Как научить ребенка говорить букву Ш в домашних условиях
Шипящие и свистящие звуки не всегда легко даются растущим малышам. Некоторые особенности произношения шипящих могут сохраняться вплоть до окончания начальной школы, а без контроля педагогов — пожизненно.
Важно, чтобы ребенок под присмотром родителей или логопеда тренировался в правильной артикуляции звука «ш», тогда и другие трудные звуки сдадутся под натиском упражнений.
Обследование произношения звука «ш»
Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.
Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором — нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.
Незаметный тест. Нет смысла объяснять сыну или дочке, что нужно делать. Самый простой способ — вовлечь ребенка в игру «Повторялки». Начните со слов и звуков, не относящихся к теме. Затем позвольте ребенку самому задавать задания. В следующую свою очередь предложите один из блоков.
1. Слоги.
Начните с двухбуквенных сочетаний:
[ша] [шэ] [шу] [ши] [шо].
Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:
[а-ша] [э-шэ] [у-шу] [и-ши] [о-шо] [ы-ши].
Следующий блок — сочетания «ш» с согласными:
[шка] [кша] [шки] [кши].
Более сложные:
[сши] [шис] [шиш] [шуш] и [ас-ши] [у-шис] [и-шиш] [уш-уш].
Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».
2. Слова.
Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:
- Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея.
- Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель.
- Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать.
- С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура.
3. Предложения.
Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:
- Мышь за печкой шуршит.
- Папа Маше шапкой машет.
- Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
- Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др.
При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.
Важно! У части детей с нормально развитым артикуляционным аппаратом постановка звука «ш» может произойти прямо во время тестовых упражнений или первых занятий просто потому, что для наработки навыка нужна направленная тренировка. Другим деткам понадобится действовать поэтапно в течение некоторого времени.
Возможные отклонения
Произношение может отличаться от идеального. Несмотря на то, что в языке «ш» — глухой звук, произноситься он должен звонко и чисто. Существуют логопедические характеристики некорректного «ш»:
- Шепелявый отзвук получается, если ребенок слишком выдвигает язык меж зубов. Это межзубное произношение.
- Носовой оттенок (сигматизм) у «ш» возникает, когда излишне напряжена глубокая часть языка, его корень как бы подтягивается к небу, возникает глубокий шипящий «х».
- При боковом сигматизме звук походит на хлопок.
- Если язык упирается в верхние резцы, это называют призубным парасигматизмом. В результате «ш» заменяется на «т»;
- При губно-зубном парасигматизме «ш» вынужденно превращается в «ф». Стоит проверить, нет ли у малыша проблем прикуса.
- Если вместо «ш» звучит «с», это свистящий парасигматизм.
Нужно рассказать ребенку, как правильно сложить губы и держать язычок, чтобы звук вышел правильно. Лучше всего демонстрировать на себе и применять наглядные аналогии.
Что делать, чтобы «ш» зашипел
Среди методов стимулирования речевого развития в раннем возрасте нужно говорить и о необходимом этапе ползания, и о вреде раннего сидения, и о важности сенсорного развития. Малышам помогают пальчиковая гимнастика, стишки, потешки и работа с песком.
Даже простой деревянный шарик — это источник сенсорных ощущений. Его можно катать между ладошками, пальчиком по ладошке, удерживать по-разному, изучать его физические свойства тоже весьма полезно для расширения кругозора.
Не ограничивайтесь лепкой куличиков из песка и не запрещайте ребенку играть с замками во дворе или на пляже. Закапывайте в песок камешки и мелкие игрушки. Просите ребенка угадать игрушку по форме, не вынимая из песка. Проделывайте то же с другими текстурами: рисом, гречкой, манной крупой. Роль песочницы сможет исполнить любая широкая емкость, даже в зимний период.
Когда речь идет о коррекции звука «ш» у дошкольника, мелкой моторикой и сенсорными упражнениями пренебрегать не стоит, но уже можно включать ребенка в полноценные структурированные занятия, логоритмику. Нужно применять скороговорки, чистоговорки и стихи посложнее.
Методические основы для родителей
Нежелание посещать логопеда может быть связано и с материальными затруднениями, и с родительскими убеждениями. В любом случае родителю самому нужно знать, как научить ребенка говорить букву «Ш». Если вы всерьез решили заниматься с ребенком самостоятельно, делайте это систематически. Неплохо ввести своеобразный ритуал подготовки к занятию, чтобы ребенок включался в него без конфликта. Само занятие должно содержать:
- 1-2 минуты: организационный момент (активация внимания ребенка). Не говорите «Сейчас мы с тобой будем учить…», лучше сказать «Иди, поиграем вместе!», ведь игра — самый действенный способ научить ребенка чему-то важному.
- 1-2 минуты: вступление (активация интереса). Расскажите, что за веселую игру вы предлагаете и зачем.
- 10-15 минут: разминка 2-3 минуты и основная часть (собственно занятие). Каждые 3-7 минут, в зависимости от усидчивости и возраста малыша, обязательно проводите физкультминутку. Это нужно для переключения внимания и сброса напряжения.
- 1-2 минуты: заключение: поблагодарите и похвалите ребенка за его старания.
Когда у каждого занятия есть структура, родителям проще ориентироваться в ситуации, а ребенок при этом воспринимает упражнения как игру и просто рад общению с мамой или папой. Уроки становятся желанными. По этой же структуре можно строить любые другие домашние занятия.
Разминка для языка и губ
Перед занятием в домашних условиях тоже нужен разогрев. Ребенка надо при этом не утомить, а заинтересовать и погрузить в сказочную историю или интересное соревнование с самим собой. Существует масса готовых программ разминки, основанных на классической артикуляционной гимнастике.
Разминка помогает снять напряжение губ и языка, сделать их более подвижными и послушными. Постепенно разминка будет занимать все меньше времени и превратится в веселый ритуал.
Не запрещайте ребенку немного покривляться — это не повредит его поведению, если встроено в учебное занятие. Сочетайте гимнастику с тренировкой эмоций (например, используйте карточки или маски) и интонационного ряда (мимика и интонации должны быть взаимосвязаны). Комплексное развитие интереснее и эффективнее.
Упражнения для основного этапа занятия
Никогда не пытайтесь следовать одному и тому же алгоритму. Меняйте логопедические упражнения от раза к разу. Давайте их в разных сочетаниях и не старайтесь обязательно выполнить все в рамках одного занятия!
Упражнение «Чашечка»
Нижняя челюсть расслаблена, плоский широкий язык укладывается на нижней губе, а кончик и край при этом приподняты, формируя плоскую чашу. Подобным образом выполняется «Блинчик» — язык остается плоским лежать на нижней губе. Целесообразно периодически чередовать два упражнения по 10-15 секунд. Если чашу опускать и поднимать без изменения формы, то получится «Болтушка».
Упражнение «Фокус»
Уже знакомую чашу нужно высунуть изо рта и, не касаясь губ, завернуть кончик языка кверху. На кончик носа можно положить кусочек ваты или салфетки. На выдохе воздух нужно направить точно на предмет.
Упражнение «Лошадка»
Цокот лошадиных копыт любят изображать все дети, но в рамках упражнения это нужно сделать не 1 раз, а в течение 10-15 секунд. Естественно, можно сочетать логопедический цокот с игрой в рыцарей!
После упражнений обязательно нужно поговорить: читать стихи, тренироваться в скорости и чистоте произношения звуков. Чем чаще происходит воспроизведение, тем быстрее закрепится навык.
Упражнение «Заборчик»
Очень нравится маленьким ученикам. Задача: широко улыбнуться и зафиксировать улыбку на несколько секунд. Это тренирует мимические мышцы щек.
Другие упражнения — «Трубочка» (губы трубочкой вытянуть вперед и зафиксировать), «Варенье» (вкусно и широкой облизать губы по кругу), «Качели» (широко открыть рот, а язык поочередно ритмично перемещать то к верхним, то к нижним зубам) — можно оставить под конец занятия, чтобы задействовать все мышцы по очереди.
Повспоминайте с ребенком в каких ситуациях еще встречается звук «ш»:
- как шумят деревья на ветру
- как шипит злая кошка
- как шуршат листья осенью под ногами
- как шипит проколотое колесо
- как шуршит мышка под столом
Всё это ребёнок должен изобразить с помощью голоса и звука [Ш].
Постановка и автоматизация звука
С помощью упражнений нарабатывается правильная артикуляция звука «ш». Но навык — процесс механический, требующий отработки. Для закрепления потребуется время. Бывает, что в рамках занятия произношение улучшается, а к следующей сессии снова превращается в шепелявое или посвистывающее. Чтобы обратный эффект не появлялся, большую роль играет постоянный присмотр за навыком:
- Аккуратно в шуточной форме напоминайте ученику, что нужно следить за язычком.
- Контролируйте собственное произношение.
- Обращайте внимание на фонематические ошибки окружающих и каждый раз просите ребенка проговаривать звуки правильно. Если он уже школьник — пусть читает вслух с верным произношением.
Старайтесь почаще обращаться к новому навыку. Например, задавайте вопросы, ответом на которые будут слова или предложения со звуком «ш», разучивайте коррекционные потешки вместо обычных стихотворений. Чистоговорки и скороговорки в ежедневных бытовых хлопотах на «ш» помогут быстро автоматизировать звук:
- Шапку свяжем малышу, шу-шу-шу, шу-шу-шу.
- Одеваем малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша.
- Собирай карандаши, ши-ши-ши-ши-ши-ши.
- Любят сказки малыши, ша-шу-ши, ша-шу-ши.
Вы можете придумать любые простые рифмы и сочетания, собственный стишок. Назовите одну из любимых игрушек особым именем, которое поможет ребенку освоить звук: «Зайчишка-трусишка», «Волчишко-хвостишко».
Используйте это имя ежедневно в привычных ситуациях, чтобы постоянно обращаться к навыку. Важно, чтобы сам родитель не испытывал неловкости, применяя приемы логопедии. Старайтесь и сами шипеть как можно искреннее.
Важно! В течение всего урока следите за громкостью голоса и интонационным рядом. Не забывайте о физминутках. И, конечно, каждое занятие должно оканчиваться позитивно. Можно даже ставить оценки, если это покажется вам эффективным приемом.
Когда занятия станут привычными, добавляйте в них похожие звуки: «ж», «ч», «щ». Учите ребенка артикулярно различать их. Это поможет заодно поставить все трудные звуки и освоить русский алфавит. Картинки и инструкции сейчас можно купить в любом книжном магазине.
Почему не шипит буква «Ш»
Речевой аппарат и непосредственно речь ребенка требуют времени для развития. Если ребенок впервые применяет звук «ш», то несовершенство произношения — нормальное явление. Единственное, что нужно сделать, это вовремя скорректировать детский навык.
- Другие возможные причины неправильного звучания могут составить рейтинг, в котором на первом месте окажутся физиологические особенности: строение прикуса, языка, неба, заболевания полости рта.
- Прямую взаимосвязь с первым местом имеет второе: слишком длительное сосание пустышки. Уже давно замечено, что прикус чувствителен к присутствию соски, а в речи страдают именно шипящие и свистящие звуки.
- Родительским ошибкам можно отдать почетное третье место. Задумайтесь, не слишком ли вы «заколыхали» и «засюсюкали» ребенка, и не пытается ли он подражать вашей манере звукопроизношения. Любые нарушения речи взрослых могут быть причиной детских логопедических ошибок. Подражание и копирование для детей — такие же способы познания опыта взрослых, как и игры или направленное обучение. Следите за собственной артикуляцией.
- Только в пятой части случаев речь идет о действительно значимых затруднениях по двум причинам: общее недоразвитие, тормозящее становление речи; нарушения слуха и аппарата воспроизведения звуков.
Совет. Если возникли подозрения, что самостоятельно вам справиться не удастся, не откладывайте визит к специалисту. Избавиться от привычки нечетко выговаривать звук сложнее, чем сформировать верное произношение сразу.
Когда не обойтись без логопеда
Если ребенку никак не удается чисто говорить, его речь бессвязна или слишком неразборчива, стоит обратиться за консультацией к педагогу-психологу, а затем и к логопеду. Выяснить следует два фактора:
- уровень сформированности и готовности речевого аппарата;
- уровень психического развития в соответствии с возрастом.
Отклонения хотя бы в одном факторе нужно рассматривать как повод для занятий со специалистом. Хотя бы некоторое время посещайте их и запрашивайте родительские консультации о том, как работать дома. Какие использовать упражнения, как нормализовать становление речи, общение и развитие в целом.
Если есть недоразвитие или дефект артикуляционного аппарата, дисфункции каких-то его частей, обязательно понадобится логопед. Очень эффективен логопедический массаж в сочетании с артикуляционными упражнениями. На дом логопед дает элементы такого массажа в зависимости от проблемы. Логопедические зонды применимы только в кабинете специалиста.
Иногда нужно посетить невролога (при нарушениях НС, изменениях в ГМ, расстройствах аутичного спектра и ДЦП, нарушениях восприятия и воспроизведения информации). Метод, который может быть рекомендован неврологом, — фармакологическая помощь. В ряде случаев применение препаратов действительно дает толчок к развитию необходимых мозговых структур и соответственно речевой функции.
Особое место в формировании звукопроизношения отводится работе с глухими детками. Их обучение строится по особой методике, родителей ей специально обучают в рамках реабилитационных курсов.
К счастью, проблемы серьезного уровня возникают нечасто, и с большинством случаев неправильного шипения можно справиться в домашних условиях, приобретя готовый набор дидактических картинок или просмотрев видеоуроки.
В работе над шипящими от ребенка требуется усидчивость и внимательность. Это сложные звуки. Еще труднее приходится родителям: они должны сохранять самообладание, дружелюбный настрой и выдержку наравне с настойчивостью и методичностью. Но главный элемент в этой работе — ваша любовь и желание помочь.
Ценная литература. Есть несколько книг с общим названием «Помогите малышу заговорить». Эти пособия дают исчерпывающую информацию о том, как научить ребенка говорить букву «Ш» и другие.
Исправлять произношение каждого звука, конечно, правильнее изолированно, в отдельном упражнении. Но лучший способ закрепить любой навык — перенести его в реальную жизнь и соединить с другими. Именно поэтому все начинается с отдельных звуков, потом они складываются в слоги, слова, словосочетания и предложения. Таким образом ребенок понимает, что все взаимосвязано, и все, чему учат взрослые, действительно необходимо.
Не отдавайте ребенка в класс или группу, где изучают иностранные языки, пока он не освоит звуки языка родного. Ни в коем случае не формируйте отрицательное отношение к речевым недостаткам. Это не только снизит мотивацию к занятиям, но и может сделать школьника закрытым, сказаться на его самооценке.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_sh.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Постановка и автоматизация звука Ш: речевой материал, комплекс артикуляционной гимнастики
Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком “ш”. О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при таком звучании слова похожи на шипение, искажается их смысл.
Причины нарушения произношения звука ш
Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:
- Межзубной сигматизм, при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
- Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает при дизартрии у детей.
- Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
- Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
- Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
- Шипящий и свистящий парасигматизм — твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.
Постановка звука ш
Постановка звука “ш”, а именно — коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.
Правильная артикуляция
Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:
- он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
- между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
- в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.
Важное условие — абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.
Артикуляционная гимнастика
Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука “ш”. Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:
- «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.
- «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.
- «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.
- «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.
- “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.
- “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.
Дыхательная гимнастика
Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:
- «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.
- “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.
Автоматизация звука ш
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.
Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.
Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях
Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.
- Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.
- После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.
- Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.
- Слова на букву “ш” — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.
- Звук ш в словосочетаниях.
- Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.
Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно — его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.
Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках
Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.
- Чистоговорки:
Игры на закрепление звука
У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.
Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:
- «Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.
- «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.
- «Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.
Читайте также: Дифференциация звуков Ш – С
Структура индивидуального логопедического занятия
- Артикуляционная гимнастика должна начинать каждое занятие. Это поможет подготовить мышцы языка, щёк, губ. Длительность этой части — около 5 минут.
- Повторение пройденного на предыдущем занятии. Если у ребёнка возникли трудности, стоит остановится на этом этапе и пройти его ещё раз.
- Если малыш выполняет задания легко, можно переходить к освоению более сложных этапов.
- Игры на закрепление материала.
Общая длительность занятий не должна превышать 20-25 минут, чтобы малыш не потерял интереса к ним.
Читайте также: Постановка и автоматизация звука Л
Логопедические тетради
Дополните занятия работой в логопедических тетрадях. Используйте материал на уроках и в качестве домашних заданий. Скачайте и распечатайте задания.
- А. В. Костюк Логопедическая тетрадь. Звук Ш скачать
- Т. А. Ткаченко Логопедический альбом. Правильно произносим звук Ш скачать
Конспекты занятий
- Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в предложениях скачать
- Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста «В гостях у звука [Ш]» скачать
- Конспект индивидуального занятия «Ёжик Шумка» на этапе автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях скачать
- Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения “Автоматизация звука [Ш] в словах” скачать
Рейтинг автора
2
Автор статьи
Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.
