Грудничковое плавание — польза и вред, описание методики обучения малыша и выбор бассейна
Сейчас есть множество методик для раннего развития малышей. Одна из них, которая в настоящее время находится на пике популярности – грудничковое плавание: занятия, которые позволяют научить младенца плавать и нырять. Эта методика приносит огромную пользу детскому организму, хотя мнения специалистов на ее счет и не однозначны. Чтобы принять решение о том, подойдут ли такие занятия вашему грудничку, ознакомьтесь с их подробным описанием.
Чем полезно плавание для грудничков
В утробе матери плод развивается в окружении амниотической жидкости, поэтому после рождения не теряет способности держаться на воде и правильно дышать в ней. Если с ребенком заниматься с младенчества плаванием, то рефлексы не угаснут, а грудничок приобретает неординарные навыки, крепкое здоровье и гармоничное развитие. Как тренировки в водной среде влияют на организм грудничка:
- Сердечно-сосудистая система. Плавательные движения активизируют кровообращение. Они способствуют укреплению сердечной мышцы, благотворно действуют на стенки сосудов, активизируют процессы кроветворения.
- Дыхательная система. При плавательных движениях усиливается дренажная функция легких, тем самым обеспечивается профилактика инфекционных заболеваний и оздоровительный эффект. Малыш делает глубокие вдохи, носоглотка промывается и очищается.
- Мочевыделительная система. Активные движения мышц способствуют интенсивной работе почек, они правильно развиваются. В результате вредные вещества выводятся быстрее.
- Костно-мышечный аппарат. Физическая нагрузка на кости, все группы мышц, суставы и связки благодаря воде равномерно распределяется. Это способствует гармоничному развитию тела. Преодолевая сопротивление воды, двигательный аппарат укрепляется. Плавающие в грудном возрасте детки быстрее ползают, начнут ходить, у них формируется правильная осанка, остается ровным позвоночник.
- Центральная нервная система. Благодаря курсам грудничкового плавания кровообращение в мозговых сосудах активизируется, обеспечивается усиленное питание органа. Занятия укрепляют нервную систему. Меняются эмоциональные реакции, заметно улучшение настроения.
- Иммунитет. Привыкание к температурным перепадам помогает малышу закаливаться.
Показания к грудничковому плаванию
Занятия будут полезны практически всем деткам. Однако есть ряд состояний, при которых грудничковое плавание не только не запрещено врачами, но и рекомендовано по состоянию здоровья в лечебных целях:
- гипертонус мышц;
- детский церебральный паралич;
- мышечная вялость;
- кривошея;
- маленький вес при рождении;
- врожденные костно-мышечные дефекты;
- болезни суставов.
Принципы и правила процедуры
Каждый родитель должен понимать, что к любым занятиям с крохой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью. Что нужно предусмотреть, чтобы заниматься грудничковым плаванием с максимальным комфортом:
- Выберите правильное время для тренировок. Малыш должен быть бодрым, выспавшимся. Не занимайтесь, когда он голоден или только что поел. Оптимальное время – спустя час после кормления.
- Для себя постелите на полу в ванной резиновый коврик, чтобы избежать скольжения.
- Заранее подготовьте чистую пеленку, которой оботрете кроху.
- Если вы видите, что малыш по каким-то причинам не хочет заниматься, капризничает или просто не в настроении, ни в коем случае не заставляйте. Лучше пропустить тренировку.
С какого возраста начинать занятия
Рефлексы утрачиваются примерно в 2,5-3 месяца после рождения. Если не успеть начать занятия плаванием с грудничком до этого времени, то ребенку будет очень трудно научиться. Желательно проводить первые тренировки, когда малышу три-четыре недели от роду. Для регулярных занятий подойдет как специальный бассейн, так и домашняя большая ванна. Родители должны тренироваться вместе с крохой, даже если сеансы групповые. Настоятельно рекомендуется, чтобы на первом занятии присутствовал профессиональный инструктор грудничкового купания.
Подготовка ванны
Если вы будете заниматься дома, то резервуар для грудничкового купания малыша нужно тщательно подготовить. Домашнюю ванну надо мыть с хозяйственным мылом перед каждой тренировкой, а раз в неделю чистить содой. Обязательно промывать емкость большим количеством воды. Не используйте травяные отвары и раствор марганцовки, агрессивные химические моющие средства. Все это может частично остаться на поверхности и попасть в организм малыша.
Температура воды
Этот параметр нужно тщательно контролировать. На первых занятиях температура воды должна составлять 35-36 градусов. Понижать ее следует постепенно. Допустимый минимум – 32 градуса. При этом нужно следить за тем, чтобы ребенку было комфортно. Происходит закаливание детей, укрепляется иммунитет. Ребенок должен быть полностью погружен в воду. Рекомендации:
- если ребенок при погружении в воду хнычет, но через минуту-другую замолкает, значит, температура подобрана идеально;
- если малыш не прекращает плакать, то наполнение ванны слишком холодное;
- если кроха в воде слишком пассивен и расслаблен, это говорит о том, что вода чрезмерно теплая.
Как научить грудничка плавать
Вы можете выбрать один из двух путей: тренироваться дома самостоятельно или посещать занятия в общественном бассейне детского центра. Первый вариант удобен тем, что это бесплатно и доступно всегда. Преимущества второго способа заключаются в том, что тренировки будет проводить профессиональный инструктор. Ознакомьтесь с некоторыми особенностями обоих вариантов.
Занятия в бассейне для грудничков
Продолжительность тренировки, как правило, составляет от 30 до 45 минут. Занятия могут быть по индивидуальной программе или групповыми. Можете посетить и то, и другое, а после определиться с тем, как комфортнее тренироваться вам и малышу грудничкового возраста. На первый сеанс обязательно надо принести медицинскую справку о том, что противопоказаний у ребенка нет. Как правило, занятие по грудничковому купанию состоит из таких этапов:
- Разминка на суше.
- Знакомство с водой.
- Разминка с гимнастикой и различными упражнениями у бортика бассейна.
- Грудничковое плавание с нудлами, кольцами, досками и другим инвентарем.
- Игры в воде с элементами подводного ныряния по специальным техникам.
Обучение плаванию новорожденных в домашних условиях
Когда ваша ванна или бассейн для самых маленьких наполнены, начните знакомить грудничка с водой. Сначала дайте малышу коснуться поверхности ладошками. Затем окуните ступни и подержите в воде несколько минут. Постепенно погрузите ножки, а затем и все тельце в вертикальном положении. Не прекращайте разговаривать с ребенком ласковым голосом, улыбайтесь ему, аккуратно поливайте водичкой.
Родители должны освоить два вида поддержки грудничка: под подбородок и затылок. Первое используется, когда малыш лежит на животике, а второе – когда он в положении на спинке. Вы можете использовать одно из них, но лучше уверенно научиться обоим приемам и чередовать их: это будет значительно полезнее для ребенка. Дополнительно не помешает освоить грудничковое плавание со специальным поддерживающим кругом – с ним малыш будет более раскованным.
Комплекс упражнений для грудничков
Плавание грудничка – это не просто окунание малыша в воду определенной температуры. Цель занятия – выполнить комплекс упражнений. Они совершенно несложные и полностью безопасны для ребенка. В процессе вы сами поймете, какие из них больше нравятся малышу, какие меньше. Мама или папа, которые занимаются с малышом, должны быть максимально собраны и спокойны во время занятий, чтобы ребенок не стал тревожным. Запомните, как выполнять упражнения.
Плескание
Держите ребенка под подбородок на животе одной рукой. Другой похлопайте по воде, чтобы показать малышу, как она плещется и дрожит. Делайте разные движения ладонью, водите по поверхности. Покажите малышу, как водичка капает с руки, стекает. Постепенно ребенок уже сам будет плескаться в воде и получать от этого огромное удовольствие. Делайте это упражнение, пока малыш полностью не освоится в воде.
