простые логопедические упражнения. Как научить ребенка говорить букву «Л» и причины неудач
Часто в наши дни можно услышать нарушенное произношение звука Л. Это нарушение называют лабмдацизмом. Так, вместо слова «лопата», говорят, к примеру, «увапата», «ропата» и так далее. Если так разговаривает малыш, которому три года, то этом может даже иногда умилять. Однако если так разговаривает взрослый человек, это скорее вызовет насмешку. Чтобы такого не допустить, необходимо своевременно проконсультироваться с логопедом. И это необходимо сделать как можно раньше.
Логопеды иногда считают, что исправить неправильное произношение звука Л можно в младшем школьном или старшем дошкольном возрасте. Поверьте, такие специалисты не правы. Ведь насколько правильно говорит ребенок, зависит его овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом слов. Да и вообще становление ребенка, как успешного человека. А если эта проблема все еще не вылечена у взрослых людей, тогда вам стоит начать действовать, а начало можно положить при помощи наших советов и рекомендаций.
Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л?
- Голосовые связки вибрируют.
- Мягкое небо должно находиться так, чтобы оно закрывало проход в полость носа.
- Корень языка поднят.
- Боковые края языка не должны примыкать к верхним коренным зубам для того, чтобы остались проходы для воздуха, который вы выдыхаете.
- Напряженный кончик языка должен упираться в десна или в верхние зубы.
- Нижние и верхние зубы должны быть на не очень большом расстоянии друг от друга.
- Положение губ должно изменяться и зависеть от гласных звуков, которые идут после звука Л.
Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л
- Форсированный выдох, в результате чего можно услышать звук, который напоминает звук Н (воздух идет через нос) или звук Ф (при участии щек).
- Замена Л на Р, к примеру, «рыжи» , а не «лыжи».
- Неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», к примеру, «пашува», а не «пошла».
- Язык находится в глубине рта, слышится звук Ы, к примеру, «ыожка», а не «ложка».
Готовим речевой аппарат к произношению звука Л
- Чтобы выполнить упражнение под названием “Улыбочка” необходимо сделать такие действия: улыбнуться, чтобы губы растянулись, а затем вернуться в исходное состояние.
- “Трубочка” можно сделать двумя методами. Первый – сомкните зубы, губы вытяните вперед и преобразуйте их в квадрат. Второй – сымитируйте произношения звука У (только без голоса).
- “Иголочка” : улыбнитесь и высуньте изо рта острый язык.
- “Накажем непослушный язычок” : На нижней губе расположите широкий язык. Можете сделать маленькую ложбинку. Важно, чтобы язык был не очень напряжен.
- “Индюк” : приоткройте рот, язык расположите на верхней губе, а потом сделайте им поглаживающие движения сверху вниз. Можете добавить звукосочетание «бл-бл-бл».
- «Скачем на лошадке» : улыбнитесь, язик поднимите вверх к альвеолам и “присоситесь”. Потом пощолкайте им, имитируя «цоканье копыт».
- «Покатаемся на качелях» : улыбнитесь. Вначале за нижние зубы опустите острый кончик языка, а потом поднимите за верхние.
Несколько способов постановки звука Л
Первый способ. Широко откройте рот. Сделайте так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Потом между зубами высуньте широкий язык, произнесите звук А и сразу прижмите его зубами. В результате у вас получиться сочетание звуков А и Л. Как только у вас в таком положении получиться произносить звук Л, переместите язык в правильное положение — он должен быть поднят вверх и упираться в десны или зубы.
Второй способ. Произнесите звук Ы. Потом произнесите простые слова, в которых присутствует слог ЛЫ, к примеру, лыко, лыжи и так далее. Когда у вас в межзубном положении получиться произнести звук Л, переведите кончик языка в правильное положение.
Видео уроки
Многие родители замечают, что крохе не удается произнести звук «Л», он его «проглатывает» или произносит вместо него иные звуки («У», «Й»). Как научить ребенка выговаривать букву «Л» правильно? Для исправления речи, прежде всего, надо определить причину и источник ошибок.
Основные ошибки в выговаривании буквы «Л» и их причины
- Вместо «Л» ребенок произносит «Й». Причина данной ошибки заключается в том, что ребенок неверно располагает язык. При правильном выговаривании буквы «Л» язык должен подняться вверх и коснуться неба. Чтобы скорректировать речь, нужно научить малыша прижимать конец языка к небу и верхним резцам, при этом задняя часть языка должна подниматься, а передняя − опускаться.
- Вместо «Л» ребенок говорит «У». В этом случае проблема заключается в ошибочном положении губ. Предложите ребенку широко улыбнуться, показав зубки, и произнести «ЛА» так, чтобы губы остались неподвижными.
