Skip to content
Menu
  • Главная
  • Малыши
  • Кормление
  • Упражнения
  • Питание
  • Как научить
  • Уход
  • Советы психолога

Постановка шипящих звуков у детей упражнения: Постановка шипящих звуков у детей

Posted on 22.12.198626.10.2022

Содержание

  • Постановка шипящих звуков у детей
      • Упражнения из артикуляционной гимнастики
      • Упражнения из дыхательной гимнастики
      • Постановка шипящих звуков по подражанию
      • Постановка шипящих от опорных звуков
  • способы и приемы постановки шипящих звуков у детей. Блог Лого-Эксперт
      • Связанные статьи
  • 7 веселых дыхательных упражнений для детей, которые действительно РАБОТАЮТ! — Йо Ре Ми
      • Попробуйте это простое дыхательное упражнение:
      • Как вы себя чувствуете?
    • 1. Упражнение на глубокое дыхание для успокоения
      • Попробуйте глубокое дыхание животом в видео ниже:
      • Попробуйте Дыхание Дракона:
    • 3. Заминка дыхания тако
      • Сертификация непрерывного образования и обучения
      • Проверенные детьми инструменты для снятия стресса:
    • 4. Дыхание партнера
      • Попробуйте дыхательные упражнения с партнером:
    • 5. Ч-ч-ч. Дыхание поезда!
      • Детские позы йоги, которые стоит попробовать:
    • 6. Rising Breathing Buddies
    • 7. Визуализация дыхательного шара (сфера Хобермана)
      • визуализируйте свое дыхание с помощью дыхательного шара:
      • Бриджит Сарачино — yoremikids.com
  • 5 упражнений, которые, как клянутся эксперты, помогут с задержкой речи у малышей
    • Упражнения при задержке речи у малышей
      • Прочтите им
      • Поговорите с ними
      • Поощряйте пение
      • Модель разговора с самим собой
      • Используйте соломинки для питья
    • Может ли малыш перерасти задержку речи?
    • Как я могу помочь своему 2-летнему ребенку заниматься с логопедом дома?
    • Может ли ребенок иметь задержку речи и не быть аутистом?

Постановка шипящих звуков у детей

логопедические упражнения

Автор: Екатерина Фролова

Узнаем к какому возрасту необходимо решить трудности с шипящими и свистящими и какие упражнения в этом помогут.

Правильное произношение шипящих («ш», «ч», «щ», «ж»), а также свистящих («с», «з», «ц») дети должны освоить к четырём годам. Но если ближе к пяти годам малыш всё ещё испытывает трудности с выговариванием этих фонем, необходима постановка звуков шипящих, свистящих у логопеда. Рассказываем, какие упражнения для постановки шипящих звуков обычно использует специалист.

Упражнения из артикуляционной гимнастики

Для развития пластичности языка в начале каждого занятия дети обычно выполняют следующие упражнения для постановки шипящих звуков:

  1. Приоткрыть рот и положить расслабленный язык на нижнюю губу.
  2. Приподнять боковые края плоского языка и слегка вытянуть кончик, чтобы по центру образовался желоб.
  3. Высунуть плоский язык и прикрыть им верхнюю губу, подняв кончик в форме «чашечки».

Упражнения из дыхательной гимнастики

Постановка шипящих звуков у детей требует определённого типа дыхания — навыка делать короткий вдох носом и сильный продолжительный выдох ртом.

Для тренировки логопед обычно использует следующие упражнения:

  1. Сдувание вырезанных из тонкой бумаги листьев, снежинок и так далее.
  2. Игра в «настольный футбол» ватными шариками, которые нужно струёй воздуха «забить в ворота».
  3. Сдувание пёрышка или ватного шарика с носа. При этом кончик распластанного языка должен огибать верхнюю губу.

Подобные упражнения напоминают игру, дети обычно выполняют их с удовольствием.

Постановка шипящих звуков по подражанию

Ещё один способ постановки звуков – по подражанию. Всё просто: логопед на собственном примере показывает малышу, как правильно выговаривать тот или иной звук, и просит малыша повторять за ним каждое действие.

Звук «ш» является базовым среди шипящих, поэтому постановка шипящих звуков обычно начинается с него.

Постановка шипящих от опорных звуков

Опорными называются звуки, которые малыш уже освоил. Ещё одно требование — опорный звук должен по артикуляции быть похож на тот, который необходимо освоить.

