чтобы вы находились вместе с ним на приёме у врача.
Необходимо также обсудить вопросы конфиденциальности вашего ребёнка, установить некоторые основные правила и разработать определённые границы. Они могут быть изменены по мере взросления вашего подростка. Вы также можете поговорить о ситуациях, когда вам нужно будет нарушить согласованные границы.
Чтобы демонстрировать то, что вы уважаете личную жизнь своего подростка, вы можете избегать таких вещей, как:
прослушивания его телефонных разговоров,
осмотра вещей в его комнате,
проверка стола или школьной сумки,
проверка его учётной записи электронной почты,
«дружба» с ним в социальной сети, например, ВКонтакте,
Звонки на мобильник, чтобы все время проверять его или её.
Успешный контроль подростка
Лучший контроль – сдержанный, он основан на доверии и поддержании дружеских контактов с вашим ребёнком. Когда у вас есть доверительное повседневное общение, ваш ребёнок с большей вероятностью делится тем, чем он занимается.
Вот некоторые идеи для успешного контроля:
Когда ваш ребёнок начнёт разговор, прекратите делать то, что вы делаете, и активно слушайте. Это говорит ему о том, что вас интересует, что происходит в его жизни.
Знакомство с друзьями вашего ребёнка и предоставление им возможности бывать в вашем доме помогает поддерживать связь с друзьями вашего ребёнка. Общение с родителями друзей вашего подростка может помочь создать безопасную среду для него и его друзей и помочь вам контролировать их действия.
Если вы научите понимать, что вы ожидаете относительно того, что вам нужно знать, когда ваш ребёнок молод, он будет нести эти ожидания, когда станет старше.
Хороший семейный ужин должен быть как можно чаще, он может быть великолепным шансом для всех пообщаться о том, что происходит.
Вы можете следить за успеваемостью в школе, за домашним заданием и сроками выполнения без ежеминутного контроля вашего ребёнка. Это легче делать, когда у вас хорошие отношения с его школой и его учителями.
Если вы зададите некоторые основные правила в том, что ваш ребёнок может делать в свободное время, вам не придётся постоянно подглядывать через его плечо.
Будьте в курсе о том, что ваш ребёнок читает, смотрит по телевизору и делает на компьютере или в Интернете. Держите телевизоры и сетевые компьютеры в общих комнатах вашего дома – это помогает.
Старайтесь не нарушать доверие своего ребёнка или вторгаться в его личную жизнь. Но имейте в виду, что могут быть моменты, когда вам нужно точно знать — «Где вы были?» или «Куда вы идёте?».
Санкции за нарушение доверия
Ваш ребёнок может нарушить ваше доверие или неправомерно использовать своё личное пространство. Для одноразового нарушения вы можете снять привилегию — например, запретить на некоторое время пользоваться телевизором и компьютером. Вам также может потребоваться более детально контролировать вашего ребёнка в течение определённого периода времени, пока он не восстановит ваше доверие.
Для серьёзных нарушений доверия или нарушений, которые продолжают происходить, вам и вашему ребёнку необходимо будет восстанавливать доверие в течение длительного времени. Для этого может потребоваться использовать такие стратегии, как:
- «домашний режим» (запрет на общение вне дома в течение определённого периода времени),
- лишение определённых привилегий,
- запрет не несущественные поездки,
- прекращающих выплат карманных денег.
Вы можете также обсудить практические способы, которыми ваш ребёнок может вернуть ваше доверие. Например, демонстрируя на практике, что он может нести ответственность за определённые задачи в течение определённого периода времени. При этом необходимо показывать вашему ребёнку, что вы всё ещё любите его, даже если вы разочарованы его поведением, это поможет ему прийти в норму и учиться на своих ошибках.
Преимущества контроля
Контроль своего подростка стоит усилий. Подростки, чьи родители хорошо контролируют их:
- менее склонны к участию в антиобщественном поведении (например, воровстве или насилии),
- менее вероятно участвуют в употреблении алкоголя или психоактивных веществ,
- начинают позже заниматься сексом, и практикуют более безопасный секс, когда они сексуально активны,
- менее вероятны испытывают депрессию,
- более вероятно у них ощущают высокую самооценку,
- имеют лучшие результаты в школе и более низкие показатели прогула и отстранения от занятий,
- быстрее придут в норму после «трудных времён».
Доверие – это ключ в воспитании. Подростки ценят доверие своих родителей, и они не хотят его терять. Исследования показывают, что молодые люди, которые считают, что им доверяют, с большей вероятностью будут оставаться с вами открытыми и честными, придерживаться правил и пытаться оправдать ваши ожидания.
Совет. Продолжение содействия диалогу важно для ваших отношений с ребёнком-подростком.
Слабый контроль может оставить подростков без поддержки, необходимой им для принятия безопасных решений в поведении и отношениях. Но слишком сильный контроль может демонстрировать вашему ребёнку, что вы не доверяете ему. Когда вы контролируете подростка в доверительной манере, вы содействуете тому, что он научится принимать правильные решения и вести себя ответственно.
Каков он сегодня — образ жизни подростка :: SYL.ru
Современная жизнь подростка
В нынешнее время психология подростка претерпевает изменения. Современный уровень мышления нашей молодежи проигрывает в сравнении с тем, какого размаха ум молодого человека достигал в середине XX века. Всеобщая свобода действий, возможность выбрать любое направление деятельности, абсолютно любая сфера знаний и скорость получения этих знаний — все это сегодня доступно любому человеку. Образ жизни подростка современного складывается из нескольких составляющих. В первую очередь, это конечно же, компьютерные технологии, которые массово завлекают своей простотой и вседозволенностью. Ссегодня это уже что-то вроде неизлечимой болезни для молодежи. Ведь образ жизни подростка набрал таких бешеных темпов, что порою к 24 годам юноша или девушка чувствует себя пожилым человеком. Вторая составляющая жизни подростка и, наверное, одна из главных его проблем — это незнание, куда двигаться и на какое полезное занятие тратить свою жизнь. Многие не понимают, чего хотят на протяжении всей своей молодости, потому что сфера развлечений заставляет отдавать все силы на удовольствия и развлечения. Мы стали менее активны и более подвластны сомнениям. Наша психика стала менее защищенной от стрессов и помешательств. Такой образ жизни подростка может только погубить его. Недавно было зафиксировано, что максимальная смертность среди молодежи — как раз по причине самоубийств на нервной почве. Психика не выдерживает — и мы накладываем на себя руки, так и не добившись никаких результатов. Это печально, и с этим что-то нужно делать.Отличие западных подростков в наличии поощрений со стороны взрослого поколения
Жизнь американских подростков не отличается практически никакими светлыми моментами, за исключением того, что там люди более поощрительно относятся к тем, кто хоть что-то делает. Любой подросток, увлекающийся чем-то, может найти человека, который поможет ему реализовать его идею. Потому что там все еще верят, что будущее творят молодые умы. Им легче потеснить пожилого рабочего, чтобы дать дорогу молодому, нежели оставить подростка без работы. У нас, увы, наоборот — молодежь ничего не хочет делать, а тем, кто хочет, ничего не дают делать. В этом и вся проблема.
Российские подростки — без отличий от американских сверстников
Образ жизни российского подростка в большинстве своем также ничем не отличается от того, что мы видим по телевизору или рядом с собой. Общая психология молодежи сегодня старается отбросить долгое книжное развитие и сосредоточиться на более быстром и менее объемном материале. Все, что требуется, можно легко отыскать в Интернете, и не нужно для этого листать учебники или специализированные журналы. Все есть, и все очень доступно. Главная вещь, которой очень не хватает современной молодежи, — это знание того, на что потратить свою жизнь. Образ жизни подростка претерпевает изменения. И так будет всегда, пока не остановится развитие человечества. И чтобы достичь уровня западных стран, нужно предоставлять подросткам больше возможностей для реализации их идей.13 непростых фильмов про жизнь подростков
Подростковый возраст – трудное время, которое стоит родителям и окружающим нервов и седых волос. Даже благополучные дети могут начать выкидывать удивительные фортеля. Но некоторые случаи – особенно тяжелые.
Добро пожаловать к Райли / Welcome to the Rileys, 2010
Драма, в которой Кристен Стюарт продемонстрировала, что умеет играть, а не только изображать вампиршу.
Необычная драма, продюсером которой выступили Тони и Ридли Скотт. Семейная пара Райли буквально раздавлена смертью их дочери. Отношения начинают рушится, они отдаляются друг от друга, мучимые чувством вины. У Лоис нарастают старые страхи, приводя к возникновению агарофобии, а ее муж, Даг, ищет утешения на стороне. Все меняет встреча Дага с Мэллори, 16-ти летней проституткой, в которой он видит воплощение своей дочери. Возможно, забота о другом человеческом существе – это то, что способно сплотить семью. Но нужна ли Мэллори их забота?
