подготовка к школе — Российский учебник
Развитая моторика кисти ведущей руки — один из основных параметров школьной зрелости. Ловкость и мобильность руки — это те навыки, которые приобретаются при работе с графическими инструментами. А письмо является сложным координационным навыком, требующим слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений всего тела.
Если наблюдать за первоклассником, который пишет или рисует, то мы увидим, что все его тело как будто задействовано: он весь в движении. Это говорит о высокой нагрузке и о полном погружении ребенка в деятельность.
Структура овладения навыками письма:
-
Зрительный и слуховой анализ
-
Артикуляция
-
Формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента
-
Механизмы координации и регуляции движений
Трудности детей при поступлении в школу
Если ребенок испытывает проблемы в усвоении важных навыков, можно подстраховать его — важно просто вовремя узнать, что ему нужна помощь и распознать, в чем именно.
Как распознать трудности?
-
Недостаточный уровень развития пространственных представлений, неумение ориентироваться на плоскости листа при использовании понятий «вправо-влево».
-
Низкий уровень развития мелкой моторики. В этом случае нужно чаще давать ребенку графический материал.
-
Недостаточная согласованность движений руки со зрительным контролем.
-
Наличие тремора.
-
Отсутствие навыков выполнения пошаговой инструкции.
Сегодняшние дети привыкли ко всему разнообразному, яркому, новому. Поэтому их бывает сложно занять чем-то «старым» — тем, что они уже выполняли, или тем, что когда-то не получилось и нужно выполнить повторно. Если ребенка не вдохновляет «старый» материал, то наша задача — создать такую эмоциональную атмосферу, чтобы ребенок хотел творить, хотел выполнить задание. При оценке деятельности малыша важно воздерживаться от негатива. Можно разбить на части объемный материал или оказать поддержку ребенку.
С какими затруднениями часто сталкиваются дошкольники старшего возраста?
-
Низкий темп письма. Может быть связан с тем, что ребенок медлительный, или у него недостаточно опыта.
-
Сложности в воспроизведении формы графических элементов.
-
Быстрая утомляемость при письме.
-
Неровная, «дрожащая» линия при письме.
-
Слишком сильный нажим на ручку или карандаш.
-
Большое количество помарок и исправлений.
-
Зеркальное написание букв и цифр.
-
Плохое запоминание конфигурации букв при чтении.
Основные виды движений при письме, которые важно освоить ребенку перед школой:
-
начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении;
-
различать, понимать, чувствовать, что рука движется в разных направлениях;
-
фиксировать внимание на правильном направлении движения и одинаковом размере графических изображений.
Перед тем как дать ребенку задания на отработку перечисленных навыков, нужно обязательно проговорить с ним все этапы упражнений. Важно рассказать о направлении, ощущениях, которые будет испытывать рука. Можно начать с небольшой разминки, где чувствуется, как будет двигаться рука. И еще: обязательно обращайте внимание на размер графических изображений. Тем, у кого получаются крупные формы, нужно рекомендовать повторить то же самое, но в уменьшенном виде. А тем, кто привык «мельчить», — наоборот.
Методические основы добуквенного периода обучения графическим навыкам«Для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения».
Александр Романович Лурия Советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского
Как надо сидеть при письме?
-
Стул стоит так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же отстоит на 7-10 см от линии стола.
-
Расположение стула для леворукого ребенка зеркально симметричное.
-
Свет падает слева, у леворукого ребенка — справа.

Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи. 5-7 лет
Это первое из четырех пособий комплекта «Учимся рисовать», которое предназначено для развития пространственной ориентации и зрительно- моторной координации у детей в возрасте от 5 до 7 лет. Система заданий, предлагаемая в пособиях комплекта, формирует навыки, необходимые для графической деятельности (письма, рисования) детей старшего дошкольного возраста в период их подготовки к обучению в 1 классе.
КупитьРаздел «Учимся рисовать». Тетрадь «Клетки, точки и штрихи»
Чем хороша тетрадь? Освоению каких навыков она существенно помогает?
-
Развитие графической деятельности детей – рисование, копирование образцов (геометрических фигур и др.).
-
Формирование ряда умений:
— пространственная ориентировка;
— умение анализировать форму предмета и изображение. -
Развитие воображения.
-
Освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
Работа по клеткам.

Зеркальная симметрия. Ось симметрии.

Деление на фрагменты, где каждая часть может быть закрашена или оставаться белой. Важно, чтобы ребенок работал простым карандашом и не слишком сильно нажимал на него при штриховке, чтобы всегда была возможность стереть недочеты ластиком и не оставить при этом неопрятных следов и углублений.