Написано статей
37
Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках
Для хорошей дикции и артикуляции всех звуков мышцы речевых органов должны быть натренированы. У детей с дефектами речи мускулатура языка, губ слабая, им необходима специальная гимнастика. Упражнения направлены на решение конкретных проблем. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие тренировочные задания можно включить в артикуляционную гимнастику для шипящих звуков.
Правильная артикуляция
Для чистого и четкого произношения звука [Ш] органы речи должны занять следующее положение:
- Губы округляются и выдвигаются слегка вперед.
- Зубки сближаются, оставляя небольшую щель (заборчик).
- Язык принимает форму чашечки, его кончик приподнимается к передней части неба, но не прижимается к нему.
- Бока язычка прикасаются к зубам.
- Звук [Ш] образуется в потоке воздушной струи, пускаемой по средней части языка.
- Голос в артикуляции участия не принимает, поскольку [Ш] глухой.
- Для произношения звонкого звука [Ж] язык занимает такое же положение, но необходимо участие голосовых связок.
Читайте также: Постановка и автоматизация звука Ш
Искажение или невозможность произношения шипящих звуков происходит из-за слабости мышц языка, открытого прикуса или укороченной подъязычной связки. Решить проблему поможет ежедневная артикуляционная гимнастика на шипящие звуки.
На заметку! К шипящим в русском алфавите относятся буквы: Ш, Ж, Ч, Щ
Упражнения
В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука [Ш]. После его постановки звук [Ж] получится автоматически с добавлением голоса.
Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд. Если речевой дефект в тяжелой степени, повторяйте все задания по 3-4 раза в день, при слабо выраженном сигматизме одного урока в сутки будет достаточно.
Бублик
Цель: тренировка мышц губ.
Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.
Используйте веселое стихотворение вместо счета:
Бублик зубками схватили,
Губки плавно округлили.
Закрывать их нам нельзя,
Бублик выпадет тогда.
Месим тесто
Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в межзубную щель.
Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот, продолжая покусывать.
Блинчики
Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.
Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.
Вкусное варенье
Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.
Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.
Чашечка
Используется после полного освоения заданий “Блинчики”, “Вкусное варенье”.
Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.
Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.
Стих для упражнения “Чашечка”:
Чашки чистые возьмем,
Чаю мы себе нальем,
Сладкий чай мы будем пить
А потом посуду мыть.
Качели
Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.
Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх, цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз. Важно удерживать челюсть и губы без движения.
Грибок
Цель: тренировка подъязычной связки.
Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.
Фокус
Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.
Техника: губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот, вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку. Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно пытаться шипеть как змея.
Парус
Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.
Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.
На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:
Ветер дует в паруса,
Нашу лодку мчит, куда?
1, 2, 3, 4, 5.
Кто тут сможет угадать?
Видео
Артикуляционную гимнастику для звука [Ш] и шипящих звуков в детском саду проводите в игровой форме, используйте демонстрационные картинки для знакомства с упражнениями. В качестве домашних заданий можно задавать читать и учить наизусть скороговорки с шипящими звуками:
- Испугались мишку еж, ежиха и зайчишка.
- Где живут ужи, не живут ежи.
- Хорош б в дорожку пироги с картошкой.
- У четырех чертят четыре карандашика в сумочках лежат.
- Шесть стрижат в камышах шумят.
Артикуляционная гимнастика на звук [Ш] быстро и эффективно помогает малышам правильно произносить слова с шипящими. Главное проводить уроки регулярно, настроить дошкольника на полноценную работу с речевыми мышцами и не расстраиваться из-за неудач.
основные шипящие и согласные звуки
Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.
Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей
В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.
Содержание статьи:
Логопедические упражнения
Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.
Логопедические упражнения для взрослых
Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.
Вам может быть интересно: Глюкофаж: правильный приём и противопоказания
Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.
Проблемы с произношением в большинстве случаев легко исправляются после курса регулярных занятий
Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:
- прочитать скороговорку 3-4 раза;
- медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
- когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
- важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
- короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.
Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:
- поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
- улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
- представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
- прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.
Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.
Логопедические упражнения для детей
Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.
Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».
Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы
Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.
- «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
- «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
- «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
- «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.
Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.
