Логопедические упражнения для четкой речи
Формирование речевых функций у ребенка начинается задолго до произнесения первого слова. В этом процессе участвуют разные отделы головного мозга. Поэтому с самого рождения младенец должен развиваться всесторонне. Как и когда он заговорит, зависит от двигательной активности, тактильных ощущений, зрительного и слухового опыта, тренировки мелкой моторики рук. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи помогут избежать не только дефектов в произношении, но и коммуникативных проблем.
Частые речевые нарушения
Причины, по которым ребенок плохо говорит, могут быть как медицинского (родовая травма, перенесенные в младенчестве инфекционные болезни и т.д.), так и социального (отсутствие достаточного внимания со стороны родителей, чрезмерная строгость) характера. Если в 2-3 года ребенок замкнут, его игры однообразны, он не откликается на свое имя, нужно обратиться к логопеду и неврологу.
Распространенные дефекты речи в раннем возрасте — шепелявость, картавость, пропуск в произнесении слова неудобных по артикуляционным причинам согласных («Л», «Р», «Ш», «С», «Ф») — не патология. Выправить произношение помогут ежедневные логопедические занятия.
Как заниматься с ребенком дома
Ребенок нуждается в общении. С самых первых дней жизни разговаривайте с ним, задавайте простые вопросы, произносите названия окружающих предметов и показывайте их. Задача родителей — обозначать в краткой форме, что они делают или собираются сделать.
Как недостаток внимания, так и переизбыток информации вредны: в последнем случае ребенок не будет успевать ее усваивать. Следует также избегать употребления искаженных слов: переучиваться на правильный вариант будет сложнее, чем запомнить верный сразу.
Любые занятия проводите в игровой форме. Если ученик не в настроении, урок лучше отменить. Принуждение вызовет впоследствии негативную реакцию на призывы к совместным играм.
Продолжительность уроков-игр с детьми младшего дошкольного возраста на первом этапе — не более 5 минут. Увеличивать время нужно постепенно. Используйте дробный метод: повторяя каждое действие по несколько раз в течение дня, ученик быстрее усвоит материал и не переутомится.
Логопедические упражнения
Заниматься с детьми развитием речи нужно в нескольких направлениях. Уроки разделяют на индивидуальные и групповые. Каждый комплекс включает артикуляционную и пальчиковую гимнастику, чтение и заучивание стихов и скороговорок, работу над развитием фонематического слуха и автоматизацией произнесения сложных согласных.
Совмещайте уроки с просмотром картинок, рисованием, раскрашиванием, лепкой, двигательной активностью. Например, захватывающие игры с фонариком помогут ребенку перейти от односложной к фразовой речи. Для этого используются карточки «с секретом». На лицевой стороне — изображение медведя с тележкой, на оборотной — содержимое тележки (несколько вариантов). Можно подсветить сзади фонариком картинку — получится дополненное изображение.
В процессе ученик будет отвечать на вопросы о том, что он видит: кто (медведь), что делает (везет), на чем (на тележке), кого или что (зайца, бочонок с медом).
В специализированных дошкольных учреждениях для имеющих отклонения в развитии речи проводятся фронтальные логопедические занятия. Посещая 2-3 раза в неделю групповые уроки в детском саду, ребенок научится грамотно говорить и уверенно общаться со сверстниками. Один из примеров — изучение детьми 5-7 лет предметов гардероба. Структура занятия предполагает наличие следующих блоков:
- Ребятам раздаются картинки с изображением половинок одежды. Задание: найти недостающую часть картинки среди разложенных на столе других изображений. Охарактеризовать рисунок («У меня платье. Оно синее, короткое, с бантом»).
- Преобразуем существительные в прилагательные. В аудитории появляется предмет (мячик). У кого он в руках, тот и отвечает на вопрос: «Свитер связан из шерсти. Он какой? Шерстяной».
- Подбираем одежду для каждого сезона. «Сейчас осень. Идет дождь. Я надену куртку и сапоги».
- Артикуляционные упражнения. Если брюки или куртка порвались, их зашивают. Включаем швейные машинки. Произнося разные слоги, одновременно отстукиваем ритм по столу (ладонью, кулаком, пальцем). Изображаем губами большие и маленькие пуговицы, улыбкой — как застегивается и расстегивается молния.
- Физическая разминка, для которой выбирается тематический стишок. Дети поднимают и опускают руки, маршируют, приседают.
- Пальчиковая гимнастика. Тема: что мы будем делать, если вещи испачкались. Выбирается считалочка, в ритме которой ребята изображают процесс стирки. Затем отвечают на вопросы о том, какая рубашка была (грязная) и какой она стала (чистой).
- Считаем количество. «Если в семье много детей, то сколько нужно одежды? Много!». Педагог показывает картинки, дети считают: одно платье, два платья, три платья и т.д.
- В завершение занятия — дидактическая игра. Воспитатель читает загадки о платье, шарфе, шубе и т.п. По данной учителем характеристике ребята угадывают, какой предмет имеется в виду.
Данный конспект логопедического занятия — основа для изучения ребенком разных тем дома с родителями.
Чтение стихов и скороговорок
Заучивание стихотворений обогащает словарный запас, развивает память, фантазию. Этот процесс происходит эффективнее, когда при чтении стишка рассматриваются картинки. Если в сюжете заложено движение, чтение совмещают с упражнениями на двигательную моторику.
Скороговорки по структуре просты, по содержанию — забавны. С их помощью отрабатывается артикуляция труднопроизносимого звука и дикция.
Пальчиковая гимнастика
За правильную работу пальцев рук отвечают те же отделы мозга, что и за речевую функцию. Развитие мелкой моторики влияет на формирование способности говорить. Заниматься этим необходимо с самого раннего возраста. Начав с массажа пальцев и кистей грудничка, постепенно переходите к несложным игровым упражнениям для дошкольников.
Примеры занятий:
- Кладем руки на стол тыльной стороной вниз: спрятали ладони. Переворачиваем: показали ладони.
- Представляем, что руки замерзли. Трем ладони друг о друга сильно-сильно. Затем дуем на них.
- Дополнительным стимулом для выполнения задания будет сопроводительный стишок: «Тесто мнем-мнем-мнем, пирожков напечем». На первой фразе сжимаем и разжимаем кулаки, на второй, покачивая руками, перекладываем ладонь в ладонь.
- Слегка растопырив пальцы, чуть сжимая и разжимая их, плавными движениями имитируем «кошкины царапки».
Каждое упражнение повторяем несколько раз. Достаточно уделять этим занятиям 5 минут в день.
Развитие фонематического слуха
Уроки разделяются на два типа. Первый — угадывание источника звука. Продемонстрируйте ребенку, как звучат дудочка, колокольчик, барабан. Предложите самому поиграть на них. Потом он должен, не глядя, определить, какой инструмент играет.
Второй вариант — угадывание гласной или согласной. Принцип таков: ребенок хлопает в ладоши, когда слышит в составе произносимых слов нужную букву.
Артикуляционная гимнастика
Логопедические игры для детей включают упражнения, развивающие мышцы речевого аппарата. Тренировка языка и губ формирует правильное и четкое произношение. Чтобы ребенок отслеживал свои действия, перед началом занятия поставьте перед ним зеркало.
Примеры тренировок:
- Широко улыбнитесь. Подождите 30 секунд. Расслабьтесь. Повторите еще раз, но с обнаженными зубами.
- Надуйте щеки, задержите воздух.
- Оближите сперва верхнюю, затем — нижнюю губу.
- Сложите губы в трубочку и вытяните вперед.
- Проведите языком по верхним и нижним зубам.
Заниматься нужно 2 раза в день по 5 минут, повторяя каждое упражнение по несколько раз.
На различные звуки
При постановке и закреплении верного произнесения звука используется метод автоматизации. Для этого произношение проблемной согласной заучивается в такой последовательности: слог — слово — словосочетание — фраза — скороговорка — емкий текст. Не эффективно отрабатывать несколько проблемных согласных одновременно.
Программа для молчунов
Дети, не научившиеся изъясняться к 3 годам, асоциальны, с трудом общаются со сверстниками и взрослыми. У них наблюдается задержка психоэмоционального и интеллектуального развития. Чтобы разговорить такого ребенка, необходима помощь врача-дефектолога. В основе логопедических занятий с неговорящими детьми лежит принцип подражания. Взрослый моделирует игровую ситуацию, вовлекаясь в которую, ребенок имитирует жесты, движения, мимику, звуки, слова. Занятия проходят поэтапно с последующим закреплением приобретенных навыков.
Выполняют следующие движения:
- Зарядка (руки вверх, перед собой, на пояс и т.д.) сменяется копированием особенностей поведения животных (полет птицы, косолапая походка медведя). Педагог внятно и коротко дает словесный эквивалент совершаемому действию. Постепенно образуется связь между движением и словом. Развивается понимание речи.
- Звукоимитация подкрепляется действием (а-а-а — укачиваем куклу), аморфными звуками изображаются голоса животных (му-у, гав-гав, чик-чирик), узнаются любимые игрушки и животные — произносятся их названия (собака, мишка, кукла). Переход к общению происходит благодаря включению в речь простейших глаголов (возьми, иди, лови).
- В план каждого урока-игры включаются упражнения по пальчиковой и артикуляционной гимнастике.
Современные реабилитационные центры для неговорящих детей предлагают специальные виды программ по избавлению ребенка от психологических и неврологических проблем. Разработки ученых из разных стран мира помогают справляться с речевыми отклонениями посредством интерактивных игровых и антигравитационных комплексов, сенсорных устройств, использования света и цвета, песочной терапии, сенсорной интеграции.
Логопедические занятия для детей 5-6 лет: упражнения, советы дефектологов
Содержание статьи
Грамотная и четкая, внятная и понятная речь дошкольника – мечта любого родителя, но нередко возникают ситуации, когда проблемы в произнесении звуков настолько явные, что без вмешательства профессионалов не обойтись. Важное значение приобретают логопедические занятия для детей в возрасте 5-6 лет, проводимые дома. Различные упражнения, выполняемые детьми под чутким руководством любящих родителей, нередко оказываются более результативными и полезными, чем регулярные встречи с логопедом-дефектологом.
Речевое развитие детей 5-6 лет
5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его активная подготовка к школе. И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.
Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.
Также к числу речевых норм относится следующее.
- Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.
- Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.
- Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.
- В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.
- К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы [р] и [л], если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.
Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.
Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его «результаты» лучше всего оценивать не в сравнении с другими детьми, а сопоставляя его собственные итоги различных периодов.
Возможные речевые дефекты
Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут. Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях.
Возможно несколько видов нарушения речи:
- заикание;
- дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы [р] и [л], [ш] и [ж].
- гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично;
- ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам;
- неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией.
При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.
В каких случаях следует посетить специалиста?
Есть несколько признаков, показывающих, что речь ребенка нуждается в профессиональной помощи:
- очень бедный словарный запас;
- неспособность правильно произносить большое число звуков;
- неверный выбор слова, отсутствие соотнесения слова и предмета, к которому оно относится;
- постоянные пропуски части слогов в словах;
- медленная или, напротив, очень быстрая речь, произнесение большей части слов по слогам;
- неразборчивая речь, заикание;
- постоянные запинки и паузы.
В этих случаях необходимо как можно быстрее показать ребенка логопеду, возможно – неврологу, это поможет выявить причины нарушений и устранить их.
Роль родителей
Не стоит полагать, что одни только занятия с педагогом-логопедом помогут ребенку полностью решить проблему, – родители должны принять в этом непосредственное участие. Ребенок большую часть времени проводит дома, поэтому и тренировки должны проводиться там же.
Логопеды советуют родителям придерживаться следующих правил.
- Не ругать малыша за допущенные им ошибки в произнесении звуков, но исправлять их.
- Поощрять ребенка за старания и успехи, внимательно слушать, что он рассказывает о занятиях с логопедом, проявлять искренний интерес.
- Следить за тем, чтобы речь членов семьи была грамотной и правильной.
- Перед тем как показывать то или иное упражнение дошкольнику, следует перед зеркалом потренироваться, проверить, все ли получается четко и правильно.
- Следить за тем, чтобы дети выполняли домашнее задание логопеда.
- Стремится к тому, чтобы каждое задание было выполнено до конца, правильно, старательно.
- Проводить занятия ежедневно – они могут быть небольшими, но обязательными, должны войти в хорошую привычку.
Специалисты-дефектологи советуют создавать для малыша атмосферу правильной речи: чаще читать ему стихи, сказки, петь песни, обсуждать с ребенком какие-либо явления природы, но просмотр телевизора лучше свести к минимуму.
Построение домашнего занятия
Выполнять логопедические упражнения и заниматься речевой гимнастикой следует дома, это поможет закрепить полученные у дефектолога умения и навыки, сделает речь более четкой и понятной. Проводить их лучше всего в игровой форме, чтобы не утомлять малыша, – это поможет ему не утратить интерес, не устать, получать удовольствие от полезного времяпрепровождения.
Первый этап любого занятия (если логопед не предложил иного) – артикуляционная гимнастика, которая подготовит речевой аппарат к дальнейшей работе, поможет размять язык и связки. Выполняя упражнения, малыши одновременно тренируют те мышцы, которые активно участвуют в процесс произнесения звуков.
Все упражнения делаются сидя, желательно перед зеркалом, чтобы малыш мог контролировать себя. Каждое повторяется по несколько раз, в зависимости от индивидуальной подготовки ребенка.
Родители могут выполнять большое число упражнений с детьми 5-6 лет, помогая им справиться с речевыми проблемами.
- Произносить чистоговорки, в которых присутствует и проблемный звук, и похожие на него звуки. Например, при постановке звука [с] можно использовать такую: «Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу». В данной чистоговорке много слов именно с этим звуком.
- Проговаривание стишков с проблемными звуками.
Для улучшения произнесения звука [р] подойдет такое стихотворение:
Ра-ра-ра – резвится детвора!
Ро-ро-ро – раздаем добро!
Ру-ру-ру – мы рисуем кенгуру!
Ры-ры-ры – пес вылез из норы!
В логопедических энциклопедиях можно познакомиться с большим количеством всевозможных стишков для постановки каждого звука и выбрать те, которые подходят конкретному ребенку. Такова общая структура занятия.
Артикуляционная гимнастика – лучшая разминка
Следует предложить малышу выполнить упражнения, направленные на тренировку различных групп мышц. Описание их представлено в таблице.
Мышцы | Варианты заданий |
Губы | Улыбнуться так, чтобы зубы не были видны, удержать такое положение от 5 до 30 секунд.«Хоботок». Сложить губы трубочкой и зафиксировать положение.«Заборчик». Улыбнуться таким образом, чтобы верхние и нижние зубы были открыты, зафиксировать положение. |
Язык | «Лопатка». Язык, не высовывая, ребенок помещает на нижнюю губу и удерживает в таком положении 5 секунд.«Качели». Перемещать язык вверх и вниз, держа рот открытым.«Почистим зубы». Кончиком языка «пройтись» по задней стороне верхних зубов, потом – по нижним.«Змейка». Максимально высунуть язык и постараться сложить его трубочкой. Повторить не менее 5 раз. |
Подъязычная связка | «Лошадка». Поцокать языком, имитируя цокот копыт. Потом упражнение усложнить – цокать быстро или медленно, громко или тихо.«Грибок». Плотно прижать язык к небу, удержать в таком положении несколько секунд, расслабить. |
Щеки | «Шарики». Надуть обе щеки, потом осторожно хлопнуть по ним, выпустив воздух, – «лопнуть» шарик.«Хомяк». Надуть обе щеки, словно хомяк. Затем надуть поочередно.«Голодный хомяк». Втянуть щеки, зафиксировать положение на несколько секунд, расслабиться. |
Включать все упражнения в тренировку не стоит, необходимо выбрать 2-3 из них и как следует проработать, но при этом внимательно следить за тем, чтобы в течение недели были задействованы все группы мышц. Проще всего составить план занятий на семь дней, в котором расписать, в какой день какое именно упражнение будет выполняться.
Каждое упражнение из комплекса, предлагающее зафиксировать определенное положение, сначала выполняется по 5 секунд, постепенно длительность увеличивается до 30. Родитель вслух может считать, это поможет ребенку запомнить числа.
Многообразие форм и игр
Чтобы дошкольнику не было скучно по несколько раз повторять одно и тоже, следует продумать необычный игровой сценарий, давать ему разные задания:
- не просто произносить слова, а делать в такт им ритмичные движения ногами или руками;
- «учить» игрушку чистоговорке или стишку, показывать, как правильно произносить текст;
- проговаривать текст, вообразив себя лисой или зайчиком, делать соответствующую мимику и жесты.
Еще более увлекательным логопедическое занятие можно сделать, если одеть малыша в костюм изображаемого животного.
Стишки, чистоговорки можно не только произносить, но и петь, придумывая для них подходящий мотив.
Стимулировать развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевым центром, можно при помощи выполнения пальчиковой гимнастики – надев на пальцы специальные куклы, создавать инсценировки, одновременно произнося стихи и фразы с отрабатываемым звуком. Например, при проработке фонемы [р] можно предложить дошкольнику пальчиковую куклу-свинью и попросить похрюкать.
Чтобы ребенок не уставал, каждые 5-10 минут занятия следует делать перерыв и заниматься дыхательными упражнениями. Например, «Одуванчик» — сделать глубокий вдох носом, будто вдохнуть аромат цветов, а после – выдохнуть ртом, словно подуть на пушистый одуванчик.
Познавательные занятия
Игры для развития речи должны носить также и познавательный характер. Но от родителей требуется проявить творческое начало и подготовиться.
Возможно несколько вариантов таких игр.
- Заранее подобрать несколько карточек с иллюстрациями, на которых представлены слова с проблемным звуком (это могут быть животные, птицы, овощи, предметы быта), и попросить ребенка назвать их, дать краткую характеристику, дополнить его рассказ. Это поможет и улучшить произношение, и получить новую информацию.
- «Угадай-ка». Взрослый прячет какой-то предмет, в названии которого есть отрабатываемый звук (например, если это фонема [р], то можно спрятать игрушечного жирафа), после этого начинает называть малышу ряд характеристик: это животное, с длинной шеей, пятнистой шкурой. Задача малыша – угадать животное и постараться произнести его название.
- Работа с картинками. Родитель подбирает иллюстрацию и загадывает на ней предмет, в названии которого есть проблемный звук, после чего начинает описывать его. Задача ребенка – понять, о чем речь, показать на картинке и произнести название.
При помощи подобных упражнений дошкольники не только дополнительно практикуются в произнесении отдельных звуков, но и узнают новые сведения об окружающем мире.
Важность уроков логопеда и их домашнего продолжения не стоит недооценивать, поскольку 5-6 лет – это время, когда ребенок еще может решить большую часть речевых проблем и начать обучение в школе наравне с остальными детьми. Если же время будет упущено, то есть риск того, что у него в дальнейшем будет масса сложностей, вплоть до различных комплексов и неуверенности в себе.
занятия, игры для развития речи
Волнующая многих родителей и далеко не самая простая сама по себе тема о постановке звуков у детей пятилетнего возраста требует тщательного рассмотрения. Занятиям по логопедии у детей часто уделяется очень мало внимания, и совершенно зря. Взрослые отмахиваются, мол, пройдет само с возрастом, но ведь может и не пройти. Зачастую “корявая” речь взрослого человека берет свои истоки именно с этих детских «недоучек».
Неправильная нечистая речь создает сначала ребенку, а потом и взрослому, массу комплексов. Он становится замкнутым и малообщительным. Спешите исправлять недостатки уже сейчас, чтобы помочь крохе избежать подобных проблем в будущем. Этим можно заниматься и дома. Домашняя обстановка раскрепощает ребенка, и ему проще свободно заниматься. Предлагаем вашему вниманию ряд полезных и интересных игр, которые вы сможете организовать самостоятельно.
Проработка речи у ребенка должна начинаться с дошкольного возрастаВиды дефектов
Обратимся сначала к основным видам речевых нарушений. Существует их огромное количество, но каждый в итоге становится уникальным, так как принадлежит конкретному ребенку:
- Заикание (рекомендуем прочитать: как лечить заикание у ребенка в 5 лет?). Явление это встречается чаще всего. Заметить его можно уже ближе к трем годам, когда ребенок начинает выстраивать свои первые большие предложения. Для исправления дефекта лучше незамедлительно обратиться к специалисту. Важно также следить за успехами и не бросать игровые упражнения, ведь бывают случаи, когда «болезнь» снова возвращалась.
- Дислалия (рекомендуем прочитать: методы устранения дислалии у детей). Подразумевает под собой это мудреное слово ни что иное, как путаницу в произнесении отдельных согласных звуков. Наиболее часто это явление охватывает звуки «р», «л» и «ш».
- Гнусавость. Такое явление тоже имеет место среди дефектов, но вероятнее всего проблема лежит именно в неправильном строении речевого аппарата, тогда маме и папе прямая дорога к ЛОРу, который постарается ее решить и максимально исправить.
- Общее недоразвитие речи или ОНР. Зачастую это явление глубоко связано с неправильным подходом в общении с ребенком. В семье с малышом часто сюсюкались, коверкали слова и окончания. Все это создало огромную путаницу в детской головке и теперь он уже сам постоянно путает предлоги, окончания и т.д. Спешите исправлять, ведь школа не за горами!
- Врожденные заболевания на неврологической почве. В данном случае консультация и лечение у невролога строго необходимы.
- Задержка речевого развития или ЗРР. Проявить себя этот недуг может ближе к трехгодовалому возрасту. Среднестатистический ребенок обычно говорит в этом возрасте много и без умолку, а вот если наблюдается явная скудость речи, стоит навестить специалиста для консультации.
Будьте всегда начеку. От вашего пристального внимания не должны ускользнуть никакие изъяны. Заметив неладное, не откладывайте лечение, а как можно скорее обратитесь к опытным врачам.
Если скудость речи дошкольника бросается в глаза, нужно проконсультироваться с опытным логопедом – возможно, будут выявлены определенные отклоненияПомощь логопеда: когда пора?
Надо с грустью признать, что современные средства коммуникации, такие как телевизор, компьютер, резко и основательно вытеснили из жизни общение. Чтение книг свелось к минимуму, а вот просмотр телепередач и мультфильмов занимает чуть ли не полдня. Дети чрезмерно мало общаются как с родителями, так и друг с другом. Телевизор предлагает широкий спектр всего интересного и увлекательного, а значит искать другие пути получения информации нет смысла.
Отсюда появляются проблемы со звукопроизношением. Встречаются они все чаще и чаще, а усугубление проблемы подчас становится быстрым. За телевизором и монитором родитель может не заметить, что ребенку нужна помощь, а ее стоит оказывать чем раньше, тем лучше. Любая проблема, в частности логопедическая, не терпит отлагательств, тогда возможность исправить неладное и поставить правильную речь значительно увеличивается.
Домашние занятия по логопедии
Наиболее часто врачей-специалистов по логопедии посещают родители с детками после четырехлетнего возраста. Это возраст, когда дети могут уже освоить произнесение сложных согласных звуков, а также умеют строить логически законченные предложения. В шестилетнем возрасте ребенок запросто может построить рассказ – к примеру, по картинке. Такая задача не по плечу вашему чаду? Это повод обеспокоиться и попросить помощи у специалиста.
Постановка диагноза у логопеда или иного специалиста будет подразумевать посещение уроков – как правило, несколько раз в неделю. Нужно обязательно соблюдать график, иначе добиться устойчивого результата будет достаточно сложно.
Усидчивость и упорство непременно дадут свои достойные и приятные плоды в виде чистой речи. Игры дома желательно проводить в хорошем настроении и не заставлять кроху заниматься против его воли. Предложим вашему вниманию интересные и полезные упражнения, которые можно проводить в домашних условиях, отталкиваясь от имеющейся проблемы.
Родители тоже могут заниматься с ребенком дома, используя для этого дидактические материалыНа произношение звуков
Чаще всего в поле деятельности логопеда попадают звуки Л, Р и Ш. Именно они являются самыми коварными. Кроха может сначала их просто пропускать в словах и не произносить. Это вариант нормы, со временем малыш освоит эти звуки, но ситуация усложняется, когда на их смену ребенок выбирает более легкие звуки и заменяет ими трудные для произношения.
Звук Р
Важно перед играми размять весь артикуляционный аппарат. Работать у детей должно все – и язык, и губы, и небо. Начнем со звука Р. Хорошими помощниками станут такие упражнения:
- Рот следует широко открыть и в этом положении улыбнуться. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Язычок своим кончиком совершает гладящие движения по верхнему небу вперед-назад. Потренируйтесь сами, чтобы суметь объяснить впоследствии это ребенку более наглядно и доступно.
- Кончик языка совершает чистящие движения зубок с их внутренней стороны. Рот при этом открыт широко. Правильное объяснение поможет справиться с этим упражнением любому 5-летке.
- Хорошим упражнением станет вот такой развивающий вариант. Небольшой шарик с отверстием следует надеть на палочку. Малютку просим открыть рот и произнести: «ДДРРР». В этот момент надо проводить шариком под язычком. Движения должны быть быстрыми.
- Малышу дается задание произнести слово «да». Кончик языка при этом упирается в верхние зубки. Затем звук «Ды», теперь уже язычок упирается в верхнее небо.
Правильно поставить артикуляцию для произнесения звука «р» вам поможет обучающее видео, которое вы увидите ниже. Переходим к следующему трудному звуку.
Звук Л
Произносим звук «Л»:
- Рот широко открыт, а язычок лежит на нижней губе. Помогая себе рукой, поддерживая подбородок, произнесите слоги «ла», «ло», «ли», «лу».
- Совершайте красящие движения язычком по поверхности неба.
- Предложите крохе достать языком до кончика носа.
- Облизываем губки, как будто там осталось варенье.
Звук Ш
Переходим к сложному звуку «Ш»:
- Самый кончик язычка поместить под верхнюю губу. Теперь резкий рывок вниз, должен получиться звонкий щелчок.
- Вытянуть губки вперед трубочкой и замереть в этом положении около 7 секунд.
- Небольшую ватку положите на носик малышу и предложите сдуть ее. Задача крохи поднять ватку вверх. Упражнение это очень веселое и наверняка понравится вашему малышу.
Это были упражнения на артикуляцию и правильную постановку звуков. Ниже мы рассмотрим интересные варианты упражнений для ежедневной развивающей деятельности.
Занятия для четкой речи
Дети-пятилетки уже весьма сообразительны и прекрасно умеют повторять за взрослыми, воспроизводить даже очень сложные действия. Действительно, задания на артикуляцию подчас могут быть весьма тяжелыми. Мы исключили все самое сложное и оставили только те упражнения, которые просты в исполнении и в то же время весьма эффективны. Они будут отличной тренировкой и для деток с ОНР.
Артикуляционная гимнастика
- Широко улыбнуться, показав всем свои зубки. Затем вытягиваем губки вперед трубочкой.
- Максимально напрячь мышцы губ, после совершить плавное расслабление.
- Слегка покусывать поочередно нижнюю и верхнюю губки.
- Изображаем язычком цокот копыт. Все детки обожают так делать.
Времени для разминки понадобится не больше 15 минут. Все упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, имеющим некоторые нарушения в дикции.
Предложим еще забавные и эффективные речевые игры для детей 5-6 лет для правильной постановки звукопроизношения:
- Воспроизводить младенческий плач: «Уа-уа!»
- Пищим как мышки: «Пи-пи-пи».
- Кричим, как будто мы заблудились в лесу: «Ау! Ау!»
- Гудим как ветер в горах: «Ууууу!»
- Сочетаем гласные и согласные звуки. Кричим как животные: «Мяу», «Гав», «Ква-ква», «Га-га-га».
- Рычим как мишки: «Ррррр!»
- Поем песенку: «Ла-ла-ла, ля-ля-ля».