Толчки и повороты
Приближайте ребенка к стенкам ванны, чтобы он, чувствуя опору ножками, отталкивался от нее и плыл. Вы должны поддерживать его при переворачивании, но старайтесь участвовать в процессе минимально. Ребенок должен ощутить, что есть связь между тем, с какой силой он отталкивается, и тем, какое расстояние в результате удастся проплыть. Как правило, это упражнение нравится всем деткам.
Плавание по прямой
Держите ребенка на животике. Перед ним поместите какую-нибудь яркую, вызывающую интерес игрушку. Пусть малыш попытается догнать ее. Каждый раз отодвигайте игрушку немного дальше от маленького пловца. Меняйте скорость и технику движения. Постепенно ослабляйте интенсивность поддержки, чтобы ребенок понимал, что он может самостоятельно плавать, держаться на воде.
Восьмерка
Следующее новое упражнение разрешается выполнять только тогда, когда чадо уже уверенно освоило плавание по прямой. Держите ребенка попеременно то на животе, то на спине, выводя на воде восьмерки, зигзаги, другие волнообразные фигуры. Меняйте скорость, пока не подберете оптимальную. Одним детям нравится двигаться максимально быстро, а другие любят очень плавные движения.
Упражнение Качели
Положите грудничка на живот. Придерживайте головку так, чтобы она полностью находилась над поверхностью воды. Плавно направляйте кроху так, чтобы он двигался вверх-вниз и вперед-назад, погружаясь в воду и поднимаясь. Это упражнение – первая ступень к нырянию. Выполняйте его долго, не стремитесь сразу перейти к самому сложному элементу, иначе малыш может попросту испугаться.
Ныряние грудничков в ванной
Этот элемент – самый трудный, переходить к нему следует лишь тогда, когда все основные приемы освоены. Приступая к нему, вы четко должны понимать, что у ребенка есть плавательные навыки и рефлекс задержки дыхания, поэтому бояться вам нечего. Как выполнять упражнение:
- Начните с тренировки. Четко говорите малышу слово «ныряем» и дуйте в лицо. Он задержит дыхание и закроет глазки. Выполняйте элемент 10 суток.
- Усложните упражнение. После команды «ныряем» не только дуйте, но и брызгайте грудничку водой в лицо.
- Переходите к полноценному элементу. Сначала надо научиться нырять на секунду-две, постепенно увеличивая длительность.
Где поплавать с грудничками в Москве
Если вы живете в столице, собираетесь заниматься со своим малышом и не хотите делать этого дома – не страшно. В Москве много мест, в которых можно освоить технику плавания грудничка. Краткое описание некоторых из них:
- Бассейн для грудничков Капитошка в клубе Голицин. Занятия для малышей с трех месяцев, длительность 45 минут, детский массаж, упражнения, игры, глубина бассейна 1,5
Упражнения в бассейне для детей раннего возраста. Грудничковое плавание
Занятия грудничковым плаванием проходят вместе с родителями. Опытный инструктор находится в воде.
Мы используем специальную методику. Для разных возрастов разработаны свои программы.
Наши занятия — это не просто купание ребенка в бассейне, а комплекс различных упражнений, направленных на физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Это развивающие занятия на воде, которые проходят в непринужденной игровой форме и приносят радость детям и их родителям.
Если Вашему малышу уже исполнилось 3 года, Вы можете записать его в старшую группу, где детки занимаются под руководством спортивного тренера по плаванию. На этих интересных игровых занятиях дети изучают базовые элементы техники плавания, учатся плавать самостоятельно и получают необходимую подготовку для обучения спортивному плаванию.
Группы формируются в соответствии с возрастом и степенью подготовки малышей.
Возможны индивидуальные тренировки в бассейне или на дому.
Занятия проходят в трех бассейнах в Москве —
— Поселок Нагорное, на территории парка-усадьбы. (САО, СВАО, 1 км от МКАД, м. Алтуфьево, м. Бибирево, м. Медведково)
— Новая Москва ЖК Николин парк (м. Теплый Стан ) ул. Николо-Хованская д. 26а
— Район Марьино (ЮВАО м. Марьино, м. Братиславская ) ул. Люблинская д.100
Акварельки в Северном округе (СВАО) пос. Нагорное
Специализированный детский бассейн с теплой водой (32-33гр), без гиперхлорирования.
В бассейне работает оборотная система водоподготовки (рециркуляционный водообмен) с непрерывной очисткой и дезинфекцией воды
Размеры детского бассейна 5 х 12 м. Глубина 120 — 150 см.
В помещении бассейна р
Методика обучения плаванию новорожденных: рекомендуемая педиатрами программа
Плавающий со счастливой улыбкой грудничок – потрясающее зрелище. Обычное экспресс-купание сейчас не в тренде. В пользе такого мероприятия, как плавание для новорожденных, минусах и плюсах посещения бассейна, правилах организации тренировок мы разобрались в статье «Плавание для младенцев: готовимся к освоению акватории». Почему же не все юные пловцы с удовольствием осваивают водную стихию, и по какой причине попытки ее постижения могут завершиться фиаско?
Основные ошибки взрослых при обучении плаванию грудничков
Для родителей главное понять: плавание – необходимое, полезное, незаменимое занятие. Если малыш хнычет, попробуйте его отвлечь игрушкой, песенкой, включенной на светильнике лампочкой и т.д., не спешите извлекать кроху из воды. Если же началась истерика, то, наоборот, не мешкайте и перенесите занятие на более удачный день, иначе неприятная ассоциация с процедурой сохранится надолго.Нельзя
- Проводить занятия с уставшим, сонным, голодным младенцем.
- Форсировать события – заставлять кроху преодолевать новые этапы, к которым он не готов.
- Нервничать – детки с легкостью распознают тревожный настрой, волнение родителей.
- Быстро сдаваться, если мини-пловец выразил недовольство на первом занятии.
Методика обучения плаванию грудничков
Первый этап занимает около 60 дней. В это время подопечный учится нырять, не бояться, привыкает к длительному купанию. Не спешите записываться в общий бассейн. Для карапузов до трех месяцев вполне подойдет обычная ванна, наполненная водой с температурой 36 °С (для полных детишек 34-35 °С). Каждую неделю понижайте температуру на 0,5 °С, доведя ее до 28 °С.
Важно не опоздать с дебютным занятием. У грудничков эффект задержки дыхания сохраняется до месячного возраста. Немного дольше остаются врожденные рефлексы плавания, ходьбы и ползания.
Изначально не бойтесь прививать навыки ныряния. Наличие рефлекса задержки дыхания у детишек до месяца легко проверить. Имитация погружения происходит следующим образом. В положении лежа на животике придерживайте правой рукой кроху под грудной клеткой и за подбородок. Левой под четкую команду «Внимание! Ныряем!» зачерпните горсть воды и вылейте ее на лобик подопечного. Как только удостоверитесь, что малыш затаивает дыхание, слыша команду, – опустите его головку на мгновенье под воду. Свободную руку при этом держите на затылке.
Не спешите! Прежде чем заныривать головку ребенка под воду, проведите достаточное количество имитаций погружения (в среднем хватает 10–15 купаний). Малыш должен научиться осознанно задерживать дыхание. Тогда новое упражнение не станет для него потрясением. Именно из-за нетерпеливости родителей кроха может испугаться и кричать при следующих занятиях.
Педиатры рекомендуют такую программу тренировок
1. Ходьба по дну. Взрослый опускает карапуза в воду столбиком. Правой ладонью придерживает за грудную клетку, и пальцами – за нижнюю челюсть. Левая рука располагается на верхней части спины, пальцы – на затылке. Такая страховка должна быть максимально свободной, но надежной. Малыш переставляет ножки под водой, как будто идет, что хорошо стимулирует шаговый рефлекс. Если же он этого не делает, то инструктор (родитель) побуждает его шагать, аккуратно поворачивая все тельце из стороны в сторону, как бы имитируя ходьбу. Пункт назначения – противоположный конец ванны, обратный путь преодолевается на спинке. Взрослый положение рук не меняет. Упражнение повторяется пять раз.
