Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях: упражнения и занятия
После года ребенок начинает пробовать произносить слова, в два — предложения, а в три — уже выстраивает свою речь осознанно. Некоторым малышам очень сложно выговаривать звук «р». Случается и так, что и взрослому человеку эта буква не кажется легкой в произношении. Как научить ребенка говорить букву р в домашних условиях упражнения, помогающие закреплению навыка, тренировки и артикуляционная гимнастика — обо всем можно узнать из данной статьи.
В логопедии много уроков связаны со звуком «р». Однако занятия можно проводить дома и без логопеда.
Как можно дома научить ребенка говорить букву р — выстроить грамотно план работы, который состоит из нескольких частей.
Артикуляционная гимнастика дома
Важно! К шести годам, когда малыш готов идти в первый класс, детский речевой аппарат должен хорошо натренирован. Букву «р» к этому возрасту детям обычно просто проговаривать. Если есть проблемы выговаривания согласных ,следует обязательно обращаться к специалистам.
Логопедические занятия дома:
- Обязательно начинаются с разминки, артикуляционной гимнастики. Одновременно развивается речевое дыхание.
- Затем следует разминка языка.
- И только после этого можно приступать к работе над произношением буквы.
Советы логопеда
Занятия с логопедом на букву р всегда выстраиваются поэтапно. Поэтому, домашнее обучение также следует научиться проводить последовательно, не требуя от малыша сразу большого результата.
Важно разговаривать с малышом как моно чаще: на прогулке, дома, перед сном, в гостях. Обязательно и ежедневно тренироваться, читать детские книжки вслух.
Дополнительная информация! Нельзя перебивать ребенка, если он пытается что-то сказать, а произношение дается с трудом. Следует выслушать до конца все, что он хотел сказать, повторить за ним, исправляя ошибки. А самые трудные слова четко проговорить отдельно, затем — с ребенком.
Упражнения для постановки буквы «р»
Упражнения для буквы р для детей следует проводить ежедневно, желательно в игровой форме. Лучше всего будет проводить занятия утром и вечером и обязательно сидеть перед зеркалом, чтобы малыш видел работу своих губ. Сначала родитель показывает на своем примере, как произносить буквы правильно, после — ребенок повторяет. Все уроки проводятся в дружелюбной обстановке, никаких криков и скандалов допускать нельзя, чтобы избежать негативного опыта.
Подготовка речевого аппарата
В работе с упражнениями для произношения буквы р для детей есть множество нюансов. И, конечно, изначально следует подготовить речевой аппарат к работе. Начало тренировок — артикуляционная гимнастика.
Подготовка к дальнейшей работе над произношением
Обратите внимание! Упражнения делаются всегда перед зеркалом вместе с малышом. Так ему проще повторять за родителями. Тренировки выполнять ежедневно, повторяя каждое упражнение по 6-8 раз. Помнить о том, что детская нервная система формируется до десяти лет, поэтому, при первых признаках усталости и раздражения стоит делать короткий перерыв.
Гимнастика преследует цели:
- Развить подвижность языка. Делаются различные упражнения, чтобы язык был широким, узким, поднимают и опускают его, касаются поочередно щек.
- Развить подвижность губ. Упражнения «Клоун», «Пятачок», «Обезьяна».
- Развить навык удержания нижней челюсти в определённом положении. Ребенок пытается ее выдвинуть вперед и зафиксировать и обратно.
Трудности произношения «р»
Почему буква вызывает трудности:
- Часто она находится между гласными в словах.
- Ребенку сложно ее произнести правильно, он заменяет ее на «л», «ы», «й», поскольку не имеет верного навыка произношения,
- Малыш не может достаточно твердо произнести звук, возникает грассирование (подобно французскому языку) или сильная вибрация (картавость).
- Произношение получается «в нос». Это происходит по причине того, что малыш не знает, где должен находится кончик языка при выговаривании.
Тренировка мышц языка
В упражнениях для звука р для детей всегда присутствует разминка языка:
Упражнения для языка из логопедии
- «Качели». Широко открыть рот, поднимать и опускать язык вверх и вниз, касаясь зубов и задерживаясь по 20 секунд в одном положении.
- Облизывать губы языком по часовой стрелке и наоборот.
- «Маляр». Рот закрыт, языком внутри водить по небу, щекам и зубам.
- «Лошадка». Ребенок цокает языком, подражая лошадке.