Работа по точкам начинается с небольшого количества точек, затем задания усложняются, точек становится больше. Детям, которые испытывают трудности при выполнении таких заданий, лучше работать желтым карандашом. Он виден, но в то же время не доминирует. Задание, где можно узнать героев из сказки «Теремок» вызовет у детей положительный эмоциональный отклик, рисовать знакомых персонажей по точкам будет весело и увлекательно.

В следующем типе заданий лучше всего использовать набор цветных карандашей. Это более сложный уровень. Поэтому, если ребенок провел одну линию правильно, можно отметить цветом точку, с которой нужно будет начать следующую линию.

Точки и клетки перекликаются в заданиях более сложного уровня. Здесь есть и свобода творчества — раскрашивать можно в любых цветах.

Сложнее становится работать по точкам в том случае, если точки не выстроены организованно, как было в предыдущих заданиях. Кстати, все созвездия, которые мы использовали в наших пособиях, существуют в действительности. Поэтому задание направлено не только на подготовку руки к начертанию прописей, но и на пропедевтику курса окружающего мира.

Штриховка. Важный тип задания. Что ближе, Что дальше? Что будет видно, а что незаметно? Это пропедевтика пространственных задач в математике.

Семинар-практикум для родителей «Подготовка руки к письму»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ДЕТСКИЙ САД №23 «РОМАШКА»
для родителей детей старшей группы
«Подготовка руки к письму»
Воспитатель
I квалификационной категории
Мордовцева М.А.
2016г.
Цель: ознакомление родителей с играми и упражнениями, способствующими подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму.
Участники: воспитатель и родители.
Необходимое оборудование: экран, проектор, тетрадные листы в клетку, простые карандаши, выставка прописей и штриховок.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не укладываемся в общий темп работы.
Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь — не ждать школу, а готовиться к ней.
Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка.
Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений.
Работа по подготовке к письму должна начаться задолго до поступления в школу. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Кроме того, развитие мелкой и крупной моторики напрямую связано с речью ребенка. Делая упражнения, направленные на укрепление мышц руки, мы тренируем мозговую деятельность.
Начиная работу по подготовке детей к письму, мы учим ребенка, в первую очередь, правильно удерживать ручку и ориентироваться в пространстве (на листе бумаги). Основное внимание мы обращаем и на формирование правильной позы при письме: детей учим сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на столе, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Ещё мы уделяем внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.
Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от её систематичности и регулярности. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.
Работа по развитию мелкой моторики начинается со знакомства с пальчиковыми играми.
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.
Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
К пальчиковым упражнениям относятся также игры с песком, водой, мелкими камушками. Для достаточно сложнокоординированных действий пальчиками предлагаются шнуровки, застежки, клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков, дощечки с накатанным пластилином для выкладывания узоров из семян, крупы, мелких камешков, игры с мозаикой. Эти игры учат детей вниманию, усидчивости, развивают глазомер. Когда ребенок пойдет в школу, умение манипулировать предметами позволит сосредоточиться ему на своем занятии, а не на том, как же удержать ручку или карандаш.
Вашими помощниками могут стать обыкновенные счетные палочки, карандаши, спички, соломинки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии. В старшем дошкольном возрасте дети уже знают некоторые геометрические фигуры. Они вполне могут сложить из палочек домик или машинку.
Очень интересны для детей игры с прищепками. Самая простая игра – это надевание прищепок на веревку. Когда происходит дидактическая игра с прищепками, то указательный и большой пальцы ведущей руки испытывают напряжение схожее с тем, которое нужно приложить при удержании пишущей ручки.
Не стоит забывать и о вырезании. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно. Симметричное вырезание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Живой отклик у детей находит техника оригами. Для нас она представляет интерес прежде всего как отличное упражнение для рук. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги.
Еще одна важная форма работы – графические упражнения. Простейшие упражнения заставят основательно потрудиться, что поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, глазомер.
К 5-7 годам детям предлагаются такие упражнения, как «Дорожки», «Дождик», «Штриховка», «Соедини по точкам» и т.д., которые выявляют и развивают внимание, пространственное восприятие, сенсомоторную координацию и тонкую моторику руки.
Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребенка, помогают чувствовать границы фигуры.
Выполняются на нелинованной бумаге. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.
Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка.
Штриховка — одно из важнейших упражнений.
Правила штриховки:
-Штриховать только в заданном направлении.
-Не выходить за контуры фигуры.
-Соблюдать параллельность линий.
Усложненной формой графического упражнения является графический диктант, то есть схематичное изображение предмета. Рисование ручкой по крупным клеточкам один из активнейших способов приобретения навыка ориентации на листе бумаги.