Опорными для постановки шипящих являются звуки «с» и «т». Логопед просит малыша произнести протяжное «с-с» или «т-т-» с придыханием. При этом малышу необходимо округлить губы и поместить кончик языка вглубь рта, не задевая бугорки за верхними зубами. Со временем звук «с» или «т» превращается в уверенный «ш». Аналогично ставятся звуки «ч» и «щ».

Постановка звука — это только начало. После неё следует автоматизация произношения, без которой малыш быстро теряет навык правильного произношения шипящих или других звуков. 

Для этого используется частое повторение слогов с освоенным шипящим в начале – «ша», «щи», «ча», и в конце – «уж», «иш». Далее малыш учиться произносить слова, фразы и скороговорки с нужным звуком, пока правильное произношение не закрепится в повседневной речи.

Постановка шипящих и всех остальных звуков начинается с комплексной диагностики речи, на которой логопед определяет причину трудностей со звукопроизношением и составляет индивидуальный план коррекции. От результатов диагностики зависит, какие именно упражнения для постановки шипящих звуков будут более эффективны для вашего малыша. Кстати, вы можете записать малыша на бесплатную диагностику речи по этой ссылке в первую школу коррекции речи в России KidBrains.

способы и приемы постановки шипящих звуков у детей. Блог Лого-Эксперт

Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды  повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Блог Лого-Эксперт

звуки логопеду постановка звуков

Формирование звукопроизношения у детей проходит постепенно. В возрасте до 4,5 лет неправильное произношение шипящих звуков считается нормой, поэтому особых поводов для беспокойства быть не должно. Совсем другая ситуация, когда дефект звукопроизношения есть после 4, 5 — 5 лет – в этом случае важна помощь логопеда, чтобы неправильное произношение не закрепилось во взрослой жизни.

Достаточно распространенное нарушение речи у детей – это неправильное произношение шипящих звуков — Ш, Ж, Ч, Щ. Звук Ш является базовым в группе шипящих, поэтому его постановка первостепенна (это является базой для освоения правильного произношения остальных шипящих звуков).

Нарушение произношения шипящих чаще всего проявляется в следующих вариантах:

  • Губно-зубной сигматизм — при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф (шар – фар).
  • Призубный- кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д – шар – тар, жук-тук.)
  • Боковой – при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
  • Щечное произнесение –щеки раздуваются и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
  • Носовой произнесение –слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т.е. мягкое небо недостаточно работает.
  • Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.

Речь в целом зависит от нормального функционирования следующих органов и систем:

  • дыхательной; 
  • голосового аппарата; 
  • артикуляционного аппарата; 
  • физиологического слуха;
  • центральной нервной системы (ЦНС). 

При этом главными «опорами» развития речи являются полноценный слух и нормальная работа ЦНС.

Неправильное произношение шипящих звуков может быть обусловлено неверным поведением родителей:

  • Слишком часто и надолго дают соску ребенку. Особенно в тот период, когда у детей формируется речь (ранний возраст). Продолжительное использование соски приводит к неправильному прикусу, что само собой влияет на произношение шипящих и других групп звуков.
  • Родители намеренно коверкают свою речь, чтобы, по их мнению, так было понятнее их ребенку.
  • Родители требуют от ребенка говорить внятно, при этом не объясняя и не показывая на собственном примере, как именно это делать (какое положение должны занимать артикуляционные органы).
  • Нарушения слуха у ребенка, которые были вовремя не замечены родителями.

При правильной артикуляции звуков Ш и Ж, артикуляционные органы занимают следующее положение:

  • Губы слегка округлены.
  • Зубы сжаты, либо сближены, при этом остается узкая щель (1-2 мм).
  • Широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба, образуя с ним щель.
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, они не пропускают по бокам выдыхаемую воздушную струю.
  • Посередине языка идет теплая струя воздуха, которая ощущается ладонью, поднесенной ко рту.
  • Нёбная занавеска поднята, закрывая проход в носовую полость.
  • Голосовые связки при артикуляции звука Ш разомкнуты, при артикуляции Ж – сомкнуты и вибрируют.

Постановка Ш и других шипящих звуков проводится поэтапно. Чтобы эффект был действительно существенным, заниматься нужно на регулярной основе.

Артикуляционная гимнастика – это одна из предварительных подготовительных мер. На первом этапе дается ряд простых упражнений: широко открыть рот на несколько секунд, сделать губы трубочкой, облизать верхнюю губу языком в форме чашечки и т.д.