- Вместо «Л» малыш произносит «Ы». Это происходит потому, что при выговаривании буквы «Л» конец языка опускается, а задняя часть, наоборот, поднимается. Коррекция проводится так же, как и в случае со звуком «Й».
- Вместо «Л» ребенок говорит «В». Язык при этом остается совершенно неподвижным, а основную роль в звукообразовании играет нижняя губа. Исправить эту ошибку можно, научив малыша опускать нижнюю губу, касаясь языком верхних резцов, а затем приводить губу в исходное положение.
- Вместо «Л» малыш произносит «Г». Причиной этой ошибки является то, что в звукообразовании не участвует кончик языка. Малыша нужно научить касаться языком верхней части резцов.
Логопедические развивающие игры на тренировку звука «Л»
Такие игры способствуют не только формированию правильной артикуляции, но и развитию артистических способностей ребенка, расширяют его кругозор, тренируют память.
«Вкусный мед»
Пусть ребенок представит, что он мишка, который очень любит мед. Когда мишка видит мед, он облизывается от предвкушения полакомиться вкуснятиной. Изображая мишку, ребенок должен не спеша облизать верхнюю и нижнюю губы.
Покажите малышу на картинке, как надувается парус под дуновением ветра. Предложите ему «показать» парус языком. Для этого кончиком языка нужно упереться в верхние резцы и медленно выдохнуть.
«Лошадка»
Ребенок должен широко улыбнуться, открыв зубы, и поцокать языком, имитируя бег лошадки. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Лошадка может бегать быстро или медленно, громко цокая или почти бесшумно.
«Пароход»
Ребенок должен приоткрыть рот, кончик языка опустить, а спинку приподнять. Затем произносим протяжное «ЫЫЫЫЫЫ», имитируя гудок парохода.
Как научить ребенка выговаривать букву «Л» в старшем возрасте?
Неправильное произношение звука «Л» в возрасте старше 6 лет может быть следствием неврологических заболеваний, стрессов, неправильного прикуса или короткой уздечки, поэтому ребенка должен осмотреть педиатр, детский психолог и логопед.
Если специалисты не выявили физиологических нарушений речевого аппарата, то причиной неправильной артикуляции является педагогическая запущенность ребенка. Чем старше ребенок, тем труднее его научить правильному произношению звуков. В этом случае родители и воспитатели должны постоянно контролировать произношение. Особое внимание необходимо уделять тренировке моторики рук, от которой напрямую зависит развитие речи.
Многим деткам трудно научиться произносить отдельные буквы. Наиболее сложным в произношении является звук «Р», поэтому часто дети проглатывают его или пытаются заменить другими, более простыми звуками «Л» и «Г». Пока ребенок только учится разговаривать, родителям не стоит волноваться, если у него не получается правильно выговорить эту букву. Тренировать ребенка в произношении буквы «Р» следует начинать в 4-5 лет. Если ребенок посещает детский сад, то родители могут обратиться за помощью к логопеду, который будет регулярно проводить индивидуальные занятия с малышом. Если ребенок воспитывается дома и у родителей нет возможности получить помощь специалиста, то развивающие упражнения необходимо проводить самостоятельно.
Как научить ребенка выговаривать букву «Р»?
Начинать следует с постановки артикуляции: зубы размыкают, язык складывают в виде лодочки, его бока должны прикасаться к зубам, а кончик подниматься и прикасаться к резцам.
- Язык устанавливается, как для выговаривания буквы «Р», но многократно произносится звук «ЗЗЗЖЖЖ», а затем «Д».
- Малыш высовывает язык и прижимает его губами, после этого он должен быстро выдохнуть через рот, заставив конец языка слегка вибрировать.
- Ребенок открывает рот, распластывает язык так, чтобы его кончик коснулся передних резцов, а бока – коренных зубок. В таком положении нужно удержать язык на несколько секунд, а потом полностью расслабить его. Повторить 3-4 раза.
- Ребенок должен открыть рот, слегка разомкнув губы, и 10 раз легонько прикусить кончик языка.
- Пусть малыш попробует пощелкать языком, присасывая его к небу. Повторить упражнение нужно минимум 10 раз, меняя темп.
- Предложите ребенку попробовать имитировать языком цокот копыт лошади.
- Малыш резко и б
учим ребенка выговаривать букву Л
Что делать, если ребенок не выговаривает Л, как научить малыша выговаривать звук Л дома: логопедические упражнения, звук Л в стихах, предложениях и трудных словах, закрепление звука «Л» в речи ребенка.