Фигуры и узоры данных прописей содержат все необходимые линии и наклоны, с которыми ваш ребёнок столкнётся при написании печатных и письменных букв и цифр.
Наиболее сложным навыком для первоклассника является работа в тетради. Клеточки, линии, отступы, промежутки между словами, пропуски линий и клеток — все это сложно для первоклассника. Чем же мы можем помочь будущим ученикам? Как использовать графические диктанты в занятиях с дошкольниками, чтобы способствовать быстрому привыканию ребенка к работе в тетради?
Научить ребенка ориентироваться на тетрадном листе, вырабатывая при этом почерк, аккуратность и, самое главное — научить его письму — очень сложно. Многократное и долгое письмо приводит к нежеланию учиться, отнимает у ребенка всю радость от учебы.
Графические диктанты, проводимые в интересной, игровой форме имеют возможность поспособствовать развитию всего вышеперечисленного.
Начать можно с наиболее простых приемов графического диктанта. Надо разделить лист на 4 равных прямоугольника. Сначала уточнить вместе с ребенком то, что у нас есть два прямоугольника вверху листа и два внизу. Два слева и два справа. Если ребенок путается в понятиях «лево» и «право», на первое время можно подписать прямоугольники. В дальнейшем, конечно, нужно обходиться без этого.
Можно, например, попросить ребенка нарисовать квадрат в верхнем левом прямоугольнике, а круг в правом нижнем. Затем следует усложнить задание и попросить нарисовать круг в центре верхнего правого прямоугольника, а треугольник в нижнем правом углу нижнего левого прямоугольника. Для этого ребенок должен показать сначала левый нижний прямоугольник и затем только найти в нем нижний правый угол.
Впоследствии можно переходить непосредственно к графическому диктанту, выполняемому на листе в клетку. Необходимо нарисовать крупную точку и попросить ребенка поставить кончик карандаша на эту точку. Далее ребенок должен внимательно слушать указания взрослого и выполнять их. Например, не отрывая карандаша провести линию вправо на две клетки, затем вниз на две клетки, влево на две клетки и вверх на две клетки. Предложите ребенку посмотреть, что у него получилось. После того, как ребенок научится внимательно слушать и рисовать несложные формы, задания можно усложнять. Рисовать не только простые геометрические фигуры, но и различные предметы, животных.
Родителям предлагаются упражнения для подготовки руки к письму
Упражнения для подготовки руки к письму (проводятся с родителями)
«Пальчиковая гимнастика» .
Упражнение «Зеркало» Цель: развитие мелкой мускулатуры рук, умение повторять за ведущим.
Упражнение с карандашом «Добываем огонь», «Пропеллер», «Вращение», «Шаги» Цель: упражнять в прокатывании карандаша между ладонями, двумя-тремя пальцами по столу.
Упражнения для подготовки к технике письма (проводятся с родителями)
Содержание работы включает: формирование ориентировки в своем теле, от себя, на листе бумаги, относительно себя, другого предмета, умение слушать и воспроизводить ритм (хлопки, удары и пр.), ритмические рисунки, рисовать бордюры в сетках, упражнять в штриховке.
Штриховка «Кораблик»
Взрослый рисует любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и проводит в ней 1-2 линии (горизонтальные, вертикальные или по диагонали), на конце которых нарисовано по одной стрелочке (чтобы ребенок понимал, в каком направлении штриховать фигуру). Ребенок заканчивает штриховку, начатую взрослым, а взрослый в это время следит за тем, чтобы ребенок рисовал в нужном направлении и чтобы линии были прямые и ровные.
Упражнения для формирования элементарных графических умений (проводятся с родителями)
Графический диктант «Собачка».
Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Первое время для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с самого простого, например: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна направо.
Обучение всегда связано с недоразумениями и ошибками. Исправлять их нужно спокойно и доброжелательно. Грубым и неосторожным замечанием можно нанести ребенку травму, подорвать его веру в свои способности. Здесь важен подбор слов и интонация: «Сегодня ты уже лучше раскрашиваешь» — так можно показать ребенку, что он продвигается вперед, делает успехи.
Без этой подготовки в дальнейшем невозможно будет добиться от вашего ребёнка хорошего письма при обучении в школе.
Будьте терпеливы и не ругайте ребенка за допущенные промахи, ведь он только начинает учиться!
Желаю успехов!
Подготовка руки к письму. Государственное учреждение образования «Ясли-сад №3 г. Смолевичи»
Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!
Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:
— развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),
— развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,
— развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
— развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ
Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.
Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.
Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.
Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.
Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.
Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.
Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ У РЕБЕНКА
Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая? Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста, Вы узнаете из статьи «Как узнать, правша или левша: тесты для определения ведущей руки ребенка». Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.
— выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
— конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
— конструирование из бумаги и картона,
— плетение шнуров из ярких цветных веревочек,
— работа на детском настольном ткацком станочке,
— вязание крючком и на спицах (работы Е. Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе),
— шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»),
— изготовление поделок из проволоки,
— пришивание пуговиц,
— нанизывание бусин и изготовление детских бус,
— изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
— пальчиковые игры,
— штриховки,
— изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
— выжигание по дереву,
— выпиливание,
— валяние,
— раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
— рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
— дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
— обведение рисунков по точкам,
— выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
— плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см. «Дары Фребеля» — плетение из полос),
— изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).
— вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой,
— декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,
— задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
— рисование на доске мелом, цветными мелками,
— оригами,
— изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).
УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ И КАРАНДАШ. Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:
Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.
Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.
Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.
Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:
Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.
И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):
Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,
Поселяйтесь, буквы, в нем.
Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.
Еще одна типичная ошибка ребенка.
Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.
Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.
Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.
Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.
источник http://rodnaya-tropinka.ru/podgotovka-ruki-k-pis-mu/
№ | Содержание | Методические указания |
Тема «Детский сад и игрушки» | ||
1 | Пальчиковая гимнастика Дружба Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. В гости к пальчику большому В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок, Постучался на порог. Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя. Наши пальцы Пальцы встали дружно в ряд (показать ладони с выпрямленными пальцами). Десять крепеньких ребят (сжать пальцы в кулак). Эти два — всему указки (показать два указательных пальца), Все покажут без подсказки (придержать их большими пальцами). Пальцы — два середнячка (показать два средних пальца), Два здоровых бодрячка (придерживать их большими пальцами). Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы. (Показать безымянные пальцы, остальные придерживать большими пальцами). Два мизинца-коротышки (показать мизинцы, остальные придерживать большими пальцами). Пальцы главные средь них (показать два больших пальца, остальные сжать в кулаки), Два больших и удалых. | Первые две строчки — обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки — обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения. На первую строчку — выставляем вверх большие пальцы, на вторую — соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. На третью — поочередно называемые пальцы соединяются с большим на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак. На шестую — кулачки стучат друг о друга. На последние две строчки — ритмичное сжатие пальцев на обеих руках. |
2 | Шарик Надуваем быстро шарик — Он становится большим. Вдруг наш шарик лопнул, Воздух вышел — ш-ш-ш! Стал он тонким и худым. | Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них — пальцы принимают форму шара. Воздух выходит — пальцы в исходное положение. |
Тема «Ягоды» | ||
3 | Пальчиковая гимнастика Здравствуй Здравствуй, полянка большая! Здравствуй, трава-мурава! Здравствуй, ягодка лесная! Ты поспела и вкусна. Мы лукошечко несем, Всю тебя мы соберем. | Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками. |
4 | Травка Ветерок шуршит травой, Прячет ягодку от нас, Только мы ее найдем, На варенье соберем. | Ладони повернуты к себе, пальцы растопырены. Интенсивное «трепетание» пальцами. |
5 | Пальчиковая гимнастика Этот пальчик Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все доел, Оттого и похудел. | Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца. |
6 | За грибами Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть -солнышко!) За грибами мы пошли. (Пальцы «идут» по столу, коленям) Три лукошка принесли. (Показать три пальца) | Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны — ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры. |