К слову сказать, пение весьма полезно для обучения правильной речи. Любая любимая песня окажется кстати. Многие детки очень любят песни вроде «Во поле березка стояла» или «Жили у бабуси два веселых гуся». Они станут отличными помощниками, ведь там происходит плавное растягивание звуков, а для коррекции произношения – это отличная вещь. Не зря в детских садах в образовательную программу, обязательно включаются музыкальные занятия, правда они не исключают деятельности логопеда, присутствующей там же.
Пение, даже любительское, помогает ребенку быстрее выработать навыки правильной речиЗанятия в детском саду
В детских садах, как правило, проводятся игры по логопедии, которые делятся на 2 основных типа:
- Индивидуальные. Когда у определенного ребенка присутствует проблема, требующая решения.
- Групповые. Занятия проводятся одновременно с несколькими детьми, у которых имеются схожие дефекты речи.
Такие занятия необходимы в каждом дошкольном учреждении, но правда бывают не повсеместно. Ближе к школьному возрасту занятия по логопедии становятся обязательными, ведь идет подготовка к школе. Прекрасной тренировкой станут распевки. Вроде бы и песни, но не простые. Звуковое произнесение происходит вместе с совершением определенных действий.
Хорошая игра «Летящий самолет». Малыши хором изображают звук летящего самолета: «Уууууу!». При этом для убедительности следует расправить руки-крылья. Командуем:
- Самолет подлетает ближе (гудение становится громче), самолет улетает (звук делается тише).
- Поломка! Одновременно с гудением, малыши ударяют себя ладошкой по груди.
- Заходим на посадку! Продолжая напевать: «Ууууу!» самолетики приземляются и садятся на свои стульчики.
Позанимайтесь с микрофоном. Попробуйте показать детям, как меняется громкость звука, когда мы то приближаем, то отдаляем микрофон.
Помните, что большинство проблем решаемо. Главное – не запускать и не сбрасывать все на самотек, а заниматься и развиваться, тогда даже диагнозы вроде ЗПР или ЗПРР не будут казаться такими уж страшными.
Работа с микрофоном позволяет развить артистизм ребенка, а ему самому дает возможность услышать свою речь со стороныКогда врач поставил «ЗПР»
Кроме родителей, готовых самостоятельно найти массу недостатков у своего кровинушки, есть и такие, которые наоборот не замечают очевидного. В пять лет ребенок должен уметь свободно и связно излагать свои мысли. Путать слоги в словах в этом возрасте недопустимо.
Приведем ряд диагнозов, постановка которых часто очень пугает родителей:
- ЗРР. Отстает в своем развитии при данном диагнозе только произносительная сторона. Психические же функции не нарушены. Ранняя диагностика позволит не перерасти ЗРР в ЗПРР.
- ЗПРР – задержка психоречевого развития (рекомендуем прочитать: хорошие чистоговорки для развития речи). В данном случае страдает не только речь, но и психика, а вместе с ней и умственные способности.
- ЗПР – задержка психического развития. Обширный диагноз, который кроме прочих областей также затрагивает и произносительные навыки ребенка.
При постановке одного из диагнозов следует как можно скорее обратиться за помощью к специалистам, ведь чем раньше будет начат процесс лечения, тем быстрее и эффективнее произойдет реабилитация. Запущенность может произойти в любом виде заболевания, поэтому не откладывайте начало терапии.
Любящие родители должны в первую очередь создать для ребенка положительную и спокойную внешнюю среду, а также заняться поиском толковых врачей. Здесь, скорее всего, понадобится логопед и невролог. Ниже мы приведем небольшой список дидактической литературы, которая может оказаться весьма полезной при корректировочных упражнениях с ребенком.
Литература
Когда у кого-то в семье имеются речевые дефекты, под рукой и на полках обязательно должны быть дидактические тематические книги. Грамотные авторы предлагают комплексы уроков для логопедических игр, которые будут весьма полезны.
- «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Теремкова Н.Э. Это первый из четырех альбомов. Каждый альбом посвящен отдельным лексическим темам.
- «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет», автор Дербина А.И. Оптимальный способ научить чему-то ребенка – это игра. Игровая форма подачи материала будет уместна для деток дошкольного возраста. Подойдет данная книга для родителей деток, имеющих сложные речевые дефекты.
- «Уроки логопеда. Игры для развития речи», автор Косинова Е.М. В данной книге тоже предлагается игровая форма подачи материала, а еще один большой плюс, что по ней можно заниматься с детьми абсолютно разного возраста: от 6 месяцев и до 6 лет! В книге имеются задания для пальчиковой и для артикуляционной гимнастики (рекомендуем прочитать: как проводится артикуляционная гимнастика для детей 4-5?).
- «Зашифрованные скороговорки. Конфетка», автор Кодолбенко Е.А. Множество интересных чистоговорок вроде «На дворе трава, на траве дрова» обязательно будут оценены по достоинству вашим малышом.
- «Веселая логоритмика», автор Железнова Е. Аудиопособие направлено на то, чтобы в игровой форме развить у ребенка правильное звукопроизношение, а также навыки мелкой и крупной моторики.
Поделитесь с друьями!
Логопедические упражнения
Когда малышу идет третий год, он уже может хорошо понимать обращенную речь. А его словарный запас растет с каждым днем и к 3-м годам он может насчитывать до 1000 слов!
Родителей радует, что ребенок уже говорит предложениями из 2-4 слов, он уверенно произносит слова из 2-3 слогов, типа «ру-ка», «мо-ло-ко». Правда звучать они могут как «у-ка», «ма-а-ко», и родителей начинает волновать четкость произношения звуков. Многие даже обращаются за консультацией к логопеду, чтобы тот «поставил буковки Л и Р». Со стороны родителей – это правильное поведение: обращаться за помощью к специалисту, чтобы он оценивал развитие ребенка. Но в данном случае, специалист скажет родителям, что их беспокойство беспричинно. Ведь дело в том, что в возрасте 2-3 лет моторика речевого аппарата ребенка еще слабо развита, далеко не все движения губы и язык могут воспроизвести. В этом возрасте в речи ребенка четко звучат гласные звуки, согласные П-Б, Ф-В, М, Н, Т-Д, К-Г-Х. Но, поскольку движения артикуляционных органов еще недостаточно четки и координированы, эти звуки могут произноситься смягченно. Такая «картинка речи» нормальна для данного возраста и не должна вызывать беспокойство у родителей.
Но все же, от рождения и до самого конца дошкольного возраста (6-7 лет), родителям стоит придерживаться календаря профилактических посещений специалистов, отвечающих за его психофизическое развитие: детского невролога, детского психолога, логопеда. Именно своевременное обращение к специалистам позволит исправить возможные проблемы в самом начале, а то и вообще их избежать.
Что же могут сделать родители для выработки четкости речи у детей 2-3 лет? Самый доступный вид работы при логопедических занятиях в домашних условиях – это артикуляционная гимнастика.
Такая гимнастика проста в выполнении, но эффективна, и может быть проведена в виде веселой игры, что будет приятно и для самого ребенка, и для родителя. Прежде чем мы разберем артикуляционные упражнения, давайте обсудим некоторые правила проведения такой гимнастики.
Правило 1. Не стоит специально усаживать ребенка для проведения гимнастики, создавать ситуацию «урока». Пусть все будет как бы случайно. Например, после утренней чистки зубов можно задержаться с малышом у зеркала, и «проверить», чей рот шире открывается, оскалить зубы, чтобы узнать, хорошо ли они почищены и т.п.
Правило 2. Каждое движение можно повторить 2-3 раза. Статические позы, например «Бегемот», «Улыбка» желательно удержать на пару секунд.
Правило 3. На первых порах не ожидайте от ребенка точного выполнения упражнений. Главное – чтобы он начал повторять движения за вами и делал это удовольствием. А после того, как появился интерес, можно и над качеством поработать. А правильность выполнения упражнения Вы предлагаете ребенку проверить с помощью зеркала.
Правило 4. Полезно развивать подвижность всех артикуляционных органов: и нижней челюсти, и губ, и языка, и мягкого неба. Поэтому в ежедневном комплексе артикуляционной гимнастики должно быть минимум 4 упражнения.
Правило 5. Потренируйтесь сами в выполнении логопедических упражнений. Ведь Вы должны дать малышу точный образец артикуляционного движения: «Посмотри, как я делаю. А ты?»
Правило 6. По мере усвоения ребенком артикуляционных упражнений можно вводить дополнительные опоры: картинки, соответствующие названию упражнения, стихи.
Упражнения для нижней челюсти
Упражнение «Открываем дверь»
Медленное опускание челюсти и поднимание. Взрослый может рассказать стихотворение во время выполнения ребенком упражнения:
Раз-два-три-четыре-пять, язычок хотел гулять.
Дверь закрыли, не пустили.
Упражнение «Бегемот»
Широко открыть рот (на четыре пальца руки):
Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
После того, как бегемота «покормили булкой», ребенок закрывает рот, имитирует жевание и проглатывает воображаемую булку.
Это упражнение помогает не только разработать «ленивую» нижнюю челюсть, но и бороться с излишней саливацией (слюнотечением) при дизартрии.
Упражнения для губ
Упражнение «Улыбка»
Растягиваем уголки губ, чтобы получалась беззубая «лягушачья» улыбка.
Упражнение «Дудочка»
Вытягиваем губы вперед, словно играем на дудочке.
Упражнение «Заборчик»
Закусить верхними зубами нижнюю губу, потом нижними зубами верхнюю.
Упражнение «Серый волк»
Оскалить зубы и удержать это положение.
Упражнение «Лошадка фыркает»
Губы в полуулыбке, подуть на сомкнуты губы, чтобы они задрожали. Можно помочь вызвать вибрацию пальцами, водя ими по губам сверху вниз.
Упражнения для языка
Упражнение «Кошка лакает молоко»
Вылизывать широким языком тарелки, язык вытягивать как можно дальше наружу. Можно намазать на тарелку что-нибудь вкусное: йогурт, подтаявшее мороженое (то, что можно есть малышу).
Упражнение «Часики»
Приоткрыть рот, водить языком вправо-влево, словно маятник часов.
Упражнения для мягкого неба
Упражнение «Соня»
— Захотели спать – начали зевать.. (имитируем зевоту, широко открывая рот),
— Легли спать – захрапели.. (изображаем «храп»).
Упражнение «Мишка»
Мишка по лесу гулял и цветочки собирал.
Наступил на шишку, заревел наш мишка: ЭЭЭ.
(голова чуть опущена на грудь, рот открыт широко, язык немного высунут изо рта, произносим звук Э низким голосом).
Эти логопедические упражнения особенно полезны, если у малыша есть такие диагнозы, как «задержка речевого развития», «ринолалия», «дизартрия».
Регулярное выполнение таких движений позволит развить моторику артикуляционного аппарата дошкольника, сделает речь ребенка более четкой и понятной, создаст хорошую базу для произношения более сложных в артикуляционном отношении звуков, таких как Ш, Л, Р.
Желаю крепкого здоровья вашим детям, а уважаемым родителям вдохновения и творчества. О том, как можно заниматься с малышами в домашних условиях и о других секретах логопедической работы можно прочесть в других статьях моего блога.
С уважением, Наталья Свинина
кандидат педагогических наук,
логопед для детей, подростков и взрослых
Мой Логопед — Логопедические упражнения на каждый день
Гармоничное развитие ребёнка заключается не только в уровне фонематического восприятия и способности правильно произносить звуки, но и в способности дифференцировать фонемы в потоке речи. Ни для кого не секрет, что нужно развивать фонематический слух с раннего возраста.
Фонематический слух – это способность узнавать и дифференцировать звуки речи. Это очень важно для восприятия речи.
Если у ребёнка недостаточно хорошо развит фонематический слух, то возникнут проблемы с обучением чтению и письму: невозможно будет полноценно воспринимать слова, и в письме огромное количество орфографических ошибок.
Принято выделять несколько этапов развития фонематического слуха у ребёнка:
* Первая стадия (префонематическая) характеризуется недостаточным пониманием ребёнком речи и неумением дифференцировать звуки. В этот период малыш ещё не умеет говорить.
* На втором этапе ребёнок уже может различать «контрастные» фонемы, но похожие по звучанию может и не различить. При этом ребёнок не понимает людей с нарушениями речи. Как раз на этом этапе начинается развитие фонематического слуха.
* Третий этап характеризуется умением различать фонемы. Ребёнок начинает узнавать и неправильно произнесённые звуки. Фонематический слух достигает пика своего развития. Начинают преобладать правильные формы восприятия звуков и их произношения.
* Последний этап. Фонематический слух сформирован окончательно.
Фонематическое восприятие – это способность воспринимать звуковой состав слова (количество гласных и согласных звуков и их позиция, количество слогов и т.п.). Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой
структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения. При этом главное отличие фонематического слуха от фонематического восприятия в том, что последнее формируется в процессе целенаправленного обучения.
Учебно-методическое пособие по развитию речи на тему: Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи.
Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи
Пояснительная записка
Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.
Пособие написано в связи с тем, что, работая практически, автор постоянно сталкивается с необходимостью давать подробные рекомендации каждому педагогу, родителю или логопеду. Конечно, пособие не может заменить живое общение специалиста с пациентами или их окружением, однако рекомендации, сопровождаемые таким «готовым» материалом, намного облегчают дело и оптимизируют прием.
Текст пособия рассчитан на пациентов разного возраста. Предполагается, что пользующийся пособием сам будет отбирать те слова и фразы, которые считает доступными.
То, как следует пользоваться пособием, дано в комментариях к каждому разделу или упражнениям, которые следует от начала до конца читать и говорить каждый день.
Автор надеется, что оно будет полезно специалистам и близким родственникам, желающим помочь взрослым пациентам и детям с нарушениями речи обрести способность разборчиво и красиво говорить.
Логопедический массаж
1. Воротниковой зоны
2. Лицевых мышц
3. Губ
4. Языка
5. Мягкого неба
Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж.
Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз.
Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться проникнуть вглубь.
Логопедическая гимнастика
(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)
Губы:
1. Вытянуть — растянуть.
Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок.
2. Сжать — отпустить.
Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.
3. Сложить рупором.
Инструкция: Нужно сделать так, как я, чтобы получился «рупор».
4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.
Инструкция: Нужно сделать так, как я.
5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.
Инструкция: та же.
2. Язык:
1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем.
Способ выполнения: Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.
Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара.
Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи.
Совершать языком круговые движения (облизать губы).
2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».
Способ выполнения: Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания).
. Цоканье (присасывание языка).
Выполняется по подражанию.
4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).
Выполняется по подражанию.
5. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д…», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них копчиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или «Забиваем гвозди».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА…». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как «Пчелка».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен вибрировать от попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
7. Вести язык по верхнему небу — упереть в зубы и сопротивляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой.
Инструкция: «Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать его обратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы. Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта.
Коррекция звукопроизношения
1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:
Вой ветра — УУУ…
Плач младенца — УА, УА, УА…
Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ…
Писк поросенка или мышонка: И, И, И…
2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое, утрированное произнесение):
Мычание коровы — МУ, МУ, МУ…
Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ…
Лай собаки: АВ, АВ, АВ…
Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА…
Кудахтанье курицы — КО, КО, КО…
Гоготанье гусей — ГА, ГА, ГА…
Пение песенки — ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ…; ПА, ПА, ПА…; ДУ, ДУ, ДУ…
Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС…
Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь…
Шуршание листьев: Ш Ш Ш…
Звук подъезжающего поезда — ЧУК, ЧУК, ЧУК…
Уханье филина — УФ, УФ, УФ…
Рычание дикого зверя: РРР…
Крик петуха — КУКАРЕКУ…
Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах. Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а затем уже автоматизировать.
3. Слоговые таблицы:
Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных фонетических контекстах: прямые слоги — твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с разделительным мягким знаком.
| ||||||||
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения. Неблагозвучные слоги пропущены
ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ | ||||||||
Прямые | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: Можно самостоятельно составить таблицы с более сложными слогами, имеющими такую же систематизацию (губные, переднеязычные, заднеязычные и т.д.), например:
ТА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ (по сюжетным картинкам).
Подбирается ряд картинок на слова из слоговых таблиц.
Материал на тему: Логопедические упражнения на каждый день для формирования четкой речи.
Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи
Логопедическая гимнастика
(Выполняется перед зеркалом. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)
Губы:
- Вытянуть — растянуть.
Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок.
2. Сжать — отпустить.
Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.
3. Сложить рупором.
Инструкция: Губы округлить слегка вытянув вперёд, чтобы получился «рупор», уголки рта не соприкасаются.
4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.
5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.
Язык:
1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания. Нужно чтобы язык был расслабленным и широким. Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку губами произнося «пя-пя-пя».
2. Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.
3. Совершать языком круговые движения (облизать губы).
4. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».
5. «Лошадка» (присасывание языка к верхнему нёбу и щелкание).
6. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д…», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).
Нащупай языком за верхними зубами бугорки и ударяй в них кончиком языка.
7. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».
Нащупай языком за верхними зубами бугорки, подними язык и дуй на язык.
Коррекция звукопроизношения
1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:
Вой ветра — УУУ…
Плач младенца — УА, УА, УА…
Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ…
Писк поросенка или мышонка: И, И, И…
2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое,
утрированное произнесение):
Мычание коровы — МУ, МУ, МУ…
Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ…
Лай собаки: АВ, АВ, АВ…
Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА…
Кудахтанье курицы — КО, КО, КО…
Гоготанье гусей — ГА, ГА, ГА…
Пение песенки — ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ…; ПА, ПА, ПА…; ДУ, ДУ, ДУ…
Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС…
Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь…
Шуршание листьев: Ш Ш Ш…
Звук подъезжающего поезда — ЧУК, ЧУК, ЧУК…
Уханье филина — УФ, УФ, УФ…
Рычание дикого зверя: РРР…
Крик петуха — КУКАРЕКУ…
Слоговые таблицы:
ГУБНЫЕ
Прямые
MA МЯ МЬЯ ПА ПЯ ПЬЯ БА БЯ БЬЯ
МО МЁ МЬЁ ПО ПЁ ПЬЁ БО БЁ БЬЁ
МУ МЮ МЬЮ ПУ ПЮ ПЬЮ БУ БЮ БЬЮ
МЫ МИ МЬИ ПЫ ПИ ПЬИ БЫ БИ БЬИ
Обратные
AM ЯМ ЯМЬ АП ЯП ЯПЬ АБ ЯБ ЯБЬ
ОМ ЁМ ЁМЬ ОП — ЁПЬ АБ — —
УМ ЮМ ЮМЬ УП ЮП ЮПЬ УБ ЮБ ЮБЬ
ЫМ ИМ ИМЬ ЫП ИП ИПЬ ЫБ ИБ ИБЬ
Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения.
ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ
Прямые
ТА ТЯ ТЬЯ ДА ДЯ ДЬЯ НА НЯ НЬЯ
ТО ТЕ ТЬЁ ДО ДЁ ДЬЁ НО НЕ НЬЁ
ТУ ТЮ ТЬЮ ДЮ ДЮ ДЬЮ НУ НЮ НЬЮ
ТЫ ТА ТЬИ ДИ ДИ ДЬИ НЫ НИ НЬИ
Обратные
AT ЯТ – АД ЯД – АН ЯН –
ОТ ЁТ – ОД ЁД – ОН ЁН –
УТ ЮТ – УД ЮД – УН ЮН –
ЫТ ИТ – ЫД ИД – ЫН ИН –
ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ
Прямые
КА КЯ КЬЯ ГА ГЯ ГЬЯ ХА ХЯ ХЬЯ
КО КЁ КЬЁ ГО ГЁ ГЬЁ ХО ХЁ ХЬЁ
КУ КЮ КЬЮ ГУ ГЮ ГЬЮ ХУ ХЮ ХЬЮ
КЫ КИ КЬИ ГЫ ГИ ГЬИ ХЫ ХИ ХЬИ
Обратные
АК ЯК – АГ ЯГ – АХ ЯХ –
ОК ЁК – ОГ ЁГ – ОХ ЁХ –
УК ЮК – УГ ЮГ – УХ ЮХ –
ЫК ИК – ЫГ ИГ – ЫХ ИХ –
ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С «Й»
Прямые
ВА-ВЯ-ВЬЯ ФА-ФЯ-ФЬЯ ША ЖА ЧА Е (Й+Э) ЙЭ
ВО-ВЁ-ВЬЁ ФО-ФЁ-ФЬЁ ШО ЖО ЧО Ё (Й+О) ЙО
ВУ-ВЮ-ВЬЮ ФУ-ФЮ-ФЬЮ ШУ ЖУ ЧУ Ю (Й+У) ЙУ
ВЫ-ВИ-ВЬИ ФЫ-ФИ-ФЬИ ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А) ЙА
Обратные
АВ-ЯВ АФ-ЯФ АШ АЖ АЧ ЭЙ –
ОВ-ЁВ ОФ-ЁФ ОШ ОЖ ОЧ ОЙ –
УВ-ЮВ УФ-ЮФ УШ УЖ УЧ УЙ –
ЫВ-ИВ ЫФ-ИФ ЫШ ЫЖ ЫЧ АЙ –
СВИСТЯЩИЕ
Прямые
СА СЯ СЬЯ ЗА ЗЯ ЗЬЯ ЦА
СО СЁ СЬЁ ЗО ЗЁ ЗЬЁ ЦО
СУ СЮ СЬЮ ЗУ ЗЮ ЗЬЮ ЦУ
СЫ СИ СЬИ ЗЫ ЗИ ЗЬИ ЦЫ
Обратные
АС ЯС – A3 ЯЗ – АЦ
ОС ЁС – ОЗ ЁЗ – ОЦ
УС ЮС – УЗ ЮЗ – УЦ
ЫС ИС – ЫЗ ИЗ – ЫЦ
СОНОРЫ
Прямые
РА РЯ РЬЯ ЛА ЛЯ ЛЬЯ
РО РЁ РЬЁ ЛО ЛЁ ЛЬЁ
РУ РЮ РЬЮ ЛУ ЛЮ ЛЬЮ
РЫ РИ РЬИ ЛЫ ЛИ ЛЬИ
Обратные
АР ЯР – АЛ ЯЛ –
ОР ЁР – ОЛ ЁЛ –
УР ЮР – УЛ ЮЛ –
ЫР ИР – ЫЛ ИЛ –
4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).
ГУБНЫЕ
МАМА – МАША – РОМА –КОМАР
МЯСО – СЕМЯ – ВРЕМЯ — СКАМЬЯ
ПАПА – ПАЛЕЦ – ПЯТКА — ПЬЯНИЦА
БАБА – БАНЯ – РЫБА — БЯКА
МОРЕ – МОЛОТ – МОЛОКО – МЁД
ПОЛЕ – ПОРКА –ПОМОЩЬ – ПЁС – КОПЬЁ
БОРЯ – БОЧКА – БОЛЬНО – БЬЁТ
МУКА – МУЗЫКА – МУРКА – МЮСЛИ
ПУХ – ПУЛЯ – ПУДРА
БУЛКА – БАБУШКА — БУМАГА – БУСЫ
БЮСТ – БЮРО
МЫ – МИЛА – МИР
ПЫЖИК – ЛАПЫ – ПИЩА – ПИРАТ –ПИСЬМО
БЫЛЬ – БЫЛИНА – ЕСЛИ БЫ…
БИРКА – БИНОКЛЬ – РЯБИНА
ВОРОБЬИ – РЫБЬИ КОСТИ
ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ
TATA
ТАНЯ – ТАПКИ – ТАНЕЦ
ТЯПКА – ТЁТЯ – МОТЯ –ТЯНЕТ
СТАТЬЯ – СВАТЬЯ
ДАНЯ – ДАША – ДАТА– ПОДАРОК – ДАЙ
ДЯДЯ – ДЯТЕЛ – СУДЬЯ – БАДЬЯ
НАДЯ – НАШИ – НАСТЯ –НИНА – КАРТИНА –МАШИНА
НЯНЯ – ТАНЯ – ВАНЯ
ТОЛЯ – ТОМА – БАТОН
ТЕНЬ – ТЕЛО – ПЛАТЬЕ
ДОМ – ДОСКИ – ДЁГОТЬ
НОГИ – НОША –НОМЕР – НОРКА
НЁС – ПРИНЁС – ВРАНЬЁ – ВОРОНЬЁ
ТУФЛИ – ТУМБА –ТУРОК
ТЮЛЬ – ТЮЛЬКА – ДЮШЕС
НУЖНО – НУГА – НЮНЯ
ТЫЛ – ТЫКВА –РОБОТЫ – ЗАБОТЫ
ТИХО – БОТИНОК – ДИНА – ДИВО – ДИСКИ
НЫТИК – НИНА
ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ
КАТЯ – КАТЕР – КАМЕНЬ
ГАЛЯ – ГАММА – ГАЛЬКА – ГАЗ
ХА – ХА – ХА
ХАЛА – ХАМ
КОЛЯ – КОШКА – КОСМОС – ГОДЫ – ГОРОД –ГОЛОД
ХОЛОД – ПОХОД – ДОХОД
КУРЫ – КУДРИ ГУСИ – ГУБЫ
ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С «Й»
ВАНЯ – ВАСЯ – ВАРИТ – ВАФЛЯ
ВЯЖЕТ – СВЯЗКА
ФАНЯ – ФАКЕЛ – СОФА – ГРАФА – ЛАФА
ШАР – ШАЛЬ – ДУША
ЖАР –ЖАБА – ЖАЛО – КОЖА
ЧАС – ЧАД – ЧАДО
ЕВА – ЕЛИ – ЕЗДИТ
ВОДЫ – ВОЛЯ – ВОБЛА
ШО – ЖО – ЧО – ЁЛКА – ЁЖИК
ШУ ЖУ ЧУ
ЮЛЯ – ЮРИК – ЛЮЛЬКА
ВЫ – ВИ – ВЬИ
ФИЛИН – ФИЗИК
ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А)
СВИСТЯЩИЕ
САЛО – САХАР – САМ – САД –
КИСА – РОСА – КРАСА – ВАСЯ
ЗАМОК – ЗАЛЫ
ЦАПЛЯ – ЦАРЬ – ЦАРИЦА – ДЕВИЦА – СПИЦА
СО СЁ
ЗОЯ – ЗОРИ
ЛИЦО – КРЫЛЬЦО – КОЛЬЦО – ЦОКОТ
СУ СЮ
ЗУБЫ –ЗУБРЫ – ЦУКАТ
СЫ СИ КОНЦЫ – ДЕВИЦЫ
СОНОРЫ – «р», «л»
РАМА – РАДОСТЬ –РАКИ – ССОРА
РЯБА – РЯСКА – РЯД
ЛАПЫ – ЛАДНО – ЛАСКА – ЛЯЛЯ – ЛЯМКА
РОМА – РОЗЫ – РОСТ – ДОРОГА
РЕКИ – ГРЕКИ
ЛОРА – ЛОДКА – ЛОВИТ – ЛОМ
ЛЕС – НАЛЕВО – ПОЛЕ
РУПОР – РУКИ –РУБЛЬ — РЮМКА
ЛУЖА – БАЛУ — ЛЮЛЬКА – ЛЮБИТ – ЛЮСЯ – СЛЮНИ
РЫБА – РЫЖИК – РЫНОК — РИММА
ЛЫЖИ – ЛЫКО
ЛИЦА – БОЛИ – СТОЛИК
АТА СТА ПЛА АГА ГАРТ ХАЛТА АСТРА
АТО СТО ПЛО АГО ГОРТ ХАЛТО АСТРО
АТУ СТУ ПЛУ АГУ ГУРТ ХАЛТУ АСТРУ
АТЫ СТЫ ПЛЫ АГЫ – ХАЛТЫ АСТРЫ
5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ (по сюжетным картинкам).
Подбирается ряд картинок на слова из слоговых таблиц.