Если малышу пока не дается звук «Л», вы вполне сможете помочь ему, занимаясь с ним дома. Уделите достаточно внимания артикуляционной гимнастике, описанной ниже, и использованию звука Л в речи ребенка.
Как произносить звук Л: упражнния с логопедом (видео)
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Развиваем речь ребенка: веселые скороговорки для детей 6-7 лет
Правильное положение органов артикуляции для произнесения звука Л
- Губы слегка растянуты в улыбке.
- Кончик языка на десне, за верхними зубами.
- Боковые края языка подняты вверх, но не касаются зубов.
- Струя воздуха проходит между зубами и боковыми краями языка. Голосовые связки дрожат, в результате чего образуется звонкий звук – л.
Постановка звука Л. Как научить ребёнка произносить звук Л (видео)
Как перавильно произносить звук Л в речи ребенка
- Покусывать узкий кончик языка.
- Поднимать узкий кончик языка за верхние зубы, прикоснуться к десне и опустить язык.
- Произносить длительно звук – а-а-а и в это время прикоснуться узким кончиком языка к десне за верхними зубами. Слышится слог – ал.
- Произносить длительно звук – а-а-а и несколько раз прикусить узкий кончик языка. Слышится слог – а-ла-ла-ла.
- Произносить длительно звук – ы-ы-ы и в это время протолкнуть узкий кончик языка между зубами. Слышится слог – ыл.
Следить, чтобы губы не смыкались, а были растянуты в улыбке. Если звук получился в межзубном положении языка, то его можно начать закреплять в словах. Постепенно нужно будет перевести язык за верхние зубы.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как самостоятельно проверить, какие звуки не выговаривает ребенок
Закрепление звука Л в речи ребенка
- Закрепление звука Л в закрытых слогах:
Мал | был | палка | мылся |
Бал | мыл | балка | бился |
Дал | выл | галка | пилка |
Зал | жил | жалко | |
Спал | пил | скалка | |
Упал | бил | фиалка | |
Копал | мил | скакалка |
- Закрепление звука Л в предложениях
Дядя Михаил коня напоил.
Павел поймал галку.
Папа купил елку.
Стул упал на пол.
Дятел искал жуков.
Отец поехал на вокзал.
- Закрепление звука Л в стихах
Ал-ал-ал – я купил пенал.
Ол-ол-ол – я гонял в футбол.
Ил-ил-ил – пять мячей забил.
Ел-ел-ел – песенку запел.
У ежа и елки иголки очень колки.
Спал я спал, спать устал. Взял да встал, постоял-постоял, снова устал и опять поспал.
Солдатик оловянный жил, он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как научить ребенка правильно выговаривать звук С
Закрепление звука Л в открытых слогах
Лак | лоб | лук | лижи |
Лапа | лось | луч | лысый |
Лампа | лото | лужа | лыко |
Лапша | ложка | луна | лыжник |
Ландыш | ложка | луковица | ломтик |
Ласточка | локоть | лужайка | лазить |
Ладошка | лошадь | лукошко | ломать |
Мала | болото | тулуп | малыш |
Пила | калоши | шалун | столы |
Дала | колодец | голубь | улыбка |
Кулак | Володя | желудь | смелый |
Калач | холодный | палуба | спелый |
Халат | голодный | получать | каникулы |
Cалат | поломка |
- Закрепление звука Л в предложениях
Мила ела салат.
Мама готовит молочную лапшу.
Мила вымыла ладошки.
В колодце холодная вода.
Закончилась холодная зима.
- Закрепление звука Л в стихах
Все бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот веселые деньки!
Все на лыжи и коньки!
Мама Милу мыла мылом,
Мила мыло не любила.
Мышка весело жила,
на пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало,
но все мышке было мало.
Закрепление звука Л в стечении с согласными
Глаза | пламя | клоун | блузка |
Класс | плавать | клочок | каблук |
Кладовая | платок | глобус | клумба |
Гладкий | слабый | слово | клубок |
Клавиши | флакон | хлопать | слушать |
- Закрепление звука Л в предложениях
Мила видела слона.
Слава идет в кладовую.
На яблоне висят сладкие яблоки.
Володя – смелый пловец.
Клава надела белый платок.
Слава плывет на лодке.
- Закрепление звука Л в стихах
Головой кивает слон,
он слонихе шлет поклон.
Съел Слава сало,
да сала было мало.
Божья коровка
– глупая головка:
села на подсолнушек,
думала, что солнышко.
Белое одеяло землю одевало.
Солнце напекло, одеяло потекло.
Закрепление звука Л в трудных словах:
Лаял — лаяла | лакал – лакала | ловил — … |
Плыл – плыла | лазил — … | ломал — … |
Колол – колола | плавал — … | глотал — … |
Делал – делала | гладил — … | положил — … |
- Закрепление звука Л предложениях
Во дворе лаял пес.
По реке плыл плот.
Котенок лакал молоко.
Кот ловил мышку.
Володя положил пенал на стол.
Михаил погладил носовые платки.
- Закрепление звука Л в стихах
Елка плакала сначала от домашнего тепла.
Утром плакать перестала, задышала, ожила.
Белый снег, белый мел,
белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
белой даже не была.
Солнечный лучик упал на волну,
солнечный лучик попал в глубину,
Плавал он, плавал в глубокой волне
и вспоминал он о солнечном дне.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Речевое развитие ребёнка, 7 год (1 часть)
Закрепление звука Л в текстах
Прослушать текст, который читает взрослый. Пересказать с помощью вопросов, а потом самостоятельно.
- Михаил взял лукошко и пошел за ягодами. Михаил набрал много ягод и устал. Сел Михаил под елку. Где-то дятел долбил кору, он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Отдохнул Михаил, и пошел домой. По дороге увидел на елке белку. Белка испугалась и убежала.
- Захотел Володя половить рыбы. Он знал места, где водится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась мелкая и крупная. Володя наловил много рыбы. Он толкнул лодку и поплыл домой.
Развитие фонематического слуха у ребенка
- Хлопнуть в ладоши, услышав звук – л – среди других звуков: л, м, н, б, д, л, к, л, х, в, п, л.
- Отложить фишку, услышав слово со звуком – л: мама, лапа, дом, лом, сам, лак, кот, лодка, дуб, луна ….
- Из предложенных картинок или игрушек отобрать те, в названиях которых есть звук – л.
- Самостоятельно найти слова со звуком – л среди игрушек, домашних вещей: лампа, полка, стол, платье, булка, блокнот, колбаса, сало, масло, блузка, и т. д.
- Заменить первый звук в слове на звук – л и назвать новое слово:
Мак – лак, шапка – лапка
Сом – лом, чайка – лайка
Папа – лапа, ножка – ложка
Мама – лама, маска – ласка
ватка – латка
Закрепление звука – л в спонтанной речи
Ребенок называет по памяти слова со звуком – л и составляет с ними предложения. Взрослые следят, чтобы малыш постоянно пользовался правильным звуком в речи.
Теперь вы знаете, что делать, если ребенок не выговаривает Л, как научить малыша выговаривать звук Л дома. Если пра5ктиковать логопедические упражнения, звук Л в стихах, предложениях и тружных словах, то вскоре речь ребенка улучшится.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Логопедическая группа в детском саду: в чем отличие
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Учим ребенка выговаривать Ш: советы логопеда
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Если ребенок плохо говорит: причины и рекомендации
Загрузка…
Задания и упражнения на автоматизацию звука [л]
Подборка заданий и упражнений на автоматизацию звука [л]
Переодетые буквы
Буква Л любит переодеваться в разную одежду. Ее бывает трудно узнать. Давай попробуем узнать ее в разных нарядах. Называй все буквы Л и подчеркивай их.
Найди букву на картинке
Буква Л решила поиграть с тобой в прятки. Найди все буквы Л на картинках, покажи их пальчиком и назови.
Балаболки
Буква Л хочет тебе рассказать о своих подружках-балаболках. Они все время что-то болтают. Для того чтобы разговаривать с ними, попробуй запомнить их язык.
ЛА-ЛА-ЛО
ЛЫ-ЛЭ-ЛА
ЛЭ-ЛЫ-ЛЭ
ЛА-ЛЫ-ЛО
ЛЫ-ЛЫ-ЛА
ЛОЛЫ-ЛА
ЛУ-ЛЫ-ЛЭ
ЛУ-ЛО-ЛА
Комната Л
Это комната Л. Найди в комнате предметы, в названиях которых есть звук Л. Назови все эти предметы, а потом раскрась их.
Загадки звука Л
Перед тобой стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем — на нижней и в конце — на остальных. А теперь Л будет задавать тебе вопросы. Постарайся правильно ответить на них.
Что находится между яблоком и луком?
Что находится слева от куклы и над яблоком?
Что находится под луком и справа от ложки?
Что находится между лопаткой и молотком?
Что находится под юлой и над вилкой?
Игра «Скажи наоборот»
Л хочет с тобой поиграть в игру «Скажи наоборот». Л будет называть тебе картинки и говорить, какими они бывают, а ты должен будешь сказать наоборот. Например: молоко бывает горячее, а бывает холодное.
Волшебник бывает добрый, а бывает … (злой). Волк бывает сытый, а бывает … (голодный). Лошадь бывает черная, а бывает… (белая). Бокал бывает пустой, а бывает … (полный). Волосы бывают темные, а бывают … (светлые). Человек бывает пожилой, а бывает … (молодой).