Для раздражения стоп младенца, стимуляции рефлекса ходьбы укрепите на дне ванной специальный коврик на присосках. Аксессуар обеспечит не только массаж нижних конечностей, но и лучшее сцепление для облегчения процесса шагания. Пользоваться таким ковриком можно и на «суше», занимаясь с ребенком гимнастикой, зарядкой.
2. Плавание восьмерками. Инструктор поддерживает ребенка в положении на спине, держа его только под голову, а большими пальцами под подбородком (поддержка челночком). Медленными, аккуратными движениями ведет малыша, выписывая его тельцем цифру восемь. После пяти восьмерок это же упражнение повторяется в положении на животе. Завершается комплекс имитацией ныряния или реальным погружением.
Если дыхание подопечного участилось после комплекса упражнений, то позвольте ему немного отдохнуть.
3. Отталкивания. Тренировка проводится поочередно на спинке и животике. Опустите бережно малыша личиком вниз. Придерживайте его под грудью и за спинку. Располагайте руки вдоль туловища младенца. Пальцами руки, находящейся снизу, подпирайте подбородок, чтобы жидкость не попала в ротик. Сверху немного придерживайте затылок. Медленными скользящими движениями проведите малыша от одного края до другого, потом обратно. Приближаясь к противоположной стенке, поощряйте пловца на самостоятельное отталкивание ножками от края. Для этого подведите его вплотную, прижмите стопы к поверхности и резко проведите вперед, чтобы он проплыл. На следующем круге грудничок повторит показанное.
Переверните младенца на спинку, приложите одну руку снизу, поддерживая одновременно головку, вторую разместите на груди. Сделайте пять повторов аналогичного упражнения, так же стимулируя ребенка отталкиваться ножками от стенки. Закончите подходы нырянием.
Дебютное занятие не должно превышать 5–10 минут. Время следующих тренировок увеличивайте постепенно до 30–45 минут, стараясь не давать чрезмерную нагрузку.
Второй этап. Следующие 30 дней инструктор учит ребенка самостоятельному плаванию. Если малыш хорошо затаивает дыхание на несколько секунд, с удовольствием ныряет, выполняет упражнения в ванной, значит, пришло время переходить ко второму этапу.
Итак, во время очередного погружения, скомандовав «Внимание! Ныряем!», отпустите карапуза. Через три секунды (не более!!!) подхватите его, подняв на поверхность. Выполнив ряд упражнений в ванной, повторите заныривание.
Через три недели после начала самостоятельных погружений грудничок способен проплывать под водой до 30 см. Продолжительность одного ныряния в дальнейшем – не более четырех секунд!
теория и практика. Упражнения в ванной для плавания грудничка
В последние годы грудничковое плавание пользуется большой популярностью. Родители доверяют ребенка умелым рукам тренера в бассейне или с энтузиазмом сами обучают его плавать в ванне. Занятия с новорожденным малышом в воде не только являются увлекательной и модной процедурой, но также приносят огромную пользу развивающемуся организму новорожденного.
Многие мамы и папы удивляются тому факту, что их кроха прекрасно себя чувствует в водной среде, барахтается и гребет ручками и ножками с большим удовольствием. На самом деле ничего странного в таком поведении младенца нет, ведь на протяжении целых девяти месяцев он пребывал в амниотической жидкости в маминой утробе. Родившись, ребенок еще примерно три месяца умеет задерживать дыхание под водой, но постепенно этот инстинктивный навык теряется.
Если вы знаете о пользе грудничкового плавания и хотели бы научить ребенка плавать в ванной, то видео в конце данной статьи поможет вам в достижении цели. Если же вы впервые попали на данную статью, то рекомендуем Вам ознакомиться, почему грудничковое плавание так полезно для малышей. Также статью хотелось бы начать с тизерного видео, чтобы дать представление, что же такое грудничковое плавание в действии.
Грудничковое плавание — Оля 6 месяцев
С чего началась история грудничкового плавания
В середине 60-х годов прошлого столетия, у обычного инструктора по плаванию, для которого вода была родной стихией, родилась недоношенная дочь. Поскольку Игорь Борисович остался наедине со своей проблемой, первая мысль, которая пришла ему в голову – разместить ребенка в ванной с водой, чтобы создать телу условия гравитации, пока не наступит момент адаптации к новым условиям. Для того, чтобы выжить в новых условиях, организму малышки нужны были силы, которых у нее на тот момент не хватало. И вот что произошло. Организм, постоянно находясь в воде, использовал все ресурсы на построение необходимых тканей. И спустя три месяца, девочка стала опережать в развитии новорожденных детей, которые родились в срок. Причем она опережала не только в физическом плане, но и на интеллектуальном уровне. Девочка спокойно погружалась на глубину нескольких метров в бассейне, предназначенном для взрослых, а к 11 годам, стала чемпионкой страны по плаванию.
Простой, безопасный и эффективный метод был настолько необычным, что мигом распространился по всему миру. Нет ничего удивительного в том, что в нашей стране его признали опасным и разрешения на внедрение в практику он не получил. А вот в странах дальнего зарубежья серьезно заинтересовались данной методикой, и подошли к вопросу о развитии детей в водной среде, со всей серьезностью. Стали открываться специальные институты для исследования развития детей в воде и практиковать грудничковое плавание. А потом начали открываться и школы в странах Европы, Америке и городах Японии.
Увидев подобный успех метода, наше министерство по здравоохранению к концу 70-х позволило проводить грудничковое плавание и в нашей стране. А совсем скоро в детских лечебных центрах, стали открываться оздоровительные курсы водного плавания.
Председатель федерации по плаванию, медик по профессии – Захарий Фирсов оказал огромную помощь в воплощении грудничкового плавания в жизнь, выпустив книжное издание о детском плавании под названием «Плавать раньше, чем ходить». В своей книге он подробно изложил о влиянии водной среды на организм ребенка с первых дней его появления на свет. Он доказал, что мозг ребенка в состоянии невесомости т.е. в воде, освободившись от гравитации, развивается намного быстрее. Первая спортивная школа по плаванию была открыта в Ленинграде в 1934 году, директором корой стал сам Фирсов.
Особенности грудничкового плавания
Многие родители прекрасно осведомлены о возможности проведения водных занятий с младенцем грудного возраста. Но не всех мам и пап такая затея приводит в восторг. Очень странно и необычно наблюдать за новорожденным малышом, спокойно и свободно двигающим ручками и ножками в воде. Взрослые люди считают водную среду неестественной для жизни человека, а для маленького ребенка и вовсе опасной. Но так ли это в действительности?
Стоит вспомнить, что в течение девяти месяцев эмбрион плавает в плодной жидкости, которая является для него надежной защитной оболочкой от неблагоприятных внешних воздействий, поставщиком питательных веществ. Поэтому для недавно родившегося крохи водная среда более естественна и приятна, нежели воздух.
Новорожденный младенец воспринимает воздушное пространство, как нечто инородное и тяжелое, заставляющее дышать самостоятельно. Еще несколько недель после рождения малыш сохраняет инстинкт плавания, позволяющий ему замечательно держаться на поверхности воды, нырять, не задыхаясь.
Эту удивительную особенность поведения грудного ребенка используют в развивающих и терапевтических целях медицинские специалисты. Педиатры уверяют, что грудничковое плавание позволяют новорожденному не забыть о плавательном инстинкте, и даже еще больше развить его. Оздоровительное плавание для грудничков применяется для эффективной профилактики и лечения детских заболеваний, укрепления здоровья и полноценного развития новорожденного малыша.
Польза грудничкового плавания
Регулярное плавание для грудничков в бассейне или ванне способствуют улучшению физического и психического состояния. Плавание для грудничков стимулирует дыхательную функцию легочной системы, укрепляет сердце и кровеносные сосуды, повышает гибкость и подвижность скелета, развивает мышцы, благотворно влияет на работу печени и почек.