Хотя фильм считается независимым, он «нахватался» стереотипов, известных еще со времен «Преступления и наказания». Впрочем, очень интересно смотреть на Кристен Стюарт в совершенно новом для нее амплуа. Справилась она прекрасно.
Учитель на замену / Detachment, 2011
Необычная роль Эдриена Броуди – он сыграл школьного учителя по имени Генри. Генри – человек очень специфический. Несмотря на то, что у него явно есть талант педагога, он предпочитает быть учителем на замену. Так проще: к таким учителям меньше требований, значит, ответственность меньше. А Генри боится ответственности. И боится привязанностей. Ему лучше оставаться отчужденным (буквально название фильма и переводится как «отчуждение»). В жизни героя нет привязанностей, его единственный родственник – это дед, да и тот живет в доме престарелых. Все может измениться, когда Генри встретит заблудшую душу, проститутку Эрику. И приступит к работе в новой школе, где ему придется по-настоящему туго. Но, возможно, эти трудности наконец разбудят его чувства.
Фильм достаточно тяжелый, финал его неоднозначен. По атмосфере и сюжету он очень напоминает «Опасные мысли» с Мишель Пфайффер. В фильме впечатляющий актерский состав: помимо Броуди, Брайан Кренстон, Кристина Хендрикс и Люси Лью.
Что-то не так с Кевином / We Need to Talk About Kevin, 2011
Тяжелый фильм, который в очередной раз заставит родителей задуматься о том, что они делают не так. Картина сделала звездой Эзру Миллера.
Большая часть событий показана глазами героини, Евы, писательницы, чей сын совершил чудовищное преступление, лишившее жизни нескольких человек. Перебирая в уме эпизоды из жизни сына, Ева силится понять: где она допустила ошибку? Когда что-то пошло не так? Возможно ли, что Кевин уже родился с какими-то отклонениями, ведь он всегда был странным ребенком. И самое главное – что делать теперь, как вести себя с собственным ребенком, совершившим чудовищный поступок?
Невероятно тяжелый фильм, который ставит перед зрителем множество вопросов, не давая ответов. Великолепная игра Тильды Суинтон.
Зачетный препод / Fack ju Gohte, 2013
Немецкая комедия, а заодно и сатира на школьных учителей.
Главный герой фильма, Зеки, никак не связан с педагогической деятельностью. Просто перед отсидкой он закопал в школьном дворе деньги. А пока сидел, на этом месте построили спортзал. Зеки ломает голову, как ему проникнуть на территорию школы, найти и достать деньги и в конце концов решает устроиться в школу на работу. Его не смутило, что вакансия только одна – учителя. А зря, потому что ему достается класс старшей школы, и это оказывается самым страшным испытанием в его жизни, даже хуже тюрьмы!
В целом в фильме достаточно штампов, присущим фильмам о школе, но хороший юмор и актерская игра вытягивают сюжет.
Клуб «Завтрак» / The Breakfast Club, 1985
Фильм-феномен, окупившийся в прокате в 50 (!) раз, при этом получивший негативную реакцию у критики. Что еще раз доказывает, как страшно далеки кинокритики от народа.
Камерная трагикомедия или драмеди о нескольких часах из жизни школьников, которые они вынуждены провести в библиотеке за написанием унылого сочинения. Это наказание, которому они подверглись за разные проступки. Самое обидное, что день – выходной. Все они не являются ни друзьями, ни даже хорошими знакомыми. Но в процессе общения открываются друг другу.
Один из первых откровенных фильмов о подростках, открывающий неприглядные вещи в их общении с родителями: жестокость и непонимание взрослых, завышенные ожидания, постоянное давление и отсутствие внимания. Несмотря на кажущуюся легкость, фильм в свое время был остросоциальным и обращал внимание на многие тенденции в обществе, касающиеся подростков. Но и в наше время фильм смотрится вполне современно, несмотря на изменившуюся реальность.
Загадочная кожа / Mysterious Skin, 2004
Фильм снял Грегг Араки, известный по сериалам «13 причин почему» и «Ривердейл», также на подростковую тематику.