- «Слоник». Вытянуть губы вперед, втянуть воздух, как будто слон набирает воду, затем на выдохе выпустить воздух.
Комплекс упражнений для растяжения уздечки языка
Логопедические занятия на букву р зачастую сопровождаются упражнениями для растяжения уздечки языка, поскольку проблемы с выговариванием звука могут крыться именно в короткой уздечке.
Упражнения всегда выполняются медленно:
- Широко открыть рот, оставив неподвижным. Язык двигается по небу от зубов к горлу.
- «Футбол». Открыв рот, малыш дотрагивается до правой и левой щеки по очереди, напрягая сильно кончик языка.
- «Котенок». Это самое любимое упражнение у детей. На блюдечко налить любимое лакомство и попросить языком слизывать его.
- «Гармошка». Язык сильно прижать к нёбу. Затем открывать и закрывать рот, язык остается при этом неподвижным.
Упражнения для растяжения уздечки языка
Комплекс упражнений, развивающих речевой аппарат
Развивая речевой аппарат, следует помнить о дыхании.
Дыхательная гимнастика:
- Сделать вдох, а затем попробовать «задуть свечу», делая легкий выдох.
- «Праздничный торт именинника». Сделать вдох, а на выдохе постараться задуть как можно больше воображаемых свечей. Воздух нельзя добирать.
- После вдоха на выдохе произнести: «какой ароматный цветок».
- После вдоха на выдохе произносить звук «ссс», а затем перейти на «ррр».
- На выдохе имитировать звучание ветра — звук «ввв».
- На выдохе имитировать самовар — «пых-пых-пых».
- На выдохе произносить скороговорки.
Также можно использовать для разминки пассивную гимнастику. Детям особенно нравится работать в парах с братьями, сестрами или с родителем.
Пассивная артикуляционная гимнастика
Постановка звука «р» с детьми
Самым главным этапом в логопедических упражнениях для буквы р выступает постановка звука. Она делится на три этапа:
- Научиться произносить уверенно звук отдельно.
- Добавить произношение слогов, слов,
- Лишь после приступать к предложениям и скороговоркам.
Техника постановки звука
Постановка буквы «р» делится на постановку букв «р» и «рь». Сначала следует научиться произносить успешно твердую «р». Для этих целей выполняются все упражнения, описанные выше.
постановка мягкого «рь» происходит за счет проговариваний чистоговорок. Их можно придумать самим или использовать следующие:
- Стоит дуб на горе — ре-ре-ре,
- А н аветке снегири — ри-ри-ри,
- А коса у косаря — ря-ря-ря,
- Я всем правду говорю — рю-рю-рю.
Прибор, помогающий постановке буквы р
Для усложнения задачи можно использовать специальные приборы или палочки, которые ребенок будет держать губами.
Задания для формирования правильного произношения
7 заданий для правильного произношения буквы «р»:
- «Часы с кукушкой». Малыш с широко открытым ртом вытягивает язык к верхней губе, после — за зубы к бугоркам.
- «Дрожалка». Малыш учиться дрожанию языка за счет выпускания воздуха на выдохе и касания языком губ.
- «Рожица». Широко улыбаясь, следует кусать кончик языка.
- «Лошадка». Подражание цоканию лошадки.
- «Барабанщик». Широко открыть рот и попытаться сказать «д». Тогда ребенок коснется альвеол и поймет правильное положение языка при произношении «р».
- «Зубная щетка». «Чистить» зубы языком со внутренней стороны зубов.
- «Присоска». «Приклеить» язык к небу, держать плотно, открывать и закрывать рот, не убирая языка.
Развитие артикуляции
Развитию артикуляции следует уделить время. Она поможет натренировать выдох, растянуть уздечку языка и укрепить его в верхнем положении.
Очень важно, чтобы малыш научился мощному выдоху. В этом ему помогут мыльные пузыри. Это и увлекательно, и полезно одновременно. Также можно использовать шарик от пин-понга — малыш должен суметь загнать его в ворота. Это сформирует правильную воздушную струю на выдохе.
Упражнения для артикуляции схожи с теми, что используются в артикуляционной гимнастике.
Закрепление результата
Немаловажно не только научить малыша правильному навыку произношения, но и закрепить результат после плодотворной работы.
Упражнения для автоматизации звука
Последним этапом в логопедических занятиях на звук р считают автоматизации звука.
Она включает несколько упражнений, которые проводятся в игровой форме:
- Использование карточек, на которых написаны слова с буквой «р». При неверном произношении сказать правильно слово, затем убрать карточку. В следующий раз при верном выговаривании буквы похвалить малыша, а карточку заменить на новую.
- «Запомни порядок». Используются те же карточки. 5 из них выкладываются в ряд, малыш запоминает их последовательность. После отворачивается и пытается произнести слова в том порядке, в каком они лежали.
- Стихотворения. Желательно учить их сразу наизусть и на прогулке как можно чаще произносить.
Скороговорки
В логопедических заданиях на букву р часто используют скороговрки:
- «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»,
- «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора»,
- «Проворонила ворона вороненка».
Дополнительная информация! Постоянное прослушивание и повторения ребенком скороговорок — мягкая тренировка его внимательности. Он обретает навык слушания. Это благоприятно сказывается на дальнейшем обучении дошкольника, где придется учить гораздо больший объем информации.
Помощь логопеда может понадобиться тогда, когда:
- Малыш в 4-5 лет нечетко произносит звуки,
- Говорит мягко, невнятно, «глотает» звуки,
- В 6 лет не произносит правильно звуки,
- Говорит с запинками, не может ответить на вопрос, переставляет и путает слога.
Занятия с малышом будут увлекательны, познавательны и для него, и для взрослого. Самое главное — проявить внимательность и терпение, научиться слышать ребенка и помогать ему преодолевать трудности.
Комплексы упражнений артикуляционной гимнастика при постановки звука «Р» и коррекции горлового «Р»
Главная » Новости » Комплексы упражнений артикуляционной гимнастика при постановки звука «Р» и коррекции горлового «Р»
Правильная артикуляция
Звук [Р] относится к группе сонорных, при артикуляции которых голос преобладает над шумом. Сложность произношения данного звука заключается в том, что для четкой фонации требуется работа кончика языка, его вибрация. Именно по этой причине [Р] и [Рь] даются дошкольникам сложнее всего.
Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Р], [Рь] в игровой форме помогает ребенку понять, как правильно располагать речевые органы для рычания, развить гибкость и силу мышц языка, обучает, как создавать вибрацию.
При дефекте произношения фонем [Р], [Рь] у детей чаще всего диагностируется горловой (увулярный) ротацизм. При данном нарушении в процессе фонации участвует только мягкий язычок, при говорении слышен рокот, или “французский р”.
Как заниматься
Логопедическая работа по коррекции произношения звука [Р] строится по следующей схеме:
- Теоретическая подготовка родителей и детей.
- Ребенок учится различать на слух мягкую и твердую фонему, анализирует процесс проговаривания звука на собственном опыте.
- Формирование артикуляционных навыков. На этом этапе очень важно правильно подобрать комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Р], тренировать мышцы губ, языка, нижней челюсти ежедневно. Картинки, собственный пример на этом этапе будут лучшим подспорьем взрослому и ребенку.
- Введение в активную речь. Этот этап лежит в большей степени на плечах родителей. Взрослые должны следить за речью дошкольника вне логопедических уроков, выполнять рекомендации педагога.
Комплекс упражнений
Итак, формирование навыка произнесения [Р] у детей, постановка и автоматизация звука не обходится без артикуляционной гимнастики. Приведем самые эффективные упражнения, которые включаются в занятия с логопедом. Каждое задание нужно повторять 3-5 раз.
Парашют
Ребенок кладет на носик кусок ватки. Язык принимает форму чашки, прижимается к верхней губе. Ученик сильно выдыхает, пуская струя воздуха по телу языка, и сдувает ватку.
В процессе упражнения тренируются мышцы языка, щек и гортани, контролируется сила , и направление воздушной струи.
На заметку! Чтобы научить ребенка делать язык “чашкой”, капните на тело язычка 3-4 капли воды. Попросите удерживать жидкость, не проливая, 15-20 секунд. Через 3-4 раза задание будет выполняться максимально правильно.
Веселое задание для мышц щек. Ребенок с силой надувает щеки, задерживает положение на 3-5 секунд, затем сдувает. Рот в процессе выполнения задания плотно закрыт.
Орешки
Продолжаем заниматься мышцами щек и язычка. Ротик закрыт, язык с силой упирается в каждую щеку по очереди так, чтобы на внешней стороне выпирали “орешки”.
Вкусное варенье
Упражнение для формирования навыка контроля над положением языка, его мышц, развития гибкости главного речевого органа.
Открываем широко рот, растягиваем губы в улыбке. Язычок в форме чашечки облизывает верхнюю губу сначала в одну сторону, затем в другую. Очень важно двигать язык с напряжением, не торопясь.
Маляр
Ребенок открывает рот на 2-3 см, губы растягивает в улыбке. Язык с прямой спинкой поднимается вверх и гладит небо, имитируя движение кисточки при покраске потолка.
На заметку! Упражнение “Маляр” отлично подходит для детей с коротко уздечкой. В процессе выполнения следите за напряжением подъязычных мышц для максимальной эффективности гимнастики.
Грибочек
Губы улыбаются, язычок прогибает спинку и цокает по верхнему небу 5-7 раз. Затем присасывается средней частью и кончиком к небу, задерживается в таком положении на 5 секунд. Ребенок должен почувствовать напряжение уздечки.
Гармошка
Выполняется, когда ребенок научится хорошо делать задание “Грибочек”. Ребенок улыбается, присасывает язык к верхнему небу, зубы не закрыты. Не меняя положения язычка, нужно закрывать и открывать губы. Смыкать зубы при этом нельзя.
В процессе выполнения “Гармошки” напрягаются подъязычные мышцы, щеки.
Лошадка
Губы вытягиваются в трубочку, рот приоткрывается на 0,5 -1 см. Нужно цокать язычком, сильно напрягая мышцы. Звук старайтесь сделать звонким, громким и четким.
Барабанщик
Задание направлено на тренировку мышц кончика язычка. Губы растянуты в улыбке, рот слегка приоткрыт. Кончик тела языка находится за верхними зубами. Сильно, резко бьет о преграду, ребенок проговаривает звуки: “Дэ-дэ, тэ-тэ…”.
Самые сложные для ребенка задания делайте чаще. Для быстрого понимания техники используйте на уроках зеркало, показывайте на картинках и собственном примере.
Дополнительные артикуляционные упражнения для горлового РПредставленные ниже упражнения хорошо развивают мышцы мягкого неба и глотки.
Когда полезны упражнения для горла?
- Если вы произносите Р горлом и подвержены ангине и простудным заболеваниям.
- При дизартрии, когда мышцы глотки или мягкого неба ослаблены, или имеются парезы этих мышц.
- При любых нарушениях голоса.
- При заикании, когда мышцы глотки и мягкого неба находятся в спазме в момент речи.
- Так же эти упражнения, укрепляя мышечный аппарат горла, делают его менее подверженным простуде и инфекциям.
Упражнения для развития мышц глотки и мягкого неба:
1. Позевать с начала с открытым, а затем и с закрытым ртом. Позевать, широко открыв рот и при этом шумно втягивая воздух.
2. Произвольно покашлять. Затем высунуть язык вперед и покашлять.
3. Имитировать полоскание горла, запрокинув голову назад. После прополоскать горло отваром коры дуба.
4. Глотать воду маленькими глотками, делайте подряд 10-20 глотков.
5. Зажать нос и надуть щеки.
6. Медленно произносите звуки К, Г, Т, Д.
7. Помычать с закрытым ртом, старайтесь при этом максимально поднять мышцы мягкого неба.
8. Высунуть острый язык, как можно дальше вперед и удержать положение в течение 10 секунд.
Подготовила:
учитель-логопед
Потапова С.В.
Вопрос к специалисту
Ваше имя *
Ваш электронный адрес *
Возраст вашего ребенка
Список выбора * Выберите специалистаПедагог-психологУчитель-дефектологУчитель-логопедВоспитательИнструктор по ФК
Список выбора времени * Выберите время оказания услуг9:009:3010:0010:3011:0011:3012:0012:3013:0013:3014:0014:3015:0015:3016:0016:3017:0017:30
Список выбора формата * Выберите формат предоставления услугиОчно (в Службе)Очно (выездная консультация)Дистанционно
Список выбора тематики Выберите тематику обращенияВозрастные и индивидуальные особенности развития ребенкаорганизация образовательного процессавопросы межличностной коммуникациисопровождение развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностьювопросы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устройства детей в семьи приемных родителей, опекунов, усыновителейвопросы правового характера, связанные с воспитанием и обучением (в т. ч. вопросы получения пособий)вопросы определения и развития способностей и мышления ребенкавопросы компьютерной зависимости, оптимального времени взаимодействия ребенка с гаджетом и социальными сетямииное (указать в комментарии)
Ваш вопрос
Нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности
/r/
Top
/r/ в словах
/r/ в предложениях
Запишите свой голос:
Чтобы произнести звук /r/:
Ключ к созданию /r/ не позволяя кончику языка коснуться нёба. Если вы прикоснетесь, слушатели могут вместо этого услышать звук /l/. Оттяните язык назад, чтобы его кончик оказался вокруг центра рта. Направьте кончик немного вверх. Теперь повибрируйте голосовыми связками и позвольте воздуху обтекать язык.
Используйте кнопки запись и воспроизведение выше, чтобы сравнить ваше произношение со словами ниже:
сохранить третий трек start
Проблемы с воспроизведением могут быть решены путем обновления страницы.
In Words
Звук /r/ играет важную роль в различии между приведенными ниже парными словами.
Прослушайте каждую пару, обращая внимание на то, чем первое слово отличается от второго.
свет | правильное падение | далеко отбеливатель | сломать челюсть | банка
Запишите себя, повторяя слова, обращая внимание на произношение /r/. Затем сравните его с записью модели. Если вам нужна помощь, посмотрите анимационное видео, чтобы узнать, как именно произносится звук.
Повторяйте это упражнение несколько раз в день. Как и в случае с любым другим навыком, улучшение требует повторения и практики.
Вот несколько общих слов, которые включают /r/. Это хорошая идея, чтобы чувствовать себя комфортно с их произношением.
Прослушайте , как произносится каждое слово, обращая внимание на /r/. Обратите внимание, как /r/ может стоять в начале, середине или конце слова.
реальный напишите честный заказ маркетинговый контракт юрист
Запишите себя, повторяя слова, обращая внимание на произношение / r /. Сравните свою запись с записью модели.
Повторяйте это упражнение несколько раз в день.
См. «Что дальше?» Раздел ниже содержит дополнительные практические советы.
В предложениях
Когда вы практикуете звуки в английском языке, важно не ограничиваться отдельными словами. Скороговорки (труднопроизносимые предложения) — отличный способ научить свой язык произносить /r/ в потоке речи.
Послушайте как произносится каждая скороговорка. Обязательно отметьте звуки или слова, которые могут быть для вас трудными, и то, сколько раз вы будете произносить /r/.
Запишите себя, повторяя каждую скороговорку. Попробуйте сначала медленно, а затем постепенно увеличьте до плавного, естественного темпа.
Повторяйте это упражнение несколько раз в день. Вы также можете попробовать создать свои собственные скороговорки!
Практика произношения еще более эффективна в осмысленном контексте. Вот несколько предложений с /r/, которые вы можете часто повторять.
Послушайте как произносится каждое предложение. Какие слова включают / r /?
Я изучаю маркетинг в Колледже Баруха.
Я разработал несколько решений ключевых проблем.
Запишите себя, повторяя каждое предложение, обращая внимание на произношение /r/.
Повторяйте это упражнение несколько раз в день.
См. «Что дальше?» Раздел ниже содержит дополнительные практические советы.
Что дальше?
Запланируйте индивидуальную сессию, чтобы узнать больше об этом звуке и о том, как его освоить. Получение прямой, персонализированной обратной связи о вашем произношении — отличный способ определить свои сильные стороны и области для улучшения.
Кроме того, вот несколько отличных способов сделать практику произношения более эффективной и подходящей для вас:
• Соберите важные словарные запасы с /r/ из вашей области обучения, резюме и других интересов. Практикуйте эти слова, записывая их произношение и записывая аутентичные предложения, в которых они используются в контексте.
• Подумайте о сценариях, с которыми вы, вероятно, столкнетесь в своей повседневной жизни (например, разговор с однокурсником или коллегой, собеседование при приеме на работу) и напишите ролевые игры, в которые можно включить слова с /r/. Это подготовит вас к их спонтанному использованию.
• Посетите час разговоров, чтобы сосредоточиться на своем произношении /r/.
• Ознакомьтесь с полезными ссылками и ресурсами, которые TfCS рекомендует для дополнительной практики, особенно с английским языком Рэйчел.