Грудничковое плавание нормализует обменные реакции в организме, активизирует иммунитет, ускоряет кровообращение. Особенно благоприятно плавание грудничков в ванной сказывается на функционировании центральной и вегетативной нервной системы ребенка.
Малыш, практикующий грудничковое плавание с самого рождения, обладает хорошей памятью, быстро соображает, не проявляет психических отклонений, капризности или тревожности, редко страдает болезнями пищеварительного тракта.
Как плавание для грудничков воздействует на организм:
- Сердце и кровеносные сосуды. В воде ребенок совершает активные движения конечностями, что способствует укреплению мышцы сердца, стенок артерий и капилляров, увеличению скорости кровотока.
- Органы дыхания. Во время плавания малыш производит более глубокие и редкие дыхательные движения грудной клеткой. Легкие интенсивно снабжаются кислородом, носоглотка хорошо продувается воздушными потоками. Поэтому любящий купание младенец реже сверстников болеет простудой, подхватывает вирусную инфекцию, страдает от насморка.
- Нервная система. Грудничковое плавание стимулирует кровообращение и обмен веществ в сосудах головного мозга, ускоряет вывод из тканей продуктов распада. Плавание новорожденного в ванной повышает тонус и настроение ребенка, помогает поддерживать в норме психическое состояние.
- Опорно-двигательный аппарат. Когда младенец находится в воде, на его кости, связки, сухожилия и мышцы приходится одинаковая нагрузка. Скелет развивается правильно и пропорционально, мышечная ткань укрепляется за счет необходимости постоянного сопротивления давлению водных потоков.
- Органы мочевыделения. Во время плавания мышцы туловища ребенка активно сокращаются, что ускоряет кровообращение и метаболизм в почках и органах малого таза. Из тканей выводятся шлаки и токсические вещества.
- Кожные покровы. Вода является для кожи малыша несильным и безопасным раздражителем. Она вызывает усиление работы сальных и потовых желез, раскрывает поры, способствует удалению из них накопившихся вредных веществ, позволяет клеткам легко и полноценно дышать.
Чем еще полезно грудничковое плавание?
- При регулярных занятиях по плаванию, у детей укрепляется иммунитет, появляется устойчивость к перепадам температуры, а так же к простудным заболеваниям. Дети, занимающиеся плаванием, физически лучше развиваются и у них реже появляются проблемы со здоровьем.
- Маленькие пловцы отличаются правильной осанкой и крепким мышечным корсетом. У них практически никогда не бывает проблем с позвоночником.
- Грудничкам, выполняющим водные упражнения, не назначают массаж, поскольку в воде мышцы всего организма и укрепляются, и расслабляются одновременно. Такие дети раньше своих сверстников начинают ходить.
- В водной
Раннее плавание. Плавание для детей до года
Содержание:
Вопросы закаливания и правильного физического развития ребенка без сомнения волнуют многих родителей. Мощным фактором укрепления здоровья ребенка является раннее плавание. Когда можно начинать заниматься с малышом? В чем заключается методика обучения раннему плаванию? Можно ли освоить ее самостоятельно?
Во внутриутробном периоде плод развивается в жидкой среде, которая позволяет ребенку двигаться, помогает формированию вестибулярных реакций и других физиологических функций. Навыки пребывания в жидкой среде тело ребенка сохраняет в течение первых месяцев жизни. Специалисты убедительно доказали, что лучше всего начинать занятия плаванием с детьми с 3-недельного возраста, пока не утрачена врожденная способность плавать. Угасание «водного» рефлекса наступает после третьего месяца жизни. За это время нужно успеть добиться, чтобы плавание стало приобретенным навыком ребенка. Если вашему малышу уже исполнилось 3-4 месяца, врожденные плавательные рефлексы к этому возрасту исчезают и методику раннего плавания с ним осваивать не надо. В этом случае обучение плаванию стоит начать с трехлетнего возраста, например, на базе детских образовательных учреждений или детских поликлиник.
Зачем это нужно?
Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у «плавающих» малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения.
Плавание, оказывая массирующее воздействие на тело и раздражая нервные окончания в коже, опосредованно улучшает обмен веществ, сон, аппетит, делает более устойчивой нервную систему, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет мышцы, связки, формирует правильную осанку.
Систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие детей. При этом увеличиваются, по сравнению с «неплавающими» детьми, показатели веса и роста, жизненная емкость легких и силовые характеристики скелетных мышц, улучшается нервно-психическое развитие ребенка. Дети начинают раньше ходить, сидеть и разговаривать.
Но, прежде чем приступить к занятиям, посоветуйтесь с педиатром, который наблюдает вашего малыша. Заниматься плаванием может только здоровый ребенок. Если малыш заболел, то плавание прерывается и возобновляется после выздоровления и только по разрешению врача.
Занятия, прекращенные в связи с болезнью или по другим причинам, начинаются с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности.
Противопоказания к плаванию детей первого года жизни:
- острые инфекционные заболевания;
- различные заболевания центральной нервной системы (особенно повышенное внутричерепное давление и высокий риск развития судорог, так называемая судорожная готовность), вопрос о занятиях плаванием с такими детьми решается совместно с неврологом.
Кто может заниматься с малышом?
Для грудного ребенка самый близкий человек и лучший педагог — его мама. Но с ролью тренера при необходимости успешно справляются и папы, а также бабушки и дедушки. Принципиально важным является то, чтобы все занятия проводились одним человеком и ежемесячно осуществлялся их контроль методистом по плаванию. Обычно мама с ребенком приезжают 1 раз в 1-2 недели в бассейн при детской поликлинике, где инструктор контролирует правильность выполнения поддержек, ныряний и т.д. и показывает новые упражнения, которые малыш усваивает дома в течение следующей недели.
Прежде чем вы начнете заниматься с ребенком плаванием, отработайте основные поддержки и перехваты на кукле, вначале на столе, затем в ванне, чтобы движения ваших рук стали плавные, мягкие, уверенные и выполнялись автоматически.
Давайте разберем основные, наиболее часто использующиеся виды ручных поддержек.
Наиболее тяжелая тонущая часть тела ребенка — это голова, поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно под шею и верхнюю часть спины.
- Двойная ручная поддержка при плавании на спине: четыре ваших пальца обеих рук лежат у ребенка под спинкой, шеей, головой, большие пальцы — на груди.
- Двуручная поддержка при плавании на груди: указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком ребенка (сбоку) и удерживают его за нижнюю челюсть, левая рука удерживает малыша за заднюю поверхность шеи.
- Одноручная поддержка «ковшом» при плавании на груди: большой, указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком, остальные — на груди.
- Одноручная поддержка «полукольцом» при плавании на спине: большой и указательный пальцы охватывают шею малыша, рука мамы находится чуть сбоку, не мешая грести. При плавании на спине уши ребенка обязательно погружаются в воду. Голова поддерживается так, чтобы затылок, шея и спина лежали в одной плоскости. Закрывать малышу уши или закладывать в них ватные тампоны не нужно, так как если у ребенка никогда не было заболеваний уха и барабанная перепонка не повреждена, то проникновение воды в ухо ему не опасно.
Одноручные поддержки дают возможность ребенку свободной рукой осуществлять гребки. Как только маленький пловец научится правильно грести, вы должны изменить характер поддержек: в положении на спине поддерживайте ребенка только тремя, затем двумя, а потом и одним пальцем под затылок. И помните, что смены поддержек проводятся только при полной остановке ребенка.