7 | Корзинка В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу. Грибы на поляне Кто тут спрятан на картинке? Помогите, пальчики! Вы по контуру бегите, Узнать картинку помогите. Груздь на солнце греет бок… В кузовок иди, грибок. | Указательный палец правой руки — ножка; пальцы левой сомкнуты вместе -шляпка. Произнося скороговорки, менять шляпку и ножку. Кузовок — переплетенные пальцы обеих рук плотно смыкаются, «забирая» к себе грибок. |
Тема «Овощи» | ||
8 | Пальчиковая гимнастика Засолка капусты Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз). Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки}. Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак). | |
9 | Морковка Не морковка — загляденье, Выросла на удивленье, Сочная да вкусная, Для детей полезная. | Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой. |
Тема «Фрукты» | ||
10 | Пальчиковая гимнастика Апельсин Мы делили апельсин. Много нас, а он один. (Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты) Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут) Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный палец) Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец) Эта долька для котят. (Отогнуть указательный палец) Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец) А для волка — кожура. (Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы, и погладить кожуру) Он сердит на нас. Беда! (Ладони со-прикасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки — как волчьи зубы) Разбегайтесь кто куда! (Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча пальцами) | |
11 | Слива Мы пришли в фруктовый сад, Стали сливы собирать. Сливы, сладкие как мед, Сами просятся к нам в рот. | Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал). |
Тема «Деревья и кустарники» | ||
12 | Елка Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты разведи. | Ладони от себя, пальцы скрещиваются (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локти не прижимаются. Прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами. |
13 | Дерево У дерева ствол, На стволе много веток, А листья на ветках Зеленого цвета. | Одна рука-сосна (пальцы растопырены, подняты вверх), на второй руке указательный и средний пальцы образуют ушки зайца, остальные пальцы сжаты. |
Тема «Птицы» | ||
14 | Пальчиковая гимнастика. Птичек стая Пой-ка, подпевай-ка! Десять птичек — стайка. Эта птичка — соловей, Эта птичка — воробей, Эта птичка — совушка, Сонная головушка, Эта птичка — свиристель, Эта птичка — коростель, Эта птичка — скворушка, Серенькое перышко, Это зяблик, это стриж, Это развеселый чиж, Ну, а это злой орлан… Птички, птички, по домам! | Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки. |
15 | Скворечник Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет. Птенчики в гнезде Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно. | Дорисуй узор |
16 | Пальчиковая гимнастика Голуби Мы распахнем пошире дверь и выпустим на волю голубей. (Руки скрестить на груди, потом резко развести их в стороны ладонями вверх) И, крыльями взмахнув легко, они взлетают высоко. (Махи руками — имитация полета голубей!) Вернувшись из полета, воркуют друзья: жить без свободы птицам нельзя. (Выполняют «птичку»: ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими) | |
17 | Воробьи Пять воробьев на заборе сидели, Один улетел, а другие запели И пели, пока не сморила усталость, Один улетел, а трое остались. Сидели втроем и немного устали, Один улетел, а двое остались. Сидели вдвоем и снова скучали, Один улетел, и остался один. Один посидел, да и взял улетел. | Показать пять пальцев, а затем загибать их по одному. |
18 | Птичка Пальчики — головка, Крылышки — ладошки. | Ладони на себя, пальцы переплетены между собой. Выпрямить их на себя. |
Тема «Домашние птицы» | ||
19 | Пальчиковая гимнастика Утята Раз, два — шли утята, Три, четыре — за водой, А за ними плелся пятый, Позади бежал шестой, А седьмой от них отстал, А восьмой уже устал, А девятый всех догнал, А десятый напугал: Громко, громко запищал: — Пи-пи-пи! Не пищи, Мы тут рядом, поищи. | Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук. |
20 | Гусь Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет. | Ладони соприкасаются пальцами, большие загнуты внутрь. Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими. |
21 | Петушок Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой. | |
22 | Курочка Курочка прыг на крыльцо: — Я снесла тебе яйцо. | |
Тема «Семья» | ||
23 | Пальчиковая гимнастика Гости Стала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка — ну пожалуйста! Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, и Степану блин, И Матвею блин, и Сергею блин, А Никитушке — мятный пряничек. | Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу. |
24 | Пальчиковая гимнастика Пальчики Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. | На первые четыре строки вращение кистей рук от себя, на пятую — к себе. На остальные строки поочередно массировать кончики пальцев правой руки. |
25 | Пальчиковая гимнастика Моя семья Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я. Вот и вся моя семья! | Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. |
26 | Очки Бабушка очки надела И внучонка разглядела. | Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх. Большой и указательный пальцы образуют овал («глаз»). Другие прижаты друг к другу в полусогнутом положении. |
Тема «Осень» | ||
27 | Грабли Листья падают в саду, Я их граблями смету. | Большие пальцы правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки, их надо поднести к глазам. |
