Дыхательная гимнастика при кашле
Что помимо лекарств поможет поскорее выздороветь и избавиться от кашля? Дыхательная гимнастика!
Это комплекс специальных упражнений, которые не только способствуют отхождению мокроты, но и позволяют максимально насыщать легкие кислородом.
Следует помнить, что дыхательная гимнастика достаточно энергоемка, и даже взрослый, ослабленный во время болезни, может быстро утомиться. А уж ребенок — тем более! Поэтому предлагаем проводить дыхательную гимнастику для маленьких пациентов в игровой форме. Эти же упражнения подходят и взрослым. Необходимо делать их 2–3 раза в день. Наибольшая эффективность упражнений отмечается при их трехкратном повторении.
Перед проведением комплекса упражнений необходимо проветрить комнату и провести в ней влажную уборку, чтобы не дышать пылью.
1. «Тише мыши — кот на крыше»
Ребенок садится ровно на стуле, плечевой пояс расслаблен, спинка прямая. Ребенок дышит носом, делая неглубокие вдохи.
2. «Гуси-лебеди»
Руки ребенка подняты до уровня плеч. Из положения стоя ребенок наклоняется, вытягивает голову вперед, делает длинный выдох со звуком «Ха-а-а-а» и одновременно втягивает живот.
3. «Чайник закипел»
Ребенок садится на пол, скрестив ноги «по-турецки», кисти рук сжаты в кулаки. Поднимает руки вверх. Затем, после неглубокого вдоха и медленного выдоха, почти не размыкая губ, со звуком «п-ф-ф-ф-ф» опускает руки.
4. «Обнимашки»
На счет «раз» ребенок разводит прямые руки в стороны на уровне плеч, ладонями вверх, пальчики растопырены. На счет «два» — быстро обнимает себя на уровне грудной клетки руками, одновременно громко и сильно выдыхает, произнося звук «Ха!». Такое упражнение позволяет максимально избавиться от скопившейся мокроты.
5. «Пузырьки»
Ребенок, после вдоха через нос, как можно медленнее выдыхает воздух через коктейльную трубочку, опущенную в воду на 3–4 см.
Простая гимнастика поможет восстановить легкие — Российская газета
Даже те, кто болел коронавирусом легко, говорят, что заболевание не из тех, что «как рукой снимает»: даже после выздоровления долго держатся слабость, одышка, остаточный кашель. В минздраве только что выпустили рекомендации по реабилитации больных COVID-19.
Без дыхательной гимнастики тут не обойтись. Авторы документа говорят: заниматься нужно не менее 3-4 раз в неделю (а лучше, конечно, каждый день), начать с 10-15 минут, постепенно увеличивая нагрузку.
Даже при плохом самочувствии дыхательные и простые физические упражнения можно выполнять прямо в постели, лежа. Кстати, в документе написано, что после окончания лечения нужно соблюдать изоляцию еще 14 дней — самое время заняться собой. Минздрав рекомендует поликлиникам проводить занятия дистанционно — с помощью телемедицины. Но если ваша не настолько продвинута, в интернете можно найти записи дыхательных практик. А некоторые ресурсы по подписке проводят онлайн-занятия.
Согласно документу для окончательного выздоровления пациенты могут быть отправлены в санаторий, если это предусмотрено в региональных дорожных картах по лечению COVID-инфекции. Но и тут можно действовать самим: свежий воздух, прогулки где-нибудь в сосновом лесу или, если удастся, поездка к морю всегда на пользу.
В рекомендациях минздрава есть комплексы лечебной гимнастики для пациентов с разным уровнем состояния. Упражнений несколько десятков. Мы выбрали для примера несколько простых и универсальных.
Как заниматься дома
На что обратить внимание, восстанавливаясь после COVID-19, «РГ — Неделе» рассказала наш постоянный эксперт, врач-пульмонолог Пироговского центра (КДЦ Арбатский) Ольга Богуш.
— Сейчас уже ясно, что даже при легком течении заболевания многим не удается избежать осложнений. У некоторых наблюдается фиброз — поражение легких, когда нормальная ткань замещается соединительной. В легком, по сути, возникают рубцы. В результате уменьшается дыхательная поверхность легких. Если поражены небольшие участки, человек этого не замечает. Но если фиброз более выражен, возникает одышка.
Заниматься физическим восстановлением нужно обязательно. Прежде всего это дыхательная гимнастика — упражнения, направленные на восстановление дыхательной мускулатуры, укрепление мышц, которые отвечают за вдох и выдох. Важно задействовать нижние отделы легких, которые в обычной жизни для дыхания почти не используются. На это, например, направлены йоговские практики.
Пока сохраняется слабость, заниматься можно лежа в постели
Многие мои пациенты, которые сейчас приходят ко мне на консультацию, занимаются по методике Бутейко — это особое «поверхностное» дыхание, при котором идет накопление углекислого газе в организме. Говорят, что им помогает. Но все же постковидным пациентам я прежде всего рекомендую «парадоксальную» гимнастику, которую много лет назад разработала Александра Стрельникова.
Эти упражнения хорошо работают при астме, других хронических заболеваниях легких. В рекомендациях минздрава, кстати, указано, что можно практиковать йоговское дыхание — и диафрагмальное, и так называемое полное. По способу выполнения эти дыхательные практики отличаются, но на состоянии легких хорошо сказываются и та и другая.
Важный момент: ограничиваться только дыхательными упражнениями не стоит, надо обязательно добавлять физическую нагрузку. Пока сохраняется сильная слабость, можно, лежа в постели, делать совсем простые вещи: надувать шарики, медленно выдыхать через тонкую трубочку в воду. Есть специальные дыхательные тренажеры — они полезные, хотя и довольно дорогие. Думаю, вполне можно обойтись и подручными средствами.
Когда физическое состояние позволит вставать, добавляем гимнастику. Если дома есть тренажер — шаговая дорожка или велосипед, используем их для увеличения аэробной нагрузки. Если нет, не страшно. Обычная энергичная ходьба, махи руками, наклоны туловища и другие элементарные упражнения помогут восстановиться быстрее.
Если есть возможность, занимайтесь на свежем воздухе. Самое простое и безопасное — ходьба в бодром темпе, можно подключить палки (скандинавская ходьба), использовать велосипед.
Иногда пациенты сами затягивают процесс восстановления. Например, у них сохраняется остаточный кашель, и они делают ингаляции с муколитиками — лазолваном или каким-то другим аналогичным препаратом. Этого без назначения врача делать не надо. Ингаляции для увлажнения дыхательных путей полезны — с минеральной водой, физраствором. Но если добавлять муколитики, это будет провоцировать кашель.
Хочу предупредить: если неприятные симптомы со временем не проходят — усиливается одышка, ухудшается самочувствие, кашель приобретает другой характер, к нему присоединяются хрипы, например, не надо лечиться самостоятельно, нужно обратиться к врачу и обследоваться.