Вагончики
У Л гостили друзья. Пришла пора их провожать, приехали они на вокзал и забыли, кто в каком вагоне едет. Помоги им сесть на свои места. Гостей со звуком Л в начале слова посади в первый вагон, со звуком Л в середине слова — в средний вагончик, со звуком Л в конце слова — в последний вагон. Нарисуй стрелочку от пассажира к вагончику, в котором он будет ехать.
Поход в лес
Л с друзьями в лесу. Посмотри внимательно на левую картинку и назови всё со звуком Л. А теперь посмотри на правую картинку и скажи: что дети забрали с собой, а что забыли в
лесу?
Автоматизация звука Л в словах
Письмо
Сочини вместе с Л письмо ее бабушке. В этом тебе помогут картинки. Я начну предложение, а ты его закончишь.
Колдунья на балу… что делает?
Плакса в комнате… что делает?
Плот по воде…?
У Милы каблук…?
Малыш по полу…?
Клоун лукаво…?
Болтунья на лавке…?
На балу колдует… кто? В комнате плачет…? По воде плывет…? У Милы сломался…? По полу ползает…? Лукаво улыбается…? На лавке болтает…?
Подбери картинку
Назови все картинки в окошках. Найди подходящую картинку, назови ее и помести в пустое окошко (нарисуй стрелочку от картинки к окошку). Объясни, почему ты так сделал.
Половинки
Злой волшебник утащил половинки картинок со звуком Л. Скажи, половинки каких предметов утащил волшебник? Например: половинку луны, половинку яблока. А теперь дорисуй предметы, чтобы они стали целыми.
У Л есть знакомый волшебник. Сегодня он не выспался и написал письмо, в котором все перепутал. Помоги волшебнику исправить ошибки в письме, а потом найди подходящую картинку.
Волшебник
На луне небо.
Мама сделала свеклу из салата.
Холодильник в колбасе.
На платке голова.
Калач съел Славу.
Яблоко выжало сок из Милы.
Волны плывут по лодке.
Мила в гостях (цепной текст)
Мила ездила в гости в село. Послушай об этом рассказ и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.
Мила поехала в село к тете Клаве.
У тети Клавы была лошадь.
На лошади каталась Мила.
Для Милы тетя Клава купила удобное седло.
Ленивый Павел (пересказ по серии картинок)
У звука Л есть знакомый мальчик Павел. Он — лентяй. Любит сидеть сложа руки. Послушай рассказ о нем и постарайся запомнить.
Павел вышел на улицу, сел на лавку. Сидел на лавке и глядел на солнышко. Напекло ему голову.
Зашел Павел домой. Сел на стул. Сидел и глядел в потолок. Посидел на стуле, встал и сел на лошадку-качалку. Сидел на качалке и глядел на пол. Встал с качалки, походил, походил и сел на пол. На полу и уснул.
Так Павел целый день бил баклуши.
Котенок Шалун (пересказ по серии картинок)
Л побывал в гостях у своей подружки Лады и нарисовал об этом картинки. Теперь он хочет рассказать тебе о своих друзьях: Ладе и ее котенке. Попробуй запомнить этот рассказ. Будь внимателен! Л перепутала все картинки. Пожалуйста, пронумеруй их правильно и перескажи рассказ Л.
У Лады был милый котенок. Он был белолапый, белолобый, белохвостый и очень шаловливый. Лада гладила котенка и поила его молоком из голубой плошки. Когда Лада садилась учить букву Л, котенок шалил. Он катал по полу клубки для вязания. Потом котенок уставал и ложился спать на мягкую теплую подстилку под столом.
Найти, покажи и назови букву Л
Упражнение «Пароход». Рассмотри картинку. Как гудит пароход? (Л-л-л…) Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Л-Л-Л…
Упражнение «Песенки». Белочка решила научить всех зверей в лесу правильно произносить её любимый звук Л. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Белочкой. Постарайся не ошибаться.
Упражнение «Скажи наоборот». Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком Л. Повтори предложения целиком, выделяя звук Л. Справиться с заданием тебе помогут пары картинок.
У берёзки ствол тонкий, а у дуба — … (толстый) Заяц трусливый, а лев — … (смелый) Суп горячий, а эскимо — … (холодное) Собака сытая, а волк — … (голодный) Воздушный шар лёгкий, а гиря — … (тяжёлая) Великан сильный, а Дюймовочка — … (слабая) Марфушка грубая, а Настенька — … (ласковая)
Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Л. Найди слова, в которых звук Л находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом — названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.
Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги ласточке долететь до своего гнёздышка. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке из облаков. Составь предложения с прочитанными словами.
Упражнение «Слоговое лото». Помоги Ладе собрать необычный букет. Прочитай записанные на цветах слоги и составь из них слова. Справиться с заданием тебе поможет цвет лепестков. Вместе с Ладой составь предложения с получившимися словами.
Буква л упражнения — Все о детях
Методические рекомендации по постановке и автоматизации твердого звука [Л] Звук Л – звук позднего онтогенеза. Его появление в норме возможно к 6-6,5 годам. Но по данным наших наблюдений своевременное появление звука Л значительно отсрочено, и не всегда полноценно формируется без специальной помощи. Нарушение звука Л бывают разнообразные: Как полное отсутствие звука «Л», Так и его искажение (межзубный, носовой, двугубный) — ламбдацизм, Встречаются и замены звука Л на другие звуки – Р «рак» — «лак», Л (мягкий) «лак»-«ляк», В «лодка» — «водка» такие замены характеризуют нарушение параламбдацизм. Основными причинами нарушения звука Л называют: короткая подъязычная связка; слабость мышц языка; нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи. Методика постановки звука Л В методике постановке звука Л необходимо придерживаться следующей схемы работы: Ребенку объясняют характерные особенности артикуляции звука Л, и подкрепляют зрительно: «Когда мы правильно говорим звук Л: кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубы». Закрепляем в упражнение «Силач»: кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [Л-Л-Л]. Закрепляем в упражнении «Звук Л путешествует по дорожкам»: логопед пишет 3 буквы Л и от них дорожки. С ребенком придумываем, куда придет звук Л по каждой дорожке. Ребенок ставит пальчик на дорожку, а язык на место правильной артикуляции звука Л. Даем инструкцию: «Сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поем «Л-Л-Л». Наклеиваем ребенку в тетрадь 3 картинки со звуком Л: Далее начинается автоматизация полученной артикуляции в обратных слогах: Примечание: если звук дается легко, ребенок сразу правильно принял положение (это характерно для дислалии), то автоматизировать можно в прямых слогах и словах сразу. ла ал ала ло ол оло лу ул улу лы ыл ылы Объясняем, сначала рот широко открывается на «А», затем кончик языка поднимается за верхние зубы: ал – ал – ал Объясняем, сначала рот открываем на «О», затем кончик языка поднимается за верхние зубы: ол-ол-ол Объясняем, сначала губы вытягиваем в трубочку на «У», затем кончик языка поднимается за верхние зубы: ул-ул-ул Объясняем, сначала губы растягиваем на «Ы», затем кончик языка поднимается за верхние зубы: ыл-ыл-ыл Далее автоматизируем в словах: Бал, вал, дал, жал, зал, мал, стал, спал, упал, устал, бокал, стучал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, металл, вол, гол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, гул, дул, стул, аул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, ныл. Был, выл, мыл, забыл, завыл, мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, вел, шел, ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил и т.д. Примечание: не мене 80 слов, которые отрабатываться на занятии и записываются для повторения дома. Родителям показывают, что в конце каждого слова ребенок поднимает кончик языка за верхние зубы. Этап автоматизации Л в словах с обратным слогом в середине слова: Галка, палка, скалка, фиалка, холм, булка гулко, обулся, тянулся, мылся т.д. Следующий этап автоматизации – словосочетания в которых есть слова со звуком «Л» в конце слов: Музейный зал Канатный узел Вымыть пол Стоит осел Галка птица Новая полка Рыжая белка и т.д. Требования к словосочетаниям: звук Л встречается только в одном слове, стоит только в обратном слоге, порядок слов значения не имеет. Когда материал с словосочетаниями в обратном слоге усвоен, следующим этапом становиться автоматизация прямого слога с звуком «Л»: — слоги: Ла-ла-ла Ло-ло-ло Лу-лу-лу Лы-лы-лы А также по слоговой таблице в определенной последовательности: Ла ал ала Ло ол оло Лу ул улу Лы ыл ылы — слова со звуком Л в начале слова: Лапа, лама, лаз, лопат, лак, ласточка, ландыш, лоб, лом, лось, лодка, локоть, лошадь и т.д. Эффективность автоматизации звука Л напрямую зависит не только от качественно подобранных слов, но также от количества базового материала. Рекомендуем использовать не менее 80 слов каждой автоматизируемой группы. — слова в интервокальной позиции: Юла, зола, вела, дела, жила, пила, кулак, калач, салат и т.