Готовимся к занятию
Для обучения плаванию сначала используется обычная домашняя ванна. Перед каждым уроком обязательно вымойте ее специальным чистящим средством для детских ванн или питьевой содой, тщательно сполосните горячей водой. Подготовьте водный и воздушный термометры, часы, плавающие игрушки, полотенце, ватные тампоны для просушивания ушек, воду для питья. Проветрите ванную комнату, температура воздуха в ней должна быть +22-24 градусов С. Ванну наполните теплой водопроводной водой. Температура воды в первые занятия составляет +37 градусов С, затем ее необходимо постепенно снижать на 0,5 градуса С в неделю, доведя до +30-32 градусов С к 6-7 месяцам, т.к. в этом возрасте будет необходимо перейти к занятиям в бассейне. Глубина на первых занятиях — 30-40 см, а через месяц ванну можно наполнять целиком.
Занятия обычно проводят ежедневно, но не реже четырех раз в неделю, в одно и то же время, желательно во второй половине дня. Если ребенок во время занятий перевозбуждается и плохо спит ночью, то плавание лучше перенести на первую половину дня. Нежелательно плавать сразу же после кормления, заниматься лучше за 1,5-2 часа до кормления, но не ранее, чем через 1-1,5 часа после приема пищи.
В течение первого месяца занятий продолжительность процедуры зависит от уровня физического развития ребенка. Если малыш родился с массой тела 3-4 кг, то продолжительность тренировки может быть 12-14 минут, если же масса ребенка при рождении не превышала 2,5-3 кг, то с ним не следует заниматься более 8-10 минут. Каждый месяц время пребывания в воде увеличивается на 3 минуты и к году достигает 40-50 минут.
Во время каждого занятия необходимо поддерживать у ребенка только положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересованность, наслаждение от пребывания в воде. Необходимо следить за тем, чтобы не вызвать у ребенка страх и переутомление, что приведет к появлению неприязни и недоверия к воде. Грудной ребенок не боится воды, и если в ходе плавания у малыша появляется страх, то в этом виноваты взрослые.
Сигналом для окончания процедуры должно послужить и стойкое недовольство ребенка. Ваше занятие может оказаться короче рассчитанного времени, но избегайте превышать его. Конечно, малыш может проявить недовольство из-за резкого движения или неожиданной команды. В этом случае дайте ему немного отдохнуть и помните, что отдых должен составлять не менее половины всей процедуры. И еще: нельзя заниматься с плачущим ребенком, хотя извлекать малыша из воды, как только он заплакал, тоже не рекомендуется, лучше успокойте его в воде. Иначе этим вы дадите сформироваться нежелательному рефлексу — если я не хочу плавать, мне достаточно заплакать, и меня вынут из воды.
Массаж и гимнастика перед плаванием
Каждый урок плавания начинается с того, что мама проводит малышу легкий массаж и выполняет с ним несколько специальных гимнастических упражнений на «суше». Это называется «сухое плавание», оно необходимо, чтобы ребенок подготовился к усвоению плавательных упражнений, а кроме того, прикосновение материнских рук — это очень мощный фактор, способствующий установлению психологического контакта, формированию у ребенка чувства защищенности. Отметим, что «сухое плавание» не является заменой ежедневных профилактических массажа и гимнастики. Оно включает поглаживание, растирание кожи от периферии к центру, легкое разминание мышц. Сначала поглаживайте и растирайте стопы, голени и бедра, кисти рук, предплечья и плечи, затем область спины, шеи, груди, живота. В этой же последовательности проводите легкие поверхностные разминания мышц. Помните, что массаж делают на наружной поверхности ручек и ножек, а животик поглаживают по часовой стрелке. Продолжается такой массаж 3-4 минуты, через месяц можно увеличить время до 7 минут. Перед тем, как перейти к гимнастике, дайте ребенку отдохнуть 1-2 минуты. Не забывайте ласково разговаривать с малышом во время всех процедур.
Упражнения для ног
- Исходное положение — лежа на спине, ножки вытянуты. Обхватите руками стопы ребенка, чтобы он вытянул носки. Попеременно поднимайте ножки вверх-вниз, спокойно произнося: «Ножки — кролем». Эти движения имитируют движение ног при плавании кролем. Сделайте 10-20 таких движений каждой ножкой, затем — небольшой перерыв и повторите упражнение еще 2 раза на первом уроке, а затем в течение месяца увеличьте до 3-4 повторений, а далее со второго месяца делайте упражнение 5 раз с перерывами по полминуты.
- Исходное положение — то же. Учите ребенка двигать ножками, как при плавании брассом («лягушка»). Одновременно обе ножки ребенка сгибайте в коленях и тазобедренных суставах, затем, разводите колени и быстро выпрямляйте ножки, возвращая их в исходное положение. Проделайте 8-10 таких движений и через минуту отдыха повторите еще 4-6 раз. Не забывайте произносить: «Ножки — брассом».
Упражнения для рук
- Исходное положение — лежа на спине, ручки вытянуты вдоль туловища, ладонями вниз. Возьмите малыша за кисти рук и медленно поднимайте прямые руки на 45-50 градусов и опускайте, постепенно увеличивая угол подъема рук до 90 градусов, затем до 180 градусов. Проделайте 10 движений за 20 секунд (это довольно быстрый темп), дайте ребенку отдохнуть, затем повторите, но в более медленном темпе (за 30 секунд). Выполните 3 таких комплекса с минутными перерывами. Командуйте ребенку: «Ручки — кролем».
- Исходное положение — то же. Держа ребенка за кисти, подтягивайте его ручки к груди, сгибая в локтевых и лучевых суставах, затем ведите их вверх и через стороны вниз, возвращайте в исходное положение. Говорите ребенку: «Ручки — брассом».
- Исходное положение — лежа на спине, ручки разведены в стороны. Держа ребенка за кисти, произведите одновременно двумя руками гребковые движения к бокам, затем поднимайте ручки вверх и возвращайте в исходное положение (этим мы имитируем вторую половину движения рук при плавании брассом). Таких движений нужно выполнить 8-10 с перерывом в несколько секунд; комплекс повторить 2-3 раза, с минутными перерывами. Повторяйте команду: «Ручки — брассом».
Начинаем тренировку
Каждое занятие должно проходить в определенном порядке, который почти не должен изменяться на протяжении первого полугодия жизни. Такая стабильность дает возможность ребенку точно знать, что от него требуется.
Любое занятие включает несколько повторяющихся циклов, каждый цикл продолжается 3 минуты. Количество циклов с возрастом увеличивается.
Давайте разберем последовательность действий в пределах одного цикла.
По окончании массажа и гимнастики перенесите ребенка со стола в ванну. Держите ребенка за подмышки, голову поддерживайте большими пальцами под нижнюю челюсть. Поставьте малыша вертикально, следите, чтобы его подбородок и ваши руки находились над поверхностью воды. При этом командуйте: «Стоим!», длительность стояния — 15 секунд. Важно, чтобы ребенок обязательно опирался ножками на дно ванны. Далее следует сказать: «Идем!»; наклоните малыша чуть-чуть вперед и он начнет перебирать ножками и двигаться (это врожденный рефлекс автоматической ходьбы, он имеется у всех новорожденных и сохраняется до 4 месяцев). Путь равен длине ванны. Не забывайте называть малыша по имени и почаще хвалите его. Как только «дойдете» до противоположного торца ванны, командуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд.
После отдыха переводите ребенка из положения стоя в положение лежа на спине, выполняя двойную ручную поддержку для плавания на спине. Помните, что уши и грудь должны быть под водой. Не подтягивайте голову ребенка вверх: необходимо, чтобы она находилась на одном уровне с телом и чуть поддерживалась руками мамы. В таком положении следует плавать «челноком», при этом ребенок отталкивается от торца ванны ножками, а мама проводит его до противоположного торца и обратно. Сделайте 6-8 таких проводок. Как только ваши движения станут уверенными, смените поддержку на одноручную «полукольцом» для плавания на спине.
Далее оставьте ребенка в положении лежа на спине в правом ближнем углу ванны. Командуйте: «Стоим!», поставьте ребенка на ножки и затем подайте команду «Идем!». «Шагайте» до противоположного торца ванны, скомандуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд.