28 | Пальчиковая игра Газон засох Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопают в ладоши.) Вышел дождик погулять, шел неслышно, по привычке, а зачем ему спешить? (Руки вверх—вниз, круговые движения кистями рук?) Вдруг читает на табличке (кисти рук вверх): По газонам не ходить! (Кисти скрещивают — ножницы?) Дождь вздохнул тихонько: «Ох!». И ушел. Газон засох. (Руки плавно вытянуть вверх, потом так же плавно опустить. Присесть. Закрыть голову ладошками) | |
29 | Пальчиковая гимнастика Здравствуй! Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю — Всех я вас приветствую. | На первые четыре строчки пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга. На первую строчку ладони скрестить, пальцы раздвинуть — «солнышко». На вторую строчку круговые движения кончиками пальцев по щечкам. На третью и четвертую строчки круговые поглаживания рук Руки тыльной стороной прижаты друг к другу, пальцы подняты и растопырены. Произнося текст, шевелить кистями рук и пальцами. |
30 | Обогрей Солнце, солнце, солнышко, Золотые щечки. Обогрей ты, солнышко, Край родной скорее. | Пальцы сжаты в кулаки. Поочередно разгибать их, начиная с мизинца, затем сгибать в том же порядке. |
Тема «Зима» | ||
31 | Пальчиковая гимнастика Погреемся Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу) Поиграем-ка немножко да похлопаем в ладошки. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! (Разжать кулачки, хлопать в ладони) Пальчики, чтоб их согреть, сильно надо растереть. (Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь) Пальчики мы согреваем, их сжимаем, разжимаем. (Греем руки круговыми движениями, сжимаем и разжимаем кулачки) | |
32 | Лед Чтоб на льду не растянуться (ладони перед собой, пальцы сжаты), Лег Андрюшка на живот (положить ладони на стол). Ведь не может поскользнуться, кто не ходит, а ползет. (Ладони тихо скользят — ползут по столу, то сжимаясь, то разжимаясь) | |
33 | Игра Зимним утром от мороза На заре звенят березы. | |
34 | Пальчиковая гимнастика Снежный ком Мы лепили снежный ком. (Имитация лепки комочка) Ушки сделали потом. (Указательным и большим пальцами делаем прищепы) Вместо глаз — угольки нашлись у нас. (Щепоть из пальчиков — угольки) Кролик вышел как живой: и с хвостом, и с головой. (Имитация поглаживания кролика, указательные пальчики «трепещут»?) За усы не тяни — из соломинки они! (Имитация движения: щепотью тянем усики?) Длинные, блестящие, точно настоящие. | |
35 | Пальчиковая гимнастика Праздник Ждали праздника мы долго. (Трем ладошку о ладошку) Наконец пришла зима. (Сжать кулаки, прижать их друг к другу) Наконец пришла зима, в гости елку привела. (Пальцы «идут» по столу, по коленкам) К елке все мы подошли, хороводы завели. (Пальцы, показывают елочку, указательные пальцы сцепляются?) Покружились, поплясали. (Круговые движения кистями рук) Даже чуточку устали. (Кисти рук опустить, расслабить) Дед Мороз, скорей приди, нам подарки принеси. (Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперед) |
Методическая разработка на тему: Подготовка руки дошкольника к письму. игры и упражнения
ПОДГОТОВКА РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Умение писать не является обязательным условием для поступления в школу. Однако определенные навыки в овладении письмом приобрести лучше в дошкольный период . Специальные прописи для дошкольников, раскраски, другие пособия подобрать сегодня для занятий с ребенком не сложно. Однако и без специальной литературы вы можете помочь ребенку приобрести необходимые навыки. Главное, чтобы ваши игры и упражнения были регулярными, интересными и неутомительными.
Нанизывание.
Это занятие для развития тонкой моторики, которое готовит руку ребенка к успешному овладению письмом. Величину нанизываемых предметов вы будете варьировать в зависимости от возраста ребенка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более мелкими предметами.
На что нанизывать? Ребенку помладше можно дать толстую нитку, а ее конец навощить свечкой или предложить для работы кусок провода. Старший дошкольник способен действовать и с помощью иголки с ниткой.
Материал для нанизывания найти нетрудно. Если навык развит недостаточно, подойдут большие пуговицы с крупными дырочками. Если с подобной задачей ребенок справляется легко, предложите собрать на нитку бусы, мелкие пуговицы, бисер. Осенью предложите сделать бусы из рябины.
Вышивание.
Большинство дошкольников не умеют обращаться с иголкой и ниткой. Но это не значит, что такое занятие им не под силу. Прежде чем начать вышивать на ткани, сначала предложите ребенку поупражняться на куске плотного картона, в котором проделаны маленькие отверстия для протягивания иголки с ниткой. Когда он научится справляться с этой операцией, можно перейти к вышиванию на ткани, причем по намеченному на ней рисунку. иглу лучше взять короткую и толстую, а в качестве ниток – шерстяную пряжу. Покажите ребенку, как делать стежки.
Игры с катушками от ниток
Катаем катушки в ладошках; наматывание нитки на катушку.
Наматывай – разматывай.
Понадобится веревка или шнур длиной 2-4 м и две палочки.
Сначала изготовьте игрушку. Для этого возьмите шнур, привяжите его концы посередине палочек. На середине шнура сделайте узелок. А теперь можно приступить к игре.
Станьте напротив ребенка, дайте ему в руку палочку, возьмите другую палочку сами. Палочку нужно держать так, чтобы тыльные стороны кистей были обращены книзу. Отойдите друг от друга на такое расстояние, чтобы шнур натянулся. А теперь по команде начинайте наматывать шнур на свою палочку. Кто быстрее домотает до середины шнура, тот и выиграл. Не спешите разматывать шнур. Немного отдохните и начинайте новое соревнование. Кто быстрее размотает шнур от середины до своей палочки?