Картина исследует влияние детской травмы на последующую жизнь: речь идет о двух подростках, которые в детском возрасте подверглись преследованиям со стороны тренера. Один становится проституткой, а психика второго напрочь вычеркивает эпизод из памяти. Тем не менее, он не может построить нормальную жизнь. Каждый из них решает свою проблему по-своему, но на самом деле только они могут помочь друг другу.
Выход фильма сопровождался скандалом из-за его откровенности, картина вышла в ограниченный прокат.
Девственницы-самоубийцы / The Virgin Suicides, 1999
Первый фильм Софии Копполы, дочери знаменитого режиссера. Зрители фильм не поняли, зато критики превозносили его до небес, отмечая точность и детальность экранизации романа Джеффри Евгенидиса и режиссерский стиль дебютантки.
Одна из пяти сестер в приличной католической семье по непонятной причине пытается убить себя. Повторяет попытку, и ей все удается. Родители начинают пристальнее следить за оставшимися дочерями, изолируют их от общества, создавая вокруг атмосферу загадочности и тайны.
Картина напоминает «Пикник у висячей скалы», где форма превалирует над содержанием, а здравый смысл приносится в жертву атмосфере и красивой картинке.
Класс / Klass, 2007
Драма эстонского режиссера поднимает важную и болезненную тему травли в школе и ее последствий. Фильм номинировался на Оскар как лучший фильм на иностранном языке.
Герои его ленты – школьный изгой и популярный парень, также оказавшийся «по другую сторону баррикад». Однажды пойдя против толпы, Каспер сам становится объектом травли своих бывших друзей. Не пытаясь решить проблему с помощью взрослых или каким-либо иным способом, он и его новый друг прибегают к крайним мерам.
Во многих странах принимаются меры безопасности, чтобы предотвратить стрельбу в школах, но травля остается одной из наиболее серьезных школьных проблем, для которой пока нет решения.
Тринадцать / Thirteen, 2003
Картина о «дружбе» двух непохожих друг на друга школьниц – одна примерная отличница, у которой хорошие отношения с матерью и в целом довольно благополучная семья, и девочкой, у которой фактически нет семьи. Каждая из них жаждет получить то, чего нет у другой. Трейси хочет быть более интересной и раскованной, а Иви хочет иметь нормальную семью. На таком шатком фундаменте дружбы не построить.
Одна из первых заметных ролей Эван Рэйчел Вуд и хорошая работа Холли Хантер, которая получила за нее номинацию на Оскар.
Детки / Kids, 1995
Очень безрадостный фильм о выживании неблагополучных тинейджеров на улицах Нью-Йорка. Режиссер затронул болезненные темы подросткового незащищенного секса, преступности, употребления наркотиков и алкоголя, заражения ВИЧ-инфекцией.
К сожалению, режиссер явно злоупотребил остросоциальными темами в ущерб сюжету, и в итоге картина состоит из провокаций, шокирующих сцен и откровенной «чернухи». Впрочем, провокации сработали, и фильм был хорошо принят зрителями.
Тренер Картер / Coach Carter, 2005
Спортивная драма из школьной жизни с хорошим (на то время) саундтреком и Сэмюэлем Л. Джексоном в главной роли.
Основанный на реальных событиях фильм рассказывает о противостоянии тренера и учеников-спортсменов. Кен Картер, бывший успешный игрок в баскетбол, получает совершенно разболтанную школьную команду – никакого понятия о дисциплине и уважении. Его попытки ввести строгую дисциплину и навести порядок встречают откровенную враждебность со стороны учеников. И Картер решает прибегнуть к крайним мерам – закрыть спортзал, пока парни не придут в чувство.
На выходе получилась отличная драма, без надрыва и пафоса. Ченнинг Татум сыграл свою первую роль, и его карьера стремительно пошла в гору.
Писатели свободы / Freedom Writers, 2007
Еще одна вариация на тему «Опасных мыслей», только с Хилари Суонк. Молодая идеалистка из благополучного района и благополучной семьи приходит учительницей в класс с трудными подростками. Когда-то это была приличная лос-анжелеская школа, но все изменилось после расовых беспорядков. Сейчас обстановка в школе такова, что многие ее ученики состоят в бандах, а драки и потасовки стали рутиной. Постепенно Эрин завоевывает уважение учеников, проводя с ними все больше времени, а также учит их толерантности, терпимому отношению к людям других рас и конфессий.
Сюжет довольно затаскан и предсказуем, но выразительные персонажи делают фильм интересным.
Дневники баскетболиста / The Basketball Diaries, 1995
Ко времени выхода фильма Ди Каприо уже громко заявил о себе, как о хорошем актере, а роль Джима лишь подтвердила его талант.
Фильм основан на автобиографической книге. Спортивная звезда школы, красивый парень с перспективами, пробует героин и моментально становится зависимым. Он постепенно катится по наклонной, его лучший друг умирает от лейкемии, мать выгоняет его из дома, его ждет улица и падение. Найдет ли Джим в себе силы и мотивацию избавиться от зависимости?
Фильм считается одним из лучших на тему подростковой наркозависимости, хотя смотреть его местами очень тяжело и даже невыносимо. На эту же тему в 2018 году снят прекрасный, но очень грустный фильм «Красивый мальчик» (Beautiful Boy), но история показана через призму взглядов отца, который пытается помочь сыну.
Сохраните, чтобы не потерять
Подпишитесь на нас в Яндекс.Дзен
Подписаться9 любопытных отличий современного подростка от советского
Современные подростки родились в эпоху интернета и смартфонов и воспринимают информацию по-другому. Как минимум не так, как их родители. В чём их главные отличия от предыдущих поколений — обсудили социологи Юлия Юзбашева и Ирина Морозова (ValidataKIDS) и психолог Анна Привезенцева (центр «Точка») в рамках совместного проекта «Мела» и Pioner Talks «Вы нас даже не представляете: Подростки 2.0».
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Гордится тем, что он ребёнок
Детство в СССР, будем честны, никак не было устроено. Оно считалось обыкновенным возрастным этапом, когда ребёнок ходит в школу, делает уроки, бегает во дворе и как-то сам по себе растёт. Современный мир стал детоцентричным. Теперь женщина выстраивает целый сценарий вокруг своего материнства. Ребёнок едва успевает родиться, а уже спит на подушке с собственным изображением (какой кадр для инстаграма!).
Детство сейчас — это огромная инфраструктура: детские медиа, политика, бренды. И подростки прекрасно осознают свой детский статус. Они садятся и говорят: «Окей, сыграем в ваши маркетинговые игры. Кто тут интереснее за меня борется, тому и отдам родительские деньги». При этом подростки плохо понимают, например, зачем идти в сберкассу и за что-то платить. Для них взрослый мир — какая-то далёкая реальность.
2. Рано осознаёт свой гендер
В СССР, как известно, секса не было. А гендер был, но, скорее, функциональный. Он определял общественные роли: мужчина — защитник родины и семьи, женщина — хранительница очага. И тем не менее в детстве мы все носили одинаковые штанишки. Выпячивать свою девочковость или мальчиковость никому и в голову не приходило. Даже герои мультфильмов (Карлсон или кот Леопольд) были совсем не про пол.
Сегодня мамы наряжают годовалых девочек маленькими принцессами, а мальчики, которые лежат как кабачки и ещё ничего не понимают, уже облачены в футболки с Суперменом. Годам к десяти дети отлично осознают свой гендер и иногда даже заводят первые романтические отношения. А вот дальше, когда ребёнок превращается в подростка, он радикально переворачивает какие-то детские модели. Отсюда тенденция к унисексу — ему гораздо менее интересно выпячивать то, что и так с ним с рождения.
3. Ищет выгоду из дружбы с родителями
На замену строгим мамам-консерваторам с их любимым «нельзя» приходят мамы либеральные. Самые продвинутые из них живут по принципу современных психологических учебников. Такая мама многое разрешает ребёнку, но выбор за него всё равно делает сама, причём заранее. Например: «Что ты будешь, сынок, — яблоко или грушу?» Здесь нет варианта с чипсами. Но отношения в таких семьях всё равно хорошие, потому что ребёнок уверен: к его мнению прислушиваются.
У подростка не возникает ощущение давления, как раньше, поэтому он не отторгает родителей. Получаются не авторитарные отношения, а мир-дружба-жвачка (только без жвачки, вредно ведь). Детям это выгодно, в том числе с материальной точки зрения. Они везде ездят с мамой и папой, которые балуют их одеждой и айфонами. И ребёнок часто проводит прямую связь между тем, что родители покупают и насколько сильно они его любят.
4. Увлекается сразу всем, но поверхностно
Мы все помним архетипы советских детей. Например, бунтарь, который не хотел участвовать в школьных огоньках и постоянно прогуливал. Или ботан-отличник, который в жизни всегда почему-то оказывался на троечку с минусом. Считалось, что чем лучше человек учится, тем меньше он приспособлен к реальной жизни.