Переходим ко второй половине цикла — плаванию на груди (занимает 2-2,5 минуты). Смените поддержку на двуручную для плавания на груди дайте команду: «Плывем!» и ведите ребенка «восьмерками». Как только почувствуете себя уверенно при выполнении этой поддержки, переходите на одноручную поддержку «ковшом» и начинайте отрабатывать поливы (ныряния). Всего выполните 6-8 восьмерок. Затем снова подайте команду: «Стоим!», отдохните 15 секунд.
Таким образом, за один цикл ребенок проплывает 36-47 метров, «проходит» около 3 метров. Первое занятие обычно включает 2-3 цикла, их количество с возрастом будет увеличиваться.
Каждый следующий месяц занятие увеличивается на 3 минуты, то есть, на один полный цикл, через 2 месяца занятий следует совершать 4 полных цикла, через 3 месяца — 5 и так далее.
Погружение и ныряние
Обучение нырянию начинается с тренировки задержки дыхания на команду: «Ныряй!» при поливе лица ребенка во время плавания на груди «восьмерками». Для выполнения этого упражнения ведите ребенка одноручной поддержкой, затем громко и четко скомандуйте: «Катя, ныряй!», затем полной горстью левой руки полейте лоб ребенка. При этом ребенок задерживает дыхание на 2-3 секунды, пока вода стекает с лица.
Ошибки: полив неполной горстью; полив на затылок вместо лба; резкое плескание воды на нос ребенка; полив во время плача.
Далее, после консультации методиста, разрешается проводить погружения ребенка под воду. Постепенно время задержки дыхания достигает 12-15 и более секунд, что является отличной тренировкой легких и сердца.
В конце занятия проводится закаливание в «холодном пятне». Для этого откройте кран с холодной водой (температура воды в «пятне» должна быть на 5-6 градусов С ниже, чем в ванне) и, удерживая ребенка вертикально, введите его в образовавшееся «холодное пятно» (но не под саму струю холодной воды), поверните грудкой, спинкой. Таких подводок сначала делается четыре, ежемесячно добавляется по одной и к году закаливание в «холодном пятне» повторяется 16-18 раз. Только после трех месяцев занятий можно попробовать вносить в струю ручки или ножки. Дети любят такие упражнения, кроме того, это весьма эффективный способ закаливания. После этого не спешите вынимать ребенка из воды, пусть малыш отдохнет, лежа на воде на спине. Затем, обязательно похвалив малыша, можете извлекать маленького пловца из ванны: левой рукой удерживайте ребенка за шею и верхнюю часть спины, правой — под попку, перенесите в полотенце, осушите кожу, каждое ухо осушите дважды ватными тампонами.
Не забудьте предложить малышу после плавания кипяченую воду (более старшим детям можно сок), а примерно через 30-40 минут покормите его. Во время занятий тратится много энергии, поэтому увеличьте обычный объем кормления на 20-30 г (но не более чем на 50 г).
Главные задачи уроков
Занятия плаванием в первые месяцы требуют особого внимания . В это время перед ребенком ставятся и решаются лишь общие задачи, которые пока не имеют прямого отношения к плаванию. Проводится закаливание, воспитывается привычка к воде, к тем особым ощущениям, которые человек испытывает только в водной среде (полуневесомость, легкость, плавучесть, раскованность, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, углубление дыхания и т.п.).
Первый месяц занятий:
- отработка задержки дыхания на речевой сигнал: «Ныряй!» при поливе водой лица. При этом погружение в воду не производится.
Второй месяц занятий:
- отработка ныряния в ручных поддержках. После команды: «Ныряй!» в момент двух-трехсекундной задержки дыхания после полива лица проводится ныряние ребенка головой под воду не глубже 29-30 см при ручных поддержках;
- введение дополнительного элемента — комплекса вертикальных прыжков в воде при ручных поддержках. Этим элементом можно иногда заменять ходьбу в ванне в обоих полуциклах. Обычно малышам очень нравится это упражнение. Обязательное условие — ребенок стремится к яркой игрушке и подается команда: «Прыг — скок!»;
- обучение ребенка держаться на воде в положении на спине. Для этого ребенку понадобится шапочка с поплавками из пенопласта.
Изготовление шапочки для плавания с поплавками из пенопласта
По периметру сатинового чепчика, на его лицевую сторону пришивается широкая лента таким образом, чтобы получилось 6 кармашков. Отверстия кармашков должны быть направлены к затылку. В эти кармашки вставляются пенопластовые поплавки размером со спичечный коробок. Для поддержки головы ребенка, к чепчику на уровне подбородка пришиваются с обеих сторон 2 ленточки длиной 50 см. Эти ленты позволяют контролировать уровень погружения головы малыша в воду.
Главное правило — нос и рот ребенка находятся над водой. Через 1 месяц плавания в шапочке следует еженедельно вынимать по 2 пенопластовых поплавка (с каждой стороны по одному). Последними вынимаются боковые поплавки. Как только малыш научится держаться на воде в положении на спине в шапочке без поплавков и без поддержки за ленты — шапочку снимают, она уже не нужна.
Третий месяц занятий:
- освоение ныряния под воду. Техника такая же, как при нырянии с ручной поддержкой, но после ныряния ребенка отпустите руки. Начальный путь под водой 20-30 см. К 6-7 месяцам он достигнет 40-50 см, к году — одного метра. После погружения и выныривания переведите ребенка в положение стоя, затем следует отдых 5-10 секунд и похвала; далее плавание «восьмеркой» продолжается.
После 3-х месяцев занятий новые задания для ребенка подбираются индивидуально, для этого обязательна консультация инструктора. Примерами таких заданий могут быть:
- комплекс скольжения на поверхности воды. В каждой второй «восьмерке» применяйте скольжение по поверхности воды (не ныряя!) на 10-15 см. Подается команда: «Плыви!»; следите, чтобы подбородок ребенка не опускался под воду.
- «торпеда» с поворотом.
С 5-6 месяцев у ребенка начинают срабатывать так называемые «спасательные» рефлексы, и после ныряния малыш сам выходит на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания — дрейфа — при свободном дыхании. Если ребенок сам еще перевернуться не может, то ему необходимо помочь.
С 6-7 месяцев увеличивается время ходьбы в воде. Стимулировать активную ходьбу можно яркой игрушкой. Замечено, что плавающие младенцы начинают ходить самостоятельно в ванне в 8-9 месяцев, а на суше — в 9-10 месяцев.
Оценка результатов
Для того, чтобы оценить влияние занятий плаванием на ребенка, заведите дневник, где следует отмечать содержание занятия, настроение малыша, его активность и поведение во время упражнений и в конце занятия, появление признаков утомления и снижение его интереса к плаванию. Обязательно нужно обращать внимание на отдаленные результаты занятий — как ребенок спит ночью, какие у него аппетит и настроение, как увеличиваются показатели массы и роста. Анализируя свои записи, можно регулировать содержание занятий и физическую нагрузку.
Не нужно торопиться и проявлять нетерпение, ни в коем случае нельзя форсировать обучение. Такие ошибки со стороны родителей весьма распространенны и обусловлены естественным желанием поскорее увидеть своего малыша хорошим пловцом. В том случае, если у ребенка появились нежелательные реакции или уменьшились по сравнению со средневозрастными прибавки массы и длины, необходимо уменьшить продолжительность тренировок, сократить количество упражнений и прекратить снижение температуры воды. Только после полного исчезновения отрицательных явлений можно вновь начать постепенно повышать нагрузки и уменьшать температуру воды.
В заключение, посоветуем не бояться и непременно воспользоваться замечательным средством закаливания и улучшения физического развития ребенка — ранним плаванием.