Собери палочки.
Дате ребенку палочки. Пусть он зажмет их в кулаке, держа руку над столом. Затем пусть разожмет руку, и палочки упадут на стол произвольно. Ему нужно осторожно собрать палочки по одной так, чтобы не сдвинуть рядом лежащие. Если он сдвинет хотя бы одну, ход переходит к другому ребенку или вам.
Игры со шнурками.
Для этой игры предлагаем детям разноцветные яркие шнурки. Ребенок сам придумывает, что он будет выкладывать из них (это может быть животное, фигуры, буквы и цифры).
Сухой бассейн.
Изготовить сухой бассейн можно из крупы ,фасоли, гороха, бобов, макаронных изделий, пластиковых пробок, киндер-сюрпризов, мячиков, колпачков от фломастеров. Наполняем большую емкость, и ребенок опускает руки. Находим там маленькие игрушки, конструктор.
От точки к точке.
Вы можете найти образцы заданий, подобных этому, в специальных книжках и тетрадях по подготовке к школе. Хотя несложно составить такие задания и самим. Обозначьте на бумаге контур животного или предмета точками и пронумеруйте их. Если ребенок еще неуверенно себя чувствует в области написания цифр, выпишите их по порядку вверху страницы. Десяти точек достаточно, чтобы нарисовать кружку, домик или другой простой рисунок.
Можно обозначить с помощью точек буквы алфавита. В этом случае нумеровать точки не обязательно – достаточно просто показать направление движения стрелками.
Лабиринты.
Найдите в различных пособиях, детских журналах или нарисуйте сами простые лабиринты. Например, несколько пересекающихся линий с воздушными шариками на конце каждой. Ребенок раскрашивает шарики, а затем следует между линий лабиринта, используя карандаш того же цвета.
Бланки и списки.
Некоторые сюжетно-ролевые игры в профессии требуют заполнения бланков, журналов и т.п. используйте заинтересованность ребенка сделать наберите на компьютере несколько бланков для «врача», ценников для «продавца». Можно сделать список товаров ежедневного потребления, написав (от руки или на компьютере) слова так, чтобы их можно было обвести карандашом или фломастером. Обводя отмеченные вами названия продуктов, которые нужно купить, ребенок составит нужный список для похода в магазин.
Вырезание.
Необходимо также научить малыша уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников (проследите только, чтобы ножницы были достаточно острыми, не заминали края бумаги и с тупыми закругленными концами).
Рисуем по клеточкам.
Вам понадобится тетрадь в клетку. Скажите ребенку: « Сейчас я буду говорить тебе, куда нужно вести линию и на сколько клеток. Сначала потренируемся. Поставь кончик карандаша вот в эту точку и слушай внимательно. Одна клетка вверх – куда нужно провести линию из этой точки? Не отрывай карандаш от бумаги. Теперь две клетки влево» — и т.д. После тренировки приступайте к выполнению основного рисунка (до начала и во время работы не показывайте его ребенку). Исходную точку для начала работы поставьте на листе сами. По окончании диктовки ребенок сам увидит, ошибался он или нет (поначалу можно помогать ему в выборе направления движения). Если он сделал все правильно, в результате работы получится изображение. предложите ребенку раскрасить получившуюся фигурку.
Вы можете заранее подобрать такие рисунки по клеточкам из детских игр (мозаика, складывание из набора геометрических фигур и т.д.). Разумеется, начинать надо с самых простых, небольших образцов. Постепенно можно включать в занятия все более сложные и объемные рисунки.
Еще один вариант упражнения: положите образец перед ребенком и предложите скопировать его.
Если ребенок захочет, он может придумать и нарисовать свои образцы, а потом продиктовать их вам. Конечно, это занятие также потребует от него умения хорошо ориентироваться в направлении и правильно отсчитывать клеточки.
Рисование по точкам
Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.
Нарисуй фигурку по точкам, как на образце.
Рисование по контурам
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
Литература:
- Акимова Г.Е. Расту, играю, развиваюсь!: занятия с ребенком от рождения до шести лет. – Екатеринбург: У-Фактория,2004.
- Голубь В.Т. Графические диктант6 пособие для занятий с детьми 5-7 лет\ В.Т. Голубь. – М.:ВАКО, 2004.
- Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам.- СПб.: Литера,2004.
- Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Сова, 2006.
- Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику. – М.: ЭКСМО, 2005.