Логопедические упражнения на шипящие звуки
Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.
Логопедические упражнения на букву ж
Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.
Вот основные логопедические упражнения на букву ж:
- «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
- «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.
Занятия для исправления дефекта произношения звука ж
Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.
Логопедические упражнения на звук ч
Есть также логопедические упражнения на звук ч:
- «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
- «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.
Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.
Логопедические упражнения на букву ш
Существуют также логопедические упражнения на букву ш:
- «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
- «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.
Занятия на исправление проблем со звуком ш
Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.
Логопедические упражнения на согласные звуки
Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.
Логопедические упражнения на букву л
Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:
- «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
- «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
- «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.
Отработка движений для правильности произношения звука л
Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.
Логопедические упражнения на букву с
Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:
- показать, как насос накачивает колесо;
- изобразить, как дует ветер;
- передать, как сдувает шарик;
- покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.
Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.
Логопедические упражнения на звук р
Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:
- «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
- «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
- «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».
Автоматизация звука [Ш] — Автоматизация звуков — Каталог статей
Разработала учитель — логопед
Некрасова Надежда Павловна
1. Изолированно произносить звук [Ш]:
Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.
Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п.
Ш-ш-ш-ш-ш…
2. Автоматизация в слогах:
При произнесении слогов выделяем звук [Ш], произносим его более длительно
ША
ШО
ШУ
ШИ
ШЕ
3. Автоматизация в сочетаниях слогов:
При произнесении выделяем звук [Ш], произносим его более длительно.
Ша-ша-ша
Шо-шо-шо
Шу-шу-шу
Ши-ши-ши
Ше-ше-ше
Ша-шо-шу
Ши-ше-ша
Шо-ше-ши
Шу-шо-ше
Ше-ша-шо
Ша — шо — шу — ши — ше
Ши — ша — шо — шу — ше
Шо — ша — шу — ши — ше
Ше — ша — шо — ши — шу
Шу — ша — шо — ши — ше
4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:
Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.
Шо, Шё: шов, шёпот.
Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.
Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.
Ше: шея, шесть, шелест; шептать.
Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.
5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :
Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.
Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой , тушёнка, нашёл, ушёл.
Шу: мишутка.
Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.
Ше: мишень, ошейник; бушевать.
Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.
6. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:
Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.
7. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:
Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш.
8. Заменить в словах первый звук на звук Ш:
тапки –
губы –
топот –
мыло –
(пар) –
(споры) –
9. Заменить в словах последний звук на звук Ш:
дуб –
идёт –
поёт –
едет –
дышит –
падает –
10. Игра на автоматизацию звука [Ш] в словах:
Инструкция: фишка стоит на букве Ш; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо… какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ш].
11. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:
Назови ласково.
Изба – избушка
кума –
зима –
штаны –
тётя –
дядя –
хозяйка –
солнце –
хлеб –
камень –
пятно –
дно –
окно –
дед –
12. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:
Каша из пшена какая?
Сок из вишни какой?
Слон не маленький, а какой?
Компот из груш какой?
Конфеты из шоколада какие?
Шоссе не узкое, а какое?
Шапка из шерсти какая?
13. ДИ «Волшебный куб»:
В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.
14. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:
Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.
15. ДИ «Ромашка»:
Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ш].
16. Образовать родственные слова:
мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)
лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)
17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:
Дедушкины шахматы вишнёвый компот
новая подушка тихий шаг
швейная машинка пшённая каша
шумные пташки двойной шов
дубовый шкаф бабушкина шуба
пуховая шапка новая ушанка
18. ДИ «Сосчитай до 5»:
плюшевый мишка –
плюшевый капюшон –
плюшевая шапка –
19. Проговаривать предложения:
Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено – второй абзац и т. д.)
У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.
У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка – вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки – мышата, у кошки – котята.
Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши – машинка, а у папы – машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.
20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашел Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
21. Проговаривать тексты:
Ландыши.
Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей — и домой. Хороши ландыши.
22. Проговаривать чистоговорки:
Кот Шалун сидит на шторе,
Потому что Маша в школе.
Будет Маша после школы
Штопать шелковые шторы.
Петя, Петя, петушок,
Дам тебе пшена мешок,
Дам воды немножко,
Подойди к окошку.
Мышонку шепчет мышь:
— Ты все шумишь, шумишь!
Мышонок шепчет мыши:
— Шуметь я буду тише.