Лариса ЛевчукВрач-педиатр высшей категории,
ассистент кафедры пропедевтики детских болезней
Уральской государственной медицинской академии,
канд. мед. наук
Статья из журнала «Мама и Малыш» N2, 2006
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Грудничковое плавание: занятия дома в ванной
Современные родители увлекаются всевозможными методиками, при помощи которых можно начать развивать свое чадо с раннего возраста. Одно из популярных направлений на сегодняшний день – это грудничковое плавание. Чтобы научить малыша нырять, плавательный бассейн покупать не придется, проводить элементарные уроки можно дома, в ванной. Для этого понадобится только шапочка и круг на шею. Плавание для грудничков – это весело, полезно и способствует улучшению моторики.
Положительное влияние на организм
Не многие знают, что маленькие детки прекрасно умеют плавать с самого рождения. Они могут задерживать дыхание и нырять, весело плескаться в ванной. Данная тенденция объясняется тем, что у малыша есть врожденный рефлекс, ведь в материнской утробе он 40 недель находился в жидкой среде.
Умение плавать пропадает через 3 месяца после рождения. Педиатры рекомендуют во время купания делать с ребенком определенные упражнения, чтобы он не терял навыков держаться на плаву. Кроме того, грудничковое плавание – это очень полезно для детского развития.
Чем плавание полезно для грудничков:
- Регулярные водные процедуры полезны любому человеку, особенно маленьким детям. Это позволяет организму легче научиться относиться к перепадам температуры.
- Систематические занятия способствую формированию красивой и ровной осанки, укрепляют позвоночник.
- Выполнение упражнений дома в ванной способствует поддержанию нормального уровня гемоглобина.
- Ныряние приводит к тому, что небольшая часть воды проникает в нос малыша. Это отличная профилактика насморка, также такое «промывание» удаляет со слизистой оболочки аллергены и бактерии.
- После купания улучшается сердечный ритм малыша.
- Если научить чадо плавать с самого маленького возраста, в дальнейшем он не будет бояться открытых водоемов.
Рекомендации для родителей
Научить маленького ребенка плавать дома в ванной и нырять – это не такая сложная задача для родителей. Постарайтесь максимально придерживаться представленных рекомендаций и сможете получить максимальную пользу из занятий.
Полезные советы:
- Если вы четко поставили перед собой цель, что хотите обучить плаванию свое чадо, делать это необходимо начинать сразу после зарастания пуповины. Это примерно 3-4 недели после рождения. В это время плавательные рефлексы еще не пропали, поэтому ребенку будет проще.
- Заранее приобретите такие атрибуты, как шапочка и круг на шею. Если будете учить чадо держаться на воде дома в ванной, то делать это нужно обязательно с кругом – в целях безопасности.
- Первые несколько раз водные тренировки должны проводиться при температуре 35 градусов. Следите за поведением чада. Первую минуту после погружения малыш может плакать, процесс купания с кругом доставляет немного дискомфорта. Если он долго не будет успокаиваться, значит, его не устраивает температура воды.
- Плавание для грудничков полезно также по той причине, что это закаляет организм. Во время купания вода начинает постепенно остывать – это очень хорошо, не стоит снова доводить ее до 35 градусов.
- Если планируете тренировать малыша регулярно, следите за чистотой в ванной. Мойте ее один раз в течение недели содой и до купания малыша обрабатывайте хозяйственным мылом.
- Плавание очень полезно для грудничков, но дети иногда могут начать капризничать. Например, если не высыпаются или нет настроения. Также очень важно тренировать ребенка примерно через час после того, как он поел. За этот период молоко уже усваивается, и малыш не будет испытывать дискомфорта в желудке.
- Если в квартире нет сквозняка, педиатры не рекомендуют после купания насухо вытирать тело малыша. Промокните чадо сухой пеленкой, этого будет достаточно. Далее должна быть аккуратно сняты шапочка и круг на шею.
- Перед тем как практиковать ныряние, убедитесь, что круг крепко держится за шею, а шапочка закрывает уши. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, иначе будет капризничать.
Плавание в ванной в домашних условиях: упражнения для грудничков
Многие родители считают, что учить нырять маленьких деток – это сложно, требует много нервов и совершенно не интересно. Стоит отметить, что это совершенно не так. Вот несколько упражнений.
- Толчки. Держите малыша крепко, приближайте его с кругом к краю ванной, чтобы он научился отталкиваться.
- Переверните чадо на животик. Шапочка и круг должны быть при этом сняты. Придерживайте малыша за подбородок, позвольте ему поплескаться.
- Теперь надо научить чадо плыть. Исходное положение точно такое же, как в предыдущем упражнении, без специальных атрибутов (круг). Кладем перед малышом на воду одну из его любимых игрушек, чтобы он к ней тянулся.
- После того как малыш уже будет уметь плыть по прямой линии, нужно научить его менять направление. Данное упражнение можно выполнять как с кругом, так и без него. Во время купания рисуйте ребенком в воде восьмерку.
- Плавными движениями опускайте тело малыша вверх и вниз, придерживая его при этом за подбородок. Для упражнения круг не нужен.
- Теперь переходим к ныряниям. Это самая сложная часть занятий. Родители боятся, что их чадо задохнется. Однако стоит отметить, что малыш с рождения прекрасно может задерживать дыхание, ему просто надо об это напомнить. Придумайте ключевое слово, например «вперед», и резко опустите чадо на несколько секунд в воду. Конечно, первые несколько дней малыш может плакать, но потом он привыкнет. 10 дней такого купания и вы удивитесь, насколько изменится отношения ребенка к воде.
Противопоказания
К сожалению, научить держаться на воде можно не каждого ребенка. У таких упражнений есть свои противопоказания:
- врожденные проблемы с сердцем;
- период вирусного заболевания;
- судороги и другие нервные расстройства;
- проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
Как видите, грудничковое плавание – это весело, познавательно и полезно. Если вы не дадите чаду забыть эти навыки с детства, во взрослом возрасте у него будет проблем с боязнью воды, он будет прекрасно чувствовать себя в этой среде.
Медицинский ликбез для тренеров по грудничковому плаванию. Запрещенные упражнения и приемы в грудничковом плавании • Ассоциация поддержки и развития раннего и грудничкового плавания
Обучающий семинар
Медицинский ликбез для тренеров по грудничковому плаванию. Запрещенные упражнения и приемы в грудничковом плавании
32 учебных часа
Елена
Игнатьева
В любой деятельности наступает момент, когда на смену энтузиастам и любителям приходят люди с глубокой профессиональной подготовкой. Пришло такое время и в грудничковом плавании.
Слушатели научатся:
• Вести грамотный диалог с родителем, правильно задавать и отвечать на их вопросы.
• Начальному осмотру ребенка и анализу его состояния для построения оптимального плана тренировок.
• Понимать медицинский диагноз и применять знания при работе с ребенком.
• Оказывать первую доврачебную помощь в экстренной ситуации.
• Не использовать в своих занятиях запрещенные приемы и методы в грудничковом плавании
• Видеть проявления различной патологии и знать как можно помочь ребенку с помощью плавания и не навредить.
Для специалистов с опытом, которым не хватает медицинских знаний, а также для новичков в профессии.
• Для тренеров грудничкового плавания
• Для тренеров- проводящих патронажи на дому!!!
• Для тренеров- проводящих групповые занятия с детьми 3-6 лет.
• Для тренеров- проводящих групповые занятия в группах «Мама +малыш»
• Для ВСЕХ специалистов, которые работают с детьми грудного, ясельного и дошкольного возраста в других сферах оздоровления и развития (массажисты, хореографы, фитнес-тренеры, педагоги раннего развития, педагоги по физической культуре, логопеды-дефектологи)
• Для новичков, осваивающих профессию тренера в грудничковом плавании, как очень важный базовый курс!!!
• Для администраторов детских центров, так как они первые встречают клиента и от их понимания проблемы зависит успешное и долгое сотрудничество.
• Для руководителей и собственников детских центров. Чтобы понимать наличие слабых мест в практикующих программах и методиках. ?
• Для умных родителей, которые хотели бы получить основы медицинских знаний и понимать как помочь своему ребенку при болезнях и как ребенку избежать ненужных манипуляций и лекарств. • Взрослые фитнес-тренеры- Вы поймете откуда берутся взрослые болезни и на что нужно воздействовать, чтобы получить желаемый результат.