д. Повторяем так же, количественно соблюдая нормы. — автоматизации в словах со стечениями согласных: кла кло клу клы пла пло плу плы тла тло тлу тлы шла шло шлу шлы склад склон клубок сплав стлать сплутовать Автоматизация в словосочетаниях (40-45 словосочетаний): Лоб лошади Лоцман в лодке Локоны у Лоры Ломтик в ложке Ловкий лодочник Автоматизация в предложениях: 20-25 предложений. Мила долго мыла полы. На лошадь надели седло Стул упал. Автоматизация в рифмовках, пословицах и поговорках (не мене 10-15 для повторения и заучивания): Павел мал — с лавки упал. Полная луна на небе одна. Данила боится мыла. Где много слов, там мало дела. Кто не глуп, тот на слова скуп. Автоматизация в стихотворениях (3-4 для заучивания и проговаривания): Все бело, бело, бело, Много снега намело. Вот веселые деньки, Все на лыжи и коньки. Автоматизация в коротких рассказах и сказках (3-4 произведения): Например: «Лев и мышь» Л. Толстой «Лиса и козел» сказка «Косточка» Л. Толстой Автоматизация как работа считается оконченной, и мы рекомендуем родителям поправлять ребенка в словах с полученным звуком в обиходной речи еще от 3-6 мес., так как это период, в который звук «приживается» окончательно. А также разучивать рифмовки, чистоговорки. В среднем курс коррекции звука с неотягощенным диагнозом составляет – 5 занятий, в осложненных случаях 10-12 занятий – по 30 минут. Маленькие хитрости: Если у ребенка «в» вместо «л» на этапе «слоги-слова», иногда и первые словосочетания — марлевой стерильной салфеткой захватить нижнюю губу и весь материал проговаривать, акцентируя внимание на подъеме кончика языка за верхние зубы. Пальцами оттягивая нижнюю губу вниз. Тем самым «разрывая» рефлекс «губной», заменяя на верхний подъем языка. Ребенок быстро переключается и привыкает. Если у ребенка слабая мотивация на подъем кончика языка за верхние зубы: укладываем ребенка на кушетку, захватываем марлевой салфеткой и верхнюю и нижнюю губу — «оголяем зубы», повторяем с ребенком речевой материал, следим за четким подъемом кончика языка за верхние зубы. Если «Л» всегда мягкий: А) Просим ребенка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В тоже время ведется фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы. Б) Второй способ: прикусывать острый кончик языка на звук «Л» в автоматизируемом материале. Примерная структура логопедического занятия: Артикуляционная гимнастика – 5-7 минут. Поэтапная постановочная и автоматизированная работа – 15 минут от занятия. На этапе автоматизации включает 5 минут повторения заданий прошлого урока, 10 минут новый материал. Фонематическая работа – 10 минут.
Source: health.mail.ru
Читайте также
Логопед буква л упражнения — Детишки и их проблемы
Венценосцева Елена Валентиновна
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида)
№ 502 Кировского района Санкт-Петербурга
Учитель-логопед
Конспект логопедического занятия в 1 классе
коррекционной школы VIII вида (1 вариант).
Тема: Звуки [л], [ль], буква Л.
Коррекционно-образовательные цели:
Различение звуков [л], [ль].
Совершенствование грамматического строя речи (образование глаголов множественного числа прошедшего времени).
Совершенствование навыка составления предложения из слов.
Формирование навыка чтения слов.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти.
Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.
Развитие общей моторики.
Развитие мышления.
Воспитательные цели:
Воспитание четкой, правильной речи.
Формирование навыков взаимопонимания, сотрудничества.
Воспитание навыков правильного поведения на уроке: умения слушать учителя, отвечать на вопросы.
Оборудование: изображения Лунтика и Лисы, зеленые и синие квадраты для каждого ученика, предметные картинки (перечислены в ходе занятия), игра «Поймай рыбу», индивидуальные листы с напечатанными наборами букв, индивидуальные конверты с набором букв.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, дети. Сейчас я буду говорить, что делал один человек, а вы – что делали много. Сядет тот, кто скажет правильно. Например, я говорю «пил», а вы говорите …
Учащиеся: «Пили».
Глаголы (слова-действия) в прошедшем времени: ел, гулял, ходил, играл, пел, писал, рисовал, думал. Логопед уточняет, какой звук в конце слов-действий единственного числа, и какой звук появляется в словах множественного числа перед звуком и.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Тему сегодняшнего занятия нам помогут назвать гости, которые к нам сегодня придут. Угадайте, кто эти гости.
Я родился на Луне,
И доволен я вполне.
Домом стала мне Земля,
Здесь живут мои друзья!
Помогаю всем я тут.
Ну-ка, как меня зовут?
Учащиеся: Это Лунтик.
Логопед показывает картинку.