Далее переходят к более сложным упражнениям:

  • «Широкий язычок». Ребенок должен улыбнуться и чуть приоткрыть рот, показывая расслабленный язык («блинчиком»). Затем нужно положить язык на нижнюю губу. В таком положении нужно удерживать в течение 5 секунд.
  • «Прячем конфету». Ребенок должен положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (как в предыдущем упражнении). Нужно положить ему на язык кусочек зефира и попросить спрятать угощение, приклеив его на нёбо за верхними зубами. При этом ротовая полость не должна быть широко раскрытой, а все действия нужно делать неторопливо.
  • «Грибок». Ребенок должен широко улыбнуться и показать зубы, затем присосать язык к нёбу. В таком положении нужно постараться максимально широко открыть рот.
  • «Желобок». Ребенок должен показать широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу, слегка приоткрыв рот. В этом же положении нужно прижать край языка к боковым углам рта, сам язык немного сужаем, в результате чего образуется желобок.
  • «Чашечка». Боковые края и кончик языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Чтобы эффект был сильнее, родитель или логопед могут капнуть из пипетки в «чашечку» немного воды.

Дыхательная гимнастика также является частью подготовки к постановке шипящих звуков, которая позволяет сформировать необходимую базу. Чтобы заинтересовать ребенка, можно привлечь его к подготовке таких упражнений: вырезать вместе с ним полоски бумаги, разноцветные осенние листики и т.д.

Для примера приведем несколько упражнений:

  • «Забей мяч в ворота». На столе сооружаются импровизированные «ворота» (можно использовать большие кубики), делают шарики из ваты. Задача ребенка – дуть на шарик, стараясь, чтобы он попал в ворота. Логопед должен внимательно следить за правильной артикуляцией.
  • «Снежинки на носу». Ребенок должен сдуть ватный комочек со своего носа. Здесь также важна правильная артикуляция: широкая улыбка, язык на верхней губе.
  • «Листья летят». Это упражнение проводится по той же схеме, т.е. ребенок должен дуть на листья, соблюдая правильную артикуляцию. Используются разноцветные листья, вырезанные из бумаги, чтобы ребенку было интереснее.

Эффективность этого метода объясняется тем, что для детей характерно подражание действий взрослых.

Логопед и ребенок садятся перед зеркалом. Педагог медленно начинает проговаривать шипящий звук, чтобы ребенок точно видел, какое положение занимает тот или иной артикуляционный орган. Затем ребенок должен повторить все, что он увидел. Логопед может вслух проговаривать те действия, которые должен сделать ребенок при произношении звука.

Данный способ подходит для тех детей, у которых сформировано правильное произношение других звуков, от которых можно поставить Ш и другие шипящие:

  • От звука С. Нужно произносить долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируя это положение языка. Во время произнесения нужно зондом или чистым пальцем приподнять кончик языка выше, придерживая его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Затем ребенок должен выдохнуть воздух, сохранив при этом полученное положение языка. Струя воздуха должна идти без напряжения лицевых мышц и искажения мимики. В итоге вместо свистящего получится шипящий звук.
  • От звука Т. Нужно медленно проговаривать звук с добавлением придыхания «т-т-т». Необходимо постепенно учить ребенка удлинять струю воздуха, не задевая языком бугорки на нёбе.
  • От звука Р. Это способ используется не так часто из-за того, что звук Р сам по себе достаточно сложный. Нужно держать рот открытым, произнося беззвучное Р. Вибрацию останавливаем с помощью черенка ложки, после чего получается шипение. По мере прогресса в занятиях минимизируем использование ложки, приучая ребенка держать зубы вместе, произнося Ш автоматически.

Следующим этапом после постановки звука является автоматизация. Начальный этап – это проговаривание шипящих в слогах (на примере Ш):

  • Сначала проговариваются слоги, где автоматизируемый звук находится в начале (ша, шо, шу…).
  • Автоматизируемый звук в конце (аш, ош, уш и т.д.).

Закрепляем открытие и закрытие слоги в связках с другими фонемами (шут, штат).

Затем проводится автоматизация шипящих звуков в начале, конце и середине слова. Далее переходим к автоматизации звуков в простых предложениях, текстах, постепенно вводя автоматизируемый звук в повседневную речь.

Можно использовать различные игры на автоматизацию. К примеру, «Помоги змейке попасть домой». Рисуем лабиринт, на одном конце которого изображаем змейку, а на другом – нору (ее дом). Ребенок должен пальцем провести по лабиринту, направляясь от змейки к ее норе, издавая при этом «ш-ш-ш-ш» (как шипит змея).