Кукушка кукушонку шьет капюшон,
Наденет кукушонок капюшон –
Как в капюшоне он смешон!
Кошка с кошелкой по улице шла.
Что же в кошелке кошка несла?
Кашне и калоши
котятам шкодливым,
Чтоб бегать по лужам
денечком дождливым.
23. Проговаривать скороговорки:
У нашего Мишки в мешке шишки.
Кукушка кукушонку купит капюшон.
Пышная подушка у Мишки под ушком.
У окошка мошка,
На окошке кот Тимошка.
ЛИТЕРАТУРА
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.
- Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.
- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.
- Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. – М., 2008.
- Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. – М., 1999.
- Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
- Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М., 2011.
- Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1995.
Ещё по данной теме:
комплекс упражнений, логопедические занятия для постановки звука.
Как только постановка буквы «С» прошла успешно, можно переходить к упражнениям, которые помогут поставить шипящий звук «Ш». Ведь у данных звуков одинаковый принцип произношения. Какая же необходима артикуляционная гимнастика для звука «Ш», чтобы артикуляция звука происходила без проблем?
Как правильно произносить шипящий звук?
Когда человек произносит букву «Ш», его речевые органы занимают такое положение: губы немного выдвигаются вперед, кончик языка почти доходит до неба, но не касается его, а формирует маленькую щель, боковые стороны языка прижимаются к верхней челюсти и не дают воздушной струе пройти через бока.
В результате положение языка напоминает форму ковша или чашки. В процессе произношения голосовые связки размыкаются, свободно пропуская струю воздуха, которая выходит равномерно по центру органа.
Если у ребенка наблюдается хоть одно отклонение от правильного положения речевого аппарата, то произношение будет искажаться. Артикуляционная гимнастика для звука и логопедические упражнения помогут выработать верное положение речевых органов и воспроизведение точной шипящей буквы.
Гимнастика для постановки произношения
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков требуется выполнять для того, чтобы натренировать органы речевого аппарата ребенка, и настроить их для дальнейшей постановки звука «Ш». Поэтому он выполняется в первую очередь, а уже потом идут упражнения на произношение и закрепление результатов тренировки.
«Блин»
Задачей данного упражнения является отработка навыка расслаблять язык и фиксировать его в этом состоянии. Для выполнения нужно немного открыть ротик, расположить язык на нижней губе, а краями достичь уголков губ. Зафиксировать его в полученном положении примерно 5 секунд.
«Фокус»
Это упражнение для постановки звука позволяет закрепить поднимание и удержание широкой части языка вверху, а также навык управления струей воздуха посередине языка на верх.
Для занятия понадобится приготовить шарик из ваты. Его необходимо положить на кончик носика, язык должен принять форму чашки, а затем нужно немного открыть рот, поднять широкий край речевого органа на верхнюю губу, боковые его стороны прижать к этой губе и пытаться сдуть шарик. При этом важно, чтобы воздушная струя шла по центру языка, тогда комочек из ваты сможет взлететь вверх.
Во время выполнения упражнения следует смотреть за тем, чтобы работал только язык, все остальное должно оставаться неподвижным. Детям может быть трудно это сделать, тогда можно придерживать подбородок рукой.
«Грибок»
Такое занятие способствует закреплению подъема язычка вверх, навыка фиксации речевых органов в одном положении на некоторое время, а также растяжению связки, расположенной под языком.
Ребенку нужно широко открыть рот, приложить широкий язык к верхнему небу и попытаться удержать его в таком состоянии настолько, насколько это возможно. При этом необходимо следить, чтобы рот был широким в течение всего времени выполнения упражнения, а нижние зубы не двигались.
«Змея»
Это упражнение хорошо помогает укрепить мышечные ткани речевого органа. Для выполнения требуется улыбнуться, широко открыть рот, язык сделать узким и выдвинуть его вперед, а потом засунуть обратно в ротовую полость. Так чередовать несколько раз.
В процессе проделывания упражнения важно, чтобы рот всегда был широким.
«Варенье»
Данное занятие помогает отработать движение языка вверх и правильный уклад речевых органов для воспроизведения шипящих букв. Чтобы сделать упражнение, необходимо немного открыть рот, а затем, широко расправив язык, облизать верхнюю губу. При этом движения должны проделываться сверху вниз, а не из стороны в сторону.
Важно, чтобы зубы, находящиеся снизу, не двигались. Если это вызывает сложности, то можно помочь себе рукой. Язык обязательно должен быть широким, а его бока достигать уголков рта.
Выполнив данный комплекс артикуляционных упражнений, ребенок помог мышечным тканям своего речевого аппарата подготовиться к логопедическим занятиям, которые помогут поставить правильное произношение шипящих букв.
Логопедические занятия
Если у ребенка не было сложностей с постановкой произношения «С», то обычно и при постановке буквы «Ш» также не возникает никаких проблем. Для того чтобы научить малыша воспроизводить его, следует проделывать такое упражнение:
- Попросить ребенка произнести просто звук «С» либо же пропеть слог «С-а-а-а». В процессе воспроизведения нужно сказать, чтобы малыш удержал язык в таком положении.
- Когда ребенок будет произносить это, необходимо с помощью пальца немного приподнять кончик его язычка вверх и удержать его за верхней челюстью. Важно, чтобы кончик смог дотронуться до бугорков альвеол.
- Далее следует попросить ребенка опять сделать выдох при данном положении языка. В результате будет слышен четкий шипящий звук «Ш».
Логопеды обращают внимание родителей на то, что во время выполнения этого упражнения нужно следить за тем, чтобы весь язык малыша не упирался в небо. В противном случае возможно неправильное положение речевых органов в процессе произношения буквы «Ш».
Что касается звука «Щ», который также относится к шипящим, то его постановка не вызовет проблем, если детки хорошо произносят мягкое «C’». Если же проблемы с этим все-таки имеются, то разрешается также как и в предыдущем упражнении, сделать механическую постановку звука.
Для этого следует попросить ребенка воспроизвести слоги «ась» или «ся». Когда он будет это делать, необходимо указательным пальцем переместить кончик язычка малыша за резцы, расположенные сверху. В результате будет слышен звук «Щ».
Массаж языка
Огромную роль в правильном произношении звуков играет массаж языка. Логопеды советуют всем родителям проводить со своим детками эту полезную процедуру. Она поможет укрепить мышечные ткани языка, расслабить их.
Для постановки звука «Ш» специалисты рекомендуют следующие методики:
- Верхней челюстью почесывать язык, протягивая его между зубами.
- Слегка покусывать язычок, прижимая зубами так, как будто хочется откусить его часть.
- Сделать язык широким и коренными зубами жевать его.
- Немного прикусывать челюстями губы.
Не следует заставлять малыша начинать делать логопедический массаж, если он этого не хочет. Ведь самое главное в занятиях – это желание ребенка и его позитивное настроение. Поймайте момент, когда ваш ребенок в хорошем настроении и проведите первые занятия.
Как только шипящие звуки будут поставлены, можно переходить к их закреплению в слогах, словах и предложениях. Для этого часто применяются скороговорки, стихи, рассказы, составляют цепочки из слов, в которых имеется нужная буква.
Логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика для шипящих звуков отлично помогают в постановке буквы «Ш». Главное, заниматься ими регулярно, не сдаваться при первых неудачах. Чтобы ребенку было интересно, можно проводить все артикуляционные упражнения для буквы «Ш» в виде игр.
Постановка и автоматизация звука Ч, упражнения по дифференциации звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ
Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук [Ч].
Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата
Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:
- кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
- на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
- потом всё тело язычка резко опускается вниз.
Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки [Ж], [Ш] и [Щ].
Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .
Характеристика звука [Ч]:
Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.
Постановка звука [ч]
Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:
- С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов — альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
- С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
- Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит артикуляционной гимнастикой и позволит автоматизировать движение языка.
Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.
Артикуляционная гимнастика
Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган — это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:
- «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов — местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.
- «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.
- «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача — укрепить мышцу.
Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].
Правильная артикуляция
Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:
1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:
- малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
- ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.
2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :
- нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.
3. Упражнение с применением игровой формы подражания:
- имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
- читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.
4. Использовать опорные звуки:
- попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.
Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное — не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.
Автоматизация звука [ч]
Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:
- сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
- проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
- произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
- проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
- чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
- чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком — заключительная часть логопедической работы по автоматизации.
Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],
Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.
Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].
Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации звука [ч] рекомендуется проводить длительностью до 10 минут для детей 4-5 лет и до 20 минут для 6-7-летних ребят.