Кроме гимнастики также хорошо выполнять вибрационный массаж. Это несложно: легко постучите себя ладонями по груди, животу и попросите кого-нибудь также прохлопать несколько минут по спине. Это помогает очистить дыхательные пути от слизи, работает как профилактика застойных явлений в легких.
Наконец, важный совет: я всем своим пациентам, в том числе и старшего возраста, рекомендую обязательно привиться не только от гриппа, но и против пневмококка. Такая прививка защитит от вторичной бактериальной пневмонии. Кстати, из примерно 40 моих пациентов с хроническими заболеваниями легких, которые были в этом сезоне привиты от пневмококка, коронавирусом заразился только один и переболел довольно легко. Так что, возможно, эта прививка, стимулируя иммунитет, помогает защититься и от коронавируса.
Подробности
Методические рекомендации по реабилитации для больных COVID на сайте Минздрава предназначены прежде всего для врачей, но в конце документа приведено несколько полных комплексов лечебной и дыхательной гимнастики — взять их на вооружение может любой человек.
Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Ирина Невинная
Дыхательная гимнастика для ребенка — ГБДОУ Детский сад №17 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!
Дыхательные упражнения — эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.
Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).
Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»
У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
Итак, проветрите помещение и приступайте.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту — ту.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик — самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.
Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.
Летят мячи.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Вырасти большой.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».
Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.
Эти упражнения дошкольники могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время — лучше на воздухе во время прогулки.
Курс ЛФК должен продолжаться 3-4 месяца. Приведенный комплекс упражнений назначают детям дошкольного возраста с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите. Лечебная гимнастика не только способствует быстрому выздоровлению ребенка от недугов, но и предупреждает возникновение повторных ОРВИ и обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей.
Комплексы необходимо выполнять два раза в день, не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1, 5 часа до сна. Общая продолжительность занятия 10-15 минут.
Перед началом занятия необходимо проветрить комнату и сделать влажную уборку. Занятия проводятся при открытой форточке.
Ходьба по комнате в сочетании с движениями рук. При вдохе – руки в стороны, при выдохе – руки по швам. Дыхание через нос. Рот закрыт. Ходьба может переходить в медленный бег. При беге на 3 счета – вдох, на 3 счета – выдох.
1. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
2. «Вырасти большой». ИП – стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.
3. «Дотянемся до пяток». ИП – Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.
4. «Сигнальщик». ИП – сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны – вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
5. «Пружинка». ИП – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
6. «Тюлень». ИП – лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
7. «Прямая спинка». ИП – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
8. «Чистый носик». МП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.
Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша.
Оградить ребенка от простудных заболеваний — задача не из легких. Микробы и вирусы то и дело одолевают маленького человечка и подрывают еще неокрепший иммунитет. Что же делать? Бежать к врачу и поить малыша таблетками или прибегнуть к бабушкиным рецептам? Ни то, ни другое не понадобится, если заняться с малышом дыхательной гимнастикой. Ведь всем известно, что дыхание — это жизнь.
Справедливость этого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды — несколько дней, то без воздуха — всего несколько минут.
Поскольку дыхание приоритетно, то естественно, что многие люди в совершенстве овладевают этим процессом. Эта способность, данная при рождении и развитая в течение жизни, помогает творить чудеса со своим организмом, в том числе и избавляться от болезней, что уже давно доказали индийские йоги.
Известно, что когда человек дышит ртом, слизистая полости ротовой полости быстро пересыхает, появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в дыхательные пути — гортань, трахею и бронхи.
Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.
1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся «ух», спрятать голову за коленями — показывая, какой он маленький.
2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у». Повторите с ребенком восемь-десять раз.
4. Аист
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз.
5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.
7. Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося «к-р-р». Повторите с ребенком пять-шесть раз.
8. Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
9. Лягушонок
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза.
10. В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
11. Веселая пчелка
На выдохе произнесите «з-з-з». Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.
12. Великан и карлик
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.
С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!
С уважением, музыкальный руководитель ГБДОУ ДС №17 Сафаргалиева А.А.
Дыхательная гимнастика при кашле для взрослых и детей — Жизнь под Лампой!
Кашель — настолько неприятное явление, что не только заставляет испытывать боль и дискомфорт при очередном приступе, но и смущает, приходится переживать стеснение в обществе. Естественно, при появлении кашля каждый человек старается максимально быстро избавиться от него всеми известными способами – в ход идут и народные средства, и лекарственные препараты, и физиотерапия. И мало кто знает, что значительную помощь при кашле может оказать дыхательная гимнастика.
Необходимость дыхательной гимнастики при кашлеМетод дыхательной гимнастики – это комплекс упражнений, которые помогают освободить дыхательные пути от мокроты, снизить интенсивность воспалительного процесса. Кроме этого, рассматриваемая методика помогает укрепить иммунитет и повысить защитные силы организма.
По официальным данным дыхательная гимнастика поможет нормализовать работу сердечно-сосудистой системы, способствует улучшению работы желудочно-кишечного тракта, помогает максимально расслабиться и полноценно отдохнуть.
Единственное уточнение от специалистов по поводу дыхательной гимнастики – все ее положительное воздействие на здоровье будет оказано только в том случае, если упражнения будут выполняться правильно и регулярно.
Дыхательные упражнения при сухом кашлеВ принципе, упражнения, направленные на улучшение работы дыхательной системы, можно найти в любом комплексе лечебной гимнастики. Они будут способствовать лучшему насыщению кислородом организма, послужат профилактикой заболеваний дыхательных путей. Но рассматриваемая методика наиболее полезна будет в том случае, если сухой кашель уже имеет место быть. Определенный комплекс упражнений обеспечит скорейшее формирование мокроты в нижних и средних отделах бронхов, выведение ее наружу. Это, в свою очередь, обеспечивает снижение количества и интенсивности приступов кашля, облегчает общее состояние больного, повышает защитные функции организма и ускоряет выздоровление.
Особенно нужно отметить тот факт, что выполнение комплекса упражнений по методике дыхательной гимнастики осуществляется в любое время и дома, и на работе – это не вызовет каких-либо неудобств или дискомфорта.
Дыхательные упражнения при кашле для взрослыхСуществует ряд упражнений, которые помогут ускорить выздоровление. Они подходят для взрослых, выполняются регулярно и в точном соответствии с описанием.
Упражнения дыхательной гимнастики при кашле:
- Шаги на месте. Нужно в течение 2-3 минут шагать на месте, высоко поднимая колени. При этом, поднимая одну ногу, нужно поднять руки вверх и сделать глубокий вдох ртом. Когда поднимаем вторую ногу, опускаем руки вниз, делаем глубокий выдох с одновременным произношением звука «хууууууууу-ууу».
- Дыхание лежа. Располагаемся лежа на спине, делаем глубокий сильный вдох и одновременно втягиваем/напрягаем мышцы живота. Далее делаем такой же глубокий выдох и расслабляем мышцы/выпячиваем живот. Если происходит быстрое сокращение мышц пресса, то нужно прокашляться и только потом продолжать упражнение.
Обратите внимание: вышеуказанное упражнение можно делать не только в положении лежа на спине, но и сидя/стоя.
- Обнимания. Исходное положение – стоя с широко расставленными ногами (на ширину плеч). Разводим руки в стороны и затем обнимаем ими сами себя, стараясь достать пальцами до лопаток. Как раз в момент обнимания делаем сильный, громкий выдох.
- Рубка дров. Ноги ставим на ширину плеч, руки поднимаем над головой и соединяем пальцы «в замок». Приподнимаясь на носочках, выгибаемся назад и резко наклоняемся вниз, делая руками движение, имитирующее рубку дров. При подъеме рук вверх делаем глубокий вдох, при наклоне вниз – сильный и громкий выдох.
- Вертолет. Стоим прямо, руки опущены вниз вдоль туловища. Начинаем делать круговые движения руками в разные стороны – например, левая рука делает круги вперед, правая – назад. При этих движениях нужно часто дышать через нос.
Если указанные упражнения из комплекса дыхательной гимнастики проводятся в домашних условиях, то нужно перед этим провести влажную уборку и обеспечить постоянный приток свежего воздуха в помещение.
Дышим правильно и лечим кашель у детейМалыши во время болезни становятся капризными и вялыми, а несложные дыхательные упражнения наверняка заинтересуют ребенка, да и польза будет большая – кашель пройдет быстрее, дыхание восстановится и станет полноценным, ночной сон будет спокойным без приступов кашля.
Упражнения из комплекса дыхательной гимнастики при кашле у детей:
- Жучок. Ребенок сидит на стуле, делает поворот туловищем вправо, отводя руку и делая вдох. Возвращаясь в исходное положение, малыш должен делать выдох и одновременно произносить звук «жжжжж». То же самое сделать и в другую сторону.
- Пузырьки. Нужно приготовить стакан/банку с водой и опустить в нее трубочку для коктейля. Ребенок делает глубокий вдох через нос и выдох через трубочку – в воде появятся пузырьки.
- Птичка. Ребенок стоит прямо, затем разводит руки в стороны и медленно поднимает их вверх, делая глубокий вдох. Затем руки быстро опускаются вниз, делается выдох и произносится звук «уууу». Таких взмахов нужно сделать 6-10 подряд.
- Часики. Ребенок стоит прямо, руки расположены вдоль туловища. Нужно делать короткие махи руками поочередно, ладошки должны быть повернуты к туловищу. Во время выполнения упражнения нужно произносить «тик-так» на каждый мах руки. Повторить упражнение нужно 10-12 раз.
Обратите внимание: дыхательную гимнастику крайне нежелательно проводить при повышенной температуре, сильной слабости и сонливости. Внимательно нужно следить и за самочувствием ребенка во время выполнения упражнений – если малыш сильно закашлялся, жалуется на головокружение или общее недомогание, то нужно прекратить занятия.
Дыхательная гимнастика при кашле – отличный выход ускорить выздоровление. А еще такая методика в большинстве случаев позволяет обходиться без употребления лекарственных препаратов.
Источник: sethealth.ru
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:
Детям при бронхитах и ОРВИ поможет дыхательная гимнастика и массаж, комментарий специалиста
Переменчивая и прохладная погода этой весной привела к новому росту простудных заболеваний среди детей и взрослых. По словам массажиста детского отделения Мытищинской городской клинической больницы Юлии Салимгареевой, детям при бронхитах и ОРВИ поможет дыхательная гимнастика и правильно проведенный массаж.
«К сожалению, острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) у детей грудного и раннего детского возраста часто осложняются обструктивными бронхитами, бронхопневмониями и пневмониями. Прекрасным дополнением к медикаментозному лечению является дыхательная гимнастика и массаж. Необходимость его проведения определяет только педиатр или пульмонолог. Мамы часто относятся к этому скептически, но порой достаточно 5-10 процедур для достижения результата: снимается бронхоспазм, улучшается отхождение мокроты, восстанавливается нормальный ритм, глубина и частота дыхания, что обеспечивает доступ кислорода к тканями», — прокомментировала Салимгареева.
По ее словам, курс лечебного массажа и дыхательных упражнений можно начать проходить после снижения температуры и улучшения общего состояния ребенка. С первых же дней заболевания для малыша необходимо создать удобное положения в кровати.
«Для этого в изголовье подложите подушечку и уложите ребёнка так, чтобы голова и туловище были приподняты. Для профилактики застойных явлений в легких необходимо как можно чаще поворачивать малыша с боку на бок и на спину, а также держать в вертикальном положении на руках. При бронхите с трудно отделяемой мокротой необходимо несколько раз в день укладывать ребёнка в дренажном положении. Для этого сложите из подушки валик или возьмите фитбол и положите малыша на животик так, чтобы его голова и грудь были опущены по сравнению с нижней половиной туловища и ногами. В этом положении начинайте легкое покалачивание кончиками пальцев области между лопаток, избегайте позвоночника, область почек, правое подреберья. Движения должны быть ритмичными, быстрыми, но при этом безболезненными. В зависимости от самочувствия больного продолжайте процедуру от 2-6 минут, повторяйте до 5 раз в день», — отмечает врач.
При бронхолегочных заболеваниях у грудных детей, помимо массажа спины и грудной клетки, не стоит забывать про живот.
«За счет длительного кашля, у малышей нередко наблюдается расхождение прямых мышц живота, растягивание пупочного кольца и, даже, появление грыжи. Массаж при бронхолегочных заболеваниях заканчиваем дыхательной и звуковой гимнастикой. Самое простое упражнение — надувание шариков. Что способствует увеличению объёма легких и укреплению дыхательной мускулатуры», — сказала Салимгареева.
Вместе с тем, массаж строго противопоказан при: высокой температуре, острой стадии заболевания, нарастании признаков дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности и общем плохом состоянии ребенка.
Алабина Юлия Алексеевна
Источник: http://inmytishchi.ru/novosti/informacionnoe_obschestvo/detyam-pri-bronhitah-i-orvi-pomozhet-dyhatelnaya-gimnastika-i-massazh-kommentariy-specialista
Как избавить ребёнка от кашля с помощью дыхательной гимнастики | Консультация по теме:
Как избавить ребёнка от кашля с помощью дыхательной гимнастики
У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
Итак, проветрите помещение и приступайте.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту — ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стихотворения:
Самолётик — самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
Пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.
Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
На турнике.
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.
Летят мячи.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Вырасти большой.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».
Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.
Дыхательная гимнастика – важный момент в реабилитации пациентов после перенесенных ОРВИ и COVID-19
За окном стоит необычайно теплая для октября погода, природа радует нас яркими красками. Но, к сожалению, осень – это еще и пора традиционного подъема числа вирусных респираторных заболеваний.
Очень часто пациенты, перенесшие ОРВИ, пневмонию, жалуются на сохраняющуюся долгое время одышку. Это может быть вызвано фиброзом — поражением легких, когда нормальная ткань замещается соединительной. В легком, по сути, возникают рубцы, в результате уменьшается их дыхательная поверхность. Если поражены небольшие участки, человек этого не замечает. Но если фиброз более выражен, возникает одышка.
Заниматься физическим восстановлением нужно обязательно. Прежде всего это дыхательная гимнастика — упражнения, направленные на восстановление дыхательной мускулатуры, укрепление мышц, которые отвечают за вдох и выдох. Важно задействовать нижние отделы легких, которые в обычной жизни для дыхания почти не используются.
Важный момент: ограничиваться только дыхательными упражнениями не стоит, надо обязательно добавлять физическую нагрузку. Пока сохраняется сильная слабость после болезни, можно, лежа в постели, делать совсем простые вещи: надувать шарики, медленно выдыхать через тонкую трубочку в воду. Когда физическое состояние позволит вставать, добавляем гимнастику. Если дома есть тренажер — шаговая дорожка или велосипед, используем их для увеличения аэробной нагрузки. Если нет, не страшно. Обычная энергичная ходьба, махи руками, наклоны туловища и другие элементарные упражнения помогут восстановиться быстрее. Если есть возможность, занимайтесь на свежем воздухе. Самое простое и безопасное — ходьба в бодром темпе, можно подключить палки (скандинавская ходьба), использовать велосипед. Кроме гимнастики также хорошо выполнять вибрационный массаж. Это несложно: легко постучите себя ладонями по груди, животу и попросите кого-нибудь также прохлопать несколько минут по спине. Это помогает очистить дыхательные пути от слизи, работает как профилактика застойных явлений в легких. Если неприятные симптомы со временем не проходят — усиливается одышка, ухудшается самочувствие, кашель приобретает другой характер, к нему присоединяются хрипы, например, не надо лечиться самостоятельно, нужно обратиться к врачу и обследоваться
Предлагаем вашему вниманию комплекс дыхательных упражнений из лечебной гимнастики, рекомендованной для реабилитации пациентов, переболевших COVID-19:
«Занятия дыхательной гимнастикой очень популярны среди наших пациентов, поскольку все упражнения не сложные, не требуют специальной физической подготовки и оборудования, но при этом заметно улучшают самочувствие и ускоряют восстановление после перенесенных респираторных заболеваний. Кроме того, такие занятия предупреждают процесс образования фиброза легких, что особенно актуально для пациентов с профессиональными заболеваниями органов дыхания. Сейчас, в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки, мы отказались от групповых занятий и занимаемся с пациентами индивидуально», — прокомментировал инструктор-методист по лечебной физкультуре Пушкарев Александр.
Microsoft Word — ChildDeepBreathCoughing-lw.doc
% PDF-1.6 % 16 0 объект > эндобдж 13 0 объект > поток Acrobat Distiller 6.0 (Windows) PScript5.dll Версия 5.2.22014-02-04T10: 15: 56-05: 002006-09-26T11: 45: 31-04: 002014-02-04T10: 15: 56-05: 00uuid: 01593ddd-e71e-487f-a6f3-61ad0e3349d8uuid: 22c0d311-f68f-4090-a23a-0a6d09c6046fapplication / pdf
Необычные проблемы с дыханием у детей« Говард Дж. Беннетт
Говард Дж. Беннет, доктор медицины
Когда дети простужаются, у них обычно появляется насморк и кашель с повышением температуры или без него. В большинстве случаев кашель проходит через 3-10 дней.
В некоторых случаях ребенку становится лучше, но кашель не проходит. Первое, что я рассматриваю в этой ситуации, — это то, что называется кашлевой астмой. В этом состоянии у ребенка нет затруднений с дыханием, но я слышу легкий хрип, когда слушаю его легкие.Кашель обычно проходит через несколько дней после приема лекарств от астмы. Другие респираторные проблемы, которые могут привести к постоянному кашлю, включают вирусный бронхит, инфекцию носовых пазух и коклюш (коклюш).
Хотя простуда и кашель очень распространены, я иногда вижу детей, у которых наблюдается постоянный или повторяющийся кашель, который заметно отличается от того, что я вижу ежедневно.
Привычный кашель
Неизвестная причина постоянного кашля — это привычный кашель.К характеристикам привычного кашля относятся следующие:
- Ребенок выглядит здоровым, других симптомов простуды нет, осмотр нормальный
- ребенок обычно не кашляет при физической нагрузке
- кашель прекращается во время сна
- кашель короткий, громкий, отрывистый или хриплый
Привычный кашель может продолжаться месяцами и не поддается лечению безрецептурными препаратами от кашля, антибиотиками или лечением астмы, включая пероральные стероиды.
Привычка кашлять часто беспокоит членов семьи, учителей и одноклассников, хотя сам ребенок обычно не волнуется. Это может происходить десять раз в день или несколько раз в минуту.
Если я подозреваю, что у ребенка есть привычка кашлять, я не делаю никаких лабораторных работ или рентген грудной клетки. Вместо этого я обучаю его технике, которую узнала от Салли Галлина, логопеда, практикующего в Колумбии, штат Мэриленд.
Ключ к технике Салли — заставить ребенка расслаблять горло перед каждым кашлем.Поскольку любой кашель начинается с короткого вдоха, самое время вмешаться. Как только ребенок делает вдох перед кашлем, он выполняет одно из следующих трех действий:
- делает глоток воды
- гудит в течение пяти секунд
- издает шипящий звук в течение пяти секунд
Когда ребенок выполняет эти действия, он расслабляет горло и прекращает кашель. Однако дети обычно не сразу осваивают эту технику. Я тренируюсь с ними в офисе, подсказывая им, когда напевать и т. Д.Когда ребенок идет домой, я подчеркиваю, что его мама или папа будут его кушеткой для дыхания, пока он не станет экспертом в остановке кашля. Большинство детей решают проблему на следующий день. Если кашель не проходит, я направляю их к логопеду, имеющему опыт в этой сфере.
Преувеличенный вздох
Каждые несколько месяцев я вижу ребенка с затрудненным дыханием, у которого нет астмы или другого респираторного заболевания. Это здоровые дети, у которых внезапно появляется странное дыхание.Ребенок мог или не мог простудиться до появления симптомов. (Впервые я узнал об этом заболевании от Сэма Розенберга, детского пульмонолога из Роквилля, штат Мэриленд.)
При дальнейшем допросе ребенок обычно говорит что-то вроде: «Мне трудно глубоко дышать» или «Я не могу нормально дышать».
Говоря с ребенком, я внимательно слежу за тем, как он дышит. Каждую минуту я становлюсь свидетелем того, о чем он говорит. Между нормальными вдохами ребенок внезапно делает быстрый и глубокий вдох, как будто кто-то дует ему в легкие.Кашель или хрипы отсутствуют, обследование грудной клетки в норме.
Когда я спрашиваю ребенка, бывает ли это, когда он бегает, он обычно отвечает «нет». Когда я спрашиваю родителей, видят ли они это когда-нибудь, когда ребенок спит, всегда отвечаю отрицательно. В чем дело?
Преувеличенное дыхание при вздохе также называется одышкой при вздохе или психогенной одышкой. (Одышка — это медицинское слово для обозначения одышки.) Это легкое нарушение дыхания, которое обычно проходит в течение нескольких дней или недель.Он также рецидивирует у некоторых детей. Проблема не является серьезной и обычно не требует каких-либо анализов или направления к специалисту.
Поскольку дети могут беспокоиться о проблеме, я заверяю их, что их легкие в норме, но сигналы, которые говорят им дышать, действуют немного странно, как когда кто-то хлопает вас по колену, и ваша нога подпрыгивает сама по себе. Добавлю, что осмотр нормальный и проблема исчезнет через несколько дней. Если успокоение не помогает, я направляю ребенка к пульмонологу или логопеду, у которого есть опыт лечения детей с этим заболеванием.
Повторяющаяся очистка горла
Повторяющееся прочищение горла встречается чаще, чем условия, которые я только что описал. Во многих случаях это происходит из-за постназального подтекания и поэтому сохраняется только неделю или две после простуды. Если проблема повторяется, это может быть связано с аллергией или желудочным рефлюксом, и в этом случае пробное лечение поможет облегчить симптомы. Я лечу возможность аллергии с помощью 2-недельного курса перорального антигистаминного препарата и назального стероидного спрея. При рефлюксе я рекомендую 4-недельную пробную дозу Зантака или такого лекарства, как Превацид.
Если откашливание продолжается, это либо привычка, либо тик. (Некоторые дети с синдромом Туретта прочищают горло вместо того, чтобы произносить другие вокализации.)
После того, как я устранил медицинские причины повторяющегося прочистки горла, я заверяю родителей и детей, что с ними все в порядке, и воздерживаюсь от дополнительных анализов. Что наиболее важно, я призываю родителей игнорировать симптом, иначе он может парадоксальным образом участиться.
Беннетт — педиатр / автор, практикующий в Вашингтоне, округ Колумбия.Его веб-сайт www.howardjbennett.com.
Как это:
Like Loading …
Лечение кашля у детей
Позвоните 911, если ваш ребенок:
- Без сознания или не дышит
- Задыхается
- Имеет проблемы с дыханием или очень быстро дышит, когда не кашляет
- Имеет сильные приступы кашля или непрерывный кашель
- Не может плакать или говорить из-за проблем с дыханием
- Кряхтит при дыхании
- Имеет синие губы
- Может застрять в горле небольшой предмет
- Дышит очень быстро (это тоже симптом лихорадки)
- Выглядит очень больным
Кашель у маленьких детей может быть вызван рядом заболеваний.Чаще всего кашель проходит сам по себе и не должен вызывать беспокойства, но вы можете попробовать что-нибудь, чтобы получить облегчение и уменьшить воспаление, вызванное кашлем или болью в горле. Многие безрецептурные лекарства от кашля содержат мед, алоэ или ментол. Это помогает уменьшить воспаление верхних дыхательных путей.
Имейте в виду, что мед нельзя давать детям младше 1 года и детям младше 2 лет.
Позвоните врачу, если ваш ребенок:
- Моложе 1 года, но у него все еще проблемы с дыханием после того, как вы прочистили нос.
- Возможно, у него легочная инфекция или эпизод реактивного заболевания дыхательных путей. тональный свист при выдохе или вдохе
- Не могу сделать глубокий вдох из-за боли в груди или кашля с кровью
- Имеет лихорадку, которая длится более 72 часов
1.Предотвратить обезвоживание
- Дайте детям много грудного молока или смеси.
- Давайте детям старшего возраста воду или сок, смешанный с водой.
2. Избавьтесь от заложенности носа
- Разжиженная слизь в заложенном носу с помощью солевых капель для носа.
- Удалите слизь из носа ребенка с помощью присоски.
- Используйте увлажнитель воздуха в детской комнате или ведите ребенка в ванную с горячим душем.
3. Легкое дыхание
- Используйте увлажнитель с холодным туманом, чтобы увлажнить воздух.
- Сядьте в ванной с горячим душем и дайте ребенку вдохнуть пар.
4. Сделайте ребенку комфортным
- Дайте ребенку отдохнуть.
- Избегать раздражителей, таких как сигаретный дым.
- Не давайте лекарства от кашля детям младше 4 лет, если их не посоветует педиатр.
Упражнения и позы, помогающие детям лучше дышать
Женская и детская больница KK (KKH) Отделения детской неврологии и физиотерапии, методы и положения, чтобы помочь ребенку с затрудненным дыханием дышать легче и лучше.
Физиотерапия грудной клетки (CPT) — это серия мануальных техник и положений, которые помогают ребенку лучше дышать. Это особенно полезно при чрезмерном выделении слизи или когда слизь слишком густая. CPT помогает разжижать и выводить слизь из легких, а также улучшает поступление воздуха внутрь.
Техника безопасности при занятиях спортом
-
Убедитесь, что физиотерапевт обучил вас рекомендуемым упражнениям, прежде чем выполнять их.
-
Удобно расположите ребенка с помощью полотенец или подушек.
-
Обратите внимание на признаки боли или дискомфорта — если возникает боль, остановитесь и посоветуйтесь с физиотерапевтом, прежде чем продолжить.
-
Не делайте упражнения сразу после кормления из-за риска срыгивания. Убедитесь, что ребенка кормили по крайней мере за один-два часа до начала физиотерапии грудной клетки.
Ваш режим упражнений
Повторяйте упражнения каждый день или в соответствии с указаниями физиотерапевта.CPT лучше всего работает утром, удаляя слизь, скопившуюся за ночь.
Увеличивайте частоту CPT, когда наблюдается повышенное выделение слизи или возрастает потребность в аспирации.
Используйте СРТ перед отсасыванием, если у ребенка появляется грудной кашель, который не проходит только при отсасывании.
Один сеанс CPT обычно занимает от 20 до 40 минут, включая маневры всасывания.
Если прописан небулайзер дозированного ингалятора, препарат следует принять до КПП.Лекарство, позиционирование и перкуссия работают вместе, чтобы очистить легкие от слизи.
Перкуссия груди
Перкуссия — это когда вы хлопаете ребенка в ладоши, чтобы облегчить движение и выпустить выделения из легких. Он включает в себя ритмичные хлопки, опираясь рукой на грудную клетку ребенка.
Ударные Цель: разжижать слизь в легких, ритмично хлопая по ребрам, и способствовать ее продвижению в более крупные дыхательные пути легких. Инструкция : Сложите ладони ладонями и создайте воздушный карман между рукой и грудью ребенка. Старайтесь держать руки расслабленными и выполнять движения запястьями. Всегда следите за тем, чтобы вы ударяли по ребрам, а не ниже ребер или живота, поскольку легкие находятся в грудной полости и защищены ребрами. Вы должны делать перкуссию в каждой области легкого в течение 3-5 минут, прежде чем переходить к другой области легкого. Меры предосторожности : Хотя удары в грудную клетку могут звучать громко, это никогда не должно быть болезненным.Никогда не стучите по голой коже. Убедитесь, что на ребенке тонкий слой одежды. Если ребенок носит одежду с толстыми швами или пуговицы, которые мешают удару, снимите ее и накиньте мягкое полотенце на место, которое будет подвергаться удару. Никогда не ударяйте по позвоночнику, грудины или через какой-либо внутривенный зонд, порт-катетер или зонд для кормления. |
|
Постуральный дренаж
Постуральный дренаж удаляет слизь из определенных частей легких под действием силы тяжести.Если поместить ребенка в разные положения, слизь будет стекать в центральные дыхательные пути, где ее можно легко откашлять.
Боковое расположение Цель: отвести слизь из более мелких дыхательных путей с обеих сторон легкого в центральные дыхательные пути. Инструкция : Положите ребенка боком, лежа на коленях или подушке, на 15–30 минут, если это допустимо.Вы можете сделать перкуссию в этом положении или ввести прописанные ингаляционные лекарства, чтобы более эффективно воздействовать на пораженные доли легких. Вы можете расположить ребенка попеременно на боку или лежать на одной стороне больше, чем на другой, как советует физиотерапевт. |
|
Лицо Цель: мобилизовать слизь из задних полей легких, дать возможность слизи из верхних дыхательных путей стекать под действием силы тяжести и улучшить вентиляцию-перфузию, соответствующую полям легких. Инструкция : Положите ребенка на животик себе на колени или подушку. Удерживайте ребенка комфортно от 15 до 30 минут. В этом положении вы можете делать удары по их ребрам. Меры предосторожности : Пытайтесь занять это положение только через один-два часа после кормления. Если у ребенка ПЭГ, убедитесь, что область живота не трется о поддерживающие поверхности, вставив рулон полотенца под грудь и бедра.Всегда периодически проверяйте сайт PEG. | |
Вертикальное положение (вверху) Цель: улучшить расширение легких, поскольку сила тяжести тянет диафрагму вниз, что позволяет улучшить расширение и вентиляцию. Инструкция : Вы можете либо посадить ребенка на колени, подперев его голову подбородком, либо позволить ребенку положить голову на подушку или на вас, когда он находится в вертикальном положении.В этой позе также удобно выполнять перкуссию. |
После физиотерапии грудной клетки (СРТ)
-
Ребенок может кашлять сильнее во время или через 1-2 часа после CPT. Кашель помогает избавиться от разрыхленной слизи
-
После проглатывания большого количества слизи у ребенка может появиться тошнота в животе и рвота. Как только ребенок станет достаточно взрослым, чтобы научиться плевать, научите его выплевывать слизь на салфетку, а не глотать ее
Дыхательные упражнения (для детей от 2 лет)
-
Дыхательные упражнения могут улучшить диафрагму, улучшить дыхание и усилие при кашле
-
Пение песен на высоких и низких частотах с зацепками
-
Пить из длинной трубочки
-
Делает вид, что задувает свечи
-
Выдувание пузырей или ватных шариков по столу
-
Звуки животных
Код: K21
дыхательных упражнений | Мемориальный онкологический центр им. Слоуна Кеттеринга
В этой информации описаны дыхательные упражнения, которые помогают растянуть и укрепить дыхательные мышцы.Выполнение этих упражнений может помочь вам избавиться от инфекций, вызывающих проблемы с дыханием, таких как пневмония, бронхит и COVID-19.
Проконсультируйтесь с лечащим врачом, чтобы узнать, следует ли вам соблюдать какие-либо правила техники безопасности, прежде чем начинать какие-либо упражнения. Если вы испытываете боль, выходящую за рамки легкого дискомфорта, прекратите выполнять упражнения и поговорите с врачом.
Ваша диафрагма, грудная клетка (грудная клетка) и мышцы живота (пресс) помогают вам дышать.
- Диафрагма — это мышца, разделяющая грудную клетку и брюшную полость.Когда вы вдыхаете, она становится напряженной. Очень глубокие вдохи помогают укрепить эту мышцу.
- Ваша грудная стенка и мышцы живота сжимаются при выдохе, особенно при кашле. Сильный выдох через сжатые губы (например, задувание свечи) помогает укрепить эти мышцы.
Если у вас COVID-19 или другая респираторная инфекция, делайте эти упражнения только в одиночестве. Глубокое, сильное дыхание может высвободить бактерии и вирусы в воздух и заразить людей рядом с вами.
Шина от кашля
Если при кашле прижать подушку к животу, это поможет сделать кашель более сильным и менее болезненным. Это называется кашлем с шинами. Вы можете использовать шину при кашле в любое время, когда вам нужно кашлять, в том числе когда вы выполняете эти упражнения (см. Рис. 1).
Рисунок 1. Шинный кашель.
Каждое упражнение можно выполнять 3 раза в день (утром, днем и вечером).
Повороты плечевые
Поворот плеча — хорошее упражнение для начала, потому что оно мягко растягивает мышцы груди и плеч.
- Сядьте поудобнее или откиньтесь на спинку кровати, расслабив руки по бокам.
- Круговыми движениями поднимите плечи вперед, вверх, назад и вниз (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Плечевые валики.
- Повторить 5 раз.
Постарайтесь сделать круги как можно большими и двигайте плечами одновременно. Если у вас есть некоторая стеснение в груди, начните с меньших кругов и увеличивайте их по мере ослабления мышц.
Диафрагмальное дыхание
Это упражнение поможет расслабить грудную стенку и мышцы живота.
- Лягте на спину или сядьте в поддерживающий стул.
- Положите одну или обе руки на живот (см. Рисунок 3).
Рисунок 3. Диафрагмальное дыхание.
- Медленно и глубоко вдохните через нос. Ваш живот должен подняться, но верхняя часть груди должна оставаться спокойной и расслабленной.
- Медленно выдохните через сжатые губы (как задувающие свечи). На выдохе медленно и осторожно подтяните живот к позвоночнику.
- Повторить 5 раз.
Сжимает лопатку
Сжатия лопатками — хороший способ помочь расширить грудную стенку и сдвинуть ребра, чтобы вы могли дышать глубже.
- Сядьте в поддерживающий стул или откиньтесь на спинку кровати.
- Расслабив руки по бокам, поверните ладони вверх. Слегка сожмите лопатки назад и вниз (см. Рисунок 4). Это должно сделать вашу грудь раздувшейся.
Рис. 4. Сжимания лопатки.
- Вдохните через нос и выдохните через сжатые губы (как задувающие свечи).
- Расслабьтесь на секунду или две, затем повторите 5 раз.
Растяжка для груди сверху
Растяжка груди над головой — хороший способ расслабить мышцы груди и помочь воздуху поступать в легкие и выходить из них. Это помогает увеличить количество кислорода во всем теле.
- Сядьте в поддерживающий стул или откиньтесь на спинку кровати.
- Слегка сожмите лопатки назад и вниз.
- Сожмите руки вместе и медленно поднимите руки над головой, насколько это удобно, делая глубокий вдох (см. Рисунок 5).
Рисунок 5. Растяжка груди над головой.
- Медленно опустите руки вниз на выдохе.
- Расслабьтесь на 1-2 секунды, затем повторите 5 раз.
Quick Sniffles
Это упражнение поможет укрепить диафрагму, чтобы вы могли дышать больше воздуха.
- Сядьте в поддерживающий стул или откиньтесь на спинку кровати.
- Сделайте глубокий вдох через нос, затем быстро вдохните через нос не менее 3 раз (не выдыхая) (см. Рисунок 6).
Рис. 6. Быстрое сопение
- Медленно выдохните через сжатые губы (как задувающие свечи).
- Расслабьтесь на секунду или две, затем повторите 3 раза.
Глубокое дыхание 4-8-8
Это упражнение увеличивает количество кислорода во всем теле.
- Сядьте в поддерживающий стул или откиньтесь на спинку кровати.
- Вдохните через нос в течение 4 секунд.
- Задержите дыхание на 8 секунд, если можете (см. Рисунок 7).
Рисунок 7. Глубокое дыхание 4-8-8
- Выдохните через сжатые губы (как задувающие свечи) в течение 8 секунд.
- Расслабьтесь на 1-2 секунды, затем повторите 3 раза.
Привычный кашель — обзор
Тип кашля может указывать на причину: продуктивный (астма, бронхиолит, бронхоэктазия, муковисцидоз [CF]), медный (привычный кашель, трахеит), корявый (круп, трахеит, трахеомаляция, подсвязочный или инородное тело голосовой щели), пароксизмальный (инородное тело, коклюш, инфекция Mycoplasma , инфекция Chlamydia , CF), странный или гудящий (привычный кашель).Схема может быть полезной: ночной образ жизни (синусит, ринит, астма, гастроэзофагеальный рефлюкс), ранним утром (CF, бронхоэктазы), вызванный физической нагрузкой (астма, CF, бронхоэктазия) или отсутствие во время сна (привычный кашель).
В анамнезе пациента спросите о начале, продолжительности, провоцирующих факторах, природе (сухой, влажный, лающий) и характере кашля. Отличите повторяющиеся эпизоды инфекций верхних дыхательных путей от постоянного кашля. Спросите о семейном анамнезе астмы, аллергии, атопического дерматита или других хронических респираторных заболеваний.Спросите о росте и развитии; перинатальный анамнез; подверженность заболеванию дома, в школе или в детском саду; и подверженность пассивному или активному курению. Спросите о выделении мокроты, кровохарканье или удушье в анамнезе. Обратите внимание на симптомы синусита, хронического ринита, атопических состояний, астмы, гастроэзофагеального рефлюкса и нарушений сна (храп, нарушение сна из-за кашля, обструктивного апноэ во сне). Спросите о предыдущем лечении антибиотиками, лекарствами от аллергии, бронходилататорами, стероидами или другими лекарствами.Спросите об иммунизации и воздействии окружающей среды (аллергены, плесень, туберкулез).
При физикальном осмотре обратите внимание на лихорадку, частоту дыхания, втягивание и длительный выдох. Измерьте насыщение кислородом с помощью пульсовой оксиметрии. Внимательно осмотрите верхние дыхательные пути и обратите внимание на болезненность носовых пазух, носовые полипы, дыхание через рот, гипертрофию миндалин, постназальный подтек, неприятный запах изо рта, положение трахеи и признаки атопии. Обратите внимание на деформации грудной клетки. Прослушайте грудную клетку, чтобы определить стридор, хрипы, хрипы или дифференциальное поступление воздуха.Отличите монофонический хрип от полифонического. Выслушайте сердце на предмет шума или скачка. Обратите внимание на дигитальные удары (хроническая гипоксия, МВ, болезни сердца).
Получите рентгенограмму грудной клетки и спирометрию (дети 5 лет и старше) при первоначальной оценке. Оцените симптомы и признаки (конкретные указатели) основного причинного фактора. Кашель классифицируется как «специфический» или «неспецифический» в зависимости от наличия или отсутствия конкретных указателей. Конкретные признаки включают свистящее дыхание (астма), задержка развития (CF, иммунодефицит), трудности с кормлением (гастроэзофагеальный рефлюкс, аспирация, трахеопищеводный свищ [TEF]), аллергические / назальные симптомы (постназальный подтек, синусит), продуктивный кашель (инфекционный, CF, первичная цилиарная дискинезия), пароксизмальный кашель (коклюш), корявый или медный кашель со стридором или без него (аномалии дыхательных путей), конституциональные симптомы, такие как лихорадка, потеря веса (лимфома, туберкулез, Mycoplasma pneumoniae ), кровохарканье (бронхоэктатическая болезнь, МВ, сосудистые заболевания аномалии), рецидивирующая пневмония (CF, иммунодефицит, аспирация, TEF, врожденное поражение легких), признаки сердечного заболевания (связанные аномалии дыхательных путей, отек легких).Доступны быстрые диагностические тесты для респираторно-синцитиального вируса, хламидиоза и коклюша. Проведите тест на потливость детей с диареей, задержкой роста или рецидивирующими респираторными инфекциями в анамнезе (синусит, бронхит, пневмония).
У детей с неспецифическим кашлем подход может включать дальнейшее наблюдение для спонтанного разрешения или пробу бронходилататора и противовоспалительной терапии с повторной оценкой через 3-4 недели. Астма, которая вызывает хронический кашель без хрипов (кашлевой вариант астмы), часто вызвана физической нагрузкой.У детей старшего возраста до и после тренировки спирометрия может указывать на астму. Пациентов, которые не реагируют на эту терапию, следует повторно обследовать на предмет конкретных указателей и основных причинных факторов, включая синусит, гастроэзофагеальный рефлюкс, МВ, аспирацию, инородное тело или аномалии дыхательных путей, и / или направить к детскому пульмонологу.
Изучите диффузные легочные инфильтраты на наличие инфекционного причинного фактора с помощью кожных тестов, экспресс-тестов и посевов на бактериальные заболевания (туберкулез, коклюш, инфекция Mycoplasma и инфекция Chlamydia ), грибковое заболевание ( monilia, гистоплазмоз, кокцидиоидомикоз), паразитарное заболевание (Pneumocystis, Echinococcus), и вирусная инфекция (респираторно-синцитиальный вирус, цитомегаловирус, аденовирус, вирус гриппа, вирус парагриппа).Получите консультацию легочного и легочную функцию для диагностики рестриктивного заболевания легких. Сделайте компьютерную томографию грудной клетки с высоким разрешением. Рассмотрите возможность проведения бронхоскопии с бронхоальвеолярным лаважем для получения культуры и окрашивания образцов на липидные и гемосидериновые макрофаги. Рассмотрите другие причинные факторы, включая гиперчувствительный пневмонит, отек легких, легочное кровотечение, легочный альвеолярный протеиноз и интерстициальное заболевание легких. Рассмотрите возможность обследования на иммунный дефицит у детей с рецидивирующими или необычными инфекциями.
Причины бронхоэктазов включают CF, синдром иммунодефицита, первичную цилиарную дискинезию, аспирацию инородного тела, аспирацию содержимого полости рта или желудка, аллергический бронхолегочный аспергиллез, хроническую инфекцию (бактериальная пневмония, коклюш, корь, грипп), аденов. , и дефекты трахеобронхиального хряща. Спирометрия может показать обратимую или фиксированную обструкцию воздушного потока. Обследование включает тест хлорида пота, компьютерную томографию грудной клетки с высоким разрешением, иммунную оценку, исследование глотания, посев мокроты и / или бронхоскопию, а также оценку первичной цилиарной дискинезии.
Обследование новообразований средостения включает компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию, пульмонологию, онкологию и консультацию хирурга для лечения. Спирометрия может показать фиксированную обструкцию или ограничение воздушного потока. Наиболее частым новообразованием средостения является нормальный тимус (передний). Наиболее частыми патологическими образованиями (и их обычным расположением в средостении) являются нейрогенные опухоли (33%, задние), лимфома (14%, передние или средние), тератома (10%, передние), поражения тимуса (9%, передние). , бронхогенная киста (7.5%, в середине), ангиома (7%, передняя), дупликационная киста (7%, задняя) и инфекция лимфатических узлов (4%, в середине). Пациенты с новообразованием средостения могут подвергаться риску серьезных, опасных для жизни осложнений при применении седативных средств и должны быть тщательно обследованы опытным анестезиологом перед седацией.
Причины образования в легких включают секвестрацию легких, бронхогенную кисту, врожденную кисту легкого, эвентрацию диафрагмы, кистозно-аденоматоидную деформацию, абсцесс легкого, массивный ателектаз и опухоль.Обследование легочных масс включает компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию и консультацию хирурга. Рассмотрите кожные пробы, бронхоскопию и ангиографию.
Изучите результаты рентгенографии грудной клетки с отклонением трахеи, локализованным инфильтратом или локализованным гиперэкспандированием с дополнительными исследованиями для диагностики инородного тела, инфекции или массового поражения, затрудняющего дыхательные пути (внутренняя или внешняя обструкция). Спирометрия может показать фиксированную обструкцию воздушного потока и / или уплощение инспираторной петли.Рассмотрите возможность бронхоскопии при подозрении на инородное тело или непроходимую массу. Управляйте пациентами с локализованной инфекцией с помощью пробной антибактериальной терапии в сочетании с физиотерапией грудной клетки.
Йога и дыхательные упражнения положительно влияют на детей с СДВГ
Йога и дыхательные упражнения положительно влияют на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). После специальных занятий у детей улучшается внимание, снижается гиперактивность, они дольше не устают, могут дольше заниматься сложными делами.К такому выводу пришли психологи Уральского федерального университета, изучавшие влияние физических упражнений на функции, связанные с произвольной регуляцией и контролем, у 16 детей с СДВГ в возрасте от шести до семи лет. Результаты исследования опубликованы в журнале Biological Psychiatry .
У детей с СДВГ, как правило, не хватает той части мозга, которая отвечает за регуляцию мозговой деятельности — ретикулярной формации. Это приводит к тому, что они часто испытывают состояния неадекватной гиперактивности, повышенного отвлечения внимания и истощения, а их функции регулирования и контроля страдают во второй раз.Мы использовали специальное дыхательное упражнение, основанное на развитии диафрагмального ритмичного глубокого дыхания — дыхание животом. Такое дыхание помогает лучше снабжать мозг кислородом и помогает ретикулярной формации лучше справляться со своей ролью. Когда ретикулярная формация получает достаточно кислорода, она начинает лучше регулировать состояние активности ребенка ».
Сергей Киселев, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ, руководитель исследования
Помимо дыхательных упражнений, психологи использовали телесно-ориентированные техники, в частности, упражнения с полярными состояниями «напряжение-расслабление».Тренинги проходили трижды в неделю в течение двух-трех месяцев (в зависимости от программы).
«Упражнения имеют немедленный эффект, который проявляется сразу же, но есть и отсроченный эффект. Мы обнаружили, что упражнения положительно влияют на функции регуляции и контроля у детей с СДВГ и через год после их окончания. Это происходит потому, что правильное дыхание ребенка автоматизировано, оно становится своего рода помощником, позволяющим лучше снабдить мозг кислородом, что, в свою очередь, благотворно влияет на поведение и психику ребенка с СДВГ », — говорит Сергей Киселев.
Методика разработана российским нейропсихологом Анной Семенович как часть методики нейропсихологической коррекции. Психологи УрФУ проверили, насколько хорошо такой подход помогает детям с СДВГ. Но исследование пока пилотное, — говорит Киселев. Было показано, что эти упражнения имеют положительный эффект. Однако необходимо проделать большую работу, вовлекая больше детей с СДВГ. При этом также будут учитываться такие факторы, как пол, возраст, тяжесть заболевания, сопутствующие проблемы у детей (речевые, регуляторные и т. Д.).).
Источник:
Ссылка на журнал:
Киселев, С. (2021) Влияние телесно-ориентированного обучения на исполнительные способности у детей с СДВГ через год после завершения обучения.