Чтобы способствовать развитию речи у детей, нужно соблюдать ряд рекомендаций:

  • Необходимо создать благоприятную разговорную среду.
    В первые 3 года жизни ребенок подражает своим родителям, поэтому важно говорить правильно, четко, не искажая и не коверкая слова.
  • Для быстрого усвоения понятий, важно комментировать все свои действия.
  • Нужно постепенно вводить обобщение понятий, смыслообразующие связи. Важно показывать действия с различными предметамии т.д.
  • Очень важна игровая деятельность. Все занятия должны проводиться с использованием визуальных изображений, в формате игры.

Постановка шипящих звуков – это поэтапный процесс, который позволяет сформировать у ребенка навыки правильного звукопроизношения, что очень важно в повседневной жизни. Важно проводить занятия дома, при этом постоянно консультируясь со специалистом по поводу динамики. Нужно не забывать о том, что на произношение могут влиять чисто физиологические причины (нарушение прикуса), поэтому нужно регулярно посещать стоматолога и ортодонта.

16 Нравится

звуки логопеду постановка звуков

Связанные статьи

  • Постановка звука Ш
  • Постановка свистящих звуков
  • Постановка сонорных звуков: этапы, способы и упражнения
  • Автоматизация звука [В] в словах, слогах и предложениях
  • Постановка сонорных звуков Л и Р: этапы постановки, упражнения

И получите чемоданчик логопеда в подарок
в первом же письме! 🎁

7 веселых дыхательных упражнений для детей, которые действительно РАБОТАЮТ! — Йо Ре Ми

19 апреля 2020 г. 19 апреля 2020 г. / Бриджит Сарачино — yoremikids.com

Если вы думаете о пользе практики глубокого дыхания или хотите узнать больше о дыхательных упражнениях для детей, которые помогают успокоиться и уменьшить тревогу, вы попали по адресу!

В Yo Re Mi мы используем свое дыхание для самых разных вещей: кричим, шипим, как змеи, рычим, как львы, шепчем, как листья. Мы практикуем глубокое дыхание животом с нашей сферой Хобермана, также известной как наш надежный «дыхательный шар», и мы модулируем наше дыхание, чтобы пускать перья и парить цветы.

Мы тоже поем…много. Через пение мы учимся контролировать и управлять своим дыханием. Когда мы удерживаем длинную ноту, мы выдыхаем медленно и полностью. Затем наше тело автоматически делает долгий глубокий вдох.

Попробуйте это простое дыхательное упражнение:

Положите одну руку на живот, а другую на грудь. Поэкспериментируйте с тем, какая рука чувствует себя лучше в каком месте. Как только вы это поняли, успокойтесь.

Позвольте своим глазам закрыться… и сделайте глубокий вдох через нос, наполняя легкие и чувствуя, как расширяются живот и ребра. Выдохните, опустошая все.

Теперь сделай это снова… и еще раз.

Как вы себя чувствуете?

Дыхательные упражнения — это эффективный способ научить социально-эмоциональному обучению (SEL), включить успокаивающие действия в повседневную жизнь вашего ребенка и поддержать здоровую иммунную систему!

Узнайте больше о лучших (и веселых) дыхательных упражнениях, которые мы используем для детей. Они достаточно эффективны, чтобы их можно было использовать и со взрослыми, так что вся семья может получить пользу! Вот 7 дыхательных упражнений для детей, которые успокаивают, заряжают энергией и уменьшают тревогу .

Ключ в том, чтобы практиковать дыхательные техники, когда все спокойно, поэтому мы уже достаточно знакомы, чтобы использовать их, когда мы в стрессе, эмоциональны или подавлены.

1. Упражнение на глубокое дыхание для успокоения

Дети уже в возрасте 18 месяцев способны замечать и называть эмоции. К двум годам они способны к саморегуляции и учатся контролировать свои эмоции, подключаясь к своему дыханию. У вашего малыша когда-нибудь были нервные срывы в Trader Joe’s? Попробуйте вместе выполнить несколько упражнений на глубокое дыхание.   У меня самого случился крах в этой строке.

Если вы хотите выдохнуть напряжение и негативную энергию, глубокое дыхание — одно из лучших упражнений.

В йогическом мышлении энергия или «прана» перемещается вместе с дыханием. Когда мы делаем глубокий вдох животом, мы приглашаем в свое тело новую, здоровую энергию, а когда выдыхаем, удаляем старую, застоявшуюся энергию. По этой причине существует целый раздел йоги, посвященный дыхательным практикам, также известным как пранаяма.

Попробуйте глубокое дыхание животом в видео ниже: