Логопедические упражнения на звук [л]: домашние задания по логопедии
Содержание статьи
Маленькие дети часто искажают слова при разговоре, и некоторые звуки даются им особенно трудно. Что делать, если малыш не произносит звук [л]? Логопед определит причину речевого дефекта, назначит комплекс упражнений для его устранения. Но прежде чем идти к специалисту, родители могут попробовать самостоятельно позаниматься с ребенком. Не исключено, что уроков на дому будет достаточно.
Буква или звук?
Перед первым логопедическим занятием тщательно изучите теоретический материал, ознакомьтесь с основными предпосылками возникновения дефекта, методиками постановки звука и видами упражнений для закрепления успеха.
Пробелы в знаниях родителей – основная причина неэффективности занятий. В первую очередь, запомните, что логопед учит выговаривать не букву а звук [л]. Звуки речи на письме обозначаются буквами. Букву можно лишь написать, но не произнести или услышать. Несколько различных звуков могут обозначаться одной буквой при написании. В русском языке звуков больше, чем букв. Называя звук буквой, вы даете ребенку неправильное представление о русской фонетической базе.
Причины неправильного произношения
Врачи выделяют три основные причины, по которым у малыша возникают проблемы с произношением звука [л]:
- [л] не воспринимается ребенком на слух;
- имеется дефект в ротовой полости;
- недоразвитость мышечной ткани языка.
Часто родители чрезмерно требовательны к крохам. В 2-3 года ошибки при произношении слов с буквой Л логопеды считают нормальным явлением. Если в 4-6 лет проблема не исчезла сама по себе, есть смысл задуматься о коррекционных занятиях.
Правильное положение речевого аппарата
Правильного положения органов артикуляции можно добиться следующим образом:
- зубы не смыкаются;
- боковые части языка не прилегают к коренным зубам верхнего ряда;
- кончик языка находится в напряжении, он делает упор в основания передних зубов верхней челюсти или в десны над ними;
- корень языка приподнят;
- верхнее небо расположено так, что оно перекрывает отверстия носоглотки;
- голосовые связки вибрируют.
Распространенные ошибки артикуляции
Ребенок произносит [л] неправильно, если он:
- втягивает язык во внутреннюю часть ротовой полости. Так появляется звук [ы] – например, [ыотка] вместо [лотка] в слове «лодка»;
- неверно располагая губы, ребенок говорит [в] вместо [л] – [увошать] вместо [лошать] в слове «лошадь»;
- неправильно пропускает поток воздуха – [фук] вместо [лук], [уныпка] вместо [улыпка] в слове «улыбка».
Дети часто неосознанно заменяют ранее освоенный звук [р] на [л]. Во избежание новых проблем с артикуляцией перед отработкой звука [р], потренируйте звук [л].
Подготовительные упражнения перед постановкой звука
Прежде чем переходить к основной части занятия, необходимо выполнить небольшую артикуляционную разминку. Она состоит из пяти упражнений.
- «Ням-ням». Язык в форме лопатки, высунут наружу, губы неподвижны. Облизывайте верхнюю губу сверху вниз.
- «Индюшонок». Исходное положение речевого аппарата то же. Облизывая в быстром темпе верхнюю губу, пытайтесь произнести «бл-бл-бл».
- «Лошадка». Упражнение направлено на укрепление мышц ротовой полости. Имитируйте цокот копыт, пощелкивая языком возле передних зубов верхней челюсти.
- «Качели». Широко улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Попеременно упирайтесь кончиком языка в нижние и верхние зубы.
- «Гриб». Натяните языковую уздечку, упершись языком в небо. Зафиксируйте ненадолго положение.
Постановка звука [л]
В логопедии опираются на два основных способа постановки звука [л].
- Попробуйте вместе произнести [ы] – весело, протяжно, нараспев и т. д. Далее попросите повторить за вами короткие слова со слогом -лы-: клыки, лыжи, лыко, улыбка, слышать и т. д. В один прекрасный момент малышу удастся поймать межзубное положение языка, и он произнесет слово правильно. Когда это случится, заострите его внимание на том, куда должен упираться кончик язычка.
- Упражнение также выполняется совместно. Откройте рот так широко, чтобы были видны все зубы. Высуньте язык между зубами и произнесите [а]. Параллельно слегка сомкните челюсть, прижав кончик языка. Должен получится слог –ла-. Когда ребенок начнет чисто произносить [л], предложите ему переместить язык в верное положение.
Не забывайте, что перед вами еще маленький ребенок. Лучшие методы обучения для него – повторение действий взрослого и игра. Не стоит наседать, если кроха не в настроении для занятий. Подогревайте интерес к урокам, объясняйте, что вы делаете и зачем. Начните с 1-2 занятий в день по 3 повтора.
Автоматизация звука
Доведение чистого произношения звука [л] до автоматизма – сложный и трудоемкий процесс тренировок. Когда звук поставлен, ребенок может успешно произносить его отдельно, но и пропускать в словах или слогах. Лучше начать с отработки мягкого звука [л’], а именно – слогов -лю-, -ля-, -ли-, -ле-. Как только слоги будут даваться ребенку легко, переходите к словам с этими слогами, например: олень, лиса, поля и т. д.
После словесной тренировки переходите к чистоговоркам, таким как:
- ля-ля-ля – летние поля;
- лю-лю-лю – молока налью;
- ли-ли-ли – мы лису нашли.
Чистоговорки сменяются скороговорками.
- Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
- Великану малы Валины валенки.
Затем начинайте осваивать артикуляцию обратного типа: слоги –аль-, -яль-, -ель- и т. д. Схема тренировки остается прежней за одним исключением: на этом этапе нужно тщательно контролировать положение языка на деснах или зубах.
Твердый звук [л] дается детками сложнее. Методика ничем не отличается от той, что используется с мягким звуком, но количество подходов и повторений логопедических упражнений придется увеличить в несколько раз.
Правила проведения упражнений
Для того чтобы ваши занятия соответствовали методическим и врачебным требованиям, необходимо соблюдать несколько правил.
- Занятия проводятся ежедневно для успешного перехода полученного умения в навык.
- Нельзя выполнять более 5 упражнений за занятие.
- При подборе заданий нужно руководствоваться принципом «от простого к сложному».
- Занятия проводят в форме игры.
- Из 5 упражнений лишь одно должно быть новым для малыша. 4 остальных ему знакомы по предыдущим занятиям.
- Занятие проводится только в сидячем положении.
- Ребенок хорошо видит и свое лицо, и лицо взрослого, чтобы контролировать правильность выполнения задания. Лучше расположиться рядом с большим зеркалом.
- Взрослый должен контролировать правильность выполнения упражнения.
- Занятие проводится в непринужденной обстановке с позитивным настроем малыша.
- Выделять и хвалить любые успехи малыша.
Другие способы развития речевого аппарата
Доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкую моторику рук, расположены по соседству. Между задержкой речевого развития и плохой координацией детских пальчиков наблюдается прямая зависимость. Развивая речь ребенка, вы стимулируете механизмы развития мелкой моторики, и наоборот. Таким образом, для устранения трудностей в артикуляции звуков необходимо играть с малышом в пальчиковые игры. Методические пособия богаты примерами домашних заданий по логопедии на основе пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста:
- лепка из пластилина или глины;
- рисование, разукрашивание, творческая работа с рисунками;
- игры с камешками, бусинами, шариками;
- нанизывание бусин или пуговиц на нитку;
- завязывание узлов на веревке;
- застегивание пуговиц, крючков, молний;
- конструирование;
- собирание паззлов;
- складывание кубиков и пирамидок;
- игры с водой и песком;
- аппликация.
Подобные игры имеют свои особенности проведения.
- Сочетание игр и упражнений для развития речи. Игры не проводятся молча. Каждое действие озвучивается и проговаривается.
- Регулярные тренировки. Пальчиковым играм должно быть отведено отдельное время в распорядке дня ребенка.
- Важна энергичность движений и максимальная двигательная нагрузка на детские пальчики.
- Непродолжительность занятий.
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, также помогают детям научиться понимать содержание стихов, различать ритм речи. Формирование тонких движений детских пальчиков способствует созреванию зрительно-моторной координации, готовности руки к письму.
Занятия не будут иметь успеха без максимального включения родителей в процесс обучения. Научитесь заново вместе с ребенком произносить сложные звуки. Подключите фантазию, чтобы заинтересовать его. Превратите обычное упражнение в веселую забаву, и результат не заставит долго ждать!
Как научить ребенка говорить букву «Л» твердую и мягкую: упражнения и советы логопеда
Не выговаривание звука [Л’] — самый частый недостаток детской речи. Малыш может заменять неудобную букву другой согласной или звуком, говоря вместо “лужа” – “вужа”, “плаваю” – “пуаваю” либо вообще её игнорировать: “лев” – “ев”, “лиса” – “иса”.
До пятилетнего возраста отсутствие ряда букв в лексиконе младенца не является большой проблемой. Однако дефект речи нужно исправлять быстро, не затягивая ситуацию.
Как научить ребенка говорить букву Л, чтобы к школе его речь была правильной?
Почему ребенок неправильно произносит звук?
Звук [Л’] считается сложным и осваивается крохой в последнюю очередь.
Если к 5 годам речевые нарушения сохраняются, то возможно причина кроется в следующих ситуациях:
- кто-то из близких произносит “Л” неправильно, а малыш ему подражает;
- слабое фонематическое восприятие. 3-5 летний малыш уже различает на слух все виды согласных: шипящие, глухие, звонкие и др. Даже когда он не может их правильно произнести, то на картинке должен верно указать мышку или мишку. Если у крохи неразвит фонематический слух, в дальнейшем обязательно возникнут трудности с письмом и чтением. Различать все звуки нужно уметь к 4 годам;
- семья разговаривает на 2-х языках. Это всегда риск для развития речевых нарушений. В этой ситуации считается нормой, если оба языка осваиваются с небольшой задержкой;
- короткая уздечка языка. В норме для 5-6 летних деток её длина должна составлять 8 см. Если выявлено укорочение или утолщение уздечки, то обязательно будут сложности с произношением “Л”. Проблема решается либо хирургическим путём, либо консервативно при помощи артикуляционной гимнастики.
Выяснить причину неправильного произношения поможет консультация логопеда или стоматолога.
Специалисты отмечают, что только 10% малышей в возрасте 4-5 лет могут чисто проговаривать звук [Л’].
Как правильно организовать занятия в домашних условиях?
Если логопед не обнаружил у малыша проблем с артикуляционным аппаратом, можно попробовать поставить звук [Л’] в домашних условиях. Чтобы упражнения по коррекции были эффективными, родители должны помнить, что лучший способ обучения ребёнка — игра.
Вот несколько простых правил, соблюдение которых сделает уроки увлекательными и результативными:
- разговаривать с ребёнком на равных и уважительно, отвечать на все его вопросы. Это поднимет его самооценку и простимулирует к дальнейшему обучению;
- чётко и внятно произносить каждое слово или слог. Родитель — пример для подражания, и малыш постарается повторить звуки правильно;
- проводить занятия в форме сказок, разыгрывая маленький спектакль. Это увлекает ребёнка, и любая информация усваивается им лучше и легче;
- не затягивать обучение. Если чувствуется, что малыш утомился, следует прекратить уроки. Не рекомендуется проводить занятия в качестве наказания, – как воспитательная мера, это не принесет никакого результата;
- очень важна регулярность упражнений. Их следует проводить 3-5 раз в день. Для уроков лучше выбирать время, комфортное для ребёнка, так можно добиться ощутимых успехов.
Необходимо ценить в малыше личность, не насмехаться над ним. Хвалить за каждый, даже самый незначительный успех и он быстро научится правильно произносить непослушную букву “Л” без посторонней помощи.
Правильная артикуляция
Скорректировать неправильное произношение звуков поможет артикуляционная гимнастика. Она необходима, чтобы натренировать язык, растянуть уздечку, размять губы и щёчки малыша. Всё это подготовит его речевой аппарат к чёткому и твёрдому выговариванию слов.
Основы правильной артикуляции:
- губы растянуты в улыбке, зубки чуть прикрыты. Кончик языка упирается в верхние центральные резцы или десну;
- освоение речевого дыхания: ребёнок издаёт звук, сильная струя воздуха огибает языка и выходит изо рта. Это важный момент. Речь происходит на выдохе, поэтому неправильное распределение воздуха сильно искажает произношение. Развить дыхание помогает игра с мыльными пузырями. Важно, чтобы кроха набирал воздух в лёгкие, а не в щёки;
- голосовые связки сомкнуты. Прислонить ладонь к горлу: при произношении звука [Л’] будет чувствоваться вибрация.
Дети — большие любители погримасничать, можно использовать это, обучая ребёнка правильному выговариванию буквы “Л”:
- улыбка. Попросить кроху широко улыбнуться, не разжимая при этом губы. Продержаться нужно 8-10 сек. Повторять упражнение 6-7 раз в день;
- лошадка. Малыш старается имитировать цоканье копыт. Пусть ребёнок улыбнётся, приоткрыв ротик, и в таком положении пощёлкает языком, сначала медленно, затем всё быстрее. Работать должен только язык, нижняя челюсть не двигается;
- маляр. Язык поглаживает нёбо, как будто красит его. Движения: от зубов и вглубь рта;
- качели. Поочередно толкать кончиком языка верхние и нижние зубы, постепенно увеличивая темп. Нужно сделать 6-8 повторов. Цель упражнения — научиться быстро менять положения языка. Этот навык пригодится для осваивания слогов, где буква “Л” сочетается с гласными: “ла”, “ло”, “ил”, “ул” и др.;
- варенье. Ротик приоткрыт. Языком малыш облизывает верхнюю губу: вверх-вниз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться. Если упражнение не получается, то сперва надо научить кроху держать расслабленный, высунутый язык на нижней губе. Можно предложить посоревноваться с крохой, кто дольше продержится в этом положении. Затем язычок можно поднять, дотрагиваясь им до верхней губы;
- трубочка. Сворачивать язык в трубочку как можно сильнее;
- чистим зубы. Двигать язык по внутренней стороне верхнего ряда зубов: справа-налево и обратно;
- ветерок. Рот приоткрыт в улыбке. Ребёнок прикусывает язык и выдувает воздух. Должно образоваться 2 струи. Для проверки правильности выполнения упражнения, можно поднести ко рту пёрышко или ленточку, это простимулирует и разнообразит занятие ребенка;
- пароходный гудок. Малыш открывает рот и длительно произносит звук [Ы’]. При этом кончик языка опущен и находится в глубине рта, а его спинка приподнята к нёбу;
- грибок. Выполняется путем сильного прижатия языка к нёбу.
Все упражнения проводятся вместе перед зеркалом: малыш должен видеть движения родителей и повторять их. Цель занятий — развить подвижность языка и правильно отрегулировать воздушный поток на выдохе.
Пошаговая инструкция, как научить малыша правильно выговаривать букву
Прежде чем обращаться за помощью логопеда, можно попробовать самостоятельно научить ребёнка правильному произношению:
- первый шаг: показать малышу, как правильно выговаривать букву “Л”: язычок прижат к верхним зубам, губы улыбаются, зубки чуть-чуть видны. Если при этом нужное произношение не достигается, можно научить ребёнка отрывисто и чётко произносить звук [Ы’]. Когда этот этап будет освоен, двигаются дальше;
- шаг второй. Мягкий звук [Л’] легко даётся, если освоено его твёрдое произношение. Как научить ребёнка выговаривать “Л” твёрдую – зажать (прикусить) кончик языка зубами и попросить его сказать “Ы”;
- третий шаг. После того как правильное звучание было услышано, малыш переводит кончик языка снова к верхним зубкам и отрабатывает чёткое произношение;
- шаг четвёртый. К букве “Л” добавляются гласные звуки: “ла”, “лу”, “лы”, “ло” и др. После успешного освоения прямого сочетания, переходят к навыкам обратного произношения звуков – “ал”, “ул”, “ыл”, “ол”;
- шаг пятый. Закрепление материала. Когда малыш освоил звучание слогов и слов, можно подобрать стихи, где буква “Л” встречается часто.
Доктор Е.Комаровский рекомендует петь вместе с ребёнком. Гармоничные звуки не только научат кроху менять ритм и тональность, но и разовьют речевой аппарат. Лепка, рисование тонкими карандашами, вырезание аппликаций, пальчиковые игры, всё это способствует интеллектуальному развитию малыша и стимулирует нервные окончания, улучшая становление речевых навыков.
Первое время надо следить за тем, чтобы малыш чаще использовал звук [Л’] в своем лексиконе, пока привычка не перерастёт в навык.
Когда необходима помощь логопеда?
Иногда домашние занятия по корректировке звуков не дают результата, причины могут быть следующие:
- русский язык в семье не является родным, поэтому взрослые говорят с акцентом;
- малыш не смог освоить правильное произношение после длительных упражнений;
- кто-то из взрослого окружения имеет дефект дикции и не может проводить занятия.
Поскольку устранить проблему самостоятельно не получилось, следует обратиться к помощи специалиста. Постановка звуков — это особое мастерство, которое приходит только с опытом.
Логопед осмотрит и прослушает маленького пациента и предложит посетить индивидуальные занятия или обучение в группе. Задача родителей — суметь увлечь ребёнка, стимулируя ходить на тренинги. Даже если у малыша пока нет успехов, всё равно его надо хвалить и поддерживать эмоционально.
Видео по теме
Как научить ребенка выговаривать букву “Л”:
Правильному произношению буквы “Л” в разговоре, следует уделять особое внимание, поскольку в нашем языке смысловую нагрузку несут именно согласные.
Благодаря им, а не гласным звукам, речь человека становится понятной. Не важно где проходят занятия, дома или с логопедом, главное — выполнять их регулярно по 15-20 мин в день. Только так можно добиться хорошего результата.
как научить ребенка говорить букву Л
Неправильное произношение звуков “л” и “р” режет слух и взрослым, и детям. Своевременная логопедическая коррекция — исправление произношения в лёгкой игровой форме, пока у ребёнка не снизилась самооценка из-за насмешек детей. Постановка звука “л” происходит легко и быстро при условии, что проблема выявлена своевременно и родители понимают, насколько важна правильная артикуляция звука “л” и для формирования речи, и для уверенности малыша.
Варианты неправильного произношения звука
Есть несколько версий того, как искажается буква “л” при говорении:
- вместо согласной буквы “л” выговаривается гласная: «ыожка» – «ложка», «ыпша» – «лапша»;
- заменяют «л» на «ува»: «хотеува» – «хотела», «еува» – «ела»;
- меняют на «р»: «рапша» – «лапша», «рокоть» – «локоть»;
- вместо “л” на быстром выдохе с надуванием щёк слышится «ф», с выходом через нос – «н».
Ребёнок не выговаривает этот звук по разным причинам. И по манере произношения можно понять, в чём причина того, почему ему трудно говорить «л», не получается произносить букву.
Причины нарушения произношения звука л
Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:
- малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
- для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
- двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
- подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;
В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:
- образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
- кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
- середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.
Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.
Постановка звука л
Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.
Артикуляция звука л
Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.
Артикуляционная гимнастика для звука л
Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает артикуляционная гимнастика для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:
- выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
- «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
- «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
- «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
- «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
- «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».
Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.
Комплекс артикуляционной гимнастики на звук Л в картинках и стихах
Автоматизация звука Л
Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.
Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.
Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:
А после освоения, в обратных слогах:
Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:
- звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;
- звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;
- звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;
- в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.
Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.
После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:
спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;
спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед”.
читать/повторять уже более сложные предложения.
Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.
При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».
Читайте также: Речевой материал на дифференциацию звуков Л и Ль
Игры на закрепление произношения
Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:
- «Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.
- «Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет — она его съедает.
Дидактическая игра Отними у лисы колобка скачать и распечатать
- «Предметные картинки»: готовят картинки со словами с л и предлагают малышу назвать изображение, а затем найти необходимый предмет. Например: покажи стул, покажи яблоко.
Предметные картинки для автоматизации звука л скачать и распечатать
Структура индивидуального логопедического занятия
Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений — залог быстрого освоения звука Л. Важное условие — чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:
- Гимнастика для артикуляционного аппарата — не больше 7 минут.
- Постановка звука и автоматизация — 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
- Фонематическая работа по закреплению — 10 минут.
С малышами 4-5 лет нужно заниматься до 20 минут ежедневно. С детьми постарше — полчаса.
Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие — хотеть заниматься дольше. Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой.
Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах
Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л] — комплекс логопедических упражнений, направленный на отработку четкого произношения сонорных звуков. Использовать их можно так же для коррекции фонем [Р], [Рь].
Артикуляция звука
Для правильного произношения [Л] важна четкая работа мускулатуры языка, степень подвижности подъязычной связки. Важно следить за тем, чтобы ребенок не упирал язычок в зубы, не менял [Л], [Ль] на другие фонемы.
На заметку: до 5 лет искажение, пропуски звука [Л] в речи не считается серьезным нарушением. Исправлять ситуацию нужно срочно, если в 6 лет малыш не слышит, не дифференцирует или не пытается проговорить [Л] в свободном высказывании.
Твердый [Л]
Кончик тела язычка должен быть узким. Орган поднимается к небу и смыкается у основания верхних резцов, альвеол. Средняя часть спинки опущена, боковые края не прикасаются к челюсти. Cоздается проход для выдыхаемой струи воздуха. Язык по форме похож на седло.
Мягкий [Ль]
Кончик языка так же поднят к небу, прижат к нему кончиком. Средняя часть спинки приподнята, передняя напряжена. Место смычки языка и неба более широкое, чем при произношении твердого варианта звука. При фонации спинка продвигается немного вперед. Звук образуется голосом.
Дефект артикуляции звука [Л] в логопедии называют ламбдацизмом. Замена [Л] в словах на другие звуки — параламбдацизмом.
Упражнения
При нарушениях произношения сонорного звука [Л] полезно заучить несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Выполнять их нужно каждый день по 5-6 минут напротив зеркала. Зарядку для языка сочетайте с дыхательными, пальчиковыми упражнениями, чистоговорками.
Занятия с младшими дошкольниками проводите в игровой форме. Используйте на уроках цветные картинки и игрушки.
Основная масса упражнений для нормализации артикуляции фонемы [Л] статичные. То есть язык занимает определенное положение и фиксируется в нем под счет. На первых уроках длительность задержки органа должна быть не более 5 секунд, на последующих — 10.
Перед началом уроков по постановке звука [л] полезно продемонстрировать ребенку любого возраста как работает его речевой аппарат при артикуляции сонорного. Покажите презентацию, распечатайте картинки. Наглядность, пример родителя или педагога, использование зеркала помогают повысить эффективность упражнений, способствуют налаживанию контакта между учеником и логопедом.
Заборчик
Цель: подготовка мускулатуры губ к артикуляции, фиксирование статичного положения челюстей.
Малыш улыбается, челюсти разжимать не нужно. Все зубки хорошо видны. Закрепляет позу артикуляционного аппарата на 5 секунд. На следующих уроках удерживать заборчик нужно как можно дольше.
Важные моменты: следите за тем, чтобы ребенок тянул губы максимально широко.
Лопаточка
Цель: выработка хорошей дикции, релаксация для мышц язычка.
Ребенок улыбается, приоткрывает рот нешироко. Достает язычок в виде лопаточки и кладет в расслабленном положении на нижнюю губу. Оставляет по счету до 10.
Важные моменты: логопеду нужно следить за расслабленностью язычка. Если речевой орган напряжен или малыш не достал его полностью, предложите ему сначала постучать язычком по губам (пошлепать), а затем оставить его снаружи и положить на губу.
Чистим зубки
Цель: развитие целенаправленности движений язычка, навыка фиксировать орган за нижними резцами.
Малыш улыбается. Показывает зубки, приоткрывает рот не сильно, щель не более 1 см. Опускает тело язычка к нижним зубам, делает движения из стороны в сторону по зубам как щеткой, потом сверху – вниз.
Важные моменты: губы должны оставаться неподвижными, фиксируйте их в улыбке. Язык не должен скользить по верхним краям зубов, всегда начинает движения от десен.
Маляр
Цель: тренировка навыка держать язык широким, совершать целенаправленные и медленные движения.
Дошкольник улыбается, приоткрывает рот на 1-2 см, кончиком языка гладит небо, совершая медленные движения вперед-назад.
Важные моменты: ребенок должен четко контролировать неподвижность нижней челюсти.
Качели
Цель: тренировка мускулатуры язычка, растягивание короткой подъязычной перепонки, отработка навыка чередования положений языка.
Дошкольник широко улыбается, открывает рот. Язычок напряжен, тянется к верхним резцам кончиком. Поза фиксируется на 1-3 секунды. Затем язык подтягивается к верхним зубам, после к нижним. В обоих положениях нужно задерживаться на пару секунд. Сначала упражнения выполняются быстро, потом медленнее.
Важные моменты: нужно двигать только языком. Шевелить губками, подбородком, челюстью, чтобы помочь языку нельзя.
Иголочка
Цель: тренировка навыка напрягать и расслаблять мускулатуру язычка по заданию педагога.
Ребенок приоткрывает ротик на 1-2 см, вынимает напряженный язычок наружу. Бока органа напряжены, кончик поднят кверху, но не касается резцов. Удерживать позу нужно под счет до 5-10.
Важные моменты: укажите ребенку на ощущения при напряжении речевых органов. Дошкольник должен почувствовать дискомфорт.
Чашечка
Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата, выработка навыка подъема боковых краев язычка.
Губы и челюсти раскрыты, ротик растянут в улыбке. Ребенок достает язычок, сворачивает его в широкую трубочку. Поднимает к верхней губе, но не прикасается к ней. Удерживаем позу рта по счету до 5-10.
Важные моменты: педагог следит, чтобы губки и челюсти не смыкались, не двигались.
Парус
Цель: снять тонус мускулатуры язычка, тренировать упругость кончика.
Ребенок открывает рот, поднимает язычок, упирает кончик в верхние резцы. Язык провисает как гамак. Задание статичное, нужно просто удерживать позу.
Важные моменты: упражнение исполняется под счет. Чем дольше ребенок удерживает язычок, тем лучше.
Грибок
Цель: растяжение перепонки под языком.
Дошкольник губы в улыбке, приоткрывает рот. Поднимает язычок, прижимает к верхнему небу. Открывает рот еще шире, удерживает положение на 5 – 10 секунд.
Важные моменты: ребенок должен чувствовать напряжение подъязычной перепонки, степень ее растяжения, опускать челюсти нельзя даже при значительном дискомфорте. Ширина открытия рта увеличивается от урока к уроку.
Гармошка
Цель: научить фиксировать язычок в поднятом положении, растянуть подъязычную перепонку.
Ребенок раскрывает рот широко, язычок поднимает к небу, затем открывает и закрывает рот. Повторяет упражнение несколько раз.
Важные моменты: рот нужно открывать максимально широко. На первых занятиях уздечка может побаливать, ребенок будет испытывать небольшой дискомфорт — это нормально.
Читайте также:
Артикуляционная гимнастика на звук Р в картинках
Артикуляционная гимнастика на звуки С, З, Ц в картинках
Рекомендации по проведению занятий
- Сначала обучайте детей легким упражнениям, затем сложным.
- Выполняйте упражнения сидя.
- Проводите занятия ежедневно по 5-10 минут, лучше 2 раза в сутки утром и вечером.
- Логопедические занятия не эффективно проводить в многочисленной группе. Занимайтесь индивидуально или с 2-3 учениками.
- На уроке сидите к ребенку лицом или пред зеркалом. Ваша мимика будет для малыша ориентиром и примером.
- После постановки звука, закрепите занятие упражнениями на автоматизацию звука. Используйте произношение в слогах (ЛА-ЛА, Ло-ЛА и другие варианты), детское лото, стихи, чтение слов и составление текстов.
- Чтение и письмо на слух рекомендуется использовать для логопедической работы с детьми от 7-8 лет, когда школьник хорошо знаком с буквами. С детьми дошкольного возраста обходитесь карточками, повторением речевого материала за взрослым.
- Не забывайте подбадривать малыша во время занятия, чтобы он не не потерял интерес к урокам, не пал духом.
- Детям дошкольного возраста предлагайте передохнуть от упражнений каждые 3-5 минут. Но свободное окошко используйте с пользой: сделайте пальчиковую гимнастику, заштрихуйте картинки из логопедической раскраски.
На заметку! С детьми до 5 лет перед первыми уроками по постановке звука [л] с помощью артикуляционной гимнастики посмотрите видеоуроки. Так малыш лучше поймет, что хочет от него воспитатель или мама.
Читайте также: Речевой материал на дифференциацию звуков Л и Ль
Коррекция дефектного произношения звука [Л] с помощью артикуляционной гимнастики занимает 1-3 месяца. Наберитесь терпения и занимайтесь регулярно, только в этом случае занятия будут эффективны.
Рейтинг автора
2
Автор статьи
Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.
Написано статей
37
Приемы постановки звука Л от мягкого ЛЬ по подражанию и со сказкой
Приветствую вас, дорогие читатели и подписчики моего блога!
Угадайте, какая связь между пароходом, парусом и индюком? У парохода есть парус и он перевозит индюка? Не совсем так, хотя наверняка именно на таких судах к нам завезли из Нового Света этих домашних птиц. Разгадка поможет раскрыть все способы и приемы постановки звука Л.
В этой статье я спешу продолжить тему, начатую ранее. И, прочитав статью до конца, вы найдете ответ на этот и другие вопросы, но обо всем по порядку. В начале своей работы над звуком логопед выясняет, каким образом он нарушен и какие проблемы с его произношением существуют у ребенка.
Есть ли у него дизартрия? Увеличены ли аденоиды? Все ли у него хорошо с органами ЛОР, дыханием, голосом? Звук Л — твердый и сонорный. После диагностики и во время подготовительных занятий можно уже определиться с методами и способами коррекции ламбдацизма. И какие инструменты и вспомогательные материалы могут пригодиться на этом этапе.
Приемы и упражнения
Выстраиваем тактику и стратегию в зависимости от особенностей артикуляционного аппарата детей. Какие есть способы ? Мы рассмотрим следующие:
- по подражанию
- постановка от мягкого звука ЛЬ
- с помощью “болтушки” (“индюк”)
- от паруса
- с механической поддержкой (использование шпателя, чайной ложки, зонда “восьмерка”, ватной палочки)
- от “парохода”
По подражанию
Сказка про маленький пароходик.
Жил на свете маленький пароходик Микки, который не хотел гудеть.
Мама ему говорила, как это нехорошо, воспитанные суденышки всегда гудят, если встретят другие кораблики на своем пути.
Папа говорил: “Ты такой маленький, тебя в тумане могут и не заметить.”
Однажды случилась такая история: Микки заблудился. Заигрался он с веселыми разноцветными рыбками, которые выпрыгивали из воды. Не заметил, как поднялся туман. Хотел он загудеть, а у него не получилось. Давай покажем ему, как надо гудеть.
Покажите, как широкий язык (Я) поднять за верхние зубы(З).
Если не получается — сесть перед зеркалом вместе с малышом и показать,.
Показать на руках — сложить ладонь чашечкой, как будто хотите зачерпнуть воду (это Я) и упереть в другую ладонь, стоящую ребром (зубы).
Пароход гудит
Не получилось у пароходика загудеть. Ветра нет, полный штиль, парус не надувается. Не беда, попробую погрести веслами. Весла широкие (“лопата”- широкий язык лежит на нижней расслабленной губе). Весла шлепают по воде (пя-пя-пя и тя-тя-тя)
Самый простой и надежный способ, если нет осложнений в виде дизартрии и аденоидита. Зажимаем широкий Я между З и пытаемся произнести звуки Ы либо Л. Иногда получается сразу. Но порой приходится делать подготовку:
- лопатка (блинчик) — держа широкий Я на свободной нижней губе — “блинчик на тарелочке”, плавно сдвигаем его в рот, останавливая между зубов
- “месим тесто” — шлепаем по Я губами “пя-пя-пя” и зубами “тя-тя-тя”, потом “тя-тя-тя”либо “та-та-та” (что получается) переводим в лалала или ляляля соответственно, постукивая, прижимаем язык зубами и тянем “ЛЛЛЛЛ” и “ЛЬЛЬЛЬ”
Парус
После того, как межзубное Л закрепится, произношение станет стабильным, надо поднимать Я за З и переходить к способу постановки от “паруса”.
При межзубном произношении Л язык надо сразу поднимать вверх.
Подул ветерок, парус стал подниматься.
Способ тоже простой, но подходит только если язык широкий и удерживается в верхней позиции. Я поднять вверх за З и гудеть Л или ЛЬ. Совершенно не подходит, если замена Л на Г или НГ. Чтоб “парус” был менее выпуклый, можно слегка подталкивать его ватной палочкой или зондом. Лучше всего сочетать парус и пароход. Погудеть, затем сказать:”А теперь сделай тоже самое, но с парусом”, помочь палочкой и следить, чтобы рот не закрывался, можно держать зонд ”саночки” между боковых зубов.
С помощью механической поддержки
Но вдруг мачта сломалась, парус не поднимается, давай поможем.
Если парус не получается никак, но нет замены заднеязычный Г , и получается пароход, то просим малыша поднять Я за верхние З и гудеть как пароход. Можно использовать зонд, ватную или хлебную палочку, ручку чайной ложки или зубной щетки, все должно быть чистым, стерилизованным. Этот способ хорош при дизартрии, когда Я плохо управляем из-за нарушения иннервации, плохо удерживается или уходит в сторону.
Болтушка, индюк балаболит
Этот способ хорошо подходит, когда замена «Л» на «Г» (НГН). А также для маленьких детей в возрасте до 5 лет, так как звук Л сложный для постановки и требует некоторых волевых усилий и сознательных, произвольных действий.
Быстро водим Я вперед — назад кончиком по верхней губе, губы в улыбке, рот открыт, звук “блблбл”, постепенно замедляем движение, произнося “л-л-л” или ”ль-ль-ль”, затем задерживаем Я подольше за верхними З в положении “парус” , язык гладит верхние передние зубы изнутри, произнося “ЛЛЛЛ” или “ЛЬЛЬЛЬ”, затем падает на губу в положении “блинчик”, произнося “А” или “Э”. Я должен падать на губу, а не уходить в глубь рта.
Проплывает Микки, а на берегу индюк стоит. Приветствует его, балаболит. Побежал индюк навстречу. Посмотрел пароходик на индюка и стал веслом загребать.
От мягкого “ЛЬ”
Стоят рядом индюк и индюшонок. Папа говорит “ЛЛЛЛ”, а сын “ЛЬЛЬЛЬ”.
“Хочу как ты, папа”. Отец отвечает: “Хорошо, я тебя научу, но давай пригласим кораблик в гости, он наверно долго плыл.
Погода плохая, он замерз. Давай его напоим чаем”
Налили чай в чашечку.
Угостили его сладкими трубочками.
Индюшонок рассказал, как месил тесто для трубочек — «пя-пя-пя» и «тя-тя-тя» и сворачивал его.
А Микки показал, как он поднимает свой парус.
И покатал индюшонка на волнах вверх-вниз.(качели)
Очень часто звук ЛЬ уже имеется у детей или ставится первым. Происходит замена в речи Л на ЛЬ. Это бывает оттого, что у мягких звуков наблюдается палатализация, смычка неба не с кончиком Я, а с спинкой, Я при этом имеет неправильный тонус, а его кончик не выражен. Следовательно, надо делать массаж языка, чтоб он был более широкий, а также показаны упражнения:
Просим малыша прикусить легко кончик языка, “поцарапать” его ногтем, чтобы он понимал, каким местом нужно упираться в нёбо (и за зубы). Делаем “качели”, чтобы ощущалась разница между выпуклым и вогнутым положением языка во рту.
Индюшонок помог поставить парус, постучал своим клювом «ДДДД»
“Папа, у меня не получается как у тебя. Я хочу показать Микки как гудеть.”
Отец помог индюшонку, поддержал его крылом
- Поставить палец в подбородочную ямку. Малыш произносит “ЛЬЛЬЛЬ”, надо нащупать ямку снизу, слегка надавить, если нет отклонения Я в сторону от средней линии и проблем с прикусом, то рефлекторно получится твердая фонема.
- Ладонью давить на подбородок снизу. При произношении “ЛЬ” подпереть тыльной стороной ладони подбородок. Когда произношение Л станет стабильным, пациент сам может держать свою руку.
От звука А
Подходит для детей старше 6 лет и взрослых.
Широко открыть рот и тянуть ”АААА”, затем быстро поднять язык и упереться за верхние зубы. Можно помочь шпателем, зондом или пальцем. Очень важно, чтоб воздушная струя шла на кончик языка, поэтому надо этот момент отработать, иначе получится носовой звук «НГ».
Поможем Микки прогудеть, чтобы мама и папа его услышали. Давайте будем вместе по команде поднимать парус, я скажу АААА, затем быстро поднимем его вверх. Нужна подпорка.
От “заборчика”
Иногда достаточно отработать положение губ в улыбке, не смыкая при “пароходе” или “парусе”. Если смыкаются губы и слышится «В», то надо раздвигать губы пальцами либо все время напоминать о ”заборчике”. Хорошо, если клиент все время смотрит на положение своих органов речи в зеркале, так как зрительный контроль помогает понять, при каком положении звук произносить легче и четче.
И обязательно нужно улыбаться. Хорошее настроение залог успеха. И вот наконец-то Микки удалось загудеть. Его родители услышали и прогудели в ответ. Обрадовался маленький кораблик, помахал индюкам на прощание веслом, поблагодарил их за помощь и поплыл домой радостный и довольный.
После того, как звук Л поставлен, надо переходить к автоматизации его в слогах, словах и предложениях. Об этом читайте следующие статьи, следите за обновлениями блога. Желаю вам всего хорошего, до встречи!
Картотека домашних заданий на этапе автоматизации звука [Л] — Логопедические упражнения для домашних заданий — Для Вас — Родители — Каталог статей
Разработала: учитель — дефектолог Масалович Татьяна Сергеевна
ГУО «Ясли-сад № 35 г. Орши»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 1
1. Артикуляционная гимнастика:
иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.
2. Звукоподражание:
Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).
3. Повторять слоги за взрослым, протягивая звук Л, много раз:
ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛО ЛО-ЛА ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛА
ЛО-ЛО-ЛО ЛА-ЛУ ЛО-ЛУ ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛО
ЛУ-ЛУ-ЛУ ЛА-ЛЫ ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛУ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
4. Повторять слоги, при этом соединять большой пальчик, по очереди, с указательным, со средним, с безымянным, с мизинцем, повторяя слоги:
Ла-ла-ла-ла Ло-ло-ло-ло Лу-лу-лу-лу Лы-лы-лы-лы |
_________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 2
1. Артикуляционная гимнастика:
иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.
2. Звукоподражание:
Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).
3. Повторять за взрослым много раз:
ЛА-ЛА-ЛО ЛО-ЛО-ЛА ЛУ-ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛЫ-ЛА
ЛА-ЛА-ЛУ ЛО-ЛО-ЛУ ЛУ-ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛЫ-ЛО
ЛА-ЛА-ЛЫ ЛО-ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛЫ-ЛУ
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ ЛУ-ЛЫ-ЛА-ЛО
ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛА ЛЫ-ЛА-ЛО-ЛУ
ЛА-ЛА-Лак ЛО-ЛО-Лом ЛУ-ЛУ-Лук ЛЫ-ЛЫ-Лыжи
ЛА-ЛА-Лаз ЛО-ЛО-Лось ЛУ-ЛУ-Луч ЛЫ-ЛЫ-Лыко
ЛА-ЛА-Лапа ЛО-ЛО-Лоб ЛУ-ЛУ-Лунка
ЛА-ЛА-Лама ЛО-ЛО-Локоть ЛУ-ЛУ-Лужа
ЛА-ЛА-Ландыш ЛО-ЛО-Лошадь
ЛА-ЛА-Лампа ЛО-ЛО-Ложка
__________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 3
1. Артикуляционная гимнастика:
иголочка, парус. часики ,маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.
2. Звукоподражание.
Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).
3. Повтори слова за взрослым (много раз):
«ЛА»: юла, дела, пила, мала, салат, халат, палатка.
«ЛО»: болото, чулок, село, голодный, холодный.
«ЛУ»: тулуп, белуга, шалун, колун, валун.
«ЛЫ»: валы, столы, малыш, улыбка.
4. Выучить наизусть:
ЛА-ЛА-ЛА-у меня была юла.
ЛО-ЛО-ЛО- с ней мне было весело.
ЛУ-ЛУ-ЛУ- поломала я юлу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- и осталась без юлы.
________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 4
1. Артикуляционная гимнастика:
иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.
2. Звукоподражание:
Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).
3. Повтори за взрослым слова (много раз):
«ЛЫ»: белый, алый, милый, смелый, бокалы, вокзалы, обвалы, малыши,
каникулы.
«ЛА»: лапша, жила, пела, вела, видела, обидела, читала, кидала, бросала,
возила, акула.
«ЛО»: лото, мыло, весело, одеяло, сало.
«ЛУ»: луна, голубь, лукошко, голубцы, палуба.
4. Выучить наизусть:
Все бело, бело, бело.
Много снега намело.
Вот веселые деньки-
Все на лыжи и коньки!
5. Повтори предложения за взрослым:
Моя сестренка мала. У мамы есть халат. На столе салат из лука. Ласточка свила гнездо. У нас есть лошадь. Таня ушибла локоть. Во дворе – лужа. Мой котенок – шалун.
_____________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 5
1. Артикуляционная гимнастика:
иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.
2. Звукоподражание:
Самолет летит: л-л-л-л.
3. Повтори за взрослым ( много раз):
глаза, класс, сладость, плавать, пластинка, заплатка, флаг, плот, плут, глобус, площадь, хлопок, хлопать, глупый, каблук, клубника, клумба, заслуга, слышать, весло, слово, клок, клоп, клоун, флоксы, флакон, флот, сложный.
4. Выучить наизусть ( Л — четко в каждом слове):
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.
5. Повтори предложения за взрослым:
Мама приготовила молочный суп. Володя полол на огороде лук и свеклу. В зоопарке мы видели слона, Слава и Луша плывут на лодке. У Клавы на голове белый платок. Мила играет с куклой. Клава моет ладони с мылом.
____________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 6
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Повтори за взрослым (много раз):
АЛ-АЛ-АЛ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ
ОЛ-ОЛ-ОЛ ОЛ-УЛ-ЫЛ-АЛ
УЛ-УЛ-УЛ УЛ-ЫЛ-АЛ-ОЛ
ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ ЫЛ-АЛ-ОЛ-УЛ
АЛ-АЛ-АЛ-Павел днем не спал.
УЛ-УЛ-УЛ-Павел сел на стул.
ОЛ-ОЛ-ОЛ-Он играл в футбол.
ИЛ-ИЛ-ИЛ-Павел гол забил.
4. Выучить наизусть:
Молоток стучал, стучал. Лопата копала,
Гвозди в доску загонял. Копала, копала,
Колотил он с толком, Потом улеглась,
Получилась полка. Видно очень устала.
5. Составь предложение из слов:
Лук Мила полоть. Таня белое надеть платье. Надя халат надеть. На голубой платок Таня. Нина мыть полы. Мила клоуна видеть веселым. Блокнот Мила купить новый. Кот галка поймать. Облака по плыть небо белые.
__________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 7
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Повтори за взрослым:
АЛ-АЛ-АЛ-слишком мал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ-вымой пол.
УЛ-УЛ-УЛ-ветер дул.
ИЛ-ИЛ-ИЛ-траву косил.
ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ-белый мел.
4. Выучить наизусть:
Есть у Аллы юла,
Юлу Алла завела.
Юла пела, танцевала,
На одной ноге стояла.
А потом устала
И на бок упала.
5. Повтори предложения:
У лайки белые лапки. Мила катается на лыжах. Брат Володи уехал на футбол. Папа купил зеленую елку. Стул стоял около стола. Лариса надела новое платье. Павел сел за свою парту. Бабушка посадила цветы на клумбе.
________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 8
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Выучить наизусть:
Варежка.
Маша варежку надела:
— Ой! Куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла:
— Поглядите-ка, нашла.
4. Повтори чистоговорку:
ЛА-ЛА-ЛА- Мила в лодочке плыла.
ЛО-ЛО-ЛО- светит солнышко тепло.
ЛУ-ЛУ-ЛУ- рада Милочка теплу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- песни Милочке слышны.
Клава в лодочке сидела,
Вместе с Милой песни пела.
5. Пересказ:
МИЛА И ПЧЕЛА.
Было тепло. Мила сидела у окна и смотрела в сад. Она увидела, как над цветком летали пчелы, они ползали по нему и жужжали. Вдруг одна пчела влетела в комнату. Мила испугалась и убежала к маме на кухню. Она об этом рассказала маме. Мама готовила обед. Мама сказала Миле: «Не бойся, дочка. Сейчас мы ее прогоним». Они вошли в комнату, но пчелы там уже не было.
______________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 9
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Выучить наизусть:
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.
4. Я начну, а ты продолжи (записать ответы в тетрадь):
Я встаю — а ты встал Я сажусь – а ты …
Я рисую – а ты … Я падаю – а ты…
Я пишу – а ты … Я ставлю – а ты…
Я поднимаю – а ты … Я покупаю – а ты …
5. Пересказ:
Лиза с мамой ходили в зоопарк. Там они увидели много разных животных. Когда Лиза с мамой пришли домой ,то старший брат Володя спросил Лизу: «А каких животных ты видела в зоопарке?» А Лиза сказала: «Я видела там много животных, но больше всего мне понравились животные, в названии которых встречается звук «Л»: лошадь, лев, осел, козел, лиса, слон, крокодил, волк».
_________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 10
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Выучить наизусть:
Елка.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
4. Повтори за взрослым:
Ла-ла-ла — Мила плачет у стола.
Лу-лу-лу — я возьму метлу.
Лы-лы-лы — вымыли полы.
Ла-ла-ла — я домой ушла.
Ло-ло-ло — как на улице светло.
Лу-лу-лу — стекла осколки на полу.
лу-лу-лу — скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы — эти туфли мне малы.
5. Исправь предложения (записать). Повтори их:
Голубь ловил Павла. Стол сел за Михаила. Кукла унесла собаку в чулан. Полка поставила бутылку на Володю. Велосипед сел за Михаила и поехал на футбол. Жук долбил кору и искал дятла. Гол играл в ворота и забил в футбол Володю.
_____________________________________________________________________________________________ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 11
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Повтори за взрослым:
Ил-ил-ил — стекло Олег разбил.
Ыл-ыл-ыл — бульон в котле остыл.
Ил-ил-ил — лампу лось купил.
Ел-ел-ел — дятел улетел.
Ол-ол-ол — в углу стоит стол.
Ал-ал-ал — я достал пенал.
Ил-ил-ил — блокнот взял Михаил.
Ал-ал-ал — едет, едет самосвал.
4. Выучить наизусть:
Клава, Клава, глянь в окно,
Сколько снега намело.
И в лесу, и в саду
Сосны елки все в снегу.
5. Повтори предложения:
На балконе лопнуло стекло. Элла сломала лыжную палку. Мила гладила платье для куклы. В лесу за болотом плакала иволга. Светлана слушала звон колоколов. Павел ловил плотву с лодки. Котенок лакал молоко. Володя запивал клубнику холодным молоком. Алла ела булку с маслом.
__________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 12
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Повтори много раз:
Я долго мыл полы.
МЫ долго мыли полы. ОН долго мыл полы.
ТЫ долго мыл полы. ОНА долго мыла полы.
ВЫ долго мыли полы. ОНИ долго мыли полы.
4. Повтори предложения:
Алла заколола волосы заколкой. Стеклянная бутылка лопнула от холода. Клава слушала, как весело заливался соловей. Мила гладила и складывала халаты на полку. Павел заблудился в глухом лесу.
5. Повтори за взрослым:
Ол-ол-ол — Володя в школу шел Ил-ил-ил — подмел палас Данил Лок-лок-лок — побелили потолок | Лат-лат-лат — Ане купим мы халат Алка-алка-алка — это слово галка. Ула-ула-ула — говорю акула. |
6. Выучить наизусть:
Мама купала в лохани малышку, мылом, мочалкой мыла голышку.
Около мамы Мила стояла, теплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца теплым, лохматым, большим полотенцем.
__________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 13
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Выучить наизусть:
Клава ловко лук полола, мыла пол и полки Лола,
Пыль Володя выбивал, гвозди Валя забивал.
Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл,
Ну а маленькая Светка ела сладкие конфетки.
4. Повтори за взрослым:
На дороге мелкая лужа. У нас плаксивый малыш. Мы купили полотняное платье. На дороге растет толстый лопух. Лара уронила шелковый платок. У Павла голубые глаза.
5. Повтори за взрослым:
Ал-ал-ал — у нас будет бал. | Ал-ал-ал — вот заходят гости в зал. Ал-ал-ал — ах, какой веселый бал! |
6. Придумай родственное слово (записать в тетрадь):
Волк — волчиха, волчий Голубь-…
Слон-… Колос-…
Лось-… Колокол-…
__________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 14
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Выучить наизусть:
Галка.
Задумала галка иголку купить,
Чтоб голым галчатам штанишек нашить.
Иголку и лучшего желтого шелку купила
И тут же уселась на елку.
Уселась на елку и хвост положила,
Очки нацепила – и шила, и шила…
Летела синица и вниз поглядела:
— Эй, галка, ты нитку в иголку не вдела!
4. Повтори предложения, ответь на вопросы:
Володя копает клумбу лопатой.(Кто копает клумбу? Чем копает Володя? Что копает?)
Слава и Володя плывут на лодке.(Кто плывет? На чем плывут? Что делают ребята?)
Клава мыла ладони с мылом.(Кто мыл ладони? Чем мыла ладони Клава? Что мыла?)
Михаил посмотрел на глобус.(Кто посмотрел? Что сделал Михаил? Куда посмотрел?)
На елке Павел увидел белку.(Кто увидел белку? Кого увидел Павел? Где Павел увидел белку? Что Павел сделал?)
_____________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 15
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Выучить наизусть:
Клоун – чудак.
Клоун – чудак, делал все не так:
Ломом копал, лопатой ломал,
Долотом шил, иглой долбил,
Колуном пилил, пилой колол,
Метлой белил, а кистью мел!
3.Пересказ текста:
Белка и волк.
Бела прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня.
Волк сказал:
— Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы на елках все прыгаете.
Белка сказала:
— Пусти меня на елку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на елку и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем. (По Л.Толстому)
____________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 16
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Выучить наизусть:
Помощница.
Мила маме, как могла, хоть мала, а помогла.
Долго дела не искала: полотенца полоскала,
Вилки вымыла и ложки, молоком поила кошку,
Пол метелкой подмела от угла и до угла…
3. Составь предложения из словосочетаний, повтори и запиши их в тетрадь:
Голубые глаза, гладкий пол, большой класс, сладкая клубника, шелковый платок, полотняное платье, желтый флаг, слушать колокол, огромные клыки, голубой клубок, красивая блузка.
4. Повтори за взрослым много раз:
Одна гладкая оловянная ложка.
Две гладких оловянных ложки.
Три гладких оловянных ложки.
Четыре гладких оловянных ложки.
Пять гладких оловянных ложек.
_________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 17
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Выучить наизусть:
Маляр
Вот как потолок я белил: белила в ведро я налил,
Поставил на стол я стул, в белила я кисть макнул.
На стул забираться стал, на стуле не устоял.
Неловко кистью махнул, белилами стены мазнул.
3. Повтори чистоговорку:
ЛА-ЛА-ЛА — такие вот дела.
ЛУ-ЛУ-ЛУ — иголка на полу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ — вымою полы.
ЛО-ЛО-ЛО — лопнуло стекло.
4. Составь, и запиши в тетрадь рассказ, используя слова:
Солнышко, облака, колокольчики, голубое, плывут, тепло, лето, лужок, желтые, сладкие, клумба, гладиолус, ландыш, фиалка.
5. Повтори скороговорки:
Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.
Маленькая болонка пила воду около колонки.
_________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 18
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повтори стихи о слонах:
Головой кивает слон — он слонихе шлет поклон.
Слоны умны, слоны сильны, слоны спокойны, веселы.
Двое маленьких слонят спать давным- давно хотят.
3. Выучить наизусть:
Вот плывет Володин флот: лодки, яхты, ялик, плот.
Капитан флажок поднял, теплоход сигнал подал.
Весла весело взлетают, слон зашел на пароход,
Лодка лодку догоняет, Клоуны идут на плот.
Взять Володя всех готов- кукол, колобка, котов,
Он бы взял еще осла- жаль, что ванная мала.
4. Пересказ текста:
Ласточки в гостях.
Наша палатка стояла около бора. Весна была холодная. В середине мая шел плотный снег. Но весна была весной. Холод, не холод, а птицы прибывали. Как-то подходя к палатке, я увидел стайку ласточек.
«А у нас гости!»- сказал мой товарищ. Какие гости в такие холода? Я открыл палатку, а от туда выпорхнули ласточки. Стайка уселась около палатки. Пока было светло, я сделал им около лампочки насест. Ласточкам в палатке показалось удобно. Стайка уселась, и птички плотно прижались друг к другу.
Ночью ласточки иногда подавали голос. Это стало понятно утром. Когда стало светло, оказалась, что на палатке сидит еще одна ласточка. Это с нею ночью была беседа у ласточек .Когда стало тепло, стайка ласточек покинула нас.
________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 19
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Выучить наизусть:
Пирожок в печи пекла
Хлопотливая пчела.
Положила в пирожки
Пол наперсточка муки.
Каплю патоки взяла,
Всех подружек позвала.
На пиру у пчел я был,
Крепкий мед пчелиный пил.
3. Измени по образцу, ответы записать в тетрадь:
плавать – плавательный бассейн облако-…
яблоко – яблочное повидло колокол-…
пластик — … елка-…
пластмасса-… клубника-…
солдат-…
4. Придумай и запиши в тетрадь 10 слов, которые начинаются на звук «Л» и 5 слов, которые заканчиваются на звук «Л».
____________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 20
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Выучить наизусть:
Лиса и волк.
— Лизавета, здравствуй!
— Как дела, зубастый?
— Хороши мои дела,
Голова еще цела!
Как, кума, твои дела?
— На базаре я была!
— Что ты так устала?
— Уток я считала.
— Сколько было?
— Семь с одной.
— Сколько стало?
— Ни одной!
— Где же эти утки?
— У меня в желудке
3. Подумай и ответь, какие из этих слов обозначают животных, какие – птиц, какие – растения?
Лапа, лак, лама, лампа, лавка, лайка, лань, ландыш, ласка, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лось, лотос, лов, лошадь, лоза.
4. Послушать и пересказать сказку «Колобок».
__________________________________________________________________________________________
Постановка звука [л] — Занятия для развития детей RightBrain.Training
Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой.
Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.
Здесь представлен материал, который позволяет отрабатывать постановку звука [л]
Занятия на постановку звуков рассчитаны на деток от 2 лет
Важный момент при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики — выполнять упражнения перед зеркалом для того, чтобы был зрительный контроль над постановкой рта и языка. Так же не менее важен слуховой контроль — позволяйте ребенку самому выполнять упражнения и слышать себя и свой звук.
Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л]
1. Индюк
Цель: Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.
Описание: Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на «песенку» индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).
Методические указания: Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
2. Пароход гудит
Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы, имитируя гудок парохода.
3. Самолёт гудит
Цель: Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л.
Описание: Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук [Ы], протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук [Л].
4. Качели
Цель: Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенные артикуляционные уклады.
Описание: Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.
Методические указания: Важно, чтобы при выполнении этого упражнения работал только язык. Очень часто это упражнение выполняют, уложив язык на нижнюю губу. При таком варианте работает только нижняя челюсть, а язык остается в покое. Старайтесь этого не допускать.
5. Иголочка
Цель: Вырабатывать умение удерживать узкий напряжённый язык.
Описание: Откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым.
Методические указания: Важно, что бы язык был прямым, а кончик не отклонялся, ни в стороны, ни вверх.
6. Лошадка
Цель: Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).
Описание: Улыбнувшись, широко открываем рот и «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади.
Методические указания: Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если удержание нижней челюсти будет даваться очень трудно, то на первых порах, придерживаем её пальцами.
7. Грибок
Цель: Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).
Описание: Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.
Методические указания: Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
8. Гармошка
Цель: Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).
Описание: Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.
Методические указания: Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.
9. Барабанщик
Цель: Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.
Описание: Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д]: д-д-д…Сначала звук [д]: произносим медленно, постепенно убыстряя темп.
Методические указания: Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Обучающее видео для постановки звука [л]
Автор Юлия Болтунья:
Как произносить звук Л
Автоматизация звука Л
Постановка звука Л
Автор Ирина Денисова:
Постановка звука Л
Автор OlgaViktorovna58
Непокорный звук Л
Автор логоцентр-чудеса.рф
Автоматизация звука Л (карточки)
Карточки для постановки звуков
Для постановки и автоматизации звуков в словах используются карточки, названия которые содержат определенный, нужный нам звук (в данном случае это звук [л])
В слове звук окружают другие звуки, накладывающие свой артикуляционный и акустический отпечаток. И, с помощью изображения предмета, ребенок лучше воспринимает значимые, осмысленные вещи.
Слова позволяют автоматизировать звук во всех возможных позициях, создают, по сути, «артикуляционные модели» — ребенок не должен выучить все слова русского языка с данным звуком, он тренируется произносить новый звук в различных сочетаниях, которые затем будет использовать уже в других словах, которые встретятся ему в жизни.
В наборе 156 карточек с картинками и 156 карточек со словами, в которых звук [л] встречается:
-в начале слова (ла, ло, лу, лы)
-в середине слова (ла, ло, лу, лы)
-в стечении согласных (лв, лк, лд, лг, лф, лс, бла, бло, блу, вла, вло и т.д )
-в конце слова (ал, ол, ел, ыл, ил)
Как играть
В играх важно, чтобы ребенок произносил вслух
название предмета на карточке
1. Повторяй за мной
Выкладывайте в ряд, например, по 3 карточки и называйте их с четким произношением звука [л]. Попросите ребенка повторить за вами названия карточек.
2. Картинка-слово
Если ребенок уже умеет читать, то можно использовать карточки со словами для игр. Например, выберите некоторое количество карточек-картинок и соответствующие им слова. Разложите их перед ребенком, дайте посмотреть несколько секунд, и переверните картинкой вниз. Задача ребенка переворачивать по две карточки картинка-слово. Например, картинка-луна и слово-луна.
Можно играть вдвоем, кто угадал пару карточек — забирает себе. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.
3. Буквы и чтение
Отберите несколько уже полюбившихся карточек малышу и соотнесите их с буквами алфавита (например, с ЭТИМИ). Например, К-куколка, л-лошадка и т.д. Или составляйте целые слова.
Аналогично можно играть с английскими буквами (скачать их можно тоже ЗДЕСЬ)
4. Игры на развитие памяти
— «Вспомни»
Разложите перед малышом некоторое количество карточек (начинать можно с 2-3 шт), буквально на несколько секунд, только для того, чтобы он окинул их взглядом. Затем соберите и разложите их же, но на одну меньше. И попросите угадать, какой карточки нет, «кто спрятался?» или «кого не хватает?».
Или аналогично разложите карточки на несколько секунд. Затем соберите и разложите их же, но уже на одну больше. И попросите угадать, какая новая карточка появилась, «кто пришел в гости?».
— «Сетка памяти»
Для начала можно играть так: выложить перед малышом на несколько секунд 2-3 карточки (постепенно увеличивая их количество), и обязательно озвучивать их. Затем перевернуть, и попросить показать, где одна из картинок. Когда эта игра будет освоена, можно переходить к оригиналу игры – сетке памяти.
Правила оригинальной игры: покажите ребенку сетку с четырьмя картинками на несколько секунд, а затем дайте пустую сетку на четыре карточки и четыре карточки с картинками. Попросите малыша положить картинки на пустую сетку в том же порядке, в котором они были расположены на изначальной сетке. Когда все будет сделано, раскройте свою сетку и проверьте, находятся ли картинки в правильном порядке.
Как только это упражнение будет получаться, увеличивайте размеры сетки 3×3, 4×4, 5×5, и т.д.
Для упрощения работы по созданию карточек используйте меньшее количество фотографий. Например, вы могли бы сделать сетку 3×2, где два квадрата остаются пустыми, другие четыре заполнены картинками, размещенными в случайных позициях.
Эта деятельность тренирует правое полушарие и помогает развивать фотографическую память.
— «Цепочка памяти»
Это игра на запоминание цепочки картинок.
Вам понадобятся карточки с разными картинками. Начните с 3х карточек – придумайте какую-нибудь абсурдную историю. Например, «однажды котенок увидел слона, который летал на воздушном шаре». Затем перемешайте карточки и предложите ребенку восстановить цепочку событий. То есть нужно первой положить карточку с изображением котенка, вторую — с изображением слона, третью – с воздушным шаром. Постепенно вы можете увеличить количество карточек до 50 и более. В этот момент ребенок сможет запоминать последовательность как единый образ – с первого взгляда, без слов.
Для деток постарше в этой игре, после вашей абсурдной истории, карточки можно просто перемешать. И ребенок сам их разложит и восстановит цепочку событий.
5. Воображение
Возьмите любую карточку, ту которую ребенок хорошо знает. И попросите его повернуться к вам спиной (или закрыть глазки). Далее объясните наводящими предложениями, что изображено на карточке. Например «футболка» — мы одеваем ее летом, когда тепло, это одежда, она с короткими рукавами, бывает разного цвета и т.д. Или «клубника» — она сладкая и красная, это ягода, растет на грядках, из нее делают варенье и т.д. Пусть ребенок угадает, что это.
Затем поменяйтесь. Ребенок уже увидел, как нужно играть и теперь он может попробовать сам.
6. Постановка вопроса
Выберите несколько карточек для игры (желательно одной тематики, например, животные или еда и т.д). Затем спрячте их и выберите одну, не показывайте ее ребенку. Попросите ребенка угадать, что вы выбрали, с помощью вопросов. Например, «Это игрушка?»,»Он круглый?», «Это мяч?» и т.д. Если ребенок угадывает карточку, то забирает ее себе.
И вы меняетесь местами, теперь он выбирает карточку, а вы задаете вопросы.
7. Мостик
Разложите несколько карточек на полу и расскажите, что сейчас мы стоим на одном берегу реки, а чтобы нам перебраться на другой берег нужно пройти через мостик с карточками. Прыгая через мостик с карточками, ребенок должен называть, что изображено на каждой карточке.
Играйте с удовольствием!
Автор: Daria Antonova, RightBrain.Training