Сегодня формируется совокупный архетип — этакий Леонардо, о котором грезят все родители: одновременно и спортивный, и интеллектуальный, и добрый, и умеет постоять за себя. У современного подростка полно неглубоких знаний, но их спектр колоссален. Такой ребёнок-трикстер набит актуальными темами, но слабо ориентируется в них. Он рассекает социальное пространство, как водомерка, и знает лишь то, как выкинуть очередную ложноножку и сформировать цепкий социальный контакт.
Если подросток серьёзно увлечён какой-то одной темой, например, компьютерным миром и гаджетами, в современном мире он уже гик — и сверстники теряют к нему интерес. Хотя ещё несколько лет назад это казалось крутым. Теперь немодно увлекаться и определённым стилем в музыке. Подростки зовут себя меломанами — это значит, что в музыкальных течениях ровным счётом ничего не смыслят. Просто они живут синглами из плейлиста «Топ-100 песен за последний год».
5. Социализируется в сети
Нынешние дети живут в социальных сетях. С одной стороны, это здорово. Если раньше социализация в школе не удавалась, ребёнок был несчастным (вспомните фильм «Чучело»). Сейчас даже если в школе ребёнок никто, в интернет-мире он повелитель драконов и окружающие его обожают. У человека нет такого ужасного ощущения одиночества.
С другой стороны, вся жизнь теперь выстраивается по принципу постоянного формирования социальной сети. И это тяжело. Нам в СССР было гораздо проще нагулять крутизну — хватало, например, прикида. Сейчас всё иначе: популярность — это прежде всего твоя социальная активность, в том числе в интернете.
6. Старается быть умеренным во всём
Поскольку мы живём во время тотального плюрализма, сверху не спущено никаких моральных, этических или эстетических норм. Подросткам дают полную свободу и максимум возможностей. А они все мигрируют к центру и формируют собственные нормы — пожёстче, чем были в Советском Союзе. Вот вам яркий пример: папа-рокер повёл дочку на концерт, она встала в очередь. Он ей: стоять тыщу лет, давай через забор! Она: папа, ну ты чего?!
Хороший тон среди подростков — соответствовать общему хипстерскому стилю. Выпендриваться уже не круто. Есть даже понятие «пояснить за шмот», когда ты оделся слишком вызывающе. Наши дети умерены в питании, в употреблении химических веществ и даже в политических взглядах. Да-да, большинство подростков лояльны к власти и не особенно включены в происходящие события. У них принято быть в меру патриотичным.
7. Постоянно хочет развлекаться
Дети сегодня в восторге от агрессивного монтажа. Долго следить за тем, что происходит на экране с одним человеком, они не могут. Ещё в 2000 году внимание подростка в среднем концентрировалось на 12 секунд, а к 2012 году этот показатель снизился до 8 секунд. В общем, детское сознание уже окончательно и бесповоротно стало клиповым. Поэтому ребёнок живёт демотиваторами и общается стикерами.
Подростки всё реже берутся за большие книги: скучно, сложно, много букв. Выражать свои чувства с помощью слов им тоже тяжело. Впрочем, и самих чувств, особенно негативных, ребёнок стал избегать. Он просто не представляет, как вообще можно остаться наедине со своей грустью, раздражением или скукой. Потому что под рукой всегда гаджеты, есть чем поднять настроение.
8. Некритично относится к информации
Раньше учёба была джедайством: знания перерабатывались внутри подростка и превращались в жизненный багаж. Сегодня шведский стол гугла и яндекса работает круглосуточно, и количество подходов к нему не ограничено. Дети не решают задачи, а сразу ищут ответы. Например, если раньше ребёнок задумывался над вопросом «Быть или не быть?», то сегодня он забивает его в поисковую строку — и ему вываливаются тысячи весьма неглупых ответов.
Все взрослые восхищаются тем, как дети умеют работать с информацией. Но ведь ребёнок просто берёт её во временную аренду, и она не вызывает такого критического отношения, как вещи, которые мы просматриваем через призму знаний. Сегодня дети — не столько созидатели, сколько айтишники: они просто комбинируют разные данные и составляют коллаж, который и становится их взглядом на мир.
9. Боится свободы выбора
Родители почему-то уверены, что подросток живёт с ними в одном пространстве. На деле физическое пространство и правда одно, а вот человеческое изменилось. Если раньше было советское общество, то сегодня у нас социум. Это не просто новое модное слово, а единство непохожих, когда каждый изначально рождается уникальной личностью.
В СССР был культ личности, сейчас — культ личностей (сколько людей, столько и личностей). Чтобы помочь ребёнку раскрыться, почувствовать тягу к какому-нибудь занятию, родители отдают его в миллион секций. Педагоги там только и делают, что хвалят детей (ведь ругать психологи не советуют). И когда человек вылупляется во взрослую жизнь, он представляет собой не всесторонне развитую личность, а набор пробников. В нём пруд пруди успешных понравившихся опытов, и вдруг он должен выбрать что-то одно.
Раньше профессия была общественной функцией, винтиком в государственной машине. А сегодня это только твоё дело, лишь бы получал от него удовольствие. Родители дают подростку полную свободу выбора. Но ребёнок не знает, что с этой свободой делать. Он боится, что не сможет резко выбрать специализацию, что не станет успешным и счастливым.
Следующая встреча «Мела» и Pioner Talks «Современные подростки и интернет» пройдёт 18 июня в парке «Сокольники». О том, почему жизнь современных подростков больше не делится на офлайн и онлайн, расскажут психолог и специалист по интернет-зависимости Артем Кондрашкин, SMM-менеджер телеканала RTVi Роман Бордунов и учитель московской гимназии № 45 Иван Сорокин.
Вход бесплатный, но нужно заранее зарегистрироваться.
Фото: iStockphoto (Choreograph, Beo88, shironosov, Germanovich, STUDIO GRAND OUEST, PavelIvanov, Yalana)
Правила жизни российских подростков — Wonderzine
Совсем не удивительно, что подростки увлекаются уличной модой — всё-таки они и есть её целевая аудитория. Я думаю, они находят в ней то, чего не видят в более высокой, «подиумной» моде: некоторую приземлённость, приближённость к их собственной жизни, подчёркнутую «крутость» и местами вычурность — не будем забывать о понтах.
На мой музыкальный вкус отчасти повлияли родители, я слушаю как современную, так и относительно старую музыку. The Cure, Doors, PJ Harvey, Sonic Youth, Coil, Joy Division / New Order, David Bowie, The Smiths, Massive Attack, Radiohead, Siouxsie and the Banshees, Morphine, Swans, Underworld.
Единственное, чего я никогда толком не пытался слушать, — классическая музыка (за исключением авангардных композиторов, типа Джона Кейджа или Стива Райха), хотя очень хотел бы в ней разбираться. Но это подразумевает для меня некий труд, усилие над собой — пока не могу вникнуть и начать получать от неё удовольствие.
О новой музыке узнаю в основном через сайты типа Pitchfork, хотя редко возникает ситуация, в которой мне нечего слушать: я стараюсь слушать группы альбомами и хоть сколько-нибудь вникать в их дискографию, а не слушать сборниками а-ля «The Very Best of…», которые, на мой взгляд, убивают суть группы. У нас дома стоит виниловый проигрыватель и есть коллекция пластинок, часто слушаю музыку на нём. Такой метод кажется на первый взгляд устаревшим и дорогим, но в нём всё же есть обаяние, а качество звука бывает несравнимо лучше.
К рэпу я отношусь положительно: если ещё года два назад я в него не врубался, то сейчас он нравится мне всё больше. Tricky, Massive Attack, A Tribe Called Quest, Jungle Brothers, Beastie Boys, Death Grips, объединение Odd Future, Wu-Tang Clan, Migos, последний альбом Jay-Z и, конечно, Кендрик. Из русского ещё очень нравится Хаски и Кровосток.
Я думаю, рэп сейчас доминирующий жанр в музыке, он просто вне конкуренции, в роке и вытекающих из него жанрах ничего по-настоящему свежего и интересного не появлялось уже лет десять, хотя до сих пор действуют такие гиганты, как Radiohead и Swans, играющие что-то на грани рока. У меня лично, при всей любви к року, складывается ощущение что он, по крайней мере в чистом виде, изжил себя и зашёл в тупик — пора искать что-то новое.
Я читаю книги, но меньше чем хотелось бы: интернет съедает много времени. Но, мне кажется, я читаю больше, чем многие. Мне нравится Сэлинджер, Борхес и Саша Соколов, хотя пока я читал у него только одну книгу — «Школу для дураков». Она теперь одна из моих любимых.