Логопед: отгадайте следующую загадку.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
Учащиеся: Это лиса.
Логопед показывает картинку.
Логопед: Назовите первый звук в слове «Лунтик».
Дети: [л].
Логопед: Назовите первый звук в слове «лиса».
Дети: [ль].
Логопед: правильно! Именно эти звуки мы сегодня будем изучать на занятии, учиться различать их. Скажите, звук [л] – это твёрдый или мягкий звук?
Учащиеся: Это твёрдый звук.
Логопед: А звук [ль] – это твёрдый или мягкий звук?
Учащиеся: Это мягкий звук.
3. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Наши гости не знают, как отличить первые звуки их имен друг от друга. Помогите им, пожалуйста: послушайте звуки, слоги и слова и поднимите зелёный квадрат, если услышите [ль], или синий квадрат, если услышите [л].
Ученики слушают звуки, слоги, слова и поднимают зеленый или синий квадрат в зависимости от наличия соответствующего звука: л, ль, ль, л; ла, лю, ле, ал, оль, лы; лампа лямка, яблоко, апельсин, слива, пенал, стол.
Логопед напоминает учащимся, что звуки [л], [ль] обозначаются одной и той же буквой Л.
Развитие зрительного внимания.
Упражнение «Найди букву».
Логопед: Лиса очень хочет научиться писать свое имя, но не знает, с какой буквы оно начинается. Помогите Лисе найти букву Л среди тех букв, которые написаны у вас на листах. Ученики находят на своих листах букву Л среди других букв и зачеркивают её.
Запись на листе: А П Л М Н Л И Д Л
Формирование навыка чтения слогов.
Упражнение «Поймай рыбку». Логопед просит детей подойти к её столу и «поймать рыбку». Учащиеся с помощью магнитной улочки «ловят» бумажные рыбки с написанными на них слогами: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛИ, АЛ, ОЛ, УЛ.
Дифференциация звуков [л], [ль] в словах на слух.
Упражнение «Подари подарки».
Логопед: Нужно подарить нашим гостям подарки. Если название картинки начинается со звука [л], кому мы подарим этот предмет: Лунтику или лисе?
Учащиеся: Этот предмет мы подарим Лунтику.
Логопед: А если название картинки начинается со звука [ль], то кому подарим этот предмет?
Учащиеся: Подарим лисе.
Дети закрепляют на магнитной доске картинки под изображением Лунтика и под изображением лисы. Картинки: линейка, лилия, яблоко, вилка, пила, апельсин, сливы, лодка.
Физкультминутка.
Развитие слухового внимания и общей моторики.
Игра «Просьба».
Логопед: Давайте покажем друзей Лунтика, но только если я скажу слово «Просьба».
Прыгай, как Кузя. Летай, как Майя. Просьба. Ходи, как дядюшка Шнюк. Просьба. Жужжи, как Пчеленок. Покружись, как бабочка. Просьба.
Можно показать детям картинки с изображением друзей Лунтика.
Развитие фонематического восприятия.
Упражнение «Составь слово из звуков».
Логопед: Дети, давайте покажем нашим гостям, как составлять слова из первых звуков названий картинок.
Учащиеся выделяют первый звук в слове и составляют из них слова. По ходу выполнения упражнения проводится словарная работа. Получившиеся слова: лимон, стол, слива, лампа, липа, стул.
Составление слов из букв, формирование навыка чтения.
Логопед: Давайте покажем всем, как вы умеете составлять слова из букв. Педагог раздаёт ученикам конверты с набором букв. Учащиеся складывают слова из букв и читают их (в случае затруднения можно показать картинку), затем определяют, какой звук обозначает буква Л – твёрдый или мягкий.
Буквы в конвертах: В, О, Л, К
Л, И, С, Т
С, И, Л, А
К, Л, О, У, Н.
Различение звуков [л], [ль] в предложениях.
Упражнение «Составь предложение из слов».
Логопед: Лисе хочется научиться составлять предложения, но она не умеет. Помогите ей, пожалуйста. Логопед читает слова, а учащиеся составляют из них предложения:
Самолет, лететь, над, лес. Володя, любить, апельсины. Лодка, плавать, река, по. Желуди, лежать, дубом, под. Мама, купить, яблоки, сливы, и. Лена, спит, одеялом, под. Мила, качаться, качелях, на. Коля, взять, линейка.
В предложениях ученики выделяют слова с мягким и твердым звуками [л], [ль].
11. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Логопед предлагает детям вспомнить тему занятия, назвать слова с мягким звуком [ль], твердым звуком [ль]. Затем оценивает деятельность каждого ребёнка на занятии. Прощание с Лунтиком и лисой.
Source: doc4web.ru