Программа обучения
1 часть
Нормальная анатомия и физиология детей грудного и раннего возраста.
Семиотика поражений органов и систем.
1. Зачатие, беременность и роды.
· Зачатие. Понятие о гаметах и аутосомах. Деление клетки. Митоз и мейоз.
· Основные периоды беременности: норма и патология.
· Обзор вариантов родоразрешения: домашние роды, водные роды, партнерские роды, вертикальные роды, «советские» роды, кесарево сечение. Опасности и мифы.
· Второй период родов: важные физиологические и психологические моменты.
· Натальные травмы. Понятие, классификация
· Шкала Апгар, критерии, оценка, значение для прогноза здоровья
· Асфиксия в родах. Понятие, лечение, прогноз.
2. «Здоровый» грудничок, особенности анатомии и физиологии, знакомство с семиотикой (наука о знаках, признаках, проявлениях) детских болезней.
· Костно-мышечная система
§ Строение, функции, значение
§ Атланто-затылочный сустав, механизм повреждения в родах, последствия. Связь с последующим развитием и здоровьем ребенка. Признаки поражения
§ Позвоночник, формирование физиологических изгибов. Практическое применение знаний в практике тренера грудничкового плавания.
§ Тазобедренный сустав, строение : норма и патология, признаки поражений. ДТБ, классификация, разрешенные и запрещенные упражнения в воде.
§ Мышечная ткань, миоцит- основа строения мышц. Виды и свойства мышечной ткани. Применение знаний нормальной физиологии мышечного сокращения в практике тренера по грудничковому плаванию.
§ Мышцы шеи, признаки поражений.
· Дыхательная система
§ АФО, практическое применение знаний для занятий в воде
§ Физиология и патология задержки дыхания при нырянии. «Неудачный нырок». Как избежать, что делать?
§ Гипоксия и гипероксия. Понятия. Влияние на развитие коры головного мозга у ребенка до года.
§ Медицинские рекомендации по методикам обучения нырянию по возрастам.
§ Утопление. Классификация. Понятие об отсроченном утоплении. Опасности и мифы, обоснование.
· Сердечно-сосудистая система
§ Сердце плода и новорожденного. Гемодинамика. Круги кровообращения.
§ Сердечная мышца — как особый вид мышечной ткани. Гипертрофия левого желудочка у спортсменов, причины, прогноз. Подбор адекватной физической нагрузки для пловца-грудничка.
§ Понятие о врожденных пороках развития
§ Виды пороков (ознакомительно)
§ ОАП- гемодинамика при этом пороке.
§ ООО- порок или незрелость? Гемодинамика при ООО.
§ Признаки поражений сердечно-сосудистой системы в грудном и раннем возрасте.
· Нервная система
§ Центральная и периферическая нервная система. Строение. Механизм передачи нервного импульса. Понятие о рефлексе. Безусловные и условные рефлексы. Пирамидные пути. Понятие, сроки созревания. Ранние признаки поражения.
§ Физиологические рефлексы новорожденных. Значение для развития ребенка. Сроки угасания. Норма и патология. Применение знаний при работе в воде.
§ Понятие о мышечном тонусе. Нормотонус, гипотонус, гипертонус. Как отличить нормальный мышечный тонус от патологического. Физиологический гипертонус-понятие, группы мышц, сроки исчезновения. Практическое применение знаний на практике.
§ Ликворная система мозга. Анатомо-физиологические аспекты. Понятие о внутричерепном давлении.
§ Признаки поражений нервной системы в грудном и раннем возрасте.
· Иммунная система
§ Антиген, антитело, понятие о естественном и искусственном иммунитете.
§ Профилактические прививки. За и против.
§ Рекомендации по проведению вакцинации при занятиях грудничковым плаванием.
2 часть
Наиболее распространенные синдромы и заболевания в грудном и раннем возрасте. Медицинские запреты и рекомендации для тренера по ГП
1. Практикум:
( в группах до 10 человек- с ребенком, в группах более 10 человек- на кукле)
§ Первое знакомство с ребенком
§ Беседа с мамой, сбор анамнеза, жалоб, фиксация цели от занятий ГП
§ Осмотр ребенка: порядок ваших действий, проверка рефлексов, умений, на что обратить внимание, какие вопросы задать родителю, как выстроить взаимодействие с парой в воде (медицинские аспекты). Запреты и разрешения в зависимости от результата осмотра.
_______________________________________________________________
3. Медицинский диагноз
§ Понятие, структура, алгоритм построения
4. Медицинские термины, необходимые для понимания состояния ребенка и построения индивидуального плана занятия на воде..
5. Синдромы и заболевания, при которых плавание помогает, как лечение:
· Дисплазия легочной ткани (БЛД) ,как следствие перенесенной пневмопатии новорожденного, искусственной вентиляции легких: понятие, причины, последствия для ребенка.
§ Раннее плавание, как эффективное лечение последствий заболевания
§ Полезные упражнения в воде (медицинские рекомендации)
· Врожденные пороки сердца
§ Показания и противопоказания к занятиям на различных стадиях лечения ВПР.
§ Медицинские советы по построению занятия с ребенком с ООО, ОАП.
7.ППЦНС- группа состояний и синдромов
Причины, проявления, основы диагностики, принципы лечения. Роль грудничкового плавания при данной группе состояний.
· Неврогенная кривошея, симптомы, диагностика, принципы лечения, медицинские рекомендации по упражнениям в воде для коррекции.
· СДН-самый частый синдром. Симптомы, степени тяжести, принципы лечения и роль ГП в комплексном лечении. Принцип построения занятия с ребенком с СДН. Медицинские рекомендации для тренера
· Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Этиология, патогенез, клинические проявления, особенности построения занятия. Запреты и разрешения.
· Вегето-висцеральный синдром. Этиология, патогенез, клинические проявления. Медицинские рекомендации при работе в воде.
· Синдром минимальных церебральных дисфункций.Как непропустить беду и на что обратить внимание
.
· ДТБ— наиболее частое поражение опорно-двигательного аппарата. Этиология, патогенез, симптомы и принципы лечения- общий обзор. Медицинские разрешения и запреты.
· Аутизм и ДЦП— введение в термины. Причины развития
3 часть
Запрещенные приемы и методы в грудничковом плавании. Медицинские аспекты.
1. Адаптация- как неспецифический физиологический процесс. Физиологическая, напряженная, патологическая адаптация. Практическое применений знаний на практике.
2. ЗАПРЕТ на погружения. «Нырятельный» рефлекс и критерии готовности к погружениям. Медицинские противопоказания к погружениям. Осознанное погружение или погружение по команде. За и против.
3. ВЫКРУТАСЫ под водой. Разрешенный возраст для старта подводных кувырков. Вестибулярный аппарат. Строение, физиология. Созревание. Тренировка. Последствия раннего перенапряжения вестибулярного анализатора для последующей жизни ребенка.
4. Стресс. Влияние стресса на соматическое и нервно-психическое развитие ребенка. Просмотр и совместный разбор со слушателями примеров стрессовых ситуаций на занятиях грудничковым плаванием.
5. Динамическая гимнастика в воде. Допустимые рамки и границы. Разбор и обоснование запретов.
6. Физиологические нагрузки в грудном возрасте. Понятие о времени занятия и нагрузке. Клинические проявления перегрузки на занятии с грудничком. Медицинские рекомендации по дозированию физиологической нагрузки.
7. Дрейф на спине и актуальность программ по обучению самоспасению грудничка на воде. Обоснование и практическое применение. За и против.
Подведение итогов
Выдача сертификатов
Сертификация
По окончании занятий вручается сертификат Ассоциации грудничкового плавания.
Выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Стоимость обучения
0
0
Cо скидкой для членов ассоциации
* Дата, время и место проведения курса могут изменятся организаторами.