◀ Назад к согласным и гласным
Практика произношения: L & R
В центре внимания на этой неделе урок фонетики: M to R, на котором учащиеся начального уровня тренируются в печати и произношении. Буква «R» вдохновила меня написать этот пост о, пожалуй, самой сложной части произношения в английском языке: звуке /r/. У меня были студенты со всего мира, которые изо всех сил пытались произнести /r/ так, как мы это делаем в английском языке! Минимальные пары с /l/ и /r/ могут быть особенно сложными для изучающих английский язык, поэтому я решил включить в свой блог немного практики.
Положение языка:
В каком положении должен находиться язык, чтобы произносить звуки /l/ и /r/ в английском языке? В большинстве языков, включая английский, звук /l/ произносится кончиком языка у задней стороны передних зубов. Язык «хлопает» или выпячивается наружу при произнесении звука /л/. У большинства учащихся нет проблем с произношением звука /л/.
Звук /r/ в большинстве языков, кроме английского, произносится кончиком языка возле передних зубов (аналогично звуку /l/ в английском языке). В этом положении язык часто хлопает или издает трели. Однако английское / r / требует, чтобы язык находился намного дальше во рту. Язык остается плоским и не двигается вверх-вниз. (см. советы по произношению раздел ниже для получения дополнительной информации о произношении /r/ для предоставления учащимся.) Поскольку звуки /l/ и /r/ воспроизводятся в аналогичных областях в других языках, свободно говорящие по-английски часто не могут отличить изучающего английский язык от говорит /л/ или /р/. Когда говорят свободно говорящие по-английски, /l/ и /r/ звучат совсем по-разному.
Давайте послушаем!
Разрешить учащимся слушать и повторять слова из минимального списка пар ниже. К этим словам относятся: свет/право, кружево/гонка, пилот/пират, стекло/трава и полный/мех. Вы также можете просто продемонстрировать эти слова самостоятельно и назначить звук для домашнего задания (предложите учащимся прослушать и повторить список пар 5–10 раз).
Давайте потренируемся!
Следующий рабочий лист предназначен для того, чтобы дать учащимся возможность попрактиковаться в произнесении и прослушивании/расшифровке слов с /l/ и /r/.
Инструкции:
1. Используйте первый набор минимальных пар, чтобы продемонстрировать это упражнение. Произнесите по одному слову каждой из пяти минимальных пар (например, свет, раса, пират, стекло, полный). Ваши ученики должны обвести слова, которые они слышат от вас. Дайте им ответы и посмотрите, сколько из них они угадали правильно.
2. Теперь разделите учеников на пары для следующих двух наборов. Попросите ученика А сказать пять слов, пока ученик Б обводит то, что он/она слышит, а затем поменяйтесь местами. Студенты получат как произношение, так и практику аудирования, и будут действительно сосредоточены на звуках /l/ и /r/.
3. В завершение попросите одного из добровольцев произнести перед классом пять слов последнего набора. Все ученики могут угадать, о чем говорит их одноклассник. Спросите учащихся, как они справились во всех четырех подходах. Они не ошиблись ни разу, не ошиблись один или много раз (по обведенным кружком ответам)? «Неправильные» ответы могут указывать на ошибки в произношении или слухе/расшифровке, так что учащиеся действительно чувствуют, что они вместе! Повторите это задание на следующий день, если вы чувствуете, что вашим ученикам все еще нужно поработать над /l/ и /r/.
Загрузить L & R Pronunciation Practice PDF
Советы по произношению:
1. Обратите внимание учащихся на то, что передняя часть их языка должна находиться на полпути назад во рту. Их язык вообще не должен касаться передних зубов. Оттяните эти языки!
2. Упомяните учащимся, что их язык не должен двигаться. Он остается плоским или слегка вогнутым, но совсем не колеблется вверх и вниз.
3. Попросите учащихся прижать края языка к внутренним, верхним задним зубам. Иногда это помогает учащимся удерживать язык примерно в положении /r/.
4. Укажите на горло (там, где оно встречается с челюстью, но в центре). Скажите учащимся, что звук /р/ производится там (в области язычка).
5. Практика перед зеркалом действительно помогает. Попросите учеников повторить список минимальных пар не менее 10 раз перед зеркалом в качестве домашнего задания. Скажите им, чтобы они действительно обращали внимание на то, что делает их рот.
6. Для развлечения предложите учащимся потренироваться рычать, как животное (например, медведь).