«Подготовка руки ребенка дошкольного возраста к письму»
Подготовка руки ребенка к письму
Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!
Подготовка руки к письму: упражнения для пальчиков
«На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.
Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.
Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.
«Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.
«Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.
Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.
— выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
— конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
— конструирование из бумаги и картона,
— плетение шнуров из ярких цветных веревочек,
— работа на детском настольном ткацком станочке,
— пришивание пуговиц,
— нанизывание бусин и изготовление детских бус,
— изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
— пальчиковые игры,
— штриховки,
— изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
— выжигание по дереву,
— выпиливание,
— валяние,
— раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
— рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
— дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
— обведение рисунков по точкам,
— выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
— задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
— рисование на доске мелом, цветными мелками,
— оригами,
— изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).
Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?
Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму.
Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).
Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:
— вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,
— линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,
— ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.
Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.
Если рука недостаточно хорошо развита, то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).
Подготовка руки к письму: учимся правильно держать ручку и карандаш
Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!
Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:
Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.
Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.
Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.
Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:
Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.
И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):
Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,
Поселяйтесь, буквы, в нем.
Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.
Еще одна типичная ошибка ребенка.
Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.
Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.
Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.
Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.
Консультация (старшая группа) на тему: Консультация для родителей «Подготовка руки к письму»
Подготовка руки ребенка к письму
Подготовка руки к письму: система упражнений для подготовки руки к письму, задания для развития ручной умелости для детей старшего дошкольного возраста, готовность руки ребенка к письму.
Подготовка руки к письму
Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!
Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:
— развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),
— развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,
— развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
— развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».
Подготовка руки к письму: система упражнений для пальчиков
Ниже я привожу один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой. Названия упражнений придуманы мной в совместном творчестве с детьми. Вы можете придумать свои названия.
Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.
Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.
Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.
Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.
Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.
Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.
Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.
Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.
Подготовка руки к письму: определение ведущей руки у ребенка
Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая? Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста, Вы узнаете из статьи «Как узнать, правша или левша: тесты для определения ведущей руки ребенка».
Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости
Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей придумал автор первой в мире системы обучающих игр для малышей Ф. Фребель в 19 веке (складывание из бумаги – аналогия современного оригами, конструирование из гороха и палочек, выкладывание фигурок из палочек и лучинок, нанизывание, плетение узоров из полосок бумаги, пальчиковые игры). Упражнения для развития «ручной умелости» входили и в систему заданий для детей, разработанную М. Монтессори (вкладыши, рамки для застегивания и шнуровки и другие), в систему Л.К. Шлегер (работа с глиной, песком, деревом, бумагой и картоном).
ТОП- 30 занятий, способствующих развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:
Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.
— выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
— конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
— конструирование из бумаги и картона,
— плетение шнуров из ярких цветных веревочек,
— работа на детском настольном ткацком станочке,
— вязание крючком и на спицах (работы Е. Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе),
— шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»),
— изготовление поделок из проволоки,
— пришивание пуговиц,
— нанизывание бусин и изготовление детских бус,
— изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
— пальчиковые игры,
— штриховки,
— изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
— выжигание по дереву,
— выпиливание,
— валяние,
— раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
— рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
— дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
— обведение рисунков по точкам,
— выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
— плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см. «Дары Фребеля» — плетение из полос),
— изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).
— вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой,
— декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,
— задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
— рисование на доске мелом, цветными мелками,
— оригами,
— изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).
Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?
Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Приведу в пример два традиционных задания (их часто дают детям при поступлении в школу).
Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).
Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:
— вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,
— линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,
— ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.
Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.
Если рука недостаточно хорошо развита, то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).
Подготовка руки к письму: учимся правильно держать ручку и карандаш
Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!
Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:
Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.
Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.
Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.
Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:
Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.
И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):
Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,
Поселяйтесь, буквы, в нем.
Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.
Еще одна типичная ошибка ребенка.
Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.
Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.
Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.
Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.
Упражнения для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики.
Упражнения для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики и сенсомоторной координации Вы найдете в этом видео. Какие упражнения можно провести с каштанами, ортопедическими мячиками, веревочками — ежиками, волчками? Как они готовят руку к тому, чтобы потом рука правильно держала карандаш и ручку? Несколько идей для занятий с ребенком дома и в детском саду.
Надеюсь, что эти рекомендации по подготовке руки к письму помогут Вам. А какие задания, которые готовят руку к письму, используете Вы? И какие из них особенно любимы Вами и Вашими детьми? Давайте поделимся в комментариях своим опытом.
До новых встреч на «Родной тропинке»!
Еще о развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму Вы можете найти интересную информацию, игры и упражнения в статьях сайта:
— Развитие мелкой моторики
— Пальчиковая гимнастика